Галерея: восемь российских гонщиц-красавиц. Женщины в автоспорте: Гонщицы

Катастрофически мало. Достаточно только сказать, что в Формуле 1 за всю историю гонок участвовало всего 5 женщин-гонщиков. Но, ни малое число, ни меньшие способности женщин к гонкам, не помешали им стать самыми-самыми…

1 Мишель Мутон – самая именитая

Мишель Мутон была весьма успешным гонщиком, но ее карьера резко пошла вверх, когда она села в кресло… нет, не очередного авто, а на место управляющей Комитета Женского Автоспорта FIA. Вот где она смогла развернуться! Да еще и занимается суперпрестижной «Гонкой чемпионов».

2 Ютта Кляйншмидт – самая смелая


Ютта Кляйншмидт – немецкая гонщица, которая участвовала в ралли «Париж-Дакар», гонке, которая по праву считается одной из самых опасных в мире. Мало того, в 2001 году она ее еще и выиграла!

3 Даника Патрик – самая разноплановая


Даника давно пытается покорить разнообразные гонки, наравне с мужчинами: IndyCar и NASCAR, гонки сток-каров, и даже пытается пробиться в Формулу 1. Надо отметить, что призовые места эта девушка занимала, а в 2008 году вышла победителем в японском этапе.

4 Симона де Сильвестро – самая многообещающая


Не секрет, что успех гонщиков во многом зависит от того, за какую команду они выступают. Многообещающие гонщики получаю выгодные предложения, но женщин обычно не берут в сильные команды. Например, Симона де Сильвестро в IndyCar, перейдя в сильную команду, стала финишировать в тройке лидеров. Но вот ее переход в Формулу 1 провалился, и она снова вернулась в IndyCar, а еще продолжает выступать в Формуле Е.

5 Кармен Хорда – самая вдохновляющая


Благодаря Кармен Хорда впервые заговорили о «женской» Формуле 1. Но все усилия пока остаются на этапе обсуждений. Несмотря на то, что Кармен формально попала в состав пилотов Lotus F1, на трассу она так и не выехала.

6 Лелла Ломбарди – самая везучая


Единственная женщина-пилот, заработавшая очки в Формуле 1 – именно в таком статусе знают Леллу в мире автоспорта. Но дело в том, что очки девушка получила не только благодаря мастерству, но и собственному везению. Она как раз была на 6 месте, когда гонка была прервана. Разумеется, ей присудили половину заработанных очков.

7 Мария-Тереза де Филиппис – самая первая


Самая первая девушка в истории Формулы 1 появилась спустя 8 лет от начала гонок. Она участвовала в пяти Гран При, и в одном из них ей удалось прийти к финишу на 10 месте. Выступала она, кстати, за Maserati.

8 Сьюзи Вольфф – самая последняя


Выступавшая за Williams F1 Сьюзи Вольфф стала последней на данный момент женщиной-пилотом Формулы 1. Произошло это в 2014 году на Гран При Великобритании. Кроме того, Сьюзи покорялся DTM и ROC, в котором ее команда заняла второе место.

9 Джованна Амати – самая рисковая


Джоанну с детства манил риск. Рожденная в очень богатой семье, Джованна, тем не менее, увлеклась мотогонками, в 15 лет купила себе первый мотоцикл, а потом и вовсе окончила школу гонщиков. Она многократно выступала в Формуле 1, Формуле-3000, Формуле-Abarth, но с неизменно плохими результатами.

10 Мария де Вилотта – самая трагичная


Мария де Вилотта – гонщица Marussia F1 Team, которой повезло, пожалуй, меньше всех женщин-пилотов Формулы 1. В одном из тестовых заездов она попала в аварию, и так и не смогла от нее оправиться, умерев некоторое время спустя.

За всю историю автогонок, женщин, решившихся противостоять мужчинам, было не более сотни. А история женщин-гонщиц ненамного моложе самой истории автоспорта.

Раллийные гонки

Первой рискнувшей женщиной-гонщицей была Камилла дю Гас. В 1901 году она участвовала в пробеге «Париж-Берлин» на 1100 км. В этом «забеге» участвовало 122 машины, Камилла дю Гас пришла 32-й. Однако после этого «забега» увлечение автогонками у Камиллы прошло.

Более успешной стала следующая девушка-гонщица - Элишка Юнкова (Элизабет Юнек Хасвова). В 1920-е годы она наравных соревновалась с сильнейшими пилотами планеты. Своим появлением в гонках Элишка обязана мужу - богатому банкиру, который сам участвовал в гонках. Одного старта Элишке хватило, чтобы «заболеть» гонками на всю жизнь. В коллекции этой гонщицы 56 кубков за победы в горных и кольцевых гонках, спринтах, марафонах на трассах «Спа» и «Тарга Флорио». Все эти награды Элишка завоевала за четыре года! В 26 лет она прекратила гоночную карьеру, т.к. в 1928 году разбился ее муж. Но каждый год, вплоть до 80 лет, Юнкова все еще посещала европейские Гран-при «Формулы-1».

В 60-е годы в ралли господствовала Патриция Мосс - сестра знаменитого гонщика «Формулы-1» Стирлинга Мосса. Патриция выступала за заводские команды BMC, Austin, SAAB и выиграла множество соревнований, в том числе Liege-Roma-Liege (1960), Tulip Rally (1962), Sesteries (1968). Увы, но и она тоже рано закончила свою карьеру. Вышла замуж и стала выступать лишь в гонках ветеранов.

Многим поклонникам ралли известен дуэт Мишель Мутон и Фабриции Понс. Они неоднократно выигрывали этапы Чемпионата мира по ралли, который проводился с 1979 года. В 1982 году девушки уступили корону, лишь из-за поломки КПП. Через три года дуэт распался, женщины посвятили себя семьям. Однако навсегда покинуть гонки они уже не могли. Первой не выдержала Фабриция, он выиграла два этапа WRC вместе с Пьерро Льятти. Вскоре вернулась и Мутон. Сейчас Мишель Мутон - организатор чемпионата Race of Campions, который собирает всех звезд авто- и мотоспорта.

Современным гонщицам также есть, чем гордиться. Юта Кляншмидт в 2001 году, выступая за Mitsubishi, победила в известном «Париж-Даккар». Успехи немки не дают покоя Андреа Майер (она покоряет Сахару на Pajero Evo) и Элизабет Жастин (ездит на Renault Kerax).

Кольцевые гонки

В кольцевых гонках женщины оказались не так успешны. За 54 года существования гонок «Формулы-1» участницами стали пять: Мария Тереза де Филипс, Дивина Галинка, Дезире Уинсон, Джованная Амати, Лелла Ломбарди. Но только Лелла Ломбарди смогла получить зачетные очки (в 1976 года завоевала шестое место).

Девушка с очаровательным именем Дивина Галинка, стала первой женщиной, которая покорила гоночный грузовик.

А вот в США успехи в гонках более чем скромные. Линн Сент-Джеймс с 1989 по 1998 года, будучи уже бабушкой, выступала в гонках «500 миль Индианаполиса». Зато США отметились в рекордных гонках. Американский гонщик Крейг Бидлоу стал самым быстрым человеком на Земле. В 1968 году он достиг скорости 893,366 км/ч. В тот же год и на той же машине его жена Кейт разогналась до 496,566 км/ч. Рекорд Крейга побит, а вот женщины, которая смогла бы побить рекорд Кейт - нет. Однако известно, что каскадерша Китчи О`Нейл установила неофициальный «женский» рекорд, разогнавшись до 1000 км/ч, но ее рекорд не был признан, т.к. автомобиль Китчи двигался на реактивной тяге, а, следовательно, не являлся автомобилем. Таким образом, рекорд миссис Бидлоу до сих пор не побит.

А как же женщины-гонщицы в России?

В Российской империи была известна госпожа Римская-Корсакова, которая лихо пилотировала полуторатонный «Мерседес». Она была достойным конкурентом мужчинам. В 50-60-е годы прославились мотогонщицы Ирина Азулина и Нина Михеева-Суслова. За свою карьеру Азулина получила 14 чемпионских титулов, а Михеева-Суслова - 9. В автоспорте самым известным дуэтом был дуэт: Илоны Алишаускене и Руты Крикштампонене. Участие в гонках 1988-го года принесло им звание мастеров спорта СССР.

В марте 1996 года женские гонки впервые прошли на городском уровне, в рамках ледовых гонок, которые проходили на Васильевских озерах, при участи СТК «Лада» и фирмы «Мега-Лада». В первом году участвовало 60 жительниц города Тольяти. А в 2000 и в 2001 годах гонки стали всероссийскими. В дальнейшем, на базе этих гонок, был организован автомобильный женский клуб «Лада-Леди». А в Москве создана общественная организация содействия развитию.

В 2001 году экипаж Дарьи Линковой и Марии Румянцевой был единственным женским экипажем, который выступал на Чемпионате России по ралли-рейдам. Девушки завоевали призовые места в нескольких гонках, а Мария стала первой россиянкой, попавшей на международный отбор «Kamal Trofie».


На старте «Формулы Русь» в 2002 году появился дуэт: Юлии Шакировой и Полины Кулюхиной. Девушки, пилотирующие двухлитровый болид, стали достойными конкурентками мужчинам.

Стоит отметить и таких гонщиц: Eлену Голубкину - неоднократного призера Кубка России по ралли в зачете N2, победительницу ралли «Новороссийск» (2005г.) в классе 6, а также Елену Правдину - участницу Чемпиона Кубка России по ралли-рейдам, бронзового призера этапа Чемпиона России «Коломенские Броды 2005».

Елена Седых, Алевтина Красулина, Марина Данилова - неоднократно стартовали на российских раллийных соревнованиях. А Илона Накутис - единственная, на сегодняшний день, женщина в российском автоспорте, которая выступала на трассах WRC.

Очень веселый розыгрыш от девушки-гонщицы:

В преддверии праздника мы решили вспомнить самых знаменитых женщин, которые садились за руль спортивных автомобилей.

В нашем обществе сложился стереотип, что женщины не принимают участие в автогонках. Но за все время существования этого вида спорта было великое множество девушек, которые составляли конкуренцию мужчинам, и более того – выигрывали у них.

Первой женщиной, которая вошла в историю спорта, стала Мэри Март Дезенж , известная под псевдонимом Камилл дю Гас. В 1901 году она приняла участие в гонке «Париж-Берлин». Штурманом у неё был её муж, Жюль Креспин. Камилл была единственной женщиной из 154 участников, и тем не менее смогла финишировать 32-й.

Камилл продолжала выступать в автогонках вплоть до 1904 года, когда Автомобильный клуб Франции запретил ей выходить на старт под предлогом “женской нервозности”. Это заставило ее переключиться на гонки моторных лодок, где она едва не погибла год спустя. Позже она выступала на скачках, занималась благотворительностью и помогала бездомным животным. Умерла “Валькирия механики”, как ее прозвали современники, в Париже, в 1942 году, во время немецкой оккупации.

Намного большего смогла достичь чешка Элишка Юнкова . Её настоящее имя – Альжбета Поспишилова, Юнковой она стала после замужества за Винсентом Юнковым. Именно последний привил своей жене любовь к механике и автоспорту. Винсент после войны получил травму руки, после чего не мог выступать, поэтому за руль уже семейного Bugatti Type 30 в 1923 году села Элишка. Уже в следующем году она победила на гонке Лашотин-Тремонса, став знаменитостью. Через пару лет она стала известной на весь мир и получила псевдоним «Королева Руля». В 1928 году на знаменитой сицилийской гонке Тарга-Флорио она опередила таких пилотов, как Луиджи Фаджиоли, Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, и лишь на последнем круге упустила победу из-за неполадок с машиной. В том же году она и закончила карьеру из-за гибели её мужа на гран-при Нюрбургринга.

Вошли женщины и в историю Формулы 1

Кроме организаторов, юристов, пиар-менеджеров и тест-пилотов за всю историю пять девушек смогли выступить хотя бы в одном Гран-При.

Первой (в 1958 году) стала итальянка Мария Тереза де Филипис , которая выступала на Maserati 250F. Стартовала она на Гран-При Монако, правда, ей не удалось пройти квалификацию. Позже она принимала участие в Гран-При Бельгии, в Спа,- правда, приехала последней. После этого она еще дважды выступала в Гран-При, а в следующем году опять пробовала себя в Монако, но снова не прошла. После этого она больше не выступала.

Вторая попытка прекрасного пола в “королеве гонок” увенчалась большим успехом. Итальянка Лелла Ломбарди пришла на первое Гран-При в 1974 году, но, как и Мария Тереза, не прошла квалификацию. Историческим можно назвать Гран-При Испании в Монжуик-парке. Состояние трассы было очень плачевным, лидер сезона Эмернсон Фиттипальди даже демонстративно проехал квалификацию очень медленно. Гонка все же началась, но продлилась недолго – до аварии Рольфа Штомеленна, который вылетел с трассы и, врезавшись в толпу, убил четырех человек и еще нескольких ранил. Гонку остановили, и так как Ломбарди была на шестом месте, то она получил свои 0,5 очка (гонщики не проехали 2/3 дистанции, поэтому начислялась половина очков). Это были первые и единственные пока заработанные очки женщинами-пилотами. Карьеру в Формуле 1 Ломбарди закончила в 1976.

Дивина Галика , Дезире Уилсон и Джованна Амати тоже вошли в историю Ф1, но их результаты были откровенно неутешительные.

Сейчас в Ф1 женщины пилоты представлены Сьюзи Вольф и Кармен Хорда , которые работают тестовыми пилотами. Они пока не показали себя как хорошие гонщики, но, возможно поколение после них принесет новых девушек, которые достигнут большего.

Многие утверждают, что в автоспорте человек испытывает большие нагрузки и тело мужчин лучше с ними справляется. На это упомянутая выше Сюзи Вольф отвечает простым примером – Себастьян Феттель. Он не является горой мышц, он не проводит сутки напролет в тренажерном зале и при этом стал трехразовым чемпионом мира. Даже сами инженеры утверждают, что сейчас стало легче управлять болидами Формулы 1. Возможно, именно этот фактор сможет подарить нам чемпиона в юбке?

В ралли самой знаменитой была и является на данный момент Мишель Мутон . Француженка начала карьеру в 1974 году, а в 1977 заработала свою первую победу за рулем Porsche Carrera RS на ралли Испании. Настоящая слава к ней пришла в 1981 году вместе с переходом в команду Audi. Тогда она выступала на Audi A1 Quattro, и в 1982 начала вести борьбу за чемпионский титул. На её счету ралли Португалии, Акрополиса, Бразилии. Но потом начались неполадки с техникой, а окончательно от титула её отдалила смерть отца. Чемпиону 1982 года, Вальтеру Рерлю, Мишель уступила только 12 очков. В 1984 она установила рекорд прохождения трассы Пайкс Пик в Колорадо, и казалось, что все еще впереди, но в 1986 отменили гонки группы «B», и карьера Мишель пошла к закату.

В историю ралли плотно вошла и другая девушка – Ютта Кляйншмидт . Она работала инженером на заводе BMW, а в свободное время выступала в гонках на мотоцикле. Первое свое участие в ралли «Париж-Дакар» у Ютты было неформальным – она прошла все участки вместе с обычными гонщиками, но везде выступала в качестве зрителя. Этот случай удивил руководство завода, которое подарило Ютте мотоцикл и… собственно, все. Но Ютта не сидела сложа руки и решила выступать в ралли. В Дакаре она с 1992 года. Ей понадобились долгие 9 лет, чтобы в 2001 году на машине Mitsubishi Pajero Ютта занять первое место. До сих пор никто даже и близко не приблизился к её рекордам.

В истории автоспорта есть еще много женских имен, которые вписали себя в нее не только из-за принадлежности к слабому полу, но благодаря своим успехам. Среди них была Ширли Мальдони («первая леди драгрейсинга»), Даника Патрик (гонщица серии IndyCar), Элен Лор (победительница этапа DTM).

Для девушек сейчас есть даже отдельное ралли – «Ралли Газелей», которое проводится под эгидой короля Марокко Мухаммеда IV. Рейд ежегодно проводится в пустынях Марокко, где десятки пилотесс соревнуются между собой на автомобилях, мотоциклах, квадроциклах и грузовиках. Изначальной целью, которую ставил перед собой организатор гонки француз Доминик Серр, была борьба с предрассудками в отношении женщин. С тех пор “Ралли газелей” прочно вошло в число главных автоспортивных событий Франции и в значительной степени потеряло свой идеологический статус.

  • , 06 Мар 2015

За всю более чем полувековую историю "королевы автоспорта” их было всего пять. Пять женщин, решивших испытать себя в этом исконно мужском спорте. Ни одна из них так и не сумела добиться успеха в Формуле-1. Автогонки – не светский раут. И рыцари скорости не спешили галантно пропускать дам вперед.

Прекрасная неаполитанка
"Вот так да! – Стюарт Льюис-Эванз даже негромко присвистнул, провожая взглядом красный Maserati под номером 44. – А она неплохо вписывается в эти узкие улочки, а, Тони? Вот будет потеха, если она обставит Джиджи…” "Ну это вряд ли”, – товарищ Стюарта по команде Vanwall Тони Брукс был не в настроении шутить, у него хватало своих проблем. Но несколько тысяч зрителей, приехавших в Монако за несколько дней до гонки поиграть в казино, поваляться на пляже и посмотреть тренировки, вовсю обсуждали гонщика, чье имя разносилось из хриплых недр громкоговорителей над княжеством: "Здесь в Монако неаполитанка де Филиппис стала первой женщиной, принявшей участие в Гран При чемпионата мира”.



Мария-Тереза де Филиппис родилась в семье богатых итальянских аристократов из Неаполя. Как утверждали современники, природа сполна одарила ее знаменитым неаполитанским темпераментом, который и привел Марию-Терезу за руль гоночного автомобиля. Скорость и опасность притягивали экспансивную итальянку как магнит, и в начале 50-х она исколесила на своем спортивном Osca все апеннинские дороги.
Поначалу соперники-мужчины не воспринимали эту миниатюрную женщину всерьез. Яркая, но короткая карьера чешки Эльжбеты Юнковой, в нескольких довоенных гонках на равных сражавшейся с великими Караччиолой, Широном и Нуволари, давно забылась. И для большинства зрителей и пилотов тогда, как, впрочем, и сейчас, женщины и автогонки казались совершенно несовместимыми понятиями.
В 1955 году по совету своего друга Луиджи Муссо, выступавшего в то время в заводской команде Maserati, Мария-Тереза пересела на автомобили из Модены, а еще через три года дебютировала в Гран При Формулы-1. В 1958 году в Сиракузах она впервые серьезно заявила о себе: заняла пятое место в самой престижной незачетной гонке Формулы-1 в Италии. И через месяц – в мае 58-го – выехала за рулем своего Maserati 250F на тренировку второго этапа мирового первенства Большого Приза Монако.
Увы, из десяти пилотов, выступавших на Maserati 250F, в Монте-Карло сквозь сито квалификации смогли пробиться лишь двое. Естественно, первой женщины Ф-1 в их числе не оказалось, хотя Мария-Тереза выступила вполне достойно, показав 22-е время из тридцати участников (по воле случая, в числе поверженных ею мужчин оказался даже Берни Экклстоун). Но итальянка не отчаялась, и через месяц ее Maserati появился в Спа.
На этот раз де Филиппис оказалась предпоследней, уступив на длинной бельгийской трассе времени поул-позишн более полминуты. В гонке от победителя она отстала на два круга, но все-таки добралась до финиша последней. В конце сезона упрямая неаполитанка отметилась еще на двух Гран При, ни разу не поднявшись в квалификациях выше последнего места. Но даже после столкновения с фонарным столбом на тренировке в Португалии не стушевалась и, заручившись поддержкой Жана Беры, на следующий год решила вновь попытать счастья в Монако, на этот раз за рулем его Behra-Porsche.
Хотя в мае 1959 года де Филиппис удалось на узких улочках Монте-Карло улучшить свое прошлогоднее время ровно на три секунды, это ей не помогло: до 16-го места, дававшего право стартовать в гонке, осталось еще столько же. Это был последний Гран При прекрасной неаполитанки в Формуле-1. Через несколько месяцев, после того как на берлинском АФУСе разбился Жан Бера, де Филиппис решила уйти из спорта.


Тигрица из Турина


Мария вышла из раздевалки и, прижимая платок к разбитому носу, поплелась к автобусной остановке. Было обидно и больно. Она проклинала тот день, когда решила заняться гандболом. В нападении у соперниц сегодня играла какая-то напористая блондинка, и за пять минут до конца матча эта белокурая бестия двинула Лелле кулаком в нос и испортила всю радость победы.
Ломбарди уже стояла на остановке, когда перед ней притормозила голубая Alfa Romeo. За рулем сидела та самая блондинка. До ближайшей больницы Святой Маргариты было не меньше получаса езды, но уже через десять минут Alfa подъехала к воротам приемного отделения. Мария же к тому времени давно забыла о разбитом носе. Ее глаза восхищенно блестели. Еще никогда она не ездила так быстро. Скорость покорила ее на всю жизнь!
С тех пор она мечтала только об одном – стать автогонщицей. Но Мария-Грация, или попросту Лелла Ломбарди, никогда не сидела за рулем, и для начала ей нужно было получить права. Чтобы оплатить водительские курсы, Лелле пришлось расстаться со своими скромными сбережениями. С практикой помог приятель, разрешивший воспользоваться своим маленьким FIAT, и через три месяца Ломбарди получила права. Потом за бесценок купила очень старый алый FIAT и как только выдавалась свободная минутка, носилась на нем по улицам Алессандрии.
Знакомство с одним молодым гонщиком позволило ей проникнуть за кулисы автоспорта. Лелла меняла резину, свечи, работала хронометристом. Когда ее приятель заявил свою Alfa Romeo в ралли, напросилась к нему штурманом, потом уговорила пустить за руль и… выиграла первую же гонку! Соперники, которые до этого лишь посмеивались над итальянкой, прикусили языки. Леллу пригласили в заводскую команду Alfa Romeo. Потом она пересела за руль "формулы”. В 1973 году Тигрица из Турина, как уважительно прозвали Ломбарди за целеустремленность и стремительность на трассе, выиграла чемпионат Ford Mexico. Через год заняла 4-е место в британском первенстве Ф-5000 и дебютировала в Формуле-1.
Едва появившись за рулем Brabham BT42 на тренировке британского Гран При в Брэндс-Хэтче, Лелла установила свой первый рекорд. Одним из спонсоров, давших деньги на ее дебют в Ф-1, была радиостанция из Люксембурга, вещавшая на волне 208FM, поэтому на ее автомобиле красовался номер 208. И хотя в Англии самый большой стартовый номер в истории чемпионатов мира не помог итальянке пройти квалификацию, через год она снова появилась в Формуле-1.
Зимой 1975 года мультимиллионер граф Дзанон не пожалел $200 тыс., чтобы пристроить Леллу в March. На этот раз в 12 Гран При Ломбарди лишь раз, в Монако, не смогла преодолеть барьер квалификации. А в Барселоне и вовсе сотворила сенсацию.
Гонка в Монжуик-парке вошла в историю еще до старта. В четверг, едва гонщики прибыли на трассу, фотографы попросили двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди присесть на отбойник и попозировать. Эмо вскарабкался на барьер, но тот не выдержал веса бразильца и сломался! Фиттипальди осмотрел остальные отбойники и пришел к выводу, что они тоже никуда не годятся. Срочно созвали заседание GPDA и устами своего президента Денни Хьюма гонщики потребовали от организаторов усилить отбойники, угрожая в противном случае бойкотировать Гран При. Первая тренировка была сорвана. На вторую выехали только самые отчаянные: Икс и Брамбилла. На следующий день на трассе появились еще и двое новичков: Эванз и Вундеринг. В конце концов под нажимом владельцев команд уступили и остальные гонщики. Непреклонным остался один лишь Фитти, считавший, что гоняться в таких условиях смертельно опасно.
Эмо оказался прав. На следующий день на 26-м круге гонки Lola лидировавшего Рольфа Штомеллена вылетела с трассы и, сломав отбойник, убила пятерых зрителей. Когда через четыре круга Гран При остановили, на трассе оставалось всего восемь машин. В том числе и March Леллы. Итальянка заняла шестое место, но поскольку гонку прервали до того, как пилоты прошли две трети дистанции, Ломбарди получила в зачет чемпионата мира лишь пол-очка.
Возможно, она могла бы добиться в Ф-1 и большего, но в March, как позднее и в RAM, к Лелле относились, как к капризной девчонке, и не считались с ее мнением. "Она постоянно жаловалась, что у ее машины большая избыточная поворачиваемость, – вспоминал технический директор March Робин Херд. – Но мы от нее отмахнулись: машина нормальная, просто научись на ней ездить. В следующем сезоне мы посадили в ее автомобиль Ронни Петерсона и он тоже заявил, что у этого March огромная избыточная поворачиваемость. Когда мы проверили машину, оказалось, что у нее действительно "кривое” шасси”.
Впрочем, и той половинки очка, что Тигрица из Турина добыла в Испании, оказалось достаточно, чтобы навечно вписать в историю имя первой и пока единственной женщины, завоевавшей очки в гонках чемпионата мира Формулы-1.



Одержимая скоростью



"Ты только погляди, какой-то сумасшедший выехал на трассу под тринадцатым номером”, – толкали друг друга в бок болельщики на трибунах Брэндс-Хэтч. "Не сумасшедший, а сумасшедшая”, – поправляли их более осведомленные. "Сумасшедшей” была английская лыжница Дивина Галика.
Дивина с детства была одержима скоростью. Во многом благодаря этому ей удалось стать одной из лучших горнолыжниц Соединенного королевства. Там, где другие пасовали, Галика бесстрашно неслась по горному склону. За свою долгую спортивную карьеру она установила абсолютный рекорд Великобритании в скоростном спуске: 200,699 км/ч, участвовала в четырех Олимпиадах, причем на две из них ездила капитаном женской лыжной сборной. В 1972 году в Саппоро она заняла седьмое место в гигантском слаломе и вместе с Beatles и теннисистом Джоном Ллойдом получила от королевы Елизаветы почетное звание члена Британской империи.
В 1974 году Галику пригласили на автомобильную гонку знаменитостей в Оултон-парк. И с тех пор ее жизнь круто изменилась. Дивина забросила лыжи и уселась за руль гоночного автомобиля. Управляющий директор автодрома Брэндс-Хэтч Джон Уэбб помог ей устроиться в команду британской Формулы-5000, а затем и дебютировать в Ф-1.
Она не стремилась стать профессиональной автогонщицей. Победы не были для нее самоцелью. Галике просто очень нравилась скорость, она получала куда больше удовольствия от самого процесса гонки, нежели от побед. И в отличие от большинства гонщиков-профессионалов Дивина была не суеверна. Настолько, что в 1976 году даже удивила Ф-1, дебютировав в мировом первенстве c "чертовой дюжиной” – 13-м номером – на борту. Тот Большой Приз Великобритании стал единственной гонкой в истории чемпионатов мира Формулы-1, где сошлись в очном противостоянии две женщины. Дебютантка Галика на Surtees опередила опытную Ломбарди без малого на две секунды, но обе они на старт так и не попали. Слабым утешением обеим мог служить лишь тот факт, что вместе с ними в числе неудачников оказался и двукратный вице-чемпион мира Жаки Икс.
Через полтора года в Аргентине и Бразилии Дивина предприняла еще две попытки – на этот раз за рулем Hesketh – пробиться на старт этапа чемпионата мира. Когда же спонсорские деньги Olympus закончились, Галика оставила бесплодные попытки и ушла в гонки грузовиков.


Второй шанс Дезире



Из пяти женщин, пробовавших свои силы в Формуле-1, южноафриканка Дезире Уилсон, без сомнения, была самым сильным пилотом. В отличие от своих предшественниц за руль гоночного автомобиля Дезире села очень рано. И прежде чем прийти в Формулу-1, успела поездить в "младших” Формулах южноафриканского чемпионата и даже выиграть национальное первенство Формулы-Ford. В Европу Уилсон приехала уже опытной спортсменкой, но еще три года стартовала в ралли и горных гонках во Франции. И только в 1978 году, по приглашению все того же Джона Уэбба дебютировала в британском чемпионате Aurora Ф-1. Дивина Галика не могла составить Дез достойную конкуренцию. Уилсон на равных сражалась с лучшими гонщиками-мужчинами. В 1978 году она опередила в британской Формуле-1 Элио де Анджелиса, через год поднялась на седьмую строчку чемпионата, оставив за спиной Дерека Уорика и короля мотокольца Джакомо Агостини. В сезоне же 1980 года южноафриканку и вовсе ждала феерическая серия побед.
Дезире выиграла две гонки чемпионата мира спортпрототипов в Монце и Сильверстоуне. А в апреле, лидируя от старта до финиша, одержала историческую победу на этапе британского чемпионата Aurora Ф-1 в Брэндс-Хэтче, став первой и пока последней женщиной, выигравшей гонку "королевской” Формулы, пусть и в состязании национального масштаба. Тогда-то, соблазнившись успехами Дезире, Уэбб и предложил Уилсон попробовать себя на июльском этапе чемпионата мира в Брэндс-Хэтче за рулем арендованного у команды RAM прошлогоднего Williams FW07.
"После серии побед в Брэндс-Хэтче, Монце и Сильверстоуне я приехала на британский Гран При в приподнятом настроении, – вспоминала Уилсон. – Незадолго перед гонкой чемпионата мира на испытаниях новой резины я показала в Брэндс-Хэтче 12-е время и с нетерпением ждала квалификации. Все было так здорово, но… Только сейчас, спустя двадцать лет, я могу рассказать вам, что тогда произошло на самом деле. На тестах хозяин RAM Джон Мак-Дональд усадил меня в Williams FW07 Эмилио де Вилоты. На Гран При же он привез для меня FW07 Элисео Салазара с эластичными юбками и граунд-эффектом. Это был совершенно другой автомобиль, а я впервые села в него лишь в квалификации. Ненавижу эти юбки! Машину так вдавливало в трассу, что, казалось, глаза вот-вот выскочат. Я с трудом различала трассу и была на две секунды медленнее, чем на тестах”.
Если бы Дезире удалось хотя бы повторить время, показанное на тестах, этого оказалось бы достаточно, чтобы она попала в двадцатку лучших. А так Уилсон оставалось утешаться тем, что она лишь на секунду отстала от действующего чемпиона мира Джоди Шектера, чья Ferrari стояла в последнем ряду.
"Эта машина разрушила всю мою карьеру. Второго шанса в Ф-1 не дают: если ты не прошел квалификацию, ты должен уйти”, – вздыхала Дезире.
Но Уилсон повезло. В Формуле-1 все-таки нашелся человек, который дал ей второй шанс – Кен Тиррелл. "Кен – лучший человек, на которого я работала. Он никогда не ругал гонщика. Даже если что-то не получалось, он говорил мне: "Дез, ты едешь очень быстро”. Я успокаивалась, и в следующий раз ехала еще быстрее”. Зимой 1981 года Дядюшка Кен пригласил Уилсон в свою команду, и в феврале на домашнем Гран При в Южной Африке она дебютировала в чемпионате мира. В квалификации Дез показала 16-е время – всего на 0,6 секунды медленнее своего товарища по команде Эдди Чивера. В гонке Уилсон на равных боролась с лучшими гонщиками планеты, на какое-то время даже пробилась в зачетную шестерку, но до финиша так и не добралась: на 52-м круге на ее Tyrrell 010 отказала коробка передач. И все же дебют Дезире удался, несмотря даже на то что после разборок с FOCA FISA вычеркнула Гран При ЮАР из календаря чемпионата мира и никаких официальных записей о нем в истории Ф-1 не значится.
Tyrrell переживала не лучшие времена, у команды не было ни одного крупного спонсора, и Кен не мог больше оплачивать ее выступления в Ф-1. "После Южной Африки Кен, надо отдать ему должное, всячески пытался найти средства, которые позволили бы мне остаться в команде. Но ничего не вышло…” – вспоминает Дезире.
Южноафриканка уехала за океан и через несколько лет дебютировала в американской серии CART. В истории же "королевы автоспорта” она навсегда останется единственной девушкой, сумевшей выиграть гонку на автомобиле Формулы-1.


Любовь Джованны


Джованна Амати родилась в богатой римской семье – отцу принадлежала сеть римских кинотеатров. Лет до тринадцати она ничем не отличалась от школьных подруг. А потом вдруг влюбилась… в автогонки!
Родители не одобряли увлечения дочери и надеялись, что она скоро перебесится и успокоится. Но не тут-то было. "Я говорила им, что беру уроки математики, латыни и игры на пианино. Но вместо этого я собирала деньги на 500-кубовый мотоцикл”, – признается Джованна. Возможно, отец все же запретил бы Джованне заниматься гонками, если бы в 1978 году его 16-летняя дочь не стала жертвой киднэппинга. Переговоры с террористами стоили итальянцу, возможно, нескольких лет жизни. Когда после выплаты выкупа в 1 млн фунтов похитители освободили Джованну, родители махнули рукой: пусть занимается чем хочет, лишь бы была счастлива. А без автогонок Амати свою жизнь уже не представляла.
"Я влюбилась в скорость и не представляла жизни без нее, – продолжает итальянка. – Тогда я еще не думала о том, чтобы стать профессионалом. Я просто смотрела гонки и анализировала их. Но мой приятель Элио де Анджелис уговорил меня пойти за компанию с ним в гоночную школу. Я сопротивлялась: "Ты что, я не могу, я же женщина!” Но он все-таки притащил меня в гонки и тем самым изменил всю мою жизнь”.
Амати начала выступать в Формуле-FIAT, затем – Ф-3 и Ф-3000. О Формуле-1 итальянка даже и не мечтала. Куда там, ведь даже в Формуле-3000 ей с трудом удавалось проходить квалификацию. Но Амати… повезло. Она нашла свой путь в мир Ф-1.
По слухам, в начале 90-х Джованна некоторое время встречалась с новоиспеченным директором Benetton Флавио Бриаторе, и тот устроил для нее небольшие ознакомительные тесты на Benetton B191. А в конце февраля 92-го Джованна в составе Brabham приняла участие в своем первом Гран При.
Некогда знаменитая команда находилась на грани банкротства и доживала свои последние дни в Ф-1. А потому могла себе позволить нанимать лишь рента-драйверов, которые сами оплачивали свои выступления. В сезоне-92 первым пилотом Brabham должен был стать богатый бельгиец Эрик Ван де Пуле, место же за рулем второй машины предназначалось столь же богатому, но, как утверждали в Милтон-Кейнсе, более талантливому чемпиону японской Ф-3 Акихико Накайе. Однако последний выступал лишь в японских чемпионатах, и FIA отказалась выдать ему суперлицензию. Зато Амати, которая с грехом пополам все-таки стартовала в международном чемпионате Формулы-3000, без труда получила суперлицензию и, оплатив свои выступления, заняла место Накайи.
Когда Джованна приехала на первую гонку сезона в Южную Африку, в Кьялами началось форменное безумие. "Журналисты и фотографы буквально набросились на меня. Они звонили мне, не знаю уж, как они узнавали номер моего телефона, требовали интервью. Когда же я не смогла пройти квалификацию, они вылили на меня кучу грязи. Никого не интересовало, что я выступала на ужасной машине со слабым мотором, на которой никогда прежде не ездила”, – не скрывала своего раздражения Джованна, которая и в самом деле выступила из рук вон плохо. Амати так и не смогла приспособиться к углеволоконным тормозам "формулы-1” и раз шесть или семь вылетала с трассы. В квалификации она отстала от времени поул-позишн Мэнселла почти на 12 секунд, а своему партнеру по Brabham уступила больше 5 (!). Не многим лучше обстояли дела Амати и на двух следующих Гран При в Сан-Паулу и Мехико, а уже в Испании ее место в Brabham занял Дэмон Хилл. Не мудрено, что у Амати от выступлений в Формуле-1 остались в основном негативные впечатления.

"Если бы сейчас меня снова позвали в Ф-1, я бы отказалась, – признается Джованна. – Я с детства мечтала об этом мире, но он не принял меня. Нашелся только один человек, который подошел ко мне в Кьялами, протянул руку и сказал: "Добро пожаловать, Джованна, я рад видеть тебя здесь. Поздравляю!” Это был Айртон Сенна. Остальные просто игнорировали меня, и все только потому, что я женщина”.
Пожалуй, Амати несколько преувеличивает. Не все так уж игнорировали ее, по крайней мере, как женщину. После ее дебюта в Формуле-1 "большой цирк” полнился слухами о многочисленных романах итальянки. Сначала ее избранником стал бывший гонщик Minardi Луис Перес-Сала. Потом Джованна закрутила роман с трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой. Австриец даже предложил Амати руку и сердце, но с одним маленьким условием. "Ники подарил мне обручальное кольцо и сказал: "Теперь ты оставишь гонки!” Я согласилась пропустить год и посмотреть, что будет дальше. Это было ужасно! Я была нервная, несчастная и пришла к выводу, что ни один мужчина не может доставить столько удовольствия, как гоночный автомобиль…” – признается Джованна, которой, возможно, так и суждено навсегда остаться последней женщиной при дворе "королевы автоспорта”.

Владимир Маккавеев

Текст: Даня Голубцев

Утром 3 июля 2012 года тест-пилот команды «Формулы-1» «Marussia» Мария де Вильота проводила тесты болида на английском аэродроме в Даксфорде. В конце прямой ее болид потерял управление и врезался в припаркованную фуру, удар пришелся прямо по шлему испанской автогонщицы. В этой аварии Мария получила многочисленные травмы лица и потеряла глаз.

История выступлений женщин в «Формуле-1» крайне коротка и умещается в одну строчку: за 64 года - 5 участниц, на всех пятерых - половина очка . Три итальянки, одна англичанка и одна южноафриканка. При этом первая села за руль болида в 1958 году, всего через восемь лет после появления самой «Формулы», а последняя в уже далеком 1992-м. Так почему же в королевских автогонках женщин было так мало и они так неудачно выступали?

Первый фактор, который часто упоминается почти всеми любителями и экспертами, - физиология. Дескать, женщины генетически не обладают необходимыми для борьбы «колесо в колесо» на скорости 200 км/ч навыками. Приобрести эти самые навыки, разумеется, никак нельзя, даже если тренироваться на треке с трех лет и до конца жизни. Аргумент абсолютно несостоятельный. Нормальных исследований, доказывающих его, просто не существует и, кажется, так и не появится. Хотя бы потому, что невозможно найти достаточное для репрезентативной выборки количество женщин-пилотов с опытом в «Ф1» - их просто не существует.

Еще один сексистский фактор - опасность автоспорта. За последние двадцать лет в «Формуле» не погибал ни один пилот, и хотя зрители уже стали забывать, насколько это опасное занятие, аргумент все еще звучит. Готово ли общество к тому, что женщины-пилоты после аварий на трассе будут выглядеть вот так?


Тест-пилот «Формулы-1» Мария Де Вильота до аварии и после

Следующая причина, уже более близкая к реальности - социальный фактор. Чтобы человек стал чемпионом «Формулы-1», он должен начать свою гоночную карьеру как можно раньше, в идеале вообще лет в пять. Даже в наши благословенные времена не так много родителей решаются повести своих маленьких дочерей на картодром, а не на бальные танцы. Однако эта, казалось бы, понятная ситуация не отвечает на вопрос. В 2014 году женщины управляют марсоходами, истребителями, подводными лодками и даже командами «Формулы-1». Но не болидами.

Может быть, «Формула-1» - закрытое консервативное сообщество, куда не то что женщин не пускают, а даже говорить там об этом нельзя? Помимо того, что формального запрета на участие женщин в этих гонках никогда не существовало, сегодня «Формула-1» просто образец политкорректности. Пилотам по контракту запрещено говорить плохие слова, обижать никого ни в коем случае нельзя, все равны и прекрасны. Чернокожий гонщик Льюис Хэмилтон, вздумавший в шутку прокомментировать в прессе очередной свой гоночный штраф словами «Это потому, что я черный», потом целый месяц был вынужден оправдываться в той же прессе за расистское высказывание. Кроме того, в «Ф1» полно женщин. Женщины возглавляют команды, и не одну, женщины работают инженерами, менеджерами, судьями, кем угодно, но не гонщиками. Были и есть женщины тест-пилоты, запасные пилоты, третьи пилоты, четвертые пилоты, даже так называемые ассоциированные пилоты, но боевых гонщиков среди них нет.

Сегодня женщины есть во всех видах экстремального спорта

Есть ли вероятность того, что женщинам просто неинтересно по два часа с дикими перегрузками и вибрациями потеть за рулем болида? С пяти лет жить на треке, не получить нормального образования, рисковать умереть или остаться инвалидом каждые выходные? Сидеть всю жизнь на диете, каждый день ходить в спортзал по два раза, наконец, иметь шею толщиной с бедро? Интересны ли гонки вообще женщинам или это развлечение для мужской аудитории? Вряд ли. Сегодня женщины есть во всех видах экстремального спорта. Кроме того, чуть ли не половина аудитории «Формулы» - женщины. Существуют чисто женские сообщества любителей, даже в России.

Перечислять потенциальные причины отсутствия женщин-пилотов в «Ф1» можно очень долго. Так почему же мы до сих пор не можем наблюдать женщин на подиумах главного гоночного чемпионата планеты? Ответ на этот вопрос трагичен: никто не знает. Правильного ответа, кажется, попросту не существует.

Утром 11 октября 2013 года, за три дня до выхода автобиографии «Жизнь - это дар», Мария де Вильота была найдена мертвой в номере отеля. Смерть была вызвана травмами, полученными в результате той самой аварии на тестах. Мария умерла во сне.



 

Возможно, будет полезно почитать: