Виды тренировок по дзюдо. Подготовка дзюдоиста

Существуют сотни физических упражнений. Но какие именно из них действительно помогут вам достичь успеха на татами? Далее мы приведем перечень десяти упражнений, которые помогут развить силу, быстроту реакции и другие необходимые каждому дзюдоисту физические качества.

1. Приседания

Приседания развивают устойчивость и силу нижней части тела. Сильные ноги – этим гордятся все японцы. В этом секрет их невероятно мощных приемов. Приседая, убедитесь, что вы опускаетесь достаточно низко, а бедра располагаются параллельно полу. Опирайтесь на пятки, не наклоняйтесь и удерживайте равновесие.

2. Прыжки в приседе

Это упражнение походит на обычные приседания, однако как только вы достигаете нижней точки приседа, быстро оттолкнитесь ногами и подпрыгните, слегка отрывая ноги от пола. Важно приземляться на пальцы ног. Повторить необходимое количество раз.

3. Прыжок из глубокого приседа

Одно из самых сложных и одновременно одно из лучших силовых упражнений в мире. Такие прыжки укрепляют ноги и верхнюю часть тела, а если они применяются в совокупности с другими упражнениями или перемежаются с упражнением «упор присев – упор лежа», они помогут значительно увеличить тонус всех мышц. Для начала присядьте на корточки, затем толчковым движением вытяните ноги назад, опираясь на руки, быстро вернитесь в исходное положение в приседе и резко подпрыгните как можно выше.

Как сделать ноги сильными в домашних условиях?

4. Отжимания в упоре лежа

Каким бы банальным не казалось это упражнение, отжимания в узком упоре, широком упоре, на ладонях или кулаках очень важны для укрепления верхней части тела. Крепкий корпус и руки позволяют развить хорошую реакцию во время схватки, а также обеспечивают мощность выполнения бросков.

5. Отжимания с хлопком

Другое легкое на первый взгляд упражнение – отжимание с хлопком, становится довольно сложным уже после двух-трех повторений. Выполните отжимание и, выпрямляя руки, вместо того, чтобы вернуться в исходную позицию, постарайтесь оттолкнуться ими от пола, так, чтобы вам удалось при этом хлопнуть в ладоши. Вернитесь в исходное положение и повторите необходимое количество раз. На один подход рекомендуется затрачивать 10-12 секунд, количество подходов – по мере физических возможностей.

Отжимания с хлопком (обучающие видео)

6. Подтягивания

Подтягивание - одно из наиболее полезных упражнений в общей силовой подготовке борца дзюдо. Умение подтягиваться подбородком выше перекладины укрепляет все тело, что является важным фактором для обеспечения преимущества над соперником. Вне зависимости от того, применяете ли вы узкий, широкий или средний хват, если подтягивания становятся регулярными упражнениями в вашей тренировочной программе – это значительно укрепит мышцы вашей спины, благодаря чему во время борьбы вам будет проще осуществлять выведение противника из равновесия.

Как научиться подтягиваться с нуля? Все подсобные упражнения, все виды подтягиваний.

7. Лазание по канату

Лазание по шесту или канату – еще одно очень полезное упражнение для дзюдоистов. Подъем по канату применяется всеми борцами дзюдо высокого уровня, так как это упражнение не только укрепляет руки, спину и все тело в целом, но также усиливает выработку молочной кислоты в предплечьях и руках. Этот немаловажный фактор дает о себе знать на последних минутах схватки. Если неделя за неделей вы регулярно подтягиваетесь на канате, вы сможете не только обеспечить себе преимущество перед соперником в выборе захвата, но и продержаться в выбранном захвате намного дольше.

Как научиться лазить по канату

8. Растягивание/стягивание резинки

У дзюдоистов постоянно напрягаются и сокращаются мышцы предплечья и запястья, в результате чего, у многих из них проявляется так называемый мышечный дисбаланс в предплечьях. Это может привести к травмам, растяжениям и воспалениям сухожилий. Растягивание резинки постепенно укрепляет противоположные мышцы (запястье и разгибающие мышцы предплечья), что важно для создания мышечного баланса. Просто оберните резинку вокруг кистей и начните растягивать и снова стягивать ее. Повторяйте это движение не менее пятидесяти раз в день в течение первой недели, постепенно увеличивая количество подходов.

9. Укрепление корпуса - упражнение "Планка"

У этого упражнения есть множество названий, но очень часто оно выполняется неправильно. Для правильного исполнения необходимо принять позицию отжимания в упоре, однако опираться нужно не на кисти рук, а на предплечья. Бедра должны быть параллельны полу, не нужно слишком высоко подниматься и опускаться на пол. Концентрируясь на мышцах брюшной полости и поясницы, медленно сводите лопатки. Удерживайтесь в этом положении необходимое время. Если упражнение кажется вам простым, начните медленно поднимать руку и ногу. Это заставит весь корпус напрячься, удерживая равновесие.

Упражнение планка - техника выполнения

10. Поднимание ног на турнике

Может показаться, что это упражнение легкое, однако выполнить его достаточно трудно. Повисните на перекладине и повисите немного, не касаясь ногами пола. Затем, напрягая основные мышцы, совсем немного согните колени и поднимите ноги как можно выше к перекладине. Постарайтесь избежать излишнего раскачивания. Если вам тяжело поднимать вытянутые ноги, начните с поднятия коленей к груди. Выполните четыре подхода по 15 повторений.

Подъем ног в висе на турнике

Если вы включите хотя бы некоторые из этих упражнений в вашу силовую или общеразвивающую программу подготовки, вы вскоре заметите, как улучшились ваши борцовские качества. Все эти упражнения просто незаменимы для тех, кто занимается дзюдо. Помните, что дзюдоисты должны обучаться по определенной специализированной программе, очень важно, чтобы выполняемые упражнения были ориентированы именно на дзюдо.

Узнайте, историю развития дзюдо и технические нюансы, которые помогут вам быстро достичь технического совершенства в этом виде спорта.

Содержание статьи:

Дзюдо было создано в Японии и достаточно быстро завоевало популярность во всем мире. Этим видом борьбы могут заниматься люди любого возраста. Отследить историю становления данного спортивного единоборства достаточно просто. Можно смело говорить, что оно основано на технике джиу-джитсу, которое в свою очередь берет истоки от национального японского вида спорта сумо. Сегодня мы поговорим о том, как можно проводить тренировки дзюдо в домашних условиях.

Как создавалось дзюдо?


История дзюдо начинается в 1882 году, ведь именно в это время Дзигоро Кано была создана первая школа «Кодокан». Сейчас сложно представить, но первое время площадь «Кодокан» составляла чуть более 20 квадратных метров. Несмотря на массу трудностей, возникших перед Дзигоро Кано, он делал все возможное, чтобы популяризовать новый вид спортивных единоборств.

Спустя пять лет были сформированы технические основы стиля «Кодокан дзюдо». На рубеже двадцатого столетия появились и первые правила, без которых судейство соревнований было невозможным. Однако несколько раньше, в 1888 году дзюдо уже преподавали полицейским и военным морякам. Дзюдо достаточно быстро обретало популярность на родине и с 1907 года этот вид борьбы включили в программу школьного обучения.

Все это не могло пройти незамеченным и поклонников у дзюдо становилось все больше. В результате Кано возглавил одну из самых многочисленных и влиятельных спортивных организаций во всей Японии. В 1889 году была открыта и первая школа за пределами Страны Восходящего солнца - во Франции. Со временем дзюдо стали преподавать и в других европейских государствах.

Заметим, что новое спортивное единоборство вызвало интерес у президента Соединенных Штатов Теодора Рузвельта. По его распоряжению в Белом доме было оборудовано отдельное помещение, в котором сам Рузвельт осваивал искусство дзюдо под руководством опытных японских мастеров.

В 1926 году Дзигоро Кано принял решение на базе своей школы в Токио создать секцию дзюдо для девушек. За организацию данного направления взялась супруга мастера. В 1932 году сам Кано с лучшими учениками во время проходивших Олимпийских игр провели показательные выступления. После начала Второй мировой распространение дзюдо остановилось и во многих странах, включая США, оно было запрещено. Однако уже в 1948 году все ограничения были сняты.

С этого момента началось быстрое распространение нового вида спортивных единоборств, и в начале пятидесятых была основана Международная федерация, руководителем которой был избран сын основателя - Рисэй Кано. К этому времени дзюдо было популярным практически во всех странах планеты, и состоялся первый мировой чемпионат. Произошло это событие в 1956 году.

В соревнованиях приняли участие спортсмены двадцати стран. Отметим, что к этому времени еще не существовало градации по весовым категориям. Впервые это было введено на чемпионате мира 1961 года, проходившего в столице Франции. Это было уже третье мировое первенство.

Чемпионаты мира среди женщин начали проводиться с 1980 года. На данный момент Международная федерация дзюдо объединяет 178 государства планеты. Только в одной Японии этим видом борьбы занимается около восьми миллионов человек. Во всем мире поклонников дзюдо насчитывается около двух десятков миллионов.

Технические нюансы дзюдо


О проведении тренировок дзюдо в домашних условиях мы еще поговорим, а сейчас хотелось бы познакомить вас с техническими особенностями данного спортивного единоборства. Перед началом поединка и после его завершения бойцы выполняют приветственный поклон. Сегодня в дзюдо существует 3 технических раздела:
  1. Ката - комбинации упражнений, выполняемы в паре.
  2. Рандори - борьба по определенным правилам, позволяющая освоить тот или иной прием.
  3. Сиай - соревнование между атлетами.
Тренировки проводятся на специальных матах, изготовленных из синтетических материалов либо прессованной соломы. Они носят название татами. Спортсмены на тренировке и во время соревнования не носят обувь, выступая босиком. Одежда в дзюдо - дзюдоги, состоящая из куртки и штанов белого цвета. Во время международных соревнований используется дзюдоги синего и белого цветов.

Во время становления борьбы в дзюдо имелось четыре десятка приемов, представлявших собой различные виды бросков. По мере развития этого спортивного единоборства были выделены три технических раздела:

  1. Нагэ-вадза - бросковая техника.
  2. Катамэ-вадза - техника обездвиживания, которая включает в себя, болевые (кансэцу вадза) и удушающие (симэ вадза) приемы, а также удержания (осаэкоми вадза).
  3. Атэми-вадза - техника ударов по болевым точкам.
Практически все современные техники дзюдо основаны именно на этих разделах. В дзюдо разрешены броски через бедро, спину и плечо, различные подножки, отхваты и обхваты. Кроме этого существует и две техники бросков - со стойки (тати вадза) и с падением (сутэми вадза). Броски, выполняемые со стойки, обладают собственными подвидами. Например, их можно разделить следующим образом:
  • Броски с использованием рук - тэ вадза.
  • Броски через бедро - коси вадза.
  • Броски с применением ног - аси вадза.
Броски в падении также имеют собственную классификацию:
  • Выполняемые на бок - еко сутеми вадза.
  • Выполняемые на спины - масутэми вадза.
Широко в технике дзюдо применяются и болевые приемы, которые можно разделить на две группу: рычаги (конечности разгибаются в суставах) и узлы (конечности скручиваются в области суставов).

Бойцы могут проводить болевые приёмы на все суставы, однако в спорте используются только на локтевой. Вполне очевидно, что подобное ограничение введено для минимизации рисков получения травмы. К слову о травмоопасности этой спортивной дисциплины. Среди всех видов спорта дзюдо занимает 15 место по степени травматизма. Если вы решили проводить тренировки дзюдо в домашних условиях, об этом следует помнить. В то же время большинство травм атлеты получают из-за собственных ошибок.

Стоит ли заниматься дзюдо?


Этот вопрос интересует многих, и мы постараемся сейчас на него ответить. Специалисты рекомендуют начинать тренировки с пяти или шести лет. Однако это не говорит о том, что взрослым людям дорога в дзюдо закрыта. Если вы проявляете интерес к занятиям этим видом спортивных единоборств, то можете смело приобретать дзюдоги.

Если вы являетесь родителем и еще не решили, в какую спортивную секцию отдать своего малыша и необходимо ли это делать вообще, то давайте разберемся с этим вопросом. Начнем с того, что даже тренировки дзюдо в домашних условиях способствуют улучшению физического состояния и укрепляют дух. Занятия этим видом борьбы позволят детям научиться совмещать работу мозга с телом.

Кроме этого дзюдо требует от спортсменов большой гибкости, а это качество пригодится и в обычной жизни. Не менее важным является и умение увеличить свою концентрацию. Во время тренировки детей научат правильно бороться и при этом не причинить вреда сопернику и себе. В заключение напомним, что дзюдо является отличным способом самообороны и это определенно не будет лишним в современной жизни.

Особенности тренировки дзюдо в домашних условиях


Принято считать, что дзюдо можно заниматься исключительно на татами и с партнером. Это не совсем так, ведь все зависит от поставленных задач. Тренировки с партнером помогут оттачивать различные приемы. Однако не у всех есть свободное время, чтобы регулярно посещать секцию. В такой ситуации вы может проводить тренировки дзюдо в домашних условиях.

Для занятий не требуется много места, а в качестве спортивного инвентаря можно использовать шест и эластичные толстые веревки, например, шины от велосипедных колес или простые резиновые жгуты. Заметим, что длина эластичных веревок должна составлять от 2.5 до 3 метров. Начинайте свои тренировки дзюдо в домашних условиях с простейших видов учикоми:

  1. Сложите резиновый жгут пополам и прикрепите его к шесту, примерно на уровне плечевых суставов. При этом оба конца жгута должны свободно свисать.
  2. Возьмите концы жгута в руки и выполните шаг назад. Потяните жгут на себя, чтобы создать необходимое натяжение.
  3. Начинайте выполнять, постепенно наращивая темп.
  4. Сделайте по 10 повторов вправо и лево, удерживая жгут в постоянном напряжении.
  5. Когда вы адаптируетесь к нагрузке, увеличивается степень натяжению жгута и скорость выполнения движения.
Отметим, что тренировки с резиновым жгутом помогут улучшить ваши навыки владения телом. Также при работе со жгутом не стоит наматывать его конец на ладони, просто удерживайте их в руке.

Второй этап тренинга предполагает выполнение имитационных движений. После первой части занятия ваши руки достаточно устанут, и стоит перейти к работе над ногами. Для этого мы предлагаем вам простой комплекс, состоящий из нескольких движений:

  1. Ноги располагаются на уровне плечевых суставов. Удерживайте руки так, словно схватили противника за кимоно. После этого выполните имитацию боковой подсечки рабочей ногой и одновременно опускайте вниз руку, представив, что тяните за собой соперника. После этого рабочая нога быстро отводится назад и выполняется аналогичное движение второй. В каждую сторону необходимо выполнить по 50 повторов.
  2. Это контратакующее движение против боковой подсечки, которое называется тсубамэ-гаеши. Выполните его в каждую сторону по 20 раз. При этом руки для имитации броскового движения использовать нельзя.
  3. Следующим идет подсекающее движение с поворотом, которое выполняется в каждую сторону в 20 повторах. Для его выполнения вам необходимо представить, что вы удерживаете своего соперника. Повернитесь и при имитации разворота противника, это движение должно совпадать с вашим.
  4. Движение таи-отоши или передняя подножка должно выполняться с высокой скоростью по диагонали на расстоянии от 1.5 до 2 метров. Выполняйте сначала в одну сторону, а затем во вторую, передвигаясь всегда по диагонали. В каждую сторону необходимо выполнить по десять повторов.
Если вы обладает определенным уровнем начальной физической подготовки, то в паузах между упражнениями лучше не садиться, а отжиматься, приседать, выполнить скручивания для мускулов пресса и т. д. Рекомендуем постепенно сокращать длительность пауз для отдыха. Чтобы тренировки дзюдо в домашних условиях были максимально эффективными, практикуйтесь ежедневно в течение минут 40. В результате вы сможет освоить базовые принципы этого вида спортивных единоборств. Однако следует понимать, что высокие спортивные результаты могут быть достигнуты только во время тренировок с опытным наставником.

Тренировка дзюдо на улице в следующем видео.

Для занятий дзюдо по традиции используются кимоно или "дзюдоги" (куртка, брюки и пояс). Кимоно всегда должно быть чистым - старое, грязное и рваное считается недостойным. К началу тренировки участник должен быть одет в кимоно по правилам: пояс плотно завязан на узел.

Рост спортивного мастерства зависит от постоянного и систематического участия в тренировках, в ходе которых происходят значительные морфологические и биохимические изменения в организме. Эти изменения носят цикличный характер, поэтому и спортивная тренировка делится на циклы:

  • годичный;
  • многонедельный переходящий;
  • недельный.

Годичный тренировочный цикл

В систематически управляемом тренировочном процессе планируется годовая нагрузка. Годовую тренировку необходимо планировать так, чтобы обеспечивать нарастание нагрузки и чтобы результативность достигла пика именно в определенный период года. Поэтому уместно разделить цикл на основные тренировочные периоды:

  • подготовительный;
  • основной;
  • переходный.

Подготовительный период обычно делится на два этапа. Первый - характеризуется большим объемом нагрузки, низкой интенсивностью и сосредоточивается на развитии базовых предпосылок. На этом этапе развиваются максимальная сила, скорость, выносливость, улучшается дыхание.

"Рандори" имеет значение прежде всего как средство для развития дыхания, производится со средней интенсивностью в течение 10-15 минут и с достаточным перерывом для отдыха (5-10 минут). "Учикоми" проводится во многих сериях, постоянно включается разучивание новых захватов. Характер всех видов нагрузки аэробный.

Во втором этапе уменьшается удельный вес общеразвивающих упражнений за счет специальных. Объем тренировки сохраняется, интенсивность возрастает.

При физической подготовке используются в большей мере специальные средства для развития силы и выдержки. В технической подготовке обращается внимание на качество действий. Для этого необходимо включать разнообразные формы учикоми, в которых применяются различные захваты и комбинации. Время проведения отдельных видов рандори постепенно сокращается, точно так же как и время перерывов, интенсивность повышается.

Основной период (включает соревнования) направлен на повышение результативности. Важную роль здесь играет выбор средств тренировки и дисциплина.

Объем нагрузки понижается, потому что интенсивность ее достигает пика. Эффективность регулируется количеством соревнований и объемом специфической нагрузки. Периодизация годичной тренировки строится в соответствии с календарем соревнований.

Количество выступлений на соревнованиях разное, зависит от разряда. У мужчин, имеющих I спортивный разряд, количество выступлений достигает 15, количество успешных схваток - 60-80 в течение двух главных периодов.

Переходный период рассчитан на полное восстановление сил. Объем нагрузки понижается в конце периода. Тогда включаются упражнения, рассчитанные на активный отдых.

Большое значение имеет длительность отдельных периодов годичного цикла: срок подготовительного периода больше, чем основного.

В дзюдо принято выделение двух основных периодов соревнований: осень, весна.

Основной период длится 12-16 недель, переходный - 4 недели.

Тренировочные циклы на протяжении нескольких недель

На практике годичная тренировочная деятельность делится на определенные этапы. Программу этих этапов необходимо детально разрабатывать. Динамика нагрузки в избранных циклах подчиняется определенным закономерностям. Наиболее распространен -недельный цикл.

Основная схема динамики нагрузки в течение 4-недельного цикла - ее постепенное увеличение (первые три недели) и спад (на четвертой).

Существует целый ряд вариантов и комбинаций длительности циклов и их динамики.

Снимать кимоно в течение тренировки запрещено, снимать его можно только с разрешения тренера, если это необходимо при некоторых видах упражнений. Под кимоно не надеваются майки. Надевать майку под кимоно разрешается в случае, когда надо "сбросить" ненужные килограммы или поддержать определенную температуру тела. Упражнения и борьба проходят исключительно босиком (использовать носки, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным - правила это запрещают). Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины под кимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя часть вместе).

Тренировочные циклы на протяжении одной недели

Недельный тренировочный цикл зависит от условий общественной и производственной деятельности. В основном соревнования проходят в воскресенье или субботу, тренировки - в будние дни.

Динамика нагрузки меняется, упражнения подбираются так, что больший удельный вес имеют или специальные, или общие средства тренировки. Если чередуются тренировки с разными средствами и дозировкой, то можно сокращать промежуток времени между ними. Нагрузку лучше так распределять в течение недели, чтобы упражнения на отработку техники и увеличение скорости следовали после активного отдыха.

Количество тренировок в течение недели постепенно повышается с 2-3 до 5-6. Основную нагрузку лучше планировать на понедельник, вторник и четверг, интенсивную всестороннюю подготовку - на среду. Если тренироваться 5 раз в неделю, то на пятницу лучше включить тоже специальную подготовку, но с меньшей нагрузкой. Приведенный план - это только пример, его можно изменять и составлять по-другому. Намного сложнее проблема режима тренировки, особенно результативных спортсменов, которые занимаются 20 часов в неделю.

Тренировка

Тренировки - основной организационный процесс. Их содержание различно и зависит прежде всего от главной задачи, от соответствующего этапа в подготовке спортсмена и от места тренировки в недельном цикле.

Пример тренировки технического-тактического направления (начинающие спортсмены):

Подготовительная часть:

  • разминка (гибкость суставов, акробатика) - 15 мин.;
  • падения (вперед, назад, на бок) - 8 мин.;
  • подготовительные упражнения - "навадза" - 7 мин.

Главная часть:

  • тренировка "камисихогатамэ без сопротивления укэ и с полусопротивлением" - 15 мин.;
  • тренировка уходов из камисихогатамэ - 10 мин.;
  • повторение "цурикомигоси" и "оутигари" - 10 мин.;
  • "кахаригэико", направленное на совершенствование предшествующих приемов (2x5 с) - 10 мин.

Заключительная часть: упражнения на расслабление и растяжение мышц - 15 мин.

Сборы

Сборы - вторая после тренировки, специфическая организационная форма подготовки дзюдоистов.

Сборы имеют большое преимущество перед обычной тренировкой, создают оптимальные условия для повышения эффективности подготовки спортсменов. Сборы носят характер обучения, которое направлено на углубление знаний, совершенствование техники в процессе состязаний.

Каждые сборы требуют основательной организационной подготовки, в которой занято большое количество людей. Необходимо обеспечить сборы совершенным тренировочным оборудованием, медицинским обслуживанием (врач, массажист и т.д.), достаточным количеством квалифицированных тренеров. К числу основных требований относится организация хороших условий для размещения и качественного питания спортсменов.

Теория и методика детско-юношеского дзюдо Шестаков Василий Борисович

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО

Методы тренировки - совокупность способов работы тренера-преподавателя и дзюдоистов, выражающихся в повышении уровня спортивной подготовленности занимающихся, направленных на получение знаний, умений, навыков, развитие физических и воспитание личностных качеств.

Методы тренировки в дзюдо являются составляющей для применяемых методических приемов, методик, методических подходов, методических направлений.

Методический прием - способ реализации конкретного метода в педагогической ситуации. Например, при практическом выполнении дзюдоистами технических действий применяют различные методические приемы.

1. Выполнение специально-подготовительных упражнений в стандартных условиях. Цель - помочь юным дзюдоистам наработать основы движений, необходимых для освоения изучаемого технического действия. Специально-подготовительные упражнения часто индивидуализированы, поскольку, будучи эффективными для одних дзюдоистов, могут оказаться непригодными для других.

2. Применение регуляторов движений. Цель - создать для дзюдоистов такие условия, в которых техническое действие выполняется только правильным способом. К ним относятся:

а) введение в обстановку действия ориентиров, указателей и ограничителей параметров движений (разметки и предметных препятствий, указывающих направление и пространственные пределы движений);

б) использование естественных внешних условий и технических устройств, придающих дополнительный импульс движениям дзюдоистов и регулирующих их параметры (выполнение выведения из равновесия с амортизатором, отработка техники броска с манекеном);

в) фиксаторы внимания, которые облегчают концентрацию внимания обучаемого на части тела, которая активно задействована в движении. С этой целью к руке или ноге дзюдоиста прикрепляют незначительное отягощение, и при имитации движения (например, движения ноги в подхвате) работа этой части тела воспроизводится более четко (независимо от сложности действия). Отягощение, прикрепленное к нижней части голени, позволяет выделить формулу ощущений стопы при рациональном движении подсечки, зацепа;

г) приемы «направленного прочувствования» предусматривают «фиксацию положений»; при их применении у дзюдоистов обеспечивается представление о том, какое положение исходное, промежуточное необходимо принимать при выполнении технических действий; «принудительное ограничение движений» предполагает помощь тренера-преподавателя дзюдоисту, выполняющему техническое действие в стойке или в партере.

Методика обучения - совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на изучение и совершенствование технических, тактических и других умений и навыков дзюдоистов.

Методика тренировки - система средств, методов и методических приемов, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования дзюдоистов.

Методический подход - совокупность методов воздействия тренера-преподавателя на дзюдоистов; выбор и содержание подхода обусловлено определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления учебно-тренировочного процесса.

Методическое направление используется при обучении двигательным действиям, повышении физической и других видов подготовленности дзюдоистов; избранное для работы направление ориентирует тренера-преподавателя на использование однородных, типовых заданий, конкретных методов и подходов, позволяющих решить поставленную задачу.

В учебно-тренировочной деятельности дзюдоистов реализуются группы методов: словесные (вербальные), наглядные, идеомоторные, практические.

Словесные методы в тренировке дзюдоистов применяются с учетом возрастных особенностей. Для 10-12-летних ведущими методами являются рассказ, беседа, описание. Для дзюдоистов 13–14 лет и старше актуальными становятся объяснение, указание, оценка, разбор, анализ, лекция. Учебно-тренировочная деятельность дзюдоистов независимо от возраста наиболее эффективна при использовании словесных методов в сочетании с наглядными.

Наглядные методы, используемые в дзюдо, многообразны. Наиболее часто применяются показ (тренером-преподавателем или дзюдоистами) и демонстрация аналогов, моделей (видеоматериалы, кинограммы). В основе обучения с помощью показа лежит подражание. Даже у дзюдоистов младшего возраста оно не должно быть бессознательным. Готовность занимающихся дзюдо к сознательному подражанию определяется рядом факторов:

а) способностью анализировать увиденное действие;

б) соответствием психофизиологической зрелости обучаемых сложности упражнения;

в) уровнем знаний, полнотой представлений обучаемых о выполняемом действии;

г) интересом у дзюдоистов к изучаемому действию, своевременными качественным контролем техники его выполнения со стороны тренера-преподавателя.

Методы идеомоторного упражнения в тренировке дзюдоистов основаны на использовании внутренней речи, образного мышления и других представлений, сформированных в тесной взаимосвязи для самовоздействия на физическое и психическое состояние. В практике занятий с дзюдоистами наиболее часто применяются:

идеомоторное упражнение - многократное мысленное воспроизведение технического или тактического действия с концентрацией внимания на его важных моментах;

эмоциональная самонастройка на предстоящее действие, которая создает необходимый эмоциональный фон для полной мобилизации усилий;

аутогенная тренировка - система приемов самовнушения, специальных релаксационных методов, применяемых в подготовке дзюдоистов.

Методы практических упражнений разделяются на 3 группы: методы строгорегламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы:

а) методы строгорегламентированного упражнения имеют характерные особенности, которые заключаются в твердо предписанной программе действий (порядок повторения движений, связь друг с другом), точным нормированием нагрузки и управлением ее динамикой по ходу упражнения, а также нормированием интервалов отдыха и чередованием их с фазами нагрузки; созданием или использованием внешних условий, облегчающих управление движениями дзюдоистов (использование тренажеров, способствующих выполнению тренировочных заданий).

Особенностью методов строгорегламентированного упражнения является создание оптимальных условий для освоения новых технических и тактических действий, для формирования умений и навыков, а также создание направленных воздействий на развитие физических качеств и базирующихся на них способностей дзюдоистов различного возраста;

б) игровой метод характеризуется следующими признаками: ярко выраженным соперничеством и эмоциональностью в игровых действиях; изменчивостью игровых ситуаций и условий выполнения действий. Реализация этого метода предъявляет особые требования к самостоятельности принятия решений дзюдоистами, при этом наблюдается отсутствие жесткой регламентации в характере действий и преодолеваемых нагрузок, от дзюдоиста требуется комплексное проявление простых двигательных навыков и физических качеств.

Достоинство игрового метода заключается в том, что создается возможность для комплексного совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств, необходимых в противоборстве. Недостатком является ограниченность формирования сложных двигательных навыков и дозирования нагрузок;

в) соревновательный метод.

Различие соревновательного и игрового методов заключается в том, что в игровом методе деятельность дзюдоистов всегда имеет сюжетное содержание. В соревновательном методе этот момент отсутствует.

Признаками соревновательного метода являются подчинение всей деятельности дзюдоистов задаче победить в том или ином действии с обусловленными правилами, а также проявить максимум физических и психических сил в борьбе за первенство, высокие спортивные достижения. В соревновательном методе существуют ограниченные возможности в управлении деятельностью дзюдоистов и регулировании нагрузки. Метод наиболее эффективен при совершенствовании техники дзюдо. Реализация его требует от дзюдоистов достаточно высокого уровня развития физических качеств. В учебно-тренировочном процессе соревновательный метод педагогически оправдывает себя при условии психической устойчивости юных дзюдоистов к победам и неудачам.

Методы практического упражнения имеют следующие разновидности, выделенные в зависимости от решаемых задач:

а) методы, направленные на освоение техники дзюдо. Они предусматривают изучение техники по элементам (методы расчлененно-конструктивного упражнения) или в целом виде (методы целостно-конструктивного упражнения).

Методы расчлененно-конструктивного упражнения применяются в дзюдо при изучении сложнокоординационных двигательных действий, особенно если упражнение состоит из нескольких элементов, органически мало связанных между собой. Расчленение на элементы технического действия не должно принципиально изменять его структуру. Эти методы применяются для изучения занимающимися относительно крупных элементов техники при выполнении приемов дзюдо (выведение из равновесия, подворот); для решения конкретных двигательных задач (быстрее, сильнее, точнее) или изучения характеристик движения (кинематических, ритмических, качественных); а также в процессе освоения ключевых положений тела (наклонный полуприсед, прогиб). Применение этих методов в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов предполагает изучение упражнения по элементам, а затем соединение их в целое.

Методы целостно-контруктивного упражнения направлены на изучение дзюдоистами технических и тактических действий в целостном виде (удержание, бросок); при применении этих методов возможно развертывание обучения от главного элемента техники (например, выведение из равновесия в броске); изучение техники может также проводиться на основе подводящих упражнений;

б) методы, применяемые в процессе совершенствования технических действий. Они содействуют отлаживанию целостной структуры действий дзюдоистов с улучшением качества выполнения.

Методы сопряженного упражнения характеризуются целостным выполнением технического действия в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стимулировать развитие физических качеств дзюдоистов без изменения (нарушения) структуры движения (т. е. наблюдается сопряженное воздействие).

Методы избирательно-направленного упражнения приоритетно воздействуют на физические качества дзюдоистов посредством специальных упражнений, при этом не только совершенствуют форму движений, но и преимущественно увеличивают функциональные возможности организма дзюдоистов;

в) методы, направленные на повышение физической подготовленности дзюдоистов. Нормирование и регулирование нагрузки этими методами значительно упрощается, если используется определенный вид физических упражнений (пробежать или проплыть с определенной скоростью, выполнить заданное количество бросков, прыгнуть с определенным результатом). По признаку стандартизации либо варьирования внешних параметров нагрузки методы разделяются на 2 группы: методы стандартноповторного упражнения и методы переменного упражнения. В этих методах применение нагрузки может быть непрерывным (слитным) - методы непрерывного выполнения упражнения; а может с нагрузкой, разделенной интервалами отдыха - методы интервального упражнения. В практике подготовки дзюдоистов выделяют следующие основные разновидности.

Повторный метод характеризуется повторным выполнением дзюдоистами заданных действий в ходе отдельного учебно-тренировочного занятия без изменения структуры движений и внешних параметров нагрузки. Цель применения повторного метода - создать условия для формирования двигательных навыков и морфофункциональной адаптации организма к нагрузке, сохранения уровня работоспособности дзюдоистов. Задачи, решаемые повторным методом, разнообразны: развитие скоростных способностей, скоростной выносливости, а также тактическая подготовка - моделирование соревновательных ситуаций, воспитание психической устойчивости у дзюдоистов в условиях недостатка кислорода. Особенности воздействия данного метода заключаются в том, что при выполнении повторной работы у дзюдоистов возникает значительное, а иногда и максимальное напряжение в энергетических системах организма. Благодаря этому оказывается стимулирующее воздействие и на другие системы организма - мышечную, вегетативную, эндокринную. Преимущество метода - в точном дозировании нагрузки. Его применение в дзюдо позволяет наиболее четко работать организму в условиях повышенной кислородной потребности, что характерно для режима утешительных поединков, противоборства в дополнительное время в соревнованиях дзюдоистов. Недостаток повторного метода - в значительном воздействии на эндокринную и нервную системы; его не рекомендуется применять как ведущий в учебно-тренировочном процессе юных дзюдоистов, т. к. при продолжительном применении этого метода у них может наступить исчерпывание энергетических ресурсов и перетренировка.

Переменный метод характеризуется направленным изменением воздействующих факторов по ходу упражнения. Его особенностью является непрерывная работа дзюдоистов со сменой параметров движений: темп, ритм и амплитуда. Изменение всех указанных параметров происходит на фоне сохранения двигательного навыка и контроля за качеством работы. Цель применения этого метода в дзюдо - предъявление повышенных требований к усвоенным навыкам, совершенствование навыков, отлаживание двигательной координации. Задачи, решаемые переменным методом, следующие: расширение диапазона двигательных навыков дзюдоистов, повышение уровня координационных способностей организма и эффективности регуляции движений, скоростных возможностей, развитие быстроты, выносливости. Особенности переменного метода заключаются в непрерывной смене характера работы и переводе организма из одного режима интенсивности работы в другой, что способствует адаптации организма дзюдоистов к различным условиям работы, в т. ч. условиям, близким к соревновательным. Преимущество метода - в универсальности его и направленности на совершенствование физических качеств и функциональных возможностей организма.

Равномерный метод характеризуется длительным, непрерывным выполнением упражнений с умеренной интенсивностью. Задачи, решаемые с помощью этого метода, следующие: повышение экономичности движений, усиление функций отстающих органов и систем, развитие дыхательных возможностей организма дзюдоистов. Особенности воздействия на организм дзюдоистов следующие: формирование устойчивого двигательного навыка и способность организма противостоять утомлению длительное время. Преимущество равномерного метода заключается в том, что его применение дает возможность физически слабоподготовленным юным дзюдоистам выполнить большой объем нагрузки и добиться существенных сдвигов в уровне подготовленности. Недостатком метода является быстрая к нему адаптация, в связи с чем снижается его тренирующий эффект.

Интервальный метод характеризуется следующими признаками:

а) строгая дозировка продолжительности упражнения (45 сек. -1 мин.) и интенсивности работы на ускорении;

б) точное планирование интервалов отдыха между ускорениями(45 сек. - 1 мин. 30 сек.) и между сериями ускорений (4–5 мин.);

в) использование ЧСС (частоты сердечных сокращений) в качестве критерия для оценки оптимальной интенсивности работы и продолжительности интервала отдыха между сериями упражнений.

Основная задача интервального метода - развитие аэробно-анаэробных способностей организма дзюдоистов за счет специфического воздействия на сердце. Основное тренирующее воздействие его происходит не во время работы по заданию тренера-преподавателя, а в паузах между ускорениями, в интервалах отдыха. В это время показатели ЧСС у дзюдоистов снижаются, сила сокращений сердца возрастает, несмотря на прекращение работы, кислородный запрос остается на достаточно высоком уровне. Такой режим работы сердца приводит к увеличению степени его напряжений и силы сокращений, что способствует увеличению поперечника сердечной мышцы и «усилению» сердца. Интервалы между упражнениями заполняются для дзюдоистов активным отдыхом: ходьба, упражнения на расслабление мышц (потряхивание, самомассаж). Преимущество интервального метода - точная дозировка тренировочной нагрузки. Метод обеспечивает высокую плотность нагрузки и позволяет дзюдоистам быстрее, чем любой другой метод, и при безопасности перетренировки войти в состояние спортивной формы. Недостаток интервального метода - сравнительно монотонное чередование нагрузки, что отрицательно сказывается на психическом состоянии дзюдоистов.

Круговой метод проведения занятий основан на методах строгорегламентированного упражнения. В учебно-тренировочном процессе с дзюдоистами различного возраста этот метод реализуется по типу круговой тренировки. Занятие идет по условному кругу: устанавливается определенное количество упражнений (станций), которые дзюдоисты должны выполнять в конкретной последовательности, строго соблюдая величину нагрузки и интервалов отдыха. После кратковременного активного отдыха вновь повторяется весь «круг» упражнений. Упражнения располагаются в соответствии с символом круговой тренировки в определенной анатомической последовательности: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для нижних конечностей, упражнения для туловища и шеи. Дзюдоисты выполняют упражнения 8-10 станций. Материалом для круговой тренировки служат технически не сложные движения. Обычно они имеют ациклическую структуру, но им искусственно придается циклический характер путем серийных повторений. Простота движений позволяет дзюдоистам повторять их многократно и комплексно. Этот метод реализуется в следующих различных вариантах:

1. По типу непрерывного длительного упражнения (преимущественная направленность - на развитие общей выносливости).

2. По типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха (основная направленность - на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости).

3. По типу интервального упражнения с ординарным интервалом отдыха (эффективно воздействует на развитие силовых и скоростно-силовых способностей).

Основные термины, используемые тренерами-преподавателями при дозировке нагрузки в круговой тренировке, следующие:

а) подход - выполнение физического упражнения без перерыва для отдыха;

б) повтор - выполнение нескольких подходов одного и того же движения;

в) серия - несколько повторов одного и того же физического упражнения или комплекса;

г) комплекс - объединение нескольких различных упражнений или серий;

д) круг - одноразовое выполнение комплекса упражнений на занятиях способом круговой тренировки;

е) активная пауза - перерыв для отдыха, заполненный на 40 - 60 % упражнениями на расслабление мышц, участвовавших в работе.

Применение различных методов в практике дзюдо, их выбор во многом определяются методической грамотностью тренера-преподавателя, решаемыми педагогическими задачами, индивидуальными особенностями дзюдоистов и соблюдением принципов тренировки.

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович

СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО Средства тренировки - это физические упражнения: соревновательные, общеподготовительные, специально-подготовительные. Состав средств формируется с учетом особенностей дзюдо.Соревновательные упражненияОни направлены на выполнение

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

5.2.1. Методы использования слова (словесные методы обучения) Посредством слова руководитель занятия излагает материал, ставит задачи, формирует отношение к ним, руководит их выполнением, анализирует и оценивает результаты. Основные разновидности этого метода:

Из книги Борьба дзюдо [Первые уроки] автора Шулика Юрий Александрович

ТЕХНИКА СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗДЕЛА СИСТЕМЫ ДЗЮДО (КООРДИНАЦИОННО-ОПЕРАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ И УСЛОВНО-КОНТАКТНЫЙ РЕЖИМ) СОСТАВ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗДЕЛА (САМОЗАЩИТЫ) ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ ТРАДИЦИОННОГО ДЗЮДО Содержание и методика традиционного дзюдо в

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

9.2. Средства и методы технико-тактической подготовки в дзюдо На сегодняшний день в теории и методике физического воспитания нет четкого разграничения таких часто используемых понятий, как: обучение и тренировка; средства и методы обучения и тренировки.Любое

Из книги Цель - 42 автора Браун Скип

Глава 2 Сделаем все, что в наших силах. Методы тренировки. Несмотря на то, что марафон является испытанием высшей сложности, почти каждый здоровый человек, обладающий силой воли и прошедший определенную физическую подготовку, может принять в нем участие. В настоящей

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Из книги Великолепная фигура за 20 минут в день. Осуществи свою мечту! автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

Хирургические методы Применяются для лечения пациентов только с выраженным ожирением и при условии, что другие методы лечения не привели к клинически значимому снижению массы тела.Косметическая операция – липосакция (аспирация подкожного жира специальными трубочками

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Лекарственные методы Увы, сегодня возможности лекарственной терапии ожирения ограничены, поэтому фармакотерапия не может восприниматься как самостоятельный метод лечения.Медикаментозное лечение является составным элементом комплексной программы снижения веса.

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Из книги Том 4. Спортивные единоборства и многоборья автора Свиньин Владимир Федорович

Методы тренировки Основным методом тренировки в оздоровительном беге независимо от возраста является равномерный метод, способствующий развитию общей выносливости. В качестве тренировочного средства используется непрерывный бег в равномерном темпе

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Дзюдо Дзюдо является еще одним из современных видов японских боевых единоборств. Оно появилось только в конце XIX века. Основателем этого стиля являлся Дзигаро Кано.С детства Кано отличался слабым здоровьем, и, для того чтобы окрепнуть и набраться сил, он начал посещать

Из книги Выбираю бег! автора Мильнер Евгений Григорьевич

Дзюдо Дзюдо (от японского дзю – мягкость и до – путь) было создано как метод физического, интеллектуального и духовного развития в 1882 г. Учитель Дзигоро Кано отобрал и усовершенствовал элементы борьбы джиу-джитсу – единоборства, развивавшегося в Японии

Из книги автора

12 Принципы, методы, средства обучения и тренировки тайского боксёра Принципы наиболее общие теоретические положения, выражающие закономерности обучения, воспитания и тренировки тайского

Из книги автора

Методы и средства тренировки Основным, если не единственным методом тренировки в оздоровительном беге является равномерный (или равномерно ускоренный) метод, развитие которого связано с именем А. Лидьярда. Его суть заключается в прохождении всей дистанции в ровном

Дзюдо - вид спорта, в котором нужно победить соперника техническим, тактическим и физическим преимуществом. Большая часть приемов основано на четкой координации движений и ловкости. Борьба начинается с момента захвата костюма противника, который называют кимоно. Как правило, схватка происходит на ровной и плотной поверхности. Техника этого единоборства представлена тремя частями:

  1. Борьба стоя.
  2. Борьба лежа.
  3. Бросок.

Дзюдо - прекрасный способ защитить себя, так как этот спорт основан на борьбе при небольшой дистанции. Какие Приемы, позволенные в этом боевом искусстве, мы и рассмотрим в статье.

Требования к дзюдо

Дзюдо связано с большим диапазоном технико-тактических элементов, что требует развития двигательных способностей. Эта особенность обуславливает следующее.

  1. Развитие выносливости позволит достигнуть лучших результатов.
  2. Увеличение динамической силы всех мышечных групп, в особенности спины и рук, необходимо для достижения высоких результатов в дзюдо.
  3. Реакция на прикосновение имеет большое значение в дзюдо, и ее следует развивать.
  4. Ловкость и гибкость позволят в совершенстве освоить многие приемы.

Физиологический аспект

Физиологический аспект выражен загрузкой системы кровообращения и дыхательных путей. Во время боя постоянно меняется показатель нагрузки. Кроме этого, не стоит забывать и об удушающих приемах, которые используют в этой борьбе.

Психологический фактор

Психологический фактор сказывается на способности предугадывать действия соперника. Успех тактики связан с умением оценки ситуации в кратчайшие сроки и быстрым принятием решения. Моральная и волевая подготовка - неотъемлемая часть тренировки.

Дзюдо: приемы

Техника дзюдо основана на различных приемах, которые позволяют одержать победу над противником. При этом приемы делятся на те, что выполняются при борьбе стоя, и те, что могут использоваться при борьбе лежа. Кроме этого, большое значение отводится броскам, которые помогают перейти в борьбу лежа.

В рассматриваемой борьбе придается значение всем особенностям боя, так как дзюдо помогает победить на малейших оплошностях противника. Именно поэтому можно выделить следующие основы техники.

  1. Стойка (сизэи). При стойке следует поставить ноги на ширине плеч, центр тяжести тела переносится на переднюю часть стоп. Колени, плечи, мышцы живота расслаблены. Подобная стойка позволяет при необходимости резко перейти в атаку или выполнить защитные приемы. Защитный тип стойки немного отличается от обычной: ноги широко расставлены, центр тяжести внизу, туловище немного наклонено вперед, ног в коленях согнуты.
  2. Захват (кумиката). Для выполнения приема прежде нужно выполнить захват. При этом чем более грамотно будет он выполнен, тем больше шансов на удачное завершение боя. Опытный противник будет мешать сделать удобный захват, и тем самым выполнить прием будет тяжело. Поэтому рекомендуется сразу тренироваться на выполнения нескольких типов захвата.
  3. Передвижение (синтаи). Статический метод борьбы, когда захват или прием делают без предварительного передвижения по площадке. Крайне редкое явление при борьбе профессионалов. Выполняемые движения должны быть последовательными: сначала перемещаются стопы, а потом корпус. Расстояние между стопами должно быть неизменным. Вес тела никогда не должен приходиться на одну стопу.
  4. Повороты (таисабаки). Подобные движения используются при атаке и защите.
  5. Падение (укэми). Как и многие другие моменты борьбы, правильно выполнить падение можно только после тщательных и продолжительных тренировок. Несмотря на то, что новички не принимают во внимание важность умений правильно упасть, именно подобные навыки позволяют быть уверенным в атаке во время борьбы. При правильном падении можно исправить ранее допущенную ошибку и не дать противнику довести атаку до конца. Кроме этого, можно исключить вероятность получения травмы.

Вышеперечисленные элементы техники - основы дзюдо, с которых следует изучать это единоборство.

Дзюдо: приемы, броски

Существует более 70 приемов броска противника. Каждый из них имеет свои особенности и для правильного выполнения каждого нужно проводить тренировки. Чем характерно дзюдо? Броски делятся на несколько групп, и в их технике можно отметить 4 важных момента, которые присущи практически каждому виду.

  1. Кудзуси - выведение из равновесия. Для того чтобы правильно проводить выведение из равновесия противника, нужно чувствовать его центр тяжести. Этот элемент броска самый важный из всех четырех, так как именно он позволяет проводить все броски. К примеру, признаком потери равновесия может стать то, что противник становится на носочки пальцев ног. Именно в этот момент наиболее эффективным будет бросок вперед.
  2. Цукури - вход в бросок. Каждый вход должен быть как можно более мощным, так как от этого будет зависеть сложность выполнения броска. При проведении тренировок важно обращать на три момента: глубина, позиция и скорость. Осанка во время захода на бросок должна быть прямой, опорная нога согнуты, а скорость захода как можно больше, что не даст возможности вовремя отреагировать врагу.
  3. Какэ - бросок. Многие считают, что бросок является наиболее простой частью приема, так как правильно выполненные предыдущие этапы дают преимущество перед противником. Однако хороший контроль броска и его большая скорость позволят получить большую пользу от приема. Поэтому следует отрабатывать прием чаще. Желательно, если противник сопротивляется (во многих спортивных школах тренировки проводят на статическом противнике, то есть он не двигается и не сопротивляется).
  4. Переход. В некоторых случаях нужно выполнять переход после броска. Если прием состоялся, то как правило, многие остаются стоять, что считается демонстрацией собственного равновесия и своего противника. Некоторые тренеры поощряют тех, кто сразу переходит на технику нэ-вадза, так как это позволяет повысить защиту (кроме этого, подобный ход дает тактическое преимущество в случае если судья не дал оценку иппон).

Как овладеть искусством дзюдо? Броски, оттачивание каждого из них, позволит овладеть всеми приемами и даст возможность бросить на пол любого соперника, вне зависимости от его роста, веса и сложившейся ситуации в бое.

Прием оогоси

Оогоси - бросок через бедро. Он является одним из наиболее популярных приемов броска. Техника его заключается в следующем.

  1. Правая нога атакующего ставится перед правой ногой защищающегося.
  2. Опираясь на правую ногу, проводится поворот налево, при этом обеими руками проводится наклон защищающегося.
  3. Замах левой ноги позволяет закончить поворот, атакующий становится спиной к защищающемуся. Во время поворота атакующий борец правой рукой берет противника за пояс и прижимает плотно к своему бедру, немного сгибает колени.
  4. После этого ноги выпрямляются, и атакующий борец наклоняется вперед, выполняя бросок.

Подобный бросок через бедро имеет несложную технику выполнения, и им овладеть в совершенстве можно во время тренировок.

Сборная по дзюдо

Дзюдо получило широкое распространение во многих странах, в том числе и в России. На протяжении более чем 40 лет спортсмены из России сумели завоевать многие почетные награды. Еще во время существования СССР была открыта Федерация самбо. Именно 1972 год считается датой рождения этого вида спорта в СССР.

Федерация дзюдо после развала СССР стала центром развития этого единоборства в РФ. Стоит отметить, что после установления Федерации в первые Олимпийские игры дзюдоисты из России не смогли завоевать ни одной медали. Через четыре года команда уже привезла из Сиднея четыре медали, а позже, в 2011 году, российские борцы праздновали триумф после Чемпионата мира, который проходил в Мюнхене. После этого сборная России по дзюдо практически на каждом соревновании мирового уровня занимала призовые места.

Дзюдо - один из наиболее популярных в России. Именно поэтому сборная России по дзюдо постоянно обновляет свой состав, так как каждый год открывает новые таланты.

Школа

Для достижения высоких результатов в дзюдо следует проходить профессиональное обучение. В последнее время особое внимание уделяется развитию дзюдо в регионах, что привело к созданию обучающих центров дзюдо во многих городах.

В нашей статье особое внимание следует уделить тому, что на территории России проводится большое количество соревнований регионального и мирового масштаба. В 2016 году планируется проведение личного и командного чемпионата по дзюдо в Казани.

Как правило, обучение начинают еще в детстве, так как именно в этом возрасте новая информация и движения даются проще. Кроме этого, не стоит забывать, что дзюдо связано с большими моральными и физическими нагрузками на организм. Подготовка в период развития организма позволит легче преодолеть трудности.

Однако не стоит забывать, что школа - дзюдо это не только место, где требуют определенных результатов на соревнованиях. Учитывая психологическую и физиологическую подготовку, которые включены в тренировку, начать занятия можно практически в любом возрасте, если нет серьезных проблем со здоровьем. Своя школа дзюдо есть в каждом крупном городе России.

Костюм для дзюдо

Костюм, который надевают при занятии дзюдо, принято называть кимоно или дзюдоги. Он состоит из следующих элементов:

  • брюки;
  • пояс;
  • куртка.

Тренировка, согласно принятым стандартам, может проходить только в кимоно для дзюдо. Снимать костюм во время прохождения боя или тренировки строго запрещается. При этом во время тренировки тренер может разрешить снять кимоно для выполнения определенных упражнений. Майка под костюм может надеваться только в том случае, если нужно сбросить вес во время тренировки или поддерживать определенную температуру тела. Носки или тапочки запрещены, согласно правилам и этическим взглядам основателей этого спорта (их разрешают использовать только при определенных повреждениях стопы). Стоит отметить, что женщины под кимоно для дзюдо должны надевать согласно принятым правилам.

Приемы для начинающих

Дзюдо насчитывает более ста приемов. Но новички могут выучить только некоторые приемы дзюдо для начинающих. Это связано с тем, что неправильное выполнение некоторых может принести больше вреда, чем пользы. Начинающие должны знать следующее:

  1. Как ставить стопы ног.
  2. В какой части кимоно брать захват.
  3. Как правильно выбрать момент для захвата и как следует сделать подход для него.
  4. Правильная стойка.
  5. Как выбрать опорную ногу.

Все приемы в этом единоборстве основаны на тактическом превосходстве. Другими словами, если противник открылся при переходе или попытке захвата, тогда можно использовать практически любой прием.

Приемы для детей

Обучение детей - особый момент в каждом виде спорта. Спортивное дзюдо относится к борьбе, где важно не только умение выполнять определенные приемы, но моральная и физическая подготовка. Именно поэтому многие тренеры, работающие с детским возрастом (около 5 лет) большое внимание уделяют физической подготовке: развитию гибкости и силовых показателей. Эти моменты очень важны при борьбе.

Подобный подход связан с тем, что все приемы должны использоваться осознано и в определенное время. Основными моментами, которые должен усвоить ребенок при занятии дзюдо, можно назвать следующее:

  1. Основные правила борьбы.
  2. Тактически навыки, так как расположение относительно противника может поставить в сложную или выгодную ситуацию.
  3. Правильная стойка для быстрого перехода в атаку или оборону.
  4. Правильность захвата.

Тренеры используют приемы дзюдо для детей, которые не опасны при исполнении, а также могут быть выполнены, согласно уровню (стоит помнить о том, что многие приемы придуманы для взрослых, а ошибки могут привести к травмам). Все зависит от того, какой метод обучения - индивидуальный или групповой.

Болевые приемы

Кансэцу-вадза - неотъемлемая часть дзюдо, в которой используются болевые приемы дзюдо. Несмотря на то, что этот не требует использования болевых приемов для победы над противником, они могут стать решающими в бою. В большинстве случаев болевые приемы направлены на

Чем характерно для дзюдо, приемы, которые можно использовать в этом виде боевых искусств - все это было описано в статье. Стоит ли овладевать техникой дзюдо? Решение только за вами.



 

Возможно, будет полезно почитать: