Игры на улице с мячом. Игры с мячом для начальных классов

Подвижные игры с мячом на улице очень популярны у детей. Помимо того, что они дают ребенку возможность выплеснуть накопившееся напряжение, приносят положительные эмоции, учат взаимодействовать в команде, такие игры способствуют развитию ловкости, силы, внимания и глазомера. Игры с мячом содержат элементы бега, прыжков, приседаний, во время них задействованы и тренируются множество мышц тела, поэтому они полезны для укрепления физического здоровья ребенка. Большинство игр с использованием мяча предназначены для компании из нескольких человек. Игры с мячом очень удобны тем, что они не требуют никакого дополнительного снаряжения, кроме самого мяча, и поэтому играть в них можно где угодно – во дворе, на площадке в детском саду, на даче, на лесной поляне, на пляже. Помимо традиционных спортивных игр с мячом – футбол , баскетбол, волейбол – существует много «дворовых» игр с использованием мяча.

Картошка

Все дети встают в круг. Они начинают перебрасывать друг другу мяч, отбивая его любому другому игроку. Если играют маленькие дети, то мяч не отбивают, а перебрасывают другому в руки. Тот игрок, который не отбил или не поймал мячик, выходит и садится в центр круга на корточки. Все «выбывшие» внутри круга пытаются поймать мяч, который перекидывают игроки. Но делать это можно только в положении «сидя на корточках», вставать нельзя. Если кому-то из «выбывших» удалось поймать мячик, то он встает и возвращается в игру.

Съедобное-несъедобное

Выбирается один водящий, все остальные участники становятся в ряд. Водящий называет какое-то слово и кидает мячик по очереди каждому игроку. Если названный предмет съедобный, то игрок должен поймать кидаемый ему мяч, если несъедобный, то отбить его назад. Тот, кто ошибается, и «съедает» несъедобное, или «отбивает» съедобное, становится ведущим.

Вышибалы

Очерчивается прямоугольная площадка. Выбирается двое «вышибал», которые становятся по противоположным сторонам площадки. Все остальные дети становятся в центр площадки. «Вышибалы» перекидывают друг другу мяч, стараясь при этом попасть в игроков. Игроки в центре поля стараются увернуться от мяча. При этом, убегая от мяча, они не должны выходить за границы очерченной площадки. Тот, кого коснулся мяч, - «выбит», и выходит из игры. Если кому-то из игроков удается поймать мяч, кинутый вышибалой (при условии, что мяч еще не касался земли), то он может «выручить» выбывшего - возвратить в игру любого из ранее выбитых игроков. «Вышибала» может пустить мяч катиться по земле, и тогда все игроки должны успеть встать так, чтобы мячик прокатился между их ногами. Когда вышибалам удается «выбить» последнего игрока, то выбираются новые «вышибалы» и игра начинается сначала.

Убегающий мяч

Выбирается один водящий. Остальные дети встают в круг, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий остается вне круга, за спинами игроков. Внутри круга в руках у игроков мячик. Они должны передавать его друг другу, мяч нельзя перекидывать, а можно только отдавать в руки стоящему слева или справа. В это время ведущий, бегая с внешней стороны круга, старается выхватить мячик у кого-то из игроков. Когда ему удается поймать мяч, то он становится в круг со всеми. Игрок, у которого из рук выхватили мячик, выходит из круга и становится водящим.

Хале-хало

Один человек выбирается ведущим, он загадывает какое-то слово-существительное, и говорит игрокам первую и последнюю букву этого слова (например, если он загадал слово «леопард», то говорит игрокам: «Это животное, первая буква «л», последняя буква «д»). Игроки пытаются отгадывать задуманное слово. Когда кто-то произносит правильный ответ, ведущий кричит: «Хали-Хало», подкидывает мячик высоко вверх, а сам быстро убегает. Отгадавший слово ловит мяч и кричит: «Стоп». Услышав это, ведущий останавливается. Теперь игрок должен угадать, сколько шагов ему потребуется, чтобы дойти до ведущего. Для более интересной игры, расстояние можно определять, используя разные варианты шагов: гигантские шаги (как можно дальше отставляя ноги), нормальные, лилипутские (маленький шажок), кирпичи (маленькие шаги, где пятка приставляется к носку другой ноги). Игрок делает количество шагов которое она назвал по направлению к ведущему. Ведущий делает из рук кольцо, а угадавший слово должен закинуть мяч в это кольцо. Если игрок смог попасть в кольцо, то он занимает место ведущего, и игра начинается сначала.

Собачка

Игра для 3-5 участников. Считалкой выбирается один игрок, и он становится «собачкой». Он становится в центр, а все остальные дети по кругу. Игроки перекидывают друг другу мячик, стараясь, чтобы «собачка» не схватила его, а «собачка» старается поймать мяч. Если «собачка» поймала мячик, то она становится в круг к кидающим мяч. Ее место занимает тот игрок, который кинул мяч так, что «собачка» смогла его поймать.

Я знаю пять

Дети выстраиваются друг за другом в очередь. Первый игрок берет мяч и начинает чеканить его об землю, при этом проговаривая в такт слова, например: «Я знаю пять названий цветов: лилия – раз, роза – два, ромашка – три, пион – четыре, ландыш пять. Затем он передает мяч следующему игроку, и задает ему тему, например «названия птиц». Игрок начинает также чеканить мяч со словами «Я знаю пять названий птиц…», и после передает ход следующему игроку.

Если играют только два человека, то можно каждым ударом передавать мяч партнеру, ударяя его об землю. В этом случае игроки называют слова считалки друг за другом, по очереди.

Лисы и охотники

Игра проходит на очерченной или ограниченной площадке. Среди игроков выбирается водящий – он будет охотником. Остальные игроки будут лисами. Охотник становится в середину площадки и берет мяч, а лисы становятся рядом вокруг него. Охотник кричит «охота началась», и три раза подбрасывает мяч и ловит его. Во время третьего броска лисы разбегаются в стороны. Охотник начинает бросать мяч в бегающих лис (игроки-лисы не могут убегать за границы площадки). Тот, в кого он попадает, становится «помощником» охотника. Он должен приносить охотнику мяч после каждого следующего броска. В течение игры лис становится все меньше, а помощников все больше. Во время игры лисы тоже могут поднимать брошенный охотником мяч, и перебрасывать его между собой, не давая схватить его охотнику и помощникам. Игра продолжается до того момента, пока на поле не останется одна, самая верткая, лиса. Она становится охотником в новом коне игры.

Штандер

Один из игроков выбирается водящим. Он становится в центре, а остальные игроки в 3-4 шагах от него. Водящий подбрасывает мяч как можно выше вверх, при этом он выкрикивает имя одного из игроков, например: «Штандер - Максим». В это время все, кроме названного игрока, разбегаются в стороны. Игрок, имя которого назвали, ловит мяч после того, как тот ударится о землю, и кричит: «Штандер-стоп». После этого все кто убегал замирают на месте и превращаются в «статуи». Затем игрок бросает мяч, стараясь попасть в одного из замерших игроков. Если он попал, то «выбитый» игрок становится водящим, игра начинается сначала. Если он промахнулся, то «статуи» оживают и разбегаются по площадке. Водящий вновь бежит за мячом, ловит его, кричит «штандер», игроки замирают, и водящий опять пытается «сбить» мячом статую.

Лягушка

В эту игру в основном играют девочки. Играют в нее около стены. Предварительно на стене рисуют горизонтальную линию – это отметка, ниже которой нельзя кидать мячик. Участники встают в очередь друг за другом, первый на расстоянии около 2 метров от стены. Игрок кидает мяч вверх так, чтобы он ударился об стену, а потом при отскоке мяча об землю игрок должен прыгнуть так, чтобы мячик пролетел между его ногами. Мячик ловит тот, кто стоял за прыгающим, а сам игрок становится в конец очереди. Дальше кидает мяч и прыгает следующий игрок. Если какому-то игроку не удалось перепрыгнуть через мяч, или он задел мяч ногой, то за каждую такую ошибку он получает одну букву от слова «Лягушка»: сначала «л», потом «я», потом «г», и так далее. Тот участник, который первым накопит целое слово «лягушка», считается проигравшим.

Ссылки

  • Игры с мячом для дошкольников , Социальная сеть Страна мам

Игры, в которые можно играть без ничего

Бывает же, что ни у кого из детей нет с собой мяча, мелков или просто хочется побегать.

1. Кошки-мышки. Дети становятся в круг, берутся за руки и поднимают их, чтобы получились ворота, в которые можно пробежать. Выбирают «кошку» и «мышку». Кошка гоняется за мышкой, которая бегает вокруг детей и может забегать внутрь круга. Когда кошка пытается пробежать внутрь, дети не пускают её - опускают руки, потом поднимают опять, когда кошка отбежит. Когда кошка догнала мышку, то мышка становится кошкой, а дети выбирают новую мышку.

2. Сова. Ведущий-сова отворачивается от детей, которые бегают за спиной, и стоит смирно приговаривая "День-день-день". Когда ведущий кричит "Ночь!", все должны как можно быстрее присесть на корточки и замереть. Кто не успел - того хватает сова и он становится ведущим.

3. Летел лебедь. Игроки становятся в круг, разворачивают ладошки внутрь круга и кладут свои ладошки на соседские так, чтобы одна была перед ладошкой соседа, а вторая за ней. Кто-то один начинает говорить и ударяет своей ладошкой по соседской (за этой соседской его рука) на каждое слово. Слова такие: Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером… Номер газеты говорит тот, по чьей руке ударили. Например, 10. Следующий игрок начинает «шлёпать» и говорит «один», следующий «два» и так далее. Тот, кому должно достаться «десять» должен успеть убрать свою руку. Успел - выиграл. Не успел - проиграл.

4. Ручеёк. Дети становятся по парам и поднимают руки вверх, чтобы получился коридор. Ведущий, который остался без пары, входит в коридор, где выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся ребенок становится водящим и ищет себе пару.

5. Море волнуется «Раз»… Перед началом игры дети выбирают ведущего. Ведущий поворачивается спиной к детям и громко говорит:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех и ищет того, кто пошевелится. Пошевелившийся игрок становится ведущим или выбывает из игры. Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий выбирает фигуру, которая больше всего ему понравилась. Тогда побеждает игрок, который изобразил самую оригинальную фигуру.

6. Испорченный телефон. Дети садятся в рядом, и ведущий шепотом на ухо говорит соседу слово или фразу. Тот таким же образом передает её следующему соседу. Повторять и переспрашивать нельзя. И так по цепочке до последнего игрока. Последний игрок громко говорит то, что услышал. Потом все по очереди говорят, что они услышали. Тот, кто испортил телефон садится в конце цепочки, и игра продолжается.

7. Три-пятнадцать. Каждый из участников ставит правую ногу рядом с ногой друга так, чтобы носки всех детей были в центре. Все вместе или ведущий говорят «Три -пятнадцать-десять-двадцать» и как можно дальше отпрыгивают от центра. Затем ведущий говорит говорят «Три -пятнадцать-десять-двадцать» и прыгает, стараясь наступить на ногу тому, кто справа. Остальные стоят неподвижно. Игрок, который оказался справа должен отпрыгнуть. Если на ногу ему наступили, то он выбывает. Если не наступили, то ужеон после слов говорят «Три -пятнадцать-десять-двадцать» прыгает на ногу тому, кто справа от него. Побеждает тот, кто остался.

8. Разрывные цепи. Дети делятся на две команды, берутся за руки и расходятся на несколько метров, становясь лицом друг к другу. Одна из команд начинает игру словами:«Али-Баба!»«О чем, слуга?»«Пришить рукава»«На чьи бока?»«Пятого, десятого, Мишу (Катю, Соню - имя любого игрока) нам сюда!»Миша разбегается и пытается прорваться между двумя игроками из цепи. Если игроки разнимают руки, то наш Миша забирает одного из них в свою команду. Если дети рук не разняли, Миша остается в команде соперников. Побеждает команда, в которой окажется больше детей через определенное время.

9. Прятки (или прятки пали-стукали). Про прятки писать не будем - их еще точно не забыли.

10. Чай-чай выручай. Игра похожа на догонялки или бэрика с той разницей, что тот, кого споймали, остается на месте и кричит «Чай-чай-выручай». Когда до него дотронется кто-то из игроков, он опять может убегать от ведущего. Цель ведущего - споймать всех игроков.

Игры с мячом

1. Съедобное-несъедобное. Все помнят правила - не будем напоминать.

2. Два капитана. Дети выбирают два капитана и рисуют поле, на котором будут уворачиваться от мячика остальные игроки. Капитаны становятся с противоположных сторон поля (чаще всего квадратного) и стараются попасть мячом в игрока. Тот, в кого попали - выбывает.

3. Футбол.

4.Пионербол.

5. Волейбол.

6. Я знаю 5 имен. Дети по очереди набивают мяч об асфальт и на каждый удар говорят «Я знаю 5 имен мальчиков…» и на следующие удары называют 5 имен мальчиков. Потом девочек, потом стран и т.д. Собьётся - передает мяч следующему.

7. Собачка. Игра для троих. Двое перекидываются мячом. Третий становится между ними и должен мячом завладеть. После этого меняется местом с тем, кто кидал мяч.

8. Горячая картошка. Дети становятся в круг и перекидываются мячом. Мяч надо словитьи быстро отбросить. Кто не сллвил мяч - садится в центр и пытается его поймать со своего места сидя. Или его может освободить кто-то из игроков, если отобьёт мяч в него.

9. Вышибала. Игроки становятся спиной к глухой стене в шеренгу. Ведущий отходит на несколько метров и пинает мяч в сторону игроков. Его задача - попасть в игрока. Задача детей - увернуться, но не сойти с места. Тот, в кого попали, меняется местами с ведущим.

10. Квадрат. Игра для 4х игроков. Дети рисуют на асфальте большой квадрат и делят его на четыре квадрата. Каждый выбирает себе один и становится в него. Дальше разыгрывается мяч: его подбрасывают вверх, и на чей квадрат он упадет, тот и пинает мяч первым. Мяч нужно пнуть так, чтобы он коснулся земли в другом квадрате, но игрок из этого квадрата не смог его отбить. Если игрок отбил, очко зачисляется тому, кто бил. Если не отбил - ему. Проигрывает тот, кто первым набрал 20 очков. Выигрывает тот, кто набрал меньше всего очков.

Игры с камешками, монетками, мелками и т.д.

1. Колечко-колечко. Дети садятся рядом. Ведущий складывает ладошки лодочкой и туда кладет камешек, колечко или что-то еще мелкое. Остальные дети складывают ручки лодочкой, а ведущий подходит к каждому и говорит «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю». При этом прячет свои руки в руках ребенка и кому-то оставляет колечко. Потом отходит на несколько шагов и говорит «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого колечко должен выбежать к ведущему, а дети должны его задержать. Если ребенок с колечком успел убежать, то становится ведущим. Если нет, то остается на скамейке, и игра повторяется.

2. Кто лишний. На земле палочкой или мелком на асфальте рисуются круги: на один меньше, чем игроков. Ведущий поет, или говорит стишок, считалку, или просто считает додесяти. Дети в это время бегают возле кружков не наступая в них. Как только ведущий закончит говорить, каждый должен забежать в круг. Кому круга не хватило - выбывает.

3. Чей туфля. Игра для лета, когда мамы запросто разрешат детям остаться без обуви. Все садятся на скамейку и снимают обувь, сбрасывают ее в одну кучу. Ведущий стоит спиной к ним и их не видит, какую обувь держит помощник. А помощник достает по одному сандалику и спрашивает ведущего: "Чей туфля?". Ведущий отвечает наугад, и эту "туфлю" отдают новому владельцу. В результате дети получают уйму веселья в процессе игры, а побеждает тот, у кого совпала пара или хотя бы один «туфля» оказался его.

4. Жмурки. Со жмурками все понятно. Можно положиться на честность воды, а можно завязать глаза.

5. Резинки. Резинки преимущественно игра для девочек. Т.к. вариантов игры уйма, мы предлагаем мамам вспомнить свои комбинации для резиночки или посмотреть видео в ютубе.

6. Рыбак. Для этой игры нужна скакалка или веревка. Рыбак становится в центр и раскручивает вокруг себя скакалку. Дети становятся вокруг рыбака и должны перепрыгнуть скакалку, которая к ним приближается. Кто не успел - становится ведущим.

7. Водяной. Дети встают в круг, а в центр становится водяной с завязанными глазами. Игроки начинают двигаться по кругу и хором говорят:
Водяной, водяной
Не сиди под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

Как только произнесут слова, все останавливаются. Водяной подходит к одному из игроков и пытается наощупь определить, кого поймал. Если водяной правильно угадал игрока, они меняются ролями, если нет - водяной продолжает игру в качестве ведущего еще раз.

8. Классики. Классики умеют рисовать все мамы и папы - писать подробно о них мы не будем.

9. Паутина (с резинкой). Двое ведущих перекручивают паутину (резинку) как захотят, а остальные дети должны пролезть через неё не задев на другую сторону. Кто заденет - становится ведущим или выбывает

10. Бамбашки. На асфальте выкладываются камешки, игрушки или другие предметы, которые становятся полосой препятствий для гонок на велосипедах, роликах, самокатах.

Игры с мячом на улице для детей младшего школьного и среднего школьного возраста

Игры с мячом являются одними из излюбленных, поскольку они очень разнообразны. Однако перед тем как начать играть в них, в большинстве случаев проводят подготовительную работу: детям показывают несколько простых упражнений, выполняемых с мячом, чтобы в дальнейшем эти элементы не вызывали у них затруднений. Такими упражнениями могут быть подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (затем — одной рукой), подбрасывание мяча и его ловля после выполнения полного оборота на месте и т. п. Кроме того, руководитель предоставляет возможность будущим участникам игр выполнять упражнения по собственному выбору, участвовать в различного рода соревнованиях и конкурсах.

Две четверки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Играют две команды по четыре человека в каждой. На земле или асфальте чертится квадратная площадка размером примерно в половину волейбольной. Для детей младшего школьного возраста размер площадки может быть меньше. Четыре человека — это одна команда, она располагается внутри площадки (внутренняя команда). Другая — за пределами ее, причем на каждой стороне площадки находится по одному игроку — это внешняя команда. Переступать линию игроки не должны, за нарушение этого правила дается штрафное очко команде. Начинают игру «внешние»: они перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданно бросить его внутрь площадки и осалить им игрока внутренней команды. «Внутренние» стараются увернуться от мяча или поймать его. Если игроки внутренней команды подберут мяч, упавший на площадку или поймают его, когда их пытались осалить игроки внешней команды, мяч переходит к ним. Теперь «внутренние» перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданным броском осалить игроков внешней команды, а «внешние» стараются поймать мяч или увернуться от него. Переход мяча осуществляется так же, как и в первом случае. За каждый бросок, завершившийся промахом, команда получает штрафное очко. Набрав четыре штрафных очка, команда выводит из игры одного из своих участников — того, кто больше всех нарушал правила или больше всех промахивался. Выигрывает та команда, в которой осталось больше игроков, если для игры отведено определенное время. Проигрывает в любом случае та команда, в которой остался один игрок.

Школа ловкости

Для этой игры подойдет мяч размером от теннисного до футбольного. Количество игроков может быть любым, но игра более динамична и азартна, когда играют 3-5 человек.

Играющий встает на расстоянии 3 м от стены и выполняет упражнения с мячом, сложность и количество которых возрастает 10 классов. Упражнения можно менять в зависимости от величины мяча и возраста играющих. В эту игру играют по очереди.

1 класс: бросить мяч о стену и после отскока от земли поймать его.

2 класс: бросить мяч о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч. Повторите 2 раза.

рых возрастает по мере перехода из класса в класс. Всего мать мяч. Повторить 2 раза.

3 класс: бросить мяч правой рукой, поймать двумя руками. Повторить 3 раза

4 класс: бросить мяч левой рукой, поймать двумя руками. Повторить 4 раза.

5 класс: стоя спиной к стене, наклониться назад и из этого положения бросить мяч, повернувшись лицом, после удара мяча о землю поймать его. Повторить 2 раза.

6 класс: стоя лицом к стене, высоко поднять правую ногу и из-под нее бросить мяч правой рукой. Поймать, опустив ногу. Повторить 3 раза.

7 класс: то же, что в предыдущем пункте, только поднять левую ногу и кидать мяч левой рукой. Повторить 3 раза.

8 класс: кинуть мяч левой рукой, поймать правой. Повторить 3 раза.

9 класс: кинуть мяч правой рукой, поймать левой. Повторить 3 раза.

10 класс: бросить мяч о стену, повернуться вокруг своей оси, поймать мяч. Повторить 3 раза.

Если игрок не выполнит упражнение, мяч переходит к следующему участнику, а этот становиться последним в очереди и начинает игру с первого класса.

Победителем считается тот, кто пройдет все классы быстрее всех.

После того как упражнения будут выполняться игроками легко, их можно усложнить.

Катись, яблочко!

Игроки образуют круг, после чего садятся на корточки или опускаются на колени. Двое участников находятся в центре круга. Остальные игроки начинают перекатывать мяч так, чтобы коснуться им ног тех, кто стоит в центре. Осаленный меняется местом с тем, кто осалил.

Выигрывает тот участник, который остался ни разу не осаленным.

Летящий мяч

Участники образуют круг. Они встают на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий находится в центре круга. Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу, тем самым не давая водящему возможности дотронуться до него. Водящий бегает в круге, стремясь коснуться мяча, когда он находится в воздухе, а также на земле или в руках у кого-нибудь из игроков. В том случае, если ему это удалось, его место занимает играющий, который подбросил мяч как раз перед тем, как мяч был осален.

Беги за мячом

Для игры понадобятся два волейбольных мяча и кусочек мела или заостренная палочка. Игра проводится на спортивной площадке. Все играющие выстраиваются двумя шеренгами лицом друг к другу вдоль площадки. Расстояние между игроками составляет около 3 м, а между шеренгами — 5 м. Места первых игроков в каждой шеренге обозначаются кругами, нарисованными мелом или начерченными острой палочкой на земле. Количество участников игры в каждой шеренге должно быть одинаковым, затем производится деление игроков на команды.

Первые обозначенные места занимают игроки разных команд, рядом с каждым из них располагается игрок другой команды, рядом с которым становится, в свою очередь, также игрок команды-соперницы и т. д. В результате получается, что в каждой шеренге игроки одной команды стоят через одного, а в разных шеренгах — по диагонали. Игроки, стоящие на отмеченных местах, получают по волейбольному мячу. Участники игры должны как можно быстрее перебросить мяч из шеренги в шеренгу по диагонали игроку своей команды и перебежать на его место.

В свою очередь, участник, который получил мяч, должен как можно быстрее перекинуть его по диагонали следующему игроку своей команды и бежать на его место, и так до последнего игрока в шеренге.

Последний игрок, получив мяч и ведя его как в баскетболе, должен обежать противоположную шеренгу и занять первое, отмеченное кругом, место, а все игроки в шеренге — сдвинуться на одно место. Получается, что последний игрок одной шеренги становится первым в другой шеренге.

Порядок игроков своей команды «через одного» должен сохраняться. Если участник обронил мяч или не смог его поймать, он должен поднять мяч, вернуться на свое место и повторить передачу.

Броски мяча и перебежки на места партнеров по команде продолжаются до тех пор, пока участник, который начинал игру, не окажется снова на обозначенном месте. Тогда возгласом и поднятием руки он сообщает, что игра окончена. Побеждает та команда, которая затратит меньше времени на игру.

Это довольно сложная игра, она предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. При ее разучивании целесообразно выделять игроков одной команды каким-либо знаком.

Например, цветными повязками на поясе; одна команда — синие повязки, другая — красные. Баскетбольную пробежку последнего игрока шеренги на первое место в другой шеренге можно упростить, заменив ее просто пробежкой с мячом в руках. Самое главное — соблюдать порядок построения и перемещения, в этом случае будет уходить меньше времени на игру, поэтому вначале, пока дети не освоили ее достаточно хорошо, необходимо проводить ее в небыстром темпе, постепенно увеличивая скорость передач мяча и пробежек.

Свечки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 2 теннисных мяча. Эта игра подходит для детей младшего и среднего школьного возраста.

Участники игры разбиваются на две команды, причем мальчики соревнуются с мальчиками, девочки — с девочками. На земле рисуется круг диаметром 6- 8 м. В круг вызываются по одному представителю от каждой команды.

По сигналу строго одновременно они подкидывают вверх теннисные мячи. Получает очко тот, кто подкинет мяч выше, следовательно, чей мяч ударится о землю позже. Но если первый удар о землю произойдет за пределами круга, победителем считается соперник: он получает одно очко и еще дополнительное очко — его команда. В этом случае за один бросок команда может получить два очка.

Если оба мяча упадут за пределами круга, очки не начисляются. Каждый игрок совершает по 3-4 броска, причем участники команд сами решают, кого они будут выставлять на следующий поединок. Очки суммируются. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. Для исключения недоразумений и споров каждая команда должна иметь свой мяч, отмеченный каким-либо образом.

Поймай мяч

Это очень простая игра с мячом. В нее могут играть от 3 до 15 человек. Рассмотрим вариант для 3 игроков. По жребию выбирают ловца мяча. Двое игроков встают лицом друг к другу на некотором расстоянии (4- 6 м), а между ними, примерно посередине, находится ловец.

Игроки перекидывают мяч друг другу, стараясь попасть в ловца, но так, чтобы последний не поймал мяч. Кидать мяч в ловца можно только в том случае, если игрок получил его от другого участника, а не при первом броске или сразу после потери мяча. Если ловца задел пролетающий мяч, то он лишается права перемещаться, но может уклоняться от пролетающего мяча или приседать. Если игрокам не удалось попасть в ловца с первого раза, он снова начинает двигаться. Ловец старается поймать пролетающий мяч или первым поднять его после потери мяча игроком.

В том случае, если ему это удалось, то он меняется местами с тем игроком, который упустил мяч или чей мяч ловец поймал. Так происходит смена ловца. Если в игру играют несколько человек, то они встают в круг, а ловец — в середину круга. Ловец может передвигаться по всему пространству внутри круга, но не выходит за его пределы. Игра идет по тем же правилам.

Картошка

Эта игра для детей среднего и старшего школьного возраста. Она проводится в очень быстром темпе, играют 8-12 человек.

Участники встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга лицом внутрь круга. Начинают перебрасывать мяч между собой, причем не ловят и кидают, а отбивают его друг другу, как в волейболе, стараясь подавать мяч не очень удобно для отбивающего. Тот, кто уронит или не сможет отбить мяч, становиться картошкой и садится в круг на корточки. Сидящие в кругу участники могут вернуться в игру, если сумеют выпрыгнуть и поймать мяч или если кто-нибудь из играющих отобьет мяч так, что он попадет в сидящего игрока.

При промахе (неудачной попытке «выбить картошку») игрок, который пытался осалить сидящего, сам становиться картошкой и садится в круг.

Дети младшего школьного возраста также могут играть в эту игру, но не отбивать мяч, а ловить и кидать его.

Переброска мяча

Для игры нужен волейбольный или резиновый мяч средних размеров, а также деревянная палочка или мел. На площадке ведущий рисует два круга диаметром около 3 м на расстоянии 8- 12 м друг от друга. Участники игры делятся на две команды и по очереди встают в круги по одному человеку. В один круг — игрок из одной команды, в другой — из другой. Находящиеся в кругах участники кидают друг другу мяч. Бросать его можно с силой, но обязательно точно. Если мяч пролетит от ловящего его на расстояние большее, чем вытянутая рука, то команда бросающего получает штрафное очко.

Игроки не должны выходить за пределы кругов. Бросив по одному разу мяч друг другу, пары меняются — так продолжается, пока последняя пара не совершит переброску мяча. Выигрывает та команда, которая получит меньше штрафных очков.

Стой

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В эту игру могут играть от 5 до 15 человек. На земле или на площадке рисуют или отмечают круг диаметром примерно 3 м. В центре его находится водящий с мячом в руках, остальные размещаются за очерченным кругом, но не дальше чем в двух шагах. Водящий подкидывает мяч, и в этот момент все игроки разбегаются, после удара о землю водящий ловит мяч и кричит: «Стой!», все должны остановиться. Затем водящий старается попасть мячом в какого-нибудь игрока, не выходя за пределы круга. Если водящий попал в участника, то этот игрок становиться водящим, а водящий присоединяется к другим играющим, иначе игра повторяется. Первого водящего обычно выбирают с помощью какой-либо считалки.

Пчелка

В игре принимает участие 10-20 человек. Играющие образуют круг, расходятся на расстояние вытянутых рук, встают лицом к центру. Мяч перекатывают по земле внутри круга. Игроки руками отбивают мяч от себя, стараясь запятнать им другого. Мяч — это пчелка. В том случае, если кто-либо не отобьет мяч и будет осален, этот участник считается ужаленным. Он разворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока следующий участник не будет осален. Тогда первый, покинувший игру, снова разворачивается лицом к центру круга, а второй поворачивается спиной. Ловить мяч, а также отбивать его ногами запрещается.

Старый замок

Дети младшего школьного возраста играют в эту игру с удовольствием. Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 5 кеглей, волейбольный мяч. Ведущий чертит на игровой площадке большой круг. Выбирается или назначается водящий. Все участники встают за линией круга лицом к центру. Однако водящий остается в круге. В середине круга ведущий ставит кегли. Это замок, который водящий должен защитить.

Игроки перебрасывают мяч между собой, стараясь отвлечь защитника замка, улучить удобный момент, когда водящий зазевается, после чего сбить кегли быстрым ударом мяча.

Водящий имеет право любым способом отбивать мяч. Тот участник, которому удастся разрушить замок, становится водящим, и игра продолжается.

Замок можно сделать в виде треножника, связав в верхней части палки, а сверху на него положить мяч.

Лови - не лови!

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Для игры подойдет детский резиновый мяч небольшого размера или обыкновенный волейбольный. Играющие выбирают водящего с помощью какой-либо считалки, встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий берет мяч и встает в центре. Он поворачивается вокруг себя, неожиданно кричит: «Лови!» и бросает мяч какому-нибудь игроку. Участник должен поймать мяч. Если водящий крикнет: «Не лови!», игрок, которому кинули мяч, должен увернуться от него. Если водящий кричит: «Бросай!», то участник отбивает мяч обратно водящему и т. д. Игрок, который не выполнил озвученную команду или выполнил ее неправильно, выходит из игры, но продолжает участвовать в ней, наблюдая. Чем меньше игроков, тем быстрее темп игры.

Победителем считается участник, оставшийся последним, он становится водящим. Первое время, пока дети не разучили хорошо игру, водящим может быть взрослый. Число команд, которые должны выполнять игроки, зависит от возраста детей и от их опыта игры. Начинать игру лучше с двух команд: «Лови!» и «Не лови!», постепенно вводя новые.

Выбивание мячом.

Игра проводится у стены или высокого сплошного забора, понадобится мяч средней величины, мел или заостренная палочка.

Играющие выстраиваются в шеренгу с небольшим расстоянием друг от друга, в нескольких шагах от стены спиной к ней. Напротив них, метрах в 8-12, чертится прямоугольная площадка длиной в 3 м, шириной в 1 м — это место водящего. Его цель — попасть мячом в любого игрока во время броска, не выходя за пределы очерченной площадки. Участники не сходят с места, но могут уворачиваться от мяча, приседать, наклоняться и даже подпрыгивать. Игрок, в которого попал мяч, считается выбитым и выходит из игры. Если игрок поймает мяч, брошенный водящим, кинет его в водящего и попадет, участник становится водящим, а тот, кто был водящим, занимает его место в шеренге. Так происходит смена водящих. Когда у стены остается два участника, водящему дается право сделать два броска, чтобы выбить двух игроков. В том случае, если это ему удастся, он считается победителем, в противном случае победителем становится оставшийся игрок.

Сороконожка

В эту веселую игру можно играть на спортивной площадке, во дворе, на пустыре, на лугу. Для игры понадобятся волейбольный или резиновый мяч среднего размера, мел или заостренная палочка. Количество участников игры может быть от 6 до 20 человек. На земле или площадке чертится большой круг диаметром от 3 до 8 м. Диаметр зависит от количества участников и их возраста. Все играющие делятся на две команды. Игроки одной команды стоят за кругом в произвольном порядке, у них — мяч. Участники из другой команды — в кругу, выстраиваются друг за другом по одному, каждый последующий игрок держится за плечи предыдущего. Это сороконожка. Стоящие за кругом начинают перекидывать мяч друг другу, пытаясь задеть им последнего игрока сороконожки, а все игроки колонны, держась друг за друга, пытаются увернуться от мяча, защищая последнего игрока. Причем осаливать мячом можно только по ногам, нарушивший это правило меняется местом с игроком, стоящим в конце сороконожки, а последний, в свою очередь, встает за круг.

Осаленный игрок выходит из игры. Когда будут осалены все игроки сороконожки, команды меняются местами. Эта игра для детей младшего школьного возраста, но в нее могут играть и дети постарше, увеличив ее темп.

Котел

Для игры понадобятся небольшой мяч (можно теннисный), палки длиной около 1 м (для каждого игрока), можно использовать хоккейные клюшки. Игру нужно проводить на пустыре или за городом, в таком месте, где есть небольшое поле и можно выкопать ямки. Играть могут 5-10 человек.

В земле вырывается ямка диаметром 0,3- 0,5 м, размер ямки зависит от величины мяча. Это котел. На расстоянии около 2 м от него по кругу роют маленькие ямки — лунки. Количество лунок на 1 меньше, чем играющих. По жребию выбирается водящий.

Все игроки занимают своими палками лунки, без лунки только водящий. Он должен ударами своей палки загнать мяч в котел, а остальные игроки, используя свои палки, стараются помешать ему, отбивают мяч в другую сторону от котла. Но они должны быть осторожны, как только они вынули свои палки из лунок, — их могут занять другие игроки или водящий.

Вначале игры, если мяч попал в котел, водящий с мячом отходит в сторону приблизительно на 8 м и бьет по нему с таким расчетом, чтобы мяч, катясь или летя низко над землей, попал в котел. Если мяч попал туда, все игроки должны поменяться лунками.

Водящий бежит к лункам, стараясь занять своей палкой любую пустую. Зазевавшийся игрок, оставшийся без лунки, становиться водящим. Если водящему не удалось занять лунку, он снова водит. При смене водящего игра не прерывается. В этой игре занимать лунку можно только палкой и только пустую. Игра подойдет детям среднего и старшего школьного возраста.

Зебрус африканус

Для игры понадобится надувной мяч, деревянная палочка или мел. Ведущий (взрослый) заранее чертит на площадке 7 или 9 линий (в зависимости от количества игроков) на равном расстоянии друг от друга.

Средняя линия, которая делит площадку на два поля, выделяется. Участники игры делятся на две команды. С обеих сторон от средней линии встают команды, лицом друг к другу, по три или четыре игрока от каждой команды: по одному игроку на каждую полосу. Ведущий находится на средней линии. Он подкидывает мяч вверх, а кто-нибудь из участников должен его поймать и закинуть как можно дальше на поле другой команды, не выходя за пределы своей полосы, вдоль которой игрок может двигаться. Если участник из другой команды поймает мяч, то забрасывает его, в свою очередь, на поле первой команды. При касании мяча земли, штрафное очко получает команда, на поле которой это произошло. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков. Затем команды меняют игроков.

Догони мяч

Эта игра может проводиться на площадке, чу л в парке, на пустыре, за городом. Для игры подойдет волейбольный или другой мяч среднего размера. Играть могут 15-20 человек. Перед началом игры выбирается водящий. Играющие образуют круг, встав на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий остается за кругом, за 2 человека до игрока, который держит мяч. По сигналу руководителя игроки передают мяч друг другу, стараясь делать это как можно быстрее, а водящий бежит за кругом и старается дотронуться до игрока с мячом. Если ему это удалось, тогда водящий меняется местами с игроком. Если водящий долго не может догнать мяч, то его меняют на другого. Игроки не могут перекидывать мяч, они должны передавать его из рук в руки. Когда дети хорошо освоят игру, правила можно усложнить — дать «фору» мячу, то есть водящий становиться на за 2 человека до мяча, а за 3 - 6. Или перед водящим ставится задача не просто догнать мяч, а обогнать его и дотронуться до игрока, который еще не взял мяч, тогда водящим становится игрок, у которого в этот момент оказался в руках мяч.

Съедобное — несъедобное

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Перед игрой участники договариваются о том, какие мячи ловить, какие отбивать. В данном случае мяч, сопровождаемый названием съедобного предмета, ловится, несъедобного — отбивается. Играющие встают в ряд, а ведущий — в нескольких шагах перед ними, лицом к ним. У ведущего мяч. Он говорит, напри мер: «Груша!» и кидает мяч игроку, тот должен поймать его. Если называется несъедобный предмет, игрок должен отбить мяч. Тот, кто не ошибся, продвигается на один шаг вперед. Кто первым дойдет до ведущего, тот и выиграл. Можно использовать понятия: «живое — неживое», «растения — животные», «горячее — холодное» и т. д. О том, какая тема будет использоваться, договариваются до начала игры.

Игры с мячом для детей от 5 лет. Каждый сам за себя

козёл

в эту игру играют, в основном, мальчишки.

для игры нужны: как минимум, два человека (каждый играет сам за себя), глухая стена здания и футбольный (или обычный) мяч.

игроки встают колонной друг за другом перед стенкой. первый игрок ногой бросает мяч об стену, его задача – попасть мячом выше определенного уровня. для обозначения этого уровня проводится черта на расстоянии примерно 30 см от земли. игрок, кинувший мяч, встает в конец очереди, теперь кидает мяч об стену следующий игрок.
тому, кто попадёт мячом в стену ниже черты, присваивается буква «к», в следующий раз - «о» и т.д.

тот, кто первым соберёт целиком слово «козёл», выбывает из игры.

выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.

сейчас современные дети, чтобы продлить удовольствие от игры, иногда собирают «козёл.ру».

вместо черты, можно начертить на стене определенного размера круг или ворота, за границы которых нельзя попадать мячом.

королева

эту игру ещё называют «лягушка», и играют в неё, в основном, девочки.

для игры нужны: глухая стена, как минимум, 2 игрока, мяч.

играющие становятся друг за другом в колонну. первый ребенок руками кидает мяч об стену на своём уровне или чуть выше себя. когда мяч летит обратно и ударяется об землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. после прыжка игрок становится в конец очереди.

если игрок не перепрыгнул через мяч или задел его, то ему приписывается буква «к», потом - «о» и т.д., пока не наберётся целиком слово «королева» (или «лягушка»).
тот, кто наберёт всё слово целиком, выбывает из игры. выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.


стенка

дети становятся в колонну друг за другом. первый игрок бросает мяч об стену выше себя и отбегает в конец колоны. игрок, стоящий за ним, должен успеть поймать мяч. и точно так же кинуть его для следующего игрока. игрок, не успевший поймать мяч, выбывает из игры.

съедобное – несъедобное

все дети встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. напротив них стоит ведущий. он кидает мяч по очереди всем игрокам и называет различные предметы: «суп», «подъёмный кран», «яблоко» и т.д. если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный - отбивает мяч обратно водящему.

«я знаю пять имён…»

в эту игру можно играть, когда собирается небольшое количество девочек (мальчикам эта игра не очень нравится).

первый игрок берёт мяч, бьёт им об землю, отбивая ладошкой и говорит (на каждый удар нужно произносить одно слово): «я знаю пять имён мальчиков: ваня – раз, лёша – два…», - и так до «пяти» (повторяться нельзя). потом так же проговаривает свои пять имён следующий игрок и т.д.
на следующих «ступенях» перечисляются имена девочек, названия цветов, птиц, деревьев, рыб, насекомых, городов, стран, марок машин (это если вдруг мальчики захотят поиграть).

если игрок сбился (упустил мяч или не вспомнил нужное название), то он остается на той же «ступени», т.е. когда до него дойдет очередь в следующий раз, он опять будет перечислять названия предметов из той категории, на которой он сбился. в итоге, игроки как бы «растягиваются» вереницей по «ступеням». выигрывает тот, кто первым дошел до последней «ступени».



штандер-стоп

в эту игру очень хорошо играть, когда гуляет немного народу, от трёх до шести человек. можно и больше, но тогда особо нетерпеливым участникам может надоесть ждать своей очереди. у этой игры много разновидностей.

мы играем так:

все встают кругом. водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. остальные участники идут вокруг него. в какой-то момент водящий говорит: «стоп!» и открывает глаза.

тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой закидывает. когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «штандер-стоп!». водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону.

тот, кто с мячом, должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки), «верблюдиков» (нужно плюнуть и встать на место, куда доплюнул).

можно называть несколько видов шагов, например: «до егора - 15 «гигантов», 3 «зонтика» и 2 «верблюдика».

после этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему.
когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. если попал – то он становится водящим. если нет – водящий остаётся прежним.


собачки

количество игроков – от трёх человек, но чем больше участников, тем интереснее.

все встают в большой круг, выбирается «собачка» (если народу много, можно выбрать 2-3-х «собачек»), которая должна встать в центр круга. игроки перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке. задача «собачки» - перехватить мяч или хотя бы дотронуться до него, когда мяч находится в воздухе, на земле или в руках у игроков.

от кого был перехвачен мяч, тот становится на место «собачки».

картошка

дети встают в круг на одинаковом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу. тот, кто не поймал мяч или уронил его, садится на корточки в центр: он - «картошка».

так может набраться достаточно много «картошек». чтобы «картошкам» снова войти в игру, кому-то из них надо изловчиться, подпрыгнуть, не вставая с корточек, и перехватить летящий мяч. тогда все «картошки» встают в круг к другим игрокам, а тот, от кого был пойман мяч, становится «картошкой».

картошка–2, или одиннадцать

дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. первый, кто бросает мяч, говорит: «один!» остальные броски игроки просчитывают про себя: «два, три, четыре …».

тот, кто не поймал мяч, садится в круг: он - «картошка», и счёт начинается заново. тот, к кому летит одиннадцатый мяч, должен сказать: «одиннадцать», - и, не ловя, отбить его руками так, чтобы он ударился о землю в центре круга или об кого-то из игроков (если таковые уже есть в центре). тогда все «картошки» перестают быть «картошками» и встают в круг. если тот, кто отбивал одиннадцатый мяч, забыл сказать: «одиннадцать», - или ни в кого не попал, то он присоединяется к «картошкам».

калека, инвалид, или больничка

дети становятся в круг и кидают друг другу мяч в произвольном порядке. если кто-то не поймал мяч, то тот, кто бросал, «отнимает» у него какую-то часть тела или лица.

например, ногу – тогда игроку надо стоять на одной ноге, или руку – тогда нужно ловить мяч одной рукой, глаз – играть с одним закрытым глазом, рот – молчать, если отнимается вторая нога – нужно встать на колени. если «инвалид» бросил кому-то мяч, а тот не поймал, то «инвалид» может вместо «отнимания» вернуть себе недостающую часть тела или лица.

тот, кто уже больше не может ловить мяч («нет» двух рук, двух глаз, двух ног), выбывает из игры.

инвалида может выручить любой другой игрок, если бросит ему «аптечку». если инвалид поймал этот мяч, то он может вернуть себе одну недостающую часть тела или лица.
выигрывает тот, кто в конце игры останется самым «здоровым».



веселая семейка

у этой игры много названий – «сам же», «саджо», «сабже».

дети выстраиваются в линию, водящий кидает мяч поочередно каждому из них. сначала определяются имена всех участников. водящий кидает мяч первому игроку и говорит: «твоё имя - лампочка» (или любое другое слово). тот, кому предназначался мяч, может поймать его – тогда его имя - «лампочка» - либо откидывает его. тогда водящий снова кидает ему мяч с новым именем. и так до тех пор, пока этот человек не поймает мяч.

иногда водящий может кинуть мяч и сказать: «семейка» (или «сам же»). если игрок поймал мяч, ему предоставляется право самому выбрать себе имя. (как правило, дети выбирают своё настоящее имя). таким же образом получают имена остальные игроки.
на втором круге начинают подбирать фамилию, на третьем – отчество. затем подбираются: имя «мужа», его фамилия, профессия и т.д.

иногда получаются смешные комбинации: лиса сапоговна уткина, у неё муж клоун федорович блинов, у них 100 детей и т.д. играть, как вы понимаете, можно до бесконечности, пока не надоест.

десятки, или десятины

для игры нужны: высокая глухая стена, как минимум, двое игроков и мяч. каждому игроку предстоит пройти 10 «ступеней», каждая «ступень» - это определенное задание, которое необходимо выполнить. причём остальные могут мешать игроку, который сейчас выполняет задание: смешить его, что-то спрашивать, делать вид, что сейчас отнимут мяч и т.д.

задания могут быть следующими:

1. подбросить и отбить прямой ладонью мяч об стену один раз.

2. два раза отбить мяч об стену сложенными вместе кулаками (можно сцепить руки так: ладонью одной руки обхватить сжатый кулак другой руки).

3. ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

4. бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли поймать мяч и снова бросить им об стену. проделать это 4 раза.

5. стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену. проделать это 5 раз.

6. стоя лицом к стене, бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки. проделать это 6 раз.

7. стоя лицом к стене, бросить мяч из-под левой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. проделать это 7 раз.

8. стоя лицом к стене, бросить мяч из-под правой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. проделать это 8 раз.

9. девять раз бросить мяч об стену, отбивая его ладонями снизу.

10. десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

выполнять все задания следует по порядку.

выполнивший задание игрок переходит на следующую «ступень». как только игрок роняет мяч, ошибается, смеётся или что-то говорит, ход переходит к следующему игроку, а ему потом надо будет начинать с того этапа, на котором он остановился.
выигрывает тот, кто быстрее всех пройдет все «ступени».

выжигало

все встают в ряд спиной к глухой стене. водящий находится на некотором удалении от других игроков (как в вышибалах), он должен пнуть мяч ногой и в кого-то попасть. игроки могут уворачиваться. сменяет водящего тот, в кого попал мяч.



снайпер

в эту игру играют точно так же, как в «выжигало». единственное отличие в том, что мяч нужно кидать руками (как в вышибалах), а не пинать ногой.

четыре квадрата

в эту игру нужно играть вчетвером. на асфальте мелом чертится квадрат со стороной примерно 5-6 шагов, который делится на четыре клетки. в каждой клетке размещается по одному игроку. за пределы своей клетки выходить нельзя.

в начале игры разыгрывается мяч: он подбрасывается вверх, на чью территорию упадет – тому и начинать. этот игрок должен дать пас ногой в любой другой квадрат. там мяч принимается и тут же отправляется кому-то другому.

если игрок не успел принять мяч – мяч, отскочив от его клетки, вылетел за её пределы, - то ему засчитывается одно очко.

если же тот, кто пасовал мяч, промахнулся, и мяч улетал сразу за пределы общего квадрата, то это уже его оплошность и ему присуждается 1 очко. проигрывает тот, кто первым набирает 20 очков. а выигрывает тот, кто набрал наименьшее количество очков.


Материал к занятию.

Началось лето, и, наверняка, вы берете с собой на прогулку мяч. В статье мы уже рассказывали о том, в какие игры с мячом можно играть на прогулке с ребенком. В этой статье вы найдете еще несколько идей для игр с мячом на улице . А самые важные ингредиенты для веселых игр с мячом – это, конечно же, прыгучий мяч и хорошее настроение.

Приглашайте играть в мяч других детей, и тогда даже дождливая погода вам будет не помеха… при наличии беседки.

Командные игры с мячом на улице

Эстафета с мячами (от 4 лет)

Игроки делятся на две команды. Определяется граница игрового поля, для каждой команды на другом конце поля ставится метка. Цель – выполнить задание быстрее команды соперника. Задание выполняется каждым участником команды. Задание можно выполнять, двигаясь до метки и обратно или только на пути туда, а обратно возвращаться бегом. Заданий с мячами можно придумать очень много:

  • пройти, подбрасывая мяч вверх;
  • пройти, ударяя мяч о землю (между ударами мяч можно ловить или нельзя);
  • пройти в паре, перебрасывая мяч друг другу;
  • пропрыгать с мячом, зажатым между ногами;
  • прокатить мяч, подталкивая его ногой, клюшкой или палкой;
  • прокатить мяч, огибая препятствия;
  • пройти, неся мяч на ракетке и так далее.

Пионербол (от 6 лет)

Эту игру, облегченную версию волейбола, в советское время придумали для пионеров. Наверняка те из вас, кто ездил в пионерские лагеря, в нее играли. Сейчас она вновь становится популярной игрой на улице с мячом . Эта игра подходит для детей школьного возраста, но со взрослыми дети могут играть и раньше.

Для игры необходима площадка с волейбольной сеткой, натянутой веревкой или другим вертикальным препятствием. Игроки делятся на две команды, задача игроков – отбивать мяч руками через сетку так образом, чтобы он оказался на стороне другой команды. Отбивать мяч можно любыми способами. Пойманный мяч можно перебросить игроку своей команды 1 раз, чтобы уже он отбил его на сторону другой команды.

Играть в пионербол можно как одним, так и двумя мячами. Игра идет до 2 побед. Партия продолжается до 15 очков. После зарабатывания очка игроки на поле делают переход по часовой стрелке. Играя с детьми младшего возраста, сетку или веревку нужно натянуть ниже, можно не делать переходы, играть без подач и до меньшего количества очков.

Игры с мячом на улице в кругу

Если у вас компания детей из 4 человек или больше, можно поиграть в игры с мячом в кругу. В этих играх игроки перебрасывают мяч в круге или передают его по кругу. В основном, игры с мячом в кругу предназначены для детей от 5 лет, но если играть со взрослыми, то можно и раньше. Очень хорошо, если в эти игры взрослые будут играть вместе с детьми. Это сближает.

Считалочка с мячом (от 3 лет)

Дети встают в круг и перебрасывают мяч друг другу. Взрослый рассказывает стихотворение или считалку, побуждая детей повторять за ним слова: один бросок – одно слово. Когда стихотворение заканчивается, игрок, в руках которого оказался мяч, выполняет заранее оговоренное действие (кукарекает, обегает вокруг играющих и так далее). Игра повторяется сначала. Можно использовать разные считалки. Когда все выучат считалку, можно будет обойтись без помощи ведущего.

Горячая картошка (от 5 лет)

Эту игру иногда называют «Собачка». Эта одна из самых известных игр с мячом на улице подходит детям начального школьного возраста. Но ее вполне можно адаптировать для детей от 4–5 лет. Все игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг другу. Ловить мяч можно только «на лету», а если мяч ударился о землю, то тот, кто поймает такой мяч или просто дотронется до него, становится «картошкой» и садится на корточки в центр круга.

Игроки–«картошки» возвращаются в круг, если кто-то из них поймал мяч на лету. Если игрок из круга попал мячом в игрока–«картошку», они меняются местами.

С детьми помладше можно играть по более легким правилам: в кругу всегда сидит только одна картошка, если игрок упустил мяч, то он меняется местами с «картошкой» внутри круга.

Два мяча (от 5 лет)

Игроки встают в круг. Двум игрокам, стоящим друг напротив друга, дают по мячу. По команде ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении или в разных. Тот, у кого одновременно окажется два мяча, выбывает или выполняет задание: поет песенку, приседает, лает и так далее.

Игры с мячом на улице в плохую погоду

Если погода вдруг испортилась, это еще не повод не брать с собой на прогулку мяч. Расположившись в беседке, вы можете поиграть в «Съедобное – несъедобное» или другие аналогичные игры.

Съедобное – несъедобное (от 3 лет)

Для игры нужны 2 человека или более. Дети встают или садятся в ряд, ведущий по-очереди кидает им мяч, называя какой-то предмет (пирог, самолет и так далее). Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч; если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если игрок ошибся и поймал несъедобный предмет, он становится ведущим.

Вопрос–ответ (от 4 лет)

Бросая мяч, ведущий задает какой-то вопрос, а игрок, который поймал мяч, отвечает на него, бросая мяч ведущему. Вопросы могут быть нелепыми (тогда игра проходит очень весело) или вполне серьезными на одну тему, чтобы закрепить знания детей о чем-либо. Например, на тему «что для чего»: Масленка для чего? Чтобы масло наливать или складывать. Хлебница для чего? Чтобы хлеб хранить. Или на тему птицы: Что птицы строят на деревьях? Птица страус умеет летать? Воробей – это домашняя птица? и так далее.

Что еще? (от 5 лет)

В этой игре ведущий и игроки сначала определяют тему, например, мебель или животные. Ведущий бросает мяч игрокам, игроки ловят мяч и, бросая его игроку, называют предмет из выбранной группы. Например, для обобщающего понятия «мебель» подойдут ответы: стул, стол, кровать, диван и так далее.

Надоели скучные прогулки?

В этих играх мяч можно бросать разными способами: от груди, из-за головы, снизу, одной и двумя руками.

Я знаю пять имен… (от 4 лет)

Эта игра хорошо знакома нас с детства. Нужно стучать мячом об асфальт или пол беседки и повторять: «Я знаю пять имен мальчиков. Ваня – раз, Дима – два и так до пяти». Если вы вспомнили все пять и не потеряли мяч, называете другие пять имен (названий): Я знаю пять имен девочек», цветов, игрушек, рек и так далее. Если ошиблись – отдаете мяч другому игроку. Можно не стучать мячом об пол, а подбрасывать мяч и делать хлопок или перебрасывать мяч друг другу, называя имена и названия по очереди.

Игры с мячом на улице для дачи

Летом на даче с мячом можно придумать еще больше интересностей. Например, с водой, ведрами и мячом.

Веселые брызги (от 2 лет)

Эта игра хороша для теплой солнечной погоды. Все дети любят брызгаться, а если при этом еще и мячами кидаться… Море восторгов вам обеспечено. Для игры вам понадобится:

  • ведро с водой.

Можно просто кидать мяч в ведро с водой. А можно устроить соревнование, у кого получится больше брызг или чьи брызги отлетят дальше (для этого игру нужно проводить на площадке, чтобы следы от брызг были хорошо видны, лучшие полеты отмечать мелом с указанием первой буквы имени ребенка, чтобы не запутаться, где чей след).

Оставляем следы (от 2 лет)

Для игры вам понадобится:

  • ведро с водой;
  • асфальтированная площадка;

В эту игру нужно играть на асфальте, чтобы хорошо был видны следы от мокрого мяча. Намочите мяч и катите его от линии старта. Мяч будет оставлять на асфальте мокрый след. Если детей несколько можно соревноваться, чей след длиннее. Можно провести несколько партий и отмечать результаты мелом.

Тир (от 3 лет)

Вам понадобится:

  • несколько небьющихся емкостей такого размера, чтобы в них мог уместиться ваш мяч;
  • бумага и карандаш или ручка.

Расположите пластиковые емкости на некотором расстоянии друг от друга. В каждую емкость положите бумажку с написанным количеством очков за попадание в эту емкость. Задача игроков, бросая мяч в емкости, набрать как можно больше очков. Расстояние и размер емкостей выбирайте в зависимости от возраста детей: чем младше дети, тем меньше расстояние от них до мишени и тем крупнее мишени.

Если вы играете с одним ребенком, игру можно немного изменить: на бумажках нарисовать, что нужно сделать ребенку (присесть, подпрыгнуть, поднять руки вверх и так далее) или все бумажки кроме одной сделать пустыми, а на одной написать: «ПРИЗ». Когда ребенок попадет в емкость с надписью «ПРИЗ», ему полагается небольшой приз. Вместо слова «ПРИЗ» можно нарисовать то место, где спрятан приз.

Еще больше идей для игр на даче вы можете найти в статье .

Гуляем на пляже

Лето – пора отпусков. Для песочного пляжа просто незаменимы большие надувные мячи. Они большие, но в то же время очень легкие и очень нравятся детям. В вашем чемодане надувной мяч займет совсем немного места, а игры с большим мячом на улице дадут вам и вашим детям совсем другие ощущения. Ели малыш еще маленький и предпочитает играть в одиночестве, ему понравится бегать за мячом, который уносит ветер. Следите только, чтобы мяч не сдуло в воду. С большим надувным мячом командой можно играть в волейбол, вышибалы, «горячую картошку» и другие игры.

Посмотрите это видео: хотя дети играют с мячом в спортивном зале, эти игры с мячом прекрасно подойдут и для улицы.



 

Возможно, будет полезно почитать: