24 формы наматывания шелковой нити. Шёлковые нити. Что можно вырастить на подоконнике зимой

Руководство по «наматыванию шелковой нити»

Майк Сигман
Перевод: Фаттаховой Светланы

Смысл «Нейцзя» или «внутренних» боевых искусств заключается в том, каким образом используется тело. У всех Нейцзя есть небоевые упражнения, которые предназначены для тренировки этого вида движения. Все «стили» (Синьи, Тайцзи, Багуа) являются в действительности комплексами связных боевых приемов (или были изначально), которые используют «внутреннюю» форму движения…, как бы то ни было, движения внутренних стилей могут выполняться отдельно от боевых форм.

Существуют различные виды Цигун, которые акцентированы на базовом для Нейцзя стиле движения: Цигун Тайцзи стиля Ян, Синьи Нейгун, Цигун наматывания шелковой нити стиля Чэнь, и др. Все эти виды Цигун и все внутренние стили вполне способны создавать «внутреннюю силу».

Из-за утонченности упражнений наматывания шелковой нити стиля Чэнь, и из-за того, что они, тем не менее, становятся широко известными, давайте сфокусируемся на некоторых предлагаемых критериях, которые нужно помнить во время выполнения комплекса упражнений по наматыванию шелковой нити. Эти указания предназначены для тех, кто уже делает упражнения по наматыванию шелковой нити; вы не сможете научиться делать их со слов.

1. Концентрируйтесь на постоянном сохранении полного и расслабленного пути Пэн к движущейся части тела; двигайте эту часть тела «толкая» её Пэном, и «тяните» обратно вместе с векторами собирания/закрывания/опускания веса.

2. Всегда представляйте, что кто-то держит свою руку на движущейся части вашего тела; кто-то, кто постоянно наблюдает за завершенностью основного пути (Пэн) и за расслабленным состоянием переносимой энергии.

3. В начале делайте большие движения всем телом. Постепенно, через несколько месяцев, делайте движения все меньше и меньше (также представляя себе «наблюдение»). Так как путь Пэн проходит через Дань-тянь и управляется этой областью, эффективность воздействия будет возрастать при уменьшении внешних движений.

4. Выполняйте как можно больше упражнений с немного согнутыми коленями (однако, не опускайтесь очень низко, чтобы угол наклона бедра был менее 45 градусов). Это значительно укрепит мышцы ног и ягодиц.

5. Делайте упражнения от головы вниз до пальцев ног.

6. Одной из основных целей является тренировка силы Пэн, опускающей (закрывающей) силы и передачи инерции тела рукам… так, чтобы руки стали «передатчиками» этой силы. Пребывание «очень» расслабленным и концентрирование на сохранении этих сил в руках, приведет их туда. Местное усилие в руках и плечах будет только препятствовать прогрессу.

7. На самом деле существует шесть направлений силы: выталкивание (Пэн), втягивание (Пэн сзади и сжатие), поднимание (вектор Пэн), тянуть вниз (вектор закрывания и опускания веса), поворот поясницы вперед (Пэн, соединенный с закрыванием) и поворот поясницы назад (Пэн, соединенный с закрыванием). Все движения являются разновидностями этих шести направлений. Эти шесть направлений в действительности всего лишь различные сочетания Пэн и закрывания.

8. Во всех движениях в направлении вниз или назад/вниз, должно присутствовать очень небольшое накопление внизу спины.

9. Выдох делается вместе с воображаемым применением силы, а во время вдоха происходит накопление.

10. Пэн должен постоянно ощущаться во время всего цикла движений (без разрывов, без остановок).

> Тайцзицюань для здоровья и долголетия > Глава 2 >

ЦИГУН ШЕЛКОВОЙ НИТИ

Цигун шелковой нити или «чансы-цзинь» уникальный раздел тайцзицюань. Это практика направленная на укрепление тела и развитие способности проявлять внутреннюю силу. Практика, которая изменит ваше тело.

Восточное обоснование. Краеугольным камнем практики шелковой нити является китайское понятие «цзинь». Цзинь - это спиральная внутренняя сила, которая проявляется связками и сухожилиями всего тела.Если вы научитесь использовать цзинь в своих движениях, вы станете намного сильнее и избавитесь от многих болезней. Подробнее о «цзинь» и ее свойствах мы говорим на наших занятиях и семинарах.

Западное обоснование. На сегодняшний день все технологии шелковой нити могут быть обоснованы с позиций западной науки. Шелковая нить работает с фасциальной системой тела. Подробнее про фасцию вы можете прочитать в учебниках остеопатии или прикладной кинезиологии. Здесь нет ничего секретного - просто грамотная работа над собой позволит вам изменить свое тело и приобрести новые навыки.

* По сути «цзинь» и «фасция»- это два взгляда на одно явление, просто с разных сторон.

* Цигун шелковой нити входит в цикл практик цигун работающих с телом. К таким практикам относится также цигун железной рубашки. Все эти практики направлены на укрепление и оздоровление физического тела.

Цигун шелковой нити позволяет:

Укрепить тело (такой китайский аналог тренажерного зала, только здесь мы не используем гири и тренажеры, мы используем свой ум),

Устранить блоки и зажимы (практика позволяет проработать самые проблемные места не хуже чем при массаже),

Аучиться проявлять невиданную до сего силу (и это не прибегая к силовой тренировке).

Выстраивание тела включает в себя постановку ног (укоренение – порождение внутреннего потока и расширение поля внутренней энергии), постановку спины (формирование направленности внутреннего потока), постановку головы и рук (завершение внутреннего потока).

Порождение внутреннего потока начинается снизу, от Земли. От того, как поставлены стопы, колени, бедра, зависит положение всего тела и интенсивность восприятия восходящих от Земли потоков энергии.

При правильной постановке ног в них и во всем теле естественно вырабатывается собственная энергия и соответствующее внутреннее усилие, которые в дальнейшем питают весь организм. Такой процесс порождения энергии и распространения внутренней силы напоминает питание дерева от своих корней, отсюда и его название – «укоренение».

Укоренение, процесс очень важный во всех даосских практиках, является основой накопления внутренней энергии и появления новых глубоких внутренних состояний, возникающих в результате такого накопления.

Тонкое энергетическое питание внутренних органов (печени и селезенки, почек, желудка и желчного пузыря) связано с упражнениями по укоренению, так как сухожильно-связочные меридианы этих органов, проходящие по ногам, получают мягкое и гармоничное стимулирующее воздействие. Боевая сила Тайцзи – плотная сила – зависит от укоренения очевидно . Когда мы в состоянии контролировать ситуацию и направлять поток событий по нашей воле, то обнаруживаем наполненность низа живота и уверенную устойчивость позы тела. В обычной жизни изо дня в день мы оказываемся в состоянии укорененности в момент ощущения чувства равновесия и спокойной силы, когда обнаруживаем себя уверенно и спокойно стоящими на Земле.

Как правило, осознание и развитие этих состояний требуют времени, а начинаем мы всего лишь с точной постановки стоп и небольшого приседания. В ногах возникает целый набор особых, возможно незнакомых ранее, ощущений. Необходимо обращать на них внимание, так как это признаки возникновения внутреннего процесса. Прежде всего, это ощущение опоры на полную стопу, натянутых сухожильно-связочных линий и ощущение все возрастающей наполненности и разогрева ног от стопы до бедра.

Скорее всего, сперва стоять будет тяжело. Поэтому вначале достаточно 10-15 минут упражнения. По мере укрепления связок и тренировки всех соединительных тканей стойка будет все уверенней, а в какой-то момент существенно изменится восприятие: возникнет совершенно новое, особенное ощущение связи с живым Телом Земли. Этот момент может быть отмечен своеобразным «толчком» исходящей от Земли силы, которая мягкой волной «омоет» все точки тела снизу вверх. Тогда будет легко выполнять это упражнение в течение 45-60 минут.


Чтобы не растерять, а направить эту силу на работу внутри организма, необходимо научиться правильно, то есть прямо, собранно и расслабленно, держать «ствол» нашего «внутреннего дерева» - позвоночник – для подъема внутренней силы в покое и в движении. И одновременно правильно, то есть расслабленно и собранно, держать в покое и в движении грудную клетку – для сохранения силы и энергии внутри.

Состояние (правильное положение, подвижность и сила) позвоночника, особенно поясничного отдела, определяет возможность передачи внутреннего усилия из ног в руки без потерь, то есть сохранение энергии.

Выпрямленная, ровная поясница соединяет верх и низ тела, создает основу циркуляции энергии в сильной позиции тела. Умение правильно держать поясничный отдел позвоночника означает умение собирать и накапливать свою жизненную силу в статических упражнениях и приводить е в движение в динамических.

Проработка позвоночника и восстановление осанки методами тайцзи-цюань раскрывают систему каналов и меридианов тела, естественно меняют состояние тканей тела, прежде всего – внутренних органов.

Тренировка подвижности поясничного отдела позвоночника стимулирует жизненные силы организма, так как непосредственно влияет на состояние почек и коры надпочечников через систему соединительной ткани.

Постоянная тренировка выстраивания тела, тренировка осанки способствуют восстановлению энергетического потока. Постепенно раскрывается возможность осознанного восприятия внешних потоков пространственной энергии и своеобразное питание ими. Существенно увеличивается природный потенциал человека.


Вершина внутренней структуры – голова. Здесь, наверху, в центре нервной системы, встречаются все ее сигналы и потоки энергии. Множество соединений происходит на вершине головы, в точке «ста встреч» (бай-хуэй). Это естественный центр управления и организации процессов, точка ведения движения. В упражнении выстраивания тела голова через макушку соединяется с Небом, как бы подвешивается к нему. Позвоночник растягивается, мышцы расслабляются.

Как ноги являются сосудами энергии Земли, так и голова является сосудом тончайшей небесной энергии. «Подвешивание» головы позволяет различить в себе легкие, тонкие, близкие к Небу, расширяющие пространство ума состояния. По сравнению с ними ощущения тела являются более плотными и тяжелыми, близкими к Земле.

Так легкое (или пустое) и тяжелое (или полное) соединяются в единство. Телесные силы питают ум, а ум управляет потоками внутренних усилий и наблюдает гармонию всех питающих процессов.


Завершает процесс выстраивания тела положение рук. Ладони поднимаются перед собой так, чтобы плечи и локти были расслаблены, запястья и пальцы держим мягко, ладони слегка раскрыты. От позиции ладоней зависит направление потока ощущений. Мы можем направлять его в любом направлении в движениях тайцзи-цюань. В «столбовом стоянии» ладони направлены на центр тела, то есть энергия собирается внутри.

Практика выстраивания тела, стоя в вертикальной позиции, – одно из основных упражнений тайцзи-цюань и многих других даосских школ.


Выстроенное столбом тело от стоп до макушки головы является своеобразной шкалой состояний, на которой тяжелые, плотные собираются внизу, в области центра тяжести тела и в стопах, а легкие, тонкие воспаряют вверх, к голове и выше. Если правильная постановка ног и поясницы обеспечивает возникновение и собирание плотных ощущений, важных для создания силы, то постановка головы – условие возникновения легкого потока, необходимого для управления процессами и порождения состояний высокой скорости.

Гармония между тяжелыми (плотными) и легкими (прозрачными) вибрациями находится в сердце. Соединение верхнего и нижнего, быстрого и медленного, легкого и мощного и других противоположностей зависит от ощущения средней области тела. Поэтому говорится, что правильные движения рождаются в сердце, а регулярные занятия тайцзи-цюань улучшают характер и судьбу .


Возникновение устойчивых ощущений в областях центра тяжести, головного мозга и сердца приводит к специальным эффектам, существенным для всего дальнейшего развития в тайцзи-цюань :

  • - собирание плотных вибраций в центре тяжести создает предпосылки для возникновения устойчивого ощущения центра тяжести тела и его активностей;
  • - собирание легких вибраций в центре мозга – условие для концентрации внимания, проявление особых свойств и активностей ума;
  • - собирание внимания в области сердца – условие развития интуиции и тонкого сердечного чувства.

Ощущение вокруг и внутри этих центров подобны непрерывной среде, возникающей в результате серьезной работы над собой. Поэтому говорится о возделанном поле (Тянь), в центре которого может собираться зернышко, семя, капля алхимической чистой энергии, киновари (Дань).

Китайский термин «Даньтянь» обозначает соответствующий центр, наполненный вибрациями чистой энергии, что уже стало привычным для практиков внутренних стилей.

Все три Даньтяня (нижний, средний и верхний) возникают и формируются в результате достаточно длительной тренировки. Первые ощущения этих областей в практике столбового стояния могут появиться довольно быстро, но устойчивость и полнота ощущений Даньтяней, как внутренних полостей и раскрытых сферических пространств, в которых конденсируются соответствующие вибрации, могут потребовать длительного времени. Это – серьезный результат работы над собой. Чувство внутренней силы может быть доступно, так как возникает на стадии выстроенного скелета как совокупность ощущений ровных сухожильно-связочных линий и внутреннего равновесия.


В древнем Китае шелковая нить создавалась так. Брали коконы тутового шелкопряда, очищали их и размачивали в чанах с водой. Кокон терял плотность, распускался. Тогда надо было найти кончик нити и очень осторожно наматывать эту нить на деревянный барабан для просушки. Наматывание делалось крайне бережно, чтобы нить не провисала, не запуталась или не порвалась. Наматывание шелковой нити – это образ непрерывного аккуратного кругового движения, совершаемого всем телом без рывков и остановок.

Цзин – внутреннее усилие, чан – наматывание, сы – шелк, шелковая нить, гун – работа. Вместе получается – создание внутреннего усилия , подобного наматыванию шелковой нити, или работа с наматыванием шелковой нити. Так обозначается способ тренировки непрерывной передачи внутреннего усилия, созданного в «столбе», в движениях. В большинстве даосских школ есть упражнения такого типа, но в тайцзи-цюань Чан сы гун – одно из главных .


Сложные движения тайцзи-цюань строятся из простых . Элементом строительства являются круговое вращение руки, ноги или любой части тела.

В природе вообще и в движениях человека, в частности, нет прямых линий. Даже при ходьбе по прямой части нашего тела, включая ступни, бедра, пальцы рук, непрерывно двигаются по окружностям разных радиусов. И потоки соответствующих внутренних усилий двигаются по всему телу, обматывая его по спиралям.

Упражнение «наматывание шелковой нити» является одним из базовых, поскольку позволяет разобраться со всеми деталями построения простого кругового движения одной рукой. Освоив это, мы можем понять, как построить правильное движение любой сложности в дальнейших упражнениях тайцзи-цюань.

Существует «наматывание шелковой нити» для одной руки (правой и левой), для обеих рук сразу, есть разновидности «наматываний» - прямое и обратное, также отрабатываются «наматывания» для ног.


Научившись правильно стоять и создавать поток внутреннего усилия в простых движениях, можно переходить к освоению более сложных действий – основных форм школы.

Практически всешколы тайцзи-цюань , как и большинство школ Ушу, передают традицию через комплексы упражнений (таолу). Это последовательности позиций, поз и переходов между ними – так называемых, форм . В этих последовательностях форм собраны все основные приемы и проявлены принципы школы. Прежде всего, в каждой форме нужно одновременно мощно, устойчиво стоять, то есть, уметь выстраивать основной столб в разных позах и укоренять силу, и легко, мгновенно передвигаться, как кошка, хватающая мышь, или орел, падающий на добычу сверху. При этом не забывать продолжать действия «наматывание шелковой нити», чтобы сохранять в движении собранные в позициях усилия.


В тайцзи-цюань Гранд-мастера Чэнь Сяована на сегодня практикуются следующие формы:

  • - короткая последовательность из 19 форм (создана Гранд-мастером Чэнь Сяованом специально для быстрого входа в систему);
  • - старая последовательность из 82 форм (Лаоцзя);
  • - старая последовательность форм взрывных ударов (Лаоцзя Паочуй);
  • - новая последовательность из 82 форм (Синцзя);
  • - новая последовательность форм взрывных ударов (Синцзя Паочуй);
  • - последовательность из 37 форм;
  • - формы с оружием (с кривым мечом Дао, с прямым мечом Цзянь, с пикой, с алебардой, с двумя мечами Дао, с двумя мечами Цзянь).

Каждая форма изучается как совокупность движений и статических позиций. В любой статической позиции мы выстраиваем себя по принципам выстраивания тела - «столбовое стояние», а движения выполняем по принципу спирального ведения внутреннего усилия - «наматывание шелковой нити». Разбивка формы на мелкие движения сделана для удобства изучения. Эти разбивки проявляют различные структуры, направляющие потоки энергии и внутренней силы, понимание которых принципиально.


Туй – толкать, шоу – рука. Туйшоу – упражнение в парах для отработки навыков создания реального внутреннего усилия, слушания, слышания и понимания внутреннего усилия партнера, способности изменить внешнее воздействие в сторону общей гармонии и создать адекватное ответное действие. В туйшоу учатся взаимодействовать. Но, как и во всех упражнениях тайцзи-цюань , прежде всего, учатся создавать внутренний процесс, лежащий в основе Тайцзи , процесс, воплощающий принцип Великого Предела.

В тайцзи-туйшоу это реализуется в тринадцати действиях тайцзи-цюань . Постичь принцип Великого Предела – это значит научиться различать в действиях партнера и создавать самому каждое из тринадцати действий.

Реализовывать принцип Великого Предела в формах и осваивать 13 действий в парных упражнениях – это необходимая взаимодополняющая практика.


В системе Гранд-мастера Чэнь Сяована 5 уровней возрастания сложности в изучении туйшоу:

  • - форма туйшоу для одной руки;
  • - форма туйшоу для двух рук;
  • - форма туйшоу с шагами;
  • - более сложная форма туйшоу с шагами (Далюй);
  • - свободный поединок туйшоу.

На каждом уровне последовательно отрабатываются 13 принципов-действий тайцзи-цюань .


Проявляет баланс стойки или движения во всех направлениях. Принцип пэн учит быть абсолютно сбалансированным и держать противника на дистанции. Сила, приходящая со стороны, отражается в том же направлении, как от стены, а ты непоколебим.

Тот же принцип соединения верха и низа тела, что и в пэн, но в обратном направлении. Нас атакуют, мы вступаем в контакт и пропускаем через структуры своего тела внешнее воздействие – в землю. При этом мы откатываемся назад, создавая перед противником пустоту, куда он может провалиться и потерять равновесие. Происходит мягкое мощное действие пропускания противника в пустоту без потери своей силы.

Пара пэн-люй – это Небо и Земля взаимодействий, между которыми рождается все многообразие действий.


Это действие рождается из пэн, когда мы следуем изменениям партнера, сопровождаем эти изменения так, чтобы еще больше его разбалансировать. Обычно, надавливание происходит в наиболее слабом диагональном направлении, поперек стойки партнера. Внутренний смысл цзи – поиск самого слабого направления, самой слабой точки партнера.

Это любые приемы, при которых энергия течет через локти или плечи. Под локтями понимают не только острие локтевого сустава, но и все три стороны предплечья. Плечи имеют четыре стороны действия – спереди, сбоку, сверху, сзади вплоть до места между лопаток. То есть толчок спиной назад – тоже као.

Может быть, толчок или удар вверх. Это мощное действие, подобное тому, как взлетает мощное, крупное животное.

Например, дать упасть противнику, толкающему тебя в спину, неожиданно наклонившись вперед. Это действие обратное тенг.


Следующие - 12 и 13 - принципы касаются общего состояния более чем техники, они – результат освоения всех предыдущих техник.


Вы стоите на пути противника, и он уверен, что вы есть то, что он видит, и вы – там, где он вас видит. Но вы спонтанны и свободны, никакие планы и стереотипы не связывают вас, поэтому ваша реакция на его атаку неожиданна и повергает противника в шок. Он проваливается в неожиданно возникшую на его пути пещеру, пустоту.

В любых действиях, внешних и внутренних, медленных и быстрых, в любых ситуациях днем и ночью мы не изменяем принципам тайцзи-цюань.


В тайцзи-туйшоу Великий Предел проявляется в состоянии У-цзи , когда мы абсолютно спокойны и готовы воспринимать взаимодействия, не внося искажения своего эго. Когда мы разделяемся в себе, готовясь к движению, проявляются внутренние Инь и Ян, когда мы вступаем в гармоничный контакт с партнером, мы внешне образуем пару Инь-Ян. Одно рождает два.

Сразу после соединения рук возникает взаимодействие энергий, Ци приходят в движение. Два рождают три.

Мы слушаем эти изменения, осознаем, изменяем в нужную нам сторону в соответствии с нашим намерением и создаем собственную адекватную реакцию. Три рождает четыре.

Достижение единого с партнером состояние (один), дополнение друг друга до единства – образование пары Инь-Ян (два), проявление энергий взаимодействия (три) образуют первое триединство, с которым естественно связана четверка необходимых навыков – слушания, понимания, изменения и выброса усилия (четыре).

Эти четыре внутренних действия проявляют усилия и энергии, необходимые для успешного взаимодействия. Они есть в каждом из тринадцати внешних действий-принципов. Для того чтобы воплотить все 13 принципов Великого Предела в своих действиях, существует правило шести соединений – трех внешних и трех внутренних .


Три внешних соединения:

  • * плечи – бедра;
  • * локти – колени;
  • * кисти – стопы.

Выполняя это правило в формах, мы создаем условия для правильной циркуляции энергии. В туйшоу эти правила приобретают особую значимость – выполняя эти правила, мы можем сохранить себя в равновесии и передать усилие в необходимом направлении без потерь.


Три внутренних соединения:

  • * Дух – намерение ума. Сердце, спокойное состояние гармонии – порождает верное намерение ума, проясняет сознание.
  • * Сознание – энергия. Сознание ведет энергию в соответствии с принципами Тайцзи в нужном направлении.
  • * Энергия – внутреннее усилие. Сначала возникает поток энергии, и движение внутреннего усилия следует этому потоку, приводит в активность механизм действия сухожилий и связок.

Правило трех внутренних соединений выражает внутренний принцип организации всех движений тайцзи-цюань, связь ума и тела.


Практика «столбового стояния», «наматывания шелковой нити» вместе с исполнением форм тайцзи-цюань и туйшоу ведут к пониманию всех принципов тайцзи-цюань . Все эти техники связаны не только с тренировкой правильной постановки и движений тела, но и с ощущениями микродвижений, вибраций, потоков усилия и энергий. Поэтому такую работу принято называть Цигун (Ци – вибрации энергии, гун – работа). Цигун - это работа по взращиванию и воспитанию энергии.

Цигун – это комплекс последовательных упражнений. Во всех упражнениях, помимо внешних физических движений присутствует внутренняя работа, основанная на концентрации и тренировке внимания. Если мы сосредоточили внимание на макушке головы, то в этом месте количество Ци увеличилось. Ци непосредственно связана с нашей мыслью. Куда направлена мысль, там и собирается Ци. Если наше внимание плавно движется по участку тела в каком-то направлении – в этом же направлении движется и Ци. Если мы пристально смотрим на другого человека, мы отдаем ему часть своей Ци. Ци существует объективно, а ее развитие и качество подвластны нашей мысли.

Практик Цигун – множество, и каждый комплекс служит определенным целям. Тайцзи-цигун перемещает Ци по телу, и ведет тело вслед за энергией, что крайне необходимо для выполнения и отработки техник тайцзи.

Например, мы можем понимать упражнения «столбовое стояние» и «наматывание шелковой нити» как Цигун, если концентрируемся в них на работе с ощущениями потока энергии более чем на проработке всех остальных принципов. Работая над формами тайцзи-цюань, отвлекаясь от принципа Великого Предела и тринадцати принципов-действий в пользу проработки внутренних структур с соответствующим ощущением потока Ци, мы занимаемся тайцзи-цигун, но не тайцзи-цюань, так как последний должен включать в себя всю систему принципов.

Работа с внутренними структурами тела, ощущением потоков энергий, очищение энергии, наполнение энергией внутренних структур, тем не менее, - важная часть практики. Элементы Цигун в тренировочном процессе всегда присутствуют , так как при таком подходе прогресс в занятиях тайцзи-цюань идет значительно быстрее. Эта система упражнений развивает энергетический поток и качество вибраций человека, способствует очищению и преобразованию Ци, дает навыки получения энергии из окружающей среды и ее излучения из тела человека в окружающий мир, осознанного энергоинформационного общения с собой, внешним миром и всей Вселенной.

В основе целительного действия Цигун лежит его способность восстанавливать жизненные силы, сохранять и преумножать энергетические ресурсы организма, осуществлять массаж внутренних органов, гармонизировать работу коры головного мозга и успокаивать и уравновешивать сознание.

Чаньсы цзинь — усилие спирального скручивания, уникальнейшая и чудесная практика, сохранённая в тайцзицюань стиля чень, в полном объёме. Это непрерывное скручивание всех суставов тела при любом движении мягко плавно и непрерывно, что и делает тайцзицюань завораживающим действием, для наблюдателя и дарит максимальную эффективность исполнителю в каждом движении. Без спирального скручивания тайцзицюань не возможен.

Что термин "Чаньсы цзинь" означает? "Чань" на китайском — это "наматывать" или "скручивать". "Сы" — "шёлк", или — "кокон из шёлка". Китайское слово "Цзинь" на русский точно перевести невозможно. Очень приблизительно оно означает нечто вроде "определённой прочности". Говоря о боевых искусствах — это специфический навык, которого можно достичь только путём целенаправленного тренинга. Чтобы лучше понять, что такое "Чаньсы цзинь" — "Наматывание энергии, как "шёлковой нити"", нужно рассмотреть технологию обработки коконов тутового шёлкопряда.

При производстве шёлка коконы шёлкопряда опускают в горячую воду, в результате чего гусеницы гибнут, а коконы подготавливаются к наиболее лучшей обработке. Затем в каждом коконе отыскивается начало нити, чтобы размотать весь кокон. И здесь заключается самая главная идея для боевых искусств ("Не больше — Не меньше"): если при разматывании кокона шёлковую нить потянуть слишком сильно — она порвётся, а если слишком слабо, то — кокона не размотаешь . Человек, который разматывает кокон, должен тонко чувствовать степень натяжения нити.

"Наматывания шёлковой нити" является важным навыком в Тайцзи-цюань. Без него, все действия в Тайцзи-цюань будут лишь имитацией. Можно, конечно, заниматься Тайцзи и без "Чаньсы цзинь", но примерно на 80% все это будет просто физкультурой! Говоря о боевом аспекте, "Чаньсы цзинь" позволяет свободно и мгновенно изменять направления и потоки энергий в теле. Она позволяет более эффективно проникать в открывающиеся "бреши" у противника. Она позволяет легко ловить на "обманках" противника, "обвивать" его, с тем, чтобы использовать его же энергию для перенаправления уже с выгодой для нас.

Это основа основ. В ногах спиральное скручивание проявляется укоренением, в руках обматыванием, в теле собиранием и высвобождением энергии или силы. Ни один "приём" в тайцзицюань не делается без чаньсы цзинь. На этом усилии основан легендарный фа цзин — выброс силы, непоколебимая жёсткость и чрезвычайная мягкость тела бойца, и конечно, стремительность любого удара. С помощью чаньсы цзинь достигается результат, описанный в китайской поговорке — "Один лян сдвигает тысячу цзиней ". Это можно интерпретировать, как "Один грамм сдвигает тысячу килограмм".

В плане оздоровительных эффектов "Чань сы цзинь" является буквально "рогом изобилия". Это массаж и стречинг соединительных тканей, которые тем самым помогают восстанавливать и поддерживать организм в здоровом состоянии. Многие люди, которые овладели премудростями "Чаньсы цзинь", удавалось избавиться даже от хронических заболеваний или от последствий различных травм. Также "Чансы цзинь" благотворно влияет на координацию тела и на нервную систему. Его "наматывающие" и "разматывающие" движения отлично подходит для повышения тонуса мышц. Если вращательные действия "Чаньсы цзинь" осуществляются вместе с методом "Цельности тела", то они способствуют "очистке" лимфатической системы, восстанавливая циркуляцию Ци в теле. Практика "Чаньсы цзинь" — это огромный потенциал для продления молодости тела, укрепления здоровья и генерации энергии.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»



 

Возможно, будет полезно почитать: