Игра сабже с мячом правила. Речевые игры с мячом. Игра «Кто может совершать эти действия?»

Хэллоуин - праздник, который отмечается в последний день октября. Его с размахом справляют в США, Великобритании, Ирландии и других странах. С недавних пор и в нашей стране многие стали отмечать День всех святых. Но наша молодежь относится к нему, как к еще одному поводу весело провести время в тематических костюмах и в соответствующей обстановке.

Немного истории

Древние кельты верили, что в день Самайн выходят злые духи, которые могут навредить людям. Чтобы задобрить их, деревенские жители готовили разные вкусности и выставляли их за порог. Со временем мистическая составляющая этого дня забылась, а Хэллоуин стал веселым праздником для всей семьи.

Атрибуты

В этот день принято украшать дом паутиной, фонарями из тыквы или других материалов, изготавливать привидений и прочую нечисть. Поделки на Хэллоуин можно сделать вместе с детьми. Непременным атрибутом праздника является кулинарная составляющая. Блюда также оформляют в зловещей тематике. Ну и, конечно, костюмы для карнавала, когда дети и взрослые переодеваются в разную нечисть. Ребятишки ходят по соседям, собирая сладости.

Фонари

Фонари - это обязательный атрибут праздника. Их можно изготовить из тыквы или апельсинов. Если нет овощей и фруктов, можно использовать банки, которые раскрашиваются в соответствующие цвета. Кстати, тыква может быть не только фонарем, но и просто декоративным элементом. Несколько овощей можно раскрасить по своему усмотрению и расставить в разных концах дома.

Делаем фонарь из тыквы. Для него понадобится непосредственно тыква. В верхней части делается надрез, мякоть вычищается как можно тщательнее. В оставшейся корке проделываются отверстия, имитирующие глаза, нос и рот. Внутрь вставляется маленькая свеча или светодиодный фонарик. Кстати, последний вариант предпочтительнее, потому что безопаснее. Отверстия можно делать и фигурные, вырезая по готовым шаблонам либо используя формочки для печенья.

По такому же принципу можно вырезать устрашающие мордашки из апельсиновых корок.

Если нет овощей и фруктов, можно изготовить светильники из стеклянных банок. Емкость нужно покрыть краской или прозрачной бумагой. Наклеить трафареты, соответствующие празднику, и установить внутри светящийся элемент. Мягкий свет таких приборов создаст таинственную атмосферу.

Жестяные банки - отличный материал для фонарей, к тому же не горючий. Поделки на Хэллоуин делать не сложно. В пустые емкости нужно налить воды и заморозить. С помощью молотка и гвоздя проделать отверстия в заданном порядке. Это может быть силуэт летучей мыши, страшная мордочка или просто хаотично расположенные отверстия. Лед нужен для того, чтобы банка не деформировалась от ударов. Когда работа будет окончена, его нужно растопить и вылить воду. Дальше можно покрасить краской или оставить так. Установите внутрь свечу, отверстия будут создавать игру света.

Привидения

Какой День всех святых без привидений? Поделки на Хэллоуин в виде призраков разных размеров можно развешать и расставить в самых неожиданных местах и пугать гостей.

Делаем гирлянду из привидений. Поделки на Хэллоуин своими руками из бумаги в виде призраков смогут сделать даже малыши. Для работы понадобится рулон пекарской бумаги. На листочке нужно нарисовать силуэт привидения, желательно с «ручками», чтобы гирлянда имела соединение. От рулона необходимо отрезать кусочек нужной толщины. Дальше сложить его гармошкой, ширина которой соответствует нарисованному шаблону. Обвести трафарет и вырезать по контуру. Развернуть гирлянду и нарисовать глазки призракам.

Делаем летающие привидения. Можно изготовить настоящую люстру с призраками или разместить их в дверных проемах. Поделки на Хэллоуин для детей - это возможность поэкспериментировать и весело провести время. Для работы понадобятся воздушные шарики, пластиковые стаканчики, марля и клей ПВА. Стаканчики соедините донышками и зафиксируйте скотчем. Можно взять небольшие бутылочки или другие подручные материалы. Нужно надуть небольшой шарик и зафиксировать его в стакане. Из марли вырезать квадрат ткани таким образом, чтобы он полностью покрывал заготовку. Края можно сделать рваными для более реалистичного эффекта. Клей нужно налить в чашку и немного развести водой. Пропитать ткань клеем и покрыть заготовку. После полного высыхания шарик нужно проткнуть и снять привидение с каркаса. Не забудьте нарисовать глаза и рот. К «голове» призрака нужно прикрепить крючок или скрепку и подвесить на леске в нужном месте. Они будут здорово смотреться на фоне светящегося окна, удивляя прохожих.

Также можно сделать и довольно большое привидение. Понадобятся большой кусок марли, пластиковая бутылка с водой, большой шар (можно пенопластовый), проволока и крахмал, который необходимо приготовить с хорошей концентрацией. К горлышку бутылки прикрепите скотчем шар. Из проволоки нужно сделать руки, причудливо изогнув их. Ткань хорошенько пропитать крахмалом и накрыть ею каркас. Расправить и придать нужную форму. Чтобы марля хорошо держала объем, по мере подсыхания необходимо обрызгивать налитым в пульверизатор раствором крахмала. Когда все будет готово, нужно прорисовать детали и снять с каркаса. Такие поделки на Хэллоуин делаются просто и не требуют дорогих материалов.

Можно вырезать призраков из бумаги или ткани и прикрепить их к новогодней гирлянде. Они будут светиться в темноте, создавая веселую атмосферу.

Летучие мыши

Эти ночные вампиры с древних времен наводили ужас на людей, неудивительно, что они стали одним из символов праздника. Как сделать поделку на Хэллоуин в виде летучей мышки, описано ниже.

Из рулончиков от туалетной бумаги можно сделать отличных крылатых вампиров. Использованную тубу выкрасить в черный цвет. Одни конец склеить и оформить заостренные «ушки». Ниже наклеить глазки. Из бумаги вырезать крылья и прикрепить к задней части. Поделки на Хэллоуин своими руками готовы. Осталось повесить их.

По аналогии с гирляндой из привидений можно соорудить гирлянду из летучих мышей. Поделки на Хэллоуин своими руками из бумаги - захватывающее и полезное занятие для детей.

Очень эффектно будет смотреться мобиль из этих крылатых чудищ. Для работы нужно взять три кольца, немного отличающихся по диаметру. Это могут быть проволочные кольца или пяльцы. Их нужно выкрасить или обернуть нитками черного цвета. К большему кольцу прикрепить три-четыре длинных лески или ленты, чуть ниже прикрепить второе кольцо, а еще ниже на равном расстоянии третье. Из двустороннего картона черного цвета вырезать силуэты летучих мышей и прикрепить их к лентам.

Паутина

Паутина и пауки - обязательные поделки на Хэллоуин. Ими можно украсить и двери, и стены, и окна. Нарисовать их можно на стаканах и открытках.

Как сделать поделку на Хэллоуин в виде паутины? Легко! На стене или двери нужно натянуть толстые нити или пряжу в виде восьмиконечной снежинки. Зафиксировать на поверхности скотчем. Размер определяется в зависимости от пожелания. Дальше нужно сделать круговое плетение, как на паутине, подклеивая кусочками скотча. Готовую работу украсить игрушечным пауком.

Можно сделать небольшие паутинки. Для этого пригодятся палочки от мороженого или веточки такого же размера. 3-4 палочки нужно соединить в виде снежинки, зафиксировать в центре клеем. Конец нити закрепить в середине и оплести палочки как настоящий паук. Если нужно, можно фиксировать клеем или обматывать палочку нитью.

Идей, как сделать поделки на Хэллоуин, много. И их будет еще больше, стоит только взяться за дело.


Хэллоуин - современный праздник и к нам пришёл совсем недавно. Как правило отмечают его 31 октября, в канун Дня всех святых.
Главным атрибутом праздника является "" Светильник Джека "", сделанный из тыквы. В тыкве вырезают страшные рожицы и украшают такой тыквой дома. Считается, что они помогают душам найти путь в чистилище. Но не только одними тыквами люди украшают свои жилища, основным декором на Хэллоуин является всё то, что связано с монстрами, оккультизмом, злом (летучие мыши, чёрные кошки, ведьмы, привидения и т.д.).
Если вам нравится этот праздник, то стоит украсить свой дом в стиле хэллоуина и сделать своими руками зловеще-интересные поделки.

Для двух летучих мышей возьмём два рулона от бумаги, лист чёрной бумаги, краска, желательно акриловая, она не течёт и быстро сохнет.


Рулоны красим чёрной краской. Один рулон сверху сгибаем, как показано на фото.


Из чёрной бумаги вырезаем квадрат 15x15 см. Складываем его гармошкой.


На рулоне красками рисуем зловещую мордочку. По бокам делаем отверстия (я использовала ножницы трёх видов и по очереди крутила делая дырки нужного размера), вставляем в отверстия гармошку из бумаги, получились крылья. Одна летучая мышь готова.


Для второй летучей мыши мордочку и крылья вырезаем из чёрной бумаги.


Все детали приклеиваем к подготовленному рулону.

Страшилки из бумаги на Хэллоуин.


А ещё можно украсить свой дом вот такими симпатичными страшилками из бумаги. Занять детей интересным творчеством и сделать много новых и креативных поделок к празднику Хэллоуин.


Основными цветами праздника считаются чёрный и оранжевый, то и бумагу для детских поделок возьмём такого же цвета. Нам потребуются два листа бумаги, которые нужно разрезать вдоль на три равные части. Две части от каждого разрезанного листа склеить в длину, чтобы получилась одна длинная полоска бумаги каждого цвета.


Теперь эти полоски складываем в гармошку и склеиваем концами, получился круг. В середине сразу с двух сторон приклеиваем небольшие круги или треугольнички, чтобы круг из гармошки не выворачивался.


Далее из бумаги вырезаем нужные нам элементы и приклеиваем, с обратной стороны приклеиваем деревянную палочку. Получились пугающе-забавные украшения из бумаги к празднику.



Декорация стены летучими мышами и приведениями.


Хоть и считается, что чёрный и оранжевый - цвет Хэллоуина, но мы не будем делать все поделки в этой цветовой гамме. Детские поделки должны быть в первую очередь интересны ребёнку, привлекать его. Вот и решили мы сделать летучих мышей фиолетового цвета, и не забыли также про приведения, т.к. не один праздник Хэллоуина не обходится без них.

Есть в году один день, когда вечерние улицы заполняются ведьмами и призраками, в окнах домов таинственно мерцают пустыми глазницами тыквенные головы, а в вашу дверь может постучаться вампир. Таинственный и жуткий праздник Хэллоуин, широко отмечающийся в США, набирает все большую популярность в странах Европы, и вот уже и в нашей стране дети и взрослые с нетерпением ждут прихода самой мистической даты в году. Для россиян День Всех Святых не стал главным праздником, но это отличный повод собраться вместе с семьей или друзьями и украсить дом к Хэллоуину своими руками.

Возникновение праздника Halloween

Его корни уходят в глубь тысячелетий, и как ни странно, это торжество сочетает в себе языческие традиции чествования потусторонних сил и поклонение христианским святым. Сотни веков назад на территории Северной Франции и Великобритании проживали племена кельтов, которые считали 31 октября началом зимнего сезона, а заодно и последним днем года. В ночь на 1 ноября, которую кельты называли Самайном (Самхэйном), открывались врата в потусторонний мир, и его обитатели врывались в нашу реальность.

В домах гасили огонь и надевали на себя звериные шкуры и страшные маски, чтобы отпугивать духов. Хотя их можно было попытаться задобрить угощениями, которые также должны были быть наготове. Все жители собирались у огромных костров, где друиды приносили в жертву животных, а затем частичку священного огня, помещенного внутрь тыквы, каждый нес к себе домой. Позже, с приходом христианства, 1 ноября стали праздновать католический День всех святых – All Hallows Even, сокращенное название которого и стало впоследствии всем нам известным Halloween.

С тех пор, тыквы и огонь стали непременной атрибутикой праздника, шкуры и маски превратились в маскарадные костюмы, а сладостями принято угощать детишек, которые ходят по домам и собирают дань под крики «Угощай или пожалеешь!».

Подготовка к празднику и украшение дома ко Дню Всех Святых не менее интересны, чем само событие, к тому же фантазии есть где развернуться. Надо успеть подготовить костюмы и маски, запастись сладостями, декорировать не только свой дом, но и участок.

Выбор мистических и ужасающих «штучек» для дома весьма обширен. Квартиру или дом можно украсить в стиле заброшенного замка или логова вампира, главное подключить фантазию. Итак, что же можно взять на заметку при декорировании дома к Хэллоуину?

Фигуры и статуэтки

Эта категория одна из самых впечатляющих. Если ваших гостей у входа будет встречать светящийся призрак или подвесная фигура мертвой невесты, то нужное настроение создастся еще до начала вечеринки. Мумии и замотанные в саван трупы, зловещие приведения и монстры с тыквенными головами, восставшие зомби и вампиры, манекены вурдалаков и оборотней – вся эта декоративная нечисть отлично справляется с задачей украсить дом на Хэллоуин.


Флора и фауна

Если слишком зловещие персонажи вам не по душе, можно обойтись более «милыми» украшениями. Например, увить стены помещения черными мохнатыми лианами, разбросать по полу ржавые цепи, а столы украсить букетами из черных готических роз. Пауки разного размера и вида на потолке, крысы в углах, черные вороны и злобные летучие мыши на потолке дополнят декорации к Хэллоуину и временно превратят ваш уютный дом в жилище колдуна.


Настенные декорации для Хэллоуина

Светящие черепа, ужасающие маски, гигантские паутины и кровавые занавески задрапируют обои в цветочек и добавят празднику мрачности. Найдутся украшения и для стекол – с помощью 3D-печати сейчас можно создать удивительно реалистичные отпечатки кровавых ладоней или потеков на окне.


Руки, ноги и прочие анатомические элементы

Любители «ужастиков» знают, что ни один пир нечисти не обходится без расчлененных тел. Небрезгливым людям можно предложить в качестве украшения дома на Хэллоуин муляжи рук, ног, мозгов, глаз и прочих подобных вещей, которые, конечно же, пугают, но все же при ближайшем рассмотрении оказываются далеки от оригинала.


Украшение стола для Дня Всех Святых

Если в плане вашей вечеринки числится застолье, то понадобятся декорации для стола. Это могут быть подсвечники и черепа, светящиеся тыквы и шары гадалки. Если гости не брезгливы, по скатерти можно живописно разбросать тараканов и мышек, паучков и червячков. Очень эффектно будут смотреться и оригинальные подсвечники – например, в виде руки скелета.

Украшения для окна

Трафареты для украшения окна можно приобрести в интернет-магазине, а можно сделать самостоятельно. Они могут быть в виде летучих мышей, черных котов, ходячих мертвецов и прочих пугающих символов. Можно завесить оконо пластиковой паутиной или гирляндами из маленьких бумажных тыковок.


Декорации на Хэллоуин для двора или дачного участка

Частный дом украшать к Хэллоуину особенно приятно, ведь простор для фантазии увеличивается. Снаружи дом можно задекорировать теми же лианами и светящимися ветками, повесить декоративный мох и гирлянды из поганок. Непременный атрибут – тыквы-светильники, но их могут вполне заменить мерцающие от фосфора призраки, радостно скалящиеся черепа с подсветкой или оплывшие черные свечи. Посредине своего газона вы можете установить магический портал или светящийся надгробный памятник. Не менее живописно украсят Ваш дом к празднику Всех Святых и вылезшие из-под земли руки (кстати, в них можно установить таблички с надписями) или скелеты.


Декорации на Хэллоуин своими руками

Если Вы хотите как следует насладиться праздником и проявить творческую фантазию при украшении дома на Хэллоуин, то можно сделать интересные декорации своими руками. Тем более, что вариантов таких поделок множество и многие из них не требуют особенных затрат материалов и времени.


Как сделать тыкву на Хэллоуин самостоятельно

Главный атрибут праздника Дня Всех Святых - это конечно фонарь Джека, сделанный из тыквы. Изготовить такой фонарь самостоятельно совсем не сложно, нужно лишь посторить несколько простых шагов:

  • наточите длинный и узкий нож, которым будете вырезать "лицо" нашего страшного фонаря, ножик должен быть очень острым и не очень длинным, иначе будет тяжело с ним управиться,
  • помойте и высушите подготовленную тыкву. Совсем не обязательно брать именно круглую оранжевую тыкву, очень стильно будет смотреться грушевидная тыква или тыква зеленого цвета,
  • срежте самый верх тыквы и удалите семена, делайте это очень тщательно - так Ваш фонарь продержиться долше и не испортится,
  • возьмите маркер темного цвета и нарисуйте контур, по поторому потом будете вырезать "лицо" тыквенного фонаря. Оно может быть злым или добрым, удивленным или расстроенным - дайте полет вашей фантазии!
  • Если у Вас есть очень большая тыква и несколько маленьких можно составить из них целую композицию для украшения Вашего дома.

Как вырезать тыкву на Хэллоуин - видео

Тыква на Хэллоуин из бумаги

Если у Вас не оказалось под рукой тыквы, а праздник вот-вот начнется, не расстраивайтесь - главный символ Хэллоуина можно сделать из бумаги! Для изготовления тыквы из бумаги нам понадобится лист оранжевой и зеленой плотной и двухсторонней бумаги из набора для детских поделок, ручка, канцелярский скотч или клеевой пистолет, ножницы. Вот лишь два из множества способов:

Способ номер один

  • вырезаем из оранжевой бумаги полоски шириной от 2 до 5 см, в зависимости от размера бумажной тыквы,
  • складываем полоски крест-накрест по 4-5 штук и скрепляем в месте пересечения,
  • скрепляем 2 таких "крестовины" опять же посередине,
  • скрепляем 1 полоску скотчем наверху так, чтобы образовался овал, далее так же скрепляем все остальные полоски,
  • полоску из зеленой бумаги шириной около 2 см завиваем при помоши ножниц,
  • вырезаем из зеленой бумаги листочки для нашей бумажной тыквы,
  • закрепляем завиток и листочки наверху нашей тыквы, закрывая место скрепления, тыква из бумаги готова!

Способ номер два

  • вырезаем из оранжевой бумаги кружки нужного размера, на каждую тыкву из бумаги по шесть штук,
  • складываем каждый кружок попалам и склеиваем половины с другим кружком так чтобы получился объемный круг,
  • ножницами придаем полученной сфере форму тыквы,
  • хвостик делаем из зеленой бумаги или из упаковочной бумаги, предварительно скрутив её в жгутик. Наша тыква готова!

Внутрь бумажной тыквы не получится пометить свечу, однако такие тыквы станут прекрасным украшением стола или могут быть собраны в гирлянду.

Как сделать тыкву из бумаги - видео

Идеи украшения дома на Хэллоуин - фото

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1 . Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.

Вариант 2 . Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». Раз и два, и три, четыре - Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра - у льва - у слона -у оленя -у лося - у лисы -

Группа 2.

у медведя - медвежонок

у верблюда - верблюжонок

У волка - волчонок

у зайца - зайчонок

у кролика - крольчонок

у белки - бельчонок

у коровы - теленок

у лошади - жеребенок

у свиньи - поросенок

у овцы - ягненок

у курицы - цыпленок

у собаки - щенок

Группа 3. - тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок

4. Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры. Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:

корова тигр

змея комар

собака волк

утка свинья

мычит рычит

шипит пищит

лает воет

крякает хрюкает.

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: - Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1. Логопед: Дети:

Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака

Кто живет в улье? Пчелы

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк

Кто живет в берлоге? Медведь

Вариант 2. Логопед: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

7. Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол - столик,

ключ - ключик.

Шапка - тапочка,

белка - белочка.

Книга - книжечка,

ложка - ложечка.

Голова - головка,

картина - картинка.

Мыло - мыльце,

зеркало - зеркальце.

Кукла - куколка,

свекла - свеколка.

Коса - косичка,

вода - водичка.

Жук - жучок,

дуб - дубок.

Вишня - вишенка,

башня - башенка.

Платье - платьице,

кресло - креслице.

Перо - перышко,

стекло - стеклышко.

Часы - часики,

трусы - трусики.

8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»

Человек легко находит, что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Логопед: Дети

Солнце - что делает? Светит, греет

Ручьи - что делают? Бегут, журчат

Снег - что делает? Темнеет, тает

Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни

Капель - что делает? Звенит

Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги

9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

10. Игра с мячом «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способа-ми.

Логопед: Дети:

Летают Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки

Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы

Ползают Змеи, гусеницы, черви

Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

11. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или

«Что делают животные?»

Что животные умеют - птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Логопед: Дети

Собака - Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет,

Кусается, ласкается, служит;

Кошка Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается,

Умывается, облизывается;

Мышка Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает

Утка Летает, плавает, ныряет, крякает

Ворона Летает, ходит, каркает, клюет

Змея Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает.

12. Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Логопед: строитель - Дети: строит;

повар (варит (готовит);

Носильщик (носит);

Чертежник (чертит);

Рабочий (работает);

Уборщица (убирает)

Художник (рисует) и т.д.

Вариант 2. Логопед называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).

13. Игра «Кто может совершать эти движения?»

Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Логопед: Дети

Идет - Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;

Бежит (Человек, животное, ручей, время);

Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);

Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

14. Игра «Горячий - холодный»

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое - с противоположным значением.

Логопед: Горячий - Дети: Холодный

Хороший - Плохой;

Умный - Глупый;

Веселый - Грустный;

Острый - Тупой;

Гладкий - Шероховатый;

Легкий - Тяжелый;

Глубокий - Мелкий;

Светлый - Темный;

Добрый - Злой;

Радостный - печальный;

Быстрый - Медленный;

Частый- Редкий;

Мягкий - твердый;

Ясный- пасмурный;

Высокий - низкий

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

15. Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Логопед: Рукавички из меха... Дети: Меховые

Тазик из меди... Медный;

Медвежонок из плюша... Плюшевый;

Рукавички из шерсти... Шерстяные;

Стакан из стекла... Стеклянный;

Ваза из хрусталя... Хрустальная.

Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

16. Игра «Лови да бросай - цвета называй»

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Логопед: красный - Дети: мак, огонь, флаг

оранжевый - апельсин, морковь, заря;

желтый - цыпленок, солнце, репа;

зеленый - огурец, трава, лес;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - колокольчик, море, чернила;

фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

17. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например:

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Осень, лето, суббота, зима.

Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

День, ночь, утро, весна.

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

18. Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья». Примеры:

у рыси голова рысья

у рыбы - рыбья

у кошки - кошачья

у сороки - сорочья

у зайца - заячья

у кролика - кроличья

у верблюда - верблюжья

у лошади - лошадиная

у утки - утиная

у лебедя - лебединая

у оленя - оленья

у лисы - лисья

у собаки - собачья

у птицы - птичья

у овцы - овечья

у белки - беличья

у медведя - медвежья

у тигра - тигриная

у курицы - куриная

у голубя - голубиная

у орла - орлиная

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

19. Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребе-нок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

20. Игра «Один - много»

Мы - волшебники немного: был один, а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры:

Стол - столы

двор - дворы

нос - носы

гора - горы

нора - норы

мост -мосты

дом - дома

глаз - глаза

луг - луга

город - города

провод- провода

холод - холода

день - дни

пень - пни

сон - сны

лоб - лбы

ухо - уши

стул - стулья

кол - колья

лист - листья

перо - перья

крыло - крылья

дерево - деревья

носок - носки

чулок - чулки

кусок - куски

кружок - кружки

дружок - дружки прыжок - прыжки утенок - утята гусенок - гусята цыпленок - цыплята тигренок… слоненок…

21. Игра «Веселый счет»

Сколько их - всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Примеры:

Один стол - пять столов

один слон - пять слонов

один шкаф - пять шкафов

один гусь - пять гусей

один лебедь - пять лебедей

один журавль - пять журавлей

одна гайка - пять гаек

одна майка - пять маек

одна шишка - пять шишек

один утенок - пять утят

один гусенок - пять гусят

один цыпленок - пять цыплят

один заяц - пять зайцев

один палец - пять пальцев одно платье - пять платьев

одна шапка - пять шапок одна перчатка - пять перчаток

одна банка - пять банок

одна рукавица - пять рукавиц одна пуговица - пять пуговиц

одна мыльница - пять мыльниц

одна шляпа - пять шляп

одна книга - пять книг

одна конфета - пять конфет

Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

22. Игра «Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь?

Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры.

Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» …

Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)

23. Игра «Хорошо - плохо»

Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Логопед: Дождь. Дети: Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.

Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант: «Нравится не нравится» (о временах года).

Логопед: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

24. Игра «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет, каждый помнит - не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры.

Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы:

Ты ответь мне, будь добра,

Что ты делала вчера?

Все ли сделал, что хотел?

За сегодня что успел?

Я еще узнать хотела - Что ты завтра будешь делать?

Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

25. Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.

Что ты делал утром?

Что ты делал вечером?

Варианты. 1. «Назови «соседей» утра».

2. «Сначала вечер, а потом?..»

3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...)

26. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

В календарь не зря глядели -

Все мы помним дни недели.

Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол.

Можно называть дни недели и в обратном порядке.

27. Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает -

Каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

28. Игра «Что за чем?»

Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в крут. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов:

«Зима. А что за нею?» - «Весна. А что за нею?»

«Сколько месяцев в году?»

«Назовите летние месяцы».

«Назовите первый месяц весны».

«Назовите последний месяц зимы».

«С какого месяца начинается осень?»

«Каким месяцем заканчивается осень?»

29. Игра «Бывает - не бывает»

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Варианты явлений природы и сезонных изменений:

иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

30. Игра «Кто кем был?»

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыпленок - яйцом

лошадь - жеребенком

корова - теленком

дуб - желудем

рыба - икринкой

яблоня - семечком

лягушка - головастиком

бабочка - гусеницей

хлеб - мукой

шкаф - доской

велосипед - железом

рубашка - тканью

ботинки - кожей

дом - кирпичом

сильный - слабым

31. Игра «Кто кем будет?»

Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.

Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры.

Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы:

«Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д.

Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

32. Игра «Семья»

Кто вы мне и кто вам я,

Если вы - моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

Кем ты доводишься маме и папе?

Кто ты для бабушки и дедушки?

У тебя сестра или брат?

Назови двоюродных братьев и сестер.

Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

А ты кто для них?




 

Возможно, будет полезно почитать: