История луки на дне. Образ и характеристика луки в пьесе на дне горького сочинение

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.

Вопрос

Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?

Ответ

«Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».

Вопрос

Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?

Ответ

О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.

У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.

Вопрос

Каким образом Лука действует на ночлежников?

Ответ

Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.

Вопрос

Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.

Ответ

Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.

Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.

Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.

Вопрос

Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?

Ответ

Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»

Вопрос

В чем видит смысл жизни Лука?

Ответ

По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!

Вопрос

В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.

Ответ

Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».

В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:

«Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Вопрос

Как Сатин относится к работе?

Ответ

Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.

Вопрос

Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?

Вопрос

В чем смысл имени Лука?

Ответ

С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».

Вопрос

В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?

Ответ

Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).

Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.

Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.

Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.

Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.

Итоги

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.

Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне” , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди” , а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

“А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…”

“Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…”

“Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!”

“Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!”

“…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!”

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Лука — самый спорный и самый важный герой пьесы М. Горького «На дне». Спорный потому, что трактовать его образ как-то однозначно приемлемо для большинства невозможно — восприятие Луки зависит исключительно от личных качеств читателя, зрителя. Важный потому, что он — олицетворение проблемы, затронутой в произведении: что нужно человеку — жестокая правда о нём или сочувствие и «ложь во спасение»?

Лука появляется в ночлежке Костылёвых, когда мы уже знакомы со всеми её обитателями и их проблемами-трагедиями. Это старик 60 лет, странник, который ничего не рассказывает о себе, умело уходя от прямых ответов на все личные вопросы. Мы узнаём только, что когда-то он сторожил дачу под Томском, возможно — беглый каторжник.

Ко всем ночлежникам Лука относится ровно и доброжелательно, а кому-то становится утешением. Анне, умирающей от чахотки и совершенно забытой, внушает, что смерть станет освобождением от страданий, боли, желанным покоем: «Ничего не будет! Ничего! Ты — верь! Спокой и — больше ничего!» Ваське Пеплу указывает путь к освобождению и от воровства, и от «любовного рабства» — бегство в Сибирь. Но самой вопиющей «ложью» критики считают рассказ Луки о лечебнице, в которой алкоголиков излечивают: странник обнадёживает запойного Актёра, что тот вылечится и вернётся в театр.

Анна умирает. Актёр на какое-то время бросает пить — готовится, по совету Луки, к лечению. Пепел всё серьёзнее задумывается о Сибири и зовёт с собой Наташу. Но однажды в ночлежке происходит драка, в которой убивают хозяина Костылёва. А потом обнаруживается, что Лука исчез.

Ночлежники обвиняют Луку, что тот врал им и своим враньём нарушил пусть жестокий, но равновесный порядок в их мирке. Во лжи странника обвиняют и многие критики, утверждая, что та привела к преступлению и ещё большему разочарованию без того несчастных людей.

Но врал ли Лука?..

Характеристика героя

Луку невозможно охарактеризовать как личность. Старичок, тихий, добренький, услужливый, хитрый, скрытный — вот и всё. О себе не рассказывает, другими живо интересуется, на злые слова не реагирует, других не осуждает, даже жалеет: "...Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!.."

Коллизия интерпретаций его образа в том, что одни рассказы Луки трактуют как разрушительную ложь, другие — как дар надежды.

Про что соврал Лука? Что в Сибири можно начать новую жизнь? Но так и было: в далёкой и богатой Сибири беглые находили себе и приют, и возможность жить по-другому — земля здесь была свободная и даровая, кто работал — не бедствовал.

Философию Луки объясняет его рассказ о праведной земле, где всё — по уму и справедливости. Пока верил человек в праведную землю — работал, крепился, «духа он не терял». А как рассказал ему учёный, что нет такой земли, так и погиб человек…

(Иван Москвин в роли Луки, с двадцати восьми лет играл роль в спектаклях МХТ по пьесе М.Горького "На дне" )

Лука, много видавший и переживший, верит, что можно спасти добром, добрым и обнадёживающим словом. Но не пустым, а имеющим реальную основу. Только и человек должен захотеть, найти силы спастись.

Лука исчезает, выполнив свою «миссию». Он указал путь — подарил «удочку» голодному. Но его ли вина в том, что «голодный» совершенно разучился что-то делать. И, в общем-то, не хочет.

Ночлежка Горького — это «пещера философов», а не работников. Их не спасёт уже ни жестокая правда, ни мечта. Каждый обитатель «пещеры» получает своеобразное удовольствие от того, как живёт — без дела, без денег, но не голодный и без забот.

Образ героя в произведении

Сложная интерпретация образа Луки — это сложный ответ на вопрос, что надо человеку, чтобы быть человеком.

«Молчать! ...молчать о старике!.. Старик— не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет!» — так прекращает осуждение Луки Сатин — самый симпатичный, умный и живой из всех обитателей ночлежки.

Его слова можно принять за позицию Горького — так весомо они звучат. Действительно: странник Лука каждому говорил о нём же лучшее, возможное, то, что человек может и должен совершить. И где-то в другом месте слова Луки станут спасением, обретением, а здесь — дно.

Здесь те, кто сам выбрал такую жизнь. Горький с детства знал, что значит быть нищим, без угла и поддержки. И знал, что можно выкарабкаться, потому что сумел.

Потому не стоит обвинять Луку во лжи — он как раз говорил правду о человеке: «Во что веришь, то и есть».

Драма М. Горького «На дне» создана в 1902 году, сразу после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против покорности, «гуманизма сострадания». В ней нашли отражение все особенности мировоззрения Горького в этот период: «Смысл жизни - вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!»; «Бытие и творчество едины суть». Произведение поражает обилием скрытых и явных дискуссий о месте человека в мире, о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

Одним из главных действующих лиц в пьесе является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Ночлежка – место обитания разных людей, которые оказались на дне общества, у которых рухнули мечты, прошлое безвозвратно ушло, а действительность напоминает о себе нищетой и безденежьем. Лука, как и все обитатели этого дома, беден, жизнь его изрядно потрепала, но он готов советом и ласковым словом помочь каждому человеку на своем пути. Его речь подтверждает мягкость характера. Он говорит ласково, утешительно, часто рассказывает притчи и упоминает Христа. Лука не произносит высокопарных фраз, а простыми, понятными всем словами может достучаться до сердца любого человека. Он по-своему понимает поставленную в пьесе проблему: что лучше – истина или сострадание? Для Луки главным является сострадание и утешение, которое он дарит всем обитателям ночлежки. «Человек - все может… Лишь бы захотел…», - думает Лука, и пытается заронить мечту в душу каждого человека.

Умирающей Анне он рисует рай, в котором не будет мучений «земной жизни». Пьющему Актеру он рассказывает о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Вору Ваське он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». Несмотря на явную неправдоподобность этих слов, ночлежники верили страннику, принимали его жалость и верили в реальность желаемого. Интересно в Луке то, что он умел находить в каждом человеке главную струну, которую стоит задеть – и надежда появляется, и ложь становится явью.

Лука, появившись в ночлежке, включается в давно начавшийся спор её обитателей о человеке, о правде и лжи. Его неожиданно активная роль в спорах о природе человека, его праве на счастье, на мечту, спорах, превративших всех в «философов поневоле», резко изменили всю ситуацию в ночлежке. Лука, внес в подвал ноты сострадания, сочувствия, оправдавший право Актера, Насти, Анны на мечты, на молитву. Он разделил всех на два лагеря: «мечтателей» и «скептиков», носителей «злой» правды, тоски, безнадежности. Он взбудоражил и тех, и других, всколыхнул неугасшие надежды в одних и ожесточил других. Как «досочинил» совет Луки о поездке в лечебницу для алкоголиков Актер: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… все - даром! И мраморный пол, да!» Как чутко слушает Луку Пепел, мгновенно изменяя свое представление о Сибири!

Для Луки главным было вселить в человека веру, веру в любое явление, лишь бы оно принесло ему покой и радость. Страннику неважно, существует ли истина, в которую человек верит, на самом деле, ему важно то, что с верой в нее человеку легче жить.

Образ Луки долгое время оценивался критиками однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчезает из ночлежки. Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции по отношению к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежние годы казались чем-то лишним, даже подозрительным, проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а врагов в то время видели вокруг себя бесконечно много), милосердие считалось «интеллигентской мягкотелостью», которая недопустима в условиях схватки двух миров. Не принималось в позиции Луки и другое - то, что он не зовет людей к борьбе, к революционным действиям, радикальному изменению жизни, «борьбе за светлое общество».

Пьеса «На дне» величайшего писателя Максима Горького - это произведение, имеющее глубокий философский смысл. В нем рассматриваются множество проблем, которые свойственны современному русскому обществу. Главной проблемой в пьесе является истина. Сразу возникает вопрос, что лучше: «жестокая правда или сладкая ложь?». Именно этот вопрос находится в центре сюжета произведения.

С первых страниц в пьесе «На дне» назревает конфликт, когда появляется Лука. Этот образ наиболее сложный и противоречивый. Его появление в «спокойной» жизни обитателей ночлежки, так называемых людей со дна, довольно неожиданное. Кто является этими обитателями? Здесь и слесарь Клещ, его жена Анна, которая всю жизнь терпела побои, ворюга Пепел, Настя - девушка легкого поведения, картузник, бывший барин, алкоголик Актер и многие другие. Все они уже давно оставили свои надежды на светлое будущее и являются отчаявшимися в жизни людьми.

Но Лука в каждом из этих людей видит необыкновенную ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха» - он сразу заявил, когда появился. Для Луки не имеет значение прошлое человека и то, что с ним происходит сейчас. Самое важное для него заключается в вере в будущее.

С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость. Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной. Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.

Я считаю, что многие герои просто не понимали, в чем заключается простая истина. Им было тяжело понять, что для человека, а особенно обитателя «дна», не нужна правда, а он по-настоящему нуждается в утешении, надежде и сострадании.

После ухода Луки становится ясно, что именно он был единственным лучом света в темноте «дна». У всех жизнь заканчивается не лучшим образом. Актер укоротил себе жизнь самоубийством. В драке Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму. Все вновь возвращается на свои места. Все вокруг печально, тоскливо и преобладает чувство непонимания того, что можно все изменить. Лишь те, которые боролись за правду и доверяли Луке, одержали победу.

Я считаю, что образ Луки - это воплощение особой истины «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Несмотря на всю хитрость и лицемерие, Лука все-таки для меня положительный персонаж.



 

Возможно, будет полезно почитать: