Безопасность технологических процессов и производств. Динамическая работа

Статическая работа

ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД

Процесс сокращения мышц, необходимый для поддержания тела в пространстве, фиксации предметов в неподвижном состоянии.

При статическом усилии с точки зрения физики внешняя механическаяработа отсутствует.В физиологическом смысле она характеризуется теми активными процессами, которые протекают в нервно - мышечном аппарате ицентральной нервной системе, обеспечивая поддержание напряженного состояния мышц.

Статическая работа характеризуется быстрым утомлением, т.к. напряжение мышц длится непрерывно, без пауз, не допуская отдыха.При статической работе кровообращение в мышцах затруднено, что при­водит к застою крови и накоплению неокисленных продуктов в организме в це­лом.

При статической работе наблюдается незначительное увеличение потреб­ления кислорода, но после её прекращения потребление кислорода резко возрастает и усиливается кровоток (феномен Лингарда, рис. 11).

Что хорошо иллюстрирует поговорка:

- «он (она) дышит как загнанная лошадь»;

Загнанных лошадей пристреливают;

- «Боливар не выдержит двоих».

t, мин

Рисунок11- Потребление кислорода при статической работе

В ряде случаев и другие физиологические показатели (частота пульса, дыхание и др.) непосредственно после статической работы увеличиваются.

При длительном поддержании статического напряжения утомление мышц, сочетаясь с недостаточным кровоснабжением, может привести к разви­тию заболеваний мышечной и нервной, сердечно-сосудистой систем.

Описать график на экзамене.

Это процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также тела человека или его частей в пространстве. Энергия расходуется на поддержание напряжения в мышцах и механический эффект работы (е.g. перемещение).

ДР всегда в какой-то степени сочетается со статической.

Известно (аксиома физиологии труда):

[если мышца находится в «покое», в расслабленном состоянии, то способна провести ДРту с высокой амплитудой. В том случае, если мышца находится в состоянии постоянного мышечного напряжения (высокого мышечного тонуса), то ее способность к произвольному сокращению ослабевает вследствие гипотрофии преимущественно в фазных (быстрых) мышечных волокон. Поэтому значения амплитуды при такой работе будет снижены, чем при условиях нормальной работы.

При ДР энергия организма расходуется как на поддержание определенных двигательных напряжений в мышцах, так и на динамический эффект].

Динамическая работа бывает: общая, региональная и локальная.

Общая мышечная работа выполняется > 2/3 массы скелетной мускулатуры. Это работы, где полностью или в значительной степе­ни отсутствует механизация. Такие виды работ характеризуются высокими энергетическими затратами, низкими интеллектуальными и эмоциональными напряжениями.



Динамика потребления О 2 в процессе динамической (физической) работы приведена на рис. 12.

t, мин

Рисунок 12 - Динамика потребления кислорода в процессе выполнения ДРты

В начале работы наблюдается постепенное возрастание потребления О 2 . Оно происходит до тех пор, пока не будет исчерпана ёмкость кислородоснабжающих органов и не достигнут предельный уровень потребления О 2 данным индивидуумом (кислородный потолок ).

Если затраты энергии (потребление кислорода как показатель энергоза­трат) не выше кислородного потолка, наступает равновесие между скоростью образования и удаления продуктов распада.

При более высоких энергозатратах образуется кислородный дефицит и в организме идут накопление недоокислившихся продуктов, загрязнение орга­низма, приводящее к появлению усталости.

Доокисление в организме продуктов жизнедеятельности происходит по­сле окончания работы - идёт погашение кислородного долга.

Кислородный долг рассматривается как часть кислородного запроса. Ки­слородный запрос - это количество кислорода, израсходованного на протяже­нии работы и ближайшего восстановительного периода.

Динамическая работа менее утомительна, благодаря чередованию процес­сов сокращения и расслабления мышц, имеются паузы, во время которых нерв­ные центры не посылают импульсов к мышцам и отдыхают.

Региональная мышечная работа выполняется в мускула­турой плечевого пояса и рук (верхних конечностей). В ней участвуют от 1/3 до 2/3 массы скелетной мускулатуры.

Локальная мышечная работа выполняется менее 1/3 скелетных мышц.

В условиях современного производства выполняются в основном регио­нальная или локальная мышечная работа, требующие точности, координированности и быстрых движений.

При выполнении ДР активные мышцы скелета сокращаются и расслабляются ритмически. Поток крови увеличивается к мышцам для удовлетворения метаболических потребностей мышц. Увеличивается поток крови благодаря более быстрым сокращениям сердца, пульс учащается (повышается сердечная производительность).

Снижение потока крови к внутренним органам (почки, печень). Ритм сердца, давление крови…

Увеличивается линейно в зависимости от интенсивности работы вентиляция легких - более глубокая частота дыхания.

[ Цель активизации всей сердечно-дыхательной системы состоит в увеличении потребления кислорода для активации мышц] .

Уровень потребления О 2 , измеренный во время тяжелой мышечной работы свидетельствует об интенсивности работы. Максимальное потребление O 2 (Vo 2 max) указывает на максимальную производительность человека при аэробной работе.

[[Значение потребления О 2 может быть переведено в расход энергии:

1 л потребленного О 2 в мин = 5 ккал/мин = 21 кДж/мин]].

Количество О 2 служит критерием интенсивности выполняемой физической работы. Увел-ся объем мышечной вентиляции, изменение сердечнососудистой системы (увел-ся лин. объема – учащение серд., увеличение артериального давления), динамика сахарной кривой: гиполекимическая реакция.

При одной и той же производительности труда ДРа, в которой задействованы малые мышцы (e.g. ведро пальцами переносим на 1 м), вызывает более значительную сердечно-дыхательную реакцию (увел-ся давление крови), в кот задействовано мало кол-во мышц по сравнению с реакцией большого количества крупных мышц (потребление О 2 в нач. такой работы увелич-ся).

1) Почему на войне стаж службы идет из расчета: один год за три?

Постоянное нервное напряжение способствует увеличению сердцебиению, что приводит к изнашиванию организма. На войне страдает: правда, вежливость, сон.

2) Почему балерина и летчик идут на пенсию в 35 лет?

Данный факт объясняется повышенными физическими нагрузками на организм (e.g. летчик испытывает атмосферные перегрузки), вследствие которых происходит его ускоренное изнашивание.

3) Частота пульса и расход крови в экстремальных условиях?

В перегрузках, к примеру, пульс у летчика 200 уд/мин. Сердце перекачивает 40 л/мин крови (как будто то бежит от кого-то) => изнашивание организма.

Динамическая и статическая работа.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Динамическая и статическая работа.
Рубрика (тематическая категория) Производство

При анализе мышечной деятельности различают два ее вида: динамическая и статическая работа.

Динамическая работа характеризуется изменением длины мышц при их напряжении и перемещением в пространстве какого-либо звена двигательного аппарата человека. Динамическая работа внешне воспринимается как эффективная; мы наблюдаем перемещение предметов труда, инструмента и т.д. В связи с этим динамическую работу всœегда можно измерить в показателях механической работы. Чаще всœего единицей измерения динамической работы является килограммометр (кг/м).

Динамическая работа представляет собой наиболее распространенный вид деятельности двигательного аппарата человека в процессе труда. Причем динамическая работы выступает в определœенном сочетании со статической. Задача физиологии труда состоит по сути в том, чтобы на базе изучения закономерностей двигательного аппарата человека разработать наиболее рациональные приемы и движения, найти пути наиболее эффективного его использования.

Статическая работа (напряжение, усилие) характеризуется тем, что напряжение мышц при ней развивается без изменения длины и без активного перемещение движущихся звеньев и всœего тела. Статическая работы в процессе труда связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с созданием рабочей позы.

Статическую работы нельзя измерять обычными показателями механической работы. При ней не наблюдаются какие-либо энергичные движения, перемещения предметов. При этом статическая работа сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление.

Во время статического напряжения потребление кислорода организмом не только не увеличивается, но даже уменьшается. Сразу же после прекращения статической работы резко возрастает потребление кислорода, происходит усиление кровотока.

Учитывая зависимость отхарактера деятельности мускулатуры статическая работа должна быть разделœена на два вида:

1. статическая работа͵ осуществляемая путем активного противодействия организма тем силам, которые выводят тело или его части из состояния равновесия. При этом тело человека пытается сохранить то положение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было до воздействия внешних сил. Это достигается путем тетонического сокращения мышц, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает под влиянием мощных нервных импульсов и требует большого количества энергии;

2. статическая работа͵ в базе которой лежит приспособление тела к действующим на него силам путем изменения позы и выбора нового положения равновесия. Такая работа обеспечивается благодаря деятельности тонических мышц. Мышечная работа происходит под воздействием слабых импульсов, осуществляется слитно, плавно и обеспечивает довольно стойкий эффект. В силу указанных особенностей статическая работа͵ основанная на тоническом состоянии мышц, отличается относительно малыми затратами энергии и может продолжиться долгое время, не вызывая утомления.

ЛЕКЦИЯ 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1. Профессиональные признаки трудовой деятельности.

2. Профессиональный отбор: принципы и система его проведения.

3. Основные мероприятия системы профессионального отбора. Этапы профессионального отбора.

1. Профессиональные признаки трудовой деятельности

Всё многообразие трудовой деятельности обусловлено специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также трудовыми задачами. Среди профессионально важных признаков трудовой деятельности можно выделить психологические особенности сенсорной, мыслительной, сенсомоторной деятельности, внимание, память, эмоционально-волевую сферу, особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться по нагрузке на тот или иной анализатор: зрительный, слуховой, кожный, мышечно-суставный и другие, а также на комплекс анализаторов. Есть профессии, где ведущим является слуховой анализатор или осязание, в других видах труда довольно большую роль играют обоняние и вкус. Следует иметь в виду особенности самого восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности являются обязательными компонентами любого труда. Мышление как профессионально важный признак выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-либо ситуацию, требующую принятия определœенного решения исходя из обстановки. Научно-технический прогресс, автоматизация и механизация всœе время повышают требования к мышлению.

Сенсомоторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется также этим компонентом. По сенсомоторной координации профессии отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно: в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести простые ручные действия – поворот рычажка, нажатие на кнопку и др.
Размещено на реф.рф
В ряде профессий важную роль играет скорость реакции, ᴛ.ᴇ. действие само по себе простое, но всœе должно реализоваться достаточно быстро.

Внимание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия и от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. В разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разные значения.

Память нужна всœегда, независимо от вида труда. Речь идет о профессионально важном признаке памяти для всœех видов труда.

Эмоционально-волевая сфера присутствует в любой трудовой деятельности. Любая трудовая деятельность вызывает к себе определœенное отношение, эмоционально переживается, что связано с мотивами, потребностями человека, с интересом к работе. Это так называемые общие эмоции в труде.

Целый ряд профессий предъявляет особые требования к другим разнообразным особенностям личности: аккуратность, организованность, педантичность в ряде случаев, общительность и др.

Существует множество определœений профотбора. Назовем некоторые из них:

Профессиональный отбор - определœение пригодности рабочих к определœенному виду труда или профессии;

Профессиональный отбор - разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые реализуются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции;

Профессиональный отбор - специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях;

Профессиональный отбор - комплекс мероприятий по выбору сотрудника из ряда кандидатов на определœенную вакансию в организации. ПО предполагает использование системы средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии.

Несмотря на то, что всœе эти определœения разные, они дает одну и ту же характеристику процесса профессионального отбора работников: это определœение степени соответствия работников данному виду деятельности, а также отбор наиболее подходящих кандидатов для этой деятельности.

Для чего же проводится профессиональный отбор кандидатов?

Профотбор необходим, поскольку некоторые виды профессии требуют наличия определœенных психофизиологических качеств у человека. К примеру, человек с какими-то заболеваниями глаз не должна быть хорошим ювелиром.

При работе, связанной с высокой ответственностью, значительным нервным и эмоциональным напряжением (операторы автоматизированных систем атомных электростанций, водители транспорта и др.), высокие требования предъявляются к таким показателям, как внимание, оперативная память, скорость переработки информации, эмоциональная устойчивость и др.

Для горнорабочих, рабочих литейных цехов и др., трудовая деятельность которых характеризуется значительной физической нагрузкой и протекает в условиях повышенной запыленности воздушной среды, наибольшее значение имеют состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем и уровень физической работоспособности.

Врачи, проводящие работу по П. о., должны быть знакомы с санитарно-гигиеническими условиями профессии, для которой отбирают людей, знать профессиональные вредности и особенности действия профессиональных факторов. Это крайне важно для оценки состояния органов и систем организма, являющихся критическими для каждого производственного фактора.

Что же касается физиологических ограничений на выполнение данного вида деятельности, то здесь речь идет в основном о медицинских противопоказаниях. Существующие медицинские противопоказания к приему на работу отражают действительную невозможность выполнения данного профессионального труда при определœенном состоянии здоровья.

Противопоказания разделœены на два вида:

1) обусловленные требованиями, предъявляемыми данной профессией к состоянию тех или иных органов и систем;

2) нарушения в состоянии здоровья, которые могут значительно усугубиться под влиянием условий труда.

2. Профессиональный отбор, принципы и система его проведения

Профессиональная ориентация - ϶ᴛᴏ информирование общества и конкретных лиц о существе и значимости множества профессий, применяемых в трудовой деятельности данного города, населœенного пункта͵ региона, страны. Описание и демонстрация особенностей предмета труда, применяемых орудий, целœей и условий осуществления трудового процесса дают возможность человеку сделать ориентировочный выбор области приложения своих физических и духовных сил. Все это позволяет человеку получить взамен приложенного труда необходимые средства существования и развития.

Профессиональная консультация состоит в согласовании между консультантом и консультируемым выбора совокупности доступных последнему профессий из числа ориентировочно предпочитаемых после общего психологического исследования. Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется с помощью профотбора. Эргономические исследования основываются на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в базе определœенных видов трудовой деятельности.

Психофизиологический профотбор - ϶ᴛᴏ система мероприятий, направленных на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам и свойствам личности, профессиональным способностям соответствуют требованиям конкретной специальности и наиболее пригодны к обучению.

Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определœенному труду в случае обнаружения у него необходимых задатков, достаточной физической и образовательной подготовки.

Целью профотбора является определœение уровня способности к обучению и предсказание эффективности действий человека в рабочей обстановке, включая экстремальные условия.

Профотбором предусматривается оценка у конкретного индивида состояния здоровья, физического развития, общеобразовательного уровня, профессиональных способностей.

В корне психофизиологического отбора находится учение о соотношении врожденных и приобретенных свойств личности, которые формируют способности под влиянием конкретных условий жизни.

При проведении психофизиологического профотбора руководствуются следующими принципами.

● Принцип личностного подхода – понимание психологических качеств личности, необходимых в определœенной деятельности.

● Принцип пригодности предусматривает всœестороннее изучение личности кандидата и выявляет кандидатов безусловно пригодных, условно пригодных и непригодных.

● Принцип дифференциального прогнозирования обеспечивает профессиональный отбор для групп специальностей, объединœенных на базе общности базовых элементов структуры деятельности или профессионально значимых качеств личности.

● Принцип динамичности отбора означает непрерывное накопление информации о состоянии и особенностях развития профессиональных способностей кандидата.

● Принцип активности отбора подразумевает крайне важно сть использования результатов психофизиологического обследования не только для решения вопроса о пригодности, но и для целœей совершенствования техники в соответствии с психофизиологическими возможностями человека, рационального распределœения функций между человеком и машиной.

● Принцип динамичности критериев предусматривает выбор в ряде случаев критериев не по высшим, а по средним показателям, что позволяет учитывать величину снижения работоспособности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возможно при расширении круга привлекаемых специалистов.

Психофизиологический отбор проводится по определœенной системе, которая включает:

Определœение групп специальностей, для которых следует проводить отбор;

Прогнозирование пригодности к обучению и практической деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

Изучение физиолого-гигиенических и психологических особенностей трудовой деятельности, анализ трудового процесса для определœения профессиональных требований к кандидатам;

Разработку методических приемов оценки профессионально важных качеств личности;

Оценку точности прогнозирования, надежности и дифференцированности методических приемов психофизиологического обследования;

Разработку критериев оценки профессионально важных качеств личности и проверку критериев прогнозирования профессиональной пригодности операторов;

Разработку организационно-методических форм проведения психофизиологического отбора.

Динамическая и статическая работа. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Динамическая и статическая работа." 2017, 2018.

Это процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также тела человека или его частей в пространстве. Динамическая работа всегда в какой-то степени сочетается со статической.
Динамическая работа бывает: общая, региональная и локальная . Общая мышечная работа выполняется более чем двумя третями массы скелетной мускулатуры. Это работы, где полностью или в значительной степени отсутствует механизация. Такие виды работ характеризуются высокими энергетическими затратами, низкими интеллектуальными и эмоциональными напряжениями.
Динамика потребления О2 в процессе динамической (физической) работы приведена
на рис.

В начале работы наблюдается постепенное возрастание потребления О 2 . Оно происходит до тех пор,
пока не будет исчерпана ёмкость кислородоснабжающих органов и не достигнут предельный уровень потребления О 2 данным индивидуумом, так называемый кислородный потолок .

Если затраты энергии (потребление кислорода как показатель энергозатрат) не выше кислородного потолка, наступает равновесие между скоростью образования и удаления продуктов распада.
При более высоких энергозатратах образуется кислородный дефицит и в организме идут накопление недоокислившихся продуктов, загрязнение организма, приводящее к появлению усталости.
Доокисление в организме продуктов жизнедеятельности происходит после окончания работы - идёт погашение кислородного долга .

Кислородный долг рассматриваетсякак часть кислородного запроса. Кислородный запрос - это количество кислорода израсходованного на протяжении работы и ближайшего восстановительного периода.

Динамическая работа менее утомительна, благодаря чередованию процессов сокращения и расслабления мышц, имеются паузы, во время которых нервные центры не посылают импульсов к мышцам и отдыхают.

Региональная мышечная работа выполняется мускулатурой плечевого пояса и рук. В ней участвуют от 1/3 до 2/3 массы
скелетной мускулатуры. Локальная мышечная работа выполняется менее 1/3 скелетных мышц. В условиях современного производства выполняются в основном региональная или локальная мышечная работа, требующие точности, координированности и быстрых движений.


15. Оценка работоспособности. Показатель внешней механичеcкой работы.

Работоспособность

Оценка работоспособности:

Осуществляется по специальным методикам с изучением состояния сердечно - сосудистой, мышечной систем, с учетом стихийно возникших перерывов в работе, роста числа ошибок, вида трудовой деятельности и т. д.
Для оценки работоспособности отдельного индивидуума к выполнению физической (мышечной) работы используется показатель максимального потребления кислорода (МПК). Этот показатель основывается на оценке увеличения потребления О 2 при возрастании мышечной работы и характеризует способность к выполнению работы определённой мощности.
Для определения общей работоспособности при современных видах труда, в том числе и связанных с гипокинезией, используют показатель внешней механической работы (PWC 170)
Величину его определяют путём сопоставления частоты сердечных сокращений при выполнении, например на велоэргометре, двух разных нагрузок с помощью формулы PWC 170 = W 3 + (W 2 - W 1)*(170-F 1)/(F 2 -F 1) .


PWC 170 - экстраполируемая мощность работы при частоте сердечных сокращений 170 ударов/мин.;
W1, W2 - мощности заданных нагрузок, Вт,
F1, F2 - частота сердечных сокращений при заданных нагрузках.
PWC170 - Для здоровых мужчин в среднем 168 Вт,
женщин - 105 Вт,
спортсменов - 163 - 327 Вт.
Для возможности сопоставления полученную величину PWC 170 делят на массу тела обследуемых, получив таким образом удельную мощность внешней работы , Вт/кг.
Исследованиями НИИ гигиены труда и профзаболеваний было показано, что женщины - работницы, имеющие удельную мощность ниже 2,3 Вт/кг, быстро утомляются на работе, не справляются с производственными заданиями. Проведение с ними регулярных физических тренировок на тренажерах позволило устранить эти недостатки.
По величине учащения пульса, времени его восстановления, как и его стабильности, также можно оценивать физическое состояние человека. Резкие колебания частоты пульса, как и большое время его восстановления служат проявлением недостаточного приспособления организма к условиям работы.

16. Работоспособность и ее динамика.

Работоспособность - это величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определённое время при максимально интенсивном напряжении.

Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности, мотивации к труду и таких факторов, как организация рабочего места, предметов и орудий труда, психологического климата.

Но даже при положительном наличии этих факторов во время трудовой деятельности функциональная способность организма и производительность труда изменяются на протяжении рабочей смены.

Предел работоспособности – величина переменная. изменение ее во времени называютдинамикой работоспособности.

I, IV - фазы врабатывания. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 часов, а при умственном творческом труде - до 2 - 2,5 часов.

II, V - фазы высокой устойчивой работы продолжительностью 2 - 2,5 часа.

IIІ, VI - фазы снижения работоспособности. Наблюдаемое снижение работоспособности проявляется в ухудшении состояния сердечно - сосудистой системы, в снижении внимания, появления лишних движений, замедлении скорости решения задач.

VII - кратковременное повышение работоспособности, так называемый конечный порыв.


17. Классификация основных видов трудовой деятельности человека.

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Трудовую деятельность составляет: - физический труд, умственный труд, операторский труд, управленческий труд, творческий труд и т.д.

Физический труд определяется энерго-затратами :

Легкие -средние -тяжелые

В процессе трудовой деятельности человеку приходится выполнять различные виды работ. Исторически сложилось деление на физический и умственный труд, которое с физиологической точки зрения условно. Никакая мышечная деятельность невозможна без участия центральной нервной системы, как регулирующей и координирующей все процессы в организме, в то же время нет такой умственной работы, при которой отсутствует мышечная деятельность. Различие трудовых процессов проявляется лишь в преобладании деятельности мышечной системы или центральной нервной системы. В настоящее время, в связи с механизацией и автоматизацией производственных процессов, физическое напряжение в трудовой деятельности играет все меньшую роль и значительно возрастает роль высшей нервной деятельности.

В ходе трудового процесса активизируются различные физиологические системы. Если преобладают физические усилия, то прежде всего активизируется мышечная система и система так называемого вегетативного обеспечения мышечной деятельности (кровообращение, дыхание); при интенсивной физической работе возрастает уровень обменных процессов, количество потребляемого в минуту кислорода, минутный объем и частота дыхания, число сердечных сокращений и т. д.

nbsp; Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

18. Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности.

1-й – оптимальны класс – сохраняется здоровье и создаются условия для высокой работоспособности.

2-й – допустимый класс – изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья;

3-й – вредный класс – возможно появление профессиональных заболеваний:

3.1 . – компенсируется сокращением рабочего времени и дополнит перерывами в работе. 3.2 . – вызывают стойкие функциональные расстройства и рост заболеваемости,

3.3 . – развиваются легкие формы профессиональных заболеваний


19. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса:

·1-й класс –оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);

·2-й класс– допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;

·3-й класс –вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень – характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;

2-я степень – характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;

3-я степень – характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;

4-я степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.

· 4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены и даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций . Работа должна проводиться с применением средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.


20. Утомление. Основные пути снижения утомления.

Утомление - состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением количественных и качественных показателей работы.

Утомление по своей биологической сущности - нормальный физиологический процесс, который выполняет определённую защитную функцию в организме, предохраняя его от перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Если человек возобновляет работу на фоне медленно развивающегося утомления, то это приводит к переутомлению, то есть к хроническому утомлению, которое не ликвидируется за обычный период отдыха.

Важным показателем состояния организма является работоспособность, которая зависит от возраста, состояния здоровья, моральных и материальных стимулов. В течение рабочего дня она меняется, имея три периода: 1 - период врабатывания, или вхождения в работу, (0,5 - 1,5 часа), имеет низкие показатели работоспособности. 2 - период устойчивого сохранение работоспособности (2 - 2,5 часа). 3 - период снижения работоспособности в результате утомления.

Утомление рассматривается:

· как следствие истощения энергетических ресурсов мышцы;

· как результат недостаточного снабжения О2 и нарушения окислительных процессов (теория задушения).

·как следствие засорения тканей продуктами обмена (теория отравления);

·как накопление в мышцах молочной кислоты.

В настоящее время считается, что утомление - целостный процесс, протекающий под контролем ЦНС, с учётом вышеизложенных теорий. Но общепризнанной единой теории утомления, объясняющей это явление во всём его многообразии, не существует.
Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так после тяжелого физического труда умственная работа малопродуктивна, и наоборот. При переутомлении наблюдаются головная боль, вялость, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушение сна.

Для снижения утомления в процессе труда и повышения работоспособности используют следующие эффективные методы: рациональная организация рабочего места и времени; рациональный режим труда и отдыха; производственная гимнастика; комнаты психофизиологической разгрузки.

Для поддержания высокого уровня работоспособности при умственном труде необходимо соблюдать ряд условий. Постепенное вхождение в работу после сна или летнего отдыха обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. Соблюдение привычной последовательности и систематичности в работе обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа. Правильное чередование умственного труда и отдыха, чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность. Высокая работоспособность сохраняется и при систематических упражнениях в умственном труде. Хорошим отдыхом не только для глаз, но и для головного мозга, является закрытие глаз на несколько минут, глубокое ритмичное дыхание, умеренная мышечная нагрузка в паузах, длительный, спокойный сон.

Основные пути снижения утомления
1. Оптимальная поза человека в процессе труда.

2. Соответствие оборудования эргономическим требованиям.
3. Оптимальная высота рабочей поверхности, в которой совершаются трудовые движения.

4. Упражнения и тренировка в процессе обучения, труда и творчества.

5. Организация рационального режима труда и отдыха

6. Использование производственной гимнастики.

7. Использование функциональной музыки и комнат психологической разгрузки.

8. Внедрение производственной эстетики: рациональная окраска и освещение помещений, музыка, оформление интерьера, хороший дизайн орудий труда.


21. Стресс. Закон Йеркса-Додсона.

Стресс(с англ. - давление) - состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях. Для стрессового состояния человека характерны дефекты процесса мышления. Этапы: прекращение действий (заторможенность); совершение лишних действий (суета); совершение инстинктивных защитных действий (часто не соответствующих требуемым мерам защиты); выполнение действий без изменений (вместо прекращения или изменения); выполнение оптимального (или близкого к нему) варианта действий, адекватного характеру грозящей опасности. При стрессе затрудняются восприятие (оценка обстановки) и мышление (принятие решения) тем больше, чем сложнее ситуация.

Возникновению стрессов способствуют следующие экстремальные ситуации:
интенсивная работа с ограничением во времени; недостаток и однородность поступающей информации, низкая двигательная активность.

Факторы, приводящие к нарушению способности рационально действовать и правильно оценивать возникшее положение, порождающие высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, вызывающие страх, можно разделить на три группы:
физиологические (усталость, голод, опьянение и т. п.);
психологические (неуверенность в своих силах, чувство одиночества, внезапный страх и т. п.);
социально-психологические (отсутствие взаимопонимания в группе людей, недостаток или избыток информации, а также ее искажение и т. п.).

Для снижения негативного влияния на человека экстремальных ситуаций проводят различные мероприятия. При соответствующей психологической подготовке, выполнении физических упражнений с постепенно возрастающим уровнем риска, не выходящим заграницы приемлемого, проведении инструктажей и т. д. можно сформировать определенные морально-волевые качества, способствующие избежанию неблагоприятных последствий таких ситуаций.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение его внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.

Зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью представлена инвертированной V-образной кривой. Закон Иеркса-Додсона связывает активацию нервной системы (А) с продуктивностью действий (W):

I – приращение активации ведет к приросту продуктивности DW 1 ; II – приращение активации ведет к снижению продуктивности DW 2 .


22. Особые психические состояния. Приемы контроля за психическим состоянием.

Изучением особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производства и управления, а также требований, предъявляемых к конструкциям машин и приборов с учётом психических свойств человека, занимается инженерная психология.

Часто встречающимися (производственными) психическими состояниями людей являются:
1 - Психическое напряжение (стресс).
2 - Утомление.
3 - Особые психические состояния работника.

Контроль за психическим состояниям может выявить особые состояния, которые не всегда являются постоянным свойством личности, возникают спонтанно и существенно изменяют работоспособность человека. Встречаются три вида особых психических состояний: параксизмальные состояния (приступы), психогенное состояние, действие стимуляторов .Параксизмальное состояние связано с заболеванием мозга и проявляется отключением сознания на 1 - 2 мин в виде обморока, эпилепсии, лунатизма.
Психогенное состояние наступает после конфликта, гибели близких людей, обиды и так далее. Проявляется в виде снижения настроения, апатии, замедления мышления и может длиться от нескольких часов до двух месяцев. Под влиянием обид, неудач, оскорблений может развиваться аффективное состояние (взрыв эмоций, агрессивные и разрушительные действия).

Действие стимуляторов.Приём лёгких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период.
Активные стимуляторы уменьшают скорость реакции, ухудшают самочувствие.
Транквилизаторы оказывают успокоение и предупреждают развитие неврозов, однако могут снизить психическую активность, вызвать апатию и сонливость.

Алкоголь как транквилизатор приносит при избыточном употреблении колоссальный ущерб здоровью человека, разрушая прежде всего нервную систему и психику человека. 40 - 60% случаев автомобильного травматизма и 64% смертельных случаев на производстве, связаны с употреблением алкоголя. Посталкогольная астения (похмелье) ведёт к заторможенности человека и снижению чувства осторожности.

При организации деятельности человека необходимо ориентироваться не на максимальную мобилизацию его сил, а на реальные психофизиологические возможности человека, которые не должны превышать 40 - 60% от максимальной нагрузки.
Превышение этих нагрузок приводит к состоянию утомления

Приемы контроля за психическим состоянием.Учитывая, что в системе "человек - машина" самым слабым звеном является человек, то контроль за психическим состоянием его на специальностях с высокой ответственностью должен быть ежедневным. Контроль через приёмы:
1. Предварительный осмотр.
2. Профессиональный отбор.
3. Контроль за психическим состоянием в процессе труда. Существуют тесты, позволяющие определить состояние человека в процессе работы.
4. Исследования по психологии и поведенческих особенностей человека.

23. Инструментальные методики Г. Хана для выделения людей, предрасположенных к опасности.

Личностные качества развиваются и формируются в деятельности под непосредственным влиянием социального окружения. Способность человека противостоять опасности, особенно в относительных профессиях, это в значительной степени результат индивидуального развития. В центре внимания исследователей психологических факторов производственного травматизма оказалась личность во всем многообразии ее свойств. Исследования американского доктора Г.Хана, посвятившего многие годы изучению причин травматизма, показывают: «Примерно 25% всех людей потенциально предрасположены к несчастным случаям: в силу особенностей своего характера и темперамента они являются виновниками различных происшествий и обычно их же жертвами».

Первый тест Г. Хана был направлен на оценку эмоциональной уравновешенности испытуемых и основывался на измерениях сенсомоторной реакции в постепенно усложняющихся условиях. Испытуемым предлагалось нажимать кнопку при появлении светового сигнала; если же одновременно со световым подавался звуковой сигнал, кнопку нажимать не следовало. По ходу испытания темп подачи сигналов постепенно возрастал, и, наконец, возникала ситуация, при которой вначале было трудно, а потом просто невозможно справиться с поставленной задачей. Неуравновешенные индивиды, как показали опыты, особенно эмоционально реагировали на сложность задач и впадали в панику.

Второй тест, используемый Г. Ханом, оценивал способности испытуемых к взаимодействию с большим числом факторов и выделению главного из них. Среди разбросанных на плакате в случайном порядке цифр требовалось находить нужные и указывать их в заданной последовательности. Таким образом, представлялась возможность выделить людей, которые испытывают затруднения в распределении и концентрации внимания на важном объекте.

Третий тест был направлен на оценку выдержки и терпения испытуемых, которые должны были в течение часа складывать соответствующие цифры. В таких опытах у людей с достаточной выдержкой обычно обнаруживается постепенное снижение точности и скорости выполнения действий. Испытуемые же с недостаточным терпением до известного момента действуют успешно, но потом у них резко наступают и растут эмоциональные сдвиги, в результате которых они быстро утрачивают способность продолжать испытание.

Четвертый тест предназначался для оценки склонности к риску. Испытание проводилось у специально вырытого для этого рва, на дне которого были разбросаны осколки разбитых бутылок. Испытуемому вначале предоставляли возможность заглянуть в ров и убедится в том, что падение туда - дело малоприятное. Затем его отводили примерно на расстояние 5 метров от рва, завязывали глаза и предлагали подойти к краю рва. Если испытуемый с первого шага проявлял осторожность или же, напротив, смело шагал до самого края рва и его приходилось в последний момент удерживать от падения, то в обоих случаях, по мнению Г. Хана, он был предрасположен к несчастным случаям. Защищенными считались те, кто сделав смело 2-3 шага вперед (сколько они считали безопасным), далее останавливались и их невозможно было заставить сдвинуться с места.


24. Основные сведения о биосфере.

Область обитания живых организмов называется биосферой (сферой жизни). Неживым компонентом природы является ландшафт, гидросфера и литосфера. Согласно определению Вернадского биосфера – это наружная оболочка земли, область распространения жизни. Биосфера включает в себя все живые организмы и элементы неживой природы, образующие среду обитания живых. Толщина биосферы составляет 40-50 км. Между живой и неживой средой существует взаимосвязь, проявляющаяся в биогенной миграции атомов, т.е. в круговороте веществ и перераспределении энергии при участии всех населяющих землю организмов. Живые организмы изменяют состав атмосферы, гидросферы и литосфер, способствуют перераспределению хим. элементов, накоплению органического материала, образованию почвенного слоя и месторождений полезных ископаемых.

Преобразуемую человеком биосферу называют ноосферой (т.е. сферой разума).

1. Динамический, статический, умственный труд и изменения в организме

2. Энергетические затраты человека.

3. Оценка тяжести труда по энергозатратам

4. Тяжесть и напряженность труда

1. Динамический, статический, умственный труд и изменения в организме

Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида работы: динамическую и статическую .

Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве.

Статическая работа связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей. Она характеризуется величиной удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии.

Динамическую физическую работу по объему задействованных мышц разделяют на общую, региональную и локальную . Работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей , при участии в работе от 1/3 до 2/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – называется региональной . При локальной физической работе задействовано менее 1/3 мышц (работа с клавиатурой – набор текста на компьютере).

Для выполнения работы нужна энергия, которая получается в организме как результат сложных химико-биологических реакций расщепления углеводов. В процессе физической работы в мышцах происходят окислительные процессы, требующие расхода кислорода. Тяжелые работы требуют больше энергии и, соответственно, больше кислорода. Для покрытия потребности в кислороде организм увеличивает объем легочной вентиляции за счет учащения дыхания и увеличения глубины дыхания. Кислород доставляется тканям с кровотоком, поэтому с увеличением физической нагрузки возрастает и объем кровотока за счет учащения сокращений сердца, повышения максимального артериального давления. Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают повышение содержания молочной кислоты в крови, которое при тяжелых работах резко увеличивается. Молочная кислота увеличивает РН среды, что ускоряет переход кислорода из гемоглобина крови в ткани. Благодаря этому значительно повышается коэффициент утилизации кислорода, особенно у тренированных лиц. В организме могут также наблюдаться изменения водно-солевого обмена при работе в горячих цехах и другие изменения в органах и тканях.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 - 3000 ккал в сутки. Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 - 20)% от общего обмена в организме. 100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 - 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т. к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

При выполнении человеком умственной работы при нервно-эмоциональном напряжении может наблюдаться повышение кровяного давления, изменение электрокардиограммы (ЭКГ), учащение дыхания, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости. Отмечено, что в отличие от физической работы газообмен или совсем не изменяется или изменяется незначительно.

Умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, и она более плодотворно протекает в условиях тишины. Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает её, снижает качество. (Известно, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.). По окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФAKTОP В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Деятельность человека с позиции анализа опасностей целесообраз­но рассматривать как систему (рис. 1.3), состоящую из двух взаимо­связанных сложных подсистем: «человек (организм - личность)» и «среда обитания (производственная среда)». Опасности, формируемые системой «человек (организм - личность)», определяются антропо­метрическими, физиологическими, психофизическими и психологи­ческими возможностями человека выполнять производственную деятельность. Они рассматриваются в настоящей главе.
^ 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Не­смотря на это, ее можно разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций (рис. 2.1).

^ Физический труд . Физическим трудом (работой) называют выпол­нение человеком энергетических функций в системе «человек - ору­дие труда».

Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Дина­мическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при котором в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, - называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задей­ствовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затра­тами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Деятельность человека

Физический труд

Механизированные формы физического труда

Умственный труд

Рис. 2.1. Основные формы деятельности человека

^ Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две категории: 1а, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт, и 16, при которой энергозатраты составляют 140-174 Вт. К категории 1а относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначи­тельным физическим усилием. К категории 16 относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

^ Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: На, при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт, и IIб, при которой энергозатраты составляют 233-290 Вт. К категории Па относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории IIб отно­сятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

^ Тяжелые физические работы характеризуются расходом энергии более 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с посто­янными передвижениями, перемещением и перенесением значитель­ных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

^ Энергетические затраты на мышечную работу. Затраты энергии на мышечную работу в труде (сверх уровня покоя и независимо от влияния эмоций, связанных с работой, влияния температуры воздуха и пр.) могут быть рассчитаны для среднего рабочего как сумма затрат на поддержание рабочей позы (табл. 2.1) и на выполняемую мышцами механическую работу (табл. 2.2).

^ Механизированные формы физического труда в системе «человек - машина». Человек выполняет умственные и физические функции. Деятельность человека (далее человека-оператора) происходит по од­ному из процессов:

детерминированному - по заранее известным правилам, инструк­циям, алгорит-мам действий, жесткому технологическому графику и т. п.;
Таблица 2.1. ^ Энергетические затраты на поддержание рабочей позы

Таблица 2.2. ^ Энергетические затраты при выполнении мышцами механической работы


Части тела, занятые в работе

Количество затрачиваемой энергии при условных степенях интенсивности работы, кДж/мин

1

2

3

Кисти и пальцы рук

1,7(1,3-2,5)

3,0(2,5-3,8)

4,2(3,8-5,0)

Руки

4,6(2,9-5,9)

7,6(5,9-9,2)

10,9(9,2-12,6)

Руки и туловище, а также одновременная работа трех или четырех ко­нечностей

13,9(10,5-16,8)

21,0(16,8-25,2)

30,2(25,5-35,7)

недетерминированному - когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе.

Различают несколько типов операторской деятельности в техниче­ских системах, классифицируемых в зависимости от основной функ­ции, выполняемой человеком, и доли мыслительной и физической загрузки, включенных в операторскую работу.

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководству­ясь четко регламентирующими действия инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Это - операторы технологических процессов, автоматических линий и пр.

Оператор-манипулятор (машинист). Основную роль в его деятель­ности играют механизмы сенсомоторной регуляции (исполнения дей­ствий) и в меньшей степени - понятийного и образного мышления. К числу выполняемых им функций относится управление отдельными машинами и механизмами.

Оператор-наблюдатель, контролер (например, диспетчер техноло­гической линии или транспортной системы). В его деятельности преобладает удельный вес информационных и концептуальных моделей. Оператор работает как в режиме немедленного, так и отсроченного обслуживания в масштабах реального (настоящего) времени. В его деятельности в значительной мере используется аппарат понятийного мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Физическая работа здесь играет несущественную роль.

Функционирование организма требует протекания в нем химиче­ских и биохимических процессов в достаточно строгих температурных пределах. Для температуры тела это интервал находится в пределах 36,5-37,0° С.

В процессе взаимодействия человека с окружающей средой темпе­ратура тела может значительно изменяться, что связано с температурой, влажностью и подвижностью воздуха в окружающей среде, а также тепловой радиацией от различных видов оборудования, используемых в производственной среде. Приспособление организма человека к изменениям параметров состояния окружающей среды выражается в способности протекания в нем процессов терморегуляции.

Терморегуляция - совокупность физиологических и химических процессов в организме человека, направленных на поддержание по­стоянства температуры тела ( 36-37 °С). Это обеспечивает нормаль­ное функционирование организма, способствует протеканию биохи­мических процессов в организме человека. Терморегуляция (Q ) иск­лючает переохлаждение или перегрев организма человека. Поддержа­ние постоянства температуры тела определяется теплопродукцией организма (М ), т.е. процессами обмена веществ в клетках и мышечной дрожью, теплоотдачей или теплоприходом (R ) за счет инфракрасного излучения, которое излучает или получает поверхность тела; теплоот­дачей или теплоприходом за счет конвекции (С ), т.е. через нагрев или охлаждение тела воздухом, омываемым поверхность тела; теплоотдачей (Е ), обусловленной испарением влаги с поверхности кожи, слизистых оболочек верхних дыхательных путей, легких. Терморегуляция, таким образом, обеспечивает равновесие между количеством тепла, непре­рывно образующимся в организме и излишком тепла, непрерывно отдаваемым в окружающую среду, т.е. сохраняет тепловой баланс организма.

Терморегуляцию можно представить следующим выражением:

Q = M ± R ± C - E.

В нормальных условиях при слабом движении воздуха человек в состоянии покоя теряет в результате тепловой радиации около 45 % всей вырабатываемой организмом тепловой энергии, конвекцией до 30 % и испарением до 25 %. При этом свыше 80 % тепла отдается через кожу, примерно 13 % через органы дыхания, около 7 % тепла расходу­ется на согревание принимаемой пищи, воды и вдыхаемого воздуха. При покое организма и температуре воздуха 15 °С потоотделение незначительно и составляет примерно 30 мл за 1 ч. При высокой температуре (30 °С и выше), особенно при выполнении тяжелой фи­зической работы, потоотделение может усиливаться в десятки раз. Так, в горячих цехах при усиленной мышечной работе количество выделяемого пота 1-1,5 л/ч, на испарение которого затрачивается около 2500...3800 кДж.

Различают острые и хронические формы нарушения терморегуля­ции. Острые формы нарушения терморегуляции:


  • тепловая гипертермия - теплоотдача при относительной влаж­ности воздуха 75...80 % - легкое повышение температуры тела, обиль­ное потоотделение, жажда, небольшое учащение дыхания и пульса. При более значительном перегреве возникает также одышка, головная боль и головокружение, затрудняется речь и др.

  • судорожная болезнь - преобладание нарушения водно-солево­го обмена - различные судороги, особенно икроножных мышц, и сопровождаемые большой потерей пота, сильным сгущением крови. Вязкость крови увеличивается, скорость ее движения уменьшается и поэтому клетки не получают необходимого количества кислорода.

  • тепловой удар-дальнейшее протекание судорожной болезни - потеря сознания, повышение температуры до 40-41 °С, слабый учащенный пульс. Признаком тяжелого поражения при тепловом ударе является полное прекращение потоотделения.
Тепловой удар и судорожная болезнь могут заканчиваться и смер­тельным исходом.

Хронические формы нарушения терморегуляции приводят к изме­нениям в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системе человека, формируя производственно-обусловленные заболе­вания.

Длительное охлаждение часто приводит к расстройству деятельно­сти капилля-ров и мелких артерий (ознобление пальцев рук, ног и кончиков ушей). При этом проис-ходит и переохлаждение всего орга­низма. Широко распространены вызываемые охлаж-дением заболева­ния периферийной нервной системы, особенно пояснично-крестцовый радикулит, невралгия лицевого, тройничного, седалищного и других нервов, обостре-ния суставного и мышечного ревматизма, плев­рит, бронхит, асептическое и инфекци-онное воспаление слизистых оболочек дыхательных путей и др.

Влажный воздух лучше проводит тепло, а подвижность его увели­чивает теплоотдачу конвекцией - это приводит к большому обморо­жению (даже смерти) при условии низкой температуры, высокой влажности и подвижности воздуха.

Выделяют три стадии охлаждения организма челове­ка, которые характеризу-ются следующими показателями:

I-II стадии температура тела от 37 до 35,5° С. При этом происходит:


  • спазм сосудов кожи;

  • урежение пульса;

  • снижение температуры тела;

  • повышение артериального давления;

  • увеличение легочной вентиляции;

  • увеличение теплопродукции.
Таким образом, в пределах до 35 °С организм пытается бороться собственными силами против охлаждающего микроклимата.

III стадия -температура тела ниже 35 °С. При этом происходит:


  • падение температуры тела;

  • снижение деятельности центральной нервной системы;

  • снижение артериального давления;

  • уменьшение легочной вентиляции;

  • уменьшение теплопродукции.
Заболевания, вызываемые охлаждением: обморожения, отеки лок­тей и ступней, острые респираторные заболевания и грипп.

Создание благоприятного микроклимата рабочей зоны является гарантом поддержания терморегуляции организма, повышения рабо­тоспособности человека на производстве.

^ Умственный труд (интеллектуальная деятельность). Этот труд объ­единяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущест-венного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации про-цессов мышления, эмоцио­нальной сферы (управление, творчество, преподавание, нау-ка, учеба и т. п.).

^ Операторский труд - отличается большой ответственностью и вы­соким нервно-эмоциональным напряжением. Управленческий труд - определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответствен­ности за принятие решений, периодическим возникновением конф­ликтных ситуаций. Творческий труд - требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения. Труд преподавателя - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия реше­ния,- это обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащегося - память, внимание, восприятие, нали­чие стрессовых ситуаций.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15...20 % от общего объема в организме. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Так, при чтении вслух расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публич­ной лекцией - на 94 %, у операторов вычислительных машин - на 60-100 %.

При выполнении человеком умственной работы при нервно-эмо­циональном напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение темпера­туры тела. По окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе.

При эксплуатации технических систем в любой области среды обитания чело-век-руководитель управляет не техническими компонен­тами системы или отдельной машиной, а другими людьми. Управление осуществляется как непосредственно, так и опосредованно - через технические средства и каналы связи. К этой категории персо-нала относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, при­нимающие ответственные решения, обладающие соответствующими знаниями, опытом, навыками принятия решения, интуицией и учиты­вающие в своей деятельности не только возмож-ности и ограничения технических систем и их компонентов, но и в полной мере особен-ности подчиненных - их возможности и ограничения, состояния и настро­ения.

^ Тяжесть и напряженность труда . Тяжесть труда является количест­венной ха-рактеристикой физического труда. Напряженность труда - количественная характери-стика умственного труда. Она определяется величиной информационной нагрузки.

На производстве различают четыре уровня воздействия факторов условий труда на человека:


  • комфортные условия труда обеспечивают оптимальную дина­мику работоспособности человека и сохранение его здоровья;

  • относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;

  • экстремальные условия труда приводят к снижению работоспо­собности человека, не вызывают функциональные изменения, выво­дящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям;

  • сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспо­собности.
Медико-физиологическая классификация тяжести и напряженно­сти труда проводится на основании комплексной количественной оценки факторов условий труда, называемой интегральной величиной тяжести и напряженности труда (И т).

К I категории относят работы, выполняемые в оптимальных усло­виях труда при благоприятных нагрузках. II категория включает работы, выполняемые в условиях, со-ответствующих предельно допустимым значениям производственных факторов. К III категории относят рабо­ты, при которых вследствие не вполне благоприятных условий труда у людей формируются реакции, характерные для пограничного состоя­ния орга-низма (ухудшение некоторых показателей психофизиологического состояния к концу работы). IV категория включает работы, при которых неблагоприятные условия труда приводят к реакциям, харак­терным для предпатологического состояния у большинства людей. К V категории относят работы, при которых в результате воздействия весьма неблагоприятных условий труда у людей в конце рабочего периода формируются реак-ции, характерные для патологического фун­кционального состояния организма. VI кате-гория включает работы, при которых подобные реакции формируются вскоре после на-чала трудового периода (смены, недели).

системе с помощью специальных таблиц. Интег­ральная оценка тяжести и напряженности труда рассчитывается по формуле:

где х ОП - определяющий (самый большой по баллу) элемент условий труда на i -ом рабочем месте; j - сумма баллов всех i - ых биологически значимых элементов без определяющего элемента на j -ом рабочем месте; n - число всех элементов, имеющихся на рабочем месте; х ij - балльная оценка i -го фактора на j -ом рабочем месте. Каждый элемент условий труда на рабочем месте получает оценку от 1 до 6 в зависимости от своей величины и продолжительности действия (экспозиции). При экспозиции меньше 90 % времени восьмичасовой рабочей смены фактическая оценка элемента в баллах составит:

где х max - максимальная оценка элемента при экспозиции от 90 % и более; T ф i - фактическая продолжительность действия элемента в течение рабочей смены, мин; 480 - фон рабочего времени восьмича­совой рабочей смены, мин.

В этом случае вместо х ij в формуле (2.1) расчета И т используют x фi .

При наличии на рабочем месте факторов, имеющих с учетом экспозиции оценку 2 балла и более, в расчет оценки принимают только эти биологически значимые факторы. Факторы с оценкой 1 и 2 балла в расчет не принимают

Пример. Определить категорию тяжести труда на рабочем месте, исходя из данных, приведенных в табл. 2.3.

^ Таблица 2.3. Характеристика факторов условий труда

И т = 10 = 45.

Следовательно, на рабочем месте используется труд III категории тяжести и напряженности труда.

При оценки тяжести физического труда пользуются показателями динамической и статической нагрузки. Показатели динамической на­грузки:


  • масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

  • расстояние перемещения груза;

  • мощность выполняемой работы: при работе с участием мышц нижних конечностей и туловища, с преимущественным участием мышц плечевого пояса;

  • мелкие, стереотипные движения кистей и пальцев рук, количе­ство за смену;

  • перемещение в пространстве (переходы, обусловленные техно­логическим процессом), км.
Показатели статической нагрузки:

  • масса удерживаемого груза, кг;

  • продолжительность удерживания груза, с;

  • статическая нагрузка за рабочую смену, Н, при удержании груза: одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног;

  • рабочая поза, нахождение в наклонном положении, процент сменного времени;

  • вынужденные наклоны корпуса более 30°, количество за смену;

  • линейный пространственный компоновочный параметр эле­ментов производственного оборудования и рабочего места, мм;

  • угловой пространственно-компоновочный параметр элементов производственного оборудования и рабочего места, угол обзора;

  • значение сопротивления приводных элементов органов управле­ния (усилие, необходимое для перемещения органов управления), Н.
Динамическую физическую нагрузку определяют, как правило, одним из следующих показателей: 1) работой (кг«м); 2) мощностью усилия (Вт); статическую физическую нагрузку определяют в кг/с.

Для определения динамической работы, выполняемой человеком в каждом отдельном отрезке рабочей смены, рекомендуется пользо­ваться следующей формулой:

W = (РН + (PL /9) + РН 1 /2))К,

где W - работа, кг м; Р - масса груза, кг; Н - высота, на которую помещают груз из исходного положения, м; L -расстояние, на кото­рое перемещают груз по горизонтали, м; Н 1 -расстояние, на которое опускают груз, м; К - коэффициент, равный 6.

Для расчета среднесменной мощности следует суммировать работу, произведенную человеком за всю смену, и разделить ее на длительность смены:

N= WK 1 /t,

где N - мощность, Вт, t - длительность смены, с; K 1 - коэффициент перевода работы (W ) из кгм в Джоуль (Дж), равный 9,8.

Статическая нагрузка - это усилия на мышцы человека без пере­мещения тела или его отдельных частей. Величина статической нагруз­ки определяется произведением величины усилия на время поддержания (в случае различных величин усилий время поддержания каждого из них определяют отдельно, находят произведения величины усилия на время поддержания и затем эти произведения суммируют).

При оценке напряженности умственного труда используют пока­затели внимания, напряженности зрительной работы и слуха, моно­тонности труда.



 

Возможно, будет полезно почитать: