Гонщики формулы 1 90 х

В связи с проведением в этот уикэнд в Бахрейне торжественных мероприятий, посвященных открытию 60го чемпионата по автогонкам в классе машин Формулы-1 захотелось вспомнить, кто из чемпионов и других заметных гонщиков прошлого ныне здравствует.

Начнем со списка чемпионов:

Сэр Джон Артур "Джек" Брэбем (Австралия, р. 1926) - 1959, 1960, 1966.
Джон Сёртисс (Великобритания, р. 1934) - 1964
Сэр Джон Янг "Джеки" Стюарт (Великобритания, р. 1939) - 1969, 1971, 1973
Эмерсон Фиттипальди (Бразилия, р.1946) - 1972, 1974
Андреас Николаус "Ники" Лауда (Австрия, р.1949) - 1977, 1979, 1984
Марио Андретти (США, р.1940) - 1978
Джоди Дэвид Шэктер (ЮАР, р.1950) - 1979
Алан Стэнли Джонс (Австралия, р.1946) - 1980
Нельсон Пике (Бразилия, р.1952) - 1981, 1983, 1987
Кейо Эрик "Кеко" Росберг (Финляндия, р.1948) - 1982
Алэн Прост (Франция, р.1955) - 1985, 1986, 1989, 1993
Найджел Мэнселл (Великобритания, р. 1953) - 1992
Михаэль Шумахер (ФРГ, р.1969) - 1994, 1995, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005
Дэмон Грэхем Деверо Хилл (Великобритания, р.1960) - 1996
Жак Вильнев (Канада, р.1971) - 1997
Мика Хакконен (Финляндия, р. 1971) - 1998,1999
Фернандо Алонсо (Испания, р.1981) - 2006, 2007
Кими Райконен (Финляндия, р.1979) - 2007
Льюис Хэмилтон (Великобритания, р.1985) - 2008
Дженсон Баттон (Великобритания, р.1980) - 2009

Не дожили:

Нино Фарина (Италия) - 1950
Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина) - 1951, 1954, 1955, 1956, 1957
Альберто Аскари (Италия) - 1952, 1953
Майк Хауторн (Великобритания) - 1958
Фил Хилл (США) - 1961
Грэм Хилл (Великобритания) - 1962, 1968
Джим Кларк (Великобритания) - 1963, 1965
Дени Хюльм (Новая Зеландия) - 1967
Йохен Риндт (Австрия) - 1970
Джеймс Саймон Уоллис Хант (Великобритания) - 1976
Айртон Сенна (Бразилия) - 1988, 1990, 1991

Из других ярких ныне здравствующих фигур прошлого можно вспомнить Хозе Флориана Гонсалеса (Аргентина, р. 1922) - вице-чемпиона 1954 и бронзового призера 1951 года. Он самый старый призер и вице-чепион Формулы-1, также он самый старый из победителей этапов Формулы -1. Его первая победа - это Гран-При Великобритании 1951 года.. Жив и Стирлинг Мосс (р.1926), как и Гонзалес бившийся за первое место еще с легендарным Хуаном Мануэлем Фанхио - четырехкратный вице-чемпион 1954, 1955, 1956, 1957 и трехкратный бронзовый призер - 1958, 1959, 1960.

Из гонщиков принимавших участие в самом первом чемпионате Формулы 1 в 1950г. кроме Х.Ф.Гонзалеса (он тогда принял участие в двух гонках и ни разу не финишировал) живы еще три пилота:

Джим Рэттмэн (США, р.1928) - он финишировал 24м на своей единственной гонке Инди 500, входившей тогда в календарь Формулы 1. В дальнейшем он еще 9 раз принимал участие в тех гонках Инди 500, которые проходили в рамках чемпионата мира. Однажды (1960) он выиграл, еще три раза был вторым и стал самым удачливым гонщиком Формулы 1 в гонках Инди 500. В других гонках Формулы 1 он не выступал.

Робер Мэнзон (Франция, р.1917) - провел в 1950-1956 29 гонок в Формуле 1, дважды был на подиуме.

И самый невероятный персонаж:
Пауль Питч (Германия, р.1911) - единственный ныне живущий боевой пилот "Серебрянных стрел", попадавший на подиум в гонке Чемпионата Европы еще в 1935г, когда занял третье место в Гран-При Италии за рулем Ауто Унион 8С-35. Поверить в это конечно трудно, но это так. Всего он провел в том сезоне две гонки в рамках Чемпионата Европы и поделил 11-13 места в общем зачете.
В дальнейшем он больше не выступал в заводских командах, но на Гран-При Германии 1939г. сумел совершить невозможное - на частной Мазератти занял третье место, пропустив вперед только руди Караччиоле и будущему чемпиону Херманну Мюллеру. В Формуле 1 он повел за три года три гонки.

Итальянский след в Формуле 1

Джузеппе Фарина, Альберто Аскари, Энцо Феррари – имена этих трех итальянцев на слуху у всех любителей автогонок. Но жители Аппенинского полуострова в Формуле 1 имеют еще много поводов для гордости. Именно команда с итальянской пропиской является абсолютным лидером по количеству завоеванных Кубков конструкторов. Единственной пилотессой, завоевавшей очки в гонках Формулы 1, также является жительница этой страны. А Гран-при Италии является обладателем необычного достижения, которое уже точно никогда не будет побито.

Сколько итальянских пилотов выступало в Формуле 1?

Официальная статистика Королевы автоспорта утверждает, что на данный момент свои силы в Гран-при испытывали 115 итальянцев. Правда, 32 из них никогда не выходили на старт в гонках Формулы 1.

Кроме триумфатора первого этапа, в Гран-при также было заявлено участие еще двух итальянцев – Феличе Бонетто и Луиджи Фаджиоли. И если первый гонщик так и не приехал в Великобританию, то второй стал серебряным призером этапа.

Самым опытным итальянцем в Формуле 1 является Риккардо . На его счету 256 Гран-при, и он занимает седьмую строчку в рейтинге тех, кто принял участие в наибольшем количестве этапов. Из ныне выступающих пилотов его в ближайшем будущем может подвинуть только Льюис Хэмилтон, да и то через два с половиной сезона.


Кстати, итальянских пилотов по праву можно назвать очень опытными гонщиками Формулы 1. В первой десятке рейтинга тех, кто принял участие в наибольшем количестве Гран-при за карьеру, три представителя Аппенинского полуострова. Кроме Риккардо Патрезе, столь весомым достижением могут также похвастаться Ярно Трулли (252 Гран-при и 8 позиция) и Джанкарло Физикелла (229 Гран-при и 10 позиция).

В текущем сезоне ни один итальянский пилот не выступает в Гран-при в качестве основного пилота команды. Во время этапов в Австралии и Китае одним из болидов Sauber управлял итальянец Антонио Джовинацци, однако он всего лишь заменял травмированного Паскаля Верляйна. На данный момент последними итальянцами, проведшими полный сезон в Формуле 1, являются Витантонио Лиуцци и Ярно Трулли. Оба гонщика завершили свою карьеру в Королеве автоспорта в 2011 году.


К слову, на счету итальянской нации еще одно необычное достижение в Формуле 1. Именно представительница этой страны — Лелла Ломбарди – стала самой успешной , принимавшей участие в Формуле 1. Она единственная среди прекрасной половины человечества может похвалиться добытыми в гонках очками. Всего на ее счету 12 Гран-при

Сколько итальянцев стали чемпионами Формулы 1?

Несмотря на то, что больше сотни итальянских пилотов пытались покорить Формулу 1, лишь двое из них стали чемпионами мира. Таким достижением может похвастаться Джузеппе Фарина (победитель сезона-1950) и Альберто (1952 и 1953 год).

Сколько итальянских команд выступало в Формуле 1?

Конечно же, когда поклонники Формулы 1 произносят слово «Италия», то в их голове сразу же возникает название команды Ferrari. Это неудивительно – Скудерия является настоящей автомобильной гордостью Аппенинского полуострова.

Ferrari – единственная команда, которая принимала участие во всех сезонах Формулы 1. Правда, итальянцы не участвовали в самой первой гонке, а присоединились к Королеве автоспорта со второго этапа 1950 года – Гран-при Монако

Ferrari является и абсолютным рекордсменом по количеству выигранных Кубков конструкторов. На счету коллектива из Маранелло 16 командных трофеев. Их ближайшим преследователем является Williams. Однако у коллектива сэра Фрэнка Уильямса всего 9 Кубков конструкторов.

Кроме Ferrari в Формуле 1 выступало еще 28 итальянских команд. В нынешнем сезоне честь Аппенинского полуострова защищает не только коллектив из Маранелло, но и команда Toro Rosso.

Сколько трасс принимало Гран-при Италии?

Национальный этап, безусловно, является поводом для гордости итальянцев. Гран-при Италии — единственный этап Формулы 1, который проводился во всех без исключения сезонах Королевы автоспорта и лишь единожды менял свою прописку! Да-да, вы не ослышались, начиная с 1950 года пилоты Формулы 1 регулярно приезжают соревноваться на автодром Монца. Он, кстати, из всех гоночных треков за это время трансформировался меньше всего: в сравнении с изначальной конфигурацией на данный момент его продолжительность сократилась всего на 7 метров.

Итоги опроса F1 Racing о самых быстрых гонщиках.

Жюри

Гэри Андерсон, Даниэле Аудетто, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Энтони Дэвидсон, Ник Фрай, Джон Хауэтт, Эдди Джордан, Руперт Киган, Лука Марморини, Сэм Майкл, Тьяго Монтейру, Макс Мосли, Стирлинг Мосс, Ян Филипс, Тони Парнелл, Серхио Ринланд, Кеке Росберг, Рикард Райделл, Пол Стюарт, Ханс Штук, Пол Стоддарт, Марк Зурер, Пэт Симондс, Патрик Тамбэ, Марио Тайссен,Жан Тодт, Паскаль Васселон, Чарли Уайтинг.

Как мы считали

Каждый член жюри составил свой список из 20 быстрейших, по его мнению, гонщиков Формулы 1 с 1950-го по 2006-й; лучшему присуждалось 20 очков, второму – 19, и т. д. Статистические данные гонщиков высчитывались на основании истинного количества их стартов в Гран При, но сравнение с их напарником по команде проводилось только по времени квалификации – вне зависимости от того, стартовали ли они в гонке. Процент поулов берется из отношения поул-позиций к количеству проведенных квалификаций, Процент быстрых кругов – из числа Гран При, в которых гонщик стартовал.

10. Йохен Риндт (Австрия)
Карьера в Ф1 60 ГП, 1964-70
Квалификации относительно напарников 71% (44:18)
Процент поулов 16% (10)
Процент быстрых кругов 5% (3)

Результаты не соответствовали таланту, пока в 1969 году он не перешел в Lotus, но скорость его была очевидна с того самого момента, как в 1964-м он ворвался на арену Ф2. В памяти тех, кто мог наблюдать его изумительную технику вождения в сносе из-за ограждения в «Кристал Палас» или с заснеженной насыпи промозглого Нюрбургринга, он остался именно таким: самым быстрым из всех. Когда он наконец получил козырное место в Ф1, сомнения в прочности конструкций, созданных Колином Чепменом, ничуть не сказались на его бравурном стиле, когда Йохен выходил на трассу. Это сочетание принесло ему чемпионский титул – и стоило ему жизни. За рулем сегодняшних безопасных машин Ф1 он смотрелся бы потрясающе!

9. Джеки Стюарт (Великобритания)
Карьера в Ф1 99 ГП, 1965-73
Квалификации относительно напарников 77% (71:21)
Процент поулов 17% (17)
Процент быстрых кругов 15% (15)

Его никогда не заботили поулы, до середины пятого сезона на счету у Джеки не было ни одного. А потом посыпались, как из рога изобилия и понять, как ему это удается, было почти невозможно – настолько легко он побеждал в квалификациях. При необходимости он действовал, как тигр – летел на озорующем BRM по старой трассе Спа, круг за кругом преследовал Риндта в Сильверстоуне, четко повторяя все его маневры, все сносы – но куда более типичной для Стюарта была гонка в Монако, когда он вел свой Tyrrell, на котором остались только передние тормоза, к победе так, будто с машиной все было в полном порядке. Мягко сбавляя газ, мягко нажимая педаль тормоза, мягко ее отпуская, чуть-чуть прибавляя газ… – вот как он действовал за рулем Matra, BRM и Tyrrell. Мало у кого это получалось так же легко...

8. Фернандо Алонсо (Испания)
Карьера в Ф1 86 ГП, 2001-06
Квалификации относительно напарников 67% (59:29)
Процент поулов 17% (15)
Процент быстрых кругов 9% (8)

Алонсо отличается уникальным стилем вождения, который требует умелого блокирования колес на входе в поворот, чтобы заставить машину заплясать на апексе. Кажется, что это противоречит логике, и уж точно – законам физики в том смысле, как ее понимают в этом виде спорта. Добавьте сюда холодный, расчетливый, безошибочно действующий ум – и вам уже не будет казаться удивительным то, что Фернандо стал самым молодым чемпионом за всю историю Формулы 1. Он добивается успехов, потому что его талант – его скорость – совершенен. Обладая аналитическим умом, позволяющим варьировать темп по ходу гонки, Алонсо может легко побеждать, стартуя из первых рядов. Но он бывает и грозным бойцом, способным стремительно рассечь пелетон, не позволяя себе даже короткой паузы, чтобы перевести дух. Он великолепно справляется с гигантским прессингом, прибавляя по мере повышения ставок – и умеет бескомпромиссно сражаться колесо в колесо, даже когда условия не равны. Подобный подход помог ему в блестящем стиле завоевать два чемпионских титула, оставив позади соперников, располагавших более быстрыми машинами.

7. Мика Хаккинен (Финляндия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1991-2001
Квалификации относительно напарников 71% (117:48)
Процент поулов 16% (26)
Процент быстрых кругов 16% (25)

Хаккинен был не первым «летучим финном» Формулы 1 – до него так называли Кеке Росберга, – но Мика отличался еще более высокой скоростью, чем его предшественник. Более того, он был из тех гонщиков, кто сражается тем отчаяннее, чем выше цель. Другими словами, это был великолепный матчевый игрок. Некоторые, из завоеванных им 26 поулов, казались пугающе стремительными, – отчасти, возможно, из-за серебристой раскраски его McLaren. А еще он отличался отвагой. Те счастливчики, которым довелось побывать в Спа в 2000 году, до конца своих дней будут вспоминать, как он обогнал Шуми.

6. Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)
Карьера в Ф1 51 ГП, 1950-58
Квалификации относительно напарников 86% (43:7)
Процент поулов 57% (29)
Процент быстрых кругов 45% (23)

В 1950 годы гонщики просто прыгали в свои машины с мотором, расположенным впереди, и мчались к финишу. Если хватало здравомыслия, они оставляли кое-какой запас, не приближались к изгородям и канавам, держались подальше от домов и деревьев. Временами Фанхио давал волю чувствам: на крутых подъемах и спусках Руана или во время своей отчаянной погони за Майком Хоторном и Питером Коллинсом на Ринге в 1957-м, за что был по праву отнесен к сонму «бессмертных». Но обычно он делал ровно столько, сколько было нужно, чтобы напомнить своим соперникам, кто тут лучший (а у них благоговейное восхищение вызывало и его умение справляться со страхом смерти), кому удалось завоевать пять чемпионских титулов.

5. Ронни Петерсон (Швеция)
Карьера в Ф1 123 ГП, 1970-78
Квалификации относительно напарников 41% (28:40)
Процент поулов 11% (7)
Процент быстрых кругов 7% (9)

Woodcote. Тот, прежний, который когда-то проходили на скорости за 200. И который был знаменит своей ужасной кочкой – прямо посередине. И вот в него входит Супершвед. В заносе! Кр-р-ру-то! Должно быть, ему повезло, что он счастливо спасся, – но ведь кругом ранее он проделал здесь то же самое. И вот он летит снова. Боже мой! Глаз не оторвать – но это, скорее всего, стоило ему потери времени… А вот и нет – Ронни взял поул. Эмерсон Фиттипальди, в те времена самый молодой чемпион мира, был в Lotus любимчиком – пока в 1973 году не получил в напарники Петерсона. Он ничем не мог ответить на скорость шведа, и был, вероятно, единственным парнем в мире, кто недолюбливал потрясающего, бесподобного Ронни.

4. Найджел Мэнселл (Великобритания)
Карьера в Ф1 187 ГП, 1980-95
Квалификации относительно напарников 47% (91:103)
Процент поулов 17% (32)
Процент быстрых кругов 16% (30)

Il Leone – «лев» для итальянских тифози – получил свое меткое прозвище за то, что его лучшие выступления отличали редкостный напор, отвага и мощь. Вне машины Мэнселл частенько казался запуганным параноиком, но все эти слабости искупал, когда садился в кокпит, демонстрируя в гонках невероятную отвагу. И когда бы он ни выходил на бой, этот запас стойкости делал его непобедимым. Вспомните его обгон Пике в Сильверстоуне в 1987 году, резкий бросок мимо бессильного Айртона Сенны в Венгрии в 1989-м или захватывающий дух прорыв по внешней траектории мимо Бергера в профилированном вираже Peraltada в Мексике в 1990-м. Только Мэнселл мог выжать такое из гоночной машины. Рикардо Патрезе однажды показалось, что это уже чересчур. «Сними штаны, Найджел, – пошутил итальянец после того, как британец привез ему 2 секунды, завоевав поул на Гран При Великобритании 1992 года. – Хочу своими глазами увидеть, сколь велика твоя отвага…»

3. Джим Кларк ((Великобритания)
Карьера в Ф1 72 ГП, 1960-68
Квалификации относительно напарников 83% (60:12)
Процент поулов 46% (33)
Процент быстрых кругов 39% (28)

Если статистика и свидетельствует об уровне скорости гонщика, то это справедливо в отношении Джима Кларка: стартовав в 72 гонках, он выиграл 25, но вторым финишировал лишь однажды (на Нюрбургринге в 1963-м), причем, с «чихавшим» мотором Climax. Ошибки? Трудно припомнить. В Гонке чемпионов 1965 года он летел по трассе в стиле Сенны, испытывая невероятный прессинг со стороны Дэна Герни. В 1960-м в Порту во время тренировки потерял управление своим Lotus 18 на трамвайных путях. Во всем остальном же – только безупречное, превосходно отточенное вождение.

Сильверстоун, 1965 год: падало давление масла, на последних кругах Кларк даже выключал мотор, походя повороты Stowe и Club, но мимо боксов проносился на полной скорости, чтобы ничем не выдать свои проблемы соперникам (и одолел Грэма Хилла, который шел на пределе). Монца, 1967 год: потеряв целый круг после прокола колеса, Кларк на последних кругах вышел в лидеры, но проиграл из-за утечки топлива. Он великолепно смотрелся даже за рулем неконкурентоспособной машины, – к примеру, в 1966 году, когда круг, принесший ему поул в Монако, придал новый смысл понятию «совершенство». Так чем же он был хуже Сенны или Шумахера? Ответ: ничем.

2. Михаэль Шумахер (Германия)
Карьера в Ф1 249 ГП, 1991-2006
Квалификации относительно напарников 86% (214:36)
Процент поулов 27% (68)
Процент быстрых кругов 31% (76)

Почему Михаэля сочли не таким быстрым, каким был Сенна? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Видимо, наши присяжные выносили свой вердикт как под влиянием эмоций («Айртон соперничал с Михаэлем на абсолютно легальном Williams» или «Сенна не позволял себе выходок вроде той, какую Шуми допустил в Монако»), так и полагаясь на здравый анализ. Ибо такова загадка Айртона Сенны. Чего не было у Михаэля, так это странной манеры Айртона на протяжении всей карьеры поигрывать газом в ожидании «момента». Михаэль, напротив, демонстрировал образцовое терпение.

В свою эпоху, в дни, когда столь многое зависит от техники, Михаэль был лучшим. Он знал, как надо проходить круг: результаты во вторых квалификационных сессиях трех последних этапов сезона-2006 останутся лучшими в его карьере, лучшими за все времена. Он не боялся перемен и с максимальным эффектом использовал любые «примочки», появлявшиеся на машине. Он всей душой и сердцем стремился окружить себя безупречной командой. Он без конца совершенствовал свои собственные способности. Он был безупречен в любых условиях: на быстрых трассах и на медленных, под дождем и в сухую погоду, в хорошей машине или в плохой, стартуя из хвоста пелетона или же с поула. И он ненавидел проигрывать – просто не признавал поражений. И при всем этом был быстр.

1. Айртон Сенна (Бразилия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1984-94
Квалификации относительно напарников 89% (141:18)
Процент поулов 40% (65)
Процент быстрых кругов 12% (19)

Удивлены? Вот и мы тоже нет. Пока Шумахер, наконец, не побил мировой рекорд Сенны по количеству поулов (у Айртона их было 65), это число было таким же символом величия в спорте, как 1220 голов, забитых Пеле за годы его карьеры, или три победы Эмиля Затопека (в беге на 5000 м, 10000 м и в марафоне) на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Но статистика, как и у всех немногочисленных гениев спорта, умевших заставить своих соперников выглядеть не более чем середняками, это только половина истории. Сердца заставляла биться манера, в какой Сенна добивался своих триумфов.

Воспоминания о его квалификации в Монако-1988 (на полторы секунды быстрее Проста – на такой же машине, между прочим) до сих пор вызывают восхищение, а Сенна, словно усиливая магию своего волшебства, не мог найти слов, чтобы объяснить, откуда взялась такая скорость. Вот и в Донингтоне в 1993-м он каким-то образом умудрился, словно по волшебству, найти поразительное сцепление на абсолютно мокром асфальте, на котором его соперники скользили, словно пьяные на катке. Так был ли он безупречным гонщиком? Нет, он был слишком безжалостен, иногда до безумства. Но удавалось ли еще хоть кому-нибудь вести машину Ф1 быстрее него, с таким же напором, с пустыми баками на последних секундах любой из квалификаций конца 80-х или начала 90-х? Абсолютно точно – нет. Никому. Он был не просто быстр, он был сама СКОРОСТЬ.

Гонщики, занявшие места с 11 по 50...

11 Жиль Вильнев Канада
12 Стирлинг Мосс Великобритания
13 Кими Райкконен Финляндия
14 Ален Прост Франция
15 Нельсон Пике Бразилия
16 Альберто Аскари Италия
17 Эмерсон Фиттипальди Бразилия
18 Ники Лауда Австрия
19 Штефан Беллоф Германия
20 Кеке Росберг Финляндия
21 Джеймс Хант Великобритания
22 Алан Джонс Австралия
23 Франсуа Сэвер Франция
24 Крис Эймон Новая Зеландия
25 Хуан-Пабло Монтойя Колумбия
26 Жаки Икс Бельгия
27 Марио Андретти США
28 Карлос Рейтеманн Аргентина
29 Том Прайс Великобритания
30 Джоди Шектер Южная Африка
31 Деймон Хилл Великобритания
32 Джек Брэбем Австралия
33 Джузеппе Фарина Италия
34 Ханс-Йоахим Штук Германия
35 Карлуш Пас Бразилия
36 Тони Брукс Великобритания
37 Джон Сертис Великобритания
38 Джонни Серво-Гавен Франция
39 Герхард Бергер Австрия
40 Йо Зифферт Швейцария
41 Дидье Пирони Франция
42 Ярно Трулли Италия
43 Марк Уэббер Австралия
44 Рене Арну Франция
45 Жан Алези Франция
46 Дэн Герни США
47 Риккардо Патрезе Италия
48 Жан-Пьер Жарье Франция
49 Дженсон Баттон Великобритания
50 Тони Брайз Великобритания

23.11.2015

Формулу-1 еще называют королевскими гонками. И это громкое название состязание вполне оправдывает. Эти гонки являются самыми престижными, дорогостоящими и технологичными. А пилоты Формулы-1 моментально становятся знаменитыми по всему миру. Участие в этих гонках – уже достижение само по себе. Но на страницах истории автоспорта навсегда останутся имена самых ярких пилотов Формулы-1.

10. Стирлинг Моос

Многие чемпионы Королевских гонок по праву считают Стирлинга Мооса одним из величайших гонщиков. Но кроме этого пилоту принадлежит титул самого невезучего гонщика Формулы-1. Несмотря на то что Моос, несомненно, был очень талантливым пилотом, чемпионство всякий раз буквально ускользало у него из рук. Виной всему были постоянные неполадки с техникой. Но Моос никогда не отчаивался, не упуская возможности поучаствовать в различных гонках. И если с Формулой ему тотально не везло, то в ралли Моос был куда более удачлив. Так, он 7 раз становился победителем Tourist Trophy и трижды был удостоен высшей награды Alpine Rally. В 1958 году Стирлинг Моос имел все шансы на чемпионство в Ф1. Его главный конкурент, Майк Хоторн, заглох за несколько кругов до финиша. Проезжая мимо, Моос притормозил, и посоветовал Хоторну, включив заднюю передачу, попытаться скатиться со склона. Совет подействовал, и мотор заработал. Правда, Хоторна дисквалифицировали за движение, обратное направлению гонки. Но за него вступился Стирлинг Моос, сумевший убедить стюардов поменять свое решение. В итоге благородство Мооса стоило ему победы. Майк Хоторн обошел его по очкам, став чемпионом.

9. Грэм Хилл

Британец Грэм Хилл становился чемпионом мира Формулы-1 дважды. Впервые это случилось в 1962 году, а затем еще в 1968-м. Не многие пилоты формулы 1 могут похвастаться титулом двукратного чемпиона гонок этого класса. Точнее, их, включая Грэма Хилла, всего шестеро. Но только Грэм Хилл стал чемпионом всех трех самых престижных гонок. Кроме Формулы-1 он побеждал в Инди 500 и 24 часа Ле-Мана. Похоже, страсть к быстрой езде унаследовали и потомки гонщика. Так, его сын Дэймон Хилл добился неплохих результатов в мотоспорте, а затем стал пилотом Формулы-1. В 90-х он был одним из самых успешных гонщиков, в 1996 году стал чемпионом мира. Теперь династию автогонщиков продолжает уже один из сыновей Дэймона, Джош.

8. Ники Лауда

Родители Ники Лауды были весьма состоятельными людьми, и молодой человек не испытывал проблем с деньгами. Однако ситуация изменилась, когда парень увлекся гонками. Родители были категорически против опасного хобби, и лишили отпрыска даже малейшей финансовой поддержки. Но это не остановило упрямца, а, наоборот, подтолкнуло к решительным действиям. Он взял крупную ссуду в банке, чтобы принять участие в престижных гонках Формула-2. Там заметили его незаурядные способности, и пригласили парня выступать в Формуле-1. За свою карьеру Лауда трижды становился чемпионом мира. Два раза вместе с командой Ferrari, и один раз – выступая под знаменами McLaren. По завершении карьеры автогонщика, Лауда стал известен как комментатор и эксперт F-1. В 1976 году в результате аварии гонщик получил серьезные ожоги, больше всего пострадала голова. Лауда даже лишился части уха, и с тех пор не расстается с красной кепкой, которая стала его визитной карточкой. Головной убор не только прикрывает увечья, но и приносит пусть небольшую, но стабильную прибыль. Дело в том, что предприимчивый Лауда сдает рекламную площадь на своей кепке всем желающим. Так, долгие годы ее украшал логотип итальянской фирмы Parmalat. А с 2011 года на кепке красуется название инвестиционной компании Aabar.

7. Джеки Стюарт

Отец Джеки Стюарта увлекался мотогонками, а брат был подающим надежды автогонщиком. Так, благодаря семейному увлечению Джеки в 1965 году дебютировал в качестве пилота Формулы-1. Однако команда была на гране распада, и на блестящие победы в ее составе рассчитывать не приходилось. В 1968 году Джеки сменил команду, и стал пилотом «Матры», а уже через год и чемпионом мира. Надо сказать, что 1969 год выдался для Джеки особенно удачным: он стал единственным пилотом за историю состязаний, которому удавалось лидировать в каждой гонке сезона. К слову, за 8 лет карьеры Стюарт еще дважды становился чемпионом. В 1973 году, после трагической гибели друга, пилот решил завершить карьеру, и покинул Ф1 в статусе действующего чемпиона. Сегодня, несмотря на почтенный возраст, Джеки Стюарт работает телекомментатором одного из американских каналов. Удивительно, но на успешную карьеру гонщика не повлияло то, что он так и не научился читать. Всему виной такой редкий дефект, как дислексия.

6. Альберто Аскари

Отец Альберто Аскари был профессиональным автогонщиком, и сын пошел по его стопам. Рано осиротев, отец погиб на гоночной трассе в 1925 году, Альберто не оставил мечту стать гонщиком. И все свои последующие достижения посвящал отцу. За свою недолгую карьеру Аскари успел дважды стать чемпионом Формулы-1. И, по мнению экспертов, не случись с Альберто беды, победы его главному конкуренту, Хуану Мануэлю Фанхио, не достались бы так легко. Но 26 мая 1955 года во время тестового заезда случилась авария, которая забрала жизнь пилота. Его смерти предшествовала череда странных событий. Так, в этот день Альберто не должен был тестировать машину, да и, вообще, 26 числа любого месяца он избегал садиться за руль. Ведь 26-го погиб его отец. Кроме того, Аскари никогда не садился за руль без своего шлема и перчаток. Перчатки остались дома, а шлем был в ремонте. Потому последний он позаимствовал у друга. Непонятно, сказалось отсутствие «счастливого» шлема, или сработало роковое число, но в 36 лет Альберто Аскари не стало. К слову, его отец также ушел из жизни в этом возрасте, также спустя 4 дня после серьезной аварии, и также допустив ошибку при левом скоростном повороте.

5. Себастьян Феттель

Ему лишь 28, и на сегодня Себастьян Феттель является самым молодым гонщиком Формулы-1, получившим такое количество наград в этом возрасте. Впервые он выборол чемпионство в 23 года и с тех пор еще 3 раза подряд становился лучшим гонщиком Формулы-1. Надо сказать, что кроме чемпионства и в других рекордах Феттеля часто фигурирует приставка «самый молодой». Сам Себастьян в интервью признавался, что кумирами его детства были три Майкла: Джордан, Джексон и Шумахер. И если с певческой карьерой и баскетболом не сложилось, то восхищение Шумахером сыграло свою роль в судьбе парня. Дебютировал Феттель в составе команды Toro Rosso, и, проведя два сезона, обратил на себя внимание менеджеров Red Bull. Именно с этой командой немецкому гонщику удалось добиться самых ярких побед. Однако череда механических поломок в 2014 году не позволила Феттелю показать себя во всей красе. На следующий сезон он заключил контракт с Ferrari. И пусть список, в котором представлены наиболее успешные пилоты формулы 1 в 2015 году, возглавляет Льюис Хэмилтон, за Себастьяном Феттелем вторая позиция. И, вполне возможно, что на четырех чемпионствах за карьеру он не остановится.

4. Аллен Прост

За аккуратный стиль вождения и четкое следование сложной гоночной стратегии Аллен Прост заслужил прозвище «Профессор». А благодаря блестящим результатам на трассе Формулы-1, он подтвердил репутацию одного из лучших гонщиков, и четырехкратный титул чемпиона мира. Просту, как не одному другому гонщику, везло на невероятно сильных партнеров по команде, которые одновременно были и его конкурентами. Самое яркое противостояние выдалось между ним и Айртоном Сенной, именно в этот период Прост находился на пике своей карьеры. Отношения накалились до такой степени, что гонщик был вынужден покинуть команду McLaren-Honda, руководство которой основные ставки делало на Сенну. По завершении своей гоночной карьеры Аллен Прост основал собственную команду, назвав ее фартовым именем «Prost Grand Prix». Но особой удачи это ей не принесло. И не добившись серьезных успехов, спустя 4 года команда прекратила свое существование. Сегодня Аллен Прост принимает участие в Andros Trophy, в гонках также свои силы пробует его старший сын. Любопытно, что француз Ален Прост по материнской линии является этническим армянином, и по версии соотечественников входит в список 100 величайших армян XX века.

3. Айртон Сенна

Будучи наследником зажиточного бразильского землевладельца, Айртон да Силва мог рассчитывать на хорошее образование и престижную профессию. Но страсть к автогонкам взяла верх, и уже с четырех лет мальчишка мог управлять картом. А в 17 лет Айртон стал чемпионом Южной Америки по картингу. Спустя 2 года он променял карт на гоночный болид и уже в Европе стал победителем британского чемпионата Формула-Форд 1600. С 1982 года Айртон стал выступать под девичьей фамилией своей матери. Так, в гоночном мире появился непревзойденный Айртон Сенна. Зачастую на мокрой трассе пилоты осторожничают, и сбавляют скорость. Но подобные ограничения были не для Сенны, и свои самые яркие победы он выборол именно в таких сложных погодных условиях. За что журналисты дали ему прозвище «Человек дождя». Надо сказать, манера езды Айртона Сенны всегда была очень рискованной. Эксперты и коллеги часто упрекали его в том, что он подвергает себя опасности. Аллен Прост, его давний соперник на треке, говорил, что для Сенны победа важнее жизни. И к своим 34 годам Айртон одержал немало побед. Он трижды становился чемпионом мира в классе Формулы-1, имел неплохой доход и активно занимался благотворительностью, жертвую миллионы на борьбу с бедностью в Бразилии. Но в мае 1994 года во время Гран-при Сан-Марино случилась авария, в результате которой гонщик был смертельно травмирован. На родине спортсмена был объявлен 3-дневный траур, а проститься с Сенной пришло более миллиона человек. Сегодня эксперты в один голос называют Айртона Сенну лучшим гонщиком всех времен и народом.

2. Хуан Мануэль Фанхио

Сын итальянских иммигрантов, осевших в Аргентине, Хуан Мануэль Фанхио стал одной из самых ярких «звезд» Формулы-1. Страсть к автомобилям у него проявилась невероятно рано. Мальчишку так увлекали механизмы, что в 13 лет он решил оставить учебу ради работы в автомастерской. Затем юноша какое-то время работал обычным таксистом. И лишь в 25 лет заинтересовался автомобильными гонками. Проявив себя в качестве талантливого гонщика на местных чемпионатах, Фанхио принял участие в первом чемпионате Формулы-1. Случилось это в 1950 году, и тогда к финишу Хуан Мануэль пришел лишь вторым. А уже через год он по-настоящему покорил трек Формулы-1. Начиная с 1951 по 1957 год, Хуан Мануэль Фанхио пять раз становился чемпионом мира. И до 2003 года такое количество титулов было абсолютно рекордным. Лишь спустя 46 лет Михаэль Шумахер побил этот невероятный рекорд. А вот по части количества финишей на подиуме Фанхио и до сих пор нет равных. Кроме того, Хуан Мануэль Фанхио – единственный пилот Формулы-1, который за свою карьеру принес чемпионство 4-м разным командам. Это Alfa Romeo, Ferrari, Maserati и Mercedes-Benz. Довелось знаменитому спортсмену сыграть важную роль и в политической жизни одной страны. Не секрет, что и сегодня пилоты формулы 1 известны и уважаемы во всем мире. Такая популярность была и у Хуана Мануэля Фанхио. В 1958 году накануне гран-при Кубы, гонщик был похищен прямо из отеля в Гаване. Так, группа революционеров во главе с Фиделем Кастро решила обратить внимание мировой общественности на бесчинства режима Батисты. Больше суток гонщика удерживали в одном из домов. Похитители вели себя весьма дружелюбно, да и Фанхио щедро раздавал им свои автографы. Цель революционеров была достигнута, о них, благодаря именитому гонщику, в одночасье заговорил весь мир. И хоть решающую гонку спортсмен пропустил, лишившись очередного чемпионского титула, зла на своих похитителей при этом не держал.

1. Михаэль Шумахер

Его имя уже стало нарицательным. Сегодня любителей быстрой езды в шутку называют «Шумахерами». А в 1973 году, когда 4-летний Михаэль Шумахер впервые сел за руль карта, в нем еще сложно было угадать будущую «звезду» Формулы-1 и семикратного чемпиона мира. Кстати, этот его рекорд, как и множество других, до сегодня не побит. Отец будущего гонщика был управляющим местной трассы для картинга, и именно он стал приобщать сына к этому виду спорта с ранних лет. Но, несмотря на то что любовь к гонкам в семье Шумахер была наследственной, жизнь Михаэля могла сложиться совсем иначе. В детстве он серьезно занимался дзюдо, показывая неплохие результаты. Но от судьбы не уйдешь, и со временем юный Шумахер полностью посвятил себя гонкам. Завоевав все, что было можно в картинге, Формуле-3 и, проявив себя в Формуле-3000, в 1991 году он дебютировал в качестве пилота Формулы-1.Совершенно не зная трассы, и выступая на откровенно слабой машине, дерзкий дебютант в квалификационном заезде выборол возможность стартовать с 7 позиции. А в ноябре 1994 года, выступая за команду Benetton, Шумахер получил свой первый чемпионский титул в Формуле-1. В его карьере их будет еще 6, один в составе все того же Benetton, остальные – вместе с Ferrari. Благодаря Михаэлю Шумахеру, конюшня «Феррари» спустя 21 год снова почувствовала вкус чемпионства. Совместный триумф «Скудерии» и Шумахера длился невероятных 5 лет, именно столько раз подряд Михаэль с 2000 до 2004 год становился чемпионом мира. В тот период гонщика стали называть «Красным бароном», проводя аналогии с легендарным германским летчиком бароном Рихтгофеном, и намекая на командные цвета «Феррари». Затем спортсмен решил уйти из большого спорта. Правда, в скором времени возобновил свою карьеру в составе команды Mercedes-Benz, но повторить свои же прошлые успехи уже не смог. А в конце 2013 года Шумахер серьезно травмировался. Случилось это не на гоночной трассе, а на лыжном курорте, когда гонщик решил спуститься по неподготовленному склону. В результате несчастного случая Михаэль получил сложную черепно-мозговую травму, которая едва не стоила ему жизни. Пока гонщик так и не справился с последствиями травмы, но врачи не теряют надежды хотя бы на его частичное восстановление. А миллионы поклонников желают непревзойденному «Красному барону» скорейшего выздоровления.

Выбрать непревзойденного гонщика на все времена довольно сложно, ведь каждый из них в свое время выдал самый лучший результат, на какой только был способен. Но формат статьи обязывает отобрать 10 самых ярких участников. При этом, как и в гонках, остальные оказываются не у дел. А кто еще из легендарных пилотов, по вашему мнению, мог бы стать частью этого рейтинга?

Памяти пилотам 50-х годов, чьи жизни преждевременно оборвались в кокпитах спортивных болидов Формулы-1.

Одни источники утверждают, что за время существования Формулы-1 погибло 46 пилотов, другие, третьи - 49… Так где же правда?

Попробуем разобраться, какова же все таки настоящая цена королевским гонкам?

В этом посте я попробую объединить информацию о погибших пилотах 50-х годов.

1. Раймон Соммер, Raymond Sommer

Команда: Талбот-Даррак

Место гибели: Франция, Тулуза, трасса Кадур, первый сезон Формулы-1.


Участвовал в самом первом чемпионате Ф-1 (1950 г.), набрал всего 3 очка (4-е место в Гран-при Монако, известном самой первой большой аварией в Ф-1 – тогда стояла ветреная погода и из-за морских брызг трасса стала мокрой, что привело к столкновению сразу девяти машин на первом же круге; удивительным образом никто из гонщиков не пострадал).

Погиб во второстепенной гонке в классе до 500 кубов в Тулузе на трассе «Кадур». Как считается, у его Cooper заклинило колесный подшипник, после чего машина потеряла управление.

2. Луиджи Фаджиоли, Luigi Fagioli

Команда: Альфа Ромео

Место гибели: Монте-Карло, Монако.


«Старый грабитель из Абруцци» – такое у него было добродушное прозвище – Фаджиоли был одним из величайших итальянских гонщиков, настоящий индивидуалист, частенько не соглашавшийся с признанными авторитетами.

В 1952 г. в Гран При Монако принимали участие только кузовные автомобили; во время тренировочного заезда Фаджиоли потерял управление в туннеле и врезался в бетонную балюстраду. Его выбросило из автомобиля, и в госпиталь он был доставлен в бессознательном состоянии, с переломами руки и ноги. Четыре дня спустя он пришел в сознание, казалось, опасность миновала, но по прошествии трех недель после аварии у него случился рецидив - полностью отказала нервная система, и в возрасте всего лишь 54 лет он скончался.

3. Чет Миллер, Chester Miller

Команда: Kurtis Kraft

.


Имел прозвище «Глава автострады». Разбился во время практики на трассе Индианаполиса.

4. Карл Скарборо, Carl Scarborough

Команда: Kurtis Kraft


Финишировав 12-м в гонке на трассе Индианаполиса, умер от теплового удара.

5. Шарль де Торнако, Charles de Tornaco

Команда: Экюри Франкоршам, Ecurie Francorchamps

Место гибели: трасса Модена, Италия.


У сына богатого и известного гонщика 20-х барона де Торнако, как говорят, не было отцовского таланта. Гонки он обожал, но водил плохо. В команду «Экюри Франкоршам» он попал только благодаря связям, деньгам и энтузиазму, стартовал всего в двух гонках. Еще в одной он не прошел квалификацию, а однажды почему-то отказался стартовать.

Погиб он во время практики к Гран-при Модены, не входившему в зачет чемпионата мира, когда на сложном участке трассы не справился с управлением. Его «Феррари» перевернулся, и Шарль получил тяжелые повреждения головы и шеи. Медицинское обеспечение того Гран-при оказалось на таком низком уровне, что де Торнако умер в салоне обычного автомобиля, на котором его хотели отвезти в больницу.

6. Феличе Бонетто, Felice Bonetto

Место гибели: Силао, Мексика.


Известный под прозвищем «Пират» Бонетто заслужил славу бесстрашного, а порой и безрассудного гонщика. В Ф-1 поменял три команды, ни в одной на первых ролях не был, но в индивидуальных гонках на собственной «Лянче» нередко одерживал громкие победы.

В канун своего 50-летия Бонетто был более деятелен, чем когда-либо, на подколки насчет возраста отвечал шутками и победами. Впервые проведя полный сезон в Ф-1 в качестве третьего пилота «Мазерати», он вновь пересел за руль собственной машины, выиграл Гран-при Португалии, финишировал третьим в популярной итальянской «Милле Милья».

Участвуя в изнурительной многодневной «Каррера Панамерикана», на скользкой трассе в мексиканской деревне Силао Бонетто не справился с управлением, его «Лянчу» занесло, и он погиб, врезавшись в фонарный столб.

Автомобиль Бонетто после катастрофы.

7. Онофре Маримон, Onofre Augustin Marimon

Команда: Officine Alfieri Maserati

Место гибели: трасса Нюрбургринг, Германия


Онофре считался протеже знаменитого 5-кратного чемпиона Ф-1 Хуана Мануэля Фанхио, который в прошлом неоднократно сходился на южноамериканских трассах с его отцом, Доминго.

Во время квалификационного заезда в немецком Нюрбургринге, пытаясь показать лучшее время, чтобы занять место получше на стартовом поле, Маримон не рассчитал траекторию на одном из поворотов. Его «Мазерати», пробив ограждение, вылетел с трассы и закувыркался вниз по склону, убив гонщика

8. Мануэл («Манни») Айюло, Manuel ("Manny") Ayulo

Команда: Peter Schmidt

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Американский автогонщик Формулы-1 участвовавший только в Индианаполисе 500, где финишировал 3-м в 1951 году, заменяя правда Грега МакГрата.

Погиб на тренировке перед Инди 500 1955 года.

9. Альберто Аскари, Alberto Ascari

Команда: Scuderia Lancia

Место гибели: трасса Монца


Так как Альберто был сыном известного гонщика - его отец, Антонио, погиб в Монлери, когда юному Аскари было всего семь лет, - его карьера в спорте была логична и неизбежна.

Аскари был очень суеверным. Его отец Антонио тоже в свое время был весьма известным гонщиком и погиб 26 мая 1925 года в возрасте 36-ти лет. Поэтому Альберто никогда не садился за руль 26-го числа любого месяца, а когда ему исполнилось 36 (в июле 54-го), вообще хотел завязать с автогонками…

22 мая на Гран-при Монако (2-й этап чемпионата Ф-1) Аскари попал в знаменитую аварию на набережной – его болид пробил ограждение и рухнул в воду.

Альберто отделался испугом и легкими лицевыми травмами, да еще утопил свой «фартовый» шлем. Но парадоксальным образом решил, что это не предупреждение свыше, а напротив, счастливый знак. Дескать, снаряд в одну воронку дважды не попадает. К тому же до 37-летия оставалось всего ничего – каких-то полтора месяца. И спустя четыре дня, 26-го мая, точно в день 30-летия гибели его отца, Альберто сел за руль «Феррари» на трассе в Монце, чтобы протестировать автомобиль к предстоящей гонке Суперкортемаджоре.

По так и не выясненной до сих пор причине его машина потеряла управление и вылетела с трассы, перевернувшись несколько раз. Смерть Аскари была мгновенной.

Итальянская нация оплакивала потерю их лучшего гонщика, а главный конкурент Аскари Фанхио сказал: «Я потерял своего величайшего соперника.»

10. Билл Вукович, Bill (William) Vukovich

Команда: Lindsey Hopkins

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Из-за интенсивного стиля вождения был известен под прозвищем «Вуки» («Vuky» - VOO-kee) и «Бешеный русский» (хотя он терпеть не мог это название, т.к. был по происхождению сербом). Гонщики его поколения называли его самым великим явлением в американском автоспорте.

Погиб во время гонки, столкнувшись с другим автомобилем на выходе из поворота. Болид Вуковича вылетел за ограждение, несколько раз перевернулся и загорелся. Вукович некоторое время был жив, но спасти его не удалось.

11. Пьер Левег, Pierre Levegh (Pierre Eugene Alfred Bouillin)

Команда: Pierre Levegh

Место гибели: трасса Ле-Ман


Самая трагическая фигура в мире автоспорта. Левег был назван в честь своего дяди – тоже гонщика, выступавшего в самом начале столетия. Еще до начала войны его мысли были заняты только 24-часовой гонкой в Ле-Мане, и он терпеливо ждал возможности принять участие в этом классическом соревновании; шанс исполнить свое заветное желание представился ему в 1938 г., и он выступил за команду Talbot.

В 1951 г. в Ле-Мане на заводском Talbot он финишировал четвертым, но остался недоволен машиной и принял решение на следующий год выйти на старт на собственном автомобиле, все расходы по подготовке которого он нес самолично. И все затраты практически оправдались – он в одиночку вел машину на протяжении более 22 часов и был несомненным лидером, когда у него отказал переключатель скоростей и полетел двигатель.

Казалось, его мечта так и останется несбыточной, но в 1955 г. Нойбауэр, помня о подвигах Пьера, предложил тому место за рулем заводского Mercedes. Как будто предчувствуя беду, Левег озвучил свое беспокойство, находясь на прямой перед боксами, и его опасения оправдались: на том же самом месте его машина, наткнувшись на корпус шедшего впереди и резко тормознувшего болида, в результате которого его машина буквально взмыла в воздух и рухнула прямо на переполненные трибуны.

Огонь и обломки, несущиеся со огромной скоростью (а корпус «Мерса» был вдобавок выполнен с добавками магния), стали причиной самой страшной трагедии в мире автоспорта – 11 июня мгновенно нашли свою смерть сам гонщик и 86 зрителей, еще около двух сотен получили травмы и ожоги различной степени тяжести.

12. Луи Розье, Louis (Gean-Louis) Rosier

Команда: Ecurie Rosier

Место гибели: Нейи-сюр-Сен, Париж


Ветеран, имевший в послужном списке много эффектных побед в самых разных гонках, в Ф-1 выступал самостоятельно и особых успехов не добился. Во многом потому, что не имел достаточно средств для приобретения новейших автомобилей. Он ездил уверенно и надежно, с разумной долей риска, но использовал устаревшие переделанные и доработанные «Талботы», «Феррари», «Мазерати», которые не тянули против более мощных моделей лидеров.

Последнюю свою победу Розье одержал в начале октября на гонке «1000 км Парижа» на «Мазерати», после чего практически сразу же вышел на старт в Монлери – на трассу, которую он знал отлично – уже на «Феррари». Под проливным дождем машина перевернулась, и гонщик получил тяжелые травмы головы, от которых три недели спустя скончался.

Посмертно был награжден французским Орденом Нации.

13. Эудженио Кастеллотти, Eugenio Castellotti

Команда: Scuderia Ferrari

Место гибели: трасса Модена


Тестируя машину перед предстоящим вскоре Гран-при Феррари в Модене, на мокрой трассе врезался на полном ходу в барьер. От удара пилота выбросило из кабины, и накрывшие его обломки автомобиля довершили начатое при столкновении дело…

Место после катастрофы:

14. Альфонсо де Портаго, Alfonso de Portago (Don Alfonso Antonio Vicente Blas Angel Francisco Borija Cabez de Vaca y Leighton, Carvajal y Are, XVII Marques de Portago, Marques de Moratalla, XIII Conde de La Mejorada, Conde de Pernia, Duke of Alagon, Grande de Espana)

Команда: Scuderia Ferrari

Место гибели: Милле-Милья, между Гоито и Гвидиццоло


Его смерть потрясла всю Италию, но еще больше – Испанию. Это был не просто первый испанский пилот-формулист, погибший в гонке. Дон Алфонсо Антонио Висенте Блас Анхел Франсиско Борха Кабес де Вака и Лейтон, Карбахал и Аре, XVII-й маркиз де Портаго, маркиз де Мораталья, XIII-й граф де ла Мехорада, граф де Перниа, герцог Арагонский, Гранд Испании был одним из титулованнейших людей страны.

Он был разносторонним и талантливым спортсменом, становился победителем на ипподромах, теннисных кортах, в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, в стипльчезе и бобслее, где даже принял участие в Олимпийских играх-56. В 1954-м всерьез увлекся автогонками и сразу доказал, что и в них он не последний человек – занял второе место в «1000 км Буэнос-Айреса». В 56-м был приглашен в команду «Феррари». Первый сезон ушел на привыкание, но в паре гонок новичок показал себя с самой лучшей стороны и в начале 1957 года считался претендентом если не на чемпионство, то наверняка на место в первой пятерке.

За неделю до Гран-при Монако состоялась традиционная и считавшаяся самой опасной в мире «Милле Милья» в Италии, где среди прочих стартовал и де Портаго. Он шел в первой десятке, когда за 120 километров до финиша лопнувшая на огромной скорости шина превратила его «Феррари» в катафалк для него самого и для его давнего друга и сменного пилота Эда Нельсона. Мало того, влетевшая в толпу неуправляемая машина убила десятерых зрителей.

После этого инцидента гонка «Милле Милья» была запрещена специальным постановлением итальянского правительства.

15. Кэйт Эндрюс, Keith Andrews

Команда: Farina

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Во время теста попал в аварию. Автомобиль был полностью разрушен. Умер вскоре после аварии.

16. Пэт О"Коннор, Pat (Patrick) O"Connor

Команда: Sumar/Chapman Root

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Во время гонки его автомобиль потерял управление, взлетел, перевернулся в воздухе, упал на пилота и загорелся. Хотя Пэт сгорел в автомобиле полностью, врачи утверждают, что он скончался в момент падения автомобиля от тяжелой травмы головы.

17. Луиджи Муссо, Luigi Musso

Команда: Scuderia Ferrari

Место гибели: трасса Реймс, Франция


Третий «феррарист» подряд и первый, кто погиб непосредственно в зачетной гонке «Формулы-1».

Во время шестого этапа Ф-1 (Гран-при Франции в Реймсе), когда Муссо пытался обойти на длинной кривой «Гё» своего партнера по команде Хоторна, колесо его «Феррари» на скорости примерно в 220 км/час угодило в выбоину на краю трассы. Итальянец погиб мгновенно…

18. Питер Коллинз, Peter Collins

Команда: Scuderia Ferrari

Место гибели: Бонн, Германия


Этот славный улыбчивый британец, внешне очень похожий на современного американского киноактера Вэла Килмера, стал гонщиком очень рано, в 20 лет.

В сезоне-57 Коллинз трижды побывал на подиуме, однако ему ужасно не везло – сцепление, утечка воды из радиатора, впускной клапан, а однажды и столкновение не позволяли ему закончить разные гран-при.

В следующем чемпионате черная полоса продолжилась: на первом же этапе уже на старте полетел задний мост, затем Питер сходил из-за перегрева двигателя, заклинившей коробки передач и даже вульгарной нехватки топлива. И все-таки, когда машина не подводила, Коллинз выступал блестяще – стал третьим на Гран-при Монако, победил на своей родине (7-й этап, Силверстоун).

Но уже следующий, 8-й этап стал для британца последним в жизни. На немецком Гран-при в Нюрбургринге Коллинз шел третьим, когда в трудной борьбе с Тони Бруксом допустил роковую ошибку, попытавшись срезать поворот. На скорости свыше 150 км/час «Феррари» опрокинулся, закувыркавшись, проломил ограждение и покатился вниз по склону. Питера выбросило из кабины, он ударился о дерево и получил тяжелейшие травмы головы, от которых несколькими часами позже скончался в больнице, не приходя в сознание.

В этой аварии Питер выжил:

19. Стюарт Льюис-Эванс, Stuart Lewis-Evans

Команда: Vandervell Products Ltd

Место гибели: Ист-Гринстед, Сассекс


Третьей и последней жертвой кошмарного 1958 года стал также британец, Стюарт Льюис-Эванс, проследовавший в автоспорт по стопам своего отца.

Говорят, он демонстрировал редкостное сочетание скорости и изящества вождения, обладал фантастической реакцией и недюжинной интуицией, что позволяло ему избегать столкновений в тех случаях, где 8 из 10 других пилотов неминуемо бы угодили бы в аварию.

На последнем этапе Гран-при Марокко Льюис-Эванс из-за неожиданно заклинившей коробки передач не справился с управлением. Автомобиль несколько раз перевернулся и загорелся.

Гонщика удалось высвободить из огненной ловушки и, страдающего от тяжелейших ожогов, переправить в Англию под присмотр опытных специалистов. Но несмотря на все их старания, шесть дней спустя Льюис-Эванс скончался…

20. Джерри Анзер, Jerry Unser

Команда: Helse

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Погиб на тестах. Потерял управление и врезался в стену ограждения, автомобиль мгновенно загорелся. Гонщика удалось вытащить, но спустя 2 недели Джерри скончался от ожогов в больнице.

21. Боб Кортнер, Bob Cortner

Команда: Cornis Engineering

Место гибели: Индианаполис, Индиана

22. Айвор Бьюб, Ivor Bueb

Команда: British Racing Partnership

Место гибели: Клермон-Ферран, Франция


Умер от травм, полученных в результате аварии на тестах.

23. Жан Бера, Jean Marie Behra

Команда: Jean Behra

Место гибели: трасса АФУС, Берлин, Германия


В так называемой «гонке поддержки» (нечто вроде квалификации, проводилась накануне основной) на скользкой из-за проливного дождя трассе его автомобиль потерпел аварию. Бера был выброшен из кувыркающейся машины и, вероятно, мог бы уцелеть, отделавшись переломами, но, ударившись в полете о флагшток, погиб. Вольфганг фон Трипс, который ехал следом и стал свидетелем страшной и нелепой смерти француза, был настолько шокирован, что на следующий день отказался от участия в основной гонке.

Вот с такими чудовищными потерями для Формулы-1 прошли 50-е года прошлого столетия...

23 пилота не вернулось с трасс...

Ещё фото и видео.



 

Возможно, будет полезно почитать: