Где был зажжен первый олимпийский огонь. Традиция зажигать олимпийский огонь родилась в древней греции и перекочевала в современное олимпийское движение

История возникновения Олимпийского огня берет начало в Древней Греции. Эта традиция напоминала людям о По легенде Прометей похитил у Зевса огонь и подарил его людям. Как началась современная история Олимпийского огня? Об этом далее в статье.

Когда стали зажигать огня?

В каком городе продолжилась традиция Древней Греции? В 1928-м году в Амстердаме началась современная история Олимпийского огня. Перед играми в Берлине, в 1936-м, была проведена первая Эстафета. Автором идеи стал Обряд Эстафеты огня превосходно подходил тогда под идеологическую доктрину фашистов. Он воплощал в себе сразу несколько символов и идей. Дизайн факела был придуман Вальтером Лемке. Всего было изготовлено 3840 штук. Факел имел длину в 27 сантиметров, а весил 450 грамм. Выполнен он был из нержавеющей стали. Всего в Эстафете участвовал 3331 бегун. На церемонии открытия игр в Берлине Олимпийский огонь зажигал Фриц Шильген. В течение нескольких последующих лет Международные соревнования не проводились. Причиной была 2-я Мировая война, начатая Гитлером.

История Олимпийского огня продолжилась уже с 1948-го года - тогда состоялись следующие игры. Хозяином соревнований стал Лондон. Было изготовлено два варианта факелов. Первый предназначался для Эстафеты. Он был выполнен из алюминия, внутри него помещались таблетки горючего. Второй вариант предназначался для завершающего этапа на стадионе. Он был выполнен из нержавеющей стали, а внутри него горел магний. Это позволяло даже при ярком свете дня видеть горящий огонь. Первая Эстафета зимних игр началась в норвежском городке Моргедаль. Это место было весьма популярным среди слаломистов и прыгунов с трамплина. Надо сказать, что в Норвегии давно существует традиция кататься на лыжах по ночам с факелом в руке. Лыжники решили доставить символ Международных игр в Осло. Для этих соревнований было изготовлено 95 факелов, рукоять каждого имела длину 23 сантиметра. На чаше была изображена стрела, которая соединяла Осло и Моргедаль.

Хельсинки, Кортина, Мельбурн

Финны оказались самыми экономными. Для проведения Олимпиады в Хельсинки было всего изготовлено 22 факела. К ним прилагались (всего 1600 штук), каждого хватало приблизительно минут на 20 горения. В связи с этим менять их нужно было сравнительно часто. Символ игр был выполнен в виде чаши, насаженной на березовую рукоять. Следующие игры состоялись в Кортина д"Ампеццо, на севере Италии. Часть Эстафеты огня тогда прошла на роликах. Вероятно, одним из прообразов дизайна символа игр в Австралии являлся вариант, созданный для Лондонских соревнований. Одновременно с австралийской Олимпиадой проводились состязания по конному спорту в Стокгольме. В связи с этим символ игр отправился сразу в две страны: Швецию и Австралию.

Скво-Вэлли, Рим, Токио

Организация церемоний закрытия и открытия Международных игр 1960-го в Калифорнии была возложена на компанию Disney. Дизайн символа соревнований сочетал в себе элементы мельбурнского и лондонского факелов. В этом же году игры состоялись в Риме. Дизайн символа игр был навеян автору античными скульптурами. В Токио Олимпийский огонь доставили по суше, морю и воздуху. В самой Японии пламя было разделено, его пронесли по 4-м направлениям и соединили по завершению Эстафеты в одно целое.

Гренобль, Мехико, Саппоро

Маршрут Олимпийского огня по Франции был наполнен приключениями. Так, через горный перевал Пюи-де-Санси символ игр пришлось буквально нести ползком из-за снежной бури. Через порт Марселя факел нес пловец в вытянутой руке. Самой травмоопасной считается Эстафета игр в Мехико. Все триста факелов внешне были похожи на венчики, которыми взбивают яйца. На церемонии открытия соревнований чашу с пламенем впервые зажгла женщина. Внутри факелов находилось горючее, которое оказалось быстровоспламеняющимся. В процессе Эстафеты несколько бегунов получили ожоги. Во время игр в Саппоро протяженность Эстафеты составила больше пяти тысяч километров, и участвовало в ней более 16 тыс. человек. Высота факела составила 70.5 см. Так же, как и перед соревнованиями в Токио, в этот раз пламя было разделено, и его пронесли по различным направлениям, чтобы факел смогло поприветствовать как можно больше людей.

Мюнхен, Инсбрук, Монреаль

Факел игр в Мюнхене был выполнен из нержавеющей стали. В различных погодных условиях, кроме экстремально жарких, он прошел тесты на "выносливость". Когда же на пути в Германию из Греции температура воздуха поднялась до 46 градусов, использовали герметичный факел. "Родственником" мюнхенского стал символ игр в Инсбруке. Как и предыдущий, он был выполнен в виде шпаги, которую вверху украшали На церемонии открытия было зажжено сразу две чаши - в знак того, что соревнования проходят здесь во второй раз. "Космическая" передача пламени состоялась в честь открытия игр в Монреале. На этих соревнованиях особое внимание уделялось тому, как будет выглядеть огонь с экранов телевизоров. Для усиления эффекта его поместили в черный квадрат, установленный на красной рукоятке. Такой передачи пламени до этого момента история Олимпийского огня еще не знала. В форме лазерного луча при помощи спутника его перенесли с континента на континент: в Оттаву из Афин. В Канаде чашу зажгли традиционным способом.

Лейк-Плэсид, Москва, Сараево

Эстафета в честь игр в США началась там, где англичанами были основаны первые поселения. Число участников забега было небольшим, и все они представляли штаты США. Всего бежало 26 женщин и 26 мужчин. Символ соревнований не отличался каким-либо новым дизайном. В Москве факел снова приобретает необычную форму с золотой верхушкой и золотой же декоративной деталью на рукоятке с эмблемой игр. Перед проведением соревнований изготовление символа было заказано достаточно крупной компании Японии. Но после того как советские чиновники увидели результат, они были крайне разочарованы. Японцы, разумеется, извинились, более того, выплатили неустойку Москве. После изготовление было поручено ленинградскому представительству Министерства авиапромышленности. Факел для игр в Москве в итоге стал достаточно удобным. Его длина была 550 мм, а вес - 900 грамм. Выполнен он был из алюминия и стали, внутрь встроен газовый капроновый баллон.

Лос-Анжелес, Калгари, Сеул

Олимпиада в США 1984-го года прошла с громкими скандалами. Во-первых, организаторы предлагали спортсменам пробежать свои этапы за 3 тысячи долларов/км. Безусловно, это вызвало волну негодования у родоначальников соревнований - греков. Факел был выполнен из стали и латуни, рукоятка была отделана кожей. На символе игр в Калгари впервые был выгравирован слоган соревнований. Сам факел был сравнительно тяжелым, весил порядка 1.7 кг. Выполнен он был в виде башни - достопримечательности Калгари. На рукояти лазером были сделаны пиктограммы, которые олицетворяли зимние виды спорта. К играм в Сеуле был подготовлен факел из меди, кожи и пластмассы. В его дизайне было сходство с канадским предшественником. Отличительной чертой символа игр в Сеуле стала истинно корейская гравировка: два дракона, которые символизировали гармонию Востока и Запада.

Альбервиль, Барселона, Лиллехаммер

Игры во Франции (в Альбервиле) положили начало эпохе экстравагантных дизайнов символа соревнований. К созданию формы факела был привлечен Филипп Старк, который прославился своей мебелью. Факел игр в Барселоне кардинально отличался от всех предыдущих. Дизайн символа придумал Андре Рикард. По задумке автора, факел должен был выражать "латинский" характер. Чаша на церемонии открытия была зажжена лучником, который пустил стрелу прямо в ее центр. На стадион Лиллехаммера факел внес, в полете держа на вытянутой руке, прыгун с трамплина. Как и перед соревнованиями в Осло, пламя зажгли не в Греции, а в Мордегале. Но греки заявили протест, и огонь был доставлен в Лиллехаммер из Греции. Его и доверили прыгуну с трамплина.

Игры в Сочи 2014

Макет факела, его концепция и проект были придуманы Изначально в качестве материалов для его изготовления предполагались поликарбонат и титан. Однако в производстве использовался алюминий. Этот факел стал одним из самых тяжелых из всех, которые когда-либо были. Его вес составил больше полутора килограммов (фото Олимпийского огня в Сочи представлено выше). Высота "пера" - 95 сантиметров, в самом широком месте ширина - 14.5 см, а толщина - 5.4 сантиметра. Такова краткая история Олимпийского огня. Для детей, живущих в России, игры в Сочи стали поистине знаменательным событием. Символика соревнований стала любима и взрослыми.

Несмотря на то что такие соревнования проходят каждые четыре года, раньше не было столько информации на эту тему. Например, мало кто мог своими глазами наблюдать, как зажигают олимпийский огонь. А в наше время каждый может увидеть этот ритуал в интернете или по телевизору. Но многим непонятен его смысл и то, почему именно таким способом должен быть зажжен символ Олимпиады.

Традиция проводить Олимпийские игры возникла в Греции около 1000 лет до нашей эры. На это время прекращались все войны, и представители разных городов доказывали свое превосходство не в битве, а в спортивных состязаниях. Проводились такие игры каждые четыре года почти тысячу лет, пока не были запрещены по религиозным соображениям.

Только в конце 19-го века эта традиция была возрождена. И с 1896 года в мире каждые четыре года проводятся Олимпиады. Они сохранили все древние традиции, например, олимпийский огонь или символы игр. В древности победителям состязаний дарили оливковую ветвь и кубок с оливковым маслом. Обязательным атрибутом было зажжение священного огня. Ведь в то время ему поклонялись и считали даром богов.

Первый олимпийский огонь был зажжен в чаше Марафонской башни в Амстердаме во время игр 1928 года. Он символизирует мир и дружбу, борьбу за победу и стремление к совершенствованию. С тех пор эта традиция сопровождает все международные Олимпиады. Где зажигают олимпийский огонь?

Это действие происходит на - в Греции. Как и раньше, его зажигают в Олимпии, на развалинах храма Геры. Сейчас это делают актрисы, наряженные в одежды древних жриц. Делается это за несколько месяцев до начала игр и он горит до их окончания. На церемонию допускают зрителей, и каждый может наблюдать, как зажигают олимпийский огонь.

Этот символ путешествует по всем странам, участвующим в Олимпиаде. Эстафета огня была впервые проведена в 30-е годы 20-го века, и с тех пор факел несут по всему миру самые известные спортсмены, передавая его друг другу. Чаще всего это бегуны, но иногда огонь путешествует на велосипеде, байдарке и даже Только в день начала игр зажигается огонь в олимпийской чаше на стадионе. Кто это будет делать, становится известно в последний момент.

Как зажигают олимпийский огонь? Как и в древности, это делается от солнечных лучей, которые фокусируются специальным параболическим зеркалом. Сама церемония очень красива, сопровождается танцами, состязаниями борцов. Все участники одеты в древнегреческие туники.

Основные действующие лица процесса - это 11 девушек, символизирующих жриц храма Геры. Главная из них подносит факел к зеркалу, и он вспыхивает. От него зажигается огонь в специальной чаше, которую жрица переносит к античному стадиону. Поднимая чашу, она обращается к богам. Кроме огня на стадионе зажигаются еще специальные лампы. Они нужны, если главный огонь по каким-то причинам погаснет, а такое уже случалось.

Главную жрицу сопровождает юный грек с оливковой ветвью. Эта ветвь и факел передаются первому спортсмену эстафеты. Обычно это грек, который и начинает нести олимпийский огонь в другие страны. После этого в небо выпускается белый голубь, символизирующий мир.

Эту красивую древнюю церемонию могут теперь наблюдать все люди на любом континенте. При желании каждый может узнать, как зажигают олимпийский огонь.

«Посмотрите на факелы прошлых зимних Олимпиад! Их внешность можно описать словами “квадратиш, практиш, гут”. Нашей же задачей было разработать совершенно выдающийся дизайн, с этаким исконно русским “подвывертом”. Но важнее всего – он должен быть душевным. Не просто сухой и функциональный промдизайн, а именно душевный!» – последнее слово Владимир Пирожков произносит с придыханием. Владимир – руководитель центра промышленного дизайна и инноваций AstraRossa Design, где разрабатывался внешний вид факела зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Лет семь назад Владимир Пирожков и представить себе не мог, что покинет солнечную виллу в Ницце, вернется в Россию и займется зимним факелостроением. Выпускник Свердловского архитектурного института, он чуть ли не автостопом покинул страну в начале 1990-х и угодил в подмастерья к основателю биодизайна, легендарному Луиджи Колани. Затем успешно работал дизайнером по интерьерам в компании Citroёn, где из-под его пера вышли интерьеры моделей C3, C3 Pluriel, С4 Coupe, С5 и специально «заточенного» под президента Франции Жака Ширака C6 Lignage.

Потом работал в европейском центре Toyota в Ницце, где дослужился до начальника подразделения, которое занимается «автомобилями будущего».

А в 2007 году тойотовский дизайн-центр в Ницце с экскурсией посетил тогдашний министр экономразвития РФ Герман Греф, который и предложил дизайнеру вернуться на родину. Так появился центр AstraRossa Design, дебютом которого стал проект визуального стиля самолета SuperJet 100.

«Задача спроектировать дизайн факела зимней Олимпиады в Сочи свалилась на нас как снег на голову, – говорит Владимир. – Пару лет назад оргкомитет Олимпийских игр проводил конкурс на разработку дизайна олимпийского факела. Мы подали заявку и, конечно, надеялись на попадание в финал, иначе какой смысл участия? Но надежда была осторожной. Почему? Посмотрите, кто разрабатывал дизайн факелов хотя бы двух прошлых зимних Олимпиад: Pininfarina (Турин, 2006) и Bombardier (Ванкувер, 2010). На фоне таких гигантов планетарного масштаба наша компактная российская компания смотрелась просто вызывающе, но мы все же подали заявку. А через месяц нам позвонили из оргкомитета».

Внешность и эргономика

По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые, они не западные и не восточные – они наши. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-желтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лед и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, – пере Жар-птицы.

Эргономика факела, рассказывает Владимир Пирожков, поставила немало вопросов. «В отличие от факелов летних Олимпийских игр, зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды. Соответственно, они более мощные и тяжелые, а это накладывает дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел Ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен – болтается. А если взять туринский – за 2 кг, но идеально сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и итальянскую эргономику».



Давайте немного отвлечемся от темы и вспомним факелы прошлых олимпиад:

Современную Церемонию зажжения олимпийского огня проводят одиннадцать женщин, изображающие жриц, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. Известен как минимум один случай, когда огонь погас во время игр (Монреаль, 1976, во время ливня).

Традиция зажигания олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня (по идее Йозефа Геббельса). Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.

Итак, олимпийские факелы , давайте подробнее о некоторых их них.

Факел Олимпиады 1972 в Мюнхене (Германия)

Главной чертой дизайна Игр стали знаменитые пиктограммы спортсменов, разработанные Отлом Айхером. Газовый факел был изготовлен из нержавеющей стали и прошел тесты на выносливость в разных погодных условиях, кроме экстремальной жары. Когда на пути из Греции в Германию температура достигла 46 градусов по Цельсию, пришлось использовать специальный герметичный факел.

Факел Олимпиады 1980 в Москве (СССР)

Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня Игр-1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство. Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

Факел Олимпиады 1992 в Барселоне (Испания)

Выбрать столицу летней Олимпиады-1992 предстояло в 1986 году на 91-й сессии МОК. В числе претендентов была Барселона, делегация которой использовала во время презентации интересный ход. На карте Европы горящие факелы отмечали столицы прошлых Олимпиад, а вот Иберийский полуостров тонул во тьме. Задумку испанцев оценили, и Барселона получила право провести игры. Оставалось лишь создать факел, который не был бы похож на предыдущие. Столь ответственное задание доверили индустриальному дизайнеру Андре Рикарду. Его целью, как он сам это сформулировал, было придать факелу «латинский характер». В результате Рикард создал один из самых оригинальных факелов за всю историю Олимпиад. По форме он напоминал длинный гвоздь, «шляпка» которого случила чашей для огня. Необычный факел смогли оценить жители 652 населенных пунктов, по которым прошла эстафета олимпийского огня.

Факел Олимпиады 1994 в Лиллехаммере (Норвегия)

Впервые Зимние и Летние Олимпийские игры начинают проводится поочередно через каждые два года. Этот тонкий факел прошел тесты на устойчивость при ветреной погоде. Дело в том, что на стадион Лиллехаммера его внес прыгун с трамплина, держа факел в полете на вытянутой руке. И снова, как и перед Олимпиалой в Осло, огонь был зажжен не в Греции, а в норвежском Мордегале. На этот раз эстафета огня растянулась на 12 тысяч километров. Но неожиданно греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате огонь из Греции был все-таки доставлен к открытию Игр, и именно от него зажгли факел, который и доверили прыгуну с трамплина.

Факел Олимпиады 1996 в Атланте (США)

Летняя Олимпиада-1996 в Атланте проходила в год 100-летнего юбилея современных Олимпийских игр. И поэтому разработчики дизайна олимпийского факела решили отдать дать античной традиции. Над внутренним устройством работала команда специалистов из технологического университета Джорджии, а за внешний облик отвечал дизайнер Малколм Грир. Именно он придумал выполнить факел в виде связки тростника. Число алюминиевых стеблей должно было символизировать 26 летних Олимпиад, прошедших с 1896 года. Но несколько трубок расплавилось, и в итоговом варианте стеблей было 22. Также форма факела отсылала к прямым линиям классической греческой архитектуры. Факел Игр в Атланте стал самым длинным в истории всех Олимпиад и единственным с захватом посередине. Права зажечь им олимпийский огонь на церемонии открытия Игр удостоился легендарный Мохаммед Али.

Факел Олимпиады 1998 в Нагано (Япония)

Факел сделан по подобию традиционных японских факелов Таймацу, но с некоторыми современными элементами. Он был целиком из алюминия, а горел на основе пропана — и считался самым экологически чистым из всех сделанных до тех пор. Шестиугольная форма верхушки факела символизирует снежинку, а серебряный цвет — зиму. Честь внести Олимпийский огонь на стадион Нагано выпало британцу Крису Муну, потерявшему руку и ногу в Мозамбике, где обезвреживал противопехотные мины. Под шквал оваций Мун пробежал по стадиону, несмотря на то, что вместо одной из ног у него протез.

Факел Олимпиады 2000 в Сиднее (Австралия)

Когда на 101-й сессии МОК право принять Олимпиаду получил австралийский Сидней, многие задумались о том, насколько длинной получится эстафета олимпийского огня. В итоге ее протяженность составила 17 000 км. Факел с олимпийским огнем доставляли пешком, поездами, велосипедами, байдарками, паромом, самолетом, верхом на лошадях и даже под водой. Последний отрезок пути аквалангисты проплыли с факелом сквозь расщелины Большого Барьерного рифа. За четыре года до старта игр олимпийский комитет Австралии устроил тендер среди четырех десятков местных дизайн-бюро и в итоге остановил выбор на Blue Sky Design. Источниками вдохновения для проектной группы послужили здание Сиднейской оперы, Тихий океан и охотничий бумеранг. В результате факел сиднейской Олимпиады получился многослойным, причем каждый из слоев олицетворял отдельную стихию: землю, воду и огонь.

Факел Олимпиады 2002 в Солт Лейк Сити (США)

Дизайн факела в виде сосульки, сделанной из серебра и меди со стеклянным наконечником, призван проиллюстрировать девиз Олимпиады в Солт-Лейк-Сити: «Зажги огонь в себе». Язык пламени как бы пробивается сквозь лед. Наряду со спортсменами в эстафете участвовали родственники тех, кто погиб в результате трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке.

Факел Олимпиады 2004 в Афинах (Греция)

Факел афинской Олимпиады был представлен общественности за год до старта игр. Его создателем стал промышленный дизайнер Андреас Варотсос, до этого занимавшийся разработкой офисной мебели. Основными материалами, из которых был изготовлен факел, стали оливковое дерево и металл. Первое должно была символизировать древнюю историю Греции, а второй - современность. Афинский факел, форма которого напоминала скрученный лист оливы, получился весьма лаконичным и даже скромным, но это не смущало представителей олимпийского комитета Греции. Хуже оказалось то, что факел оказался технически несовершенным: его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты олимпийского огня, а в довершение всех бед пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр Иоанне Ангелопулу-Даскалаки.

Факел Олимпиады 2006 в Турине (Италия)

Знаменитая итальянская дизайнерская фирма Pininfarina, работающая с такими гигантами автомобилестроения, как Ferrari, Maserati, Rolls-Royce и Jaguar, решила попробовать себя и в создании олимпийской символики. По форме факел напоминает лыжу, а пробивающиеся сквозь отверстия языки пламени создают иллюзию огненного шара. Однако, несмотря на изящный дизайн, этот факел был подвергнут критике со стороны представителей различных Олимпийских комитетов за то, что оказался слишком тяжелым. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся почти двухкилограммовый факел.

Факел Олимпиады 2008 в Пекине (Китай)

Почти год команда дизайнеров и технических специалистов работала над созданием факела пекинских Олимпийских игр 2008 года. Столь ответственное задание было поручено IT-компании Lenovo - известному производителю компьютеров. Факел пекинских Игр был выполнен в виде свитка, ведь именно бумага считается одним из великих изобретений Китая. Главными цветами факела стали красный, символизирующий торжество победы, и серебристый. А оформить его верхнюю часть было решено узором из облаков, который часто встречается в живописи и элементах интерьера в Китае. Факел Олимпиады-2008 стал одним из самых технологичных и экологичных в истории и даже получил название «Облако надежды». Он был сделан из сплава алюминия и магния, а в качестве топлива в нем использовался пропан, не загрязняющий в процессе горения атмосферу и не причиняющий вреда легким спортсменов.

Факел Олимпиады 2010 в Ванкувере (Канада)

Дизайн этого факела придумали художники компании-производителя транспортных средств Bombardier и Hudson’s Bay Company. Его длина — 94,5 см, а вес — 1,6 кг. Форма факела напоминает следы лыж на снегу, а также канадский ландшафт. Боковые отверстия для горения вырезаны в форме кленового листа. На белоснежном факеле изображена эмблема Олимпийских игр в Ванкувере — Инукшук. Инукшук — это нагромождение камней в форме человечка с разведенными в стороны руками. Коренные жители региона, инуиты, устанавливали их в качестве дорожных указателей.
Десятки инженеров и дизайнеров в течении двух лет разрабатывали и тестировали далеко не простое устройство факела. Пришлось создавать специальное топливо (смесь пропана и изобутана), которое бы горело при низкой температуре. Особая конструкция воздухозаборных отверстий формирует пламя в виде развивающегося флага.

Факел Олимпиады 2012 в Лондоне (Великобритания)

Ровно за 100 дней до старта лондонской Олимпиады публике был представлен факел грядущих Игр. Его разработку доверили жителям британской столицы - дизайнерам Эдварду Барберу и Джею Осгерби. Прежде чем приступить к работе, каждый из них получил 80-страничное описание требований с изображениями всех ранее существовавших моделей олимпийских факелов. Для игр в Лондоне дизайнеры придумали факел треугольной формы, выполненный из алюминиевого сплава. Выбор материала сумел одновременно обеспечить его легкость и прочность, а три грани символизировали не только слова олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», но и третью по счету Олимпиаду в Лондоне. Кроме этого, оригинальной оказалась нанесенная на факел перфорация: 8000 круглых отверстий символизируют число факелоносцев, которые приняли участие в эстафете олимпийского огня.

А теперь вернемся к нашему факелу 2014.

Внутренний огонь

«Перо Жар-птицы» – это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия – Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша». Система горения состоит из трех основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.

Инженеры-ракетчики могли бы использовать чистый промышленный пропан, который отлично горит и имеет довольно низкую температуру кипения, –42°С, что немаловажно в условиях русской зимы. Однако чистый пропан имеет октановое число 100 единиц, взрывоопасен и невозможен для использования по требованиям безопасности. Поэтому была выбрана смесь пропана с бутаном в безопасном соотношении 80:20. Этой сжиженной смесью специально сконструированный под форму корпуса баллон, давление в котором составляет 12 атм, наполнен на половину своего объема.

60 г газа хватает примерно на 8–10 минут горения. Опять же из соображений безопасности забор газа производится именно из жидкой фракции (трубка-заборник опущена на дно баллона). Казалось бы, работать с газообразной фракцией удобнее – в системе поддерживается практически постоянное давление, и пламя очень стабильно.

Но если такой факел резко наклонить или перевернуть, произойдет «захлестывание» заборника жидкости и, как следствие, перебой системы горения. Тем не менее факел московских Олимпийских игр 1980 года был сделан именно так! Дело в том, что тогда факелоносцами были профессиональные спортсмены, которым было приказано

держать факел строго вертикально, и они четко соблюдали это правило. Кстати, из более чем 6000 московских факелов погасло всего 36 штук, что, по сравнению с другими олимпиадами, отличный показатель.



Ясным пламенем

При открытии игольчатого клапана газ по трубопроводу через первый жиклер (калиброванное отверстие для подачи строго определенного количества топлива) поступает в трубку испарителя, спирально намотанную на корпус горелки, где, нагреваясь, переходит в газообразное состояние. А затем через еще один жиклер газ вырывается наружу ясным пламенем.

Но не слишком ясным: смесь должна быть переобогащена горючим газом. В этом случае в пламени образуются частицы углерода (попросту говоря, сажа), которые и светятся желтым светом, делая огонь мощным и хорошо заметным. Однако важно соблюсти баланс: такое пламя менее устойчиво, чем полностью сгорающая смесь. Сама горелка может работать красиво, но корпус факела сильно ограничивает приток воздуха.

Если сделать отверстия в нижней части корпуса, факел станет напоминать паяльную лампу, расход топлива резко увеличится, а само пламя будет едва заметным – прозрачно-синего цвета. Сделаем отверстия по бокам корпуса – тоже получим почти невидимое пламя, температура горения которого при сильном боковом ветре очень высока, что приводит к риску плавления элементов корпуса. Во избежание этого инженеры «Красмаша» поместили горелку на дно специального тугоплавкого стакана, а по его периметру накрутили нихромовую нить.

При горении факела нить выполняет роль спирали для калильного зажигания – раскаляется докрасна и поджигает газовоздушную смесь, если пламя «сорвет» сильным порывом ветра.

Казалось бы, все предусмотрено, проверено, испытано. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах.



Разбор полетов

6 октября 2013 года погода стояла неплохая. Солнце часто подмигивало из-за облаков, дул слабый ветерок, всего лишь 1 м/с. И все же факел погас. Прямо под стенами Кремля, на 20-й секунде забега в руках у 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Этот случай получил особый резонанс еще и потому, что «прикурил» погасший факел оказавшийся поблизости сотрудник ФСО – и не олимпийским огнем из специальной лампадки, а обычной зажигалкой.

(Кстати, это был не первый такой случай в истории: в 1976 году в Монреале мощный порыв ветра с дождем потушил даже не факел, а олимпийский огонь в чаше стадиона, а оказавшийся поблизости техник, недолго думая, поджег его обычной зажигалкой. Позднее, конечно, для соблюдения традиции огонь был потушен и вновь зажжен от «оригинала», как и в Москве). И это было только начало: за следующие два дня «прикуривать» «перо Жар-птицы» от специальной лампадки с олимпийским огнем пришлось четыре раза.

Причина была найдена довольно быстро. Для корректного процесса горения необходимо полностью открыть канал подачи газа. В противном случае несвободный канал может повлиять на устойчивость пламени. Но игла клапана имеет небольшой люфт в обжимающей ее обойме и может свободно вращаться вокруг продольной оси. Сделано это специально, чтобы не деформировать края запираемого канала.

С другой стороны, нужно, чтобы кран открывался при повороте на четверть оборота, а дальнейший поворот был ограничен упором. Делается это для обеспечения эргономичности факела. Поворачивать кран более чем на 90 градусов просто-напросто неудобно: нужно неестественно выворачивать кисть или просить кого-нибудь о помощи. В итоге оказалось, что при повороте ручки крана на четверть оборота отклонение иглы из канала недостаточно открывает его. Понятно, что в какой-то момент игла может вновь перекрыть канал! Вопрос решили полным открыванием крана. В результате число погасших факелов сразу же заметно сократилось.

Разве могли специалисты «Красмаша», мощного предприятия с безупречным продуктом, допустить просчет? Как утверждает Владимир Пирожков, это обычная часть рутинной конструкторской работы: «По условиям Международного олимпийского комитета факел должен гореть только один раз и только олимпийским огнем. То есть… каждый факел отправляется на эстафету без испытаний, прямо с конвейера.

Но для любого машиностроительного завода (и «Красмаш» не исключение) запустить с нуля серийное производство без многоуровневых квалификационных испытаний готовых изделий – это нонсенс. У любого производства в любой стране есть определенный опытный процент некондиции, он как раз и отсеивается в процессе испытаний. По результатам которых, кстати, в производственный процесс вносятся коррективы, чтобы уменьшить этот процент. А производство факелов из этой схемы полностью выбивается.

Разумеется, была партия изделий, предназначенных именно для испытаний. Эта спонтанная выборка из серии вела себя идеальным образом. Что только не делали с факелами: обдували в аэротрубе, поливали водой, морозили при –40°С, роняли в сугроб – и хоть бы что! Вот такие удачные экземпляры попались. Испытывать остальные 16 000 изделий «Красмашу» было запрещено.


На ошибках учатся

Факел олимпийского огня – главный символ любой Олимпиады. Отношение к нему всегда подчеркнуто сфокусированное. Но погасшие факелы были на всех Олимпийских играх, просто эти случаи не получили широкой огласки. Олимпийские игры 2014 года в Сочи освещаются очень широко и ярко, и поэтому может сложиться впечатление серьезных технических проблем. На самом деле никакой трагедии в погасших факелах нет. «Канадцы испытывали колоссальные проблемы с факелом Олимпийских игр в Ванкувере, – поясняет Владимир Пирожков. – Его разрабатывал, напомню, канадский промышленный гигант Bombardier.

Из произведенных 7000 экземпляров погасло 146. А при сильном ветре температура пламени ванкуверского факела повышалась до такой степени, что начинали плавиться пластмассовые элементы конструкции, и позднее прямо по ходу эстафеты разработчики привинчивали к факелу специальные огнеупорные щитки. (Первый факел начал плавиться чуть ли не прямо в руках у премьер-министра Канады Стивена Харпера, который давал старт эстафете Олимпийского огня. – «ПМ».) И это, вообще говоря, нормальная практика. За годы своего существования Международный олимпийский комитет выработал условие считать нормой ситуацию, когда число погасших факелов не превышает 5% от общего их количества.

Эстафета олимпийского огня всегда сопровождается специальной командой, которая несет в нескольких лампадках огонек, аутентичный тому, что зажигают на греческом Олимпе. От него и поджигают потухшие факелы. Наша эстафета – самая длинная в истории – более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов. В экстремальных условиях (Северный полюс, Заполярье) факел ведет себя очень надежно. 16 000 штук изготовил «Красмаш», из них число потухших вряд ли превысит 2%. Учитывая наши суровые климатические условия, это очень неплохой результат.

Мистический рок довлеет над олимпийскими факелостроителями всех времен и народов, какими бы маститыми они ни были. Трудно усомниться в компетенции специалистов Bombardier, производителя самолетов и железнодорожного транспорта, или грозного «Красмаша». Десятками гасли и туринские факелы, хотя их разработчик и производитель, всемирно известная компания Pininfarina, умеет проектировать объекты посложнее – автомобильные кузова для Ferrari, Rolls-Royce и Jaguar. Рациональное объяснение тем не менее существует.

«Нет в природе компаний, систематически занимающихся разработкой олимпийских факелов, – констатирует Владимир Пирожков, – и мы очень гордимся сотрудничеством с оргкомитетом “Сочи-2014” и легендарным заводом “Красмаш”! – Соответственно нет накопленного и зафиксированного опыта. Каждой стране приходится начинать с нуля. И создается впечатление, что всякий раз инженерная мысль работает примерно одинаково: “Да не вопрос! Подумаешь, большую зажигалку смастерить!”.

И хотя действительно технология газовой горелки отработана до мелочей, как только ее пытаются одеть в рубашку оригинального корпуса – начинается самое интересное. Рассказ о вопросах, с которыми столкнулись наши специалисты при разработке факела, уверен, будет полезен для будущих олимпийских факелостроителей».

А вот например , а вот . Напомню вам и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Олимпийское пламя, один из главных символов Игр, служит напоминанием спортсменам о подвиге Прометея, который похитил огонь у Зевса и подарил его людям. Олимпийский факел неизменно зажигается от солнечных лучей у храма Зевса в Олимпии, доставляется на главную арену и не гаснет на протяжении всех соревнований.

Олимпийский огонь - один из главных символов Игр, неизменно сопровождающий соревнования от начала и до конца ещё со времен Древней Греции. Из года в год организаторы придумывают все более изощренные формы транспортировки огня, церемонии открытия и закрытия. Стабильно лишь одно - освещающее олимпийские кольца пламя.

Олимпийский огонь стал символом еще античных соревнований в Пелопонессе.

В Древней Греции огонь символизировал очищение, возрождение.

Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Прометей принес людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника, и показал, как его сохранять, присыпая золой. Но на этом благородный титан не остановился. Прометей научил людей находить, добывать и использовать земные сокровища — медь и железо, серебро и золото. Он открыл людям целительные травы и вдохнул в них волю, смелость, надежду, самоотверженность. Прометей знал, что делает это против воли Зевса, знал, что ему угрожает гнев всесильного бога. Но он знал теперь и то, какое это счастье — помогать слабым и видеть их просветленные, улыбающиеся лица.

За похищение огня Зевс приказал Гефесту пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту. Он был обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тыс. лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея.

Поступок Прометея указывал на качества, которыми должен обладать спортсмен, - целеустремленность, храбрость и отвага.

Ведь не станет же безвольный трус воровать огонь у богов. Так и в спорте - золото Игр как награда за смелость. Огонь горит от начала и до конца Олимпийских игр, напоминая спортсменам о месте подвигу в их жизни.
В 776 году до нашей эры атлеты начали соревноваться на античных Олимпийских играх. Специально к их открытию огонь зажигался и транспортировался на финишную линию. Процесс доставки олимпийского огня подразумевал поддержание чистоты и силы природной стихии в непрерывном состоянии. Об этом заботились 10 афинских триб, которые выделяли для этого процесса 40 обученных юношей. Эти отроки доставляли факел с алтаря Прометея прямиком к афинскому алтарю. Дистанция составляла 2,5 километра.

Во время возрождения идеи проведения Игр международное олимпийское движение не уделяло символике достаточно внимания.

Первоначальной задачей Пьера де Кубертена и его соратников было стабильное проведение Олимпийских игр, поэтому МОК решал более прикладные задачи.

В новейшей истории идея зажжения олимпийского огня от солнечных лучей у храма Зевса в Олимпии (по аналогии с ритуалом на Олимпийских играх Древней Греции) и его доставки факельной эстафетой на олимпийский стадион к церемонии открытия Игр была высказана де Кубертеном в 1912 году.

Зажечь факел можно только лишь от солнца (правда, с использованием специального зеркала) - никаких искусственных источников огня быть не должно. Мать-природа и боги должны сами дать добро на проведение . Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих Играх) погаснет по какой-либо причине. Например, в 1976 году в Монреале огонь погас из-за ливня.

Первый олимпийский огонь современности был зажжен на Играх 1928 года в Амстердаме.

Сотрудник Амстердамской электроэнергетической компании зажег первый олимпийский огонь в чаше Марафонской башни Олимпийского стадиона в Амстердаме, и с тех пор этот ритуал является неотъемлемым атрибутом современных Олимпийских игр.

В 1952, 1956, 1960 и 1994 годух олимпийский огонь зимних Игр зажигался в норвежской деревне Моргендаль в камине дома, где жил основоположник норвежского лыжного спорта Сондре Нордхейм. Тогда и начались сюрпризы от организаторов, которые пытались не только доставить огонь к себе в целости и сохранности, но сделать это как можно более запоминающимся способом.

После того как олимпийский огонь благополучно добирается до места проведения Игр, начинается эстафета, в ходе которой факел путешествует по просторам страны-хозяйки.

Эстафета олимпийского огня впервые была проведена во время Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Более 3 тыс. бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. 1 августа 1936 года огонь зажег немецкий спортсмен Фриц Шильген. На зимних Олимпиадах эстафета впервые была проведена в 1952 году перед Играми в Осло, хотя олимпийский огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году. Начало первая эстафета брала не в Олимпии, а в Моргендале.

Прибытие олимпийского огня в своё окончательное пристанище на время всех Игр, где его передают последнему (и самому главному) факелоносцу, и тот уже торжественно открывает Олимпиаду.

Как правило, честь зажечь огонь доверяют известному человеку, чаще всего спортсмену.

Сценарий этого последнего этапа, а также имя героя организаторы до последнего пытаются держать в тайне, дабы сделать зрелище как можно более захватывающим.

7 октября этого года факел сочинской Олимпиады доставят в Москву, и начнется самая масштабная эстафета в истории. Огонь побывает во всех регионах страны, поднимется на Эльбрус, опустится на дно Байкала, достигнет Северного полюса и, как ожидается, даже полетит в космос. За 123 дня олимпийский огонь пройдет через 2900 населенных пунктов страны. По расчетам, в зоне часовой доступности от маршрута эстафеты окажутся 90% населения России, таким образом, около 130 миллионов жителей нашей страны смогут стать непосредственными зрителями и участниками эстафеты. В эстафете примут участие 14 тыс. факелоносцев и 30 тыс. волонтеров.

Олимпийский огонь - один из символов Олимпийских игр. Зажигается с началом Игр и гаснет с их окончанием.

Традиция уходит глубоко корнями к Древней Греции, когда Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

В современной истории идею зажжения олимпийского огня от солнечных лучей у храма Зевса в Олимпии впервые высказал Пьер де Кубертен в 1912 году. Возродили же античную традицию лишь на летних играх 1928 года в Амстердаме, когда над главным стадионом Олимпиады впервые в истории современного олимпизма в специально сконструированной чаше (на рис.) заполыхал олимпийский огонь.

Эстафета олимпийского огня впервые была проведена перед открытием Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Считается, что автором идеи был профессор и спортивный функционер Карл Дим (Carl Diem). При Гитлере его назначили генеральным секретарем подготовительного комитета Олимпиады - 1936 в Берлине. На одной из античных ваз он обнаружил сюжет, изображавший древнегреческих атлетов с факелами в руках. Эту идею Дим и взял за основу при реализации своего проекта. Но о чём забывают или умалчивают, так это о том, что настоятельную рекомендацию по этому поводу он получил из «Имперского Министерства народного просвещения и пропаганды», которое было известно в том числе и организацией факельных шествий по всей Германии. По задумке организаторов, огонь должен был связать в сознании немцев Третий Рейх с Древней Грецией. Тогда же, специально для эстафеты олимпийского огня, немцы Вальтер Лемке и Петер Вольф (Walter Lemcke , Peter Wolf) сконструировали первый олимпийский факел .

Организаторы Олимпиады 1952 в Осло решили впервые провести зимнюю эстафету олимпийского огня . Однако, она брала начало не в Олимпии, а в норвежском местечке Моргедаль (Morgedal ). Источником огня послужил камин в доме-музее популяризатора лыжного спорта Сандре Нордхейма . Идея норвежцев в дальнейшем распространить эту традицию на все зимние игры не нашла поддержки. Лишь ещё два раза, перед зимними играми 1960 года в Скво-Велли и 1994 года в Лиллехаммере, эстафета олимпийского огня стартовала в Норвегии. Причём перед играми 1994 года олимпийский огонь для международной части эстафеты был зажжён в Олимпии.

Церемониал зажжения огня в Олимпии (на греческом полуострове Пелопоннес) строг и выверен временем. Девушки-актрисы, одетые в античные плятья , изображают древнегреческих жриц. «Верховная жрица» на развалинах храма богини Геры произносит молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь и, преклонив колено, подносит факел к параболическому зеркалу, фокусирующему лучи Солнца.

Ритуал зажжения Олимпийского огня в Олимпии на развалинах храма богини Геры

Для этой церемонии также изготавливается и специальная амфора в древнегреческом стиле, на боках которой изображены бегущие эллинские юноши. После зажжения факела, жрица подходит к амфоре и зажигает в ней огонь. Перед тем как передать факел участникам олимпийской эстафеты, жрицы должны исполнить танец. И только после завершения танца от факела жрицы зажигается огонь факела первого олимпийского факелоносца , который и открывает им эстафету Олимпийского огня. Эта эстафета, точнее её греческий участок занимает восемь дней и заканчивается в Афинах. Там Олимпийский огонь передается организаторам очередных Олимпийских игр.

В настоящее время новости о презентации очередного высокотехнологичного факела причудливой формы или впечатляющей эстафеты олимпийского огня приковывают внимание миллионов жителей планеты, а подробности ритуала зажжения олимпийского огня в чаше стадиона являются главной загадкой церемоний открытия Олимпийских игр.



 

Возможно, будет полезно почитать: