Что такое айкидо? Биография основателя айкидо

Тренировки бойцов обычно проходят в зале. Для проведения поединков готовят четырёхугольник со сторонами чуть более 9 метров, настилая 50 татами. В центре площадки проводят по две стартовые прямые линии, расстояние между которыми 3,64 метра. Вокруг площадки создают зону безопасности более чем на 1,82 метра и также настилают татами. Площадку чётко выделяют.

Айкидоисты тренируются в обычном спортивном кимоно, в таком же, как дзюдоисты и каратисты. Облачение состоит из куртки и брюк белого цвета, пояса цвета, который обозначает уровень мастерства. У начинающих - он белый. И только у айкидоистов, достигших дана и получивших чёрный пояс, появляется определённое отличие в экипировке: они пользуются хакама (чёрная юбка-брюки с разрезом).

Известно, что айкидо предполагает работу с оружием. Это делается для того, чтобы отработать культуру передвижений и работу рук. Чаще всего на тренировках используют боккен (деревянный меч), дзё (шест) и танто (деревянный учебный нож). Кроме того, применяют и катану (длинный японский меч), вакидзаси (короткий меч), бо (японский металлический либо деревянный посох), нагинату (японский аналог алебарды).

Техника

Обучение будущие айкидоисты начинают, как и представители других единоборств, с базовых стоек и основных приёмов. Как говорится, повторение - мать учения, поэтому ученики не соревнуются между собой, а максимальное количество раз воспроизводят те или иные движения, доводя их до автоматизма.

Техника айкидо разнообразна, в ней широко применяются и броски (нагэ-вадза), и болевые удержания (осаэ-вадза), и удары (атэми). Особенная черта стиля - круговые движения, используемые айкидоистом при уходе с линии атаки или для выведения противника из равновесия (кудзуси).

Ещё одним преимуществом айкидо является обучение технике падения и акробатическим приёмам. В результате ученик обретает гибкость, лучше координирует движения.

На регулярных фестивалях различные школы айкидо демонстрируют показательные выступлениях своих воспитанников.


«Ай» - «гармония»
«Ки» - «энергия»
«До» - «путь»

Все упражнения айкидо должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Таидэи). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого - в вашей Харе.

Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза) .

Айкидо - боевое искусство, представляющее собой синтез древних техник самообороны и борьбы в сочетании с философией гармонии духа.

История возникновения айкидо

Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания — 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.

Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.

Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.

Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.

Философия и принципы айкидо

Философия айкидо заключается в гармонии тела и духа, дыхания и движения, в полном отказе от собственных амбиций. Это не просто боевое искусство. Это движения, направленные на защиту, а не на атаку. Здесь упор делается на силу разума, а не на физическую силу. Во время борьбы тело должно быть расслаблено, а ум напряженным.

Цель айкидо – не победа. Цель айкидо – побудить противника не нападать и перенаправить его агрессию в мирное русло. Цель айкидо – использовать агрессию оппонента против него же самого, а самому остаться в духовной безмятежности.

Философия айкидо – равнение на природу, где царит гармония и нет конфликтов. Морихей верил, что его учение изменит человечество к лучшему.

К основным принципам айкидо относятся:

  1. Непрерывные спокойные движения и расслабленность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Постоянный контроль за мышцами.
  4. Концентрация воли.
  5. Умение защитить себя.
  6. Тренировки в хорошем расположении духа.
  7. Освоение техники по принципу «от простого к сложному».

Стили айкидо

Хотя основатель учения был против выделения разных стилей борьбы, это неминуемо происходило. Ученики Уэсиба открывали собственные школы и преподавали практику исходя из собственного ее видения. А после его смерти школы основывались уже учениками его учеников. Поэтому неудивительно, что философия учения, по-разному истолкованная, задавала разные стили.

На сегодняшний день известно более тридцати автономных направлений айкидо, среди которых:

  • айкикай;
  • айкибудо;
  • есинкай;
  • томики-рю;
  • ивама-рю;
  • ай-рю;
  • традиционное айкидо;
  • нисио будо;
  • кобукан;
  • кокикай.

Техника айкидо

В айкидо нет атакующих приемов. Техника айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог – разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии. К основным приемам борьбы относятся:

  • броски;
  • захваты;
  • уход с линии атаки;
  • маневренность;
  • удары отвлекающего характера.

Экипировка и оружие

Для занятий понадобится спортивная комфортная одежда, позволяющая легко передвигаться, в том числе и на коленях. На первых порах подойдет футболка и спортивные трико. Обувь в айкидо нужна только для того, чтобы дойти до татами: сама практика проходит босиком.

Серьезный подход к айкидо требует приобретения специальной одежды – кэйгори, так называется кимоно для айкидо.

Кэйгори состоит из трех элементов:

  1. Хлопчатобумажные штаны, усиленные в коленных суставах, — «дзубон».
  2. Куртка – «уваги».
  3. Плотный многослойный пояс – «оби».

Айкидо предполагает использование целого ряда оружия, среди которого:

  • «танто» — деревянный нож или «кинжал самурая»;
  • «боккен» — японский меч из дуба, который в зависимости от цели может быть гибким, с толстой рукоятью или с утолщенным лезвием;
  • «дзе» — деревянный шест;
  • «викидзаси» — короткий меч из дерева.

Пояса в айкидо

В разных стилях айкидо применяется своя классификация поясов. К примеру, в есинкай известно десять видов, а в айкикай – шесть поясов. Кстати, если обратиться к истории, в японском варианте поединка никаких цветовых градаций не было предусмотрено. Это уже было французским изобретением с целью облегчения восприятия ранга воина: от ученика до мастера.

Следует также иметь в виду, что все уровни учеников в айкидо обозначаются как «кю», а у мастеров – «дан». При этом мастера айкидо должны пройти десять данов, высшей наградой каждого из которых является черный пояс. У учеников цвета поясов меняются в зависимости от «кю».

Наиболее распространенной считается следующая цветовая классификация:

  1. Белый пояс айкидо. Пояс белого цвета получает каждый вновь прибывший ученик. При этом сей факт не означает, что он достиг шестого уровня: для этого нужно пройти соответствующую квалификацию.
  2. Желтый. Первый отличительный цвет, который говорит о том, что ученик перешел от шестого уровня к пятому и, соответственно, начал свой путь в айкидо.
  3. Красный. Присуждается ученику, перешедшему на четвертый уровень. Цвет символизирует, что ученик успешно совершенствуется как в технике, так и в знаниях.
  4. Зеленый. Говорит о том, что ученик находится на половине пути к своему первому «дану». Как правило, чтобы дойти до третьего «кю» необходим год работы над техникой и философией учения. При этом зеленый пояс уже подталкивает ученика к дальнейшему совершенствованию и не дает ему возможности сделать шаг назад.
  5. Синий. Соответствует второму уровню развития, при котором ученик уже обладает достаточной техникой, но продолжает изучать философию.
  6. Коричневый. Это последний пояс, получаемый учеником. Пройдя этот этап, ученик становится мастером и начинает свой путь по ступенькам «дан».
2018-07-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Айкидо".

В каждом додзе, где занимаются айкидо, по всему миру, на почетном месте вы увидите портрет одного и того же человека. Это О-сенсей (или «уважаемый учитель») Морихэй Уэсиба, основатель айкидо. Скорее всего, портрет его окажется черно-белой копией одной из официальных фотографий, сделанных, когда сенсею было уже за 70. У многих, кто рассматривает эти кадры, возникает в воображении почти голливудская картина благодушного седовласого гуру, спокойно сидящего в окружении почтительных учеников. Но Морихэй Уэсиба прожил длинную и невероятно активную жизнь, в течение которой успел побыть не только учителем, но и учеником, а также военным и первопроходцем, коммерсантом и земледельцем, авантюристом и правозащитником.

На нашем сайте мы предлагаем вам познакомиться с краткой биографией О-сенсея и надеемся, что она обогатит ваше представление о корнях, происхождении и многогранном характере айкидо.

Детство, юность, армия (1883 - 1904 гг.)

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря в приморском поселении Танабе на полуострове Кии (префектура Вакаяма). Сегодня Танабе - небольшой курортный город, где можно посетить городской центр будо, мемориал, посвященный основателю, и просто искупаться и позагорать на местном пляже Оохама.

Отец Морихэя Уэсибы, Йороки, был землевладельцем и членом совета местной общины. Он был целеустремленным, страстным человеком, заинтересованным во благе своего родного края. Мать О-сенсея, Юки, происходила из благородного семейства Итокава и передала сыну интерес к духовному развитию, поэзии и творчеству в целом. В обеих линиях семейства Уэсиба можно обнаружить приверженцев боевых искусств, особенно прославился предок Юки, знаменитый самурай Китиэмон. Да и сама местность благоприятствовала развитию боевого духа. Жители Танабе считались людьми суровыми, даже жесткими, благодаря славе и аскетизму местного клана Кумано Бэтто. Согласно легендам, отсюда родом и герой пьес кабуки и народных сказок воинственный странствующий монах Бенкей.

Впрочем, в раннем детстве Морихэй Уэсиба был относительно слабым ребенком и предпочитал проводить время за чтением, мать предлагала ему будущее буддистского священнослужителя. Но отец постарался увлечь единственного сына (у О-сенсея были еще четыре младшие сестры) сумо, плаванием, рыбалкой. Предполагается, что детское увлечение рыбной ловлей с острогой позже сказалось на интересе О-сенсэя к занятиям с копьем. Постепенно Уэсиба становился все крепче, а когда на его отца напала шайка бандитов, нанятых конкурентами из совета общины, окончательно убедился в пользе и физической силы тоже.

В Танабе Морихэй Уэсиба окончил начальную школу и поступил в среднюю, затем оставив ее ради счетного училища Йосиды. Получив диплом, О-сенсэй некоторое время проработал в местной налоговой службе, где в его обязанности входила оценка земель. В сентябре 1902 года молодой человек отправился в Токио, где подрабатывал коммивояжером под началом своего родственникаКоширо Иноуэ, а также попытался основать собственный бизнес по продаже канцтоваров. По вечерам после работы он посещал районные додзе. У сенсэя Токусабуро Тозава (1848 - 1912 гг.) он изучал Тэнсин синьё-рю дзюдзюцу и, считается, также имел возможность познакомиться со школой фехтования синкагэ-рю. Обе эти школы - представители древних японских боевых искусств.

Постепенно желание стать предпринимателем угасало, а интерес к боевым искусствам, напротив, возрастал. Морихэй Уэсиба посещал и другие городские додзе, но не нашел школы, которая бы его полностью устроила и, кроме того, заболел полиневритом, что заставило его вернуться домой.

Дома Морихэй Уэсиба помогал родителям по хозяйству, рыбачил, возглавлял местную молодежную организацию и, в целом, пользовался авторитетом у земляков. Несмотря на небольшой рост (155 см) он весил 83 кг и был весьма сильным, крепким человеком, как и его предки по мужской линии. Его часто призывали в качестве третейского судьи в спорах между рыбаками и земельных разногласиях.

В 1903 году Морихэй Уэсиба женился на своей дальней родственнице и подруге детства Хатсу Итогава. Хатсу была крупной, спокойной и стойкой женщиной. О-сенсэй никогда особенно не увлекался чревоугодием, но для блюд, которые готовила Хатсу, делал исключение.Г-н Дзензабуро Акадзава (до войны - старший утидэси О-сенсэя) был хорошо знаком с семейны укладом учителя и, вспоминая те дни, говорил так: «Если бы не г-жа Уэсиба, О-сенсэй никогда не продемонстрировал бы такой выдающийся уровень неограниченной власти над внешним миром».

Спустя год, в связи с началом русско-японской войны, Морихэй Уэсиба отправился на военную службу. Это было не так просто: Уэсиба был ниже положенных для японского солдата 159 см и чуть тяжелее, чем требовалось. Ради зачисления он упорно тренировался, делая растяжки. В любом случае, армия всегда нуждается в сильных и патриотично настроенных новобранцах, так что на расхождение с нормой посмотрели сквозь пальцы. Со второго раза ему удалось записаться в пехоту. Учения в японской армии в то время были куда суровее современных. Они проходили в условиях, максимально приближенных к реальному боевому опыту. Об О-сенсэе известно, что иногда он помогал более слабым однополчанам нести их снаряжение в походах. Его военная карьера продолжалась три года, особенно хорошо ему давался штыковой бой, и постепенно он стал инструктором. Однако о его участии в непосредственных военных действиях ничего не известно. Историки говорят о том, что в то время не было принято отправлять старших сыновей на фронт.

В какой-то момент полк расквартировался в префектуре Осака, и Морихэй Уэсиба воспользовался этим, чтобы посетить додзе мастера Масакацу Накаи в городе Сакай и попрактиковаться в стиле Яги-рю дзюдзюцу. Школы дзюдзюцу еще во многом придерживались старинной традиции обучения «своих». Однако позже Морихэй Уэсиба поддерживал связь с даннымдодзе и получил сертификат о передаче умения.

По окончании войны О-сенсэю поступило предложение зачислиться в военную академию. В это время статус офицера был весьма престижен, но Морихэй Уэсиба отказался от такого лестного предложения.

Возвращение в Танабе

По возвращении в родную провинцию (1906 г.) сил и энергии у о-сэнсэя было с избытком, и он стал сам себе придумывать изнуряющие тренировки. Уэсиба надолго уходил далеко в горы, стоял под ледяными водопадами, дрался с приливными волнами и ветром на побережье. Он мог с мечом или голыми руками наброситься на древесный ствол и разломать его на куски. Не удивительно, что местные жители стали поговаривать, будто у них в горах завелся агрессивный дух - тэнгу.

Тренировки сделали Морихэя Уэсибу еще более крепким, чем прежде. Рассказывают как, например, однажды он отправился на деревенское состязание, где нужно было вымешивать в ступе горячий, как кипяток, рис - кто дольше. О-сэнсэй обошел десятерых сильных деревенских парней, выступавших один за другим, и, в конце концов, сломал пестик. После он еще не раз выигрывал на подобных соревнованиях. Так что, в дальнейшем, стоило ему появиться на сельском празднике, как ему подносили чай и пирожные, а потом вежливо просили отказаться от участия в конкурсах.

Отец о-сэнсэя искал способ направить энергию сына в мирное русло. Поэтому Йороки пригласил молодого на тот момент дзюдоиста, г-на Киёичи Такаги (Kiyoichi Takagi, 1894-1972 гг), обучать местную молодежь дзюдо. Такаги преподавал в Танабе два года. Позже он достиг степени 9 дана в Кодокане, а много лет спустя, уже в Токио, посещал додзе о-сэнсэя со своими учениками и перенимал его опыт.

Впрочем, тренировками занятия Морихэя Уэсибы в этот период жизни не ограничивались. Он почувствовал вкус к общественной деятельности. Дело в том, что японское правительство в это время стремилось сократить число синтоистских святилищ. Согласно новому закону, каждому поселению было вполне достаточно одной святыни, остальные территории отдавались под лесное хозяйство. Жители Танабе были очень религиозны, так что в округе поднялось движение протеста, которое возглавил Минаката Кумагусу (Minakata Kumagusu, 1867 - 1941 гг).

Минаката был очень интересным человеком: натуралист, путешественник, первый японец, поступивший в Мичиганский сельскохозяйственный университет. В Танабе Минаката вел богемный образ жизни, одновременно собирая образцы слизневых грибов и образцы народного фольклора. Когда зашла речь об уничтожении святилищ, эксцентричного Минакату это возмутило и как защитника окружающей среды, и как сторонника традиций. О- сэнсэй был правой рукой Минакаты в его борьбе. Морихэю Уэсибе претило желание людей нажиться на горе местных религиозных общин. В конечном итоге, петиции, статьи в зарубежных и местных газетах, переговоры с администрацией префектуры, принесли свои плоды. В Танабе было разрушено лишь шесть святилищ - куда меньше, чем в других регионах.

1911 г. Рождение первого ребенка Морихэя Уэсибы, дочери Матсуко.

Король Ширатаки

В 1912 году Морихэй Уэсиба по призыву правительства осваивать незаселенные земли переехал на остров Хоккайдо. Он возглавил группу из приблизительно 60 земляков, многие из которых были ветеранами русско-японской войны, и также как и Уэсиба, искали дело достойное своих способностей.

Поселенцы обосновались в поселке Ширатаки. Сегодня эта деревня поглощена городом Энгару, а те времена местность была практически необжита и деревней могла называться только условно. Сохранились заметки О-сэнсэя, в которых он рассказывал, что в первые годы поселенцы, в основном, расчищали лес. Они не знали метода культивации картофеля, поэтому пытались выращивать зерно, но урожаи 1913 и 1914 годов были крайне скудны. Людям приходилось закупать рис и муку на деньги, полученные от заготовки леса, собирать всевозможные дикие растения, ягоды, орехи — все, что удавалось найти в горах. Кроме того, поселенцы ловили форель и гольца. В те времена о-сэнсэя постоянно видели в округе, он повсюду разъезжал на лошади с фамильным железным веером (тессен) в руке, стараясь помочь всем, кому мог. (Веер этот теперь выставлен в местном историческом музее). Говорят, что о-сэнсэй легко управлялся с 4-килограммовым топором масакари (или аналогично тяжелым инструментом) и повалил более 500 деревьев за год.

Этот период жизни Морихэя Уэсибы известен также благодаря многочисленным легендам о его храбрости и дерзости. Например, в одной из них рассказывается, как он втянул в гору лошадь и повозку, после того, как лошадь потеряла подкову на обледеневшей дороге и упала вместе с повозкой в ущелье. Согласно другой истории однажды на дороге в Энгару его застал снежный буран, и он был вынужден спрятаться в маленькой заброшенной хижине. Ночью там же искал убежища голодный медведь-шатун. Якобы о-сэнсэй спокойно приветствовал зверя и накормил его остатками своего ужина, после чего они подружились. Многие рассказы посвящены тому, как он ловил грабителей и воров. Также говорят, что как-то один юноша сбежал из трудового лагеря (в Японии в то время применялся принудительный труд) и попросил помощи о-сэнсэя. Тот явился к владельцам лагеря и договорился об освобождении беглеца из кабалы. Тогда и другие беглые стали стекаться в Ширатаки за его покровительством, а Морихэй Уэсиба выплачивал их долги либо договаривался об их освобождении. Тогда он и получил в народе неофициальный титул короля Ширатаки.

Помимо героических подвигов, о-сэнсэй успевал заниматься вполне прозаическими, но крайне важными для общины делами. Он организовал посев мяты, повысил уровень деревообработки, пригласив специалистов из других регионов, завез коров и лошадей, создал систему распределения пищи и основал рынок. Он создал в районе первую школу, следил за санитарией и здоровьем и стал первым директором Ассоциации здравоохранения Ширатаки. В какой-то момент в деревне случился страшный пожар, но под руководством Уэсибы ее отстроили заново, лучше прежнего. Морихэй Уэсиба добился того, что в поселок, в конечном счете, была проведена железная дорога. Он также расширил святилище местного ками, установив раку своему небесному покровителю, японскому божеству Сусаноо.

В конечном итоге, за 8 лет под руководством Уэсибы бывший палаточный лагерь поселенцев превратился в преуспевающий поселок.

Ученик Такэда Сокаку

В 1915 году, проездом в Энгару, Морихэй Уэстба встретил в гостинице знаменитого учителя дзю-дзюцу (джиу-джитсу) Такэда Сокаку (Takeda Sokaku, 1859 - 1943 гг.)

Мастерами боевых искусств были и дед, и отец Сокаку, семейные «секретные техники» передавались в додзе его клана из поколения в поколение, как это было принято до периода Мейдзи. Ко времени описываемых событий, впрочем, к обучению допускались и посторонние. У Такэды, несмотря на постоянные разъезды, было более 30 тысяч учеников, среди них дворяне, члены правительства, бывшие даймё и высокопоставленные чиновники, и даже специально направленные в Японию Теодором Рузвельтом американские полицейские.

Такэда преподавал стиль Дайто-рю айки-дзю-дзюцу, созданный им на базе айки-дзюцу, корни которого уходят к началу второго тысячелетия нашей эра. Это была комплексная боевая система, включавшая броски, приемы на удержание, технику захватов, технику выхватывания меча с одновременным нанесением удара, искусство владения копьем, мечом, шестом, дзё, алебардой (нагинатой) и некоторыми другими видами оружия. Особое значение уделялось концентрации физической и духовной сил.

Морихэй Уэсиба немедленно узнал Такэда по рассказам знакомых и попросил его стать его учителем. Такэда согласился, сказав «Я вижу, что в вас что-то есть. Останьтесь здесь ненадолго и я вас обучу». Уэсиба провел в городе месяц, оставив, к недоумению своих близких, те дела, за которыми ехал. Конечно, долго так продолжаться не могло, поэтому они расстались, пообещав друг другу встретиться снова. Позже Сокаку Такэда приехал в Ширатаки. Стиль жизни и манера преподавания Такэды во многом напоминали о старинных традициях. Вполне в его характере было во время путешествий задирать и вызывать на бой малознакомых людей. От его первых учеников требовалось полностью обеспечивать жизнь учителя. Во время пребывания Такэда в Ширатаки, Морихэй Уэсиба каждый день поднимался в три утра, чтобы набрать воды для ванны учителя, растопить очаг и прогреть комнату, приготовить завтрак. Самураи с детства были приучены бояться отравления, так что Такэда, чья молодость пришлась на тревожные годы периода Эдо, привык доверять приготовление пищи лишь самым близким людям. После завтрака Уэсиба два часа проводил в индивидуальной тренировке с Такэдой, а затем приходили остальные ученики.

В конечном итоге О-сэнсей посвятил тренировкам у Такэды пять лет и получил сертификат о достижении степени Кёдзю Дайри в Дайто-рю, обладатель которого должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.

1917 г. Рождение первого сына, Такемори

1919 г. - Узнав о болезни отца, Морихэй Уэсиба покинул Хоккайдо, оставив свое имущество и землю Сокаку Такэда.

Под знаком Омото-кё

В январе 1920 года Йороки, отец о-сэнсэя, умер. Незадолго до его смерти Морихэй Уэсиба заезжал в город Аябэ (префектура Киото), чтобы попросить у преподобного Онисабуро Дэгути (Onisaburo Deguchi, 1871 — 1948 гг.), сооснователя религиозной секты омото-кё, помолиться о выздоровлении отца. После смерти Йороку он переселился в общину омото-кё и стал решительным последователем Дэгути.

Религия омото-кё (с яп. «учение великого начала») возникла в начале XIX в. Ее создатели: Нао Дэгути, которая записала явившееся ей откровение, и священник синто, Киссабуро Уэда, получивший весть от Бога, что ему необходимо найти эту женщину и провести в жизнь ее учение. Женившись на дочери Нао, он взял имя Онисабуро Дэгути. Согласно данной религии существует три высших божества, ряд богов рангом ниже, а священники, в зависимости от пола, проводят в мир мужскую и женскую энергию богов. Основной формой медитации в омото-кё является тинкон — особое сплетение пальцев. Религия эта, в целом, миролюбива, и в 30-40-е гг. подвергалась в Японии жестоким преследованиям, как в силу политики милитаризма, так и в результате недоразумений с имуществом верующих.

Омото-кё существует по сей день, пропагандирует распространение эсперанто и призывает к объединению мировых религий.

Один из важных принципов омото-кё — приближение к Богу через искусство, например, через достижения в каллиграфии, гончарном деле, а также — в боевых искусствах. Так что Дэгути искренне поддерживал Морихэя Уэсибу в данной сфере. На территории общины для его тренировок было построено додзе. В это время зародилась начальная форма Айкидо. В 1922 году додзе посетил учитель Уэсибы, Сокаку Такэда. Полгода он проводил в нем свои занятия и перед отъездом выдал О-сэнсею инструкторский сертификат. Тогда Морихэй Уэсиба впервые назвал свой стиль «Айки-будо».

К сожалению, для семьи Морихэя Уэсибы начало 20-х годов ознаменовались не только переездом, сменой религиозных убеждений и успешным основанием додзе, но и чередой трагедий. В апреле родился второй сын Уэсибы, Кунихару. В августе умер его старший брат, а в сентябре скончался и Кунихару. В 1922 году умерла мать о-сэнсэя, Юки.

Внезапно, в 1924 году, Онисабуро Дэгути решил отправиться в путешествие. Он замыслил ни больше, ни меньше, как создать утопическое религиозное государство, объединив Монголию, Тибет, Индию и Китай, распространить свое учение в России и Сибири, и, наконец, явиться в Иерусалим в качестве нового мессии. Каким бы нереальным не казался этот план, Морихэй Уэсиба не мог оставить своего учителя, он последовал за ним и на протяжении всей экспедиции постоянно находился рядом. Дэгути в этот момент всерьез считал себя инкарнацией будды и не обращал внимания на критику. Впрочем, по описаниям современников, он не выглядел лицемером, и был человеком доброжелательным, искренне увлеченным, пусть и несколько ребячливым.

Группа Онисабуро отправилась в Монголию, и благодаря смутной международной обстановке, им даже удалось найти сторонников среди ряда местных военных и религиозных лидеров. Этот период из жизни Дэгути и Уэсибы также полон легенд и противоречивых фактов. Рассказывают, например, что Дэгути исцелял людей и проповедовал, а о-сэнсей обрел дар уворачиваться от пуль и способность предвидеть будущее.

Как бы то ни было, закончилась экспедиция печально. Отряд арестовали, приняв заяпонских шпионов, и приговорили к смерти. 137 человек были расстреляны, спаслось лишь шестеро. Причем, спасение Дэгути, Морихэя Уэсибы и их спутников действительно можно назвать чудесным. Оставшиеся арестанты уже стояли перед стеной, Дэгути сочинял для каждого прощальные стихи, и тут из-за неисправности оружия казнь была отложена. За это время японские власти успели вмешаться в происходящее и добиться возвращения путешественников на Родину.

Неудача экспедиции не повлияла на отношения Уэсибы и Дэгути, и они продолжали по возможности помогать друг другу. Додзе о-сэнсея становилось все более популярным. В 1925 году, например, он был приглашен провести специальную демонстрацию своей техники высокопоставленных чиновникам и офицерам в императорском дворце Токио.

Прибытие в Токио

С середины 20-х годов существенное участие в развитии Айкидо принимал адмирал Исаму Такэсита (Isamu Takeshita, 1869 - 1949 гг.) Такэсита впервые услышал об О-сэнсэе от коллеги по военной академии, изучавшем Дайто-рю АйкиДзюцу в Аябе. В 1925 году Такэсита сам побывал в Аябе и под впечатлением от школы Уэсибы порекомендовал его Ямамото Гоннохоэ (он же Гонбэй, адмирал и дважды премьер-министр Японии, 1852 - 1933 гг.) При поддержке этих двоих в 1925 году Уэсиба Морихэй провел в Токио показательное выступление для военной и политической верхушки. Тогда болезнь помешала ему остаться в городе, но в феврале 1927 года он переехал в Токио со своей семьей и поселился в двухэтажном доме в районе Сиба. Благодаря влиянию Такэситы многие военные, правительственные чиновники и прочие влиятельные граждане начали учиться у О-сэнсэя. Да и сам Такэсита, несмотря на возраст (под 60), активно тренировался, он был на хорошем счету при дворе и сам обучал Айкидо принцев и принцесс. Его дневники, в которых он детально описывал техники Морихэя Уэсибы, позже здорово пригодились исследователям.

В первые годы в Токио Морихэю Уэсибе пришлось несколько раз переезжать и переносить места тренировок, потому что из-за наплыва желающих места постоянно не хватало. Постепенно учеников стало так много, а тренировки так интенсивны, что собственник очередной временной резиденции начал жаловаться, будто скоро уже и балки его дома научатся давать сдачи.

Эра Кобукана

В 1931 году школа Уэсибы получила достаточную финансовую поддержку, чтобы можно было построить постоянное додзе в районе Усигомэ (сегодня Вакамацу-чё, Синдзюку) под названием Кобукан. Тогда будущее Хомбу додзе было одноэтажным, деревянным зданием, где, однако, удалось разметить 80 матов. Кобукан стал базой О-сэнсэя, здесь же жили и обучались многочисленные учи-деси («внутренние ученики»). Так называются обучающиеся, которые одновременно работают помощниками сэнсэя, следят за порядком и чистотой в додзе и часто живут в доме учителя или при тренировочном зале.

Айкидо было открытием. Им интересовались полицейские и военные, им активно занимались флотские — причем моряки приходили в додзе из религиозных побуждений, среди них в силу их профессии было много верующих и суеверных людей. В Кобукан, проверить силу новой звезды, приходили (и часто оставались) представители других боевых искусств. Так, например, попали в Айкидо Минору Мотизуки и Гозо Сиода. В это время среди учащихся можно было встретить таких известных людей как, например, адмирал Эйсукэ Ямамото (Yamamoto Eisuke, президент Японской военно-морской академии, фактически основатель военно-морской авиации в Японии, 1876-1962 гг.), адмирал Санкичи Такахаси (Sankichi Takahashi, 1882 - 1966 гг.), адмирал и будущий командующий 2-м флотом Нобутакэ Кондо (Nobutake Kondo, 1886 - 1953 гг.) и т.д. Помимо военных и приверженцев различных школ боевых искусств, додзе посещали также актеры и танцоры. Среди них, например, техникой Айкидо интересовался наследник одной из самых известных династий театра кабуки, Оноэ Кикугоро VI (Kikugorō Onoe VI, основатель одной из первых профессиональных театральных школ в Японии, 1885-1949 гг.) Внимание представителей таких творческих профессий к боевым искусствам не должно удивлять, так как обучение искусству кабуки предполагает в том числе разучивание ряда физически сложных ката.

Занимались Айкидо и женщины, правда, всего две: мисс Казуко Секигучи (Kazuko Sekiguchi) и Такако Кунигоси (Takako Kunigoshi). По воспоминаниям учеников, О-сэнсэй никогда не делал различий между ними и учениками-мужчинами. Кунигоси после занятий обычно оставалась, чтобы сделать наброски различных техник, и ее рисунки использовались в качестве иллюстраций в первом справочнике по Айкидо, 1933 года, тогда еще под названием “Тренировки по будо” (Budo Renshu).

Время учеников

Стиль занятий и атмосфера додзе в 30-е годы существенно отличалась от современной. Чтобы попасть в Кобукан обычно требовалось две рекомендации. Новички не приступали к тренировкам с первого дня. Сначала они выполняли массу хозяйственных работ, помогали старшим ученикам.

Занятия для внешних учеников начинались в 6.30 утра, а для уче-деси — и того раньше, ведь им нужно было встать и подготовить додзе. В додзе обычно жило 8-15 таких учеников, и еще 30-40 приходило. Люди это были физически крепкие, многие из них мастера кендо или дзюдо, за 80 килограмм весом. Они тренировались так ожесточенно, что соседи называли старый зал «Адским додзе в Усигомэ».


Разминок не было, хотя, конечно, в ожидании сэнсэя ученики могли разогреваться самостоятельно. Как только заходил учитель, начиналась практика. Сэнсэй любил начинать и заканчивать тренировку упражнением кокю-ундо. Затем чаще всего использовалась техника икке в сувари-вадза. Занятие шло полтора часа. Травмы были редки, а легче всего было их заработать из-за несерьезного отношения к сэнсэю. Впрочем, судя по рассказам учеников, руки у них так уставали и болели, что они едва могли удерживать палочки для еды.

О-сэнсэй много путешествовал, успевая посещать разные додзе и школы. Возможность сопровождать сэнсэя была предметом зависти младших учеников. Морихэй Уэсиба напряженно работал над собственными техниками. Часто в додзе он мог показать что-то, чему нельзя было подобрать объяснения. Он никогда не говорил: «А тут нужно повернуться на 45 градусов», в объяснениях О-сэнсэй обычно уходил в сферу духовного. Так что ученикам приходилось собираться после тренировок и пытаться разобраться, что же им такое поведали. К тому же его техники изменялись со временем, и он мог сказать: «Смотрите! Я придумал что-то новое». Его стиль преподавания был традиционным: учитель показывает, ученики стараются понять и классифицировать.

О-сэнсэй мог отказаться демонстрировать свое искусство, если ему не нравились манеры зрителей. Тех, кто являлся в додзе в неформальной одежде, наблюдал за тренировками стоя или скрестив руки на груди, тут же выпроваживали. Рассказывают также, что основателю нравились иллюстрированные истории о героях, и по вечерам кто-нибудь из учи-деси мог делать ему массаж, пока другие зачитывали вслух журналы. О-сэнсэй улыбался и отмечал: «А вот теперь он использовал такую-то технику». Конечно, он также читал много духовной литературы. В додзе находился алтарь, посвященный ками боевых искусств. Морихэй Уэсиба глубоко почитал богов, и все, приходящие в додзе, молились перед алтарем.

Довоенный период Айкидо известен множеством легенд о том, как Морихэй Уэсиба и его ученики побеждали в различных соревнованиях и проверках их искусства. Кто-то мог перенести гигантский камень, кто-то — продержать на вытянутой руке шестерых человек, другой спокойно поднося чашку чая ко рту. Или, например, известна такая история. Как-то на О-сэнсея прямо на улице напала группа людей с деревянным оружием. Конечно же, он, легко уходя от их атак, сумел вымотать нападающих так, что они в итоге, убежали от него сами. Позже, на занятиях в полицейской школе, ученики признались Морихэю Уэсибе, что так они пытались проверить нового мастера.

Разрыв с Омото-кё

До середины 30-х годов друзья из Омото-кё активно помогали развивающейся школе Уэсибы. В 1932 году по инициативе преподобного Онисабуро Дэгути была основана организация Будо Сэнёкай (Budo Senyokai, Ассоциация распространения будо). Целью организации стала пропаганда боевого искусства О-сэнсэя на национальном уровне с помощью разветвленной сети религии. В Танабэ построили огромный зал, где О-сэнсэй также мог преподавать. К сожалению, в 1935 году произошел так называемый Второй инцидент Омото-кё, приведший к очередной волне гонений на приверженцев этой религии. Сам Уэсиба едва избежал ареста. С этого момента ему было необходимо дистанцировать свою деятельность от секты, в том числе, чтобы сохранить место инструктора в различных официальных военных учреждениях.

В предвоенные годы

В 1937 году Япония вступила в войну с Китаем, и условия военного времени сократили число желающих заниматься в Кобукане. Один за другим старшие учи-деси и новые ученики уходили в армию. Однако О-сэнсэй продолжал работу, и в 1938 году вышел второй технический справочник по Айкидо с его фотографиями. В 1939 году Морихэя Уэсибу пригласили вести занятия в Манчжурии, где он принял участие в демонстрации боевых искусств, устроенной в честь 2600-летия Японии.

В 1940 году адмирал Такэсита добился для Кобукана официального статуса, основав организацию Кобукай и став ее первым президентом. Кроме того, в 1941 году он использовал свое влияние для того, чтобы организовать показ техник Морихэя Уэсибы в Императорском дворце перед лицом самого императора и его семьи. Несмотря на приступ желтухи, О-сэнсэй провел демонстрацию на высоком уровне. Рассказывают, что один из его партнеров, Цутому Юкава (Tsutomu Yukawa, 1911-1942 гг.), один из любимых учеников О-сэнсэя, зная о болезни учителя, решил атаковать его в полсилы, и в итоге получил вывих плеча.

Новое имя и прекращение деятельности

В 1942 при поддержке правительства была проведена реорганизация и систематизация японских боевых искусств. Именно тогда школа Морихэя Уэсибы получила официальное название Айкидо. До этого использовались термины Айкидзюцу или Уэсиба-Рю Айкидзюцу и другие. Однако в этом же году, сославшись на болезнь, Морихэй Уэсиба покинул Токио, оставил все государственные должности и переехал с семьей на ферму в Ивама. Предполагается, что причинами такого поступка были либо гонения на Омото-кё, либо неприятие О-сэнсэем войны. По окончании второй мировой Айкидо, как и прочие боевые искусства в Японии, находилось под временным запретом. Лишь в 1948 году, когда страна начала восстанавливаться, О-сэнсэй и его последователи воссоединились и основали организацию Айкикай.

В предвоенный период учениками О-сэнсэя стали следующие, известные сегодня мастера боевых искусств:

Киссомару Уэсиба (Ueshiba Kisshōmaru, 1921 — 1999 гг.), третий сын Морихэя Уэсибы. В 1947 году он стал генеральным директором Хомбу додзе. После смерти отца он был вторым досю (главным учителем, хранителем традиций) Айкидо. Он же стал первым президентом Международной федерации Айкидо (IAF).

Коити Тохэй (Koichi Tohei, родился в 1920 гг.), 10 дан Айкидо, основатель общества Ки и собственного стиля Айкидо под названием Син-син-тоицу айкидо (также известного как Ки-Айкидо). Изучить переводы его работ на русский язык можно, например, на сайте http://ki-moscow.narod.ru/litra/ki.htm

Кисабуро Осава (Kisaburo Osawa, 1911 — 1991 гг), 9 дан Айкидо. Многие годы преподавал в Айкикай Хомбу додзе и был советником Киссомару Уэсибы. В 50-70-е гг. Кисабуро стал одним из самых влиятельных людей в Айкидо, вплоть до 1986 года он оставался директором Хомбу додзе, пока его не сменил внук Морихэя Уэсибы, Моритэру Уэсиба.

Нориаки Инуэ (Noriaki Inoue, 1902 - 1994 гг.), племянник О-сэнсэя. Позже он основал боевое искусство под названием Син-эй Тайдо, схожее во многом с ранней формой Айкидо.

Кэндзи Томики (Kenji Tomiki, 1900-1979 гг.), 8 дан дзюдо. Будущий основатель Томики айкидо. До конца 50-х гг он преподавал в Хомбу додзе, а затем разработал собственную соревновательную систему. В 1974 г. он основал и собственную Японскую ассоциацию Айкидо, пропагандирующую Айкидо как один из видов спорта.

Минору Мотизуки (Minoru Mochizuki, 1907-2003 гг.), 10 дан айкидо, 7 дан дзюдо, 4 дан карате, обладатель множество других достижений в боевых искусствах. Мотизуки свел полученные им знания в собственной школе Ёсэйкай. Мотизуки был первым, кто начал преподавать Айкидо на Западе во время своего пребывания во Франции в 50-х годах.

Гозо Сиода (Gozo Shioda, 1915-1994 гг.), 3 дан дзюдо, 10 дан айкидо, звание Мэйдзин (Великого мастера). Основатель Ёсинкан Айкидо. Разработанные им техники активно применялись японской полицией. В 1955 при поддержке предпринимателей он возглавил в Токио додзе Ёсинкан Айкидо. В 1990 г. Сиода, с целью распространения своего стиля, основал Международную федерацию Ёсинкан Айкидо. Он является автором множества видео-пособий и книг по Айкидо, с которыми можно познакомиться, например, на сайте http://yoshinkan-aikido.info.

- Ёшио Сугино (Yoshio Sugino, 1904-1998 гг.), 10 дан IMAF. После войны и снятия запрета на боевые искусства он преподавал Катори Синто-рю. Именно он был консультантом режиссера Акиры Куросавы при постановке боев в его знаменитых самурайских фильмах 50-х гг., включая «Семь самураев» и «Йохимбо». В 80-е и 90-е Сугино часто путешествовал по Европе, его додзе, под руководством его сына, до сих пор действует как филиал Хомбу додзе Айкикай.

Годы Великой мировой

Военная и политическая обстановка, внезапная тяжелая болезнь, все это вместе привело к переезду О-сэнсэя в 1942 году из светского Токио в деревню Ивама префектуры Ибараки в 100 км от столицы. Сегодня Ивама - часть города Касама.

Хомбу-додзе в это время было закрыто. За зданием, насколько это было возможно, присматривал сын О-сэнсэя, Киссомару. Рассказывают, что он несколько раз спасал додзё от пожара во время бомбежек.

Постепенно поправляясь, Уэсиба вернулся к тренировкам, а также занимался огородничеством и медитацией. В военный период у него учились, в основном, простые сельские жители и немногочисленные приверженцы религии Омото-кё, которые, после правительственных гонений, держались очень тихо.

У О-сэнсэя появилось время отточить свои техники. Его стиль изменялся. Он всерьез заинтересовался работой с дзе и мечом, начал систематизировать свои техники. Теперь на тренировках он все чаще начинал с базовых элементов и продвигался ко все более сложным вариантам. Он подчеркивал важность каждого элемента техники. В этот период он стал использовать термин «такемусу айки». Эта концепция, согласно которой, при высоком уровне владения айкидо появляется возможность идеально спонтанно проводить техники, полностью соответствующие характеру атаки.

Додзё в Иваме

В Иваме при Уэсибе было построено додзё и храм Айки. Изначально додзё было небольшим, в нем не было даже матов, и ученики занимались на голом деревянном полу, позже додзе выложили 24 татами.

После смерти О-сэнсэя додзё в Иваме заведовал Морихиро Сайто. А после его смерти додзё переименовали в Ибараки Сибу додзё. Сегодня главный инструктор в додзё - Хироси Исояма, 8 дан. Он начал тренироваться здесь же в возрасте 12 лет, в 1949 году. В додзё Ибараки работают около 10 инструкторов, и обычно каждый день проходит одна тренировка для постоянных посетителей додзё. А ути-дэси тренируются три раза в день и поддерживают порядок в додзё и в часовне. В наши дни площадь зала расширилась до 60 татами. Здесь же неподалеку находится додзё Хирохито Сайто - Танренкан. Из-за натянутых отношений между Хирохито и организацией Айкикай нельзя тренироваться в обоих додзё одновременно.

В 2011 году додзё существенно пострадало от землетрясения. Провалился потолок, обвалились стены, но, к счастью, никого не задело.

Храм Айки

Хонден - главное внутреннее святилище храма Айки было построено в 40х годах, а в 1962 к нему был добавлен хайден - внешний зал для синтоистских молитв и жертвоприношений. Морихэй Уэсиба ежедневно заходил в храм для короткой молитвы, и обычно раз в месяц проводил более серьезную службу. Она длилась около часа, к церемонии храм украшали приношениями фруктов, овощей и рыбы.

В 2001-2002 году семья Сайто, с одобрения Моритеру Уэсибы, провела ремонт храмовых помещений. Во время ремонта был установлен камень, на котором выгравированы слова «Храм Айки». Дизайн надписи принадлежит Сайсеки Абе, мастеру каллиграфии и Айкидо, который учил каллиграфии самого О-Сэнсэя. Традиционные службы в храме не прекратились. 14-е числа каждого месяца их проводит семья Сайто.

Помимо ежемесячных служб, 29го апреля священники Омото-кё проводят в храме Айки особую церемонию в помять об О-сэнсэе. Сотни айкидок приезжают на это мероприятие. Сначала под старинную музыку проходит служба в храме. Затем устраивается ритуальная демонстрация Айкидо и, наконец, всех приглашают на ланч на территории додзё.

После войны

Преподавание боевых искусств после войны было запрещено союзниками, но в сельской местности этому запрету следовали не так строго. Постепенно ученики Уэсибы, уходившие на фронт, возвращались в додзё. В этот период в Иваме тренировались, например: Гозо Сиода, Коити Тохэй, Минору Мотидзуки, Тадаси Абэ. Кроме того, в Иваме практиковал сын Уэсибы, Киссомару. Былая слава восстанавливалась медленно. Многим ученикам нужно было одновременно тяжело работать, и они не могли посвящать все свое время тренировкам. В это время додзё в Иваме было центром деятельности Уэсибы.

1946 г. Киссомару Уэсиба - получил диплом экономиста в университете Васеда.

1948 г. Основание некоммерческого Фонда Айкикай (Zaidan Hojin Aikikai). В 50-е годы Уэсиба стал чаще приезжать в Токио, он также путешествовал и преподавал Айкидо в других японских городах. В свою очередь, в клубах Айкидо японских университетов возникла традиция проводить гассуку (коллективные тренировки) в Иваме.

1951 г. Минору Мотидзуки отправляется во Францию, обучать дзюдо и Айкидо.

1954 г. Демонстрация Айкидо в Токио, которую посетило 15 тысяч человек.

1955 г. Публичная демонстрация Айкидо на крыше токийского универмага Такасимая. Возвращение штаб-квартиры в Токио, руководство передается Киссомару.

1958 г. Съемки американского документального фильма «Свидание с приключением» (Rendez-vous with Adventure). Герои фильма - два американских журналиста - приезжают в Токио для репортажа об открытии Токийской телебашни и заодно посещают Хомбу-додзё, чтобы узнать, что такое Айкидо и правда ли оно «работает».

1960 г. Медаль почета с пурпурной лентой от японского правительства.

1961 г. Съемки японского документального фильма Японской национальной телесети. На английском языке фильм вышел под названием Founder of Aikido, он рассказывает о жизни О-сэнсэя и тренировках в Иваме и в Токио.

1961 г. Путешествие на Гавайи, где О-сэнсэй открыл додзё в Гонолулу и сорок дней проводил тренировки.

1964 г. Вручение ордена восходящего солнца 4 степени как основателю Айкидо.

Хироси Тада отправляется в Италию, в качестве представителя Хомб-додзё Айкикай, Нобиёси Тамура отправляется во Францию, Йосимицу Ямада отправляется в Нью-Йорк, США.

1965 г. Кацуаки Асай отправляется в Германию, Сэйити Сугано отправляется в Австралию.

1966 г. Кацуо Сиба отправляется в Лондон, Англия, Тосикацу Итимура отправляется в Швецию.

1967 г. Ясунари Китаура отправляется в Испанию.

1968 г. На месте старого одноэтажного здание Хомбу-додзе возводится современное, большое додзё в пять этажей.

Последние годы

Последние годы своей жизни О-сэнсэй провел в Иваме. Район был зеленый, весной всюду цели каштаны, персиковые деревья и порой прямо посреди улицы из земли прорывался упрямый стебель бамбука. Примерно известен режим дня, которого О-сэнсэй придерживался в 1968 году, в 86 лет.

Уэсиба поднимался в 6 утра, а это значило, что ути-дэси должны были вставать еще раньше. Утро он начинал с ванной. Условия были крайне примитивные, ванна представляла собой металлический чан, прямо под которым разводили огонь. Разумеется, находиться в такой посудине было невозможно, так что в нее залезали обутыми в гэта или вставая на специальную деревянную подставку. Такие ванны в Японии назывались гоэмонбуро, в честь известного грабителя Гоэмона Исикавы, которого сварили заживо за его преступления.

После водных процедур был простой завтрак. О-сэнсэй всегда ел со своей женой, Хатсу. До старости лет у них сохранились хорошие отношения, и за едой они шутливо подсовывали друг другу кусочки еды: «Ты это ешь», «Нет, ты сам это ешь». Пища была простой, традиционной, О-сэнсэй только изредка пробовал что-либо новомодное, типа риса карри.

Также каждое утро О-сэнсей одевался в официальное кимоно и хакама, собирал самбо и шел в храм. Самбо - это поднос, который используется в синтоистских обрядах. На него ставятся две миски: с рисом и солью и чашечка ритуального саке - омики. В своей ежедневной молитве он обычно обращался к 42 наиболее популярным богам синтоизма и буддизма. Сегодня эту группу богов называют «Айки но Оками» или «Большие боги Айкидо». Кроме того, раз в месяц он проводил еще одну церемонию - самостоятельно толок в ступе рис, делал из него лепешки и подносил богам.

До самой смерти Морихэй Уэсиба присматривал за огородом, где росли редька, лук, чеснок, турнепс. Он также вел тренировки, обычно вечерние занятия, начинавшиеся в 7 часов. О-сэнсэй предпочитал техники сувари вадза - шомен учи иккё и ай-ханми кататетори ириминаге омоте.

Ужинал в 5 вечера. К 9 он обычно уже ложился спать. Бывало довольно холодно, и по старинной традиции в постели сначала лежала служанка, чтобы ее согреть. Иногда по вечерам ученики делали сэнсэю массаж ног или читали священные тексты Омото-кё.

Раз в неделю О-сэнсэй в сопровождении учеников заезжал в Хомбу-додзё. И если в Иваме он был пожилым человеком, позволявшим себе подремать на солнце или сажать с женой арахис, то в Токио он принимал роль генерального директора и президента компании. Сопровождение учителя было непростой задачей. В последние пять лет жизни Сэнсэй иногда разражался вспышками ярости, видимо, бывшими предвестниками его болезни. В такие моменты все его боялись, и шиханы выясняли у помощников заранее в каком настроение Уэсиба, чтобы, в случае опасности, исчезнуть с горизонта.

В 1969 году О-Сэнсэй заболел раком печени. Он провел некоторое время в госпитале университета Кейо, затем вернулся домой и 26 апреля умер. Двумя месяцами позже умерла его жена. Посмертно он получил буддистское имя Айки-ин Сэйбу Эню Дайдоси, а японское правительство объявило его священным национальным достоянием Японии. Прах О-сэнсэя был похоронен в Танабе в семейном храме, а волосы сохранились в Иваме, Хомбу-додзё, додзё Кумано и Аябэ.

Морихеи Уешиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабе префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уешиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихеи, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.

Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихеи начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Шингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайши, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихеи плаванию и сумо.

В Танабе Морихеи окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихеи работал в налоговой службе Танабе, где в его обязанности входила оценка земель.

В 1902 году Морихеи уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием «Уешиба Трэйдинг» - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Нихом-баси. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токий, Морихеи начал заниматься боевыми искусствами джиу-джитсу и кен-джитсу. Тогда же у него обнаружилась болезнь бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабе. Там вскоре состоялось бракосочетание Морихеи Уешиба и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихеи был знаком с ней с детских лет.

В 1903 году Морихеи был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королем солдат». Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихеи постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзо мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихеи был демобилизован из армии и возвратился в Танабе, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.

В это время отец Уешибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киючи Такаги стать наставником Морихеи. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзо- Именно здесь Морихеи осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзо Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото. Так, в делах и занятиях боевыми искусствами, прошли три года.

В 1910 году у Хацу и Морихеи родилась дочь Мацу-ко. В это время Морихеи заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару. Там и произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такеда. Техника Дайто-рю потрясла Морихеи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такеда. который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни. Морихеи договорился с местной администрацией о возможности переселения в Ширатаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Та-набе, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кишу, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабе в Ширатаки, которое завершилось в мае.

Местность, где и сейчас находится поселок Ширатаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кишу были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихеи делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки, благоустройством домов и интенсивными тренировками с Сокаку Такеда (в 1916 году Морихеи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу).

Вследствие расширения производства древесины Ширатаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихеи вместе с другими переселенцами восстанавливал Ширатаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.

Восемь лет жизни Морихеи Уешиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе. Известие о болезни отца Морихеи получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихеи отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихеи узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омотокийо - Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихеи решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: «Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу». Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихеи,

Йороки Уешиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. Морихеи тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегучи, религиозное учение которого позволило бы Морихеи обрести мир в своей душе. В Аябе он поселился в районе проживания последователей учения Омотокийо, в доме позади начальной школы, где и прожил вместе с семьей до своего переезда в Токио в 1927 году.

Морихеи глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро Морихеи переоборудовал часть своего дома в додзо на 18 циновок, получившее название «Академия Уешиба». Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.

К сожалению, первый год пребывания Морихеи в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару.

В течение первого года пребывания Морихеи в Аябе программа обучения в Академии Уешибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омотокийо. Учиться приехали многие военные моряки с базы Майдзуру. 11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихеи. В 1921 году родился я.

В следующие два года Морихеи помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.

Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихеи к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство - и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то. что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихеи принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей. Другими словами, эта вера стала лейтмотивом его жизни.

В это время Морихеи увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и телесным развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны. В 1922 году Морихеи назвал его «айки-буджитсу».

13 февраля 1924 года Морихеи вместе с Онисабуро и группой учеников Омотокийо тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омотокийо, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихеи взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихеи, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и. обеспечили их благополучное возвращение на родину.

Это приключение стало серьезным испытанием для Морихеи и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Морихеи Уешиба, Онисабуро Дегучи и их товарищи по несчастью во время «Великого монгольского приключения». У всех на ногах цепи. Морихеи третий слева. В поисках места для «рая на земле» Онисабуро и его спутники направились в Монголию, где были арестованы китайским военачальником и приговорены к смертной казни- Снимок сделан во дворе японского консульства перед освобождением после нескольких месяцев пребывания в плену.

Возвратившись домой в 1925 году, Морихеи пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихеи. Там он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии.

Однажды открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихеи учился осознанно применять ее в своих занятиях "айки-буджитсу".

Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихеи на поединок. Морихеи принял вызов и победил практически без борьбы, поскольку мог предвидеть направление ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. Сразу после поединка Морихеи пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем не сравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо. Другими словами, то было божественное озарение.

Морихеи решил изменить название "айки-буджитсу" на "айки-будо" (джитсу - искусство, до - путь). «Искусство» подразумевает совершенство техники выполнения приемов, «до» — путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.

С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такешита Морихеи поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихеи прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такешита вновь пригласил Морихеи в Токио. На этот раз Морихеи преподавал в Имперском суде. Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихеи в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе.

Получив следующее приглашение адмирала Такешита в феврале 1927 года, Морихеи не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихеи решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В течение двух лет Морихеи снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзо с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки vi.

В 1930 году Морихеи поселился на вилле Ушигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзо. Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихеи, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это -идеал будо^. Впоследствии Кано послал заниматься у Морихеи двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.

В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзо, чтобы посрамить Морихеи. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихеи стал инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзо айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзо получило название «Кобукан». Следующие десять лет были первым «золотым периодом» айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаши, Цутому Югава, Риндзиро Шира-та. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли «адским додзо» из-за высокой интенсивности тренировок.

Следующие несколько лет Морихеи был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзо: в Токио - Оцука (додзо, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Шайбадаши; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.

Выдающимися учи-деши (постоянными учениками) в это время были Шигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Шиода и Тегуми Хоши.

В этот период Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан, среди них Кийоши Накамура, который в 1932 году женился на дочери Морихеи.

Морихеи преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой «Асаши» и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.

В 1932 году было основано «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в 1933 году Морихеи стал его президентом. В мае 1933 года открылся додзо Такеда - постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.

К середине тридцатых годов Морихеи стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища - айки-будо, «союза духа, разума и тела» — привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.

В сентябре 1939 года Морихеи в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихеи стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению «Великой Ассоциации Боевых искусств» в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихеи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такешита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уешиба.

С началом войны в Тихом океане ученики додзо Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время я был учащимся средней школы при университете Васеда. Мне, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзо.

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихеи назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо" вместо "айки-будо".

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихеи стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив мне ответственность за додзо в Вакамацу, Морихеи с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Иваме Морихеи начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзо. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзо, ныне известный как додзо Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Морихеи лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзо, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам - треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. «Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это - основа айкидо»,- объяснял Морихеи.

Во время войны все свои силы я отдавал сохранению додзо Кобукан. Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзо не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихеи, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихеи верил в свое детище, и мы вместе упорно трудились, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, мы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзо в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо».

Когда был учрежден Айкикай, я получил поручение объединить существующие организации айкидо и планировать их дальнейшее развитие. Тем временем Морихеи оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.

Начиная с 1950 года Морихеи снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихеи приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии «ай» - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихеи сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзо, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзо Айкидо». В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такашимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихеи всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо. 1956 год можно назвать годом международного при знания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях ] правительственных учреждениях. Так начался второй «золотой период» айкидо.

С возрастом Морихеи стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив мне заботы по организации занятий в Главном Додзо. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихеи «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Шинзуки в Токио. Морихеи участвовал в них и своим показательным выступлением, названным «Сущность Айкидо», просто поразил аудиторию.

Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихеи и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Шидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кин-носуко Огава и Сейдзи Мошида.

28 февраля 1961 года Морихеи посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить «серебряный мост». До сих пор я трудился в Японии, создавая «золотой мост» для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви».

7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихеи боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихеи получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзо. В этот же день в Иваме Морихеи провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзо, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихеи использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.

Торжественное открытие нового Главного Додзо состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихеи на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание дод-зо в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихеи провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.

15 января 1969 года Морихеи посетил празднование Нового года в Главном Додзо. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось. Морихеи тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзо 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уешиба на кладбище Танабе, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.

Я был избран преемником своего отца на посту Айки Дошу единогласным решением Айкикай 14 июня 1970 года.

Киссомару Уешиба.
Главы из книги "Будо - учение основателя Айкидо"
Издательство "Феникс"
1999г.



 

Возможно, будет полезно почитать: