Что значит классические игроки в pes

Pro Evolution Soccer 2017 наконец-то вышел. Многого от этой игры я не ждал, но не попробовать в нее сыграть не мог.Тем более, что игра подешевела в Steam до 1200 рублей. Столько же стоила предыдущая часть в свое время. Не знаю, были ли люди, которые приобрели новый PES за 3700 рублей. Но если были, то сами виноваты, потому что

И что же мы получаем за эти 1200 рублей? Сначала видим меню, выполеннное в чуть измененном стиле, по сравнению с прошлым годом. На мой взгляд, стало лучше. Но никуда не исчезли традиционные песовские серые подгрузочные плашки с легендарными "Обновл. данными".

Когда-нибудь у меня не будет для тебя обновл. но это уже совсем другая история...

Интерфейс настроек составов команд тоже не светится дружелюбием. Фамилии футболистов элементарно не влезают в строчки уже третий год, но разработчикам, похоже, всё нравится. Хотя толковый дизайн японскому футсиму точно не помешал бы. Многие любители эстетики из-за такого оформления выйдут из игры раньше, чем сыграют свой первый матч.

Интерфейс скорее напоминает древний футбольный менеджер, чем современный футсим.

Сам по себе геймплей таков, что фанатам Pro Evolution Soccer наверняка понравится. Пасы и переводы с фланга на фланг стали еще лучше. Плюс хитрые разработчики добавили вибрацию геймпада при ударах и борьбе за мяч. И многим показалось, что и удары "теперь чувствуются", и физическая составляющая вышла на новый уровень.

К физике мы еще вернемся, а вот что действительно вышло на новый уровень - это игра вратарей. По анимациям прыжков вопросы, конечно, есть. Но теперь топовые голкиперы очень здорово выручают. Забить теперь не так-то просто. И в режиме MyClub тоже, а это значит, что он теперь становится,как минимум, играбельным! Но ему я посвящу отдельное видео.

Удар игрока сборной России Барышникова в стиле Робина ван Перси. Сложно поверить, что это можно потащить. Если ты не Де Хеа, конечно...

Кстати о сборной России, Барышниковых и Кабаевых... Проблема с лицензиями, судя по всему, выйдет на новый уровень. Если раньше любимым высказыванием поклонников PES в спорах с любителями FIFA было: "Да я патчик установлю и всё будет лицензионное", то сейчас всего этого, похоже не будет. А виной всему антипиратская защита Denuvo. Так что футболистов и команды либо придется переименовывать вручную, либо смириться и играть без форм и эмблем. Кое-какие попытки создать патчи, тем не менее есть. И даже лицензионные команды добавляются. Но проблема в том, что при установке таких патчей, судя по отзывам игроков, начинаются проблемы с поиском соперника в режиме MyClub. Надеемся, что это исправят, или будем продолжать играть за наполовину женскую сборную России...

Златан Ибрагимович сгорает от любопытства, действительно ли сборная России наполовину женская. Самый быстрый достоверный способ узнать это - залезть в трусы некой Г. Кабаевой.

Графика в игре, как вы видите не изменилась. Ну а что вы хотели, если игра весит всего 5 гигабайт. (для сравнения, демо-версия FIFA 17 весит почти 8 ГБ) Поклонники ПЕС скажут, мол на консоли игра выглядит совершенно по-другому! И будут правы. Нормальный газон, спецэффекты вроде пота и дыхания игроков и более проработанные болельщики в купе с насыщенными цветами делают свое дело. Что мешает добавить всё это в ПК-версии не совсем понятно. Но не ради графики мы играем в футсимы. Если геймплей в спортивном симуляторе - это дело вкуса, кому-то ближе FIFA, кому-то PES, кто-то уверен, что "FIFA - тупая аркадка", а кто-то, что "PES - пластилиновое говно"... Так что сравнивать геймплей и говорить - это хорошо, а это плохо - не совсем верно. Однако есть совершенно объективные показатели реализма. Я сейчас про физическую составляющую.

Антонио Валенсия выносит мяч из своей штрафной. Правда делает он это, не замечая ногу нападающего сборной России. В реальном футболе это был бы удар по ноге и пенальти в ворота "МЮ"...

Это к вопросу о влиянии физики на геймплей. Физика здесь по-прежнему очень плохая. Причем и на ПК и на консолях. Некоторые улучшения есть, но в общем и целом критических косяков хватает. Поменяться это может только с переходом на новый движок. Выжать что-то больее из FOX Engine вряд ли получится.

Поль Погба - настоящий кудесник мяча. За что 100 миллионов? А вы можете отобрать мяч, просунув ступню сквозь него? То-то же!

В общем про физику я всё сказал в более ранних роликах, и мои опасения подтвердились. Другое дело, что PES 2017 можно воспринимать не как реалистичный симулятор, а как просто игру. И получать от нее удовольствие тоже можно. Я бы сказал, что PES гораздо веселее, чем FIFA. Косяки физики перестают возмущать и начинают забавлять, вместе с вратарями на ниточках, которые теперь могут потащить любой удар. Да и за свою цену PES 2017 - неплохая игра. Все мои впечатления - в видео:

Ну а если подводить более конкретный итог:

Графика: 5/10

Геймплей: 7/10

Физика: 4/10

Оформление: 4/10

Озвучка: 7/10

Режимы: 5/10

Онлайн: 5/10

Веселье: 9/10

Сами решайте, что из этого для вас важнее.

В этом году PES много внимания уделяет стандартам, позволяя отправлять определённых игроков на угловые, и предлагая множество опций при защите. В FIFA можно выбрать пробивающего (как всегда), но остальное – кто и как будет атаковать или защищаться – решает сама игра. Это ужасно примитивно: нельзя просто игнорировать то, насколько опасны могут быть некоторые игроки при стандартах; в прошлом сезоне Скотт Данн отметился за «Кристал Пэлас» пятью голами, Лоран Косьельни, Стив Кук, Рамиро Фунес Мори, Тоби Альдервейрельд и Крэйг Доусон забили по четыре.

5. Больше сборных (FIFA 17)

FIFA всегда больше внимания уделяла клубному футболу, а сборных традиционно было больше у конкурентов. Это наглядно продемонстрировали предыдущие версии: в FIFA 16 не было финалистов ЕВРО Албании, Хорватии, Исландии, Словакии и Украины, в то время как все они были в PES, который при этом бесплатно добавил в игру лицензированный Евро-2016.

Нельзя забывать и про то, что необходимы не только команды, но и настоящие формы. В PES с этим, опять же, попроще: в прошлом году большинство участников Евро получили настоящие формы и имена, а нелицензированные команды можно было легко обновить, благо игра позволяет добавлять формы, созданные фанатами (кроме Xbox One).

6. Актуальные сборные (PES 2017)

Как мы уже говорили, со сборными у PES дела лучше, но с составами – нет. В прошлом году фанатам пришлось ждать полтора месяца, прежде чем их команды обновились до актуальных составов – и со сборными всё только хуже. Несмотря на лицензию Евро, Англия продолжала выпускать на поле Люка Шоу, Джонджо Шелви и Фабиана Делфа. Командам обновили форму, но не состав, и такая лень вызывает недоумение. Конечно, составы можно поменять самому, но не каждый захочет этим заниматься.

7. Матчи резервистов и молодёжки (FIFA 17)

Конечно, реальную систему с полноценной лигой юниоров воссоздать в игре не удастся, но надо что-то делать со вторыми командами. Может, хотя бы создать возможность раз в месяц устраивать игры молодёжки и резервистов, и чтобы три лучших игрока слегка подрастали в рейтинге. Система примитивная, но это начало.

Напоминаю, что в FIFA в основной команде может быть до 42 игроков, а в молодёжке – 16, так что управлять можно одновременно 58 футболистами.

8. Стабильно обновляющиеся составы (PES 2017)

В прошлом году PES 2016 и KONAMI ужасно облажались: вышедшая в сентябре игра полностью игнорировала летние трансферы и щеголяла прошлогодними составами. Обещанного патча первого дня не случилось, и лишь в октябре составы обновили… не учитывая последний день трансфера. Никакого Марсьяля в «Манчестер Юнайтед». Как такое возможно – мы не представляем.

Ответственный за игру Адам Батти утверждает, что «критика была заслужена, и они научились на ошибках», а игра, после патча первого дня, «будет обновляться каждую неделю». Остаётся надеяться, что это правда.

9. Смена позиций игроков (FIFA 17)

Гарет Бэйл – левша, он начал играть в «Саутгемптона» не левом фланге, стал звездой «Тоттенхэма» на левом фланге… но в FIFA он может играть только справа!

Для таких случаев просто необходимо включить в режим карьеры возможность переучить игрока действовать с другой стороны. Может, игрок сам переучится, если ставить его на одну позицию на протяжении 450 минут. Профессиональные игроки часто меняют позицию – посмотрите только на перешедших в оборону Эшли Янга и Антонио Валенсию.

10. Возможность отговорить игрока от завершения карьеры (FIFA 17)

Ещё одно маленькое, но неприятное упущение – в FIFA игрока невозможно отговорить от ухода из футбола. Впрочем, в PES тоже. Но FIFA даёт нам возможность играть за, например, «Нью-Йорк Сити», где играют сверхопытные Давид Вилья, Андреа Пирло и Фрэнк Лэмпард. Тем не менее, сразу после начала карьеры за клуб меня предупредили, что чуть ли не все звёздные ветераны собираются на пенсию – и сделать я ничего не могу. Так не пойдёт.

11. Общая презентация (PES 2017)

PES всегда заслужено критиковали за презентацию. Если FIFA хвастается обилием лицензий и удобным меню, то их японский конкурент всегда в этом уступал. Меню были не интуитивные, а переход из одного раздела в другой – очень медленным. И постоянно эта фраза «establishing communications»… «establishing communications»… «establishing communications».

В последнее время с лицензиями у PES стало лучше – в отличие от FIFA у них есть ЛЧ, Лига Европы, Суперкубок Европы и Евро – но игра всё равно заметно уступает FIFA по удобству пользования.

12. Возвращение возможности импортировать свои команды (FIFA 17)

FIFA Creation Centre была важной частью футсимов предыдущего поколения, но на консоли нового поколения она не перенеслась. Если раньше можно было создать в браузере любую команду – скажем, «Ливерпуль» 80-х – и перенести её в игру, то теперь так нельзя. Может, причиной тому ненастоящие лица, которые смотрятся совсем печально на новом железе, однако этого не достаточно, чтобы убирать такой важный режим.

13. Редактор стадионов (PES 2017)

Редактор стадионов сразу понравился фанатам серии, и поэтому его исчезновение было сложно объяснить. И пусть в этом году у PES появится эксклюзивный «Камп Ноу» «Барселоны», это всё равно не изменит того факта, что стадионов тут разительно меньше, чем у конкурентов. Да, редактор позволял создавать только примитивные копии, это всё равно помогало разнообразить сезоны АПЛ, где одинаковые стадионы вызывали только уныние.

14. Внутриигровые обновления формы (FIFA 17)

Режим карьеры улучшается из года в год, но если вы играете за команду из нижнего дивизиона, реализм сильно страдает каждый раз, когда ваши подопечные идут на повышение. Выиграв с «Халлом», вы будете вынуждены выступать в АПЛ с той же самой формой и тем же самым шрифтом, который используется в Чемпионшипе.

Это просто не отражает реальную жизнь, и поэтому игре нужен редактор, который бы позволял самим игрокам править форму. И пусть спонсоры будут выдуманными – это всё равно позволит игре не казаться постоянным «днём сурка», где ваш клуб спустя десятилетия не меняет экипировку.

15. Фолы ИИ и сбалансированное судейство (PES 2017)

Главной головной болью геймеров в PES 2016 были судьи, которые практически ничего не делали. Причина? Потрясающие учтивые соперники, которые практически не фолят у своей штрафной. Из-за этого штрафные в опасной зоне или пенальти практически не случались, что сказывалось на реализме. Более того, если фолили вы, то рефери незамедлительно показывал карточку.

В новой версии игроки соперника должны играть агрессивнее, а рефери судить помягче.

16. Настоящие рефери и возможность редактировать их поведение (FIFA 17)

Уже три года как у FIFA есть официальное партнёрское соглашение с АПЛ. Результаты на лицо – настоящие стадионы, формы, лица и – наконец – тренеры. Искусственными остаются лишь рефери – по какой-то непонятной причине. В бейсбольной игре MLB The Show рефери не только настоящие, но и обладают свойственным им в жизни характером. Это же мы хотим видеть и в FIFA: Майк Дин должен разбрасываться карточками, а Майкл Оливер судить очень умеренно.

17. Возвращение классических игроков «Мастер-лиги» (PES 2017)

Хименес, Валери, Эспинас, Кастелло… все ветераны эпохи PS2 помнят и любят этих игроков, которые были созданы специально для карьерного режима. В PES 2016 для онлайн-режима MyClub был возвращён Тиджани Бабангида, чья реальная карьера несопоставима с тем, что он делал на виртуальном поле. Этого фанаты хотят – возвращения легендарных футболистов, которые были грозной силой в классических играх.

Каждую осень поклонники футбольных симуляторов задаются одним основополагающим вопросом: что лучше в этом году - FIFA или PES? Противостояние двух спортивных игр длится уже более 20 лет и, если ничего непредвиденного не случится, будет продолжаться ещё столько же.

Проблема лишь в том, что в последние годы FIFA и PES - это игры принципиально разного уровня. EA Sports выпускает настоящий игровой блокбастер, не жалея на его разработку и раскрутку ни сил, ни денег. На презентации разных выпусков FIFA заходят в гости Жозе Моуринью, Рууд Гуллит и даже Пеле, а авторы ежегодно выкатывают для неё огромное количество нововведений (читайте обзор на FIFA 17, доказывающий это, на нашем сайте уже 22 сентября). Продаётся FIFA соответствующе, ежегодно входя в списки самых кассовых игр года.

У японского издательства Konami возможностей не так много, что непосредственно отражается на её ежегодном продукте. В PES традиционно все не очень здорово с лицензиями и обновлениями ключевых игровых режимов, зато авторы уделяют особое внимание игровому процессу, который долгие годы является ключевой особенностью сериала. PES 2017 в этом плане верна традициям. Здесь всё хорошо с геймплеем, но есть куча проблем со всем остальным.

Назад в прошлое

В это сложно поверить, но 10 лет назад PES была безоговорочным лидером жанра, обгоняя своего ключевого противника из EA Sports не только по уровню оценок в профильных изданиях, но и по количеству проданных копий. В Великобритании, стране, помешанной не только на реальном, но и виртуальном футболе, пачками выходили тематические журналы, посвящённые японской игре, на страницах которых журналисты клялись в вечной любви игре от Konami.

PES был первой спортивной видеоигрой в истории, где появились умные компьютерные противники, а также некое подобие тактики.

Причиной повсеместного помешательства было высокое качество спортивного симулятора - никто в то время, кроме японцев, не умел так аккуратно и бережно переносить футбол в виртуальное пространство. PES с третьей по шестую часть и сейчас остаются эталонными футбольными играми, о которых помнит любой уважающий себя поклонник серии.

Их главным преимуществом перед конкурентами был отлаженный и отшлифованный до блеска, но при это невероятно увлекательный игровой процесс. PES была первой спортивной видеоигрой в истории, где появились умные компьютерные противники, а также некое подобие тактики. Условно говоря, уже 10 лет назад в виртуальном футболе можно было настроить любую команду так, чтобы она играла в ажурном стиле испанской «Барселоны». По тем временам это была фантастика.

Геймплей всему голова

Простите за столь долгое вступление, но тут важно понимать одну простую вещь - последние 10 лет Konami пыталась (безрезультатно) вернуться в прошлое, опять нащупать верные настройки для своего футбольного симулятора. И вот в PES 2017, спустя столько лет, им удалось подобраться максимально близко к эталонным стандартам лучших выпусков. Анимация спортсменов, командные взаимодействия, тактическая часть - все это выполнено в PES 2017 на высочайшем уровне. Даже сидя перед телевизором с геймпадом в руках, и управляя командой, ты буквально тактильно ощущаешь каждое движение футболиста. Если Андрес Иньеста столь же проворен и способен одним движением развернуть атаку в любую сторону, то преимущества, например, Пьера-Эмерика Обамейянга становятся очевидны только когда игрок врывается на своей ультразвуковой скорости в свободные зоны в обороне соперника.

В Konami тщательно поработали над искусственным интеллектом виртуальных футболистов, что заметно сказалась на командной игре. Защитники играют плотнее и охотнее читают игру, страхуя партнёров во время ошибок, так что атаковать стало заметно сложнее, но при этом интереснее, чем в PES 2016. В атаке же много зависит от стиля клуба и ваших тактических настроек. Если вы выберете «Барселону», то забудьте о длинных передачах или стремительных контратаках - каталонский клуб предпочитает долго катать мяч, постепенно вскрывая оборону соперника. Антипод «Барсы» - английский «Ливерпуль» с его силовой игрой, кинжальными резкими выпадами и фланговой игрой. Как в лучшие годы, в PES 2017 вы можете настроить игру команды под себя в тактическом меню, как вам душе угодно.

При этом в PES 2017 вы можете менять тактику и стиль игры прямо по ходу матчей, чем очень часто пользуются компьютерные противники. Например, забив пару мячей в начале поединка, соперник может закрыться (против меня, почему-то, этим часто занимался «Манчестер Юнайтед»), поставить у ворот «автобус» и скучно играть на победу.

Игра в пас стала просто фантастической во многом из постоянного движения футболистов.

В общем, от всех этих настроек умелые игроки в PES должны радоваться, как дети.

Разработчики исправили и другие неприятные проблемы - например, игру вратарей. Если еще в прошлом году голкиперов можно было поделить на два вида: непробиваемых терминаторов и дырок, пропускающих всё и всегда, то в PES 2017 стражи ворот стали выступать стабильнее. Меньше ошибок, больше полезных действий.

Игра в пас стала просто фантастической во многом из постоянного движения футболистов. Особенно это заметно по игре грандов - «Барселоны», «Арсенала», «Ювентуса» и других сильных команд. Также сильно заметна разница в классе исполнителей. Тот же Иньеста может выполнить в PES 2017 пас примерно любой сложности, а например, менее техничные Каземиро или Хедира допускают куда больше ошибок.

Из всех этих нюансов - игры в пас, тактической глубины, реалистичной анимации и полноценной физической модели - и строится игровой процесс PES 2017. Как и в лучших выпусках, играя в новую часть, ты просто получаешь фантастическое удовольствие от процесса. В геймплее PES 2017 столько неочевидных нюансов, что футсим продолжает преподносить сюрпризы и после 10-20 часов игры. Причем, в PES приятно играть, и это ещё одна классическая черта японского сериала, как с живыми людьми в онлайне, так и с компьютерными противниками, которые очень умело имитируют интеллект и поведение реальных противников. Поэтому если вы любите в футбольных играх глубину и гибкость настроек, то PES 2017 вас определённо порадует. Жаль, что за пределами виртуальных матчей в игре здесь есть немало спорных решений и проблем.

Ничего не изменилось

Не обладая такими мощными, как у EA Sports, ресурсами, разработчики PES часто позволяют себе халтурить, оставляя некоторые (иногда, все) ключевые режимы без изменений. Я с содроганием вспоминаю состояние сериала 6-7 лет назад, когда количество изменений от выпуска к выпуску можно было пересчитать по пальцам одной руки.

В этом году незавидная участь постигла MyClub, местный аналог Ultimate Team из FIFA, а также Become a Legend, где вы играете за одного футболиста и пытаетесь сделать из него суперзвезду, продираясь к славе из низших лиг. Изменений в них просто нет. В карьерном режиме Master League, еще одной визитной карточке игры, улучшения случились, но косметические. Была переработана и стала более реалистичной система трансферов, добавились аренды игроков, был чуть изменен дизайн меню. Согласитесь, что для года работы, это не так уж и много.

Одно из главных разочарований PES 2017 - традиционное частичное отсутствие лицензий. В PES по-прежнему остается единственной игрой, в которой есть лицензии на Лигу чемпионов и Лигу Европы. Также в этом году Konami подписала несколько контрактов с популярными европейскими клубами (дортмундской «Боруссией», лондонским «Арсеналом» и другими), добавила в игру несколько латиноамериканских лиг. Но потерь намного больше. В игре по-прежнему нет АПЛ или немецкой лиги, а в PES 2017 разработчики лишились еще несколько важных лицензий. Например, на туринский «Ювентус» или испанскую лигу.

На фоне этой чехарды смешно смотрится (видимо, дорогой) контракт с испанской «Барселоной». PES 2017 полностью завешан символикой каталонского клуба (особенно обидно будет фанатам «Реала»):

Одно из главных разочарований PES 2017 - традиционное отсутствие лицензий.

игра начинается с гимна клуба и красивейшей панорамы виртуального стадиона «Камп Ноу» (ещё одного эксклюзива), звёздами «Барселоны» украшены внутриигровые меню, в MyClub теперь присутствуют легенды прошлого, выступавшие за популярный испанский клуб, и так далее. Мы, конечно, рады, что Konami и «Барса» заключили партнёрское соглашение, но это перебор.

Шаг вперёд, два на месте

Ещё одно важное улучшение - стабильно работающий мультиплеер. Если в прошлые годы играть по сети в PES было почти мучением, то сейчас всё работает хорошо. Из 10 поединков в онлайне лишь 2-3 проходили с какими-то незначительными подергиваниями и проблемами.

Плохие новости у нас для поклонников игры на PC. В этом году, видимо, тоже из-за экономии, они получат в своё распоряжение портированную версию с PS3 и Xbox 360 со всеми вытекающими последствиями - от устаревшей графики до отсутствия геймплейных улучшений. Это выглядит с одной стороны оправданно, ведь PC-рынок уступает по продажам консольному, с другой спорно - именно на персональных компьютерах обитают особенно активные пользователи, выпускающие любительские модификации. При помощи таких «заплаток» можно легко восстановить в игре формы и названия не лицензированных клубов, внешность футболистов и многое другое.

PES 2017 - это безоговорочный шаг вперёд в истории японского симулятора. Благодаря изменениям в игровом процессе и его точной настройки, в PES вернулась «магия» его лучших выпусков. К сожалению, еле заметные изменения в остальных частях игры, в этом нет никаких сомнений, не позволят PES бороться и в этом году на равных с могучей FIFA от EA Sports. Но важный шаг в эту сторону сделан. Вполне возможно, что это может стать началом новой эры для японской игры. Но, чтобы это произошло, Konami, конечно, придётся сильно постараться.

Соревнование по популярности и проданным копиям давно проиграно. Твоя золотая эпоха позади, она осталась во временах PlayStation 2. Ты последняя крупная серия Konami , которую не закрыли. И в этой ситуации лучше оставаться собой. Не гнаться за конкурентом, а развивать свои сильные стороны.

Судя по всему, у Pro Evolution Soccer это отлично получается.

Турнирный футбол

Серия много лет напрочь проигрывает своему основному и единственному конкуренту, по количеству лицензий. Каждый год отмечать эту проблему уже даже неудобно, но это так бросается в глаза, что пройти мимо просто невозможно.

Большинство людей покупает виртуальный футбол, чтобы играть за лучшие клубы и лучших игроков мира, другие — ради пары матчей или сезона за свою местную команду. Эти люди рискуют получить вместо любимого Manchester United какой-нибудь Men Red или вовсе не обнаружить немецкой бундеслиги, не считая нескольких клубов: «Шальке», «Боруссии» и «Байера».

Несмотря на отсутствие атрибутики многих известных команд, составы большинства из них актуальны. То есть в том же Men Red присутствуют Ибрагимович, Мхитарян и другие новички. Регулярное обновление составов клубов и состояния игроков пытались внедрить давно, но все попытки оказались безуспешными. Так, запуская , грустно было наблюдать «Барселону» и «Ювентус» полугодовалой давности.

По части актуальности составов остается претензия к национальным командам. Например, сборная России целиком состоит черт знает из кого. И так со многими, хотя недавно был отдельный выпуск PES EURO 2016 , где все в порядке.

Сейчас в этом плане получше. За формой футболистов, всеми последующими перестановками, трансферами и травмами разработчики обещают следить по ходу сезона. Первые корректировки выпустили уже в день релиза, а в будущем их будут вносить еженедельно.

Давние поклонники серии привыкли к отсутствию тех или иных лиг и атрибутов команд. Да и разработчики прекрасно знают слабые стороны своей игры, потому и не участвуют в неравной гонке, а сосредоточились на том, что у них получается лучше всего.

Konami создают игры про футбольные турниры. В том году они урвали лицензию на ЕВРО и этим летом выпустили посвященное ему ответвление. В же, как и в прошлых выпусках, большую роль играют международные клубные первенства. Это футбольный симулятор, в котором ты запускаешь «Лигу чемпионов», слышишь тот самый гимн на фоне стадиона со звездной крышей, выбираешь московский ЦСКА - единственный отечественный клуб - и идешь за самым престижным европейским трофеем. Похожая история с Лигой Европы УЕФА и азиатской AFC Champions League. Еще тут можно разыграть среди клубов кубок Африки, а также Северной или Латинской Америки, но уже без официальных атрибутов.

В традиционных режимах «Мастер-лига» (карьера за тренера) и «Стань легендой» (за игрока) значимых изменений мало. Немного доработали переговоры, систему скаутов, систему развития игроков, добавили им новые роли в команде.

Уже третий год в PES делают свой режим про коллекционирование игроков. Формулу MyClub, аналога FIFA Ultimate Team, вывели еще пару лет назад, но с каждым годом полируют и доводят до ума. Вы собираете команду мечты, чтобы потом выступать за нее в сетевых и одиночных турнирах.

Формирование собственного клуба во многом опирается на удачу. Новых игроков в состав набирают скауты и агенты, как в реальном футболе. Кого они найдут, зависит от их уровня и специализации. Но теперь хотя бы стало проще сузить круг поиска благодаря появившемуся рынку скаутов. Хотя даже подрядив сразу троих на выслеживание нападающего из Английской премьер-лиги, отличающегося сильными лидерскими качествами, можно лишь надеяться, что выпадет Руни. При общей правдивости процесса он остается лотереей, в которой желаемый футболист достается лишь по воле случая.

Одна из вещей, приближающих Pro Evolution Soccer к футболу настоящему, - взаимоотношения игроков между собой и с тренером. Футболисты в MyClub лучше понимают друг друга на поле, если играют на своих позициях и их тактические предпочтения совпадают с предпочтениями нанятого специалиста.

Однако это дело привычки. Новый фланговый защитник не сразу освоится в команде, особенно на чуждой позиции и при нелюбимой тактике построения, но со временем адаптируется, а затем и вовсе начнет с охотой подключаться к контратакам, чего часто требует наставник.

Играющий тренер

Игра на местных полях протекает медленно. Невысокий темп способствует большому количеству мелких передач «накоротке» и хитрым маневрам. В FIFA царит скоростной интуитивный футбол, PES же практикует тактику и четкое построение игры - нечто среднее между барселонской «тика-такой» и тем, что преподают итальянские тренеры старой закалки.

В Pro Evolution Soccer быстрые вингеры - не панацея, а освоить схемы с тремя защитниками без сноровки сложно.

Серия всегда отличалась большим количеством стратегий, к которым могли прибегать ваши подопечные, и этим PES немного напоминала менеджер. PES 2017 идет дальше и дает почувствовать себя играющим тренером. Тактики для разных игровых ситуаций тут можно повесить на горячие клавиши и манипулировать ими по ходу матча.

Когда вы переключаете тактику, все меняется: футбол, игра команды и, зачастую, ход матча. Скажем, можно мгновенно перейти с перепасовки в центре на проходы по флангу, приказав вингерам прижаться к бровке. Или, напротив, велеть поддерживать крайних полузащитников - тогда появится больше вариантов развития атаки. Разгадав настрой противника на навесы, лучше подсказать своим играть плотнее у себя в штрафной.

Обратите внимание на игроков «Арсенала» (в красно-белом). Тактика называется «Контрпрессинг»: при потере мяча несколько футболистов сразу стараются зажать противника в «коробочку».

При угловых же стало проще сориентироваться и среагировать на действия противоположной стороны. Отбивая подачу, иногда достаточно послать напарников закрыть определенную зону или придержать высоких нападающих, а проводя навешивания самому - скопиться вдоль вратарской или близ дальней штанги.



Футбол стал контактным, а сами стычки жестче.

Стили украшают ваш футбол, придают ему индивидуальности и вместе с тем имеют свои слабости. Партнеры по команде, настроенные на жесткий прессинг, будут брать в «коробочку» противников и внимательнее опекать, но станут быстрее уставать. Попросив крайних защитников подключиться к атаке или центральных подойти ближе к середине поля, начинаешь давить числом на чужой половине, но рискуешь проглядеть внезапный заброс или прострел.

ИИ обладает ровно тем же набором умений и обучен подстраиваться. При случае он начнет перекрывать ходы вашему плеймейкеру, а чистого нападающего превратит в «ложную девятку». В такие моменты индивидуальная борьба уступает место командной игре, приходится адаптироваться и планировать наперед.

Судья ведет себя на поле как и подобает: незаметен, пока кто-то не совершит серьезное нарушение.

Все это рисует общую картину игры на поле, но в отдельных эпизодах решают игроки. В разных ситуациях по-разному проявляется их индивидуальность. Это зависит от кипы обстоятельств: от обновленной физики мяча, техничности, атлетичности футболистов и прочих. Когда в борьбу вступает Руни, он зачастую протискивается меж защитников за счет своей физической силы. Он отдает потрясающе точные дальние передачи, а Варди (напарник по сборной) резко ускоряется, принимает мяч и умело подрабатывает его себе на ход. Если только его не остановит массивный Жером Боатенг и не отправит снаряд вперед на полсотни метров...

Вратари научились делать несколько спасений подряд, доставать мяч кончиками пальцев и улучшили работу ногами. К тому же вратарей сбалансировали, и низкоуровневые киперы перестали пропускать все подряд.

* * *

Pro Evolution Soccer продолжает медленно, но верно идти своим курсом. PES 2017 ставит командный футбол во главе угла, а вас - во главе команды. Он хорош на поле, в действии. Именно там у него получается самый что ни на есть реалистичный футбол. Не выделяясь набором режимов - не считая клубных турниров вроде «Лиги чемпионов», - он берет их оригинальностью. В каждом есть что-то свое.

Годом ранее , что серии осталось «еще немного залатать дыры в обороне - и борьба (с FIFA) пойдет на равных». Дыры-то в обороне залатали. Но дело в том, что нет никакой борьбы. Есть два симулятора, каждый из которых идет своей дорогой.



 

Возможно, будет полезно почитать: