Что такое хореография? Это важный элемент в развитиии ребёнка. Детская хореография Хореография дети 3 5 лет

Лилиана Дзиганская

Конспект открытого занятия по хореографии для детей 4-5 лет

Открытый урок по предмету «Хореография» первый год обучения.

Данное занятие составлено по адаптированной рабочей программе «Школа танцев» для детей 1 года обучения (4-5 лет). В нём представлены тематические танцевальные композиции, игровая растяжка, упражнения предназначенные для изучения азов классического и народного танца.

Данный материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных образов для детей, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребёнком танцевальных движений, и постановок. Предназначен для тех, кто работает с детьми 4-5 лет, для хореографов, работающих с дошкольниками.

План занятия

1. Тема урока: «Навыки выразительного движения»

2. Тип урока: комбинированный

3. Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений, танцевальных этюдов.

4. Задачи:

развивать чувство ритма;

учить слушать и слышать музыку;

способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении;

прививать учащимся культуру общения между собой

5. Форма работы: групповая, игровая

6. Оборудование и источники информации:

музыкальный центр

аудио записи

7. Методы обучения: практический, словесный

Структура урока:

1. Организационный момент (организованный вход детей в зал и построение в линии, проверка осанки, проверка позиции ног, поклон - приветствие) - 3 минуты

2. Разминка на середине: разогрев всех групп мышц – 7 минут

3. Основная часть: танцевальные этюды, танцевальные игры – 30 минут

4. Прыжки -3 мин

5. Заключительная часть : поклон – прощание – 2 минут.

6. Подведение итогов – 3 минут.

1. Организационный момент

Дети входят в зал и встают каждый на свою метку (я использую кружочек из ткани).

Проверка осанки (дети проговаривают стих, педагог проверяет осанку)

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Стали, как принцессы мы

Красивы, стройны, гладки

Проверка позиций ног

Жили два брата Федорка с Егоркой (6-я позиция)

Поссорились братья Федорка с Егоркой (1-я позиция)

Но скучно им было порознь играть (1-я позиция)

Федорка с Егоркой вместе опять. (6-я позиция)

Поклон (руки на поясе, ноги в 6-ой позиции, шаг в право- присели, шаг влево- присели)

2. Разминка на середине: «Лукоморье»

У лукоморья дуб зеленый (стоя на левой ноге, руки в третьей позиции)

Златая цепь на дубе том (руки опускаются на пояс)

И днём и ночью кот ученый (встают на четвереньки)

Всё ходит по цепи кругом (прогибаем спину)

Идёт направо песнь - заводит (выносим правую ногу вбок на пяточку)

Налево - сказку говорит (выносим левую ногу вбок на пяточку)

Там чудеса: там леший бродит (встаём на колени, руки поднимаются вверх)

Русалка на ветвях сидит (в положении сидя скручивание, колени согнуты)

Там на неведомых дорожках (руки вращаются вперед по очереди- мельницы)

Следы невиданных зверей (марш)

Избушка там, на курьих ножках (стоя на одной ноге, руки в третьей позиции)

Стоит без окон, без дверей (руки открываются из третьей позиции во вторую)

Там лес и дол видений полон (березка)

Там на заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой («качели»: лёжа на животе поднимать поочередно грудную клетку и ноги)

И тридцать витязей прекрасных (поза спящего солдата)

Чредой из вод выходят ясных (поза спящего солдата)

И с ними дядька их морской (поза спящего солдата)

Пленяет грозного царя (поза спящего солдата)

Там в облаках перед народом (поза корзинки)

Через леса, через моря (стоя на ногах руки качаются из стороны в сторону)

Колдун несёт богатыря (стоя на двух ногах руки сгибаются в локтях (силач)

В темнице там царевна тужит (мостик)

А бурый волк ей верно служит (поза ребёнка)

Там ступа с Бабою Ягой (поза лягушки)

Идет, бредёт сама с собой (поза лягушки)

Там царь кощей над златом чахнет (ноги разведены в стороны, грудную клетку нужно положить на пол)

Там русский дух… там Русью пахнет! (поза стола)

И там я был, и мёд я пил (руки на поясе, по очереди открывается правая рука, левая рука)

У моря видел дуб зелёный (руки поднимаются вверх)

Под ним сидел и кот ученый (руки опускаются вниз)

Свои мне сказки говорил (руки собрали в полочку)

3. Основная часть

Растяжка «Рыбалка» (и. п. сидя на попе, ноги вытянуты вперёд, носки натянуты)

Сидит рыбак на озере любитель рыболов

Сидит мурлычет песенку, а песенка без слов

(носки поднимаем вверх, вниз)

Тра-ля-ля

Тра-ля-ля

Тра-ля-ля

А озеро глубокое, удачным будет лов

Сейчас поймает окуня любитель рыболов

(«плывём»: наклоны вперёд к ногам, руки разводим в стороны)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по плечам)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по коленям)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по носкам)

А песенка чудесная и радость в ней и грусть

И знает эту песенку вся рыба наизусть

(«плывём на лодке»: кисти-кулачки, наклоны корпуса к ногам, руки через стороны вверх по кругу)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по плечам)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по коленям)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по носкам)

Как песня начинается, вся рыба разбегается

(«Велосипед»: лежа на спине, ноги вверх)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по плечам)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по коленям)

Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по носкам)

Разучивание позиций рук «Воздушные шарики»

Берём зелёный шарик в руки (подготовительная позиция)

Поднимаем его повыше (1-я позиция рук) , потом ещё повыше (3-я позиция рук) , а теперь запускаем в небо, он улетел (раскрываем руки в стороны 2 позиция) . Это упражнение повторяется три раза, каждый раз мы запускаем шарик разного цвета.

Музыкально-ритмическая композиция «Чок да чок!»

Чок да чок – танцуют дети.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок!

Чок да чок – танцуют дети, (приседания вправо и влево)

Выставляя каблучок. (выставляют правую ножку вперёд на пятку)

Заплясали наши дети (крутим носочком)

Всё быстрей и быстрей,

Заплясали наши дети

Веселей, веселей!

Чок да чок – танцуют дети. (приседания вправо и влево)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок!

(дети хлопают в ладоши- по два хлопка справа и слева)

Чок да чок – танцуют дети, (приседания вправо и влево)

Выставляя каблучок. (выставляют левую ножку вперёд на пятку)

Заплясали наши дети (крутим носочком)

Всё быстрей и быстрей,

Заплясали наши дети

Веселей, веселей!

Чок да чок – танцуют дети. (полуприседания вправо и влево)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок!

(дети хлопают в ладоши- по два хлопка справа и слева)

Чок да чок – танцуют дети, (приседания вправо и влево)

Выставляя каблучок. (выставляют правую ножку в сторону в право на пятку)

Заплясали наши дети (руки вправо мельница)

Всё быстрей и быстрей,

Заплясали наши дети (поворот вправо на полупальцах)

Веселей, веселей!

Чок да чок – танцуют дети. (приседания вправо и влево)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок!

(дети хлопают в ладоши- по два хлопка справа и слева)

Чок да чок – танцуют дети, (приседания вправо и влево)

Выставляя каблучок. (выставляют левую ножку в сторону влево на пятку)

Заплясали наши дети (крутим носочком)

Всё быстрей и быстрей,

Заплясали наши дети (поворот влево на полупальцах)

Веселей, веселей!

Белорусская игра «Кузнечики»

Дети становятся вкруг, считалкой выбирается водящий, он называет любое движение из тех, которые мы учили, все выполняют это движение по кругу под соответствующую музыкальную композицию, после остановки музыки, ребёнок-вода называет следующего водящего. Новый водящий вновь называет любое движение, все выполняют его по кругу и т. д. до тех пор пока все не поучаствуют в качестве воды.

Список движений, которые знают дети:

Подскоки

Раз подскок!

Два подскок!

Высоко потолок!

Стать высо-о-о-оким хочу!

Шаг на полупальцах

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Шаг с полуприседанием

Шаг присяду,

Шаг присяду.

Это танец я учу,

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу!

Шаг присяду,

Шаг присяду.

Спинку прямо я держу,

Танцевать себя заставлю,

Даже если не хочу.

Боковой приставной шаг

А теперь бочком, бочком

Друг за другом мы идем.

Ножка в стороны шагает,

А другая догоняет.

Так шагают ножки

По кривой дорожке:

Топ, топ, еще топ,

А потом все вместе стоп!

Топотушки

Топотушки, топотушки,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дружно, весело, задорно

Повторим мы все опять!

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя,

Замечательная!

В гости к нам

Пришли зверюшки,

Им покажут топотушки,

Постучим мы ножками,

Протопчем к ним дорожку мы.

Мы веселые игрушки,

Пляшем танец

«Топотушки».

Ножками мы топаем

И в ладоши хлопаем.

Маятник

(перенос тяжести тела с ноги на ногу)

Вперед назад, вперед назад

Маятник качается.

Влево вправо, влево вправо

Детям очень нравится.

Галоп боковой

Скоком боком, скоком боком,

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Получается галоп.

Пятка пятку догоняй –

Пятка пятку выбивай.

Ножка ножку догоняла,

Все бочком за ней скакала.

Стоп! я сказала. Я устала…

Ножка ножку догоняла,

Все бочком за ней скакала.

4. Прыжки

Разучивание прыжков «Солнечные зайчики» (музыкальный размер4/4)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы скакать.

Утром, вечером и днём

Мы скакать не устаём.

Солнечные зайчики встали на заре (соте по 6-ой позиции)

Как тепло и весело стало на земле

По тропинкам зайчики прыгают в лесу

Собирают раннюю росу

Блещет речка золотом, блещет в тишине (прыжки из 6-ой во 2-ую позицию)

Солнечные зайчики пляшут на волне

Заглянули зайчики в комнату мою

С добрым утром я уже встаю!

Проигрыш (хлопки в такт музыке)

5. Заключительная часть

Поклон- прощание (и. п. руки на поясе, ноги в 6-ой позиции)

Раз ладошка (правая рука открывается в сторону)

Два ладошка (левая рука открывается в сторону)

Я пока что (правая рука подносится к губам)

не звезда (левая рука подносится к губам)

Если нравлюсь хоть немножко (хлопки в ладоши над головой)

Мне похлопайте тогда (хлопки в ладоши над головой)

Да! (топнуть правой ногой, правая рука вытянута вперёд знак «класс»)

6. Подведение итогов.

Маленькие детки любят музыку, стараются улавливать ритм и двигаться в такт. Развить способности и творческий потенциал ребенка поможет правильно выбранная школа танцев для детей от 3 лет. Здесь малыш научится чувствовать и понимать музыку, у него разовьется музыкальный слух и чувство ритма. Ребенок сможет лучше контролировать свое тело, он станет более выносливым, сильным и пластичным, а его движения приобретут четкость. Вы заметите, как у Вашего чада сформируется красивая осанка и походка. Не стоит забывать, что уроки танцев для детей направляют в нужное русло бурлящую детскую энергию, учат выражать эмоции в танце.

Детские танцы – гармоничное развитие Вашего ребенка

Еще в Древней Греции понимали большое значение музыки для всестороннего развития и воспитания ребенка. При этом важно, чтобы занятия приносили малышам удовольствие – только в этом случае уроки будут полноценными.

Сегодня танцы для детей от 3 лет включают в себя разминку, оптимальную нагрузку на мышцы, растяжку и, конечно, изучение основ хореографии, которые являются неотъемлемой частью любого танцевального направления. Таким образом, формируется интерес к искусству танца и закладывается база для дальнейшего развития ребенка. Полученные навыки помогут ребенку чувствовать себя уверенно, избежать каких-либо комплексов в будущем. Созданная в раннем возрасте база поможет более быстро и легко освоить многие направления не только классической, но и современной хореографии.

Детские преподаватели танца в школе Дарьи Сагаловой

В нашей школе работают преподаватели, которые любят детей – и это всегда взаимно! В зале всегда царит приятная, легкая и доброжелательная атмосфера. Малыши сами с радостью повторяют движения, стараются сделать все красиво. Преподаватели студии Дарьи Сагаловой имеют не только значительный опыт работы с детской аудиторией, но и значительные профессиональные достижения. Они регулярно принимают участие в крупных концертах, которые проходят на сцене Крокус Сити Холл, Государственного Кремлевского дворца, Олимпийского и других залов. Кроме того, они сотрудничают со многими звездами нашей эстрады.

У Вашего ребенка тоже будет возможность подняться до профессиональных высот! Чтобы ученики смогли продемонстрировать новые навыки и умения, мы регулярно организуем отчетные концерты. Дети, чьи достижения действительно впечатляют, принимают участие в разнообразных конкурсах и соревнованиях. Со временем они смогут выступать на крупнейших площадках столицы и работать с профессиональными танцорами и певцами. Такая возможность есть у каждого!

Не менее важно, что уроки танцев для детей 3 лет – это дополнительная возможность для общения ребенка, социальной адаптации. Малыш сможет почувствовать себя в команде и найти новых друзей. Занятия проходят в игровой форме, поэтому дети всегда с удовольствием их посещают – Вам не придется уговаривать свое чадо, как это часто бывает с детским садиком.

Как записаться на пробный урок в школу Дарьи Сагаловой?

Если Вы хотите познакомиться с этим танцевальным направлением и нашей школой в целом, просто запишитесь на пробный урок. Первое занятие будет для Вас бесплатным! Сегодня можно записаться на танцы для детей от 3 лет в Подольске и в Москве. Оставить заявку можно через форму на нашем сайте, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время. Также Вы можете обратиться к специалисту по телефону. Мы уверены, что уже после первого занятия Ваш ребенок захочет возвращаться к нам снова и снова!

Конспект занятия по хореографии для детей средней группы ДОУ "Кошкин дом"

Тема: Изучить танец «Кошкин дом».
Цель : Изучить танец «Кошкин дом»
Задачи:
Обучающие: Прослушать музыку, изучить движения для танца «Кошкин дом». Сформировать умение правильно и красиво двигаться под музыку.
Развивающие: Развить музыкальные способности, развить координацию движений, память, внимание.
Воспитательные: Воспитать терпение, трудолюбие, толерантное отношение к друг другу, художественно- эстетический вкус.
Оборудование: аудиозаписи, музыкальный центр, коврики. На заднем фоне рисунок двери. Реквизит кошачьи ушки.

Ход занятия

Дети выстроились в колонну друг за другом. (Звучит музыка, все выстраиваются в «квадрат» на свои цветочки) поклон.
Педагог: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас прекрасная погода в такую погоду хочется отправится в путешествие. Вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Педагог : Ребята посмотрите, а что это за дверь, я вам расскажу по секрету там страна Мурляндия, в ней живут коты и котята у них есть чудесная полянка где они любят танцевать. И мы с вами сейчас туда отправимся.
Я совсем забыла, чтобы войти в эту дверь нам с вами нужно быть похожими на котят, давайте оденем эти ушки.
(Дети одевают кошачьи ушки, и выстраиваются в колону).
Разминка:
Дети идут по кругу и выполняют следующие упражнения:
- ходьба на полу-пальцах
-ходьба с вытягиванием прямой стопы
-ходьба с высоким подниманием колена
- боковой галоп

Бег с захлестом
- подскоки
(все упражнения выполняются под ритмическую музыку)
Дети возвращаются в «квадрат» выполнение упражнений на разогрев разных групп мышц.
- Упражнения для шеи (наклоны вперед, назад и в стороны. Круговые вращения головой)
-Упражнения для плечевого сустава и кистей (круговые вращения руками, подъем и сбрасывания плеч)
-Наклоны туловища
-Прыжки (вверх на двух ногах, ноги по шестой и второй позиции)
Педагог: Вот мы с вами и попали в страну Мурляндию, в этой стране есть песенка, которую все любят и напевают, давайте с вами ее послушаем.
Дети: Слушают песню «Мурляндия».
Педагог: В Мурляндии все любят играть, и сейчас мы с вами вспомним игру, которая называется «Умывалка». Котята и кошки очень любят умываться, а вы умываетесь по утрам?
Дети: Да
Педагог: Давайте сейчас мы покажем как же мы это делаем.(Звучит музыка из мультика «Маша и Медведь» танец-игра «Умывалка».)
Педагог: Какие вы молодцы. Следующая игра «Хлоп-топ». Повторяем все за мной. (Звучит детская полька)
Дети повторяют движения за педагогом.
Педагог: Вот мы с вами и размялись и поиграли пора и выучить танец страны кошек. Давайте сейчас под музыку покажем какие лапки у кошечек, какой хвостик пушистый, повторяем движения.
(Играет песня «Мурляндия», дети повторяют движения за педагогом).
Педагог: Вы сегодня молодцы, мы с вами выучили начало танца «Кошкин дом», давайте сейчас еще разочек повторим для закрепления.
Дети повторяют еще раз.
Педагог: Следующее движение на
1-4 встаем на носки и кружимся вокруг своей оси и делаем хлопок.
5-8 Повторяем это же самое движение в другую сторону.
1-4 выставляем правую ногу на пяточку и возвращаем ее на исходное положение.
5-8 выставляем левую ногу на пяточку и возвращаем ее на исходное положение.
1-8 делаем упражнение «пружинка».
Педагог: А теперь давайте все вместе повторим под музыку.
(Звучит музыка дети повторяют за педагогом)
Педагог : Все сегодня молодцы, а скажите ребята, в какой стране мы сегодня побывали?
Дети: В Мурляндии
Педагог : А что любят кошки?
Дети: Играть
Педагог : А мы с вами сегодня какие игры повторили?
Дети: «умывалка» и «хлоп-топ».
Педагог : Вам понравилось занятие?
(дети выполняют поклон)
Педагог : Продолжим изучение танца на следующем занятии. До свидания
Дети: До свидания, спасибо за занятие.

Курсы Повышения Квалификации

«Совершенствование профессионального мастерства

Педагогов по хореографии»

« Психологический подход и особенности построения занятия по хореографии

С детьми 3-5лет»

Каменева Я. А.

/педагог хореографии ДДТ Петроградского р-на

Образцовый ансамбль танца РОВЕСНИКИ/

2013г

Возраст 3-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают этих детей с младшими дошкольниками, уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребенка. Большую роль в восприятии детей в дошкольном детстве, продолжает играть подражание, особенно при овладении новым движением, операциям, действиям. Они легче воспринимают образы реальных предметов и материализованные действия, чем слова.

Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники среднего возраста эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека.

Дошкольники среднего возраста не способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации, состояния– исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс преобразования.

В этом возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Дети все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для преподавателя поведение ребенка, выражение им чувств –важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии и возможных перспективах развития. Эмоциональный фон на занятии может быть положительным или отрицательным. Например, жалоба ребенка педагогу - это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми. Жалуясь взрослому, ребенок ищет у него сочувствия, сопереживания и помощи. Оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, чтобы увильнуть от выполнения определенных упражнений или части занятия. В других - следует удовлетворить его потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении. В-третьих - помочь организовать взаимодействие со сверстниками, предварительно объяснив образцы поведения и исключив тем самым тенденцию к ябедничеству. Во всех случаях участие преподавателя поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение педагога к ним должно варьироваться в соответствии с их характером.

Большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.

Опираясь на знания психологии детей возраста 3-5лет, педагог-хореограф должен уметь правильно выстроить план урока по хореографии, ритмопластике. Таким образом, при изучении рисунка в танцклассе, приобретению танцевальных навыков, музыкального восприятия, ритмических особенностей и взаимодействию с другими обучающимися в группе нужно использовать игру, как основную особенность данного возраста, для достижения поставленных задач в каждой отдельной группе.

В своих уроках для малышей я стараюсь находить связь между отдельными подвижными играми и образами с движениями, упражнениями и танцевальными заданиями, чтобы получить от обучаемых детей нужных результатов. Каждую часть практического урока нужно комментировать или называть понятными детям словами (образами, предметами, персонажами), а зачастую дети и сами подсказывают то или иное определение своим действиям на занятии ритмопластикой (ранней хореографией).

Музыкально-танцевальное занятие для малышей в игровой форме длится всего 30-50 минут. На занятии дети учатся выражать эмоции посредством движения, развивают образное мышление и фантазию, чувство ритма и музыкальность, концентрацию внимания, память. Но бывает и так, что общий эмоциональный настрой детей не находит отражения, желаемому педагогом, дети начинают отвлекаться и внимание группы буквально рассеивается на глазах. При определенном опыте может стать выходом отдельные предметы, находящиеся в танцклассе или же подготовленные на такой случай преподавателем. Либо же это может стать часть одежды (например, снятый при занятии на коврике носок или балетка - под предлогом душного помещения) и выполнения всех привычных упражнений с использованием данного предмета, что вновь вовлекает детей в игру и концентрирует внимание как на нечто новое.

Кроме игр и упражнений существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная с педагогом, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего детей, но и в качестве непосредственного участника процесса, дисциплинирующего занимающихся в танцклассе. Например, в танцевально-игровой форме собирать предметы после окончания занятия. Участие преподавателя предупреждает нежелательное поведение детей, фиксируя и поощряя их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Известно, что дети указанного возраста оценивают своих сверстников, ориентируясь на мнение взрослых (родителей и преподавателей). Именно мальчики чаще оцениваются взрослыми негативно как непослушные, драчливые и пр. Девочки же больше соответствуют требованиям взрослых, они добры, послушны, спокойны и прочее. В силу этого девочки чаще заслуживают похвал и позитивных оценок. Относительно же мальчиков, в силу особенностей возраста 3- 5лет, внимание на словах педагога держится не более 2минут и похвала или замечание должны быть более конкретной (факт - за что). У мальчиков на занятии больше проявляется особенность возраста «Я ХОЧУ!», и задача детского хореографа заставить поверить его в свои силы и умение двигаться в нужное педагогу русло. Очень важно разделить с ребенком неудачу или если что-то не получается, поддерживать его во время выполнения движений, опираясь и на такие знания психологии возраста 3-5лет (кризисного перехода к «Я САМ!» «Я УЖЕ БОЛЬШОЙ!»).

В целом дошкольники – кинестетики, т.е. им нужно пробовать, а не слушать или смотреть, поэтому занятия хореографией как нельзя лучше соответствуют данному требованию в развитии малышей. При ведении урока с данным возрастом педагогу нужно учитывать, что дошкольники остаются старательны лишь в течении приблизительно 12минут, и им необходима частая смена деятельности, переключение внимания. Усталость одних и активность других детей можно вылить в форму короткого концерта в рамках занятия, что способствует развитию творческого исполнительского мастерства, актерских данных, запоминанию пройденного материала и демонстрации навыков, полученных на ритмопластике. Стоит при этом помнить, что любая импровизация должна основываться на подготовке, не стоит применять данный прием, если в целом дети еще мало чему обучены. Так же можно давать домашнее задание «показать пройденное или концерт родителям».

Отдельным моментом концентрирования детей является образ педагога на занятии. Опрятность во внешнем виде, соответствие формы одежды хореографа должны подкрепляться чистотой, ясностью и грамотностью произношения слов, активностью в ведении занятия, а так же участие в игровых моментах в качестве ведущих образов/персонажей возможно с конкретными отличающими предметами, фокусирующими внимание детей на педагоге.

Ритмопластика –это начальная форма обучения, элементарное познание танцевальных форм движения, первый раздел обучения хореографии. Это во многом определяет подбор музыкальных произведений. Как правило, музыкальные отрывки еще не требуют на уроках углубленного подхода к хореографическим формам, поэтому они не должны быть чересчур сложным по звучанию, размеру и характеру. Это несложные марши с легкой фактурой для хорошего усваивания учащимися ритма. Для упражнений по кругу используются несложные польки с ярко выраженным ритмом, например, чешская полька или белорусская полька “Янка”. В упражнениях по кругу хореографом часто применяется изменение темпа в музыке, которое служит более точному восприятию музыки учащимися, приучает реагировать на увеличение темпа или замедление, либо на внезапный переход к быстрому или медленному движению. Воспитывая эстетическое восприятие музыки, ритма, нужно подбирать музыкальные отрывки, согласованные с движениями, с характером танца, яркие по звучанию. Роль концертмейстера незаменима. Его работу следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения искусству танца. Подбор осуществляется в специальном музыкальном материале, который, к сожалению, является редкостью в музыкальных библиотеках и задача концертмейстера не только найти соответствующие ноты, но и выбрать из них именно то, что пригодится на уроке хореографии. Иногда стоит обратиться к современным детским музыкальным произведениям, которые придется подбирать на слух, но в итоге они всегда будут приводить детей в восторг и хорошее настроение, благоприятствующее усвоению материала на уроке. Существует такое понятие у хореографов как “квадрат”. Это ни что иное, как период, состоящий из восьми или шестнадцати тактов, на логической законченности которого строится движения танца. Не все выбранные вальсы, польки, марши могут быть одобрены хореографом. Музыкальный репертуар необходимо постоянно пополнять. Действительно, частое звучание на уроке одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений учащимися. Однако слишком частая смена сопровождения рассеивает внимание, не способствует усвоению и запоминанию движений. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает детей понимать соответствие между характером музыки и характер движения

Музыка, движение и слово – эти “три кита” лежат в основе урока ритмопластики. Для понимания ритма и запоминания многих упражнений на занятиях используется стихотворная форма-сопровождение. Примеры таких коротких четверостиший можно легко найти в интернете и книгах по воспитанию и подвижным играм, подбирая под тему своих занятий и используя для разнообразия образных движений. Например:

Сядем ниже и подскочим,
Ручки шире и в замочек,
Ручки шире и в замочек,
Посмотрите, как мы можем!
Вправо-вправо повернемся
И растяжкой мы займемся…

Задача первых двух лет обучения танцам – согласовать речь с движением и музыкой, научить ориентироваться в пространстве и освоить основные танцевальные элементы. Для 3-леток в уроке сконцентрировано гораздо больше танцевальных игр, причем с минимальным содержанием хореографии -- хлопки, притопы, повороты. В этом возрасте не стоит задачи научить ребенка танцевать. Важно научить в первую очередь, чтобы дети повторяли за педагогом, ориентировались в пространстве, взаимодействовали с другими детьми. Также с раннего возраста для танцора важно развитие музыкального слуха и чувства ритма. Игры помогают развить реакцию, быстро запоминать танцевальные движения и комбинации.

В 3х-летнем возрасте с детьми разучиваются простые танцы-этюды, хороводы с повторениями для лучшего запоминания, где дети могут выполнять движения по рисунку танца, повторяя за педагогом. А уже с 4-5лет детей можно приучать самостоятельно выполнять движения и запоминать порядок танца, дети в 5 лет легко могут приспособиться к делению на группы в танце (по образам, половому признаку, задачам). Но все же в данном возрасте и для постановки танцев для детей вообще следует учитывать, что детям проще запоминать и понимать танец сюжетный и с конкретными образами. В постановках и разучивании этюдов выявляются одаренные дети и лидеры группы, что помогает хореографу координировать свои действия в течении цикла занятий. Для улучшения продуктивности занятий преподаватель должен вести активную работу с родителями, проводить тесты и диагностику своей работы, анализировать результаты всей группы и каждого ребенка.

Примерный план урока хореографии-ритмопластики:

дети 3-4 года:;
- пальчиковые игры: «Сороконожка», «Этот пальчик», «Раз, два, три»;
- ритмические игры на мелкую моторику: «Мы капусту режем», «Дятел», «Зайчики», «Аленький цветочек», «Черепашка», «Правая и левая», «Рева-корова»;
- вводные игры на освоение пространства;
- танцы-игры по кругу: «Серединка», «Пузырь»;
- вводные игры на знакомство;
- танцы-игры «Хая-мая», «Карусели» (бег по кругу), «Хорошо в реке купаться»;
- марш по кругу;
- постановка рук и бег;
- пальчиковая игра: «Паучина»;
- работа по кругу «Колесо», «Брыкалочка»;
- растяжка (складка);
- упражнение «Пли»;
- танцы-игры: «Гусеницы», «Жук», «Лампочки», «Ваше величество», «Трещалки»;
- растяжка – складка («Бутерброд»), прогиб («Корзиночка»);
- танцы-игры «Веселые щенки», «Кошечка», «Гуси-лебеди»; «Львы и утки»; «Страус»;
- растяжка - поперечный шпагат («Корни», «10 лунатиков»);
- театральная игра со звуками, «Тра-та-та», «Шатун-ревун»;
- Дыхательные упражнения («Шарик», «Свечка»);
- танец-игра «Задаваки» на финал урока.

Так же примерные уроки для данного возраста, мастер-классы и хронометраж можно посмотреть на сайтах, указанных в конце работы.

Данная работа написана мной на основании приобретенных знаний на курсах повышения квалификации «Совершенствование профессионального мастерства педагога по хореографии» , а именно занятии -лекции по возрастной психологии /преподаватель Хорошилова Оксана Викторовна/, занятий по композиции и постановке танца для детей / Ожегина Ольга Викторовна/ , открытого урока 1года обучения хореографического ансамбля песни и танца им.Дунаевского Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных / педагог Лесникова Светлана Васильевна/, а так же общения с коллегами и участниками курсов повышения квалификации и собственном опыте работы с детьми данного возраста.

Полезная литература по данной теме :

Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Ленинград: Музыка, 1970.

Белопольская Н.Л. Экспресс-методика для диагностики детей 3-4лет. м// Когито-Центр, 2008г

Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение. 1983

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии. – 1998. - №6

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.// Вопросы психологии.1992.

Домогацкая И.Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет. М.// Классика-XXI, 2004г

Дубровицкая С. Подвижные игры для детей от 3 до 7лет. // Мой Малыш

Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика, 2001

Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. – М.: Глобус, 2009

Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. //Дошкольное воспитание. 1981, №11.

Кацер О.В., Коротаева С.А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. Часть 1, 2 (+2 CD) // Композитор, 2008г

Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание. 1986, №1.

Мантессори М. Методика раннего развития от 6месяцев до 6 лет. //

Руднева С. Д. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972

Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984, №4

Субботина Л. Ю. Учимся играя. Обучающие игры 5-10лет. // Практикум

Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание. 1983, №2.

Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение 1987

Юсупов Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 - ти лет жизни// «Дошкольное воспитание», №8, 2002г., стр.28

Полезные сайты по данной тем e :

http ://

http :// www . youtube . com

Школа эстетического воспитания «Фуэте-арт»

1. Н ачальная школа (3-6 лет)

Группы МО1, МО2
Возраст: от 3.5 до 4 лет
Программа раннего эстетического развития

Программа: 4ч/нед

Для самых маленьких деток мы разработали специальную программу, которая ориентирована на укрепление мышц, постановку корпуса, развитие танцевальности. Занятия проходят в игровой форме.

1.Ритмика. 30 мин/раз в нед. Педагог: Ипатова Е.А.

2. Гимнастика. 25 мин/2 раза в нед. Педагог: Ипатова Е.А.

4.Муз.движение (ГЕПТАХОР). 30 мин/раз в нед. Педагог: Ташкеева Е.В.

Стоимость: 5000 р./мес.

Группы 2.1, 2.2, 2.3 (утренняя группа)
Возраст: от 4,5 до 5,5 лет
Программа: Хореографическое творчество
Классный руководитель: Ипатова Е.А.
Программа: 4ч/нед + бесплатная гимнастика по субботам (45 минут)

1.Ритмика. 30 мин/2 раз в нед. Педагог: Ипатова Е.А.

2. Гимнастика. 30 мин/2 раз в нед. Педагог: Ипатова Е.А.

Стоимость: 5000 р./мес.

Группы 3.1, 3.2
Возраст: от 5 до 6 лет
Программа хореографическое творчество
Классный руководитель: Ипатова Е.А.
Программа: 4ч/нед + бесплатная гимнастика по субботам (45 минут)

1.Ритмика. 35 мин/2 раз в нед. Педагог: Ипатова Е.А.

2. Гимнастика. 30 мин/2 раз в нед. Педагоги: Паршина С.В., Потапов И.М.

Стоимость: 5000 р./мес.

Средняя школа (от 6 лет)

Направления:

1. Хореографическое творчество («0» классы)

Ритмика (2ч/нед), Гимнастика (1ч/нед.), Классический танец (1ч/нед.), Основы классического танца и растяжка (1ч/нед.),Музыка (1ч/нед)

Стоимость: 5000 р./мес.

2. Исполнительское мастерство (1,2,3,4,5 Арт классы)

Хореография 4ч/нед., Вокал (1ч./нед), Муз. Грамота (1ч./нед.), Актерское мастерство (1ч/нед), Музыкальный театр (1ч./нед)

Стоимость: 5000 р./мес.


2. Основное отделение школы (бюджетное).

В рамках госзадания школа реализует следующие программы дополнительного образования в области хореографического искусства:

1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» 8(9) лет (для детей, поступивших ГБУДО г. Москвы «ДХШ «Фуэте» в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет). Срок реализации 8(9) лет. Программа с 2015-2016 учебного года.

Количество учащихся - 45 чел.

В программе:

  • классический танец;
  • народно-сценический танец;
  • современный танец-модерн;
  • ритмика;
  • гимнастика;
  • история искусств;
  • основы нотной грамоты;
  • фортепиано.

Образовательные программы .

2. Дополнительная общеразвивающая программа на углубленном уровне «Хореографическое искусство» 5(6) (для детей, поступивших ГБУДО г. Москвы «ДХШ «Фуэте» в первый класс в возрасте с 9 до 12 лет ). Прием в первый класс по этой программе прекращен с 2015 года. Срок действия программы до 2020 г.

Количество учащихся - 45 чел.

В программе:

  • классический танец;
  • народно-сценический танец;
  • современный танец-модерн;
  • ритмика;
  • гимнастика;
  • история искусств;
  • основы нотной грамоты;
  • фортепиано.

Образовательные программы:


3. Программа обучения "Базовая"

Начальная школа (от 3 до 6 лет)

Группа ПО1
Возраст: от 3 до 4.5 лет
Подготовительная группа
Классный руководитель: Морозова О.С.
Программа: 4ч/нед

1. Хореография (ритмика + гимнастика). 45 мин/раз в нед.

Педагог: Ипатова Е.А.

2. Музыкальное движение (ГЕПТАХОР). 45 мин/ раз в нед.

Педагог: Ташкеева Е.В.

Группа создана специально для максимально комфортного знакомства новых учеников, а так же их родителей с нашей школой. За время обучения в подготовительном классе ребенок в мягкой форме ознакомится с правилами и образовательным процессом школы. А родители смогут подобрать наиболее подходящую группу для дальнейшего обучения, ориентируясь на рекомендации педагогов и администрации школы.

Стоимость: 3400 р./мес.

Группы Общего хореографического развития (ОХР_1,2,3)
Возраст: от 4,5 до 6 лет

Программа: хореография 2 раза в неделю по 45 минут (Ритмика 20 минут, 5 минут перерыв, Гимнастика 20 минут).

Педагоги: Ипатова Е.А., Потапов И.М.

Стоимость: 3400 р./мес.

Средняя школа (От 6 лет)

1-5 Арт классы
Возраст: от 6 лет
Направление «Общее хореографическое развитие»
Классный руководитель: Потапов И.М.
Программа: хореография 2 раза в неделю.
Стоимость: 3400 р./мес.

Урок «Хореография» в средней школе по классам:

1 и 2 Арт классы:

1 раз в неделю: Классика 30 минут / Гимнастика 20 минут

2 ой раз в неделю: Растяжка 15 мин / Ритмика – танец 35 минут

(между уроками возможен небольшой перерыв

3 и 4 Арт классы:

1 раз в неделю: Классика 30 минут / Гимнастика 25 минут

(между уроками возможен небольшой перерыв)

(между уроками возможен небольшой перерыв)

5 класс

1 раз в неделю: Народный танец 30 минут / Гимнастика 25 минут

(между уроками возможен небольшой перерыв)

2 ой раз в неделю: Растяжка 15 мин / Классика 40 минут

(между уроками возможен небольшой перерыв)



 

Возможно, будет полезно почитать: