Судомодельный спорт

История развития автомодельного спорта в России

В конце 1955 в СССР была создана центральная лаборатория автомобильного моделизма, которая стала техническим, методическим и пропагандистским центром развития автомодельного спорта в стране. Однако энтузиасты-одиночки строили свои модели задолго до создания лаборатории. В 1956 ЦК ДОСААФ была утверждена трехгодичная программа по автомоделизму. В 1957 впервые в нашей стране были проведены соревнования автомоделистов четырех городов: Москвы, Ленинграда, Риги и Харькова. В состязании участвовало 30 автомоделистов, которые привезли с собой 19 моделей с двигателями внутреннего сгорания, 3 - с электродвигателем, 5 - с резиномотором и несколько других моделей. Скорости моделей были тогда небольшие, лучшую скорость 56, 88 км/час показала модель Евгения Ляшенко из Харькова. Соревнование закончилось победой харьковчан.

В пятых всесоюзных соревнованиях автомоделистов в 1961 участвовало уже 120 спортсменов, составлявших 16 команд. Первое место заняла команда Российской Федерации. Первые российские соревнования школьников состоялись в 1960 при участии команд Ростовской, Воронежской, Орловской, Калужской, Ярославской, Московской, Кировской, Псковской, Свердловской, Новосибирской и Омской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, городов Москвы и Ленинграда. Первыми мастерами автомодельного спорта стали: Казанков, Суханов, Якубович, Давыдов, Булыгин, Ефимов. На протяжении многих лет автомоделизм в нашей стране был одним из ведущих технических видов спорта. Советские мастера автомоделизма многократно становились призерами в личном и командном зачетах чемпионатов Европы и мира.

Из новостей в области автомодельного спорта, известно, что весной 2013г. в Санкт-Петербурге прошел второй этап Открытого Кубка в классах шоссейных моделей. Результаты финальных заездов. Класс Сток:

1. Башмаков Владислав - Санкт-Петербург, Awesomatix A700
2. Левин Дмитрий - Санкт-Петербург
3. Ласточкин Олег - Санкт-Петербург

Класс Модифид:

1. Чмигаль Георгий - Санкт-Петербург, Awesomatix A700
2. Киселёв Кирилл - Санкт-Петербург, Awesomatix A700
3. Трофимов Кирилл - Санкт-Петербург, Awesomatix A700
4. Плахотник Илья - Москва, Spec-RR1
5. Сушков Виталий - Санкт-Петербург, Awesomatix A700

Чемпионат и первенство Пензенской области по автомодельному спорту в классах радиоуправляемые и кордовые модели прошли 6 и 7 июня на кордодроме ЦДТТ в Заречном Пензенской области. В соревнованиях приняли участие 37 спортсменов из Пензы, Заречного и Кузнецка. По итогам соревнований места распределились следующим образом. В классе радиоуправляемых моделей I место завоевала команда ЦДТТ Заречный, тренер команды Ростислав Викторов; II место – команда Пензы, тренер Игорь Щербаков; III место – ЦДТДиМ Заречный, тренер Владимир Мукашёв.

Автомодельный спорт

Идут соревнования

Автомодельный спорт - технический вид спорта, в котором спортсмены управляют самоходными моделями автомобилей с помощью радиосвязи или другими методами. В соревнованиях моделей управляемых с помощью радиосвязи - международной управляющей организацией выступает Международная федерация автомодельного спорта (IFMAR) , под эгидой IFMAR начиная с 1977 года раз в 2 года проводятся чемпионаты мира, на которых наибольших успехов добивались спортсмены Италии , Германии , СССР , США , Японии , Великобритании .

Спортивная классификация радиоуправляемых автомоделей

Классификация шоссейных моделей:

РЦА, РЦБ - модели-копии с электрическим двигателем для соревнований на трассе слалома.

РЦЕ-12 - модели масштаба 1/12 с электрическим двигателем для групповых гонок в закрытых помещениях.

РЦЕ-10 - модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок на открытом воздухе, с приводом на одну ось

ДТМ (TC-10) - модели-полукопии масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок.

ДТМ-нитро - модели-полукопии масштаба 1/10 с двигателем внутреннего сгорания до 2,5 см³ для групповых гонок.

Модели к старту готовы

Классификация багги:

Багги 2WD - модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок по пересеченной местности, с приводом на одну ось(заднюю). Тип двигателя строго зафиксирован. Используются только двигатели имеющие 27 витков и угол опережения щеточного узла в 17°

Багги 4WD - модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок по пересеченной местности, с полным приводом. Тип двигателя такой же, как и у Багги 2WD

Багги 8Д (B8) - модели масштаба 1/8 с калильным, одноцилиндровым двухтактным двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.Объём топливного бака не более 125 см³, или штатно установленным объёмом на шасси.Односкоростная трансмиссия.Допускается корпус только стиля багги.Задний ход должен быть отключен.Управляемых колёс - 2.

Mini-Z - масштаб 1/28 - групповые гонки в закрытых помещениях. Один из самых миниатюрных классов.

Класс модели определяет основные технические требования, но он может делиться на подклассы с разным составом участников и более детальным регламентом, касающимся в основном характеристик двигателя. Пример деления класса ДТМ-Э:

  • ДТМ-Стандарт - допускается использование только стандартного электродвигателя с закрытым щеточным узлом. Зачастую жестко регламентирован тип или максимальная емкость батареи, есть и другие ограничения, направленные на снижение стоимости участия. Это класс для начинающих спортсменов, профессионалы не могут участвовать. По достижении определённого количества побед/призовых мест участник может переходить в следующий класс.
  • ДТМ-Сток - используется электродвигатель класса Stock с 27-ю витками и зафиксированным углом опережения 24°. Щеточный узел открытый, мотор можно обслуживать.
  • ДТМ-Модифид - нет ограничений по количеству витков двигателя.

См. также

  • Словарь терминов моделизма

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Автомодельный спорт" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 спорт (224) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    Соревнования по конструированию и изготовлению моделей автомобилей, управлению ими в ходовых испытаниях на специальных трассах. В Европейской федерации автомодельного спорта (основана в 1949) 9 стран (1991). Чемпионаты Европы с 1949. Во Всемирной … Большой Энциклопедический словарь

    Автомодельный спорт - АВТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ, соревнования по конструированию и изготовлению моделей автомобилей, управлению ими в ходовых испытаниях на специальных трассах. В 1979 основана Всемирная организация автомодельного спорта (ВМСР); в начале 90 х гг. объединяла… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Вид технического спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на специальных трассах. В Европе А. с. появился в 40 х гг. 20 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма; в … Большая советская энциклопедия

    Соревнования по конструированию и изготовлению моделей автомобилей, управлению ими в ходовых испытаниях на спец. трассах. В Европейской федерации автомодельного спорта (основана в 1949) свыше 10 стран (1997). Чемпионаты Европы с 1949. Во… … Энциклопедический словарь

    автомодельный спорт - automodelių sportas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Technikos sporto šaka – automodelių kūrimas ir jų naudojimas per sporto varžybas. Yra modeliai kopijos su elektros varikliais, kordiniai (valdomi plonomis stipriomis… … Sporto terminų žodynas

    В список включены спортсмены, имеющие звание заслуженный мастер спорта СССР по двум видам спорта судомодельному и автомодельному спорту. Содержание 1 1981 2 1982 3 1984 4 1985 5 … Википедия

    Физическая культура, физкультура Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. спорт сущ., кол во синонимов: 224 … Словарь синонимов

    В начале ХХ века в Юзовке самыми популярными видами спорта были: велоспорт, тяжелая атлетика, гимнастика, борьба и футбол. Существовали различные спортивные общества, на нерегулярной основе. В октябре 1911 года вице губернатор Екатеринославской… … Википедия

Когда мы порой слышим термин «Автомоделизм», то чаще всего вспоминаем мальчишек, с азартом гоняющих радиоуправляемые машинки. Действительно, в последнее время радиоуправляемый автомодельный спорт стал, наверное, самым популярным модельным хобби. Но так было не всегда. Вначале был скоростной, кордовый автомоделизм, который появился, когда о радиоуправлении не было и речи.

Почему автомодельный спорт возник как скоростной, это, наверное, понятно. Спортсменам-моделистам (на то они и спортсмены) в первую очередь было важно испытать свои модели на максимальную скорость. Но почему кордовый? Дело в том, что заезды на скорость должны отвечать определённым требованиям. Это, во-первых, идеально ровная и довольно длинная дорожка, во-вторых, создание условий для движения модели строго по прямой, в-третьих, обеспечение нормального старта, разгона, а самое главное – торможения. И, наконец, безопасность спортсменов и зрителей. Это были очень сложные, трудновыполнимые требования. И тут выяснилось, что все эти проблемы вполне решаемы, если организовать движение модели по кругу. Единственно, на что при этом пришлось пойти, это прикрепить модель тонкой проволокой к центру трека. Такая проволока называется кордовой нитью, или простой кордой, что и дало название этому виду спорта. Таким образом возник автомодельный спорт. Произошло это довольно давно, ещё в тридцатых годах прошлого века. Идея пустить модель по кругу оказалась идеальным решением, что и способствовало быстрому развитию этого вида спорта.

Сейчас соревнования проводятся на бетонном треке диаметром 20 метров, с центром в виде вертикального стержня, к вращающемуся поводку которого, прикреплена кордовая нить. С другой стороны на эту нить крепится модель. Кордовая нить – это стальная проволока диаметром от 0,8 до 2 мм (в зависимости от класса модели), которая не только обеспечивает идеально ровное движение, но и позволяет придавать модели нужное ускорение и замедлять её ход (по окончанию заезда или при разного рода непредвидимых ситуациях). Все эти обязанности возложены на помощника спортсмена, который называется horser, или по-русски «раскрутчик». Располагается он в центре круга и является вторым после гонщика действующим лицом этого, можно сказать, автомодельного представления. Главная задача раскрутчика – помочь мотору набрать свои рабочие обороты. Дело в том, что модель не имеет коробки передач и без внешней помощи выйти на 40 – 45 (!) тыс. об/мин она либо вообще не сможет, либо на это потребуется неоправданно большое время. Сам спортсмен запускает модель «с толкача», разгоняя её по треку с помощью специального штока, упирая его в корпус модели.

Итак, модель в движении, horser помог модели набрать обороты, и теперь он, чтобы не попасть под вращающуюся корду, занимает место на специальной круглой площадке над центральным устройством. После того как раскрутчик впрыгнул на эту площадку, и модель находится в движении, секундомер, отчитывающий разрешённые три минуты, отключается, и спортсмен должен принять решение о старте, нажав специальную кнопку. (Часто она – красного цвета). Этот момент гонщик определяет самостоятельно, ориентируясь на показания скорости на табло, а также на …звук, пролетающей по кордодрому модели. Вообще, звук в процессе заезда играет большую роль. Дело в том, что на такой скорости (круг модель проходит меньше чем за одну (!) секунду) самой модели не видно. Визуально о её присутствии на дорожке можно судить только по выхлопным газам, остающимся на кордодроме. Зато звук её (довольно громкий) слышен очень хорошо. Вот по этому звуку, а скорее визгу (ведь обороты современных двигателей, как мы уже говорили, вплотную приближаются к 50 тыс. об/мин), спортсмен и судит не только о работе мотора, но и о функционировании других агрегатов модели. В течение заезда гонщик имеет право остановить модель, изменить регулировки мотора и запустить модель снова, и так несколько раз в отведённое на попытку время (и количества топлива в баке модели, конечно).

После старта модель должна пройти определённую дистанцию, после чего её нужно остановить. Делается это при помощи… обыкновенного хозяйственного веника. Для этой цели модель оборудована специальным устройством, которое перекрывает подачу топлива и тем самым глушит двигатель. Антенка этого устройства на несколько сантиметров выступает из корпуса модели, и от удара мягкой частью веника, оказавшегося на её пути, антенка падает, переводя остановочное устройство в положение «Выкл.».

Результатом заезда считается средняя скорость на дистанции 500 метров (8 кругов), которая определяется в км/час с точностью до третьего знака. Соревнования состоят из двух или трёх заездов, в зачёт идёт результат лучшей попытки. Максимальная скорость (лучший круг) на соревнованиях не фиксируется.

Теперь подробнее о кордодроме, или, просто, корде (не путать с кортом, на котором играют теннисисты). Это весьма сложное техническое сооружение, постройка которого – непростое дело. Главная задача при проектировании и строительстве автомодельного кордодрома – это обеспечение идеальной горизонтальности трека и более чем идеальной поверхности бетонной дорожки. Никакое самое совершенное дорожное покрытие, даже покрытие трасс «Формулы-1», не может сравниться с идеальностью дорожки кордодрома. Вы только сравните диаметр автомобильного колеса в 70 – 80 см и диаметр колеса кордовой модели-50 – 80 мм, и вам станет ясно, что даже неровность в 2 – 3 мм может стать причиной сбоя движения модели, чреватого потерей скорости. Поэтому дорожка кордодрома является предметом особого внимания и уважительного отношения к ней со стороны организаторов и участников соревнований. В перерывах между заездами загрязнённый трек тщательно чистится, моется, а затем сушится. Периодически горизонтальность трека и идеальность его покрытия проверяются специальными приборами, в случае необходимости дорожка подновляется и шлифуется.

Но давайте вернёмся к модели. Безусловно, сердцем скоростной модели является мотор. Это одноцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Он, на удивление, прост – цилиндр, поршень, коленчатый вал, золотник газораспределения и простейший карбюратор -жиклер. Но в этой простоте и заключаются великие тайны, ибо именно двигатель (вместе с резонансной трубой) составляет 90% результата модели. Конечно, никакой мотор, даже чемпионский, сам по себе не является гарантией чемпионского результата. Мотор нуждается в индивидуальной тонкой настройке, которая зависит от множества разнообразных факторов: температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, качества и состояния дорожки и множества других. И эти секреты гонщик познаёт на протяжении всей своей спортивной карьеры, и даже спортсмены с большим, многолетним опытом не могут сказать, что они в совершенстве постигли все премудрости настройки.

Остановка модели при помощи веника. (Доброчи Г., Венгрия). На заднем плане – механический веник

Так как целью соревнований является достижение максимальной скорости в короткий отрезок времени, то, естественно, у двигателя, настроенного на такой режим, есть только две возможности: или показать новый результат, или… сломаться, не выдержав экстремальной нагрузки. Но даже если мотор и приехал целым, то его всё равно необходимо разобрать, тщательно промыть детали, старательно проверить и заменить не только изношенные, но и другие, вызывающие хоть малейшее подозрение. То же относится и к узлам и деталям самой модели. А времени на это у моделиста от заезда до заезда – обычно, не больше часа. Поэтому, кроме всего прочего, спортсмен должен уметь в «полевых» условиях быстро разбирать и собирать модель, одновременно принимая правильные решения по настройке модели на следующий заезд.

Кордовые модели делятся на классы в соответствии с рабочим объёмом двигателя. Это 1,5, 2,5, 3,5, 5 и 10 см 3 . Вес модели, в зависимости от класса составляет от 1 до 3 кг. Современные модели имеют вытянутую, ракетообразную форму с максимально узко расположенными колёсами, которые полностью скрыты в корпусе. Рекорды скорости в зависимости от класса модели составляют на настоящий момент от 268 (класс 1,5 см 3) до 345 км/час (класс 10 см 3).

Создание кордовой модели – дело непростое, и на современном уровне развития технологий такое не по силам одному человеку. Поэтому отдельные спортсмены, обладающие хорошим производственным опытом и имеющие соответственные технологические условия, становятся мелкосерийными производителями отдельных узлов и деталей для остальных спортсменов. Кроме того, не исключена и покупка готовой модели, сейчас это не считается зазорным даже для ведущих спортсменов. (Так что освоение новичком азов автомодельного спорта в настоящее время существенно облегчено).

Казалось бы, наука могла бы помочь в проектировании и постройке моделей, однако для автомобильного спорта это не актуально. Автомодельная техника развивается исключительно путём последовательного усвоения многолетних наработок предыдущих поколений спортсменов. Совершенствование конструкций кордовой модели происходит постепенно, step by step. Попыток привлечь науку в автомодельный спорт было немало, но они никогда не приводили к положительным результатам. В то же время модели, изготовленные, казалось бы, таким кустарным способом, представляют особой непревзойдённые образцы инженерной мысли, а достижения спортивного моделестроения во многом являются недосягаемыми даже для большого машиностроения. Так, например, литровая мощность моторов кордовых моделей достигает фантастического показателя в 700 – 900 л.с. (!) И это при том, что двигатели работают только на стандартном, безо всяких присадок, топливе (80% метанола и 20% касторового масла). Более того, не наука и современные технологии помогают автомодельному спорту, а скорее, наоборот, в последнее время некоторые наиболее успешные спортсмены-моделисты были приглашены в качестве специалистов на современные высокотехнологические производства и лаборатории.

Что касается положения кордового автомоделизма среди других модельных видов спорта, то, к сожалению, это не очень популярный и весьма малочисленный спорт. (Но от этого он не становится менее увлекательным и захватывающим). В мире около 15-ти стран, где культивируется кордовый моделизм, в каждой из них занимаются от одного (!) до сотни спортсменов. Национальные чемпионаты собирают обычно 30 – 60 участников, чемпионаты мира и Европы – 120 – 130.

Автомоделисты-кордовики объединены в Международную федерацию автомодельного спорта – FEMA со штаб-квартирой в Швейцарии. Система европейских соревнований FEMA включает ежегодные чемпионаты Европы, однако чемпионат мира проводится один раз в три года. Дело в том, что, кроме европейских стран, кордовый автомодельный спорт культивируется только в США и в Австралии/ Новой Зеландии. Кроме чемпионатов Европы и мира, где разыгрывается личное и командное первенство, существует система Гран-При, которые проводятся с мая по октябрь в разных странах-членах FEMA. В России ежегодно проходят международные Гран-При, также наша страна неоднократно принимала у себя чемпионаты мира и Европы. И ещё, о соревнованиях. В отличие от других видов спорта, мужчины и женщины, юноши, взрослые и ветераны выступают вместе, деления по полу и возрасту нет. Короче, кордовому моделизму все возрасты покорны!

В этой статье мы кратко познакомили Вас с необыкновенно интересным и захватывающим, однако малоизвестным видом спорта. Редакция надеется, что Ваш интерес к кордовому моделизму будет способствовать продолжению этой темы на страницах «Моделиста-конструктора».

Л. ШПРИНЦ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Автомодельный спорт

Это вид технического спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на специальных трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 20 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по Автомодельному спорту, с 1960 - соревнования на установление рекордов по Автомодельному спорту для гоночных моделей, с 1964 - Всесоюзные соревнования среди учащихся. Различают следующие типы моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии - уменьшенные копии серийных машин.

Двигатели внутреннего сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см3. Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по Автомодельному спорту проводят на кордодроме - бетонном кольце диаметром около 20 м, модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний - 250, 500, 1000 и 2000 м.

Среди советских спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьев, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось около 100 тыс. человек. В 1979 основана Всемирная организация автомодельного спорта (ВМСР) в начале 90-х гг. объединяла 11 стран. Чемпионаты Европы с 1949, мира с 1980.

Квалификация автомоделей:

ь автомодели-копии с электродвигателем;

ь автомодели кордовые;

ь радиоуправляемые модели с электродвигателем;

ь радиоуправляемые модели с двигателем внутреннего сгорания

Судомодельный спорт

Технический вид спорта, включающий проектирование и постройку моделей кораблей и судов для спортивных соревнований. Спортивные модели делятся на 36 классов (в основе деления -- принцип классификации кораблей военно-морского и торгового флотов). В самоходных моделях используются микродвигатели резиномеханические, инерционные, паровые, внутреннего сгорания, электрические; парус. Различают соревнования стендовые -- конкурсы настольных и некоторых действующих моделей (оцениваются изящество изготовления и соответствие чертежам и прототипу) и ходовые (на скорость, устойчивость на курсе, манёвренность и др.) -- самоходных моделей надводных судов и кораблей (в том числе и на подводных крыльях) и подводных лодок; скоростных кордовых моделей (произвольной конструкции); управляемых моделей (с помощью беспроволочной связи); классные гонки моделей парусных яхт.

Судомодельный спорт возник в начале 20 в. на базе экспериментального судомоделирования, когда в отдельных городах Европы (в том числе и в России) состоялись первые выставки настольных моделей кораблей. В СССР с конце 20-х гг. выставки, а также соревнования парусных и резиномоторных моделей стали периодически проводиться во многих городах. В 1940 прошли первые всесоюзные заочные соревнования судомоделистов; с 1949 всесоюзные соревнования по С. с. проводятся регулярно. Становление Судомодельного спорта связано с деятельностью мастеров спорта А.С. Целовальникова, П.Ф. Тарасова, А.Н. Павлова, П.А. Лачугина, В.В. Нагурного и др. В 1963 С. с. включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1964 создана Всесоюзная федерация С. с. (работает под руководством ЦК ДОСААФ СССР), которая с 1966 является членом Европейского объединения судомоделизма и С. с. -- НАВИГА (основано в 1959). Ежегодно в СССР проводилось свыше 4 тысяч различных соревнований по Судомодельному спорту, в которых участвует около 200 тысяч человек, имеющих спортивные разряды. С 1955 советские спортсмены участвуют в международных соревнованиях по Судомодельному спорту Чемпионами Европы были Г.В. Самарин, В.Ф. Дьячихин, Ю.Н. Николенко, К.В. Пачкория, М.А. Папуджян и др. В 1975 имелось свыше 1 тысячи лабораторий Судомодельного спорта в организациях ДОСААФ СССР, во многих учебных заведениях и внешкольных учреждениях. При Центральном морском клубе ДОСААФ СССР работает Центральная лаборатория С. с. (основана в 1964).

Любите ли вы смотреть автогонки? Видеть красивые дорогие машины, слышать рев мощных моторов, болеть за любимые команды и наслаждаться происходящим зрелищем. Или, может быть, вы бы хотели сами поучаствовать в автогонках? Я уверен, многие с радостью согласились бы, выпади им такая возможность.

Однако, как мы все знаем, не все так просто. Автоспорт весьма дорогостоящий вид спорта, требующий серьезных вложений. Не каждый может себе позволить купить отдельное авто для гонок, усовершенствовать его, ремонтировать после аварий (ведь аварии на гонках не редкость), нанять команду механиков, оплачивать стартовые взносы и т.д. Все эти многочисленные аспекты останавливают многих на пути к тому, чтобы стать настоящим гонщиком (если мы говорим о легальных гонках). Так что большинство так и остается самыми обычными рядовыми зрителями, с завистью посматривая на профессиональных пилотов гоночных авто.

Но что если бы мы могли сократить свои затраты, снизить общую стоимость вложений и уменьшить риски? Каким образом, спросите вы? Есть кое-что, очень близкое к тематике автоспорта, но стоящее гораздо меньше. Я говорю о автомодельном спорте. Если вы впервые слышите о таком попробую немного расширить ваш кругозор. Существует несколько классов автомоделей. Однако, в этой статье я рассмотрю конкретно класс радиоуправляемых моделей (который также делится на множество под классов). Это самый популярный и зрелищный класс, с точки зрения большинства. Радиоуправляемые модели делятся на 2 основных класса: on-road (трассовые) и off-road (внедорожные). В свою очердь, все он-роад и офф-роад модели делятся на модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и модели с электромотором. Не будем здесь рассматривать какой тип силовой установки предпочтительнее. Вы во всем разберетесь самостоятельно, если вам интересна тема радиоуправляемых моделей. Поговорим о общем устройстве модели.

Конструкция большинства моделей (что трассовых, что внедорожных) копирует множество элементов взятых с реальных машин. Тут вам и двигатель, работающий на нитро топливе, и коробка скоростей, и дифференциалы, и полный привод на все колеса, и масляные амортизаторы. Также как и реальные авто, некоторые модели имеют независимую подвеску колес, другие - зависимую. Большинство моделей без труда может разгоняться до 50 км/ч, другие, более быстрые экземпляры, могут разгоняться вплоть до 100 км/ч и выше. При весе среднестатистической модели 3−5 кг, такая масса на такой скорости представляет уже серьезную угрозу для окружающих. Поэтому на коробках большинства моделей имеется надпись: «ЭТО НЕ ИГРУШКА! Только с 14 лет.» И небольшие напутствия о том, чтобы не запускать модель вблизи большого скопления людей.

В Европе, США, Японии и ряде других стран, профессиональные соревнования по автомоделям проводятся уже довольно давно, большинство там об этом хорошо знает и ничуть этому не удивляется. В России ситуация пока несколько иная. Для большинства людей радиоуправляемые модели остаются в диковинку. Можно собрать довольно большую толпу заинтересованных людей если запускать свою модель в людных, оживленных местах. Однако и у нас это все больше набирает обороты, проводятся официальные соревнования, вплоть до чемпионатов России. Однако большинство моделистов пока предпочитает объединяться в клубы конкретно в своем городе и проводить местные клубные чемпионаты, для выявления сильнейших пилотов.

Надеюсь что смог заинтересовать вас это небольшой статьей. Поверьте, тема радиоуправляемых моделей и автомодельного спорта в целом настолько обширна, что по ней уже можно писать целые книги. И уместить все аспекты в пару абзацев небольшой статьи очень и очень трудно. Присоединяйтесь! Это очень интересно!



 

Возможно, будет полезно почитать: