Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества. Универсализация - основа подготовки элитных спортсменов в циклических видах спорта Циклические виды спорта преимущественно направлены на развитие

Выносливость развивают преимущественно циклические виды спорта.
Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки в определенном виде спорта является одним из действенных средств достижения высокой общей и профессиональной работоспособности, основанной на повышении устойчивости центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма против утомления. Собственно, под выносливостью и понимается способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Для проявления общей выносливости нужны хорошее сердце, здоровые легкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т.д.

Главное, что под влиянием рациональной и систематической тренировки указанные органы, физиологические процессы могут повышать свои функциональные характеристики. Вот почему в данном случае нас больше интересуют те виды спорта, в которых, как и в большей части трудовых процессов (в течение всего рабочего дня), происходят аэробные реакции в организме, то есть реакции биологического окисления в организме, протекающие с участием кислорода. Поэтому наибольшее значение в обычной жизни, в профессиональной деятельности имеют такие виды спорта, которые развивают главным образом аэробные возможности организма, обеспечивающие длительную, продуктивную работу сравнительно невысокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно длительного по продолжительности рабочего времени на производстве.
Общая выносливость необходима представителям всех видов спорта, так как она позволяет успешно справляться с большим объемом тренировочной работы, эффективнее выполнять и усваивать специализированную тренировочную работу. Этим еще раз подчеркивается особое значение
6
воспитания общей выносливости у студенческой молодежи вне зависимости от того, занимается ли ее представитель спортом или только физкультурой, ибо высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья.
Итак, к видам спорта, акцентировано развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физические нагрузки продолжаются сравнительно длительное время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека. К таким видам спорта относятся: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции (марафон), лыжные гонки и биатлон, плавание, гребля, велосипедный спорт, большая часть дистанций и многоборья в конькобежном спорте, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм и некоторые другие.
Хотя все циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости, существенно различаются по структуре движений друг от друга, однако между ними имеются и общие положения: спортивные достижения атлетов основываются на достаточно объемных тренировочных и соревновательных нагрузках. В процессе регулярных тренировок развивается в той мере, в какой это необходимо для каждого конкретного вида спорта, исполнительское функциональное «звено» - кислород – транспортная система и регулирующее «звено» - центральная нервная и эндокринная система.
Спортсменам, специализирующимся в этих видах спорта, присущи способности к длительному выполнению физической работы, успешное волевое противостояние утомлению. Их высокая работоспособность обеспечена разнообразными сдвигами приспособительного характера, происшедшими в организме под влиянием тренирующих воздействий: морфологическим и функциональным развитием мышцы сердца, повышением эластичных свойств стенок кровеносных сосудов, увеличением запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой степенью эффективности работы нервной системы и др. Рассмотрим подробнее виды спорта, развивающие выносливость.
Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции – действенное средство совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экономизации обменных процессов в организме. Все это вкупе значительно повышает выносливость организма человека.
В настоящее время к средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным – от 3000 до 10000 м и к сверхдлинным – 20 км до марафонского бега (42 км 195 м). Ныне на всех дистанциях соревнуются не только мужчины, но и женщины. Соревнования в беге на средние и длинные дистанции проводятся как на открытом воздухе, так и в помещении.
При беге в работу включаются большие группы мышц, что вызывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа организма при беге на эти дистанции связана в основном с аэробным обеспечением. Значительную нагрузку при беге испытывает опорно-двигательный аппарат, особенно на сверхдлинные дистанции.
Обычно бегунов отличает не только выносливость и закаленность, но и способность к перенесению высоких нагрузок (способность «терпеть»), что связано с необходимостью проявления волевых усилий не только в соревнованиях, но и в определенной части тренировочных занятий. Вместе с тем следует отметить, что во время длительного бега с оптимальной скоростью возникает ощущение эмоционального комфорта, психологической разгрузки, приносящее внутреннее удовлетворение бегунам.
Это явление находит свое отражение в результатах специальных научных исследований. Так, было выявлено, что при беге от 20 минут и дольше с интенсивностью 60-80 % от максимального возрастного показателя частоты сердечных сокращений в плазме крови значительно повышается концентрация бета-эндорфинов и мет-энцефаминов – медиаторов удовольствия. Не случайно миллионы людей во всех концах земного шара в качестве самого действенного лекарства от распространенной болезни цивилизованного мира – гиподинамии выбрали древнейшее легкоатлетическое упражнение – бег. Исследователи предполагают, что подобная реакция имеет место при всех циклических упражнениях.
Лыжные гонки – спортивное упражнение, которое имеет целенаправленность на совершенствование выносливости человека. Ходьба на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Скорость бега на лыжах зависит от длины дистанции (у женщин 3-20 км, у мужчин 5-20 км), погодных условий, снежного покрова, рельефа местности, а также применяемых способов лыжных ходов.
Спортивный успех гонщика, кроме технической, волевой и тактической подготовленности, определяется, прежде всего, общей и специальной выносливостью. Разностороннее развитие мышечной системы обеспечивается за счет активной работы рук и ног в процессе лыжной гонки или тренировки. Регулярные занятия лыжными гонками хорошо развивают системы кровообращения и дыхания, определяющие высокую общую работоспособность организма человека, мышцы тела, активизируют обмен веществ.
Велико оздоровительное значение этого вида спорта благодаря общим гигиеническим условиям занятий в лесу, в поле, а также энергичному закаливающему воздействию морозного воздуха на организм во время интенсивной мышечной деятельности. Равномерно повторяющиеся движения различных частей тела успокаивающе действуют на нервную систему. Ходьба на лыжах при хорошем скольжении благоприятно сказывается и на опорно-двигательном аппарате – улучшаются функции суставов, укрепляются связки.
Благодаря участию подавляющей массы скелетных мышц при ходьбе на лыжах выполняется большая динамическая работа в единицу времени и соответственно происходит большой расход энергии (у хорошо тренированных лыжников около 1500 ккал/ч при быстром передвижении). Дыхание при этом значительно усиливается: легочная вентиляция может превышать 100 л, а потребление кислорода до 5 л в минуту.
Лыжные гонки являются ценным средством прикладной физической подготовки. Ведь климатические условия большей части России требуют умения ходить на лыжах. Занятия же в разнообразных условиях местности при любой погоде способствуют воспитанию решительности, настойчивости. Занятия по пересеченной местности, кроме того, содействуют развитию разнообразных двигательных навыков, высокой координации движений, быстрой двигательной реакции, чувства равновесия.
Таким образом, этот вид спорта дает хорошую разностороннюю физическую подготовки, кроме акцентированного развития выносливости, совершенствует функции зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов. В связи с тем, что при движении на лыжах в работу вовлекается большинство скелетных мышц, лыжники отличаются пропорционально развитой мускулатурой с хорошими силовыми показателями.
Плавание – один из основных видов спорта, имеющих как оздоравливающее, так и прикладное значение. Различают спортивное и прикладное плавание.
Спортивное плавание включает соревнование различными способами на дистанции от 50 до 1500 м, проводимые в бассейнах, а также проплывы в открытой воде на различное расстояние.
По воздействию на организм плавание занимает особое место среди различных физических упражнений благодаря необычной внешней среде – воде. Работа дыхательного аппарата пловца имеет свои особенности. Гидравлическое давление на верхнюю часть туловища и сопротивление воды во время движения сжимают грудную клетку и живот пловца. Выдох у пловца при спортивном плавании также затруднен, так как совершается в воду. Все это способствует развитию у пловцов дыхательной мускулатуры, подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких. У мужчин-пловцов экскурсия грудной клетки достигает 16 см, а спирометрия – 7500 куб. см и более, что почти в два раза больше нормы. При скоростном плавании поглощение кислорода может превышать даже 5 л в минуту. А ведь жизненная емкость легких – важнейший показатель здоровья человека.
Расход энергии при плавании в 3-4 раза больше, чем при ходьбе с той же скоростью. Энергетические траты пловца зависят не только от скорости, тренированности и т.п., но и от температуры воды в силу повышенной отдачи тепла организмом. Деятельность сердечно-сосудистой системы пловца находится по сравнению с занимающимися «наземными» видами спорта в более выгодных условиях. Большую роль в этом играет горизонтальное положение тела пловца, массирующее влияние обтекающей тело воды
Плавание имеет и общее оздоровительное значение, особенно при тренировках в открытых водоемах. Систематические занятия плаванием способствуют пропорциональному развитию мускулатуры, повышают функциональную способность органов дыхания и кровообращения, укрепляют неровную систему, улучшают обмен веществ, имеют действенный закаливающий эффект. Плавание является жизненно необходимым прикладным навыком, предохраняющим от гибели при несчастных случаях на воде.
Спортивное плавание требует систематических тренировок. В настоящее время в систему подготовки пловца включают значительный объем специальных силовых упражнений на суше. Поэтому современных пловцов отличают не только высокий уровень общей и специальной выносливости, но и хорошая силовая подготовленность.
Облегченные условия работы сердечно-сосудистой системы в горизонтальном положении, возрастные особенности удельного веса тела и др. позволяют достигать высоких результатов спортивном плавании еще в юные годы. Вот почему средний возраст достижения высоких спортивных результатов в этом виде спорта несколько ниже, чем у представителей других видов спорта, - 18-25 лет у мужчин и 15-22 года у женщин.
Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые качества, относятся в основном к группе ациклических видов спорта, характерными особенностями которых являются способность к проявлению силы и скорость сокращения мышц.
К собственно силовым видам, таким как тяжелая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, относятся те виды спорта, в которых максимальная сила при спортивном движении меняется в зависимости от величины преимущественной массы (вес штанги и т.п.).
Спортивные движения, при которых сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщенного постоянной массе (собственный вес атлета, спортивный снаряд), называются скоростно-силовыми.
Несмотря на то, что современный быт и производство все меньше и меньше требуют от человека проявления физических усилий, сила как физическое качество имеет существенное самостоятельное и вспомогательное значение для успешного выполнения не только спортивных, но и профессиональных задач у представителей многих видов спорта и работников различных специальностей. Немаловажен и прикладной опыт правильного подъема тяжестей, приобретаемый на занятиях по тяжелой атлетике и упражнениях с отягощениями.
Известно, что при воспитании силы максимальное силовое напряжение, дающее наибольший эффект, может быть создано: 1) предельным увеличением внешнего сопротивления в динамическом и статическом режиме, 2) преодолением непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным количеством повторений. Поэтому все зависит от цели силовой подготовки. Например, в профессиональной деятельности подавляющего числа специалистов практически не встречаются ситуации, требующие максимальных мышечных напряжений. Значит, можно предположить, что второе направление
воспитания силы более оправданно и приемлемо для достижения задач профессионально-прикладной подготовки студентов, имеющих, как правило, самый различный уровень физической подготовки.
Рассматривая вопрос о применении разных режимов упражнений при воспитании силы, необходимо также обратить особое внимание на существенное отличие большинства спортивных от профессиональных действий специалистов в сфере производства. Так, если в спорте статические усилия требуются относительно редко, причем лишь в качестве компонента динамических двигательных актов, то во многих видах современного труда наблюдается обратная картина – на фоне длительного статического напряжения значительных групп мышц происходит существенная динамическая нагрузка мелких мышц в микродвижениях.
Наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Такими мышечными группами, требующими особого внимания и специального локального воздействия, являются следующие: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Обязательной предпосылкой к развитию этих групп мышц является предварительное укрепление мышц брюшного пресса и поясничной области.
Тяжелая атлетика – это вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений в поднимании возможно больших тяжестей. В настоящее время соревнования проводятся по весовым категориям в рывке и толчке штанги, а также в сумме результатов в этих двух упражнениях.
При занятии тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к проявлению максимальных по значению мышечных усилий групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Техника выполнения основных упражнений, как и в скоростно-силовых видах, включает в свою структуру моменты проявления акцентированного мышечного усилия.
эти моменты происходит волевая концентрация и спортсмен стремится развить в движении максимум мощности.
Атлетическая гимнастика «атлетизм» - система упражнений с отягощениями. Атлетизм – это стремление к здоровому, физически сильному, гармоничному и красивому телу, к сохранению пропорциональных форм и молодой осанки на протяжении долгих лет жизни. В настоящее время атлетическая гимнастика является самостоятельным общедоступным видом спорта, которым последние годы активно занимаются и женщины. Атлетическая гимнастика позволяет существенно увеличить массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения за счет коррекции размеров отдельных мышечных групп и рельефа мышц. Именно при занятиях атлетической гимнастикой осуществляется избирательное развитие отдельных групп мышц и даже отдельных мышц, подчеркивающих и определяющих форму каждой из частей тела.
Специалисты по атлетизму считают, что для обеспечения прогресса необходимо разумное сочетание тренировки с отягощениями с аэробными видами физической активности, связанными с усиленным потреблением кислорода (спортивные игры, медленный бег, скакалки, лыжи и т.п.). При этом важно, чтобы аэробная работа, независимо от ее вида, продолжалась не мене 25-30 мин при частоте пульса, которая вычисляется по формуле 220- возраст. Результативности атлетической гимнастики способствует правильно поставленное питание спортсмена, которое осуществляется с учетом, как индивидуальных особенностей, так и задач конкретного периода тренировки.
Комплекс соревновательных упражнений по атлетической гимнастике включает в себя упражнения с демонстрацией развития отдельных групп мышц и всей фигуры, а также упражнения силовой программы с тестированием основных групп мышц плечевого пояса, торса, ног. Это жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке, приседание со штангой на плечах, становая («мертвая») тяга.
Гиревой спорт преимущественно развивает силу и силовую выносливость, то есть способность длительное время удерживать оптимальные характеристики движений. Вот почему этот вид спорта с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса более прикладен к профессиональной деятельности, требующей проявление силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штангой), где тренировка направлена на одноразовые подъемы предельного веса. Гиревой спорт вполне доступен для всех желающих, поскольку не требует особых условий для занятий и дорогого оборудования, позволяет проводить тренировочные занятия как индивидуально, так и небольшими группами. Соревнования атлетов проводятся по весовым категориям (до 60 кг, до 70 кг, до 80 кг, до 90 кг, свыше 90 кг) с гирями 24 и 32 кг. Основными упражнениями гиревого двоеборья являются рывок (гиря одним непрерывным движением поднимается вверх на прямую руку) и толчок дух гирь двумя руками от плеча.
Основная особенность гиревого спорта – это продолжительность выполнения силового упражнения с отягощением постоянного веса. Например, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (32 кг) для атлетов весом 60 кг и более 155-160 раз для весовой категории свыше 90 кг. Это требует не только силы, но и незаурядной силовой выносливости. Наибольшие требования к проявлению скоростных способностей предъявляют спринтерские дистанции легкой атлетики (бег на 100, 200 м, барьерный бег на 100, 110 м), конькобежного спорта (500 м), велоспорта (ряд коротких дистанций на треке). От спортсменов, выступающих на этих дистанциях, требуется хорошая дистанция на старте, быстрота циклических движений на дистанции.
Своеобразные скоростные возможности требуются не только в циклических, но и в целом ряде ациклических видов спорта: фехтовании, боксе и других видах единоборств, в целом ряде спортивных игр. Отдельные виды спорта – бейсбол, русская лапта, американский футбол построены в основном на очень быстрых коротких беговых рывках.
Одними из основных предпосылок быстроты, скоростных способностей являются подвижность нервных процессов и уровень нервно-мышечной координации. Немаловажное значение имеет и способность нервных центров быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот. Различают элементарные и комплексные формы проявления быстроты. Элементарные формы проявляются в одиночных движениях и характеризуются следующими показателями: временем двигательной реакции, временем одиночного движения и частотой (темпом) движений в единицу времени. Комплексные формы характеризуются и многими другими показателями. Например, в беге на 100 м быстрота находится в тесной связи с длиной шага и т.д.
Ловкость (координационные способности) и гибкость во многом определяют успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями. Совершенствование координационных способностей связано с накоплением большого количества двигательных умений и навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. Критерием ловкости могут служить скорость освоения сложного координационного двигательного задания, точность, качество и время выполнения сложного движения, способность выполнить знакомое двигательное действие в неожиданно меняющейся обстановке.
Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявляется за счет собственных усилий) и пассивную (проявляется за счет внешних сил). В той или иной степени различные виды гибкости проявляются и развиваются в процессе тренировки в отдельных спортивных дисциплинах.
Высокие требования к ловкости и гибкости спортсмена предъявляют сложнокоординационные виды спорта, каким являются акробатика, аэробика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду и на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, фристайл, фигурное катание и др.
Занятия, особенно гимнастическими и акробатическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью.
Для художественной гимнастики характерны особенно высокие требования к дифференцированию пространственно-временных и силовых показателей при действиях спортсменок со снарядами в условиях ограниченного визуального контроля. Большой акцент на увеличение амплитуды движений в художественной гимнастике выдвигает на первый план развитие такого качества, как гибкость, и снижает значимость силовой подготовки, в то время как в спортивной гимнастике и акробатике основные проблемы тренировки связаны с воспитанием силовых качеств. Надо отметить также присущую данной группе видов спорта эстетическую направленность.
Спортивные игры. Многообразие спортивных игр (футбол, хоккей, волейбол, ручной мяч, теннис и др.), различная степень сложности техники и правил соревнований, различные требования к затрате энергии и интенсивности мышечной деятельности создают предпосылки для занятий играми широким кругом молодежи.
Спортивное совершенствование в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся основных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, гибкости и координационных способностей. Особенно ценной в прикладном отношении является возможность формирования у спортсменов таких психологических качеств, как успешное ориентирование в быстро изменяющейся обстановке, сохранение интеллектуальной работоспособности и эмоционального равновесия в условиях действия мощных помехообразующих факторов.
Командные спортивные игры особенно способствуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умение подчинять свои личные интересы интересам коллектива, как взаимопомощь, сознательная дисциплина и др. Таким образом, очевидны широкие воспитательные прикладные и оздоровительные возможности этих видов спорта. Опубликовано на сайте.

«Движение - это жизнь!» - знаменитое выражение. Действительно, без движения наш организм постепенно «деревенеет», мы быстрее стареем, больше болеем. Если вы хотите быть молодыми и здоровыми - вам обязательно нужно Например, бегать по утрам.

А вы знали, что бег относится к категории «Циклические виды спорта»?

Какие дисциплины относят к подобным видам спорта, какую пользу организму приносят такие упражнения? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Что же такое циклические виды спорта?

Это те спортивные дисциплины, в которых происходит повторение движений в цикле, когда конец одного цикла является началом другого. Иными словами - беспрерывные движения, направленные на перемещение спортсмена в пространстве. Причем чаще всего критерием успеха считается скорость, с которой человек преодолевает дистанцию. К циклическим видам спорта относятся бег, плавание, езда на велосипеде и так далее. То есть все дисциплины, где происходит повторение одного движения в цикле. Напомним, движения совершаются непрерывно. Стоит отметить, что бег и прыжки - это циклические виды спорта, а футбол - нет.

В принципах работы наших мышц заложено два механизма восполнения энергетического баланса: анаэробный, дающий мышцам силу, и аэробный, определяющий их выносливость. В связи с этим в циклических видах спорта существует два направления: для анаэробной нагрузки - спринтерское, а для аэробной - стайерское.

Нельзя сказать, что в конкретном спринтерском виде спорта совсем не задействуются аэробные механизмы, а в стайерском - анаэробные. Это деление, скорее, условное. Но тем не менее от того, к какому направлению относится тот или иной вид циклического вида спорта, зависит и тренировочный план спортсмена, и его питание.

Циклические виды спорта: какова их польза для огранизма?

Стоит упомянуть, что основной функциональной системой в данных видах спорта является кардиореспираторная, иными словами, сердечно-сосудистая и дыхательная.

Согласно исследованию, проведенному учеными из Университета Южной Каролины, даже если у ваших родителей была гипертония, вы можете значительно сократить риск развития этой болезни у себя. Все, что вам нужно делать - тренировать вашу кардиореспираторную систему. А для этого надо систематически заниматься спортом или физкультурой. Циклические виды спорта подходят для этого как нельзя лучше.

Бег

Хочется сразу оговориться по поводу полезности бега. На самом деле любая физическая нагрузка, а особенно бег, может причинить вред. Каждый год из-за этого вида спорта умирают люди, в основном, по причине проблем с сердцем и сосудами. Поэтому ни в коем случае не нужно себя «насиловать» бегом или любыми другими физическими нагрузками. Во всем важно сохранять уравновешенность. Но тем не менее бег, как и любой другой вид спорта, может быть очень полезен для организма. Главное - постепенно тренировать свою сердечно-сосудистую систему, подготавливать ее к все более и более интенсивным нагрузкам.

Стоит также отметить, что бег в гору, например, намного полезнее, чем по прямой. Поскольку в первом случае отсутствует ударная нагрузка на мышцы и позвоночник, а также организм испытывает стресс, который способствует выбросу гормонов, что считается весьма полезным.

Особенности

Все считают, что бег - это естественно для человека, и ему не нужно учиться. Но это не так! Бег не естественен для человека. Он заложен в природе собак, кошек и других четвероногих: попробуйте их догнать! Не получается? То-то же! Поэтому бегу, как и другим видам спорта, необходимо обучаться. К тому же организм нужно подготавливать к такой деятельности. Прежде чем приступить к интенсивному бегу, лучше начать с ходьбы. То есть дать сердцу и сосудам войти в тонус, чтобы дыхание приспособилось к нагрузке. И только после этого можно приступать к более интенсивным движениям.

Конечно же, не стоит сосредотачивать свое внимание только на одном виде спорта, есть и другие, не менее полезные дисциплины. Но тем не менее бег, благодаря его доступности, является одним из самых часто используемых видов физической нагрузки.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что циклические виды спорта - это в первую очередь полезно для нашего здоровья и, конечно же, интересно. Занимайтесь физическими упражнениями и будьте здоровы!

Систем физических упражнений

Основных групп видов спорта и современных

Краткая психофизическая характеристика

В спортивной педагогике имеются различные подходы к группированию видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических качеств. Такое группирование, конечно, весьма условно, так как ни один вид спорта, ни одна система физических упражнений не воздействует на человека однопланово, не развивает какое-либо одно физическое качество в «чистом» виде. Однако подобные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта или системы физических упражнений. Кроме того, такая условная группировка дает возможность читателю лучше ориентироваться в предложенных характеристиках отдельных видов спорта и систем физических упражнений.

Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств - выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости - менее сложна на начальных этапах систематических занятий физическими упражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизическая/подготовка (см. гл. 5, разд. 5.6). Однако по мере повышения тренированности в каком-либо отдельном физическом качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации от новичка до спортсмена-разрядника величина взаимного положительного эффекта («переноса») постепенно уменьшается. При высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого.

Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки - одно из действенных средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.

Физиологические механизмы этого процесса весьма сложны. Высокая работоспособность обеспечивается благодаря разнообразным сдвигам в организме приспособительного (адаптивного) характера, происходящим под влиянием регулярной тренировки: морфологическому и функциональному развитию мышцы сердца, повышению эластичности стенок кровеносных сосудов, увеличению запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности и устойчивости работы нервной системы. К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс, группа классических дистанций на треке), лыжные гонки и биатлон, плавание, большая часть дистанций в конькобежном спорте, спортивное ориентирование, триатлон.


Высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных занятий видами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значительной мере улучшить отдельные показатели физического развития: увеличить экскурсию грудной клетки и жизненную емкость легких, значительно уменьшить жировую прослойку, т.е. лишняя масса тела. Такие занятия позволяют практически здоровому человеку, но с пониженными функциональными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем повысить общую работоспособность, противостоять утомлению.

Различают несколько видов утомления: умственное, сенсорное (связанное с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоциональное, физическое, при которых и механизм утомления, и проявление так называемой специальной выносливости будут иметь свои отличия. Однако именно общая выносливость определяет возможности проявления специальной выносливости не только в специфических спортивных, но и в любых трудовых действиях.

Так, военными специалистами было установлено, что наиболее высокой и устойчивой скоростью работы на радиотелеграфных аппаратах (мелкое быстрое движение пальцев рук) обладали лица с развитой общей выносливостью (в данном случае - способность к длительному бегу).

Выносливость важна при подготовке человека к длительному и полноценному труду в любой профессиональной группе. Все жизненно необходимые умения и навыки - быстрое и экономичное пешее передвижение и ходьба на лыжах по пересеченной местности, плавание - осваиваются на занятиях циклическими видами спорта, развивающими общую выносливость.

Таким образом, виды спорта, развивающие общую выносливость, считаются прикладными ко всем профессиональным видам труда. Занятия этими видами спорта, проводимые с низкой интенсивностью (пульс до 130 удар/мин), но сравнительно длительное время, - прекрасное средство активного отдыха, восстановления работоспособности.

Если и есть отдельные случаи достижения спортивных высот молодыми людьми, начавшими регулярную систематическую и упорную тренировку в студенческом возрасте, то большая часть этих случаев относится к видам спорта, развивающим преимущественно общую выносливость. Оптимальные возможности к достижению наивысших спортивных результатов в этих видах спорта находятся в пределах 22-27 лет. :

Однако, приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием способности волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревновательной, но и в тренировочной деятельности.

Характеристика, видов спорта, преимущественно развивающих силу и скоростно -силовые качества. Выдающийся спортсмен, Олимпийский чемпион, писатель Ю.В. Власов говорил: «В каждом человеке есть материал для того, чтобы воспитать в себе силу. В сильном же от природы человеке есть задатки того, чтобы стать самым сильным. Но воля определяет силу».

Между тем в различных видах спорта, в жизненных ситуациях сила может проявиться по-разному, в сочетаниях с другими физическими качествами. Вот поэтому об отдельных проявлениях силовых качеств говорят: абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества. За каждым из этих качеств стоят определенные виды спорта, различные методы развития силовых качеств, разные цели в достижении спортивных, трудовых и жизненных задач.

Тяжелая атлетика - это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышечным напряжением при поднимании возможно больших тяжестей (в соответствующей весовой категории и в соответствующем упражнении - в рывке и толчке). Для этого применяются динамические и изометрические тренировочные упражнения со значительными мышечными напряжениями (см. гл. 5, разд. 5.4).

На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к максимальным мышечным усилиям групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты, умеющие регулировать степень возбуждения нервной системы, добиваться согласованной работы различных групп мышц на фоне максимальных мышечных и психических напряжений. При поднимании значительного веса и возникающем при этом натуживании резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной организации тренировки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состоянии системы кровообращения.

Во многих видах современной трудовой деятельности решающее значение имеет развитие относительной силы мышц. Вот почему гиревой спорт с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса (гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональной деятельности, требующей проявления силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штанга), где тренировка направлена на одноразовый подъем предельного веса. Основная особенность гиревого спорта - это продолжительность выполнения силового упражнения, требующего незаурядной силовой выносливости. Так, например, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (гири 32 кг) для атлетов массой до 60 кг и более 155- 160 раз - для весовой категории свыше 90 кг. Поэтому в тренировочных планах гиревиков прочно обосновались упражнения на выносливость (пробежки в равномерном темпе до 15 км).

Атлетическая гимнастика - система упражнений с разнообразными отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины.

Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения. Следует отметить неодинаковый прирост массы мышечных групп у спортсменов разного типа телосложения (более подробно об этом см. гл. 5, разд. 5.4).

Возрастные особенности естественного становления силовых качеств человека позволяют добиваться высочайших спортивных результатов в силовых упражнениях в студенческом возрасте и даже после окончания высшего учебного заведения.

Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скоростно-силовых качеств. Это легкоатлетические метания (копья, диска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовке спортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и быстроты мышечного сокращения. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, включают в свою подготовку большой объем упражнений со штангой и другими отягощениями для развития силы. Силовая подготовка - неотъемлемая часть тренировочного процесса и в целом ряде других видов спорта (хоккей, борьба), но там этот вид физических упражнений «растворяется» в комплексе других средств, приобретая не самостоятельное, а вспомогательное значение.

Характеристика видов спорта, развивающих преимущественно быстроту. Быстроту нельзя путать со скоростью передвижения (в

беге, на коньках). Кроме быстроты реакции двигательного действия, скорость передвижения определяют и силовая подготовленность, и рациональность (техника) двигательного упражнения.

Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что " есди человек проявляет скоростные способности в одной спортивной дисциплине, то совсем не обязательно, что он проявит их в другой, ибо прямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях. Высокие требования к быстроте реакции, быстроте циклических и ациклических движений предъявляются в некоторых дисциплинах легкой атлетики (бег 100, 200 м, 100 и 110м с барьерами) в конькобежном спорте (бег на 500 м), велоспорте (ряд коротких дистанций на треке), в фехтовании, боксе и других единоборствах, в целом ряде спортивных игр. Но в каждом случае быстрота имеет свою специфику.

Чтобы воспитать быстроту движений у студентов, требуются специально организованные занятия при подготовке к выполнению обязательных зачетных нормативов, например в беге на 100 м. Специально направленные занятия необходимы в связи с тем, что в студенческом возрасте уже прекращается естественное повышение быстроты и требуется специальная систематическая тренировка для совершенствования скоростных качеств в каждом виде спорта.

Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспитание быстроты - необходимый элемент в подготовке представителей целого ряда спортивных дисциплин.

Характеристика видев спорта, преимущественно развивающих координацию движений (ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями, проявление силы и выносливости. Хорошая координация движений способствует обучению профессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию ловкости должно уделяться время в плане общей физической и спортивной подготовки студентов. Это обеспечивается достаточным разнообразием и новизной доступных упражнений из различных видов спорта для создания у занимающихся запаса двигательных умений и совершенствования координационной способности.

Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такие сложнокоординационные виды спорта, какими являются спортивная v акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание и спортивные игры.

Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного действия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного аппарата, к волевым качествам спортсменов.

Из-за сложности и длительности формирования координационных движений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов. Фундамент сложнокоординационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки".

Введение

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения нормы, ее присущие. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнить и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификацией состава действий (вес снаряда, соперника и т. д.), условий из выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Вид спорта -- совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.

Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения соревновательной борьбы и правилами соревнований. Все виды физической деятельности подразделяются по интенсивности нагрузок на очень высокие, высокие, средней и низкой интенсивности. Это соответствует уровню спортивной квалификации спортсменов экстра-класса (олимпийских чемпионов и чемпионов мира), мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, разрядников, лиц, занимающихся физической культурой, не занимающихся физической культурой и занимающихся лечебной физкультурой с целью реабилитации тех или иных функций при помощи заданной двигательной активности. Естественно, что и требования к этим лицам, их подготовленность, питание и фармакологическое обеспечение будут совершенно различными. Однако, все они имеют пределы своих возможностей, которые ограничивают физическую работоспособность человека.

Следует иметь в виду, что эти факторы, лимитирующие работоспособность, зависят от вида физической деятельности, которая может быть подразделена в соответствии с классификациями видов спорта на пять основных групп:

1. Циклические виды спорта

2. Скоростно-силовые

3. Единоборства

4. Игровые виды спорта

5. Сложно-координационные

Циклические виды спорта

Циклические виды спорта с преимущественным проявлением выносливости (бег, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, все виды гребли, велосипедный спорт и другие), когда одно и то же движение повторяется многократно, расходуется большое количество энергии, а сама работа выполняется, с высокой и очень высокой интенсивностью. Эти виды спорта требуют поддержки метаболизма, специализированного питания, особенно при марафонских дистанциях, когда происходит переключение энергетических источников с углеводных (макроэргК циклическим видам спорта относятся бег, спортивная ходьба, плавание, велосипедный спорт, гребля, лыжные гонки, конькобежный спорт. Несмотря на определенные различия в биомеханике, данные виды имеют общие характеристики энергетики мышечных нагрузок. Принципиально можно выделить спринтерские виды спорта, в которых время, затрачиваемое на преодоление дистанции, не превышает 3 мин, и стайерские виды спорта, в которых продолжительность периода нагрузки может достигать многих часов. В первом случае энергетические затраты покрываются в основном за счет анаэробного окисления углеводов, во втором случае -- за счет аэробного расщепления углеводов и жиров.

Спринтерам необходимо обеспечение максимальной мощности физической работы в течение относительно короткого периода времени, нагрузки имеют скоростно-силовой характер. Требуются высокая скорость реакции и умение мобилизовать все силы, выложиться за короткое время. Поэтому рацион спринтеров должен включать значительные количества полноценного белка (2,4-2,5 г на 1 кг массы тела) для поддержания и восстановления силы мышц и углеводов (9-10 г на 1 кг массы тела) для обеспечения высокого содержания гликогена в мышцах. При этом норма поступления в организм углеводов должна покрываться главным образом за счет использования овсяной крупы и хлопьев, гречневой каши, картофеля, овощей и фруктов, а не за счет рафинированных продуктов (белого хлеба, сахара и т.п.) Количество жиров может варьироваться в зависимости от целей спортивной подготовки от 1,5 до 1,8 г на 1 кг массы тела. Рекомендации повышать потребление жиров до 2,5-2,7 г на 1 кг массы тела я считаю необоснованными, так как накапливать жиры спринтерам совершенно ни к чему. Общая калорийность рациона должна определяться из расчета 65-70 ккал на 1 кг массы тела.

Рацион должен быть богат продуктами, содержащими фосфор (мясом, рыбой, сыром, зерновыми), но одновременно, чтобы не нарушалось всасывание кальция, должно быть соответственно увеличено потребление продуктов, содержащих это минеральное вещество (молока, молочных продуктов). Также следует потреблять больше железа (25-40 мг в сутки), магния (до 700 мг в сутки) и других минеральных веществ. Необходимо обеспечить высокое содержание в рационе витаминов С, А, Е, группы В. Из ППБЦ и БАД можно рекомендовать креатин, углеводно-минеральные напитки, энергетические плитки, витаминно-минеральные комплексы.

Стайерам также необходимо достаточное количество белка, которое, по данным разных авторов, должно составлять от 2,0 до 2,8 г на 1 кг массы тела. Однако с учетом длительных аэробных нагрузок, которые обеспечиваются энергией за счет окисления углеводов и жиров, содержание этих пищевых веществ в рационе должно быть повышено и составлять соответственно 10-11,5 г и 2,0-2,1 г на 1 кг массы тела. Общая калорийность дневного рациона определяется из расчета 70-75 ккал на 1 кг массы тела. Из белковых продуктов рекомендуются нежирные молочные продукты, постное мясо, рыба, птица; из углеводистых продуктов -- каши, овощи, фрукты, хлеб из муки грубого помола, макароны. Жиры не только выполняют важную энергетическую функцию, но и необходимы для обеспечения нормальной работы суставов, которые испытывают очень большие нагрузки. Ненасыщенные жиры должны составлять не менее одной трети общего количества жиров. Так же как и спринтерам, стайерам требуется повышенное потребление витаминов С, РР, А, Е, группы В и минеральных веществ. В связи со значительными потерями жидкости очень большое значение приобретает соблюдение правильного питьевого режима. Объем пищи должен быть небольшим, поэтому можно употреблять ППБЦ белковой и энергетической направленности, витаминно-минеральные комплексы.

Отдельно следует сказать о марафонцах и спортсменах, преодолевающих сверхдлинные дистанции в лыжном спорте, беге, ходьбе, велоспорте. В таких случаях происходит огромный расход энергии, который может достигать 10000 ккал и более в сутки. Для его компенсации требуется адекватное потребление углеводов и жиров -- 11-14 г и 2,1-2,3 г на 1 кг массы тела соответственно. Необходимо повышенное потребление белков -- 2,4-2,9 г на 1 кг массы тела. При таких длительных нагрузках происходит значительное обезвоживание организма, с потом теряются минеральные вещества и водорастворимые витамины. Следовательно, требуется постоянное восстановление запасов жидкости и этих важных веществ.

Соответственно пища должна быть высококалорийной, но при этом объем ее должен быть небольшим. Поэтому лучше питаться относительно часто, оптимально -- 5 раз в день. Желательно исключить из рациона жирные, острые, соленые, жареные мясные блюда, копчености, чтобы уменьшить нагрузку на печень, которая и без того высока при длительных нагрузках. Очень хороши нежирный творог, овсяная каша с различными наполнителями. Особенно полезны курага, урюк, изюм, содержащие большие количества калия, необходимого для работы мышцы сердца. Можно рекомендовать мед с различными орехами, черную смородину, красный сладкий перец, детское молочное питание. Полезны белковые, белково-минеральные, белково-углеводные ППБЦ, но подбор их должен осуществляться строго индивидуально. Необходимо использовать витаминно-минеральные комплексы. Можно попробовать принимать креатин. Рацион каждого спортсмена должен составляться на базе основных законов рационального питания, с учетом конкретного вида спорта, этапа подготовки, характера тренировочных и соревновательных нагрузок и, что очень важно, индивидуальных особенностей. Необходимо учитывать как полезные, так и отрицательные свойства продуктов и пищевых веществ, разумно экспериментировать с питанием, не отказываясь ни от чего, что дает положительные результаты. Контроль гормональной системы этих видов обмена веществ имеет существенное значение как в прогнозировании, так и в коррекции работоспособности фармакологическими препаратами.

С давних пор плавание имеет большое значение в жизни людей. До сих пор сотни людей ежегодно тонут из-за того, что не умеют плавать. Поэтому плаванию следует уделять больше внимания. Целесообразно повсеместно ввести обязательные занятия по плаванию. Каждый ребенок должен заканчивать школу, умея плавать, а также по возможности владея приемами спасания на воде. Это придает человеку уверенность, и он может при определенных обстоятельствах оказать помощь тонущему. Оздоровительное значение плавания состоит в возбуждающем воздействии воды на тело и в благоприятном функциональном влиянии плавательных движений. Плавание укрепляет организм, формирует тело и правильную осанку. Благодаря пребыванию в воде на тело воздействует раздражение холодом.

Кроме того, имеет значение тот факт, что находящееся в воде тело подвергается сильному давлению, а также что при плавании все части тела вовлекаются в движение. Человеческий организм реагирует на эти воздействия повышением обмена веществ и активизацией сердечнососудистой деятельности: результатом этого являются экономизация сердечнососудистой системы и повышенная степень закаленности.

Вследствие усиленно протекающих обменных процессов повышается потребность в кислороде, благодаря чему в сочетании с воздействием водного давления улучшается дыхание и повышается жизненная емкость легких. При этом положительным фактором является и то, что воздух над поверхностью воды почти не содержит пыли.

Благодаря горизонтальному положению при плавании и продвижению вперед опорный аппарат тела выпрямлен и разгружен. Мышцы позвоночного столба повышают его подвижность, и благодаря участию большого количества мышечных групп плавание становится одновременно действенным средством для укрепления двигательного аппарата и для предотвращения или исправления дефектов осанки.

Спортивное плавание включает четыре вида:

* вольный стиль (кроль),

* плавание на спине,

* баттерфляй (дельфин).

Дистанция для соревнований от 100 до 1500 м.

  • 1. Организм как биологическая система
  • 2. Анатомо-морфологические особенности организма
  • 3. Костная система и ее функции
  • 4. Мышечная система и ее функции
  • 5. Органы пищеварения и выделения
  • 6. Физиологические системы организма.
  • 7. Двигательная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
  • 8. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
  • 9. Функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряжённой работы
  • 10.Обмен веществ и энергии
  • Контрольные вопросы
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья Содержание
  • 1. Понятие «здоровье» и его содержание
  • 2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности
  • 3. Влияние окружающей среды на здоровье
  • 4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности
  • 5. Организация режима труда, отдыха и сна
  • 6. Организация режима питания
  • 7. Организация двигательной активности
  • 8. Личная гигиена и закаливание
  • 9. Профилактика вредных привычек
  • 10. Культура межличностного общения
  • 11. Психофизическая регуляция организма
  • 12. Физическое самовоспитание – условие здорового образа жизни
  • Контрольные вопросы
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности Содержание
  • Введение
  • 1. Особенности бюджета времени студентов
  • 2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов
  • 3. Динамика умственной работоспособности
  • 4 .Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
  • 5. Нормирование двигательной активности студентов
  • 6. Использование физических упражнений как средства активного отдыха и повышения работоспособности
  • 7. Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения
  • 8. Методические основы использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения
  • 9. Учебные и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию в режиме учебно-трудовой деятельности
  • 10. Использование средств физической культуры и спорта в свободное время
  • 11. Использование средств физической культуры и спорта в оздоровительно - спортивных лагерях
  • Контрольные вопросы
  • Тема 5. Обшая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания. Содержание
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип наглядности
  • Принцип доступности
  • Принцип систематичности
  • Принцип динамичности
  • 2.Средства и методы физического воспитания
  • Методы физического воспитания
  • 3.Воспитание физических качеств.
  • Воспитание силы.
  • Воспитание быстроты.
  • Воспитание выносливости.
  • Воспитание ловкости (координационные способности).
  • Воспитание гибкости.
  • 4. Общая физическая подготовка.
  • 5. Специальная физическая подготовка.
  • Спортивная подготовка.
  • Формы занятий физическими упражнениями.
  • Принципы спортивной тренировки.
  • Тренировочное занятие.
  • Контрольные вопросы.
  • Список литературы
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Содержание
  • Введение
  • 1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 2. Формы самостоятельных занятий
  • 3. Содержание самостоятельных занятий
  • 4. Характер содержания занятий в зависимости от возраста
  • 5. Особенности самостоятельных занятий для женщин
  • 6. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
  • 7. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 8. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
  • 9. Гигиена самостоятельных занятий
  • 10. Профилактика травматизма
  • 11.Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
  • Контрольные вопросы
  • Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания Содержание
  • Введение
  • 1. Общая характеристика спорта
  • 2. Единая спортивная классификация
  • 3. Спорт в высшем учебном заведении
  • 4.Студенческие спортивные соревнования
  • 5. Нетрадиционные системы физических упражнений
  • 6. Индивидуальный выбор систем физических упражнений
  • 7. Краткая характеристика основных групп видов спорта
  • Контрольные вопросы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений Содержание
  • Введение
  • 1. Характеристика особенностей воздействия видов спорта на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности
  • Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества
  • 3. Цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза
  • 4. Планирование тренировки в избранном виде спорта
  • 5. Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
  • 6. Методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
  • 7. Календарь студенческих соревнований
  • 8.Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта
  • С разрядными требованиями можно ознакомиться на примере оздоровительной аэробики
  • Условия выполнения разрядных требований
  • Деление соревнований на группы
  • Контрольные вопросы
  • Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Содержание
  • Введение
  • 1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 2. Врачебный контроль, его содержание и периодичность
  • 3. Методы стандартов и антропометрических индексов для оценки физического развития
  • 4. Оценка функционального состояния систем организма
  • 5. Контроль за физической подготовленностью
  • 6. Содержание педагогического контроля
  • 7. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  • Заключение
  • Контрольные вопросы
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Содержание
  • Введение
  • 1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
  • 2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ппфп)
  • Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
  • 4. Ппфп в системе физического воспитания студентов
  • Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов
  • 6. Организация, формы и система контроля ппфп студентов в вузе
  • Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов основного и спортивного учебных отделений
  • Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов специального учебного отделения
  • 7. Специфические требования к ппфп специалистов нефтегазового производства
  • 8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом производстве
  • 9. Основные факторы, определяющие содержание ппфп выпускника нефтегазового производства
  • 10. Особенности ппфп студентов будущих специалистов нефтегазового производства по избранным специальностям
  • Заключение
  • Контрольные вопросы
  • Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста Содержание
  • Введение
  • 1. Цель и задачи производственной физической культуры
  • 2. Методические основы производственной физической культуры
  • 3. Производственная физическая культура в рабочее время
  • 4. Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минутки
  • 5. Физическая культура и спорт в свободное время
  • 6. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха
  • 7. Дополнительные средства повышения работоспособности
  • 8. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
  • Заключение
  • Контрольные вопросы
  • Список литературы к лекционному курсу
    1. Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества

    Выносливость развивают преимущественно циклические виды спорта.

    Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки в определенном виде спорта является одним из действенных средств достижения высокой общей и профессиональной работоспособности, основанной на повышении устойчивости центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма против утомления. Собственно, под выносливостью и понимается способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Для проявления общей выносливости нужны хорошее сердце, здоровые легкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т.д. Главное, что под влиянием рациональной и систематической тренировки указанные органы, физиологические процессы могут повышать свои функциональные характеристики. Вот почему в данном случае нас больше интересуют те виды спорта, в которых, как и в большей части трудовых процессов (в течение всего рабочего дня), происходят аэробные реакции в организме, то есть реакции биологического окисления в организме, протекающие с участием кислорода. Поэтому наибольшее значение в обычной жизни, в профессиональной деятельности имеют такие виды спорта, которые развивают главным образом аэробные возможности организма, обеспечивающие длительную, продуктивную работу сравнительно невысокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно длительного по продолжительности рабочего времени на производстве.

    Общая выносливость необходима представителям всех видов спорта, так как она позволяет успешно справляться с большим объемом тренировочной работы, эффективнее выполнять и усваивать специализированную тренировочную работу. Этим еще раз подчеркивается особое значение воспитания общей выносливости у студенческой молодежи вне зависимости от того, занимается ли ее представитель спортом или только физкультурой, ибо высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья.

    Итак, к видам спорта, акцентировано развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физические нагрузки продолжаются сравнительно длительное время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека. К таким видам спорта относятся: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции (марафон), лыжные гонки и биатлон, плавание, гребля, велосипедный спорт, большая часть дистанций и многоборья в конькобежном спорте, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм и некоторые другие.

    Хотя все циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости, существенно различаются по структуре движений друг от друга, однако между ними имеются и общие положения: спортивные достижения атлетов основываются на достаточно объемных тренировочных и соревновательных нагрузках. В процессе регулярных тренировок развивается в той мере, в какой это необходимо для каждого конкретного вида спорта, исполнительское функциональное «звено» - кислород – транспортная система и регулирующее «звено» - центральная нервная и эндокринная система.

    Спортсменам, специализирующимся в этих видах спорта, присущи способности к длительному выполнению физической работы, успешное волевое противостояние утомлению. Их высокая работоспособность обеспечена разнообразными сдвигами приспособительного характера, происшедшими в организме под влиянием тренирующих воздействий: морфологическим и функциональным развитием мышцы сердца, повышением эластичных свойств стенок кровеносных сосудов, увеличением запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой степенью эффективности работы нервной системы и др. Рассмотрим подробнее виды спорта, развивающие выносливость.

    Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции – действенное средство совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экономизации обменных процессов в организме. Все это вкупе значительно повышает выносливость организма человека.

    В настоящее время к средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным – от 3000 до 10000 м и к сверхдлинным – 20 км до марафонского бега (42 км 195 м). Ныне на всех дистанциях соревнуются не только мужчины, но и женщины. Соревнования в беге на средние и длинные дистанции проводятся как на открытом воздухе, так и в помещении.

    При беге в работу включаются большие группы мышц, что вызывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа организма при беге на эти дистанции связана в основном с аэробным обеспечением. Значительную нагрузку при беге испытывает опорно-двигательный аппарат, особенно на сверхдлинные дистанции.

    Обычно бегунов отличает не только выносливость и закаленность, но и способность к перенесению высоких нагрузок (способность «терпеть»), что связано с необходимостью проявления волевых усилий не только в соревнованиях, но и в определенной части тренировочных занятий. Вместе с тем следует отметить, что во время длительного бега с оптимальной скоростью возникает ощущение эмоционального комфорта, психологической разгрузки, приносящее внутреннее удовлетворение бегунам.

    Это явление находит свое отражение в результатах специальных научных исследований. Так, было выявлено, что при беге от 20 минут и дольше с интенсивностью 60-80 % от максимального возрастного показателя частоты сердечных сокращений в плазме крови значительно повышается концентрация бета-эндорфинов и мет-энцефаминов – медиаторов удовольствия. Не случайно

    миллионы людей во всех концах земного шара в качестве самого действенного лекарства от распространенной болезни цивилизованного мира – гиподинамии выбрали древнейшее легкоатлетическое упражнение – бег. Исследователи предполагают, что подобная реакция имеет место при всех циклических упражнениях.

    Лыжные гонки – спортивное упражнение, которое имеет целенаправленность на совершенствование выносливости человека. Ходьба на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Скорость бега на лыжах зависит от длины дистанции (у женщин 3-20 км, у мужчин 5-20 км), погодных условий, снежного покрова, рельефа местности, а также применяемых способов лыжных ходов.

    Спортивный успех гонщика, кроме технической, волевой и тактической подготовленности, определяется, прежде всего, общей и специальной выносливостью. Разностороннее развитие мышечной системы обеспечивается за счет активной работы рук и ног в процессе лыжной гонки или тренировки. Регулярные занятия лыжными гонками хорошо развивают системы кровообращения и дыхания, определяющие высокую общую работоспособность организма человека, мышцы тела, активизируют обмен веществ.

    Велико оздоровительное значение этого вида спорта благодаря общим гигиеническим условиям занятий в лесу, в поле, а также энергичному закаливающему воздействию морозного воздуха на организм во время интенсивной мышечной деятельности. Равномерно повторяющиеся движения различных частей тела успокаивающе действуют на нервную систему. Ходьба на лыжах при хорошем скольжении благоприятно сказывается и на опорно-двигательном аппарате – улучшаются функции суставов, укрепляются связки.

    Благодаря участию подавляющей массы скелетных мышц при ходьбе на лыжах выполняется большая динамическая работа в единицу времени и соответственно происходит большой расход энергии (у хорошо тренированных

    лыжников около 1500 ккал/ч при быстром передвижении). Дыхание при этом значительно усиливается: легочная вентиляция может превышать 100 л, а потребление кислорода до 5 л в минуту.

    Лыжные гонки являются ценным средством прикладной физической подготовки. Ведь климатические условия большей части России требуют умения ходить на лыжах. Занятия же в разнообразных условиях местности при любой погоде способствуют воспитанию решительности, настойчивости. Занятия по пересеченной местности, кроме того, содействуют развитию разнообразных двигательных навыков, высокой координации движений, быстрой двигательной реакции, чувства равновесия.

    Таким образом, этот вид спорта дает хорошую разностороннюю физическую подготовки, кроме акцентированного развития выносливости, совершенствует функции зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов. В связи с тем, что при движении на лыжах в работу вовлекается большинство скелетных мышц, лыжники отличаются пропорционально развитой мускулатурой с хорошими силовыми показателями.

    Плавание – один из основных видов спорта, имеющих как оздоравливающее, так и прикладное значение. Различают спортивное и прикладное плавание.

    Спортивное плавание включает соревнование различными способами на дистанции от 50 до 1500 м, проводимые в бассейнах, а также проплывы в открытой воде на различное расстояние.

    По воздействию на организм плавание занимает особое место среди различных физических упражнений благодаря необычной внешней среде – воде. Работа дыхательного аппарата пловца имеет свои особенности. Гидравлическое давление на верхнюю часть туловища и сопротивление воды во время движения сжимают грудную клетку и живот пловца. Выдох у пловца при спортивном плавании также затруднен, так как совершается в воду. Все это способствует развитию у пловцов дыхательной мускулатуры, подвижности

    грудной клетки и жизненной емкости легких. У мужчин-пловцов экскурсия грудной клетки достигает 16 см, а спирометрия – 7500 куб. см и более, что почти в два раза больше нормы. При скоростном плавании поглощение кислорода может превышать даже 5 л в минуту. А ведь жизненная емкость легких – важнейший показатель здоровья человека.

    Расход энергии при плавании в 3-4 раза больше, чем при ходьбе с той же скоростью. Энергетические траты пловца зависят не только от скорости, тренированности и т.п., но и от температуры воды в силу повышенной отдачи тепла организмом. Деятельность сердечно-сосудистой системы пловца находится по сравнению с занимающимися «наземными» видами спорта в более выгодных условиях. Большую роль в этом играет горизонтальное положение тела пловца, массирующее влияние обтекающей тело воды

    Плавание имеет и общее оздоровительное значение, особенно при тренировках в открытых водоемах. Систематические занятия плаванием способствуют пропорциональному развитию мускулатуры, повышают функциональную способность органов дыхания и кровообращения, укрепляют неровную систему, улучшают обмен веществ, имеют действенный закаливающий эффект. Плавание является жизненно необходимым прикладным навыком, предохраняющим от гибели при несчастных случаях на воде.

    Спортивное плавание требует систематических тренировок. В настоящее время в систему подготовки пловца включают значительный объем специальных силовых упражнений на суше. Поэтому современных пловцов отличают не только высокий уровень общей и специальной выносливости, но и хорошая силовая подготовленность.

    Облегченные условия работы сердечно-сосудистой системы в горизонтальном положении, возрастные особенности удельного веса тела и др. позволяют достигать высоких результатов спортивном плавании еще в юные годы. Вот почему средний возраст достижения высоких спортивных

    результатов в этом виде спорта несколько ниже, чем у представителей других видов спорта, - 18-25 лет у мужчин и 15-22 года у женщин.

    Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые качества, относятся в основном к группе ациклических видов спорта, характерными особенностями которых являются способность к проявлению силы и скорость сокращения мышц.

    К собственно силовым видам , таким как тяжелая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, относятся те виды спорта, в которых максимальная сила при спортивном движении меняется в зависимости от величины преимущественной массы (вес штанги и т.п.).

    Спортивные движения, при которых сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщенного постоянной массе (собственный вес атлета, спортивный снаряд), называются скоростно-силовыми.

    Несмотря на то, что современный быт и производство все меньше и меньше требуют от человека проявления физических усилий, сила как физическое качество имеет существенное самостоятельное и вспомогательное значение для успешного выполнения не только спортивных, но и профессиональных задач у представителей многих видов спорта и работников различных специальностей. Немаловажен и прикладной опыт правильного подъема тяжестей, приобретаемый на занятиях по тяжелой атлетике и упражнениях с отягощениями.

    Известно, что при воспитании силы максимальное силовое напряжение, дающее наибольший эффект, может быть создано: 1) предельным увеличением внешнего сопротивления в динамическом и статическом режиме, 2) преодолением непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным количеством повторений. Поэтому все зависит от цели силовой подготовки. Например, в профессиональной деятельности подавляющего числа специалистов практически не встречаются ситуации, требующие максимальных мышечных напряжений. Значит, можно предположить, что второе направление

    воспитания силы более оправданно и приемлемо для достижения задач профессионально-прикладной подготовки студентов, имеющих, как правило, самый различный уровень физической подготовки.

    Рассматривая вопрос о применении разных режимов упражнений при воспитании силы, необходимо также обратить особое внимание на существенное отличие большинства спортивных от профессиональных действий специалистов в сфере производства. Так, если в спорте статические усилия требуются относительно редко, причем лишь в качестве компонента динамических двигательных актов, то во многих видах современного труда наблюдается обратная картина – на фоне длительного статического напряжения значительных групп мышц происходит существенная динамическая нагрузка мелких мышц в микродвижениях.

    Наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Такими мышечными группами, требующими особого внимания и специального локального воздействия, являются следующие: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Обязательной предпосылкой к развитию этих групп мышц является предварительное укрепление мышц брюшного пресса и поясничной области.

    Тяжелая атлетика – это вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений в поднимании возможно больших тяжестей. В настоящее время соревнования проводятся по весовым категориям в рывке и толчке штанги, а также в сумме результатов в этих двух упражнениях.

    При занятии тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к проявлению максимальных по значению мышечных усилий групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Техника выполнения основных упражнений, как и в скоростно-силовых видах, включает в свою структуру моменты проявления акцентированного мышечного усилия. В

    эти моменты происходит волевая концентрация и спортсмен стремится развить в движении максимум мощности.

    Атлетическая гимнастика «атлетизм» - система упражнений с отягощениями. Атлетизм – это стремление к здоровому, физически сильному, гармоничному и красивому телу, к сохранению пропорциональных форм и молодой осанки на протяжении долгих лет жизни. В настоящее время атлетическая гимнастика является самостоятельным общедоступным видом спорта, которым последние годы активно занимаются и женщины. Атлетическая гимнастика позволяет существенно увеличить массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения за счет коррекции размеров отдельных мышечных групп и рельефа мышц. Именно при занятиях атлетической гимнастикой осуществляется избирательное развитие отдельных групп мышц и даже отдельных мышц, подчеркивающих и определяющих форму каждой из частей тела.

    Специалисты по атлетизму считают, что для обеспечения прогресса необходимо разумное сочетание тренировки с отягощениями с аэробными видами физической активности, связанными с усиленным потреблением кислорода (спортивные игры, медленный бег, скакалки, лыжи и т.п.). При этом важно, чтобы аэробная работа, независимо от ее вида, продолжалась не мене 25-30 мин при частоте пульса, которая вычисляется по формуле 220- возраст. Результативности атлетической гимнастики способствует правильно поставленное питание спортсмена, которое осуществляется с учетом, как индивидуальных особенностей, так и задач конкретного периода тренировки.

    Комплекс соревновательных упражнений по атлетической гимнастике включает в себя упражнения с демонстрацией развития отдельных групп мышц и всей фигуры, а также упражнения силовой программы с тестированием основных групп мышц плечевого пояса, торса, ног. Это жим штанги, лежа на

    горизонтальной скамейке, приседание со штангой на плечах, становая («мертвая») тяга.

    Гиревой спорт преимущественно развивает силу и силовую выносливость, то есть способность длительное время удерживать оптимальные характеристики движений. Вот почему этот вид спорта с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса более прикладен к профессиональной деятельности, требующей проявление силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штангой), где тренировка направлена на одноразовые подъемы предельного веса. Гиревой спорт вполне доступен для всех желающих, поскольку не требует особых условий для занятий и дорогого оборудования, позволяет проводить тренировочные занятия как индивидуально, так и небольшими группами. Соревнования атлетов проводятся по весовым категориям (до 60 кг, до 70 кг, до 80 кг, до 90 кг, свыше 90 кг) с гирями 24 и 32 кг. Основными упражнениями гиревого двоеборья являются рывок (гиря одним непрерывным движением поднимается вверх на прямую руку) и толчок дух гирь двумя руками от плеча.

    Основная особенность гиревого спорта – это продолжительность выполнения силового упражнения с отягощением постоянного веса. Например, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (32 кг) для атлетов весом 60 кг и более 155-160 раз для весовой категории свыше 90 кг. Это требует не только силы, но и незаурядной силовой выносливости. Наибольшие требования к проявлению скоростных способностей предъявляют спринтерские дистанции легкой атлетики (бег на 100, 200 м, барьерный бег на 100, 110 м), конькобежного спорта (500 м), велоспорта (ряд коротких дистанций на треке). От спортсменов, выступающих на этих дистанциях, требуется хорошая дистанция на старте, быстрота циклических движений на дистанции.

    Своеобразные скоростные возможности требуются не только в циклических, но и в целом ряде ациклических видов спорта: фехтовании, боксе

    и других видах единоборств, в целом ряде спортивных игр. Отдельные виды спорта – бейсбол, русская лапта, американский футбол построены в основном на очень быстрых коротких беговых рывках.

    Одними из основных предпосылок быстроты, скоростных способностей являются подвижность нервных процессов и уровень нервно-мышечной координации. Немаловажное значение имеет и способность нервных центров быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот. Различают элементарные и комплексные формы проявления быстроты. Элементарные формы проявляются в одиночных движениях и характеризуются следующими показателями: временем двигательной реакции, временем одиночного движения и частотой (темпом) движений в единицу времени. Комплексные формы характеризуются и многими другими показателями. Например, в беге на 100 м быстрота находится в тесной связи с длиной шага и т.д.

    Ловкость (координационные способности) и гибкость во многом определяют успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями. Совершенствование координационных способностей связано с накоплением большого количества двигательных умений и навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. Критерием ловкости могут служить скорость освоения сложного координационного двигательного задания, точность, качество и время выполнения сложного движения, способность выполнить знакомое двигательное действие в неожиданно меняющейся обстановке.

    Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявляется за счет собственных усилий) и пассивную (проявляется за счет внешних сил). В той или иной степени различные виды гибкости проявляются и развиваются в процессе тренировки в отдельных спортивных дисциплинах.

    Высокие требования к ловкости и гибкости спортсмена предъявляют сложнокоординационные виды спорта, каким являются акробатика, аэробика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду и на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, фристайл, фигурное катание и др.

    Занятия, особенно гимнастическими и акробатическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью.

    Для художественной гимнастики характерны особенно высокие требования к дифференцированию пространственно-временных и силовых показателей при действиях спортсменок со снарядами в условиях ограниченного визуального контроля. Большой акцент на увеличение амплитуды движений в художественной гимнастике выдвигает на первый план развитие такого качества, как гибкость, и снижает значимость силовой подготовки, в то время как в спортивной гимнастике и акробатике основные проблемы тренировки связаны с воспитанием силовых качеств. Надо отметить также присущую данной группе видов спорта эстетическую направленность.

    Спортивные игры . Многообразие спортивных игр (футбол, хоккей, волейбол, ручной мяч, теннис и др.), различная степень сложности техники и правил соревнований, различные требования к затрате энергии и интенсивности мышечной деятельности создают предпосылки для занятий играми широким кругом молодежи.

    Спортивное совершенствование в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся основных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, гибкости и координационных способностей. Особенно ценной в прикладном отношении является возможность формирования у спортсменов таких психологических качеств, как успешное ориентирование в быстро изменяющейся обстановке, сохранение интеллектуальной работоспособности и эмоционального равновесия в условиях действия мощных помехообразующих факторов.

    Командные спортивные игры особенно способствуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умение подчинять свои личные интересы интересам коллектива, как взаимопомощь, сознательная дисциплина и др. Таким образом, очевидны широкие воспитательные прикладные и оздоровительные возможности этих видов спорта.



     

    Возможно, будет полезно почитать: