Биография. Кровопусков Виктор. Спортивная биография Кровопусков виктор алексеевич фехтование 4 золота

Виктор Кровопусков

(Родился в 1948 г.)

Советский фехтовальщик. Чемпион игр XXI Олимпиады в Монреале (Канада), 1976 год. Чемпион игр XXII Олимпиады в Москве (СССР), 1980 год

Друзья шутили, что фамилия у саблиста Кровопускова как нельзя лучше подходит фехтовальщику и заранее нагоняет страх на соперников. На какой-то из пресс-конференций его фамилией заинтересовалась зарубежная журналистка и попросила объяснить, не кроется ли в ней намек на агрессивность его далеких предков.

Но Виктор отшутился, сказав, что его предки были, скорее всего, лекарями. Как известно, в старину пускание крови было универсальным средством от многих болезней.

Тем не менее шутки по поводу «зловещей» фамилии Кровопускова начались сразу же, как только он пришел в секцию фехтования. Но шутки шутками, а всего через три месяца после начала занятий тринадцатилетний Виктор уже выступал на первенстве Москвы среди мальчиков своего возраста, где занял в итоге третье место.

Как и многие прекрасные саблисты - например, Виктор Сидяк, - Кровопусков оказался левшой, что всегда очень неприятно для противника, которому может показаться, что он сражается с собственным зеркальным отражением. К тому же, как сразу отметили тренеры, у Виктора оказался характер победителя. Поражений он не терпел, хотя пока побеждал далеко не всегда.

И тем удивительнее показалось тренерам неожиданное решение четырнадцатилетнего паренька бросить секцию фехтования. Прозанимался он ровно год и вдруг перестал ходить на тренировки. Друзьям ничего не объяснял, можно только догадываться, что занятия, на которых подолгу отрабатывается одно-единственное движение, показались ему скучными, а соревнования, на которых можно было показать себя во всем блеске, случались очень редко.

Но прошел год, и Виктор вернулся в секцию. Надо полагать, фехтование его все-таки зацепило, и с течением времени он понял, что без него жизнь не та. И вновь доказал тренерам, что у него есть характер. Неудачи на соревнованиях школьников Москвы, а потом и на юношеских первенствах страны случались у него частенько, но он упрямо повторял, что обязательно станет чемпионом страны.

Первый шаг к этому Кровопусков сделал в 1967 году, выиграв Всесоюзный юношеский турнир. В следующем году ему исполнилось 20 лет, и в честь этого знаменательного события Виктор завоевал в Лондоне звание чемпиона мира в молодежном первенстве.

Тогда же в его жизни произошло еще одно важное событие - он перешел в клуб ЦСКА, где его тренером стал Давид Тышлер, знаменитый специалист в фехтовании на саблях, воспитавший многих чемпионов.

За ЦСКА тогда выступали лучшие саблисты мира, олимпийские чемпионы Марк Ракита, Виктор Сидяк, Владимир Назлымов. Тренироваться вместе с ними было для молодого фехтовальщика великой честью и прекрасной школой. Однако постепенно и сам Кровопусков становился мастером. В 1972 года, накануне игр XX Олимпиады в Мюнхене, он побеждал на различных турнирах лучших саблистов мира, но. в олимпийскую сборную так и не попал.

В Мюнхене выступали его старшие товарищи. Блестящего успеха добился Виктор Сидяк, став олимпийским чемпионом в личном турнире саблистов. Для Марка Ракиты, олимпийского чемпиона 1964 и 1968 годов в командном первенстве саблистов, игры в Мюнхене были уже последними в спортивной карьере. Он был на пять лет старше Сидяка, на десять Кровопускова и уже готовился к тренерской работе.

В Мюнхене Ракита, увы, выбыл из турнира уже в предварительных состязаниях. Не повезло сборной СССР и в командном турнире, которая проиграла в финале саблистам Италии.

Когда Давид Тышлер ушел из клуба ЦСКА в институт физкультуры, где возглавил кафедру, как раз Марк Ракита стал тренером Виктора Кровопускова. Ракита готовил своего бывшего товарища по команде к победной для того Олимпиаде 1976 года в Монреале.

В финале личного турнира самые упорные бои Кровопускову пришлось вести с. Владимиром Назлымовым и, особенно, с Виктором Сидяком, чемпионом личного турнира прошлой Олимпиады. В этом поединке Кровопусков победил, нанеся решающий удар при счете 4: 4. Победа над Назлымовым была одержана со счетом 5: 3. Победил Кровопусков и всех остальных своих соперников, причем итальянец Марио-Альдо Монтано, двукратный чемпион мира, был настолько раздосадован проигрышем, что отшвырнул в сторону саблю и ударил маской об пол.

А вторую свою золотую олимпийскую медаль в Монреале Виктор Кровопусков выиграл в командном турнире саблистов, сражаясь за победу вместе со своими недавними соперниками по личному турниру Владимиром Назлымовым и Виктором Сидяком. Таким образом, они тоже стали олимпийскими чемпионами. К этому Назлымов добавил серебряную медаль за личный турнир, а Сидяк - бронзовую.

К московской Олимпиаде 1980 года Кровопусков подошел не в лучшей форме. В предыдущие годы удачи чередовались с неудачами. К тому же в 1977 году он получил тяжелую травму - порвал ахиллово сухожилие и долго восстанавливался. Правда, в следующем году сумел выиграть чемпионат мира, а в 1979 году завоевал серебряную медаль.

Начиналась Олимпиада для Кровопускова нелегко. В первом туре он занял только третье место, одержав две победы и потерпев два поражения. Но уже в следующем туре зрители вновь увидели прежнего блестящего фехтовальщика-виртуоза. Теперь Кропусков выиграл все пять боев, победив и своего старого соперника по прошлой Олимпиаде Марио-Альдо Монтано.

В финал, кроме самого Кровопускова, вышли итальянец Микеле Маффей, венгр Имре Гедёваре, два болгарина - братья-близнецы Васил и Христо Энтрополски. Компанию им составил еще один советский саблист Михаил Бурцев.

Словом, повторилась та же история, что и на прошлых Олимпийских играх: первый финальный бой Кровопускову пришлось вести со своим товарищем по команде Михаилом Бурцевым. Поединок саблистов, тренирующихся у одного тренера и прекрасно знающих друг друга, стал украшением турнира. Для Кровопускова он сложился драматично: при счете 4: 4 он пропустил решающий пятый удар. Теперь надо было побеждать всех остальных соперников. И надеяться, что Бурцев хотя ба в одном своем бою потерпит поражение.

Надежды на это, увы, таяли. Кровопусков в самом деле одерживал одну победу за другой, но то же самое делал и Михаил Бурцев.

И все-таки судьба улыбнулась Кровопускову - в последнем, решающем для себя бою Бурцев проиграл Имре Гедёвари. Теперь все должно было решиться в повторном поединке между двумя советскими фехтовальщиками. «Это был, - вспоминал потом Кровопусков, - мой самый трудный бой. Миша прекрасно знал все мои слабые и сильные стороны. Ему удалось поймать меня в начале, но при счете 1: 3 он перестроился, и в конце концов мне удалось перехитрить его».

Кровопусков выиграл бой со счетом 5: 3, хотя сначала соперник был куда ближе к победе. Золотая олимпийская медаль ускользнула от Бурцева в самый последний момент, и тем не менее побежденный нашел в себе мужество крепко обнять победителя.

Им обоим еще предстояло вместе добывать победу в командном турнире саблистов, где бок о бок с ними выступали также Виктор Сидяк и Владимир Назлымов. И вновь, как и в Монреале, Виктор Кровопусков добавил к золотой медали, завоеванной в личном турнире, вторую золотую медаль за победу в командном первенстве. Теперь он стал уже четырехкратным олимпийским чемпионом.

На игры XXIII Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе Кровопусков, как и все советские спортсмены не поехал. Но продолжал одерживать победы на различных турнирах вплоть до 1986 года, когда решил, наконец, завершить свою карьеру в большом спорте.

Сейчас Виктор Кровопусков на тренерской работе, иногда выступает на турнирах ветеранов.

Судя по всему, характер победителя не изменяет ему и теперь. Так, например, недавно на шутливый вопрос корреспондента, как мог бы сложиться его гипотетический поединок с мушкетерами Дюма, четырехкратный олимпийский чемпион на полном серьезе ответил:

«У знаменитого гасконца и его друзей шансов не было бы, – и пояснил: – При всем моем уважении к мушкетерам и их искусству владения оружием, при том, что они постоянно участвовали в войнах и дуэлях, им обнажать оружие приходилось реже, чем современным спортсменам. Скажем так, боевой практики у меня побольше будет».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Юлий Виктор (IV в.) ритор Когда сталкиваешься с горюющим, утешай кратко, так как рана кровоточит даже тогда, когда к ней прикасаются

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Виктор Кузен (1792-1867 гг.) философ, политический деятель Всякая подлинно историческая нация призвана осуществить определенную

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

автора

Виктор Амадей I Из Савойской династии. Король Сицилии в 1713–1720 гг. Король Сардинии в 1720-1730 гг.Ж.: 1) с 1684 г. Анна, дочь герцога Орлеанского Филиппа I (род. 1669 г. ум. 1732 г.); 2) с 1729 г. Анна Терезия, графиня Сан-Себастьяно (род. 1678 г. ум. 1769 г.).Род. 1666 г. ум. 1732 г.Виктор Амадей унаследовал

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Виктор Амадей II Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1773-1796 гг. Сын Карла Эммануила I и Поликсены Гессен-Рейн-Роттенбургской.Ж.: с 1750 г. Мария, дочь короля Испании Филиппа V (род. 1729 г. ум. 1785 г.).Род. 1726 г. ум. 16 окт. 1796 г.Виктор Амадей был государем добрым и

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Виктор Эммануил I Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1802-1821 гг. Сын Виктора Амадея II и Марии Испанской.Ж.: с 1789 г. Мария Терезия, дочь герцога Модены Фердинанда (род. 1773 г. ум. 1832 г.).Род. 1759 г. ум. 1824 г.Виктор Эммануил соединял с добросердечием ограниченный ум,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Душенко Константин Васильевич

ГЮГО, Виктор (Hugo, Victor, 1802–1885), французский писатель 1049 Искусство быть дедом (Искусство быть дедушкой). Загл. сб. стихотворений («L’art d’?tre grand p?re», 1877) 1050 Можно сопротивляться вторжению армий, нельзя сопротивляться вторжению идей. «История одного преступления», памфлет

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

КУЗЕН, Виктор (Cousin, Victor, 1792–1867), французский философ 931 Нам нужна религия ради самой религии, мораль ради самой морали, искусство ради самого искусства. «Курс философии» (1818; опубл. в 1836), лекция 22 («Об истине, красоте и добре») ? Knowles, p. 238 Выражение «искусство для искусства»

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ВИКТОР ДОЦЕНКО Доценко Виктор Николаевич родился 12 апреля 1946 года в поезде на станции Остаповка под Черниговом, детство провел в Омске. Был чемпионом Сибири по многоборью; мастер спорта. Учился в МВТУ им. Баумана, на экономическом факультете МГУ, в Высшем экономическом

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ВИННИКОВ Виктор Владимирович (1903-1973); ТИПОТ Виктор Яковлевич (1893-1960); КРАХТ Владимир Константинович (1904-1972) 83 То, что должен знать матрос: / Майна, вира, стоп и СОС.Кто не знает, кто не понимает, – / Амба!Куплеты Фомы и Филиппа из оперетты «Вольный ветер» (1947), дейст. 1, карт. 1;

Заслуженный мастер спорта СССР, четырехкратный олимпийский чемпион, обладатель Кубка Европы, семикратный чемпион мира, многократный чемпион СССР

Родился 29 сентября 1948 года в Москве. Отец – Кровопусков Алексей Павлович (1917–1981). Мать – Кровопускова Мария Федоровна (1923–1996). Супруга – Кровопускова-Кирьякова Марина Михайловна, заслуженный мастер спорта, чемпионка СССР по волейболу, призер чемпионата Европы (ЦСКА). Сын – Кровопусков Алексей Викторович, хоккеист, вице-чемпион мира по хоккею среди молодежи, мастер спорта международного класса.
Отец будущего чемпиона, Алексей Павлович, – участник Великой Отечественной войны, служил танкистом, в мирное время работал шофером. Мать, Мария Федоровна, более 25 лет работала в ремонтно-механическом цехе ткацкой фабрики «Красная Роза» имени Розы Люксембург. Виктор вырос в детских учреждениях этого предприятия, много раз выезжал в пионерский лагерь комбината, там впервые проявил незаурядные спортивные способности. Когда мальчик смотрел по телевизору показательные бои саблистов, всегда удивлялся тому, как ловко у них все получается, а самих спортсменов в своем воображении ассоциировал с мушкетерами – дух рыцарства всегда витал над боевой дорожкой.
Семья Кровопусковых жила в 5 минутах ходьбы от стадиона «Лужники», и когда Виктор прочел объявление о приеме в школу фехтования – сразу записался, начав заниматься в возрасте 13 лет. Молодой тренер Лев Корешков уже на первых тренировках отметил талантливого парнишку – Витя оказался быстрым, шустрым, «реактивным», к тому же природным левшой – редкое качество в данном виде спорта. Кровопусков всегда требовал от тренера обоснований – зачем нужно осваивать прием, почему его выполнять так, а не иначе. Корешков учился педагогическим методам у лучших тренеров страны – по утрам ездил в ЦСКА, где работали Виталий Аркадьев, Лев Кузнецов, Давид Тышлер – знаменитые сабельные маэстро. Наблюдал часами, записывал уроки, допытывался сам, чтобы вечером дать точные ответы на постоянные расспросы ученика. Они взрослели вместе – начинающий спортсмен и тренер, который приучал мальчика наносить в бою 10 победных ударов вместо нужных 5, чтобы ничто не мешало ему выиграть. После 3 месяцев владения саблей на первенстве Москвы среди юниоров Виктор Кровопусков завоевал 3-е место, а к 19 годам выполнил норматив мастера спорта СССР.
В сборной страны по фехтованию в то время лидировали Марк Ракита, Виктор Сидяк, Владимир Назлымов, Умяр Мавлиханов, Эдуард Винокуров – мастера с мировыми именами. Однажды Кровопускова взяли к ним спарринг-партнером как левшу – так он познакомился с заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером СССР Давидом Тышлером. Тогда на сборе они встречались мало, но знаменитый тренер время от времени давал юноше задания. Сабля для Тышлера – это прежде всего игра ума, доказательство теоремы в долю секунды. Чтобы ускорить путь к удаче, он унифицировал особенности спортсменов, близких по типу, создал своеобразные модели и с их помощью готовил учеников, развивал их способности к самоанализу, учил действовать, читать, размышлять, копить знания, расширять интеллект. В то время первым учеником Тышлера оставался Марк Ракита, который завоевывал золотые медали Олимпиад и мировых первенств, поэтому на первых порах Виктору приходилось довольствоваться ролью тренировочного партнера чемпиона – сначала в учебных боях Ракита побеждал его довольно-таки легко, но потом заслуженному мастеру становилось все тяжелее.
О Викторе Кровопускове порой говорили: «Фехтовальщик сильный, но сильнейшим ему не быть». Уже тогда отличительной особенностью Виктора была неожиданность нанесенного удара. Это обстоятельство не раз помогало ему до нужных времен сохранить свежесть восприятия и спортивный азарт.
Попав в ЦСКА, Кровопусков в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире, завоевал путевку на молодежное первенство мира 1968 года. Дебют оказался более чем удачным – Виктор стал чемпионом мира. В то время он учился в Институте инженеров железнодорожного транспорта, впоследствии перешел в Институт физической культуры, который окончил в 1982 году по специальности «тренер фехтования», пробовал себя в научной работе.
Первую высоту спортсмен взял блестяще, но в сборную команду страны долго не мог попасть – с 1968 года вращался на ее орбите как кандидат. Однако Виктор всегда был уверен, что нельзя спешить и отчаиваться, даже если поначалу что-то не получается, – очень важно проявить упорство на пути к своей цели. Для спортивной карьеры В. Кровопускова характерна завидная стабильность – он дебютировал в чемпионатах страны в сезоне 1970 года и с тех пор становился неизменным участником всех финалов. В 1972 году, в канун игр XX Олимпиады, Виктор прошел в финалы практически всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен на прочность и в 1973 году его впервые включили в состав национальной сборной СССР.
На первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На первенстве мира в 1974 году завоевал командное «золото» и личное «серебро», а в 1975 году вновь стал чемпионом мира в командном зачете. Кровопусков шел к спортивной зрелости, и этот путь не был легким. Он попадал в финалы мировых чемпионатов, становился призером международных турниров, побеждал виртуозных венгров, темпераментных итальянцев, стремительных поляков, но своим товарищам в решающий момент зачастую проигрывал, и только перед самой Олимпиадой стал опережать на всех отечественных турнирах Назлымова и Сидяка.
Его тренером в то время стал заслуженный мастер спорта СССР Марк Ракита. Давид Тышлер решил углубленно заняться научной работой и возглавил кафедру в Институте физкультуры, а Марк продолжил его дело, решив сделать Кровопускова сильнейшим саблистом мира. Ракита – человек, досконально знающий свое дело, продемонстрировал наглядное свидетельство связи поколений. Он оценил преданность фехтованию молодого спортсмена, его стремление не останавливаться на достигнутом, умение спокойно выслушивать замечания. Марк Семенович Ракита создал специально для Виктора комбинации из 2–3 приемов, которые многие маститые мастера до сих пор не могут освоить. Сделать так, чтобы их не смогли расшифровать, прочитать соперники, помогала спортсмену импровизация во время поединка или домашняя заготовка. Кровопусков развил удивительный талант, который позволял оценить и осмыслить ситуацию, не отчаиваться при поражении и осознавать, что главное – это сама борьба. Этим самовнушением спортсмен добился того, что угроза проигрыша его не сковывала, а, напротив, подхлестывала, мобилизовывала, – ведь бойцовские качества оцениваются по тому, как спортсмен ведет себя в критических, экстремальных ситуациях. Виктор стал классическим примером того, как может выступать спортсмен, обладающий природной одаренностью, колоссальным трудолюбием, блестящим мастерством и передовой фехтовальной методикой. Кровопусков приобрел исключительную мощность, быстроту передвижения по дорожке, широкий технический арсенал, тактическую смелость, способность вести бой с предельной эмоциональной отдачей, с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя Виктора впервые, не сразу замечали, что он – левша.
Перед Олимпиадой в Монреале Виктор Кровопусков уже носил титул двукратного чемпиона мира в командных соревнованиях. Случилось так, что в первом бою на Олимпиаде малоизвестный кубинский саблист сразил Виктора молниеносными атаками и повел в счете 4:1. Но Кровопусков повторил про себя то, чему учили его Тышлер и Ракита: «Не торопись, оцени ситуацию, потом рискуй». И спортсмен действительно продемонстрировал великолепное передвижение по дорожке, с математической точностью рассчитывал момент для атаки. Эти достоинства Виктора Кровопускова проявились особенно отчетливо, когда против него на дорожку один за другим входили зарубежные соперники. Даже молодой румынский саблист Поп, который в этом турнире фехтовал в отличном стиле, оказался безоружен в поединке с будущим чемпионом. Виктор стал полным хозяином ситуации, блистательно проводил комбинации «защита – ответ», преспокойно шел в обоюдные атаки. Он победил и больше ни разу не позволил себе расслабиться, дойдя до финала без единого поражения. Весь турнир Виктор Кровопусков провел на одном дыхании и показал, что становление его как мастера самого высокого класса полностью состоялось. Сколько ни сопротивлялся техничный представитель быстро прогрессирующей школы румынского фехтования, сколько ни вздымали руки, ни хватались за голову, ни разражались возмущенными колоратурами итальянцы, исход оказался один – победа советского саблиста, завоевавшего 2 золотые медали. Финальный матч сборной СССР против сборной Италии закончился полной победой советских саблистов со счетом 9:4. История этого древнего вида спорта знает не так уж много примеров, когда в соревнованиях такого высокого ранга, как Олимпийские игры, сразу 3 спортсмена из одной страны поднимались на пьедестал почета. Виктор Кровопусков стоял на нем вместе с Владимиром Назлымовым и Виктором Сидяком, в командных соревнованиях став лидером среди более знаменитых спортсменов. Это событие стало настоящим триумфом советской школы фехтования.
Но в 1977 году из-за полученной на одном из международных турниров травмы – полного разрыва ахиллова сухожилия Кровопусков был вынужден пропустить чемпионат мира, и в Аргентине сборная выступала без него. Самым большим огорчением для Виктора стало известие о том, что травма необратима. Многие думали, что ему придется распрощаться с фехтованием. Однако после операции, сделанной доктором В.Ф. Башкировым в 1-м врачебно-физкультурном диспансере, Виктор начал восстанавливать былую форму путем долгих часов тренировок до полного изнеможения – бег по пересеченной местности, в горах, в легкоатлетическом круге. В. Кровопусковым двигало огромное желание во что бы то ни стало вновь войти в сборную команду страны. Поверить в свои силы спортсмену помогли тренер, врач, друзья.
Перед очередным турниром на Кубок СССР Д. Тышлер сказал: «Я не советовал Марку выставлять Витю... Пожалуй, еще рановато. Хотя, если, предположим, Витя попадет в финал... Значит, он вернулся». Кровопусков попал в финал. В 1978 году он добился двух выдающихся побед: выступая на чемпионате мира в Гамбурге, завоевал золотую медаль, затем завершил сезон золотой и серебряными наградами первенства в Мельбурне, где его признали лучшим саблистом года, выиграл Кубок Европы и блестящим победителем вернулся в большой спорт.
Летом 1980 года на Олимпиаде в Москве Кровопусков сделал свой второй олимпийский дубль. Чтобы завоевать золотую олимпийскую медаль, ему пришлось победить в перебое за 1-е место своего друга соперника Михаила Бурцева. В 32 года Виктор стал четырехкратным олимпийским чемпионом, неоднократным чемпионом мира и Советского Союза. Когда спортсмен второй раз подряд завоевал золотую олимпийскую медаль в фехтовании на саблях, Марк Ракита впервые в жизни не смог сдержать чувств. На дорожку вызвали двух его учеников – Виктора Кровопускова и Михаила Бурцева, и в этом поединке решилась судьба золотой и серебряной наград Олимпиады в личном зачете. Самые близкие друзья оказались прекрасны в бою, плели тонкую вязь комбинаций, расставляли сети ловушек, разгадывали их и снова ставили друг перед другом тактические задачи. Сабля Виктора оказалась удачливее – ему помог больший опыт, привычка мыслить и высочайшее мастерство.
История современного олимпийского сабельного фехтования знала до этого момента лишь два случая, когда один спортсмен две Олимпиады подряд выигрывал личные соревнования, – ими стали венгерские фехтовальщики Е. Фукс (1908 и 1912) и Р. Карпати (1956 и 1960). В 1980 году в историю мирового спорта вписано имя советского фехтовальщика, сделавшего олимпийский дубль.
Виктор Кровопусков входит в число сильнейших советских фехтовальщиков, являясь наследником традиций всемирно признанной московской сабельной школы. Он – четырехкратный олимпийский чемпион (1976 – в командном и личном зачетах, 1980 – в командном и личном зачетах), семикратный чемпион мира (1974, 1975, 1979, 1983, 1985 – в командном зачете, 1978, 1982 – в индивидуальных соревнованиях), обладатель Кубка Европы, шестикратный чемпион СССР в личном зачете и 14-кратный чемпион СССР в командных соревнованиях. Он – один из немногих спортсменов и единственный фехтовальщик, награжденный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Международная федерация фехтования трижды признавала его лучшим саблистом мира.
С 1986 по1991 год он – тренер ЦСКА, с 1991 по1993 год работал тренером в Турции, с 1994 года – тренером в Московской спортивной школе фехтования в Чертаново.
Про Виктора Кровопускова друзья, специалисты говорят, что он удивительный человек. Мягкий, спокойный, но в решающих поединках проявляет исключительную жажду победы. Тонкий, обаятельный, склонный к повышенной эмоциональности, он мало реагирует на поражения, не падает духом – неудачи не могут выбить у него саблю из рук. Кровопусков любит спорт, его притягивают сам путь к победе, преодоление турнирных подводных рифов. Ему нравится общаться с товарищами, соперниками, непрерывно что-то познавать, обучаться, ведь фехтование – это тот вид спорта, где борьба бывает необычайно интересной. Фехтовальщики используют сотни приемов, ситуации в поединке меняются мгновенно, поэтому спортсмену приходится просчитывать их на несколько ходов вперед – как в шахматах. Виктор считает себя шахматистом в фехтовании, а уровень его класса и мастерства определяется серией побед. Бои на саблях – это шквалы атак, и побеждает тот, кто умеет раньше определить, когда начинать нападение. «Танец с саблями» Виктора Кровопускова неповторим – у каждого фехтовального боя рождается своя мелодия – во время поединка яростно звенит сталь, которую заглушает чечетка шагов, скачков, прыжков, выпадов – борьба завораживает, а легендарный саблист действительно похож на королевского мушкетера.
Живет и работает в Москве.

Родился 29 сентября 1948г., Москва, заслуженный мастер спорта, фехтование на саблях. Олимпийский чемпион 1976, 1980г.г. в личных и командных соревнованиях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979г.г. в командных соревнованиях, чемпион мира 1978г. в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976г. в личных и командных соревнованиях. В 1979г. признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Однажды на пресс-конференции по окончании личного турнира саблистов одна зарубежная журналистка попросила объяснить происхождение его фамилии, не означает ли она врожденной агрессивности. Виктор с юмором отвечал, что фамилия его очень древняя, истинно русская и свидетельствует о предках самых добрых намерений - врачевателях. Народный метод лечения - пускание крови - жив и до сих пор.

Фехтованием он начал заниматься в 13 лет. Первый его тренер сразу выделил Виктора. Ему разрешили выступить на первенстве Москвы среди мальчиков его возраста, хотя он только три месяца учился владеть саблей, завоевал 3 место.

Не раз Виктор терпел неудачи на первенствах школьников Москвы и чемпионатах СССР, но к 18 годам он выполнил норматив мастера спорта. К тому времени относится его встреча с Д.А.Тышлером, который становится его наставником. Попав в ЦСКА, Виктор в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире и завоевал путевку на молодежное первенство мира. Дебют оказался удачным - Виктор стал чемпионом мира. Первая высота взята. Но в сборную страны он долго не мог попасть: чтобы пробиться в ее состав, надо быть на уровне сильнейшего по планете.

В 1972 году, в канун Игр XX Олимпиады, Кровопусков пробился в финалы буквально всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен "на прочность", пробиваясь в финалы крупнейших турниров, но на Игры в Мюнхен все-таки не поехал.

В 1973 году Кровопускова впервые включили в состав сборной СССР, на первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На втором своем чемпионате мира в 1974 году Кровопусков завоевал серебряную медаль, а в 1975 - вместе с командой стал чемпионом мира. Перед Монреалем он уже носил титул двухкратного чемпиона мира в командных соревнованиях.

На Олимпиаде в Монреале в 1976 году в командных соревнованиях он стал лидером среди более знаменитых фехтовальщиков: в финале соревнований по сабле он не проиграл не одного боя. Тренировал его тогда знаменитый фехтовальщик Марк Ракита. Специалисты утверждают, что Виктор Кровопусков обладает исключительной мощностью, быстротой передвижения по дорожке, широким техническим арсеналом, тактической смелостью, способностью вести бой с предельной эмоциональной отдачей. Он умел с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя его впервые, не сразу замечают, что он левша.

В 1977 году из-за травмы (полный разрыв ахиллова сухожилия), он был вынужден пропустить чемпионат мира, но уже через год, выступая на чемпионате мира в Гамбурге, Кровопусков смог завоевать золотую медаль. А еще через год он был признан лучшим саблистом года, вновь подтвердив славу прекрасного бойца на чемпионате мира в Мельбурне. И, наконец, летом 1980 года сумел сделать свой второй олимпийский дубль.

Лучшие дня

Работа на камеру – это удовольствие
Посетило:242
Инга Лепс
(родился в 1948 году)

Четырехкратный олимпийский чемпион 1976 и 1980 годов по фехтованию на саблях: выиграл личные турниры, входил в команду СССР, завоевавшую олимпийское первенство. Неоднократный чемпион мира в личных и в командных соревнованиях. Чемпион СССР. Кровопусков, единственный из советских фехтовальщиков, - дважды чемпион Олимпийских игр в личных состязаниях, а всего вместе с командными - четырежды.

Виктор Алексеевич Кровопусков родился в 29 сентября 1948 года. Прозанимавшись год, Витя фехтование бросил. Но спустя год - ему тогда было уже шестнадцать лет - вернулся (уговорили ребята) и сразу понравился новому тренеру "Локомотива" Льву Корешкову. Понравился редкой трудоспособностью - его не приходилось заставлять серьезно тренироваться, скорей наоборот, чуть ли не силой уводить из зала, а также тем, что с самых первых дней он оказался весьма склонен к занятиям, был мягок, пластичен, и процесс технической муштры не отражал на его лице, как у иных новичков, "тоски глубокой". Обычно левши не слишком-то техничны, попросту говоря, корявы, "неправильны". Виктор Кровопусков настолько правилен, что с первого взгляда даже не определишь, что он левша.

Нравилось тренеру также и то, что новый ученик - коммуникабельный, веселый парень, в школе учился без троек, и потому не возникало проблем с участием в соревнованиях - его всегда и безоговорочно отпускали. Более же всего в Кровопускове тренера привлекал характер. Витя был тверд, самолюбив и всегда хотел выигрывать. С самых первых дней в нем жила непоколебимая уверенность в том, что он сильнее всех. И хотя до 1968 года у него, по существу, не было никаких крупных результатов, никаких доказательств его приоритета, проигрывая, он неизменно твердил: "Все равно я сильнее, все равно выиграю чемпионат СССР". И быть может, настоящий великий чемпион немыслим без такой веры в себя?

В некоторых боях он действительно демонстрировал силу и незаурядное умение. Правда, другой стороной этой "медали" было то, что он бурно реагировал, когда проигрывал бой, не всегда умел сразу постичь причину проигрыша, был вспыльчив и оттого подчас некорректен с судьями. Приходилось останавливать бои, объяснять ему, сколь непререкаем на дорожке арбитр и что, споря с ним, он лишь восстанавливает его против себя, упускает нить боя. Эти простые истины тренеру приходилось вколачивать в горячую голову ученика вновь и вновь. И постепенно споров в боях Кровопускова становилось меньше, а побед больше.

Первым его крупным успехом в 1967 году стала победа на Всесоюзном юношеском турнире в Ворошиловграде, а в следующем году в Лондоне он уже выигрывает чемпионат мира среди молодежи. Как раз в это время его замечает Давид Тышлер, и после Лондона Витя начинает брать уроки у него.

"Жалею ли я, что расстался с Кровопусковым? Разумеется, нет, - искренне отвечает Корешков. - Я всегда был уверен, что Витя должен стать фехтовальщиком экстракласса. Я же тогда был еще тренером молодым, неопытным. Конечно, он и со мной достиг серьезных успехов, но я тогда подумал, что все же для него будет лучше, если впредь он станет брать уроки у прославленного "сабельного профессора" Давида Абрамовича Тышлера. Я пока в сабельном фехтовании никого не могу сравнить с Тышлером.

Можно сказать, что мы оба - Витя и я - поступили тогда к нему в ученье. Витя учился фехтовать, я же - учить фехтованию. Витя брал уроки с оружием в руках, а я ходил в ЦСКА с блокнотом, смотрел эти уроки, ловил каждое слово Тышлера и записывал, записывал..."

Вскоре Виктор Кровопусков был призван в армию. Корешков же остался в "Локомотиве" и по праву считался одним из лучших сабельных тренеров в . Кровопусков поступил в "классы" Тышлера как раз в то время, когда там тренировались знаменитые асы сабельного фехтования - Ракита и Сидяк. Здесь же, в зале ЦСКА, тренировался и Назлымов. Все трое уже успели в Мехико-68 стать чемпионами Олимпийских игр в команде. Так что Виктор Кровопусков не только попал к "сабельному профессору", но и в столь бесценную для фехтовальщика "кашу чемпионов". Теперь все эти чемпионы вместе с тренером тянули новобранца вверх, не задумываясь, разумеется, о том, что, быть может, настанет такой день, когда он выиграет у всех, в том числе и у них, и, в конце концов, достигнет такого успеха, какого не было еще ни у одного из советских фехтовальщиков. Естественно, это случилось отнюдь не сразу.

"Когда в 1972 году на последнем предолимпийском сборе в Кярику решили не брать Кровопускова в команду, - рассказывает Тышлер, - он страшно расстроился (в то время он уже был достаточно силен, уже прошелся по финалам международных турниров, бил многих зарубежных китов, но при этом все еще традиционно проигрывая своим именитым соотечественникам Раките, Назлымову, Сидяку). Сидим мы после тренерского совета, и я мучительно думаю, как его успокоить. И тут он говорит: "Да не переживайте вы так, Давид Абрамович, я все равно их всех побью на следующей Олимпиаде". Сжимая в руке кулек конфет, которыми собирался подсластить неутешное горе ученика, Тышлер подумал: "Ждать-то целых четыре года. Ну, ладно, подождем".

С точки зрения Тышлера, Кровопусков был смел и мог так же быстро мыслить в бою, как Ракита, саблю держал в левой руке, как Сидяк, однако превосходил обоих в быстроте и мощности движений. "Ни зазнайство, ни горе из-за проигрыша ему незнакомы, - так характеризовал Виктора Тышлер, - тренируется и непоколебимо верит в свою звезду. Конечно, у него есть и недостатки, но этот секрет я раскрыть не могу, ведь он еще на дорожке..."

За два года до Олимпиады в Монреале Тышлер, возглавив кафедру фехтования в Центральном институте физкультуры, всех своих учеников передал Раките. "Я никогда прежде не стремился стать тренером, - рассказывал Ракита. - Давид Абрамович буквально заставил меня избрать эту профессию, за что я ему теперь, разумеется, очень благодарен и не представляю себя вне тренерства. Трудно ли мне было начинать? Давать уроки Кровопускову? Конечно, сложности были и есть. Однако поскольку Витя (как и остальные ученики Тышлера) много лет был моим спарринг-партнером, младшим товарищем, я хорошо знал его и как человека, и как фехтовальщика, и это, естественно, облегчило мне работу с ним как с учеником. К тому же продолжалась единая линия, направленность Тышлера. И, наконец, мне всегда легко работать с людьми, которые в меня верят, а Витя очень верил".

На взгляд Ракиты, по своим интересам, по широте взглядов Виктор Кровопусков богаче многих его учеников. Он был верен всегда и во всем - предан долгу, идее, спорту, тренерам. И он один из тех, кого называют бессребрениками. "На первый взгляд он, возможно, покажется неволевым, нецелеустремленным. Однако, - говорил Ракита, - это не так. Он, как никто другой, способен аккумулировать волевые усилия тренера и, трансформируя, корректируя их в своем "Я", четко употребить на пользу дела. Словом, как ученик он блестяще управляем.

В состязаниях абсолютно самостоятелен и уверен в себе... до определенного момента, до финала. В течение предварительных состязаний просит не подходить к нему, но перед финалом, перед каждым финальным боем нуждается в оперативной "настройке" тренера. Словно исчерпывает свои волевые ресурсы и требует дополнительных силовых инъекций. Будучи очень общительным, веселым, настоящих друзей находит нелегко и раскрывается перед людьми с трудом...

Будучи прилежным учеником, Виктор в состоянии исполнить любой из сабельных приемов, однако при этом искусно отбирает тот, что ему наиболее по душе, и пользуется им безошибочно. У него есть ряд трудных противников, а также тех, и их больше, что постоянно ему "по руке", в каком бы состоянии, в какой бы форме он ни находился.

Особенно силен в моменты наивысшей ответственности. И поэтому до сих пор не выиграл ни одного турнира. Зато обладает наиболее престижными спортивными наградами - золотыми медалями Олимпийских игр". Первую из них он выиграл, как и пообещал Тышлеру, в Монреале. Это случилось 22 июля 1976 года. Попав в финал, начальные и самые мучительные бои он провел со своими - Сидяком и Назлымовым. На сборах и соревнованиях эти трое так хорошо изучили друг друга, что ни одна из самых хитроумных их ловушек не застанет соперника врасплох, все фразы и финты давно просчитаны. И потому их бои между собой, как правило, неэффектны и скупы. Переиграть обоих в тот день удалось Кровопускову. О тех боях он рассказал коротко: "Может быть, я был немного лучше готов, а может быть, мне чуть больше везло". Разумеется, не принято распространяться о победах над своими товарищами. Но в Монреале именно ему все время "чуть больше везло".

"Когда я выиграл эти трудные бои у своих, я был окрылен. Я подумал, нельзя же мне теперь проигрывать иностранцам". И он довольно легко победил во всех оставшихся встречах. Хотя его противниками оказались сплошь сабельные знаменитости - и румын Иоанн Попп, и итальянец Миккеле Маффей (с неистовым Маффеем он встретился в Монреале дважды и в полуфинале едва не споткнулся на нем, выиграв с минимальным преимуществом - 1:0), а также другой не менее неистовый итальянец, дважды чемпион мира Марио Альдо Монтано.

Поединку Монтано - Кровопусков было суждено стать самым экстравагантным, самым эксцентричным представлением личного сабельного финала тех Игр. Не сумев найти "свой" бой, Монтано в сердцах швырял на помост саблю, маску и страстно взывал к сочувствию публики. Естественно, это не впечатляло арбитров, как не впечатляло в тот день и фехтование знаменитого итальянца, ибо, яростно разбегаясь, он путался в лабиринте собственных комбинаций и попадал на простую и короткую атаку Кровопускова. Словом, Виктор был, что называется, в ударе и решительно обрывал все фразы противника на полуслове, резюмируя их четким и хлестким туше. Столь же успешно фехтовали против иностранцев Назлымов и Сидяк. Короче, по существу, наши разыграли тогда личные медали между собой (Назлымов стал вторым, Сидяк - третьим), а затем победили и в командном турнире, то есть выиграли все медали, какие только можно выиграть.

Таким образом, Виктор Кровопусков в Монреале стал обладателем сразу двух золотых олимпийских наград - личной и командной, и, казалось, впереди у него гладкая дорожка непрерывных триумфальных побед. Однако уже в следующем году он был даже не в состоянии выступить на чемпионате мира - незадолго до того на турнире соцстран, в одном из ответственных боев прямого выбывания получил серьезную травму - порвал ахиллово сухожилие. В результате - операция, костыли и - полное бездействие в течение четырех месяцев.

Стали уже поговаривать, что Кровопусков как саблист кончился, что уже ему не восстановиться. Но он не только восстановился, он продемонстрировал редкую в фехтовании стабильность: в 1978 году на чемпионате мира вновь стал первым, а в 1979 году - вторым. И наступила Олимпиада-80. Тот блистательный успех, какого наши саблисты добились в Монреале, превзойти нельзя. Можно только повторить. И незадолго до XXII Игр Виктор признался, что надеется на повторение монреальского успеха.

Многим тогда такие надежды показались несколько смелыми. Тем более что два других наших сабельных героя Монреаля - Назлымов и Сидяк - их не разделяли.
Виктор Кровопусков начал выступление на Олимпиаде довольно скромно, как бы постепенно набирая темп своего шествия по фехтовальным дорожкам московских Игр. В низшей ступени он позволил себе снести два поражения, одержав при этом лишь две победы - минимум, достаточный для прохождения в следующую ступень. Но затем, не проиграв более ни одного боя, обеспечивает себе прямое "попадание" в финал. Что же касается двух других наших личников - Бурцева и Назлымова, - то они, получив по поражению в туре прямого выбывания, вынуждены были отправиться в нелегкий путь утешений, где Бурцев все-таки сумел пробиться в финал, Назлымову же "утешиться" не довелось.

Итак, на этот раз в олимпийском финале - лишь двое наших, итальянец Миккеле Маффей, венгр Имре Гедевари и двое болгар - братья-близнецы Васил и Христо Этропольски. Они так похожи, что постоянно вносят дополнительную "смуту" в ряды и без того взвинченных финальной интригой болельщиков, - который из них набирает больше побед и может составить конкуренцию нашим? И не перепутает ли их судья? Ибо они так похожи, что легко могли бы подменить друг друга на дорожке. Итак, первые бои между своими: Кровопусков - Бурцев.

На узкой металлической полоске двое скрестили взгляды, мысли, волю и оружие. Они - ученики одного тренера - проделывали это сотни раз и изучили друг друга наизусть. Их приемы так неуловимо тонки, что кажется, будто просто клинки искрятся в их руках. Этот первый бой невероятно важен для обоих, ибо победно стартовать в финале - значит психологически вознестись над соперниками. Такое почти удается Кровопускову. Он ведет 3:0, фехтует чисто, элегантно, уверенно, храня то самое олимпийское спокойствие, что столь ценно в напряженных поединках саблистов. Он, как кажется, даже слишком спокоен и позволяет Бурцеву удар за ударом сравнять счет - 4:4. Впрочем, они ведь с Бурцевым близкие друзья, и их "танец с саблями" подчеркнут взаимной и безукоризненной корректностью. Кто-то, однако, все-таки должен же выиграть! И 5:4 выигрывает Бурцев.

"Проиграв бой, я, конечно, расстроился, но не отчаялся, - рассказывал Виктор Кровопусков , - я вспомнил, что наши олимпийские чемпионы Белова и Сидяк также проиграли первые финальные бои "своих" Игр, однако затем, победив во всех оставшихся встречах, все же стали чемпионами. Я полагал, что вряд ли кому-либо из финалистов удастся избежать поражения - состав финала был достаточно сильным, - в том числе и Мише Бурцеву... Короче, финал только еще начался, хотя и не лучшим для меня образом..."

Далее и Бурцев и Кровопусков выигрывают бой за боем и, впечатляя зрителей и арбитров виртуозностью дуэльной игры, далеко отрываются от своих конкурентов. Но при этом Бурцев все время держится на одну победу ближе к золотой медали. Он легок, активен, техничен. Наконец, в финале остается лишь один не побежденный им - венгр Гедевари. Выиграй Бурцев у него - и он недосягаем. Если проиграет, шансы его и Кровопускова на чемпионский титул сравняются.

К моменту столь важного поединка чемпион монреальских Игр уже завершил свои финальные бои и теперь напряженно ждал, представят ли ему Гедевари и Бурцев этот восхитительный, самый последний шанс?

Как видно, близость золотой медали совершенно ослепила Михаила Бурцева, да и противник его был изрядно силен. Растеряв уверенность, Бурцев вдруг совершает одну ошибку за другой и при гробовом молчании трибун проигрывает - 3:5.

И назначается перебой за первое место. Теперь уже Бурцев, казалось, легко побеждает Кровопускова. Он ведет 3:1, как по нотам разыгрывая стереотипы сабельных комбинаций. До победы ему лишь два удара - два мгновения, а Кровопускову - целая вечность - четыре. Но так вышло, что путь Кровопускова оказался короче...

"Это был мой самый трудный бой на Московской олимпиаде, - говорил Кровопусков, - ведь Мише хорошо известны мои сильные и слабые стороны. Правда, и мне его - тоже. Все же именно ему удалось выиграть первый бой и "поймать" меня в начале перебоя. Но при счете 3:1 я совершенно перестроился. Миша же продолжал играть все по тем же "нотам". И, в конце концов, мне удалось быстрей просчитать задуманные им ходы...

Миша пошел в сложную атаку, зная, что в подобных случаях я, как правило, беру защиту. Я и обозначил вскользь ложную защиту, однако на самом деле поступил так, как он не ожидал, - контратаковал".

Правила фехтовальной куртуазии предписывают соперникам после боя пожать друг другу руки. Они же обнялись и крепко расцеловались. И позже, на пресс-конференции, Кровопусков скажет: "Как жаль, что золотая медаль - одна".

В вновь, как и в Монреале, Виктор был среди победителей. "Такая уж у него фамилия, - шутили в кулуарах московских Игр, - фехтовальная, разящая".
Впрочем, когда на одной из пресс-конференций Олимпиады Виктора спросили о происхождении его столь "кровожадной" фамилии, он, улыбнувшись, ответил, что смысл тут вовсе не в кровожадности, а, наоборот, в доброте, ибо кровопускание издавна почиталось актом милосердия.

Что касается командных состязаний, то наши опять, как и в Монреале, уверенно переиграли всех соперников. Пожалуй, наиболее упорным был полуфинал (встреча с Венгрией). Но при счете 8:6 в нашу пользу венгры отказались от дальнейших соревнований, ибо даже если бы в оставшихся боях им и удалось сравнять счет, то им это ничего не дало: они все равно уже проиграли по ударам. Героем снова стал вновь Виктор Кровопусков, выигравший все свои четыре боя, то есть половина побед команды была на его счету.

А в финале, где, как и на предыдущих четырех Олимпиадах, сошлись команды Италии и СССР, итальянцы не сумели оказать нашим серьезного сопротивления (счет финала - 9:2). Так что надежды Кровопускова на повторение монреальского успеха оправдались.

Необычайно простой в жизни, Виктор оставался таким же и в фехтовании. Он не стремился ошеломить зрителей экстравагантностью трюков и, кажется, был лишен каких бы то ни было броских фехтовальных доблестей. Кровопусков каждому давал возможность отыскать в нем на выбор почти любые достоинства и абсолютно не поддавался общей формуле. Например, известный детский тренер Марина Дорохова сочла за основную его черту как человека - уважительность: "Куда бы и как бы ни спешил, если к нему обратишься, тут же прекращает свой бег и готов всерьез внимать, сочувствовать, помочь..."

Однако главное чем Кровопусков-саблист был наделен все же более других, - это быстрой реакцией и интуицией боя. Он мог предвидеть действия противников, сам же, как правило, поступал им наперекор, создавая впечатление, что противник все делает невпопад. В этом, собственно говоря, и состоит высший смысл фехтования. И еще: даже в самых горячих схватках он умел держать себя в руках. Виктор, выходя на решающие поединки Московской олимпиады, внешне был совершенно спокоен, настолько, что подчас даже казалось, что спокойствие это переходит в безразличие. Чемпионом мира Виктор Кровопусков стал в последний раз в 1986 году.


«Более полутора десятков лет в сабельном фехтовании первые роли принадлежат советским спортсменам, среди которых было много ярких звезд. Пожалуй, наиболее ярко засияла в последние пять-шесть лет звезда первой сабли мира Виктора Кровопускова».
«Экип», 25 сентября 1980 г.

Казалось, в этот вечер в фехтовальном зале футбольно-легкоатлетического комплекса ЦСКА все было как всегда: внимание зрителей, до отказа заполнивших трибуны, приковано к приподнятой над полом дорожке; звон клинков, перемигивание цветных ламп на показателе нанесенных ударов, французская скороговорка арбитра. В этот вечер - 25 июля 1980 года - здесь разыгрывалось личное первенство Игр XXII Олимпиады по фехтованию на саблях - самом быстром, динамичном, взрывном виде оружия. Но в то же время этот вечер был не совсем обычным. Впервые за всю олимпийскую историю в финале встретились два ученика одного тренера. Мало того, два очень близких друга, два спарринг-партнера, которые всегда тренируются вместе. Это Виктор Кровопусков и Михаил Бурцев - ученики заслуженного тренера СССР, заслуженного мастера спорта Марка Ракиты.

С самого начала и до последнего боя лидерство удерживал Михаил Бурцев. Он обыграл всех соперников, в том числе и Кровопускова. Все были убеждены, что чемпионом станет именно он.


Но ведь недаром Кровопусков славится крепкими нервами и отличными бойцовскими качествами. Он спокойно и расчетливо заставил капитулировать одного за другим всех остальных своих соперников. Бурцев же проиграл последний поединок известному венгерскому саблисту Имре Гедовари, и в результате у друзей-соперников оказалось одинаковое количество побед. Для выявления чемпиона был назначен дополнительный поединок. На дорожке Кровопусков и Бурцев. Больше всех волновался Марк Ракита, хотя причин для волнения не было: олимпийским чемпионом в любом случае становился его ученик. Сколько раз вот так они обменивались ударами на тренировках.

Но ведь сегодня олимпийский финал. И наверняка их спокойствие лишь внешнее. Победа для Кровопускова - возможность повторить достижение замечательного венгерского саблиста Рудольфа Карпати, дважды подряд выигрывавшего олимпийские игры. А для Бурцева победа - возможность сразу стать первой саблей мира. Со счетом 5:3 выиграл Виктор Кровопусков. А через четыре дня Виктор вместе с товарищами по команде вновь поднялся на высшую ступень олимпийского пьедестала почета и стал единственным советским саблистом, сумевшим на двух олимпиадах подряд выиграть четыре золотые медали. Сейчас Виктор Кровопусков обладает всеми возможными в фехтовании титулами: он олимпийский чемпион и чемпион мира, многократный победитель самых крупных международных турниров, победитель первенств и Кубков Советского Союза, Спартакиады народов СССР.


Несколько раз Международная федерация фехтования признавала его лучшим саблистом года. Советское правительство высоко оценило выдающиеся спортивные достижения и успехи Кровопускова в развитии физической культуры и спорта, наградив его высшим орденом нашей Родины - орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

К высоким наградам и титулам Виктор шел много лет. И путь этот не был усыпан розами. Сколько титанического труда и упорства было вложено в любимое дело, сколько раз приходилось преодолевать себя, чтобы не отступить. Иногда, оглядываясь назад, Виктор, быть может, удивляется тому, как он смог пройти такой трудный путь. А может, и совсем не удивляется и с самого начала верил в то, что станет первой саблей мира.


Работа на велоэргометре - неотъемлемая часть медицинского обеспечения тренировки



 

Возможно, будет полезно почитать: