Формирование точных движений органов артикуляции. Анализируя язык тела Движения губами

В статье «Формирование точных движений органов артикуляции» представлены упражнения и приёмы артикуляционной гимнастики для мышц нижней челюсти, губ и щек, языка для детей с нарушениями речевого развития. Эти нетрадиционные упражнения помогут значительно ускорить процесс коррекции речевых нарушений и эффективно упрочить навыки правильного звукопроизношения. Статья предназначена как для логопедов, так и для родителей.

Устранению недостатков произношения у детей посвящено немалое количество методических пособий. Работая с детьми, имеющими различные нарушения речи, смею утверждать, что от результатов проведения подготовительного этапа зависит успех всей коррекционной работы логопеда.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения: подготовительный, этап формирования произносительных умения и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Целью подготовительного этапа является подготовка речедвигательного и речеслухового анализаторов к правильному восприятию и произнесению звуков. Именно на подготовительном этапе после логопедического массажа логопед проводит работу по формированию у детей точных движений органов артикуляции: языка, губ, щек, челюсти. Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, восстанавливает речевое дыхание. Выбор приёмов логопедического массажа проводится диференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (И.В. Блыскина, Е. А. Дьякова).

Известно, что произнесение звуков речи обеспечивается скоординированной работой губ, языка, нижней челюсти, глотки, гортани, лёгких. Все эти органы находятся под контролем моторных зон речи в коре головного мозга. Такие нарушения, как повышение тонуса речевой мускулатуры, недостаточная или неправильная её иннервация, являются причинами неправильного формирования звукопроизношения. Особенно при дизартрии у детей страдает звукопроизносительная сторона речи: звук, темп, выразительность, модуляция. Поэтому задачами логопеда на данном этапе являются:

  1. Развитие подвижности языка;
  2. Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку);
  3. Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении, что важно для произношения звуков.

В некоторых случаях у детей расстройства произвольных движений губ, щек, мягкого нёба контрастируют с возможностью осуществлять сложные эмоциональные выразительные движения. Уменьшение объёма и силы сокращений спастичных мышц речевого аппарата существенно меняет артикуляцию практически всех звуков речи. В этом случае необходимо выполнять различные упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Использование в работе нетрадиционных упражнений повышает эффективность работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнения жевательно-артикуляторных мышц и подвижности нижней челюсти

1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта сначала свободное, а затем с сопротивлением: упор в кулаки, подставленные под подбородок).

2. Движение нижней челюсти вперёд со счётом без нажимания на нижнюю челюсть языком и с сильным нажимом (язык подталкивает нижнюю челюсть при движении вперёд). Лучше движения сочетать с дыхательной гимнастикой: при движении вперёд – вдох через нос, при закрытии рта – выдох через рот с произнесением звука с или з.

3. Выдвигание нижней челюсти вперёд (вдох) с последующим возвратом её назад (выдох).

4. Произносить звукосочетания (например, БАЙ, МАЙ, ДАЙ, ТАЙ). При выговаривании каждого из них медленно отклонять голову назад и пальцами рук удерживать подбородок в прямом положении (создаётся некоторое сопротивление в мышцах челюсти и шеи).

5. Медленно опускать голову до соприкосновения подбородка с верхней частью грудины, произнося при этом несколько раз звукосочетание МА, затем поднять голову и произнести то же.

6. Медленно поворачивая голову, доставать подбородок поочерёдно то правое, то левое плечо, произнося при этом звукосочетания: ЧАЙ, КАЙ, ДАЙ, ПАЙ (на звук Й касаться плеча.

Упражнения для губ и щек

1 комплекс

1-й комплекс направлен на вовлечение в движение групп мышц.

1) «Надутый шарик». Надувание обеих щёк одновременно.

2) «Сдутый шарик». Втягивание щёк в ротовую полость между зубами.

3) «Полощем рот». Перегонка воздуха из одной щеки в другую.

4) «Поцелуй». Сомкнутые губы вытягиваются вперёд хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

5) «Покажем зубки». Губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к дёснам, а затем спокойно смыкаются вновь. Оскал помогает произнесению звуков и, с, з, п, б, м, поэтому во время осуществления этого упражнения можно произносить данные звуки.

6) «Пьём воздух». При вдохе образуется хоботок, на выдохе делается оскал и произносятся звуки с, з, и.

7) «Как волк щёлкает зубами?». Сначала делается оскал с раскрыванием рта и смыканием губ (беззвучно), затем оскал сопровождается раскрытием рта, последующим смыканием челюсти и затем смыканием губ.

8)«Волк только пугает». Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов. В это время произносятся согласные звуки п, б, м.

9) «Большой хобот» или «Напоим слона». При раскрытых челюстях втягивание губ широкой трубкой, воронкой.

10) «Слон зовёт слонят». Вытягивание губ узкой воронкой на выдохе, затем с произнесением гласных у, о.

2 комплекс

2-й комплекс осуществляется после первого, концентрируясь лишь на одних губах. В упражнениях 1 – 6 губы не должны оттопыриваться.

1) «Дотронься губами до зубов». Рот широко открыт. Губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

2) «Как думает зайка?». Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.

3) «Зайкины зубки». Подниманием верхней губы с обнажением, затем упражнение повторяется с произнесением звуков ф, в.

При рубцовой деформации верхней губы можно закусить нижнюю губу, а затем под счёт поднимать и опускать верхнюю 5-6 раз подряд.

4) «Есть ли у зайки зубы внизу?». Оттягивание вниз нижней губы с обнажением только нижних зубов.

5) «Как говорит рыбка?». Поочередное поднимание и опускание обеих губ в 4 приёма: а) верхнюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю поднять.

6) «Набираем мёд в бочонки». Набирание воздуха под верхнюю губу затем нижнюю.

7) «Чмоканье: вкусный мёд!». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким отрыванием её при раскрытии рта. Затем всасывание нижней губы под верхние зубы.

8) «Фырканье лошадки». Вибрация губ.

9) «Зарядка для слонёнка». Движения губ хоботком влево, вправо, затем так же, но растянутыми губами. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо – сначала раздельно, потом слитно).

10) «Дворник». При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо-влево «Губы – это щётка. Чистить можно только пол». Затем те же движения осуществляются верхней губой: «Чистим потолок». Сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз: «Моем окно». Дыхание носовое.

Гимнастика для языка

Существует множество артикуляционных упражнений для языка разных авторов. Все они направлены на выработку артикуляционных укладов для определённых групп звуков. Когда основные позы и направления будут усвоены детьми необходимо, предлагать задания на переключение: язык «жалом», «чашечкой», «лопатой», вверх, вниз и т. д. При этом не нужно торопиться, важнее произнести медленное чёткое движение, чем смазанное и быстрое. Если общий мышечный тонус артикуляционного аппарата слаб, то особенно полезно включать в упражнения движения мышц с сильным напряжением.

При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту небольшие сухарики, нарезанные кубиками, леденцы, вылизывать тарелки, выпуклые стороны ложек, всей поверхностью кончика и передней частью языка. Слизывание капли с вогнутой поверхности языка укрепляет самый кончик языка. Все упражнения, связанные с высовыванием языка, помогают опустить его корень.

Данные упражнения помогают в формировании артикуляционных навыков для постановки звуков. Но ребёнку недостаточно запомнить положение языка, губ, нижней челюсти. Речевые органы должны настроиться на определённый уклад. Затем в зависимости от того, какой звук будет следовать за данным, корректируется мышечное напряжение, позволяющее экономить энергию и обеспечивать слитность. Артикуляционная гимнастика с препятствиями, в качестве которых могут выступать зонды придыхания, пропевания или проговаривания звуков окажется полезной во время артикуляционного движения.

Одна артикуляционная поза может задерживаться для произнесения долгого звука или сокращаться для произнесения недлительных звуков, например, взрывных согласных. Поэтому не следует забывать о развитии способности мышц удерживать напряжение в течение определённого времени. Для этого важны артикуляционные упражнения, которые позволяют зафиксировать определённую позу в течение определённого времени («Держи язычок, пока я буду считать»).

Наибольший эффект от любой гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально. Формирование любого двигательного навыка приобретается путём тренировки.

Джек Шафер - бывший специальный агент ФБР, профессор психологии, консультант по поведенческому анализу в своей книге «Включаем обаяние по методике спецслужб» говорит о том, что очень многое внимательному наблюдателю могут сказать губы собеседника.

Фальшивая улыбка

И психологам, и просто наблюдательным людям давно известно, что улыбки бывают подлинные и фальшивые. Характерные признаки искренней улыбки: приподнятые уголки рта и появление морщинок вокруг глаз. Деланная улыбка как правило выходит кривой и не синхронной. Если человек улыбается искренне, его щеки приподнимаются, и под глазами и у наружных углов глаз появляются морщинки. При фальшивой улыбке уголки рта не поднимаются и отсутствуют складки вокруг глаз.

Искренне люди улыбаются, когда их желание общаться - подлинно. Если вы заметили фальшивую улыбку, это сигнал что что-то идет не так. Искусственная улыбка или ее отсутствие означает, что человек не заинтересован в знакомстве или в продолжении беседы.

Поджатые губы

Человек машинально поджимает губы или складывает их бантиком, если он чем-то не доволен. Этот мимической сигнал можно интерпретировать как несогласие или протест. Еще поджатые губы говорят о том, что другой человек сказал нечто, что противоречит его собственным мыслям. Знание об этом дает вам огромное преимущество. Заметив, что человек поджимает губы, пока вы еще не закончили излагать свою мысль, у вас появляется шанс заставить его передумать раньше, чем он успеет выразить свое мнение вслух. Потому что если человек произносит что-то вслух, то далее он предпочитает быть последовательным и придерживаться сказанного.

Например представьте себе, что муж говорит жене: «Дорогая, я сейчас себе докажу, что новая машина нам по карману». И тут вы замечаете, как ваша жена поджимает губы. Вы понимаете, что она сомневается и готова энергично вам возразить. Вам всего лишь надо немедленно привести новые аргументы, пока она не успела высказать вслух свое соображение. В противном случае будет практически невозможно убедить ее согласиться на покупку. Этот прием прекрасно можно использовать и в разговоре с мужьями.

Сжатые губы

Если верхняя и нижняя губа собеседника тесно сомкнуты, значит, он хочет что-то сказать, но сдерживает себя. Подозреваемые часто, прежде чем признаются в преступлении, сжимают губы. Они хотят сознаться, но непроизвольно сжимают губы, чтобы не выдать себя.

Прикусывание губы

Прикусывание верхней или нижней губы - еще одно красноречивое мимическое движение. В этот момент собеседник хочет что-то сказать, но по каким-то причинам не решается это сделать. Именно это и означает старая поговорка «прикуси губу» - воздержаться от высказывания своего мнения.

Во время разговора старайтесь замечать этот невербальный сигнал. Это хороший знак для того, чтобы побудить человека высказаться. Скажите что-нибудь вроде: «Похоже, у вас есть свое мнение на этот счет. Не поделитесь?». Многие будут удивлены вашей способностью читать их мысли и вашей внимательностью, и обрадуются тому, что вы проявляете искреннюю заинтересованность.

Прикосновение к губам

Прикосновение к губам означает, что человека смущает тема разговора. Прикосновение к губам отвлекает внимание от обсуждаемого предмета и уменьшает тревогу. Если человек прикасается к губам пальцами или карандашом, чтобы прощупать почву, вы можете уточнить свое предположение: «Мне кажется, вам неловко об этом говорить». Тем самым вы даете возможность человеку подтвердить или опровергнуть утверждение и объяснить свою реакцию. И ваш собеседник будет приятно удивлен вашей способностью замечать такие малейшие детали.

Прикосновение к губам можно эффективно использовать как в деловом, так и в личном общении. Например, если вы наедине с потенциальным клиентом обсуждаете достоинства предлагаемого продукта, обратите внимание на то, что он задумчиво поглаживает пальцами губы. Заметив этот жест, произнесите что-нибудь вроде: «Вы, видимо, растеряны, потому что раньше никогда не пользовались такой вещью». Ваши слова побудят клиента выразить озабоченность качествами продукта или услуги. Поняв, что его беспокоит, вы сможете скорректировать предложение, чтобы успешно продать свой товар.

По материалам книги «Включаем обаяние по методике спецслужб»

Сто лет назад, году в 2010-2011, писала свои первые посты по поводу контурной пластики и ботокса. Помнится, в то время мы, врачи-косметологи, дико хохотали, когда видели фразы вроде "надутые ботоксом губы". Приходилось регулярно объяснять, что губы мы увеличиваем гиалуроновой кислотой, а ботокс - это другая опера.

Смешно вспомнить. Ибо теперь мы губы корректируем и ботоксом тоже))

На самом деле, практически все посты из данного журнала уже категорически устарели. И относительно анатомии старения лица: мы думали, что гравитационный птоз - наше все. Угу, угу. Резорбция костной ткани, гипер и гипотонус мимических мышц, атрофия и миграция жировой ткани глубоких и поверхностных жировых компартментов, изменения в связочной системе. Неа, не слышали. Мы смело кололи носогубку: и по миллилитру на каждую, и препарат поплотней, и перпендикулярно, и поглубже. Это там, где близехонько проходят лицевые артерия и вена, нда. Как вспомнишь, так вздрогнешь. Меньше знаешь - крепче спишь, очень-очень верная поговорка (пословица?)

В общем и целом. Наука не стоит на месте. Практическая косметология аналогично.
Потихоньку хотелось бы восполнять пробелы. Очень интересно теперь, спустя несколько лет, перечитывать собственные посты и видеть, что и в какую сторону изменилось.

Для того, чтобы более предметно разобрать коррекцию губ, нам необходимо немного вспомнить анатомию.

Анатомия поверхностных структур

Анатомия

С анатомией поверхностных структур все вроде ясно и понятно. А давайте заглянем глубже.
Итак, внешний вид губ и, как мы говорим, периоральной области, очень сильно зависит от мышц.

В чем отличие мимических мышц от всех остальных скелетных (сокращающихся произвольно) мышц нашего тела?
Классические скелетные мышцы (например, бицепс руки) имеют две точки крепления, и обе точки крепятся к костям.

Мимические мышцы одним концом крепятся к костям черепа, а вторым - к коже. И сокращаясь, подтягивают кожу к своей костной точке крепления. Мимические мышцы поэтому делятся на леваторы (мышцы-подниматели кожи) и депрессоры (мышцы-опускатели кожи).


Радлански Р. Вескер К. Лицо. Атлас клинической анатомии

К леваторам , которые напрямую участвуют в движениях губ относятся:

Большая и малая скуловые мышцы
- мышца, поднимающая угол рта
- мышца, поднимающая верхнюю губу
- мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа

К мышцам-депрессорам мы относим:

Мышца, опускающая нижнюю губу
- мышца, опускающая угол рта (ее очень часто в публикациях могут называть коротко DAO - Depressor anguli oris)
- подкожная мышца шеи (платизма)
- подбородочная мышца (по сути это леватор, то есть кожу тянет верх, но при этом действует в содружестве с перечисленными мышцами-опускателями)

Как можно увидеть на рисунке, все мышцы идут к губам. Многие из них идут не просто к губам, а к углам рта.
Те, что идут к углам рта, вместе с еще одной мышцей, мышцей смеха (есть не у всех), крепятся к щечной мышце (она образует стенки полости рта), справа и слева. Эти места крепления называется модиолус . Именно модиолус отвечает за движения углов рта. За их поднятие, опускание, уход в сторону. Когда мы воздействуем ботулотоксином на какую-либо из этих мышц, расслабляя ее, мы воздействуем на весь модиолус, на расположение угла рта.


Рисунок пластического хирурга Е.А.Разумовской, чьей большой поклонницей являюсь)

И, конечно, есть еще одна, очень славная мышца - круговая мышца рта (m.orbicularis oris). Также входит в состав модиулоса. Раньше мы считали орбикулярис просто сфинктером. Теперь же понимаем, что все несколько интересней.

Верхняя и нижняя части круговой мышцы делятся еще на две части. В нашей литературе их называют губной частью (лабиальной) и краевой частью (маргинальной). В зарубежной литературе бывает иначе: губная часть называется краевой (маргинальной), а краевая - периферической. Нда, тут не поймешь - вольности перевода или просто отсутствие единой терминологии. Я буду называть их все-таки по-нашему, губной и краевой.


Губная часть круговой мышцы находится там, где мы видим красную кайму губ. Данная часть мышцы губы поджимает.

А краевая часть складывает губы трубочкой.

Круговая мышца расположена не плоско, а загибает внизу в виде клюшки. Губная часть при этом, так сказать, завернута. С возрастом круговая мышца как раз становится более плоской, клюшечный заворот распрямляется. Как раз этот момент один из основных в потере объема губ с возрастом.


Радлански Р. Вескер К. Лицо. Атлас клинической анатомии

Кроме мышц нас очень интересуют сосуды, артериальные и венозные. Артерии губ - это верхняя и нижняя губные артерии. Вены, соответственно, верхняя и нижняя губные вены. Артерии и вены с двух сторон соединяются и образуют дуги.

Нервы, благодаря которым мы чувствуем в данной области - это поглазничный и подбородочный нервы. А движения губ получаются при помощи лицевого нерва.


Радлански Р. Вескер К. Лицо. Атлас клинической анатомии

Возрастные изменения области.

Один из основных признаков старения лица относится как раз к губам. Линия рта смещается вниз.

Val Lambros (пластический хирург из США) даже проводил на нас, слушателях, эксперимент на конгрессе IMCAS в Париже в 2015 году. Показывал две фотографии. На одной был изображен человек (как женского, так и мужеского пола) в юном возрасте, на другой - в более старшем. Фотографии были как будто прикрыты вуалью, определялись лишь очертания и основные элементы - глаза, губы. Практически в ста процентах случаев мы, слушатели, угадали, где какой возраст. При анализе стало понятно, что основной момент, на который наш мозг подсознательно ориентровался, был как раз расстояние между носом и краем верхней губы. Это расстояние с возрастом становится больше, верхняя губа удлиняется. Рот уходит вниз.

Во-первых, круговая мышца рта перестает быть клюшкой, да. Во-вторых, теряется объем костной и жировой тканей в данной области, на которые мышца опирается.

Кроме того, рот растягивается. То есть с возрастом губы становятся не только уже, но и шире.

Появляются кисетные морщинки в области губ, пигментация. Кожа становится тоньше. Постепенно уплощается, стирается фильтрум губ. Верхняя губа становится не только длинной, но и плоской.


http://dreamskinpillowcase.com/sleep-lines

Параметры "идеальных" губ.

Слово "идеальные" беру в кавычки, ибо идеальные для каждого свои. Мы можем сколько угодно пытаться унифицировать сей момент, но уж больно он субъективен. У кого-то тонкое острое личико, и для него идеальны свои родные узкие губки и небольшой ротик. У кого-то крупные яркие черты лица, и выдающиеся, полные губы выглядят максимально эффектно.

Ширина рта между углами в среднем составляет 51 мм. А верхняя губа должна быть чуть меньше, чем нижняя. Обычно говорим о том, что верхняя губа приблизительна равняется 2/3 нижней.

Контур губ должен быть четким.

Есть еще один момент, каким образом мы можем определить, что губы необходимо корректировать.
Если сфотографировать лицо в профиль и провести линию от кончика носа к подбородку, то расстояние от нижней губы до линии должно быть 2 мм, а от верхней губ до линии - 4 мм. Это "линия Риккетса". Благодаря ней мы также можем увидеть, что нам для гармонии лица не достает подбродка, или подбородок наоборот, излишне выступает вперед.

Да и длина носа, как вы понимаете, тоже вносит свой вклад. Короткий нос увеличить пациент вряд ли попросит.

Классификация улыбки

Да, представляете, улыбки тоже классифицировали))

1 тип улыбки - комиссуральный (спайковый) .


Это самый частый тип улыбки. При улыбке углы рта уходят в стороны и вверх - выше, чем верхняя губа. Получаются два полумесяца. При этом обнажается верхний зубной ряд. Здесь максимально работают мышцы-подниматели: скуловые мышцы (угол рта в сторону и вверх) и все подниматели верхней губы.

2 тип улыбки - клыковый.

Представители: Том Круз, Элвис Пресли
Встречается реже, но тоже распространен. При улыбке углы рты уходят в стороны, но не вверх. Если при первом типе улыбки углы рта нахоятся выше верхней губы, то здесь верхняя губа находится выше углов рта. Причем если избыточно сокращаются мышца-подниматель верхней губы и мышца-подниматель верхней губы и крыла носа, то кроме зубного ряда может обнажиться и десна (гингивальная или десневая улыбка). Если мы расслабим данные мышцы при помощи ботулотоксина, то десна обнажаться не будет.


http://www.thewelbeckclinic.co.uk/gummy-smile.php

3 тип улыбки - смешанный.
Когда обнажается и верхний, и нижний ряды зубов. При этом работают и мышцы подниматели, но и мышцы опускатели напрягаются.

Данный тип относится к самым редким, всего 2% населения обладает им. К представителям относят Опру Уинфри, Уилла Смита, Мэрилин Монро.

Рассматривая фото этих заек в молодости, пришел мне в голову вопрос: а смешанный тип вообще существует?:)

Вот искренняя обычная улыбка Опры. И вот оскал для фото.

Уилл Смит.

Джулия Робертс

Ну вот как-то так)

Мне все-таки кажется, что смешанный тип потому и редок, что появляется лишь на фотографиях. Что это изнасилованная улыбка, когда человек старается обнажить весь зубной ряд для снимка.

Губы, которые не поддаются красивой коррекции филлерами

1. При разомкнутом рте верхняя губа опускается ниже края верхнего зубного ряда. То есть длинная верхняя губа. Чаще всего это все-таки возрастная верхняя губа.
В подобном случае пытаться развернуть губу и сделать ее красивой и наполненной при помощи филлеров бесполезно. Мы получим уточку, нависающую над нижней губой и подбородком, длинную губу.

Данный случай - вариант для оперативного вмешательства. Когда хирургически укорачивают верхнюю губу.

Очень классные фотографии до и после можно найти в инстаграме Илоны Кочневой, пластического хирурга из Питера.

Дорогие читатели, вопросы вроде "а что делать, если я не хочу операцию, а хочу только филлером увеличить" при данной варианте губ очень хороши. Я тоже хочу свой первый размер груди перевести в третий без операции. Могу хотеть дальше. Анатомия как-то против.

2. Узкие и широкие губы с длинной верхней губой. То есть то, что выше плюс еще и удлиненное растояние между углами рта.
Также решается оперативно. Используя исключительно филлеры мы получим лягушку.

3. Губы в виде крыла чайки.


http://plastic-surgeon.ru

Это тот самый случай, когда пациенты приходят и говорят, что уже несколько раз увеличивали губы, а препарат куда-то уходит. Если губы развернуть и посмотреть со стороны слизистой, то мы нередко можем обнаружить с обратной стороны губы залежи всех введенных миллилитров. Дело в том, что при крыле чайки губная часть круговой мышцы рта (которая поджимает губы) находить в гипертонусе. Она подворачивает губы внутрь. Здесь мы как раз используем мааахонькие дозы ботулотоксина (ботокс, диспорт, ксеомин, релатокс, лантокс) для того, чтобы эту губную часть раслабить. Получается этакий пуш-ап эффект губы без филлера. Данный прием можно использовать и при обычных губах, кстати, никто не мешает. Но именно в случае крыла чайки без него не обойтись.

4. Так сказать, полкрыла. Лодочка.
Подворачивается не вся верхняя губа, а лишь ее часть ближе к углам рта. Именно в этом случае чаще всего пациенты просят развернуть углы верхней губы. Что, к сожалению, не всегда возможно только филлерами. Применяем все тот же ботулотоксин.

5. Очень тонкие губы. При желании получить очень большой объем.
"А давайте два миллилитра".
Да давайте. Проблема в том, что очень мало здесь красной каймы. Физически мало. Если введем много препарата и сразу, то деваться ему будет некуда, кроме как в стороны. В область кожной части губ. Таким образом и получаем валики в области кожной части верхней губы.


Expert2expert. Анатомия и эстетическая коррекция губ. Бернар Корнетт де Сан Сир. Глава 11


Коррекция филлерами

Что же мы можем сделат с губами при помощи филлеров - препаратов стабилизированной гиалуроновой кислоты?

1. Сформировать контур.

Мы либо выкладываем препарат линейно прямо по контуру, либо чуть ниже контура. И если на верхней губе нет колонн фильтрума, можем сформировать и их.

Радлански Р. Вескер К. Лицо. Атлас клинической анатомии

2. Придать объем губам, вводя препарат в область красной каймы.

3. Развернуть губки. Парижской техникой, когда вкол проводим с белого валика. Или техникой no-touch по Беуту, когда вкол проводим чуть выше белого валика. Как раз при этом мы можем получить самые красивые гематомы.


Радлански Р. Вескер К. Лицо. Атлас клинической анатомии

4. Увеличить высоту (размер красной каймы) губы. Здесь мы тоже вводим препарат в область красной каймы на ее границе с влажной частью, со слизистой.

5. Поднять уголки рта.
Не всегда получается. От чего же зависит, поднимутся углы рта или нет.
Во-первых, угол рта может опускать активная мышца, опускающая угол рта - DAO. Если напрячь ее, сказав "Ы", можно заметить, насколько уходит угол рта вниз. В данном случае корректируем угол рта еще и ботулотоксином.

Во-вторых, нередко угол рта опущен и сформированы морщины марионетки из-за нависающих мягких тканей средней трети лица. Здесь опять же нужно поднимать их. Без этого уголки толком не поднять.

Нежелательные явления и осложнения

А теперь я буду пугать. Я бы даже сказала запугивать.

Любимая тема каждого доктора. Та, от которой волосы встают дыбом. Та, которой посвящаются целые разделы, а то и дни на конгрессах и конференциях. Та, из-за которой иногда не спишь ночами. Та, о которой, такое чувство, не подозревают псевдокосметологи вроде моей любимой звезды Инстаграма Загишки, и их пациенты.

Контурная пластика, тем более губ, - это не раз-два, губы готовы.

Нежелательные явления - это те явления, которые мы можем заранее предсказать. Они не угрожают жизни пациента, и не требуют обязательного обращения к врачу.

Самое распространенное - гематомы. Гематомы - это нормально. Да, неприятно. Да, очень хочется без синяков. Но вспомните, какое в данной области кровоснабжение. Наш, косметологический глаз, к сожалению, не испускает ультразвуковой волны. Не можем мы стопроцентно точно знать, где проходит данный конкретный сосуд. Поэтому гематомы бывают.

Гиперкоррекция .
Выше уже говорила. При введении слишком большого количества препарата.
Не надо жадничать, друзья. Если губы изначально тонкие, то увеличиваем мы их постепенно и последовательно. Да, мы можем придать значительно больший объем таким губам, но не за один раз, а за несколько.

Асиммерия.

Expert2expert. Анатомия и эстетическая коррекция губ. Бернар Корнетт де Сан Сир. Глава 11

К сожалению, тоже бывает. Иногда в течение процедуры уже откорректированная часть губы очень быстро отекает. И не всегда можно отследить, насколько симметрично ты провела коррекцию справа и слева. Стараемся, конечно, ориентироваться по количеству введенного препарата. Но не всегда помогает. В данном случае два варианта: либо убрать лишнее гиалуронидазой, либо ввести еще препарат в область, где его не хватает.

Обострение герпеса.
Если с вами герпес случается, и даже если не слишком часто, то обязательно сообщите врачу на консультации перед процедурой. Вам назначат профилактический прием препаратов. Если же обострение герпеса произошло непосредственно до процедуры, то коррекцию губ придется отложить.

Осложнения.
Это те явления, которые угрожают здоровью пациента, и требуют обязательной медицинской помощи.
Ребята, это не "доктор гад, кривые руки, накосячил". Это может случиться с каждым врачом. Понимаю, сложно принять тот факт, что за свои деньги вы не получаете стопроцентной гарантии безопасности и результата. Это медицина. Дающий стопроцентные гарантии врач - вот это страшно.

Самые тяжкие и серьзные осложнения при коррекции губ - ишемия и окклюзия сосуда.
Ишемия возникает тогда, когда мы сосуд сдавили либо большим количеством препарата, либо мы препарат так красиво выложили прямо рядышком с сосудом, либо еще и мягкие ткани отекли. Кровь по сосуду чаще всего идет, но плохо.
Окклюзия - это когда препарат попадает непосредственно в сосуд и блокирует его.

В области губ эти явления бывают и не сказать, чтобы супер редко. Именно поэтому всегда предупреждаем пациентов, что в случае появления любых признаков (ниже) нужно обязательно звонить врачу. Если подобное произошло, то поверьте, для доктора это тоже крайне неприятная ситуация (под названиием "ужас-ужас, пойду топиться и больше никогда не буду работать косметологом. ага). Правда, это не было сделано специально. Доктор не вводил препарат точнехонько в сосуд, садистки хохоча внутри. Это бывает.

Какие же основные симптомы окклюзии сосуда:

1. Боль. Не тогда, когда после процедуры боль появляется, если трогать область коррекции или в мимике. А если болит постоянно. Бывает так, что в момент прокола появляется резкая боль, которая потом проходит или чуть ноет. Если такая резкая или ноющая боль длительно не уходит, нужно обязательно сообщить врачу.

2. Сосудистый рисунок. Мы называем его ливедо. Это те сосуды, по которым раньше шла кровь к заблокированному сосуду (или от него, если это вена). На данном рисунке окклюзия не при коррекции губ, просто как пример сосудистого рисунка. К сожалению, не могу найти автора фото, подлинник.

3. Побеление места инъекции. Иногда такое побеление очень сложно отличить от побеления при анестезии. Если анестезия прошла, а побеление остается - звоним врачу.

Автора фото также найти не могу, одни перепечатки.

4. Отек. Конечно, отек места коррекции далеко не всегда связан с ишемией и окклюзией. Он появляется при травме. Очень сильный отек, особенно в губах, бывает на препараты с лидокаином. И если просто проводили анестезию не эмлой, а именно лидокаином или ультракаином. Но если отек неравномерный (не полностью все губы, а например, одна сторона верхней губы), то звоним врачу.

В целом, как правило, такие ситуации разрешаются благополучно. Потому что у нас есть антидот - гиалуронидаза. Доктор будет вводить ее ежедневно до тех пор, пока не уйдут все симптомы. В лечении используются и другие препараты, но гиалуронидаза основной.

Если же в ближайшее время кровоток не восстановить, то нас ждет грозное последствие - некроз тканей. Нет, и с этим можно справиться. Но на месте некроза будет рубец. Да и присоединение инфекции скажется не лучшим образом на состоянии здоровья.
Тоже не окклюзия при коррекции губ, но в качестве примера некроза.

Также авторство мне неизвестно. Если у вас есть данные об авторе, подскажите, пожалуйста.

Надеюсь, достаточно напугала?)
Помним всегда о том, что ваш врач - ваша главная помощь в любой ситуации осложнений. И ваша основная задача - проинформировать именно его. Не сидеть на форумах и поисковиках, теряя время в попытке определить, что ж это за пакость такая. А живенько скакать в сторону своей клиники и своего врача.

Завершая, хотелось бы пару слов вставить о фотографиях "до и после".
Да, это очень хороший работающий инструмент, особенно в Инстаграме. Но друзья, давайте все-таки критичней относиться к нему. Все же это инструмент маркетинга. Если "до" мы видим сухие тонкие поджатые губы, а "после" ярко-малиновые натянутые четкие и блестящие, то вполне вероятно, что результат этот в буквальном смысле после. Сразу после процедуры. На отеке от травмы как минимум. Мало что общего такие фотографии имеют с конечным результатом, всегда более скромным, чем сразу после. Лучше все-таки ориентироваться на фото через несколько дней, а то и неделю после процедуры. Куда как более реальный результат.

И пожалуйста, не обижайтесь на врачей, которые сообщают, что ваша анатомия губ против. Что тех губок, что на фотографии подруги или актрисы, или результатах другого врача, вы не получите. Мы все пляшем от того, что имеем. Порадуйтесь, что вам сразу честно сообщили, мол, анриал.

А уж если доктор говорит, что вам с вашей конкретной анатомией увеличение губ не подойдет... Что из красивого ангельского личика при данном типе лица мы получим вульгарную особу старше свои лет... Попробуйте прислушаться. А вдруг?:) Тонкие губы тоже очень красивы. Не только в губах дело, а в пропорциях и гармонии. В соответствии ваших губ вашему лицу.

Это к вопросу многих пациентов, колю ли я саму себя. Никогда. Мы себя не видим. Мы очень часто - дисморфофобы. И не способны к объективной оценке собственной внешности. Поэтому просто ложусь на кушетку как самый обычный пациент и отдаю себя в руки коллеге, если уж сильно приспичило апгрейдить себя, любимую.

Движения губ и языка при минете

Движения рта и языка бывают:

Поступательные:

Если объяснять совсем просто, двигаешь головой и губами по члену «туда-сюда». Мужчинам очень нравится, если слегка сжать головку влажными, напряженными губами (не задевая зубами) и сделать несколько очень быстрых возвратно-поступательных движений (проще говоря, туда-сюда), затем сделать маленький перерыв секунд на пять (чтобы не заскучал – подуть на головку прохладной струей или выдохнуть теплой) и снова повторить. Широко распространенное заблуждение многих женщин состоит в уверенности, что член нужно ласкать, взяв губами глубоко и крепко и двигая головой вперед-назад. Такая форма стимуляции выглядит возбуждающе, но головка при этом практически не стимулируется, и мужчина лишается целого спектра ощущений. То же касается и захвата члена рукой и энергичного его массирования. К настоящему оральному сексу эти приемы имеют очень опосредованное отношение – в основном в качестве «спецэффекта» и визуального раздражителя. Основное воздействие при минете совершается кивательными движениями, когда губы скользят по головке и переваливают через корону (венчик) – расширение у основания головки. Именно на венчике сконцентрированы эрогенные зоны, а потому и губы должны попадать сюда при каждом движении. При этом ты можешь ладонью обхватывать ствол члена и двигать рукой в такт движениям рта, создавая дополнительный футляр, имитирующий соприкосновение с влагалищем. Обычно во рту помещается головка и треть ствола, но можно применить и технику «глубокого горла» (см. виды минета). В этом случае член «проглатывается» почти целиком, губы нужно сомкнуть на его основании. Некоторым мужчинам этот прием нравится меньше, чем поступательные движения только на головке, так как при глубоком горле ласки этой области более однообразные.

Важное дополнение: при этом движении головка не высовывается изо рта полностью (разве что иногда для разнообразия), ее кончик всегда должен находиться во рту.

Вращательные:

Производится скручивание члена с помощью рта. Нужно взять член в рот (только головку или примерно наполовину) и начать совершать вращающие движения головой. Можно управление процессом поручить мужчине – дать ему в руки волосы или разрешить двигать твоей головой.

При этом движении член будет совершать свободные круговые движения, попеременно касаясь различных внутренних поверхностей твоего рта. Вынь его, немного притормаживая зубами. Это упражнение удобнее делать, стоя на коленях перед партнером, или когда он лежит, а твоя голова находится точно над его членом. Вращательные движения следует делать то по часовой стрелке, то против.

Сосательные:

Движение заключается в сосании всего члена или только головки. Самая грубая ошибка при этом движении – попадание уздечки в щель между нижними зубами. Это ОЧЕНЬ больно, поэтому в идеале щелку нужно «заделать» у стоматолога или всегда следить за тем, чтобы нижняя губа оборачивала зубы. На самом деле, сосать не так просто, как кажется в самом начале. Первое, что стоит усвоить, член нужно правильно ввести в рот. Не как сардельку перед откусыванием – совсем иначе.

Для тренировки сделаем такое простое упражнение: рот закрыть, губы сомкнуть. Не размыкая губ, медленно разжимай челюсти. Зубы расходятся, а губы по-прежнему сомкнуты. Максимально разводим челюсти и в сомкнутые и напряженные губы вставляем член – такой захват наиболее приятен для мужчины.

Двигаемся дальше – член в рот мы взяли, теперь нужно научиться его сосать. Самый простой способ почувствовать, что испытывает мужчина, когда ты сосешь его член – попробовать по-разному пососать свой большой палец. И потренироваться для начала можно на нем же – для получения обратной связи об ощущениях. Слишком сильные всасывания и выталкивания скорее всего будут для мужчины неприятны. При неглубоком сосании в рот помещается только головка. Сосать ее можно при движении вверх или вниз, либо чередуя эти два движения. При более глубоком погружении член берется в рот на максимальную глубину и сосется. При этом можно полностью выталкивать его изо рта и снова всасывать – как леденец. Не стесняйся чмокающих звуков – они возбуждают мужчину. При использовании приема «Глубокая глотка» член можно выталкивать медленно либо делать это возвратно-поступательными движениями.

На Востоке женщин учили сосать на перезрелых плодах хурмы. Мастерство заключалось в том, чтобы высосать плод, не испачкав пальцы. Сделать это было непросто, так как перезрелая хурма – это густая жидкость, которая так и норовит стечь на пальцы. Для подобных тренировок может подойти перезрелый помидор, тарелка макарон без вилки, густой коктейль с узкой трубочкой. И помни, что в порно все обычно сильно преувеличено, и если ты будешь обрабатывать мужчину при минете, работая как помпа, ритмично, резко, часто, плотно сжатыми губами – то он либо очень быстро кончит, либо испугается твоей грубости (что вероятнее!).

Лизательные:

На первый взгляд – самый простой прием – все знают, как лизать мороженое. На самом деле, лизание бывает очень разным, именно в этом его «фишка» и преимущество перед другими приемами. В любом случае это дразнящий прием, а не на результат. Например, можно лизать всей поверхностью хорошо увлажненного языка, как можно сильнее прижимая его к коже – как когда ешь мороженое. Можно вылизать член по всей длине, как дети облизывают эскимо (рукой одновременно поласкай яички), только не перестарайся. Именно лижущие движения в самом начале позволяют исследовать член и выявить на нем самые чувствительные участки – у всех мужчин они немного разные. Кстати, в Индии минет называли «лизание фрукта манго», – более красиво, чем у нас. Второй «минетный» прием основан на чередовании сильных и легких касаний языком. Проведи небольшой тест: лизни тыльную сторону кисти, едва касаясь языком, потом напряги его и снова лизни, слегка надавливая. Теперь то же самое – кончиком и всей поверхностью языка, как слизывают варенье. Пробуй еще: отрывисто и медленно, расслабив и снова напрягая язык. Приятно? А как приятнее? Не думай, что ощущения мужчины сильно отличаются от того, что чувствуешь ты, разве что они будут во много раз сильнее. Головка, ствол, основание члена и мошонка по-разному реагируют на прикосновение языка и требуют разного подхода. Головку можно лизать медленно, а затем очень быстро, и снова медленно, как при глубоком поцелуе, массируя напряженным языком места под ободочком, уздечку. Позже ты сможешь совмещать лижущие движения с другими – одновременно сосать и лизать головку, когда член находится внутри, массировать член сильно наряженным языком, прижимая его к коже. Лижущие движения (дразнящие, игривые, раззадоривающие) незаменимы для ласк мужчин, которые быстро возбуждаются, – при более интенсивных ласках все может начаться и закончиться исключительно на минете. «Лижущий сценарий» может быть таким: пройтись вдоль всего ствола члена, пощекотать языком уздечку, описать несколько кругов по кантику головки, задеть кончиком языка отверстие мочеиспускательного канала, вновь облизать уздечку, вниз по стволу, нежно полизать его яички. Еще один вариант – возьми член одной рукой и нежно оближи всю его нижнюю часть по длине снизу вверх. Когда ты дойдешь до головки члена, мягко и нежно обхвати ее ртом. По возбуждению органа ты увидишь, какая его часть наиболее чувствительна и доставляет наибольшее удовольствие твоему любимому. Стоя на коленях перед партнером, приподними его уже затвердевший пенис так, чтобы ты могла добраться ртом до яичек. Медленными сильными движениями языка промассируй область под мошонкой, сами яички, осторожно и мягко соскользни по ним языком и оближи весь член до самого верха. Техника по сути напоминает облизывание эскимо. Как вариант можно комбинировать прямолинейные движения языка с выписыванием «большой восьмерки» – снизу вокруг яичек, сверху вокруг головки.

Дразнящие:

К этой группе относятся очень быстрые лижущие движения языком: кончиком языка ты совершаешь быстрые движения вверх-вниз и из стороны в сторону, чем быстрее, тем лучше. Этот прием я часто называю «колибри». Ты наверняка видела, как движутся крылья этой миниатюрной птички, так быстро, что взмахов совсем не видно. Твой кончик языка должен двигаться так же. Или чуть-чуть медленнее, но так, чтобы мужчина этого не заметил. Конечно, сразу не получится. Потребуется тренировка, зато, освоив прием «колибри» (осваивать можно и без партнера), будь уверена, равных тебе он не найдет. Пройдись трепещущим языком по головке, затем вниз, по яичкам и за ними (аккуратно, чтобы не было щекотно). И снова вернись к головке, задержись на уздечке и опять вниз. Поцелуй кончиком языка – прикасаясь к коже губами, ты водишь кончиком языка по кругу или снизу вверх. Быстрые короткие, словно жалящие прикосновения языком называют «Язык змеи».

Покусывающие:

Покусывающие движения – это нежное покусывание члена. С укусами будь аккуратна. «Камасутра» учит: легкое покусывание основания члена превращает мужчину в тигра. Запомни, только легкое! Чем сильнее возбужден мужчина, тем смелее ты можешь покусывать, сдавливать и царапать, постепенно пробираясь к самым потаенным местечкам. Анус нельзя кусать, но можно ласкать пальцами, лизать и щекотать языком, правда не всем мужчинам это нравится. Некоторые воспринимают такие игры, как свойственные только «голубым», другие страдают геморроем (это не обязательно должно быть видно). Настаивать не стоит.

Движения языка при нахождении члена во рту:

Прием высшего пилотажа из арсенала лучших любовниц – умение ласкать член партнера языком, даже когда он находится во рту. Научись шевелить языком, лизать член, когда вбираешь глубоко. Кстати, хорошая техника минета полезна вдвойне. Она заменяет гимнастику для лица, так что о втором подбородке и «морщинках грусти» можешь не переживать. Например твой язык может описывать спираль вокруг члена, меняя направление вращения, или может просто совершать быстрые движения из стороны в сторону или вверх-вниз. Можно чередовать все эти движения, выставлять кончик языка, когда по нему движется головка (в области уздечки), делать «восьмерочку» на головке. Чередование различных движений языка позволяет пережить мужчине просто потрясающие ощущения, которыми и отличается идеальный минет от обычного.

Не хватает собственной фантазии – выписывай языком буквы или цифры по порядку…

Оборачивание губами зубов и формирование плотного кольца:

Со стволом члена можно сильно не церемониться, это наименее чувствительная зона, стимуляция которой возбуждает по большей части саму женщину и мужчину за счет визуального раздражения – вида партнерши с членом во рту. Если вбираешь в рот не только головку, губы сильно напряги, как бы массируя ими член. Эта зона прекрасно выдерживает стимуляцию рукой, сильное сжатие и быстрые, резкие движения. Потренируйся хорошенько прятать зубы, оборачивать их губами, напрягать вытянутые губы достаточно сильно, чтобы не поранить и не причинить боль нежным тканям мужчины! От грубого обращения мужчина пугается и буквально цепенеет. Можно попробовать оборачивать губами зубы, когда член движется внутрь, и распускать их «бутончиком», когда член движется обратно. При обратном движении губы также напряжены и не допускают член к зубам, но выглядят при этом более аппетитно, чем при оборачивании.

Искренне надеюсь, что все вышеописанное в той или иной степени тебе знакомо, потому как это азы ласк губами и языком – самой чувственной и интимной ласки, которую ты можешь дарить своему мужчине. Как кошка, которая трется о человека, и при этом получает удовольствие от этого процесса, ты можешь делать приятное своему мужчине, наслаждаясь процессом и результатом. Вот и весь «Большой кошачий секрет»: думай о своем удовольствии, но не будь эгоисткой и дари наслаждение без счета.

Из книги Брак под микроскопом. Физиология половой жизни человека автора Кинесса М З

4.6. О случаях использования языка животных для возбуждения половых органов Не имея возможности дотянуться языком до собственных эрогенных зон, одинокие, а нередко и семейные мужчины и женщины используют для этой цели животных. Так, одной женщине вульву и клитор лизала

Из книги Этика блядства автора Лист Кэтрин А

Из книги Демоны плоти. Полный путеводитель по сексуальной магии пути левой руки автора Шрек Николас

IV. В начале было слово. Расшифровка языка западной магии - Если язык используется неправильно, то сказанное есть не то, что подразумевается. Если сказанное есть не то, что подразумевается, тогда то, что должно быть сделано, останется несделанным. - Конфуций - То, что не

Из книги Как доставить настоящее наслаждение женщине. Реализация сексуальных фантазий автора Ходсон Филлип

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА Потренируйте свой «орган утонченного наслаждения», выполняя, по крайней мере, дважды в день в течение двух недель перед зеркалом в ванной нижеследующие упражнения.1. Вытянув и чуть выдвинув вперед кончик языка, энергично двигайте им из стороны в

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Из книги Школа гейши в 10 простых уроках автора Танака Элиза

Сексуальные движения для мужчин Если вы хотите чтобы ваш партнер не только получал от вас блаженство, но и сам дарил его вам, дайте прочитать ему эту часть книги.Самым главным секретом успеха мужчины на Востоке считают движения, которые он совершает пенисом во время

Из книги За гранью наслаждения автора Шерстенников Николай Иванович

Сексуальные движения для женщин Что касается движений женщины во время интимной близости, то различают следующие способы:1. Потягивание– общее напряжение тела и конечностей.2. Изгнание– надувание живота, производящее эффект противодействию вторжения члена.3. Пожатие–

Из книги Сексуальные практики Востока. Любовное искусство гейши автора Танака Элиза

Глава 12. Любовные движения В древних и современных сексуальных методиках большое внимание уделяется технике толчка - движения мужчины при половом акте и техникам ответного женского движения. Это динамический элемент любого совокупления, и не стоит отказываться от него

Из книги Ветви персика (Ананга ранга) автора Калянамалла

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ МУЖЧИН Если вы хотите чтобы ваш партнер не только получал от вас блаженство, но и сам дарил его вам, дайте прочитать ему эту часть книги.Самым главным секретом успеха мужчины на Востоке считают движения, которые он совершает пенисом во время

Из книги Техника современного секса автора Стрит Роберт

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН Что касается движений женщины во время интимной близости, то различают следующие способы:1. Потягивание – общее напряжение тела и конечностей.2. Изгнание – надувание живота, производящее эффект противодействию вторжения члена.3. Пожатие

Из книги Как раскрутить "клиента" на деньги автора Андреева Юлия

Прачехеда: Движения юноши По направлению движения члена различаются четыре приема. Если юноша сильно прогибает живот и делает удар снизу вверх - это «кабаний удар». Если юноша несильно прогибает живот и бьёт вдоль тела - это удар «копье» если удар члена направлен не

Из книги Нектар для души: дороги любви автора Дубковская Валерия

Прачехеда: Движения девушки Если девушка при сношении лежит неподвижно, расслабив члены она дольше способна к игре, но тело ее не получает достаточного облегчения. Приятное быстрее перестает быть приятным, но тело облегчается вполне, если во время сношения она напрягает

Из книги автора

ГЛАВА 12 Возбуждение половых органов при помощи губ и языка (миньет) При миньете мужские и женские половые органы возбуждают при помощи губ и языка партнера.Практика миньета является нормальным явлением в половых отношениях между мужчиной и женщиной. Без преувеличения

Из книги автора

5.6. Изучение языка, новая информация Пока Рим покорим. А. Смир Как известно, в наше время без знания иностранного языка везде и всюду полный облом. То есть, я имею в виду трудно, а подчас и невозможно, получить престижную профессию, подыскать высокооплачиваемую работу. И не

Из книги автора

9.2. Незнание языка - невозможность высказаться Без языка не поможет ум, вокруг словно вакуум. А. Смир Поначалу всем трудно, и работа непривычная, и устав клуба может быть таким, словно был сочинен в дурке, да мало ли что еще. Но вот что ты будешь делать если в консумации -

Из книги автора

Диалекты языка любви Про язык любви слышали, наверное, все – это первое, что мы узнаем после рождения. А если точнее, еще находясь в утробе беременной матери, когда она ласково поглаживает свой округлившийся живот и что-то нежно говорит еще не родившемуся ребенку.А сколько


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала


 

Возможно, будет полезно почитать: