Большая психологическая энциклопедия. В. Проблема оптимального распределения упражнений

Закон Йоста

Эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Согласно этому закону, при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.

Механизмы.

Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.

Литература.

Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abhandigkeit von der Verteilung der Wiederholung // Zeitsch. Psychol. 1897, 14


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЗАКОН ЙОСТА

(англ. Jost"s law ) - эмпирическая закономерность, открытая в 1895 г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йостом. Согласно З. Й., при равной вероятности воспроизведения более старая информация: 1) медленнее забывается и 2) требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие З. Й. объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти . См. Эббингауз Г .

Добавление: Из З. Й. вытекают след, полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "закон Йоста" в других словарях:

    Закон Йоста - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа… … Психологический словарь

    См. закон Йоста Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …

    - (англ. Jackson s law) эмпирическое обобщение, согласно которому степень «сопротивления» психической функции ее расстройству прямо связана с эволюционной древностью этой функции. Иначе говоря, недавно возникшие в эволюции когнитивные функции… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Закон Йоста. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (1850 1909) немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным материалом для этих… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1870 1920) немецкий психолог. Биография. Работал в Геттингене. Исследования. Специалист в области экспериментальной психологии. Автор закон Йоста. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

закон Йоста -

Закон Йоста

— эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Закон Йоста

, Специфика.

Согласно этому закону, при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.

Механизмы.

Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.

Литература.

Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abhandigkeit von der Verteilung der Wiederholung // Zeitsch. Psychol. 1897, 14


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Закон Йоста Закон Йоста Закон Йоста - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом - , согласно которой при равной вероятности воспроизведения - из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, л

,

ЗАКОН ЙОСТА

(англ. Jost"s law ) — эмпирическая закономерность, открытая в 1895 г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йостом. Согласно З. Й., при равной вероятности воспроизведения более старая информация: 1) медленнее забывается и 2) требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие З. Й. объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти . См. Эббингауз Г .

Добавление: Из З. Й. вытекают след, полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Закон месторасположения повторений остается в силе лишь в случае, когда речь идет о непрерывном ряде последовательных повторений. Но если они на определенное время прекращаются, а затем вновь возобновляются, то дело обстоит несколько иначе. И действительно, ведь можно предположить, что в данном случае вместо одной серии повторений имеет место несколько и, следовательно, месторасположение каждого повторения и его мнемическое значение должно соответствующим образом измениться. Очевидно, что в этом случае решающее значение имеет интервал времени между повторениями - при малом интервале с меньшим основанием можно говорить о прекращении серии, чем при более длительном. Так или иначе, в любом случае следует выяснить хотя бы то, имеет ли длительность интервала времени между повторениями какое-либо мнемическое значение.

Ответ на данный вопрос дает известный закон Йоста (1897): на запоминание наизусть визуального материала (слогов, слов, цифр) времени требуется меньше тогда, когда интервал времени между повторениями более длителен.

Это означает, что если, например, на заучивание стихотворения наизусть нужно его прочесть 20 раз подряд, нам потребуется гораздо меньше времени, если мы будем его учить, допустим, в течение четырех дней - тогда нам потребуется не пять повторений в день, а гораздо меньше. Пьерон получил следующие данные: на запоминание 20 цифр оказалось достаточным: при интервале длительностью в 1,5 минут - 11 повторений, при 2-минутном интервале - 7,5 повторений, при 10-минутном - 5 повторений, а при интервале длительностью от 24 минут до 24 часов - 4,5 повторений.

Еще более четко выражено действие закона Йоста тогда, когда дело касается выработки моторных навыков (Снод).

Но разве можно говорить об абсолютной силе данного закона? Можно ли сказать, что чем длительнее интервал, тем лучше результат заучивания? Разумеется, такое предположение было бы неправомерным. Совершенно очевидно, что чересчур продолжительный интервал способствует не запоминанию, а забыванию, ведь ясно, что, если мы прочли сегодня стихотворение дважды, а затем ни разу не перечитали его в течение года, в конце концов от него в нашей памяти ничего не останется.

Следовательно, можно предположить, что закон Йоста действует в определенных пределах, то есть должен существовать интервал какой-то продолжительности, представляющий собой наиболее благоприятное условие процесса запоминания - оптимальный интервал, позволяющий получить лучший результат по сравнению и с менее, и с более продолжительным интервалом. Согласно существующим исследованиям, такой интервал, как видно из вышеприведенных данных, составляет промежуток между 10 минутами и 24 часами.

Но если это так, то окончательная формулировка закона Йоста может иметь следующий вид: минимальное количество повторений для заучивания любого материала зависит от оптимальной длительности интервала времени между этими повторениями.

Закон ЙОСТА (англ. Jost"s law) - эмпирическая закономерность, открытая в 1895г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йостом.

Согласно Закону ЙОСТА, при равной вероятности воспроизведения более старая информация : медленнее забывается и требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие Закона Йоста объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти. См . Эббингауз Г .

Добавление : Из Закона ЙОСТА вытекают след, полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

ЗАКОН ЙОСТА - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную. (С.Ю. Головин)

Существуют два основных способа заучивания: концентрированное и распределенное. Концентрированное заучивание способ заучивания, при котором материал заучивается в один прием, а повторения следуют одно за другим. Распределенное заучивание рациональный способ заучивания. при котором повторения разделены промежутками времени . правило Йоста : из двух ассоциаций одинаковой силы (т. е. дающих равное число угадываний), но разного возраста, новое повторение лучше актуализирует более старую ассоциацию. Общий вывод: если материал таков, что его можно заучить при небольшом количестве повторений, то следует использовать метод концентрированного заучивания; если же необходимо большое число повторений, то экономичней оказывается метод распределенного заучивания.

17. Влияние характера(сходства, различия, осмысленности) материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.

Важную роль играет степень сходства или различия элементов запоминаемого материала. Сходными считаются такие элементы, которые обладают общими признаками, сходство тем выше, чем таких признаков больше. Например, сходны два слога РОН и ХОН (общие буквы), два квадрата разной величины (по признаку формы), два понятия “шкаф” и “стол” (принадлежность к общей категории “мебель”). Экспериментальные исследования влияния сходства материала показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия усвоения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала 2

Немецкий психолог А. фон Ресторф изучала запоминание ряда в случае, когда элементы материала оказываются разнородными, например числа чередуются в различных пропорциях со слогами и графическими символами. Она использовала три типа рядов, каждый из которых предъявлялся с интервалом в 1 день и воспроизводился через 10 минут после заучивания: На основании результатов было сформулировано следующее общее правило, получившее название эффекта фон Ресторф : разнородные элементы, включенные в ряд с заметным преобладанием однородных элементов, сохраняются лучше, чем однородные независимо от характера материала.

19. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции .

Ретроактивная интерференция – ухудшение сохранения материала, вызванное заучиванием др. материала, которое происходит между заучиванием и определением его сохранения.

Ретроактивная интерференция – результат взаимодействия многих переменных. Надо учитывать: Сходство между двумя заданиями, Степень научения, Объем материала

Экспериментальные исследования.

1. Ретроактивная интерференция открыта Мюллером и Пильцекером. Испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) заучивали материал А → заучивали материал В → воспроизводили материал А. Испытуемые контрольной группы (КГ) делали тоже, только

без материала В. Вывод: формула абсолютной ретроактивной интерференции (АРИ) АРИ = КГ – ЭГ и формула относительной ретроактивной интерференции (ОРИ) КГ – ЭГ/КГ

20. Изменения памяти при корсаковском синдроме .

Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром . Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других.



 

Возможно, будет полезно почитать: