Дыхательная гимнастика для детей по. Дыхательная гимнастика «Часики». Что такое дыхательная гимнастика для детей

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

для средней группы.

Комплекс №1

1. « Послушаем своё дыхание »

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно) ;

какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой) ; тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. « »

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. « Подыши одной ноздрёй »

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. « Воздушный шар » (Дышим животом, нижнее дыхание) .

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. « Воздушный шар в грудной клетке » (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И. п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. « Воздушный шар поднимается вверх » (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И. п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. « Ветер » (очистительное полное дыхание) .

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. « Радуга, обними меня »

Цель: та же.

И. п.: стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. Повторить 3-5 раз упражнение « Дышим тихо, спокойно и плавно ».

Комплекс №2

Цель данного комплекса : укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении .

1. « Подыши одной ноздрёй ».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. « Ёжик ».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик) , с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. « Губы «трубкой ».

    Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

    Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

    Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух) .

    Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. « Ушки ».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. « Пускаем мыльные пузыри ».

    При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

    Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. « Язык «трубкой ».

    Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

    Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

    Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

7. « Насос ».

    Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

    Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов) .

    Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник) , делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

8. « Дышим тихо, спокойно и плавно ».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Комплекс №3

Цель данного комплекса : укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

Проводится в игровой форме.

1. « Ветер на планете ». Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

2. « Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание) .

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И. п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

3. « На планете дышится тихо, спокойно и плавно ». Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

4. « Инопланетяне ».

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И. п. : 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

    Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

    Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

    Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая) ».

    Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Дыхательные имитационные упражнения

1. « Трубач ». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

2. « Каша кипит ». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

Повторить 1-5 раз.

3. « На турнике ». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

4. « Партизаны ». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

Повторять 1, 5 мин.

5. « Семафор ». Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

6. « Регулировщик ». Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

Повторить 4-5 раз.

7. « Летят мячи ». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».

Повторять 5-6 раз.

8. « Лыжник ». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

Повторять 1, 5-2 мин.

9. « Маятник ». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. « Гуси летят ». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».

Повторять 1-2 мин.

По статистике, к самым распространенным детским заболеваниям относятся патологии верхних дыхательных путей и ЛОР-органов. Зачастую это связано с еще не окрепшим детским иммунитетом и невозможностью организма эффективно противостоять патогенной микрофлоре и негативным факторам окружающей среды. Для того чтобы повысить противовирусную сопротивляемость у ребенка и увеличить силу иммунного ответа, специалистами лечебно-профилактической медицины и была разработана для детей дыхательная гимнастика.

Детский иммунитет – это достаточно хрупкий «механизм», который очень чутко реагирует на любые изменения в окружающей среде. И с этим мало кто будет спорить. Но мало кто из родителей догадывается, что ослабленный иммунитет и частые простудные заболевания ребенка связаны с плохо развитой дыхательной системой малыша.

Дело в том, что достаточно большой процент малолетних детей имеют так называемое поверхностное дыхание. При этом ребенок делает неглубокий вдох и неполноценный выдох, что способствует худшей вентиляции легких, плохому насыщению крови кислородом и, как следствие, кислородному голоданию всего организма.

Детей, которые страдают недостатком кислорода, легко можно отличить от своих здоровых сверстников. Как правило, эти ребята более медлительны, склонны к быстрой утомляемости, имеют бледный цвет кожи, обладают плохо развитой мускулатурой и грудной клеткой. Дыхание таких детей зачастую неглубокое, учащенное и сбивчивое, вдох и выдох делается преимущественно через рот.

Неправильное дыхание и недостаток кислорода губительно сказывается на молодом растущем организме. От этого страдают все внутренние органы, преимущественно сердце, печень и мозг. Вследствие этого малыш может начать заметно отставать в развитии от своих сверстников, часто подвергаться острым респираторным заболеваниям. Упражнения дыхательной гимнастики для детей позволяют насытить кровь кислородом и рекомендованы в следующих случаях:

  • При острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей: бронхит, ларингит, трахеит, астма и т. д.
  • Частая заболеваемость ОРЗ. Гимнастика для детей повышает общую сопротивляемость организма к патогенной микрофлоре.
  • Патологии опорно-двигательного аппарата. Комплекс упражнений для дыхания улучшает микроциркуляцию крови в мышечных тканях.
  • Заболевания, связанные с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта. Комплекс дыхательных упражнений для детей позволяет улучшить моторику ЖКТ.
  • Сердечно-сосудистые заболевания. При некоторых патологиях сердца врачами назначается курс лечебно-профилактической физкультуры в совокупности с комплексом дыхательной гимнастики.

Основная задача данной гимнастики заключается в насыщение крови кислородом, развитии дыхательной мускулатуры и выработке у детей навыка правильного, глубокого дыхания. Все это способствует улучшению состояния здоровья малышей и положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

Для каждой возрастной группы существуют особый подход к мотивации ребенка на выполнение требуемых комплексов и свой уровень сложности упражнений.

Комплекс тренировок для детей от 2 до 5 лет

Для детей, особенно малого возраста, родители являются единственными и неоспоримыми авторитетами в жизни. Малыши во всем стараются брать со взрослых пример и всячески им подражают. Поэтому крайне важно родителям выполнять упражнения вместе с детьми. Более того, процесс должен проходить в игровой и веселой форме. Родители всем своим видом должны демонстрировать, как это приятно и весело. Заинтересованность малыша является главным фактором для эффективного проведения оздоровительного комплекса тренировок.

В противном случае процесс выполнения упражнений может превратиться в пытку для ребенка и отбить всякое желание заниматься спортом. В дальнейшем это может привести к тому, что такие понятия, как «здоровый образ жизни» и «спорт», долгие годы будут ассоциироваться с неприятными воспоминаниями. Чтобы не вызвать отвращения к тренировкам, комплекс упражнений может быть следующим:

  1. «Шарик» позволяет проработать нижние отделы легких и научить ребенка к глубокому дыханию. Исходное положение (ИП) лежа, руки на животе. Медленно через нос делаем вдох и надуваем живот «шариком». При этом необходимо следить, чтобы не были задействованы плечи и грудная клетка. Далее следует выдох, при котором живот максимально втягивается внутрь.
  2. «Вырасту большим». ИП – стоя, ноги вместе. На вдохе руки поднимаются над головой, и человек становится на носочки, максимально тянясь вверх. На выдохе возвращаемся в ИП и приговариваем «ух».
  3. «Часы». ИП стоя, ноги врозь. Малыш имитирует работу маятника часов, поочередно размахивая руками в разные стороны и проговаривая « тик-так, тик-так».

Каждое упражнение необходимо выполнять по 4–5 раз. Крайне важно, чтобы родители все время следили за состоянием ребенка. Ни в коем случае нельзя допустить появления симптомов гипервентиляции легких. Основными признаками переизбытка кислорода являются следующие симптомы:

  • Головокружение.
  • Покалывание в кончиках пальцев рук и ног.
  • Дрожание конечностей.
  • Изменение цвета кожного покрова.

При наступлении этих симптомов занятие следует немедленно прекратить. Для избавления от головокружения попросите малыша сделать ладошки «лодочкой», поднести их ко рту и немного в них подышать.

Общее время ежедневных тренировок должно составлять около 15 минут. Для удобства это время лучше разбить на несколько этапов, например, по 5 минут 3 раза в день.

Тренировка для дошкольников

Детки старшего дошкольного возраста должны выполнять более тяжелую программу:

  • Упражнение №1. «Водолаз». Ребенку необходимо представить, что он находиться под водой и задерживает дыхание, насколько может. Выполняется 2–3 раза с перерывом в 30 секунд.
  • Упражнение №2. «Розочка и одуванчик». Исходное положение стоя. Делаем глубокий вдох через нос, имитируем ситуацию, будто нюхаем цветок. Затем с максимальной силой делаем выдох через рот, представляя, что дуем на одуванчик. Делаем 3 подхода по 5 раз с перерывом в 20–30 секунд.
  • Упражнение №3. «Птица». ИП стоя, руки согнуты в локтях (имитируем крылья птицы). Выполняем маховые движение руками вверх и делаем вдох. На выдохе возвращаемся в исходное положение. Делаем 3 подхода по 5 взмахов с перерывом в полминуты. При большем и частом выполнении этого упражнения у ребенка может закружиться голова.

Упражнения для подростков

В подростковом возрасте совместно с родителями выполнять гимнастику не требуется. Более того, в период гормональных изменений подростка такая инициатива может столкнуться с бунтарским характером этого периода. Поэтому не рекомендуется навязывать ребенку выполнение каких-либо упражнений. Но дыхательная гимнастика очень важна. Поэтому следует ненавязчиво намекнуть на необходимость выполнения физических упражнений, которые ему хорошо знакомы, так как делают их в школе, но лишь с небольшими изменениями:

  1. Первое упражнение – это классическое отжимание. С одной лишь разницей, что при опускании вниз делается выдох, а не вдох. Вдох же необходимо делать при подъеме вверх. Упражнение следует выполнять в любом удобном виде: отжимании от пола (классический вариант), отжимания с узкой или широкой расстановкой рук, или более легкий вариант – отжимания, стоя на коленях.
  2. Приседания. Данное упражнение также необходимо выполнять в максимально комфортном для себя варианте. При опускании вниз делаем вдох, при подъеме вверх – выдох.
  3. Набрать максимальное количество воздуха в легкие. На выдохе необходимо начать считать вслух: один, два, три и т. д. При выполнении этого задания нужно добиться того, чтобы за один выдох успеть досчитать до 50.

Любые комплексы дыхательной гимнастики старайтесь проводить на свежем воздухе. Если не позволяет погода, делайте тренировки дома, но хорошо проветрите перед этим помещение. Не следует переутомлять детей, особенно маленьких – тренировкам достаточно посвящать 10–15 минут в день.

Противопоказания

Как и многие физические тренировки, дыхательная гимнастика также имеет ряд своих ограничений. Прежде всего, она противопоказана детям, которые имеют высокое артериальное, внутриглазное или внутричерепное давление, сотрясение мозга. Также гимнастику нельзя проводить при сердечно-сосудистых патологиях и в период обострения острых и хронических заболеваний ЛОР-органов и верхних дыхательных путей.

Упражнения для детей родители должны подбирать, опираясь на возраст и физическое состояние. Чрезмерные нагрузки не приветствуются. При возникновении любых неприятных ощущений или чувства дискомфорта, болезненно воспринимаемых ребенком, занятие следует прекратить.

Во избежание негативных последствий для здоровья малыша перед началом занятий гимнастикой следует проконсультироваться с лечащим врачом. Только специалист может подобрать наиболее эффективные и безопасные комплексы упражнений.

С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного.

Дыхательная гимнастика оказывает влияние на неспецифическую резистентность организма, совершенствует адаптивные механизмы и способствует использованию резервных возможностей функциональных систем.

При лечении насморка эффективно использование дыхательной гимнастики цигун.

Дыхательный центр, благодаря импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает влияние на нервную, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность. С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного. Они могут стабилизировать психоэмоциональное состояние (Г.Лавучан). При нарушении дыхательной функции носа, что характерно для насморка, перечисленные результаты дыхательных упражнений заслуживают особого внимания.

Дыхательные упражнения детям необходимо выполнять в удобной одежде, в спокойной обстановке и после опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

Исходные положения, из которых начинают выполнять дыхательные упражнения, могут быть различными. Дети могут лежать, сидеть, откинувшись на спинку стула, стоять, расставив ноги. При любой исходной позе важно, чтобы мышцы тела были расслаблены.

В начале обучения не следует навязывать определенный ритм дыхания. Это может привести лишь к его задержке и нарушению, что может неблагоприятно отразиться на деятельности сердца. Выполнять упражнение необходимо 3-4 раза в день, можно чаще. Для обучения углубленному выдоху рекомендуется использовать дыхательные упражнения подражательного характера "подуть на одуванчик", "подуть на свечку".

Рассмотрим некоторые элементы дыхательной гимнастики цигун, рекомендуемые детям.

Первый комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Исходное положение - прямое, сидячее, носки и пятки вместе, руки опущены, дыхание произвольное. Упражнение начинают с полного выдоха, закрытия наружного слухового прохода с двух сторон большими пальцами и прижатия крыльев носа средними пальцами. После этого резко втягивают воздух ртом, сжимают губы и надувают щеки. Затем опускают подбородок на грудь, закрывают глаза, кладут указательные пальцы на веки и как можно дольше остаются в таком положении. После чего поднимают голову, снимают пальцы с век и делают полный вдох через нос, после которого отнимают большие пальцы от ушей и опускают руки;

2. При вдохе кончик языка поднимают до прикосновения к небу, потом следуют пауза и выдох, во время которых язык опускают в обычное положение. Одновременно с этим ребенок произносит мысленно слова или предложения, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла. Начинают с трех односложных слов, одно из которых произносят на вдохе, второе - во время паузы, третье - при выдохе. Затем фразы удлиняют, за счет удлинения продолжительности выдоха.

Второй комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Дыхание полное.Вдох через нос продолжительный. Во время вдоха живот выпячивают, затем расширяют грудную клетку. При выдохе, наоборот, вначале уменьшают объем груди, а затем втягивают живот;

2. Дыхание грудное. Вначале делают выдох. Затем следует сделать через нос продолжительный вдох. В это время грудную клетку расширяют, а живот втягивают. При выдохе через нос последовательность элементов упражнения обратная;

3. Дыхание брюшное. Вначале делают выдох. Затем продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивают, а при выдохе, наоборот, брюшную стенку втягивают;

4. Ходьба в среднем темпе при полном удлиненном вдохе и выдохе. Темп средний. На 3 шага - вдох, на 4 шага - выдох. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличивать на один счет (5, 6 и т.д.).

Третий комплекс дыхательных упражнений (тренировка носового дыхания)

1. Ноги расставляются в стороны. Вдыхая через нос, прямые руки поднимают вперед перед собой, вверх, затем их медленно опускают через стороны вниз. При этом следят, чтобы при выполнении первой фазы движения тело хорошо прогибалось в грудном и поясничном отделах позвоночника;

2. Выдох, затем зажимают нос пальцами - пауза, руки укладывают на голову, сводят лопатки и производят вдох. Потом руки расслабленно опускают вниз и, наклонившись вперед, производят выдох;

3. Выдох, затем поднимаются на носки, руки укладывают на голову, сводят лопатки и осуществляют вдох. Потом становятся на полную ступню, расслабленно опускают руки вниз, наклоняются вперед и производят выдох;

4. Воздушный массаж слизистой оболочки носа.Ноги расставляют в стороны. Рот плотно закрывают. Медленно поочередно вдыхают то правой, то левой стороной носа, поочередно прижимая противоположную ноздрю пальцами.

Комплекс утренней гигиенической гимнастики с дыхательными упражнениями

1. Стоя, отвести руки назад, сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение - выдох (3-4 раза);

2. Стоя, вытянуть руки вперед,скрестить, затем развести их в стороны и сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение и сделать выдох (2-3 раза);

3. Встать в позу дровосека: руки вверх, пальцы сплетены, ноги врозь. Сделать вдох через нос. Произвести махи руками с наклоном вперед и проведением рук между ног на выдохе (4-5 раз);

4. Ходьба по комнате(до 60 с), дыхание через нос. При обстановке глубокий вдох через нос, выдох;

5. Спокойно дышать: вдох и выдох через нос или вдох через нос, выдох через рот.

После выполнения упражнений необходимо провести влажное обтирание тела и растирание сухим полотенцем.

Если в силу каких-либо обстоятельств ребенок после лечения дышит по привычке через рот, а не через нос, рекомендуется провести ряд дыхательных упражнений (в комплексе физических упражнений).

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

1. Спокойная ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через нос. Необходимо следить за полнотой выдоха;

2. Ходьба с дыханием через нос. Вначале на шаг - вдох, на 2 шага - выдох. Затем на 2 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох;

3. Бег на месте с глубоким дыханием через нос;

4. Приседание с дыханием через нос;

5. Бег трусцой: на 2-3 шага - вдох, на 4 шага - выдох;

6. Дыхание попеременно через правую и левую половину носа;

7. Движения руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос;

8. Движения руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот;

9. Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуками «м» и «н»;

10. Вдох, затем толчкообразный выдох через нос.

Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей

1. Сесть прямо, носки и пятки ног вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное;

2. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а двумя средними пальцами прижать крылья носа. Резко втянуть воздух через рот. Сжать губы и надуть щеки;

3. Опустить подбородок на грудь. Закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки. В таком положении оставаться некоторое время;

4. Затем поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через него;

5. Отнять пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Комплекс дыхательных упражнений для детей с нарушением носового дыхания

1. Исходное положение: стоя, рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа;

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь -вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно (5 раз);

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую, 5-6 раз через каждую половину носа;

4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз);

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить медленно звук "м-м-м" (8 раз);

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 - вдох, на 3-6 - выдох; на 2 - вдох, на 3-7 - выдох (2-3 мин).

Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми.

В нашем загрязненном воздухе глубоко дышать - означает лишь еще сильнее замусорить нежную влажную ткань легких. Так может быть дыхательные упражнения бросить? Нет, они научат вас дышать носом всегда.

Слизистая оболочка носовой полости, как влажная щетка, собирает пыль, обезвреживает воздух, прежде чем он попадет в легкие.

Обычно же мы стараемся побольше захватить кислорода ртом из душного воздуха. Пора избавиться от этой вредной привычки и как можно скорее. опубликовано

Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей.

Польза дыхательных упражнений для детей

Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.

Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.

Противопоказания

Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.

Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.

Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.

В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.

Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.

В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.

Правила дыхательной гимнастики

При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:

  • при вдохе плечи не должны подниматься;
  • вдох делают через нос;
  • щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;
  • выдох должен быть плавным и длительным.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Воздушный шарик ». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

«Волна ». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

«Часики ». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

«Водолаз ». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Паровозик ». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Вырасту большим ». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х».

Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет

К упражнениям, которые приведены выше, можно добавить следующие.

4.56 из 5 (9 Голосов)

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Дыхательная гимнастика для детей.

Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти. Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время - лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.
1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.

Оградить ребенка от простудных заболеваний - задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с малышом дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.

Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!



 

Возможно, будет полезно почитать: