Как выбрать позицию в баскетболе. Нападение в баскетболе. Основы. Система свободного нападения

Игроки

Баскетбол – одна из самых популярных спортивных игр во всем мире. Игроки Национальной баскетбольной ассоциации США являются в буквальном смысле мировыми звездами. При этом с момента изобретения баскетбола прошло немногим больше ста двадцати лет.

Как был придуман баскетбол

Изобретению предшественника современного способствовала холодная зима 1891 года в американском штате Массачусетс. Студенты спрингфилдского колледжа Молодежной христианской ассоциации были вынуждены заниматься физкультурой в спортивном зале.

На тот момент единственным видом спортивных занятий в помещении была гимнастика, которая довольно быстро наскучила молодым людям. Желая расшевелить своих подопечных, преподаватель физкультуры и анатомии Джеймс Нейсмит игру с мячом, подходящую для небольшого помещения. Он взял пару корзин из-под персиков и привязал их к противоположным краям балкона, который шел над всем спортивным залом.

После этого Нейсмит поделил группу на две команды по девять человек и предложил им соревнование, заключавшееся в забрасывании мячей в корзину противников. Таким образом, Джеймс Нейсмит не только нашел для своих студентов интересное занятие, но и вписал свое имя в мирового спорта. Первый баскетбольный матч состоялся 21 декабря 1891 года.

В 1936 году баскетбол был включен в программу летней Олимпиады, проводившейся в Берлине. На открытии игр присутствовал и Джеймс Нейсмит.

Развитие игры

Баскетбольные правила были опубликованы Нейсмитом в 1892 году в газете, которую издавал спрингфилдский колледж. В том же году книга с правилами игры, которые претерпели к настоящему времени значительные изменения. В правилах Нейсмита было всего тринадцать пунктов, регламентирующих движение по площадке, способы мяча, принцип подсчета очков, а также определяющих нарушения и наказания за них. Например, согласно этим правилам, игроки вообще не могли перемещаться с мячом, а были вынуждены передавать его членам своей команды с места.

Многие правила баскетбола изменились, но не высота крепления колец. Как и сто двадцать лет назад они находятся на высоте 3 метра 5 сантиметров от пола. Именно такое расстояние было от пола спортзала в Спрингфилде до бортика балкона.

Первые профессиональные появились в начале XX века в США, однако проблема заключалась в отсутствии централизованной организации, которая бы занималась совершенствованием правил, пропагандой игры, подготовкой судей. Первая попытка создать такую ассоциацию была предпринята еще в 1898 году, однако это объединение просуществовало совсем недолго.

Только в 1937 году была создана Национальная лига, объединившаяся в 1949 году с Баскетбольной ассоциацией Америки, в результате чего была создана всемирно известная НБА – Национальная , попасть в которую мечтают многие планеты.

Видео по теме

Баскетбол – это популярная командная спортивная игра с мячом. Причем распространен как мужской, так и женский баскетбол, разница между которыми только в половой принадлежности игроков.

Игра

Суть игры в баскетбол в следующем: соперничают между собой две команды по 12 игроков, на площадке одновременно действуют по 5 игроков от каждой, мяч руками нужно забросить в кольцо другой команды, не дав при этом соперникам завладеть мячом. Площадка для баскетбола 28 на 15 метров, корзина на щите на уровне 305 сантиметров, а кольцо в диаметре – 45 сантиметров.

Игра включает в себя четыре десятиминутных периода с перерывами в одну минуту. Выигрывает команда, забросившая большее количество очков. В игрок под определенным номером имеет свои определенные функции.

Игроки

Игрока под номером один называют разыгрывающим. Именно он начинает атакующие комбинации. Главные его функции в передаче результативных пасов и в «бомбардировке» кольца команды визави с дальней дистанции. Плеймекер должен просматривать всю игровую площадку, мгновенно реагировать на изменение тактики игры команды. Первый номер выполняет также и роль защитника - перехватывает мяч у соперника. Наиболее подходящий рост около 190 сантиметров.

Баскетболист под номером два называется атакующим защитником. Его роль в помощи плеймейкеру и в «бомбардировке» кольца соперника издали. Атакующий защитник ориентируется на быстрый подход к кольцу соперника. Он скидывает мяч на периметр. Большинство контратак завершает игрок со вторым номером. Основным критерием отбора игрока на эту позицию являются его высокие скоростные данные. Оптимальный рост в пределах 190-200 сантиметров.

Номер три, или легкий форвард, - своего рода, связующее звено между разыгрывающим и остальными игроками. Основная роль в наборе очков. Здесь важно, чтобы игрок под номером три обладал мастерством ведения мяча и точным броском. Легкий форвард должен обладать высокими скоростными данными, поскольку в его функции входит подбирать мяч. Лучшим показателем роста для легкого форварда будет 2 метра +/- 5 сантиметров.

Под номером четыре играет тяжелый форвард. Он должен подбирать отскакивающий мяч от своего кольца и от кольца соперников и блокировать броски игроков команды соперника. Игрок с таким номером должен быть физически крепким и при этом обладать высоким прыжком. Ему понадобится навык точно забрасывать мяч в корзину со средней дистанции. Лучше с ролью тяжелого форварда справится баскетболист с ростом 200-215 сантиметров.

И последний, пятый номер, или центровой игрок. На его плечи выпадает завершать атаки из-под кольца. Еще пятый номер подбирает мяч и блокирует броски соперника. На долю центрового выпадают большие физические нагрузки, отсюда требование в незаурядной силе и выносливости. А что касается роста – 210-225 сантиметров.

10 тезисов, которые помогут лучше понять, что происходит.

1. Номинальный форвард Леброн Джеймс водит мяч, номинальный разыгрывающий Стефен Карри бегает без мяча и пуляет, а номинальный центровой Никола Йокич раздает передачи. Как понять, в чем различия между амплуа и кто за что отвечает?

Баскетбольные амплуа давно растворились и являются скорее элементом традиции.

Лучше всего оценивать игрока с точки зрения так называемой «тройной угрозы».

Вообще «тройной угрозой» называется позиция, в которой игрок одновременно угрожает защитнику проходом, передачей и броском. Но в данном случае вы должны просто оценить, насколько тот или иной исполнитель хорош во всех трех компонентах – может ли он проходить своего опекуна на ведении, насколько умело он играет в пас и как хорошо он бросает на той или иной дистанции.

Из этой оценки уже выводятся условные амплуа, которые гораздо лучше описывают современный баскетбол:

– если игрок способен за счет скорости или дриблинга обыгрывать своего оппонента и идти под щит, то его можно описать как «плеймейкера/организатора»;

– узкопрофильные атлетичные игроки, специализирующиеся на защите и дальних бросках, попадают в категорию «3&D»;

– «большие», добывающие очки из усов, описываются как «игроки «поста» и являются в сегодняшней лиге вымирающим видом;

– «большие», вписывавшиеся в эпоху и бросающие из-за дуги, называются «растягивающими четвертыми/пятыми номерами»;

– остальных «больших» можно описать просто как «тело». Благодаря росту и атлетизму они приносят помощь в защите, некоторые из них получают заслуженный статус «рим-протектора» – игрока, защищающего трехсекундную зону и мешающего забить своими неординарными габаритами. Но в нападении они ограничены и способны лишь закидывать мяч из-под кольца.

Звездные игроки обязаны полностью попадать под определение «тройной угрозы» – безотносительно роста и габаритов, большинство из них в той или иной мере способно и бросать, и проходить, и играть в пас. Их можно назвать созидателями, и от их разносторонности отталкивается игра всей команды.

В финальной серии роли всех более или менее четко обрисованы.

«Кливленд» играет за счет двух основных созидателей – Леброна Джеймса и Кайри Ирвинга. Остальные лишь помогают им. 3&D специалисты (Джей Ар Смит, Имэн Шамперт), снайпер Кайл Корвер, растягивающие «большие» Кевин Лав и Ченнинг Фрай создают для лидеров пространство в атаке и играют от их проходов и последующих скидок, а «тело» Тристан Томпсон является важнейшей частью защиты и стремится собрать столько подборов, сколько в его силах.

«Голден Стэйт» обладает большим числом созидателей и именно поэтому воспринимается как фаворит. «Смертельная пятерка» «Уорриорс» составлена из пяти игроков, которые умеют на площадке все: Стеф Карри, Клэй Томпсон, Кевин Дюрэнт, Андре Игудала и Дрэймонд Грин могут и проходить, и бросать с дистанции, и любят играть в пас. Не всегда у них получается быть идеальными во всех областях: Карри проседает в защите, Игудала реализовал лишь 3 трехочковых из 27 попыток в этом плей-офф, у Клэя Томпсона и Дрэймонда Грина могут возникнуть сложности с реализацией дальних бросков.

Но это лишь «игра процентов», которая дает «шанс панчера» «Кливленду». На длинной дистанции трех последних сезонов разносторонность игроков «Голден Стэйт» вынесла их принципиально на иной уровень по сравнению с остальной лигой. Все эти игроки неэгоистичны, все очень хорошо чувствуют друг друга, а предложенная Стивом Керром модель нападения предполагает, что в течение 24 секунд они ищут оптимальную ситуацию для броска, а не просто бросок для лидера.

2. Что такое «изоляции», и почему говорят, что «изоляции» будут решающим фактором финала?

«Изоляция» – это розыгрыш, восходящий к классике баскетбола, игре один в один.

Цель атаки в баскетболе сводится к неравноценному размену (это называется «мисмэтч»). Когда хорошо известны уязвимые игроки защиты (например, у «Голден Стэйт» – это Карри, а у «Кливленда» – Кевин Лав, Кайл Корвер и Ченнинг Фрай), то нападение старается вывести своих лучших исполнителей один на один с заведомыми жертвами.

В 80-х-90-х игра один в один была квинтэссенцией баскетбола: тогда были запрещены зонные защиты. В случае если защитник пытался выйти на подстраховку и отойти от своего визави больше, чем на два шага, следовало техническое замечание. Соответственно команды, обладающие суперзвездами, использовали это правило: команда отходила на так называемую «слабую сторону» (площадка делится вертикально на сторону, где есть мяч и где нет мяча) и оставляла половину площадки звезде для обыгрыша один в один.

С разрешением зонной защиты и более свободным перемещением игроков обороны по зоне изменилась и суть «изоляции». Теперь созидателя оставляют один на один благодаря тому, что вместе с ним на площадке находятся снайперы, располагающиеся на дуге. Защитники боятся отойти от своего опекуна, так как это может привести к мгновенной скидке под трехочковый бросок, а потому возможности для подстраховки или помощи защитнику, оставшемуся один на один, минимальны.

Современный баскетбол к «изоляциям» относится пренебрежительно: считается, что по сравнению со всеми остальными вариациями нападения этот наименее эффективный. «Изоляции» слишком предсказуемы и требуют от игрока с мячом слишком высокого индивидуального мастерства.

Но есть два нюанса.

Во-первых, действующий чемпион – это команда, обожающая «изоляции» и в каком-то смысле переосмыслившая их. «Кливленд» чаще всех в лиге прибегает к этому элементу (в плей-офф у них порядка 12% от всех атак – именно чистые «изоляции»). И Леброн Джеймс, и Кайри Ирвинг – благодаря универсальной готовности и способности находить путь к кольцу при противодействии совершенно любого соперника – приучили к тому, что игра один на один может быть эффективной даже в век статистической аналитики.

Во-вторых, на последних минутах, в решающие моменты игры в условиях максимального психологического давления, усталости и риска невынужденной ошибки «изоляции» представляются менее опасным вариантом атаки, чем сложный розыгрыш мяча. Именно поэтому в такие моменты ситуацию решают лидеры за счет индивидуальных качеств. Что опять же в матчах с «Голден Стэйт» не раз показывал Кайри Ирвинг, принесший «Кэвз» победу в прошлой финальной серии дальним броском. (И Стеф Карри с Кевином Дюрэнтом, обрекшие «Уорриорс» промахами на последних секундах).

3. От чего зависит темп игры, и разве не каждая команда заинтересована в том, чтобы набирать очки в быстрых атаках?

Понятно, что все команды заинтересованы в том, чтобы набирать как можно больше «легких очков» – очков в быстрых прорывах или в быстрых атаках, когда защита еще не успевает вернуться на свою половину и правильно расставиться.

Проблема в том, что некоторые команды особенно заточены на такую игру и гораздо талантливее смотрятся в ней. И поэтому играть с ними «на встречных курсах» изначально гибельная затея.

Идеальным примером подобного расхождения стала пара плей-офф этого года «Хьюстон» – «Сан-Антонио», в которой борьба за результат в основном свелась к борьбе за темп. Когда «Рокетс» удавалось постоянно бежать и разбирать оборону «Сперс» легкими наскоками, «Сан-Антонио» уступал, когда же «Хьюстон» затягивали в медленный позиционный баскетбол с длительными розыгрышами и неспешным переходом с одной половины на другую, то «Сан-Антонио» возвращался. «Рокетс» играли усеченной ротацией и в какой-то момент просто задохнулись от того, что их возили под 24 секунды и при этом нужно было бежать.

В финальной серии не столь однозначное противостояние.

Действительно «Голден Стэй» – лучшая команда лиги по очкам в быстром нападении (21,2 очка в сезоне, 20,2 очка в плей-офф), тогда как «Кливленд» бежит вовсе не так охотно, хотя, конечно, более умело, чем «Сперс».

И поэтому одна из важнейшей задачи «Кэвз» в этой серии – ограничить быстрый баскетбол «Уорриорс» за счет быстрого восстановления позиции и возвращения в защиту. «Кливленд» ужасно смотрелся в этом компоненте по ходу всего сезона, но в плей-офф значительно прибавил и давал соперникам забивать лишь 10,2 очка в среднем.

В прошлом сезоне у «Кэвз» получилось нейтрализовать эту сильную сторону «Голден Стэйт»: в компоненте быстрых атак они смотрелись предпочтительнее (1,01 очка за владение против 0,9 очка за владение). Но в этом сезоне пока могли о подобном лишь мечтать: по итогам двух матчей счет по быстрым атакам 53:16 в пользу «Уорриорс».

При этом совсем уж списывать «Кэвз» не стоит. Они бегут реже и могут в финальной серии экономить силы, но при этом в этом плей-офф их быстрые атаки так же по качеству гораздо эффективнее, чем у соперника.

4. Что такое пик-н-ролл, и как против него защищаться?

Русское слово «двойка» описывает два основных баскетбольных взаимодействия: пик-н-ролл и пик-н-поп, которые составляют чуть ли не половину всех розыгрышей.

Если по классике, то пик-н-ролл – это взаимодействие между игроком с мячом и «большим», при котором «большой игрок» ставит заслон, после чего начинает двигаться к кольцу, где получивший свободу благодаря этому заслону маленький отдает ему передачу.

Пик-н-поп – это то же самое, только в данном случае «большой» не движется к кольцу, а отскакивает на периметр, откуда может совершить дальний бросок.

Формально в «двойках» принимают участие два игрока, но фактически задействована практически вся команда. Важной частью современных пик-н-роллов являются снайперы, которые облегчают процесс взаимодействия партнеров: если их опекун попробует сместиться под щит и страховать «большого», то игрок с мячом отдаст передачу не на «большого», а на свободного снайпера.

Но это классика. В современном баскетболе «двойкой» может быть просто взаимодействие между двумя игроками, которое вынуждает соперника совершать заведомо проигрышный размен. Например, одна из главных комбинаций в «Кливленде» представляет собой пик-н-ролл 1-3 или наоборот 3-1, то есть «двойку» между первым и третьим номерами, Кайри Ирвингом и Леброном Джеймсом. Никто из них не бежит к кольцу, но это все равно называется пик-н-роллом.

«Голден Стэйт», напротив, используют пик-н-ролл скорее как дополнительный элемент. Когда мяч в начале атаки оказывается у Карри, он просит заслон от любого «большого», но это взаимодействие лишь провоцирует сумятицу в защите, которую «Уорриорс» усугубляют дальнейшими действиями. В прошлом сезоне самой опасной «двойкой» в лиге было взаимодействие между Карри и Дрэймондом Грином. В этом они перестали злоупотреблять этим элементом, но в финале могут показать все лучшие наработки пик-н-ролла 1-4 (Карри – Грин) и пик-н-ролла 1-3 (Карри – Дюрэнт).

Существует множество подтипов, вариаций и индивидуальных дополнений к защите против пик-н-роллов, но, если совсем строго типизировать, то можно выделить шесть основных:

8. Что такое «зонная защита» и нарушение правила трех секунд в защите?

В 2001-м НБА пошла на радикальный шаг и отказалась от запрета на зону. Это объяснялось тем, что баскетбол один в один не казался особенно привлекательным, тогда как большее использование зонной защиты и смешанной защиты заставляло команды больше двигать мяч, задействовать всех игроков (и тем самым делать баскетбол более эстетичным).

Лига убрала запрет на зонную защиту и оставила лишь единственную поправку, сохраняющую понятие «нелегальная защита»: по современным правилам игрок обороняющейся команды не может оставаться в трехсекундной больше трех секунд. Каждые 2,9 секунды он должен выходить из «краски», в противном случае соперник получает право на технический фол и штрафной. Это сделано для того, чтобы центровые («рим-протекторы») двигались, а не оставались под кольцом все время.

Из практически разрешенного в полностью разрешенное состояние зонную защиту перевел Том Тибодо. Будучи помощником тренера и руководителем защиты «Бостона» в сезоне-2007/08, он придумал новую оборонительную тактику, уничтожившую любые исключения. «Большой» (сначала Кевин Гарнетт, а затем в «Чикаго» Жоаким Ноа) каждые 2,9 секунды делал шаг из «краски», затем входил туда вновь, – и таким образом на сильной стороне, на стороне мяча, у «Бостона» оказывался дополнительный страхующий игрок. На слабой стороне против трех игроков оставались два защитника, но смысл такой обороны состоит в том, что защищающиеся игроки должны успевать перестраиваться быстрее, чем двигается мяч.

Эта стратегия доказывала свою эффективность против главных звезд лиги. «Бостон» всегда останавливал Леброна Джеймса до его переезда в «Майами». Затем «зона» «Далласа» остановила Леброна Джеймса в финале 2011 года. То же самое с определенными нюансами против Джеймса делали в своих финалах и «Сан-Антонио», и «Голден Стэйт».

«Уорриорс» используют несколько классических правил при защите от Джеймса:

1) Желательнее видеть против Джеймса идеального защитника: Кевина Дюрэнта или Андре Игудалу – людей, которых он не сможет продавить за счет массы.

Остальные могут сдержать Леброна на какое-то время и попихаться с ним, но когда против Джеймса оказывается кто-то вроде Карри, остальные сконцентрированы на том, чтобы помешать лидеру «Кливленда» реализовать этот размен. Если же не получается, то его останавливают «не пробивным фолом».

2) Против Джеймса – помимо основного опекуна – практически всегда помогают еще два дополнительных. С одной стороны, это кто-нибудь с периметра, кто делает шаг назад и мешает Леброну набрать скорость, заставляет его взять мяч в две руки. С другой, страхующий – чаще всего Дрэймонд Грин, который успевает встретить Джеймса, даже если тому удается затолкать опекуна.

Нужно понимать, что в этом году «Уорриорс» может быть еще сложнее, чем в прошлом. Раньше у них был «рим-протектор», центровой, страхующий в «краске», в виде Эндрю Богута. Теперь их лучший страхующий – это Дрэймонд Грин, номинальный легкий форвард с ростом 201 см.

Это очень хорошо характеризует все те изменения, через которые проходит лига сейчас. Классические «большие», огромные, обладающие минимальной подвижностью, вымерли как класс. Теперь нужна защита не только под щитом, нужна защита на каждом метре зоны, подвижная, агрессивная, садящаяся в ноги и действующая на игроке атаки не просто габаритами, а скоростью, силой и способностью предугадать его действия.

9. Что происходит в тайм-аутах?

Тематика тайм-аутов складывается из трех компонентов.

Во-первых, мотивационная.

Жесткие выражения, «я твою маму …», «give me some nasty» – вот это все.

Это может показаться глупо, но да, взрослые миллионеры, играющие в игры, воспринимают эмоциональный порыв тренера. Если кого-то нужно взбодрить, наорать на Газоля, поговорить по душам с Кайри Ирвингом или Кевином Дюрэнтом, то паузы для этого идеально подходят. Именно эту часть показывают в ходе трансляции, как бы глуповато она ни выглядела со стороны.

Во-вторых, тактическая.

Баскетбол – это игра, построенная на постоянных перестроениях и приспособлении к сопернику.

Изменения могут касаться чего угодно: модификации тактики защиты при пик-н-роллах, перестроении нападения в сторону определенного игрока, включении «дабл-тимов», двойной опеки против игрока, у которого идет… И так далее.

В-третьих, импровизационная.

Тренеры тут же в тайм-ауте готовят комбинацию, которая идеально подходит к настоящему случаю и становится совершенным сюрпризом для соперника.

Вот так, например, мастер в данной области Брэд Стивенс выиграл единственный матч против «Кливленда» за счет неожиданных экспромтов в тайм-аутах.

10. Смотрю баскетбол: те, кто попадает, выигрывают, те, кто мажет, проигрывают. Из чего вообще складывается результат?

Грубо говоря, итоговый результат зависит от количества и качества владений.

Во-первых, важно количество – ключевой аспект этой финальной серии, если «Кэвз» хотят ее выиграть.

Количество определяется благодаря борьбе за отскоки, за спорные мячи и благодаря числу потерь.

Подборы и потери – это те аспекты игры, где у «Кливленда» может быть преимущество.

Нападение у «Уорриорс» более сложное и требует большего уровня взаимопонимания, концентрации и прочтения ситуаций. Оно эффектно смотрится, но в качестве негативной стороны включает большое количество ошибок. Например, одна из главных комбинаций «Голден Стэйт» – это пас из усов на врывающегося в «краску» игрока. Это очень действенно, но подразумевает значительный брак.

Под щитом у «Голден Стэйт» есть Дюрэнт, Грин и Пачулия, но иногда этого недостаточно. «Голден Стэйт» очень агрессивно защищается по всей зоне, и часто под кольцом оказывается уязвимый участок. Атлетичный, не боящийся боли и хорошо читающий отскоки Тристан Томпсон – один из самых опасных людей на чужом щите. Благодаря его усилиям «Кливленд» выиграл рождественский матч и рассчитывает увидеть то же преимущество и в финале. В обоих финалах «Уорриорс» очень сильно пострадали от прыжков Томпсона и так и не придумали, как его отогнать.

Остальное – уже качество.

Пик-н-ролл надежнее «изоляции», открытый бросок лучше броска с сопротивлением, мячи из-под кольца и трехочковые ценнее и эффективнее, чем длинные двухочковые. Здесь все зависит от качества исполнения, от фамилия исполнителя и от того, что позволяет делать защита.

11. Где все это смотреть?

Все матчи финальной серии можно увидеть в прямом эфире на каналах Viasat.

Если у вас нет Viasat, то можно обратиться к лучшему изобретению баскетбольной половины человечества – League Pass . Месячная подписка в июне обойдется в 2 тысячи рублей.

(Другие способы, видимо, озвучат в комментариях).

Защита в такой расстановке пытается сохранить трех защитников между мячом и корзиной независимо от того, куда передан мяч. Эта зона сильна во всех позициях центрового игрока, под корзиной и против бросков со средних дистанций. Она недостаточно эффективна против бросков с дальних дистанций под углом к корзине и из углов площадки и против проходов по лицевой линии. Позиции, занимаемые высокими игроками, создают известные трудности при борьбе за мяч в случае неудачного броска.

Зонная защита в расстановке 1- 3-1 (рис. 236). Заштрихованные участки показывают уязвимые места зоны. Передний защитник 1- самый быстрый и агрессивный игрок команды. Он должен идти в отрыв при каждом броске противника. Крайние игроки 2 и 3 также достаточно активны. На месте игрока 3 должен играть второй защитник команды; на месте игрока 2 - самый быстрый нападающий; на месте игрока 4-более медленный и высокий нападающий и на месте игрока 5 - центровой команды. Позиция игрока 5 очень хороша для высокого, но плохо координированного игрока, сильно играющего на подборе мяча у щита при неудачном броске.

Рис. 237. Стрелками обозначены перемещения, которые защитники обязаны выполнять для хорошего прикрытия корзины.

Рис. 238. Передвижения защитников обозначены стрелкой с соответствующей: цифрой: 1 - когда нападающий 1 ведет мяч, 2 -когда нападающий I передает мяч партнеру 5 и 3 - когда нападающий 5 передает мяч партнеру 2:
Зонная защита в расстановке 3-2 . Сильные стороны этой защиты определяются подвижной первой линией игроков, которые должны агрессивно атаковать нападающих, пытаясь вызвать ошибку, нарушение правил или плохую передачу мяча. Из расстановки 3-2 очень удобно развивать атаку быстрым прорывом. Эта расстановка показана на рис. 239. Защитники 1, 2 и 3 должны быть самыми быстрыми игроками, поскольку им приходится больше всего перемещаться. Игрок 1 отвечает за область штрафного броска. Игроки 2 и 3 подстраховывают позиции центрового в средней и нижней зонах области штрафного броска на дальней от мяча стороне площадки. Играя против команд, состоящих из высоких игроков, защитники 1, 2 и 3 должны быть нацелены на мяч и использовать групповой отбор, когда это возможно.

Зонная защита в этой расстановке недостаточно сильна против центрового у боковой линии области штрафного броска и по краям площадки. Это обусловливает необходимость оказания помощи игроками 1, 2 или 3 в борьбе за мяч при неудачном броске, а также обязывает игроков задней линии быстро оттягиваться из углов площадки. Кроме того, расстановка 3-2 слабо прикрывает участок площадки, прилегающий к корзине, углы площадки и пространство за спиной игроков первой линии зоны, если они недостаточно быстро оттягиваются назад. Игрок 1 должен быть самым быстрым нападающим, так как ему приходится отходить назад в область штрафного броска для оказания помощи в борьбе за мяч при отскоке от щита или кольца. Игроки 2 и 3 - защитники, игрок 4- второй нападающий, а игрок 5 -центровой.

Рис. 239. Заштрихованные участки показывают уязвимые места Зоны.

Рис. 240. Стрелками обозначены передвижения, которые защитники обязаны выполнять для хорошего прикрытия корзины.

Рис. 241. Передвижения защитников обозначены при передаче мяча от игрока 1 игроку 2 (1), при передаче мяча от игрока 2 игроку 5 (2) и при передаче мяча от игрока 5 игроку 4(3).

Зонная защита в расстановке 2-1-2 . Зонная защита в расстановке 2-1-2 обеспечивает надежное прикрытие под корзиной, в треугольнике возможных отскоков мяча, на линии штрафного броска и весьма эффективна против сильного центрового игрока противника. Эта расстановка удобна для развития быстрого прорыва, так как позволяет одному игроку, обычно игроку 1, начинать движение при броске нападающих. Она уязвима со слабой стороны вдоль лицевой линии, при бросках в прыжке под углом 45° к корзине, при бросках со средних дистанций и с вершины области штрафного броска.

Зонная защита в расстановке 2-1-2 (рис. 242). Заштрихованные участки показывают уязвимые места зоны. На месте игроков 1 и 2 должны играть быстрые, агрессивные защитники, игрок 3 - центровой, игрок 4 - нападающий, сильный в борьбе за отскочивший от щита или кольца мяч, игрок 5 - более подвижный нападающий.

Рис. 243. Стрелками обозначены передвижения, которые защитники обязаны выполнять для хорошего прикрытия корзины.

Рис. 244. Передвижения защитников пронумерованы в соответствии с изменением позиции мяча. Начальное движение защитников для прикрытия нападающих обозначено стрелками без номера. Стрелки 1, 2 и 3 показывают передвижения защитников при передачах мяча. Передвижения нападающих также обозначены стрелками. Игрок 1, с мячом, начинает атаку на левом краю нападающих. Мяч передается от игрока 1 игроку 2 (1); от игрока 2 игроку 3 (2), который выходит в верхнюю зону области штрафного броска, и от игрока 3 игроку 5 (3), который оттягивается назад от лицевой линии.

Зонная защита в расстановке 2-2-1. Такую защиту хорошо использовать в качестве основной командной защиты, поскольку она позволяет успешно осуществлять групповой отбор мяча на половине площадки.

Эта защита позволяет развивать атаку быстрым прорывом, она сильна против бросков с близких дистанций и бросков в прыжке. Расстановка 2-2-1, однако, уязвима на вершине области штрафного броска, так как два игрока первой линии должны стягиваться, чтобы помешать результативному броску из этой позиции. Это агрессивная защита, которую могут использовать невысокие, быстрые команды, где есть только один игрок, достаточно высокий для эффективной борьбы за мяч при неудачном броске.

Зонная защита в расстановке 2-2-1 (рис. 245). Заштрихованные участки показывают уязвимые места зоны. Игрок 5 должен быть высоким, чтобы хорошо бороться за мяч, отскочивший от щита или кольца при неудачном броске.


Рис. 246. Стрелками обозначены передвижения, которые защитники обязаны выполнять для хорошего прикрытия корзины.

Рис. 247. Стрелки 1, 2 и 3 показывают передвижения защитников при передачах мяча от игрока 2 игроку 1 (1), от игрока 1 игроку 3 (2) и от игрока 3 игроку 4 (3). Игрок 4 выходит с линии штрафного броска в нижнюю позицию центрового игрока на левом краю нападения. Ненумерованные стрелки показывают первое движение защитников из исходной расстановки для прикрытия позиций нападающих.

Зонная защита в расстановке 2-3. Зонная защита в расстановке 2-3 позволяет надежно прикрыть корзину и создать хорошие условия для отрыва игроков 1 и 2. Она очень сильна в районе корзины при противодействии сильному центровому игроку противника. С другой стороны, она малоэффективна на краях площадки и у линии штрафного броска.

Зонная защита в расстановке 2-3 (рис. 248). Заштрихованные участки показывают уязвимые места зоны. Игроки 1 и 2 - защитники, 3 и 4 - нападающие и 5 - центровой игрок. Игрок 3 должен быть активным в борьбе за мяч при отскоке от щита или кольца.

Рис. 249. Стрелками обозначены передвижения, которые защитники обязаны выполнять для хорошего прикрытия корзины.

Рис. 250. Стрелки 1, 2 и 3 показывают передвижения защитников при передачах мяча от игрока 2 игроку 3 (1); от игрока 3 игроку 4 (2) и от игрока 4 игроку 1 (3). Игрок 4 пересекает трехсекундную зону, выходя навстречу мячу. Ненумерованные стрелки показывают начальное перемещение защитников в момент ведения мяча игроком 2 вправо перед выполнением передачи.

Первое движение защитника 2 направлено под прямым углом к лицевой линии, в сторону позиции центрового, а уже затем наружу, к владеющему мячом игроку 3. Если защитник 2 сразу начнет движение к игроку 3, он оставит открытым коридор для передачи выходящему в позицию центрового игроку 4. В момент движения защитника 2 его партнер 1 смещается к вершине области штрафного броска в готовности перехватить передачу, направленную игроку 4. Защитники 1 и 2 должны подстраховать в первую очередь трехсекундную зону, так как бросок из позиции, занимаемой игроком 3, менее опасен, чем проникновение мяча внутрь зоны.

Зонная защита в расстановке 2-3 с групповым отбором мяча. Агрессивная зонная защита в расстановке 2-3 с групповым отбором мяча требует решимости, точного предвидения и энергичного исполнения необходимых передвижений. Игроки должны быть активны, удерживать руки поднятыми вверх для блокирования направлений возможных передач и голосом подсказывать и предупреждать партнеров. Игроки задней линии зоны направляют игроков первой линии в сильную сторону расстановки нападающих для предотвращения передач высокому центровому (при этом типе зонной защиты высокий центровой игрок должен быть зажат двумя защитниками спереди и сзади). Игроки первой линии зоны имеют широкие возможности для оказания давления на мяч. Они могут двигаться наружу в направлении центра и оттеснять игрока, владеющего мячом, влево или вправо так, чтобы первая передача была сделана к боковой линии, что позволит создать ситуацию для группового отбора мяча в этой позиции. При групповом отборе мяча в углу площадки дальний защитник должен предвидеть передачу, наблюдая за движениями рук и головы нападающего, владеющего мячом. Игроки задней линии зоны должны быть постоянно готовы к тому, что первая линия может далеко оттянуться. В этом случае игроки задней линии зоны прикрывают любого игрока противника, находящегося возле корзины.

Агрессивная зонная защита в расстановке 2-3 с использованием группового отбора мяча (рис. 251). Защитники располагаются в своих основных позициях: игроки 1 и 2 - у вершины области штрафного броска, игрок 5 -за пунктирным внутренним полукругом области штрафного броска, а игроки 3 и 4 - в нижних позициях по краям. Нападающий 1 владеет мячом, располагаясь перед вершиной области штрафного броска. Защитник 3, заметив, что слева от него располагаются четверо нападающих, подсказывает партнерам: «Сильная сторона - левая!» Защитник 1 немедленно смещается к вершине области штрафного броска, а его партнер 2 двигается в направлении нападающего 2. Защитник 4 удерживает свою позицию. Защитник 3 смещается вперед к области штрафного броска, а защитник 5 подходит к линии штрафного броска, прикрывая нападающего 4. Стрелками показаны эти передвижения. Защитник 1 должен отступить назад из своей позиции так, чтобы нападающий 4 был зажат с двух сторон, спереди и сзади.


Зонная защита в расстановке 2-3 (вариант 1, рис. 252). Нападающий 1 передал мяч партнеру 2. Стрелки показывают передвижения защитников в новые позиции. Защитник 1 уходит с вершины области штрафного броска и занимает место перед нападающим 4, на стороне мяча. Защитник 5 смещается к позиции центрового в средней зоне области штрафного броска. Защитник 4 отступает назад вместе с нападающим 3. Защитник 2 смещается к нападающему 2, владеющему мячом. Защитник 3 играет на перехват с нападающим 5. Если нападающий 4 перейдет в среднюю или нижнюю зону области штрафного броска, перед ним обязан будет играть защитник 5. Защитник 4 располагается так, чтобы в случае необходимости помочь партнеру 2 и прикрыть нападающего 3, если он получит мяч.

Зонная защита в расстановке 2-3 (вариант 2, рис. 253). Нападающий 2 передал мяч партнеру 3. Позиция, занимаемая игроком 3 в углу, удобна для групповой атаки на мяч. Защитник 4 атакует игрока 3, закрывая ему проход вдоль лицевой линии, а защитник 2, смещаясь за передачей мяча, атакует сбоку. Защитник 1 перекрывает направление передачи игроку 2. Защитник 5 располагается перед игроком 4 в позиции центрового. Защитник 3 подстерегает передачу игрока 3 наружу, следя за его взглядом и движением рук. Защитник 3 имеет хорошую возможность перехватить передачу, направленную игроку 1, но если он ошибется с преждевременным выходом, передача игроку 5 приведет к легкому взятию корзины. Групповой отбор мяча будет эффективным только в том случае, если все пять защитников будут действовать согласованно.

Зонная защита в расстановке 2-3 (вариант 3, рис. 254). Нападающий 3 передал мяч партнеру 4, который отошел назад в наружный полукруг области штрафного броска. Защитник 1 покидает свою позицию у игрока 2 и смещается к игроку 4 снаружи. Защитник 5 выходит к игроку 5, двигаясь в низкой, атакующей стойке. Защитник 4 должен отойти к области штрафного броска, подстраховывая партнера 5 на случай, если игрок 4 сумеет обыграть его. Защитники 2 и 3 должны быть наготове. Из позиции при, групповом отборе мяча защитник 2 должен сместиться к игроку 2. Защитник 3 препятствует выходу игрока 5 под корзину.

Зонная защита в расстановке 2-3 (вариант 4, рис. 255). Нападающий 4 передал мяч партнеру 5 на слабую сторону площадки. Защитник 3 осторожно сближается с игроком 5. Защитник 5 из верхней зоны области штрафного броска смещается в нижнюю позицию центрового на стороне мяча. Защитник 1 двигается поперек области штрафного броска, сохраняя позицию перед центровым 4. Защитник 5 должен контролировать открытую зону на своей стороне площадки. Партнер 4 должен подсказать ему момент выхода игрока 3 к мячу. Защитник 2 смещается к игроку 1 со стороны мяча. Защитник 4 выходит в центр области штрафного броска, прикрывая возможный выход игрока 2 к мячу или корзине.

Зонная защита в расстановке 2-3 (вариант 5, рис. 256). Нападающий 5 передал мяч партнеру 3, который вышел в угол. Игрок 3, получив мяч, находясь спиной к корзине, выполняет поворот. Позиция, занимаемая им в углу, удобна для группового отбора мяча. Защитник 3 атакует игрока 3, закрывая ему проход вдоль лицевой линии. Защитник 1 быстро уходит из верхней зоны области штрафного броска и атакует игрока с мячом сбоку. Защитник 2 занимает позицию для перехвата передач, направленных игроку 5. Защитник 5 остается в своей позиции в момент выхода партнера 3 к игроку 3, а затем занимает позицию перед игроком 4, перекрывая направление передач в позицию центрового. Защитник 4 на слабой стороне области штрафного броска подстерегает момент длинной передачи игроку 1 и может перехватить ее. (Чтобы угадать момент передачи, защитник 4 должен следить за движением глаз и рук игрока 3). Поскольку он играет в последней линии защиты, игрок 4 должен быть готов отступить назад, если его партнер 3 не сможет удержать нападающего 3.

позиции в баскетболе, позиции в баскетболен
Позиций в баскетболе или амплуа, в основном три: защитник, нападающий (форвард), центровой. Если детализировать, то по амплуа игроков можно разделить на 5 категорий: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий нападающий, мощный или тяжёлый форвард и центровой. Данные позиции не регулируются правилами баскетбола и носят формальный характер. основном позиции сгруппированы по принципу нахождения игрока на площадке: передняя линия и задняя.

Некоторые баскетболисты были рождены, чтобы играть на определенных позициях, а некоторые игроки развивают навыки в течение долгого времени для соответствия амплуа. Баскетболист, который может играть на нескольких позициях является ценным активом для тренера и его товарищей по команде, такого игрока трудно опекать на площадке. то же время, даже если игрок обладает навыками для определенной позиции, важно развивать универсализм. Разыгрывающий который может занять позицию для подбора или центровой, который может водить мяч, помогут команде победить.

  • 1 Задняя линия
    • 1.1 Разыгрывающий защитник
    • 1.2 Атакующий защитник
  • 2 Передняя линия
    • 2.1 Лёгкий форвард
    • 2.2 Тяжёлый или мощный форвард
    • 2.3 Центровой
  • 3 Ссылки

Задняя линия

Разыгрывающий защитник

Крис Пол, разыгрывающий защитник сборной США на Олимпийских играх 2008 года Основная статья: Разыгрывающий защитник

Разыгрывающий защитник (англ. Point Guard) или первый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Разыгрывающий защитник лучше других видит игровую площадку, оценивает расположение нападающих - и в раннем нападении (быстрый отрыв), и в позиционной атаке. Диспетчер, распасовщик. Разыгрывающий защитник создает условия и ситуации на площадке таким образом, чтобы каждый партнер мог принести как можно больше пользы команде, должен знать сильные и слабые стороны команды соперника, чтобы умело использовать преимущества своего коллектива. Начинает все комбинации и цементирует защиту, подстраховывает команду при быстрых отрывах. Для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость (некоторые разыгрывающие могут поспорить в этом компоненте с профессиональными легкоатлетами), ловкость в проходе к кольцу, многие обладают хорошей прыгучестью и могут делать слэм-данки наравне с более рослыми игроками. Средний рост составляет приблизительно 175-190 см.

В те далекие годы, когда баскетбол еще только набирал обороты, функцией 1-го номера являлся исключительно розыгрыш комбинации в начале атаки, но в современном баскетболе разыгрывающий может выполнять функции Атакующего защитника - так называемые «комбогарды». Ярким примером такого игрока является Аллен Айверсон, который со своим небольшим, по баскетбольным меркам, ростом (183 см), начинал карьеру в качестве разыгрывающего, но на самом деле всегда играл как 2-й номер.

Самым титулованным игроком на данной позиции является Мэджик Джонсон (206 см) - он был удостоен звания самого ценного игрока НБА (MVP) трижды за свою карьеру. Среди других игроков удостоенных этой награды Оскар Робертсон, Аллен Айверсон и Стив Нэш. Лидером по количеству результативных передач за всю историю НБА (15 806) является Джон Стоктон.

Атакующий защитник

Атакующий защитник (Майкл Джордан) в действии. Основная статья: Атакующий защитник

Атакующий защитник (англ. Shooting Guard) или второй номер - позиция игрока в баскетбольной команде. круг действий этого игрока входят две основные обязанности – завершение атак и опека опасных в нападении соперников. Атакующий защитник – это тот игрок, который должен и умеет атаковать, и набирать очки. Часто атакующий защитник лучший снайпер команды, некоторые из них иногда могут выступать в качестве разыгрывающего (комбогард) или лёгкого форварда (свингмэн). Защита всегда стремится остановить лучших снайперов, поэтому стянув на себя внимание защиты, атакующий защитник может легко найти передачей партнера, от которого идёт подстраховка. Умение защитника отдать хороший пас – серьезное качество, делающее игрока намного ценней и сильнее. Игроки этого типа обычно очень быстрые, ловкие, обладающие высоким прыжком и ростом приблизительно 190-200 см (но есть и ниже). Обязательным для атакующего защитника является хороший бросок со средней и дальней дистанции и быстрый дриблинг.

Следует отметить, что очень многие легенды баскетбола были атакующими защитниками, такие как Майкл Джордан, Реджи Миллер, Клайд Дрекслер, Оскар Робертсон, Джерри Уэст и Алан Хьюстон. Среди действующих игроков НБА можно выделить Коби Брайанта, Винс Картера, Рэя Аллена, Ману Жинобили, Трэйси Макгрэди и Дуэйн Уэйда.

Передняя линия

Лёгкий форвард

ЛеБрон Джеймс, один из лучших лёгких форвардов НБА. Основная статья: Лёгкий форвард

Лёгкий форвард (англ. Small Forward) или третий номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Основной задачей для такого игрока, как и для атакующего защитника является набор очков, но в отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски. Лёгкие форварды, как правило, обладают хорошим броском практически со всех дистанций. Средний рост 195-210 см. Это такие игроки как Леброн Джеймс, Скотти Пиппен, Кармело Энтони, Кевин Дюрант и Андрей Кириленко.

Тяжёлый или мощный форвард

Основная статья: Тяжёлый форвард

Тяжёлый форвард (англ. Power Forward) или четвёртый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Главной задачей 4-го номера является подбор (англ. rebound) мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Средний рост составляет около 200-210 см. Игроки этого типа легко могут закладывать мяч в кольцо (см. данк), но они делают это абсолютно не так, как менее рослые и физически сильные игроки, вроде атакующих защитников.

С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20-25 очков за матч, и еще успевают играть в защите (Кевин Гарнетт, Тим Данкан, Дирк Новитцки), а можно и таких, которые целиком фокусируются на защите и редко завершают атаки команды (Деннис Родман, Бен Уоллес).

Центровой

Основная статья: Центровой

Центровой (англ. Center) или пятый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост 210-225 см), основная задача - игра под кольцом. Некоторые игроки этого амплуа могут сочетать с высоким ростом, атлетическими данными высокую подвижность и играть дальше от кольца, занимая позицию тяжёлого форварда, за что получили название центрфорвард.

Признанными мастерами на позиции центрового являются - Уилт Чемберлен (многие его рекорды до сих пор не побиты, например 100 очков за одну игру), Александр Белов, Арвидас Сабонис, Дуайт Ховард и Яо Мин. Шакил О"Нил, Патрик Юинг, Дэвид Робинсон, Билл Рассел, Хаким Оладжьювон, Карим Абдул-Джаббар признаны лучшими центровыми НБА всех времен.

Ссылки

  1. The Basketball Handbook (pg 14) (2004). Lee H. Rose ISBN 0-7360-4906-1 (англ.)
  2. Александр Гомельский. Управление командой в баскетболе. - М.: Советская Россия, 1985.
  3. NBA.com: The NBA at 50

позиции в баскетболе, позиции в баскетболен

Позиции в баскетболе Информацию О

Позиции в баскетболе

Атакующий Защитник (англ. Shooting Guard) или второй номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Игроки этого типа обычно очень быстрые, ловкие, обладающие высоким прыжком и ростом приблизительно 190-200 см (но есть и ниже). Обязательным для атакующего защитника является хороший бросок со средней и дальней дистанции и быстрый дриблинг. Главной задачей 2-го номера является набор очков, некоторые из них иногда могут выступать в качестве разыгрывающего (защитники-гибриды).

Разыгрывающий Защитник (англ. Point Guard) или первый номер — позиция игрока в баскетбольной команде. Для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость (некоторые разыгрывающие могут поспорить в этом компоненте с профессиональными легкоатлетами), ловкость в проходе к кольцу, многие обладают хорошей прыгучестью и могут закладывать данки не хуже более рослых игроков. Средний рост составляет приблизительно 175—190 см.
В те далекие годы, когда баскетбол еще только набирал обороты, функцией 1-го номера являлся исключительно розыгрыш комбинации в начале атаки, но в современном баскетболе разыгрывающий может выполнять функции Атакующего защитника — так называемые «защитники-гибриды». Ярким примером такого игрока является Аллен Айверсон, который со своим небольшим по баскетбольным меркам ростом (183 см), начинал карьеру в качестве разыгрывающего, но на самом деле всегда играл как 2-ой номер.

Тяжёлый или мощный форвард (англ. Power Forward) или четвёртый номер — позиция игрока в баскетбольной команде. Главной задачей 4-го номера является подбор (англ. rebound) мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Средний рост составляет около 200—210 см. Игроки этого типа легко могут закладывать мяч в кольцо (Слэм-данк), но они делают это абсолютно не так, как менее рослые и физически сильные игроки, вроде атакующих защитников.
С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20-25 очков за матч, и еще успевают играть в защите (Кевин Гарнетт), а можно и таких, для которых само слово «нападение» было чем-то неестественным и далёким (Деннис Родман).

Лёгкий форвард (англ. Small Forward) или третий номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Основной задачей для такого игрока, как и для атакующего защитника является набор очков, но в отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски. Средний рост 200-210 см.

Центровой (англ. Center) или пятый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост 210-225 см), основная задача - игра под кольцом, подбор мяча. Лучшими центровыми были Билл Рассел, Уилт Чемберлен, Арвидас Сабонис.

Центрфорвард — позиция игрока в баскетбольной команде. Центрфорвард — это талантливый тяжёлый форвард, который может сыграть на позиции центрового. Игрок данного амплуа играет как под кольцом, борясь за подбор мяча, так и в трёхсекундной зоне, атакуя лицом или спиной к кольцу. Обладает большей пластикой нежели чистый центровой и большим ростом, нежели тяжёлый форвард.

Термин центрфорвард пришёл в баскетбол из жаргона, так как игра развивалась и стала более специализированной в 1960-х годах. Изначально, пять позиций делились лишь на три: защитник, нападающий и центровой. Сейчас принято считать, что всего пять основных позиций: разыгрывающий, атакующий защитник, лёгкий форвард, тяжёлый форвард и центровой.

Капитан в баскетболе — игрок баскетбольной команды, наделенный особыми полномочиями. Представляет интересы команды в спорных ситуациях. Это игрок, который является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться в вежливой форме к судьям в течение игры для получения необходимой информации, однако только в то время, когда мяч «мертвый» и игровые часы остановлены. Отличается от других игроков своей команды наличием буквы «К» («C» в латинской транскрипции) на майке, на груди с левой стороны. Капитан, как правило, выбирается в начале каждого нового сезона, на общем собрании команды.



 

Возможно, будет полезно почитать: