Как в домашних условиях восстановиться после инсульта с помощью упражнений. Можно ли заниматься йогой после инсульта? Йога после инсульта упражнения

Инсульт можно определить как нарушение функций определенной области головного мозга сосудистого генеза . Инсультом также называют острое нарушение мозгового кровообращения, приводящее к повреждению тканей мозга и развитию соответствующей симптоматики.

Окклюзия – препятствие кровотоку через сосуд; артериальная окклюзия может развиваться вследствие тромбоза, эмболии или внешнего сдавления сосуда опухолью, отёком и т.п.

Инфаркт – некроз тканей вследствие артериальной окклюзии и прекращения артериального кровоснабжения. Инфаркт может развиваться в любом органе и ткани (инфаркт миокарда, инфаркт легкого, мозга и т.д.).

Выделяют следующие типы инсульта:

— ишемический инсульт (инфаркт мозга) — 80-83% всех случаев;

— геморрагический инсульт (внутримозговое кровоизлияние) — 10-12%;

— субарахноидальное кровоизлияние (кровоизлияние под паутинную оболочку) – 7-8% случаев.

Ишемический инсульт является по сути инфарктом мозга, то есть развивается вследствие того, что прекращается артериальное кровоснабжение какой-либо зоны мозга. Это, в свою очередь, обусловлено одной из трех основных причин:

1) Артериальный тромбоз (образование тромба в просвете сосуда с последующей окклюзией сосуда; чаще всего тромб возникает в области атеросклеротической бляшки);

2) Тромбоэмболия (образование тромба в других отделах сердечно-сосудистой системы – чаще всего в левых камерах сердца при серьезной органической патологии сердца; миграция тромба в сосудистое русло мозга с последующей окклюзией мозговой артерии, подробнее об этом );

3) Системное падение артериального давления, общее критическое снижение кровоснабжения тканей головного мозга.

Геморрагический инсульт развивается вследствие разрыва артериального сосуда, кровоизлияния и образования гематомы в ткани мозга, что приводит к сдавлению мозгового вещества и гибели соответствующей зоны мозга.

Фото с сайта medglobus.ru

Таким образом, оба типа инсульта – ишемический (окклюзия сосуда) и геморрагический (разрыв сосуда) приводят к повреждению и гибели определенной части мозга. Как следствие этого, может развиваться нарушение целого ряда функций, за которые отвечает данный отдел ЦНС:

1) Двигательные расстройства. К ним относятся парезы (частичное нарушение функций мышц) и параличи (полное нарушение функций мышц). Парезы и параличи могут быть как вялыми (снижение тонуса), так и спастическими (повышение тонуса мышц) – в обоих случаях может существенно нарушаться двигательная функция, вовлекающая одну или несколько конечностей. Из-за перекреста нервных путей пораженная сторона тела обычно расположена противоположно по отношению к очагу поражения мозга (так, если поражено левое полушарие мозга, то двигательные нарушания чаще развиваются на правой стороне тела). Частым вариантом поражения является спастический гемипарез – повышение тонуса сгибателей руки, разгибателей колена и подошвенных сгибателей стопы (поза Вернике-Манна).

2) Нарушения речеобразования и понимания речи;

3) Расстройства чувствительности – тактильной, вибрационной, температурной, выпадения полей зрения и т.д.;

4) Нарушения глотания;

5) Нарушения координации, головокружения;

6) Ухудшения функций когнитивной сферы;

7) Дисфункции тазовых органов;

8) Другие симптомы неврологического дефицита.

Поза Вернике-Манна (спастический гемипарез). Фото с сайта www.bolshoyvopros.ru

Тема пост-инсультной реабилитации весьма обширна и включает в себя целый перечень вопросов, таких как сроки начала реабилитации, особенности двигательного режима, восстановление утраченных социальных и бытовых функций, взаимодействие со специалистами различного профиля. Тактика реабилитации и объём вмешательства может существенно варьировать в зависимости от объёма поражения, вовлечения в патологический процесс различных функций, мотивированности пациента. Поэтому в рамках данной главы лишь конспективно обозначаются основные принципы и направления , которые необходимо учитывать при построении занятий с человеком, перенесшим инсульт.

Стандартная практика йоги (включающая основные направления практики в обычном, неадаптированном варианте) не является базисным направлением реабилитации – скорее, практика йоги должна приспосабливаться под общие направления реабилитации.

1) Идеомоторная тренировка (ИТ), которая подразумевает представление движения и выполнение действия в уме. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что за счет ИТ можно активировать соответствующие нервно-мышечные соединения . При выполнении ИТ на парализованную конечность повышается активность её мышц, при этом оценка запоминания в баллах (зрительное, вербальное, кинестетическое воспроизведение движения) коррелирует с выраженностью улучшений .

2) Пассивная работа в пораженной конечности: выполняется с помощью инструктора, обученных членов семьи, а также с помощью здоровой конечности самого пациента. Выполняется сгибание-разгибание (а также другие физиологические движения) в суставах пораженной конечности, начиная с крупных суставов и постепенно переходя к мелким; это позволяет создать поток афферентных (направленных от периферии к центру) импульсов, установить и усилить связи между ЦНС и периферическим рецепторным аппаратом, стимулировать реорганизацию воспринимающих и управляющих зон ЦНС. Регулярное движение в суставах (даже пассивное) позволяет избежать развития анкилозов (нарушений подвижности) суставов, улучшить кровообращение и обмен веществ в мышцах и других мягких тканях. Движения выполняются в медленном темпе, плавно и без рывков, число повторов по каждой из суставных осей составляет 5-10 раз.

3) Лечение положением: фиксация конечности с помощью лангет, грузов и т.п. в положении, в котором спазмированные мышечные группы подвергаются умеренному растяжению, что позволяет “перенастроить” нервно-мышечный аппарат, регулирующий тонус мышц в пораженной конечности – начиная от корковых моторных зон, соответствующих спинальных моторных центров и периферических двигательных структур. Например, при спастическом гемипарезе верхняя конечность (имеющая тенденцию к сгибанию в локтевом и лучезапястном суставах, сгибанию пальцев кисти и внутренней ротации) фиксируется в положении разгибания локтя, кисти и пальцев; нога, имеющая тенденцию к разгибанию в колене, фиксируется в положении умеренного сгибания колена и т.д. Фиксация при лечении положением может сочетаться с техниками общей мышечной релаксации (шавасана, йога-нидра).

4) Проведение пассивных упражнений должно переходить в лечение положением.

5) Устранение патологических синкинезий (синкинезия – содружественное движение). При повреждениях ЦНС могут меняться нормальные взаимодействия между моторными зонами и различными двигательными сегментами, в силу чего при движении в одной конечности возникают неконтролируемые движения или усиления спазма мышц в другой. Например, при вращении стопы в голеностопном суставе усиливается спастическое сгибание кисти и пальцев руки. При построении комплекса упражнений следует выявлять подобные явления и по возможности работать над их устранением. На первом этапе (при описанном выше примере синкинезии) перед выполнением вращения стопой выполняется разгибание пальцев руки и запястья и их фиксация в этом положении (с помощью упора ладони в стену или в сиденье, либо с помощью здоровой руки). В последующем пациент учится выполнять движение, обратное синкинетическому, а также произвольно усилием воли подавлять патологическое движение, расслабляя кисть.

6) Занятия начинают с движений в крупных суставах сначала здоровой, а потом пораженной стороны. Пациентам также показаны упражнения для симметричных мышц второй конечности.

7) Пациента обучают технике дыхания уджайи, которое выполняется мягко, без натуживаний. Удлиненный выдох с уджайи используется при движениях, направленных на растяжение спастичных мышц. Если позволяет состояние пациента, он может быть обучен технике полного дыхания в положении сидя, также в сочетании с уджайи.

8) В практике используются координированные с дыханием двигательные акты, включающие одно- и разно-направленные движения конечностей и глаз (раздел ).

9) Упражнения на мелкую моторику (см. соответствующий ).

10) Следует строить курс занятий так, чтобы программа постоянно усложнялась и регулярно включала бы в себя новые упражнения или комбинации движений, требующие от пациента определенных физических и когнитивных усилий – так как регулярное повторение одних и тех же упражнений, не требующих усилий и сознательного участия пациента, менее эффективны.

11) Как отдельные техники, так и в сочетании с лечением положением, используются техники релаксации – шавасана и йога-нидра.

12) В реабилитации приветствуется ранний переход от абстрактных упражнений к освоению конкретных бытовых навыков: вставанию, ходьбе, открытию двери и т.п.

Начинать реабилитационные мероприятия следует лишь после того, как миновали острый период и угроза жизни пациента (сроки начала реабилитации определяются врачом-неврологом). Но при этом следует помнить, что раннее начало восстановительных упражнений способствует нейропластичности, позволяет предотвратить обусловленные гипокинезией осложнения — тромбозы, пролежни, застойные явления в лёгких, контрактуры .

Для лиц, перенесших инсульт, ряд техник йоги является противопоказанным. Из практики исключаются:

1) Техники, создающие перепады внутричерепного давления: капалабхати, бхастрика, агнисара-дхаути-крийя;

2) Все перевернутые асаны, в которых голова находится ниже области таза;

3) Симпатотонические техники (сурья-бхедана);

4) Глубокие запрокидывание головы назад (разгибание) и глубокий наклон головы вперед (сгибание шейного отдела) с предельной амплитудой, а также ротация в шейном отделе (повороты головы) с предельными амплитудами;

5) Силовые статические фиксации.

Существенное значение имеет модель взаимоотношений инструктора-реабилитолога с пациентом, уровень коммуникативности, доступность изложения. Излишне подробные, непонятные или неуместные инструкции могут осложнять процесс усвоения и воспроизведения материала. Чрезмерные инструкции создают представление о задании как о слишком сложном, снижая мотивацию и эффективность. На начальных этапах инструкции должны быть односоставными и короткими, содержать информацию только об одной или двух важных особенностях движения .

Желательно также, чтобы обучение движению включало в себя демонстрацию инструктором или врачом, что позволяет пациенту лучше уловить смысл упражнения . Исследования показали, зрительный анализатор автоматически определяет постоянные компоненты действия при попытке понять, как его воспроизводить. Сочетание визуальной демонстрации и упражнений, по всей видимости, эффективнее, чем просто практические упражнения .

Список литературы:

  1. Ян Мерхольц «Ранняя реабилитация после инсульта», МЕДпресс-Информ, 2014
  2. «Реабилитация в неврологии» В.А. Епифанов, А.В. Епифанов, Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2014
  3. Malouin F,Belleville S, Richards CL, Desrosiers J, Doyon J. Working memory and mental practice outcomes after stroke. Arch Phys Med Rehabil. 2004; 85(2):177-183
  4. Biernaskie J., Chernenko G., Corbett D. Efficacy of rehabilitation experience declines with time after local ischemic brain injury. J. Neurosci 2004; 24:1245-1254
  5. Magill RA, Motor learninig concepts and applications, 6 th ed. New-York: McGraw-Hill; 2001

После инсульта важнейшим средством для восстановления служит лечебная физкультура . Ведь разрушенные нервные клетки невозможно восстановить, их функции берут другие клетки головного мозга. Этому и служит лечебная гимнастика, но для получения нужного эффекта необходимо выполнять все правила и рекомендации.

Исцеление проходит в несколько этапов. Сначала человек попадает в реанимационное отделение, где врачи борются за его жизнь. В случае успеха, больной попадает в отделение неврологии, там проходит начальная реабилитация, окончательное выздоровление происходит в домашних условиях. Последний этап самый продолжительный, и от него зависит, будет реабилитация полной или частичной.

Для каждого вида инсульта предусмотрены свои упражнения, но большая их часть общая и рекомендована при любом типе инсульта. Главное от чего нужно отталкиваться при выборе упражнений – какая часть мозга пострадала в результате инсульта.

При поражении левого полушария возникает:

  • Паралич правой части тела;
  • Проблема с восприятием пространства;
  • Дефицит двигательной памяти (больной не знает, как завязать шнурки);
  • Импульсное, расторопное поведение.

При поражении правого полушария возникает:

  • Паралич левой части тела;
  • Проблема с речью;
  • Дефицит языковой памяти (больной осознает идею, которую хочет передать, но не может вспомнить слово);
  • Осторожное, медлительное поведение.

Для устранения каждой проблемы, дополнительно к основным упражнениям выполняют гимнастику, направленную на тренировку нарушенной функции.

Сколько времени требует реабилитация

Восстановление зависит от двух факторов: очага поражения и действий пациента. Чем больше человек верит в себя и тщательней выполняет рекомендации врачей, тем выше шанс на полную реабилитацию. Иногда воля и стремление человека играют решающую роль, вопреки прогнозам специалистов. Другой фактор – место и объем пораженного участка, а также время от инсульта до приезда скорой помощи. При повышении этих показатели, увеличивается шанс неблагоприятного прогноза и реабилитация.

Инсульт, при котором возникает незначительный паралич тела и лица , умеренные нарушения координации – самая легкая форма. При нём частичная реабилитация прогнозируется через 1-2 месяца. Полное восстановление наступает уже через 2-3 месяца.

Инсульт с грубым параличом, устойчивыми дискоординационными нарушениями вылечить уже гораздо сложнее. Частичное восстановление до уровня бытового самообслуживания в домашних условиях возможно лишь после 6 месяцев тренировок. Возможность полного восстановления маловероятна, а если и случается, то спустя годы.

Инсульт со стойкими неврологическими нарушениями (инвалидность по причине полного паралича какой-либо стороны) имеет самые плохие перспективы. Полное восстановление невозможно, частичное будет ограничено возможностью сидеть, и будет это только через год или два.

Следует уточнить, что после любого инсульта лечебный период продолжается всю жизнь и не заканчивается никогда . Это обусловлено тем, что клетки, взявшие на себя функции омертвевших, не могут 100% их заменить.

Человек в обычной деятельности может вести себя как абсолютно здоровый, но в экстремальных ситуациях ему будет не хватать реакции, координации движений.

Цели гимнастических упражнений после инсульта

Главная задача – полное восстановление всех функций. Помимо этого, есть множество второстепенных, не менее важных задач:

  • Снятие высокого мышечного тонуса, при параличе мышцы чересчур напряжены, необходимо снять возбудимость;
  • Возвращение точности движений;
  • При разминке повышается кровоснабжение тканей, сниженной из-за нарушения иннервации;
  • Предупреждение пролежней, при длительном сохранении одного положения тела, неизбежно нарушение циркуляции крови в местах высокого давления, смена положения тела предотвращает это.

Как выполнять упражнения

Для начала нужно проконсультироваться со специалистом и разработать индивидуальную программу занятий. Врач может рассказать о тонкостях какого-либо упражнения и подобрать наиболее полезные исходя из типа инсульта. Упражнения выполняются с простых заданий и плавным переходом на более сложные задания.

Нельзя перегружать человека, излишняя лечебная гимнастика вредна, как и её отсутствие. Перед началом упражнений желательно разогреть тренируемую часть тела путем массажа.

Обязательно наличие помощи и поддержки близких людей, а также позитивное отношение к процессу тренировки. В домашних условиях нужно помогать больному, сохранять веру в исцеление и оптимизм. Важно, чтобы близкие люди постоянно хвалили и подчеркивали успехи пациента. Гимнастические упражнения следует выполнять на протяжении всей жизни, для профилактики повторного инсульта.

Упражнения для устранения последствий инсульта

Пассивная гимнастика

Непосредственно после инсульта в первые дни, больному положен полный покой, гимнастика возможна, но исключительно пассивная. Она заключается в том, что гимнастические упражнения за пациента выполняют другие люди , сгибая и разгибая ему конечности. Пассивная лечебная физкультура начинается с пальцев, сначала парализованной руки, после здоровой.

После переходят на вращения кистью, движения следует проводить в обе стороны (по часовой и против). Потом сгибают и разгибают в локтях руки, а в конце переходят на плечи, выполняют движения вверх-вниз, вправо-влево, делают вращательные движения. Пассивная гимнастика для нижних конечностей проходит по такому же принципу.

Для устранения спазма мышц можно фиксировать на короткое время их в разогнутом состоянии. Руку или пальцы можно привязать к палке, закрепив их в разогнутом положении, так делается и с другими частями тела. Фиксацию допустимо проводить не более 30 минут в день и при условии, что пациент не испытывает дискомфорта.

Сам пациент проводит «мысленную» гимнастику . Эти упражнения ускоряют восстановление двигательного центра. Всё что нужно – мысленно представлять подобную гимнастику. Представляя, как он сжимает и разжимает ладонь, пациент формирует в голове новый двигательный центр. Важно чётко представлять картинку и визуализировать её как можно чаще. Нужно верить, что всё получиться.

Активная гимнастика в лежачем положении

  • Над постелью вешают ткань (полотенце). Человек хватается за него кистью и разрабатывает руку самостоятельно, сгибает и разгибает, поднимает и опускает. Ткань постепенно вешают выше, усложняя процесс тренировок, стимулируя процесс восстановления.
  • Следующее приспособление – резиновое кольцо диаметром 40 см. Кольцо накидывается между конечностями, задача человека – растянуть его. Кольцо для этого делается средней толщины, чтобы развести конечности в стороны было достаточно просто и трудно одновременно.
  • Больной плавным движением хватается за спинку кровати и пытается подтягиваться или отталкиваться от неё. Полезно в этом процессе подключать ноги.

Активная гимнастика в сидячем положении

  • Больной садится на кровать, ноги спускает на пол, руками держится за кровать. Задача – прогнуться в спине, выпятив грудь. Прогнуться на вдохе, расслабиться на выдохе.
  • Пациент сидит на постели, ноги также лежат на кровати. Задача – приподнять прямые ноги, поочередно, сначала одну ногу, после поднять вторую.
  • Другое упражнение в этом же положении. Для расслабления спины под неё подкладывают подушку. Задача – дотянуться коленом до груди, обхватив ногу руками. Поднимаем ногу на вдохе, у груди задерживаем движение и дыхание на пару секунд. Делать поочередно для каждой ноги.
  • Человек сидит на кровати, ноги покоятся здесь же, руки отводятся назад, ладонями упереться в постель. Задача – на вдохе постараться соединить лопатки друг с другом. Вместе с этим запрокидывать голову назад.

Активная гимнастика стоя

  • Поднять мелкий предмет (коробок спичек, карандаш) со стола, после удачного выполнения можно поднимать предмет с пола.
  • Поднять руки вверх и потягиваться, вставая на носочки. Упражнение делать на вдохе, расслабляться на выдохе.
  • Ноги на ширине плеч, ладони на поясе. Наклоны вперед-назад и влево-вправо.
  • Встать ровно, руки вытянуть вперед, упражнение «ножницы» для рук.
  • Ступни ног соединить вместе, приседать, стараясь удержать прямую осанку и не отрывать пяток от пола.
  • Ноги поставить на ширину плеч, кисти на поясе, повороты туловища по часовой стрелке и против неё.
  • Ходьба, стоя на месте.
  • Махи ногой, с хлопком ладошами под ней.

Вообще, можно делать любые гимнастические упражнения из школьной программы.

Лечебная гимнастика для лица, языка

Эти упражнения предусмотрены для пациентов с нарушением функций речевого аппарата. Часто возвращение речи идет медленнее, чем двигательных навыков, и может продолжаться несколько лет. Главное условие для успешного исцеления – человек должен чаще слышать живую человеческую речь (не по телевизору) . В домашних условиях родным людям следует постоянно общаться с больным.

Упражнения на мышцы лица и язык

  • Показать язык, максимально вытянуть его вперед;
  • Облизать губы, против часовой стрелки и по ней;
  • Легко прикусывать поочередно верхнюю и нижнюю губу;
  • Скалить зубы;
  • Сворачивать губы в трубочку;
  • Щелкать языком.

Упражнения для возвращения способности произносить слова

  • Начинаем с произношения отдельных звуков (по алфавиту);
  • После этого, учимся произносить простые слова (мама, папа) или корни сложных слов, без окончаний;
  • После тренируем правильное произношение полных слов;
  • В заключение можно тренироваться проговаривать скороговорки и стишки.

Как планировать тренировки

Точного плана гимнастики по восстановлению двигательной активности нет. У каждого человека реабилитация после инсульта проходит по-своему. Отталкивайтесь от успехов в настоящем времени, если больной выполняет упражнение достаточно точно, то можно попробовать перейти на следующий этап. Количество движений и подходов по одному упражнению также наращивают исходя из самочувствия больного. Начинают занятия с пассивных тренировок, когда пациент начинает двигать пальцами и руками, можно перейти на активные упражнения в положении лежа.

Если человек выполняет все активные упражнения в лежачем положении с хорошей точностью, то переходите на занятия в положении сидя. Первоначально придется присутствовать при таких занятиях, поддерживать больного, чтобы он не упал . Не следует искусственно затягивать прогресс. Если пациент легко выполняет заданиями в положении лежа, но с трудом справляется с сидячими упражнениями, то нужно упорно тренироваться сидя, и результат обязательно будет.

При повреждениях функции речи, задания на её восстановление следует выполнять с первых дней реабилитации.

Не нужно разграничивать отдельные упражнения. Если больной может шевелить руками, но не в состоянии того же сделать ногами, то руки надо разрабатывать активной гимнастикой, а ноги пассивной. Если пациент одно сидячее упражнение выполняет хорошо, а от другого чрезмерно устает, то можно включить в лежачую гимнастику только получающееся задание, а с другими подождать.

При первой активной тренировке для любого упражнения количество движений рук равно 1-2, ног – 3-5. Постепенно наращивают количество до 5-6 для рук и 14-16 для ног. Амплитуду и скорость движения также нужно увеличивать поэтапно. Количество занятий в начале реабилитации строго один раз в день , после можно увеличить до 2 раз, но только при хорошем самочувствии.

Занятия йогой, даже начатые через долгое время после инсульта, могут улучшить баланс пострадавшего, показывает исследование. Результаты исследования были опубликованы с июле 2012 года в журнале Stroke.

Йога после инсульта

Йога после инсульта

"Это просто захватывающе", говорит исследовательница Арлин Шмид, PhD. "Люди могут улучшить свой баланс через годы после инсульта. Они могут изменить свой мозг и изменить свое тело". Шмид является ученым-реабилитологом и исследователем в Roudebush Veterans Administration-Medical Университета Индианы в Индианаполисе. Для исследования ее команда набрала 47 человек, перенесших инсульт, у которых он случился более чем шесть месяцев назад. 75% из них были мужчинами-ветеранами, в том числе ветеранами Второй Мировой войны.

Они были разделены на две группы. Десять не получали никакой терапии. Остальные 37 получали специализированную версию йоги, разработанную терапевтами йоги и исследовательской командой. Сначала многие из ветеранов подшучивали над терапией. "Йога для девушек, йога для хиппи"... Стереотипный мужской ответ ветерана", рассказывает Шмид.

После нескольких сеансов, и с одобрения их жен, ветераны смогли взяться за йогу и оценить влияние, которая она оказала на их инвалидность. Они практиковали упражнения сидя, стоя и на полу, такие как поза голубя и горы более восьми недель. В конце концов, группа йоги показала значительное улучшение баланса. Практика йоги также увеличила их уверенность в своих силах и уменьшила страх падения. По данным исследования, почти три четверти всех перенесших инсульт страдают от падений. Падения могут сломать кости. Они также могут быть фатальными для человека.

Восстановление продолжается спустя месяцы и годы после инсульта

Исследование посылает важный сигнал о способности перенесших инсульт улучшить свое здоровье в течение первого года после инсульта. "Меня действительно волнует, когда пациенты говорят, что улучшения, наступившие после первых трех-шести месяцев – это степень восстановления, которую можно увидеть", говорит Андреа Сердар, личный тренер, которая рецензировал в исследование. Сердар является физиотерапевтом, и специализируется на неврологии в Oregon Health Science University в Портленде. В ее практике, среди тех, кто выжил после инсульта, она видит аналогичные отмеченным положительные результаты. "Я нисколько не удивлена", говорит она о результатах исследования.

Комплексные, постепенно усложняющиеся мероприятия, такие как йога, пилатес, тай-чи, помогают мозгу и телу перестроиться после инсульта, говорит Сердар. "Взаимодействие в классе действительно полезно", говорит она. "Там возникают реальные товарищества. Люди быстро находят связь через общий опыт, и они вскоре видят преимущества независимо от того, какие упражнения они делают".

Как правило поводы для инсульта — чрезмерная физическая нагрузка, нервное напряжение. А причина всё-таки шлаковая еда, которая превращает ткани кровеносных сосудов в неживой хлам.

История 1. Эмоции и еда — частичная парализация после инсульта

Сергей, 46 лет, средний рост, нормальный вес, крепкое телосложение. В 2004 году у него случился инсульт.

Сергей в это время жил с семьёй на окраине Алматы в Бутаковке, оформлял документы на переезд в Россию. Занимался йоговскими асанами, в основном силовыми, в рационе не было мяса, но был хлеб в больших количествах, соль, молоко. Работал таксистом и днём и ночью. Нервничал из-за предстоящего переезда и порой, чтобы успокоиться ненормированно долго стоял на голове, или без предела набивал желудок едой.

И вот — инсульт: парализация левых конечностей и лица. Пролежал в тяжёлом состоянии в реанимации. Дома с перепугу на некоторое время ослабил питание и будучи в полной растерянности и панике начал пытаться восстанавливать функции конечностей. Загонял себя ходьбой, начиная чуть ли не с сантиметров, пытался парализованной рукой поднимать гантели и цепляться парализованной рукой за турник. Можно только представить психическое состояние человека, попавшего в такую беду. Его внутреннее одиночество и отчаяние.

В 2005 году Сергей с семьёй переехал в Новосибирск. В 2006 году попал ко мне на Детокс на Алтай.

Строжайшее сыроедение и овощные соки сделали своё дело: через неделю Сергей начал ходить с группой в горы, окрепла нога, заработала левая рука, заметно улучшилась речь; давление снизилось почти до нормы.

После инсульта однозначно нужно навсегда становиться вегетарианцем без соли, молочного, мучного и сахаросодержащих и тогда возможно, вы доживёте до полного очищения от шлаков и сотрёте свою наработанную программу инсульта насовсем — как будто ничего и не было.

Постепенно Сергей осваивал свои специальные лечебные комплексы йогатерапии: релаксация, дыхание, мудры, асаны, медитативные упражнения. Через полгода был ещё один Детокс, который основательно помог Сергею восстановить здоровье.

История 2. Частичная парализация и судороги после инсульта

Калижан, 49 лет, средний рост, среднее телосложение, лёгкое ожирение.

Зашлаковано тело, сосуды, нервная работа и после очередной нервотрёпки на работе — инсульт. Парализация после инсульта такая же, как у Сергея: левые конечности, лицо, но ещё и эпилептические судороги время от времени.

Привезла его ко мне в Алматы на Детокс из Чимкента жена, Салтанат. Она медсестра, но уже почти 20 лет живёт с пониженным давлением и головными болями, от которых избавляется цитрамоном, иногда чем-нибудь покрепче.

Поселились они в городе у родственников. Занятия по программе Детокса проходили в зале на 4-м этаже, лифт временно не работал.

Калижан еле волочил левую ногу, левая рука висела как плеть. Дома он пытался делать физкультуру, но ничего не помогало. Еда была обильной, солёной, много мяса и теста. Пил таблетки от судорог и от давления.

На Детоксе им обоим было прописано вегетарианское питание, соки, рекомендовано специальное меню.

В первые дни инвалиду было сложно подниматься по ступенькам на 4-й этаж. Первые уроки асан удручали и его, и жену. Но шло время и дней через 10 Салтанат забыла о головных болях, давление нормализовалось.

Калижану на 3-й день отменили таблетки от давления за ненадобностью, но он продолжал принимать таблетки от судорог, в половинной дозе.

По лестнице он ходил уже сам, не держась за перила. Начал поднимать левую руку вверх, и слегка зашевелились пальцы.

В зале занимались ежедневно с 7 до 13 часов. Ещё через 10 дней попробовали без таблеток от судорог. После недельного перерыва в полнолуние случился судорожный приступ, но его жену обрадовало то, что он был лёгкий и непродолжительный. Если дома он после приступа лежал в постели не менее 3-х дней, то здесь на другой день уже снова занимался у меня в зале.

После 30-дневного пребывания на Детоксе они уехали домой в Чимкент.

Мы на связи. Салтанат осталась вегетарианкой с небольшими нарушениями диеты иногда, а Калижан нарушает питание поболее по совету лечащего врача. Из-за этого у него пока не восстанавливаются функции пальцев на руке. Речь у него стала более разборчивой, но парез мышц лица пока остаётся.

Путь к инсульту. История 3

Валентина, 70 лет, рост чуть выше среднего, излишек веса — 15 кг.

В марте 2008 года в Новосибирске в 11 часов вечера мне позвонила женщина. Извинилась за поздний звонок, представилась: Валентина, преподаватель ВУЗа, только что узнала от знакомых о моих Детоксах и не дождавшись дня сразу позвонила. Назвала себя очень толстой и записалась на ближайший Детокс на Алтай, записав и свою подругу с такими же проблемами, как у неё: лишний вес, аппетит, гипертония, таблетки.

Но на ближайший Детокс Валентине не пришлось поехать. Накануне Детокса она позвонила мне, сообщив, что её подруга умерла от инсульта. Оказалось, что она выпила таблетки от давления — не помогло, она следом ещё добавила. Здесь же на работе ей стало плохо и её не довезли до больницы живой.

Обременённая работой Валентина ждала отпуск в мае. В конце апреля она позвонила мне и отказалась от Детокса, сказав, что морально не готова переходить на вегетарианское питание.

В конце мая Валентина опять позвонила, рассказав невесёлую историю про себя.

В начале мая, в первые дни отпуска, она попала в больницу с инсультом после вечеринки по поводу отпуска. Через несколько дней её перевели в санаторий по бесплатной путёвке. По её рассказу её начали усиленно кормить: утром, в обед и вечером — мясные блюда и бульоны.

Через 3 дня на таком питании у неё повторился инсульт, а ещё через неделю она, отлежавшись, отказалась от дальнейшего пребывания в санатории, вернувшись домой, начала питаться вегетарианской едой по доброй воле, а не по рекомендациям, то есть, морально созрела. Она продолжала мне регулярно звонить почти год, получала от меня рекомендации по питанию, говорила, что худеет, сетовала, что из-за работы никак не может выбраться на Детокс. Я ни разу её так и не увидела. Потом я уехала в Индию на полгода. С тех пор я ничего не знаю о Валентине, дай Бог ей здоровья и мудрости.

©Татьяна Марина, йогатерапевт. Копирование материала запрещено.

Итак, спустя два с половиной года после инсульта я всё ещё здесь. Инсульт дал мне то, чего я хотел в тот февральский день: окончание моей книги. Он познакомил меня с физическим страданием, которым часто сопровождается старость.

Он вплотную подвел меня к смерти. Благодаря ему я непосредственно получил тот опыт, который нельзя получить из других источников. И теперь я могу писать о старении. Пройдя через личную физическую катастрофу, став инвалидом, я могу писать о старении так, как не мог прежде.

Конечно, инсульт не тождествен старению: от него мне не прибавилось лет. Но он стал новой главой моей жизни. Кульминацией старения является смерть, и инсульт дал мне определённое представление о ней. Что такое старость в шестьдесят лет? Ничто.

А в девяносто? Это совсем другое дело; в таком возрасте смерть становится намного ближе. Инсульт придвинул мою фишку ближе к краю игральной доски. Он предоставил мне время для размышлений о жизни и смерти, - размышлений, на которые обычно наталкивает глубокая старость.

Инсульт, подобно самурайскому мечу, рассек мою жизнь пополам. Он стал разделительной линией между двумя этапами моего жизненного пути. В этой жизни я словно воплощался дважды: сейчас, после инсульта, это я, а до инсульта был «он». Выработка такого отношения является важной частью моей практики, частью работы с параличом. Такой взгляд избавляет меня от страданий, которые могли бы возникнуть из-за сравнения моей нынешней жизни с прежней и от мыслей о тех действиях, которые я совершал раньше, а теперь не могу, ибо моя рука не работает. В «прошлом воплощении» у меня был автомобиль с ручным переключением передач, была виолончель, были гольф-клубы. Сейчас я не могу ничем этим воспользоваться. Новое воплощение!

До инсульта я был полон страхов, связанных со старостью. Далеко не последнее место среди них занимала боязнь болезней, которые могли ждать меня впереди. Ганди говорит, что прийти к Богу можно, только преодолев свои страхи. Инсульт провёл меня через то, чего я боялся чуть ли не больше всего, и вот я здесь, чтобы сказать: страх - единственное, чего стоит бояться.

Данная глава является противоядием от страха, ибо описание моего опыта может служить для вас путеводной картой. Представьте, что вы спускаетесь по бурной реке и вам надо преодолеть пороги. Я недавно прошёл через них, и мои знания могут помочь вам понять, как вести себя на такой стремнине. Сообщая об усвоенных мною уроках, я детально превращаю свою жизнь в наглядное пособие, в карту для других людей.

При желании каждый может сделать это: подумать о пути своей жизни и рассказать о нём.

Я назвал болезни и смерть «стремниной» потому, что они приносят перемены, перемены и снова перемены. «Перемены» - вот мантра1 старения. Я не мог завершить эту книгу, пока не ощутил на собственной шкуре всей болезненности драматичных перемен. Раньше я догадывался

1 Мантра - краткая молитва, священная формула, заклинание. В Индии распространенной духовной практикой является джапа, т. е. длительное (в идеале - непрестанное) повторение мантры.

о том, как это может быть, но не имел практического опыта.

На протяжении ряда лет я с помощью определённых техник старался преодолеть свой страх перед переменами, самой ужасной из которых виделась смерть. В Бенаресе я посещал гхаты1 с площадками для кремации. Я медитировал на берегу Ганга, священной реки, а вокруг сжигали тела. Пахло горелой плотью, старший сын разбивал палкой череп мёртвого отца - чтобы улетела душа. Практика такого созерцания позволила мне избавиться от многих страхов, связанных со смертью, но в моём уме всё же оставалась скрытая боязнь: мне было за шестьдесят и я «приближался к этому».

Теперь, после инсульта, я уже меньше боюсь. Апоплексический удар опорожнил некоторые из ларей страха. Это случилось, и я всё ещё здесь - ближе к Махарадж-джи, чем когда-либо раньше. Чего мне ещё желать?

У моего инсульта было несколько причин, в том числе кармическая и духовная. Но, если рассматривать его с физической точки зрения, то он произошёл, в частности, потому, что я игнорировал своё тело. Большую часть жизни я старался «быть выше тела», как я мысленно говорил себе тогда. Но сегодня вижу, что я ещё и игнорировал тело, отталкивал его. Как мало я заботился о нём, видно хотя бы из того, что я забывал принимать лекарства, понижающие кровяное давление. Не обращая внимания на первые признаки расстройства организма, проявившиеся после погружения с аквалангом на Карибах, я игнорировал своё тело. Я игнорировал его, будучи чрезмерно строг к нему и не реагируя на его требования.

Итак, случился инсульт.

Несколько дней после удара я просто наблюдал. Не думал, а просто наблюдал. Друзья рассказывают, что в эти первые дни я смотрел на всё широко раскрытыми в удивлении глазами.

Внешнее и внутреннее восприятие порой существенно разнятся. С одной стороны, я находился в «нереактивном состоянии», как говорили врачи, считавшие, что я могу умереть. Внешне я нуждался в заботе, и моё состояние внушало опасения. Но внутренне я просто парил в безмятежности. Хотя моё тело присутствовало, оно было ни при чём. Я

1 Гхат - архитектурно оформленный спуск к реке, используемый для омовений, сожжения трупов и других ритуальных целей.

словно смотрел через окно, и видел там больницу, себя, врачей и всех остальных - но сам я смотрел на всё это со стороны. Я действительно парил над ними!

Через некоторое время, когда я начал сознавать симптомы инсульта, у меня начали появляться мысли. Случившееся обеспокоило меня: «В какой зоне мозга произошло кровоизлияние? Насколько это серьёзно?» Я долго не знал ответов на эти вопросы, и мне было жутко. Когда симптомы перестанут следовать один за другим по «принципу домино»? Одна за другой у меня отнимались части тела - лодыжка, колено, бедро, плечо, - и я не знал, что будет дальше. Когда прекратится боль - через несколько дней, месяцев, лет? Я боялся, что буду навсегда прикован к инвалидной коляске, не смогу нормально двигаться и заниматься привычными делами. В этом потоке вопросов явственно ощущался привкус страха.

Чтобы справиться со страхами, я вернулся к своей духовной практике. Инсульт заставил меня обратиться ко всем техникам, которым я научился за прошедшие годы: медитации випассана, джняна- и бхакти-йоге, гуру-крипе1. В разные моменты и в различных ситуациях я прибегал ко всем им. Но в самый кризисный момент я обратился к методу Раманы Махарши: осознанию того, что «я не есть тело». Я перечислял все части своего тела и говорил: «Я не есть моя рука. Я не есть моя нога. Я не есть мой мозг». Это помогло мне избежать зацикленности на своих страхах и телесных ощущениях.

Однако в последующие месяцы я понял, что, какой бы замечательной ни была практика «я не есть тело», в этой фразе отражена лишь часть истины. Инсульт непосредственно показал мне, что, хотя я, несомненно, являюсь чем-то большим, чем тело, тело всё же есть часть меня. Апоплексический удар привлёк моё внимание к телу посредством таких сильных средств, как паралич, афазия2, боль. Инсульт «приземлил» меня

1 Випассана - одна из основных форм медитации в буддизме тхеравады (хинаяны). Заключается в наблюдении за ощущениями, исходящими из комплекса «тело-ум», и призвана показать пустотность всех феноменов. Джняна-йога - приобщение к Абсолюту посредством знания. Бхакти-йога - путь вверения себя Господу. Гуру-крипа - милость духовного учителя.

2 Афазия - расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы: моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) и сенсорная (нарушается понимание речи, при этом способность произносить слова и фразы часто сохраняется).

В обоих смыслах: вернул меня на земной план, к моему телу, и заставил оставаться дома. Я привык постоянно путешествовать, но, когда передвигаешься в инвалидной коляске, от авиаперелета не получаешь особого удовольствия. Таким образом, болезнь «приземлила» меня и показала мне то, что всем остальным давным-давно известно: как хорошо быть дома.

Раньше моим домом часто бывали мотели. Я много раз рассказывал об одном случае. Заканчивался благотворительный (в пользу Сева-фаундэйшен) тур по шестидесяти городам. Я находился в пути много, много недель. Как-то вечером в номере мотеля я поймал себя на мысли: «Ещё неделя, и буду дома!» Я понял, что такого рода отношение - недовольство нынешним положением и желание переместиться в другое место - ведёт к страданию. Поэтому я устроил на небольшом пластиковом кофейном столике алтарь: поставил фотографию Махарадж-джи и всё остальное. Потом взял ключ, вышел из комнаты, запер за собой дверь, дошёл до конца коридора и опять вернулся к своему номеру.

Открыв дверь и зайдя внутрь, я сказал: «Вот я и дома!»

Я старался изменить своё восприятие ситуации, сделать своим «домом» любое место, в котором находился. Домом виделась Вселенная, и такой подход был уместен, когда я большую часть времени путешествовал. Но теперь мой дом - внутренние небеса, центр. Если раненому животному нужно зализать свои раны, оно прячется в пещере, поскольку нуждается в безопасном месте. Раньше я этого не знал; номер мотеля никогда не был таким «безопасным местом».

Конечно, «приземление» в инвалидную коляску лишает человека многого. Утратив лёгкость передвижения, я не могу посещать старых друзей в Бостоне, Нью-Йорке и всех тех городах, где я выступал с лекциями и проводил семинары. Но, в общем, я чувствую себя в коляске вполне комфортно. Я даже вижу, что психологически привязан к ней. Кто, как не я, предпочитал ездить, а не ходить? Кто всегда на вечеринках подыскивал себе удобное сидячее место? Теперь, улетая куда-то, я несусь по зданию аэропорта на своей коляске со скоростью света, предупреждая пешеходов: «Бип-бип! Бип-бип!» Инвалидная коляска - это мой паланкин.

В наши дни общество предоставило инвалидам определённый статус. На инвалидной коляске я участвовал в демонстрациях - первомайском «марше марихуаны» и в посвящённом бездомным марше в «День

достоинства» (во втором случае я ехал рядом с Роном Ковиком1, чья жизнь отражена в фильме «Рожденный четвёртого июля»). Это новая роль: ездить на инвалидной коляске. Я превращаюсь в ещё один символ, так как инвалидность имеет весомое символическое значение, причём не только негативное (недееспособность), но и позитивное, о чём свидетельствует выданная мне для парковки голубая наклейка и повышенное внимание общества к моим потребностям.

Интересно наблюдать, как это работает. Я ненадолго посетил конференцию в ритритном центре, устроенном сознательными людьми, очень чуткими к проблемам лиц с ограниченными возможностями. Оказалось, что, хотя я могу в въехать в санузел отведённого мне номера, в дверь душа коляска не проходит. Ребята очень извинялись и усадили меня в ванне на специальное сиденье. Сразу после конференции они позвонили архитектору и попросили его перепланировать санузел. Вот так это происходит: всё больше людей понимают проблемы инвалидов.

Перемещаясь в инвалидной коляске, иногда попадаешь в забавные ситуации. Как-то меня пригласили на вечерний коктейль. Это было мероприятие, на котором все стоят - то есть все, кроме меня. Поэтому все беседовали где-то там, «наверху», а я сидел «внизу». Время от времени какой-нибудь чуткий человек наклонялся ко мне и мы немного разговаривали. В это время я мог видеть лицо, но в основном вечеринка запомнилась мне как сборище задниц.

Инсульт не только усадил меня в коляску, но и «наградил» афазией, то есть мне стало трудно находить слова для выражения мыслей. На дворе век коммуникации, а у меня афазия! Это весьма серьёзно для того, чья жизнь состояла из чтения лекций и написания книг. Я имел дело со словами, а для работников слова такая болезнь - ой-ой-ой!

Если посмотреть на афазию изнутри, то она видится не как утрата понятий, а как их обнажённость. То есть имеется как бы костюмерная, в которой понятия облекаются в слова, и именно эту часть моего мозга затронул инсульт.

Мне понадобилось некоторое время, чтобы разобраться с

1 Рон Ковш - ветеран Вьетнамской кампании. Ужасы войны, ранение, частичный паралич, пребывание в госпитале и новые отношения с окружающими привели его к серьезному пересмотру жизненных ценностей и сделали активистом антивоенного движения. На основе автобиографии Рона Ковика режиссером Оливером Стоуном был снят кинофильм.

происходящим и увидеть отличие слов от выражаемой ими идеи. Поначалу, пока этого ещё не произошло, я начал было не доверять своим суждениям, своему думающему уму (ему я не доверял и раньше, но по другим причинам). Так как концепции не тождественны словам, я мог воспринимать мыслеформы, но не мог выражать их в символах. Со временем я понял, что мой думающий (вполне чётко) ум отличен от способности (порой ограниченной) вербализировать свои мысли.

Афазия привнесла в мои беседы молчание, и многие люди, с которыми я работал, благодаря паузам между моими словами погрузились в собственное внутреннее безмолвие. Мы вместе скользили по поверхности тишины, и они сами находили ответы на свои вопросы. Теперь я отношусь к словам как к чему-то драгоценному и учусь воспринимать неизреченное послание. Когда слова даются нелегко, говоришь только самое главное. У меня нет сил на лирические отступления, которыми я когда-то часто пользовался.

Некогда я и Харидас Баба в Индии на время приняли мауну - обет молчания. В качестве средства общения мы использовали маленькие грифельные доски; мы носили их на шее и писали на них слова. Приходилось сразу обращаться к сути, и это научило меня выражать мысли сжато, немногословно. Краткая речь лучше длинной.

Я заметил интересную вещь: когда невозможен быстрый поток слов, образы становятся утончённее. Кажется, что неторопливость придаёт моим словам больше поэтичности, чем в них было прежде. Порой я спрашиваю себя, не вызвано ли это смещением равновесия (вследствие инсульта) в моём мозге? Левое полушарие, ответственное за аналитическое мышление и речь, пострадало, и, может быть, поэтому правому стало легче себя проявлять?

Помимо инвалидной коляски и афазии мне пришлось вплотную столкнуться с таким физическим последствием инсульта, как мучительная боль. Оказалось, что она серьёзно препятствует моей духовной практике. Чтобы практиковать, несмотря на постоянную боль, пришлось мобилизовать все свои силы.

На мою долю и до инсульта выпало немало физических страданий: у меня был гепатит, почечные колики и разрыв ахиллесова сухожилия. Почему же теперь всё оказалось иначе? Частично на восприятие боли повлияла ситуация. В больнице врачи и медсестры рассматривают боль как ненормальное состояние и поэтому дают больному пилюли. Но они

не знают, когда давать таблетку, поэтому всё время спрашивают: «У вас болит? Вам больно?» Это приковывает ваше внимание к боли. Другая причина - длительность боли. В прошлом приступы боли были интенсивными, но сравнительно быстро прекращались (длились они максимум пару дней). После инсульта боль была не столь резкой, но она день за днём изводила меня, охватывая всё новые части тела.

Боль настойчиво привлекает к себе внимание. Она беспардонно вторгается в ваш мир, и от неё не отделаться, не научившись как-то создавать вокруг неё зону безопасности. Мне для этого пришлось прибегнуть ко всем известным мне техникам. И в конце концов они сработали. Мне помог такой метод перемещения на уровень души, как наблюдение за болью, а не отождествление с ней. Когда-то я долго беседовал с Махарадж-джи о боли. Занятия випассаной тоже помогли мне сделать боль объектом медитации.

Я до сих пор по вечерам занимаюсь медитацией випассана, ведь, когда пытаешься заснуть, боль чувствуется особенно сильно - в руках, плечах, ступнях. Мне трудно повернуться, изменить положение, поэтому мышцы затекают и начинают болеть. Но у меня есть дыхательный аппарат, которым я пользуюсь, чтобы избежать угнетения дыхания во сне; он усиливает звук дыхания, и я медитирую на этот звук, пока не вхожу в такое состояние, когда могу спокойно наблюдать за болью.

Помимо прочего, всё это показало мне, что я неадекватно относился к лекарственной марихуане. Поскольку я всегда пользовался марихуаной (как и остальными психоделиками) в духовном контексте, я не вполне понимал её роли в медицине. Раньше я думал лишь о её способности изменять сознание, но эта способность в действительности является лишь побочным эффектом её использования в качестве болеутоляющего средства. Я живу в Калифорнии - штате, где лекарственная марихуана легализована, - и у меня есть рецепт. Марихуана является одним из тех лекарств, которые больше всего помогли мне справиться со спазмами и болью, вызванной сокращением повреждённых инсультом мышц.

Пережитое показало мне, что работа с интенсивной болью требует искусности. Эго должно полностью прочувствовать боль (как и всё, посланное нам судьбой в данном воплощении), чтобы она стала эффективным средством обучения души. Однако, отдавшись боли, человек оказывается её заложником. Единственное решение заключается в том, чтобы находиться сразу на двух планах: полностью воспринимать

боль, но при этом пребывать на уровне души. Жуть! Вы чувствуете остроту боли и одновременно трансцендируете её, пребывая в состоянии внутреннего свидетеля. Боль требует от вас выступать сразу и в роли эго, и в роли души. Вот такой она невероятный учитель.

Инсульт ознакомил меня со многими аспектами мира медицины. Я и понятия не имел, какие бывают врачи и физиотерапевты! Я многому научился у людей, лечивших меня. Замечательным учителем оказался доктор Чжу, специалист по акупунктуре. Обстановка, в которой он практиковал, несколько отличалась от привычной для Запада клиники. Все пациенты сидели вместе в большом зале на стульях, выстроенных вдоль стен. Доктор Чжу с ассистентами переходил от пациента к пациенту, задавал вопросы, втыкал иглы, что-то поправлял. Всё проходило весьма публично.

Во второй раз меня опять привезли к доктору Чжу на инвалидной коляске. Некоторое время врач занимался другими пациентами, а потом подошёл к стене, противоположной той, у которой сидел я, посмотрел прямо на меня и поманил меня пальцем. Я вопросительно показал на коляску, он жестом ответил: «Нет». Было ясно, что он требует от меня подойти к нему. До сих пор я ходил только с палочкой, и то лишь если меня кто-то поддерживал, а он хотел чтобы я пошёл сам. Пройти через этот огромный зал? Под взглядами всех этих посторонних людей? Но я подумал: «Он доктор!» Сила его приказа подняла меня с коляски, и я пошёл - качаясь и спотыкаясь, как малое дитя, - через комнату туда, где он стоял. Врачи считают, что больного лечат их техники, но мне кажется, что большее значение имеет их уверенность в эффективности этих средств. Это своего рода реанимация «от сердца к сердцу».

В те дни я испробовал все виды терапии: речевую терапию, трудотерапию, физиотерапию, акватерапию. Всё это взывало к моему эго: «Старайся! Разве не хочешь, чтобы тебе стало лучше? Закаляй волю!» Но я не поддавался этим наущениям, прикреплявшим меня к уровню эго. Инсульт стал игровым полем для нового слоя достижений: «Какого прогресса можно достичь? Сможешь ли ещё ходить?» Вместо того чтобы стремиться получить побольше «звездочек» за свои заслуги, я предпочёл спокойно отдаться кармическому развёртыванию моей жизни, подобному росту дерева или раскрытию бутона цветка.

Многих врачей моё поведение озадачило. Их удивляло, что моя реакция не соответствовала их ожиданиям. Один врач сказал: «Как вы

можете быть таким радостным, когда у вас инсульт?» Я ответил: «Дело в том, что моё сознание находится на другом плане». Моё сознание не материально, оно не есть часть мозга. Мысли крутятся в мозге, но сознание не заключено в нём. Похоже, для врача это немного значило, но для меня такой подход всё меняет.

Другой доктор зашёл в мою палату и сказал: «Забавно - я главврач, но во всей больнице я лучше всего себя чувствую в этой комнате. Здесь так спокойно!» Инсульт интенсифицировал мой процесс исследования сознания, и в результате я понял: моё сознание не имеет пространственных рамок и не привязано к телу. Я прочувствовал это не как абстрактную концепцию, а как реальный факт. И это понимание наполнило меня покоем, который передался врачу.

Вокруг меня есть люди, которые верят в моё сознание и говорят: «Да, его сознание не пострадало!» Это доверие; они считают, что инсульт не сломил меня, и это помогает мне оставаться свободным. Но есть другие люди, которые думают, что мой ум должен был пострадать, - поскольку знают, как им самим было бы плохо в такой ситуации. Ко второй категории относится большинство медицинских работников, и поэтому в больнице так трудно осуществлять духовную работу. В больнице на меня смотрят как на тело, а тело пострадало от инсульта. Если я поддамся этим внушениям, появятся страдания.

Долгое время я мечтал о том, как было бы хорошо, если бы больницы функционировали как ашрамы, где пациенты и персонал участвовали бы в сатсанге1 и воспринимали все действия, связанные с тем, чтобы «быть больным» и «быть врачом», как духовную практику. Теперь, после того как я испытал на себе больничную жизнь, мне очень хочется, чтобы мечты воплотились в реальность.

Помимо физических проблем, с инсультом у меня связаны интересные психологические изменения. Болезнь повлияла на все роли, которые я исполнял, и на моё отношение к ним. Инсульт прервал мои игры и позволил посмотреть на них по-новому. Теперь они не кажутся мне такими уж важными, ибо я не привязан к их плодам. Мне уже не очень хочется быть для людей кем-то или чем-то, играть в их игру. Я уже не чувствую себя обязанным всё время делать что-то для того, чтобы люди были мною довольны, и моё сознание стало немного свободнее.

1 Сатсанг - духовное общение.

Например, я всегда стремился к власти над людьми. Это было одной из моих мотиваций как учителя. На протяжении многих лет я был членом разного рода организаций, которые играли на этом моём желании, подпитывали его. Теперь все эти институты совсем не кажутся мне привлекательными.

Одной из самых серьёзных психологических проблем, возникших у меня после инсульта, стала потеря независимости. Я не мог ничего сделать без посторонней помощи: ни лечь в постель, ни встать с неё, ни помыться, ни поехать куда-то, ни приготовить завтрак. Мне было неловко звонить в колокольчик и просить помощника о тривиальных вещах: «Не мог бы ты закрыть окно? Не мог бы ты завязать мне шнурки?»

Я так болезненно реагировал на зависимость потому, что раньше был сверхнезависимым. Я всегда гордился своей независимостью. Теперь я вижу, как наша культура переоценивает независимость и насколько в ней недооценена зависимость. Я понял, как глубоко идеи Запада проникли в моё сознание и повлияли на мои жизненные приоритеты.

Независимость так привлекательна в частности потому, что даёт чувство неуязвимости. Превратившись в зависимого, я сразу же стал намного более уязвимым, но оказалось, что эта уязвимость открывает меня человечности. Я увидел, что из страха перед уязвимостью я отталкивал от себя человечность, предпочитая ей божественность. И я понял, какую услугу оказал мне инсульт, открывший мне человеческую уязвимость.

Теперь я вижу, как благодаря помощи окружающих становлюсь сильнее. В эти дни я принимаю помощь. Сегодня мне было бы уместнее писать книгу «Как вы можете мне помочь?», а не «Как я могу вам помочь?». Из помогающего я превратился в того, кому помогают. Это совершенно новая роль.

Я вижу своё отражение в умах тех, кто обо мне заботится. Для одних я являюсь частью их работы. Для других я приятель. Кто-то видит во мне больного человека. Кто-то воспринимает меня как известную личность. Для кого-то я интересный случай. Ещё для кого-то я ворчун. Я вижу, как в действиях тех, кто обо мне заботится, проявляется их индивидуальность. Некоторые из них всё ещё воспринимают меня таким, каким я был сразу после апоплексического удара, - очень слабым. Они всячески оберегают меня и не хотят, чтобы я делал что-то новое. Другие

являются приверженцами школы «Это вы можете!» и требуют, чтобы я делал то, что кажется важным им.

Но, если посмотреть на наши взаимоотношения с духовного уровня, то станет видно, что мы просто собрались, чтобы побыть вместе. И тот, кто помогает, и тот, кому помогают, служат друг другу. Это как танец. Две души служат друг другу, уважают друг друга, отражаются в сердце другого. Что бы делали помощники, если бы не было кому помогать?

После инсульта я обнаружил, что такие психологические состояния, как чувство зависимости, уже не кажутся мне столь серьёзными. И дело не только в том, что в сравнении с апоплексическим ударом всё остальное - мелочи; пожалуй, ещё важнее, что я в большей степени переместился на уровень души, где и зависимость, и независимость являются фрагментами одного чудесного гобелена.

Последствия инсульта оказались не так страшны, как я их когда-то представлял, ведь они вытолкнули меня на более высокий уровень восприятия. Сегодня моё «я» воспринимает всё уже не так, как раньше. Теперь я в большей степени отождествляю себя с душой, а для души такие вещи, как инвалидность, боль и зависимость, - это нечто вроде... пикантного соуса.

Рассматривать и интерпретировать инсульт можно на разных уровнях. На физическом уровне это кровоизлияние в мозг. На кармическом уровне инсульт видится следствием моей кармы. Но на уровне бхакти, духовной любви и преданности, он является даром, который мой сострадательный гуру послал мне в качестве духовного урока. Из всех этих уровней мне интереснее всего последний. Я спрашиваю себя: «Если Махарадж-джи хочет этим меня чему-то научить, что я должен понять?» И я нахожу немало интересных ответов.

Один из ответов заключается в том, что мне дана возможность серьёзнее заниматься карма-йогой1. В Бхагавадгите Кришна (Бог) говорит Арджуне (бхакту) 2 о том, как использовать жизненные баталии в качестве средства, приближающего к Богу. Мой инсульт является одной из таких битв. Жить после апоплексического удара нелегко. Инсульт поставил передо мной барьеры, ибо повлёк за собой так много

1 Карма-йога - бескорыстное исполнение своих обязанностей в духе служения Богу.

2 Бхакт - адепт бхакти-йоги.

страданий, но серьёзные страдания возвышают сознание. Махарадж-джи подтолкнул меня к «взятию барьера», и теперь я играю в другой лиге.

Инсульт позволил мне гораздо сильнее ощутить сладость любви окружающих. Раньше меня никогда не окружало столько любви. Даже те, кому я не нравлюсь, желают мне только хорошего! Участвуя в общих молитвах, оздоровительных циклах, медитативных группах, я видел, как открываются сердца окружающих меня людей. Я пытался раскрывать человеческие сердца лекциями, аудиозаписями и книгами, а здесь всё происходит само собой. Я чувствую, как со всех сторон на меня льётся любовь.

К тому же любовь приходит ко мне на разных планах существования. Шаман показал мне сострадательных существ из других миров. Он их видит и общается с ними, и он дал мне возможность почувствовать, что я окружён этими любящими существами. Это как бы целая сеть любви и сострадания.

Я хочу быть частью этой сети сострадания, которая ведёт всё многообразие существ обратно к Единому, к Любви, к Сознанию. Я хочу, чтобы я и все остальные пришли к этому Сознанию; именно это всегда было моей главной целью. Инсульт убрал многое из того, на что отвлекается эго, и вернул меня к цели моей души.

Вот что такое настоящее исцеление. В отличие от излечения, исцеление - как я его понимаю - приближает нас к Богу. Лечение возвращает вас к прежнему состоянию, но если вы прежде не были близки к Богу, то лечение вас не исцеляет. Я не вылечился от инсульта, но он, несомненно, исцелил меня. Исцеление приближает нас к Единому, и если вы в Едином, вы - это целостность. Целостность является вершиной исцеления, ибо вне её не остаётся ничего, даже болезни.

Когда люди интересуются моим состоянием, они часто спрашивают: «У тебя всё в порядке?» В таких случаях я всегда вспоминаю один эпизод, связанный с Махарадж-джи. Однажды, сидя в окружении группы людей, он сказал:

Кто-то пришёл.

Никто не пришёл, Махарадж-джи, - ответили ему.

Да нет же, кто-то пришёл.

И тут в ашрам вошёл слуга старого ученика Махарадж-джи.

Махарадж-джи взглянул на этого человека и сказал:

Знаю, у твоего хозяина сердечный приступ, но я не пойду к нему.

Он просит вас, Махарадж-джи, - умолял слуга. - Он столько лет был вашим учеником.

Нет, нет, я не пойду, - ответил Махарадж-джи. Потом он взял банан, протянул его слуге и сказал:

Вот. Дай ему это. С ним будет всё в порядке.

Надо отметить, что в Индии, когда гуру даёт кому-то кусочек фрукта, к этому кусочку относятся как к плоду с древа желаний: что бы вы ни пожелали, всё может сбыться. Так что слуга опрометью бросился с бананом домой. Домашние быстро очистили банан и дали его тому человеку. Проглотив последний кусочек, он тут же умер.

Так что же такое «всё в порядке»? Нам надо по крайней мере допустить, что на тот момент человеку была необходима именно смерть, чтобы у него «было всё в порядке». Банан от Махарадж-джи открыл ему врата смерти и приблизил к Богу. Это исцеление, а не излечение.

Поскольку благодаря Махарадж-джи инсульт преподал мне все эти уроки и привёл на уровень души, я называю его благословением гуру. Но это не то «лёгкое» благословение Махарадж-джи, которое было известно мне в прошлом. Оно подвело меня к грани между любовью Махарадж-джи и свирепостью инсульта, поэтому я называю его «неистовым благословением».

Сразу после инсульта я заметил, что разрушение моего тела, крушение планов, обманутые ожидания вызывают у меня вспышки гнева на Махарадж-джи. Это напомнило мне об одном событии, связанном с моей мачехой, Филлис. Она была замечательной, энергичной женщиной, и я очень её любил. У неё развился рак, и надо было выяснить, не затронули ли метастазы печень, что было бы фатально. Врачи сделали биопсию и должны были сообщить о результатах.

Филлис попросила, чтобы, когда зазвенит телефон, я тоже взял трубку. Я сидел на полу в спальне, что-то писал, и тут раздался звонок. Я поднял трубку, Филлис приложила к уху свою, и на том конце провода медсестра сказала: «Минуточку, врач сейчас подойдёт». Я посмотрел на фотографию своего гуру и обратился к Махарадж-джи: «Видишь? Я ничего не прошу, потому что тебе всё известно и ты знаешь, как всё

должно быть, - о чём мне просить? Но, если можно этого избежать без кармических проблем, не мог бы ты...» В этот момент подошёл врач и сказал: «Миссис Алперт, мне очень жаль, но анализ выявил самую злокачественную разновидность клеток. Рак уже распространился. Вам осталось жить около полугода».

Я почувствовал, как моё сердце захлопнулось и застыло. Я посмотрел на фотографию Махарадж-джи и сказал: «Ах ты, сукин сын!» Из меня выплеснулось что-то дьявольское, то есть я имею в виду, что я никогда не обращался к нему так! Но я был в ярости! Однако мгновение спустя я почувствовал, как моё сердце заполняется любовью. И я понял, что встретил Шиву, олицетворённое разрушение, и сказал: «Да, и это тоже!» И это намного приблизило меня к Махарадж-джи. Наша связь с ним вышла на другой уровень, более высокий, чем сентиментальные отношения между гуру и учеником; мы попали в то место, где посмотрели друг на друга через Вселенную, со всем её хаосом, всем её ужасом и всеми её переменами.

Так же было и с инсультом. Поднялась волна гнева: «Как ты мог допустить, чтобы это случилось со мной?!» И после того как я в бешенстве обратился к Махарадж-джи, я почувствовал, что его любовь буквально льётся на меня, и ощутил себя близким к нему, как никогда. Я усвоил этот урок неистового благословения.

И тогда я понял, что раньше имел дело лишь с очень «рафинированным» благословением - любовным благословением, которое проявлялось в имевших ко мне отношение хороших событиях. «Неистовое благословение» подразумевает, что мне теперь даровано неурезанное понимание благословения. Теперь я вижу все стороны благословения. Это словно учишься любить Шиву или Кали. Учась любить всё, что есть, я приближаюсь к Богу.

Мы страдаем из-за желаний, привязанностей, привычек, и наши страдания указывают нам направление, в котором нужно работать. Когда страдаешь, вдруг находится много причин для избавления от желаний и намного меньше мотивов, по которым можно было бы за желания держаться. Чем меньше у меня желаний, тем свободнее я становлюсь. Так что Махарадж-джи мог бы сказать: «Видишь? Вот так это происходит. Страдание приближает тебя к Богу».

Инсульт нанес удар по моей привязанности к эго. Эго не могло вынести инсульт, и это переместило меня на уровень души, ибо, если вы

перенесли невыносимое, в вас что-то умирает. Моё «я» воспрянуло и сказало: «Так вот кто я! Я душа!» Теперь я смотрю на мир с точки зрения души в обычной жизни - не эпизодически, не с помощью психоделиков или ещё чего-то, а в повседневной реальности. И это благословение. Это почти определение благословения. И именно поэтому, хотя, по мнению эго, в инсульте мало хорошего, с точки зрения души это замечательная возможность учиться.

Парадокс: теперь я в большей степени погружен в Дух, но при этом более человечен. Для отрешённого монаха материальный мир олицетворяет искушение, поэтому я старался «быть не от мира». Теперь же я могу рискнуть окунуться глубже в дела моего нынешнего воплощения - ибо, отождествившись с душой, чувствую себя в гораздо большей безопасности. Если вы надёжно укрылись в душе, чего бояться? Нет страха смерти или каких-то происшествий, связанных с земной жизнью. Это интересный способ работать сразу в двух направлениях, потому что сам факт более полного приятия нынешнего воплощения погружает меня глубже в Дух.

Сегодня я позволяю себе больше рисковать; я могу дальше отпустить нить воздушного змея моего сознания. Иногда это жутко: словно выходишь в открытый космос и боишься в нём потеряться. Иногда моё сознание попадает в такие места, что я спрашиваю себя: «Как я здесь очутился?» Я позволяю себе уходить от домашнего порога так далеко, как никогда.

Я всё больше ценю безмолвие. Много лет я был приверженцем учения Раманы Махарши, который учил преимущественно без слов. Он сидел в тишине, и люди, побывшие рядом с ним, уходили с ответами на свои вопросы. За пару месяцев до инсульта я озвучивал видеофильм о Рамане Махарши. Фильм вышел в то время, когда я находился в реабилитационном центре, и друзья принесли мне кассету в больницу. Просматривая кино, я услышал свой голос: «Рамана Махарши обычно учил в безмолвии». Я улыбнулся и кивнул головой. «В безмолвии...» Теперь, после инсульта, мне это намного понятнее.

В эти дни я произношу меньше слов, и внутри меня их тоже меньше. Мой ум намного спокойнее, чем прежде. Меня ничто не подталкивает «быть занятым». Я рад просто сидеть дома, видеть деревья, облака, птиц. Я не нуждаюсь в подробном плане деятельности: птицы не расписывают

каждую свою минуту, а чем я хуже?1

Теперь я заметно ближе к Махарадж-джи. Ежедневно я провожу с ним намного больше времени, чем когда-либо прежде. Инсульт приблизил меня к Махарадж-джи, потому что приблизил меня к центру - самому центру жизни и смерти. Я могу быть открытым своему инсульту и продолжать путешествие по жизни, ибо понимаю, что всё это часть плана Махарадж-джи.

Я очень прочно связан с Махарадж-джи. Мой ум постоянно занят им. Он - мой друг, мой постоянный невидимый партнёр. Он мудрый, любящий, понимающий, плутоватый - то есть обладает всеми качествами, которые я ценю в напарнике. И, что поразительно, такой друг может быть у каждого, потому что он внутри нас.

Гуру-крипа - метод, приближающий нас к Богу вследствие восприятия всего, что бы ни случилось, как благословения. Это метод веры; я вижу, как проявляется сострадание Махарадж-джи ко мне. Этот метод зависит от сердца, от того, насколько я люблю гуру. А он отвечает на мою любовь своей любовью, своей крипой (милостью), неистовым (или каким-то иным) благословением. Это связь от сердца к сердцу.

Гуру-крипа - это форма бхакти, когда вера основывается на любви. Любите Бога, любите гуру, любите свою внутреннюю сущность - и вы придёте к объекту своей любви, а потом увидите, что все они суть одно и то же. В Рамаяне Хануман говорит Раме (Богу): «Когда я не знаю, кто я, я служу Тебе; когда я знаю, кто я, я есмь Ты». Если душа может сказать это, значит, она пришла к цели своего путешествия.

Душе нужен лишь Бог. Так как её единственным желанием является слияние с Господом, для неё не важна её индивидуальность. Эго отчаянно цепляется за материальное «я», но душа стремится избавиться от индивидуальности, чтобы погрузиться в Единого.

Я воспринимаю свой апоплексический удар как благословение Махарадж-джи, которое, словно удар грома, переместило меня на другой уровень сознания. Инсульт оказался испытанием для моей веры, но она устояла. Моя связь с Махарадж-джи оказалась достаточно крепкой, чтобы противостоять сомнениям. Его любовь и присутствие перевесили

1 Ср.: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф 6: 26).

всё остальное.

Махарадж-джи - олицетворение того, что моё сердце открылось любви и вере. Для вас таким олицетворением может быть всё, в чём вы видите воплощение Бога, Духа, Бесконечного.

Сутью моих отношений с Махарадж-джи является вера. Всё, что он посылает мне, есть благословение. Если веришь в это, то в жизни не будет ни одного события, которое не являлось бы благословением. Страдания, порождённые инсультом, лишь отточили мою веру.

Эта книга - ещё одно проявление моей роли «разведчика». Я сходил на разведку глубоко в тыл старости и вернулся оттуда с хорошей новостью: дух сильнее превратностей старения. Для моей веры апоплексический удар оказался серьёзным испытанием; планка стояла высоко. Из инсульта я вышел с твёрдой верой и теперь знаю, что моя вера нерушима. Уверенность в этом - высший дар, посланный мне болезнью. Теперь я могу сказать вам с уверенностью, какой у меня раньше не было, что вера и любовь сильнее всех перемен, сильнее старости и сильнее смерти. Я полностью уверен в этом.



 

Возможно, будет полезно почитать: