Иайдо — искусство мгновенного удара катаной. Японские боевые искусства

Японские боевые искусства: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны.

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.

История боевых искусств

Историческое происхождение японских боевых искусств можно отыскать в военных традициях самураев и кастовой системы, ограничивающих применение оружия членами невоенных классов. Первоначально, самураи должны были быть специалистами владения многими видами оружия, а также ведения рукопашного боя, и достичь максимально возможного мастерства в восточных единоборствах с целью защиты либо самих себя, либо своего предводителя. Со временем эти цели уступили место философии достижения духовных целей, стремясь к совершенствованию своих боевых навыков.

Как правило, развитие боевых методов переплетается с оружием, используемым для выполнения этих методов. В быстро меняющемся мире постоянно меняются и предметы оружия, что требует, в свою очередь, изменения и самих методов. История Японии в некотором роде уникальна в своей относительной изоляции. По сравнению с остальным миром, японские орудия войны развивались медленно. Многие люди считают, что воинам это давало возможность изучить свое оружие с большей глубиной, чем в других культурах. Тем не менее, обучение и подготовка этих боевых искусств развивалась, во-первых, в условиях поля боя (стрельба из лука уступила место мечу и копью), а затем пронеся это искусство через длительный период мирных отношений, и, наконец, к современным временам. Со временем определились две тенденции в искусстве – первая, более специализированная, и вторая, эволюционировавшая в сторону более мирной практики и взявшая за основу более высокую цель, чем просто овладение оружием.

Боевые искусства, которые развивались или были созданы в Японии, чрезвычайно разнообразны, с огромным разнообразием учебных средств, методов и философии, с бесчисленными школами и стилями. Тем не менее, японские боевые искусства в целом могут быть разделены на корю и гендай будо, исходя из того, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи. Благодаря тому, что гендай будо и корю имеют одни и те же исторические корни, можно найти различные виды боевых искусств (например, дзю-дзюцу, кэндзюцу или нагигатадзюцу) в обоих направлениях.

Учитывая размеры этой статьи, невозможно описать японские боевые искусства с точки зрения тысяч отдельных школ или стилей, таких как Итто-рю, Дайто-рю или Тэнсин Седэн Катори Синто-рю. Вместо этого, можно рассмотреть основные разделы искусства в зависимости от времени возникновения (независимо от того, практикуется ли этот вид до сих пор), а также подразделы, посвященные основоположным видам боевых искусств, такие как дзю-дзюцу (искусство ручной безоружной борьбы за счет использования косвенного применения силы) или современного кендо (японское фехтование).

Корю – традиционная школа, или старая школа, относящаяся именно к школе боевых искусств, была разработана в Японии или до начала реставрации Мэйдзи в 1866 году или указом Хайторей в 1876 году. Термин также используется обычно для указания того, что этот стиль искусства является «традиционным», а не «современным». Хотя, то, что для искусства означает «традиционный» или «современный», является предметом многих дискуссий. Как правило, основной целью корю как боевого искусства было его использование в войне. Наиболее емким примером школы корю является такая школа, которая сохраняет свои традиционные, а часто и древние, боевые практики даже в отсутствие войны, в целях тренировки. Другие школы корю, возможно, получили изменения в своей практике, обусловленные ходом времени (которые, может быть, могут привести к потере статуса корю в глазах последователей). В этом его отличие от «современных» боевых искусств, чье основное внимание, как правило, направлено на самосовершенствование (психическое, физическое или духовное) индивидуальных практик, с разной степенью внимания к практическому применению боевого искусства – для спорта или самообороны.

Следующие подразделы представляют собой не отдельные школы боевых искусств, а, скорее, общие «типы» боевых искусств. Как правило, они различимы на основе методологии подготовки и оружия, хотя широкая вариативность до сих пор существует в каждом типе.

Жесткие и мягкие методы

Есть две основные стратегические методологии применения силы в японских боевых искусствах. Одна из них – жесткий метод (гохо), другой – мягкий метод (柔 法 дзюхо). Эти две концепции имеют различный, но взаимосвязанный характер, в соответствии с их философским отношением к китайским принципам инь и ян.

Жесткий метод характеризуется непосредственным применением контр-силы. На практике это может быть прямая атака, состоящая из движения прямо на соперника, в сочетании с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда защитник стоит на месте, чтобы блокировать или парировать (сопротивление с целью предотвращения нападения) будет примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, понимается как линейная.

Мягкий метод характеризуется косвенным применением силы, которая либо позволяет избежать нападения, либо перенаправляет силы противника. Например, принятие нападения путем «скольжения» мимо нападающего, с последующим применением силы к конечностям атакующего для его разбалансировки – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, понимается как круговая.

Эти определения приводят к часто иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. На самом деле, оба стиля используются на практике, независимо от их спецификации. Анализируя различия в соответствии с принципами инь и ян, философы утверждают, что отсутствие одного из методов приведут к разбалансировке практикующего, также как инь и ян являются частью одного целого.

Всего существует две системы образования в японских боевых искусствах, хотя в некоторых школах, как известно, наблюдается сочетание этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года была основана на учебной программе для того, чтобы сохранить традиции. Учебная программа имеет совсем немного серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа получила свое завершение в студенческом достижении – «разрешении полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое представляет собой право студента на изучение традиций рю за пределами рю.

Современная система после 1868 года (дани), изобретение которой приписывают основателю дзюдо Кано Дзигоро, присуждает пояса в соответствии с получением студентами определенного ранга. Студенты движутся посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с формальными процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах используют только белые и черные пояса для определения уровня квалификации, в то время как другие используют прогрессирование цветные пояса для уровней кю.

Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

Доспехи самурая

Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом .

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Кендо

Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

Кюдо

Своей судьбой кюдо - искусство стрельбы из лука - во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кудо

Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

Нагинатадзюцу

Добавить в Анти-Баннер

Япония может похвастаться широким разнообразием отдельных видов восточных единоборств. Многие из них зародились в глубокой древности, и дают возможность достигать по-настоящему сверхчеловеческих способностей. Некоторые мастера до сих пор посвящают всю жизнь постижению уникальных техник ведения боя. Кануть в небытие такому своеобразному искусству не позволяет наличие миллионов последователей японских единоборств по всему миру.

В нашей публикации хотелось бы рассмотреть наиболее популярные восточные единоборства, виды и отличия. Также выясним, какие существуют техники и стратегии ведения рукопашного боя.

Историческая справка

Своим появлением различные виды восточных единоборств, во многом, обязаны традициям японских самураев, а также применению кастовой системы в обществе. В древности воины были обязаны постигать мастерство владения различным оружием. Значительное внимание уделялось технике ведения рукопашного боя. Все это требовалось самураям не только для защиты собственных семей, но и для обеспечения безопасности представителей знати, которых называли сегунами.

Со временем практическая сторона вопроса отодвинулась на второй план. Освоение техник боевых искусств приобрело более философское значение. Японские мастера стали называть подобные занятия путем, не имеющим конца. Виды восточных единоборств начали использовать в целях укрепления духа и тела, совершенствования определенных навыков.

Методы японских единоборств

В японских боевых искусствах существует несколько направлений. Здесь применяются так называемые жесткие и мягкие методы сражения. Концепции имеют различную направленность. Однако их характер во многом взаимосвязан.

Жесткий метод предполагает практику контрсилы. На деле под этим подразумевают прямую атаку соперника, которая включает проявления прямой агрессии в комплексе с нанесением ударов в рукопашную либо с применением холодного оружия. Напротив, применение оборонительной техники дает возможность противостоять подобным порывам и также выступает частью жестких концепций ведения боя.

Для мягких методов характерно применение минимальной силы, что позволяет избегать урона, предотвращать атаки или же направлять кинетическую энергию тела оппонента в нужное русло. В качестве примера можно привести так называемую технику скольжения, когда обороняющийся искусными движениями уходит от агрессивных действий противника и тем самым выводит его из равновесия. Если жесткие методы отличаются своей прямолинейностью, то мягкие более гибкие в тактическом плане.

Сумо

Итак, перейдем к рассказу о популярных японских видах восточных единоборств. Список открывает знаменитая борьба сумо, которая стоит наособицу среди прочих востребованных боевых искусств. Изначально такое занятие представляло собой симбиоз сионистских обрядов и соревнования. Некоторые древние церемониальные практики, которые традиционно использовались в такой борьбе, сохранились до наших дней.

Какие же правила применяются в представленном виде восточных единоборств? Все довольно просто. Чтобы одержать победу, борцу достаточно заставить противника коснуться площадки любой частью тела, помимо ступней. Также можно попросту вытолкнуть оппонента за линию ринга, которая выложена специальным канатом симэнава.

Зачастую исход поединка в сумо решают мгновения. Однако любому бою сопутствуют предварительные приготовления в виде своеобразных церемоний. Такие обряды, как правило, занимают немало времени.

Ни для кого не станет открытием тот факт, что для достижения успеха в сумо боец должен обладать внушительной массой тела. В древней Японии тучность не считалась пороком. Наставники борцов полагали, что удары ногами о ринг пробуждают духов земли, которые делают почву более плодородной. Исходя из этого, чем крупнее участники поединка, тем лучше. Согласно особой философии, в сумо не существует весовых категорий.

Самым крупным достижением в данном виде восточных единоборств выступает получение титула Екодзуна, другими словами - Великого чемпиона. Стоит заметить, что такой высокий статус присваивается борцу пожизненно. Если чемпион начинает терпеть поражения, он попросту заканчивает карьеру.

Джиу-джитсу

Школа джиу-джитсу была основана японским мастером Хисамори Такэноути еще в 16 веке. Вид единоборства стал результатом реализации идеи о максимальной экономии сил в рукопашном бою. Центральное место в тактике заняли всевозможные захваты противника, а также броски с использованием энергии оппонента.

Определяющее значение при постижении техник джиу-джитсу отводится дыхательным практикам, боевым стойкам, умению уклоняться от атак. Несмотря на это, единоборство также допускает нейтрализацию противника, что достигается за счет точечного воздействия на определенные зоны тела оппонента.

Дзюдо

В переводе с японского языка понятие дзюдо означает "мягкий путь". У истоков такого вида восточных единоборств стоит знаменитый мастер Кано Дзигоро, который основал собственную школу боевых искусств в 80-х годах 19 века. Многие техники им были позаимствованы из джиу-джитсу. Мастер отобрал приемы, что отличались наименьшей вероятностью травматизма для обоих соперников, но в то же время подходили для организации зрелищных соревнований. В последующем Кано Дзигоро привнес в боевое искусство целую массу духовных практик, которые позволяли бойцам совершенствовать собственный разум.

Вид восточных единоборств предполагает, в первую очередь, постижение оборонительных техник. Сражение происходит без применения холодного оружия. Победа достигается за счет молниеносного ухода от атак с последующим применением удерживающих, болевых либо удушающих приемов. Удары здесь практически не используются. Поэтому подходит данный вид восточных единоборств для детей.

Айкидо

Айкидо представляет собой уникальную систему боя, что разработана японским мастером боевых искусств по имени Уэсиба Морихэй. Принципиальным отличием единоборства от практик других восточных школ послужил отказ от применения наступательных стратегий и агрессивных атак. В последующем айкидо стали называть искусством использования силы оппонента против него самого.

Стоит заметить, что по данному виду спорта не проводятся соревнования и чемпионаты. Несмотря на это, айкидо пользуется чрезвычайной популярностью среди представителей опасных профессий. Подходит вид восточных единоборств для девушек, которые служат в полиции либо организовывают семинары, где обучают, как быстро обезвредить недоброжелателя.

Кендо

Кендо выступает достаточно популярным боевым искусством, которое предполагает применение холодного оружия. По сути, единоборство обучает технике фехтования на традиционных японских мечах. В древности постижение такого мастерства имело чрезвычайное практическое значение, поскольку позволяло готовить умелых воинов для грядущих сражений. Сегодня кендо является не более чем увлечением.

В ходе тренировок используются специальные маски и доспехи, которые надежно защищают тело бойца от травм. Оружием при этом выступают традиционные палки боккэн, изготовленные из бамбука.

Каратэ-до

Вид восточного единоборства возник на японском острове Окинава во времена, когда эта территория имела статус отдельного государства. Каратэ-до зародилось как метод самообороны, который исключал использование оружия. По сей день здесь применяются лишь техники отработки ударов руками и ногами.

Своей популярностью вид единоборств обязан мастеру по имени Фунакоси Гитин. Именно благодаря этому человеку в 20-х годах прошлого века была проведена масштабная кампания, которая способствовала привлечению внимания к данному виду спорта со стороны широких общественных масс. С тех пор каратэ-до остается одним из самых знаменитых и востребованных боевых искусств во всем мире.

Катана применялась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения мечом катаной берут своё начало в XV-XVI веках.

Главная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и основывающихся на нём техник (например иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах - в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча, - а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму.

Знаменитый японский мастер меча Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе объясняет её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приёмы эскримы (современное название - Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид - гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо - искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решёткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина.

В Японии до сих пор действуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Катана в средствах массовой информации (СМИ)

Со второй половины XX века романтизация Средневековья, Дальнего и Ближнего Востока и в особенности японской культуры стала набирать бешенную популярность. Контакт с японской культурой на Западе происходит главным образом через аниме, мангу и японский кинематограф; тем самым киношные самурайские поединки и дуэли героев аниме являются основным фундаментом представлений европейцев о Японии, которые воспринимаются часто вообще без всякой критики. В наше время заметна тенденция романтизации японского кузнечного искусства, которая значительно отразилась в научно-популярных документациях, выпускаемых National Geographic, Discovery Channel, History Channel, а так же и в российском популярном формате «Военное Дело».

Известнее всего мнение, которое поддерживается многими специалистами-популяризаторами, которое гласит, будто бы японский меч - абсолютная вершина кузнечного искусства во всей истории человечества. Данное мнение, всё же, не выдерживает никакой археологической, исторической и металлографической критики. Составные японские клинки на самом деле не представляют собой ничего «необычного» или «исключительного», так как археологами обнаружены кельтские клинки V века до н. э. (то есть почти на тысячу лет старше японских), состоящие из разных целенаправленно сваренных сортов стали. Исследования римских гладиусов и римско-германских спат выявили сложные сварные структуры и селективную закалку многих мечей. Например, отдельные римские гладиусы не только оказались селективно закаленными, но и показали твёрдость лезвия до 60 единиц по шкале Роквелла. В особенности сварные клинки раннего Средневековья сделаны на очень высоком уровне мастерства. Это доказывают в первую очередь работы Штефана Медера, который в рамках специального проекта совместно с японскими полировальщиками высших рангов отполировал европейские раннесредневековые клинки (два скрамасакса и одну сварную спату) по японскому методу. Результаты однозначно показывают, что даже скрамасаксы германцев состояли из отлично рафинированной стали, сложенной и прокованной ничуть не меньше, чем японские стальные клинки. Также были обнаружены селективная закалка и как минимум два сорта стали. Это доказывает, что составные клинки из различных сортов стали, методы рафинации и селективная закалка никогда не были чем-то исключительно японским. Ближневосточные и центральноазиатские кузнецы владели всеми этими методами в той же мере, что и их европейские и японские коллеги. Мечи и ножи такого же качества, как и японские, делались в Европе со времён Римской Империи, то есть в то время, когда в Японии только начиналось развитие местной технологии сыродутной печи. С исторической и металлографической точки зрения превосходство японского меча над всеми другими недоказано и является продуктом западной популярной культуры XX века.

Свойства материала

Часто упоминается, что как будто из-за мягкого обуха (сердцевины) и очень твёрдой режущей кромки японские мечи почти не подвержены разрушению и режут с одинаковой эффективностью твёрдую сталь и органические материалы. На самом деле данное мнение появилось под влиянием аниме и романтической интерпретации японских легенд. С точки зрения физики термообработанная сталь в 45-60 единиц Роквелла не может быть разрезана (а не просто сломана) точно такой же сталью. Железо как материал не сравнимо со сталью, поэтому популярные шоу, где катаной рубили мягкие жестяные листы толщиной в полмиллиметра, не являются доказательством. Также полностью отсутствуют исторические источники, подтверждающие способность каких бы то ни было мечей «резать как масло» стальные пластины от 1 мм и выше 30 единиц Роквелла, поэтому данные мнения рассматриваются как чистый продукт кинематографа, фэнтези и романтической литературы. Вместе с этим существует ряд европейских и японских историческо-литературных источников, сообщающих о погнутых, иззубренных и сломанных мечах. Мягкий обух катаны разрешает ей сравнительно легко гнуться в случае «перенапряжения», ибо таким образом ферритная сердцевина амортизирует внутренние напряжения и очень твёрдая мартенситная кромка катаны останется неповреждённой, что и требовалось от японского меча. Этим и объясняются изгибы и зазубрины на оригиналах японских мечей. Существуют также сообщения о использовании меча против твёрдых металлических вещей с плачевными последствиями для клинка. Вышеуказанные свойства катаны (способность гнуться, но не ломаться) являются источником мифа о её «неразрушимости». Сцены из фильмов, аниме и многочисленных компьютерных игр, где герои одним ударом разрезают камни, пластинчатые доспехи и твёрдые металлические предметы без видимого сопротивления материала, являются фантазией, что на фоне пределов прочности железа, камня и стали фундаментально противоречит физике.

Феноменальная острота как исключительное свойство японского меча часто встречается в популярных изданиях о катане. Это свойство чаще всего объясняется чрезвычайно высокой твёрдостью режущей кромки катаны (согласно Х. Танимура 60-65 HRC японской катаны против 50-58 HRC европейских мечей). Здесь ошибка появляется из-за перепутывания остроты и стабильности заточки. Катана может сравнительно долго держать заточку, но не является «самозатачивающейся» - этот миф возник главным образом из-за ошибочного приписывания катане свойств тиглевого булата с карбидными микрозазубринами и недавно обнаруженными микроструктурами. В результате способность меча «резать сталь как масло» или «рассекать в воздухе шёлковые платки» исторически недоказуема. Так часто цитируемая «одновременная твёрдость и упругость» являются не комбинацией взаимоисключающих свойств, а компромиссом в рамках законов физики.

Фехтование и сфера применения

Довольно часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно называя, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Это происходит главным образом из самурайских фильмов, голливудских экранизаций и (что типично для детей и подростков) таких аниме-сериалов как «Блич» или «Бродяга Кэнсин». Благодаря до сих пор весьма живучим популярным мифам о европейском оружии, исходящим из XVIII и XIX веков, очень распространено мнение, что японская катана превосходит все другие виды меча по скорости и точности благодаря своему якобы малому весу и малой толщине лезвия. Это утверждение само по себе неверно, если принять во внимание, что среднестатистическая катана так же, как и европейский боевой меч (типов X-XIV по классификации Еварта Окшотта), весила 1100-1200 граммов. Существуют сохранившиеся экземпляры сабли (0,9-1,1 кг), рапиры (до 1,4 кг), шашки и римско-германской спаты (0,6-1,2 кг), они весят меньше восьмисот грамм. Тем самым катана обладает скорее средним, чем малым весом. Толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Европейские же мечи имеют у гарды в среднем 4-8 мм, которые плавно убывают до 2 мм у острия. Тем самым европейские мечи фактически являются более тонкими, чем японские, что однако исторически не отображается в виде необычных рубящих достоинств. С точки зрения физики, острота и стабильность лезвия зависят от его геометрии, которая, в принципе, зависит от толщины лезвия лишь косвенно. Двуручный хват слабо искривлённого клинка длиной между 70 и 80 см также имеет в других частях света свои аналоги (к примеру немецкий гросс-мессер). Тем самым доказательств того, что катана в какой-то мере более быстра или совершенна, с логической точки зрения нет. Аргументы вроде исторического отсутствия полноценных боевых искусств и качественных мечей у других народов вне японо-китайской культуры не берутся во внимание, так как с научной точки зрения не соответствуют археологическим и историческим фактам.

Существуют популярные заблуждения, которые идут также в обратную сторону: часто озвучивается мнение, что катана - исключительно режущее оружие для дуэлей бездоспешных воинов. Это вызвано тем, что сегодня подавляющее большинство аутентичных клинков, произведённых заслуженными мастерами Японии, предназначаются для коллекций или спорта вроде «Тамэсигири» или «Иайдо». Японские мечи, произведённые до периода Эдо («Ко-То» - «старые мечи»), однако очень разнообразны в отношении геометрии лезвия, искривления, центра тяжести, веса и пр. при одновременном сохранении концепта нихон-то на протяжении веков. Эти мечи были отлично приспособлены для поражения традиционных японских доспехов и имели для этого, как правило, требуемую упругость клинка и геометрию режущей кромки. Катана, какой её показывают в СМИ (довольно мягкая сердцевина и очень острая твёрдая режущая кромка), появилась только в период Эдо. Таким образом, японские мечи являются исторически мультифункциональными и не ограничивались только рубкой бездоспешных противников. В СМИ почти всегда опускается факт, что фехтовальная катана, какой мы её знаем сегодня возникла только в XVII веке из утигатана, которая в XV веке произошла из тати. Боевые мечи до периода Сэнгоку и Эдо не являлись фехтовальной катаной как таковой и не были использованы соответствующим образом - необходимо отличать эти два вида мечей.

Конкретная сфера использования катаны в большинстве случаев или недостаточно точно озвучивается, или же искажается. Так рождаются тезисы, которые гласят, что катана не только идеально приспособлена для поражения всех сортов доспеха, но и применима в любой боевой ситуации. В подобных предположениях, однако, явно видно влияние современных фильмов про ниндзя и самураев, которые, как правило, не имеют ничего общего с историческими боевыми искусствами, вооружением и тактикой. До периода Эдо самураи главным образом были конными лучниками, которые применяли меч только в крайних случаях, если копьё яри или нагината были вне досягаемости или утеряны. Только указом сёгуна Токугава Иэясу катана стала «душой самурая» и его личным фехтовальным и статусным оружием, аналогично рапире и шпаге в Европе, в процессе чего былые гражданские войны и сражения в полном доспехе на коне навсегда ушли в прошлое. Таким образом классическая катана самурая начиная с XVII века изначально являлась дуэльным оружием, рассчитанным на бездоспешных противников, и, как правило, не соприкасалась в дуэлях с традиционными японскими доспехами - пригодность катаны для прорубания или прокалывания доспехов или её абсолютная универсальность тем самым не имеют исторических основ. Кавалерийские мечи тати (часто унаследованные) оставались парадным оружием самураев, но носились они по-другому и собственно катаной не являлись. Европейское, ближневосточное и центральноазиатское клинковое оружие было приспособлено для поражения чешуйчатых, кольчужных и пластинчатых доспехов, причём должно было выдержать для этого экстремальную нагрузку. Японские доспехи не содержали столько металла, так как являлись скорее доспехом лучника, нежели копейщика, поэтому японскому мечу не нужно было выдерживать подобные испытания.

Data-medium-file="https://i1.wp..jpeg?fit=300%2C238&ssl=1" data-large-file="https://i1.wp..jpeg?fit=644%2C510&ssl=1" class="wp-image-6634 aligncenter" src="https://srrb.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-1462781.jpeg" alt="самураи-старые-фото-1462781" width="600" height="476" srcset="https://i1.wp..jpeg?w=733&ssl=1 733w, https://i1.wp..jpeg?resize=300%2C238&ssl=1 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения. Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование себя самого.

Дейв Лори

Хотя с другой стороны — на мой взгляд все эти японские боевые искусства давным-давно устарели — и не представляют на самом деле никакого практического интереса — мир меняется что то устаревает — что-то появляется новое. Более лучшее, более соответствующее духу времени.

Но и между тем очень многие люди продолжают увлекаться различными японскими боевыми искусствами и находят для себя очень много любопытного и интересного.

И самое главное - это ведь уникальнейшая возможность прикоснуться к тщательно сохраненному и поэтому до сих пор живому духу — древних японских воинов — примерить его, так сказать на себя.

Итак, все боевые искусства Японии...

Абэ-рю — (яп. 安倍流 ) или Абэ татэ-рю (яп. 安倍立流 ) , также известное как Абэ-рю Кэндо (яп. 安倍立剣道 ) - классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке мастером Абэ Ёрито (яп. 安倍頼任 ). Школа является ответвлением от стиля Тайся-рю, который, в свою очередь, испытал влияние Синкагэ-рю .

Абэ-рю известна как первая серьёзная школа кэндзюцу, которая применяла термин кэндо (яп. 剣道 ) ещё в 1673 году, хотя подобные иероглифы были известны ещё в Китае. Суть кэндо, или кэн-но-мити («путь меча»), в рамках данного стиля заключалась более в духовном и нравственном обучении, нежели в физическом. То кэндо, которое практиковала школа Абэ-рю, не имеет никакого отношения к современной практике кэндо, созданной после реставрации Мэйдзи.

Айдзу Кагэ-рю - (яп. 会津陰流 , «теневая школа Айдзу») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1490 году Айдзу Хьюга-но-Ками Ико (яп. 愛洲移香斎久忠 ), также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада (яп. 愛洲移香斎 尚忠 )

Школа Айдзу Кагэ-рю была основана самураем Айдзу Хьюга-но-Ками Ико в 1490 году, во времена периода Муромати. Айдзу Икосаи являлся членом клана Айдзу и представителем ветви семьи Кии (Kii) города Кумано, которая была поставлена во главу пяти крепостей сёгуном Моринага Синно (яп. 親王 森永 , 1308 - 1335) во времена периода Муромати

Основная направленность школы - борьба с мечом (кэндзюцу). Термин «Кагэ» переводится как «тень» и передаёт суть учения, которое заключается в фокусировке на определении намерения, стратегии и душевного состояние противника путём изучения его/её языка тела, выражения лица и других признаков.

На сегодняшний день Айдзу Кагэ-рю более не существует, однако её знания и техники используются в таких школах, как Ягю Синкагэ-рю и Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, а также многих других.

Айки-дзюдзюцу — японская боевая техника, являющаяся предшественником . В настоящее время термин «айки-дзюцу» (合気術) используется многими современными школами дзю-дзюцу для определения технического раздела с применением принципов айки (合気).

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу , ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu ) - японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу ] (инф.) ) - от яп. 柔 [дзю ] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術 [дзюцу ] (техника, способ) - «искусство мягкости» - общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть джиу-джитсу - искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

Дзигэн-рю (яп. 示現流 , дословно «разоблачённая реальность») - древнее японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Того Тюем (яп. 東郷重位 , 1561 - 1643) в провинции Сацума, современной префектуре Кагосима, на основе школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В основном фокусируется на методах кэндзюцу.

Дзиттэдзюцу (яп. 十手術 Jittejutsu , «искусство жезла») или Дзюттэдзюцу (англ. Juttejutsu ) - японское искусство ведения боя при помощи дзюттэ.

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до: , дословно - «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») - японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 - 1938 ), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Дзюкэндо — японское искусство штыкового боя.

Ёсёкай (ответвление школы ) (яп. 合氣道耀尚會 Айкидо: Ё:сё:кай ) - школа айкидо, созданная и возглавляемая японским мастером Такаси Кусидой.

Ёсин-рю (яп. 楊心流 , «школа сердца ивы») - древняя школа дзюдзюцу, классическое японское боевое искусство, основанное в 1632 году Акиямой Сиробэем Ёситоки (яп. 秋山 四郎兵衛 義時 ). Линия Акияма Ёсин-рю является одной из самых влиятельных школ дзюдзюцу, существовавших в Японии.

Ёсинкан (яп. 養神館 , название состоит из трёх иероглифов: Ё (яп. 養 ) - «взращивать или развивать», СИН (神 ) - «дух», КАН (館 ) - «дом». Это сочетание иероглифов можно перевести как «Дом развития духа») - стиль айкидо (яп. 合気道), основанный японским мастером Годзо Сиодой (1915-1994)

Ёсиока-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке Ёсиокой Кэмпо (яп. 吉岡 拳法 ). Школа пользовалась большой популярностью во второй половине XVII века, когда её создатель был назначен инструктором фехтования сёгуната Асикаги в Киото.

Иайдзюцу — Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу - искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же - это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.

Иайдо (яп. 居合道 иайдо: , дословно, искусство встречать сидя ) - это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Ивама-рю (岩間流) - одно из старых направлений айкидо, созданное Морихиро Сайто, близким учеником Морихея Уэсибы, основателя айкидо. Ведет своё название от местечка Ивама, куда в 1942 году с началом второй мировой войны Уэсиба переехал из Токио. Здесь он открыл додзё, где проводил тренировки до своей смерти в 1969 году.

Ига-рюха Кацусин-рю (яп. 為我流派勝新流 ) - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное мастером по имени Фудзисаки Томинодзё Ёсимити. Корни школы Ига-рюха Кацусин-рю идут от Ига-рю дзюдзюцу (не путать с Ига-рю ниндзюцу), являющегося комбинацией иных стилей боевых искусств. Ига-рю была основана мастером по имени Эбата Мокуэмон Митидзанэ (яп. 江畑杢右衛門満眞 ). Эбата с детства обучался боевым искусствам. Он изучал Фудзияма-рю (дзюдзюцу, иайдзюцу, когусоку; под руководством Сукэгава Тадаёси (яп. 助川忠良 )), Ёсиока-рю (дзюдзюцу; под руководством укадзава Матаиси Танэцугу (яп. 深沢又市胤次 )) и Бугё-рю (иай).

Иккаку-рю - древняя школа дзиттэдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. Техники школы не преподаются отдельно, а включены в программу обучения школы Синто Мусо-рю. Искусство дзиттэдзюцу в Иккаку-рю рассматривает дзюттэ как способ самозащиты против злоумышленника, вооруженного мечом (катаной).

Иппо-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Тода Иппо.

Иссин-рю - древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи - 3,6 метров . Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.

Иттацу-рю - традиционная школа ходзёдзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. На сегодняшний день традиции стиля Иттацу-рю включены в состав школы Синто Мусо-рю.

Итто Сёдэн Муто-рю (яп. 一刀正伝無刀流 , «школа истинной передачи традиций системы без меча Ито Иттосая») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное во второй половине 1800-х годов мастером по имени Ямаока Тэцутаро Такаюки, более известным как Ямаока Тэссю (яп. 山岡 鉄舟 )

Итто-рю (яп. 一刀流 , «школа одного меча») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке известным самураем по имени Иттосай Кагэхиса.

Кагэ-рю - древняя школа баттодзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное Ямамотой Хисаем Масакацу (яп. 山本久弥正胜 ) . Кагэ-рю не имеет никакого отношения к стилям Айдзу Кагэ-рю и Синкагэ-рю. Школа фокусируется на техниках обнажения длинного меча, известного как тёкэн (choken ).

Камадзюцу - традиционное японское искусство ведения боя при помощи серпа - кама.

Канэмаки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в конце XVI или начале XVII веков мастером по имени Канэмаки Дзисай.

Касима Син-рю - традиционное воинское искусство, основные принципы которого были разработаны в XVI веке. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение семьёй Кунии. Современную форму Касима-синрю приобрела благодаря усилиям сиханкэ 18 поколения Кунии Дзэнъя (годы жизни 1894-1966, сиханкэ в 1914-1966 гг.) В школе изучают кэндзюцу (технику фехтования на мечах), нагинатадзюцу (технику боя алебардой), содзюцу (технику боя копьем), баттодзюцу (технику мгновенного обнажения меча с рубкой), дзюдзюцу (технику рукопашного боя) и бодзюцу (технику боя шестом).

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (яп. 鹿島神傳直心影流 , «божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима»), также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю (яп. 直心影流 ) или Касима Синдэн - школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1570-х годах мастером по имени Мацумото Бидзэн-но-ками Таокацу. Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, основанная в середине XVI века, является одной из немногих древних японских школ боевых искусств, дошедших до XXI века и всё ещё существующих на сегодняшний день.

Касуми Синто-рю Кэндзюцу (яп. 霞神道流剣術 ) или Синто-рю Кэндзюцу (яп. 神道流剣術 ) - наименования, используемые для обозначения серии тренировочных форм (ката), посвященных работе с мечом против меча, практикуемых исключительно в школе Синто Мусо-рю . Система состоит из 12-и форм, 8 из которых посвящены длинному мечу (одати), и 4 - короткому (кодати).

Тэннэн Рисин-рю яп. 天然理心流 , «школа естественного понимания духа» или «школа незамутнённого сознания») - классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1789 году мастером Кондо Кураносукэ Нагахиро (яп. 近藤 内蔵助 長溥 ). Широко известно тем, что практиковалось членами синсэнгуми.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (天真正伝香取神道流) – одна из древнейших существующих на настоящий момент школ традиционных японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств Японии. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 – более точная дата.

Тэнсинсё Дзигэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1500-х годах мастером по имени Сэтогути Бидзэн-но-ками Масамото. Основная направленность стиля - практика кэндзюцу и иайдзюцу, однако в программу обучения также входят такие дисциплины, как дзюдзюцу, содзюцу и нагамаки.

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術 , «искусство тэссэн») - японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇 ), популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии. Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами.

Тэцубодзюцу (яп. 鉄棒術 , «искусство тэцубо») - японское искусство ведения боя при помощи стальной дубинки тэцубо . Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке - тэцубо . Из-за своих размеров и веса обращаться с таким оружием было довольно трудно, поэтому возникла целая боевая дисциплина - тэцубодзюцу . Она преследовала цель развить физическую силу воина и обучить его техникам ведения боя при помощи стальной дубинки как на коне, так и в пешем строю. В основе тэцубодзюцу лежит принцип использования инерции, развиваемой оружием при движении по различным траекториям. Техники тэцубодзюцу применяли для нанесения сокрушительных ударов, разбивания доспехов, выбивания противника из седла, а иногда и в качестве портативного тарана.

Не известно, какая воинская традиция формализовала использование тэцубо , однако использование этого вида оружия стало прерогативой лишь тех воинов, которые были достаточно сильны, чтобы овладеть им.

Тюдзо-рю - древнее японскоебоевое искусство (корю), одно из старейших форм кэндзюцу, основанное в XIV веке мастером по имени Тюдзо Нагахидэ (яп. 伊庭秀明 ), который обучался фехтованию у Нэнами Дзиона (Nenami Okuyama Jion ), основателя Нэн-рю.

Унко-рю яп. 雲弘流 , «школа всеохватывающих / всеобъемлющих облаков») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в середине XVIII века мастером по имени Хигути Ситиро.

Уэти-рю (яп. 上地流 Уэти рю: , «Стиль Уэти») - один из стилей Окинавского боевого искусства каратэ, который основал мастер Камбун Уэти (1877-1948).

Фудэн-рю - древняя школа содзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в начале 1600-х годов мастером по имени Накаяма Гэнбэй Ёсинари (яп. 中山吉成 ).

Фукибаридзюцу (яп. 吹き針術 , «искусство фукибари») или фукиядзюцу (яп. 吹き矢術 , «искусство фукии») - японскоеискусство метания игл (яп. 針 , ромадзи: hari ) при помощи духовой трубки: фукибари (яп. 吹き針 ) или фукии (яп. 吹き矢 ).

Фусэн-рю - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в XIX веке мастером по имени Такэда Моцугэ.

Хасэгава Эйсин-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное между 1716 и 1736 годами мастером по имени Хасэгава Тикараносукэ Эйсин (яп. 長谷川 主税助 英信 ). На сегодняшний день знания стиля Хасэгава Эйсин-рю изучаются в таких школах боевых искусств, как Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю.

Хёхо Нитэн Ити-рю (яп. 兵法二天一流 ) - древняя школа кэндзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное между 1604 - 1640 годами знаменитым мастером фехтования Миямото Мусаси. Нитэн Ити-рю известна прежде всего техниками фехтования при помощи двух мечей, катаны и вакидзаси, которые Мусаси назвал Нитэн-ити (яп. 二天一 , «два неба как одно») или Нито-ити (яп. 二刀一 , «два меча как один»)

Хиго Ко-рю - древняя школа нагинатадзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Камэй Гэрусигэ.

Ходзан-рю (яп. 宝山流 ), также известное как Цуцуми Ходзан-рю (яп. 堤宝山流 ) - сого будзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное в конце XIV или начале XV века мастером по имени Цуцуми Ходзан (яп. 堤宝山 ).

Ходзёдзюцу (яп. 捕縄術 ходзё:дзюцу ) или навадзюцу (яп. 縄術 ) - традиционное японское искусство связывания при помощи верёвки. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников. В практике боевых искусств, ходзёдзюцу крайне редко выступало в качестве единственной изучаемой дисциплины, однако его можно было встретить как одну из частей учебной программы различных комплексных школ будо, зачастую в качестве углубленного изучения принципов и техник дзюдзюцу.

Ходзоин-рю - древняя школа содзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно 1560 году Ходзоином Какудзэнбо Иннэем (яп. 宝蔵院 胤栄 , 1521 - 1607)

Хоки-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, японское классическое боевое искусство, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Катаяма Хоки-но-Ками Фудзивара Хисаясу (яп. 片山伯耆守藤原久安 , 1575 – 1650). Взяв Исэ-но-нами в качестве базы, Хисаясу и более поздние поколения семьи Катаяма и Хосино разработали и ввели в арсенал школы более семидесяти техник с мечом . Многие из них были утеряны большинством современных ответвлений, практикующих Хоки-рю. В настоящее время пятнадцать базовых форм составляют основу почти всех ответвлений Хоки-рю (некоторые группы сохранили различные ката). Эти 15 базовых форм разделяются на два уровня: Омотэ (6 техник) и Тюдан (9 техник). Большинство из них практикует из позиции сэйдза .

Хокусин Итто-рю - классическое боевое искусство Японии, основанное в 1820-х годах мастером по имени Тиба Сюсаку Наримаса. Школа входит в состав Нихон Кобудо Кёкай.

Хонтай Ёсин-рю - сого будзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в 1660-х годах мастером по имени Такаги Сигэтоси. Хонтай Ёсин-рю входит в состав организации Нихон Кобудо Кёкай.

Хотэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Такидзава Миноками Хотэн (яп. 滝澤美濃守法典 ). В программу обучения школы входит изучение техник кэндзюцу, иайдзюцу, дзёдзюцу, сасумата, хибуки и кабуки (скрытное и старое оружие), кусари и кусарифундо, тэссэндзюцу, сюрикэндзюцу, содзюцу, кусаригамадзюцу и тэккэн.

Хэйдзё Мутэки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1668 году мастером Яманоути Рэнсинсаи (яп. Yamanouchi Renshinsai ) . Является одной из первых школ, употреблявших понятие кэндо .

Ягю Синган-рю - классическое японское боевое искусство (корю), сого будзюцу, основанное приблизительно 1600 году.

Ягю Синкагэ-рю (яп. 柳生新陰流 , «новая теневая школа Ягю») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1568 году одним из наиболее значимых учеников Камиидзуми НобуцунаЯгю Мунэтоси на основе знаний школы Синкагэ-рю. На сегодняшний день Ягю Синкагэ-рю остаётся одной из самых известных школ японского фехтования.

Ядомэ/ядонэ-дзюцу — искусство отбивания летящих предметов.



 

Возможно, будет полезно почитать: