Виды гребли на гладкой воде. Академическая гребля

Трудно назвать точную дату возникновения гребного спорта. Первые упоминания о соревнованиях гребцов есть уже в античной литературе - римский поэт Вергилий описывает в «Энеиде » состязание боевых гребных кораблей, устроенное Энеем - одним из героев троянской войны. В средние века были достаточно распространены цеховые соревнования лодочников. В Лондоне до настоящего времени разыгрывается приз, учрежденный в 1715 году для профессиональных гребцов.

  • В 1718 году Петр I основывает первый в России яхт- клуб «Невский флот », основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников. Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования.
  • В 1830 году в Англии появились первые лодки с выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги, и еще больше увеличивалась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой «академической». Лодки стали изготавливать из более легких материалов. Их тщательно отделывали и обрабатывали поверхность. Появились суда с гладкой, (скифовой) обшивкой.
  • Вторая половина 19-го века характеризуется увеличением количества гребных и яхт- клубов, культивировавших вместе с парусным и гребным спортом. Основанный в 1858 году в Петербурге кружок любителей «Моряк на все руки», переименованный в 1860 году в Санкт- петербургский речной яхт- клуб, разработал первый в России правила проведения гребных гонок. 31 июля 1861 года на средней Неве клубом были организованы первые официальные соревнования на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя гребцами, а в 1864 году - первые соревнования на академических лодках. В 1867 году открывается московский речной яхт- клуб «Стрелка», сохранившийся до настоящего времени. Но это были достижения отдельных талантливых трудолюбивых русских гребцов. Ни о каком массовом развитии в дореволюционной России не могло быть и речи. Второе рождение академической гребли состоялось при Советской власти. В первую очередь был открыт широкий доступ в клубы всем желающим заниматься этим видом спорта. Стали строиться новые водные станции, расширилась география гребного спорта, начали готовиться кадры квалифицированных специалистов.
  • Большим событием в истории Советского гребного спорта стала Всесоюзная спартакиада 1928 года . Это были первые крупные соревнования, собравшие всех сильнейших советских гребцов. Героем академической гребли стал ленинградец М. Савримович, победивший в трех классах лодок - в одиночке, двойке и четверке. Традиционное соперничество двух главных гребных центров - Москвы и Ленинграда - принесло победу Ленинградцам. Всесоюзная спартакиада дала мощный импульс дальнейшему развитию гребли в стране. В гребные клубы потянулась молодежь. Возросло количество соревнований, и наиболее интересные из них собрали многотысячную аудиторию зрителей. Академическая гребля завоевывала все большую популярность. Долгое время главными центрами гребного спорта в России оставались Петербург и Москва. Только в 1908 году был создан Всероссийский союз гребных обществ, объединявший к 1914 году 24 клуба. Подавляющее большинство из них было доступно лишь представителям привилегированных слоев общества. Первый чемпионат России по академической гребле состоялся немного раньше - в 1892 году. Победителем в одиночке стал москвич С. Шустов .
  • В 1892 году образовалась международная федерация гребных обществ, (FISA), начавшая с 1893 года проведение чемпионатов Европы, которые стали в дальнейшем открытыми и для гребцов с других континентов. Основная особенность академической гребли - отсутствие ограничений на конструкцию инвентаря и материалов - была сформулирована в первом же регламенте гонок. Спортсменам

разрешалось участвовать в соревнованиях на своей лодке. Никаких требований к лодке не предъявлялось.

Соревнования

Эта дистанция равняется 4 милям 374 ярдам . Участие в гонке между Кембриджем и Оксфордом - удостаиваются лишь лучшие студенты Университетов. Подготовка к состязаниям начинается в сентябре, в университетских командах Кембридж и Оксфорд проводят отборочные туры, в начале отбирают по 40 студентов, а к декабрю остаются лишь 24-28 сильнейших. Впервые университетская регата была устроена в 1829 году в местечке Хэнли . Два школьных приятеля - Чарльз Меривал и Чарльз Уордсворт - поспорили. Оба они учились в университетах, первый - в Кембридже, второй - в Оксфорде. Разрешить спор, какой из вузов сильнее, решили выяснить в гребле на дистанции четыре с четвертью мили (6,8 км). Кембридж выслал официальный вызов на дуэль , и на свет появилась одна из старейших теперь спортивных традиций Великобритании и всего мира. По нынешний день вызов отправляют проигравшие в предыдущей гонке.

Oxford & Cambridge

В день первой регаты, 12 марта 1829 года на берегах Темзы яблоко могло упасть разве что только в воду, на берегу реки собрались двадцать тысяч любопытных! Никто не ожидал подобного ажиотажа. И уже со следующего года было принято решение проводить заезд в Вестминстере . Но в 1845 году место проведения пришлось вновь сменить, берега в районе аббатства не могли вместить всех желающих, и гонка переехала на шесть миль выше по течению. С 1856 года этот гребная дуэль проводится ежегодно (за исключением перерывов вызванных мировыми войнами). За время этих встреч происходило несколько казусных случаев, в -м и -м экипаж Кембриджа затонул, а в -м и -м подобная участь постигла Оксфорд. В -м обе команды были залиты водой и не дошли до финиша (повторный старт на следующий день выиграл Оксфорд), а в -м Кембридж, несмотря на то, что лодка была заполнена водой до самых краев, сумел финишировать. Это крупнейшая двухдневная регата в мире. В ней ежегодно принимают участие до 8 тыс. спортсменов на более чем 1700 лодках. Кроме того, данное мероприятие постоянно привлекает около 300 тыс. зрителей. Протяженность трассы - 5,1 км. Гребцы стартуют от Бостонского университета и финишируют между мостом Эллиота и Северо-восточным университетом . В конце регаты проводятся самые престижные заезды: «четвёрки» и «восьмёрки» (мужчины и женщины). Участниками являются команды из колледжей, школ, спортивных клубов Новой Англии , а также все желающие в индивидуальном зачёте. Интересно, что возраст гребцов варьируется от 14 до 85 лет. В 2006 году в гонке принимали участие спортсмены из Китая , Хорватии , ЮАР , Ирландии и Нидерландов .

Международная федерация гребли

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГРЕБНОГО СПОРТА (ФИСА) - организует и проводит соревнования по академической гребле в программе Олимпийских игр, совершенствуют систему проведения соревнований, проводит чемпионаты мира, курирует международные соревнования и проводит работу по развитию вида спорта, расширению географии, совершенствованию правил соревнований, методики подготовки гребного инвентаря и развитию водного туризма. Эту работу выполняют соответствующие комиссии в составе ФИСА.

Основы гребли

Идеальной техники гребли не существует, каждый «академист» имеет свою собственную технику, основанную на различных чуствах и представлениях о гребле. Задачей тренера - является максимальная адаптация индивидуальной техники гребли спортсмена к различным условиям.

Гребок

Есть два основных момента в технике гребка - начало (также «зацеп» или «захват») и конец гребка. Оба они влияют на баланс, скорость движения и траекторию (как горизонтальную, так и вертикальную) движения лодки. С увеличением экипажа (то есть гребцов в лодке), значение этих двух моментов возрастает, так как в «идеале» момент начала и конца гребка всех членов экипажа должен быть одинаков, на самом же деле разница между гребцами (для профессиональных гребцов) в одном экипаже на момент начала (или конца) гребка составляет несколько сотых, а иногда и тысячных секунды.

Виды гребли академической

Соревнования по академический гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю. Парная гребля, это гребля двумя веслами, распашная гребля это гребля одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырёх или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.

Одиночка

Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:

  • Одиночки - мужские и женские;
  • Двойки парные - мужские и женские; двойки распашные - мужские и женские; двойки парные легкого веса - мужские и женские;
  • Четверки распашные - мужские и мужские легкого веса; четверки парные мужские и женские;
  • Восьмёрки - мужские и женские;

Классы лодок в академической гребли, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе Чемпионатов Мира:

  • Одиночки - мужские и женские легкого веса;
  • Двойки - мужские распашные с рулевым; двойки мужские распашные легкого веса;
  • Четверки - мужские распашные с рулевым; четверки - распашные женские, четверки - мужские и женские парные легкого веса;
  • Восьмёрки - мужские легкого веса;

Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение - Олимпийские игры (там все должны быть одного пола).

Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четверок и восьмерок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.

Особенности академической гребли

Академическая гребля очень сильно отличается от гребли на байдарке и каноэ: как по способу движения, так и по получаемым со стороны спортсмена нагрузкам. Академическая гребля - это один из немногих видов спорта в котором спортсмен задействует около 95 % мышц всего тела. Основные отличия от гребли на байдарках и каноэ таковы:

  • Длина прохождения дистанции
Варируется от 500 метров до 160 километров, взависимости от характера гонок: У юниоров «Б» (младше 16 лет) - 500-1000 метров, у юниоров «А» (16-18 лет) от 1000 до 2000 метров, у «U-23» и старше стандарт 2000 метров. Заезд на дистанцию более 2000 метров - считается марафоном.
  • Способ движения
Для «академистов» характерно движение спиной вперёд, причём коррекция движения лодки осуществляется по специальным дорожкам (буйкам)
  • Инвентарь
  • Скорость движения
До 20 км/ч (средне-ходовая для 8+) и до 30 км/ч (на "рывках" (старт/финиш)), об этом можно судить по показанному времени прохождения дистанции (2000 ). Самимыми скоростными лодками считаются 8+
  • Техника самой гребли

Оборудование

Академические суда - спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (вертлюгами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками). Лодки различаются на учебные (любительские) и гоночные. Учебные лодки как правило шире и имеют более высокие борта.

Сначала лодки делались исключительно из дерева, откуда сложилось разделение типов лодок по способу изготовления. «Клинкер» обшивался набором продольных реек. «Скиф» - фанерой или шпоном ценных пород дерева. Позднее композиционными материалами . Сейчас, когда «клинкерная» техника и «клинкерные» лодки ушли в прошлое «скифами» стало принято называть все гоночные лодки.

С 1980-х годов лодки производятся из углеродных материалов по технологии многослойного сэндвича, с применением в качестве связующего высококачественных эпоксидных смол. Стоимость лодки примерно равна цене автомобиля среднего класса.

В соответствии с Международной классификацией гребцы обоих полов на соревнованиях делятся на возрастные категории. Юниоры до 18 лет. Те спортсмены, которым к началу регаты исполнилось 18 лет, относятся к возрастной категории сениоров.

  • сениоры группы А (все сениоры);
  • сениоры группы Б (спортсмены в возрасте от 19 до 21 года);
  • сениоры группы В (сюда не входят спортсмены, относящиеся к спортивным клубам).

Юные гребцы делятся на 5 возрастных категорий и на две группы в соответствии со спортивной квалификацией. Существуют следующие возрастные категории: 11-12, 13, 14, 15-16 и 17-18 лет.

  • группа 1 (все спортсмены)
  • группа 2 (сюда не входят спортсмены, объединенные спортивными клубами).

Год регаты совпадает с календарным годом. Рулевые являются членами команд, это означает, что, к примеру, лодка гребцов-мужчин может управляться только рулевым мужского пола. В гонках среди взрослых команд не устанавливается никаких возрастных или квалификационных ограничений.

Лодки гребцов-юношей, напротив, могут управляться только рулевыми - представителями юношеской категории (минимальный возраст 12 лет). Перед каждой гонкой рулевым необходимо подать сведения о своем минимальном весе.

Вес рулевых-мужчин должен составлять 50 кг, вес рулевых-женщин - 45 кг. Вес в 5 кг разрешается компенсировать с помощью балласта. Вес рулевого 17-18 лет независимо от пола должен составлять 45 кг (при максимальном весе балласта 5 кг). Балласт должен находиться неподалеку от рулевого. У школьников не требуется определения минимального веса для рулевого.

Соревновательные дистанции

  • Для сениоров (мужчин) группы А и группы Б длина гребной дистанции составляет 2000м.
  • Для гребцов-мужчин возрастной категории 17-18 лет квалификационной группы 1 она составляет 1500м.
  • Все другие спорт-смены (мужчины и женщины) преодолевают дистанцию в 1000м.
  • Для спортсменов возрастной категории 11-12 лет длина гребной дистанции составляет 750 м (как для мужчин, так и для женщин).
  • Наряду с этими обычными дистанциями проводятся гонки на короткие дистанции (максимальная протяженность 500 м) и соревнования в гребле на длинные дистанции (минимальная длина 8000 м).

Соревнования

Система проведения соревнований гарантирует широкое участие в соревнованиях представителей всех возрастных категорий и групп, определенных в соответствии со спортивной квалификацией. В издаваемом ежегодно календаре гребли дано расписание проведения приблизительно 120 регат. Сезон проведения соревнований по академической гребле начинается в апреле с гонки на длинные дистанции и заканчивается в октябре проведением осенней регаты на длинные дистанции, а также командных первенств.

Сравнение результатов

В связи с различной глубиной водоемов, на которых проводятся соревнования, особенностями гребных дистанций, а также в связи с влиянием конкретных условий погоды в академической гребле не бывает абсолютных рекордов времени. Однако на наиболее известных дистанциях все же фиксируются установленные рекорды.

Сравнение результатов (времени) отдельных категорий между собой осуществляется путем так называемого «соотношения времени». Исходным моментом при этом является время, показанное восьмеркой на данных соревнованиях. Если остальные команды находятся примерно на том же уровне, то время, показанное ими (при относительно одинаковых условиях погоды), будет превышать время восьмерки на число секунд:

Класс лодки Добавочные сек.
Мужчины (2000 м)
Восьмёрка +0
Четвёрка б/р +28
Четвёрка с/р +39
Двойка парная +43
Двойка б/р +63
Одиночка +75
Двойка с/р +94
Женщины (1000 м)
Восьмёрка +0
Четвёрка парная +13
Четвёрка с/р +22
Двойка парная +25
Одиночка +41

Существует два принципиально отличающихся друг от друга типа гребли - уключенная и безуключенная. Первая - это когда весло соединяется с лодкой через уключину. Гребец, как правило, сидит спиной вперед. Примерами такой гребли является народная гребля, гребля на шлюпках, гребля на ялах и яликах. В гребле на ялах проводятся соревнования, особенно они популярны в военно-морском флоте России и других странах. Наиболее крупные соревнования проводятся в Финляндии, так называемая "кирха бот" или церковная лодка, где участвуют свыше 600 команд и дистанция 60 км. Ну и конечно же олимпийский вид - это академическая гребля.

Народная гребля

Это обычные прогулочные лодки, их еще иногда называют "гички" или "ялики". Такие лодки довольно широкие и устойчивые - освоить их не составит труда. Каждая имеет руль и одну или две пары весел, которые зафиксированы в уключинах. Гребцы сидят на скамейках - банках и упираются ногами в специальные упоры. Народная гребля была очень популярна в СССР.

Академическая гребля

Спортсмены приводят лодку в движение веслами, сидя спиной вперед. Такая гребля разделяется на два вида: парную и распашную. В первом случае гребут двумя веслами, во втором, соответственно, одним. Лодки бывают одиночки, двойки, четверки и восьмерки. На восьмерке всегда имеется рулевой, двойки и четверки могут быть как без рулевого - так и с ним, одиночкой же всегда управляет гребец веслами.

Дистанции бывают от 500м до 160км. На финише скорость лодки 8-ки может достигать 30 км/ч. В академической гребле следует отметить относительно высокую стоимость лодок по сравнению с другими видами. К примеру цена профессиональной лодки-одиночки начинается от 1 000 000 руб.

Гребля на байдарках и каноэ

Здесь имеет место так называемая безуключенная гребля - это когда весло не соединяется с лодкой, а находится в руках у гребца. При движении на этих лодках, байдарочники и каноисты находятся лицом вперед. Новичкам очень сложно удержать равновесие. Все лодки делятся на одиночки, двойки и четверки. Гребля на байдарке и на каноэ несколько различается:


Драгонбот

Лодка «дракон» D-10, D-20 - это десяти- или двадцатиместное каноэ. Появилась она в Китае более двух тысяч лет назад. Лодка имеет голову и хвост дракона. Поэтому название у нее не просто метафорическое. Драгонбот был признан отдельным видом спорта в 2007 году. Он очень популярен в Азии и постепенно набирает популярность у нас.

Двадцать человек гребут, вслушиваясь в ритм барабана который находится на носу лодки. "Рулевой" же (на корме) управляет большим рулевым веслом. Этот вид, по сравнению с другими, доступен практически каждому, потому что для начала занятий драгонботом никаких навыков не нужно. Чтобы начать грести в «драконе» - достаточно 5 минут инструктажа на берегу и 5 минут в лодке под присмотром тренера. В дальнейшем остается лишь совершенствовать свою технику.

Аутриггер

Аутриггер - это небольшое одноместное каноэ к которому сбоку прикрепляется поплавок. Такая лодка может преодолевать довольно крупные волны, поэтому гонки на них часто устраивают в прибрежных морских зонах.

Техника гребка здесь схожа с греблей на драконе. Разница лишь в том что спортсмен может попеременно грести то с левой, то с правой стороны. Весло также Т-образное, но имеет более широкую лопасть по сравнению с драгонботом. Аутриггер имеет управление педалями как на байдарке.

В этой статье были рассмотрены основные виды гребли на гладкой воде . Также существует немало способов гребли на белой (или бурной) воде. Это всевозможные экстремальные виды гребли - рафтинг, каякинг, водный туризм, гребля на катамаране и другие. Они принципиально отличаются от рассмотренных выше и требуют особую защитную экипировку, а также нужны соответствующие водоемы или специальные технические сооружения, которые могут создавать потоки бурной воды.

Это вид гребного спорта на специальных спортивных судах. Во время гребли в работу во­влекаются мускулы почти всех частей тела. Подбирая подходя­щие типы лодок и соответст­вующий объем нагрузки, греб­лей можно заниматься в любом возрасте. Являясь соревновательным видом спор­та, академическая гребля относится к числу общеразвивающих упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха для спортсменов, занимающихся други­ми видами спорта. В то же время это массовый вид спорта, которым занимаются в оздорови­тельных целях. Академическая гребля очень попу­лярна, особенно в форме водного туризма. Бу­дучи преимущественно командным видом спорта, академическая гребля имеет большое воспита­тельное значение, благодаря чему занимает важ­ное место в социалистическом физвоспитании. Историческое развитие. Современная академическая гребля имеет богатую традициями предысторию. Находки, обнаруженные в древних захоронениях, и другие культурные памятники древних инков, египтян, греков, римлян и германцев свидетель­ствуют о том, что весло использовалось в хозяй­стве и во время военных междоусобиц в качестве средства, приводящего лодку в движение, задолго до появления парусов. В римских «триерах», напри­мер, гребцы сидели в три ряда, прикованные цепя­ми друг к другу, спиной относительно направления движения и с помощью весел обеспечивали движе­ние судна вперед. Особый вариант представляет со­бой гребля стоя, лицом по направлению движения. Такие соревнования еще сегодня проводятся в Бир­ме, Кампучии, Италии и на альпийских озерах.

Родина спортивной гребли-Англия. Совре­менный вариант возник на основе способа гребли парными веслами профессиональных моряков и перевозчиков. С 1715 г. в Англии регулярно про­водились соревнования на одиночках. Универси­теты стали опорными пунктами развития академи­ческой гребли. В 1811 г. в Итоне состоялась первая регата на восьмерках. С 1829 г., с некоторыми перерывами, ежегодно проводятся соревнования среди восьмерок Оксфордского и Кембриджского университетов. В 1839 г. была впервые проведена популярная еще и сегодня Хенлейская регата.

Международная федерация академической гребли (ФИСА) была основана в 1892 г. В настоящее вре­мя в нее входит более 50 стран.

Материальное обеспечение. Соревновательные ком­плексы. Материальной базой для правильного про­ведения тренировок и соревнований по академиче­ской гребле является гребная дистанция в комплек­се с различными постройками на суше, где осуществляется уход за гребным инвентарем. Сюда же относятся кабины для переодевания, медицин­ские пункты всех видов, общественные подсобные помещения.

Эллинг (лодочный сарай) должен иметь удобный доступ как с воды, так и с суши. Он предназначен для хранения и ремонта лодок. Размеры помеще­ния для хранения лодок (восьмерок): ширина-6 м, длина-25 м, высота-4 м, размеры во­рот-2,5 х2,75 м. Габариты мастерской: шири­на-4 м, длина-20 м, высота-2,5 м. Лодки хра­нятся на выдвижных стеллажах, полки которых располагаются в специальных полозках на стене и могут быть приспособлены для любой длины лодки.

Гребная дистанция, лодочная площадка, причальные мостки. Достаточно большая площадка для лодок облегчает доставку лодок к воде и их чистку. Вплотную к берегу устанавливаются причальные мостки. Порядок их расположения и размеры опре­деляются в зависимости от местных условий и осо­бенностей акватории. В правилах соревнований имеются точные указания относительно гребной дистанции: минимальное расстояние между стар­том и финишем на водоемах без течения равно 1800 м, на международных соревнованиях — 2000 м; число стартовых мест-от 3 до 6; ширина всех до- рожек-от 12,5 до 15 м; минимальная глуби­на-3 м, при наличии ровного грунта-2 м.

Перед международными соревнованиями раз­меры дистанции должны быть проверены специали­стами. В настоящее время при проведении между­народных соревнований искусственные каналы все больше вытесняют естественные водоемы, посколь­ку при этом имеются благоприятные предпосылки для создания одинаковых условий на всех стар­товых дорожках, которые еще дополнительно осна­щены так называемой системой Альбано (отграни­чение отдельных дорожек друг от друга рядами буйков, расположенных на расстоянии 20 м). При проведении международных соревнований гребная дистанция должна отвечать следующим требова­ниям: наличие передвижных стартовых мест, чтобы, несмотря на различие в длине корпусов, лодки проходили одинаковое расстояние (на старте лодки устанавливаются таким образом, чтобы их носы находились строго на одной линии); четкое функционирование оборудования на финише, элек­трический хронометраж и киносъемка на финише. Типы и классы лодок. Существуют учебные лодки, или «гички» (от англ. «гиг»-легкая лодка), и го­ночные лодки. В основном конструкция тех и дру­гих лодок одинакова, но отличительным признаком учебных лодок является внешний киль, а гоночных — внутренний киль и меньшие габариты. Лодки раз­личаются по числу гребцов: одиночка, двойка, че­тверка, восьмерка. При обозначении лодки обяза­тельно указание-с рулевым или без рулевого. Нумерация мест в лодке начинается с носа лодки и заканчивается у кормы. Загребной всегда являет­ся № 1. Левая сторона лодки, если смотреть по на­правлению ее движения, называется «баковым» бортом; правая-бортом управления («загребным» бортом). Лодка приводится в движение посред­ством гребли с одной стороны распашными весла­ми или с двух сторон — парными веслами. Способ гребли отражается в специальных названиях лодок: двойка, парная двойка, четверка, парная четверка и т.д. Лодки, приводимые в движение посредством гребли распашными веслами, бывают следующих видов: двойка распашная без рулевого, четверка распашная без рулевого, четверка распашная с ру­левым, восьмерка распашная. Различаются следую­щие классы лодок, приводимых в движение посред­ством гребли парными веслами: одиночка, двойка парная, четверка парная без рулевого и четверка парная с рулевым.

За исключением четверки парной без рулевого и четверки распашной без рулевого, эти лодки имеют конструкцию, подобную учебным лодкам. Среди учебных лодок двойка парная может упра­вляться, так же как и одиночка с рулевым, с по­мощью рулевого устройства, расположенного в кормовом отсеке; в результате этого можно обес­печить прямолинейное продвижение лодки вперед, особенно при бурном течении воды. Для обучения детей в возрасте от 8 до 12 лет была сконструиро­вана специальная лодка-одиночка для детей, кор­пус которой изготовлен из пластмассы. Она рассчи­тана на вес в 35-50 кг.

Конструкция гоночных лодок. В международном масштабе ограничений относительно габаритов или конструкции этих лодок нет, они являются лодками «свободной» конструкции. Однако стремление до­стичь максимальной скорости при минимальном весе лодки привело к определенной унификации их размеров. Опыты показали, что уменьшение той площади поверхности лодки, которая покрыта во­дой, способствует повышению скорости лодки.

Начатый в 1935 г. эксперимент по созданию ло­док с пониженным сопротивлением путем укорачи­вания корпуса (у восьмерки до 15,25 м) не принес достаточно удовлетворительных результатов. В по­следние годы сделана попытка идти как раз в обратном направлении (которая, кстати, увенча­лась успехом): при одновременном сужении лодки и соответствующем ее углублении корпус лодки уд­линяется (у восьмерки до 19,30 м). Такие лодки предъявляют более высокие требования к техниче­ской подготовленности экипажа. На гоночных лод­ках нос и корма закрыты водонепроницаемой де­кой. В целях безопасности на носу лодки должен находиться упругий шар, диаметр которого состав­ляет минимум 40 мм, поскольку нос лодки имеет заостренную форму. Все гоночные лодки изготов­ляются «скорлупо- или чашеобразной» конструкции. В ходе развития наблюдались существенные изменения в отношении используемого для изготов­ления лодок материала. Красное дерево и кедр, использование которых для постройки явля­лось традиционным, были вначале вытеснены клее­ной фанерой (начиная приблизительно с 1955 г.), благоприятные условия для применения которой были созданы с возникновением водостойкой клей­ковины. Ножевой (строганой) фанерой проклеи­вается шаблон, в точности напоминающий форму лодки. При этом лодке придается легкая стабиль­ная форма скорлупы. Обшивка лодки цветная, аб­солютно гладкая. Только внутренняя отделка этих так называемых композитных судов осуществляет­ся с помощью древесины (киль, шпангоут, полоз­ки). Использование электронных вычислительных машин для произведения расчета на прочность, применение новых материалов, использование опы­та аэродинамических исследований, определенных рецептур и прочие факторы создают условия для дальнейшего совершенствования конструкции лодок. Взвешиваются лодки с выносными уключинами, го­товые к спуску на воду.

Габариты гоночных лодок (обобщение международного опыта)

Класс лодки

Ширина, м

Осадка, м

Конструкция учебных лодок. Размеры учебных лодок, в отличие от гоночных, строго определены. В зависимости от цели применения и географиче TOC \o «1-5» \h \z ских условий существуют различные типы учебных лодок: гички типа А, Б, В, Г и морские шлюпки, Гички типа Б и В, ширина которых составляет 78 см, используются как в качестве учебных лодок так и в качестве лодок, предназначенных для занятий водным туризмом; начинающие спортсмены могут использовать их в качестве гоночных лодок. В морских шлюпках вследствие их ширины и конструкции, обеспечивающей плавание по морю, на привальных брусах установлены вертлюги. Этим объясняется расположение гребцов в лодке с распашными веслами в направлении от средней линии лодки с целью обеспечения необходимого соотношения между внешним и внутренним рычагом.

Древесина, являвшаяся традиционным материалом для изготовления учебных лодок, все больше и больше вытесняется стеклопластиком повышенной прочности. В результате установки элементов, обеспечивающих плавучесть судов в открытом море, суда становятся непотопляемыми, несмотря на то что плотность используемого для их изготовления материала более высокая, чем плотность древесины.

В отличие от гоночных лодок на гичках устанавливается сплошной привальный брус. Лодки оборудованы парными уключинами, что целесообразно и экономично, так как на таких лодках можно грести как распашным, так и парным веслом. Гребной отсек. Сюда входят полозки с банкой, отсек для ног с подножкой и выносная уключина.

Ширина полозков в скифе составляет 18 см, в гоночной лодке-23 см, в учебной лодке-28 см. В гоночной лодке длина полозков составляет 72 см, в учебных лодках-65 см. В направлении к носу по лозки поднимаются на 15 мм. Мостик для посадки в лодку облегчает гребцам занятие мест в лодке.

Отсек для ног гребца. Подножка служит опорой для ног. Длину подножки можно регулировать; как правило, длина рассчитана на семь вариантов.

Стандартные габариты учебных лодок

Класс лодки

Тип лодки

Длина (максималь­ный размер), м

Максималь­ная ширина, м

Вес (мини­мальный), кг

шлюпка 14,5 1

В гребле на гоночных лодках хорошо зарекомендо­вали себя специальные ботинки, которые накрепко привинчены к подножке. При этом гребец может принимать оптимальный угол отталкивания в со­ответствии с особенностями телосложения и добиться увеличения силы отталкивания. В гоночных лодках угол наклона равен 38-40°, в гичках-42-45°. Длина ножного отсека в среднем составляет 65 см. Таким образом, один гребец занимает отсек дли­ною примерно 130 см.

Выносная уключина-это кронштейн, как правило представляющий собой стальную или выполненную из легкого металла трубку, на которой вокруг стержня располагается вращающийся вертлюг. Та­кая конструкция позволяет выбирать расстояние, измеряемое от середины стержня уключины до се­редины лодки независимо от ширины лодки и в со­ответствии с оптимальной длиной рычага. В го­ночных лодках оно равняется 780-830 мм, в учебных лодках оно определено точно и состав­ляет 800 мм. Высота точки опоры весла составляет для распашных весел 160 мм, для парных- 135 мм. Вертлюги могут быть изготовлены из бронзы, легкого металла или пластмассы (преиму­щественно). Выносные уключины на распашных лодках устанавливаются, как правило, поочередно с одной и другой стороны. Неравномерное распо­ложение уключин, «итальянское» на четверках и восьмерках, в различных вариантах способствует сохранению правильного курса.

Весло. Для гребли с одной стороны используются распашные весла, для гребли с двух сторон- парные. Они отличаются друг от друга длиной, но конструкция их одинакова. Длина распашного вес­ла равна 385 см (для мужчин) и 360 см (для жен­щин); длина парного весла-300 см (для мужчин) и 295 см (для женщин). Определена минимальная площадь лопасти: у распашных весел она состав­ляет 1060 см 2 (мужчины), 900 см 2 (женщины и мо­лодежь); у парных весел-710 см 2 (мужчины и жен­щины); 640 см 2 (молодежь); 590 (школьники). Допустимо отклонение от нормы, составляющее ±5 см 2 . Для детей в возрасте от 8 до 12 лет пред­назначены специальные парные весла, лопасти ко­торых меньше.

Только особо ценные сорта древесины, особенно канадская пихта, сосна и ясень, могут обеспечить такие качества весла, как легкость, эластичность и прочность. Внутри весло полое. Оно склеено из нескольких планок с желобообразными выемками таким образом, чтобы внутрь не попала вода. Ман­жета из синтетических материалов предохраняет ту часть весла, которая находится в вертлюге, от сильного износа. Передвижной каблук направляет движение весла в вертлюге и фиксирует длину внут­реннего рычага. Вес распашного весла равен 4,1-4,3 кг; вес парного весла должен быть равен 2,0-2,2 кг. Лопасть, изготавливаемая из вспененной пластмассы с целью придания ей более высокой прочности, смещена относительно «спинки» на 4°. Площадь опоры в вертлюге относительно верти­кально стоящего стержня уключины также имеет наклон 4°. Таким образом, наклон всей системы ра­вен 8°. Он обеспечивает надежное ведение лопасти в воде.

Лопасть

Внешнее плечо (рычаг)

Каблук

Внутреннее плечо (рычаг)

а) распашное и парное весло; б) сечение полого весла.

Наладка. Перед соревнованиями габариты и другие специальные детали гребного отсека должны быть приведены в соответствие с весом и уровнем мас­терства каждого отдельного члена экипажа. Наряду с изменением длины полозков, правильной установ­кой подножки большое значение имеет также вы­бор наиболее удачного соотношения рычагов (длины внешнего и внутреннего рычага), особенно при неблагоприятном воздействии ветра.

Техника. Гребок представляет собой циклическое движение. В процессе гребка происходит ритмичное чередование напряжения и расслабления. У хоро­ших гребцов соотношение между толчком (фазой напряжения) и «холостым ходом» (фазой расслаб­ления) составляет 1:1,2-1:1,6.

Совершенное исполнение полного гребка требует многолетней тренировки. В то же время основные технические приемы довольно легки для изучения. Способы парной и распашной гребли мало отли­чаются друг от друга. Как звенья одной цепи, не­прерывно следует один гребок за другим; между ними не должно возникать паузы. Рабочая фаза гребка начинается с захвата. Во время проводки лодка под давлением лопасти продвигается вперед. Лопасть движется по направлению к корме, гребец отъезжает на банке (подвижное сиденье) по направ­лению к носу лодки. С выносом лопасти из воды и началом ее движения в обратном направлении на­чинается фаза отдыха — подъезд. Гребец, расслаб­ляясь, отъезжает по направлению к корме и зани­мает исходное положение. Плавные переходы имеют большое значение для того, чтобы процесс выполнения гребков был ровным, гармоничным. Они существенно влияют на скорость лодки, кото­рая неизбежно подвергается колебаниям в пределах цикла гребка в зависимости от возникающей в про­цессе гребли тяги. Решающим для эффективности гребка является длина пути и сила давления лопас­ти на воду. Во время проводки лопасть движется в естественном положении параллельно поверхнос­ти воды. Следует уделять большое внимание поло­жению внутреннего рычага в целях избежания вы­хода лопасти весла из воды в фазе гребка, возникающего в результате преждевременного опу­скания. Это идентично исчезновению силы, оказы­вающей влияние на продвижение вперед. Внутрен­ний рычаг не следует слишком высоко поднимать или слишком низко опускать. На заносе лопасть, так же как и при погружении, должна находиться в вертикальном положении. Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не касаться по­верхности воды, на подъезде лопасть поворачи­вают.

Физической работе гребца должно быть уделено большое внимание. Однако не существует каких-ли­бо строго определенных поз гребца, все его движе­ния должны быть абсолютно естественны. В первой фазе гребка корпус, ноги и руки гребца готовятся к началу выполнения цикла. В средней части, когда весла находятся в поперечном положении (верти­кально по отношению к лодке), в гребок должна быть вложена максимальная сила. В заключитель­ной части проводки корпус гребца несколько откло­няется от вертикальной оси, все внимание сосредо­точивается на правильном и «чистом» выносе весла. Эта фаза называется концом проводки, или финишем. Следует обратить внимание на то, чтобы гребок до конца выполнялся плавно с постепенным увеличением давления. Техника такого гребка ха­рактеризуется устойчивым возрастанием давления и длины гребка. Выполнение следующего непосред­ственно вслед за этим мягкого и расслабленного обратного движения лопасти требует самой тща­тельной тренировки.

Частота гребков. Оптимальная частота гребков во время гонки зависит от класса лодки, экипажа и ус­ловий погоды. Сильные команды предпочитают от­носительно низкую частоту гребков, для восьмер­ки-примерно 31-44 удара, для распашных четве­рок-34-40, для распашных и парных двоек-30-36, для одиночек-28-34 удара в минуту.

Тактика. Цель тактических мероприятий состоит в том, чтобы, равномерно расходуя силы при существующих условиях (особенности гребной ди­станции и погодные условия, спортивное мастер­ство противника, оценка собственных возможно­стей, вид соревнования, предварительный заезд, финальный заезд и др.), преодолеть дистанцию за кратчайший промежуток времени. Наиболее рацио­нальным является определение уровня специфиче­ской соревновательной выносливости спортсмена во время тренировки. С помощью промежуточного времени, которое фиксируется по крайней мере че­рез каждые 500 м (в оптимальном случае через каждые 250 м для мужчин и через каждые 100 м для женщин), можно в соответствии с индиви­дуальными особенностями спортсмена выявить наи­более приемлемые для него способы гребли на отдельных участках дистанции. Это очень важно с точки зрения специфических особенностей прове­дения соревнований по академической гребле; лод­ки находятся на большом расстоянии друг от друга по ширине дистанции, что затрудняет наблюдение за соперником. Этим объясняется то особое значе­ние, которое придается старту. При использовании высокой частоты гребков спортсмен делает попыт­ку оторваться от соперника с целью оказаться в бо­лее благоприятном положении. Для своевременно­го начала промежуточного и финишного спурта большое значение имеют наблюдения рулевого и загребного. Сильные команды стараются избе­гать промежуточного спурта, они пытаются пре­одолеть отрезки дистанции с максимально равно­мерной скоростью.

К тактическим мероприятиям относится общая подготовка гонки, которая включает в себя изуче­ние особенностей дистанции, анализ данных о времени прохождения отдельных отрезков дистанции в ходе предварительных соревнований, подготовку лодки к соревнованиям (наладка), опре­деление оптимального положения уключин в со­ответствии с условиями воды, изменением длины рычага, в зависимости от влияния ветра и пр. Правила. Разделение на возрастные категории. В со­ответствии с Международной классификацией гребцы обоих полов на соревнованиях делятся на возрастные категории: юниоры до 18 лет. Те спортсмены, которым к началу регаты исполнилось 18 лет, относятся к возрастной категории сениоров.

Возрастная категория сениоров подразделяется на следующие группы: сениоры группы А (все се­ниоры); сениоры группы Б (спортсмены в возрасте от 19 до 21 года) и сениоры группы В (сюда не вхо­дят спортсмены, относящиеся к спортивным клу- 1 бам). Юные гребцы делятся на 5 возрастных кате­горий и на две группы в соответствии со спортив- ! ной квалификацией. Существуют следующие воз- ! растные категории: 11/12, 13, 14, 15/16 и 17/18 лет. В рамках возрастных категорий 15/16 и 17/18 лет наблюдается дополнительное разделение на две группы в соответствии со спортивной квалифика­цией: группа 1 (все спортсмены) и группа 2 (сюда не входят спортсмены, объединенные спортивными клубами). Год регаты совпадает с календарным го­дом. Рулевые являются членами команд, это озна­чает, что, к примеру, лодка гребцов-мужчин может управляться только рулевым мужского пола. В гон­ках среди взрослых команд не устанавливается ни­каких возрастных или квалификационных ограниче­ний. Лодки гребцов-юношей, напротив, могут управляться только рулевыми-представителями юношеской категории (минимальный возраст 12 лет). Перед каждой гонкой рулевым необходимо подать сведения о своем минимальном весе. Вес ру- левых-мужчин должен составлять 50 кг, вес ру- левых-женщин-45 кг; вес в 5 кг разрешается ком­пенсировать с помощью балласта. Вес рулевого 17/18 лет независимо от пола должен составлять 45 кг (при максимальном весе балласта 5 кг). Бал­ласт должен находиться неподалеку от рулевого. У школьников не требуется определения минималь­ного веса для рулевого.

Соревновательные дистанции. Для сениоров (муж­чин) группы А и группы Б длина гребной дистан­ции составляет 2000 м; для гребцов-мужчин воз­растной категории 17/18 лет квалификационной группы 1 она составляет 1500 м. Все другие спорт­смены (мужчины и женщины) преодолевают ди­станцию в 1000 м. Для спортсменов возрастной ка­тегории 11/12 лет длина гребной дистанции соста­вляет 750 м (как для мужчин, так и для женщин). Наряду с этими обычными дистанциями прово­дятся гонки на короткие дистанции (максимальная протяженность 500 м) и соревнования в греб­ле на длинные дистанции (минимальная длина 8000 м).

Соревнования. Система проведения соревнований, принятая, например, Немецкой федерацией акаде­мической гребли ГЕРМАНИИ, гарантирует широкое учас­тие в соревнованиях представителей всех воз­растных категорий и групп, определенных в со­ответствии со спортивной квалификацией. В изда­ваемом ежегодно календаре гребли дано расписа­ние проведения приблизительно 120 регат. Сезон проведения соревнований по академической гребле < начинается в апреле с гонки на длинные дистанции и заканчивается в октябре проведением осенней ре­гаты на длинные дистанции, а также командных первенств.

Сравнение результатов (соотношение времени). В свя­зи с различной глубиной водоемов, на которых проводятся соревнования, особенностями гребных дистанций, а также в связи с влиянием конкретных условий погоды в академической гребле не бывает абсолютных рекордов времени. Однако на наибо­лее известных дистанциях все же фиксируются уста­новленные рекорды.

Сравнение результатов (времени) отдельных ка­тегорий между собой осуществляется путем так на­зываемого «соотношения времени». Исходным мо­ментом при этом является время, показанное восьмеркой на данных соревнованиях. Если остальные команды находятся примерно на том же уровне, то время, показанное ими (при относитель­но одинаковых условиях погоды), будет превышать время восьмерки на число секунд, указанное ниже:

Класс лодки Добавочное число секунд

Мужчины (дистанция 2000 м) +0

Восьмерка + 28

Четверка б/р +39

Четверка с/р + 43

Двойка парная + 63

Двойка б/р +75

Одиночка + 94

Двойка с/р

Женщины (дистанция 1000 м)

Восьмерка + 0

Четверка парная +13

Четверка с/р +22

Двойка парная + 25

Одиночка +41

Наряду с хронометражем времени специалисты для определения расстояния между лодками на фи­нише пользуются понятием «длина корпуса лодки». Судьи. Каждая гонка оценивается судейской колле­гией, в состав которой входят судья-арбитр, стар­тер, судья стартовой зоны и ответственный судья на финише. Обязанности судьи состоят в том, чтобы обеспечить одинаковые условия для всех уча­ствующих в соревнованиях команд, штрафовать спортсменов за нарушение ими правил соревнова­ний, а также предотвращать несчастные случаи. Стартер использует красный флаг, судья-арбитр- красный и белый флаги. При прерывании гонки дают отмашку красным флагом и подают акустиче­ский сигнал (звонок). При предупреждениях вы­брасывается белый флаг. Как правило, судья-ар­битр сопровождает гонку, находясь на моторной лодке. Существуют особые правила подготовки и повышения квалификации судей, а также их клас­сификации. Условиями, позволяющими судье уча­ствовать в судействе международных соревнований, являются: владение французским языком, знание международных правил проведения соревнований, а также успешная сдача экзамена судейской комис­сии ФИСА. С 1974 г. женщинам разрешено высту­пать в качестве судей-арбитров.

Подготовка и тренировка. Метод подготовки дол­жен учитывать местные возможности работы на воде и наличие инвентаря. На начальной ступени обу­чения гребцы занимаются преимущественно в парных лодках. Тренировке в лодке и развитию ловкости уделяется наибольшее внимание. Упраж­нения на равновесие помогают новичку приобрести чувство уверенности в лодке. К таким упражнениям относятся следующие: поднимание и опускание внутренних рычагов весла (раскачивание лодки), одновременный нажим вниз на внутренние рычаги (балансирование лодки). Особенно тщательно сле­дует отрабатывать правильную свободную поста­новку рук. При вертикально поставленной лопасти тыльная сторона ладони должна являться как бы продолжением предплечья; большой палец слегка нажимает (снизу с внешней стороны) на рукоятку и, таким образом, на вертлюг. От естественной и удачной постановки рук зависит положение лопа­сти в воде и построение всего гребка.

Даже самые первые короткие гребки, выпол­няемые сначала с одного борта при неподвижной банке, должны выполняться безупречно с точки зрения техники. Частая смена бортов развивает сноровку и хорошую реакцию у спортсменов.

Начинающий может при этом хорошо наблю­дать за работой внутренних рычагов и лопастей. Одновременное движение вместе с банкой выра­батывает у него на этой стадии обучения ритмич­ность движений; кроме того, оно предотвращает излишнее расходование силы.

Овладение техникой поворотных маневров на ранней стадии обучения помогает гребцу свободнее управлять лодкой.

Начальное обучение может считаться закон­ченным, если достигнута координация движений, т. е. элементы движений, которые до сих пор отра­батывались отдельно, выполняются одновременно. Далее следует тренировка в лодках больших разме­ров. Однако критерием овладения техникой являет­ся работа в лодке-одиночке. Если спортсмену удастся преодолеть в одиночке дистанцию 200 м за положенный промежуток времени, не отклоняясь в сторону от прямой линии и не касаясь воды лопа­стями весел при отводе их назад после гребка, то можно повысить требования к выполнению упраж­нений на равновесие и перейти к изучению техники старта. Минимальным требованием при построе­нии долгосрочного процесса роста результатов является овладение основами техники и техникой выполнения чистого старта с частотой гребков, со­ставляющей приблизительно 38 гребков в минуту.

После прохождения периода начальной подготов­ки начинается процесс систематической, планомер­ной тренировки. В академической гребле требуется промежуток времени, равный 10 годам, для того, чтобы достичь мирового уровня. Несмотря на то что гребля по своей специфике является командным видом спорта, цели, поставленные в ходе трениров­ки, должны быть определены в соответствии с ин­дивидуальными особенностями спортсменов. Специальная тренировка в воде осуществляется круглый год в зависимости от местных условий и имеющихся материальных предпосылок. В зим­ние месяцы для этого используется гребной бассейн (бетонированный бассейн с 4 или 8 местами для гребцов, а также гребной бассейн из пластмассы с 4 местами для гребцов). В процессе тренировки на открытых водоемах тренер сопровождает спортсме­нов своей команды в моторной лодке. Тренировка в малых лодках, а также одновременная трениров­ка нескольких лодок имеет преимущество, которое выражается в том, что при разном уровне мастер­ства гребцов обстановка тренировки приближается к соревновательной. Наряду с постоянным совер­шенствованием техники цель тренировки на воде состоит в развитии общей выносливости. Благода­ря использованию современных методов измерения могут быть подвергнуты анализу факторы, опреде­ляющие результат и то влияние, которое они оказывают. На этой основе были получены точные данные для отдельных тренировочных периодов и годовых циклов. Так, например, к концу подгото­вительного периода от тренировки общей выносли­вости переходят к выполнению требований, опреде­ленных спецификой соревнований при осуществле­нии регулярного контроля результатов, показанных при прохождении соревновательной дистанции. В ходе занятий систематически повышается объем тренировки на выносливость. Наряду с физическим развитием и совершенствованием техники разви­вается «чувство» определения оптимальной частоты гребков и способность варьировать ее в соответ­ствии с поставленной в ходе соревнований тактиче­ской задачей. В целях осуществления контроля тре­нер использует специальные часы-так называемый счетчик числа гребков, деление циферблата ко­торых составляет 10 сек, дополнительно по краю циферблата расположена шкала частоты. Для тех- нико-тактического обучения используются кинока­меры и видеомагнитофоны. Наряду с этим про­грамма тренировки предусматривает ознакомление спортсменов с биомеханическими закономерностя­ми протекания сложных процессов движений, а так­же ознакомление с правилами соревнований.

Развитие физической силы гребцов осуществляет­ся в течение всего года преимущественно в форме скоростно-силовой тренировки. При этом осущест­вляется целенаправленный процесс развития муску­латуры рук и ног путем выполнения специальных упражнений. Осуществляется регулярный контроль достигнутых результатов в целях оценки уровня спортивной подготовки в данный момент и опреде­ление новых целей в рамках тренировочного про­цесса. Только силы и выносливости недостаточно для обеспечения полной работоспособности орга­низма; дополнительно выполняется относительно обширная программа вспомогательных упражнений на развитие подвижности, ловкости и координации движений. Предпочтение отдается различным формам гимнастики, бега, лыжам, плаванию и играм.

1. АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ

Англичане изобрели не только футбол и бокс. Первый официальный заплыв в академической гребле состоялся в 1715 году в Лондоне. В Лондоне же проходит и самое знаменитое соревнование среди гребцов: гонка восьмерок Оксфорда и Кембриджа. Эта гонка - вполне себе повод смотаться на уикенд в Англию.


2. ДЕЛО ДЕСЯТОЕ

Фотографии барона Пьера де Кубертена могут ввести в заблуждение. Строгий костюм, хилое телосложение - какой, к черту, спортсмен? Но Кубертен тоже был гребцом. Именно Кубертен включил академическую греблю в первые Олимпийские игры, которые состоялись в 1896 году. На Играх-2012, что пройдут в Лондоне, в академической гребле разыграют 14 комплектов наград, а в гребле на байдарках и каноэ еще 16. Суммарно это 10% от всех медалей Олимпиады.


3. ДВОЕ В ЛОДКЕ

Это для романтической прогулки по озеру еще один мужик тебе ни к чему. Академическая гребля - другое дело. Гоняют здесь не только одиночки, но и двойки, четверки и восьмерки. Чем больше людей, тем выше скорость. У одиночек в академической гребле она составляет около 15 км/ч, а американская восьмерка, которая победила в Пекине-2008, неслась со скоростью 23 км/ч. При этом спортсмен двигается спиной вперед. Сама академическая гребля делится на парную (двумя веслами) и распашную (на двойках, четверках и восьмерках).


4. ГРЕБИ СЮДА

Частных клубов академической гребли в России нет, так что сесть на лодку ты сможешь, разве что если договоришься об уроках с тренером одной из спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), в Москве это стоит 300-500 руб. за 1,5-2 часа занятия. Адреса школ академической гребли можно узнать в Федерации гребного спорта своего региона. И, кстати, подумай - не отдать ли в такую школу сына. Академическая гребля развивает и укрепляет тело в комплексе. Здесь нет гипертрофии и порванных связок, упражнения направлены на то, чтобы развить эластичность мышц.


5. ДЕЛАЙ НОГИ

«Размахнись, рука, раззудись, плечо» - это о сельских тружениках. А у гребцов должно раззудеться 95% мышц тела: спортсмен упирается ногами в подножку, толкается ногами во время каждого гребка, тянет корпусом вниз-вверх и работает руками. За один час занятия академической греблей сжигается около 550 ккал - как при интенсивном плавании.


6. СУШИ ВЕСЛА

Войти в сборную России по академической гребле тебе, видимо, не удастся. Но гребной тренажер в спортзале даст почти все нужные ощущения (кроме разве что ветерка в лицо). Каждый год в Липецке проходит зимний Кубок Петра Великого по гребле на тренажерах. В 2010 году чемпионом среди мужчин стал член сборной России Ростислав Дрожжачих - по данным компьютера на тренажере, он преодолел «дистанцию» 2000 м за 6,075 минуты. А за сколько ту же дистанцию возьмешь ты?


7. НЕ КАРЬЕРА

Огромных денег твой ребенок, если ты отдашь его на академическую греблю, не заработает. В России академической греблей на жизнь могут заработать не более30-40 человек - те, кто входит в сборную России. Они получают олимпийскую зарплату (около 30 000 руб.), еще столько же платит федерация, плюс какие-то деньги дают местные бюджеты. В лучшем случае выходит около 80 000 руб. в месяц. Куш можно сорвать на международных стартах (например, после победы на чемпионате мира человек еще два года получает по $5000 в месяц от Международной федерации), но результаты здесь у России более чем скромные. На последнем чемпионате мира в Новой Зеландии сил хватило лишь на бронзовую медаль в смешанной четверке у спортсменов с ограниченными возможностями. А олимпийскую медаль Россия последний раз видела в 2004 году: тогда золото выиграла мужская парная четверка.

КАК УСТРОЕНА ЛОДКА ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛИ

Это в деревенской лодке нет ничего сложного: деревянная скамья, пара скрипучих весел и ведро, чтобы вычерпывать воду. В академической гребле все сложнее.



Текст: Александр Беляев

Фото: Corbis/ФCA, Getty/Fotobank



 

Возможно, будет полезно почитать: