Как достичь успеха в спорте. Достижение успеха в спорте

Как наладить, улучшить, усилить взаимодействие и отношения с тренером?

Отношения с человеком — это большая работа. Наиболее эффективный путь улучшения отношений с тренером, а значит и улучшения отношения к спортсмену — это проявление безупречности. Быть безупречным значит:

  • проявлять свои возможности и способности по максимуму;
  • проявлять усердие, старание, усилия;
  • стремиться быть лучшим;

Проявляйте безупречность в тренировках и на соревнованиях. При этом не ждите похвалы или внимания со стороны тренера. Это нужно заслужить, иногда месяцами упорной работы. Безупречность и заключается в том, чтобы делать что-то независимо от ситуации, оценок, внимания. Просто помните, что любая работа рано или поздно вознаграждается. Умейте ждать и проявляйте терпение.

Как преодолеть негативный опыт соревнований?

У многих спортсменов стоит такая задача. Если долго не достигать результата, можно опустить руки. Здесь важно научиться каждый раз подобно детской игрушке "Ванька-встанька" вставать и продолжать путь. Для этого необходимо научиться использовать опыт соревнований для развития. Пройдя через неудачный опыт, вернитесь к нему. Возьмите лист бумаги и ручку. Разделите на две части. С одной стороны выпишите свои промахи. С другой стороны задачи на следующие соревнования. И сконцентрируйтесь на задачах. Обсудите их с тренером, создайте новые варианты их решения. Будьте креативны и предприимчивы!

Что делать, если долго нет результатов на соревнованиях, при этом на тренировках результаты есть?

Причины отсутствия результатов разнообразны. В таких случаях я провожу исследование, направленное на поиск нового более сильного и вдохновляющего внутреннего образа для спортсмена. У каждого это свой список образов. Это могут быть животные, люди-кумиры, образцы для подражания, супергерои и др. Здесь важно найти и сформировать новый внутренний образ с новым поведением, качествами и состояниями, новыми установками и принципами. Вы можете попробовать подобрать вдохновляющий образ, и тренироваться и участвовать в соревнованиям от его имени. Это интересная работа. Станьте исследователем! Существуют и другие способы, они требуют индивидуального подбора.

Что требуется от родителей во взаимодействии с ребёнком?

Самым важным является человеческая поддержка. Старайтесь избегать критики и негативных оценок. Учитесь подбадривать и проявлять веру в лучшее будущее и любых ситуациях.

Что делать, когда ежедневная работа — тренировки-школа-соревнования превращается в серые однообразные будни?

Работа на результат — это однообразная работа. Во-первых, проявите героизм! Сколько из-за стонов и монотонности сошли с дистанции. И спустя несколько лет вспоминают о том, что и они могли стоять на пьедестале как тот парень или девчонка, с которым они когда-то вместе занимались. Спорт — это героизм. Спорту нужно посвятить свою жизнь. Или вы будите простым продавцом, механиком, грузчиком, инженером или Олимпийским чемпионом. Решать Вам. Во-вторых, если будни стали серыми мечтайте о будущем. Ежедневно создавайте связь с будущем через образы побед и лучшей жизни. В-третьих, добавьте в работу немного креатива. Ищете варианты: как это сделать по-новому? Как это сделать интереснее? Как это сделать эффективнее? Станьте творцом своей жизни!

Как преодолеть скованность, зажатость, напряжение в игре, на соревнованиях?

Прежде всего необходимо включить в образ жизни привычки и тренировки, связанные с расслаблением и релаксацией. Займитесь йогой, медитацией, самомассажем, принимайте горячие ванны, танцуйте и пойте, бейте грушу и т.п. Это способствует снятию напряжения с тела. Чтобы был эффект — это должно стать полезной привычкой, то есть ежедневным повторяющимся действием. Вторая сторона напряжения — это нервное состояние. Оно возникает из-за неуверенности, сомнений, страхов, негативных мыслей. Чтобы преодолеть нервное напряжение необходимо заниматься развитием качеств и состояний, необходимых для достижения побед. Какие качества и состояния Вам необходимы? Это индивидуальный набор. Составьте свой список. Например, боевой дух, спортивная злость, воля к победе, решительность, вера в сои силы и успех, позитивность, лидерствоаведите дневник самовоспитания, где будете описывать свои достижения и уроки в проявлении этих качеств и состояний. Подробную программу развития качеств и состояний с упражнениями и технологиями может составить спортивный психолог.

Сколько консультаций необходимо для достижения результатов?

Это зависит от запроса. Чаще всего на решение одного запроса необходимо 2-3 консультации. Это работа на преодоление трудностей таких как, страхи, неуверенность, скованность, обида, лень, вредные привычки, негативные мысли, внутренняя критика и т.п. Существует другая стратегия работы — это долговременное сопровождение спортсмена по пути развития и достижения побед. В ходе этой работы я работаю на тренинг и воспитание качеств и состояний, на создание карты будущих побед, на поиск стратегий побед, на формирование личного стиля игры и выступлений, на создание принципов и правил достижений и жизни.

Мое имя Сергей Суховей. Я тренер. Стаж работы тренером по ушу 23 года. Мои рекомендации адресованы тем родителям, для которых спорт не пустое слово, которые хотят, чтобы их ребенок достигал высоких спортивных результатов.
Следует понимать, что спортивные достижения в первую очередь зависят от врожденных данных, но одних хороших данных не достаточно. Огромное значение имеет желание или мотивация самого ребенка. Идеальный случай, когда ребенок сам сознательно выбирает себе вид спорта и сознательно, упорно тренируется. Но сознательность в человеке, как правило, проявляется в подростковом возрасте, когда для многих видов спорта, как говорится, уже «поезд ушел». Поэтому часто родителям приходится делать выбор самим.
10 советов основаны исключительно на жизненном опыте. Если спортивная секция для вас не просто способ укрепить здоровье, мои советы для вас:

1) Серьезно отнеситесь к вопросу выбора тренера. Это чаще всего является залогом успеха. Наведите справки, какой тренер реально работает на результат, воспитывает спортсменов международного класса. Хорошо, если тренер сам в прошлом высококлассный спортсмен.
2) Постарайтесь сами стать специалистами в этом спорте, много смотрите, посещайте соревнования, изучите правила соревнований. Вы должны разговаривать в семье о спорте, о занятиях вашего ребенка. Ребенок должен чувствовать, что спорт – важная составляющая жизни вашей семьи.
3) Общайтесь с тренером! Объясните ему, что желаете спортивных достижений. Спросите, что следует делать дома, что нужно делать лично вам. И выполняйте его рекомендации!
4) Спрашивайте у тренера, как тренируется ваш ребенок.
5) Проситесь поприсутствовать на тренировках. Разные тренеры по-разному реагируют на такие просьбы. Одни пустят вас на одно или несколько занятий, другие наотрез откажут (ну и дураки), а в некоторых секциях родители вообще могут постоянно наблюдать, как проходят тренировки.
6) Оказывайте помощь тренеру или клубу, в котором занимается ребенок. Помощь не обязательно должна быть материальной, часто более важной может оказаться организационная помощь, например, ведение блога или страниц в соцсетях о вашем клубе. Кто-то может познакомить с нужными людьми, кто-то знает, где есть хороший зал для занятий, кто-то может купить билеты для поездки на соревнования или забронировать проживание. Как угодно можно относиться к этому, но это факт – тренеры будут больше внимания уделять вашему ребенку!
7) Будьте примером. Ребенок копирует родителей, то, чем они на самом деле являются, а не то, о чем они просто говорят. Сами занимайтесь спортом.
8) Мною многократно замечено, что достижения юного спортсмена заметно выше, когда родитель сам занимается тем же самым спортом.
9) Поставьте спорт на первое место! Будьте готовы к тому, что лично вам – родителям – придется сильно подчинить свою жизнь занятиям вашего ребенка. Я знаю случаи, когда семья даже меняла место жительства, чтобы ребенок мог тренироваться в более сильной школе. Ведь мы говорим о настоящих высоких достижениях, а не об игре в спорт.
10) И самое главное. Спорт – это замечательно! Но не забывайте, что любому ребенку в первую очередь нужно искреннее внимание и любовь родителей. Вне зависимости, удалась спортивная карьера или нет. Всем нужна любовь, ласка и доброе слово!

Максим Журило

Бизнес-тренер компании "Business Relations"

Что делает спортсмена успешным? Какое его отношение к тому, чем он занимается, позволяет попадать на первые полосы газет и экраны телевизоров?
Конечно, это талант, физическая подготовка, характер, воля к победе, упорство, трудолюбие, но не менее важный, а может быть даже ключевой компонент успеха - это четкая постановка цели и правильное движение к ней.

Эта заметка будет посвящена тем очевидным и неочевидным принципам и идеям целеполагания, а также опыту, который мы могли бы взять из спорта и применить в своей обычной жизни и бизнесе для того, чтобы сделать их максимально эффективными.

Смотря на любого спортсмена, какой бы вид спорта он не представлял, мы всегда знаем насколько успешно или неуспешно прошел его сезон или год.

Откуда? Конечно, из финишных протоколов. Результаты говорят за него.

У любого профессионального спортсмена, или группы спортсменов, в начале сезона всегда есть цель: вот какой старт, матч или турнир наиболее важен для нас, вот какое место я планирую занять, вот как я проведу этот сезон и так далее. Любой спортсмен, достигающий таких результатов, о которых пишут в спортивных изданиях, знает ответы на эти вопросы.
А такая ли глобальная разница между спортом и бизнесом (работой)? Или спортом и жизнью в целом?
Что такое спорт? Достижение целей одним человеком или группой людей в конкурентных условиях в ограниченное время. Что такое бизнес? Достижение целей одним человеком или группой людей в конкурентных условиях в ограниченное время. В этот момент можно задуматься над тем, что такое жизнь. Может быть тоже есть сходство?

Каждый спортсмен четко знает, куда он идет, к чему стремится, и каких результатов хочет достичь в этом сезоне или этом году.Подавляющее же большинство людей вне спорта понятия не имеют куда они идут и чего они хотят. Многие люди, например, хотят иметь больше денег, новую и красивую машину, более качественные отношения со своей семьей, но вопросы “Сколько денег ты планируешь заработать в этом году?”, “Какие отношения со своей семьей ты хотел бы иметь в декабре?”, “На какой машине ты хотел бы ездить к концу года?”, “Где ты хотел бы жить?” вводят большинство людей в ступор. Они отвечают - “Как получится”, “Я не знаю” , “Дожить бы до конца года, а там видно будет”.

В отличие от спортсменов у большинства из нас нет четких целей. И как следствие - мы не “бежим на результат”, как это делает каждый профессиональный спортсмен. Мы просто “плывем по течению” - “получится - и хорошо, нет - и ничего страшного”.
Относясь к своей жизни таким образом, мы даже итог года подвести не можем, как это делает каждый спортсмен. Ведь для того, чтобы этот итог подвести - надо сравнить поставленные цели с достигнутыми результатами. А поставленных целей не было, мы даже о них не думали. И так год за годом.

Не нужно бояться целей, если они на чей-то взгляд кажутся безумными – беритесь за них.

Меня очень вдохновляет пример великого бегуна Гордона Пири .

Как он написал в своих мемуарах: “В 1954 году меня назвали сумасшедшим, когда я пообещал понизить мировой рекорд на 5 000 метров до 13.40. Спортивная пресса назвала меня бегающим «идиотом» (по видимому, из-за моей любви к этому слову). Очевидно, что мои прямолинейные заявления о том, что мировой рекорд Хагга и «непреодолимый» барьер 13.40, не устоят перед атлетом, имеющим твёрдое намерение их сокрушить, были оценены прессой как самонадеянные.
Вообразите удивление моих оппонентов, когда 19 июня 1956 года я
пробежал 5 000 метров за 13.36,8, став первым атлетом, покорившим
«непреодолимый» барьер 13.40 и втащившим за собой под заветную планку
великого Владимира Куца (13.39,6).”


Он знал куда идет, он знал ради чего он просыпается утром и идет на тренировку. Да, не было никаких гарантий, что у него получится преодолеть “непреодолимый” барьер в 13:40. Но у него была очень четкая цель - его преодолеть. И без преувеличения, в тот момент вся жизнь Гордона была подчинена этой цели. Достичь ее было для него важно.

На мой взгляд, в спорте и бизнесе всегда есть факторы, которые от нас не зависят, как например экономическая ситуация в мире, ситуация в сборной, курс валют и тп. Определенно есть факторы, которые находятся в зоне нашей ответственности и полностью и от нас зависят – и этот фактор цели. И именно над этой областью нашей ответственности и имеет смысл работать, поскольку, если мы можем это менять к лучшему, было бы логично пользоваться ситуацией и ее улучшить.
Бывает ли так, что команда не достигает поставленных целей? Да, конечно.
И в тот момент, когда команда или спортсмен не достигли поставленных перед собой на сезон или год - появляется фантастическая возможность проанализировать то, почему результат не был достигнут.

С этого момента можно изменить подход, программу тренировок, свое отношение к тренировкам и соревнованиям, найти новые способы ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ В СЛЕДУЮЩЕМ СЕЗОНЕ СВОИХ ЦЕЛЕЙ ДОСТИЧЬ.
Без целей мы же не можем даже проанализировать “что работает и что не работает” для того чтобы что-то изменить.

Почему мы боимся ставить четкие цели? На год, например? Ответы очевиден – мы пользуемся нашей ленью и заранее готовим ответы для оправдания себя: не все зависит от меня, а вдруг не получится, поэтому лучше я даже думать об этом не буду, ну а если вдруг само собой случится - будет хорошо. Крутятся ли такие же мысли в голове у спортсмена перед новым сезоном? Да, конечно. И они ставят цели несмотря на эти мысли.

Хорошая новость в том, что мы можем поставить перед собой цели в любой момент. Прямо сейчас. Подумать, что для каждого из нас важно в жизни и работе. Какой бы результат к концу года вдохновлял? Может быть даже пока не смотреть так далеко - какой результат бы меня вдохновлял к концу этого месяца или недели? В разных областях - здоровье, вес, взаимоотношения, бизнес, деньги, машины, дети...

Может, есть смысл попробовать поиграть “на результат”, а не просто “каждый день ходить на тренировки”?

Известный психотерапевт, автор двух книг и собственной телепередачи Андрей Ермошин, делится секретами о том, как добиться успеха в спорте. По словам эксперта «СпортОбзора», для этого нужно спать в игровой форме, позабыть о жвачках, и смотреть в себя.

1. Смотри в себя

Расскажу историю из собственной практики. В одном из моих психотерапевтических семинаров участвовала женщина - профессиональный автогонщик. Проблема состояла в том, что, несмотря на богатый опыт, четырнадцать лет за рулём, каждый раз перед началом соревнований её жутко трясло – она не могла справиться с нервами. Примерно в середине заездов она просто перегорала, и, несмотря на успешный старт, в конце концов, сдавала позиции.

Во время психотерапевтической практики я попросил её прикрыть глаза и заглянуть внутрь себя. Затем предложил представить, как приобретённые навыки вождения распределились по её телу. Вскоре она ответила, что все они сконцентрированы в голове – в виде комка.

Отмечу, что ранее мне приходилось работать с уже состоявшимися спортсменами, которые добивались высших наград. Когда я также просил проделать их то же самое, они отвечали, что знания будто разлиты по всему телу – то есть распределены равномерно.

Я предложил этой женщине продолжить наблюдение и представить, как этот самый комок разойдётся по организму, рассредоточится по всему телу, рукам и ногам. Что и было успешно сделано. А буквально через месяц после этой работы она сообщила, что в очередных гонках ее семья заняла первое командное место, сама же она в личном зачёте заняла четвертое место среди всех гонщиков ее страны и абсолютное первое место среди спортсменов-женщин. Впервые за четырнадцать лет.

Этот пример наглядно демонстрирует, как некоторые психологические приёмы могут ускорить созревание мастера. Сначала навыки спортсмена формируются за счёт упорных тренировок, но затем приобретённые умения должны «растворяться» в теле. Когда это происходит, человек работает уже автоматически, без задержек. И наоборот, если все знания сконцентрированы в голове, спортсмен «залипает», и пока дожидается импульса, противник уже тысячу раз обгонит на трассе. В то время как требовалось просто сопроводить приобретённые навыки в тело. Разумеется, всё это относится не только к спорту, но и не менее актуально в повседневной жизни.

Однажды он заглянул в себя, и испугался...

2. Будь «буйным»

«Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков», — слышали у Высоцкого? Эти «буйные» очень важны для команд, так как наделены лидерскими качествами. В качестве примера можно назвать французского футболиста Джибриля Сиссе. Нападающий «Марселя» – классический пример футболиста-зажигалки, который обладает «психопатическим» поведением и плотной энергетикой. Есть ли такие люди в сборной России? Пожалуй, Сергей Семак, который пусть и не психопатичен, однако обладает плотной энергетикой, поэтому способен цементировать команду психологически.

На буйный роток не накинешь платок!

3. Не меняй цвет формы

Не раз с горечью наблюдал, как команде приходиться играть в нетипичных для неё цветах. Имею ввиду следующую ситуацию. Например, команда долгое время выступает в привычной для себя красной форме. Но однажды объявляется соперник, экипировка которого также красная, и одному из двух приходиться идти на уступку – менять цвет формы с красного, скажем, на белый. В таком случае, определённое психологическое преимущество оказывается на стороне команды, которая остаётся в форме привычной расцветки. Сейчас объясню, почему. При смене обычного цвета формы у спортсмена происходит определённая поломка в сознании. Есть риск, что во время матча, по инерции, невольно, часть передач будет адресована противнику.

Здесь можно возразить: а как же дворовый футбол? Там вообще играют, кто в чём придётся, но, тем не менее, чётко знают, где «свои», а где «чужие»! -Во-первых, у тех, кто играет во дворе, нет изначальной установки на определённый цвет. А во-вторых, скорости в профессиональном футболе гораздо быстрее, и цена раздумий, кому отдать пас, гораздо дороже. На профессиональном уровне всё решают мгновения. Некогда присматриваться – Вася это или Петя.

Поэтому, если команде приходиться менять цвет формы, до матча нужно сделать так, чтобы он стал привычным. Ходить на завтрак в белой форме, спать в белой форме, тренироваться в белой форме. Постоянно видеть её перед собой!

4. Позабудь о жвачках

Некоторые футболисты и прочие спортсмены любят жевать жвачки прямо во время матчей. Конечно, это может означать только одно – игроку не достаёт спокойствия и гармонии, и с помощью жевательной резинки он пытается совладать с нервами. Но это вопрос о собранности сознания. Зачем совершать дополнительные отвлекающие мышечные движения!? Уж лучше энергию направить на игру, чем отдавать силы на жевание резинки! Это вздорные и неестественные действия!

Безусловно, спорт – эмоционален, и здесь невозможно оставаться бесстрастным. Но при этом важно быть цельным! Не распыляться на жевание резинки и подсчёт ворон!

"Теперь мы сможем поесть жвачки!!!"

5. Внуши себе «новую идею»

Для того чтобы находиться в хорошей физической форме, необходимы тренировки – например, пробежки вокруг стадиона. Но многие начинают лениться и выдумывать поводы пропустить пробежку. Футбольный арбитр Пьерлуиджи Коллина в таком случае советует тренироваться с напарником, чтобы была поддержка. Однако не всегда найдёшь себе партнёра.

Есть ещё один путь – сделать своим напарником собственное сознание. То есть создать для себя стимул, внушить «новую идею». Для этого её нужно найти в пространстве – она может быть как облако над головой, а затем принять её внутрь, впитав организмом. «Новая идея» вступит во взаимодействие со сложившимся массивом привычек и изменит его. Детали смотри в моей книге «Вещи в теле».

Записал: Александр Кваснов

Фото: jimcarreyonline.com, BBC, lastampa.it, gazzetta.it, flickr.com

На пути к высоким результатам спортсменам приходится систематически выдерживать и преодолевать экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, что определяет важное значение психологического фактора в их подготовке. Нередко во время тренировок, больших по объему и интенсивности, возникают переутомление, страх перед нагрузками, появляется сильная раздражительность, ухудшается сон, теряется аппетит. Случаи психических срывов на соревнованиях встречаются еще чаще, когда из-за чрезмерного волнения или апатии спортсмены не могут показать результатов, соответствующих их готовности. Чтобы избежать подобных явлений в практике спорта, все чаще используются постоянный контроль и регуляция физического и психического состояния спортсменов (Горбунов Г.Д., 1986).

В функции психолога входит участие в воспитании эмоциональной устойчивости, в формировании и совершенствовании спортивного характера.

Часто совсем юные спортсмены участвуют в крупных соревнованиях, и перед ними ставят не по возрасту серьезные задачи. В этих случаях особенно нужна помощь, совет и поддержка.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности - это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, на совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

Психодиагностика проводится для того, чтобы в последующем сформулировать психологические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена (Горбунов Г.Д., 1986). Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях монотонности тренировочных занятий, могут оказать негативное влияние на спортсмена, что в конечном итоге может привести к психическому перенапряжению, чрезмерному эмоциональному возбуждению, избыточному и неоправданному расходу энергии, в первую очередь, нервной.

Умелое и своевременное использование способов саморегуляции может нивелировать многие из факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние спортсмена в период соревнований.

Актуальное психическое состояние определяет временный фон, на котором протекает любая деятельность. Чтобы это состояние носило более продолжительный, стабильный характер, в его основе должно лежать соответствующее отношение спортсмена к процессу деятельности, к ее условиям, к самому себе, к нагрузке и так далее (Горбунов Г.Д., 1986).

Стабилизируясь, актуальное состояние переходит в доминирующее и создает соответствующий фон деятельности на достаточно продолжительное время. Таким образом, психологическая подготовка есть сложнейший процесс стабилизации актуального психологического состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем превратится в свойство личности. Центральной задачей этого процесса является формирование и закрепление соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера.

Необходимо формировать и поддерживать установку на достижение успеха. Так как поэтапное достижение все более и более высоких целей может постепенно снижать энергию и активность спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности. Удовлетворенность достигнутым должна сменяться желанием достичь новых вершин. В противном случае стремление к достижению успеха сменится установкой на избежание неудачи.

Очень важно оптимальное соотношение поощрений и наказаний, характеризующееся преобладанием поощрений (Горбунов Г.Д., 1986).

Спортсмен должен быть уверен в полноценном восстановлении после перенесенной им нагрузки, не фиксировать внимание на усталости, на каких-либо болезненных проявлениях, не испытывать боязни за состояние своего здоровья. В ходе спортивных соревнований часто возникают ситуации, в которых необходимо регулировать свое состояние. В тех случаях, когда психические и физические нагрузки изматывают, спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести к ее дезорганизации. Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере уверенности в себе, нервной депрессии.

Одной из главных функций, которую должен выполнять тренер и психолог в своей деятельности - это организация совместной деятельностив группе спортсменов. Спортсмены должны участвовать в обсуждении вопросов предстоящих тренировок, отдыха, вместе необходимо ставить ближайшие и перспективные цели.

Хочется отметить, что управление должно вестись в трех направлениях: конструктивно-организационном, куда входит организация и методика учебно-тренировочного процесса; коммуникативном (управление системой общения); гностическом (планирование учебно-тренировочного процесса на основе прогнозируемого результата).

Тренер - это один из мощных факторов, которые влияют на успешность, результативность деятельности спортсменов. Оптимизм во всех случаях, в любых тренировочных и соревновательных ситуациях; эмоциональный самоконтроль; умение быть гибким и многоплановым в общении со спортсменами, быть в нужный момент и мягким и жестким; искренняя и глубокая вера в ученика, в его способности и возможности достичь большого успеха в спорте - это некоторые из качеств, которыми так важно, что бы обладал тренер, и не забывал их развивать.

На каком бы этапе спортивного пути не находился спортсмен, тренеру всегда необходимо ставить перед спортсменом далекие цели, которые в дальнейшем должны осуществляться через серию промежуточных. Для того, чтобы сформировать у спортсмена качества для достижения успеха, психологу и тренеру обязательно надо уделять внимание самоактуализации спортсмена, его совершенствованию себя через спорт.

А так же нельзя оставлять без внимания тот факт, что если спортсмен осознает то, для чего он добивается высоких результатов, получает награды, какую пользу он несет для себя, родных и страны в целом, у него в значительной степени уже будет сформировано желание добиваться высоких результатов.

Для спортсменов по греко-римской борьбе, достигающих больших успехов, в большей степени характерно применение стратегии «разрешение проблем» и использование адаптивных и относительно адаптивных вариантов когнитивных и поведенческих копинг-стратегий. Они успешно справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни.

Исходя из сделанных выводов, можно дать следующие рекомендации тренеру и психологу, которые работают с опрошенными спортсменами по греко-римской борьбе:

1. Для спортсменов по греко-римской борьбе, достигающих больших успехов, наибольшим стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью успеха 50 на 50. В данном случае тренеру рекомендуется давать трудное, но вполне выполнимое задание. Спортсмены будут находить вызов в такой ситуации, так как им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью.

2. Спортсменам по греко-римской борьбе, достигающим больших успехов, необходимо давать более соревновательные задания. Так как они предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях, тренеру рекомендуется создавать такие условия в процессе тренировки.

3. Иной подход необходим тем спортсменам по греко-римской борьбе, которые не достигают больших успехов. Тренеру необходимо учитывать, что они избегают промежуточного риска и соревновательных заданий, хуже выступают в оцениваемых ситуациях, выбирая либо настолько трудные задания, что они практически обречены на неудачу, либо настолько легкие, что успех в них гарантирован. В этом случае рекомендуется спортсмену давать ориентацию на задание. Она чаще, чем ориентация на результат, приводит к более интенсивной работе, настойчивости перед лицом неудач и оптимальному результату. Тренер может выбирать задания средней трудности или реальные.

Хороший результат в соревнованиях почти наверняка означает, что в будущем спортсмен сумеет быстро адаптироваться к новым условиям. Если же молодой спортсмен показывает низкие результаты, это удручает его, снижает веру в себя, ставит под сомнение будущее, закрепляет негативное отношение к соревнованиям вообще. Общая психологическая подготовка к соревнованиям особенно важна именно в период становления спортсмена, формирования у него чувства собственной ценности и перспективности.

Таким образом, исходя из всего этого, можно предположить, что, влияя на психическое состояние спортсмена, можно тем самым повлиять на его функциональное состояние. Для этого необходимо выявить те психологические характеристики, которые оказывают положительное влияние на функциональное состояние спортсмена, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого спортсмена и его тип реагирования на ситуацию соревнования, т.е. базисную копинг-стратегию.

Необходимо учитывать и то, что все спортсмены индивидуальны и достижение нужного уровня мотивации у спортсменов - одна из труднейших задач. Поэтому тренер должен знать самые разные методы подхода как к отдельному спортсмену, так и к команде в целом.



 

Возможно, будет полезно почитать: