Габриэль Шанель: биография, личная жизнь, фото. Коко шанель - история успеха и биография

Коко Шанель (наст. имя Габриэль Шанель) – икона стиля, одна из самых известных модельеров мира, основатель бренда одежды и духов Chanel. Стиль, созданный Шанель, олицетворяет собой целую эпоху, а в ней – элегантность, минимализм в использовании аксессуаров и удобство. Шанель была неординарным и сложным человеком в жизни – она по большей части презирала людей и была готова идти по головам ради своего успеха и выгоды.

Детство и семья

Будущая знаменитость Габриэль Шанель родилась в 1883 году (хотя сама утверждала, что появилась на свет 10 лет позже) в бедной семье рыночного торговца и дочки сельского плотника. Когда Габриэль родилась, ее родители не были женаты, это была их вторая дочь. Регистрировали девочку в приюте, а имя ей дали в честь медсестры Габриэль, которая помогла малютке появиться на свет.


Мамы Габриэль, Жанны Деволь, не стало, когда девочке было всего одиннадцать лет. Буквально через неделю ее с сестрой и двумя братьями бросил отец – до своего совершеннолетия Габриэль пришлось жить в приюте при монастыре.


Казалось бы, совсем не располагающая успеху предыстория – однако опыт, приобретенный Шанель в сиротском доме, и определил ее дальнейшую жизнь. Дело в том, что именно монахини научили девушку шить, так что, покинув заведение, Габриэль смогла устроиться продавщицей в магазин белья «Au Sans Pareil».

Первые шаги к успеху

Помимо увлечения дизайном одежды, Габриэль любила петь и даже выступала в кабаре. Именно тогда она получила прозвище Коко, потому что ее любимыми песнями были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». В одном из таких кабаре девушка познакомилась с богатым офицером в отставке, Этьеном Бальзаном, который вскоре предложил ей переехать к нему в настоящий замок в Париже. Шанель согласилась, однако зависеть от кого-то было не в ее стиле.


Вскоре, вспомнив уроки шитья в приюте, она поняла, что хочет стать модисткой (мастерицей по изготовлению женских шляп, платьев и белья), и с помощью молодого английского предпринимателя Артура Кэйпела в 1910 году смогла открыть свой собственный шляпный магазин в Париже – он до сих пор находится напротив отеля «Ритц» на улице Камбон, 31.

Начало дизайнерской карьеры

Когда Коко Шанель открыла собственный бизнес и смогла дать волю своему вкусу и способностям, уже ничто не могло ее остановить – ни отсутствие опыта, ни даже Первая Мировая война. Она работала и как предприниматель, и как дизайнер, воплощая в жизнь все свои идеи по созданию элегантности – ввела в моду женские брюки, то самое маленькое черное платье. Созданный ей стиль позднее назвали «простая роскошь» – для того, чтобы одеваться в стиле Шанель, нужен в первую очередь вкус, а не огромные деньги.


Но у клиенток Габриэль деньги водились, и они с радостью покупали шляпки и одежду у оригинальной модистки. Очень скоро бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Сама Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество, а не была прислугой у богатых заказчиков. Ее друзьями становились композиторы, балетмейстеры, художники, режиссеры, предприниматели. Девушка изменила общественное мнение о труде дизайнера, став притягательной личностью международного масштаба.

«Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века», – комментировала свою славу Коко Шанель.

Коко Шанель уделяли внимание высокопоставленные аристократы. К примеру, женщина входила в круг общения Великого российского князя Дмитрия и английского герцога Вестминстерского. Ее руки пытались добиться многие успешные мужчины, однако ее по-настоящему волновало только свое дело. На предложение герцога Вестминстерского Коко ответила, что герцогинь Вестминстерских может быть много, а вот Шанель такая одна.


В возрасте пятидесяти лет Коко Шанель оказалась на вершине своей славы и красоты. Она одевалась с чувством абсолютной свободы и купалась в славе. Именно в это время ей восхищались больше всего. Годы пятидесятилетия стали самыми золотыми в биографии некогда бедной девочки Габриэль.

И если в Первую Мировую войну дизайнер сумела остаться на плаву, то после объявления Второй Мировой войны в 1939 году Шанель пришлось закрыть все свои салоны – в такое время моде не было места. Несмотря на оккупацию Парижа, Коко осталась на это время во французской столице и даже сумела вызволить из плена своего племянника.


В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной морали женщину арестовали из-за слухов о ее связи с немецким офицером Гансом Гюнтером фон Дюнклегом. Вскоре ее освободили по просьбе Черчилля с условием того, что она покинет Францию. Шанель уехала в Швейцарию и прожила там почти десять лет. По версии исследователя Хэла Вогана, Шанель не только была любовницей пособника нацизма, но и поставляла информацию немецкому правительству.

Интервью Коко Шанель французскому телевидению (1969)

Личная жизнь Коко Шанель

Жизнь знаменитого дизайнера одежды пестрила романы, но ни один из них не перерос в супружество – кажется, Шанель в этом и не нуждалась. Ей приписывали романы с русским композитором-эмигрантом Игорем Стравинским, герцогом Вестминстерским и даже нацистским офицером Гансом фон Динклаге. Согласно некоторым источникам, Шанель была бисексуальна.


Мода на загар появилась как раз во времена Коко Шанель. Произошло это случайно – в 1923 году Габриэль загорела во время круиза и появилась в таком виде в Каннах. Общество, на тот момент внимательно относившееся к внешнему виду женщины, сразу последовало примеру Шанель.


Знаменитые духи «Chanel № 5» появились в 1921 году. Их автором является русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо. Уникальность этих духов состоит в том, что до Шанель у женских духов не было сложных запахов. Коко выступила новатором и предложила женщинам первый синтезированный парфюм.


Коко Шанель сделала популярными маленькие черные платья, которые позволялось носить в течение всего дня, дополняя разными аксессуарами. Так она доказала, что некогда считавшийся траурным, черный цвет может быть элегантным и прекрасно дополнит вечерний образ.


К заслугам Коко Шанель относится и создание уникальных сумочек. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», – сказала Габриэль в 1954 году. А через год представила небольшую прямоугольную сумочку на длинной цепочке. В итоге женщины смогли носить сумку, удобно повесив на плечо.

Коко Шанель – женщина, которая олицетворяет собой целую эпоху, век. Женщина, имя которой стало брендом и легендой, а также, олицетворением моды и иконой стиля.

Девочка из сиротского приюта умела верить и мечтать, поэтому к 1915 все модные журналы Европы утверждали, что женщина может называться модницей, если у нее есть маленькое черное платье от Chanel.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Коко Шанель

Эту женщину знают все в мире, поэтому хотят знать про нее все, начиная историей ее процветания и заканчивая такими параметрами, как рост, вес, возраст. Сколько лет Коко Шанель было, когда она ушла в мир иной, тоже вопрос очень интересный и популярный.

Коко Шанель появилась на свет в 1883 году, поэтому на момент смерти в 1971 ей исполнилось восемьдесят семь лет. По знаку Зодиака женщина относилась к страстным, огненным, чувственным и искренним Львам. Восточный гороскоп подарил будущему модельеру знак Козы, который поражает окружающих своими перепадами настроения, склонностью к творчеству, утонченностью, элегантностью и влюбчивостью.

Согласно старым фотографиям рост Коко Шанель составлял всего метр и шестьдесят девять сантиметров. Вес известного модельера постоянно менялся в зависимости от моды, однако, он всегда был очень мал – пятьдесят четыре килограмма. Коко считала, что вес женщины должен быть, как у птички, а талия, как у осы.

Биография Коко Шанель

Биография Коко Шанель началась в очень далеком прошлом веке, а именно, в 1883. Детство малышки было очень нерадостным, так уж получилось, что она никому не была нужна.

При рождении девочка получила имя Габриэль в честь акушерки-монахини, которая принимала роды. Она жила у родственников, а потом в сиротском приюте при монастыре. Там девушка носила униформу и мечтала, как вырастит и сошьет для всех красивую одежду.

После того, как достигла совершеннолетия, Коко получила направление в магазин по продаже женского белья. Она работала продавцом, пела в кабаре по вечерам.

Девушка очень хотела работать модисткой, но никто не давал ей рекомендаций, поскольку она не имела опыта работы. Для того, чтобы осуществить мечту, Габриэль перебралась в Париж.

В 27 лет девушка встретила единомышленника, которому понравились ее идеи. Артур Капел смог спонсировать ее идеи, поэтому Шанель смогла открыть магазин шляпок. Уже через три года магазинов у талантливого модельера стало два, женщина стала дизайнером головных уборов для знатных и богатых парижанок. Ее узнали сильные мира сего и знаменитости Франции и стали заказывать одежду только у нее. Имя Коко Шанель стало своеобразным брендом и свидетельствовало, что модница имеет чувство стиля.

Цитаты Коко Шанель

Позднее женщина смогла открыть свою линию парфюмерии и аксессуаров. Аромат парфюма «Chanel № 5» и короткое черное платье известны во всем мире. Именно Коко ввела моду на женские брючные костюмы, загар, осиную талию, нитку жемчуга на шее, сумочки прямоугольной формы на цепочке. Шанель создавала костюмы для известных балетов и театральных постановок двадцатых годов.

Два правила женщины: обувь - на размер больше, бюстгальтер - на размер меньше.

В пятидесятые годы Шанель стала знаменитой, богатой и успешной, хотя во время Второй мировой войны бизнес пришлось прикрыть. В 1944 Коко была арестована за то, что сотрудничала с немецкими офицерами, хотя дело было лишь в том, что фашисты покупали ее одежду.

В конце 1944 женщину амнистировали, но посоветовали покинуть страну. Коко перебралась в Швейцарию, жила там в отеле «Риц». В его номере она и скончалась в 1971 году, не перенеся сердечного приступа.

Личная жизнь Коко Шанель

Личная жизнь Коко Шанель была бурной и невероятно прекрасной. Любовниками модельера были сильные, богатые и известные люди со всего мира. Когда молодая девушка встретила своего покровителя и компаньона Этьена Байсана, она без памяти в него влюбилась, однако, мужчина не обращал на нее никакого внимания. Тогда Коко, которой Этьен отказал в кредите на открытие нового ателье, ушла от него навсегда. В этот момент Байсан понял, что любил девушку, но она уже ушла к Артуру Кейпелу.

Байсан и Кейпел долгое время боролись за внимание Коко, но она никому не отдавала предпочтения. Артур понимал, что Шанель – независимая и гордая, поэтому не делал ей предложения руки и сердца. В 1919 мужчина погиб в автомобильной катастрофе.

Женщина страдала не долго, уже через год она завела отношения с князем Дмитрием Романовым. В числе ее поклонников и любовников был герцог Вестминстерский, с которым она рассталась, поскольку не смогла подарить наследника.

На Коко хотел жениться художник Поль Ириб, но он скоропостижно скончался на руках у женщины от сердечного приступа, который настиг его во время матча по большому теннису.

После смерти Поля Шанель долго не могла спать по ночам, однако, 1940 принес роман с Гансом Гюнтер фон Динклаге. Этот роман в обществе не одобряли, но Коко было глубоко плевать на чувства окружающих. В браке пара так и не побывала, поэтому поиски любви модельер оставила навсегда.

Коко Шанель имела много любовников и поклонников, но замуж за свою жизнь никогда не вышла.

Семья Коко Шанель

Семья Коко Шанель была неблагополучной, а вернее, ее у девочки не было совсем. Когда малышка появилась на свет, ее мама, ослабленная тяжелыми родами и бронхиальной астмой, скоропостижно скончалась. Родители Коко были бродячими торговцами.

Отцу — Альберу Шанель — дети никогда не были нужны, тем более, что с мамой Габриель – Жанной Деволь – он в браке не состоял. Мужчина просто ушел и больше никогда в жизни девочки не появился. Кстати, в детстве маленькая Габи оправдывала папу и ждала, что он заберет ее. Став взрослой она выдумала, что именно отец дал ей милое прозвище Коко, называя цыпленочком. Однако это была ложь, девушка так прозвали в кабаре, потому что она часто пела популярную песню «Ко-ко-ри-ко».

Коко была вторым ребенком из пяти детей, поэтому двух ее братьев Люсьена и Альфонса взяли в услужение богатые люди. Трех сестренок Жюлию, Антуанетту и Габриэль забрали родственники, а потом просто сдали в сиротский приют при монастыре Святого Этьена. Кстати, у девочки был еще один брат Августин, который прожил всего несколько месяцев и умер.

Девочка потеряла все, ее предавали и обижали, поэтому она делала все, чтобы доказать отцу и родственникам, что может стать богатой и известной.

Дети Коко Шанель

Дети Коко Шанель на свет никогда не появились, поговаривают, что это из-за страшного семейного проклятия. Поговаривают, что маму будущего модельера и всех девушек из ее рода проклял родной отец за то, что она вступила в греховную связь и убежала из дома с бедняком.

Так или иначе, но малыша Коко родить не смогла, хотя отдавала все деньги на лечение от бесплодие и пробовала инновационные в то время методы. Она даже занималась специальной гимнастикой и даже повесила над кроватью амулет колдуньи, но это не помогло.

Проклятие мстительного деда исполнилось, поскольку со смертью Коко род Шанель прекратил свое существование.

Инстаграм и Википедия Коко Шанель

Инстаграм и Википедия Коко Шанель, а также, страничек в социальных сетях у модельера нет, поскольку она умерла задолго до изобретения интернета.

Однако возможно отыскать многочисленные профили, которые посвящены известному модельеру. На странице Коко Шанель в Википедии имеются достоверные данные о ее жизни, любовных связях, трагическом детстве, творчестве, карьере и смерти.

В Инстаграма нет странички модельера, однако, многие пользователи используют имя женщины для того, чтобы выкладывать ее фотографии, а также, современную одежду и аксессуары, созданные по эскизам Коко.

Коко Шанель (англ. Coco Chanel) – пожалуй, одна из самых ярких личностей прошлого века, которая смогла изменить моду в сторону удобства и элегантности. Выбравшаяся в высокий свет из бедственного положения, она стала примером для многих людей, показав, что происхождение может совершенно ничего не значить, если есть ясная цель. Французы до сих пор ассоциируют фразу «Искусство жить» именно с Шанель.

  • Настоящее имя: Габриель Бонёр Шанель
  • Годы жизни: 19.08.1883 – 10.01.1971
  • Знак зодиака: Лев
  • Рост: 169 сантиметров
  • Вес: 54 килограмма
  • Объем талии и бедер: 67 и 99 сантиметров
  • Размер обуви: 35,5 (EUR)
  • Цвет глаз и волос: Карие, брюнетка.


Коко родилась в приюте города Сюмора. Его работники дали девочке имя Габриэль, в честь одной из тех, кто принимал роды. Матерью Коко Шанель была Евгения Жанна Деволь, плотничья дочь, а отцом – Альберт Шанель, обычный торговец рынка. Родители тогда не были женаты, жили в бедности.

Когда Габриэль исполнилось одиннадцать, ее мать умерла, и отец бросил девочку с сестрой и двумя братьями одних. Дети Шанель отправились в дом для сирот при монастыре, где Габриэль пробыла до совершеннолетия. Коко Шанель уже в детстве осознавала свое положение, однако вопреки всему она не переставала мечтать о хорошей жизни.

Начало восхождения

В монастыре Коко Шанель дали рекомендацию, которая помогла ей устроиться на должность помощницы бельевого торговца в маленьком магазине. В то же время она пела и танцевала в кабаре, пробовалась в театре, но не преуспела в этом. В одном из кафе к ней и пристало прозвище Коко, потому что девушка любила петь песни «Куи Куа Ву Коко» и «Ко Ко Ри Ко».

Несмотря на отсутствие особенного успеха, кабаре дало возможность Коко Шанель приблизиться к той жизни, о которой она грезила: именно там ее увидел состоятельный отставной офицер Этьен Бальзан, который был настолько очарован девушкой, что увез ее в свой дом, оказавшийся настоящим замком.

Коко долго привыкала к роли офицерской любовницы, ей все время чего-то недоставало. Однажды она поняла, что хочет быть модисткой. Этьен над этим лишь посмеялся, однако свел ее с Артуром Кэйпелом, английским промышленником, и тот согласился поддержать идеи Шанель, несмотря на отсутствие у нее нужного опыта.

Близкие люди Артура называли его Боем. Несмотря на молодость, он был успешным предпринимателем, умевшим продвигать дела. Кроме того, он тоже интересовался модой, и с его помощью Коко Шанель смогла открыть свой первый шляпный магазин для парижанок. Дело оказалось успешным. Прошло три года, и у нее открылся второй магазин, уже в городе Довиль.

Путь в высший свет

Успех раскрепостил в Коко Шанель множество талантов. Не обладая предпринимательским опытом, она сумела быстро не только раскрутить свой бизнес, но и оставить его на плаву даже в годы Первой Мировой войны. Кроме того, она сама придумывала дизайн всех вещей, которые продавала, и все, что выходило из-под ее рук, несло в себе подлинную элегантность и удобство.

Мечта Габриэль сбылась: она стала известной модисткой, о ней говорили в высших кругах. К ней приходили самые известные дамы Парижа, они говорили о Коко Шанель, рекомендовали ее друг другу, и вскоре она стала первой в истории закройщицей, которая сумела получить доступ в аристократические круги не как слуга, а как равный член общества. Ее имя стало феноменом, оно гремело на весь свет.

Коко Шанель привлекала внимание высокородных особ даже в других странах, она зналась с Великим российским Князем Дмитрием, сблизилась с английским Герцогом Вестминстерским, ее стали окружать композиторы, балетмейстеры, люди искусства.

Вершины своей славы Коко Шанель достигла к пятидесяти годам. Несмотря на то, что этот возраст считается уже достаточно немолодым, именно к своему пятидесятилетию она по-настоящему расцвела, достигла совершенства и во внешности, и в образе, который создавала все это время.

Упадок и новый рывок

Когда началась Вторая Мировая война, женщине пришлось закрыть все свои салоны и магазины. Она приняла тот факт, что в такое время никому нет дела до моды. Годы процветания оставили ей множество связей, которыми ей пришлось воспользоваться, чтобы вызволить одного человека ее близкого круга из немецкого плена. Для этого Коко пришлось обратиться к немецкому офицеру, и когда это стало известно, ее арестовали. Заключение продлилось всего несколько часов — Коко выпустили с условием, что она оставит Францию, и женщина почти на десять лет обосновалась в Швейцарии.

После войны у Коко Шанель появилось множество конкурентов в ее излюбленном деле. Одними из самых успешных были Диор и Баленсиага. Власть в мире моды из женских рук перешла в мужские, но ненадолго. Когда Коко Шанель исполнилось семьдесят, она вернулась в Париж и снова открыла салон. Критики ее разгромили. Но Коко на это не обратила, казалось, никакого внимания. Уже через три года она не только вернула себе былую славу, но, пожалуй, даже ее преумножила. Женщина объясняла это тем, что она жила полной жизнью своего времени и подарила костюмам свободу движения, в чем и заключалась настоящая элегантность.

Шанель Коко умерла в возрасте восьмидесяти семи лет. Произошло это в отеле Риц из-за сердечного приступа. Последним пристанищем знаменитейшей модистки стала швейцарская Лозанна, а последним украшением — пять львов на надгробии.

Самые знаменитые достижения

С именем Коко Шанель связывают появление моды на загар. Однажды женщина отправилась в круиз и в этом плавании сильно загорела. Когда она прибыла в Канны, то не стала скрывать свой загар, и люди последовали ее примеру.

Знаменитые на весь свет духи, которые получили имя Коко, Шанель стала использовать и продавать после того, как Эрнест Бо, парфюмер, иммигрировавший в Россию для придворной службы, предложил ей на выбор пять ароматов. Женщина остановилась на последнем из них, пятом, потому что он был синтезирован искусственно и не напоминал ни одного цветка. Так появился аромат «Chanel № 5».

Женщины прославляют Коко Шанель за то, что она ввела в обиход маленькое черное платье. Его можно было носить весь день и вечер, не переодеваясь, и в зависимости от необходимости просто менять аксессуары, чтобы лучше соответствовать окружению. По легенде, она придумала его, когда умер ее друг, тот самый Артур с прозвищем Бой. Носить траур по тем, кто не был супругом, в то время считалось предосудительным, и это платье стало своеобразным выражением ее отношения к произошедшему.

Еще одна очень важная заслуга Коко Шанель — введение в обиход сумочек на длинных цепочках, которые можно было носить на плече. По признанию самой женщины, она постоянно забывала про ридикюли, всюду их оставляла, к тому же носить в руках их было тяжело. Накинутые же на плечо сумочки не доставляли таких неудобств.

Личная жизнь Коко Шанель

Несмотря на огромный успех, Коко Шанель была не слишком счастливой. Ее личная жизнь полна крутых поворотов и глубокой драмы. Начать следует с того, что при обилии поклонников она ни разу не была замужем, кроме того, дети у Коко появиться не могли, потому что она оказалась бесплодной.

Такой широкой известности фамилии Шанель Коко достигла не только благодаря своим несомненным талантам, но и при помощи постели. Ее проекты требовали больших вложений, и она не брезговала просить их у любовников. Из-за этого она прослыла вечной содержанкой, и первый, кто взял ее на содержание, был уже упоминаемый Этьен Бальзан.

После этого любовная связь у Коко Шанель была с Артуром Кейпелом, который и помог ей запустить бизнес. Они были вместе довольно долго, однако не все это время Шанель была счастлива. Дело в том, что Артур по прозвищу Бой был тем еще бабником. Поначалу он сдерживался, будто остепенившись, но со временем старые привычки взяли верх, и он стал изменять возлюбленной модистке. Любовь Шанель была так сильна, что она закрывала на это глаза, говорят, она даже простила Артура за то, что он ушел от нее к другой светской львице и выбрал в жены именно ее. По слухам, Коко пришлось даже шить для новой избранницы Боя свадебное платье. Она признавалась, что любила этого человека больше, чем кого-либо. Гибель Боя в аварии ее сильно подкосила, она долго была в депрессии.

Только через год она вновь завела роман, на этот раз с князем Дмитрием Романовым. Коко Шанель была старше его больше чем на семь лет, однако это не помешало их бурным отношениям. Этот союз оказался очень плодотворным: князь подал Шанель идею сделать красивых девушек манекенщицами, он спонсировал ее проекты и познакомил с императорским парфюмером, который и создал для Коко знаменитый парфюм. Отношения продержались год, когда князь уехал в Америку для женитьбы на состоятельной девушке.

Долго оставаться в одиночестве Коко не пришлось. У нее завязался роман с герцогом Вестминстерским, и эти отношения были воистину королевской красоты. Когда уже дело двигалось к свадьбе, оказалось, что герцог хочет от Шанель детей. Снова камнем преткновения в отношениях Коко стали дети. Роман с герцогом длился четырнадцать лет, но пара все-таки рассталась. Сама Шанель любила детей и хотела их, но после многочисленных абортов в юности завести их уже не могла.

Во время Второй Мировой войны Коко Шанель познакомилась с дипломатом из Германии по имени Ганс Гюнтер фон Динклаге. Именно из-за него она оказалась втянутой в шпионские игры, с его помощью она вызволила из плена своего племянника и оказалась на плохом счету у властей Франции, именно из-за него она была вынуждена уехать в Швейцарию. В результате и этот союз распался, Коко Шанель и Ганс Гюнтер фон Динклаге не только много ссорились, но даже дрались.

Это был ее последний роман. После него она целиком ушла в бизнес моды, сотрудничала с Голливудом, меняла все представления об одежде и стиле. Детям Коко Шанель могли бы перейти по наследству все наработки этой выдающейся женщины и все ее состояние, однако возрождать ее дом мод пришлось Карлу Лагерфельду. Он смог сохранить огромное наследие великого модельера и не позволил пропасть тому, что сделало Коко, талантливую Шанель одной из самых удивительных женщин двадцатого века.


Коко Шанель (фр. Coco Chanel).
Коко Шанель – её настоящее имя – Габриэ?ль Бонёр Шане?ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel).
Шанель родилась 19 августа 1883года. Кажется нет необходимости говорить о том, что Шанель была французским модельером, вдохновение и модернизм которой сделали её одной из самой известной в истории моды XX столетия – об этом знают все.














А началось всё в маленьком городке Сомюре, где оказались родители Шанель – Альбер Шанель и Жанна Деволь. Отец Коко был бродячим торговцем и не сидел на одном месте. Какое-то время родители не состояли в законном браке – ему нужна была подруга, но не жена. Не такого мнения была Жанна, она любила Альбера, и на столько сильна была её любовь, что, скорее всего, это уже была не просто любовь, а болезнь. Она не могла расстаться с Альбером, чего бы это ей не стоило. Жанне приходилось зарабатывать на содержание всё прибывающих членов семейства тяжёлым трудом: работа на кухне, груды белья. Ей приходилось бороться, чтобы получить место на кухне, место гладильщицы или служанки. Здоровье её таяло, но она готова была всё снести, лишь бы быть рядом с мужем. Жанна умерла, когда Габриэль было всего шесть лет. А потом её с братьями и сёстрами оставил и отец. С этого момента Габриэль была на попечении, то родственников, то в приюте, в который её отдали, когда ей было 12 лет. В 18 лет Коко с помощью благотворительной организации оказалась в интернате для детей из знатных семейств. А затем устроилась продавцом в магазин тканей в городе Мулен. Она мечтала стать певицей и в свободное время в кафе «Ротонда» исполняла песенки «Тот, кто видел Коко» и «Ко-Ко-Ри-Ко». Вот тогда и прозвали её Коко.



Вскоре Шанель познакомилась с богатым наследником Этьеном Бальзаном. У него было поместье недалеко от Парижа, где он разводил лошадей. На его предложение стать любовницей она ответила согласием – ей давно хотелось переехать в Париж и, к тому же, Габриэль знала, что за всё в жизни надо платить. Именно здесь она стала превосходной наездницей и начала делать свои восхитительные шляпки, которые всех покоряли своей новизной и шармом. И именно здесь она поняла, как женщины преклоняются перед мужчинами, стараясь понравиться, и проигрывают сражение.


Для себя Коко решила, что из любого сражения, она выйдет победителем. В детстве ей не хватало любви, её окружало равнодушие – всё это наложило отпечаток. И Габриэль научилась бороться и побеждать, а самое главное, она научилась шить. И что бы она ни делала – шляпку или одежду, которая сидела на ней так хорошо, что об этом можно было не думать – всё привлекало внимание окружающих. И тогда Шанель поняла, что в ней есть то, которым следует воспользоваться, то есть дар творческой мысли, а главное, умение выживать.


Бальзана сменил Артур Кейпел, богатый наследник угольных шахт, превосходный бизнесмен, который погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе. Он помог стать ей деловой женщиной. В 1910 году она открыла свой первый магазин в Париже, продавая женские шляпки, через год открылся её дом моды на улице Рю- Камбон, где находится и сейчас.
Простота и роскошь были в творениях Шанель. Она сумела изъять корсет из сознания женщин, воспользовалась мужской элегантностью, чтобы создать в гардеробе женщин такие свободные и необходимые вещи, как рубашки мужского покроя, галстуки, брюки для верховой езды, пиджаки, в которых были суровость и в то же время шарм, превосходство и покорность. В 1918 году Шанель расширила свое предприятие. Она вызвала восторг вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером, ансамблем платье-пальто из бежевого джерси. Всё это казалось простым, но в то же время роскошным – настоящим чудом портновского искусства.



«Мода - это нечто, что существует не только в одежде. Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас».


Ее лучшие творения: маленькое черное платье, которое, в 1926 году американский журнал Vogue приравнял к популярности автомобиля «Ford» и назвал его «фордом» моды, каскады жемчуга на простой бечевке, двухцветные туфли, туфли-лодочки, приталенный жакет, камелия из белого шелка, которые стали символами её марки. Её украшения имели потрясающий эффект, в которых сочеталась роскошь изумрудов или жемчуга с превосходной собственной бижутерией. Сочетание драгоценных камней с искусственными являлось смелой находкой, которую она использовала как роскошные украшения.



Её броши из разноцветного стекла и через плечо произвели потрясающий эффект, их в дальнейшем стали производить различные модные фирмы по всему свету. Они и сейчас считаются классикой, а модницы готовы за них отдавать приличные суммы.
Её маленькое чёрное платье можно было носить и днём и вечером, добавив нить жемчуга или другие аксессуары.


Идеи, которые она создала в начале ХХ – го века, остались вечными потому, что элегантность не поддаётся влиянию времени. Девизом облика её моделей были простота и подвижность. Многие свои открытия Шанель сделала, подглядев тот или иной образ или какой-то элемент, среди народной одежды. Например, русский стиль с вышивкой и меховой отделкой, геометрические узоры, прорезиненные плащи, модель которых она увидела, разглядев её в одежде своего шофёра. Она первая использовала в женском гардеробе трикотаж.



Шанель была в дружеских отношениях со многими людьми искусства: Пикассо, Дягилевым, Стравинским, Сальвадором Дали, Жаном Кокто и не оставалась в стороне от авангардного направления. Но она никогда не меняла своих принципов. Для неё шляпка в форме телефона или юбка, в которой можно было не идти, а только семенить, были неприемлемыми. Поэтому то, что впоследствии было названо «обликом Шанель», означало бескомпромиссный взгляд на моду, где присутствует во всём мера и удобство и никаких крайностей. «Нужно всегда убирать, удалять всё лишнее. Не надо ничего прибавлять…Нет иной красоты, кроме свободы тела…». Став модельером, она испытывала удовлетворение и считала, что одержала победу тогда, когда её идеи подхватывала улица, и её модели были на простом народе. Её принципы были создавать простые, строгие модели с четкими линиями, модели, которые подчеркивают достоинства и скрывают недостатки.



Шанель оказывала материальную поддержку многим деятелям искусства. Например, она финансировала некоторые постановки Русского балета, много лет поддерживала композитора Игоря Стравинского, помогала оплатить расходы за лечение Жана Кокто.
В той ловкости, с которой она умела придать шик любому изделию, чувствовался не только вкус, но прежде всего умение «сделать нечто из ничего».


Её клиентки учились нравиться, идя наперекор существующей моде. У Габриэль не было недостатка в идеях, да и продавать она умела, как в своё время и отец и дед. Габриэль унаследовала семейные качества – она была вынослива в работе. Работать и добиваться успеха… Шанель не рисовала свои модели, она создавала их с помощью ножниц и булавок, прямо на манекенщицах. Ей было достаточно нескольких движений рук, чтобы из бесформенной материи возникла роскошь. Иногда идеи приходили ей во сне, она просыпалась и начинала работать.
Она трудилась по 12-14 часов в сутки и того же требовала от своих коллег. Не всем было дано вынести такой труд. Шанель обладала сочетанием аристократизма и, в то же время, жёсткой деловой хваткой. Когда она ставила перед собой цель, то всегда добивалась её. По приблизительным оценкам в 20 – 30- е годы её модельный бизнес давал $200-300 тыс. в год.



Шанель была великим художником. Она хотела создавать не только новые силуэты, но и внести новые ощущения жизни. Многие годы спустя это назовут «стилем жизни».
Коко Шанель одну из представителей высокой моды журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
Своё сороколетие она ознаменовало выпуском совершенно новых духов, в которых не присутствует запах одного какого- то цветка. Содействие в этом ей оказали Великий Князь Дмитрий и русский парфюмер–эмигрант Эрнест Бо.



Началась Вторая мировая война. В 1940 году ей пришлось обратиться к немецкому дипломату, чтобы выручить своего племянника, попавшего в плен. С дипломатом она была давно уже знакома. И когда он ей помог, её привязанность к нему ещё более возросла. В конце войны обстоятельства складываются так, что Шанель приходится покинуть Францию почти на долгие восемь лет. Её обвинили не только в любовной связи с немецким бароном, но и в контактах с начальником управления внешней разведки Германии Шелленбергом, помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.


Ей грозил арест. За Шанель вступился сам Уинстон Черчилль, который как-то о ней записал в своём дневнике: «Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
Шанель закрыла все свои бутики и уехала в Швейцарию.


Оттуда она следила за изменениями, происходившими в модном мире. Появились новые кутюрье, такие как , Юбер де Живанши и другие. Шанель было 71 год, когда она снова вернулась в Париж и предложила свою коллекцию. Но показ её моделей происходил в полном молчании публики. Шанель хотела всем доказать, что мода изменяется, а стиль остаётся, но пресса говорила о том, что она не предложила ничего нового. Но не всем дано понять, что элегантность вечна. Шанель усовершенствовала свои модели, и через год почти все модницы сочли за честь одеваться у Шанель. Знаменитый костюм Шанель стал бессмертным, в нём чувствуешь себя уютно и свободно, и это ещё благодаря правильно подобранной ткани– лёгкому твиду. Костюм гарантирует надёжность во всех ситуациях.



Сумочки Шанель, обувь и бижутерия стали классическими. В 60-е годы она сотрудничала с голливудскими студиями. Мода Шанель не устареет, потому что в ней заложена философская концепция Шанель: «Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой».
Шанель покинула наш мир 10 января 1971 года, в воскресенье, в возрасте 88 лет, в номере отеля «Ритц» в Париже. «Тime Magazinе» оценила ее ежегодный доход в 160 миллионов долларов.
При этом она никогда не превозносила богатство и не восхваляла деньги. Шанель нашла среди видных деятелей искусства тех друзей, которыми гордилась. Хотя её жизнь была полностью подчинена работе – созданию одежды, самым главным для неё оставалась любовь. Поражает в ней не только успех, которого она достигла, не только её популярность, но и то, что она сумела остаться загадочной. Непостижимая Шанель…


Как и Шанель, бессмертен ее знак: две перекрещивающиеся буквы С – Coco Chanel и белая камелия на черном сатиновом банте.


с 1983 года руководит домом моды Шанель и является его главным дизайнером Карл Лагерфельд.



Коко Шанель биография





Коко Шанель удалось изменить мир моды, предложив дамам сменить корсеты и пышные юбки на джемперы и жакеты с брюками. Она одевала знать: герцогинь и баронесс – весь высший свет Франции. Придумывала им не только платья, но и шляпки, бижутерию, сумки и парфюм – все, что назовут стилем Шанель.

Воспитанная монахинями в бедности, она мечтала о роскоши и любви. К 30-ти годам у нее все это было. Благодаря таланту, упорству и конечно, мужчинам. У нее были богатые любовники и покровители, подарившие ей не только счастье, но и вложившие в нее и ее бизнес немалые деньги. Каждому из них она была за это признательна и говорила, что в ее творчестве есть частичка ее сердечных переживаний. Маленькое черное платье она создала после трагической смерти возлюбленного, и украсила его жемчужным ожерельем, когда очередной роман принес ей разочарование. Она никогда не выйдет замуж, но с гордостью будет носить имя мадемуазель Шанель до самой смерти.

Она прожила долгую жизнь, умерла в 87 лет в Швейцарии. Коко Шанель стала единственным модельером, вошедшим в список влиятельных людей прошлого века.

Ее состояние оценивали в 160 млн долларов. А ее имя до сих пор приносит деньги владельцам Дома моды Шанель и не забыто ее поклонниками и приверженцами.

Белошвейка

Габриэль родилась в небольшом городке во Франции 19 августа 1883 года. Ее родители не состояли в браке и жили не богато, воспитывая четырех детей. Мать Евгения Деволь была дочерью плотника, занималась детьми и нигде не работала. Отец Альбер Шанель – мелкий торговец. Девочке исполнилось 12 лет, когда мать заболела и умерла. Отец отдал детей в приют при монастыре. До совершеннолетия Габриэль будут воспитывать монахини, научат ее вышиванию, шитью и терпению. Она будет мечтать о безбедной жизни и удачном замужестве. Может быть именно эти мечты и сподвигли ее на побег. Вместе с подругой они добрались до тетушки Габриэль, но та настояла на возвращении в обитель. Девушки отказались, тогда им предложили другие монастырские стены – в маленьком городке Мулен.

Пансион был хорош тем, что можно было беспрепятственно его покидать, и барышни этим пользовались. Свободолюбивой натуре Габриэль требовалось пространство, она гуляла по городу, изучая окрестности и местных жителей. Через два года девушек устроили работать в маленький магазинчик, где продавали одежду и меха, сшитые здесь же. Так Габриэль начала зарабатывать деньги тем ремеслом, которое умела делать. По вечерам подруги частенько заходили в кафе, где вскоре стали завсегдатаями.

Однажды им предложили попробовать спеть со сцены и с тех пор они выходили выступать все чаще, петь незамысловатые песенки. Одна из них с шутливым названием «Ко Ко Ри Ко» была популярна. Городок был гарнизонный и успех у военных был ошеломляющий. Веселой и общительной Габриэль это нравилось.

Один из офицеров, богатый холостяк Этьен де Бальзан приметил хрупкую певичку и стал ей оказывать знаки внимания. Он был большой любитель скачек, имел собственный дом с конюшней и полями для гольфа, поэтому в Габриэль, которую называл Коко, благодаря ее песенкам, видел не только любовницу, но и наездницу. Он предложил ей переехать к себе и получил согласие.

Коко и Бой

Габриэль училась верховой езде не в амазонке, как было принято в то время, а в рубашках и жокейских брюках, перешитых ей из этьеновских. Ему было приятна ее женственность и непохожесть на дам его круга. К ней действительно относились как к странной особе, но это ее не обижало. Ей нравилось жить в замке, спать, сколько хочешь и иногда заниматься шитьем для себя и созданием шляп для богатых приятельниц Этьена. Конечно, она ждала перемен в своей судьбе, но по-прежнему оставалась лишь любовницей. Двери в высший свет для нее были закрыты, а самым страстным увлечением ее мужчины были лошади, а не она.

Все изменилось, когда Габриэль влюбилась в друга Этьена, которого близкие называли Бой, и он отвечал ей взаимностью. Ей исполнилось 26 лет, ему 28. Британский промышленник, спортивного телосложения Артур Кейпел предложил ей не руку и сердце, а кров и собственный шляпный магазинчик, о котором она уже мечтала много лет. Она соглашается и в 1910 году получает подарок, адрес который вскоре станет известен всем модницам Парижа и его окрестностей.

Артур будет помогать ей во всем: обеспечивать деньгами и заказами. Дело пойдет как по накатанной, для Габриэль это будут счастливые годы ее жизни. Через три года он посоветует ей открыть еще один бутик в Довиле. Морской стиль, который станет применять в одежде странная модистка, и соломенные шляпки станут вскоре популярными в этом курортном городке.

Девушка работает не покладая рук, круг ее клиенток расширяется: дамы становятся все смелее в выборе одежды, оглядываясь на знатных особ, которые одеваются в магазинах Шанель.

Успех приходит постепенно: ее коллекции украшают подиумы, пресса о них пишет как о революции в мире моды, платья Коко Шанель носит сама баронесса Ротшильд, которая предпочла ее знаменитому кутюрье Полю Пуаре.

Коко шла к своим победам на подиумах и сколачивала состояние через войну 1914 года и русских «белых» эмигрантов, вкупе с богемой из мира музыки и балета. Она подружилась с Сергеем Дягилевым, который познакомит ее с Жаном Кокто, Паблом Пикассо, Игорем Стравинским, Львом Бакстом и многими другими. Она будет шить простые женские платья и костюмы из дешевой ткани джерси, мягко спадающие и открывающие лодыжки. Кружевам и рюшам не место в одежде военного времени: роскошь уступит свои позиции удобству и практичности. Для артистов балета она создает сценические костюмы, а впоследствии будет помогать Дягилеву финансировать постановки, и выполнять заказы на пошив для балетной труппы. Сегодня коллекции к спектаклям Русских сезонов от Шанель хранятся во многих музеях, в том числе в Санкт-Петербурге.

В 1915 году Бой берет отпуск и везет на юг Франции, подальше от войны, в престижный городок у моря Биарицц. Сюда съезжаются богачи со всего мира, и именно здесь Шанель откроет свой Модный дом.

Совсем скоро во Францию хлынет волна эмигрантов, бежавших от революции в России. Многие портнихи, которые шили для дворян, будут работать на Шанель, привнеся в ее коллекции знаменитые русские мотивы.

Революционный год в далекой России станет поворотным и в Париже, только совсем другого рода. Коко Шанель жертвует свои длинные волосы в угоде своему новому стилю «двуполой моды». Она считает, что короткие волосы открывают длинную шею и очень идут мужским заимствованиям в женской одежде.

Артур Кейпел во всем поддерживает свою пассию, он верит в Коко, в ее талант и успех так, как ни один мужчина в ее жизни.

Еще немного и они поженятся, - думала Габриэль в объятиях своего Боя. А он хотел одного: с помощью брака получить вожделенный титул и наследников, а Габриэль не может иметь детей, не говоря о высоком положении в обществе.

Спустя девять лет близких и безоблачных отношений, он объявляет, что женится на аристократке и в 1918 году объявляет об этом своей возлюбленной. Она его понимает, но сердце ее бьется на осколки. Бой объясняет, что ничего не хочет менять в их отношениях, они по-прежнему встречаются, несмотря на кольцо на его безымянном пальце.

Но когда он ехал к ней праздновать Рождество, то его автомобиль потерял управление из-за лопнувшей шины и на большой скорости перевернулся. Через год после свадьбы он погиб.

Знаменитое черное платье она создаст в память о нем, но носить его будут всегда, потому что для нее он так и останется непревзойденным, единственным любимым человеком. Немного погодя она возьмет себя в руки и сделает еще один шаг к своей популярности – удивит мир парфюмом, выпустив духи Coco Noir, которые посвятит памяти Боя.

Слава и смерть

Окончательно пасть духом Габриэль не дала работа, она окунулась в нее с головой. Ее успехи во всех направлениях мира моды заставляют о ней говорить как о блестящем стилисте. Появляются ее костюмы, строгого покроя, точно по фигуре, и в качестве завершающего штриха к образу капелька духов Chanel №5.

Они появились благодаря князю Дмитрию, внуку Александра II. Дмитрий Павлович жил бедно и Габриэль взялась ему помочь, а потом влюбилась. Князь познакомил ее с известным парфюмером Эрнестом Бо. Он больше года работал по ее заказу над ароматом духов ее имени. Шанель выбрала пятый номер из представленных им. И не ошиблась, потому что до сих пор они творят чудеса для многих женщин.

Дмитрий Павлович вскоре уедет в Америку, но будет благодарен своей спасительнице, они сохранят дружбу до самой смерти князя в 1942 году.

Шанель часто повторяла, что ценит простоту и элегантность, прекрасная половина человечества видит в ее стиле неподражаемый и утонченный шарм.

А у нее новый роман – эта женщина не умеет жить без мужского внимания. Она приютила на своей вилле семью русского композитора Игоря Стравинского, с которым уже была знакома много лет. Страсть будет тайной и непродолжительной, но окажет на творчество обоих сильное влияние.

Когда Коко Шанель исполнилось 40 лет, она знакомится с герцогом Вестминстерским. От этих продолжительных отношений у нее остались бриллианты, дома, счастливые мгновения и разбитые надежды на брак.

В ее жизни будут коллекции не только одежды, шляпок, духов, бижутерии, аксессуаров, сумок, но и мужчин. Она умело смешивала коммерческие и интимные отношения. Так было с художником Полем Ирибом, который придумал для нее серию ювелирных украшений. Их союз был плодотворным, но быстротечным из-за внезапного сердечного приступа.

Ее не сломило ничто: ни кризис в экономике, ни война с фашистами, из-за которой пришлось закрыть бизнес, ни обвинения в сотрудничестве с фашистами, из-за чего ей пришлось уехать в Швейцарию.

Обвинение в предательстве не подтвердилось, просто Габриэль в очередной раз влюбилась. Ей уже было 56 лет, когда ей повстречался немецкий барон, младшее ее на много лет. Она позволила ему заманить ее в дела политические, ведь не догадывалась, что тот был полковником вермахта. Он просто попросил ее поспособствовать встретиться с Черчиллем, с которым Габриэль приятельствовала. После войны ей это припомнили и даже арестовали по обвинению в пособничестве фашизму. Она отрицала, но власти Франции дали ей небольшой выбор: либо тюрьма, либо она покинет родину. Любовники вместе жили в Швейцарии почти 10 лет. Но она продолжала работать, не с европейскими домами моды, а с американскими. Огромным успехом пользовались ее наряды для голливудских звезд. Ее состояние росло, несмотря ни на что и в послевоенные годы перевалило за 150 млн долларов.

Ее возвращение в Париж произошло в 1956 году, когда ей было семьдесят лет. Одинокая и бескомпромиссная она снова диктовала моду и прививала стиль. Одевала звезд кино и политический бомонд. Триумф шел за ней по пятам и она купалась в лучах обожания.

Про нее сняты фильмы и написаны книги. Ее вклад в мировой контекст моды велик, она смогла сделать большее – изменить ментальность женщин, заставила их любить себя и всегда выглядеть красивыми.

Смерть Коко Шанель наступила от сердечного приступа 10 января 1971 в отеле Ritz. Через 12 лет после этого ее дело продолжил Карл Лагерфельд, возглавив Дом моды Шанель.



 

Возможно, будет полезно почитать: