Где придумали лыжный спорт. История появления лыж у человечества. Материалы и технологии

Лыжи

Лы́жи - приспособление для перемещения человека по снегу . Представляют собой две длинные (150-220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

История

На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины, причем короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку, в то время как древние жители Скандинавии передвигались на лыжах одинаковой длины. Oснователь Норвегии легендарный Нор пришел к фиордам по «хорошей лыжне» .

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому (более метра). Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы - приспособления, увеличивающие площадь стопы и тем самым облегчающие передвижение по снегу. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Eпископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека» .

Второй возможный вариант возникновения лыж - их происхождение от саней. Лыжи похожи на облегчённые санные полозья.

Первоначально лыжи использовались по прямому назначению - для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты, военных действий в зимних условиях и т. п. Это и определяло их тогдашние пропорции - они были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Такие лыжи сейчас можно увидеть в восточных районах РФ, где ими пользуются рыбаки и охотники. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону.

В конце XIX - начале XX века появился лыжный спорт - вид досуга , заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега - 170-220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый вид.

Материалы и технологии

Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX-XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж - не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным - индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов.

Для ухода за скользящей поверхностью лыж применяются лыжные мази .

Пластиковые материалы

В первых пластиковых лыжах применялся легко истираемый и плохо держащий смазку АБС-пластик , который практически полностью вытеснен, за исключением самых дешевых моделей некоторых производителей, полиэтиленом сверхвысокой молекулярной массы UHMW-PE . Материал, его создание и производство, главным образом связано с швейцарским концерном CPS Austria Group (прежний IMS Plastics). Пластик имеет торговое наименование P-tex. Материал подразделяется в соответствии с молекулярной массой и наполнителям для разных погодных условий. Обычно для мокрой лыжни (часто бесцветный) - P-tex 4000, для мороза - P-Tex 2000 Electra. В материал, предназначенный для обычных массовых лыж и для мороза добавляется 5-15 % наполнителя - частицы углерода размером 20 мкм для снятия электростатики , а также графита и фтороуглеродных соединений для улучшения скольжения. Технический углерод делает основу лыжу чёрной, но и несколько уменьшает её износостойкость . Соединения галлия добавляют пластику теплопроводности, то же свойство у нитрида бора, эта добавка дополнительно уменьшает способность впитывать влагу. Пигмент ультрамарин используют в лыжах без технического углерода для создания рисунка на основе и улучшения скольжения.

Процесс скольжения и смазка

На скольжение лыжи влияют её упругость, профиль, текстура рисунка, температура и влажность снега, форма ледяных кристаллов, свойства снежной поверхности. Коэффициент трения скольжения запрессованного на основу лыжи полиэтилена по снегу находится в диапазоне 0,02-0,05. На скользящей поверхности формируется текстурный рисунок, чья шероховатость вообще-то рассчитана производителем на определённые погодные условия. В морозную погоду шлифовка на лыже самая тонкая, на мокрой лыжне самая грубая. Задача состоит в получении тонкой, порядка 10 мкм, водяной плёнки между поверхностью лыжи и снегом, что в нормальных условиях является решающим фактором. Шлифовкой поверхности можно именять зону контакта между снегом и лыжей в пределах 5-15 %, что в свою очередь влияет на толщину водяной плёнки.

Хотя пластик, применяемый для лыж, уже сам по себе несравнимо лучше скользит по снегу, чем дерево, с помощью смазки это свойство можно ещё значительно улучшить. В поверхность одной лыжи, по свидетельству изготовителя (CPS Austria Group), впитывается (растворяется в аморфной структуре UHMW-PE и наполнителе) около грамма скользящей смазки при 110 о С. Существуют десятки мазей от разных изготовителей. У полиэтилена поверхностное натяжение имеет коэффициент примерно 0,032 N/m, у обычных парафиновых мазей 0,029 N/m, у мазей с фтористыми добавками даже 0,017 N/m, - эти добавки улучшают скольжение на мокрой лыжне, отталкивая воду, или уменьшая так называемое капиллярное всасывание при очень толстом водяном слое. Наилучшее скольжение лыжи - при нескольких градусах мороза (0-4 о С). Скольжение в этих условиях - больше гидродинамика , чем трение. Текстурный рисунок имеет аналоги в живой природе - акула мако способна взъерошивать чешую, перед нападением, создавая турбулентность на поверхности своего тела. Правда этот эффект заметен при достаточно большой скорости лыжника, более 20 км/ч, и даёт прибавку в 1-2 км/ч. При дальнейшем охлаждении скольжение равномерно уменьшается - сокращается обеспечивающий скольжение водяной слой. Наконец, при снижении температуры ниже −15 о С эта плёнка вовсе не появляется, и при дальнейшем охлаждении трение между двух твёрдых поверхностей более резко, но равномерно растёт, - вследствие роста твердости снежных кристаллов. Выбор скользящей мази становится несколько проще - она должна быть твёрже снега.

Нанесение смазки - процесс, в котором любителям в повседневной жизни не стоит слепо следовать рекомендации на упаковке. Например, нанесение мази утюгом и циклевание оправдано, если смазка достаточно тугоплавкая не поддаётся растиранию растиркой. Совет натирать щётками до «открытия рисунка текстуры» - больше маркетинговый ход производителя, призванный увеличить продажи, - при этом удаляется до 99 % мази, а эффект доступен только на очень больших скоростях, что важно скорее для профессионалов и полностью отсутствует на морозе. К тому же, профессионалы выбирают рисунок текстуры и тип пластика (десятки вариантов) под конкретную погоду (и то иногда ошибаются).

Простой способ оценить качество скольжения - съехать, не отталкиваясь, по лыжне с известного холма. Расстояние, до которого проедут лыжи - объективный показатель пригодности смазки и метода её нанесения к конкретной погоде.

Горные лыжи

Горные лыжи - особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.

Сначала для спортивного спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями. Прекрасный пример этого можно увидеть в фильме «Серенада солнечной долины ». Постепенно лыжи модифицировались. Одной из первых модификаций стала окантовка - снизу по краям к лыже прикрепляли заподлицо узкие (4-5 мм) металлические полосы. Это во-первых препятствовало стачиванию дерева лыж об фирн (жёсткий твёрдый снег, который часто образуется в горах, иногда с вкраплениями мелких ледовых кристаллов), а во-вторых позволяло уверенней управлять лыжами.

В дальнейшем, с развитием горнолыжного спорта, горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.

Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи в настоящее время - высокотехнологичный продукт, в котором используются современные научные и технические достижения.

Беговые лыжи

Беговые лыжи делятся на два больших класса: пластиковые и деревянные. Пластиковые лыжи, в свою очередь, делятся тоже на два больших подкласса: лыжи с насечкой и лыжи с гладкой колодкой (то есть гладкой средней частью лыжи). Лыжи с гладкой колодкой, в свою очередь, делятся ещё на два подкласса - предназначенные для классического стиля передвижения (когда лыжи двигаются параллельно одна другой в лыжне) и конькового стиля, когда лыжник двигается по широкой снежной дороге и его движения похожи на движения конькобежца.

Пластиковые лыжи с насечкой

Представляют собой лыжи с зазубринами (зацепами, засечками) в средней части лыжи в области лыжного ботинка. Являются очень хорошим инструментом фитнеса, но профессиональными спортсменами-лыжниками практически не применяются. Тем не менее, такие лыжи чрезвычайно популярны в развитых странах Европы и Америки. Приблизительно половина всех лыж, продающихся в западных странах - это лыжи с насечкой.

Достоинства

Лыжи с насечкой практически не требуют мази держания, в связи с чем очень удобны для неопытных лыжников, встающих на лыжи лишь эпизодически, и не владеющих техникой нанесения лыжных мазей. Тем не менее - в сложных условиях скольжения (плюсовая погода, обледеневшая лыжня, и т. п.) насечки с отдачей не справляются, и мазь держания становится необходимой даже на этих лыжах.

Недостатки

Насечки ухудшают скольжение не только назад, но и, хотя и в меньшей степени - вперед. Поэтому, при прочих равных условиях, лыжник на лыжах с насечками будет двигаться медленнее, чем на гладких лыжах. Именно поэтому лыжи с насечками не применяются в лыжном спорте.

Пластиковые лыжи с гладкой колодкой (средней частью)

Для классического стиля передвижения

Такие лыжи имеют в средней части лыжи (то есть под колодкой) гладкую поверхность, и для того, чтобы на таких лыжах можно было передвигаться, их смазывают в средней части лыжной мазью, которая при толчке не даёт лыжам проскальзывать назад. Существует огромное количество способов и вариантов смазки лыж в зависимости от погоды и амбиций лыжника, однако существует и несколько простейших способов смазки, ориентированных на начинающих лыжников. Как правило, начинающему лыжнику вполне достаточно иметь простейший набор из трёх банок лыжной мази, пластикового скребка и пробки-растирки.

Для конькового стиля передвижения

Коньковый стиль передвижения требует чуть более высокого уровня подготовки по сравнению с классическим стилем. Не случайно большинство гуляющих на лыжах по лесу людей используют именно классический стиль передвижения - он проще, демократичнее, менее требователен к качеству подготовки и ширине лыжной трассы. При этом коньковые лыжи короче классических обычно на 15 - 20 см.

Также на этих лыжах, с нижней части, по краям лыжи делается кант 1-2 мм для более устойчивого хода лыжи, чтобы она не проскальзывала в сторону.

Лыжные крепления

Лыжи могут крепиться к ботинкам с помощью различных приспособлений разной степени сложности, которые называются креплениями. Всё многообразие креплений можно разделить на несколько видов:

  1. простые
  2. мягкие
  3. полужёсткие
  4. жёсткие
  5. горные

Простые крепления - первые появившиеся, их можно встретить на охотничьих лыжах. Представляют из себя простую кожаную или матерчатую петлю, в которую легко вставить ногу в валенке.

Мягкие крепления - развитие простых. К петле добавился ещё один ремень, охватывающий ногу сзади, над пяткой, и не дающий лыже соскользнуть с ноги. В настоящее время такие крепления часто ставят на детские лыжи.

Полужёсткие крепления - кожаная петля заменена на металлические щёчки, в которые упирается ботинок, сверху удерживаемый стропой. Вместо ремня используется трос - металлическая пружина. Трос натягивается с помощью небольшого рычажка, который крепится перед щёчками.

Все три перечисленных вида креплений не требуют специальной обуви, надёжны и просты в эксплуатации. Полужёсткие крепления долгое время состояли на вооружении в армиях различных стран. Также полужёсткие крепления использовались в горнолыжном и прыжковом спорте на ранних этапах, до появления современных горнолыжных креплений и ботинок.

Жёсткие крепления - при их использовании ботинок «намертво» соединён носком с лыжами, что позволяет лучше их контролировать. Именно жёсткие крепления сейчас повсеместно используются. В настоящее время выпускается три системы креплений - Nordic 75 (всем знакомая в СССР), SNS , NNN и её новая версия NIS.

Горнолыжные крепления - эти специфичные крепления полностью фиксируют ботинок относительно лыжи, что необходимо для управления на больших скоростях, развиваемых спортсменами при спуске с гор. Характерная особенность этих креплений - способность освободить ботинок при критических нагрузках, чтобы предохранить человека от тяжёлых травм, переломов.

Помимо этих основных разновидностей, существуют редко встречающиеся варианты:

  1. Горнолыжные крепления телемарк - похожие на горнолыжные крепления, обладают специфичными свойствами, необходимыми для спуска в стиле телемарк .
  2. Крепления skitour - промежуточный вариант между жёсткими и горнолыжными креплениями, позволяют комфортно передвигаться по равнине, при этом ботинок прикреплён к лыже только носком, а также предоставляют возможность зафиксировать пятку для горнолыжного спуска. Обладают способностью освобождать ботинок при критических нагрузках, как и горнолыжные.
  3. Прыжковые крепления - модификация креплений для прыжкового спорта.

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Why is ice and snow slippery? The Tribo-physics of skiing, L. Karlöf, L. Torgersen Axell, D. Slotfeldt-Ellingsen
  • Sliding Friction of Polyethylene on Snow and Ice, L. Bäaurle, Swiss Federal Institute of Technology, Zurich
  • Friction characteristics between ski base and ice - fundamental lab scale tests and practical implications, P. Sturesson, Uppsala Universitet
  • Performance Skiing: Training and Techniques to Make You a Better Alpine Skier, G. Thomas, ISBN 0811730263
  • Teflon® Paraffin Low Friction Wax for All Snow Conditions, DuPont Technology
  • The complete quide to cross-country ski preparation, N. Brown, ISBN 0-89886-600-6

Ссылки

Огромные снежные пространства обусловили раннее появление лыж. В далекие времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было немыслимо, ноги проваливаются, застревают и множество других сложностей. При этом многие животные без проблем передвигались по таким сугробам, связано это с тем, что площадь опоры у того же зайца намного больше, если сравнивать с человеком, относительно вес/площадь опоры. Древний человек сообразил быстро, что если увеличить площадь опоры, передвигаться будет проще и сложностей не возникнет. Сказано - сделано, мы их знаем и по сей день как снегоступы - первые лыжи! Точная дата, место, имя изобретателя не известны.

Первыми такими приспособлениями, очевидно, были шкуры убитых животных, которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя их от холода. Это послужило толчком для использования других предметов (обломков коры, щепок, а позднее и дощечек) для увеличения площади опоры. У одних народов это были круглые или продолговатые дощечки, у других - сплетённые ветки, чем-то напоминавшие теннисную ракетку с креплением для ног. В такие «лыжи» жители горных районов обували даже лошадей.

В то же время жители тёплых стран и подумать не могли о таком изобретении. Возвращаясь из путешествий по снежным землям, они рассказывали удивительные истории: «Живут в тех снегах чудища на одной ноге, а бегают они по снегу с быстротой невероятной - сущие дьяволы!» Но в этих речах всё было правдой. Скандинавские охотники были одеты в меховые шкуры с головы до ног, и скользили они на одной длинной лыже, другая - маленькая - использовалась для толчка. К тому же очень долго лыжники использовали только одну палку. Ведь они прежде всего охотники или воины, и им требовалась свободная рука, чтобы держать лук, ружьё или добычу. При спуске, для равновесия и торможения, садились верхом на палку.

Позднее лыжи стали обтягивать снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад. Когда лыжник поднимался в гору, мех не давал ему соскользнуть назад. Северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов и костей лося, оленя или рыбьей чешуи.

Находки современности

Окаменелые лыжи и их части, возраст которых исчисляется тысячелетиями, найдены во многих уголках России, где жил человек в условиях снежной зимы. Одна из находок (А.М. Микляев, 1982 г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних — сделана около 4300 лет назад.
Древнейший экземпляр скользящих лыж современного типа обнаружен (1953 г.) в древнем Новгороде в слое первой половины ХIII в. Длина лыжи 1 м 92 см, ширина в среднем 8 см, ее передний конец несколько приподнят, изогнут и заострен. Место для установки ноги чуть массивнее, здесь толщина лыжи достигает 3 см. Для продевания ремня, прикрепляющего лыжу к обуви лыжника, на ней имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром 0,5 см.

Монс Пальм, секретарь шведского посольства в Москве, был поражен лыжами, применяемыми нашим народом. В 1617 г. он писал: «Сделали русские изобретение… Они имеют деревянные ободья приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться». В отличие от русских, остердальские лыжи скандинавского типа имели разную длину и были тихоходными.

История лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже славянских солдат тоже поставили на лыжи.

Самые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Примерно таких же размеров были лыжи у охотников в течение многих веков: такими лыжами и сейчас пользуются охотники и звероловы Гренландии, Аляски, жители Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Из древности в современность

Постепенно лыжи стали обретать привычную для нас с вами форму. Чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, им была придана плавная кривизна, получившая название весового прогиба. Чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности делали углубление - жёлоб. Для большей прочности и гибкости лыжи стали изготавливать из нескольких слоев древесины разных пород: березы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась, не становилась «круглой» и имела лучшее сцепление со снегом, ее стали окантовывать особо прочной древесиной, а со временем - металлическими кантами.

Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов.

Популяризация лыж у наших предков, появление лыжного спорта

Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Наряду с другими развлечениями и упражнениями (кулачный бой, верховая езда, различные игры и забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.

Лыжи стали не только популярными, но и модными, а это породило немало забавных ситуаций. Шикарно одетые барыни атаковали мастеровых, работавших по дереву, умоляя их выточить маленькие лыжцы для своих собачек, а пылкие кавалеры дарили дамам сердца лыжи, рассчитанные для езды вдвоём.

Полярный исследователь Нансен в конце 19-го века пересёк Гренландию на дубовых лыжах, что послужило популяризации лыж.

В конце XIX — начале XX века появился лыжный спорт — вид досуга, заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега — 170—220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи применялись в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Наше время

В наше время лыжи - это, прежде всего, вид спорта или зимнее увлечение. И улучшаются они лишь для того, чтобы предать лыжнику больше скорости и манёвренности. Совсем недавно, около 50-ти лет назад, началась история пластиковых лыж. Всего за несколько лет они практически полностью вытеснили из спорта деревянные лыжи. Это произошло благодаря их меньшему весу, большей прочности и отличным «беговым» качествам.
С 1974 г. стали изготавливать пластиковые лыжи. Они быстро вытеснили деревянные лыжи. Пластиковые лыжи имели меньшую массу, большую прочность и отличные скоростные качества. Лыжи из пластика хорошо держат смазку, имеют хорошее сцепление со снегом. С появлением пластиковых лыж произошли изменения в технике бега. При изготовлении лыжных палок также используется стеклопластик, который армирован угольными волокнами. За лёгкость и высокую прочность их стали называть «угольное перо».

В 90-х годах в производстве лыж появилась CAP-технология, лыжи конструкции «сэндвич» отошли в прошлое. Теперь все современные беговые лыжи состоят из сердечника, накрытого сверху «коробкой», поверхность которой может иметь 3-х мерную форму. Изменилась и геометрия лыж - она перестала быть параллельной, что является весьма спорным достижением, поэтому каждая компания-производитель лыж сегодня находится в постоянном поиске оптимального профиля лыжи.

«А то есть еще земля, где все люди с песьими головами», - пугала обывателей городка Калинова словоохотливая странница Феклуша из драмы А. Н. Островского «Гроза». Однако вряд ли кто-нибудь ей верил, разве нашлась бы такая же Феклуша - ведь шел XIX век, были сделаны крупные географические открытия, и человек уже много знал об окружающем мире. Ну а если рассказчик жил в VI веке до нашей эры и сам побывал во многих странах, то, конечно, слушатели ничуть не сомневались в правдивости его историй.

«Живут в тех снегах чудища об одной ноге, а бегают они по снегу с быстротой невероятной - сущие дьяволы» - такими историями развлекал публику римский торговец золотом Теренций Дар, возвратившийся из далекой Снежной Земли. И он ничего не выдумал, а честно рассказал о том, что видел своими глазами. Речь шла о Скандинавии. Ее жители, видимо, были одеты в меховые шкуры с головы до ног, поэтому житель теплой Италии и принял их за «чудищ», но вот почему «об одной ноге»? Да потому, что скользили они на одной лыже (ее называли «деревянная подошва»), другая - маленькая «подметка» - использовалась для толчка.

Лыжи подобной конструкции отнюдь не самые древние.

Наверное, именно трудность ходьбы по снегу подсказала человеку идею «больших подошв». Считают, что они появились 20- 30 тысяч лет назад. Это были круглые или продолговатые дощечки. Потом их стали делать из веток - их сгибали в виде овала, а концы стягивали обмоткой из жил. В такие «лыжи» жители горных районов Армении обували даже лошадей, хотя в этом случае правильнее было бы говорить о «больших копытах». Эта древняя конструкция сохранилась до наших дней. Так, для тех, кто не умеет ходить на лыжах, в Швейцарии создан специальный клуб любителей ходьбы на снегоступах. Эти конструкции напоминают увеличенные теннисные ракетки с креплениями. В отличие от лыж ходьба на снегоступах требует меньше физических усилий, позволяет забираться в недостижимые для лыжников места. По этому виду спорта даже проводились соревнования - ходьба на 5 и 10 километров.

Наверное, какой-то наш далекий предок, ступая по склону на таких приспособлениях, поскользнулся, но не упал, а проехал некоторое расстояние. Это натолкнуло на интересную мысль - а не сделать ли скользящие лыжи? Сначала они имели разную длину - такими их и увидел римский путешественник. Но одну важную деталь не заметил его любознательный взор: снизу лыжи были подбиты мехом и скользили только по ворсу. Это очень удобно для охотников: можно легко преодолевать подъем и подходить близко к зверю - лыжи не скрипят, отдачи при беге нет. И сейчас эвенки-охотники подбивают лыжи оленьими шкурами. Древний лыжник предпочитал одну палку: ведь он прежде всего охотник или воин и ему требовалась свободная рука, чтобы держать добычу, лук, ружье.

Вскоре лыжи стали применять и в военном деле. 1500 лет назад в Скандинавию вторглись норманны, по преданию завоеватели пришли на лыжах. В XII веке норвежские короли держали на службе специальный отряд финских лыжников-воинов. А в 1444 году московская рать на лыжах отразила татарский набег на Рязань. В описании этого события в летописи, помимо прочего, впервые упоминалось об использовании лыж на Руси. Позднее, в летописях XVI и XVII веков, также встречаются записи о таких отрядах. Помогали лыжи русским партизанам в войне 1812 года, а в конце XIX века в русской армии даже ввели обязательное обучение хождению на лыжах. Успешно использовались лыжи частями связи и санитарной службы во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

Лыжники. Скандинавская гравюра.

И конечно, лыжные батальоны и бригады сыграли значительную роль в разгроме фашистов.

Путь лыж к широкой популярности был довольно тернист. Все началось с легенд о «снежном дьяволе», в которого верили древние италийцы. Позднее «снежным дьяволом» стала запугивать своих прихожан католическая церковь. Всех, кто пробовал надеть на ноги «выдумку дьявола», предавали проклятию - анафеме. Но остановить распространение лыж не удалось. Уже в 1555 году в России, жителей которой иностранцы называли лыжебежцами, состоялись первые лыжные гонки с призами. Есть упоминание о таких соревнованиях в Норвегии в середине XVIII века. Правда, в них могли участвовать только воины; в 1867 году в норвежской области Телемарк были проведены гонки, в которых могли уже участвовать все желающие.

В России в конце прошлого века гонки лыжников не являлись редкостью. В 1895 году создан «Московский клуб лыжников», но первый национальный чемпионат состоялся только через 15 лет. Он проходил на Ходынском поле в Москве. 14 гонщиков состязались на дистанции 30 километров. Гонку выиграл Павел Бычков, пройдя трассу за 2 часа 26 минут и 47 секунд. Но победа доставила гонщику немало огорчений. Дело в том, что победитель был дворником. И на страницах прессы развернулась дискуссия: можно ли считать любителем человека, чья профессия связана с физическим трудом?

Поистине массовое увлечение лыжным спортом началось в мире с конца прошлого века, когда норвежские исследователи пересекли Гренландию с запада на восток на «досках». В газетах появились фотографии всемирно известного полярного исследователя Нансена, стоявшего на лыжах.


Лыжи северных народов.

Лыжи стали не только популярными, но и модными, а это породило немало курьезов. Шикарно одетые барыни атаковали мастеровых, работавших по дереву, умоляя их выточить маленькие лыжцы для своих собачек; пылкие кавалеры дарили дамам сердца лыжи, рассчитанные для езды вдвоем.

Первая попытка «осмыслить» лыжи, то есть создать их оптимальными по размерам и форме, была сделана еще в 1644 году датчанином Саксо. Он выполнил первый в истории чертеж скользящих лыж. Сначала они получились широкими и короткими. Но с течением времени их форма постепенно изменялась и в конце концов приняла современный вид, который оказался более удобным для хорошего скольжения и практичным. Долгое время лыжи делали из цельного куска дерева, лучшим материалом считалась береза. Потом появились клеёные лыжи - из нескольких слоев фанеры с окантовкой по краям. С 1974 года началась эра пластиковых лыж. Всего за несколько лет они практически полностью вытеснили из спорта деревянные лыжи. Это произошло благодаря их меньшему весу, большей прочности и отличным «беговым» качествам.

Однако многое зависит и от выбора мази. Первые лыжные мази появились в начале века. И сразу же возникли не только рецепты, но и секреты. При этом вот что любопытно: время пробега десятикилометровой дистанции хорошим лыжником сейчас составляет 34-35 минут, а полвека назад - 27 минут. Парадоксально! Ведь лыжники стали сильнее и выносливее. В чем же причина? В лыжах или в мази? Ни в том, ни в другом. «Виновата» трасса. Раньше ее прокладывали только по ровной местности, а теперь по пересеченной. На пути лыжника встречаются и речки, и канавы, и ледяной покров озер. И если раньше у мази была одна задача - увеличить скольжение, то теперь его приходится и увеличивать, и уменьшать. Основа мази осталась прежней - парафины и воски, а для улучшения сцепления со снегом в них стали добавлять каучук и резину. И тем не менее универсальную мазь на все случаи жизни создать нельзя.

Совершенствуются и лыжные палки. Например, внутрь каждой рукоятки вставляется спрессованный из смеси измельченного угля с глиной гладкий стержень, который зажигается спичкой и тлеет 4 часа. Даже в мороз можно идти по трассе без рукавиц.

Каким образом только не пользуются лыжами! Еще в начале прошлого века один американский скотовод решил прокатиться со своей подружкой. Они вышли за город, и вдруг сильный порыв ветра раздул, как парус, юбку девушки, которая с большой скоростью унеслась от юноши. В тот же день предприимчивый американец уже катался на лыжах под парусом.

С некоторых пор на лыжах катаются не только по снегу, но и по воде. На одних несутся на большой скорости за катером, для других катер не нужен: каждая лыжа состоит из двух продолговатых баллонов, связанных между собой ступенькой. К концам палок также прикреплены маленькие цилидрические надувные баллоны. В них просто «гуляют» по воде. Позже появился серфинг - катание на досках в волнах прибоя. А на севере Австралии снега никто никогда не видел, но это совсем не значит, что там не катаются на лыжах. Катаются, да еще круглый год, - по песчаным откосам.

В некоторых странах большую популярность приобрели «травяные» лыжи. Это резиновая гусеница в металлической раме, снабженная пластмассовыми роликами. Такой скорости, как на обычных лыжах, достичь нельзя, но зато можно тренироваться летом.

Изобретателем горных лыж считают Матиаша Збарского. В 1891-1892 годах он переделал норвежские лыжи в альпийские, сумев придать им маневренность и устойчивость в условиях стремительного спуска по горным кручам.

Появились и крылатые лыжники. Родоначальник этого вида спорта - австрийский инженер И. Крупка. Благодаря крыльям, которые он разработал, слалом и прыжки стали намного интереснее. Крылья сделаны из очень легкого металла. Носят их в специальном рюкзаке. Перед прыжками-полетами лыжник надевает пояс с нагрудником, к которому прикреплен массивный пруток, несущий крылья. И неизвестно, какие еще конструкции появятся...

Знаешь ли ты?

  • Панкреатит - это воспаление поджелудочной железы. Классифицируется по характеру течения на острый и хронический. Причины возникновения заболевания 1.
  • Какую именно страну и с какого времени можно считать родиной лыж, еще не удалось точно выяснить (ну по крайней мере точно не страны Африки). Этот вопрос очень интересует людей не только в тех краях, где употребление лыж было необходимостью и стало традицией, но и по многим другим, где “спорт спорта” (то есть лыжный спорт) за последние 20 – 30 лет распространился так сильно, что стал едва ли не самым любимым зимним спортом. Нансен в своей книге “Лыжами через Гренландию” (1890 г.) старался всесторонне осветить этот вопрос. На основе своих собственных и чужих исследований приходит к выводу, что лыжи впервые распространили народы окраин алтайских гор и байкальского озера в Азии. К нам лыжи пришли из Норвегии через Финляндию, а норвежцы и шведы должно быть научились ездить на лыжах от лапландцев.

    Но Нансен на основе своих исследований пришел к выводу, что лыжи распространили на восток, запад и север именно сибирские племена. Не исключено, что лыжное дело началось одновременно в разных местах этих обширных северных пространств.

    Народы в борьбе с природой должны были также защищаться против снега. Забота об облегчении коммуникаций (тем более, когда до изобретения интернета еще добрые десятки тысяч лет) и пропитание охотой, побудила человека изобрести что-то, что дало бы возможность не только держаться на поверхности снега, но и двигаться по нему. Так восстал так называемый “труген”, предок нынешней снежной ракеты. Североамериканские индейцы о лыжах еще не знали ничего, а уже труген был у них сильно распространен. Но Нансен утверждает, что и индейцы уже в тех далеких временах пользовались очень узкими приборами, своего рода настоящими лыжами.

    Эти, приборы “тругены” привязывали к ногам, чтобы не тонуть в снегу. Они были разных форм и из разного материала. историк Ксенофонт, около 400 г. до н. е. научился от жителей гор Армении обвязывать мехами лошадиные копыта. Страбон в 20 г. до н. э рассказывает, как жители Кавказа привязывали зимой к ногам кожаные подошвы, в которых иногда были вбиты и . Другой автор повествует о приборе из дерева, очень похожий на норвежский труген.

    Потребность двигаться по снегу на длинное расстояние, привела к изобретению лыж. Развивались они медленно, начиная от круглой формы тругена, переходили затем в овальную, а после в каждый раз длиннее, пока не дошли до современной формы. Чтобы труген при ходьбе не проваливался в снег, начали загибать его спереди слегка вверх. Отсюда был еще только один шаг к “лыжам-тругенам”, подшитых кожей, применяемых в средней Сибири.

    Нансен считает, что этот переход от тругена к лыжам состоялся в алтайских горах. Вопрос только, когда именно? Разумеется, произошло это уже очень давно. В Сибири лыжи находятся во все еще почти в первоначальной форме. Ольсен повествует в одном письме к Нансену, что некоторые народы Сибири и Финляндии издавна пользуются короткими, но широкими лыжами, подшитыми кожей.

    С переселением народов лыжи пришли к жителям скандинавского полуострова с востока. Вот что рассказывает древняя легенда о скандинавском предке Норе: “Он ждал со своим племенем в Квенланди (Финляндия), пока снег не стал подходящий для лыж, затем, обойдя на север Балтийское море, спустились они вниз через Норвегию к Тренделягену, где и осели “.

    Одно только непонятно. Позаимствовав лыжи от лапландцев, норвежцы название для них взяли ни от них, ни от финнов. Филологические исследования расходятся здесь с историческими. Норвежцы имеют название “ски” и “аандар”, шведы “скид” и “андор”, где нет ничего лапландского. Лапландцы имеют названия “савек” (лыжи подшитые кожей с шерстью) и “голяс” (длинные, неподшитые). Финны имеют несколько названий: гиден, суксь, лийлий, кальку и др. Так же не имеют ничего общего с названием литовским (“люскес”), ни на русском (“лыжи”).

    И откуда бы ни пришли лыжи в Норвегии – с севера, востока, или даже юга, или восстали там самостоятельно, их возраст переходит по меньшей мере пару тысяч лет.

    Лыжи упоминаются даже в норвежской мифологии. Ульц, бог зимы, снега и охоты – появляется на лыжах, хорошо одетый в белом, блестящем снеге с красным лицом и инеем вокруг губ. В одной поэме с 980 г. называется Один также богом лыж. Есть и богиня лыж.

    Жители северной Скандинавии в VI в. лапландцев звали “скридфиннер” то есть «финны, движущиеся по снегу». Норвежцы вообще считали лапландцев за первобытных лыжников. Королева Гунгильда, которую воспитывали два лапландцы (около 920 г.), выражается о них так: “Лапландцы такие хорошие лыжники, что перед ними не могут спрятаться ни звери, ни люди”. В одном сборнике законов Исландии с 1250 г. говорится между прочим: “Преступника надо прогнать так далеко, как далеко может пробежать финляндец лыжами”. Норвежская история (1200 г.) повествует о лапландцах: «… когда они переходят с места на место, ставят под ноги гладкие деревянные сучки, которыми переходят горы и долины быстрее, чем летят птицы небесные».

    Летописец Саксон (тоже около 1200 г.) повествует: “Лапландцы на охоте бегают по горам, покрытым снегом, на кусках дерева, загнутого спереди”. Историк Сторм считает, что в Норвегии использование лыж приобрело широкий размах уже в Х в. Частые упоминания о лыжах в разных тогдашних поэмах определенно свидетельствуют, что уже тогда лыжи были общеизвестные.

    Олаф Тригвесон (995-1000) был тогда лучшим лыжником. А в древних народных песнях упоминается о средневековых гонках на лыжах. Нынешние лыжники не хотят верить, что один лыжник в 1000 г. ехал с двумя людьми, которые стояли на хвостах его лыж, так легко и хорошо, как бы их не было. Лыжи использовали также и для почты

    Некоторое время лыжное дело приходит в упадок в Норвегии, которым гордились перед этим выдающиеся люди. Но уже в последующих веках в коммуникации между и городами использовались почти исключительно лыжи и они стали снова необходимыми. В 1784 г. священник Смит заявляет, что лыжи в его приходе не заменимы. Кроме того лыжи стали использовать охотники, в основном те, которые ловили диких зверей арканами. Но лыжи, как спорт, возникают аж около 1870 г., и сразу становятся национальным спортом норвежцев.

    С началом XVIII в. лыжи снова начинают набирать все большего значения. Где-то на это же время приходится создание первых отдельных лыжных войск. Уезжая из дома, лыжники имели: 1 пару лыж с одной палкой, 1 пару грубых, длинных чулок, один рюкзак из телячьей кожи. Кроме того каждые пять человек имели кожаный мех для продовольствия, а каждые десять – саночки на лыжах, в которые запрягались, и по ручному топору. В казарме каждый получал обувь, предназначенную специально для лыж.

    Лыжники из южной части края использовали узкие и длинные лыжи с ялового дерева, а в северных горных районах – лыжи с березы. Во время сильных морозов яловые лыжи ломались куда быстрее, чем березовые. Вязание делали из вырезанных в июле березовых ветвей, которые были очень выносливы.

    Воскресеньями происходили собрания около церквей, куда приходили люди с далеких окраин и оставались и по четыре дня, чтобы сделать себе лыжи и присматриваться к лыжным соревнованиям. Соревнования ограничивались к съезду по обочине (может и с прыжком). Гонки продолжались не дольше 15 минут. Эти воскресные собрания очень много дали к распространению лыж среди народа. Использование лыж устраняло монотонность зимы, поддерживало отвагу и хорошее настроение. В сражениях 1808 года норвежские лыжники очень хорошо отличились, принося своей армии неоцененную пользу.

    Но уже в несколько лет после войны лыжное дело начинает снова угасать. Военные лыжные отделы исчезли совсем, пришли в упадок бывшие соревнования и раздачи наград. Лыжное дело задержалось еще только в некоторых местностях. Но в 1861 г. основано “Центральное общество”, которое прилагало все усилия, чтобы вновь возродить лыжи, делало сильную пропаганду в крае, а в 1863 г. послала повсюду образы с различными моделями лыж. И не надо было долго ждать последствий. Уже в 1865 г. лыжное дело возобновляется во многих местах, даже там, где от долгого времени было уже совсем подзабыто. В 1866 г. основалось первое общество лыжников. В 1867 г. состоялись первые крупные соревнования с раздачей наград. Тогда впервые выражено желание, чтобы лыжи стали норвежским национальным спортом.

    В 1877 г. выдающиеся люди основали “Христиания ски клуб”. Двумя годами позже этот клуб организовал первые крупные соревнования, в сочетании с очень богатой и интересной выставкой лыж. На эти соревнования пришли впервые лыжники из окрестностей Телемарку. Они произвели очень хорошее впечатление, пройдя дорогу вдоль всей Норвегии на лыжах.

    В 20-м веке активное развитие лыж продолжилось, как тут не вспомнить об отважных финских лыжниках-партизанах, которые во время Советско-финской войны 1940 года нанесли немало хлопот большевистским оккупантам. И в завершение – за окном снег, а значит хватит читать – айда на лыжи!

    P. S. Старинные летописи рассказывают: Да уж лижи в наше время стали настолько популярным и спортом и просто развлечениям, что многие заядлые лыжники и в летнее время года едут во французские и австрийские Альпы (где ледник круглый год), чтоб покататься на лыжах. Вот только при таких поездках очень важно найти подходящее жилье. Это на самом деле не так уж и трудно, когда к вашим услугам аренда домов в Европе (в том числе на сайте http://rental-home.ru/), остается только заранее через интернет найти подходящий по цене и качеству дом и дело сделано.

    Сделали русские изобретение… Они имеют деревянные ободья приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться.

    Монс Пальм, секретарь шведского посольства в Москве, 1617 год.

    История беговых лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад . Началось все с того момента, когда человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам во время охоты. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века , лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже военных поставили на лыжи и в России. Первое подобие соревнований было проведено в Норвегии в 1767 году , однако дальнейшего развития беговых лыж как спорта не было вплоть до середины XIX века. В 1843 году в Норвегии, а затем в 1865 году в Финляндии состоялись официальные соревнования по лыжным гонкам. В 1862 году в Швеции был зафиксирован первый в истории результат – Ларс Туорда из Лапландии одержал победу в гонке на 220 км, состоящую из двух частей, со временем 22 часа 22 минуты. В России первое соревнование датируется лишь 1894 годом , когда в Санкт-Петербурге состоялся забег на лыжах на четверть версты.

    Ничто не освежает волю и не освежает ум так, как лыжи

    Одним из самых важных событий в развитии беговых лыж в XIX веке объективно считается подвиг знаменитого норвежского путешественника, исследователя Арктики Фритьофа Нансена , который в 1889 году первым в мире совершил более чем пятисоткилометровый переход через Гренландию в одиночку. Через три года об этом переходе была издана книга, переведенная на несколько языков, благодаря которой люди по всему миру узнали много нового о лыжах и прониклись любовью к лыжным походам. Именно с конца XIX века во всех странах стали активно появляться спортивные общества и клубы любителей лыжного спорта.

    «Ничто не укрепляет мышцы и не делает тело таким сильным и эластичным, ничто не дает реакции и быстроты, ничто не освежает волю и не освежает ум так, как лыжи» - это слова Фритьофа Нансена.

    За весь период эволюции лыжного инвентаря, а это несколько тысяч лет, встречались очень разные варианты лыж, ботинок и палок. Первые приспособления для передвижения по снегу больше были похожи на современные снегоступы, но со временем они трансформировались, становились более длинными и узкими для увеличения скорости, они уже могли скользить по снегу и своим внешним видом походили на привычные для нас лыжи. Из археологических данных известно, что уже в XIII веке в России использовались лыжи длиной около 190 см и шириной около 8 см с загнутыми концами, однако в начале XX века были распространены лыжи длиной до 3м.

    Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов .

    Интересную историю имеют и беговые палки. Оказывается, до конца XIX века лыжники использовали только одну палку. Это связано с тем, что лыжи применялись в основном для охоты и в армии. Первые палки были деревянными или бамбуковыми высотой приблизительно в рост человека. Только в наше время палки превратились в продукт высоких технологий, производятся из легкого алюминия или композитных материалов.

    Бурное развитие лыжного инвентаря началось в 70-х годах XX века. В 1971 году норвежская компания Rottefella разработала всем известный стандарт креплений NN75 (Nordic Norm 75 мм ) с тремя штырьками под рантовые ботинки. Этот стандарт сразу завоевал огромную популярность во всем мире, а в нашей стране из-за своей низкой стоимости и простоты производства до недавнего времени он был самым распространенным. За последние несколько лет ситуация кардинально поменялась, крепления NN75 сильно сдали свои позиции и используются лишь теми, до кого еще не дошел прогресс.

    В 1974 году произошла революция в производстве беговых лыж – появились первые пластиковые лыжи. Вскоре трассы стали готовить машинным способом, они стали шире и жестче, что в начале 80-х годов привело к появлению конькового хода, основателем которого считается знаменитый шведский лыжник Гунде Сван . В это же время начали активно совершенствоваться ботинки и крепления. Рантовые ботинки сменились более узкими – «носковыми», а крепления NN75 – адидасовскими «лягушками», затем системой SDS , но надежность этих новых разработок оставляла желать лучшего. Произошло разделение ботинок на классические и коньковые. Наконец, в середине 80-х годов появились два по-настоящему функциональных, современных стандарта креплений – SNS (Salomon Nordic System ) и NNN (New Nordic Norm, Rottefella ). Ботинки и крепления образовали систему, обеспечивающую эффективную передачу энергии лыжника лыже.

    В 90-х годах в производстве лыж появилась CAP -технология, лыжи конструкции «сэндвич» отошли в прошлое. Теперь все современные беговые лыжи состоят из сердечника, накрытого сверху «коробкой», поверхность которой может иметь 3-х мерную форму. Изменилась и геометрия лыж – она перестала быть параллельной. Компании-производители по сей день находится в постоянном поиске оптимального профиля лыжи, а расчеты характеристик новых моделей все больше приближены к аэрокосмическим и «формульным» технологиям.

    В конце 90-х произошел новый технологический прорыв – появилась система креплений и ботинок SNS Pilot – двуосное крепление ботинка, что значительно усовершенствовало технику конькового хода. А в 2005 году было объявлено о новой революционной разработке – интегрированной системе лыж и креплений – NIS (Nordic Integrated System, Rottefella ), теперь для установки креплений не надо сверлить лыжи.

    Современный лыжный спорт – это 39 лыжных дисциплин на Олимпийских играх, 26 соревновательных упражнений на лыжах, ожидающих «олимпийской прописки», а также более 20 утверждающихся в статусе «вида спорта» упражнений.

    Легкую атлетику справедливо называют «королевой спорта», а бурно развивающийся лыжный спорт в свите зимних олимпийских дисциплин – безальтернативный «король спорта».



     

    Возможно, будет полезно почитать: