Исследование произвольной моторики пальцев рук. Карта комплексного обследования мелкой моторики рук материал по логопедии на тему. Сведения о родителях

На просторах интернета есть различные методики обследования моторики, но вот комплексного подхода к данному мероприятию я так и не нашла, поэтому сама составила карту комплексного обследования мелкой моторики детей и теперь опробирую ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 ГОРОДА КРОПОТКИН

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

«Карта обследования мелкой моторики детей 5-7 лет»

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ д/с№8

Мнацаканян Светлана Викторовна

Кропоткин, 2015

Карта обследования мелкой моторики

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________ возраст _________

Группа _________________________________________________МБДОУ д/с №8 г. Кропоткин

Дата обследования «_____»_____________________20____г.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

1. Общая диагностика мелкой моторики.

Статические упражнения

«Петушок» __________________ «Коза»_________________ «Флажок» _____________________

«Заяц» ______________________ «Солдатики» ____________ «Вилка» _______________________

Координация движений

«Ладонь-ребро-кулак»______________________ «Коза-заяц» ________________________________

Работа с бумагой

Вырезание _______________________________ Сгибание ___________________________________

Сила тонуса

Две руки _________________________________ Одна рука___________________________________

Обследование щепотки

Захват карандаша ______________ «Посолим суп» ______________ Катание шарика _____________

Общее кол-во баллов _____________

Рисунок рук на следующей странице.

Ведущая рука __________________________________________________________________________

Подсчет синкензий______________________________________________________________________

Заключение____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

№1

№2

№3

№ 4

№ 5

№6

№7

№8

№9

№10

Общее количество баллов_____________________________

Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель – логопед _____________ (_____________________)

ПОЯСНЕНИЯ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

1. Общая диагностика мелкой моторики

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Статические упражнения:

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Коза»(два пальца –указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Солдатики» (показ пальцев по одному);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Координация движений:

«Ладонь – ребро – кулак» (вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;);

«Коза – заяц».

Работа с бумагой:

Вырезание ножницами выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

Сила тонуса:

Сжатие руки взрослого двумя руками;

Сжатие руки взрослого одной рукой.

Обследование щепотки:

Захват карандаша;

«Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

Катание шарика.

Условные обозначения:

« + » - задание выполнено правильно;

« – » - задание выполнено неверно;

«i» - неустойчивое выполнение задания.

Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только знак « + », неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.

Характеристика групп:

Группа В - дети, набравшие 10 - 15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.

Группа С – дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.

Группа Н – дети, набравшие 11 – 9 баллов. Мелкая моторика развита плохо.

Группа О - дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.

2. Выявление ведущей руки, количества синкензий.

Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания : «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.

В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:

1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

2) полученные по каждой руке результаты складывают.

Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.

3. Диагностика мелкой моторики, связанная с графическими действиями

№1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

№2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

№3 Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

№4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

№5

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

№6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

№7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более

№8

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

№9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

№10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 24 балла и выше свидетельствует о сформированности и высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 16 до 23 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 15 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература


1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Разработка методического материала принадлежит Мнацаканян С.В. учителю-логопеду МБДОУ д/с №8 г. Кропоткина



^ Исследование произвольной моторики пальцев рук. Приемы для всех возрастных групп. По подражанию. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - раз,жать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

^ Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движений губ. Приемы для всех возрастных групп. По словесной инструкции: вытянуть губы вперед («трубочкой») , удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

^ Исследование объема и качества движений мышц щек. Приемы для всех возрастных групп: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

^ Исследование объема и качества движений языка. Приемы для всех возрастных групп: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета. Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (поцокать) языком.
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

^ Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба. Приемы для всех возрастных групп: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить - лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); или движение не удается.

^ Исследование объема и качества движений мышц глаз. Приемы для всех возрастных групп: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

^ Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление - брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

^ Исследование слухового внимания. Приемы для всех возрастных групп: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т. д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги - тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т. д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

^ Исследование музыкального слуха. Прием для всех возрастных групп. Испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

^ Исследование восприятия музыки. П р и е м для всех возрастных групп: прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть.

Отметить: умение определить контрастную музыку, части музыкального произведения.

^ Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик - выше - ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку) .

Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

^ Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возрастных групп. Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).

Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты; например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.

^ Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп. Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо - холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: сильно - слабо. Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет их на инструменте.

Отметить: различает (нет) испытуемый сильное и слабое звучание инструмента.

^ Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков. Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок

Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»). Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту,

например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т. д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

^ Исследование продолжительности и силы выдоха. Приемы для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

^ Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук а (сначала до ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты до первой октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более.

^ Исследование темпа. Приемы для всех возрастных групп. В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Приемы (для взрослых, подростков, школьников). Обследовать темп движения при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого занимающегося логоритмикой. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н. С. Самойленко. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет - плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудший показатель

по 6 параметрам-6 баллов, наилучший-18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым.

Вопросы и задание


  1. Какие области сенсорной сферы исследуются у лиц с рече
    выми расстройствами?

  2. Какие связи можно установить между сенсорно-двигатель
    ными и речевыми нарушениями?

  3. Охарактеризуйте психомоторику ребенка и взрослого с нару
    шениями речи.
^ ГЛАВА ВТОРАЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ

КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

И МЕДИЦИНСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

ЗАИКАНИЯ

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической гим-

настикой, ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворный эффект. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих центральных образований. Поражения определенных областей коры головного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой ■ функции. Чем ближе расположено поражение к области Брока, тем в большей степени нарушаются моторные компоненты речи. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Причем увязке во времени и темпах деятельности подлежат не только высшие корковые отделы речевой функциональной системы, но и мозжечковые (установка мускулатуры гортани, головы, шеи, плеч) и отделы, расположенные в продолговатом мозгу (регуляция дыхательной мускулатуры), и, видимо, другие глубинные структуры. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи. Правомерность этого взгляда подтверждает хорошо известный факт, что любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи заикающегося. Эффективным средством исправления речи заикающегося является использование ритмического звучания метронома.

И. В. Данилов и И. М. Черепанов считают, что темпы, предлагаемые «датчиком ритма», должны быть различных диапазонов у заикающихся с клонической и тонической формами заикания 1 . Этот факт свидетельствует о том, что темпы протекания нервных процессов у этих групп различны. По-видимому, в основе этого различия лежит различный уровень локализации основного звена нарушений. Вероятно, у больных с клоническим заиканием определяющим является уровень коры головного мозга, при тонической форме более существенную роль играют нарушения на уровне глубинных структур мозга. В таком случае для более лабильных корковых нервных центров необходимы более высокие ритмы (при клонической форме заикания), для функционально менее подвижных глубинных структур - более низкие ритмы (при тонической форме заикания). Однако этот вопрос требует тщательного изучения. Известно, что эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в динамических качествах речи: ритме, метре, мелодии, паузах, темпе и др. Так, фраза из четырех слов может получить четыре различных значения в зависимости от способа произношения, т. е. от чисто

1 Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л., 1970, с. 109-120.

динамических соотношений слов между собой. Внешняя речь представлена рядом действий, распределенных во времени в определенном порядке, сочетании и последовательности. Облеченная в двигательную форму, речь тем самым подчиняет себя не только законам грамматики, синтаксиса и семантики, но еще и законам чисто фонетическим, а они захватывают не только область внешнего оформления, но, что особенно важно, оказываются одним из существенных структурно-динамических моментов, влияющих на правильную передачу содержания. Логические ударения, помимо смысла, выражаются фонетически в повышении высоты тона, замедлении или видоизменении звука. Речь обладает длительностью, силой, качеством, точностью. Пауза также имеет свою длительность и точность и выражает процесс активного торможения. Во фразе имеется музыка. Музыка фразы придает ей ее собственное содержание. Этому способствуют такие музыкальные элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в этом ритме опору и восстанавливает равновесие, т.е. заикание исчезает.

Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровления эмоциональной и волевой сферы заикающегося. Ритм регулирует не только движение, но и слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент также находят свое отражение в речи. Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т. д.

Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного, управляемого поведения.

- НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ ПО ПОКАЗУ, ПОТОМ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПРИ СЧЕТЕ ОТ 1 И ДО 5;

- ВЫТЯНУТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ И МИЗИНЕЦ ПРАВОЙ ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКИ, ОБЕИХ РУК;

- ВЫТЯНУТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ И СРЕДНИЙ ПАЛЬЦЫ ПРАВОЙ, ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКИ, ОБЕИХ РУК;

- ПОЛОЖИТЬ СРЕДНИЕ ПАЛЬЦЫ НА УКАЗАТЕЛЬНЫЕ НА ОБЕИХ РУКАХ;

- ПОЛОЖИТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ НА СЕРЕДИНЕ НА ОБЕИХ РУКАХ;

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ СОЕДИНИТЬ В КОЛЬЦО, ПОТОМ НАДО СДЕЛАТЬ ТОЖЕ САМОЕ С ЛЕВОЙ РУКОЙ И ОБЕИМИ РУКАМИ С УКАЗАТЕЛЬНЫМ (СРЕДНИМ, БЕЗЫМЯННЫМ И МИЗИНЦЕМ). ПРИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЫ ОТМЕЧАЕТСЯ ТОЧНОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РЕБЕНКА.

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК:

ПОПЕРЕМЕННО НАДО СОЕДИНЯТЬ ВСЕ ПАЛЬЦЫ РУК С БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ СНАЧАЛА ПРАВОЙ РУКИ, ЗАТЕМ ЛЕВОЙ, ПОТОМ ОБЕИХ РУК ОДНОВРЕМЕННО (ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ СНАЧАЛА ТОЛЬКО ПРАВОЙ РУКИ, ПОТОМ ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКИ, ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ РУКИ);

- ВЫПОЛНЯТЬ ДВИЖЕНИЕ << КУЛАК - РЕБРО - ЛАДОНЬ >> ПРАВОЙ, ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ДВУМЯ РУКАМИ ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ОДНОВРЕМЕННО; ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЫ НЕОБХОДИМО ПОВТОРИТЬ С ПРИКУШЕННЫМ ЗУБАМИ ЯЗЫКОМ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЫ НАДО ОТМЕЧАТЬ:

УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ (С ПЕРВОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, СО ВТОРОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, ПОСЛЕ СОВМЕСТНОГО С ВАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ, НЕВЫПОЛНЕНИЕ);

ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ (ПЛАВНОЕ, ПОЭЛЕМЕНТНОЕ, ЗАМЕДЛЕННОЕ, ТРУДНОСТИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ У РЕБЕНКА С ОДНОГО ЗВЕНА НА ДРУГОЕ) ;

- ОШИБКИ НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, ПЕРСЕВЕРАЦИИ).

3. ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У РЕБЕНКА:

- СМЕНЯТЬ РУКИ С ОДНОВРЕМЕННЫМ СЖИМАНИЕМ ОДНОЙ КИСТИ В КУЛАК ПОТОМ РАЗЖИМАНИЕМ КУЛАКА ДРУГОЙ КИСТИ;

- ИГРА НА РОЯЛЕ (ПАЛЬЦЫ 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- РИСОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ << ДОМ - ДЕРЕВО - ЗАБОР >>;

- РАСКРАШИВАНИЕ, ВЫРЕЗАНИЕ, ШТРИХОВКА (ПО РАБОТАМ ДЕТЕЙ) ;

ОБСЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ ПИСЬМЕННОЙ ПРОБЫ: ЧЕРТИТЬ НА БУМАГЕ ПАЛОЧКИ В СТРОЧКУ В ТЕЧЕНИИ 15 СЕКУНД В ПРОИЗВОЛЬНОМ ТЕМПЕ, В ТЕЧЕНИИ ДРУГИХ 15 СЕКУНД ЧЕРТИТЬ БЫСТРЕЕ, ПОТОМ 15 СЕКУНД ЧЕРТИТЬ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ТЕМПЕ; РЕЗУЛЬТАТЫ 1 И 3 РАЗА СРАВНИВАЮТСЯ И ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕМПЫ: УСКОРЕННЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ, ЗАМЕДЛЕННЫЙ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЫ ОТМЕЧАЕТСЯ:

- СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РИТМА РЕБЕНКА;

- СПОСОБНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМА В ДВИЖЕНИЯХ;

- СПОСОБНОСТЬ РЕТЕНЦИИ РИТМА - СОХРАНЕНИЕ ЕГО В ПАМЯТИ;

- СПОСОБНОСТЬ К РИТМИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ - РИТМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ВЕДУЩЕЙ РУКИ (ДАВАЙ ПОЗДОРОВАЕМСЯ).

ВЗРОСЛЫЙ ПРЕДЛАГАЕТ РЕБЕНКУ ПРОТЯНУТЬ РУКУ ДЛЯ ПРИВЕТСТВИЯ (ПОЗДОРОВАТЬСЯ): СНАЧАЛА ПРАВУЮ РУКУ, ПОТОМ ЛЕВУЮ РУКУ, ЗАТЕМ ОБЕ РУКИ. НАДО ОТМЕЧАТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНКА (СЖИМАНИЕ КИСТИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ, ПРИПОДНИМАНИЕ ПЛЕЧ, СОКРАЩЕНИЕ МЫШЦ ЛИЦА, ОТКРЫТИЕ РТА РЕБЕНКОМ И. ДР.), КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЮТ НА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ РЕБЕНКА. ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

- ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ 6 БАЛЛОВ;

- ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ 2 БАЛЛА;

- ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ 5 БАЛЛОВ;

- ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ 1 БАЛЛ.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (НИЗКИЙ, МЕНЕЕ ДВУХ БАЛЛОВ).

РЕБЕНКУ ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЮТСЯ; ОТМЕЧАЕТСЯ ИНЕРТНОСТЬ И НЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ. У РЕБЕНКА ОТСУТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, РИТМ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. ЕСТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ (НИЖЕ СРЕДНЕГО, ПЯТЬ-ТРИ БАЛЛА).

У РЕБЕНКА ДВИЖЕНИЯ НЕ ТОЧНЫ; ОТМЕЧАЕТСЯ НАРУШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. НЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМП У РЕБЕНКА БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, РИТМ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. ИМЕЮТСЯ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (СРЕДНИЙ, ДЕВЯТЬ- ШЕСТЬ БАЛЛОВ).

У РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК ДИАГНОСТИРУЮТСЯ ЗАТРУДНЕНИЯ, НО ЯВНЫХ НАРУШЕНИЙ НЕТ. ПРИ ЭТОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ФИКСИРУЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ, ТРУДНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК, СНИЖЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ И НЕДОСТАТОЧНАЯ ИХ ТОЧНОСТЬ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫШЕ СРЕДНЕГО, ДВЕНАДЦАТЬ - ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ).

ДИНАМИЧЕСКАЯ И СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК СФОРМИРОВАНА, НО ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК НЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛНЫЙ. У РЕБЕНКА СФОРМИРОВАНО ЧУВСТВО РИТМА. ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ НЕТ.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫСОКИЙ, ЧЕТЫРНАДЦАТЬ - ТРИНАДЦАТЬ БАЛЛОВ).

ДИНАМИЧЕСКАЯ И СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК АКТИВНЫЕ, ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕТ ЗАМЕН ДВИЖЕНИЙ. СФОРМИРОВАНО ПОЛНОЕ ЧУВСТВО РИТМА. ПРАВАЯ РУКА ВЕДУЩАЯ. ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ У РЕБЕНКА НЕТ.

Обследование состояния моторики детей с речевыми нарушениями проводится логопедом и музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. При этом соблюдаются принципы комплексности обследования, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей, особенностей состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

Моторное (наряду с логопедическим) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи.

Рассмотрим методы обследования психомоторных функций, представленные в методических рекомендациях разных авторов.

Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г. А. Волковой).

Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемость движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма.

1. Исследование двигательной памяти, переключаемость движений и самоконтроля при выполнении проб.

Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

2. Исследование произвольного торможения движений. Отмечается: плавность и точность движений.

3. Исследование статической координации движений. Отмечается, насколько обследуемый свободен и устойчив в удержании позы.

4. Исследование динамичной координации движений.

Отмечается: верно ли выполняет движения с 1-го раза или со 2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.

5. Исследование внимания.

Отмечается: одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения.

6. Исследование координации движений.

7. Исследование переключаемость движений. Отмечается: точность и быстрота перехода от одних движений к другим.

8. Исследование наличия или отсутствия того или иного предлагаемого движения.

9. Исследование пространственной организации движения.

Отмечается: знание сторон тела, уверенность выполнения.

10. Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Отмечается: плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения невыполнение.

11. Исследование орального праксиса.

Отмечается: объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений.

12. Исследование объема и качества движений мышц щек.

Отмечается: правильность выполнения; удается ли изолированное надувание одной щеки.

13. Исследование объема и качества движений языка.

Отмечается: правильность выполнения, диапазон движении языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно.

14. Исследование объема и качества движений мышц лба. Отмечается: правильность выполнения; удается ли движение.

15. Исследование объема и качества движений мышц глаз.

16. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Отмечается: удается ли движение; правильность выполнения.

17. Исследование слухового внимания.

Отмечается: ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания.

18. Исследование музыкального слуха.

Отмечается: степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит).

19. Исследование восприятия музыки.

Отмечается: умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения.

20. Исследование звуковысотного слуха.

Отмечается: умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками.

21. Исследование тембрового слуха.

Отмечается: умение различать звучание различных инструментов.

22. Исследование динамического слуха.

Отмечается: умение различать сильное и слабое звучание инструмента.

23. Исследование ритмического чувства.

Отмечается: правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа.

24. Исследование продолжительности и силы выдоха. Отмечается продолжительность выдоха.

26. Исследование темпа речи.

Отмечается: нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.

Обследование состояния моторных функций у детей с заиканием по методике Н.А. Рычковой.

Обследование состоит из пяти разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. Сначала обследуется общая произвольная моторика, затем мимическая моторика, речевая моторика, тонкие движения пальцев рук. Завершается обследование изучением чувства ритма.

I. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики.

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Н.И. Озерецкого. Обследуется статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений.

1. Ребенку предлагают стать на пальцы ног («на цыпочки») и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сдвинуты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение пробы до 3 раз.

2. Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.

3. Испытуемому дается квадратный листок (размером 5x5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения - не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты.

Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.

4. Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.

5. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений (наморщивания лба, поднимания бровей и т.д.), при наличии которых тест считается невыполненным.

II. Обследование произвольной мимической моторики. Предлагаются следующие задания (желательно в игровой форме).

1. Поднять брови («Удивление»).

2. Слегка сомкнуть веки.

3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).

4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы, как для произнесения звука о.

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы («Забор»).

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье).

III. Обследование речевой моторики.

Задания преподносятся в игровой форме. Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования арти-куляционного уклада, длительность удержания позы.

1. Открыть и закрыть рот.

2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

3. Имитировать жевательные движения.

4. Попеременно надувать щеки.

5. Втянуть щеки внутрь.

6. Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми - о; вытянуть губы - у.

7. Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5.

8. Покусывать кончик языка.

9. Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).

10. Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).

11. Пощелкать языком («Поехали на лошадке»).

12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).

13. Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать («Поцокаем»).

14. Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

IV. Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированность).

Предлагаются следующие задания.

1. Сжать пальцы в кулаки.

2. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

3. Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).

4. Переплести руки «в замок».

5. Выполнить пробу «корова-коза».

Обследование действий с предметами включает такие задания.

1. Выложить узор из мозаики.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3. Нанизать на нитку бусинки.

4. Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.

5. Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

V. Обследование чувства ритма.

Детям 5-6 лет педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который им следует повторить.

Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г. В. Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р. Е. Идее).

Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.

I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:

1. Движения и серии движений для рук:

Бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;

Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

Правая рука на поясе, левая - к плечу, левая рука вверх, правая - к плечу и т.д.;

Держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;

Поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.

2. Другие движения:

Прыгать на двух ногах и на каждой;

Впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;

Катить обруч, двигаясь рядом с ним.

3. Произвольное управление движениями:

Остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;

Изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна - остановка движения).

4. Статическая координация:

Стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;

Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

Выполнять подряд 3-5 приседаний, стоя на пальцах;

Проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);

Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

6. Пространственная организация движений:

Ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;

Пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;

Повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;

Последовательно выполнить пробы: кулак-ребро-ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.

7. Темп выполнения движений:

Удерживать заданный темп в движениях рук;

Изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);

Выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе.

II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включа-ет следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, за-тем обеими руками, уточняется ведущая рука).

1. Статическая координация движения:

Распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10-15;

Распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10-15;

Выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;

Выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5-8;

Положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5-8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5-8.

2. Динамическая координация движений:

Пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз);

Выполнить пробу: кулак-ребро-ладонь (5-8 раз);

Положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5-8 раз);

Одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5-8 раз);

По очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5-8 раз);

По очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;

По очереди касаться каждым пальцем стола;

По очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.

III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

Поднять брови, нахмурить брови;

Наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

Легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;

Закрыть правый глаз, затем левый;

Подмигнуть.

3. Мышцы щек:

Надуть левую, затем правую щеку;

Надуть обе щеки одновременно;

Перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

Изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

Символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

Сомкнуть губы;

Округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;

Вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;

Вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;

Растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;

Максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

Поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

Опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

Многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

Широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;

Сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

Положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

Положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

Переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

Высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

Приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);

Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;

Упереть язык в правую, затем в левую щеку;

Закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка поло-жить на нижнюю губу;

Произвести движение языком вперед -назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

Широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);

Логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;

При зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

Доступность для ребенка предлагаемого задания;

Качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);

Особенности переключаемость: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;

Особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;

Количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;

Темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;

Ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;

Особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т.п.);

Соответствие двигательной реакции сигналу;

Наличие сопутствующих, насильственных движений;

Наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).

V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания.

Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.

Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.

Нейропсихологическое обследование (по методике А. В. Семенович).

Методика включает обследование таких двигательных функций, как кинестетический праксис, кинетический праксис, пространственный праксис.

1. Кинестетический праксис.

А. Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагаются различные позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руки на стол.

Б. Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

Образцы поз и условия те же, что и в пункте А. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

Г. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет следующие действия: губы растягивает в улыбку; вытягивает их в трубочку; высовывает язык, поднимает его к носу, проводит по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует помнить, что ошибки могут носить вторичный характер, т. е. возникнуть у ребенка вследствие недостаточности понимания смысла слов.

2. Кинетический (динамический) праксис.

A. «Кулак - ребро - ладонь».

Инструкция: «Делай, как я». Выполняется тест.

Два раза экспериментатор делает задание вместе с ребенком медленно и молча. Потом предлагает ему выполнить движения самому и в более быстром темпе, затем - сделать то же, но с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро - ладонь - кулак».

Б. Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».

Несколько раз экспериментатор делает задание вместе с ребенком, потом предлагает выполнить его самому. Действия те же, что и в пункте А.

B. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор, например, несколько раз щелкает языком; дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; дотрагивается языком до левого, затем до правого угла рта, надувает щеки.

Вариантом этого теста, как и в пункте 1Г, является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

3. Пространственный праксис. Проба Хэда.

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать (прикоснуться к руке ребенка) своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать (прикоснуться) своей левой рукой».

Предлагают выполнить сначала одноручные, затем двуручные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

Обследование моторной сферы детей необходимо для выработки принципов построения и проведения логоритмических занятий. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о закономерностях развития моторики у детей.

2. С какой целью проводится обследование моторики дошкольников?

3. Какие сферы моторики обследуются?

4. Перечислите основные качества моторики, которые обследуются у дошкольников.

5. В чем заключается специфика обследования моторной сферы по методическим рекомендациям Н.И.Озерецкого?

7. Какие тесты предлагает при обследовании артикуляционной мото-рики Н. А. Рычкова?

8. Назовите приемы для обследования мелкой моторики по методике Г. В. Бабиной, Т.В.Волосовец, Ю.Ф.Гаркуши, Р. Е. Идее.

  • Part 13 Современные достижения науки. Перспективы развития науки.
  • Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности
  • Акмеологический подход в исследовании развития профессионала
  • Методика исследования произвольной моторики пальцев рук Г.А. Волковой, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), диагностические задания из книги С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, а также тесты для обследования мелкой моторики рук из книги С.Е. Большаковой. Обследование мелкой моторики детей с нарушением речи включает исследование произвольной моторики пальцев рук, обследование координации движений пальцев и рук определение точности движений пальцев рук. Методика обследования речи и художественного творчества Ю.А. Афонькина комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал.

    Для исследования произвольной моторики пальцев рук детям предлагаются следующие диагностические задания (по подражанию и по словесной инструкции), которые выполнялись под счет:

    1. Пальцы сжать в кулак - разжать.

    2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).

    3. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз).

    4. Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).

    5. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5-6 раз). 6. На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5-6 раз). 7. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5-6 раз).

    8. На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5-6раз).

    Критерии оценки: «1» балл присваивается за четкое выполнение задания, «0» баллов – за невыполнение задания.

    6 - 8 баллов – высокий уровень развития, 3 – 6 баллов – средний уровень, 0 - 3 балла - низкий уровень

    С целью обследования координации движений пальцев и рук были подобраны диагностические задания, направленные на исследование зрительно-моторной координации, динамической координации движений (кинетический праксис) и кинестетического праксиса.

    Кинестетический праксис – целенаправленное действие, в процессе которого рука получает афферентные сигналы обратной связи и выполняет тонкие движения. После показа обследуемым предлагалось повторить движения:



    · «Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);

    · «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

    · «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    Кинетический (динамический) праксис - последовательное переключение движений и формирование двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Применялись упражнения на динамическую координацию движений рук:

    · Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая). Вначале показать ребенку, как выполнить это упражнение вместе со взрослым. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

    · Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

    Зрительно-моторная координация – согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Следующие задания направлены на исследование зрительно-моторной координации пальцев и рук.



    · Графические пробы:– зубчики (на нелинованном листе) 20 сек. на пробу.

    · Вырезание ножницами.

    · Сгибание листа бумаги пополам.

    Критерии оценок при обследовании координации движений пальцев и рук следующие: «1» балл – с заданием справился; «0» баллов – с заданием не справился; «0,5» баллов – справился с помощью взрослого.

    После подсчета баллов определяется уровень развития координации движений пальцев и рук:

    0 - 3 балла – низкий уровень; 3 – 7 баллов – средний уровень; 7 – 10 баллов – высокий уровень.

    Для определения точности движений пальцев рук (методика «Дорожки»), используется следующий материал: рисунок, на котором изображены «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Тип «дорожки» усложняется от первой к последней.

    Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Нужно соединить линией машину с домиком, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

    Критерии оценки:

    1. Наличие выходов за пределы «дорожки». 0 баллов – присутствует в работе частично, 0,5 баллов присутствует в работе незначительно, 1 балл – отсутствует в работе.

    2. Отрывание карандаша от листа бумаги. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    3. Равномерный нажим. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    4. Многократное проведение по одному и тому же месту. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    5. Активное поворачивание листа бумаги. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    6. Неправильное положение пальцев или руки. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 1 балл – отсутствует в работе.

    7. Линии ровные, не дрожащие. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    8. Уверенная работа с карандашом. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    6 – 8 баллов – высокий уровень развития, 4, 5 – 6 баллов – средний уровень, 0 – 4, 5 балла - низкий уровень

    Подведение общего итога: 19 – 26 баллов – высокий уровень развития, 10,5 -19 баллов – средний уровень, 0 – 10,5 балла - низкий уровень

    Календарно – тематическое планирование

    Время проведения Н.О.Д. – 30 мин.



     

    Возможно, будет полезно почитать: