Как правильно блокировать удары. Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

С опытным кикбоксером… Изучив основы кикбоксинга, я вышел на ринг полный уверенности. Первый раунд прошел хорошо, я наносил удары, некоторые из которых даже попадали в цель. Но во втором раунде на меня посыпался град ударов. Тут и проявилась вся слабость моей техники - защита у меня была практически на нуле. Я не то, что не успевал ставить блоки, а от некоторых ударов даже не знал что предпринять. Тогда мне прилично досталось, но я извлек из этого хороший урок и стал больше внимания уделять защитной технике.

Начнем изучение с подставок, отбивов и глухой защиты.

Основой всей вашей защиты будут подставки. Так как они многообразны и используются чаще всего. Подставка подразумевает то, что вы подставляете под удар определенную часть тела, при этом сохраняя прежнюю для нанесения ответных ударов. Для подставки вы можете использовать ладонь, предплечье, локоть, плечо, бедро, голень.

Ладонь подставляют для защиты головы. Открытая ладонь выставляется на пути удара противника, преграждает и останавливает его. В момент соприкосновения кулака с ладонью вы напрягаете руку и делаете небольшое поступательное движение навстречу удару.

Подставка предплечий самый распространенный элемент защиты. Используется для защиты головы и корпуса. Защищая корпус, вы прижимаете согнутые в локте руки к телу и слегка наклоняетесь (влево, вправо), амортизируя удар. Для защиты головы вы немного отставляете согнутую в локте руку по направлению к удару. При этом разворачиваете кулак пальцами к противнику, чтобы удар пришелся в более жесткое место предплечья. Не советую использовать подставку предплечьем, которая требует отпускания и разгибания руки, так как вы открываетесь и можете еще , если удар пройдет чуть выше.

От часто используют сдвоенный блок - предплечья двух рук прижатые друг к другу, выставляются на пути удара, пальцы кулака при этом повернуты к вам и корпус разворачивается к удару. Если вы выставите сдвоенный блок, не разворачивая корпус, то противоположная сторона откроется для следующего удара противника.

Локоть подставляется в основном для защиты области печени (справа) и области селезенки (слева). При этом руки, согнутые в локте прижимаются к телу, а корпус слегка наклоняется под удар.

Подставкой плеча защищают челюсть, чаще от , но в некоторых случаях можно и от прямых. При выполнении защиты разворачиваем корпус, подставляя приподнятое плечо.

На фото изображена подставка левого плеча от удара правой рукой.

От коварных ударов можно использовать подставки бедра и голени. При подставке бедра также нужно делать движение к удару, напрягая при этом мышцы. Довольно болезненный метод защиты и требует «набивки» данной части тела. тоже следует набивать, но защита от лоу-кика подставкой голени намного предпочтительней. При всем этом вы еще можете нанести травму противнику. Подставка голени выполняется следующим образом: переносите вес тела на опорную ногу, а другую ногу, согнутую в колене, поднимаете и разворачиваете примерно на 70-80 градусов в сторону удара.

На фото изображены подставки от лоу-кика: левого бедра – слева и левой голени – справа (в исполнении Ф. Емельяненко).

Можно комбинировать подставку голени с защитой рукой, тем самым препятствуя возможному верхнему удару. Минус этого блока (также как и подставка просто голени) в том, что вы остаетесь на одной ноге и должны твердо держать опору.

На фото изображен комбинированный блок (подставка левой голени и левого предплечья).

Отбивы (или парирование) ударов - это защитный элемент по своей амплитуде очень похожий на удар, который наносится по бьющей конечности противника, чтобы изменить траекторию удара и отвести его на безопасное расстояние. Отбивы выполняются раскрытой или сжатой в кулак ладонью или предплечьем, как правой руки, так и левой в различных направлениях: вверх, вниз, вправо, влево. В момент соприкосновения с ударной поверхностью, не забываем напрягать руку. Если отбивы совершаются вправо или влево, то в ту же сторону следует развернуть и корпус для увеличения амплитуды парирования удара. Тем самым вы отбрасываете в сторону конечность противника и раскрываете его для своих контрударов.

в основном применяется, чтобы переждать натиск противника и выбрать подходящий момент для нанесения контрудара. Особенно применима, если вас зажали в угол и обсыпают различными ударами. Глухая защита заключается в прикрытии руками наиболее чувствительных мест на теле. Для этого нужно принять устойчивое положение и немного наклониться вперед, уменьшая площадь атаки. Лицо прячем за согнутые в локтях и прижатые руки, а плечи приподнимаем, защищая подбородок от . В этой ситуации покачивания корпуса влево и вправо будет плюсом для вашей защиты.

В продолжим изучение техники защиты…

Виды блокирования

Правилами различаются попытка блока (без касания мяча) и состоявшийся блок (когда мяч задет блокирующим). В состоявшемся блоке разрешено участвовать только игрокам передней линии, то есть находящимся во 2-й, 3-й и 4-й зонах .

Блокирование, выполненное одним игроком, называется одиночным ; блок, поставленный двумя или тремя игроками,- групповым , или коллективным (соответственно двойным и тройным).

Техника блокирования

Определяющее значение при постановке блока имеет выбор места для прыжка, его высота и своевременность. При ударах с высоких и средних передач блокирующий прыгает после атакующего, при атаках с низких передач - одновременно с ним, при атаках на взлёте - раньше атакующего.

При постановке блока игрок, находящийся в непосредственной близости от сетки, выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает их над сеткой. Кисти рук с расставленными пальцами по достижении верхнего края сетки производят движение вверх-вперёд через сетку. В момент удара по мячу кисти сгибают в лучезапястных суставах для противодействия атаке и направления мяча вперёд-вниз, на сторону соперника. При блокировании атакующих ударов на краях сетки и при попытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

Выполняться блокирование может как с места, так и после передвижения. При одиночном неподвижном зонном блоке игрок закрывает определённую зону своей половины площадки, при подвижном ловящем он пытается закрыть истинное направление нападающего удара. Отражение атак с высоких передач и ударов с переводом осуществляется, как правило, при групповом блоке. При этом место для прыжка выбирает игрок, блокирующий ходовое направление, а другие «пристраиваются» к нему .

История изменения правил, техники и тактики

Нападающий удар и блокирование как противодействие ему стали применяться со второй половины 1920-х годов и значительно разнообразили существовавшую до того времени тактику игры, которая, как правило, сводилась к передаче в 3-ю зону, затем в 4-ю, откуда волейболист производил бросок через сетку. Позднее появился групповой блок, но в течение долгого времени в волейболе сохранялась тенденция достаточно весомого превосходства нападения над защитой, эффективность действий волейболистов на блоке была невысока - в 1950-е годы она составляла 8 % для одиночного блокирования при доле ошибок 46 % и 13 % для группового при доле ошибок 34 %.

В 1965 году, вскоре после завершения в истории волейбола, (FIVB) с целью уравновесить возможности атаки и защиты ввела изменение в правила, позволив игрокам обороняющейся команды при постановке блока касаться мяча на стороне соперника (после того, как им совершён атакующий удар) и повторно касаться мяча после блокирования. С 1976 года блок перестал входить в число трёх ударов: после состоявшегося блокирования игроки одной команды получили возможность ещё 3 раза коснуться мяча до перевода его на половину площадки соперника. Ещё раньше, с 1970 года, было разрешено блокировать подачу соперника, однако в 1984 году это правило отменили.

Изменения в правилах блокирования не только повысили эффективность этого элемента игры, но и способствовали развитию тактики нападения, появлению более разнообразных атак, увеличению динамичности игры. По мнению выдающегося японского тренера , считавшего блок украшением волейбола, «поиск методов борьбы с мощным блоком привёл к созданию современной скоростной игры» .

Продолжала совершенствоваться и тактика блокирования, в разные годы тренерами команд разрабатывались особые варианты игры на блоке. Например, является автором идеи блока «уступом» - это когда игрок 4-й зоны находится в метре от сетки и отвечает за оборону на всей сетке, помогая партнёрам перекрыть атаку на всех направлениях . Впервые эта схема была опробована в 1976 году игроками , впоследствии стала мощным оружием в исполнении сборной СССР.

Блок в современном волейболе

В современном волейболе наиболее часто используется двойной блок (до 70 %), реже - одиночный и тройной . Команды высокого класса набирают блоком по 12-15 % очков за матч, поскольку после грамотно поставленного блока соперникам бывает очень трудно, а порой и невозможно оставить мяч в игре. В случаях, когда атака соперника не остановлена блоком, всё равно создаются благоприятные условия для игры на задней линии, доигровщики и имеют возможность более определённо выбрать место для приёма мяча при том, что атака соперника становится менее сильной и подготовленной.

Игра на блоке является основной функцией двух центральных блокирующих (также называемых нападающими первого темпа), которые обычно являются самыми высокими и подвижными игроками команды, способными выпрыгивать на высоту порядка 3,4-3,5 метра. Из-за того, что игровой процесс связан с переходами игроков, и игроки, способные эффективно играть на блоке, не всегда находятся у сетки, в условиях современного волейбола особо важную роль играет варьирование состава посредством замен.

Ряд команд пытаются усилить игру на блоке, пользуясь услугами более высоких, чем обычно, . Ярким примером такого случая является голландец Петер Бланже (рост 206 см), сменивший в 1993 году в сборной «маленького» Авитала Селинджера (175) - тройной блок с участием Бланже стал непреодолимой преградой для соперников, что явилось одним из факторов успешных выступлений команды Нидерландов в середине 1990-х годов . Исходя из этого, зонный блок на сегодняшний день встречается чаще, чем ловящий - игроки-мужчины ростом около 210 см и женщины выше 200 см закрывают сетку просто физически; к тому же такой вариант блокирования проще исполнить .

Успешная игра команды на блоке может оказывать сильнейшее влияние на эмоциональный фон коллектива, его настроение. Нередки случаи, когда «зачехлив» лучшего нападающего соперника, до этого игравшего безошибочно, команда ловит кураж и сеет нервозность в стане своего противника, что может привести к резкому изменению хода сложно складывающейся партии и матча.

Блокирование в других играх с мячом

В , в отличие от классического, блок входит в число трёх касаний, но при этом игроку разрешено повторно касаться мяча после блокирования. Исходя из специфики игры 2х2 групповой блок встречается в исключительных случаях. Зонный вариант блока, о направлении исполнения которого один партнёр договаривается с другим с помощью тактических сигналов, является основным. Ловящий блок независимо от предварительной договорённости партнёров применяется в случаях, когда мяч наведён на сетку ( ), .

Блок в волейболе позволяет отразить атаку соперника. Хорошо поставленный блок повышает вероятность отбить мяч, который летит к вам со стороны соперников.

Виды блоков

Правила волейбола определяют два вида блока:

  • попытка блока - когда игрок не коснулся мяча;
  • состоявшийся блок - блокирующий задел мяч.

В состоявшимся блоке правилами разрешено участвовать только игрокам передней линии.

Также блоки разделяют на одиночный, выполненный одним игроком, и коллективный (реализованный несколькими игроками)

Техника выполнения

Для правильной постановки блока необходимо тренировать ноги и кисти рук, причем совместно с приземлением и прыжком. Хорошее выполнение блока зависит от скорости и техники перемещения вдоль сетки, также необходимо учитывать расстояние, которое необходимо преодолеть, чтобы поставить блок. В волейболе необходимо наблюдать за игроками-противниками, стараться предугадать их действия.

Итак, принимаем правильное положение. Стоя к сетке лицом, кисти рук соединяем в замок. Ноги согнутые в коленях ставим на ширину плеч. Если предполагаемое расстояние до совершения блока меньше 3 метров, будет правильным передвигаться приставным шагом. При большем расстоянии игроки передвигаются бегом. Достигнув необходимой точки, необходимо повернуться к сетке лицом и теперь можно ставить блок. Теперь игроку необходимо присесть и опустить локти.

Кроме правильной позы для осуществления блока, важны действия всей команды. Тот игрок, который будет блокировать удар, должен стоять в месте ориентировочного нанесения удара. Игрок, совершающий подачу мяча через сетку, находится рядом. Задача блокирующего стать таким образом, чтобы мяч полете в сторону второго игрока.

Важным правилом при блокировании является первоочередное задействование рук, а уж потом ног. Руки необходимо постоянно держать согнутыми в локтях, кисти напряжены, а пальцы смотрят в стороны. Вот теперь игрок может совершать прыжок

При этом учитывается рост игроков. Когда нападающий выше блокировщика, то первым прыгает блокирующий. И, наоборот, когда блокирующий выше нападающего, тогда первым прыгнуть нужно именно атакующему. Другими словами, первым прыгает тот, кто ниже ростом.

Ошибки при осуществлении блока:

  • несвоевременное передвижение к месту блокировки;
  • неверное место;
  • прыжок вперед или в сторону;
  • блокировщик прыгнул раньше нападающего;
  • блокирующий следит за мячом, а не за нападающим;
  • приземление на прямые ноги.

Нередко отличная игра на блоке поднимает эмоциональное состояние команды, задает настроение. Если во время игры команде удается войти в раж, это заставит нервничать соперника, что может в корне изменить ход сложного матча.

Думаю не ошибусь, если скажу, что в современном волейболе главным фактором, определяющим защитный потенциал команды, является ее умение играть на блоке. Поэтому, очень важно в тренировочном процессе волейболистов уделять блоку самое серьезное внимание, как одному из основных элементов техники игры. Ниже, в порядке возрастания сложности, приводится ряд упражнений на совершенствование блокирования.

1. Упражнение выполняется в парах. Партнеры расположены у сетки, на противоположных площадках. Одновременное выпрыгивание на блок, с касанием кистями над сеткой. Упражнение можно выполнять как на месте, так и с перемещением вправо-влево.

2. Упражнение выполняется в парах. Партнеры расположены на противоположных площадках. Один партнер разбегается и выполняет имитацию нападающего удара через сетку, другой - старается "поймать" блоком кисть нападающего. Нападающий все время меняет направление разбега и удара. Блокирующий, выбирая место прыжка на блок, перекрывает в первую очередь направление разбега нападающего, а затем, перемещая руки вправо-влево, перекрывает и направление удара, "ловя" кисть нападающего.

3. То же, что и упражнение 2, но нападающий выполняет удар через сетку с собственного набрасывания, все время меняя разбег и направление удара. Блокирующий старается заблокировать мяч, следуя методическим рекомендациям из упражнения 2.

4. Упражнение выполняется в тройках. Игроки расположены у сетки, расположение игроков представлено на рисунке. Средний игрок перемещается влево и ставит вместе с игроком 4 двойной блок, затем перемещается вправо и ставит двойной блок с игроком 3, перемещается влево и ставит двойной блок с игроком 4 и т. д. Необходимо добиваться того, чтобы средний игрок перемещался от одного игрока к другому максимально быстро и за меньшее количество шагов (квалифицированные игроки делают это за 2 шага). Кроме того, необходимо добиваться, чтобы прыжок среднего игрока на блок был вертикальным и он не налетал на партнера, и чтобы их прыжки были одновременны.

После серии прыжков (примерно 10) игроки меняются местами. В упражнении могут участвовать одновременно 4 тройки игроков.

5. Расположение игроков представлено на рисунке: игрок 2 располагается в зоне 4 (примерно в метре от боковой линии), игрок 3 - в зоне 3 (чуть правее середины площадки), игрок 4 - в зоне 2 (вплотную к боковой линии); остальные игроки располагаются в колонне, в зоне 4.

По сигналу тренера первый в колонне (игрок 1) перемещается к сетке в зону 4 и вместе с игроком 2 ставит двойной блок. После приземления игрок 2 перемещается вдоль сетки к игроку 3 и вместе с ним ставит двойной блок в зоне 3, а игрок 1 переходит на освободившееся место игрока 2. После приземления с блока в зоне 3 игрок 3 перемещается к игроку 4 и ставит с ним двойной блок в зоне 2, а игрок 2 переходит на место игрока 3. После приземления с блока в зоне 2 игрок 4 уходит в "хвост" колонны, а игрок 3 переходит на его место.

Упражнение выполняется непрерывно. Необходимо стремиться к максимальной скорости перемещения игроков, а также к вертикальности их прыжков. С целью предотвращения "заторов", очередной игрок колонны должен начинать перемещение к сетке в зоне 4 только после того, как в зоне 3 будет поставлен блок и приземлившийся игрок начнет свое перемещение в зону 2.

6. То же, что и упражнение 5, но игроки перемещаются в обратном направлении, а колонна располагается в зоне 2.

7. Занимающиеся расположены у сетки в зонах 2, 3, 4 и в этих же зонах на противоположной стороне площадки. У игрока зоны 3, на одной стороне, находится мяч. По сигналу, игрок зоны 3 подбрасывает мяч, имитируя передачу на нападающий удар в одну из трех зон (2, 3, 4). Игроки на противоположной стороне площадки организуют на подброшенный мяч групповой блок: двойной в зонах 2 и 4, и тройной в зоне 3. Игроки зон 2 и 4 на стороне мяча выполняют роль ассистентов: ловят мяч, в случае броска в их зону, и передают игроку зоны 3.

Волейбольный блок – противодействие атакующему удару соперника. Игроки защищающейся команды совершают прыжок и выставляют руки над сеткой. Этим преграждается путь полета мяча. Один из сложнейших технических элементов игры, но только не для наших тренеров. Если вы хотите научиться ставить правильный блок в волейболе, приходите к нам.

Волейбольный блок: техника, терминология и секреты

Общие правила выполнения волейбольного блока. Игрок (или игроки) развернут(-ы) лицом к сетке. Слегка согнутые ноги расставлены на ширине плеч, стопы расположены параллельно. Руки согнуты в локтях. Способ перемещения к сетке зависит от удаленности игрока. Расстояние до 2 метров покрывается скачком, 2-3 метра преодолеваются приставными шагами, более 3 метров – обычный бег. Последний шаг выполняется в напрыгивающем стиле.

Растянутый блок в классическом волейболе.

В нем принимают участие 3 игрока. Двое перекрывают зону нападения по линии, нападающий первого темпа накрывает первый темп атаки. Открытое пространство контролируется защитниками.

Одиночный блок в пляжном волейболе.

Существуют три разновидности.

  • Первая – блокирование с обводом. Выполняется перед попыткой доставить мяч нападающему соперника. Цель – перекрытие свободного пространства.
  • Блокирование по ходу. Создание иллюзии свободы для атаки.
  • Третья разновидность – разведенные руки. Применяется в ситуациях, когда нападающий видит положение блокирующего.

Техника блока передается через жесты. Телевизионные камеры часто выхватывают знаки игроков у сетки, предназначающиеся оборонительной линии и подающему (классический волейбол) или только подающему (пляжный волейбол). Например, открытая ладонь. Суть жеста для пляжного волейбола: игрок у сетки будет блокировать атаку соперника, подающий обеспечивает защиту. Опущенный вниз палец – блокировка в одну линию.

Наши тренеры обучат вас азам волейбольной игры. Когда Вы достигнете первых успехов, в занятия будет введено блокирование. Вы научитесь исполнять этот сложный элемент и останавливать атаки соперников. Ждем вас в нашем клубе!



 

Возможно, будет полезно почитать: