История создания велосипеда. Приключения мальчика: как Егорке подарили велосипед

3. ЦИОЛКОВСКИЙ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Приложение к рассказу 1.«Старая фотография или циклодром» -

Любителем велосипеда был основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. В 1905 году он купил велосипед московской фабрики "Дукс" и ездил на нем до самой смерти. По воспоминаниям его близких, Циолковский ездил на велосипеде с начала весны и до снега. Видеть его на этом транспорте было привычно и семье, и ученикам, да и калужанам тоже.

На этом велосипеде видел его и я. Циолковский умер в 1935 году, значит, мне было тогда не более семи лет. Я был в городе с кем-то из взрослых, и мимо нас проехал на велосипеде старик в шляпе и блузе. Циолковского в городе все знали, и сразу же послышались голоса: «Циолковский! Циолковский! Это поехал Циолковский!» Благодаря этим восторженным восклицаниям мне и запомнилась эта случайная встреча.

Излюбленным местом отдыха Циолковского был знаменитый Калужский бор. Оставив свой велосипед возле сторожки лесника, он совершал по бору пешеходные прогулки.

В автобиографической статье Циолковский указал: «Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен: улучшил легкие и развил мускулы ног, в особенности икряные. Я стал меньше задыхаться при восхождении на гору. Но ослабел интерес к конькам и водному спорту.
Благодаря велосипеду я мог каждый день летом, в хорошую погоду, ездить за город в лес. Это облегчало и купанье, так как Ока была далеко от дома. В училище надо было ходить за три версты, и это стало нетрудно».

Циолковский умер 19 сентября 1935 года. За шесть дней до смерти Циолковский написал в письме Сталину:

"До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина - Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды".

На письмо выдающегося ученого вскоре пришел ответ:
«Знаменитому деятелю науки товарищу К. Э. Циолковскому.
Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку. И. Сталин».

Циолковскому не суждено было при жизни увидеть воплощение своих грёз о покорении космоса. Первый искусственный спутник Земли был запущен Советским Союзом в 1957 году, спустя 22 года после его смерти.

Калугу дважды хотели переименовать в Циолковск, первый раз – еще до войны, второй - в 1957 году накануне столетия учёного, но не получилось, Калуга отстояла своё имя, полученное еще в древности. И всё же город Циолковский на карте России появился: В 2015 году имя Циолковского было присвоено городу в Амурской области, построенному близь космодрома «Восточный».

А велосипед Циолковского фабрики «Дукс», прослуживший ему тридцать лет, хранится в Мемориальном доме-музее Циолковского в Калуге. Музей Циолковского находится на окраине города недалеко от реки Оки на улице его имени. В этом доме Циолковский прожил 29 лет.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полета в космос, записал в Книге почетных посетителей Дома-музея следующее:

«С большим... удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович,… счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полет человека в космос».

На фотографии Циолковский во дворе своего дома в Калуге.
Фотография взята из Интернета.

См. приложение: 4. «Человек с велосипедом, смотрящий в небо» -

Рецензии

Да-да, именно "Дукс". А еще, помнится в то время были "Энфильд-Риж" и "Энфильд -_Урал". Тебе, Вадим, как знатоку истории велосипедостроения, это должно быть известно. И судя по "урал" в названии, это были первые отечественные велосипеды?
Покойный Евтушенко сам поставил фильм о КЭЦ ("Человек с планеты Земля"), сам же и сыграл его, и вполне достоверно, по-моему, хотя сам его и видеть не мог (это я не об ЕЕ, а о себе самом)

Судя по названию "Энфильд", фирма имеет английские корни. До революции в Москве существовала Акционерное общество, выпускавшее велосипеды "Энфильд-Урал". Подробностей не знаю.
Фильм "Человек с планеты Земля", к сожалению, не видел. Прошел мимо меня, так получилось.

Завод "Дукс" производил не только велосипеды, но прежде всего самолёты, а также мотоциклы, дрезины, автомобили, аэросани и даже дирижабли. В 1919 году он был переименован в Государственный авиационный завод № 1.

Даже фотки не стану менять. Во- первых, черно- белая фотка документальная. А вторая, цветная, из фильма Гравитация, а фильм мне понравился. Понравился своей простотой и незамысловатостью. Нет там сложных сюжетных линий, так наверное всегда, когда речь идет о том, чтобы выжить.

Когда- то давно, на строительстве Сименса. что на Ленинградке, познакомился я со странным дядькой. Многие говорят, что все электрики странные. Еще большее число людей с этим соглашается. Приходится признать, что электрики- это некая обособленная каста. Те, кто разговаривает и работает с невидимым миром.

Дядьку того звали Сергеем, вроде бы Михайловичем. По фамилии Кожемякин.
Сначала меня попросили ему помочь с налаживанием новой хладостанции.
Если кто не знает, то Ледовый дворец ЦСКА- это три этажа ледовых полей.

Если обойти здание справа, пройти немного вперед, то справа же будет как раз та самая хладостанция.
Для большинства людей лед на катке- это просто лед. Скользкий, гладкий. Никто не задумывается о том как этот лед оказывается на поле. Ну, вот для этого и существуют станции, большие холодильники, у которых морозильная камера вынесена на ледовую площадку.

Все это было построено в замечательные Советские времена, на отечественном оборудовании. Позади был построен такой бассейн с фонтанчиками, в который стекала дренажная вода с ледовых полей, по подземным коммуникациям. Чтобы придать эстетический вид техническому сооружению, там и были сделаны фонтаны. До сих пор мне встречаются фильмы, в кадрах которых мелькает этот фонтанариум. За Ледовым Дворцовом находится Дворец Спортивных единоборств, а справа от него были фонтаны.

Наверное, нужно сделать самостоятельный блог- тур на территорию ЦСКА. Потому что с этим комплексом связаны многие великие достижения Советского времени. Съезжу, если не лень будет.
Ну и коротко, поскольку пост все- таки о космическом велосипеде.

Когда модернизировали оборудование холодильной станции, то необходимость в дренажном бассейне отпала и на его месте построили Тренировочный каток ЦСКА. Сдавали его без меня, я уже лежал в больнице со сломанной ногой, поэтому запечатлеть этот лед мне не удалось. А на том катке введен режим жесткой пропускной системы. После сдачи туда не пускали даже нашего начальника строительного участка.

Вот и познакомились мы с Кожемякиным на отладке того нового, модернизированного, оборудования. Не хотел никак запускаться большой вентилятор охладителя, потому что... Технические тонкости. Но мы его запустили, а после этого руководство ТОПФЛОРА решила помочь Петровне, построить сауну на ее даче.

Тут, в процессе совместной работы, и выяснилось, что Кожемякин был сотрудником ОАО НПП Звезда . Потом ушел в коммерческое строительство и строил Крокус- Сити- Холл. А в итоге оказался в нашей конторе. Мужик был натасканный оборонными проектами, закончил МВТУ. В общем, инженер с большой буквы. Но ровно на столько же странный. Жил Кожемякин в Люберцах, ездил на каком- то Рено. Вот мы с ним и ездили на дачу Петровны строить сауну.

Смысл, в основном, состоял в том, что в сауне обшивали стены деревом изнутри. а провода проложить забыли. Отопление забыли придумать в предбаннике. Подогрев бассейна забыли, освещение бассейна тоже забыли. И главное, у Петровны оказалась печь для парной, электрическая, импортная, с автоматикой. Но без схем и без паспорта на печку. Разобрались. Правда, в итоге тех работ мы с Кожемякиным разлаялись. Ну, что сказать. трудно общаться с человеком, который разговаривает с блуждающими токами.

Предприятие Звезды традиционно находится в Люберцах, в поселке Томилино. В Люберцах же находится училище, в котором учился Гагарин.
А космический велосипед или, если правильно, СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КОСМОНАВТА (СПК), испытывал в космосе Александр Степанович Викторенко .
Выходит, что Люберцы не менее космический город Московской области, чем Королев. Или Сколково. Правда о Сколкове только наслышан, а видеть и бывать не довелось. Есть район Москвы Сколково, там довелось строить квартиру, некоему нефтяному магнату, который сам живет где- то на просторах Тюменской области. Это все, что я знаю о Центре инноваций Сколково.

Вот, те самые, упомянутые в начале поста две фотки, для сравнения.

Черно- белая фотка- это "Сканировал Игорь Степикин".
А вторая фотка- кадр из фильмы Гравитация, где Сандра с Булками.

Вот еще статья, в которой приводятся сравнения и достижения Советского- Российского Космоса и НАСА.
.

Все равно, это как пытаться сделать что- либо из заведомо неправильной заготовки, пост не получается. Посему просто приведу в конце рассказ Кожемякина.

После того как Викторенко слетал в космос, на Звезде организовали встречу с легендарным космонавтом.
Интересно сотрудникам было услышать отзывы о том, что произвели на родном предприятии, из первых уст.
А, невзирая на то, что космонавт остается привязанным к орбитальной станции или космическому кораблю тросом, нужно понимать, что человек выходит в Открытый Космос. В космосе нет низа или верха, направо и налево, есть бесконечность, соприкосновение с которой способен выдержать не каждый мозг.

Наверное, именно поэтому, в космонавты брали и берут абсолютно здоровых людей. Не только физически, но, на мой взгляд, в первую очередь, психически.
Вообще трудно представить, что человек болтается где- то, даже не между Небом и Землей, а между Землей и Солнцем. Болтается иногда долгие месяцы. Как Джанибеков или тот же Викторенко, но при этом не сходит с ума и не начинает здороваться по утрам с Луной.

Так вот, задали Викторенко на Звезде такой примерно вопрос:
- Что Вы почувствовали, когда на СПК оторвалиь от поверхности станции?
Со слов Кожемякина, Викторенко хмыкнул, посмотрел на окружающих и произнес примерно следующее:
- Я обос..лся, от страха...

Впервые он доверил слова своей молитвы перу и бумаге, когда ему было 30 лет: «Отец, живущий на небе! Да узнают про существование твое все живущие на Земле. Пусть узнают того, кто создал Солнце, звезды, планеты и живущих на них существ. Пусть узнают про всесильного, могущего... Пусть узнают праведного! Пусть узнают заботящегося о несчастном человечестве! Пусть узнают и почитают! Пусть склонят свои головы несчастные для достижения счастья!»

Проник ли он тогда уже сам за грани неведомого? Этого мы не знаем. Но просил он не для себя. Для братьев своих людей - «пусть узнают»…

Отец русской космонавтики, человек-легенда, каким нам его представляли в школе, к концу своей жизни он за всех болел душой. Мечтал о том, чтобы увидеть человека, да что там - все человечество счастливым.

И вопрошал себя, а сделал ли он сам для этого все, что мог: «В мои годы умирают, и я боюсь, что вы уйдете из этой жизни с горечью в сердце, не узнав от меня (из чистого источника знания), что вас ожидает непрерывная радость. Мне хочется, чтобы эта жизнь ваша была светлой мечтой будущего, никогда не кончающегося счастья... Я хочу привести вас в восторг от созерцания ВСЕЛЕННОЙ, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома.

Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу стерпеть превратности судьбы».

На склоне лет Циолковскому казалось, что одна жизнь слишком коротка, чтобы успеть сказать, донести самое главное. Возможно, и так. Но старому ученому было грех жаловаться на судьбу…

Он родился 5 сентября (по старому стилю) 1857 года в селе Ижевском. На Рязанщине. Кое-кто сказал бы - в самом сердце России. Потом Константин Эдуардович в шутку, наверное, написал о том дне в автобиографии: «Появился новый гражданин Вселенной».

Учился читать по сказкам Афанасьева. За каждую новую выученную букву алфавита мама давала мальчику по копеечке. Уже седым старцем будет он вспоминать: «К сказкам меня тянуло чуть ли не с колыбели. Бывало, пряниками не корми - дай сказку послушать».

А еще маленький Костя любил изобретать. Делал кукольные коньки, домики, часы с гирями. В ход шли картон и бумага, и все скреплялось сургучом. Вершиной детской фантазии стал игрушечный автомобиль, движимый струей пара.

Мир замолчал для мальчика, когда ему было 10 лет. После перенесенной скарлатины он потерял слух. Глухота принесла с собой горечь и одиночество. Всю жизнь он потом учился вслушиваться в голоса тишины.

Но ему нельзя слишком долго предаваться отчаянию. Где-то в глубине сердца, похоже, уже звучит далекий, необъяснимый зов. Он не знает еще своего будущего, но уже предчувствует… С юмором и неуклюжим юношеским максимализмом Костя Циолковский пишет в письме девушке, в которую влюблен: «Я такой великий человек, которого еще не было и не будет».

В 16 лет Циолковский отправляется покорять Москву. Его единственный путь - самообразование. Что ж, значит, нужно пройти этот путь до конца…

Он проведет в Москве три года. Три долгих года. Три счастливых года. Полуголодный, перебиваясь с хлеба на воду, он тратит все деньги, которые ему посылает отец - 10–15 рублей в месяц, - на книги. Месяцами пропадает в библиотеках. Читает, читает, читает… Какая вера поддерживает его силы? На что он надеется? О чем мечтает?

Книги стали его верными друзьями. Они учили его. Он отвечал им любовью…

Таинственна была судьба библиотек, которые на протяжении жизни с большим тщанием собирал Циолковский. Похоже, книги, как и их хозяин, не раз подвергались суровым испытаниям судьбы. Им нужно было возрождаться. Иногда - в буквальном и переносном смысле - из пепла.

Первую библиотеку Константина Эдуардовича в Боровске уничтожил пожар.

В Калуге собранную заново книжную коллекцию погубило наводнение.

После смерти ученого полуторатысячное собрание книг было передано музею-квартире Циолковского. Однако во время войны, при оккупации Калуги, немцы разместили в музее свой штаб. Они отапливали его книгами. Беззащитными и так некстати оказавшимися под рукой...

Свое первое назначение Циолковский получит в 1880 году. Сданы экстерном экзамены на звание учителя уездных училищ. Он едет в город Боровск Калужской губернии. Преподавать арифметику и геометрию. Учить детей и вынашивать идеи о межпланетных путешествиях.

Все его ученики учились «без двоек». Писатель Виктор Шкловский вспоминал о педагоге Циолковском: «Он умел рассказывать детям так, что они как будто вместе с ним светлой стайкой, держась друг за друга, улетали к звездам».

В Калугу он переедет 12 лет спустя, в 1892 году. Там и останется до конца дней своих. Преподавать, писать статьи и книги, размышлять о судьбах человечества и Вселенной, мечтать.

Человек должен служить Высшему - так считал Циолковский. И он служил. Звездному небу и своей Родине. Людям.

За всем, что он делал, стояло нечто большее, чем видимые результаты его труда.

Он посвятил свою жизнь проблемам космических полетов и дирижаблестроению. Идеи искусственного спутника Земли, многоступенчатой ракеты, жидкостного ракетного двигателя и двигателя, использующего ядерный распад, - все эти идеи тоже принадлежат Циолковскому. Но говорить о нем только как об отце космонавтики значило бы обеднить все то, что он делал.

«Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы грубейшей ошибкой. Ракеты для меня - только способ, только метод проникновения в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель…

Моя ракета должна послужить космической философии», - говорил ученый.

Он и был философом, астрономом, механиком, математиком, биологом, химиком, изобретателем... Он работал в области изучения солнечной энергии, сопротивления воздуха, в области астрофизики и аэронавтики, астроботаники. Всеобщую известность и признание получили его проекты межпланетного путешествия при помощи специальной ракеты и металлический дирижабль.

Но главное - он был мечтателем. И казалось, что мечты его неиссякаемы.

«Стать ногой на почву астероидов, поднять рукой камень с Луны, устроить движущиеся станции в эфирном пространстве, образовать живые кольца вокруг Земли, Луны, Солнца, наблюдать Марс на расстоянии нескольких десятков верст, спуститься на его спутники или даже самую его поверхность - что, по-видимому, может быть сумасброднее! Однако только с момента применения реактивных приборов начнется новая, великая эра в астрономии - эпоха более пристального изучения Неба».

Тогда это была сказка. Сегодня уже нет. У Циолковского словно был свой рецепт предугадывать будущее. Он писал о человеческой воле, о способности «разумного существа выбирать заранее образ действий, согласовывать свои мысли о будущем с фактическим будущим». Что человек сказал, то и сделал. Что предсказал, предугадал, вычислил, то и вышло.

Константин Эдуардович много писал. Издавал свои произведения в Калуге на собственные скудные учительские деньги. Книжки эти очень разные. Фантазии, расчеты, рассуждения, чертежи. Некоторые из них вошли в учебники. Есть и наивные с позиций сегодняшнего дня: прошедшие десятилетия многое поменяли в мире техники и в общественной жизни.

Но повсюду бросаются в глаза россыпи удивительных, фантастически точных предвидений.

С треском разламывались на глазах ипподромной толпы легкие, похожие на этажерки самолетики, а Циолковский писал в 1911 году: «Аэроплан будет самым безопасным способом передвижения».

Словно догадываясь о будущем открытии лазера, он говорил о необходимости создания космической связи с помощью «параллельного пучка электромагнитных лучей с небольшой длиной волны, электрических или даже световых».

Циолковский описывал в своих трудах принцип действия гироскопа, без которого сегодня немыслимы полеты самолетов и ракет.

В своих мыслях о выходе человека в космос он словно видел уже космические скафандры Елисеева и Хрунова и лунный модуль американского корабля «Аполлон».

Идеи Циолковского редко оказывались пустоцветом. Ему редко изменяло непостижимое чутье провидца. Всех нынешних технических сложностей полета в космос Циолковский и представить себе не мог. Но как мог он совершенно на «пустом месте» серьезно говорить и думать об этом, с поразительной точностью определяя некоторые детали?..

Юрий Гагарин, вернувшись из своего первого полета, скажет: «В книге Циолковского очень хорошо описаны факторы космического полета, и те факторы, с которыми я встретился, почти не отличались от его описания».

Звездной дорогой Юрия Гагарина мысленно уже прошел скромный уездный учитель из крохотного городка Боровска, окончив 12 апреля (ровно за 78 лет до полета Гагарина!) свой космический дневник «Свободное пространство».

«Я точно уверен в том, что... межпланетные путешествия - мною теоретически обоснованные - превратятся в действительность. Сорок лет я работал над реактивным двигателем и думал, что прогулка на Марс начнется лишь через много сотен лет. Но сроки меняются. Я уверен, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия. Герои и смельчаки проложат первые воздушные трассы: Земля - орбита Луны, Земля - орбита Марса и еще далее: Москва - Луна, Калуга - Марс…

Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду».

Циолковский никогда не пригибался в своих мечтах. Не опасался, что они ударятся о низкий потолок его калужской светелки. «Человек во что бы то ни стало должен одолеть земную тяжесть и иметь в запасе пространство хотя бы Солнечной системы». Пусть его полигоном был лишь скромный письменный стол в рабочем кабинете и обычная домашняя мастерская с токарным станком, столярными тисками и простым набором инструментов. Один из его современников говорил: «Дело не в цене скрипки, а в таланте музыканта».

«Я был битком набит неземными, то есть необычными людскими идеями, вечно витал в облаках… - читаем мы в автобиографии Циолковского «Фатум, рок, судьба». - Но кто двести лет тому назад верил в железные дороги, пароходы, аэропланы, телеграф, фонографы, радио, машины разного сорта…»

Не счесть было отказов и хулительных отзывов, которые Циолковский получал на свои статьи. И десятой доли из них хватило бы, чтобы забросить все эти безумные проекты. Но не таким был Циолковский. При внешней медлительности, почти болезненной застенчивости он был стоек и необыкновенно мужественен. И в убежденности своей не боялся выглядеть смешным. Да, над ним смеялись, глядя, как на крыше в ветреную погоду он продувает свои модели, очищая их от пыли. Или рассматривает звезды в подзорную трубу. Он не замечал насмешек. «Мы, наученные историей, должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач, - писал он. - Надо искать их причины и устранять их». Эти простые слова не были пустой декларацией. Он так жил.

На поздних фотографиях мы видим Циолковского невозмутимым старцем с проницательным взглядом.

Он никогда не был человеком с пьедестала, каким остался в нашей истории.

На крыльце своего скромного калужского домика он стриг машинкой ребятишек со всей улицы. Любил ездить в бор на велосипеде и бегать на коньках. Летними вечерами он с удовольствием попивал чайку в садике, много лет носил крылатку с пряжками в виде львиных голов и не признавал письменных приборов, предпочитая чернильные пузырьки.

У него была большая семья - семь человек детей - и маленькое жалованье.

Жизнь была трудной, иногда попросту голодной, и немало было горя в ней и слез (лишь две дочери пережили отца) - ни одной горькой чашей испытаний не обнесла его судьба...

Он был убежденный домосед. Больших трудов стоило уговорить его даже на поездку в Москву, когда торжественно отмечали его 75-летие. Он и по Калуге не очень-то гулял, ведь так крута эта бегущая от Оки улочка, названная теперь его именем...

Все эти маленькие детали делают для нас образ звездного мечтателя из Калуги близким и понятным. Но определяло его жизнь другое.

«На жизнь я смотрю как на сон. С прекращением его начинается непостижимая жизнь». Под ногами, вокруг себя и поднимая голову к звездам он всегда искал Бога в необъятных просторах Вселенной.

«Ух ты, какая красота - Вселенная перед нами. Миллионы световых лет отделяют нас от них, но мы их видим и познаем. Чудо! И все-таки мы, люди, должны готовиться к полету в эту звездную Вселенную - готовиться не покладая рук. В этом назначение человечества, смысл его существования, чтобы узнать, зачем существует мир, Вселенная, космос. Зачем? Зачем?

Древние мудрецы... учили, что есть духовный мир, где «ни слез, ни воздыхания, а жизнь бесконечная»».

Циолковский верил в «идею бессмертия всего живущего и жившего когда-либо, все живо и только временно находится в небытии в форме неорганизованной материи. Основа жизни, неразрушимой и вечной, - это атом. Атом живет все время существования Вселенной».


И жизнь - повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества - от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой
Страдает и горит, нигде не умолкая.

С годами его воззрения становились все ближе и ближе к учению Будды. Русский ученый изучал древнюю мудрость Востока и даже написал статью под названием «Нирвана».

«Естественный и искусственный подбор... в течение тысячелетий может выработать очень совершенные организмы, мало чувствительные к радостям и страданиям - философское равнодушие, равнодушие Будды. Не смертный покой, но жизнь, богатая делами, великими поступками, только философски спокойная.

Нирвана есть развитие идеальных, божественных качеств в человеке в противоположность материальным, животным, то есть страстям».

Для тех, кто задавался вопросами о смысле жизни, труды Циолковского были живительным родником в пустыне. Ученый получал письма из разных городов страны. Слова признания и благодарности. Как в этом письме одного студента из Москвы: «Ваши последние печатные труды завершили в моем внутреннем, глубоко спрятанном от всех сознании процесс эволюции. Теперь я умру сознательно - спокойно. Я и раньше никогда не боялся смерти, но не сознавал почему, а теперь, благодаря вам, знаю».

Счастья без страдания не бывает - так считали древние мудрецы, так считал мудрец Циолковский. В то же время он писал: «Этика космоса, то есть его сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде страданий».

Циолковский отводил космосу главенствующую роль в земной жизни. «Космические излучения вечно и непрерывно льют на лик Земли мощный поток сил, придающий совершенно особый, новый характер частям планеты, граничащим с космическим пространством. Лик Земли ими меняется, ими в значительной степени лепится… Биосфера в такой же мере, если не в большей степени, есть создание Солнца, как и выявление процессов Земли.

Наружный лик Земли и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого воздействия космических сил».

«Не Земля, а космические просторы становятся нашей Родиной», - писал ученик Циолковского Александр Чижевский.

Идеи Циолковского были близки основным идеям русского космизма о едином, целостном живом мироздании - о вечной жизни космоса.

«Нужно в каждой былинке беречь Космос, если мы готовы стать Вселенскими гражданами».

Ученый, изобретатель и физик Циолковский искал Бога. «Бог есть то, что распоряжается всеми нами, от чего зависит и судьба людей, жизнь и счастье всего существующего, судьба солнц и планет, судьба живого и мертвого. И такой Бог есть, потому что это Вселенная, и она произошла от идеи первопричины, она родила жизнь, жизнь разум, который должен преобладать в космосе и дать счастье всему».

«Бог есть объединяющая всех существ идея любви и солидарности».

Писатель Виктор Шкловский, встречавшийся со знаменитым старцем в Калуге, говорил, что Циолковский признался ему однажды, что «разговаривает с ангелами». Согласно его концепции, ангелы - высшие разумные существа, более совершенные, чем люди. Люди в будущем и в результате космоантропогенной эволюции как раз и должны превращаться в ангелов.

Мы настолько привыкли к уникальным, уже ставшим реальностью предвидениям Константина Циолковского, что не можем обходить вниманием слова его, смысл которых нам и сегодня еще трудно понять и осознать.

Глубоко изучая вопросы мироздания, Циолковский не раз обращался к идее эволюционного развития Вселенной и человека.

Что будет с нами в будущем? Через многие миллиарды лет?

Циолковский говорил о «Лучистом человечестве». Он хорошо осознавал, что в настоящее время идею предстоящего нам превращения понять невозможно, но разве удивительные предчувствия когда-нибудь обманывали этого великого человека?

Он был убежден, что в определенный момент - как бы это проще сказать? - человечество сольется с космосом. Корпускулярное вещество превратится в лучевое, и человечество станет «бессмертным во времени и бесконечным в пространстве», перейдя в лучистую энергию высокого уровня. В результате чего «мозг высших организмов превратится в необратимую форму лучистой энергии, наиболее совершенную форму материи вообще… обладающую каким-то особым космическим сознанием, разлитым в мировом пространстве».

Образ феникса, сгорающего дотла и воскресающего вновь, всегда волновал мыслителя.

«Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» - это из Библии. А Циолковский писал: «Мир - это феникс. Всякая смерть есть катаклизм. Ему подвержены звезды, Солнце, планеты, микробы, растения, животные и человек. Катаклизм есть обязательное и неизбежное качество всякой материальной индивидуальности. Но все человечество в целом будет бороться за свое бессмертие всеми доступными ему средствами, которых нет ни в чем и нигде, это - разум».

Как же так случилось, что глухой с детства человек, по существу самоучка, книжник, простой обитатель маленького домика в Калуге, вдали от университетов и институтов, отнюдь не обласканный вниманием коллег, скромнейший школьный учитель вдруг преподал человечеству столько уроков гениального научного и духовного предвидения?

Его секрет не был ни простым, ни сложным. Да и знаем ли мы этот секрет? Быть может, он в этих словах о себе: «Пока я человек или выше, я знаю, что живу без конца в разных образах. Нужно, чтобы плохих образов не было».

Может, мы найдем, угадаем этот секрет в его любви к людям. В его преданности небу и звездам. В стремлении «торопиться жить», ведь это тоже его слова: «Мне всегда стыдно, как мало я еще сделал для своей Родины».

Спустя сорок пять лет после первой записанной молитвы Циолковский напишет другую. Как будто и не молитва это больше, а слова благодарности, обращенные к небу…

«Обращаюсь к тебе, Причина всего существующего!

Вот Земля! Как громадна она! Она может прокормить в тысячу раз больше людей, чем кормит сейчас.

Как красивы ее моря, горы, воздух! Сколько богатств она содержит!

Вот Солнце! Оно испускает лучей в два миллиарда больше, чем получает вся Земля. Человеку дан разум, с помощью которого он воспользуется и этой солнечной энергией. Ее достаточно, чтобы прокормить человечество и тогда, когда оно увеличится в тысячу миллиардов раз!..

Ты Причина бесконечного множества млечных путей…

Как беспредельны твои богатства!..

Ты дал каждой малейшей частице твоего Космоса вечную жизнь. Она всегда была и будет. Эта жизнь беспредельна и блаженна.

Как я отблагодарю тебя за твои неоценимые дары!..»

В последний год жизни великого старца нередко видели одиноко бредущим по тихим улочкам Калуги. Он неспешно шествовал, словно посланец иных миров или человек, случайно и ненадолго заглянувший сюда из будущего.

В городском парке он садился прямо на землю и о чем-то долго размышлял, прислоняясь спиной к стволу дерева…

В свои 78 лет он писал: «…я продолжаю вычислять и изобретать… Сколько я передумал, какие только мысли прошли через мой мозг. Это уже были не фантазии, а точное знание, основанное на законах природы; готовятся новые открытия и новые сочинения…»

Последние дни своей жизни он продолжал сражаться с болезнью, со старостью. Чтобы сделать еще больше, успеть сказать, донести… Что-то, чего еще не успел… Он просто очень ценил каждое мгновение жизни. И был верен словам, сказанным им когда-то: «Человек - прежде всего философ и воин. Он обязан жить до конца».

на журнал "Человек без границ"

Велопрогулками наслаждались писатели, поэты, художники, актеры и музыканты – пожалуй, только велосипед способен дать человеку особое ощущение свободы и радости движения. Неудивительно, что своеобразный культ велосипеда проявился в литературе, кино, музыкальных видео и фотоискусстве. А вспомнив цитаты знаменитых людей разных эпох, легко заметить: за два века это транспортное средство ничуть не потеряло своей актуальности.

«Велосипед всегда? Сейчас это одно из того, что наполняет вашу жизнь смыслом! Я упражняюсь таким образом каждый день. Ах, просто возьмитесь за ручки вашего велосипедного руля, ложитесь на него и опрометью мчитесь по улицам и дорогам, над железнодорожными путями и мостами, пронизывая толпу, избегая столкновений, на скорости двадцать миль в час или даже больше, и представляйте все это время, как внезапно с грохотом упадете. Ну, это что-то!» Джек Лондон

«Когда я вижу взрослого человека на велосипеде, я спокоен за человечество!» Герберт Уэллс

«Купите себе велосипед. Не пожалеете, если останетесь живы» Марк Твен

«Жизнь как велосипед: чтобы удержать равновесие, приходится постоянно двигаться». Альберт Эйнштейн

«Именно езда на велосипеде – это то, с помощью чего вы изучите контуры страны лучше, когда вы поднимаетесь на склоны холмов и спускаетесь с них. Вы помните, какие они на самом деле, в то время как на автомобиле вас впечатляет только высота холма, и у вас остаются не такие точные воспоминания о стране, какие вы получаете, объехав ее на велосипеде». Эрнест Хемингуэй

«Велосипед является наиболее цивилизованным средством передвижения из известных человеку. Другие виды транспорта становятся с каждым днем все более кошмарными. Только велосипед остается чистым сердцем». Айрис Мердок

1. Интересно, что велосипед - французское слово, которое вошло в обиход с 1860-х годов. Однако, первый велосипед был изобретен в Германии в 1817 году. Он был с деревянной рамой и без педалей, от чего ботинки у ездоков изнашивались очень быстро. Эта проблема была решена французским механиком, который добавил велосипеду ножной привод, создавая основу классического велосипеда.

2. Ранние модели были несовершенны и их называли «трясучками костей». Для устранения дефекта пришлось оборудовать велосипеды литыми резиновыми шинами.

3. Сначала велосипеды имели непропорционально большое переднее колесо с педальным приводом и маленькое заднее для поддержки, ездить на таких гигантах было довольно сложно, а падать высоко.

4. Начиная с 1890-х годов настал золотой век велосипедов. Новые конструкции имели одинаковые по размеру колеса, задний цепной привод прибавил скорости, а массовое производство снизило стоимость. И велосипеды стали скупать, как горячие пирожки.

5. Век дешевых велосипедов дал женщинам мобильность и независимость. Даже женская мода в начале двадцатого века была направлена на практичную и удобную для велопрогулок одежду.

6. Со временем все это привело к развитию различных моделей, таких как гоночные, горные и фристайл велосипедов. Несмотря на компьютерный век, мода на велосипеды не проходит уже второе столетие.

7. На один автомобиль в Китае приходится 250 велосипедов. Половина всех поездок в Китае осуществляется на велосипедах. В городах Дании, Германии и Голландии - 30% поездок. 15% работающих японцев ездят на работу на велосипеде.

8. При поездке через Пекин на расстояние до 6 километров быстрее воспользоваться велосипедом, чем метро или автобусом.

9. В мире сейчас используется один миллион электровелосипедов. В Швейцарии построен электровелосипед, который способен достигать скорости 100 километров в час.

10. Еврейским и арабским женщинам не запрещено ездить на велосипеде, но это должен быть специальный велосипед с низкой рамой, который позволяет ездить в длинном платье.

11. По-польски велосипед - ровер, так же его называют в Белоруссии, а сто лет назад так его называли почти везде по фамилии человека, изобретшего безопасный велосипед с задним колесом, приводимым в движение цепью.

12. Первое кругосветное путешествие на велосипеде было совершено в 1884-87 годах и было уникально по своей сложности. Во-первых, оно было совершено на велосипеде еще старой конструкции - с огромным передним колесом. К тому же, тогда у велосипедов еще не было шин.

13. Самая старая и одна из самых изнурительных в истории велогонок - это марафон Париж-Брест-Париж. Его протяженность - 1200 км. Он проводится до сих пор.

14. Объем легких велогонщиков велик не только по сравнению с обычными людьми, но и по сравнению с профессиональными спортсменами: 8 литров при среднем показателе 6 литров. Кровообращение позволяет велогонщикам прокачивать по организму до 7 литров кислорода в минуту вместо 3-4 л у обычных людей.
Богатые англичане в 2,5 раза больше ездят на велосипеде, чем бедные. Бедняки предпочитают общественный транспорт либо свой автомобиль.

15. В Японии к детям слова «плохой» и «нехороший» не применяются. Там на стоянках для велосипедов, находящихся рядом со школами, можно увидеть две таблички. На одной изображены несколько аккуратно стоящих велосипедов и надпись: «Так ставят велосипеды хорошие дети». На другой табличке можно увидеть пару небрежно брошенных велосипедов и другую надпись: «Так хорошие дети велосипеды не ставят».



 

Возможно, будет полезно почитать: