Хоккей - спорт мужественных людей. Каким должен быть успешный хоккеист Какие качества должны быть у хоккеиста

Главный тренер «Спутника» Владимир Голубович подвел промежуточные итоги выступления тагильской команды в чемпионате ВХЛ. После 25 матчей с 36-ю очками «Спутник» занимает 14 строчку турнирной таблицы.

Со «Спутником» я провел, можно сказать, половину дистанции. На сегодняшний день и по подбору игроков, и по игре мы находимся на том месте, на котором и должны быть. Может быть, должны быть чуть повыше Середина - это наше место. Буду предельно откровенным: по составу нам еще нужно добирать и укрепляться как в линии обороны, так и в атаке. Радует (тьфу-тьфу) Никита Давыдов, надежно играет. Последние игры выиграли в большой степени благодаря ему. Хотя команда смотрится в отдельных компонентах довольно неплохо, уверенно. Особняком стоит выездной матч с «Ермаком», который нам не удался. Нелепые голы, которые выбивают из колеи. Это говорит о том, что с характером у команды еще не все налажено. В целом, я доволен результатами игр, что касается содержания, работы еще очень много.

- В какой линии больше проблем?
- Думаю, у нас везде проблемы. Их не так много, но есть. Мы забиваем практически меньше всех, а пропускаем больше, чем хотелось бы.

- Вы тренер - максималист или считаете, что достаточно 16-го места для выхода в плей-офф?

- Быть максималистом можно, имея тот состав, с которым можно достичь максимальных результатов. Если брать нашу команду и максимальных результатов с ней, - целиком укомплектованной ее еще нет. Попадание в плей-офф, конечно, это реальная оценка сил. В девяти сыгранных матчах я не видел ни в одной команде лидера. Есть команды поопытней, поукомплектованней, где-то молодежь поинтересней, где-то вратари посильнее. Мы должны попадать в плей-офф, это реальная задача. Что будет потом - это другой вопрос. А на сегодня все команды равны, все обыгрывают друг друга, некоторые играют постабильнее. Вот «Ижсталь» стабильно шла, но проиграла четыре матча кряду. Я максималист в том плане, что выход в плей-офф обязателен, но максимальных задач при сегодняшнем составе ставить не могу.

Вы работали в КХЛ. Ваши требования наверняка выше к содержанию игры и другим компонентам. Насколько сложно было команде привыкать к этим требованиям?
- Знаете, любой тренер, какой бы квалификации он не был, не станет требовать от хоккеистов уровнем ниже того, что он требовал в КХЛ. Это глупо. Тогда бы все ребята играли в той лиге. На сегодняшний день единственное, что от них требуется, это понимание меня, того, что я от них требую. Никаких сверхъестественных задач им не ставится. К сожалению, Высшая хоккейная лига, в том числе и наша команда, не располагает большим количеством молодых игроков. Игроки взрослые, переучивать их, заставлять уже невозможно в силу разных причин, как возрастных, так и функциональных. Есть группа игроков, стремящихся в КХЛ, но они уже немолодые по хоккейным меркам.

- Много кроссов - это ваша «фишка» или вы недовольны физической подготовленностью игроков?
- Конечно, я недоволен физическим состоянием игроков. Это не «фишка», это поддержка сердечной мышцы. Кто-то много ходит по утрам, я, например, именно так делаю, потому что возраст заставляет думать, как сделать, чтобы сердечная мышца работала так же, как раньше. Бегать все должны, бег ничем не заменить. Он целенаправленный, восстановительный. Аэробная работа, пополнение крови кислородом - это не наша «фишка», а «фишка» всех спортсменов.

- Видно, что команда прибавила, легче дается третий период. Подошла команда к идеалу?
- Я не знаю, что было в команде до 23 октября, когда я приехал и даже не интересовался, как шла подготовка. Мы провели тесты, мне важнее было увидеть, как команда думает. То, что функциональное состояние было не в порядке, это было видно невооруженным глазом. Еще раз повторюсь, все команды лиги практически равные, кто лучше функционально выглядит, у кого есть наигранные численные неравенства, те и лидируют. Я видел, что команда соображающая, и отталкивались мы именно от этого.

- Насколько серьезно травмированы Далман и Головин?
- Их травмы несерьезные и скорее носят бытовой характер. На мой взгляд, проблемы со спиной и локтем - скорее попустительство игроков, а не травмы. Нужно избегать сквозняков и следить за собой. Сегодня Далман уже выйдет на лед, завтра - Головин и в ближайшее время мы уже сможем их использовать. Хотя, скажу, что и Рахматуллин, и Белоконь, который не совсем функционально готов, неплохо вчера выглядели.

- Лучкин будет играть?
- Я еще с ним не встречался, знаю только, что он еще два месяца будет отсутствовать. Если в конце января он будет в строю, то к плей-офф он должен быть готов. Дай Бог, конечно, чтоб мы туда попали. Я слышал имя этого игрока, но ни разу не видел, говорить что-то конкретное трудно. Ротация состава у нас еще будет продолжаться. Получит ли Лучкин, пропустивший шесть месяцев, место в составе - покажет время. Сегодня мы расстались с Ивановым, пополнил команду Белоконь. Безруков получил травму в первом же матче, опытный атакующий защитник, у нас таких не было еще. В четвертое звено по возможности будем ставить молодежь, Железков, Боровков - этих ребят.

- Вы познакомились со структурой хоккея в городе?
- С «Юниор-Спутником» я знаком. Что касается детской школы, с которой мне предстоит работать, то вникать в ее деятельность я начну не раньше января. Сначала нужно стабилизировать обстановку в команде. Как говорят, театр начинается с вешалки. Так вот и тут тоже нужно начинать, образно говоря, с вешалки. В Тагиле пока все разрозненно: клуб, школа, молодежная команда.

- Из тех матчей, которые вы провели на посту главного тренера, какой стал самым сложным?
- Все сложные. Это видно и по счету. Самый неприятный - матч с «Ермаком», непонятный для меня. А так, на выезде мы сыграли хорошо, за исключением, третьего периода в Красноярске. В Усть-Каменогорске мы должны были выигрывать. Вчера был сложный матч.

- Есть ли проблемы с настроем команды?
- В плане характера нужно долго работать, не месяц, а годы. Особенно с учетом большой текучки кадров вообще в ВХЛ и обмена игроками.

- Кто в команде выделяется лидерскими качествами?
- За девять игр, повторюсь, не видел ни в одной команде лидеров на льду по игровым качествам. Что касается нашей команды, Дима Трусов, капитан команды и его помощники - Нуртдинов и Жиляков - достойные, полностью справляются с обязанностями и смысла, что-то тут менять, не вижу. Они примерно равные в плане характера. На льду выделяется Жиляков.

- Будут ли в команде совершенно новые игроки?
- Да, но думаю, вряд ли они будут новыми, скорее всего их имена знакомы. Нам нужна пара защитников, нападающий… Есть у нас откровенно слабые игроки в плане технико-тактической подготовленности, катании, в характере.

- Вы принимаете решения по комплектованию команды?
- В спортивной части, конечно, ответственность на мне, но все решения принимаются совместно с директором и тренерским штабом. Диктата нет, компонент обороны, например, - на Шалдыбине, он компетентнее, чем я в этом вопросе, хоть и молодой. По вратарям консультируют другие помощники.

- Изменился ли подход к тренировочному процессу в команде с вашим приходом?
- Я не знаю, что происходило до меня. Мы тренируемся два раза в день, в предыгровой день - один раз. Атлетизм и бег присутствуют ежедневно, кроме, естественно, дней матчей. Календарный график неплохой. Очень хотелось бы иметь свой восстановительный центр, которого здесь нет, к сожалению. Этот центр был бы хорошим подспорьем и для детей, занимающихся хоккеем. Места рядом с дворцом много. Нужно обращаться к руководству области или города. Для всех должны быть хорошие раздевалки, нормальные туалеты, душевые - 21 век!

- Вы уже упоминали Жилякова, воспитанника местной школы. Как оцениваете других тагильских игроков?

- Что касается Виталия Жилякова, то когда талантливый игрок варится в одной кухне, то трудно удержаться на одном уровне, все равно «спадешь». Надо где-то попробовать себя, у него все для этого есть. Это мое мнение. Артамонову нужно добавлять в характере, он хороший парень, нужно менять стиль игры. Интересный игрок, его надо «разбудить». Попов, Железков и Боровков - у них с характером все в порядке. Слабовата технико-тактическая подготовка, маневренность катания, это все восстанавливается. Ведение силовой борьбы - этого компонента не хватает всем, надо добавлять. Зрителям интересны те матчи, где много силовой борьбы.

- Каким характером должен обладать хоккеист?
- Хоккеист должен быть, во-первых, злой, по-хорошему злой. Мы заходим в наш храм - в раздевалку, а выходим уже на арену, там идет борьба. Он должен биться там, не ждать, а навязывать борьбу, побеждать. Играть не только клюшкой, шайбой, телом, но и сердцем, не забывая голову. Таким должен быть хоккеист, беспощадным. Самопожертвование тоже много значит. Это гладиаторы, они выходят сражаться, не убивать друг друга, но что-то близко к этому.

- Между КХЛ и ВХЛ пропасть?

- Да, разница большая в плане игры.

- А в плане организации?
- В плане организации все хорошо. Тут претензии только к местным чиновникам. Дворцы спорта оставляют желать лучшего. Хотя такая проблема и в КХЛ есть. В целом, в организации все великолепно.

- Каков Нижний Тагил по сравнению с другими городами, на ваш взгляд? Лучше, хуже, в середине?
- Я еще не во всех городах был. У нас, например, неудобная раздевалка, я не имею возможности проводить там собрания, так как не вижу всех ребят. Хоккеисты много работают, хотелось бы, что у них условия были соответствующими. Что касается Нижнего Тагила, тут не худшие условия, но и не лучшие.

Много лет нас уверяли, что хорошие специалисты в наш город не поедут. Вы рискнули. Не повергло вас в шок то, что вы увидели?
- Мне очень понравился дворец. Пять лет я проработал в Латвии в Лиепае, рядом - в Латвии в городе Электренае подобный дворец. Но у вас здесь шикарнее, чем там. Конечно, тут нужен соответствующий ремонт. Я бы посоветовал сделать пристрой для детских раздевалок, восстановительного центра, наличие которого сейчас стало залогом успеха многих команд. Одной баней не обойдешься, бегать в бассейн постоянно - не вариант. Нагрузки бешенные, плюс переезды, зачастую на автобусе, что вредит позвоночнику.

- Кроме дворца, где в Нижнем Тагиле успели побывать?
- Нигде не был. Не было времени. В Нижнем Тагиле я впервые, был в Первоуральске, Екатеринбурге и Новоуральске.

- Чего ждете от ближайших матчей?
- Очень тяжелый выезд у нас предстоит. Противники обижены нами. Но постараемся привезти минимум 50 процентов очков. Как иначе попадать в плей-офф? Многое будет зависеть от нас самих. Надеюсь, порадуем.

Когда надо начинать играть в хоккей? Как правильно тренироваться? Как правильно затачивать коньки? Каким должен быть настоящий хоккеист?

Профессиональные тренеры сети хоккейно-тренировочных центров «БиЛайкПро» ответили на вопросы читателей «Российского хоккейного стиля».

– С какого возраста можно начинать заниматься хоккеем, чтобы можно было достичь профессионального уровня?
– Мы рекомендуем заниматься хоккеем с 5-6 лет. Есть примеры, когда знаменитые хоккеисты начинали заниматься хоккеем позже, но вообще это очень индивидуально и зависит от способностей.

– Сколько раз в неделю должен тренироваться ребёнок в 9 лет?
– Если родители в приоритет ставят учебу, то занятия стоит посещать не меньше 3 раз в неделю. Если же у ребенка есть более серьезные цели в спорте, то тренировки будут занимать гораздо больше времени – 5-6 раз в неделю минимум по 3 часа. Но даже в таком сложном графике многие дети хорошо успевают в школе, поскольку обладают организованностью и дисциплинированностью.

– Какими качествами должны обладать хоккеисты?
– Нужно отрабатывать навыки на тренировках. Хоккеист должен обладать самым главным качеством – это характер. Так же хорошей мускулатурой, выносливостью, скоростью, силой, быстротой.

– Какие качества должен в себе сочетать настоящий чемпион?
– Во-первых, это концентрация. Во-вторых, установка-мотивация. Спортсмен-чемпион нацелен на обязательное (!) достижение успеха и в спорте, и в жизни за рамками спорта. Третье – профессионализм. Стоит заметить: профессионалами не рождаются – ими становятся. Даже сверходаренному от природы спортсмену не удастся дойти до своей вершины, если его одаренность не будет опираться на фундамент профессионализма. «Закрытость» («замаскированность»): спортсмен-чемпион, которого знают и изучают тысячи людей, в целях собственной безопасности со временем вырабатывает определенный искусственный внешний образ. Этот образ обеспечивает спортсмену чувство дистанции от основной массы людей, защиту от ненужного общения, от вторжений со стороны малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований.

Также спортсменов-чемпионов отличает выработанная «сопротивляемость» – природным инстинктам, собственным комплексам, условиям современного спорта (жесткая конкуренция, закулисная борьба, подлое судейство, враждебность соперников, болельщиков, прессы). Ну и последнее качество, присущее спортсменам-чемпионам – стабильность. Спортсмены-чемпионы стабильны в своей спортивной деятельности, они никогда не опускаются ниже определенного уровня, в проявлении бойцовских качеств и технико-тактического мастерства. Не случайно именно в спорте родилась поговорка: «Класс не пропьешь». Также спортсмены-чемпионы стабильны в своем поведении, проявлениях характера, в основе которых жесточайший самоконтроль.

– Что нужно сделать перед тренировкой, что поесть?
– Перед тренировкой необходимо проверить экипировку, в том числе форму для ОФП, и обязательно предметы личной гигиены, чтобы отправиться в душ после тренировки. За два часа до начала тренировки желательно не есть, но в тоже время нельзя отправляться на тренировку совсем голодным, полезной заправкой за час до занятия послужит банан (Павел Буре в дни игр питался исключительно бананами, но не более четырех в сутки) или сэндвич с ореховой пастой (его часто ест Сидни Кросби до тренировки).

– Какие мышцы лучше размять перед тренировкой?
– Важно знать, что не существует какой-то одной идеальной разминочной программы, которая подходит всем и вся. Обусловлено это, в первую очередь, физиологическими особенностями организма, типом телосложения, подвижностью суставов и многим другим. Но, тем не менее, общую разминку выполнять нужно обязательно, как и с целью предотвращения травм, так и с целью повышения эффективности тренинга. Продолжительность разминки в среднем занимает не более 10-15 минут и включает в себя следующие виды нагрузки:

– упражнения для мышц рук/ног;

– легкий бег со скоростью пульса в первой аэробной зоне (50% от максимума) или прыжки со скакалкой;

– вращательные упражнения для повышения гибкости всех суставов.

– Сколько раз и в какое время нужно затачивать коньки?
– Чтобы проверить заточку коньков, существует несколько способов:

– Поставьте конек на лезвие на ровной поверхности. Если он упал, то следует заточить;

– Аккуратно проведите по лезвию кончиком ногтя. Если заточка хорошая, то у вас останутся царапины;

– На ощупь лезвия должны быть режущими и острыми;

– Когда вы стоите на льду в коньках, то при коньковом ходе ваши ноги не должны разъезжать в разные стороны.

* В хорошо наточенных коньках повороты выполняются гладко,

* При отталкивании ото льда, вы не должны ощущать проскальзывание.

При должном уходе, профессиональной заточки хватает на 6-8 тренировок. Доверяйте заточку только опытным специалистам!

– Какие упражнения на льду вы посоветуете для скоростного катания?
– Скорость движения и быстрота реакции в хоккее зависит от физических особенностей игрока и уровня его подготовки. Наибольшее значение для хоккеистов имеет скорость бега на коньках, ведения и передачи. Но если в лёгкой атлетике важную роль играет длина шага, то в хоккее – это исключительно техника катания на коньках и общая физическая подготовка. Для того, чтобы развить умение быстро передвигаться, существуют специальные упражнения для скорости в хоккее. Не помешает соблюдать и некоторые рекомендации:

– Сосредоточьте усилия на коротких дистанциях (15–20 метров);

– Развивайте навыки катания на коньках;

– Соблюдайте меру в тренировках (не перетренировывайтесь);

– Практикуйте боковые ускорения.

Следующие упражнения хорошо подойдут для развития скоростной подготовки юных хоккеистов.

1. Бег на 30, 60, 100 м;

2. Бег на месте с максимальной частотой движения ног;

3. Бег в гору под уклон и с отягощением, и без него;

4. Бег с изменением направления движения, скорости и внезапными остановками;

5. Челночный бег;

6. Старты из различных положений с места;

7. Старты в движении;

8. Прыжки вверх, в длину с места, с разгона, многоскоки;

9. Эстафеты на короткие дистанции;

10. Игра в большой и настольный теннис;

11. Отбивание теннисного мяча от стенки;

12. Быстрая реакция хоккеиста на действия партнера;

13. Ведение шайбы на месте или с максимальной частотой в движении;

14. Игры на льду, построенные на опережение соперника.

– Какие упражнения для улучшения катания вы могли бы посоветовать?
– Примерный перечень подводящих упражнений для конькобежной подготовки (вне льда, на коньках):

1. Ходьба в разных направлениях;

2. Ходьба с поворотами на 180 и на 360°;

3. Ходьба приставными шагами левым и правым боком;

4. Приседания, полуприседания;

5. Ходьба спиной вперед;

6. Ходьба с выпадом вперед;

7. Принятие основной стойки хоккеиста;

8. «Пружинки» (полуприседания, руки вперед), «цапля» (ходьба в полуприседе, руки в стороны), «неваляшки» (отклоняя туловище вправо, переставлять коньки вправо, то же влево), «сделай фигуру» («ласточку» и др.);

9. Ходьба на коньках с остановкой на одной ноге (другая приподнята вперед либо отведена назад; руки в стороны);

10. Ходьба скрестным шагом по виражу (вправо и влево);

11. Выпрыгивание из полуприседа и из приседа;

12. Прыжки на коньках с продвижением вперед.

Группа Российский Хоккейный Стиль

На молодежном чемпионате мира по хоккею с шайбой, проходившем на рубеже 2009-2010 годов в Канаде, сборная России осталась без медалей. В поединке за выход в полуфинал наши спортсмены проиграли соперникам из Швейцарии со счетом 2:3, а затем и утешительный матч финнам (3:4), оказавшись в итоге на шестом месте.

Если посмотреть на сводную таблицу первенств последних лет, то нетрудно заметить кривую, по которой наша «молодежка» съезжала за пределы пьедестала почета. В 2002 и 2003 годах мы - первые. В 2004-м не получаем даже «бронзу». Затем три года подряд берем «серебро», а в 2008 и 2009-м - «бронзу». На этом награды закончились; пять последних лет первыми становились канадцы, а в январе нынешнего года победу в мирового чемпионате праздновали американцы, оттеснившие канадцев на второе место.

Что же касается наших юниоров (игроки не старше 18 лет), то, оставшись без медалей на мировых первенствах 2005 и 2006 годов, они победили в 2007-м. Затем дважды брали «серебро», оба раза проиграв финал с разгромным счетом (0:8 канадцам в Казани и 0:5 американцам в Фарго, США).

В истории провалов нашей хоккейной смены есть и такие страницы, как удручающий проигрыш «молодежки» во встречах с североамериканскими юниорами в 2003-м (пять поражений в шести матчах) и в суперсерии-2007 с канадцами же (семь поражений и одна ничья)...

Так почему же наших молодых хоккеистов все чаще преследуют неудачи? Попробуем разобраться хотя бы в одном аспекте подготовки будущих игроков главной сборной страны – в том, как их готовят в детско-юношеских школах олимпийского резерва.

Агрессия на ледяных площадках и на трибунах…

Разговоры о неблагополучии в нашем детско-юношеском хоккее ведутся давно. На чемпионате мира 2001 года, проходившем в Подольске, российская молодежная сборная по всем статьям проиграла соперникам, отличившись разве что в количестве штрафного времени и мордобое. Тогда в Госдуме был подготовлен проект обращения к главе Госкомспорта Павлу Рожкову за подписью олимпийских чемпионов Вячеслава Анисина, Юрия Блинова, Владимира Голикова, Александра Гусева, а также родителей воспитанников московских хоккейных школ. Судьба документа, призывающего повлиять на федерации хоккея России и Москвы с тем, чтобы они навели порядок в подготовке хоккейной смены, нам неизвестна. Но одно его положение представляется ключевым во всей проблематике российского детского хоккея. В письме с возмущением говорилось о том, что «критерием оценки работы детского тренера являются очки, а не качество и количество подготовленных молодых игроков».

Зайдите в фойе любого ледового дворца. Что прежде всего бросается в глаза? Застекленные стенды с кубками и грамотами, завоеванными детьми на бесчисленных турнирах. Тщательно обновляемые таблицы текущих первенств с участием бойцов различных возрастных групп. Загляните на форумы интернет-сайтов, посвященных детскому хоккею. Что в центре родительских страстей? Какой клуб сильнее, кто с каким счетом победил или потерпел поражение, «в какую сторону» свистел судья…

И всюду обстановка боевого напряжения, атмосфера, в которой ошибки непростительны, а победителей не судят. Хотя, казалось бы, не война же… Эта атмосфера захватывает детей, делает их непримиримыми, жесткими, порой даже и по отношению друг к другу, причем их собственные родители нередко подталкивают их к этому. А ведь такая агрессия и на ледяных площадках, и на трибунах не имеет ничего общего с высокими спортивными идеалами, хотя школа, в которой витает такой дух, и называется школой олимпийского резерва.

Работа «на результат»

Сегодня тренировочный процесс строится так, чтобы у юных хоккеистов была только одна цель - во что бы то ни стало взять верх над противником. Подобное обучение зачастую сводится к опасному примитиву: нагружать и подгонять. Вот что об этом говорит известный спортивный педагог, заслуженный тренер России Ян Каменецкий (цитирую по материалам интернет-издания Kinderliga.ru): «…Произошла смена тренерских поколений. … А молодые тренеры, как правило, желают максимально быстро добиться результата. Такой подход вызывает большое количество перегибов».

Стремление тренера к сиюминутному успеху, по мнению Яна Каменецкого, только вредит развитию юного игрока: «В итоге, когда человек… приходит в большой хоккей, часто выясняется, что играть ему нечем – все свои ресурсы он растратил на подростковом этапе». Не в этом ли одно из объяснений неудач нашей «молодежки»?

Главным предметом тренерских и родительских дискуссий о накоплении и сбережении ресурсов остается количество тренировок. В российском детском хоккее принято, чтобы даже шестилетние спортсмены тренировались не меньше трех–четырех раз в неделю. Со временем же у них может остаться только один день отдыха. Но так ли уж необходимо по максимуму нагружать маленького хоккеиста? Вот как, например, на такой вопрос отвечают в Швеции, где почти все клубы организуют для детей нечто вроде спортивного детского сада под общим названием «Бьернлига» («Медвежья лига»).

Как сообщает Kinderliga.ru, в «Бьернлигу» берут детей-шестилеток и учат их прежде всего не хоккею как таковому, а пониманию азов этого спорта, поведению на льду, технике катания. Задача тренеров состоит в том, чтобы через три года ребенок был подготовлен к дальнейшему обучению в хоккейной школе клуба. На первом году обучения в хоккейном «детском саду» занятия проводятся всего один раз в неделю (!), что тренерам наших шестилеток может показаться необъяснимой недальновидностью. Ребята 7-8 лет занимаются дважды в неделю. «Медвежатам» дают и поиграть, но только поперек поля и всего два периода по 15-20 минут с обязательными сменами составов через каждые полторы-две минуты. Примерно так же дозируют нагрузки в Канаде, США, Финляндии. А что происходит у нас?

И перегрузки, и психологические травмы

Вспомним, как проходят турнирные встречи. «Поблажка» здесь дается только самым младшим: они играют двумя составами два периода по 15 минут - пока один состав на льду, другой сидит на трибунах. Ребята чуть старше ведут бой уже по классическому регламенту: три периода по 20 минут. Отдыхать же им приходится даже меньше, чем взрослым; так, например, на играх открытого чемпионата Москвы перерыв между вторым и третьим периодами составляет уже не 15, а всего пять минут. Если добавить к этому, что нередко команды могут выставить на игру только три пятерки полевых игроков, то можно представить, какие нагрузки испытывает ребенок-хоккеист. Под конец встречи многие в буквальном смысле едва ноги таскают…

Вряд ли можно считать полезной для детского здоровья и обязательную для всех СДЮШОР практику игры «за школу». Это так называемый клубный зачет, когда суммируются показатели возрастных групп школ-участниц, к примеру, того же открытого чемпионата Москвы. При этом и на ребятах младшей группы, которым всего по 10-11 лет, тоже лежит ответственность за общий успех. Понятно, что их тренеры думают только об одном: как бы не подвести школу клуба КХЛ! Отсюда и потогонная система тренировок.

Необходимость во что бы то ни стало занимать на соревнованиях высокие места зачастую толкает тренеров и на обман. В «нужный момент» в команде вдруг появляются игроки постарше, а это не просто нечестно. Это опасно.

В таких случаях младшие, чтобы не отставать от старших, выкладываются до предела, - говорит Артем Кравцов, заместитель директора Московского научно-практического центра спортивной медицины (МНПЦСМ). - Причем не только физически, но и психологически. А те, кого отстранили от соревнований, чтобы освободить место игрокам со стороны, получают моральную травму…

Психологическую травму получают порой и целые коллективы, когда по прихоти спортивных функционеров в число участников турнира в какой-либо возрастной группе, включаются и заведомо слабые команды. 30-40 безответных шайб в одном матче – отнюдь не редкость в играх с участием хоккеистов, которым меньше десяти лет.

«Баранка» как снаряд

Сегодня в детском хоккее очень остра проблема тренерских кадров. Не обладающий достаточными знаниями тренер может негативно повлиять на здоровье своих воспитанников, всего лишь неправильно распределив нагрузки. А ведь в хоккей приходят и нездоровые дети. По последним данным, лишь 16 процентов ребятишек, желающих заняться этим видом спорта, можно назвать абсолютно здоровыми. И поэтому главная задача, которая стоит сегодня перед детским хоккеем - это оздоровление детей, а не превращение их - любой ценой - в профессионалов.

Вот что в связи с этим говорит заместитель директора Московского научно-практического центра спортивной медицины Артем Кравцов:

У внешне здорового ребенка могут иметься отклонения в сердечно-сосудистой системе, которые очень сложно выявить. В обычной жизни они никак не проявляются, а вот после предельных физических нагрузок могут привести к весьма печальным последствиям. Если заниматься не спортом, а физкультурой, то с такими отклонениями можно дожить до ста лет, даже не зная о них. Но так как дети-хоккеисты получают очень высокие нагрузки, то они должны находиться под бдительным медицинским надзором в специализированных учреждениях. Например, в таком, как наш Центр, в котором есть тест-зал с самым современным оборудованием. В принципе же любая спортшкола обязана иметь полноценную медицинскую службу, а спортивные группы должны обязательно проверяться во врачебно-физкультурных диспансерах.

Необходимо, конечно же, утверждают специалисты, и самым внимательнейшим образом относиться к «мелочам», на которые у нас почти не обращают внимания. А вот в хоккейных школах США, например, воспитанникам, не достигшим 14 лет, запрещено делать «щелчки», так как это требует чрезмерных для подростка усилий «нижней» руки. У нас же «щелкают» и десятилетки.

Стоит, наверное, прислушаться и к мнению тех тренеров, которые считают, что шайбы для детей-хоккеистов должны отличаться от тех, которыми играют взрослые. Ян Каменецкий, например, говорит, что начинающих следует тренировать, вырезав из каучукового снаряда середину, чтобы он стал похож на баранку. Габариты шайбы остаются «взрослыми», а ее вес заметно уменьшается.

…Из бессчетного числа маленьких хоккеистов лишь единицы становятся профессионалами. Тем не менее, годы, проведенные в клубной спортшколе обязательно принесут большую пользу всем ребятам, если только и тренеры, и родители будут думать не только о победах, но и о том, как сохранить и укрепить здоровье детей.

Михаил ТОЛПЕГИН

Ситуация выглядит парадоксальной. С одной стороны, все вроде бы нацелено на подготовку «звезд», а с другой - хоккейные «звездочки» гаснут, не успев засиять в полную силу. В статье Толпегина приведены высказывания специалистов, поддерживающих его точку зрения. Однако наверняка есть и другие мнения относительно положения дел в нашем детском хоккее, да и вообще в детско-юношеском спорте.

Так правильно ли у нас учат тренеров? Как они должны готовить будущих мастеров? Что нужно сделать, чтобы здоровье детей и подростков не приносилось в жертву спортивным результатам? Мы приглашаем к разговору детских тренеров, преподавателей спортивных вузов, специалистов спортивной медицины, руководителей спорта и, конечно, родителей юных спортсменов. Пишите нам, высказывайтесь, спорьте.

Хоккей оказывает большое влияние на характер и личностные качества спортсмена, укрепляет морально и физически. Это командная игра, вырабатывающая умение работать в коллективе и ценить помощь товарищей.

С первых занятий хоккеиста учат уважать своего тренера и беспрекословно выполнять его указания, тренироваться с полной отдачей и не жалеть сил для победы. Настоящий хоккеист должен быть подготовлен трудностям и выдерживать большие физические нагрузки.

Физические качества хоккеиста

Записываясь в школу хоккея или отправляя туда ребёнка, каждый должен понимать, каким должен быть хоккеист, каждый должен быть готов к тому, что на занятия предстоит потратить много времени и сил. Спорт будет забирать всё свободное время, от многого придётся отказаться. На пути к профессиональному хоккею – большие физические нагрузки, множество побед и не меньше – разочарований. Чтобы показывать хорошие результаты, хоккеист должен иметь хорошо развитую мускулатуру, быть:

Выносливым.

Сильным.

Быстрым.

Хоккей укрепляет здоровье и развивает физически, он вырабатывает дисциплинированность, которая помогает в дальнейшей жизни. Чувство ответственности одинаково полезно и в быту, и в спорте, а привычка соблюдать распорядок дня и вести здоровый образ жизни останется на всю жизнь.

Что должен уметь хоккеист
Хоккей – жёсткий и техничный, по-настоящему мужской вид спорта, он развивает мужественность и смелость. Хоккеист должен:

Иметь хорошую реакцию.

Чётко координировать свои движения и действия.

Уметь за секунды оценивать ситуацию на площадке.

Быть организованным, волевым и целеустремлённым.

Иметь выдержку.

Принимать быстрые решения.

Ставить интересы команды выше личных амбиций.

Быть лидером.


Найти для себя пример для подражания в профессиональном хоккее несложно. Им может стать Александр Овечкин, который одинаково хорошо показывает себя на высоких скоростях и в силовой борьбе и Илья Ковальчук, поражающий силой и точностью бросков. В своём стремлении выиграть всегда удивляет болельщиков Шон Эйвери, отдавать блестящие пасы умеет Джо Торнтон, а молниеносно оценивает обстановку на площадке Сидни Кросби. Примером прекрасной физической формы может служить Здено Хара, разумной жёсткости – Дион Фанёф, умения кататься на коньках – Скотт Нидермайер, а играть на команду – Сергей Зубов. Можно перечислить ещё десятки российских зарубежных хоккеистов, на которых можно и нужно равняться, но не следует забывать, что успех в хоккее зависит не только от стараний тренера и личных данных, но и от вашей настойчивости, целеустремлённости и любви к спорту.

В любой спортивной системе человек – это его результаты. В хоккее игрок – это набор показателей, личных и командных. Что важнее? Какие качества нужно развивать у молодых хоккеистов?

Самая большая ошибка критиков и «специалистов» данного вопроса – режим «всезнайки» или «комплексный подход».

Почему-то тренеры считают, что, работая над всем сразу, нужные навыки будут одинаково «прокачиваться». Именно из-за сложности систематизации процессов получается так, что игрок становится «троечником». Тренеры не знают, чему учить в первую очередь, чему во вторую, чему в третью, поэтому учат «всему помаленьку». Представьте, если бы инженер ядерного реактора знал все процессы ядерного синтеза не до конца. Такого специалиста не взяли бы на работу, а хоккеистов берут, потому что катастрофой это не грозит.

Канадцы в плане хоккейной подготовки ушли далеко вперед, надо это признать. Не стоит приписывать медали на молодежных чемпионатах мира российской системе хоккейного воспитания, наши парни добиваются успеха совсем не за счет технической и игровой оснащенности. Победы «молодежки» — это самородки + характер, неуступчивость. Канадцы слабее физически и морально, но технически мы отстаем. А теперь давайте представим, что «канадская техника» соединится с «русским характером» и комбинационным хоккеем.

1. Скоростное катание. (Павел Дацюк).
Первое чему учат юных хоккеистов в Канаде – скоростное катание. До 12-13 лет дети занимаются только техникой и катанием.

Почему именно скоростное? Сейчас мало уметь кататься, что показал последний МЧМ, а нужно кататься быстро. Быстро кататься, отнюдь – это не значит быстро бежать.

Павел Дацюк – это тот хоккеист, который, на мой взгляд, владеет коньками идеально. Если внимательно посмотреть видео с Павлом, то можно увидеть, что на один шаг Дацюка приходится почти три шага Овечкина! А это секунды, которые решают исход матча. Отмечу, что львиная доля канадцев владеет коньками не хуже Дацюка. Кросби, Тейвз, Гецлаф, Нэш. Список можно продолжать до бесконечности.

2. Техника. (Александр Радулов).
Когда про игрока говорят, что «он техничный», то часто имеют в виду его способность обыгрывать соперника один в один и красиво обращаться с шайбой. Но смысл слова «техника» гораздо глубже.

Вторым шагом у детей развивают технические навыки, да еще в таком количестве, чтобы руки на всю жизнь запомнили каждое движение. «Техника» — это передачи низом, подкидкой, десятки разных финтов, обработка шайбы на льду, обработка шайбы налету и т.д.

На этом этапе после изучения каждого приема главным показателем будет скорость и точность исполнения каждого элемента. Если это подкидка, то в любой участок площадки с максимальной скоростью 10 из 10 передач.

Из российских хоккеистов яркий пример – Александр Радулов. Он умеет на льду почти все и отлично комбинирует свои технические навыки с броском. Но разве это получается хуже у Стэмкоса, Кейна или Тавареса? Не думаю.

3. Бросок. (Александр Овечкин).
Голевое чутье тут совсем не причем. Третий этап в подготовке спортсмена – постановка правильного броска.

Этот этап протекает в два отрезка. Кистевой бросок отрабатывается с самого детства, бросок в касание и «щелчок» примерно с 13 лет, когда в руках у мальчишек появляется достаточно сил.

Основной показатель здесь – точность. Канадцы уже в 15-16 лет бросают сильно, не обладая при этом выдающимися физическими данными. Мощно бросить может даже «любитель», имея сильные руки, но нужно выработать точность действия, чтобы можно было в одну точку попадать 9 из 10 раз.

Наглядный пример – Александр Овечкин. В последнем сезоне, стоя в одном месте при реализации большинства, он забросил 39 шайб. Только вдумайтесь. Из одной точки.

На МЧМ канадцы показали, как нужно бросать. Хлюпенький паренек по фамилии ДюКлер в касание бросил настолько резко и точно, что Шестеркин даже не дернулся. Про старшие поколения страны «кленового листа» можно сказать то же самое, благо примеров много.

4. Тактика, большинство, командные взаимодействия, психология, физика.
Если говорить коротко об этих навыках, то у российских хоккеистов с этим проблем нет. Если есть основа (Катание + Техника + Броски), научить детей нескольким тактическим схемам несложно.

До 15 лет ребятам достаточно общих физических и игровых упражнений, чтобы держать себя в тонусе. После 15 лет уже можно заняться плотно «физикой», отдельно тренируясь в тренажерном зале. За 1-2 года при помощи правильного питания и квалифицированного тренера можно достичь невероятных результатов.

Психология спортсмена работает в соревновательном ритме. Спортсмен многое в жизни воспринимает как спор и игру. Это основа спортивной психологии. Чтобы выигрывать и зарабатывать уверенность в себе — нужны навыки. И когда ребята спрашивают, зачем им нужны те или иные элементы, нужно знать, что им ответить, а не раскидываться фразами типа: «Я тренер. Я лучше знаю, что нужно».

Теперь, подводя итог, можно сделать интересный вывод. Почему на места легионеров в КХЛ берут канадцев, американцев, реже финнов, шведов, чехов? Потому что они ничем не хуже русских и гораздо дешевле. Пропагандисты ужесточения лимита понимают, что если этот самый лимит на легионеров отменить, то русским хоккеистам и сборной придется тяжко. Но они не хотят принять саму первопричину таких последствий – плохую оснащенность российских игроков. Просто они «троечники», но не по своей вине, просто тренеры не имеют четкого плана, чтобы запустить конвейер. А по законам рынка, если продукт одной компании по качеству такой же, как и у конкурентов, то клиент обращается к цене. Канадцев среднего уровня больше в десятки раз. Все, что у нас считается «визитной карточкой» игрока, умеет чуть ли не каждый канадец – выпускник хоккейной школы.

Максим Шугаев– воспитанник СДЮШОР «Сибирь» (Новосибирск).



 

Возможно, будет полезно почитать: