Ицюань цигун или боевое искусство? Интервью с Анатолием Криводедовым. Цигун для начинающих. Цигун - упражнения. Цигун - упражнения для начинающих. Гимнастика цигун для начинающих

Цигун боевой

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений - тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» - нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу» .

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Основная задача воинского цигуна - накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружающей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4-5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера:

«Железная бочка»

Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18-24 дня.

"Удары по бочке"

Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

Следующий этап - удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все - проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».

Анатолий Криводедов, официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России, рассказывает о стиле ушу Ицюань, его особенностях, методах и применении в бою.

Что за стиль Ицюань? Ицюань это система самообороны или цигун?

Особенностью внутреннего стиля Ушу Ицюань является как раз это сочетание. Базовые методы стиля: Чжан Чжуан (столбовая практика) , Шили (тестирование движением) , Моцабу (шаг трения) и Фали (выведение силы) являются по своей сути классическими методами Цигун (в более старом варианте названия Нэйгун - внутренней работы).

Для чего это нужно, и что это даст тому, кто изучает боевые искусства?

Те кто занимается боевыми искусствами могут:

1) Уточнить внутреннюю составляющую техник своего стиля;

2) Улучшить свою концентрацию;

3) Научиться взрывным ударам в том числе с минимальной дистанции;

4) Исследовать новые возможности своих действий в клинче.

5) Восстановиться после травм;

6) Ускорить восстановление после нагрузок;

7) Поддерживать хорошую форму в зрелом возрасте.

Ну и если посмотреть шире и глубже, то Ицюань новую дает возможность познать себя.

Как давно вы занимаетесь Ицюань и что послужило причиной заниматься именно этим стилем?

Внутренними стилями Ушу и Цигун я пробовал заниматься еще в конце 90-х годов прошлого века. После выхода книг мастера Кёкусинкай Хацуо Роямы (2003-2005) я обратил внимание на стиль Тайкикен (производный японский стиль от китайского стиля Ицюань). В 2005 году у меня состоялась первая поездка в Китай где я начал исследовать основы стиля у китайских мастеров. Причины? Их две. Мне изначально был интересен внутренний подход в боевых искусствах. Вторая, этот внутренний стиль уже начал исследоваться в Кёкусинкай со времен Масутацу Оямы.

С какой целью Ицюань изучается в Кёкусинкай?

Ицюань иногда называют мостом между внутренними и внешними стилями боевых искусств. Стиль формировался достаточно революционно. И можно найти много общего у основателя Ицюань - Ван Сянчжая, его последователя в Японии и основателя Тайкикен Кенъити Саваи и Масутацу Оямы создателя Кёкусинкай.

Вы говорите, что есть много общего у Кёкусинкай и Ицюань. В чем заключается это сходство?

Сходство было в пересмотре карате или ушу с точки зрения эффективности.

Второе, в Кёкусинкай внимание во многом направлено на высшие базовые принципы и поиск истины. «Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний». В Ицюань мы во всех методах взращиваем по сути одно и тоже - осознанную силу (мудрую силу). И каждодневная работа над шлифовкой этой силы позволяет со слов моего наставника в Китае избежать многих соблазнов жизни.

Третье, Ояма сделал акцент в Кёкусинкай на круговые техники, присущие больше китайскому Ушу. Он сам и не скрывал это.

И как я уже говорил, Масутацу на этапе формирования стиля плотно общался с Кенъичи Саваи (Тайкикен), который учился в Китае у основателя Ицюань мастера Ван Сянчжая. Если точнее в основном Саваи тренировал отец моего мастера - Яо Цзунсунь.

В чем заключается пересмотр (переформатирование) в Ицюань и Кёкусинкай?

Пересмотр заключается открытой критике неэффективных подходов (с их точки зрения) в других стилях на тот исторический момент. В предложении новых другого пути. И в отстаивании своих позиций практическим путем (проверка спаррингом).

Какие подходы, с их точки зрения, эффективны, а какие нет?

В Ушу на тот момент с подачи правящей элиты приветствовались формальные комплексы Таолу в ущерб всем остальным традиционным методам. Красивые, полезные и безопасные для верхушки (да, можно вспомнить «Боксёрское восстание»). Плюс позже Культурная революция активно уничтожала всё традиционное, включая настоящих мастеров Ушу. И дело не только в рукопашном умении, а наверное больше в том, что идеалы традиционного Ушу не вписывались в новую государственную идеологию.

И на этом историческом фоне основатель Ицюань Ван Сянчжай предложил возврат к истокам и отбрасыванию всего неэффективного.

Разве в то время в ушу спаррингов не было?

Надо всё время учитывать исторический контекст. В то время был явный перекос в сторону таолу и внешней красивости. В Ушу ранее были традиционные методы проверки эффективности тренировок в том числе и спарринги, но со временем эти методы были кастрированы в спортивные поединки с большими ограничениями.

То есть таолу, по их мнению, не эффективный метод?

Конкретно в той исторической ситуации с таолу был явный перебор. Чтобы этот метод был эффективный нужно в первую очередь отрабатывать предыдущие базовые методы. Потерялась суть Ушу как боевого искусства.

В ситуации с Кёкусинкай дело обстояло примерно также. Каратэ, как боевое искусство начало превращаться в спортивные поединки без контакта.

Что касается формальных комплексов ката, то Ояма постоянно подчёркивал важность ката. Но и в этом методе подготовки был сделан пересмотр с точки зрения эффективности техник. А любимая форма Масутацу – ката Тэнсё вообще имеет прочные китайские корни и выполняется по сути как метод Шили в Ицюань. Кроме того основатель Кёкусинкай поручил своему ближайшему ученику Стиву Арнейлу систематизировать и сохранить систему ката в Кёкусинкай.

Занимаясь на Летних Школах с Ханши Стивом Арнейлом я не один раз обращал внимание на то, что ката в его трактовке были по своей сути аналогом первых четырёх базовых методов Ицюань. В частности Чжан Чжуан (столбы), Шили (медленные движения), Фали (выведение силы) и Моцабу (шаг трения). Интересен также и тот факт, что, готовясь к тесту в 100 поединков, Стив Арнейл выполнял очень много ката в разных режимах.

Ещё я обратил бы внимание на Чемпиона Мира по Кёкусинкай Хадзимэ Казуми , который использовал в своей подготовке методы Ицюань. Мне повезло с ним общаться на совместных тренировках лично и видел насколько он проработан с точки зрения методов Ицюань. Отмечу также учителя Казуми мастера Хиросигэ Цуёси который воспитал целую плеяду Чемпионов Мира. Сейчас он возглавил своё направление Кёкусинкай. И конечно глава ещё одного ответвления Кёкусин - Канчо Хацуо Рояма. Он до сих пор практикует японскую версию Ицюань и поддерживает за счёт этого отличную форму. Добавлю, что в его организации предусмотрена даже должность советника по Ицюань которую занимает китайский мастер Сунь Ли.

На фото: Хадзимэ Казуми

Получается, что в Ицюань нет таолу?

Да, таолу действительно нет. Этим стиль отличается от подавляющего большинства направлений Ушу. Но есть Цзянь У - свободная импровизация техник. Часто эту импровизацию называют «Танец здоровья», иногда это похоже на бой с тенью. То есть когда вы прочно освоили базовые техники (Кихон), то вы можете совершенствоваться в свободных авторских таолу (ката). Точно также, как и в Кёкусинкай при сдаче экзамена на 3-й дан необходимо представить авторскую форму - ката.

У какого мастера вы занимались?

Первый мастер - Ван Юнсянь, второй - Яо Ченгуан и третий у которого я занимаюсь и в настоящее время - Яо Ченжун.

С чем была связана смена мастеров?

Первого мастера мне нашел переводчик который живёт в Китае. Я с ним занимался в Пекине в 2005 году. Второй мастер Яо Ченгуан приехал с семинаром в Москву примерно через год после моей первой стажировки в Китае. И я участвовал в нескольких семинарах с ним. Когда я собрался на вторую стажировку в Китай в 2008 году мне порекомендовали обратить внимание на брата мастера Яо Ченгуана. И я приехал к мастеру Яо Ченжуну на интенсивное обучение (три тренировки каждый день в течение двух недель). Мне понравился подход мастера к обучению и его необычная «умная сила». Далее я уже ездил на стажировки только к нему, став через некоторое время его официальным (внутренним учеником).

Вы можете немного рассказать о каждом мастере у которых вы занимались?

Мастер Ван Юнсянь выглядел очень эмоциональным и жизнерадостным. Он придал моему интересу к Ицюань очень хороший импульс за что я ему очень благодарен.

Второй мастер дал возможность подойти к обучению более системно, благодаря переводчику польскому мастеру Анджею Калишу. Я также благодарен этим мастерам за знания.

А с третьим мастером мы уже занимались в Китае не только системно и очень плотно. Зачастую мои стажировки продолжались месяц по три тренировки в день без выходных. Яо Ченжун указал мне на очень важные детали, которые были упущены на предыдущих этапах. Он делился своими знаниями очень искренне и детально. В общем «звёзды на небе» сошлись на нём.

На фото: Яо Ченжун

С чего начинается обучение в Ицюань?

С первого метода - Чжан Чжуан (столбовая практика). Это ключевой метод, который можно считать визитной карточкой стиля. В то же время столбы всегда считались важнейшим методом во всех направлениях Ушу и Цигун.

Как правило, при описании какого нибудь стиля, говоря о визитной карточке, обычно используются описания тактики или техники. В случае с Ицюань, получается все иначе, ключевым методом является столбовая практика. Что она дает бойцу или что развивает?

Визитку можно обозначить внешне и внутренне. Скажем внешняя визитка Кёкусинкай может выглядеть так: один боец выполняет высокий удар Маваси-гери дзёдан, а второй бьёт лоукик под опорную ногу. А внутренней визиткой стиля может стать к примеру ката Сантин с набивкой или спортивный поединок. В Ицюань внешне - столб, а внутренне - работа в этом столбе.

Дело в том, что тактика Ицюань упакована в столбе Ицюань как универсальный принцип, первопричина. Хотя конечно для зрителя можно всё распаковать и показать в виде каких-то техник. Ну можно ещё показать запасную визитку - Туйшоу (толкающие руки). Этот метод очень проработан в стиле и от него может выстраиваться тактика.

О каких универсальных принципах идет речь?

Самый универсальный принцип заключён в самом названии стиля. Где и «И» - сознание, «Цюань» форма. То есть в первую очередь тренируется сознание (мысль, намерение), которое управляет формой (движением, техникой).

Кроме того столбовая практика это наиболее простой и эффективный метод формирования целостного тела. Если ещё точнее, то правильнее будет сказать ум-тело.

Сознание управляет формой, но ведь форму перед этим надо как-то узнать. Что идет сначала, а что потом?

Безусловно форму надо узнать. Речь не о том, что она не важна, а о том чтобы ведущим инструментом познания формы использовать сознание. При этом форме, особенно на первом этапе, придается особое внимание.

Что подразумевается под формой - это форма движения, форма тела, физическая форма? Какой форме придается особое внимание на первом этапе?

В данном контексте форма включает в себя структуру выстраивания тела и его движения на основе этой структуры.

Именно для этого и предназначено столбовое стояние? Точнее столбы и столбовое стояние

Точнее будет сказать, что столбы это один из ключевых методов. Так как в Ицюань есть ещё 5 основных методов, которые взаимно подпитывают друг друга. О них было сказано в самом начале, но здесь можно и повториться, так как эти вещи важны.

Что же тогда развивает столб?

В столбе мы с помощью сознания объединяем тело, и при внешней неподвижности запускаем внутреннее движение. В итоге приходим к состоянию: там где мысль, там и сила.

За счет чего формируется тело во время стояния столбом? Какие группы мышц задействованы, что именно тренируется?

Сначала принимается определённая позиция тела и успокаивается ум. Сконцентрированный ум это наш инструмент на следующих этапах. Это первый базовый принцип. Затем помощью сознания мы выстраиваем положение тела таким образом, чтобы как можно больше мышц было расслаблено. То есть будут задействованы в первую очередь глубокие (скелетные) мышцы. Если точнее такое состояние мышц и ума называется Фансун. Мышцы расслаблены, а ум активен. Если ещё углубиться, то в мышцах сохраняется тонус-натяжение который позволяет мгновенно включиться в движение. Это второй принцип. И третий базовый принцип - естественное дыхание. Которое во многом определяются предыдущими действиями.

Тот кто решил заниматься столбовой практикой, с чего ему следует начинать?

Лучше всего ему найти мастера, так как без наставника он забредет не туда. Это как в Зону без Сталкера. Может повезет, а может нет.

Раньше я пробовал заниматься по описанию в книгах Роямы, но после первой стажировки в Китае с мастером понял, что шёл не туда куда надо.

Сейчас для таких вот энтузиастов, которые пока не добрались до мастера я сделал видеокурс «Школа Ицюань», чтобы максимально избежать взаимодействия с граблями.

Это временно может направить в нужное русло неутолимое желание начать практику прямо сейчас.

В текстовом виде очень сложно передать множество нюансов начала практики и видео в этом смысле лучшие костыли Ицюань.

Это как заболел зуб и с чего начать. Конечно к стоматологу! Но можно на ютубе найти какой нибудь временный болеутоляющий способ, а можно и самому плоскогубцами попробовать :)

Человек без опыта в боевых искусствах может начать заниматься стоянием в столбе и вообще Ицюань?

Да, может! Человек всё может!

Часто можно встретить непонимание людей в вопросе, как столбовое стояние может помочь в боевом искусстве. Связано это с тем, что в большинстве случаях стояние столбом позиционируется как единственная методика. В итоге многие думают, что кроме этого на тренировках больше ничего не происходит.

Но если попытаться разобраться в деталях, то получается, что с помощью столба человек учится формировать структуру, которая будет универсальной для многих направлений боевых искусств при выполнении ударов, бросков и других действий. В дополнение к этому он учится отключать лишние напряжения в теле, что в свою очередь производит оптимизацию расхода энергии при выполнении приемов. То есть освобожденная энергия из лишних напряжений в теле, переключается на нужную работу. Другие методы Ицюань дополняют тренировку таких возможностей.

Так ли это?

Да, последующие методы реализуют оптимизированную в столбах структуру тела (железо) и оптимизированный ум (процессор). То есть столб можно рассмотреть как перепрошивку. А постоянную практику в столбе как внесение обновлений. Наверное даже не перепрошивку, а возвращению к заводским настройкам - к своему естественному состоянию.

Оптимальное состояние ума и тела это хорошая база для применения в качестве самозащиты. Конечно, сами по себе навыки взаимодействия с партнёром не появятся и поэтому подключаются следующие методы и специальные методики. Можно сказать так, что для здоровья можно остановиться на базовых методах Ицюань. Если мы пойдём в изучении стиля дальше, то на выстроенной базе мы делаем прикладную надстройку. То есть надо с самого начала определиться с целями. Всё это выглядит логично и понятно. В чём заключается сложность? В непривычных для многих ключах Ицюань, когда мы используем в качестве инструментов своё сознание, мыслеобразы.

Получается, что мыслеобразы в практике Ицюань одно из главных составляющих?

Мыслеобразы - один из важнейших инструментов в Ицюань. Искусство мастера в точном использовании этого инструмента для конкретного ученика.

Образ минует интеллектуальную работу мозга, которую мы успокаиваем с началом работы в столбе. Плюс мыслеобраз, как правило носит целостный характер в отличии от дуальности интеллекта.

Но если заглянуть вглубь, то мы используем что-то вроде диалектики. Это Маодунь - некоторая противоречивая разнонаправленная сила. Иероглифами она описывается взаимодействием копья и щита. В связи с тем, что в тренировках мы с первых шагов активно используем своё сознание для обучения требуется опытный наставник и индивидуальный подход.

А есть в Ицюань какие нибудь методики направленные на развитие физических качеств бойца, например работа с отягощениями, набивка?

Все это можно использовать дополнительно, но в меру. Фишка Ицюань в первую очередь в максимальном использовании основных методов.

При этом если идёт подготовка к спортивным поединкам, то естественно добавляются все необходимые для этого методики тренировки, включая бег, работу на мешке, лапах и так далее.

На фото: Яо Ченжун показывает работу на мешке в Ицюань

Так что же тогда Ицюань, целостное боевое искусство или хорошо проработанная методика для боевых искусств для достижения определенных задач?

Ицюань приобретает разную форму в зависимости от целей занимающегося. В Ицюань есть и Цигун, и самозащита, и самопознание. По большому счёту тем же боксом можно заниматься для здоровья в качестве кардио нагрузок (в фитнес клубах сейчас модная тема), а можно и как искусством – рисовать на лице оппонента картины разыми красками.

Но в исходном варианте (в заводских настройках) это стиль Ушу - то есть стиль китайского традиционного боевого искусства которым при желании можно заниматься до глубокой старости для здоровья.

Все равно складывается впечатление, что Ицюань это столб и вспомогательные к нему методы Шили, Моцабу, Фали. То есть, это первичное по отношению к саньшоу, туйшоу и другим методам стиля.

Да, это впечатление нормально. Сейчас поясню. Я знаю, что у моего наставника есть относительно небольшая группа хорошо подготовленных бойцов. Между собой и моим переводчиком мы назвали её «спецназ». И я как-то завёл такой разговор со своим наставником, что может быть для развития стиля в России подготовить ускоренно подобную ударную группу чтобы продемонстрировать желающим боевые возможности стиля. И тогда все встанут в столбы животворящие. Но мастер Яо Ченжун сказал так, «Зачем? Ты потихоньку тренируй всех желающих, давая в первую очередь оздоровительные базовые методы шаг за шагом. И вот когда какой-нибудь «ботаник» (это мой термин) в итоге станет сильнее и здоровее своих таких же друзей «ботаников», то это и будет лучший результат». И сейчас я понимаю эти слова своего мастера.

При этом я знаю как подготовить бойца хорошего уровня, опираясь на методы Ицюань. Но тут дело в том, что к внутренней работе над собой приходят в зрелом возрасте, когда спорт уходит на второй план, открывая новые горизонты. Но эти горизонты не все готовы видеть из-за привычных шор. А молодым удобнее использовать кажущиеся безграничными силы своего здоровья. Тут в современном мире много других эффективных методов и без Ицюань.

Добавлю, что уже давно использую Ицюань в качестве своеобразного апгрейда для мастеров Кёкусинкай. И чем выше уровень мастера, тем быстрее он видит, какие обновления и приложения он может получить от практики. Но к «перепрошивке» готовы не все. Это серьёзный вызов который повлияет на всё в вашей жизни.

Ицюань это конечно же не только столб. Каждый метод сам по себе очень интересен и является целыми миром. Но все эти миры взаимосвязаны и могут быть компактно сжаты в столб, как в чёрную дыру сжимается время и пространство.

А ещё Ицюань это ещё ряд интересных побочных эффектов. Например из своего опыта и опыта своих учеников могу подтвердить новые открывающиеся возможности видения. Можно видеть не только физические границы живого объекта, но и его поле. Те ученики которые занимаются профессионально массажем отмечают новые возможности именно со взаимодействием с этими полями. Подобные методики, кстати, уже не первое десятилетие используются в клиниках Пекина, где Ицюань признан национальным достоянием.

Я бы ещё особо подчеркнул универсальность тех навыков, которые вы получаете от практики Ицюань. Благодаря этим навыкам я переосмыслил изнутри Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо, а мои ученики нашли новые интересные прикладные аспекты в тайском боксе.

Те кто занимаются в первую очередь для здоровья открывают в себе новые способности, связанные с мгновенным реагированием в бытовых ситуациях. И все чувствуют наполнение жизненной силой.

Ну и конечно если прикладывать статью с этим интервью к больным местам, то швы рассасываются :)

Для тех кто интересуются более простыми материями в Китае (я говорю про зал своего наставника) есть общая группа. В ней примерно 30 минут уделяется базовой подготовке (столбы. Шили, Моцабу, Фали) и примерно 1-1,5 часа уделяется парной работе (Туйшоу, Саньшоу, работа на мешках и так далее)

Соответственно в мини-группе и индивидуально мастер уже даёт материал исходя из конкретного человека, его целей и задач.

Поэтому нет какой-то единой универсальной программы для всех, когда мы начинаем изучать приёмы и так далее. Во внутренних стилях нет массовки. Это где-то минус и где-то плюс.

Есть цель спортивные соревнования - бойцу подбирается своя программа. Но Ицюань, не замкнут на спорт, хотя его представители участвуют в соревнованиях.

Что именно вы переосмыслили Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо?

Отличный вопрос!

Серьёзная внутренняя проработка естественно сказалась на понимании Кёкусинкай и Иай- дзюцу. Например, любая стойка из статической превратилось в живую, со скрытыми внутри пружинами и усилиями. Любое движение стало очень удобным для тела и объёмным. Открылись новые возможности по вариантам применения техник. Поединок иногда можно видеть как в замедленной съёмке.

Что именно становится понятно? Обладает ли позиция потенциальной силой или нет. Будет ли техника целостной, а значит более сильной или сила будет ломаться в теле. Пустой удар или наполненный.

Ещё становится яснее как выстроить свои личные тренировки чтобы достигать целей, не получая травм. И есть методы для восстановления себя после самых разных повреждений.

Скорость боевого мышления и реакция становятся острее.

О каких прикладных аспектах, которые нашли ваши ученики, идет речь?

Спектр применения Ицюань широкий. Например, есть столбы сидя. Соответственно можно на этой основе выстраивать самозащиту начинающуюся из этого положения.

Затем есть работа с шестом. В отличии от Кобудо она внешне простая, но очень эффективная как автомат Калашникова.

Уже исходя из принципов Ицюань я тестировал работу с короткой палкой, ножом, тактическими ручками и так далее.

Когда характеризуют некоторые стили, то часто используют в описании технику стиля, например удары ногами в тхэквондо, инерционные броски в айкидо и т.д. Вот если в таком ключе, то какие техники будут визитной карточкой Ицюань?

В Ицюань у разных мастеров можно увидеть авторское понимание ключевых техник. Поэтому я выскажу своё мнение по официальной прямой линии, по которой обучаюсь сам. У мастера Яо Ченжуна я вижу хорошо поставленный вход на среднюю-ближнюю дистанцию и серия коротких ударов (в основном руками) с одновременным контролем противника. Зачастую вместо ударов может быть опрокидывающий толчок.

О каких именно ключевых техниках идет речь? Понятно, что это какая-то база стиля, но что в нее входит?

Ицюань это традиционный стиль Ушу. А в Ушу самое главное хороший удар. Базовые методы готовят к умению ударить и защититься любой частью тела. При этом сохраняются ключевые принципы.

Что за ключевые принципы? Это какие-то малозаметные нюансы выполнения техники или что-то другое?

Один из ключевых принципов заложен уже в самом названии стиля где ведущая роль отводится тренировке сознания (намерения, импульса мысли).

То есть развивается умение с первых секунд захватывать контроль ситуации своим намерением, в определенном контексте - волей. Этот же принцип используется и на физическом уровне, когда мы учимся выходить на мгновенный контроль с помощью метода Туйшоу . Далее ключевым принципом может подключаться метод Фали - выброса усилий. А каким будет Фали - толчок, удар кулаком, ладонью, ногой, это уже по ситуации, по предпочтениям конкретного человека.

Первый принцип в какой-то мере можно сопоставить с японским понятием состояния Заншин.

То есть любой стиль со своей техникой впишется в Ицюань и может использовать ключевые принципы и методики стиля?

Я бы сказал, что любой стиль можно улучшить с помощью методов Ицюань. В Китае, например, стиль использовался для подготовки боксёров, стрелков, баскетболистов и других спортсменов. У меня, кстати, тоже есть ученик профессиональный стрелок из пистолета. Он отмечает явную пользу.

Чем туйшоу Ицюань отличается от туйшоу других стилей ушу, например тайцзи цюань?

Отличие в том, что в Ицюань Туйшоу рассматривается как промежуточный метод для перехода к ударной технике. И этот переход реально отрабатывают. Плюс чаще идут различные заломы, подсечки, и прочие борцовские штучки. В Тайцзи зачастую Туйшоу рассматривается как конечный продукт безопасного поединка для проверки качества техники.

Тайцзишники часто критикуют Ицюань Туйшоу за то, что в нем на их взгляд все слишком жестко. На самом деле это более выраженное усилие на центр противника, которые и составляет основу боевого применения.

Воздействие на ближней дистанции происходит ударной техникой: 4 базовых удара кулаком (прямой, боковой, снизу и сверху). Эти техники близки к боксу.

Это также удары открытой ладонью, ребром ладони, локтями, головой, коленями, стопой, плечом.

И также точки с разным проникающим наполнением.

В линии моих мастеров, как правило используется ударная техника. В других линиях можно увидеть другие варианты.

Ицюань на мой взгляд может заточить неплохой анти-греплинг. Это я немного сам проверял с Кудо и БЖЖ.

Какая основная тактика бойца Ицюань?

Притвориться большим деревом :)

Тактика бойца Ицюань может быть такой. С помощью перемещений и ложных действий выйти на удобную позицию для удара и выброса силы (Фали). В идеале ударная техника сочетается с контролем противника и его центра тяжести.

Основное направление атаки - центральная линия. И примерно 70 % ударов направлено в голову.

Как правило боец Ицюань стремится перехватить инициативу и атаковать с разрушение защиты. Часто используется встречная атака с одновременной защитой.

Удары ногами используются обычно не выше пояса на средней дистанции в сочетании с действиями рук. И в боевом варианте они направлены на тазобедренные и коленные суставы. Также используется болезненный отвлекающий низкий прямой удар в нижнюю часть голени. На ближней дистанции зачастую используются удары в пах в сочетании с ударами головой. На сближении используются хлёсткие удары по глазам и удары основание ладони в подбородок. По корпусу чаще используются удары открытой ладонью, чем кулаки.

Как происходит обучение Ицюань?

Обучение в Китае проходит в общих группах, мини-группах и индивидуально. На стажировке я участвую во всех трёх тренировках в один день. В России я использую такой же подход. У меня есть небольшие группы и индивидуальные ученики. Ко мне также приезжают ученики из других городов на стажировку. Два раза в год я провожу углублённых Школы в Крыму и Карелии, плюс ознакомительные семинары в разных городах.

Как правило тренировка начинаются со столба. И их может быть 2-3. Затем переходят к методу Шили, Моцабу. После этого может добавляться Фали и парная работа.

На каком этапе своего обучения, ученик начинает изучать сами приемы?

Знакомство может быть прямо с первого занятия. Весь вопрос в целях занимающегося. Обычно Яо Ченжун в конце первой тренировки сам аккуратно работает в паре с новичком. Чтобы он мог оценить что он может получить в прикладном плане.

А так, в процессе все изучают удары с первых занятий вместе со столбами и другими базовыми методами.

В Ицюань, как и в других внутренних стилях нет понятия «приёмы», особенно в нашем понимании. Есть понятие Юн - применение.

Что это означает. Нет фиксации на конкретной серии действий. При том, что такие действия можно наблюдать.

В связи с этим применение (Юн) может встречаться уже с первых тренировок в основном в качестве демонстрации. При этом новичку предлагается повторить показанную технику либо серию техник. Как правило это не получается. Тогда и поясняется, что надо практиковать базовые методы, в идеале ты должен включать свои мозги и разобраться какие именно детали в базовых техниках имеют пробелы.

Опишите свою тренировку или свой тренировочный день.

5.30-6.00 - Подъём. Дзадзен, чай и утренние дела.

7.00 - Тренировка в парке (в любую погоду) с группой Ицюань (Цигун). Для всех желающих (бесплатно)

8.00 - Своя тренировка там же в парке до 9.00

10.00 - Индивидуальные тренировки в домашнем зале (не каждый день)

14.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

17.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

18.00-21.00 - Две группы по Кёкусинкай (вт. чт.)

20.45-22.00 - Группа Ицюань (пн. ср.)

17.00 - сборники Кёкусинкай (сб.).

11.00 - Кобудо, Кёкусинкай (воскр.).

Ну и в свободное время между этими тренировками самостоятельная практика.

На фото: Анатолий Криводедов практикует столбовую работу Ицюань

Что вы делаете в рамках обычной своей тренировки?

Ицюань: обычно столб 10-40 минут. Затем различные варианты из Шили, Моцабу, Фали и других основных и вспомогательных методов Ицюань. Зачастую Ицюань я практикую через технику Кёкусинкай. На улице по погоде, больше движения в холодную погоду.

В завершении, какой совет вы бы дали изучающим боевые искусства?

Я бы предложил занимающимся задать себе вопрос о цели своих тренировок. О стратегической цели, а не о тактических целях таких как победа на соревновании или аттестация на очередной пояс. Чем выше будут ваши цели, тем дальше вы продвинетесь на Пути.

Видео «Оздоровительные столбы»

Видео «Боевые столбы»

Видео «Основные Шили»

Видео «Перемещения в Ицюань - Моцабу»

Видео «Фуань фали - выведение силы в Ицюань»

Видео «Подводящие упражнения Хадзимэ Казуми»

Школа Ицюань. Видеокурс >>>

Смотреть видео

Первые 6 упражнений нацелены на: 1. Раскрепощение верхней части тела 2. Проработку навыка генерировать движения от стоп и поясницы 3. Улучшение подвижности суставов. По материалам мастер-класса Шихана Хадзимэ Казуми в Нижнем Новгороде 20 августа 2014 г. Семинар о подводящих упражнениях Шихана Казуми.x

Уступая по физическим показателям многим животным, человек умудрился разработать массу методов, позволивших ему занять почетную нишу «царя зверей». Так возникла гимнастика. Так в мир пришла йога. Так появился цигун.

Порой человеку удавалось выходить за рамки сугубо практического применения боевых систем. Желание человека стать сильным и неуязвимым вряд ли можно оспорить.

Что такое цигун

Цигун - изобретение китайское. Само слово состоит из двух иероглифов. «Ци» - жизненная сила, энергия и «гун» - практика, работа. Это обширное направление включает в себя множество различных школ и методик, объединенных так называемой внутренней работой, когда весь акцент переносится на невидимые со стороны эффекты.

Несмотря на многовековую историю, цигун и сегодня не потерял актуальности. Афиши пестрят объявлениями об ускоренных курсах и шоу заезжих «мастеров». Даже не прошла мимо и предлагает свои программы. Так, что же такое цигун - набор трюков, эффективная боевая система или утонченный метод самосовершенствования?

Боевая гимнастика цигун

Как и подавляющее большинство гимнастических систем, цигун обязан своим появлением различным школам боя. Но не только. Во многом он получил свое развитие благодаря институту горных отшельников. И это не какое-то сугубо китайское изобретение.

Отшельники были, и до сих пор являются неотъемлемой частью любой религиозной культуры.

И всегда они не просто уходят проводить жизнь вдалеке от цивилизации, но еще и практикуют различные системы самосовершенствования. Правда, лишь на Востоке основным методом стал рукопашный бой.

В большинстве своем китайские «горные старцы» были даосами. Именно в их среде возникла наука о внутреннем строении человека и его связи с небесным макрокосмом, развился и нашел практическое применение тезис о борьбе и взаимодействии противоположностей Инь и Ян.

Все это и было отражено в многочисленных практиках цигун.

Все системы так называемого жесткого цигун (иньцигун) относятся к упражнениям высшего типа сложности. Долгое время большинство из них хранилось в глубоком секрете в даосских, буддийских сектах и школах ушу. Жесткий цигун мог обеспечить практически полную неуязвимость при ударах противника, позволял безболезненно принимать удары мечом и копьем, дробить голыми руками камни и черепицу. В ушу жесткий цигун заменял также то, что мы сегодня называем общей и специальной физической подготовкой.

Так же как и в мягком цигун, жесткий цигун насчитывает несколько десятков основных систем, самыми известными из которых являются «Шаолиньский цигун», «Стеклянный колокол», «Железная рубашка», «Восемь великих алмазных упражнений», «Цигун алмазных пальцев», «Алмазный архат» и другие. Согласно легендам непобедимость шаолиньских монахов во многом обусловливалась необычайной крепостью их тел, что достигалось в течение 10-15-летней практики.

Сегодня нам известны некоторые из этих упражнений, но современных поклонников жесткого цигун смущает небольшая фраза в конце описания комплекса «...и делайте так в течение 30 лет». Жесткий цигун - это не только точное выполнение всех указаний во избежание внешней и внутренней раны, но это и неимоверное терпение и безграничное доверие к силам, потаенным внутри собственного организма.

Жесткий цигун был создан на соединении практики мягкого статичного даосского цигун и ряда укрепляющих упражнений ушу и воинской подготовки. Он основан на использовании циркуляции «истинного ци». Предполагается, что занимающийся уже в полной мере овладел мягким цигун, в частности методами «Небесного круговорота» и «регуляции сердца». Без этого жесткий цигун превратится в простой вид атлетической гимнастики и его эффект как «внутренней системы» будет сведен к нулю. Прежде чем использовать ци, необходимо накопить его и наладить его свободную циркуляцию. Это позволяет направить ци Прежденебесного в необходимую точку во время удара или защиты.

Жесткий цигун может быть рекомендован людям любого возраста после соответствующей предварительной подготовки. Он позволяет не только научиться управлять своим внутренним состоянием, но овладеть «выбросом силы», то есть моментом максимального приложения силы всего тела, а также мобилизации ци в экстремальной ситуации. Умение управлять своим телом поможет вам в сотнях жизненных ситуаций. Особенно полезен инь цигун тем, кто занимается спортом, единоборствами, восточными боевыми искусствами.

Ниже приводятся три комплекса жесткого цигун, которые сочетаются друг с другом, при этом их надо изучать последовательно, не мешая упражнения между собой. «Восемь великих алмазных упражнений» и «Алмазный архат» относятся к разделу «Железная рубашка» и позволяют не только значительно укрепить тело, но после долгих занятий сделать его малочувствительным к внешним воздействиям - ударам, падениям, а также изменениям погоди - холоду, жаре и т. д.

Комплекс №1: «Восемь великих алмазных упражнений»

Переплетать корни кипариса

Встаньте прямо. Правая нога делает полшага вперед, ступни располагаются на расстоянии 10-20 см. Руки опущены вдоль тела, ладони обращены вниз, пальцы направлены друг к другу (рис. 42). Сделайте выдох через нос, медленно наклонитесь к правой ноге, достав обеими ладонями пол. В момент касания закончите выдох и немного напрягите корпус (рис. 43). Ладони разворачиваются вверх, сделайте медленный вдох, расслабляя мышцы и разгибаясь в пояснице. Ладони приближаются к животу, будто поднимают с пола какой-то предмет (рис. 44). Проделайте 3 раза с левой и правой сторон.

Представляйте, что, когда вы наклоняетесь и напрягаете мышцы, верхняя часть тела заполняется ци, делая его крепким как скала.

Достать месяц со дна моря

Ноги расставлены на ширину плеч, ладони обращены вниз и располагаются у бедер. Выполните это упражнение так же, как и предыдущее, однако на этот раз наклоняйтесь не вбок, а перед собой. Проделайте по 3 раза (рис. 45).

Ци проникает в даньтянь

Встаньте прямо. Обе руки выпрямлены и разведены в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз (рис. 46).

Сделайте полный ровный выдох. Ладони по дуге опускаются к бедрам, пальцы чуть сгибаются, образуя как бы «когти» (пальцы согнуты в первых и вторых фалангах, центр ладони немного втянут, пальцы не соприкасаются друг с другом). Начните медленный вдох (рис. 47). Руки сгибаются в локтях, «когти» обращаются вверх. Вдох завершается. Медленно напрягите верхнюю часть тела (рис. 48). Задержав дыхание, нанесите правым кулаком 3 удара по левой части груди в разные зоны (избегайте область сердца), затем нанесите 3 удара левым кулаком по правой стороне груди (рис. 49).

Сконцентрируйте внимание на даньтянь и на месте нанесения ударов, направляя ци в эти зоны. Регулируйте силу ударов и не переусердствуйте. Постепенно увеличивайте резкость и хлесткость ударов. Опустив руки, сделайте выдох.

Архат поддерживает Небо

Встаньте прямо, ступни на ширине плеч. Обе руки вытяните в стороны, ладони обращены вниз, начните выдох через нос. Пальцы немного сгибаются, образуя «когти». Руки медленно опускаются вниз (рис. 50). Сделайте медленный ровный вдох на полном расслаблении. Плечи чуть разводятся. Руки сгибаются в локтях, ладони подходят к груди, обращаясь вверх, пальцы направлены вперед, большой палец отставлен в сторону, остальные собраны вместе (рис. 51).

Обе ладони на вдохе поднимаются вверх к голове, будто толкают тяжелый предмет. Предплечья медленно поворачиваются наружу, пальцы направлены в стороны. Подъем рук и вдох заканчиваются одновременно. Задержите дыхание и опустите ци в дань-тянь, сглотните слюну, представляя, что она проходит в даньтянь, омывая каналы (рис. 52).

Руки медленно опускаются вниз по дуге через стороны. Сделайте медленный выдох через нос, одновременно расслабьте все тело, сконцентрируйте внимание на даньтянь. Повторить 6 раз.

Гневный взгляд алмазного архата

Во многом это упражнение схоже с предыдущим. Руки выпрямлены в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз. На медленном выдохе левая ладонь сжимается в кулак, а правая образует «орлиный коготь» (пальцы собраны вместе и согнуты в первых и вторых фалангах). Ладони медленно опускаются к бедрам (рис. 53).

Язык поднимается к верхнему нёбу. Сделайте медленный вдох, все тело напрягается. Левый кулак обращается центром вверх, а правый - «орлиный коготь» - центром влево, пальцы направлены вверх. Одновременно кисти медленно поднимаются к груди, локти прижаты к ребрам, расстояние между кулаком и «орлиным когтем» 10-15 см (рис. 54).

Закончив вдох, сглотните слюну, опустите ци в даньтянь. Одновременно взгляд направляется вверх, насколько это позволяют глаза. Когда вы полностью проследите движение ци в даньтянь мысленным взором (а фактически, движение слюны), прикройте глаза. Чуть задержите дыхание, откройте глаза, расслабьте руки, опустите ладони по дуге вниз к бедрам. Одновременно выполните медленный выдох. Повторить 6 раз.

Обхватить Луну и сунуть ее за пазуху

Встаньте прямо, разведите руки в стороны на уровне плеч, ладони обращены вперед (рис. 55). Ладони складываются в «когти», которые сводятся перед грудью центрами друг к другу. Расстояние между «когтями» 20-25 см. Руки в локтях не сгибать. Затем согнуть руку в запястье, ладони обращаются внутрь будто вы обхватываете шар. Сделать медленный вдох (рис. 56).

Руки сгибаются в локтях, завершая обхват шара, одновременно закончите вдох (рис. 57). Опустите ци в даньтянь. Нанесите резкий удар кулаками назад, буд¬то разбивая что-то о живот (после месяца упражне¬ний можно наносить удар по животу). Одновременно произведите резкий выдох со звуком «хай» (рис. 58). Выдохнув полностью воздух, опустите руки вдоль бе¬дер и расслабьтесь. Повторить 6 раз.

Император натягивает лук

Встаньте прямо. Левая нога делает полшага вперед. Правая рука вытягивается в сторону - вправо, ладонь обращена вверх. Левая рука согнута в локте, ладонь обращена вниз и располагается перед даньтянь. Произведите короткий неполный выдох (рис. 59). Правая рука сгибается в локте, ладонь идет влево, останавливаясь над левой ладонью. Левая ладонь обращается вверх. Одновременно сделайте глубокий ровный вдох (рис. 60). Правое предплечье проворачивается внутрь таким образом, что правая ладонь обращается вниз. Завершая движение влево, правая ладонь делает хлопок по левой ладони сверху. Затем на мощном выдохе сделайте рубящее в горизонтальной плоскости движение правой ладонью слева направо. Во время рубящего удара ладонь обращается вверх. Делайте выдох со звуком «хай» (рис. 61). Повторить 6 раз.

«Если вы хотите достичь высот и окунуться в глубины гун-фу - занимайтесь цигун. Если же вы хотите достичь высот и окунуться в глубины цигун - занимайтесь медитацией».
Сифу Хо Фатт Нам

Цигун тесно связан с китайскими боевыми искусствами. Но философия и методики тренировок присутствуют и боевых искусствах Японии, Вьетнама, Кореи, Таиланда и Индии. Даньтянь, дан-дьен, тандэн, хара, секретная чакра, свадхистана – все это одно и тоже, но на разных языках и в разных традициях. До «культурной» революции в Китае цигун преподавали исключительно избранным ученикам. Именно поэтому о нем говорили как о некоем продвинутом стиле внутреннего гун-фу, с помощью которого Мастер мог поразить противника, не оставляя никаких внешних следов. Также, что Мастера могут безболезненно переносить удары соперника, не получая травм, и даже отражать голыми руками вооруженное нападение. Позже, когда цигун начали обучать как оздоровительному искусству, многие стали ошибочно думать, что он не имеет ничего общего с боевыми искусствами.
Что же такое цигун? Система упражнений? Путь к бессмертию? Магия? Философия? Искусство? Образ жизни? В чем его секрет и как его можно использовать в повседневной жизни?

Необходимо сказать, что термин «цигун» молодой, и он массово стал употребляться в коммунистическом Китае. Так же, цигун – это собирательное понятие. Поскольку в прошлом среди Мастеров были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, боевого - то и названия, которые они использовали, были различными: чин-гун, туна, даоинь, яншеншу, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и другие. На мой взгляд, более точное название такой практики передает термин “Ян Шен Шу” - Искусство Взращивания Жизни.

Сейчас цигун находится в состоянии расцвета. В прошлом он не был так доступен и популярн. В наши дни можно пойти в книжный магазин и свободно купить книгу по цигун. Такая ситуация в прошлом была невозможна. Тогда секреты этого искусства ревностно охраняли и за обладание такой книгой люди иногда рисковали своей головой. Но обладание подобной книгой совсем не означает, что знания будут получены правильно и придет успех. Цигун на 80% состоит из мелочей, без которых это будет просто красивая гимнастика. Поэтому нужен тот, кто научит и передаст состояние цигун, то есть нужен Мастер.

Некоторые люди имеют искаженные представление о цигун. При первом приближении цигун можно считать системой упражнений, но он отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Считать, что это всего лишь какой-то вид плавных физических упражнений для поддержания здоровья и лечения болезней, - такое понимание крайне ограничено. Плавные физические упражнения составляют лишь незначительную часть цигун. Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении. Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других. Аналогичная ситуация сложилась и с йогой несколько десятилетий назад. Тогда многие западные люди думали о йоге как о наборе забавных поз для похудения или как о разновидности гимнастики. В то время как все эти достоинства имеют место, они весьма мелки по сравнению с главной целью йоги - единению с Богом. Таким же образом многие люди понимают цигун поверхностно. Они не осознают поистине неограниченных возможностей этого древнего Искусства.

Одной из основных целей занятий является обретение крепкого здоровья и долголетия. Также благодаря практике цигун человеческое тело приобретает удивительные возможности, которые поражают даже самых отъявленных скептиков и служат объектом научного изучения. Но в чудесах цигун нет ничего загадочного и мистического. Цигун – это наука. И человек, желающий заниматься цигун, не должен считать себя всезнающим и непогрешимым. Необходимо настроиться на учебу. Эта наука, в широком смысле, является средством познания ци. Цигун соприкасается со всеми видами человеческой деятельности, связанными с энергией. Сюда можно отнести фэн шуй, медицину, физиогномику, климатологию и тп. В практическом применении искусство цигун направлено на сохранение и укрепление здоровья, усиление боевых качеств, тренировку умственных способностей и движение к духовному совершенству.

Частично Цигун похож на йогу – этот раздел называется «даоинь» (современное название «даосская йога»). Много техник даоинь повторяют характерные особенности движений разных животных: черепахи, журавля, обезьяны, тигра. Но в целом Цигун – это искусство владения энергетикой человека и вселенной. Это - огромный комплекс практик, который задействует в совокупности тело, дыхание и сознание. Термин «цигун» состоит из двух слов: «ци» и «гун». На Западе принято понимать под «ци» энергию. Также, этим словом изначально обозначались воздух, пар, дыхание. «Гун», означает «мастерство, достижение». Один из возможных переводов этого термина звучит как «искусство управления жизненной энергией».

Занятия по системе Цигун предполагают формирование правильной структуры тела - физической и энергетической: очищение, открытие каналов, по которым протекает жизненная энергия ци. Затем - изучение способов принимать и излучать ци, распределять ее по каналам; изучение прикладных техник Цигун; техник уменьшения потребления пищи заменяя ее ци; изучение базовых методик Цигун-терапии для поддержания психического и телесного здоровья. Третий этап - расширение интуитивного восприятия и познания, что способствует развитию человека как индивидуума и пониманию его истинной природы.

Мастера различных школ боевых искусств, всегда использовали цигун для усиления боевой мощи. Тот тип цигун, который известен как «боевой», иногда называют жестким цигун (ин цигун). Однако, для обозначения оздоровительного аспекта, термин «мягкий цигун» звучит весьма редко, и то, чтобы избежать неправильного толкования. Жесткий цигун иногда называется также «ушу-цигун» (цигун боевого искусства). В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих приемов, ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов, нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.
Для тренировки воинов, цигун стали применять во времена династии Тан. Учеников школ гун-фу знакомят с базовыми понятиями цигун ещё на начальном этапе обучения, а в процессе тренировок они постигают более сложные элементы этого искусства. Шаолиньское гун-фу, наиболее знаменитое из китайских боевых искусств, содержало семьдесят два специализированных направления: Золотой Колокол, Железная Ладонь, Бег поверх Травы и другие, применявшие цигун на тренировках. Известный факт, что Мастера шаолиньского гун-фу выдерживают удары, не получая травм, ломают кирпичи голыми руками или бегают очень долго и быстро, не уставая. Секрет следует искать в искусстве управления потоком ци.

Также цигун развивает способность к абстрагированию от окружающей обстановки и сосредоточению на конкретной задаче - качества, бесценные для любого бойца. Все достижения гун- фу так или иначе связаны с медитацией, которая представляет собой процесс тренировки ума.
Это уже неоспоримый факт: цигун существенно повышает боевое мастерство. В отличие от других боевых искусств (не использующих цигун в тренировках) и различных видов физических упражнений, цигун позволяет человеку совершенствоваться без оглядки на возраст. Дело в том, что, в отличие от физической силы, убывающей с возрастом, внутренняя мощь цигун с годами практики только лишь возрастает.

Во многих боевых искусствах за приобретение внешней силы ученик расплачивается огрубением кожи и мозолями на руках и ногах. Владеющий цигун, обладая не меньшей боевой мощью, не только не будет носить эти памятные знаки - напротив, благодаря цигун, его внешность станет более привлекательной. В то время как представители многих школ боевых искусств становятся агрессивными в силу специфики тренировок, то с цигун они неизменно спокойны и уравновешены.
Подобные качества являются прямым результатом дыхательных и медитативных техник по системе цигун. Например, Тай-цзи цюань - это не только эффективное искусство самообороны, но и прекрасный способ профилактики и лечения заболеваний. С его помощью человек успешно противодействует органическим и эмоциональным нарушениям. Если ученик не осознает значимости цигун, как основной составляющей, то занятия тай-цзи цюань как таковые, принесут несомненную пользу. Однако, тренировки с привлечением техник цигун, значительно усилят боевой эффект.

Поскольку уровень достижений тренирующихся неодинаков, то очень трудно одной методикой охватить тысячи вариантов. Но большинство школ гунфу развивают только нижний даньтянь. Это можно объяснить тем, что именно этот даньтянь совпадает с центром тяжести человека, что выгодно при изучении боевой техники. Кроме того, энергия и структура нижнего даньтяня являются наиболее доступными для изучения. Человек, постигший ис¬кусство владения даньтянем, может лечить, об¬ладает сверхсилой и сверхвыносливостью, владеет магией, не боится смерти. Существуют сотни методов и систем развития даньтяня. Великой тайной в работе с нижним полем энергии является способ достижения гармонии между телом, дыханием и духом. Разгадкой ее занимались многие выдающиеся Мастера, но каждый из них достигал своей глубины в этой бесконечной пропасти понимания жизни.

Как пример, можно привести японские практики развития тандена или хара. В сумо «центр тела» выступает видимым образом – это огромные животы борцов. В схватках сумотори зрители видят не просто движения в виде серии толчков и бросков, а поединок, взаимное столкновение центров борцов. При этом, каким бы физически крепким и массивным не был бы борец, он всегда уступит своему противнику, который лучше овладел своим хара. Также в японской культуре есть очень важное понятие - «харагэй» («искусство хара»). Это интуитивный процесс общения людей и понимание ими друг друга при помощи намеков. В таком виде концепция хара вошла в такие искусства, как чайная церемония, каллиграфия и японский театр.

Кисида Кэндзо, директор общественной организации, занимающейся вопросами морального воспитания населения (сюёдан), которая была основана в 1906 г. (39-й год Мэйдзи), сказал следующее:
«Человек, овладевший хара» -это, прежде всего, храбрец, который ничего не боится и ничему не удивляется. Тот же, кто дрожит от страха по малейшему поводу, силы в хара не имеет.
Во-вторых, у такого человека возрастает сила самоконтроля и выдержка, и при малейшей неприятности или раздражении он не поднимает шума, так как все «оседает на дно» хара.
В-третьих, такой человек не чувствует ни жары ни холода, а ощущения физической боли сильно ослабевают. Если, например, при медицинской операции «опустить силу» на «дно» хара, то боль сразу уменшится. Такой человек бесстрашно стоит перед обнаженным мечом и легко может сделать даже каппуку.

В-четвертых, становится возможным легко овладеть высшими секретами мастерства различных искусств, будь то кэндо, дзюдо, каллиграфия, живопись, музыка, пение в театре Но, плотницкое или кузнецкое дело – мастера любого из искусств – люди, овладевшие хара.

И в-пятых, искусство харалечит все болезни, здоровье возрастает, а значит приходит творческая активность, бодрость и отличное настроение. Способ дыхания силой хара – один из самых действенных методов оздоровления».

Однако методы, используемые в цигун, словами передать очень трудно. Кроме того, овладевших ими людей всегда было не слишком много. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь существуют трактаты таинственные, смысл их скрытный, так что многого не понять. Как ни стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому до сих пор цигун считают тайным учением и важное место при тренировках отводится правильной передачи метода.

Дьяченко Дмитрий



 

Возможно, будет полезно почитать: