Классификция стилей каратэ их описание и техника. Карате, стили каратэ, история возникновения

Карате (в переводе с японского "путь пустой руки") — одно из самых известных и популярных японских боевых искусств .

Но зародилось карате не в Японии, а на острове Окинава . Стратегически выгодное положение острова, располагающегося между Китаем и Японией , привело к тесным контактам его населения с материком: окинавские мастера переняли многое из китайских боевых искусств . Но в начале 17-го века остров потерял свою независимость и был оккупирован Японией . Захватчики-самураи ввели на Окинаве чрезвычайно жестокие порядки , притесняющие местное население. Например, самурай имел право безнаказанно испытать остроту меча на любом жителе острова, а тем было запрещено носить любое оружие для самозащиты. Но окинавцы научились сопротивляться захватчикам: на основе китайского кунг-фу и местных боевых практик была разработана эффективная система боя , позволяющая безоружному человеку (отсюда и название "пустая рука") — или вооружённому предметами обихода, например, сельскохозяйственными орудиями — противостоять профессиональному воину самураю. Мастера карате тренировались пробивать руками доспехи, вести атаку, каждый удар которой мог стать смертельным для противника.

В конце 19-го века из вассальной провинции Окинава превратилась в полноправную префектуру Японской империи. Во время медицинского осмотра при призыве окинавцев в армию, врачи поразились необыкновенно хорошим уровнем физического развития призывников. Было установлено, что эти молодые люди занимались карате . В результате это боевое искусство в форме военизированной гимнастики стало активно внедряться при обучении в местных школах. В начале 20-го века окинавцы из-за экономического кризиса массово переселялись в Японию, что заложило основы для развития там искусства карате. Одним из популяризаторов катате был окинавский мастер Мотобу Тёки .

В отличие от многих видов единоборств, карате в Японии в основном развивался по модели западного спорта , а не традиционной школы боевых искусств. Сейчас в мире огромная масса людей занимается карате, чему способствует наличие множества спортивных федераций и объединений , занимающихся популяризацией этого спорта. По карате проводятся соревнования, этот вид спорта является кандидатом на включение в олимпийскую программу.

Однако, несмотря на западный вектор развития, карате сохраняет глубину , присущую восточным боевым искусствам, в частности, опору на философскую систему дзен-буддизма . Мастер Масутацу Ояма указывал, что карате подразумевает слияние технических приёмов физического развития с продвижением по духовному Пути всестороннего самосовершенствования.

Занятия карате способствуют развитию силы, ловкости, реакции . Навыки, приобретаемые спортсменов в процессе тренировок, напрямую зависят от выбранного стиля карате. Например, самым жёстким стилем является карате-кёкушинкай (основатель Масутацу Ояма). Здесь поединок идёт в полный контакт , разрешены удары ногами в голову. Среди других стилей можно отметить: Сётокан, Годзю-рю, Вадо-рю, Сито-рю. В 80-е годы прошлого века были созданы два прикладных направления карате, во главу угла которых ставилось эффективность боевого применения : Уэти Рю, Кёкусин Будокай.

Тренировки по карате включают в себя работу с базовой техникой (стойки, удары, блоки), спарринг и формальные комплексы упражнений (ката). Если сравнивать карате с китайским кунг-фу , от которого оно произошло, то сразу обращает на себя внимание лаконичность японского стиля, его минимализм , отсутствие всего, без чего можно обойтись в поединке. Зато все приёмы, которые могут привести к быстрой и эффективной победе , отрабатываются до уровня максимального мастерства .

Как и другие боевые искусства, карате включает систему рангов — символами которой являются цвета поясов кимоно. Мастера высшего уровня носят чёрные пояса , которые в соответствии с восточной диалектикой инь-ян , со временем выцветают и становятся белыми , как пояса самых младших учеников .

Благодаря всестороннему физическому развитию , которое получают занимающиеся карате, этот вид спорта стал популярным во всём мире , а не только в Японии. Сочетание восточной философии , возможности постоять за себя в бою, зрелищность поединков (особенно в сценах популярных кинофильмов) привлекают к занятиям этим единоборством детей, мужчин и женщин всех возрастов, любителей и профессионалов .

Каратэ - это путь, по которому многие идут всю жизнь, закаляя свое тело, укрепляя дух, открывая в себе все новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей.

Занимаясь каратэ, люди учатся не только и не столько технике нанесения ударов и постановки блоков, тактике и стратегии поединка, умению разбивать предметы, сколько образу жизни, пытаясь увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность во всем, что есть в Мире, и стремясь достичь гармонии с Природой.

Это стремление частично исходит из самой природы человека, частично из традиций школ и стилей, основанных выдающимися мастерами каратэ.

Предназначение каратэ - не причинять людям

боль и калечить их, а помогать обществу.

Прежде всего каратэ - это один из видов боевых искусств, особая разновидность фехтования с использованием различных частей тела для защиты и нападения, но в первую очередь для защиты.

Исторически каратэ зародилось именно как боевое искусство, включающее в себя такие относящиеся к войне и военному делу области человеческой деятельности, как рукопашный бой без оружия и с оружием, стрельба и метание различных снарядов, вольтижировка, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской тактики и т.п. Соответствующий военному делу психофизический тренинг считался необходимой составной частью любого стиля каратэ.

Боевые искусства - это не театр, не развлечение. Жизнь или смерть - вот что решается ими. Секрет боевых искусств состоит еще и в том, что здесь нет ни побед, ни поражений. Не надо ни побеждать, ни проигрывать. Это не спорт. В боевых искусствах люди учатся не столько борьбе, сколько образу жизни.

Вместе с тем каратэ как один из видов боевого искусства в современном мире выступает в глазах миллионов людей прежде всего как спорт. Однако и по сути, и по содержанию боевое искусство и спортивное единоборство - вещи совершенно разные. В боевом искусстве целью является уничтожение противника, и для этого используются все силы и средства (в бою с врагом все средства хороши), а в спорте - демонстрация перед судьями и зрителями своего технико-тактического мастерства, и для достижения победы над противником используются только те приемы и способы, которые дозволены правилами соревнований. Соответственно различается и психологический настрой: в боевых искусствах - уничтожить противника (иккэн-хиссацу - «одним ударом - наповал»), в спортивных единоборствах - продемонстрировать все свои лучшие спортивные качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость и т. п.).

В боевых искусствах отрабатывалось умение бесстрастно поражать одного или нескольких противников с использованием всевозможных приемов и подручных средств. В спортивных же единоборствах запрещена техника с чрезмерным контактом и опасные броски, которые по своей природе лишают соперника возможности произвести самостраховку при падении.

Боевые искусства - это образ жизни людей, готовящихся к войне. Помните выражение: «Хочешь мира, готовься к войне»? Так и здесь: не готовятся нападать, но в случае нападения ответ будет коротким и жестоким.

Спортивные единоборства - это прежде всего средство для самосовершенствования личности, путь физического и духовного (в том числе и умственного) развития человека.

Каратэ как спортивное единоборство существует в трех основных формах: ката (формальные упражнения), кумитэ (свободный поединок) и тамэшивари (разбивание предметов).

Ката представляют собой совокупность стоек, боевых приемов и передвижений, связанных между собой логической последовательностью и выполняемых в различном темпе и с различной степенью напряжения. В ката поединок носит имитационный, воображаемый характер. Ката можно сравнить с боем с тенью, отрабатываемым боксерами на тренировках, т. е. с боем с воображаемым противником (противниками).

В отличие от ката кумитэ предполагает поединок (спарринг) с реальным противником. При этом существуют несколько видов кумитэ: ситтэй иппон кумитэ (строго определенная на одну атаку и одну контратаку последовательность действий); кихон иппон кумитэ (спарринг до проведения одной заданной атаки или одной заданной контратаки); дзию иппон кумитэ (спарринг до проведения одной произвольной атаки или одной произвольной контратаки); дзию кумитэ (свободный спарринг). В свою очередь, кумитэ может быть бесконтактным, полуконтактным и полностью контактным, соответственно этому существуют и определенные правила судейства поединков.

Тамэшивари - разбивание предметов. Это испытание не только физической, но и духовной силы. Оно позволяет познать самого себя, помогает развить силу духовной концентрации. Кроме того, тамэшивари учит ряду важных элементов техники. Оно способно ясно показать ошибки в выборе формы, дистанции, точки контакта с целью. Предмет, который вы собираетесь разбить, находится перед вами неподвижно. Нужно лишь принять удобную позу и ударить. Однако, даже применяя приемы, которые удавались в прошлом, нельзя быть вполне уверенным, что вам удастся выполнить упражнение, так как любой пустяк может привести к неудаче. Самое важное здесь - уметь настроить себя, сконцентрировать свою энергию, уверовать в свою силу. Поэтому, хотя тамэшивари и является разрушительным актом, направленным против природы, оно оправдывается созидательной целью - закалкой тела и духа.

Наряду со спортивным единоборством каратэ в настоящее время является самой распространенной техникой самообороны. Каратэ в целях самозащиты дает огромные возможности. Все ваше тело превращается в оружие.

Каратэ как самооборона отличается многообразием противодействия противнику: вне зависимости от того, какой прием использует противник, у него всегда найдется свободная, незащищенная часть тела, что позволит провести контрприем и отразить атаку. Даже если верхняя часть тела скована, то в резерве для атаки остаются голова, колени, стопы и др.

Использующим каратэ как средство самообороны следует усвоить следующее:

1) важна высокая степень решимости. Как только неблагожелательное намерение противника стало очевидным, следует незамедлительно оказать противодействие. Это очень часто приносит либо физическую, либо психологическую победу, вызывающую у противника состояние беспомощности или потерю самообладания;

2) при защите от ударов ножом, палкой и т.п. оружием никогда нельзя терять самообладания, так как тот, кто извлекает нож, палку, всегда труслив: уже сам факт использования оружия указывает на то, что противник потерял самоконтроль. Это является преимуществом, которое необходимо использовать в полной мере, с тем чтобы, воспользовавшись временной задержкой противника, уклонившись от его удара или поставив блок, действовать быстро и решительно для проведения своей атаки;

3) не стоит строить иллюзий по поводу защиты приемами каратэ от противника, вооруженного пистолетом. На удалении никакая атака не представляется возможной: полет пули намного быстрее и стремительнее удара рукой или ногой. Единственно правильное решение заключается в том, чтобы попытаться приблизиться к противнику, вооруженному пистолетом, отвлечь его внимание и притупить бдительность. И только после того, как противник, которому благодаря оружию присущ комплекс превосходства, совершит неосторожное, опрометчивое действие или же вам представится благоприятный случай, следует, уйдя с линии прицеливания, провести атаку рукой или ногой до полного вывода противника из строя или же его обезоруживания.

«Каратэ» - это японский термин, состоящий из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука), образующих словосочетание «пустая рука» - имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т.е. «пустыми») руками, а также ногами и всеми другими частями тела, включая захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки.

Вместе с тем есть еще одна интерпретация слова «каратэ» - «рука, свободная от злых намерений». С одной стороны, каратэ воспитывает уважение и любовь к ближнему, с другой - учит быть справедливым и спокойным, подавлять в себе ненависть и гнев. Кредо каратэ - «Никогда не нападай первым» . Это кодекс чести, запрещающий использование каратэ, за исключением ситуации вынужденной защиты себя или других людей.

Таким образом, каратэ - это метод самозащиты с использованием всех частей тела. Приверженцы каратэ стремятся укрепить, сделать твердыми различные части тела: кулаки, кисти рук, стопы, колени, локти и др., которые должны представлять для противника грозное оружие. Все это сопровождается отработкой техники защиты, перемещений и нанесения ударов, за счет чего приобретаются навыки в парировании атак противника, в контратаках, умения нанести быстрые и точные сконцентрированные в точке атаки удары в уязвимые места.

Однако наряду с техникой ведения боя голыми руками во всех школах и стилях каратэ широко распространена техника ведения поединков с оружием - кобудо. К оружию каратэ относятся: бо, дзё, сай, нунчаку, тонфа, кама, эку, текко, сурутин, тинбе и др.

Бо - шест (посох). Как правило, бо вырезался из дуба, бука, граба и других твердых пород древесины, но в случае необходимости мог сойти и обычный кусок бамбука, подобранный у дороги. Длина бо варьировалась в зависимости от школы каратэ от 160 до 282 см. Толщина подбиралась по вкусу и по физическим возможностям исполнителя.

Техника владения бо строится на координации с ударами рук и ног и включает в себя сотни приемов, собранных в десятки ката. Важную роль при использовании бо играют также прыжки, позволяющие избежать удара по ногам и атаковать из неожиданных позиций.

Дзё - палка, сделанная из крепкого дерева, чаще всего из японского бука, длиной 120 см, толщиной примерно 20 мм. С ее помощью можно быстро наносить приводящие в шок удары в уязвимые точки тела, ставить блоки, принимая удар атакующего предмета вскользь и контратакуя руки противника.

Сай - трезубец, сделанный из тяжелого цельнометаллического стержня длиной 40-50 см и весом от 400 г до 1,2 кг с двумя крючкообразными боковыми отростками. Короткая часть стержня с шишкой на конце служит рукояткой. Заточены только колющие острия лезвия и отростков.

Конструкция сай позволяет наносить колющие и тычковые удары обоими концами, парировать и ломать меч при помощи крючкообразных отростков, ставить отводящие блоки, повернув трезубец остриями к себе и положив на предплечье. Существует множество ката с сай, большинство из которых воспроизводят обычные ката, в которых руки как бы подкреплены трезубцами. Основную сложность в действиях с сай представляют вращательные жонглерские движения с поворотом оружия в разных плоскостях вокруг кисти движением пальцев.

Нунчаку - оружие из соединенных веревкой или цепью палок в виде короткого цепа. Палки, изготовленные из твердой древесины (палисандр, бук, граб, железное дерево и т. п.), высверливают с торца таким образом, чтобы их можно было соединить двойным шнуром из шелковых нитей. Иногда вместо шнура используется тонкая цепь, которая крепится к торцам при помощи штифта. Палки могут быть круглые, равной толщины по всей длине (около 3 см), либо четырех- или восьмигранные с небольшим утончением к «крепежному» концу. Длина палок может варьироваться, но обычно не превышает локтя, а длина шнура между ними не превышает ладони, хотя в китайском варианте часто используются нунчаки с цепочкой в 20 и даже 30 см.

С помощью нунчаку можно наносить сокрушительные удары, проводить удушения, тычки по болевым точкам, эффективные блоки против любого вида оружия. Количество приемов с нунчаку, систематизированных в ката, очень велико.

Освоение нунчаку считалось обязательным для мастера боевых искусств и требовало нескольких лет занятий. Основной принцип манипуляций с нунчаку - вращение по траектории «восьмерки» в разных плоскостях, иногда с перехватом из-под мышки или из руки в руку. При этом вокруг человека создавалось как бы защитное поле, нарушаемое только в момент удара. Старые мастера уделяли большое внимание скорости вращения, исполняя ката с закрытыми глазами и прислушиваясь к равномерному гудению рассекаемого воздуха.

Тонфа - рычаги для вращения мельничных жерновов. Тонфа представляет собой круглую или четырехгранную палку из твердой древесины длиной около 0,5 м с перпендикулярной рукоятью на расстоянии 15 см с одного конца. В исходном положении рукоять зажималась в кулак, а сама палка располагалась как протектор по всей длине предплечья длинным концом к локтю. Деревянный выступ спереди служил как бы продолжением кулака, а сзади - локтя.
Техника владения тонфа строится на ударах предплечьем и локтем. В то же время тонфа позволяет и наносить удары наотмашь - вращением палки вокруг оси-рукоятки, и удлинять руку в тычковом ударе, повернув палку на 180° длинным концом вперед.

Обычно используются одновременно две тонфы. Тонфой можно наносить множество непредсказуемых ударов.

Кама - крестьянский серп, имеющий небольшое лезвие в виде клюва попугая, заточенное только с внутренней стороны. Прочная рукоятка длиной 40-50 см имеет небольшое утончение в верхней части, у лезвия.

Манипуляции с кама проводятся по принципу вращения пропеллера и напоминают действия циркового жонглера.

Эку - весло, которое использовалось как для гребли, так и в качестве руля. Применение в кобудо аналогично бо, но техника отлична от бо за счет смещенного центра тяжести в эку.

Текко - рукоятка, которая использовалась для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку. В кобудо применяется для нанесения ударов и постановки блоков от другого оружия.

Сурутин - веревка или цепь с укрепленными по обоим концам свинцовыми или каменными грузилами.

Сурутин использовался для нанесения удара по принципу кистеня, а также для опутывания противника - его рук, головы, ног или оружия. В базовых упражнениях сурутин напоминает нунчаку непрерывным вращением по «восьмерке» с перехватом из руки в руку вокруг корпуса.

Тинбе - щит, который изготовлялся из панциря больших черепах, живущих в прибрежных водах Окинавы.

Отличие каратэ от многих других восточных единоборств (айкидо, бандо, бванг, варма-калаи, вовинам-вьетводао, тхэквондо, ушу и др.) заключается прежде всего в низких мощных устойчивых стойках, жестких блоках, мгновенных переходах в контратаку с мощным ударом. В процессе тренировок в каратэ отрабатывается умение перехватывать инициативу, отвечая на атаку противника либо встречным ударом, либо блоком или уходом с линии атаки с обязательной последующей контратакой. При этом удар в каратэ наносится по кратчайшей траектории с максимальной быстротой, силой и концентрацией энергии в точке удара (кимэ).

Как уже отмечалось, цель каратэ - это оборона, а не нападение. Поэтому все действия в каратэ начинаются с защиты. Но в этом скрывается и сущность каратэ, так как оборона здесь не является пассивной и сразу же после защиты, основанной на мгновенной реакции, следует немедленная контратака. Поэтому в каратэ учат не только самозащите, но и наиболее эффективному поражению слабых точек человеческого тела.

Каратэ - это боевое искусство, рационально использующее для самозащиты все, что доступно человеческому телу, а также некоторые виды оружия. Применение техники каратэ должно обеспечить максимальную эффективность на различной дистанции и в различных ситуациях: стоя, сидя, лежа, при нападении спереди, сзади или сбоку, с оружием, без оружия, с одним или несколькими противниками.

Правильное использование техники каратэ предполагает соблюдение ряда принципов, таких, как кимэ (концентрация энергии в момент нанесения удара или постановки блока), дзёсин (непоколебимый дух), хара (соединение внутренней энергии с силой мышц тела), дачи (правильный выбор позиции) и др. Все это постигается путем длительных и упорных тренировок как в ката (формальных упражнениях), так и в кумитэ (поединках). При этом в зависимости от стиля и школы каратэ ката и кумитэ либо бывают сбалансированны, либо делается уклон в сторону одной из этих составляющих.

Понятие стиля в боевых искусствах относится к характеристике приемов, техники, а понятие школы - к целям и методам их реализации. В принципе, в границах какого-либо стиля могут существовать различные школы, а в пределах одной школы могут сосуществовать и развиваться многие стили. Однако на практике отдельный стиль становится, как правило, традицией данной школы и как бы характерной ее особенностью.

В настоящее время известно несколько сотен стилей каратэ. И уже много лет идут споры о преимуществах и недостатках того или иного стиля.

Дробление основ каратэ началось еще со времен его зарождения. Дело в том, что каратэ занимались разные люди, и каждый, кто достиг определенной ступени совершенства, привносил что-то новое, свое, в боевое искусство. Причина этого заложена в природе человека: одно и то же дело разные люди делают по-разному, приспосабливая под свои физические данные, свой характер, культуру, менталитет. Поэтому вполне закономерным было появление вначале вариаций, а затем и направлений в боевых искусствах. Так возникли, например, «мягкий» и «жесткий» варианты ведения поединка, техника боя, основанная на использования энергии нападающего и защищающего, и т.п.

Разные школы (стили) каратэ создавались людьми конкретного психофизического типа, конкретных способностей и личного опыта. Поэтому одни школы были более универсальны, другие - менее. Одни школы делали акцент на физическую силу и натиск, а другие - на скорость и ловкость и т.д. И на протяжении веков шло создание новых стилей и школ каратэ, каждая из них заявляла свои претензии на исключительность и абсолютную истинность.

Уже в наши дни предпринимались попытки объединить некоторые школы каратэ, взяв из них наиболее ценное, смешивая элементы различных стилей. Эта тенденция стала возможной благодаря рассекречиванию техники и методик тренировок различных школ, объединению их в национальные и международные союзы, проведению соревнований по единым правилам, развитию информационной сети по обмену опытом, в том числе и по сети Интернет. Однако этому объединению все еще мешает яркая индивидуальность выдающихся мастеров каратэ, жесткая конкуренция при наборе учеников, невозможность создания универсального, на все случаи жизни, стиля, одинаково подходящего различным по полу, антропологическим данным, характеру, темпераменту людям.

Вообще же каратэ как боевое искусство развивается естественным путем, являясь действенным средством физического и духовного совершенствования для миллионов людей, занимающихся им, и жизненным путем лишь для некоторых. Каждый находит в каратэ то, что ищет, приспосабливая себя под каратэ и каратэ под себя.

Карате как вид спорта

Современное карате - один из самых распространенных в мире видов спорта, которым занимаются миллионы людей.

Соревнования проводятся по различным правилам. Несмотря на разнообразие школ и стилей, у них много общего. Среди этого многообразия можно выделить несколько направлений.

В наши дни проводятся состязания:

По выполнению формальных упражнений - ката,

По разбиванию различных предметов - тамеше-вари,

По кобудо - упражнениям с древним окинавским холодным оружием.

К отдельным направлением спортивного карате относятся традиционные показательные выступления. В ходе таких выступлений иногда даже ставятся мировые рекорды - например, в тамешевари.

Выполнение ката

Все движения, входящие в ката и комплексы, строго регламентированы в последовательности, темпе, скорости выполнения. Включенные удары, блоки, перемещения строго обязательны. Соревнования по ката проводятся личные и командные (обычно три участника). Ката выполняются обязательные и по выбору, из заранее объявленного списка. Всего известно более 50 ката.

Качество выполнения ката оценивается в совокупности и по отдельным параметрам. Это точность, скорость, правильное распределение усилий, стабильное равновесие, концентрация внимания на воображаемом противнике, психологическая мобилизация, правильность стоек, верная последовательность движений, защит и ударов, правильное дыхание, а также - понимание внутреннего духа ката.

В командных соревнованиях по выполнению ката требуется соблюдение полной синхронности движений всех участников.

В большинстве школ имеется свой набор практикуемых ката. К наиболее известным и широко распространенным относятся следующие:

1. Ананку - «мир с юга».

2. Бассай-дай - «Взятие крепости».

3. Бассай-се.

4. Вансу - «Китайский военный посол».

5. Ванкан - «Царская корона».

6. Ганкаку - «Журавль на утесе».

7. Годзюсихо-дай - «Пятьдесят четыре шага».

8. Годзюсихо-се.

9. Джитте - «Десять рук».

11. Джион - «Звук храма».

12. Кайсикен-седан.

13. Кайсикен-нидан.

14. Канку-дай - «Созерцание небес».

15. Канку-се.

16. Курурунфа - «Прекратить разрушение».

17. Кусанку - «Китайский мастер».

18. Мейкье.

19. Найфанчин - «Удержание своей земли».

20. Нидзюсихо.

21. Нисэйси - «Двадцать четыре».

22. Пинан (Хейян) - «Спокойствие сознания».

23. Рохай - «Образ журавля».

24. Сайчин - «Три битвы».

25. Сайфа - «Ломаем и рвем».

26. Сей пай - «Восемнадцатый».

27. Сейсан - «Тринадцатый».

28. Сеинчин - «Дальняя прогулка завоевателя».

29. Сансэиру - «Тридцать шесть».

31. Сисотин - «Бой в четырех направлениях».

33. Сэйентин.

34. Супаримпей - «Сто восемь».

35. Тинто - «Китайский мастер единоборств».

36. Тинте - «Загадочная рука».

37. Тэнсе - «Смена рук».

38. Унсу - «Рука в облаке».

39. Хангецу (Сейсан) - «Полумесяц».

40. Энпи - «Полет ласточки».

Спортивный поединок, или кумите, - это возможность померяться силами, определить уровень мастерства. Сам термин состоит из слов куми - «встреча» и те - «рука». Спортивный поединок в карате регламентируется строгими правилами.

В спортивном карате используется несколько видов кумите:

Кихон или якусоку кумите - условная форма атаки и защиты;

Кумите на количество шагов и техник (санбон-кумите - на три шага, гохон-кумите - пять шагов);

Кихон иппон-кумите - полуусловный бой на один иппон (победу);

Дзю-кумите или шиай-кумите - свободный спарринг.

Соревнования по кумите проводятся согласно правилам себу-санбон (до трех иппонов или шести вазари) или себу-иппон (до одного иппона или двух вазари).

Критерии оценки в спортивном карате достаточно условны. Эффективной атакой - иппоном - считается разрешенный правилами точный, контролируемый удар рукой или ногой, условно нанесенный в зачетную зону тела противника. При этом судьи оценивают условное поражение противника с точки так, как если бы все происходило в действительности: после удара противник должен лишиться способности к дальнейшему сопротивлению.

Сегодня в спорте широко распространо полноконтактное карате, более известное как соревнования по карате «фул-контакт». Однако и здесь остается много условностей, применяется специальная защитная техника: перчатки, шлемы, накладки и иное защитное оборудование, что значительно ограничивает возможности применения реальных боевых приемов. «Фул-контакт» имеет много общего с кикбоксингом и фактически представляет собой европеизированный вариант карате.

В соревнованиях по спортивному карате могут вводиться дополнительные ограничения, например запрет наносить удары в голову. Иногда, наоборот, разрешаются удары ногами в нижнем уровне, подсечки и др. приемы.

Состязания в карате проводятся в весовых и возрастных категориях.

Тамешевари

Соревнования по разбиванию предметов, или тамешевари, предназначены для проверки физической силы, точности и скорости нанесения удара. Чаще всего для этого используются дюймовые доски, палки, кирпичи, черепица или ледяные глыбы.

Иногда соревнования по разбиванию предметов проводятся в качестве квалификационных состязаний, после выполнения которых участники допускаются к состязаниям по кумите.

Разбивание предметов может осуществляться ударами рук и ног, на месте, в движении и прыжке.

Состязания по кобудо очень похожи на соревнования по выполнению формальных упражнений - ката. Но выполняются они с различными видами холодного оружия, которые берут начало от традиционных орудий труда крестьян острова Окинава. В Древней Японии, Китае и некоторых других государствах простолюдинам запрещалось иметь оружие. Чтобы защищать себя, они были вынуждены учиться обороне с помощью подручных средств. Считается, что таким образом и зародились многие из восточных единоборств.

В кобудо практикуется использование следующих видов оружия:

Бо - шест длиной 182 см;

Нагината - разновидность алебарды;

Дзё - палка, посох (120 см);

Тонфа - ручка жернова;

Кама - серп;

Сай - короткий трезубец;

Нунчаки - видоизменённый цеп;

Ходзё - веревка;

Кусари - длинная цепь с грузами на концах;

Тэссен - веер;

Сюрикен - метательные звезды;

Тамбо - короткая палка, длинной в локоть.

В начале большинства соревнований по карате проводятся показательные выступления участников и организаторов. Демонстрируемые умения часто граничат со сверхъестественными способностями и достойны занесения в книгу рекордов Гиннесса.

Квалификационная система

По завершении каждого этапа обучения в спортивном карате проводятся экзамены по нескольким направлениям:

На знание базовой техники - кихон;

На правильность выполнения формальных технических комплексов - ката;

Спортивный поединок - кумите;

Разбивания предметов ударами рук, ног, головы - тамешевари.

Каждая школа или стиль современного карате использует собственные программы экзаменов.

Уровень подготовки в карате определяется системой кю и данов. Кю - ученическая степень, дан - мастерская. Всего насчитывается десять ученических и десять мастерских ступеней. Кроме того, в школе Дзёсиндо предусмотрена степень кандидата на первый дан. Им становится тот, кто сдал основные экзамены на степень первого дана. Он носит черный пояс без желтых полос. После сдачи дополнительного экзамена ему присваивается степень первого дана. Дополнительный экзамен проводится не ранее чем через полгода после сдачи.

Классификация по IOD (МОД)

10-й кю - белый пояс.

9-й кю - белый пояс (одна красная полоска).

8-й кю - белый пояс (две красные полоски).

7-й кю - белый пояс (три красные полоски).

6-й кю - синий пояс.

5-й кю - синий пояс (одна красная полоска).

4-й кю - зеленый пояс.

3-й кю - зеленый пояс (одна красная полоска).

2-й кю - коричневый пояс.

1-й кю - коричневый пояс (одна красная полоска).

1-й дан хо - кандидат на мастерскую степень (черный пояс).

С 1-го по 10-й дан черный пояс с желтыми полосками (количество желтых полосок соответствует степени дана).

Из книги С эмблемой ЦСКА автора Гулевич Дмитрий Ильич

Королева спорта Сухо щелкнул выстрел. Привыкшие к грохоту артиллерийской канонады, бомбардировкам, они не сразу услышали его. Может быть, поэтому произошла небольшая заминка на старте и лишь в следующее мгновение все рванулись вперед. Метров триста бежали рядом, затем

Из книги Надежды и муки российского футбола автора Мильштейн Олег Александрович

Из книги Карате для начинающих автора

Александр Бубнов Мастер спорта международного класса по футболу, бывший игрок «Динамо» (Москва) и других клубных команд, игрок сборной СССР, футбольный аналитик Это самый гармоничный вид спорта Футбол – прекрасная игра. Футбол – это доступность, возможность

Из книги Растяжка-расслаблением автора Цацулин Павел

Что такое современное карате Истоки современного карате Современное карате представляет собой неразрывный сплав четырех составляющих. Это: духовное и нравственное развитие, физическая культура и оздоровление, спорт, искусство самообороны.Японцы обозначают

Из книги Не сотвори себе кумира автора Галинский Аркадий Романович

Истоки современного карате Современное карате представляет собой неразрывный сплав четырех составляющих. Это: духовное и нравственное развитие, физическая культура и оздоровление, спорт, искусство самообороны.Японцы обозначают слово «карате» тремя

Из книги Книга-оружие «Запрещенные» приемы удушения автора Травников Александр Игоревич

Современное карате для начинающих Основные стойки СтойкиОбучаясь карате-до, необходимо подготовиться к освоению достаточно сложных действий - ударов, защит, бросков, приемов. Для этого вначале следует отработать ряд стандартных положений тела, или

Из книги Как выжить в уличной драке. Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя автора Терехин Константин Игоревич

Из книги Школа ножевого боя [Хваты, боевые стойки, движения, удары, техники защиты и метания боевого ножа. По системе спецназа КГБ] автора Травников Александр Игоревич

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

2. Техники удушающих захватов и приемов оперативного карате Главное и основное отличие системы оперативного карате и рукопашного боя от всех иных школ и стилей боевых искусств можно сформулировать очень кратко: «Нет правил – есть задача, которую нужно решить». Задачи

Из книги автора

Глава 3. Прикладной раздел техники удушающих захватов и приемов оперативного

Из книги автора

2. Техника выполнения удушающих захватов и приемов прикладного раздела оперативного карате 2.1. Удушающие приемы с использованием захватов пальцами рук («голыми» руками)Прием № 1.Удушающий прием выполняется пальцами одной руки с захватом шеи или трахеи. Подход спереди

Из книги автора

Почему именно окинавское карате? Позвольте мне сказать несколько слов: чем-то карате, которое я предлагаю, даже более того, настоятельно советую для использования в уличных драках, отличается от обычных представлений о нем.Прежде всего, хочу обратить внимание на

Из книги автора

Школа ножевого боя по системе оперативного карате Главной задачей следующего этапа в обучении искусству рукопашного боя с ножом после овладения основами отечественного армейского искусства ножевого боя является совершенствование приобретенных навыков, умений и

Из книги автора

Естественный вид спорта Бег – это естественная физическая деятельность человека. Любой здоровый человек способен бежать, пусть даже очень медленно.Для занятий вам потребуются не только тщательно подобранные спортивные туфли, но и большое желание привнести движение в

Из книги автора

Карате Боевые традиции карате зародились на острове Окинава, который в настоящее время принадлежит Японии. Но так было не всегда.В 1606 году японский князь Симадзу Иэсиха при помощи трех тысяч самураев клана Симадзу (согласно другим источникам – клана Сацума) захватил

Современное японское каратэ на самом деле пришло с Окинавы, с этого крупнейшего острова архипелага Рюкю. В 1606 г. Окинава была захвачена японским князем Симадзу Иэсиха. Данную операцию осуществили 3 тысячи самураев клана Симадзу на 100 кораблях. Окинава превратилась в протекторат Японской империи; ее население было обложено поборами и подвергалось жестокой дискриминации со стороны захватчиков.

Так как в столкновениях с самураями жителям Окинавы приходилось иметь дело с достаточно опытными воинами, то крестьяне вынуждены были культивировать собственные боевые искусства. Годы упорных тренировок не проходили зря, превращая руки и ноги в смертельное оружие страшной разрушающей силы. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука.

В основном использовались старые китайские рецепты, хотя к ним было добавлено много чего нового. Так, укрепляя пальцы, ученик насыпал ведро фасоли и начинал методично, по нескольку тысяч раз в день тыкать в это ведро сомкнутыми и разомкнутыми пальцами, пока из-под ногтей не брызгала кровь.Он должен был продолжать упражнения, невзирая на боль, в течении недель и месяцев, пока кончики пальцев не утрачивали чувствительность. Одновременно следовало увеличивать силу удара, чтобы в конце концов протыкать всю массу фасоли до конца. Точно такая же процедура выполнялась последовательно с песком, мелкой галькой, гравием, а иногда еще и со свинцовыми шариками. После нескольких лет усердных тренировок не стоило большого труда ударом пробить конское брюхо или бычий бок и вынуть внутренности.

Кулак закалялся вначале на простой макиваре - плотно перевитом снопе соломы окинавского изобретения. Макивара крепилась к амортизирующему шесту или доске и служила для отработки точности ударов, но также и для набивки рук и ног. Рекомендовалось также поочередно макать кулаки в кипяток и ледяную воду. На лоне природой естественной макиварой служили молодые деревья, пружинящие при ударе. Подобной закалке подвергались ноги, а отчасти и голова. По последним данным, сила удара кулака в карате достигает 700 килограммов, а удара ноги - свыше 1 тонны. Отсюда берет начало и укоренившаяся в карате практика тамэси-вари - проб на разбивание твердых предметов.
К 19 в. на Окинаве существовало 3 основных стиля окинава-тэ - Шури-тэ, Наха-тэ, Томари-тэ, названные так по местности, в которой они практиковались.
Шури-тэ, в основе которого были "северные" стили у-шу, известно тем, что оно послужило базой для создания крупнейшей современной школы каратэ Шотокан. Основатель этой школы каратэ - Гичин Фунакоши учился у двух известных мастеров Шури-тэ - Итосу Анко(1830-1915) и Азато Пейчина(1827-1906).Другой ученик Итосу Анко - Мабуни Кенва (1889-1952), используя технику Наха-тэ и Шури-тэ, создал стиль Шито-рю. Ученик Гичина Фунакоши - Хиронори Оцука (1892-1982) основал стиль Вадо-рю.

"Южные" стили у-шу стали оcновой для стиля Наха-тэ. Характреными чертами для этого направления являются работа руками согласно стилю Тан-лун("Богомол") и Винчун, устойчивая стойка, нанесение ударов ногами только снизу по дуге, громкое брюшное дыхание. Из этой школы впоследствии вышли такие известные мастера каратэ, как Чодзюн Мияги (1888-1953) - основатель стиля Годзю-рю и создатель большого направления каратэ киокушин-кай - Масутацу Ояма.

Все эти стили и направления появились в 30-е годы нашего столетия, а до 1921 года в Японии вообще никто не знал слова "каратэ". Тoлько в 1921 году во время фестиваля боевых искусств, проходившего в Токио, впервые в Японии было продемонстрировано окинава-тэ. Показывал этот вид единоборства асм Гичин Фунакоши. Успех превзошел все ожидания. Легендарный создатель Кодокана("академии дзюдо") Дзигаро Кано пригласил безвестного до того времени школьного учителя с Окинавы дать несколько уроков в Кодокане. Через 10 лет каратэ-дзюдзюцу ("искусство китайской руки") было включено в программу физического воспитания всех университетов Японии. В 1936 г. Фунакоши открыл школу Шотокан, ставшую за полвека своего существования крупнейшей школой каратэ в мире.

Основные стили каратэ

Серин-рю - окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и риска получить удар в пах. Обязательное изучение боя с применением холодного оружия: сай, тонфа, нунчакм и т.д.

Исшин-рю.
Основатель Тадзуо Симабуку (1905 - 1975) начал изучать каратэ в 1914 году. Свой стиль создал в 1954 году. Этот стиль создан на базе Серин-рю и Годжиу-рю. Сперва он не нашел поклонников: но со временем американские солдаты и моряки, служившие на базе в Окинаве, из-за близости школы стали активно посещать тренировки. Последствием стало широкое распространение этого стиля в США. Исшин-рю использует типичные окинавские стойки, но в качестве основного удара кулаком использует "уракен", блокирует мускульной стороной предплечья. Поклонники этой школы утверждают, что это более эффективный способ атаки и защиты. Удары вообще-то наносятся ниже пояса, но тe школы в США, которые участвуют в соревнованиях, используют часто и удары ногами в голову.

Годзю-рю.
Основатель Гичин Мияги (188cS-1963) изучал каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917гг. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годжю-рю, что означает "мягкий-твердый". Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения джи (мягкие) совершаются по окружности. Основные стопки: "Санчин" и "Неко аши".

Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее япоская разновидность Годжю-кай, которая восприняла многое от япоских стилей, нацелена на спарринг.

Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т. к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа. Из всех стилей Годжю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годжю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.

Уэши-рю.
Основатель Кабун Уэши (1877 - 1945) изучал боевые стили в Китае в 1897 - 1910 годах у известного мастера ЧоуДзе-хо (1874 - 1926), который был знаменит как своей "железной ладонью", так и как мастер "тигриного стиля", а также как каллиграф, к которому обращались в важных случаях.

После 13 лет обучения вернулся на Окинаву, женился и жил как фермер. Он не обучал никого каратэ. Только в 1924 году, переехав в Вакаяму, он начал обучать молодого окинавца. Позже количество учеников возросло.

Его сын, Канн Уэшц, стал главой школы. Характерны сильные удары ногами; последователи этой школы например, наносят удары пальцами ног. В последнее время наблюдается уклон в сторону спарринговой техники. Традиционалисты считают участие в соревнованиях шагом назад, по их представлениям основа Уэши-рю - это совершенствование техники выполнения ката, т. к. Кабун Уэши неоднократно говорил: "Сэнчин - это все".

Сетокан
-
один из самых популярных стилей каратэ. Основатель сетокана - Гичин Фунакоши изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хигаона. В 1922 году был приглашен из Окинавы в Японию для демонстрации техники каратэ. Первоначальный стиль был сильно похож на окинавский. Наибольший вклад в самостоятельность стиля был сделан сыном Фунакоши - Гико Фунакоши, который привнес новые идеи и довольно сильно видоизменил технику. Стиль характерен своими устойчивыми стойками и мощными, энергичными движениями, очень динамичен. Хотя в сетокан большое внимание уделяется ката, необходимо отметить, что в этих ката многие движения (действия) имеют эстетическую цель, потеряв свое функциональное действие.

Вообще, что касается современных ката (после 1927г.), то с целью придания им эстетически красивых перемещений они утратили свое первоначальное значение. Те, кто хочет учить ката с целью самообороны, должны обраться к старым ката.

Сетокан в Японии получил распространение после войны. Наибольший вклад в распостранение стиля внесли старшие ученики Фунакоши - Накаяма, Обата и Егами. Они организовали японскую ассоциацию каратэ.

После смерти Фунакоши (1957г.) многие инструктора вышли из ассоциации, образовав организацию Сетокан. Они заявили, что спарринг и жесткие методы обучения противоречат моральным принципам Г. Фунакоши.

Японская ассоциация каратэ под руководством Накаямы подготовила группу профессиональных инструкторов, которые, начав обучение этого стиля в разных странах, способствовали его популярности. Деятельность ассоциации резко подняла технический уровень каратэ.
Достаточно сказать, что когда Фунакоши прибыл в Японию, он мог демонстрировать из ката только "кушанку" (канку-дай). Он не знал пять Пипан (Хейан) ката, т. к. его учитель Итоси создал их уже после его отъезда.

Посетив Кодокан, Фукоши был изумлен интенсивностью тренировок дзюдоистов. Ничего подобного он на Окинаве не видел!
Тренировки по сетокану имеют четко продуманную структуру: первый период - это изучение базовой техники, где большое внимание уделяется развитию устойчивости тела в стойках и передвижениях. Изучаются досконально 5 ката Хейан, а так же Текки Шодан.

После третьего киу (коричневый пояс) тренировка сконцентрирована на развитии умения выполнения технических действий в комбинациях, атак же тренируется полувольный спарринг, продолжается изучение ката Бассай-дай, Емпи, Канку-дай и др. После получения первого дана продолжается совершенствование в вольном спарринге и изучаются ката. В сетокане огромное значение уделяется изучению базовой техники.

Вадо-рю
- "путь гармонии" - был основан Хиронори Отзукой, одним из старших учеников Фунакоши. Отзука (родился в 1892г.) изучать боевые единоборства начал с детства. Он тренировался и Шинто-Йошин-рю джиу-джитсу с 13 лет. Наряду с техникой броской и захватов, он изучал специальную систему атеми (удары руками и ногами по жизненно важным точкам тела).

В 1921 году в возрасте 29 лет он стал главой этой школы. Когда Фунакошн в 1929 году начал обучение, Отзука стал одним из первых его учеников. Так как он был мастером уже я своем стиле, у него не заняло много времени изучить карать.
Отзука всегда проявлял интерес к кумитэ (спарринг), но не любил ката. Он был одним из тех мастеров боевого единоборства, которые и стоят у истоков современного спарринга.

В 1934г. он основал свой собственный стиль, где наряду с окинавским каратэ он использовал и свои познания в джиу джитсу. В его стиле используются болевые захваты за кисть руки, броски, техника ухода от ударов.

Это был первый современный стиль каратэ. Стиль включает также девять боевых ката, но сердцем стиля является восемь предварительных методов спарринга.

Стойки в вадо-рю выше, чем в сетокане. Упор сделан не на устойчивость в стойке, а на мобильность в передвижениях. Вадо рю оказал большое влияние на технику ведения спарринга, особенно это касается употребления маваши-гери.

В 1982 году Отзука умер. Вадо-рю сейчас организовано как сеть ассоциаций. Ката видоизменились в сторону сетокановской традиции.

Сито-рю
основан Кенва Мабуни (1893 - 1956) и является сейчас одним из основных стилей, практикуемых в Японии. Мабуни изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хиагоны. Следуя примеру Фунакоши, он начал обучать каратэ в Японии в 1929 году. Свою школу открыл в 1934г. в Осаке.

Из всех японских и окинавских стилей последователи сито-рю изучают наибольшее количество ката, включая все ката Итоси и Хигасна, все ката серин-рю, Сетокана и Годжи-рю, а также, которые создал Мабуни. Около пятидесяти ката!, базовая техника напоминает Сетокан.
После смерти Мабуни школа распалась на независимые группы и ассоциации.

Киокушинкай (Кекусинкай)
.
Оснoватель М.Ояма, кореец по происхождению, родился в 1923 году. Этот стиль наиболее известен в мире. Он изучал китайские и корейские стили боевых единоборств перед тем, как уехал и Японию. Здесь ои непродолжительное время занимался у Гичина Фунакоши и Годжю-рю у корейского инструктора Пейчи Со.

Ояма был недоволен эффективностью боевых систем, которыми он занимался. Он удалился в горы, где сам интенсивно тренировался на протяжении полутора лет. Позже он совершил турне по США, где он проводил спарринг с боксерами, профессиональными борцами и просто уличными бойцами, не удовлетворяясь этим, он выступал в качестве своеобразного тореадора в бое с быками, убив троих и поломав рога остальным. Начал обучать каратэ в 1946 году, свою собственную систему создал в 1956 году.

Киокушинкай означает "предельно правдивый стиль". Упор делается больше на боевую эффективность, чем на оздоровительный аспект или развитие моральных качеств.
Сперва Ойама включал ката из сетокана и годжю-рю. Но в 60-х - 70-х годах роль ката упала и техника, а также методы тренировок стали напоминать тайский бокс.Соревнуются по правилам, которые ввел Ойама: Удары кулаком в лицо не наносятся, в пах не наносятся, суставы не атакуются.

Не все инструкторы согласились с Ойамой, с их точки зрения, стиль стал превращаться в тип "кикбоксинга".
Сам же Ойама говорил о вырождении японских и окинавских стилей каратэ, называя их "каратэ-дансинг".
В 50-х годах М.Ояма не раз бросал вызов на поединок ведущим инструкторам каратэ, правда, на вызов никто не осмеливался ответить.

Тренировка по коукушинкаю суровая и требует высокого уровня физической подготовки. Развитие боевого духа поощряется и часто экзаменуется. Один из наиболее суровых экзаменов называется "100 кумитэ", это означает, что надо провести 100 боев против большого круга соперников.

Для киокушинкая характерно структурное единство, редко когда группы инструкторов выходят из Федерации, образуя независимые клубы или ассоциации.

КАРАТЭ-ДО (КАРА-пустая, ТЭ-рука, ДО-путь) - это искусство ведения рукопашного боя, основанное преимущественно на ударах руками и ногами. Зародившееся на древнем Востоке и прошедшее путь до настоящего времени, оно является эффективнейшей самозащитой без применения какого-либо вида оружия.

Удивительно, что исследование приемов КАРАТЭ, созданных нашими предками и усовершенствованных в длительном изучении и применении, показывают, что эти приемы соответствуют современным научным принципам. Однако дальнейшее усовершенствование всегда возможно.

Толкование значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма - ЗЭН: " истолковать (показать) себя пустым ". Мастер КАРАТЭ как боевого искусства - Фунакоши Гичин - избрал именно этот характер значения КАРАТЭ. Он писал: "Как зеркальная поверхность отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся КАРАТЭ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил, действуя в направлении последних. Это и является смыслом КАРАТЭ". КАРА - опустошение.

История каратэ

Истоки КАРАТЭ датируются более, чем тысячелетиями назад. Индийский монах Дхарма, бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь, обучал его учеников методом физической тренировки для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы, и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии. Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны, и в то же время были известны как искусство борьбы (драки) Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно монахам монастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников. Не имея оружия, монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя, унаследованное от Дхарме. Впоследствии борьба распространилась по всей территории древнего Китая и всего Востока. Выходцы из Шао Линя, оседая на новых местах, образовывая свои школы, совершенствуя это искусство. Так сложилась целая система, названная позже У-ШУ (европейское название - КУНГ-ФУ). Далее это искусство перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными видами борьбы и еще более окрепло в результате практического применения. Лорд Кагошима на самом южном окончании о. Киушу в Японии запретил под страхом смерти пользование оружием, поэтому большой подъем развития получили приемы боя ОКИНАВА-ТЭ ("рука Окинавы").

Переходя по наследству - от отца к сыну - боевое искусство древнего Востока постепенно уходило в тайну каждого мастера. Из-за своей смертоносной силы и колоссального эффекта. владеющие этим искусством стали преследоваться властями. Они уходили в горы и там все более и более совершенствовали свое искусство, придавая ему более философский характер. Постепенно ОКИНАВА-ТЭ стало достоянием лишь самураев и знатных династий, которые тщетно хранили секреты боевого искусства, передавая знание его по наследству - от поколения к поколению. По этой причине ОКИНАВА-ТЭ было почти забыто широкими массами людей; лишь самурайские фамилии да немногие, никому не известные старые мастера, навсегда поселившиеся в горах и отрекшиеся от всего мира, бережно хранили тайны могущества этого вида борьбы.

Японской общественности это боевое искусство впервые было показано в 1922 году мастером с Окинавы Фунакоши Гичином, умершим в 1957 году в возрасте 88 лет. Свою борьбу он назвал КАРАТЭ ("пустая рука") . Будучи преподавателем (профессором) колледжа на Окинаве, Фунакоши Гичин был приглашен с лекцией и демонстрациями традиционного боевого искусства Министерством просвещения в Токио. Его выступления произвели на публику такое впечатление, что он был наводнен просьбами преподавать КАРАТЭ в Токио. Вместо возвращения на Окинаву, Фунакоши начал обучать своему искусству в различных университетах и в Кодокане - центре ДЗЮ-ДО, пока не обосновал в 1936 году ШОТО КАН - величайшую в истории КАРАТЭ школу в Японии.

Японская Ассоциация КАРАТЭ (НИПОН КАРАТЭ КЕКАЙ) была основана в 1955 году Фунакоши как главным инструктором, который по праву был назван Отцом КАРАТЭ. В то время Организация имела всего лишь несколько членов и группу инструкторов, которые изучали КАРАТЭ под руководством старого мастера. Ассоциация была утверждена как корпорация Министерством просвещения в 1958 году. В это же время Ассоциация провела первый Всеяпонский чемпионат по КАРАТЭ; сейчас они проводятся ежегодно, что помогло становлению КАРАТЭ как виду спорта (соревновательного). Имея огромный опыт развития, Ассоциация сейчас насчитывает в своем составе 100. 000 действующих учеников и приблизительно 300 филиалов и клубов КАРАТЭ по всему миру.

Роль КАРАТЭ в современный век огромна. Как практическое средство самозащиты оно широко изучается в частных клубах, а в Японии оно является частью тренировочной программы для полицейских и членов вооруженных сил. Огромное число колледжей сейчас включает КАРАТЭ программу физического воспитания; и вместе с этим растет количество женщин, изучающих его приемы. В Японии и в других странах мира, кроме того, растет популярность КАРАТЭ как соревновательного вида спорта, дающего огромную пользу тренировке ума, воли, физической закалки.

Возникшее и развившееся на Востоке как боевое искусство, оно сохранилось и шагнуло через века, и стало не только высокоэффективным средством самозащиты, но и существует и сейчас как захватывающий соревновательный вид спорта, дающий наслаждение энтузиастам и поклонникам всего мира.

Основные принципы

  • ЦУКИ ("укол мечом")
  • УЧИ ("рубка мечом")
  • ГЕРИ ("удары ногами")
  • УКЕ ("блоки")

Перечисленные выше элементы составляют основные приемы КАРАТЭ. Они являются начальной и конечной целью КАРАТЭ. Эти основные движения усваиваются меньше, чем за 2 месяца; однако в совершенстве изучить их выполнение за такой срок невозможно. Поэтому необходимо практиковаться регулярно, используя максимум концентрации и усилий в выполнении каждого движения. Однако тренировка не достигнет цели, если она неправильно проводится. Если даже изучать технику КАРАТЭ на научной основе, вместе с инструктором и используя правильный график тренировок, все усилия могут быть тщетными, так как тренировка по КАРАТЭ считается научной лишь тогда, когда она ведется на основе правильных физических и физиологических принципов.

Тренировка каратэ

Тренировка КАРАТЭ - это сложный физический и психологический комплекс упражнений, требующий полного понимания каждого элемента. Без этого тренировка КАРАТЭ невозможна. Основной подготовкой, способствующей овладению этого искусства, является психологическая подготовка бойца. Перед каждой тренировкой необходимо прежде всего правильно настроить свою психику и направить свои мысли в нужное русло. Для этого надо сесть на колени, поджав под себя ноги так, чтобы колени были сведены вместе и направленны вперед, пальцы одной ноги лежали на пальцах другой, корпус прямой, плечи расправлены и параллельны полу, руки на бедрах, подбородок слегка приподнят и смотрит вперед, челюсти плотно сжаты, глаза закрыты. При этом тело полностью расслабленно, разум освобожден от посторонних мыслей и всякого рода переживаний. Ваша цель одна - Вы пришли в зал, чтобы что-то с собой унести, чтобы узнать то, что еще не знаете, чтобы научиться тому, что еще не умеете, чтобы превозмочь себя... Иначе тренировка пройдет впустую.

Помните:"как только Вы перестаете грести, Вас относит назад". Эту фразу необходимо повторять про себя по нескольку раз в течение всей тренировки, вникая в смысл каждого ее слова.

Для изучения КАРАТЭ необходимо правильно и четко управлять своими мыслями. Чтобы развить в себе такое качество, полезным будет следующее упражнение. Сядьте, как указано выше, расслабьтесь, забудьте о всех проблемах, тревожащих Вас, представьте, что Вас неудержимо засасывает в болото. Ваше тело наполняется тяжестью. Вы чувствуете это. Организм наливается теплом. Вас начинает медленно тянуть к полу: постепенно опускается голова, плечи, корпус. Наклоняясь вперед, Вы медленно вытягиваете вперед руки. Тяжесть полностью наполняет Ваше тело, Вы целиком прижали свой корпус к коленям, и, до конца расслабившись, как бы обтекаете телом свои колени. Руки вытянуты вперед. И вот Вы полностью погрузились в затянувшее Вас болото; Вы лежите на дне самой трясины, не в состоянии пошевелиться. Но Вам жизненно необходимо вырваться из этого омута. Для этого необходимо резкое движение, сильный рывок, который вытянет Вас на поверхность, но для этого Вам нужно не просто усилие, а свехсила, которая на первый взгляд Вам не по плечу. Но она есть в Вас и в Вашем сознании, и Вы должны поверить в нее, иначе Вам не выбраться из этой трясины. Чтобы сделать этот спасительный рывок, Вы должны полностью сосредоточиться на нем и, собравши в себе все силы, с резким выдохом (можно даже с выкриком) выпрыгнуть из принятого положения как можно выше. Такое упражнение поможет Вам в овладении умением управлять собой, своими мыслями и чувствами.

На протяжении всей тренировки Вы должны полностью и до конца очистить свой разум от желания показать свою силу, от корыстных побуждений, от злобы, зависти и жестокости. Помните, что КАРАТЭ является искусством самообороны, а не нападения, применяемым в самом исключительном случае, когда Вам или Вашему здоровью грозит опасность. Пытайтесь все конфликты решать мирным путем. Ведь не случайно старые мастера этого боевого искусства говорили, что "настоящий каратэист не тот, кто без страха и колебаний лезет в драку, а тот, кто сможет уйти от драки". Именно уйти, а не убежать.

В бою психологическая подготовка играет одну из самых важных ролей, если не самую важную. Необходимо знать, что в схватке с противником прежде всего нужно победить его психологию, а уж потом вступать с ним в технический контакт с непосредственным применением приемов КАРАТЭ. Ведь победа над противником в психологической схватке - это половина фактической победы в реальном контактном бою.

Во время спарринга или боя постоянно смотрите в глаза противнику, не отрывая своего взгляда ни на мгновение. Этим самым Вы обеспечиваете себе полный обзор всех частей тела противника и всех его движений.

Никогда не переоценивайте и не недооценивайте противника, тем более никогда его не бойтесь.

Не стоит также переоценивать своих возможностей; четко определите их для себя и действуйте согласно им.

Старайтесь как можно меньше отступать от противника, придавая ему уверенности. Помните: "чем дальше Вы отходите от противника, тем ближе он к Вам подходит".

Пропущенные Вами удары противника не только физически поражают Вас, но придают Вашему противнику лишнюю уверенность, которая не в Вашу пользу.

Никогда не утешайтесь временным успехом, нерасхолаживайтесь и не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что Ваши возможности неограниченны, и совершенствование всегда реально.

Вот несколько советов для психологической тренировки КАРАТЭ и моральной подготовки к бою и ведения его. Усвоив эти правила, Вы можете переходить к изучению техники КАРАТЭ и методики ведения профессионального рукопашного боя.

Форма, равновесие и центр тяжести

КАРАТЭ является не только спортом, где концентрируются самые благоприятные виды использования человеческого тела или используются принципы из учений физики и физиологии. Все боевые искусства и многие другие виды спорта зависят от правильной формы для эффективности их приемов. В бейсболе хорошая форма необходима для того, чтобы добиться высокой неуязвимости. Фехтовальщик тратит годы для совершенствования движений, чтобы легко увидеть неподготовленного. Отличная форма особенно важна в КАРАТЭ. Все части тела должны взаимодействовать, обеспечивая необходимую устойчивость для поддержания приемов (ударов) при выполнении ГЕРИ или ЦУКИ.

Ученики часто должны стоять на одной ноге в атаке или в защите. Поэтому равновесие приобретает первостепенную важность. Если стопы располагаются далеко друг от друга и, следовательно, с понижением центра тяжести, ГЕРИ или ЦУКИ получаются сильные. Однако они будут слабыми, если центр тяжести слишком высоко и ступни сближены свыше того, что максимально допустимо. Поэтому, несмотря на то, что устойчивость важна, существуют определенные точки, ближе которых нельзя становиться. Если ученик чрезмерно заботится о равновесии, он может потерять подвижность. Поэтому позиция тела и, следовательно, центр тяжести зависят от разных обстоятельств.

Центр тяжести всегда перемещается. Иногда вес тела поровну распределен между обеими стопами, а иногда он распределяется сторону больше, чем на другую. Когда выполняется ЙОКО-ГЕРИ (удар ногой в сторону), вес полностью перемещается на одну ногу. В этом случае Вы должны твердо стоять на одной ноге, иначе удар или выполнение ГЕРИ может нарушить это равновесие. Однако, если Вы стоите на одной ноге слишком долго, противник может Вас легко атаковать. Поэтому Ваше равновесие должно постоянно перемещаться с одной ноги на другую. Центр тяжести должен быстро перемещаться слева направо и назад, кроме того, Вы должны уклоняться от движений противника или при удобном случае атаковать его. В то же время Вы должны постоянно искать открытия в защите Вашего противника.

Понятие КАРА, как оговаривалось выше, имеет не одно традиционное значение. Одним из них является понятие "центра тяжести", который находится на уровне пупка. Все ГЕРИ и ЦУКИ в КАРАТЭ исходят именно из него, то есть Вы всю Вашу внутреннюю силу, заложенную в КАРА как бы переносите в бьющую руку или ногу. Поэтому в бою рекомендуется руки держать у живота (у КАРА) . В таком положении они всегда готовы к нанесению удара или постановки блока, а также находятся в нужном - согнутом - положении, что является немаловажным моментом во время ведения боя, ведь согнутую руку (ногу) гораздо сложнее сломать, чем выпрямленную в суставах.

Сила и быстрота

Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах, а также в других видах спорта. Эффективное использование силы важно. Примерно силы в любом движении зависит от ряда факторов. Одним из них, наиболее важным, является быстрота. Основные удары ЦУКИ и ГЕРИ в КАРАТЭ достигают своей силы концентрации максимума усилий в момент касания.

Эта концентрация сил зависит во многом от быстроты, с которой выполняются приемы. Другим одинаково важным фактором является достижение большой быстроты при увеличении силы. Сила удара ЦУКИ, производимого опытным каратэистом, приблизительно равна 1500 фунтов (680,4 кг). Быстрота - важный элемент в приложении силы, однако можно не добиться ее большого эффекта без хорошего контроля.

Движение основных приемов КАРАТЭ нуждается в тренировках движений не только по медленно движущимся объектам, но и по легким объектам, движущимся с максимальной скоростью. Сильные тренировки и медленные упражнения в поднятии штанги необходимы для тренировки силы, однако не так эффективны в КАРАТЭ, как сила, развивающаяся при шатании бруса или ударов (по макиваре) с большой скоростью. Другим принципом является то, что большая быстрота достигается тогда, когда сила движется по более длинному пути к цели. Например, в ударе ногой колено бьющей ноги сгибается, насколько возможно, и тело перемещается относительно цели так, чтобы нога полностью разогнулась в момент удара. Если удлинить путь ноги к цели, то удар ногой получится сильнее.

Для того, чтобы увеличить силу и быстроту, необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные и непредвиденные нападения. Такие тренировки вместе с пониманием умения применять динамику движения могут быть средством уменьшения времени реакции.

Концентрация силы

ЦУКИ или ГЕРИ будут слабыми, если бить лишь одной рукой или ногой. Для достижения максимальной силы необходимо использовать силу всех частей тела одновременно Когда делается ЦУКИ или ГЕРИ, сила движется из центра тела основных мышц к конечностям, окончанию кисти или стопы. Эта сила движется от одной части тела к другой со скоростью приблизительно 0,01 м/с. Все движение от начала до конца продолжается 0,15 - 0, 18 сек. , если такая скорость движения возможна в правильно выполненном действии. Тренировка способствует тому, что вся имеющаяся концентрируется в ударной точке.

Важно, чтобы различные мышцы и сухожилия держались свободно и расслабленно, позволяя немедленно ответить на изменение обстоятельств. Если мышцы уже напряжены, то их больше нельзя напрячь в момент концентрации. Сила, концентрируемая во время удара, должна мгновенно расслабиться для подготовки к следующему движению. Постоянная тренировка в напряжении и расслаблении тела очень важна для приобретения мастерства в выполнении приемов КАРАТЭ.

Роль мышечной массы

Силу для движения тела дают мышцы. Всесторонне натренированные, мощные и эластичные мышцы - вот, что необходимо в КАРАТЭ. Даже если ученик имеет большой опыт в теории КАРАТЭ и знает принципы динамики движений, его прием будет слабым, если его мышцы не будут достаточно сильны и крепки. Поэтому необходима постоянная тренировка в укреплении и усилении мышц тела. Если тренировка в КАРАТЭ ведется по-научному, очень важно знать, какие мышцы участвуют в различных частях движения приема.

Когда отрабатывается новый прием, ученики одновременно используют необходимые мышцы или мышцы, которые в действительности мешают выполнению приема. Поэтому начинающие должны внимательно следовать советам своего учителя. Когда нужные мышцы действуют полностью и гармонично, прием получается сильным и эффективным. С другой стороны, если действуют ненужные мышцы, результатом является в крайнем случае потеря энергии, и, что хуже всего, неэффективный прием.

Наконец, важна быстрота мышечной концентрации, потому что сильное напряжение мышц производит силу.

Важным элементом в выполнении приемов в боевых искусствах и других видах спорта является ритм. Правильное применение серии движений в любом виде спорта невозможно без ритма. Также есть ритм, необходимый для движений атлета, более того запутанный и непохожий, так называемый музыкальный ритм. Для изучающего КАРАТЭ правильный ритм в обоих случаях: в основных приемах и еще больше в продвинутом спарринге (КУМИТЭ). Ритм особенно важен в выполнении официальных упражнений (КАТА). Вы должны хорошо подготовиться, чтобы чуть раньше, чем надо, выполнить 3 наиболее важных элемента, применяя силу в свое время, контролируя быстроту в приемах и от приема к приему, и плавно перемещая тело от одного приема к следующему. Эти требования неосуществимы без ритма. КАТА, выполненное лицом, продвинувшемся в КАРАТЭ, мощное, ритмичное и, следовательно, красивое.

Чувство времени

Правильное чувство времени крайне важно в выполнении приемов. Если чувство времени недостаточно, не развито, прием может не получиться. Удар ГЕРИ или ЦУКИ, направленный в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, часто безрезультатен. Начинать прием сперва важно в любой рассчитанный промежуток времени. Начиная свое движение более эффективно, игроки в бейсбол и гольф тренируют свой размах, обрабатывая его. Однако не имеется удобных случаев для отработки подобных размахов в КАРАТЭ, где исход схватки решают мгновения. Недостаток в чувстве времени может быть гибельным.

Атака в КАРАТЭ должна начинаться рукой или ногой из обычной готовой позиции или защитной. Очевидно, рука или нога (стопа) должна всегда располагаться так, чтобы приемы можно было легко и быстро применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, на всем продолжении этого движения тело должно держаться расслабленно, однако настороженно, с мышцами, полными энергии и готовыми для любого случая.

Низ живота и бедра

Тренеры современного спорта подчеркивают постоянно роль бедер в доставке максимума силы в любое движение. Например, они говорят: "Бейте Вашими бедрами" или "Бросайте Вашими бедрами" , или "Поддайте Вашими бедрами" . В Японии Танден приобретает важность сразу же после начала обучения. Учителя боевых искусств и учителя других искусств и дисциплин постоянно подчеркивают важность Танден в достижении мастерства. Эта область особенно подчеркивается потому, что там сосредоточен чувствительный человеческий дух, и что эта область обеспечивает основные силы и равновесие.

Танден в действительности есть площадь позади пупка в центре тела. Если встать прямо, центр тяжести располагается точно там (КАРА). Если стойка в КАРАТЭ правильная, центр тяжести находится в Танден. Правильная стойка дает возможность ученику правильно уравновесить верхнюю и нижнюю части своего тела, приводит в гармоничное взаимодействие его мышцы и дает минимальную потерю энергии.

Если сила концентрируется в Танден, она, как струя, вливается в выполнение приемов КАРАТЭ; кости таза и голени крепко поддерживают бедра и туловище при повороте. Эта мощная цепкая поддержка позволяет выполнить сильные приемы. Центр тела, то есть низ области живота и бедер играет большую роль в различных движениях КАРАТЭ. Следовательно, нужно стараться делать ЦУКИ, ГЕРИ и УКЕ, бедрами помогая им.



 

Возможно, будет полезно почитать: