Логопедические игры с мячом! ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- спрячусь я от стрекозы- З-З-З. Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

Перед началом изучения букв важно не забыть:

Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т.д.).

Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги.

Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог:

Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»

Буквенный вариант: «Бэ» + «А» = ????? - по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т.п.) – при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» - звук «э» и т.п. (им хочется читать не «ВА», а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т.п.)

И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.

Поэтому изучение «звуковой» интерпретации букв будет намного предпочтительней.

«Учим буквы весело!» - развивающие игры для нескучных детей!

1. Раскрашиваем.

Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:

Раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;

Раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;

Использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).

2. Укрась букву.

Дети с удовольствием будут буквы украшать!

Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь!

Попробуйте украсить букву «А» - арбузиками, букву «Б» - бананами и т.п.

3. Лепим.

Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина. А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) – то лепить будет еще веселее.

Замечательные мамы, увлеченные развитием детей, давно уже сделали из этих песенок забавные видео и выложили их в сеть.

Вот так например, играя и просматривая веселый ролик, можно весело и интересно слепить букву А:

Палочки две наклоните,

Наверху соедините,

Перекладина одна –

Как палатка буква А!

4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.

В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до «Я» – надо постараться букву «А» не забыть .

Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!

Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.

Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

5. Мемори.

Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.

Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.

Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.

Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!

Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.

6. Пишем на манке.

Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все – от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!

7. Лото и фольга.

Еще один способ изучения и повторения букв – лото.

Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.

Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.

Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.

Лото может быть звуковым – в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.

8. Буквоед.

У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.

Например вот этот петушок –

очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!

В буквоешку можно поиграть и по-другому:

В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков - прорези в коробке).

Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):

Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется - человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со «своей» буквой):

9. Конструируем.

Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку:

Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).

С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».

Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:

Также, для того чтобы строить буквы, можно использовать музыкальный букварь Железновых, о котором уже писалось в п.3 этой статьи.

Например стихи и песенку, которая описана в п.3 для «А» можно использовать и для конструирования этой буквы из палочек (Палочки две наклоните, наверху соедините, перекладина одна – как палатка буква А! )

11. Протыкалочка.

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).

12. Обводилочка.

Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.

Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.

Таким способом можно даже «писать» целые слова:

13. Связь букв и звуков.

Посмотри, эти зверики потеряли свои буквы:

На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику!

14. «Найди!»

Найди на этой картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!

А на этой картинке - все буквы «Т»:

Найди все красные буквы «М»… А теперь синие … А теперь оранжевые и т.п.

А теперь посчитай – сколько букв «М» всего ты нашел?

15. Игры с мозаикой.

Выложи букву из мозаики по образцу:

Вариант попроще и поинтереснее:

Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой!

Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой:

16. Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.

Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребенком).

А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».

А теперь к букве «А»!

Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.

Если ребенок отказывается бегать по вашей команде - можно взять его за руку и побегать вместе с ним.

Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра -«Закрой букву ладошкой»:

Игра «Накорми монстрика»:

17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!

Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?

Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!

Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).

Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:

Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».

Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).

А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!

18. Звуковой плакат.

Моя дочь выучила буквы за пару месяцев самостоятельно, без какой-либо помощи с моей стороны…

А помог мне в этом – звуковой плакат!

Смысл его действия прост - ребенок нажимает на картинку с буквой - плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.

Единственное «Но!» - лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.

Конечно в этой статье приведены не все возможные способы изучения букв с ребенком – на самом деле их намного больше! Играйте, играйте и не переставайте играть - лучшего способа обучения ребенка не существует!

Ольга Голубкина
Логопедические игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Введение : (слайд 1)

Игры с мячом известны очень давно. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом . Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк : они различного цвета, размера, качества. А применение игр с мячом в логопедической практике дает положительные результаты. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому ребенку, формирует произвольное внимание и многое другое.

Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, тот факт, что сам человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов , словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка . И все мы знаем, что речь детей с ОНР аграмматична .

Известно, что в работе с детьми, имеющими ОНР, только традиционные формы коррекционной работы часто бывают недостаточными. В таких случаях логопеды используют дополнительные формы коррекционной работы.

Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры . Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребенка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием , не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства , обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядности не всегда есть под рукой. Поэтому на своих занятиях я использую игры с мячом для обогащения речи детей существительными , глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у них слов, привитии детям простейших навыков словообразования и словоизменения. Эти игры удобны тем , что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

В своей работе я использую не обычные мячи, а массажные мячи-ёжики, которые кроме своих стандартных функций игрового предмета, массируют кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках .

Почему я выбрала именно игры с мячом ? -спросите вы, потому что

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают детей к общению .

2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, а значит игры с мячом можно использовать в качестве физминуток.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на логопедическом занятии .

4. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.

5. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей .

7. Игры с мячом можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

Слайд 5 Игры с мячом .

Возможные варианты игр с мячом :

Перебрасывание мяча друг другу;

Прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;

Бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

Прокатывание ёжика по панно с дорожками.

Игр с мячом великое множество … Представляю немного игр с мячом .

«Один - много»

Цель : научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование : мяч.

Мы волшебники немного :

Был один, а станет много.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч : дождь - дожди

«Лилипуты и великаны»

Цель : научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.

Оборудование : мяч.

Ход. Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч : дождик - дождище

«Назови ласково»

Цель : учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование : мяч.

В мячик дружно мы играем,

Слова ласково называем.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч : дождь - дождичек

«Скажи наоборот»

Цель игры : закрепление слов - антонимов

Оборудование : мяч.

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное слово и возвращает мяч : горячий-холодный

«Из чего сделано?»

Цель : учить образовывать относительные прилагательные.

Оборудование : мяч.

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч : шкаф из дерева – деревянный

«Чья голова? Чей хвост?»

Цель : Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Оборудование : мяч.

Чья у зверя голова? (Чей у зверя хвост)

Подскажи скорей слова. (Ответь-ка на вопрос)

Взрослый бросает ребёнку мяч и говорит : (У вороны голова., а ребёнок возвращая мяч должен сказать : «Воронья»

Какое что бывает?

Цель : Развитие памяти и внимания , активация словаря.

Оборудование : мяч.

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка) .

Весёлый счёт

Цель : согласование имени существительного с числительным.

Оборудование : мяч.

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов, один слон – пять слонов

Кто чем занимается?

Цель1 : Образование профессий от существительного

Оборудование : мяч.

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит ) повар – (варит)

Цель2 : Образование профессий от глагола

строит (кто) - строитель

«Животные и их детеныши »

Цель : расширение словарного запаса, обучение грамматически правильной речи , формирование основы логического мышления (обобщение, разделение на группы) .

Оборудование : мяч.

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

у тигра – тигренок у льва – львенок

«Весёлый повар»

Цель : образование прилагательных от существительных.

Оборудование : мяч.

Ход. Поваренок приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Он сварил варенье, сделал сок и конфеты. Давай попробуем и угадаем, из чего приготовлено каждое блюдо.

Сок из ананаса-ананасовый Варенье из клюквы-клюквенное

"Мой, моя, моё"

Цель : совершенствование грамматического строя речи , закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен прилагательных с именами существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа.

Оборудование : мяч.

Педагог бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём : мой (моя, моё) .

Мяч - мой Кукла – моя

"Лови да бросай - цвета называй".

Цель : согласование имени существительного с прилагательным

Оборудование : мяч.

Что у нас какого цвета -

Мы расскажем вам об этом.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок возвращая мяч называет существительное.

Красный – помидор Жёлтая - репа

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Цель : закрепление знания детей о жилищах животных , насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В» .

Ход игры : бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. - Кто живет в дупле? Белка. - Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Вариант 2. - Где живет медведь? В берлоге.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ : «Медведь живет в берлоге» .

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Медведь живёт в берлоге,

Лиса живёт в норе,

Волк поселился в логове ,

А белочка – в дупле,

Лишь зайка, бедный зайка,

Под кустиком сидит

И хвостик его маленький

От страха чуть дрожит.

Мышь, крот живут в норе.

Бобёр живёт в хатке.

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

Цель : развитие умений согласования слов в предложении, развитие внимания , быстроты мыслительных операций.

Ход игры : ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей , произнося при этом несогласованные слова (например : «Девочка играть» ). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет» ) и бросает мяч обратно.

Заключение :

Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны , и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук» ,повторяем вместе звук.»
Логопед: когда услышите звук (А), стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.»
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Когда услышите звук (У), подбрасывайте мяч.
3. Игра «Стучалочка» - звуки я сказать хочу. И по мячику стучу.
Логопед и дети садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
1. Игра «Звуки, слоги повторяем»
Ход игры: С мячиком будем мы играть, звуки, слоги называть.
2. Игра «Лови да бросай»
Ход игры: Лови да бросай, слово новое узнай, заменить один звук на другой, и узнай новое слово (рак-лак).
3. Игра «Раз, два, три»
Ход игры: Раз, два, три, мяч бросай слоги называй и повторяй.
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
1. Игра «Ловко мяч бросай, и цветы мне называй»
Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросай мяч поочередно. Каждый ребенок возвращает мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию цветы.
2. Игра «Кто, где живет»
Ход Игры: Кто в берлоге, кто в норе? Кто в гнезде, а кто в дупле. Мяч скорей ты мне бросай и дома животных, птиц называй.
3. Игра «Кто как передвигается» Ход игры: Мяч бросай и называй кто летит, кто ползет, кто плывет?
Игры с мячом для развития мелкой моторики
1. Игра «Спираль» Не ползет и не бежит, над цветком она кружит, за витком идет виток. Вот и села над цветок.
Ход игры: ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.
2. Игра «Времена года»
Ход игры: ребенок прокатывает, мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.
3.Игра «Путешествие колобка»
Ход игры: дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями.
Игры с мячом – прекрасное средство в логопедической работе.
-игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
-освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
-помогают разнообразить логопедическую деятельность.
-развивают мелкую, общую моторику.
-помогают обогащать, расширять словарь детей.
Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Статью подготовила учитель-логопед: Кузьмина Светлана Александровна.
Список литературы:
Воробьева Т.А. , Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом.- СПБ., 2009
Сергиенко Г.Н. Учимся говорить, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ- Воронеж.,2006.

Игры со словами для детей 6-7 лет могут проводиться как с различными вспомогательными предметами (мяч, карандаш и бумага и прочее), так и без всякого «реквизита». За победу в игре можно давать сувенир (например, наклейку), грамоту, а можно просто поаплодировать друг другу и сказать, что победила дружба, особенно если разница в достижениях невелика. Проводя такие развлечения часто, лучше чередовать игры с материальным поощрением и без него.

Игры с мячом

Мяч или шарик используется для того, чтобы придать процессу различения звуков и т.п. более игровой, развлекательный характер. Кроме того, он позволяет удерживать внимание большого количества детей, поскольку никто не знает, кому из них в следующий раз бросят мяч. Из неспецифических навыков развивается также способность удерживать внимание, ловкость, наблюдательность, быстрота реакции.

«Назови слово»

Водящий бросает мяч игроку и называет звук (или, если это целесообразнее, букву). Ребенок, которому брошен мяч, должен назвать слово на эту букву (звук). Вариант: водящий называет слово, а ребенок — букву или звук (как договорились), на который оно начинается.

Эту игру можно использовать при изучении букв (скажем, изучено уже 5-6 букв, именно их вперемешку и называет ведущий); при изучении пар по глухости-звонкости и твердости-мягкости; как вариант — можно говорить просто «гласный» или «согласный». Сложность в этом случае заключается в том, что слово «Юля», например, начинается на СОГЛАСНЫЙ звук Й, так что такие слова или звуки есть смысл предлагать только в сильном классе.

«Белка - дятел»; «Роза - лилия»

Водящий бросает мяч игроку и называет слово, которое начинается на Б или Д (вариант: в котором есть такая буква). В первом случае игрок должен поймать мяч и сказать «Белка!», во втором — «Дятел!». Так же играют в игру «Роза - лилия», только слова называют с буквами Р или Л.

Эта игра направлена на предупреждение дисграфических ошибок и выявление детей, которым требуется помощь логопеда, так как они не различают фонемы Б - Д и Р - Л.

«Три стихии»

Ведущий называет одну из трех стихий: «Земля», «Воздух», «Вода». При этом он бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать мяч и быстро ответить. Если было сказано «Земля», надо назвать зверя, если «Вода» — рыбу, «Воздух» — птицу. Стоит договориться заранее, можно ли, например, называть насекомых («паук» к «Земле», «комар» — к «Воздуху») и других существ («спрут», «медуза» и прочее).

Тот, кто ошибся, отдает фант или выбывает.

«Ассоциации»

Ведущий бросает мяч игроку и называет любое существительное. Тот, поймав мяч, должен назвать другое существительное, связанное по ассоциации с первым. Игрок должен объяснить, как связаны эти существительные.

Например, ведущий говорит «Сумка». Игрок: «Учебник. Учебник лежит в сумке.» Или: «Магазин: туда ходят с сумкой». Или: «Кожа. Сумка из кожи». А ответы «Большая», «Потерялась» и т.п. не засчитываются, так как это не существительные. Не засчитываются ответы и в том случае, если ребенок не может объяснить, как связаны эти предметы.

«Глаголы»

Это, по сути, такая же игра, но игрок должен называть не существительные, а глаголы.

Например, «Книга» — «Лежит», «Птичка» — «Клюет», «Кошка» — «Спит» и т.д. Повторять одни и те же глаголы нельзя.

Игры с записью

«Составь слово»

Ведущий предлагает ребятам составить как можно больше слов из букв, которые содержатся в данном им длинном слове. Лучше играть командами, так как младшие школьники еще обладают недостаточным словарным запасом, чтобы придумать много слов самостоятельно.

«Третий лишний»

Логическую игру по поиску третьего лишнего понятия легко сделать «филологической». Например, учитель предлагает такой ряд: «слово, сдвинуть, здоровый». Какое слово лишнее? Например, «здоровый», так как оно начинается на З, а остальные на С. Или «сдвинуть», так как в этом слове есть приставка, а в двух других нет. Или «здоровый», так как в нем три слога, а в остальных словах два. Объяснение, почему это слово «лишнее», обязательно!

«Слово по буквам»

Учитель говорит: «Я загадал слово, а вы должны его отгадать. Пока я говорю, вы можете что-то для себя записывать, если хотите». Слово задается «по буквам». Пример: «Первая буква в этом слове такая же, как первая буква в слове «курица»; вторая — такая же, как последняя буква в слове «окно»; третья — глухая пара звука «Д». Какое слово я загадала?» Можно упростить задачу и называть слова на каждую из букв, например, в данном случае: «Курица, остров, тополь».

Игры без дополнительных предметов

«Я достаю из сундука…»

Старая игра, которая от времени не стала хуже. Развивает память и фантазию.

Первый игрок говорит: «Я достаю из бабушкиного сундука (любое существительное, допустим, мыло)».

Второй повторяет его фразу и добавляет еще одно существительное: «Я достаю из бабушкиного сундука мыло и кролика».

Третий опять все повторяет и добавляет еще одно слово: «Я достаю из бабушкиного сундука мыло, кролика и свечку». И так далее.

Очевидно, что играть лучше маленькой группой, иначе до последних очередь может уже и не дойти!

«Цепочка»

Игра по принципу «Городов»: каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на ту букву, на которую окончилось слово, названное предыдущим игроком. Требование только одно: все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. Например, может получиться такая цепочка: «ЛеС — СорокА — АстероиД — ДуБ — БолотО — ОрдеН» и так далее.

«Дурацкие ответы»

Это игра больше развлекательная, но она помогает детям научиться ставить существительные в нужные падежи, а также формулировать вопросы.

Дети тянут жребий. Одному достается быть ведущим, остальным — какие-то слова. Ведущий должен задавать игрокам по очереди вопросы, а игроки отвечают только «своим» словом, при необходимости прибавляя предлог. Например, могут получиться такие диалоги:

— Кто у тебя живет дома?

— Как зовут твою кошку?

— Чайник.

— Что ты съел на завтрак?

— С кем ты дружишь?

— С вентилятором.

Любые игры со словами развивают у учеников начальной школы и дошкольников так много ценных качеств, что они могут с успехом применяться почти на каждом уроке, во внеурочной деятельности, поднимая детям и учителю настроение и помогая лучше усвоить материал уроков русского языка.

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сиритори - японский вариант игры в слова: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с того же слога, на который окончилось предыдущее.
Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.

Где твой круг? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге. Ведущий предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы перейти во второй круг (Люда - Людмила, Галя - Галина, Гриша - Григорий и т. д.).

Загадка Петрушки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: письмо от Петрушки
Ведущий читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички) и т. д.

Жадный кот - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирают ведущего. Он - кот. Кот садится в угол и говорит:
- Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот.
Остальные дети - мышки. Они проходят мимо кота и шепчут:
- Тише, тише, кот все ближе.
Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, называет слово с определенным звуком.

Найди свой квадрат - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается подумать, кто из детей может встать в этот квадрат. Во втором квадрате - имена, в которых слышится звук (щ), и т. п.

Паровозик из Ромашково - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинка паровозика из Ромашково, вагончики к нему, которые прицепляются отдельно
На металлическую основу прикрепляется паровозик и несколько запасных вагончиков, сверху на доску прикрепляется слово, составленное из слогов. Дети читают его и помогают рассадить по вагончикам, т.е. делят слово на слоги и каждый слог прикрепляют над вагончиком, а затем считают - сколько потребовалось вагончиков.
Вагончики разного цвета, их можно использовать для выделения ударного слога. Также для выделения слога с мягкой согласной и с твердой. Например, слог «ма» надо посадить в синий вагончик, а слог «мя» в зеленый. Ударный слог можно посадить в красный вагончик и т.д.

Переезжаем на новую квартиру - игра для детей

Количество игроков: 6-9
Дополнительно: предметные картинки (парные): чашка- стакан, кружка - чашка, масленка - сахарница, чайник - кофейник, кастрюля - сковорода, платок - косынка, шапка шляпа, платье - сарафан, свитер - безрукавка, пальто - куртка, шуба - зимнее пальто, брюки - шорты, носки гольфы, чулки - носки, перчатки - варежки, туфли - босоножки, тапки - сандалии, ранец - портфель, люстра настольная лампа; коробочки для складывания картинок
Ведущий вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка - стакан, платок - косынка, ранец - портфель. Рассказывает:

Определи первый звук в слове - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
а - автобус, аист, ананас, арбуз
у - удочка, усы, утка, утюг
и - иволга, иголка, индюк, иней
п - палатка, пила, платье, портфель
ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
ч - чайник, часы, черемуха, черешня
к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
с - сено (тог), сирень, скворец, собака
з - замок, заяц, зонт, земляника
ж - желуди, жираф, жук, журавль
ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка



 

Возможно, будет полезно почитать: