История возникновения каратэ. История каратэ

Многие документы, относящиеся к истории каратэ-до, утрачены в веках. Исчезли семейные кланы со своими традициями и оригинальными боевыми системами. Создавались и исчезали различные стили и направления боевых искусств. История, техника и философия каратэ-до передавались в основном из уст в уста от учителя к ученикам.

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до

Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до - одна из современных и наиболее практикуемых в мире форма каратэ-до. Создатель этого уникального направления, Кайсо Кори Хисатака, этим названием выражает глубокое уважение к двум видам боевых искусств, оказавшим основное влияние на развитие современного каратэ-до к окинавскому Шоринзи-рю (Годе) и китайскому Шоринзи кемпо (Шаолиньшу Чуань-Фа).

Поэтому рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - сёринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.

В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений.

Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского кемпо и Окинавских систем. Следует отметить тот факт, что оригинальные окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолинь кемпо. Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад.

Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна. Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов. Возвращаясь, домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе - Рука Окинавы). Правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай медицине, философии, архитектуре, математике. Возвращаясь, домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном каратэ-до. Слияние двух могучих боевых систем - Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в Х1У-ХУ веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия «То» происходит от имени правившей, а то время в Китае династии, а второй «Дэ» - это другое прочтение традиционного для нас слога «Тэ», означающего «рука». Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея каратэ-до: «Рука Тьянг» или «Техника из Китая».

В знак уважения к китайскому происхождению эта исходная фраза к концу XV века стала названием окончательно сформировавшейся системы Шоринзи-рю.

История Окинавы, изобилующая драматическими событиями - войнами, захватами оккупантов, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Шоринзи-рю. Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, кода на смену пришедшей в упадок династии Шо пришел император Шо-Мин, который правил до 1572 года. Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение Шоринзи-рю.

В 1591 г. Японский сегун Хидейоши Тойотоми начал вторжение в Корею. Для поддержки этой захватнической войны ему нужно было большое количество продовольствия, денег, строительных материалов, которые он планировал получить от Правительства Окинавы. Но окинавцы отказались участвовать в этой войне, не желая предавать свои древнейшие дружеские отношения с Китаем и Кореей. В ответ на этот категорический отказ клан Сатсума, который поддерживал сегуна Тойотоми в его войне, вторгся на Окинаву в 1609 году. Захват Окинавы принес ее жителям не только много бед и лишений, но и усиление запрета на ношение оружия, известный как «катанагари».

Очень многие жители Окинавы сопротивлялись интервенции. Одним из виднейших людей того времени был министр Окинавы Оеката. Это был образованнейший человек, много лет, проведший в Китае.

Оеката возглавил отряды восставших, которые доблестно сражались с воинами клана Сатсума, широко используя навыки Шоринзи-рю.

Но силы были неравны, и Оеката был схвачен и переправлен в г. Кагошиту для казни. Перед казнью в качестве последнего желания приговоренного к смерти Оеката устроил на площади «представление», показав целую серию различных приемов из Шоринзи-рю. Этот факт - первое документально зафиксированное свидетельство, касающееся ката.

В 1886 году японцы впервые ознакомились с каратэ, благодаря окинавскому мастеру Азато Анко, приехавшему в Японию. Победившего многих японских мастеров единоборств (в том числе и Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста после Сайго Сиро). Однако эти блестящие достижения не вызвали должной реакции у общественности, поскольку японцы в то время были повернуты к Европе. Боевые искусства отошли на второй план.

Вторую попытку приобщить Японию к каратэ предпринял окинавский врач Титосэ в 1915 году. Он был учеником Кяна Тётоку и имел собственный стиль Тито-рю. Но и его усилия остались незамеченными - началась Первая мировая война. Третью попытку предпринял Фунакоси Гитин в 1917 г., выступив с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай, опять неудачно. С прибытием в Осака окинавского мастера Мотобу Тёки в 1921 г. в Японии начинается настоящий бум школ каратэ.

Первым окинавцем, доказавшим японцам, что «тэ» Окинавы ничуть не хуже дзю-дзюцу, был мастер Мотобу Тёки (1871-1944). Его поединки стали известны всей стране, он обзавелся учениками и подражателями. Самый известный боец Окинавы - сильный и агрессивный Мотобу - Всегда стремился держать противника на ближней дистанции, использовал высокие стойки и естественными позициями, подчеркивая важность защиты и атаки центральной линии тела. Сочетая ярость с мягкостью и грациозностью, Мотобу удостоился прозвища «обезьяна». Стиль Мотобу в практике «кумитэ» отличался жесткими контактами и нокаутами. Так появилось второе его прозвище - «Убивающий кулак». Любимым приемом Мотобу был «кэйкокэн-ути», с помощью которого он ломал любую макивару.

Репутация Мотобу как отличного бойца к 1925 г. утвердилась во всей Японии. А в 1926 г. была издана его книга «Окинава-кэмпо-каратэ-дзюцу». Позже он переезжает в Токио, где у него возникли серьёзные разногласия с Фунакоси, которого тремя годами раньше Мотобу вызвал к себе за совершенное владение японским языком. Заключались эти разногласия в том, что Мотобу показывал свое искусство каратэ в традиционном духе, тогда как Фунакоси превратил боевое искусство в военизированную японскую гимнастику. С возвращением в 1936 г. Мотобу на Окинаву, Фунакоси переписал иероглифы термина «каратэ», означавшие «рука континента», на новые - «пустая рука», и стал постепенно искоренять древнее кэмпо-дзюцу Окинавы.

История каратэ

Письменных источников о ранней истории каратэ не существует, поэтому мы не знаем, кто создал и развивал это искусство, где оно зародилось и откуда началось его распространение. Сведения о ранней истории каратэ могут быть получены лишь из древних легенд, передававшихся устно, но в легендах, конечно же, есть доля вымысла и различные неточности.

В мои детские годы, совпавшие, как я уже упоминал ранее, с первыми годами Мэйдзи, каратэ было запрещено правительством. Возможности заниматься им открыто не было. Не существовало додзё каратэ и не было профессиональных учителей этого искусства. У мастеров, знавших каратэ, были немногочисленные ученики, которых они обучали тайно, но себе на пропитание они зарабатывали занятиями, совершенно не связанными с каратэ. Счастливчики, которым удалось стать учениками, занимались каратэ только из любви к этому искусству. Например, вначале я был единственным учеником мастера Адзато и одним из нескольких учеников мастера Итосу.

«Нелегальное положение» каратэ и отсутствие профессиональных учителей привели к тому, что письменному описанию техники и других аспектов каратэ уделялось очень мало внимания, о чём люди, подобные мне, которым судьбой было предначертано развивать и распространять каратэ, в последствии очень сожалели. Конечно, я не надеялся на восстановление всех утраченных сведений, но постарался добросовестно собрать то, что запомнил из рассказов моих учителей и легенд, которые существовали в то время, когда я жил на Окинаве.

Увы, к большому сожалению, я уже не всегда могу полагаться на свою память и прошу прощения за то, что неизбежно внесу свою долю ошибок. Тем не менее, я постараюсь рассказать то немногое, что знаю о возникновении и развитии каратэ на Окинаве.

Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то на Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди не имеют никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю, которые в наши дни являются частью префектуры Окинава.

Кажется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал жителям островов ношение и применение любого оружия.

Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался дважды: первый раз около пяти веков назад, а второй – двести лет спустя. До появления первого запрета остров Окинава разделялся на три враждующих между собой королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. Королю Сё Хаси, правившему королевством Тюдзан, удалось силой объединить их. После этого он издал указ, запрещавший всем жителям острова иметь и носить оружие, в том числе даже старые заржавленные мечи. Он также пригласил выдающихся учёных, и государственных мужей всех трёх королевств в свою столицу – Сюри, чем заложил основы централизованного правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало испытания временем и продолжалось около двухсот лет.

В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось собрать войско для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя княжества Сацума, расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта территория входит в состав префектуры Кагосима).

Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и внушали страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно сражалась с профессиональной армией клана Сацума и даже одержала несколько побед, но судьбу островов решила неожиданная высадка армии Симадзу на Окинаве. Король Сё Нэй был захвачен в плен.

Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие, и тогда многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно изучать искусство самозащиты без оружия.

Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать, но известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели обширную торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно предположить, что именно там находится источник, из которого китайское «кэмпо» было привезено на острова Рюкю. Кэмпо стало прародителем современного каратэ.

Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось «Окинаватэ», но я помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ и Окинаватэ, как о разных понятиях. Тогда иероглиф «кара» в названии каратэ означал «Китай» или «китайский». После этого я начал понимать под «Окинаватэ» местную «окинавскую», а под каратэ – китайскую разновидности боевого искусства и всегда очень тонко чувствовал различие, если речь шла об этих двух видах боевого искусства.

В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова приезжали проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом исполнении запрета. Очевидно, что заниматься каратэ, которое в результате тяжёлых тренировок давало человеку силу и умение убивать без оружия, можно было только в глубокой тайне. Как я уже говорил ранее, обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы правления Нэйдэи. Скорее всего, так было потому, что древний многовековой запрет всё ещё сохранялся в памяти людей.

По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется множество движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я думаю, в том, что наши предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне, вводили его технические элементы в танцы, чтобы можно было запутать и обмануть представителей власти. Действительно, каждый, кто внимательно понаблюдает за движениями исполнителей народных танцев Окинавы (а они сейчас становятся всё более популярными в больших городах), заметит, что они сильно отличаются от более грациозных танцев других японских островов. Окинавские танцоры используют руки значительно энергичнее, а их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают начало и конец исполнения всех ката каратэ.

Выражение «Каратэ начинается и кончается этикетом» заключает в себе глубочайшую суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её жители в течение многих веков считали свою страну местом, где строго соблюдаются все тонкости этикета.

Знаменитые «тории» установленные перед входом в королевский замок в древней столице острова – Сюри, назывались «Сюрэй но Мон» – «Ворота вежливости». После того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и Окинава стала префектурой, Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому они относились, были объявлены национальным достоянием. Увы, тории Сюрэй но Мон больше нет: они были полностью разрушены во время битвы за Окинаву в конце Второй Мировой войны. По иронии судьбы, американская военная база расположена как раз на том месте, где прежде стояли знаменитые тории – прекрасный символ мира.

Из книги Драгоценные жемчужины китайского цигун автора Синъин Ши

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В переводе с китайского языка «Бадуаньцзинь» означает «Восемь отрезов парчи». Это общее наименование различных вариантов упражнений, способствующих «вскармливанию жизни», то есть «Бадуаньцзинь», был создан не только для улучшения и поддержания

Из книги Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола автора Козлов Владимир

Из книги КАППО [Японская техника реанимации в практике боевых искусств] автора Богуш Денис Александрович

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Путь невидимых [Подлинная история нин-дзюцу] автора

История 47 ронинов Отголосок существования мощных служб оммицу у провинциальных даймё мы находим в знаменитой истории о 47 ронинах, в действиях которых явно проглядывают характерные уловки ниндзя.… В замке сёгуна несли службу два знатных самурая - Кира Ёсихиса и Асано

Из книги Загадка Фишера автора Мансуров Евгений Александрович

I уже история… В. КОРЧНОЙ (СССР, Швейцария): «Ни один чемпион мира не сидит на своем троне вечно. Естественно и закономерно, что через некоторое время является претендент и сменяет хозяина шахматного престола. Момент смены всегда волнующ. Особенно разгорелись страсти

Из книги Игра Бадминтон автора Щербаков А В

История бадминтона Бадминтон - древнейшая игра человеческой цивилизации.Существует множество историй о ее происхождении. Предания народов Древней Греции, Японии, Индии и даже Африки говорят о том, что здесь еще два тысячелетия назад в волан играли взрослые и дети.

Из книги Нин-дзютсу 4. Завещание воинов-невидимок. автора Хайес Стивен К.

Современная история

Из книги Традиционный тайцзицюань автора Д.А. Артемьев

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Из книги Истоки каратэ автора Горбылев Алексей Михайлович

Связь каратэ Кёкусинкай со старыми течениями и школами каратэ Школа Кёкусинкай была создана мастером Ояма Масутацу, который изучал школу Сётокан, восходящую к Сюритэ и Томаритэ, и школу Годзю-рю, восходящую к Нахатэ, и разработал на их основе собственную систему.Связь

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 2 История каратэ Когда родилось каратэ, не знает никто. И вряд ли это когда-нибудь станет известно. Гитин Фунакоши Литература по истории каратэ очень бедна. О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из таких легенд, создателем каратэ считается

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Раздел IV Школы и стили каратэ. Патриархи и выдающиеся мастера каратэ В горы! Все хотят подняться Как можно выше И никто не хочет спуститься, Чтобы заглянуть в свое сердце. Дзюн Таками, японский поэт Как уже отмечалось, каратэ – это боевое искусство, рационально

Из книги Йога для позвоночника и суставов автора Липень Андрей

Глава 1. Моя история, ваша история, наша история (отвратительно, но так оно и есть) Эта книга могла бы спасти вашу жизнь, нет, не так, как спасательный круг, а дав вам нужную информацию. Возможно, вы обратили внимание, что в заголовке стоит «живое питание для здоровья», но она о

Из книги Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея автора Федоров Дмитрий

История из Пуран В Пуранах есть такая история. Когда-то в древности жил один святой. В него выстрелили из лука, но святой просто махнул рукой и стрела превратилась в цветок. Стрела, которая должна была попасть в человека и ранить его, просто от одного жеста, одного взгляда

Из книги автора

Модная история У Виктора всё-таки был прирожденный хороший вкус. Ведь ясно, что в его семье вкус не воспитывался, не прививался – возник из ниоткуда. Во времена нашего детства и юности невероятно сложно было красиво одеваться, поэтому научить, показать Виктору никто из

На Окинаве существовали собственные виды местных боевых искусств. Это даже не подлежит сомнению по некоторым современным источникам.

Но вот парадокс — тщательно штудируя исторические источники, не удается найти даже упоминаний о каких-то зачатках окинава-тэ или подобных ей видах боя! Безусловно, встречаются упоминания о драках и потасовках, о лихих бандитах (последние, правда, были весьма редки на Окинаве) и другом «боевом» люде, который по логике вещей должен был практиковать боевые искусства, но вряд ли стоит принимать все это за методичное изучение боевых искусств. Увы — хроники молчат о регулярных тренировках, систематических занятиях и даже не упоминают о существовании таких понятий как «прием», «стиль» и многого такого, по чему мы могли бы судить о существовании окинава-тэ.

Китайский стиль Танская рука

Итак, факт для Японии неприятный, но реальный — собственно окинавских боевых искусств никогда не существовало. Зато здесь активно практиковались разные направления южного китайского ушу, да и сами окинавцы безболезненно признавали этот факт, не случайно назвав свое искусство «танская рука».

Многие высказывали сомнение — а из Китая ли пошли те системы боевых искусств, которыми занимались окинавцы и которые потом воплотились в каратэ. Может быть они родились на самой Окинаве? С сомнениями по поводу «китайского истока» окинава-тэ, а, следовательно, и каратэ, мы еще не раз столкнемся, но заранее скажем, что в этих сомнениях — больше от политики, чем от желания разобраться в действительности. Естественно, что японцам не очень хотелось бы связывать собственную традицию боевых искусств с Китаем. Но, увы, факты говорят абсолютно противоположное — у истоков каратэ, дзюдо, частично — айкидо и даже кэндо стояли .

Итак, пролистаем страницы истиной окинавской боевой эпопеи, которая, в конечном счете, приведет нас к знаменитому каратэ. Начинается она в Китае — во все время, на всем протяжении истории японских боевых искусств нам придется возвращаться мыслями к мощной боевой Поднебесной империи.

В 1644 году в Китае воцаряется маньчжурская династия, принявшая название Цин — «Чистая». Она была последней императорской династией в Китае, чье господство продлилось до 1911 года. Отношения китайцев с маньчжурами быстро трансформировались — сначала маньчжуров принимали как врагов, отказывались носить маньчжурскую косу, изучать маньчжурский язык, исполнять «варварские» обряды и обычаи.

Весь конец ХVII в. в Китае, особенно в его северных территориях проходит под знаком непрекращающейся, хотя и весьма неорганизованной борьбы с пришельцами. Но постепенно отношения выравниваются, а к середине ХIХ века многие маньчжурские чиновники даже сами начинают забывать свой родной язык, говорят в основном по-китайски и постепенно ассимилируются.

Мощь китайской культурной традиции поглощает их, практически полностью «китаизируя», не случайно что весь период правления династии Цин китайские историки считают временем развития именно китайской, но отнюдь не маньчжурской культуры.

Первыми от прихода маньчжуров пострадали северные территории Китая, ведь основное направление удара было направлено на Пекин. На юг, в частности в приморскую провинцию Фуцзянь влияние маньчжуров докатилось значительно позже — лишь к середине ХVIII века. Огромная китайская территория как бы поглотила агрессивную среду, ослабив удар.

Но, тем не менее, зажиточные южные дома (зажиточные не в абсолютном смысле, а по сравнению с китайским севером) были весьма недовольны приходом иноземцев. Это могло подорвать их веками создававшиеся неформальные отношения соподчинения на местах, к тому же приход маньчжуров вызвал огромный приток беглецов с севера. Их называли пришлые — на южном китайском диалекте хакка. Местные южные жители — пунти — их недолюбливали и не стремились принять в свою среду.

Окинава — новый дом для Хакка!

И вот примечательный момент: они несли с собой не столько знания , сколько северных школ, в том числе и стиля шаолиньцюань — ведь он были беглецами именно с севера Китая. Не случайно в современном каратэ до сих пор сохраняется немало связок из шаолиньцюань, например, в ката Канку-дай. Большинство таких стилей ушу считало своей родиной , что расположен в провинции Хэнань, уезде Дэнфэн.

Провинция Хэнань.

Правда, настоящий шаолиньский стиль, которым занимались монахи-бойцы, был известен лишь единицам (ситуация не изменилась и по сей день), но многие мастера чисто мифологически возводили свои школы именно к знаменитому монастырю. Таким образом, сложилось причудливое переплетение сотен стилей, школ и направлений, чисто мифологически и зачастую случайно объединенных под одним шаолиньским названием. Именно эти стили и пришли на юг Китая в ХVII-ХVIII вв.

На юге также возникает свой Южный Шаолиньский монастырь, располагавшийся в провинции Фуцзянь, уезде Путянь то ли как филиал северного Шаолиньсы, то ли как самостоятельная обитель — споры среди буддистов и историков не затихают и по сей день.

Провинция Фуцзянь.

Легенды утверждали, что южный Шаолиньсы стал центром всех южных стилей ушу, откуда они перекочевали в Японию и на Окинаву.

Но и эти шаолиньские северные стили, которые принесли на юг переселенцы с севера, не остались в своем первозданном виде — они сильно трансформировались под воздействием местной традиции. Существуют даже предположения, что большинство стилей ушу из южной провинции Фуцзянь — не местного происхождения, а просто немного измененные временем и индивидуальными качествами мастеров северные школы ушу. Возможно, именно этот синтез и фигурирует под названием «стиль из южного монастыря» — нань шаолиньцюань.

Таким образом, на Окинаву «прибыло» сразу несколько семейных школ ушу, считавших своим истоком Южный Шаолиньсы, но на самом деле имевшие в прошлом именно северное происхождение.

Северный шаолинь

Сообщества хакка представляли собой по сути классические китайские тайные общества, ведь именно в провинции Фуцзянь возникло знаменитое общество Триада (Саньхэхуэй) или «Общество Неба и Земли» (Тяньдихуэй), провозгласившие своим лозунгом «Отомстим маньчжурам за сожжение Шаолиньсы».

Правда, не уточнялось, за сожжение какого Шаолиньского монастыря — Южного или Северного собираются покарать бесстрашные бойцы маньчжуров. Дело в том, что Северный Шаолиньсы маньчжуры не тронули, хотя горел он много раз, но в основном либо по неосторожности самих монахов (такие пожары монастырей были далеко не редкостью), либо Южный Шаолиньсы также не был подожжен маньчжурами, Он тихо угас сам в ХVIII в. из-за недостатка монахов. По преданию Южный Шаолиньсы расположен приблизительно в 50 км. от города Путянь — центра одноименного уезда в приморской провинции Фуцзянь.

Эта знаменитая монашеская обитель затеряна высоко в горах в стороне от проезжих путей. К ней ведет лишь узкая немощеная дорога, фактически — просека в горном лесу, которая размывается во время дождей. Слева и справа тянуться маленькие кумирни. Камней на высоте более пятисот метров, пригодных для постройки монастыря, практически не встречалось, и мужественным монахам приходилось таскать каменные глыбы из низины.

Именно таким образом на месте небольшого скита, основанного еще в VI в. (кстати, вне всякой связи с Северным Шаолиньским монастырем), возникла к Х-ХI вв. монашеская обитель, сложенная из мощных камней.

Монахи имели свое примонастырское хозяйство, а местные крестьяне, которые жили в деревушках чуть ниже монастыря, приносили им рис и овощи, благо природа этого края позволяет собирать по несколько урожаев в год. Имели они и свои склады и амбары, а сам монастырь с прилегающими к нему постройками занимал площадь более 20 тыс. кв. м.

Но после прихода маньчжуров на юг что-то нарушилось в неторопливой жизни горной обители, монастырь ветшал и неоднократно горел, даже сегодня в земле, что покрывает его развалины, мы то там, то здесь встречаем угольки — следы от многочисленных пожаров конца ХVIII в. У монашеской братии уже не было того энтузиазма и той возвышенной святости, которая заставила горных отшельников строить на вершине монастырь и носить сюда в течение многих лет камни.

Постепенно Южный Шаолинь полностью разрушился, и сегодня перед нами лежат лишь остатки фундамента, да сложные водоотводные сооружения, которые построили хитроумные монахи. До сих пор любопытный взгляд на площадке, где располагался монастырь, без труда заметит, что земля густо перемешана с угольками — остатки одного из последних пожаров Шаолиньсы.

Сотнями нитей Окинава была связана с Китаем, причем нитями не только торговыми, но и родственными. У тех переселенцев, что когда то в поисках лучшей жизни отправились на Окинаву (и не много выиграли от этого по сравнению с югом Китая), остались на материке немало родственников, а это вызвало к жизни активную торговлю через родственные связи. Торговали солью, знаменитым фуцзяньским чаем, шелками и материей.

Фуцзяньский чай

Листая хроники провинции Фуцзянь, я не раз встречал упоминания о том, как целые семьи отправлялись в поисках лучшей жизни на Окинаву. Есть и другие, весьма интересные заметки — окинавцы сами приезжали в Фуцзянь и даже обучались здесь «цюань» — «кулачному искусству».

Китайские поселения на Окинаве были весьма значительны, порой они составляли целые деревни. Распахивались новые поля, создавались выселки, приходили новые традиции и обычаи.

Китайцы принесли с собой не только тщательно продуманные методы землепользования и строительства домов, но, прежде всего — свою духовную культуру, ощущение внутриутробной, затаенной мудрости, которая присуща традиционному Китаю. Нет, речь, конечно же, не идет о прямом привнесении буддизма или конфуцианства на Окинаву, простолюдинам было не под силу стать проповедниками могучих духовных и этических систем.

Да, признаться честно, китайцы, тщательно поклоняясь Конфуцию и трепетно чтя Лао-цзы, весьма слабо представляли истинную сущность их учения. Они скорее ощущали этические принципы конфуцианства, нежели были посвящены в глубинную суть его учения, и вряд ли были способны связно изложить его.

Но ведь существует не только внешняя, доктринальная грань культуры, но есть еще и ее метафизическая глубина, что живет в человеке. Она дана как нечто истинное, сущностно данное человеку, не зависящее ни от его образования, ни от его социального положения.

Именно эту глубину китайской культуры, которая опережала японскую на тысячелетия, и приносят китайские переселенцы на Окинаву. Приходит новое ритуальное измерение жизни с разработанным культом предков, семейным воспитанием, соблюдением всех конфуцианских норм. Так происходит своеобразное осеменение Окинавы китайской духовной культурой, и одним из плодов этого становится рождение нового вида боевых искусств. Итак, именно китайцы приносят на Окинаву несколько разрозненных стилей ушу, которые, трансформировавшись, со временем и превратились в каратэ.

Каратэ Мастер

Но вот вопрос — а какой конкретно стиль или стили пришли из Китая на Окинаву? Естественно, что точного ответа на этот вопрос быть не может — переселенцы приезжали на Окинаву из самых разных районов Фуцзяни, Гуандуна и даже с севера Китая, принося свои местные школы, и все же стало однозначно ясным, что исток окинава-тэ и каратэ лежит на юге Китая.

Приморские районы Фуцзяни до настоящего времени малодоступны для иностранцев, к тому же до недавних пор знаменитый своими боевыми искусствами и Южным Шаолиньским монастырем уезд Путянь считался стратегической, а, следовательно, закрытой зоной, находящейся непосредственно напротив Тайваня, споры о статусе которого создают в этих районах весьма неспокойную ситуацию.

До сих пор этот регион полон самых разнообразных традиционных школ ушу, многие из которых поразительным образом напоминают по своему техническому арсеналу каратэ. Многим любителям боевых исскуств, если доводилось побывать в уезде Путянь, неоднократно приходилось встречать старых мастеров, выполнявших комплексы, весьма напоминающие по своей структуре такие известные ката каратэ как Канку-дай, Басай-дай, Сантин-но-ката.

Примечательно, что и сегодня у многих таких китайских школ не существует никаких самоназваний, сами же мастера называют свои направления просто кулачное искусство (цюань) или боевое искусство (уи), не подозревая, что их отцы и деды дали начало такому гиганту мировых боевых искусств как каратэ.

Из стилей, имеющих самоназвания и связанных с окинавской боевой традицией, могу с уверенностью назвать цзунхуцюань — «Стиль благовения перед тигром», Хухэлунцюань — «Стиль тигра, журавля и дракона» (он лег в основу окинавского стиля Уэтирю, из него пришли в каратэ такие известные ката как Сантин, Тэнсe: и многие другие), Наньчжицюань — «Кулак Наньчжи», Сухуцюань — «Стиль голосящего журавля» и ряд других.

Но если быть до конца откровенными, признаемся, мы не знаем точного названия стиля или имени того мастера, который стал первым преподавать ушу на Окинаве. Скорее всего, такого названия вообще не существовало, поскольку в ту эпоху большинство китайских стилей называлось просто «цюань» — «кулак» или «кулачное искусство».

Мы знаем доподлинно лишь одно: первые окинавские мастера боевых искусств (впрочем, не только первые) учились исключительно у китайских бойцов. Позже среди окинавских последователей боевых искусств стало обязательным паломничество в Китай «на стажировку», а в фуцзяньских хрониках до сих пор сохранились записи о гостях с Окинавы.

Здесь же можно обратить внимание еще на один интересный факт, который может немало удивить поклонников «японского» характера боевых искусств: все известные направления будо — достаточно позднего характера, например, дзюдо родилось лишь в конце ХIХ в., а каратэ появилось и того позже — в 30-х гг. нашего века! Может быть прародитель каратэ — окинава-тэ или тодэ — старше? Ведь во многих книгах весьма авторитетно утверждается, что каратэ имеет «тысячелетнюю историю». Но нет, первые известные школы окинава-тэ возникают никак не раньше конца ХVIII в., так что история предка каратэ едва ли насчитывает двести лет.

Китайские переселенцы, которые веками ассимилировались на Окинаве, не долго держали монополию на преподавание боевых искусств, вскоре и сами окинавцы принялись передавать знания боевых искусств сначала по семейной линии, а потом начали брать к себе в ученики соседских мальчишек, т.е. известном смысле нарушили закрытую семейную традицию.

Правда, занятия ушу у китайцев еще долгое время продолжали считаться престижными и модными, и родители нередко отдавали своих детей в обучение именно к китайским учителям. Комплексы тодэ вскоре стали восприниматься не столько как некие наборы приемов, но как особый тип народного ритуала, основанный на ритмичных движениях, коротких выдохах, выкриках, плавных разведениях руками, прыжках и остановках. А поскольку ряд комплексов выполнялся под ритмичные удары в барабан, то это еще больше сближало некоторые виды тодэ и ритуальные танцы.

Далеко не все окинавцы после обучения у китайцев создавали свои школы, в ту эпоху продолжение традиции боевых искусств среди окинавцев было скорее исключением, чем правилом. Традицию несли на первых порах именно китайцы, и именно они монополизировали «истинную передачу» тодэ, обучаться у них было значительно престижнее, да и полезнее, чем у окинавцев. Огромный духовный и чисто практический опыт, накопленный Китаем в области преподавания ушу, был не сравним с окинавским. В Китае в ту пору ушу уже шагнуло из области чистого боя, самозащиты, в область духовного развития, и идеал ушу лежал уже далеко за рамками исключительно рукопашного боя — ушу превратились в уникальную систему внутреннего развития человека. Но для того, чтобы пройти этот путь, потребовались века, а у Окинавы за спиной не было такого мощного исторического пласта. Поэтому в области преподавания боевых искусств практически вплоть до ХIХ в. на острове безраздельно властвовали выходцы из китайской Фуцзяни. Лишь значительно позже, когда стала формироваться чисто японская версия создания каратэ, произошло так называемое «ритуальное забывание» о китайских истоках. Этот момент очень важен, и о нем мы поговорим позже.

Японцы подспудно, а иногда и намеренно «забывали» о неприятном — о том, что в основе каратэ не просто лежит китайское ушу, но что каратэ больше чем на половину и есть китайское творение, данное только под иным называнием и в японских одеждах. Японская эпоха «воспитания национального духа» потерпеть этого не смогла и «забыла» о китайских корнях и о долгой монополии китайцев на преподавание тодэ. Поэтому сегодня нам известны в основном лишь имена японских мастеров, а китайские канули в Лету. Для этого даже не пришлось переписывать хроники и подправлять фамилии — таких хроник практически не было на Окинаве. Зато китайцы записывали практически все, что попадалось им на глаза, к тому же они никак не могли пройти мимо самого священного для них — семейных хроник (цзяпу). И именно в генеалогических книгах фуцзяньских семей мы можем обнаружить немало весьма интересного об истинной картине становления боевых искусств на Окинаве.

Одним из первых известных мастеров ушу, преподававших на Окинаве, был прибывший сюда в конце ХVII в. Ван Цзялинь из уезда Путянь. Он селится недалеко от Сюри и через несколько лет берет к себе в ученики нескольких человек. Преподавал он в основном стиль Голосящего журавля (сухэцюань), а одним из его учеников становиться некий E:наминэ, который бил ладонью настолько хлестко, что мог сбить с ног трех человек, которые стояли, упершись друг в друга руками. Приблизительно в то же время на Окинаве начинают преподавание китайские мастера Гуань Шанфу, Е Ваиъи и многие другие, имена которых не дошли до нас.

Так или иначе, сведения весьма обрывочные о ранних этапах истории каратэ. Ранняя боевая традиция Окинавы весьма скудна на рассказы о мастерах боевых искусств. В сущности, до середины ХVIII в., кажется, никакими особыми подвигами местные бойцы не отличались, если не считать обычных и то весьма редких рассказов о «силачах», носящих явно заимствованный из Китая характер. Ничего подобного китайской традиции, богатой на сотни самых разнообразных рассказов о мастерах ушу, здесь мы не встречаем.Вероятно, ни школ боевых искусств, ни систематического преподавания на Окинаве вплоть до ХVIII в. не существовало. Зато затем начинается то, что можно назвать «взрывом» боевых искусств на Окинаве.

групповая тренировка по карате в Окинаве

Мы сегодня уже привыкли к существующему разнообразию направлений боевых искусств разных народов. Одних только стилей карате можно насчитать не один десяток.

Но еще по историческим меркам совсем недавно, в самом начале ХХ века, про карате в том виде, в котором оно нам известно, мало кто знал даже в Японии. История происхождения карате, с одной стороны интересна своими событиями и яркими личностями, с другой – достаточно противоречива и окружена мифами.

Нескольким своим знакомым, людям далёким от спорта, я задал простой вопрос – откуда пошло карате? Конечно же, из Японии, ответили мне. Их ответ был достаточно предсказуем, но и нельзя сказать, что он до конца точен.

Ответ на вопрос о происхождении карате следует искать в непосредственной связке с историко-географическими событиями нескольких прошедших столетий в Азии.

Существует мнение, что карате своей духовной и технической составляющей уходит корнями в историю японского самурайства, более того, сами японцы активно поддерживают такую точку зрения. Что касается воинского духа, то сомнений в наследственности не возникает, но в отношении технических аспектов карате не всё так очевидно.

Воинский дух как фактор появления карате

Переместившись на десяток веков в прошлое, мы сможем заметить зарождение и усиление японских профессиональных воинов – самураев. Воображения сразу нам нарисует сурового, неэмоционального и непременно благородного воина и, при этом, утонченного знатока искусств. Одним словом – рыцаря, в современном понимании этого слова. И действительно, как ни странно, у рыцарей Европы времён крестовых походов и самураев было много общего. И это общее было отнюдь не в их рафинированном имидже наших дней.

Так в период 11-13 веков нашей эры европейские рыцари не гнушались грабежами, не брезговали устраивать морские пиратские рейды в средиземноморье. Они жестоко расправлялись с населением поверженных городов на пути в Палестину во время многочисленных крестовых походов. Ярким примером типичного «рыцарского» поведения тех времен стал Рено де Шатильон, рыцари которого во время второго и третьего крестовых походов свирепствовали на караванных путях Иерусалима и Дамаска и морских путях в районе Крита.

Но и самураям было чем удивить даже самых отъявленных рыцарей. Как известно самураи с детства воспитывались в традициях презрения к смерти, как к своей, так и к чужой. Это не могло не оставить отпечаток на их мировосприятии. У них существовал дикий с точки зрения европейца обычай – тамэсигири – самурай был вправе испытать новый меч на случайно встреченном прохожем.

В целом, японские и европейские воины не отличались стремлением держать слово, верность для них была вопросом выгоды, а милосердие зачастую считалось излишней мягкостью. Но при всем при этом, это были профессиональные солдаты, которые без колебаний принимали риск выбранного пути. Такая решимость отчасти объясняет откуда появилось множество желающих идеализировать и подражать им.

Даже период заката могущества рыцарей и самураев происходил хоть и в разные периоды, но примерно по одному сценарию. Сначала произошло их ослабление из-за усиления и централизации государственной власти, создания регулярных правительственных войск, начала массового использования огнестрельного оружия. А затем, те и другие обособились в виде сословия нетитулованной знати, стали стараться активно «забывать» вероломство и предательства, принялись культивировать ореол благородства и безупречности.

К началу ХХ века самурайское сословие было серьёзно ограничено в правах и возможностях. В этой связи в японском обществе сформировался запрос на воинскую национально-патриотическую идею. Популяризаторы карате сумели воспользоваться ситуацией, сыграв на уже взращённом к этому моменту в Японии положительном образе самураев и их древних традициях. При этом преемственность воинского духа стала одним из основных факторов позволившим добиться признания карате на государственном уровне. Что в свою очередь обеспечило ему массовость.

Происхождение технического аспекта карате

Вторым не менее важным фактором появления карате как вида боевых искусств можно считать набор технических приёмов и методик подготовки бойцов, определяющих его характерные черты.

Нельзя просто так взять и придумать карате?

К моменту государственного признания этого направления боевых искусств в Японии, карате де-факто уже представляло собой цельную систему. Но для того, чтобы стать таковой, технический арсенал ударов и бросков, а также методология их обучения должны были пройти весьма длительный путь по селекции наиболее эффективных приёмов, по отработке наилучшей методики преподавания. В отсутствии глобальной информационной сети этот период времени мог измеряться не одним столетием. Так как же формировалась база этого боевого искусства и где проходила «обкатка» техники?

Японская версия происхождения техники

Высший слой самураев – даймё – содержали собственные военные школы, где преподавались разнообразные прикладные направления, такие как бой на алебардах, мечах различных типов и длин, шестах и дубинках, трезубцах и вилах. В них изучались стрельба из лука, искусство сражения верхом, плавание, искусство тактики и военного управления и некоторые другие, более специфические направления.

Прошедший обучение самурай представлял собой весьма грозную боевую единицу, этакий спецназ прошлого, мастерски владевший всеми видами оружия того времени. И для него бой без оружия был самым крайним и нецелесообразным средством.

Тем не менее, та техника, которую показывали мастера карате требовала многолетних упорных тренировок. Маловероятно, что самураи могли себе позволить тратить много времени на обучение только кулачному бою. Такое разнообразие видов оружия требовало от воина уделять значительное время даже на простое базовое с ним знакомство, не говоря уже о высших уровнях мастерства.

Самурай был поглощен изучением боя с оружием в руках и, можно предположить, что он вряд ли стал бы источником появления карате как эффективной и цельной системы обучения кулачному бою.

Но если самураям было некогда разрабатывать кулачное боевое искусство, то, скорее всего кто-то это сделал за них. Подсказку помогут получить страны-соседи Японии.

Влияние соседа

Большинство источников указывают на то, что японское карате пришло в Японию с японской же Окинавы в конце 19 века. Но как и когда это искусство зародилось на острове в большинстве случаев не поясняется. Наиболее ранние упоминания расцвета карате на Окинаве датируются 18 веком. Это в целом понятно, так как Окинава с 14 века находилась в вассальной зависимости от Китая, а в состав Японии вошла только в конце 19 века.

Намёк на то, что карате родом из Китая можно получить, изучив происхождение слова карате.

Будучи зависимой от Китая, на Окинаву проникали технические элементы армейского ушу. На острове они получили название «тодэ» («карате» если прочитать те же иероглифы по-другому), что в переводе означало «рука династии Тан». Именно вторая версия прочтения закрепилась на Окинаве и стала обозначать кулачное боевое искусство, явным образом указывая страну происхождения карате. Но в 20-х годах ХХ века, из политических соображений и чтобы получить поддержку государства на развитие этого боевого искусства, иероглиф «кара», означающий «китайское» был искусственно заменён на иероглиф-омофон, означающий «пустой». Итогом замены стало старое название «карате» с новым смыслом: «пустая рука».

Еще одной отсылкой к Китаю стало распространение заимствованного для Японии термина «кемпо», который является буквальным переводом китайского «цюаньфа» — способы кулачного боя.

Китай оказывал сильнейшее влияние на Окинаву, а также опосредованно на всю Японию. В то время существовала мода, связанная со всем китайским. Доходило до того, что окинавские власти выделяли наиболее талантливых и образованных людей для прохождения обучения в Китае. А из Китая на Окинаву и в Японию приезжали инструкторы по науке, литературе, каллиграфии, религиозной философии.

Не обошла эта мода и боевые искусства.

Китайские истоки техники карате

Если присмотреться к набору технических и методологических практик, принятых в карате, можно ясно увидеть их схожесть с прикладными направлениями китайского ушу.

В карате можно выделить три основных направления подготовки бойца:

  • Отработка формальных комплексов и методов их боевого применения (ката и кихон)
  • Поединки в полный контакт или с его ограничениями (кумитэ)
  • Особые методы психоэмоциональной подготовки

Все эти три направления издревле являлись и являются основой любого стиля ушу. Наиболее важным с точки зрения китайского ушу является третье направление. Этим методам подготовки уделялось по нескольку часов в день, а сами практики ушу рассматривались в первую очередь не как набор технических приёмов, а как способ духовного самосовершенствования и носили особый личностный характер переживания бойца. В эту группу техник подготовки входили многочисленные приемы психорегуляции, медитативных и дыхательных практик, методы концентрации сознания и контроля внутренней энергии.

Однако в силу того, что китайские школы ушу традиционно были закрытыми, особые методы подготовки дошли до Японии в сильно редуцированном виде. Длительные психоэмоциональные практики ушу трансформировались в ритуальные медитации продолжительностью в нескольку минут в начале и конце тренировки.

Деятельные японцы понимали важность психоэмоциональной составляющей. И они придумали выход. Был сделан упор на формальные комплексы. Имеющие прямые аналоги в Китае ката Канку-дай, Бассай-дай, Сейсан, Сандзюроку, дыхательные Санчин и Тэнсё тщательно изучались и отрабатывались. Формой активной медитации в карате стали ката.

При адаптации китайского боевого искусства японцы также переработали подход к свободному поединку (в китайском ушу бой в полный контакт саньда – один из элементов обучения боевому искусству), первоначально исключив дзию-кумитэ из арсенала тренировочных упражнений, сосредоточившись на концепции одного сокрушающего удара. Но на более поздних этапах свободный бой всё же вернулся в карате, принципиально разделив боевое искусство на два течения: практикующих дзю-кумитэ и придерживающихся философии одного решающего удара.

Японское искусство с китайскими корнями

Теперь вполне очевидно китайское происхождение карате. Поскольку многие письменные труды по теории и практике боевых искусств также пришли в Японию из Китая. Многие мастера, подтолкнувшие интерес к карате, прошли обучение в Китае, хотя они зачастую и не желали это афишировать. Прослеживается отчётливая связь техник и методик карате со школами ушу.

Ну а японцы, со своей стороны, внесли значительную лепту в развитие этого боевого искусства.

Так, например, самурайское наследие привнесло в карате, помимо воинского духа, особую практику оказавшую влияние на технику выполнения ударов.
Это особенное состояние бойца, называемое «кимэ». В момент нанесения удара оно характеризуется кратковременным приложением всех физических сил, воли и энергии в точке удара и сопровождается коротким боевым кличем «киай». Этот выкрик, обозначающий применение или присоединение внутренней энергии «ки», пришёл из самурайского боя на мечах.

Именно японцы вывели карате в плоскость спорта, позволив заниматься карате огромному числу людей во всех уголках мира. И поэтому мы сегодня можем говорить о карате как о японском виде спорта, но не забываем его китайского происхождения.

Как гласит легенда, все началось с Бодхидхармы (по-китайски Дамо).
В 528 г. н.э. Бодхидхарма прибыл в Китай, чтобы нести учение Будды для жителей Поднебесной. Постранствовав по Китаю, Дамо попадает в храм Шаолинь. Увидев, что монахи немощны и слабы, он написал и оставил им в наследство три книги `И Цзинь Цзинь ` - развитие физической силы, `Си Суй Цзин` - дыхание и медитация, `Ши Ба Луо Хань Шоу ` (Восемнадцать рук учеников Будды) - боевой раздел, приемы самообороны. В Индии общество делится на социальные касты. Сам Бодхидхарма был из касты кшатриев (воинов и правителей) и вот этот опыт он изложил в своей третьей книге. По Китаю было разбросано множество храмов. Среди них выделялись два самых крупных, Храм в Хэнань - на севере и Храм в Фузянь - на юге.

Родина каратэ (пустая рука) - Япония, колыбель - остров Окинава. Своим происхождением и направлением БИ (боевое искусство) каратэ, впрочем, как и корейское тхэквандо , вьетнамское вьет ва дао и многие другие, обязано китайскому ушу. Огромное, многонаселенное, экономически развитое государство Китай оказывало свое влияние на соседние страны в экономике, культуре, науке, торговле, религии и, конечно, в военном деле.

На юге Японии находится архипелаг Рюкю с самым большим островом Окинава. До 1609 года Окинава находилась под протекцией Китая. Так как провинция Фуцзянь, находящаяся в юго-восточной части Китая, географически была более выгодно расположена к острову Окинава, между ними образовались тесные экономические и политические связи. Большое количество переселенцев с континентального Китая прибыло на Окинаву. Приезжали чиновники, купцы, а также целые семьи, владеющие фамильным методом ведения кулачного боя `цюань`и Шаолиньского ушу.

Наверное поэтому, окинавцы борьбу на руках назвали одним общим словом `рука династии тан` или китайская рука (позже, японцам это не помешало переименовать на созвучный иероглиф каратэ, что означает пустая рука).

На Окинаве образовались две основные ветви Сирю тэ и Наха тэ. Название стили получили от местности, где они практиковались.

В данный момент на острове четыре основные школы Окинава тэ (рука Окинавы):

Годзю рю; Сёрин рю,

Уэчи рю; Мацубаяси рю

Некоторые техники были утеряны или упростились, другие изменены видением и пониманием уже окинавских мастеров. Но, все же, некоторое сходство осталось. Вот вам пример: два видео техник в исполнении японского мастера Годзю рю Марио Хигоона (каратэ) и китайскими Мастером Чжан Шао Фэн.

Ката (формальный комплекс каратэ) Suparimpei демонстрирует японец сенсей Марио Хигаонна / Suparimpei в Цюаньчжоу Храм Шаолинь в провинции Фуцзянь, 2011г. за кадром слышна китайская речь.

Таолу (формальный комплекс ушу)

И там же, в провинции Фуцзянь 2011г. Пять предков Стиль Сантин (Перейти Чо), выполняет китаец шифу Чжан Шао Фэн

Судите сами, имеются ли здесь одни корни? Первые мастера Окинавы получали информацию от переселенцев с материка, а, у кого была возможность, ездили затем в Китай пополнять свои знания.

Со временем Окинава тэ видоизменялась и, адаптируясь, распространилась по всей Японии. Самостоятельных окинавских боевых искусств, по всей видимости, пожалуй, не существовало.

Один из первых, кто познакомил Японию с каратэ, был Гитин Фунакоси. Он был образован, хорошо говорил по-японски, поэтому его пригласили принять участие в представлении боевых искусств, проводимое в столице Японии Токио, организатором, которого выступил Дзигоро Кано (основатель дзю-до). В-последствие и другие земляки Фунакоси стали перебираться в Японию преподавать окинавскую систему рукопашного боя. Так каратэ начало свое шествие по Японии, а, в будущем - по всему миру. Японскими стилями каратэ можно назвать Шотокан и Вадо рю. Сословие самураев в Японии просуществовало более тысячи лет. Это не могло не оказать влияния на быт, уклад и повседневную жизнь японцев. Традиция, культура плотно переплетаются между собой, все это было пронизано духом самураев, без которого невозможно себе представить современную Японию.

Многие учителя каратэ были потомками меченосцев, отлично владеющие холодным оружием (Кэндзю́цу). Эти техники они привнесли и в японское карате. Длинные прямолинейные удары стали характерны для Шотокан каратэ.

Кендо

В некоторых стилях современного каратэ изменения произошли еще значительнее. Убрали базу каратэ ката, заменив их связками (Ашихара каратэ). В Кудо же удары руками стали чисто боксерскими, добавились удары локтями.

По всей видимости, на ряду с традиционным каратэ, будут открываться и существовать еще множество стилей и школ `самого лучшего карате от самого великого мастера`.

Наивысший расцвет рукопашного боя, в моем понимании, был, по всей видимости, в первом тысячелетии н.э. вплоть до изобретения огнестрельного оружия, когда от навыков и умения зависела жизнь, где поединки проходили не на ринге или восьмиугольнике, а на поле брани.



 

Возможно, будет полезно почитать: