Когда можно ставить ребенка на лыжи. Как научить детей кататься на лыжах - полезные рекомендации. Спуск и торможение

Как сделать освоение горных лыж увлекательным и эффективным и привить ребенку любовь к этому виду спорта - в советах профессиональных инструкторов альпийских курортов

1. Ставить ребенка на лыжи можно уже в 3 года

В европейских лыжных школах на занятия берут детей от 3 лет.

Причем в таком возрасте девочки чаще прогрессируют быстрее мальчиков — они исполнительнее. Но все же большинство инструкторов уверены, что оптимальный возраст для первых спусков — 4 года: ребенок уже физически окреп и готов выдерживать непривычную нагрузку, а также справляться с неудобством лыжной экипировки и подъемов в гору.

Главное для первых уроков — два навыка: плуг для остановки и параллельные лыжи для движения. В Европе их называют «пицца» и «картофель фри». Эти образы понятны всем детям, независимо от страны и возраста. После 7 лет ребенок учится уже осознаннее, он может управлять своим телом, повторять движения взрослых. В этом возрасте прогресс особенно заметен и очень эффективны занятия в группе.

2. Внимательно выбирайте одежду и экипировку

Выбирайте теплую, не продуваемую ветром одежду с хорошей влагоизоляцией — все дети много падают и радостно валяются в снегу. Лыжи и ботинки покупайте не на вырост, а под рост и вес ребенка, иначе он не будет получать удовольствие от катания. Ребенку от 3 до 5 лет лучше приобрести самые короткие лыжи.

Даже пятилеткам весом 15-20 кг первые шаги удобнее делать на лыжах 70 см.

У многих детей не складывается со спортом только из-за того, что родители купили им неподходящие ботинки или они неправильно их надели. Ботинки для малышей обычно облегченные, с одной клипсой, не такие жесткие. Для детей от 5-6 лет — уже похожие на взрослые.

Не забудьте про очки или маску на шлем — в солнечный день без очков вся учеба пойдет насмарку.

3. Не учите детей сами. Первые уроки лучше взять у профессионалов

Если 3-4-летний ребенок не очень легко отпускает родителей, лучше, чтобы на занятии был кто-то из близких. Но детей постарше родственники могут отвлекать. Малыши совершенно по-другому ведут себя в присутствии мамы и папы, да и сами родители часто требуют от детей быстрого прогресса, а это неправильно. Поэтому первые занятия лучше начинать именно с профессионалами.

4. Пусть первые занятия будут игровыми

Не стоит ждать от ребенка быстрых результатов и уж тем более ругать за неудачи. Для начала важно поиграть в лыжи — научиться ходить, как астронавт на луне, почувствовать скольжение лыж, вдоволь поваляться в снегу. В большинстве лыжных школ ребенка отправят поиграть или порисовать, если он устанет.

5. Не бойтесь травм

В школе дети редко получают серьезные травмы — они всегда под присмотром взрослых, помнящих все правила безопасности. Например, ни в одну школу не возьмут ученика без шлема и не станут заниматься с ним там, где проезжают другие катальщики на санках, лыжах или досках. Но зато на склоне можно запросто замерзнуть или перегреться, поэтому подбирайте оптимальную одежду с учетом особенностей спорта.

6. Пять дней — оптимальный срок занятий

Конечно, тут все индивидуально, у всех прогресс наступает с разной скоростью. Но в среднем пяти дней достаточно, чтобы ребенок начал спускаться с большой горы — вместе с инструктором или родителями. Кроме того, школы предлагают более выгодные условия оплаты пятидневных занятий. Впрочем, лучше оплачивать каждый урок малыша отдельно, потому что дети в этом возрасте непредсказуемы — сегодня хотят заниматься, а завтра их не заставишь.

7. Не делайте за ребенка его работу

Очень часто родители стараются помочь ребенку, но в итоге только вредят: они поднимают его к подъемнику, снимают с подъемника, а потом еще и спускают с горы на себе или в обнимку. Этого нельзя делать. Дети расслабляются и совершенно забывают, что лыжами надо управлять. Можно подать ребенку руку, но не надо его все время тянуть и толкать: он должен сам немного потрудиться.

8. Выбирайте школу или инструктора в зависимости от возраста и характера ребенка 9. Не бойтесь языкового барьера

Да, русскоязычные учителя в Альпах — редкость, но языковых проблем с детьми обычно не бывает. У большинства инструкторов есть разговорник с важными фразами вроде: «Ты замерз?» или «Ты устал?», а технику они показывают на личном примере. Что касается общения друг с другом, то здесь проблем у детей обычно не возникает.

10. Любите кататься

Вряд ли ребенок полюбит лыжи, если вы будете лежать весь день в шезлонге с горячим шоколадом или кружкой глинтвейна.

Дети любят горы, если родители получают от гор удовольствие.

11. Относитесь ко всему с юмором. Кататься с детьми - весело

В каком возрасте детей можно ставить на горные лыжи?

У многих родителей очень часто возникает вопрос — когда можно ребёнка ставить на горные лыжи? Те родители, которые сами увлекаются катанием на горных лыжах, пытаются поставить своих чад чуть ли не с пелёнок, ну, а те, кто далёк от этого, часто выжидают до последнего, боясь, что ребёнок упадёт и что-нибудь себе сломает. И первые, и вторые по-своему правы. Ни в коем случае нельзя заставлять детей заниматься тем, чем им не хочется, но и препятствовать желанию тоже не стоит.

Софья Поважная

Малышей можно, конечно, буквально с двухлетнего возраста «выкатывать» на пологих горках — это укрепит здоровье, разовьет ловкость, чувство равновесия, выносливость и прочие полезные качества. Однако каких-то самостоятельных спортивных проявлений от ребёнка не стоит ждать раньше шести лет.

Тони Зайлер

Вот исторический пример: знаменитый Олимпийский чемпион прошлого века, австрийский горнолыжник Тони Зайлер получил в подарок горные лыжи, когда ему стукнуло два года, а отец его, опытный лыжник, в течение четырех лет старательно «натаскивал» малыша на трассах, которые начинались буквально от порога их дома. И... в конце концов отступился, заявив: — Более бездарного ученика я не видел! Предоставленный сам себе Тони продолжал кататься и... стал великим Зайлером, первым в истории Австрии трёхкратным олимпийским чемпионом, одним из трёх абсолютных чемпионов мира в истории горнолыжного спорта, единственным 7-кратным чемпионом мира среди мужчин.

Недавно мы столкнулись с подобным примером «отечественного производства». На одном из горнолыжных курортов появился маленький «комочек» по имени Соня. Как мы позже узнали у её папы, Соне недавно исполнилось 2 годика. И уже в таком возрасте, при росте примерно до папиного колена Соню было догнать практически нереально, уже не говоря о её прыжках с трамплинов. Было непонятно, откуда у маленького гномика столько сил на катание по 4−5 часов в день, да ещё и на прыжки. Когда с неё снимали комбинезон, под ним оказывался маленький «червячок». Естественно, очень трудно было удержаться и не расспросить папу о таком уникальном ребёнке.

— Как и почему решили Соню поставить на лыжи?

— В январе 2013 отдыхали в Финляндском Княжестве, Соне был годик и 1 месяц. Собственно на горку приехали один раз за весь отдых просто так. Пришла мысль сфотографировать ее на лыжах. Финны дали просто так амуницию, одели Соню, я ее перетащил на детский склон. Ну и просто отпустил... А она не упала, а проехала свои первые 20 метров. Судя по фотографии, ей понравилось. Конечно, сразу все сняли и больше не пробовали в прошлом году. Но надо сказать, что несколько раз я ездил с Соней в Охта парк, катал ее на снегоходе, да и воздухом подышать. Один раз она забралась к девушке на сноуборд и тоже не упала.

Александр Поважный

— Насколько спортивные мама с папой, и увлекается ли ваша семья горными лыжами?

— Мама — чемпионка мира по танцам (модерн). Папа занимался разными видами спорта: плавание, парусный спорт, ралли, и т. д.), КМС по волейболу. Горные лыжи больше как хобби. Раньше, до Сониных занятий, регулярно не катались.

— Как быстро Соня поехала сама, без посторонней поддержки (через сколько занятий)?

— Поехала сразу. Никакой поддержки, за исключением первого раза в год и месяц. На первом занятии этого сезона в Охта парке, я считаю, что нам повезло. Соня случайно встретила инструктора, зовут ее Маша. Считаю, что надо отметить ее вклад, так как после занятия с ней, Сонины глаза загорелись ещё ярче. Уговорить Соню снять шлем перед сном сначала было невозможно без скандала, Засыпала в шлеме. После этого мы сразу заказали в интернете самые маленькие ботинки и лыжи. Мы ездили каждую субботу полтора месяца, отзанимались 6 уроков по 45 минут. Комментарии Маши были интересны. Большое ей спасибо. Ездить нам в Охту — 100 км в одну сторону, поэтому мы начали ездить просто кататься в Туутари. Уроков не брали. Соня не идет к чужим людям (по команде), все-таки 2 года всего, я не настаивал, просто катался с ней.

Постепенно мы переместились на большую горку, и  Соня стала проявлять интерес  к общению с другими детьми. Соню было тяжело не заметить среди детишек, и директор комплекса — Александр Вайткус подарил Соне "карточку Инструктора« на 1000 проходок на подъёмник. За это ему отдельное человеческое спасибо. Это очень облегчило наши сложности приезжать на 15−30 минут каждый день. Приехали, оделись, и сразу на горку, без проволочек.  После окончания олимпиады в Сочи в Санкт-Петербург вернулась наша хорошая знакомая Наталья Данилочкина.

Наталья Данилочкина

Она старший тренер сборной Белоруссии по горнолыжному спорту. В одну из наших встреч, она любезно согласилась позаниматься с Соней. К её изумлению Соня укатала Наталью за три часа и в минуты отдыха терпеливо ждала, пока тренер попьёт кофе. По словам Натальи Юрьевны она тоже не встречала раньше таких упорных и усидчивых деток. Многие рано начинают показывать достойное катание, но не настолько рано и хорошо, как Соня. В апреле, когда снег на курортах около города уже растаял, мы решили продлить сезон в Коробицыно. Приехали на курорт «Снежный». Там мы познакомили с главным инструктором — Любой.

Соня и Любовь Квартина (главный инструктор ГК "Снежный")

Они с Соней сразу друг другу понравились. Затем, приезжая туда два — три раза в неделю мы брали у Любы занятие, но потом Соня ещё докатывала сама свои 3−4 часа, отрабатывая упражнения с хлопками и самолётиками, делая иногда перерыв на любимые макароны.

— Есть ли какие-нибудь горнолыжные планы на Сонино будущее?

— Нет планов. Планы она пусть сама строит. Мы будем только помогать. А уж как получится —не знаем.  Столько всего должно совпасть, чтобы получилось счастье. А еще знаю, что есть очень зыбкий баланс между детской радостью и жесткой дисциплиной спорта. Но это тема для отдельной истории. Пока мы играем в лыжи. И чем дольше, тем лучше. Дорогие родители, делайте выводы сами, но нам кажется, что самое главное в ребёнке — это желание. Если «глаза горят», то стоит попробовать. Удачи всем, хорошей погоды и отличного настроения. Мы будем следить за судьбой Сони и, кто знает, может быть, у нас растёт маленькая Анна Фенингер или Микаэла Шиффрин? :)

С появлением ребенка в семье на родителей ложиться огромная ответственность за физическое развитие ребенка и воспитание.

Уже с младенческого возраста следует прививать любовь ребенка к окружающей природе, чувство уважения к женщине и пожилым людям. Примерно в возрасте 4 лет детей часто называют «почемучками». Им все становиться интересно; они такие любознательные. Кроме знаний и эстетического воспитания, детям просто необходимы физические упражнения – физическое развитие детей очень важно в любом возрасте. С возраста двух лет необходимо обеспечить ребенку активный отдых. Отдых всей семьей вызовет неописуемый восторг у вашего ребенка.

Родителям необходимо помнить, что ребенок, это никак не «миниатюрный взрослый». Рост и физическое развитие детей происходит по своим законам. Поэтому не стоит предъявлять к ребенку «взрослые» требования по его развитию. Большие нагрузки не только отобьют у ребенка желание физически развиваться, но и могут нанести непоправимый вред его организму. Поэтому подходить к привлечению ребенка к спорту необходимо осторожно и неторопливо. Лучше всего делать это в виде игры. Именно, играя, дети лучше запоминают новый материал. Катание на лыжах не станет исключением. Обучение с игровыми приемами будет наиболее эффективным. А что может быть веселее, чем катание на лыжах.

Детей на лыжи можно начинать ставить уже в 2 года. Правда в этом возрасте ваш карапуз, скорее всего, будет капризничать и если у вас хватит терпения то снимать с него лыжи, то одевать их, играть с ним без лыж, когда ему захочется, тогда к концу зимы ваш ребенок, возможно, будет не только топать по лыжне, но даже немного скользить. Не переживайте из-за его капризов, так как маленьким детям тяжело заниматься одним делом непрерывно. Да и физическое развитие детей находится не на достаточном уровне, чтобы вполне осмысленно заниматься делом. Не стоит удивляться, если карапуз будет топать по лыжне, для начала это нормально. Попробуйте увлечь его катанием. Положите, например, перед носками лыж по мячику и попросите, что бы он толкал их вперед.

Для лыжной прогулки с детьми лучше всего подойдет температура от 3 до 10 градусов мороза. Эта температура не дает вам замерзнуть, однако она достаточна для того, что бы снег не налипал на лыжи.

Что бы научить ребенка основам скольжения вам понадобиться лыжня, лучше всего проложите ее по целине сами, проехав на лыжах несколько раз. Желательно проложить ее возле дорожки, что бы у вас была возможность идти рядом с малышом. В неглубоком снегу можно дать возможность ребенку протоптать новую лыжню, таким образом, он научиться параллельно держать лыжи. Лучший способ научить ребенка разворачиваться на лыжах – это позволить ему вытаптывать различные фигуры (веер, солнышко) на снегу. Физическое развитие детей – это еще и игра, не забывайте.

Лыжи для первой прогулки должны быть выше вашего ребенка на 10 – 15 см. Лучше всего, если они будут деревянными, хотя можно воспользоваться и пластиковыми. Главное требование - нормальное крепление. Крепление в виде двух ремешков не подойдет ни в коем случае. Сейчас продаются хорошие детские крепления в виде галош с закреплением задника на пятке. С таким креплением можно ездить в обычных зимних ботинках.

Для начала поставьте ребенка на лыжню. Пусть он попробует сам двигаться по лыжне. Обычно маленькие дети шагают на лыжах, а не скользят. Ничего страшного. Объясните ребенку, что на лыжах надо скользить, а не идти. Попробуйте осторожно двигать ребенка за носки лыж вперед по лыжне. На первых порах дети не способны держать равновесие и заваливаются то вперед, то назад. Постарайтесь морально поддержать ребенка, ведь если он расстроиться, то может надолго забросить катание на лыжах.

Для освоения скольжения палки ребенку не нужны. Вообще для детей в возрасте до 5 лет лучше всего использовать так называемый «буксир». Он представляет собой круглую деревянную палочку длиной около 30см, в центре к ней привязывается веревка длинной до 5 метров. Таким образом, ребенок может держаться за эту палочку и скользить за вами по лыжне.

Когда ребенок научиться уверенно стоять на лыжах и ехать за вами на буксире, перенесите занятия на небольшую пологую горку, что бы он мог спокойно сам с нее скатиться. Научите его самостоятельно подниматься на горку лесенкой и разворачиваться на лыжах. Эти простые упражнения значительно повышают навык владения лыжами.

Относительно одежды. Так как ваш ребенок еще не будет быстро бегать на лыжах, то он не вспотеет, поэтому желательно одевать его как для обычной прогулки на улице. Но вам стоит одеться потеплее, ведь вы будете ходить вообще медленно, сопровождая свою кроху. Курточка и штаны должны быть непромокаемые, ведь падений не избежать.

Маленькие лыжники должны быть обуты в удобную и теплую обувь. Детям нередко зимой обувают валенки, но на лыжню такую обувь лучше не обувать. Так как, после падения валенки останутся в лыжах, а крохотуля без валенок будет валяться в снегу.

Если ваша прогулка очень продолжительная, то следует позаботиться о вкусных сладостях. Чтобы быстрее восстановить силы. Однако поощрять конфетой ребенка не стоит. От катания ребенок должен получать удовольствие, оно не должно быть принудительным времяпровождением.

Дети привыкли всегда находиться рядом с родителями. Будет лишним нанимать инструктора, когда ребенку 3 или 4 года, а тем более 2. Если родители выпали из поля зрения ребенка, он начинает тревожиться, никакие уроки лыжного искусства он не будет воспринимать. Страх, что его бросили, окажется выше, чем с успехом преодоленная горка. Поэтому не оставляйте ребенка одного.

К достижению вашим ребенком пятилетнего возраста можно обратиться за помощью к инструктору. Ребенок уже начинает воспринимать «чужого дядю» как лучшего помощника. В этом возрасте дети более уверенны в себе, легче обучаются, физическое развитие детей находится на более высоком уровне (скелет сформирован, мышечная ткань более развита). Не стоит концентрировать внимание вашего ребенка, на том, что он останется один без вас. Заинтересуйте его лучше усвоить новый материал и достичь отличных результатов. На всякий случай, оставьте свой номер мобильного телефона инструктору. Ребенок может капризничать из-за отсутствия родителей, но через какое-то время он полностью отдастся новому увлечению. После занятия ребенок встретит вас с распростертыми объятьями, и с блеском в глазах будет рассказывать, и показывать свои успехи на лыжне.

Так что пока продолжается зима, ставим ребенка на лыжи. Ведь морозный воздух, умеренные физические нагрузки намного полезнее, чем сидение в душной квартире перед компьютером или телевизором. Ваш ребенок будет расти здоровым, сильным, а физическое развитие ребенка будет намного лучше, чем у малоактивных детей. Возможно, что ваши уроки привьют ребенку любовь к катанию на лыжах на всю жизнь, и будут служить ему источником радости на многие годы.









Кому нужна эта статья: тому, кто собрался обучать ребёнка от 2-х до 5-ти лет горным лыжам. Статья написана на основании личного опыта. Некоторые рекомендации могут показаться нелогичными с теоретической точки зрения, но на практике работали хорошо. В статье учтён опыт предыдущих поколений, а также описано несколько личных ноу-хау.

С чего начать: Во-первых, нужно понять, что ребенку это обучение не нужно, а нужно оно, скорее всего, родителям, т.е. вам. Во-вторых, нужно ответить на вопрос - какой цели вы добиваетесь: сделать из ребёнка чемпиона или просто кататься вместе с ним и получать удовольствие. Для детей от 2-х до 5-ти лет первое не совсем правильно. Для чемпионов существуют спортивные школы.

Для обучения киндеров не столь важно хорошо кататься на лыжах, сколько быть хорошим детским психологом. Так что перед обучением лучше читать Б.Спока, чем Ж.Жубера.

Многое зависит и от темперамента ребёнка, от его осторожности, капризности и пр. В статье будет ориентир на некоего среднего ребёнка с достаточной осторожностью, не очень капризного и со стандартной физической выносливостью. Крайние случаи встречаются достаточно часто, но опять же это скорее разрез детской психологии, нежели обучения горным лыжам.

Подбираем снаряжение: Лучший вариант - это самые короткие лыжи. Даже если малышу уже 5 лет и весит он 15-20 кг, первые шаги ему будет лучше делать на лыжах 70см. Скорее всего, он из них «вырастет» за два дня катания. Так что лыжи логично брать у друзей или покупать/менять б/у, благо сейчас есть конференции для этих операций, например на www..ski.ru. Используйте лыжи современной геометрии, т.е. приталенные - это кардинально ускоряет процесс обучения поворотам. Палки не нужны. Шлем необходим, поскольку детей регулярно сбивают взрослые. Более серьёзная защита нужна, если ребёнок не очень осторожный. Маска и подшлемник - очень полезные вещи, особенно в ветреную погоду в них очень комфортно. Куртку, штаны и варежки лучше подбирать так, чтобы к ним не прилипал снег, и, в идеале, чтобы материал не скользил по снегу - в общем, обычные требования, как к взрослому горнолыжному костюму.

Первый шаг к горе: Эпиграф «Когда научитесь плавать, тогда нальём воды». Первые занятия лучше проводить дома на ковре (без ковра к вам быстро придут соседи снизу с очень конкретной целью). Посмотрите, что делают инструктора с новичками на горе - они делают разминку. Бегают в ботинках по снегу, одевают лыжи и топают, делают приседания. Можно отработать плуг, закантовку, а так же рассказать ребёнку где у лыжи кант, мысок, крепление и т.п. Зачем для этого ехать на гору? Ведь понятно, что ребёнок первый раз может «прожить» с горнолыжных ботинках и лыжах 15-20 минут. Совет: перед первой поездкой на гору поиграйте с малышом раз 5-10 в горнолыжную школу на ковре дома. Он привыкнет к весу лыж на ногах, и первый выезд на гору будет более продолжительным и продуктивным. Занятия дома просто необходимы для детей 2-3 лет, для детей постарше можно его не то чтобы пропустить, но сократить занятия до минимума.

Второй шаг к горе: Очень хорошо, если родители катаются не только на горных, но и на беговых лыжах. Всё очень просто - вы катаетесь на беговых лыжах, а ребёнок едет на верёвке за вами на горных. Свежий воздух, зимний лес, физическая нагрузка, а киндер тем временем привыкает к скольжению. Иногда скатывается с маленьких бугорков. При таком подходе за один день можно проскользить несколько километров, чего достичь на учебном склоне просто нереально.

Наконец добрались до горы: Подберите уклон минимальный, чтоб киндер только-только катился. Будет хорошо, если вас пустят в «лягушатник». Спустите малыша несколько раз и посмотрите, на что он способен на горе. Сразу скажу, что у маленького ребенка нет мотивации поворачивать, поэтому поворачивать он не будет, даже если может это сделать. Какую игру придумать, чтоб ребёнок начал поворачивать - решать вам. Можно «рулить как автомобильчик», «как кораблик», можно «как зайчик следы путать» или играть в догонялки, можно рисовать змейки, можно ставить палочки и вокруг них рулить (но на моей практике детей не очень прикалывает ездить между палками). Конечно, показывать собственный пример. При первых спусках поставьте детей «в плуг», в этом плане за последние десятилетия ничего нового придумано не было и на эту тему есть много информации и даже есть специальные приспособления, фиксирующие лыжи ребёнка в плуге. А при современной геометрии лыж, от плуга до резаных поворотов у ребёнка один шаг. Дети быстро просекают момент, что если лыжу поставить на кант, она классно поворачивает.

Залезли наверх горы: При первых спусках с горы лучше малыша держать на поводке. Но увлекаться ездой с ребёнком на верёвке не стоит. Т.к. мотивации поворачивать нет, ребёнок будет «висеть» на верёвке и ехать напрямую, не тормозя. Но до 3-х лет у вас точно не получится отпустить ребёнка на горе без поводка. Старайтесь свести функцию поводка к функции страховки. Т.е. не бойтесь дать ребёнку разогнаться до падения, только будьте аккуратны и не задавите малыша - поводок должен быть достаточной длинным, минимум 5 метров. Не бойтесь, что ребёнок упадёт - сальто через голову для них нормальный трюк, единственное, что их может испугать - это испуг родителя после детского падения, ну и неприятно, если в рот набился снег. Хорошая замена поводку - это лыжные палки. Схема простая: вы держите палки с одного конца, а ребёнок с другого. Можно стоять к ребёнку лицом - тогда скорость небольшая, т.к. вы едете спиной вперёд, но полностью контролируете ребёнка. Можно стоять к ребёнку спиной, тогда скорость выше, и малыша контролировать сложнее. Да, - ребёнок должен быть выше по склону. Старайтесь, чтобы он не висел на палках. Используя палки, очень хорошо приучать дитя ездить поворотами, - в отличие от поводка, сцепка здесь жёсткая, и вы находитесь впереди ребёнка, задавая направление движения. Этот способ я практиковал для проезда крутых участков трассы, на пологих ребёнок рулил самостоятельно.
И вот вы решились отпустить малыша в свободный полёт. Обратите внимание, что дети гоняют напрямую, иногда притормаживая плугом. Как я уже говорил, - это отдельная история, как мотивировать ребёнка поворачивать. В первую очередь сами забудьте про плуг, хотя очень соблазнительно ездить именно плугом на скоростях, близких к нулю. Можно привлечь детей постарше, чтобы показывали пример. Ну и опять игра, игра и игра. В течение всего первого сезона «без поводка» ребёнок будет постоянно срываться в езду напрямик - пресекайте такие попытки.
Перед тем как пустить ребёнка вообще в свободный полёт, т.е. без присмотра, позаботьтесь о том, что ребёнок усвоил основные правила техники безопасности на горе. Но думаю, что пятилетнего киндера вы вряд ли решитесь упустить из виду, по этому я эту тему в пропущу.

Подъемники: Подъём, наверное, - одно из самых опасных мероприятий для ребёнка. Для двухлетнего малыша хорошо подходит бугельный подъемник(«швабра»). Киндера вы должны поставить у себя между ног. Только ОЧЕНЬ внимательно следите, куда едут лыжики малыша! На практике в «одиночное плавание» на бугеле ребёнка можно отпускать в 5-6 лет. Есть маленькая хитрость, которую нужно подсказать ребёнку: на горизонтальных участках пусть тормозит плугом. Вагончики (типа «яйцо») - тоже хорошо, но грузиться в них и вылезать очень проблематично. Киндер не может самостоятельно залезть в вагончик, а держать в охапку ребёнка, свои и детские лыжи не очень просто. Кресло - проблема грамотно усадить ребёнка. Одежда и перчатки должны быть строго не из скользкой ткани. Идеально, когда оба родителя с двух сторон поднимают и усаживают малыша. Ноги не должны свисать вниз. Практика показала, что киндер ростом до 1 метра, легко помещается вместе с лыжами под пластиковым колпаком кресельного подъемника. Обращайте внимание, как и куда опускается страховочная трубка с подставками для ног. На 4-х и более местных креслах есть промежуточные упоры между сидушками, которые могут очень сильно придавить ноги. Кресельный подъемник опасен тем, что страховочное оборудование там не рассчитано на маленьких пассажиров. Можно сажать дитя на колени, но я этот способ не практиковал.

И всё же немного о психологии: Если ребёнок на горе говорит, что устал, то скорее всего ему просто неинтересно или он проголодался. Из уставшего ребёнка сделать неуставшего - задача довольно сложная. В ход могут идти переключение внимания, новая глобальная затея, мотиваторы в виде шоколадки после победного спуска. Ещё интересный момент: известно, что со своими родителями дети себя ведут хуже, чем с чужими (капризничают, не слушаются и т.п.). В этой ситуации нужно кооперироваться с друзьями, у которых аналогичный подход к совместному отдыху с детьми - смело меняйтесь детьми и разъезжайтесь в разные углы горки. Проверено на практике - работает очень хорошо.
Ребёнок быстро устаёт от монотонного катания, поэтому скатывание с горы на лыжах можно чередовать с валянием в снегу, катанием на санках и пр.

Заключение: Если малыша начать ставить в 2,5-3 года, то по этой методике к 4 годам бебика можно спокойно отпускать на горе. Дальнейшее его обучение не имеет особого смысла - жизнь сама научит остальному. Ну, можно пару лет спустя 2-3 часа потратить на то, чтобы рассказать ему про параллельные лыжи, переднюю стойку и работу палками. И не забывайте следить за безопасностью ребёнка, а также, чтобы не замёрз или не вспотел. Для детей старше 8 лет вообще подходят методики обучения для взрослых.

Чего не рекомендую делать: спускать ребёнка между ног, подмышкой, хотя это рекомендуют некоторые авторы. Т.е. всячески избегать езды "в обнимку". В большинстве случаев киндер расслабляется, повисает на вас и вообще забывает, что он на лыжах.

Отзывы и комментарии

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

Большое спасибо за статью! Я в этом году буду проходить через это с сыном и уже начал изучать всякие материалы на эту тему. Мне очень понравилась Ваша идея одеть ребенка в лыжные ботинки, надеть лыжи, и поиграть в лыжи дома на полу чтобы подготовить ребенка. Также, Ваши замечания про детскую психологию очень полезны. Я думаю что я начну с того что сдам ребенка в детскую школу при горе где дети ездят в специальном детском лягушатнике на транспортере вверх и потом по почти плоскому склону вниз под налюдением инструкторов. Через пару таких занятий начнем кататься сами и будем использовать поводки как Вы советуете.

Большое спасибо за статью.

Несколько вопросов: насколько я себе представляю, поводки обычно состоят из двух лямок метров по пять длиной которые крепятся к бокам жилетки которая одевается на малыша. Говорят этими лямками, потягивая или левую или правую, можно управлять поворотами малыша. Вы не пробовали? Насколько это эффективно?

Другой вопрос - эти поводки часто продаются вместе с приспособлением которое скрепляет вместе носки лыж чтобы они не разъезжались. Вы не пробовали, насколько оно полезно и насколько долго имеет смысл его использовать?

Посадка с ребенком на кресельный подъемник вроде бы понятна, а вот сойти с подъемника может быть труднее так как там обычно бывает небольшая горка и малыш может испугаться или растеряться. Какие у Вас были наблюдения по этому поводу? Что Вы делаете чтобы избежать неожиданностей?

"Двух веревочные" поводки не пробовал. Возможно они и дадут эффект, т.е. ребенок будет быстрее прогрессировать. Но я считаю так, что на покупку спец поводков вы потратите 3-4 часа личного времени... может лучше это время поковыряться с ребенком на горе? :)

Проблема наезда лыжи на лыжу есть, но потребности в специальном устройстве для детей я не вижу. Посмотрите внимательно самое начало фильма про Волен (ссылка вверху статьи), там Алевтине 2, 5 годика, лыжики стоят параллельно и даже тенденции нет разъезжаться или наезжать друг на друга. Скреплять мыски ИМХО полезнее для начинающих взрослых.

Слезать с кресла с ребенком проще простого, там все естественно получается. Взял ребенка в охапку и скатился кубарем с горочки:). С малышом, который пугается таких маленьких горочек лучше на кресло не садиться, значит, ему еще рано лезть в горы. Тренируйте его внизу.

Кстати, оригинал статьи на моем сайте уже год висит, там фоток побольше, а тут была статейка 15-летней давности... надо было бы ее для истории оставить. Прикольно сравнить как развивается методология обучения в моем представлении:)

Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий. Выбор склона соответствующего способностям и умениям ученика (ребёнка, взрослого - неважно) одна из основных задач инструктора. Вместо того чтобы отпускать его "до падения" выберите склон с контруклоном.

Приспособления для какой-либо фиксации лыж заменяют игры. Так же как и попытки вдолбить дитю отличие "право-лево" прекрасно замещаются цветными ленточками на ногах.

Чем "дальше в лес" тем веселее - дети любят скорость. И, как правильно замечено - не очень стремятся поворачивать. Траектория движения ребёнка по склону довольно близка к линии падения. Об этом нельзя забывать когда вы идёте друг за другом.

З.Ы. написано на личном опыте, а также по оставшимся в голове следам инструкторских курсов в австрии.

Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий.

Это основа обучения.

Но родителям часто хочется кататься вместе с ребенком, показать всякие интересные и красивые места. Тут и приходят на помощь всякие страховки. В таком случае можно говорить не об обучении, а просто о катании с ребенком, типа экскурсии. Приблизительно, как альпинисты в связке идут в гору. Если это разовые спуски, то ничего плохого здесь нет.

Я согласен со Ski_Baby: единственный склон с которого невозможно далеко уехать - это склон в лягушатнике. Конечно хорошо отдавать малыша на попечение инструкторов в лягушатнике, но это кусается с финансовой стороны да и хочется самому попыть с ребенком на снегу а не только смотреть на него со стороны. А как только начнешь ездить с ребенком сам за пределами загона для малышей- пусть это будет даже самый пологий зеленый склон - все равно склон длинный и возможность уехать не туда потенциально существует. И разогнаться тоже можно если ехать по зеленому склону по прямой. Так что лучше держать ребенка на поводке чем пытаться ловить за шкирятник в процессе движения

Меня интересует еще один вопрос - обычная система обучения включает обучение плугом а потом отучивание от плуга и переучивание на параллельное ведение лыж. Я знаю что взрослые нередко осваивают плуг за два дня и потом затрачивают несколько лет чтобы полностью от него отучиться. Так что плуг выглядит как очень вредная привычка. Существуют системы обучения сразу параллельному катанию, нампример PMTS direct parallel. Я вот только не знаю насколько эта система применима для детей - может быть им слишком сложно следовать последовательности упражнений требующихся в этой системе. Было бы очень интересно узнать пробовал ли кто нибудь обойти плуг и научить ребенка сразу кататься в параллельной стойке? И если учить ребенка через плуг, сколько времени занимает его потом переучить на параллельный поворот?

Кстати, я посмотрел видео на которых дана ссылка в статье, и был впечатлен тем как красиво, интересно, и качественно они сделаны! Смотрели вместе с малышом, после чего он опять побежал одел шлем, лыжи, и мы стали снова практиковаться на ковре

У меня сын с двух лет, без плуга. Еще куча детей из нашего клуба, 10-12 лет, без плуга начинали.

Если есть возможность не туда уехать, то это пока еще не его склон.

Стандартная австрийская система: прямая->плуг->карв. Между этими этапами нет чёткой границы, переход осуществляется постепенным добавлением элементов следующей ступени к предыдущей. Т.е. нет "переучивания". Есть чёткий план работы с начинающими с кучей упражнений. Тот же плуг, правильно выполненный, очень динамичная (и с непривычки довольно непростая для правильной демонстрации) вещь. Кстати, из двухнедельного курса примерно 50% времени ушло на отработку этого самого плуга, несмотря на то что в группе были весьма неплохие лыжники и спортсмены.

С детьми с одной стороны проще - они плуг, пусть даже и частично, используют очень долго. Нам показывали раскадровки с соревнований 10-12 летних детей и тыкали пальцем в элементы плуга в слаломе. И анатомия у детей совсем не наша, и мир видят они из другой перспективы.

Поэтому не надо избегать плуг, ему нужно правильно учить!

В любом случае, плуг ли, карв, неважно - это работа корпусом не меньше чем ногами, и блокировать корпус палками, вожжами и чем угодно - это создавать проблемы ребёнку на будущее.

И... игры, игры, игры. К сожалению у нас был всего 1 день посвящённый занятиям с детьми. Да, конечно, возможности школы по части разноообразия неисчерпаемы, но и простыми способами можно "продвигать" чадо к правильному катанию. Одна из любимых игр моего старшего это "сорвать с дерева банан (при перекантовке тянемся вперёд и вверх) и запихать его в ботинок не врезавшись в дерево (завершаем перекантовку, наклоняем корпус вниз по линии падения склона). Объяснять это обычными словами... Ну лично у меня нервов не хватает:)

vitos,

В школах для этой цели строят канавы, бугры и прочие штуки которые просто и незатейливо загоняют ребёнка в змейку. Ну есть ещё масса способов заставить детей переносить вес на одну лыжу. Вне школы эти возможности разумеется ограничены.

Я со своим поступил следующим образом:

2 ленточки разного цвета повязаны на коленки. Он у меня прётся от мультика "Тачки" соответственно ленточки были:красная (МакКуин) и зелёная (Чико). Ну и в кармане на всякий случай ещё синяя (Кинг) и жёлтая (Мэтр). Начинаем движение по прямой. Далее следует "Кажется МакКуин отстаёт, давай-ка поможем ему!" при этом давим обеими руками на колено с красной ленточкой. Потом то же самое с другой ногой. Что происходит с траекторией движения при попытке достать и надавить обеими (именно обеими) руками на колено, думаю, объяснять не надо:)

Советы насчёт спец.площадок и лягушатников замечательны, но в реальности не осуществимы. Потому что у нас ни на какой учебный склон ребёнка с родителем без инструктора курорта не пустят.

А вожжи (именно двойные возжи, а не поводок) позволяют контролировать скорость, направление движения, и в какой то мере (вместе с игровыми моментами) стойку ребёнка. И, кстати, позволяет сразу поставить поворот без плуга.

Австрийская система хороша при наличии австрийской инфраструктуры - приехал в горы, ребёнка на неделю в горнолыжные ясли, на выходе получил партнёра по катанию. ;-)

У нас, к сожалению, хороших детских инструкторов можно пересчитать по пальцам, с трёхлетками, по моему, вообще никто не работает, ценник негуманный, организация отсутствует.

А предлагаемая методика позволяет работать с ребёнком в наших реальных условиях. Можно добавить всяких игровых моментов (как добиться вертикальной работы ногами, правильного положения рук, поворотов), но как база - очень хорошо.

Спасибо большое за статью!

Я с семьей живу в Японии и ставлю в этом году на лыжи дочку 3,5 года. У нас горнолыжные курорты в 2х часах езды от дома, поэтому можно себе позволить ездить в радиалки хоть каждые выходные. Школы здесь в изобилии, но все, естественно, на японском или на плохом английском - и то, и другое не выход. Дочка очень ждала поездки в горы из-за снега - там, где мы живем, он выпадает один-два раза за зиму. Поэтому и лыж ожидала с нетерпением, а особенно поездки наверх на подъемнике. Я сама сшила по образцу вожжи и жилетку из ремней, купили оборудование, шлем. Подъем пошел на ура, первый спуск из-за ощущения скорости тоже с энтузиазмом, а потом как раз пошло нытье, что лыжи разъезжаются, ногам в ботинках больно и в таком духе. И оказалось, что я как мама и нструктор в одном лице плоховато подкована теоретической базой, как в какой последовательности учить. Вроде, все ясно, а у самой уверенности в правильности того, что делаешь с ребенком на горе нет. А теперь будет! С завтрашнего дня будем бороздить ковер:) У нас итак дочка с характером, поэтому многое приходится делать через игру. Но на обучение лыжам, то ли от собственной собранности на горе, чтобы не упасть с ребенком, ее не упустить, я эту практику не перенесла. Спасибо еще раз !

На этот вопрос нет правильного ответа. Более того, даже размытые рекомендации потонут среди «но», «если», «зависит от» и прочих ремарок и комментариев. Тем не менее, давайте попытаемся разобраться хотя бы в общих чертах и вынесем более-менее стройное решение: в каком возрасте всё-таки ставить ребёнка на лыжи?

3-5 лет

Что можно сказать о детях в возрасте 3-5 лет? Это детки, даже не дети. Настоящие, обыкновенные детки, которым интересно всё и сразу. Они не готовы воспринимать большой объем информации, внимание рассеяно, а самоконтроль и координация только-только проявляются. Единственный способ чему-то научить - это игровые упражнения, которые сменяются каждые 3-5 минут. При этом ребенку принесет удовольствие именно игра, а не ощущения от скольжения.

Что всё это значит? Чтобы научить ребенка 3-5 лет кататься на лыжах, родителям потребуется сумасшедшая мотивация, полный кошелёк и терпеливый, опытный, почти гениальный инструктор.

6-9 лет

С 6 (хотя вернее сказать с 7-8) лет ребенок уже может концентрироваться на выполнении задачи. Ему проще объяснить тот или иной элемент. Мышцы крепнут, а значит, расширяются возможности тела. Несомненные достоинства этого возраста - отсутствие страха скорости и тяга к соревнованию (в том числе, с самим собой). При этом важно отметить, что ребенок в 6 лет и ребенок в 7 лет (после того, как начались школьные занятия) - это два разных человека. Во втором случае появляется усидчивость, способность воспринимать новые знания разными способами.

Вместе с тем, в младшем школьном возрасте ещё сохраняются «детские» черты (например, рассеянность внимания), да и физические возможности ребенка сильно ограничены. Несомненно, это отличный возраст для приобщения ребенка к горным лыжам, но со своими тонкостями.

10+ лет

Ребенок в возрасте 10 лет и старше - это уже почти взрослый, занятия с которым не сильно отличаются от обычных «взрослых» уроков. Концентрация, физические возможности, анализ и самоанализ - всё это уже развито в достаточной мере. Тем не менее, и в этой группе есть свой нюанс. Переходный возраст - непростая штука, и инструктору нужно найти тонкую грань, чтобы продавливать своё мнение, но при этом не обидеть ребенка и не разрушить «химию» занятия. При этом можно играть и на положительных сторонах характера: стремлении к уважению, духе соперничества, чувстве самореализации и т. п.

Возраст 10+ отлично подходит для освоения , при этом занятие будет лёгким и приятным и для ребенка, и для инструктора.

Вывод

Как видите, единого ответа, в каком возрасте ставить ребенка на лыжи, нет. В 6-7 лет действуют одни механизмы со своими плюсами и минусами, в 10-12 лет - другие. А упирается в конечном итоге всё в возможности и желания родителей, ведь так?

Я своих детей начал ставить на лыжи в 6 лет, зная о подводных камнях и особенностях развития. Не скажу, что это было легко, но результат в таком возрасте уже есть. В отличие от «ясельной» группы, где занятия - это, скорее, не обучение, а развлечение. Причем не для детей, а для их родителей.

Учить самостоятельно, или взять инструктора?

Обучение - это не слепое копирование того, что делают окружающие. Обучение - это комплекс упражнений, которые от простого к сложному подводят к выполнению законченного элемента. Кроме того, за внешней простотой катания скрывается масса тонкостей, которые образуют ту самую «технику». Поэтому занятие с инструктором будет в разы эффективнее, безопаснее и полезнее, чем самостоятельные потуги.

Самое главное

В каком бы возрасте вы ни ставили детей на лыжи. Где бы вы ни занимались. Самостоятельно, или с привлечением инструктора. Помните вот что: катание на лыжах - это удовольствие, а не мука. А занятие - это всегда стресс, даже если всё получается с первого раза. Поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не кричите, не обижайте, не давите на детей. Даже если вы в их возрасте были о-го-го. Даже если ребенок вашего лучшего друга давным-давно всё это умеет. Даже если из всей группы научились все дети, кроме вашего.

Дети разные, и у каждого процесс обучения идёт по-своему. Их разум и тело устроены не так, как у взрослых, и мерить их взрослой меркой - глупо и бессмысленно. Наша задача - показать им новую, радостную и приятную грань мира, а не убедить их в том, что горные лыжи - это слёзы, боль и крики. Любите своих детей и цените каждый их шаг, каждую попытку. Каждое, пусть самое маленькое, достижение.



 

Возможно, будет полезно почитать: