Баскетбольные амплуа. Позиции в баскетболе на английском. Баскетбол: позиции игроков. После введения снаряда с боковых линий

позиции в баскетболе, позиции в баскетболен
Позиций в баскетболе или амплуа, в основном три: защитник, нападающий (форвард), центровой. Если детализировать, то по амплуа игроков можно разделить на 5 категорий: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий нападающий, мощный или тяжёлый форвард и центровой. Данные позиции не регулируются правилами баскетбола и носят формальный характер. основном позиции сгруппированы по принципу нахождения игрока на площадке: передняя линия и задняя.

Некоторые баскетболисты были рождены, чтобы играть на определенных позициях, а некоторые игроки развивают навыки в течение долгого времени для соответствия амплуа. Баскетболист, который может играть на нескольких позициях является ценным активом для тренера и его товарищей по команде, такого игрока трудно опекать на площадке. то же время, даже если игрок обладает навыками для определенной позиции, важно развивать универсализм. Разыгрывающий который может занять позицию для подбора или центровой, который может водить мяч, помогут команде победить.

  • 1 Задняя линия
    • 1.1 Разыгрывающий защитник
    • 1.2 Атакующий защитник
  • 2 Передняя линия
    • 2.1 Лёгкий форвард
    • 2.2 Тяжёлый или мощный форвард
    • 2.3 Центровой
  • 3 Ссылки

Задняя линия

Разыгрывающий защитник

Крис Пол, разыгрывающий защитник сборной США на Олимпийских играх 2008 года Основная статья: Разыгрывающий защитник

Разыгрывающий защитник (англ. Point Guard) или первый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Разыгрывающий защитник лучше других видит игровую площадку, оценивает расположение нападающих - и в раннем нападении (быстрый отрыв), и в позиционной атаке. Диспетчер, распасовщик. Разыгрывающий защитник создает условия и ситуации на площадке таким образом, чтобы каждый партнер мог принести как можно больше пользы команде, должен знать сильные и слабые стороны команды соперника, чтобы умело использовать преимущества своего коллектива. Начинает все комбинации и цементирует защиту, подстраховывает команду при быстрых отрывах. Для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость (некоторые разыгрывающие могут поспорить в этом компоненте с профессиональными легкоатлетами), ловкость в проходе к кольцу, многие обладают хорошей прыгучестью и могут делать слэм-данки наравне с более рослыми игроками. Средний рост составляет приблизительно 175-190 см.

В те далекие годы, когда баскетбол еще только набирал обороты, функцией 1-го номера являлся исключительно розыгрыш комбинации в начале атаки, но в современном баскетболе разыгрывающий может выполнять функции Атакующего защитника - так называемые «комбогарды». Ярким примером такого игрока является Аллен Айверсон, который со своим небольшим, по баскетбольным меркам, ростом (183 см), начинал карьеру в качестве разыгрывающего, но на самом деле всегда играл как 2-й номер.

Самым титулованным игроком на данной позиции является Мэджик Джонсон (206 см) - он был удостоен звания самого ценного игрока НБА (MVP) трижды за свою карьеру. Среди других игроков удостоенных этой награды Оскар Робертсон, Аллен Айверсон и Стив Нэш. Лидером по количеству результативных передач за всю историю НБА (15 806) является Джон Стоктон.

Атакующий защитник

Атакующий защитник (Майкл Джордан) в действии. Основная статья: Атакующий защитник

Атакующий защитник (англ. Shooting Guard) или второй номер - позиция игрока в баскетбольной команде. круг действий этого игрока входят две основные обязанности – завершение атак и опека опасных в нападении соперников. Атакующий защитник – это тот игрок, который должен и умеет атаковать, и набирать очки. Часто атакующий защитник лучший снайпер команды, некоторые из них иногда могут выступать в качестве разыгрывающего (комбогард) или лёгкого форварда (свингмэн). Защита всегда стремится остановить лучших снайперов, поэтому стянув на себя внимание защиты, атакующий защитник может легко найти передачей партнера, от которого идёт подстраховка. Умение защитника отдать хороший пас – серьезное качество, делающее игрока намного ценней и сильнее. Игроки этого типа обычно очень быстрые, ловкие, обладающие высоким прыжком и ростом приблизительно 190-200 см (но есть и ниже). Обязательным для атакующего защитника является хороший бросок со средней и дальней дистанции и быстрый дриблинг.

Следует отметить, что очень многие легенды баскетбола были атакующими защитниками, такие как Майкл Джордан, Реджи Миллер, Клайд Дрекслер, Оскар Робертсон, Джерри Уэст и Алан Хьюстон. Среди действующих игроков НБА можно выделить Коби Брайанта, Винс Картера, Рэя Аллена, Ману Жинобили, Трэйси Макгрэди и Дуэйн Уэйда.

Передняя линия

Лёгкий форвард

ЛеБрон Джеймс, один из лучших лёгких форвардов НБА. Основная статья: Лёгкий форвард

Лёгкий форвард (англ. Small Forward) или третий номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Основной задачей для такого игрока, как и для атакующего защитника является набор очков, но в отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски. Лёгкие форварды, как правило, обладают хорошим броском практически со всех дистанций. Средний рост 195-210 см. Это такие игроки как Леброн Джеймс, Скотти Пиппен, Кармело Энтони, Кевин Дюрант и Андрей Кириленко.

Тяжёлый или мощный форвард

Основная статья: Тяжёлый форвард

Тяжёлый форвард (англ. Power Forward) или четвёртый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Главной задачей 4-го номера является подбор (англ. rebound) мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Средний рост составляет около 200-210 см. Игроки этого типа легко могут закладывать мяч в кольцо (см. данк), но они делают это абсолютно не так, как менее рослые и физически сильные игроки, вроде атакующих защитников.

С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20-25 очков за матч, и еще успевают играть в защите (Кевин Гарнетт, Тим Данкан, Дирк Новитцки), а можно и таких, которые целиком фокусируются на защите и редко завершают атаки команды (Деннис Родман, Бен Уоллес).

Центровой

Основная статья: Центровой

Центровой (англ. Center) или пятый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост 210-225 см), основная задача - игра под кольцом. Некоторые игроки этого амплуа могут сочетать с высоким ростом, атлетическими данными высокую подвижность и играть дальше от кольца, занимая позицию тяжёлого форварда, за что получили название центрфорвард.

Признанными мастерами на позиции центрового являются - Уилт Чемберлен (многие его рекорды до сих пор не побиты, например 100 очков за одну игру), Александр Белов, Арвидас Сабонис, Дуайт Ховард и Яо Мин. Шакил О"Нил, Патрик Юинг, Дэвид Робинсон, Билл Рассел, Хаким Оладжьювон, Карим Абдул-Джаббар признаны лучшими центровыми НБА всех времен.

Ссылки

  1. The Basketball Handbook (pg 14) (2004). Lee H. Rose ISBN 0-7360-4906-1 (англ.)
  2. Александр Гомельский. Управление командой в баскетболе. - М.: Советская Россия, 1985.
  3. NBA.com: The NBA at 50

позиции в баскетболе, позиции в баскетболен

Позиции в баскетболе Информацию О

ПОЗИЦИИ В БАСКЕТБОЛ

Позиций в баскетболе или амплуа, в основном три: защитник, нападающий (форвард), центровой. Если детализировать, то по амплуа игроков можно разделить на 5 категорий: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий нападающий, мощный или тяжёлый форвард и центровой. Данные позиции не регулируются правилами баскетбола и носят формальный характер. В основном позиции сгруппированы по принципу нахождения игрока на площадке: передняя линия и задняя.

Некоторые баскетболисты были рождены, чтобы играть на определенных позициях, а некоторые игроки развивают навыки в течение долгого времени для соответствия амплуа. Баскетболист, который может играть на нескольких позициях является ценным активом для тренера и его товарищей по команде, такого игрока трудно опекать на площадке. В то же время, даже если игрок обладает навыками для определенной позиции, важно развивать универсализм. Разыгрывающий который может занять позицию для подбора или центровой, который может водить мяч, помогут команде победить.

Разыгрывающий защитник

Разыгрывающий защитник (англ. Point Guard ) или первый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Разыгрывающий защитник лучше других видит игровую площадку, оценивает расположение нападающих - и в раннем нападении (быстрый отрыв), и в позиционной атаке. Диспетчер, распасовщик. Разыгрывающий защитник создает условия и ситуации на площадке таким образом, чтобы каждый партнер мог принести как можно больше пользы команде, должен знать сильные и слабые стороны команды соперника, чтобы умело использовать преимущества своего коллектива. Начинает все комбинации и цементирует защиту, подстраховывает команду при быстрых отрывах. Для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость (некоторые разыгрывающие могут поспорить в этом компоненте с профессиональными легкоатлетами), ловкость в проходе к кольцу, многие обладают хорошей прыгучестью и могут делать слэм-данкинаравне с более рослыми игроками. Средний рост составляет приблизительно 175-190 см.



Как следует из названия, большинство разыгрывающих защитников отвечают за командные взаимодействия в атаке, розыгрыш комбинаций. Первый номер - это диспетчер, мозг команды, который организует и управляет всеми командными взаимодействиями, являясь помощником тренера, проводником его идей. Разыгрывающий защитник должен уметь непринуждённо владеть мячом, иметь подвижное игровое мышление, обладать видением площадки, прогнозируя происходящее. Плеймейкер должен знать сильные и слабые стороны команды соперника, чтобы умело использовать преимущества своей команды. Владеть навыками точных и неожиданных передач на любые расстояния, что имеет большое значение при организации быстрых отрывов, развития позиционного нападения.

В ранние годы, функцией 1-го номера являлись исключительно доставка мяча в передовую зону и розыгрыш комбинации в начале атаки. В современном баскетболе является достоинством, когда разыгрывающий защитник может выполнить точный бросок со средней и дальней дистанции, совершить проход к корзине, когда этого требует игровая ситуация. То есть, уметь выполнять обязанности атакующего защитника - так называемые «защитники-гибриды». Ярким примером такого игрока является Аллен Айверсон, который со своим небольшим по баскетбольным меркам ростом (183 см), начинал карьеру в качестве разыгрывающего, но на самом деле всегда играл как второй номер .

Игрок этого амплуа должен хорошо работать ногами, играя в защите. Постоянно быть готовым совершить перехват мяча. Как правило, качества и уровень мастерства разыгрывающего защитника определяет стиль и тактику команды. Умение действовать с минимальным количеством ошибок, уверенно и надежно - самые необходимые качества игрока этой позиции.

В те далекие годы, когда баскетбол еще только набирал обороты, функцией 1-го номера являлся исключительно розыгрыш комбинации в начале атаки, но в современном баскетболе разыгрывающий может выполнять функции Атакующего защитника - так называемые «комбогарды». Самым титулованным игроком на данной позиции является Мэджик Джонсон (206 см) - он был удостоен звания самого ценного игрока НБА (MVP) трижды за свою карьеру. Среди других игроков удостоенных этой награды Оскар Робертсон, Аллен Айверсон и Стив Нэш. Лидером по количеству результативных передач за всю историю НБА (15 806) является Джон Стоктон.

Атакующий защитник

Атакующий защитник (Майкл Джордан) в действии.

Атакующий защитник (англ. Shooting Guard ) или второй номер - позиция игрока в баскетбольной команде. В круг действий этого игрока входят две основные обязанности – завершение атак и опека опасных в нападении соперников. Атакующий защитник – это тот игрок, который должен и умеет атаковать, и набирать очки. Часто атакующий защитник лучший снайпер команды, некоторые из них иногда могут выступать в качестве разыгрывающего (комбогард) или лёгкого форварда(свингмэн). Защита всегда стремится остановить лучших снайперов, поэтому стянув на себя внимание защиты, атакующий защитник может легко найти передачей партнера, от которого идёт подстраховка. Умение защитника отдать хороший пас – серьезное качество, делающее игрока намного ценней и сильнее. Игроки этого типа обычно очень быстрые, ловкие, обладающие высоким прыжком и ростом приблизительно 190-200 см (но есть и ниже). Обязательным для атакующего защитника является хороший бросок со средней и дальней дистанции и быстрый дриблинг.

Атакующий защитник - игрок, основная задача которого атаковать кольцо и набирать очки. Зачастую игроки этой позиции являются лучшими снайперами команды. Как следует из названия, большинство атакующих защитников являются снайперами, бросая с дальней дистанции со средним процентом реализации 35-40 % (хорошими примерами являются Рэй Аллен и Реджи Миллер). Игроки этой позиции достаточно атлетичные и спортивные, имеют возможность проникать в краску и атаковать кольцо (Майкл Джордан обладал исключительными навыками прохода под кольцо). Атакующий защитник должен хорошо владеть дриблингом, чтобы иметь возможность обыграть оппонента в поле и пройти под кольцо. Иногда атакующий защитник, благодаря своим данным, вполне успешно действует на подборе, особенно удобно и результативно можно идти на подбор в нападении, видя бросок и рассчитывая возможный отскок мяча от кольца. В меньшей степени второй номер исполняет роль ассистента. Защита всегда стремится остановить лучших снайперов, поэтому стянув на себя внимание защиты, атакующий защитник может легко найти передачей партнера, от которого идёт подстраховка. Умение защитника отдать хороший пас – серьезное качество, делающее такого игрока намного ценней и сильнее. Хорошие атакующие защитники в определенной степени выполняют функции разыгрывающего. Считается, что большее время с мячом проводит разыгрывающий защитник, но иногда атакующий защитник оказывает значительное влияние на командное нападение, где он разыгрывает мяч очень часто, а функции разыгрывающего становятся резервными или он становится снайпером.

Как правило рост атакующего защитника выше, чем у разыгрывающего защитника, колеблется от 193 см (6 футов 4 дюймов) до 201 см (6 футов 7 дюймов). Более высокие вторые номера могут играть на позиции лёгкого форварда. Физические данные и рост позволяют игроку на этой позиции быть достаточно подвижным, мощным и высоким чтобы (помимо защиты игроков своего амплуа) успешно защищаться как с маленькими и быстрыми первыми номерами, так и с более высокими третьими номерами соперника.

Атакующие защитники должны хорошо персонально защищаться против основных снайперов команды соперника (типичный пример Тони Аллен). Такие игроки отвечают за персональную опеку наиболее опасных атакующих защитников команды противника, а также играют значительную роль в нападении. Зачастую вторые номера совершают большое количество перехватов и набирают большое количество очков в быстрых отрывах.

Атакующие защитники должны уметь забивать по-разному, особенно в конце игры, когда оборона является наиболее жесткой. Они должны исполнять штрафные броски с высоким процентом (Джо Думарс исполнял штрафные броски реализуя 84 % попыток за всю карьеру), не бояться контактной игры, провоцируя защищающихся игроков получать на них персональные замечания. Из-за высокого уровня атакующих навыков, вторые номера часто являются основной опцией команды по набору очков, а иногда и вся атака команды построена вокруг них (Аллен Айверсон).

Передняя линия

Лёгкий форвард

Лёгкий форвард (англ. Small Forward ) или третий номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Основной задачей для такого игрока, как и для атакующего защитника является набор очков, но в отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски. Средний рост 200-210 см.

Цели игрока на данной позиции в большей степени относится к нападению. Лёгкий форвард должен обладать хорошим броском практически со всех дистанций. Высокая скорость и рост позволяют лёгким форвардам уверенно совершать проходы под кольцо. Благодаря скорости и координации этот игрок легко может обойтитяжёлого форварда или высокого центрового. В случае опеки лёгкого форварда первыми или вторыми номерами, используя свой рост, этот игрок легко может переиграть более низких оппонентов.

Также как и атакующий защитник, но уже более акцентировано, лёгкий форвард идёт на подборы. Однако в данном случае, это уже скорее обязанность игрока данного амплуа – подбирать отскочившие мячи. Используя скорость, рост и координацию лёгкий форвард может и должен активно помогать своим центровым в подборе на обоих щитах. Подборы в нападении от игроков периметра, к которым относится лёгкий форвард, часто становятся неожиданностью для соперника и возможностью набора лёгких очков.

Рост, скорость и прыгучесть лёгких форвардов являются сильным оружием этих игроков в перехватах и подстраховке. Игроки данного амплуа вполне успешны в защите и подстраховке. Быстрый и прыгучий нападающий может успеть блокировать бросок соперника уже в последний момент, у самого кольца. Блок-шот – это одно из важных умений лёгкого форварда. Последнее время наметилась тенденция: что лёгкие форварды самые атлетичные и универсальные игроки своих команд, способные играть на нескольких позициях (Кириленко, Леброн Джеймс, Кевин Дюрант, Батюм), являясь ключевыми игроками своих команд, если не в атаке, то в обороне. Так же стоит отметить, что многие лёгкие форварды, постепенно, с годами, набирая массу и теряя в скорости (Дирк Новицки, Пау Газоль) или в силу необходимости для команды (Леброн Джеймс) смещались на позиции тяжёлых.

Тяжёлый или мощный форвард

Тяжёлый или мощный форвард (англ. Power Forward ) или четвёртый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Главной задачей 4-го номера являетсяподбор (англ. rebound ) мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Средний рост составляет около 205-210 см. Игроки этого типа легко могут забивать мяч в кольцо сверху (Слэм-данк), но они делают это абсолютно не так, как менее рослые и физически сильные игроки, вроде атакующих защитников.

С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся. Можно встретить игроков которые набирают по 20-25 очков за матч и успевают играть в защите (Кевин Гарнетт), а можно и таких, для которых само слово «нападение» было чем-то неестественным и далёким (Деннис Родман).

Чем ближе к кольцу, тем твёрже и увереннее игроку нужно стоять на ногах и выдерживать сопротивление соперника, так как в 3-х секундной зоне судьи разрешают больше контакта. Это относится как к защите, так и к нападению. На позиции тяжёлого форварда уже не проходят хитрости лёгких игроков 1–2-3 позиции, когда можно обмануть судью и соперника и при контакте оказаться на паркете, демонстрируя грубую игру оппонента и надеясь на фол в нападении в свою пользу. Здесь приходится терпеть и просто быть сильнее соперника. Aтлетические и ростовые данные тяжёлого форварда очень важны, как и баскетбольное искусство, мастерство и чувство игры могут быть решающими качествами игрока на этой позиции. Типичным примером тяжёлого форварда компенсирующего недостаток роста умением грамотно выбирать позицию является Чарльз Баркли. При росте 198 см, Баркли использовал свою силу и агрессивность для того, чтобы доминировать под щитом и стал одним из лучших игроков по подборам в НБА. Сегодня тяжёлый форвард самый большой универсал на площадке. Он должен уметь: вывести мяч в зону нападения, если прессингуют «маленьких»; атаковать с прохода и с любой дистанции, спиной к кольцу на «усах» и из-за трёхочковой дуги; защищаться в своей зоне практически против любого игрока соперника и работать на подборе на обоих кольцах.

Центровой

Центровой (англ. Center ) или пятый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост 210-225 см), основная задача - игра под кольцом. Некоторые игроки этого амплуа могут сочетать с высоким ростом, атлетическими данными высокую подвижность и играть дальше от кольца, занимая позицию тяжёлого форварда, за что получили название центрфорвард.

Центровой (англ. Center ) или пятый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост современных центровых, как правило, 210-220 см и постепенно снижается в сторону менее высоких, но более быстрых и координированных игроков), основная задача - игра под кольцом, подбор мяча. Во многих случаях основная задача центрового в использовании своего роста и габаритов для защиты позиции рядом с корзиной (трёхсекундная зона). Центровой, обладающий помимо габаритов атлетизмом и игровыми навыками представляет собой значительную ценность для команды. Центровой - это основной игрок в борьбе за подбор.

Не редки случаи, когда игроки намеренно фолят, чтобы направить центровых на линию штрафного броска, особенно в конце игры. Это часть общей стратегии, используемой в отношении определенных центровых, которые плохо реализуют штрафные броски, например, таких как Уилт Чемберлен, Шакил О"Нил и Бен Уоллес. Такая тактика фолов, направленная на то, чтобы вернуть себе владение мячом в надежде, что игрок (как обычно) не забьёт со штрафной линии, получила название Hack-a-Shaq. Тем не менее, есть центровые, которые особенно хорошо реализуют штрафные броски, такие как литовец Арвидас Сабонис или его земляк Жидрунас Илгаускас, последний из которых являлся одним из немногих центровых НБА, наряду с Яо Мином, на которых возложена обязанность исполнять штрафные броски после технического фола.

В современном баскетболе, позиция центрового постепенно сливается с позицией тяжёлого форварда. Есть множество игроков способных выступать на обеих позициях (Нене, Скола, Лончар, Бош, Стадемайр) и даже появился неофициальный термин «большие» [источник не указан 1151 день ] . Во многом это обусловлено снижением количества ярких представителей центровых. Часто стала применяться тактика игры без центровых, двумя «большими».

Центровые являются лидерами по числу блокшотов и подборов, цементируют оборону. Основная задача центрового занять позицию в трёхсекундной зоне и блокировать как можно больше бросков соперника, особенно при отсутствии мяча у опекаемого игрока.

Капитан в баскетболе - игрок баскетбольной команды, наделенный особыми полномочиями. Представляет интересы команды в спорных ситуациях. Это игрок, который является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться в вежливой форме к судьям в течение игры для получения необходимой информации, однако только в то время, когда мяч «мертвый» и игровые часы остановлены. Отличается от других игроков своей команды наличием буквы «К» («C» в латинской транскрипции) на майке, на груди с левой стороны.

На сегодняшний день из игровых командных видов спорта выделяются три самых популярных. На первом месте без вопросов идет футбол, а второе с третьим делят баскетбол и хоккей. При этом стоит обратить внимание, что первый вид спорта больше распространен в Европе, в то время как остальные два - на Американском континенте. Однако баскетбол имеет широкую популярность повсеместно, пусть сильнейшая и расположена в США. Миллионы людей смотрят баскетбольные матчи и получают невероятное наслаждение от этого. А еще больше удовольствия можно получить, если вы знаете все позиции в баскетболе. Если же для вас до сих пор на поле были просто пять игроков от каждой команды, то данная статья предназначена как раз для вас. Здесь вы сможете узнать, как называется каждая из пяти позиций, какие функции выполняет каждый игрок, а также как делятся эти позиции по линиям.

Линии в баскетболе

Если вы хотите знать все про позиции в баскетболе, то начинать вам нужно с малого, а точнее, с общего. Первое, с чем вам нужно разобраться, - это линии, на которые делятся все игроки. Их имеется всего две - передняя и задняя. Несложно догадаться о том, за что отвечает каждая из них. Задняя линия - это игроки, которые защищают свое кольцо от атак противника, а также начинают атаки собственной команды. Соответственно, передняя линия - это игроки, которые атакуют кольцо противника. Также они могут пытаться помешать противнику перейти в контратаку. Собственно говоря, ничего сложного в этом нет: различные формации предполагают разное количество игроков в линиях, но стандартная схема подразумевает двух игроков задней линии и трех игроков передней линии. Теперь, когда вы поняли основы линий, вы сможете взглянуть на базовые позиции в баскетболе.

Базовые позиции

Позиции в баскетболе у каждого игрока свои, но о них речь пойдет немного позже. Их всего пять, и про каждую из них будет рассказано подробно. Но сначала нужно рассмотреть базовые позиции, которых всего три: защитник, центровой и нападающий. Опять же здесь нет абсолютно ничего сложного, так как роли игроков своих позиций можно понять моментально. Защитники защищают кольцо, нападающие атакуют кольцо противника, а центровой является связующим звеном между атакой и защитой. При этом невозможно выделить какую-либо самую важную из трех базовых позиций, потому что каждая из них невероятно важна. Но это лишь общие понятия. Теперь вам стоит более внимательно изучить позиции в баскетболе на английском и на русском, а также задачи каждого из пяти игроков.

Пять позиций

Итак, пришло время разобрать пять основных позиций баскетбола. В задней линии это разыгрывающий и атакующий защитники, а в передней - тяжелый и легкий форвард, а также центровой.

Разыгрывающий защитник

Итак, начать стоит с разбора сокращений, которые используются в баскетболе для обозначения конкретных позиций на поле. Например, SF - позиция в баскетболе, которая обозначает легкого форварда, который обычно находится ближе остальных к кольцу противника. Но начинать стоит со своего кольца, поэтому первый игрок, которого стоит рассмотреть, - это разыгрывающий защитник. На английском его называют либо комбогард, либо поинт гард, а его сокращение выглядит как PG (в русской версии, соответственно, РЗ). Какие же функции выполняет этот игрок? На самом деле объем работ у него очень большой, так как он видит практически всю площадку, соответственно, именно от него зависит то, насколько эффективно будет играть вся команда. Он является диспетчером, распасовщиком, с которого начинаются атаки команды. В оборонительных действиях он служит последним рубежом, поэтому должен быть высокого роста, чтобы иметь возможность снимать броски противника. Но не стоит думать, что данная позиция является более важной, чем другие позиции баскетбола. Freestyle 2 и другие компьютерные игры по баскетболу также доказывают, что каждая позиция важна.

Атакующий защитник

Следующий игрок задней линии, который находится немного дальше от своего кольца, - это атакующий защитник. Как видите, не так-то просто понять баскетбол, позиции игроков очень разнообразны. На английском данная позиция может называться как свингмэн, так и шутинг гард, сокращение выглядит, соответственно, как SG (или АЗ на русском). Что касается роли на поле, то данный защитник, как вы уже могли понять из названия позиции, больше направлен на атаку, чем на защиту. Обычно это лучший снайпер команды, который может набирать больше других очков, а также стягивать на себя защиту противника, развязывая руки своим партнерам. В защите же у этого игрока задача - опекать наиболее опасных атакующих противников.

Теперь вы знаете, какие позиции есть в баскетболе в задней линии. Пришло время переходить к передней линии, в которой есть еще три игрока.

Легкий форвард

Первый игрок атакующей линии, о котором стоит рассказать, - это легкий форвард, о котором уже было сказано немного ранее. На английском эта позиция называется смол форвард, то есть СФ. Соответственно, русское сокращение для этой позиции - ЛФ. Но гораздо важнее то, какую роль этот игрок выполняет на поле. Данная позиция - это место для подвижного игрока атаки. Он действует сразу по всему фронту, а также много времени может проводить под кольцом, набирая там очки. Очень многие играли на этой позиции либо на смешанной позиции поинт форварда. Последний сочетает в себе черты и легкого форварда, и разыгрывающего защитника. Как видите, огромное значение играют абсолютно все позиции в баскетболе. Описание каждой из них еще раз это доказывает.

Тяжелый форвард

Это довольно интересная позиция, которая позволяет игроку отрабатывать сразу и в атаке, и в защите. Более того, некоторые известные тяжелые форварды практически всегда концентрируются на защитных действиях, но есть и те, которые умудряются зарабатывать четверть или даже треть всех очков своей команды. На английском языке эта позиция называется пауэр форвард и, соответственно, обозначается как ПФ, но в русском языке его сокращение, естественно, обозначается как ТФ. Сразу стоит сказать, что основной обязанностью этого игрока, который играет не так близко к кольцу противника, как легкий форвард, является подбор мяча как в защите, так и в атаке. Соответственно, игрок должен обладать высокой физической силой, мощной комплекцией, потому что иначе с подобной задачей справиться будет очень сложно. Как и в случае с легким форвардом, эту позицию можно комбинировать с обязанностями разыгрывающего защитника (или же играть комбофорварда, который исполняет обязанности обоих нападающих). Однако это практикуется редко, так как объем работы у тяжелого форварда и без того внушительный. Соответственно, подобные смеси встречаются нечасто.

Центровой

Ну и конечно же, обязательно нужно рассказать подробнее про центрового, который на самом деле является центром всей команды. В английском языке он так и называется - центр - и обозначается поэтому соответственно - Ц. Как вы уже могли понять, в русском языке сокращение будет точно таким же, поэтому во всех языках данная позиция обозначается как Ц.

Что касается игровой роли данного игрока, то здесь все довольно сложно. Казалось бы, этот игрок должен играть в центре поля и связывать атаку с защитой - по аналогии с футболом. Но на самом деле здесь все обстоит совсем иначе, потому что центровой в баскетболе определяет свой центр полем не вдоль, а поперек. А это значит, что данный игрок всегда ориентирован на кольцо противника. Собственно говоря, его задача - это игра под кольцом и получение очков. Конечно же, для самого высокого игрока в команде, поэтому чаще всего на этой позиции можно встретить игроков ростом более 210 сантиметров, вплоть до 225 сантиметров. Обратите внимание на то, что центровой может брать на себя дополнительно обязанности тяжелого форварда, чтобы он мог сыграть поинт форварда или комбофорварда, тем самым отодвигаясь от кольца и играя немного дальше, что меняет его функции. Как видите, пять основных позиций игроков могут быть не четко закрепленными за ними, есть и промежуточные.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Некоторые баскетболисты были рождены, чтобы играть на определенных позициях, а некоторые игроки развивают навыки в течение долгого времени для соответствия амплуа. Баскетболист, который может играть на нескольких позициях является ценным активом для тренера и его товарищей по команде, такого игрока трудно опекать на площадке. В то же время, даже если игрок обладает навыками для определенной позиции, важно развивать универсализм. Разыгрывающий который может занять позицию для подбора или центровой, который может водить мяч, помогут команде победить.

Задняя линия

Разыгрывающий защитник

Самым титулованным игроком на данной позиции является Мэджик Джонсон (206 см) - он был удостоен звания самого ценного игрока НБА (MVP) трижды за свою карьеру. Среди других игроков удостоенных этой награды Оскар Робертсон , Аллен Айверсон , Стив Нэш и Стефен Карри . Лидером по количеству результативных передач за всю историю НБА (15 806) является Джон Стоктон .

Атакующий защитник

Следует отметить, что очень многие легенды баскетбола были атакующими защитниками, такие как Майкл Джордан , Реджи Миллер , Клайд Дрекслер , Оскар Робертсон , Джерри Уэст , Алан Хьюстон и Коби Брайант . Среди действующих игроков НБА можно выделить Винс Картера , Ману Жинобили и Дуэйн Уэйда .

Передняя линия

Лёгкий форвард

Тяжёлый или мощный форвард

С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20-25 очков за матч, и еще успевают играть в защите (Кевин Гарнетт , Тим Данкан , Дирк Новицки), а можно и таких, которые целиком фокусируются на защите и редко завершают атаки команды (Деннис Родман , Бен Уоллес).

Центровой

Признанными мастерами на позиции центрового являются - Уилт Чемберлен (многие его рекорды до сих пор не побиты, например 100 очков за одну игру), Александр Белов , Арвидас Сабонис , Дуайт Ховард и Яо Мин . Шакил О"Нил , Патрик Юинг , Дэвид Робинсон , Билл Рассел , Хаким Оладжьювон , Карим Абдул-Джаббар признаны лучшими центровыми НБА всех времен .

Напишите отзыв о статье "Позиции в баскетболе"

Примечания

Отрывок, характеризующий Позиции в баскетболе

За обедом государя Валуев сказал, оглянувшись в окно:
– Народ все еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
– Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social [Общественный договор] и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его.
Был прочтен манифест государя, вызвавший восторг, и потом все разбрелись, разговаривая. Кроме обычных интересов, Пьер слышал толки о том, где стоять предводителям в то время, как войдет государь, когда дать бал государю, разделиться ли по уездам или всей губернией… и т. д.; но как скоро дело касалось войны и того, для чего было собрано дворянство, толки были нерешительны и неопределенны. Все больше желали слушать, чем говорить.
Один мужчина средних лет, мужественный, красивый, в отставном морском мундире, говорил в одной из зал, и около него столпились. Пьер подошел к образовавшемуся кружку около говоруна и стал прислушиваться. Граф Илья Андреич в своем екатерининском, воеводском кафтане, ходивший с приятной улыбкой между толпой, со всеми знакомый, подошел тоже к этой группе и стал слушать с своей доброй улыбкой, как он всегда слушал, в знак согласия с говорившим одобрительно кивая головой. Отставной моряк говорил очень смело; это видно было по выражению лиц, его слушавших, и по тому, что известные Пьеру за самых покорных и тихих людей неодобрительно отходили от него или противоречили. Пьер протолкался в середину кружка, прислушался и убедился, что говоривший действительно был либерал, но совсем в другом смысле, чем думал Пьер. Моряк говорил тем особенно звучным, певучим, дворянским баритоном, с приятным грассированием и сокращением согласных, тем голосом, которым покрикивают: «Чеаек, трубку!», и тому подобное. Он говорил с привычкой разгула и власти в голосе.
– Что ж, что смоляне предложили ополченцев госуаю. Разве нам смоляне указ? Ежели буародное дворянство Московской губернии найдет нужным, оно может выказать свою преданность государю импературу другими средствами. Разве мы забыли ополченье в седьмом году! Только что нажились кутейники да воры грабители…
Граф Илья Андреич, сладко улыбаясь, одобрительно кивал головой.
– И что же, разве наши ополченцы составили пользу для государства? Никакой! только разорили наши хозяйства. Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, и только один разврат. Дворяне не жалеют своего живота, мы сами поголовно пойдем, возьмем еще рекрут, и всем нам только клич кликни гусай (он так выговаривал государь), мы все умрем за него, – прибавил оратор одушевляясь.
Илья Андреич проглатывал слюни от удовольствия и толкал Пьера, но Пьеру захотелось также говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя одушевленным, сам не зная еще чем и сам не зная еще, что он скажет. Он только что открыл рот, чтобы говорить, как один сенатор, совершенно без зубов, с умным и сердитым лицом, стоявший близко от оратора, перебил Пьера. С видимой привычкой вести прения и держать вопросы, он заговорил тихо, но слышно:
– Я полагаю, милостивый государь, – шамкая беззубым ртом, сказал сенатор, – что мы призваны сюда не для того, чтобы обсуждать, что удобнее для государства в настоящую минуту – набор или ополчение. Мы призваны для того, чтобы отвечать на то воззвание, которым нас удостоил государь император. А судить о том, что удобнее – набор или ополчение, мы предоставим судить высшей власти…
Пьер вдруг нашел исход своему одушевлению. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узкость воззрений в предстоящие занятия дворянства. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что он будет говорить, но начал оживленно, изредка прорываясь французскими словами и книжно выражаясь по русски.

10 тезисов, которые помогут лучше понять, что происходит.

1. Номинальный форвард Леброн Джеймс водит мяч, номинальный разыгрывающий Стефен Карри бегает без мяча и пуляет, а номинальный центровой Никола Йокич раздает передачи. Как понять, в чем различия между амплуа и кто за что отвечает?

Баскетбольные амплуа давно растворились и являются скорее элементом традиции.

Лучше всего оценивать игрока с точки зрения так называемой «тройной угрозы».

Вообще «тройной угрозой» называется позиция, в которой игрок одновременно угрожает защитнику проходом, передачей и броском. Но в данном случае вы должны просто оценить, насколько тот или иной исполнитель хорош во всех трех компонентах – может ли он проходить своего опекуна на ведении, насколько умело он играет в пас и как хорошо он бросает на той или иной дистанции.

Из этой оценки уже выводятся условные амплуа, которые гораздо лучше описывают современный баскетбол:

– если игрок способен за счет скорости или дриблинга обыгрывать своего оппонента и идти под щит, то его можно описать как «плеймейкера/организатора»;

– узкопрофильные атлетичные игроки, специализирующиеся на защите и дальних бросках, попадают в категорию «3&D»;

– «большие», добывающие очки из усов, описываются как «игроки «поста» и являются в сегодняшней лиге вымирающим видом;

– «большие», вписывавшиеся в эпоху и бросающие из-за дуги, называются «растягивающими четвертыми/пятыми номерами»;

– остальных «больших» можно описать просто как «тело». Благодаря росту и атлетизму они приносят помощь в защите, некоторые из них получают заслуженный статус «рим-протектора» – игрока, защищающего трехсекундную зону и мешающего забить своими неординарными габаритами. Но в нападении они ограничены и способны лишь закидывать мяч из-под кольца.

Звездные игроки обязаны полностью попадать под определение «тройной угрозы» – безотносительно роста и габаритов, большинство из них в той или иной мере способно и бросать, и проходить, и играть в пас. Их можно назвать созидателями, и от их разносторонности отталкивается игра всей команды.

В финальной серии роли всех более или менее четко обрисованы.

«Кливленд» играет за счет двух основных созидателей – Леброна Джеймса и Кайри Ирвинга. Остальные лишь помогают им. 3&D специалисты (Джей Ар Смит, Имэн Шамперт), снайпер Кайл Корвер, растягивающие «большие» Кевин Лав и Ченнинг Фрай создают для лидеров пространство в атаке и играют от их проходов и последующих скидок, а «тело» Тристан Томпсон является важнейшей частью защиты и стремится собрать столько подборов, сколько в его силах.

«Голден Стэйт» обладает большим числом созидателей и именно поэтому воспринимается как фаворит. «Смертельная пятерка» «Уорриорс» составлена из пяти игроков, которые умеют на площадке все: Стеф Карри, Клэй Томпсон, Кевин Дюрэнт, Андре Игудала и Дрэймонд Грин могут и проходить, и бросать с дистанции, и любят играть в пас. Не всегда у них получается быть идеальными во всех областях: Карри проседает в защите, Игудала реализовал лишь 3 трехочковых из 27 попыток в этом плей-офф, у Клэя Томпсона и Дрэймонда Грина могут возникнуть сложности с реализацией дальних бросков.

Но это лишь «игра процентов», которая дает «шанс панчера» «Кливленду». На длинной дистанции трех последних сезонов разносторонность игроков «Голден Стэйт» вынесла их принципиально на иной уровень по сравнению с остальной лигой. Все эти игроки неэгоистичны, все очень хорошо чувствуют друг друга, а предложенная Стивом Керром модель нападения предполагает, что в течение 24 секунд они ищут оптимальную ситуацию для броска, а не просто бросок для лидера.

2. Что такое «изоляции», и почему говорят, что «изоляции» будут решающим фактором финала?

«Изоляция» – это розыгрыш, восходящий к классике баскетбола, игре один в один.

Цель атаки в баскетболе сводится к неравноценному размену (это называется «мисмэтч»). Когда хорошо известны уязвимые игроки защиты (например, у «Голден Стэйт» – это Карри, а у «Кливленда» – Кевин Лав, Кайл Корвер и Ченнинг Фрай), то нападение старается вывести своих лучших исполнителей один на один с заведомыми жертвами.

В 80-х-90-х игра один в один была квинтэссенцией баскетбола: тогда были запрещены зонные защиты. В случае если защитник пытался выйти на подстраховку и отойти от своего визави больше, чем на два шага, следовало техническое замечание. Соответственно команды, обладающие суперзвездами, использовали это правило: команда отходила на так называемую «слабую сторону» (площадка делится вертикально на сторону, где есть мяч и где нет мяча) и оставляла половину площадки звезде для обыгрыша один в один.

С разрешением зонной защиты и более свободным перемещением игроков обороны по зоне изменилась и суть «изоляции». Теперь созидателя оставляют один на один благодаря тому, что вместе с ним на площадке находятся снайперы, располагающиеся на дуге. Защитники боятся отойти от своего опекуна, так как это может привести к мгновенной скидке под трехочковый бросок, а потому возможности для подстраховки или помощи защитнику, оставшемуся один на один, минимальны.

Современный баскетбол к «изоляциям» относится пренебрежительно: считается, что по сравнению со всеми остальными вариациями нападения этот наименее эффективный. «Изоляции» слишком предсказуемы и требуют от игрока с мячом слишком высокого индивидуального мастерства.

Но есть два нюанса.

Во-первых, действующий чемпион – это команда, обожающая «изоляции» и в каком-то смысле переосмыслившая их. «Кливленд» чаще всех в лиге прибегает к этому элементу (в плей-офф у них порядка 12% от всех атак – именно чистые «изоляции»). И Леброн Джеймс, и Кайри Ирвинг – благодаря универсальной готовности и способности находить путь к кольцу при противодействии совершенно любого соперника – приучили к тому, что игра один на один может быть эффективной даже в век статистической аналитики.

Во-вторых, на последних минутах, в решающие моменты игры в условиях максимального психологического давления, усталости и риска невынужденной ошибки «изоляции» представляются менее опасным вариантом атаки, чем сложный розыгрыш мяча. Именно поэтому в такие моменты ситуацию решают лидеры за счет индивидуальных качеств. Что опять же в матчах с «Голден Стэйт» не раз показывал Кайри Ирвинг, принесший «Кэвз» победу в прошлой финальной серии дальним броском. (И Стеф Карри с Кевином Дюрэнтом, обрекшие «Уорриорс» промахами на последних секундах).

3. От чего зависит темп игры, и разве не каждая команда заинтересована в том, чтобы набирать очки в быстрых атаках?

Понятно, что все команды заинтересованы в том, чтобы набирать как можно больше «легких очков» – очков в быстрых прорывах или в быстрых атаках, когда защита еще не успевает вернуться на свою половину и правильно расставиться.

Проблема в том, что некоторые команды особенно заточены на такую игру и гораздо талантливее смотрятся в ней. И поэтому играть с ними «на встречных курсах» изначально гибельная затея.

Идеальным примером подобного расхождения стала пара плей-офф этого года «Хьюстон» – «Сан-Антонио», в которой борьба за результат в основном свелась к борьбе за темп. Когда «Рокетс» удавалось постоянно бежать и разбирать оборону «Сперс» легкими наскоками, «Сан-Антонио» уступал, когда же «Хьюстон» затягивали в медленный позиционный баскетбол с длительными розыгрышами и неспешным переходом с одной половины на другую, то «Сан-Антонио» возвращался. «Рокетс» играли усеченной ротацией и в какой-то момент просто задохнулись от того, что их возили под 24 секунды и при этом нужно было бежать.

В финальной серии не столь однозначное противостояние.

Действительно «Голден Стэй» – лучшая команда лиги по очкам в быстром нападении (21,2 очка в сезоне, 20,2 очка в плей-офф), тогда как «Кливленд» бежит вовсе не так охотно, хотя, конечно, более умело, чем «Сперс».

И поэтому одна из важнейшей задачи «Кэвз» в этой серии – ограничить быстрый баскетбол «Уорриорс» за счет быстрого восстановления позиции и возвращения в защиту. «Кливленд» ужасно смотрелся в этом компоненте по ходу всего сезона, но в плей-офф значительно прибавил и давал соперникам забивать лишь 10,2 очка в среднем.

В прошлом сезоне у «Кэвз» получилось нейтрализовать эту сильную сторону «Голден Стэйт»: в компоненте быстрых атак они смотрелись предпочтительнее (1,01 очка за владение против 0,9 очка за владение). Но в этом сезоне пока могли о подобном лишь мечтать: по итогам двух матчей счет по быстрым атакам 53:16 в пользу «Уорриорс».

При этом совсем уж списывать «Кэвз» не стоит. Они бегут реже и могут в финальной серии экономить силы, но при этом в этом плей-офф их быстрые атаки так же по качеству гораздо эффективнее, чем у соперника.

4. Что такое пик-н-ролл, и как против него защищаться?

Русское слово «двойка» описывает два основных баскетбольных взаимодействия: пик-н-ролл и пик-н-поп, которые составляют чуть ли не половину всех розыгрышей.

Если по классике, то пик-н-ролл – это взаимодействие между игроком с мячом и «большим», при котором «большой игрок» ставит заслон, после чего начинает двигаться к кольцу, где получивший свободу благодаря этому заслону маленький отдает ему передачу.

Пик-н-поп – это то же самое, только в данном случае «большой» не движется к кольцу, а отскакивает на периметр, откуда может совершить дальний бросок.

Формально в «двойках» принимают участие два игрока, но фактически задействована практически вся команда. Важной частью современных пик-н-роллов являются снайперы, которые облегчают процесс взаимодействия партнеров: если их опекун попробует сместиться под щит и страховать «большого», то игрок с мячом отдаст передачу не на «большого», а на свободного снайпера.

Но это классика. В современном баскетболе «двойкой» может быть просто взаимодействие между двумя игроками, которое вынуждает соперника совершать заведомо проигрышный размен. Например, одна из главных комбинаций в «Кливленде» представляет собой пик-н-ролл 1-3 или наоборот 3-1, то есть «двойку» между первым и третьим номерами, Кайри Ирвингом и Леброном Джеймсом. Никто из них не бежит к кольцу, но это все равно называется пик-н-роллом.

«Голден Стэйт», напротив, используют пик-н-ролл скорее как дополнительный элемент. Когда мяч в начале атаки оказывается у Карри, он просит заслон от любого «большого», но это взаимодействие лишь провоцирует сумятицу в защите, которую «Уорриорс» усугубляют дальнейшими действиями. В прошлом сезоне самой опасной «двойкой» в лиге было взаимодействие между Карри и Дрэймондом Грином. В этом они перестали злоупотреблять этим элементом, но в финале могут показать все лучшие наработки пик-н-ролла 1-4 (Карри – Грин) и пик-н-ролла 1-3 (Карри – Дюрэнт).

Существует множество подтипов, вариаций и индивидуальных дополнений к защите против пик-н-роллов, но, если совсем строго типизировать, то можно выделить шесть основных:

8. Что такое «зонная защита» и нарушение правила трех секунд в защите?

В 2001-м НБА пошла на радикальный шаг и отказалась от запрета на зону. Это объяснялось тем, что баскетбол один в один не казался особенно привлекательным, тогда как большее использование зонной защиты и смешанной защиты заставляло команды больше двигать мяч, задействовать всех игроков (и тем самым делать баскетбол более эстетичным).

Лига убрала запрет на зонную защиту и оставила лишь единственную поправку, сохраняющую понятие «нелегальная защита»: по современным правилам игрок обороняющейся команды не может оставаться в трехсекундной больше трех секунд. Каждые 2,9 секунды он должен выходить из «краски», в противном случае соперник получает право на технический фол и штрафной. Это сделано для того, чтобы центровые («рим-протекторы») двигались, а не оставались под кольцом все время.

Из практически разрешенного в полностью разрешенное состояние зонную защиту перевел Том Тибодо. Будучи помощником тренера и руководителем защиты «Бостона» в сезоне-2007/08, он придумал новую оборонительную тактику, уничтожившую любые исключения. «Большой» (сначала Кевин Гарнетт, а затем в «Чикаго» Жоаким Ноа) каждые 2,9 секунды делал шаг из «краски», затем входил туда вновь, – и таким образом на сильной стороне, на стороне мяча, у «Бостона» оказывался дополнительный страхующий игрок. На слабой стороне против трех игроков оставались два защитника, но смысл такой обороны состоит в том, что защищающиеся игроки должны успевать перестраиваться быстрее, чем двигается мяч.

Эта стратегия доказывала свою эффективность против главных звезд лиги. «Бостон» всегда останавливал Леброна Джеймса до его переезда в «Майами». Затем «зона» «Далласа» остановила Леброна Джеймса в финале 2011 года. То же самое с определенными нюансами против Джеймса делали в своих финалах и «Сан-Антонио», и «Голден Стэйт».

«Уорриорс» используют несколько классических правил при защите от Джеймса:

1) Желательнее видеть против Джеймса идеального защитника: Кевина Дюрэнта или Андре Игудалу – людей, которых он не сможет продавить за счет массы.

Остальные могут сдержать Леброна на какое-то время и попихаться с ним, но когда против Джеймса оказывается кто-то вроде Карри, остальные сконцентрированы на том, чтобы помешать лидеру «Кливленда» реализовать этот размен. Если же не получается, то его останавливают «не пробивным фолом».

2) Против Джеймса – помимо основного опекуна – практически всегда помогают еще два дополнительных. С одной стороны, это кто-нибудь с периметра, кто делает шаг назад и мешает Леброну набрать скорость, заставляет его взять мяч в две руки. С другой, страхующий – чаще всего Дрэймонд Грин, который успевает встретить Джеймса, даже если тому удается затолкать опекуна.

Нужно понимать, что в этом году «Уорриорс» может быть еще сложнее, чем в прошлом. Раньше у них был «рим-протектор», центровой, страхующий в «краске», в виде Эндрю Богута. Теперь их лучший страхующий – это Дрэймонд Грин, номинальный легкий форвард с ростом 201 см.

Это очень хорошо характеризует все те изменения, через которые проходит лига сейчас. Классические «большие», огромные, обладающие минимальной подвижностью, вымерли как класс. Теперь нужна защита не только под щитом, нужна защита на каждом метре зоны, подвижная, агрессивная, садящаяся в ноги и действующая на игроке атаки не просто габаритами, а скоростью, силой и способностью предугадать его действия.

9. Что происходит в тайм-аутах?

Тематика тайм-аутов складывается из трех компонентов.

Во-первых, мотивационная.

Жесткие выражения, «я твою маму …», «give me some nasty» – вот это все.

Это может показаться глупо, но да, взрослые миллионеры, играющие в игры, воспринимают эмоциональный порыв тренера. Если кого-то нужно взбодрить, наорать на Газоля, поговорить по душам с Кайри Ирвингом или Кевином Дюрэнтом, то паузы для этого идеально подходят. Именно эту часть показывают в ходе трансляции, как бы глуповато она ни выглядела со стороны.

Во-вторых, тактическая.

Баскетбол – это игра, построенная на постоянных перестроениях и приспособлении к сопернику.

Изменения могут касаться чего угодно: модификации тактики защиты при пик-н-роллах, перестроении нападения в сторону определенного игрока, включении «дабл-тимов», двойной опеки против игрока, у которого идет… И так далее.

В-третьих, импровизационная.

Тренеры тут же в тайм-ауте готовят комбинацию, которая идеально подходит к настоящему случаю и становится совершенным сюрпризом для соперника.

Вот так, например, мастер в данной области Брэд Стивенс выиграл единственный матч против «Кливленда» за счет неожиданных экспромтов в тайм-аутах.

10. Смотрю баскетбол: те, кто попадает, выигрывают, те, кто мажет, проигрывают. Из чего вообще складывается результат?

Грубо говоря, итоговый результат зависит от количества и качества владений.

Во-первых, важно количество – ключевой аспект этой финальной серии, если «Кэвз» хотят ее выиграть.

Количество определяется благодаря борьбе за отскоки, за спорные мячи и благодаря числу потерь.

Подборы и потери – это те аспекты игры, где у «Кливленда» может быть преимущество.

Нападение у «Уорриорс» более сложное и требует большего уровня взаимопонимания, концентрации и прочтения ситуаций. Оно эффектно смотрится, но в качестве негативной стороны включает большое количество ошибок. Например, одна из главных комбинаций «Голден Стэйт» – это пас из усов на врывающегося в «краску» игрока. Это очень действенно, но подразумевает значительный брак.

Под щитом у «Голден Стэйт» есть Дюрэнт, Грин и Пачулия, но иногда этого недостаточно. «Голден Стэйт» очень агрессивно защищается по всей зоне, и часто под кольцом оказывается уязвимый участок. Атлетичный, не боящийся боли и хорошо читающий отскоки Тристан Томпсон – один из самых опасных людей на чужом щите. Благодаря его усилиям «Кливленд» выиграл рождественский матч и рассчитывает увидеть то же преимущество и в финале. В обоих финалах «Уорриорс» очень сильно пострадали от прыжков Томпсона и так и не придумали, как его отогнать.

Остальное – уже качество.

Пик-н-ролл надежнее «изоляции», открытый бросок лучше броска с сопротивлением, мячи из-под кольца и трехочковые ценнее и эффективнее, чем длинные двухочковые. Здесь все зависит от качества исполнения, от фамилия исполнителя и от того, что позволяет делать защита.

11. Где все это смотреть?

Все матчи финальной серии можно увидеть в прямом эфире на каналах Viasat.

Если у вас нет Viasat, то можно обратиться к лучшему изобретению баскетбольной половины человечества – League Pass . Месячная подписка в июне обойдется в 2 тысячи рублей.

(Другие способы, видимо, озвучат в комментариях).



 

Возможно, будет полезно почитать: