Коко шанель личная жизнь кратко. Коко Шанель - биография. Триумфальное возвращение легенды

Коко Шанель (Coco Chanel)

Коко Шанель (Coco Chanel, настоящее имя Габриэль Бонёр Шанель, Gabrielle Bonheur Chanel. 19 августа 1883, Сомюр - 10 января 1971, Париж. Французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая колоссальное влияние на моду XX века.

Она была первой в истории моды и жизни, что французы гордо называют "Art de Vivre!!!" - "Искусство жить".

Для стиля Шанель, способствовавшего модернизации женской моды, свойственно заимствование многих элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу роскошной простоты (le luxe de la simplicité).

Она принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье.

Также известна своими фирменными аксессуарами и парфюмерной продукцией.

Коко Шанель (Coco Chanel)

Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 году в Оверни.

Мать умерла при тяжелых родах, когда Габриель едва исполнилось двенадцать. Позже её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец.

Дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте.

В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», за что ей и дали прозвище - Коко .

Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке «Бой».

Свой первый магазин она открыла в Париже в 1910 году, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Камбон, 31, где и находится по сей день, как раз напротив отеля «Риц».

«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю» , - заявила в 1954 году Коко Шанель. А в феврале 1955 года мадемуазель Шанель представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины впервые смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.

В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel Nº 5» .

Их авторство, однако, принадлежит парфюмеру эмигранту Веригину, но работал он в парфюмерном отеле «Шанель» вместе с коренным москвичом Эрнестом Бо, который предложил Коко выбрать понравившийся аромат из двух серий пронумерованных образцов (от 1 до 5 и от 20 до 24). Шанель выбрала флакон № 5.

Коко Шанель также сделала популярным маленькое чёрное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В свете ходили слухи, будто платье чёрного цвета было призвано напоминать Шанель об её погибшем в автокатастрофе возлюбленном Артуре Кэпеле: общество не одобряло ношение траура по человеку, с которым не был зарегистрирован брак.


В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое чёрное платье» к автомобилю Ford T.

В 1939 году, с началом войны, Шанель закрыла модный дом и все свои магазины.

В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в немецкий плен. Пытаясь его вызволить, Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. В итоге Андре Палас был освобождён, а 56-летняя Шанель вступила в связь с фон Динклаге.

Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель» (Sleeping with the Enemy: Coco Chanel’s Secret War) утверждает, что Шанель сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. По словам историка, она не просто поставляла немцам инсайдерскую информацию из Франции, но и официально числилась в немецкой разведке, имея на своём счету более десятка успешно выполненных шпионских миссий.

В ноябре 1943 года Шанель искала встречи с - она желала убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров. Габриэль обсуждала этот вопрос с Теодором Моммом, отвечающим за текстильную промышленность оккупированной Франции.

Момм передал предложение в Берлин, руководителю Шестого управления, контролировавшего службу внешней разведки, Вальтеру Шелленбергу. Тот посчитал предложение интересным: операция «Модельхут» (нем. Модная шляпа) давала возможность беспрепятственной поездки в Мадрид (где Шанель намеревалась встретиться с Черчиллем) с пропуском, действительным в течение нескольких дней. Встреча, однако, не состоялась - Черчилль был болен, и Шанель вернулась в Париж ни с чем.

Коко Шанель - сотрудничество с немцами

По окончании войны Шанель припомнили все её контакты с немцами. За ней закрепился ярлык пособницы нацистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована.

В 1944 году по совету Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года.

В марте 2016 года были обнародованы архивные документы спецслужб Франции.

В рассекреченных документах французских спецслужб указано, что мадам Шанель была зарегистрирована как агент "Абвера", однако историки полагают, что она могла и не знать об этом.

В досье на Шанель, в частности, имеется письмо анонимного источника в Мадриде французскому сопротивлению. В нем говорится о том, что Шанель, которую считали "подозрительной", в 1942-43 годах была любовницей и агентом барона Гюнтера фон Динклаге, работавшего атташе в немецком посольстве и подозревавшегося в агитационной и разведывательной деятельности.

Фредерик Кугинер, ответственный за хранение архива французских спецслужб, пояснил журналистам, что немецкая разведка ("Абвер") зарегистрировала Коко Шанель как своего агента, она могла быть источником информации либо выполнять для немцев некую работу. Однако остается неизвестным, знала ли сама мадам Шанель о своем статусе.

В 1954 году 71-летняя Габриэль вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона.

Коко усовершенствовала свои классические модели, в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами.

Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.

В 1950-1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор.

В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

10 января 1971 года в возрасте 87 лет Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле «Риц», где жила долгое время.

Похоронена на кладбище Буа-де-Во в Лозанне (Швейцария). Верхнюю часть надгробия украшает барельеф с изображением пяти львиных голов. После смерти дом моды «Шанель» переживал трудные времена. Его возрождение началось в 1983 году, когда руководство домом принял модельер . В 2008 году, в честь 125-летия со дня рождения Шанель, он представил дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с изображением модельера. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро.

Личная жизнь Коко Шанель:

Женщина, подарившая миру духи «Шанель №5», маленькую сумоку и маленькое черное платье, так и не обрела личное счастье. Замужем не была. Детей не родила, хотя очень этого хотела - но была бесплодна - сказалась очень бурная молодость и многочисленные аборты. Коко умерла в одиночестве в возрасте 88 лет в люксе отеля «Риц», пережив всех своих любовников.

За ней долгое время (а по сути и до конца жизни) закрепился статус содержанки. И не без оснований. Свои таланты, которые, безусловно, у нее были, Коко реализовывала через постель - благодаря деньгам своих любовников, выступавших спонсорами ее проектов.

В 22 года Коко познакомилась с богатым офицером Этьеном Бальсаном . Насколько сильны и искренны были ее чувства по отношению к Бальсану судить теперь сложно, однако именно благодаря ему Шанель покинула дешевое кабаре, в котором работала певицей.

Коко переехала в загородное поместье Этьена Бальсана. Но положение Шанель в доме мало чем отличалось от положения прислуги - для Этьена юная певица была лишь развлечением. Когда Коко заявила о своем желании стать модисткой, возлюбленный поднял ее на смех, однако именно Бальсан познакомил Шанель с Артуром Кейпелом - человеком, который своими деньгами открыл ей дорогу в мир большой моды.

Расставшись с Этьеном Бальзаном, Коко Шанель начинает жить с Артуром Кейпелом, сумевшим стать для нее не только любовником, но также другом и спонсором. С его помощью Шанель делает первые шаги в качестве модельера и в 1910 году открывает магазин шляпок в Париже.

Коко Шанель и Артур Кейпел

Артур Кейпел, имевший прозвище «Бой», слыл бабником, однако после встречи с Шанель закончил все свои многочисленные романы, чтобы полностью посвятить себя жизни с любимой.

Несколько лет влюбленные были безмерно счастливы, пока Кейпел не начал возвращаться к старым привычкам. Все чаще у Боя завязывались романы на стороне, на что Коко приходилось закрывать глаза. Огорчал Шанель и тот факт, что Артур Кейпел очевидно не собирался на ней жениться, а спустя некоторое время и вовсе объявил, что отправляется под венец с совсем другой девушкой, принадлежащей к высшим кругам.

То ли любовь Коко, то ли страх остаться без богатого спонсора были настолько велики, что она соглашается стерпеть и это унижение. По легенде даже шьет платье для избранницы Артура.

В 1919 году Артур Кейпел погиб в автокатастрофе. Его смерть стала для Коко сильным ударом, приведшим к затяжной депрессии. Коко Шанель заявляла впоследствии, что единственной своей настоящей любовью она всегда считала Артура Кейпела.

Спустя год после смерти Артура Кейпела Коко Шанель знакомят с князем Дмитрием Павловичем Романовым , приходившимся кузеном императору Николаю II.

Несмотря на весьма ощутимую разницу в возрасте - Шанель на тот момент было 37 лет, а князю Дмитрию не было и 30 - знакомство быстро перерастает в бурный роман.

Не преминула Коко использовать эту связь и для развития своего бизнеса.

Дмитрий Романов помог своей любовнице в расширении дела: познакомил с влиятельными людьми, предложил использовать красивых девушек в качестве манекенщиц. Однако главной заслугой князя Дмитрия является то, что именно он свел Шанель с парфюмером Эрнестом Бо , вместе с которым впоследствии они создадут легендарный аромат Chanel №5 .

Роман Дмитрия и Коко был недолгим. Примерно через год князь переезжает в США, где женится на весьма обеспеченной девушке. С Коко Дмитрию удается сохранить теплые дружеские отношения вплоть до своей смерти в 1942 году.

Следующий известный роман Коко - с герцогом Вестминстерским . На момент начала отношений, у обоих за плечами было богатое прошлое. Коко Шанель пережила предательства и потерю близких людей, герцог был дважды разведен.

Их отношения носили поистине королевский характер: приемы, путешествия, роскошные подарки. Коко Шанель и герцог Вестминстерский были везде желанными гостями и вели активную светскую жизнь. Ни у кого не оставалось сомнений, что не за горами свадьба. Но и в этот раз удача отвернулась от мадемуазель Коко: герцог Вестминстерский хотел наследника, которого Шанель из-за бесплодия не могла ему родить .

Некоторое время она еще надеялась, что герцог просто не сможет с ней расстаться и со временем забудет о своем желании иметь детей. Однако этого не случилось, и спустя 14 лет красивый роман был окончен.

После расставания с герцогом Вестминстерским у Шанель случилось несколько романов, один из которых чуть не стоил ей дела всей жизни. В годы Второй Мировой Войны мадемуазель Коко, которой на тот момент было уже за 50, познакомилась с немецким дипломатом Гансом Гюнтером фон Динклаге .

Шанель, как говорилось выше, с помощью Динклаге освободила из плена своего племянника. А тот сделал ее своей любовницей и втянул в шпионские игры.

Коко Шанель и Ганс Гюнтер фон Динклаге

Ганс был немецким шпионом и полковником вермахта, убедившим Коко Шанель организовать ему встречу с ее приятелем Уинстоном Черчиллем. По окончании войны, Коко Шанель была арестована. Ей предъявили обвинение в пособничестве фашизму. Шанель всё отрицала, утверждая, что с Гансом Гюнтером фон Динклаге ее связывали лишь любовные отношения. Власти Франции приняли решение позволить Коко добровольно покинуть страну, в случае отказа ее ждала тюрьма.

Коко Шанель вместе со своим любовником уехала в Швейцарию, где прожила почти 10 лет. Семейная жизнь опять не сложилась - они часто ссорились и даже дрались.

Коко Шанель (х/ф, 2009)


Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре (Saumur), Франция. Ее родители не состояли в браке. Мать не могла прокормить ребенка и отдала ее в приют для детей-сирот. Когда Габриэль было 12 лет, мать умерла, и отец отдал девочку в католический монастырь, а затем в интернат. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по-своему.

Основательница самого известного и шикарного модного дома много десятилетий назад заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Вместо бесконечных новшеств Габриель Коко Шанель предложила обновленную классику юбки в складку, женские брюки и блейзеры. Пальто, и, конечно же, знаменитый костюм в стиле Шанель. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры, пришли на смену рюшкам и оборкам. Женщины с восторгом приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой. Мода от Шанель не устаревает. Все ее вещи - простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные-остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.

Покинув приют, юная Габриэль решила попробовать себя на музыкальном поприще. Бесталанная, но очень привлекательная певичка кабаре часто исполняла песенку "Сосо", после чего и получила свое прозвище Коко, закрепившееся на всю жизнь. Особых успехов в музыкальной карьере она не добилась, зато завела тесную дружбу с несколькими состоятельными мужчинами. Шанель была знакома с такими знаменитостями, как Тулуз Лотрек, Ренуар, Пикассо, Дягилев, Стравинский. Там же, в "Ля Ротонд", Габриэль, никогда не знавшая отцовской ласки, познакомилась с богатым бизнесменом Этьеном Бальзаном и поселилась с ним в аристократическом предместье Парижа - Виши. Она хотела отличаться одеждой от богатых куртизанок, также живших в этом районе, и предпочитала строгие костюмы, которые дополняли маленькие элегантные шляпки.

Бальзан купил ей магазин, где она продавала свои шляпки, которые со временем стали пользоваться большим успехом. Почувствовав себя уверенно, Шанель ушла от Бальзана и стала жить самостоятельно, поддерживая близкие отношения с другом Бальзана Копелем.

В 1918 г. Копель погиб в автокатастрофе. Коко снова вернулась в круг парижской богемы. В это время ее часто видели на французской Ривьере в обществе подруги пианистки. Поползли слухи о бисексуальности модистки. Несмотря на то что Шанель ввела моду на женские брюки, сама она их носила редко, так как считала, что женщина никогда не будет выглядеть в брюках так же хорошо, как мужчина.


Непродолжительный роман с одним из русских великих князей заставил ее более внимательно отнестись к деталям русского народного костюма, мотивы которого появились в ее фасонах. Близкие отношения связывали ее с французским поэтом-мистиком Пьером Ривером и с одним из ближайших родственников английской королевы.

В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки - копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли "элегантную простоту от Шанель", а в начале 50-х годов модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Причтенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук - образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Не хватали лишь последнего, едва уловимого, но необходимого акцента - капли духов, которые бы подчеркнули этот имидж. Тогда Шанель создала парфюм, ставший самым известным в мире и признанный потомками произведением искусства. Свои духи Коко назвала "Шанель N 5", Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.


Уже будучи некоронованной королевой парижской моды, Шанель предложила своим клиенткам еще несколько революционных изменений: брюки-клет, короткую стрижку и свое знаменитое "маленькое черное платье", в прошлом - униформу парижских продавщиц, без которого теперь гардероб любой модницы считается неполным.


Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи, Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Именно здесь она познакомилась с великим Пабло Пикассо , известным балетным импресарио Сергеем Дягилевым, композитором Игорем Стравинским, драматургом Жаном Кокто. Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее "самой рассудительной женщиной на свете мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Она казалась окружающим целеустремленной, уверенной в себе, довольной собой и своими успехами женщиной.


И вдруг в конце 30-х годов, находясь на вершине славы, в расцвете сил и творческой энергии, Шанель неожиданно закрыла свои бутики и удалилась в Швейцарию, Причины этого неожиданного поступка назывались равные: и разочарование в своем ремесле, и изнурительная десятилетняя конкуренция с другой известной модельершей, Эльзой Чиапарелли, и конечно же надвигающаяся Вторая мировая война. Так или иначе, следующие несколько лет добровольного заточения стали самой печальной главой жизни великой кутюрье. И без того непростую ситуацию чрезвычайно осложнила любовная связь Коко с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.


В послевоенные годы у Коко появился опасный конкурент - Кристиан Диор , который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой "гиперженственностью": "Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной".


Мадемуазель Коко вообще была ревнива и прижимиста. Она всегда носила на шее ножницы, привязанные на тесемке. Был случай, когда Шанель, увидев костюм от Живанши на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.


В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. "Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн" - так объяснила она свое возвращение.

Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. Во всяком случае, не прошло и года, как новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

В жизни этой женщины всегда было множество любовных романов, однако ни один так и не закончился чем-либо серьезным. Предложения, порой очень заманчивые, ей, конечно, делали. Как-то герцог Вестминстерский попросил ее руки, на что она с присущей ей прямотой и иронией ответила: "На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель". В конце концов, ее работа была для нее смыслом жизни.

До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать.

Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номерс-люкс отеля "Ритц" в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Доходы ее империи составляли 160 млн долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но "очень стильных наряда", как сказала бы Великая Королева Моды.

К 1913 году тридцатилетняя Габриэль Шанель имеет два салона во Франции. Взяв в долг деньги у Артура Кейпела, с огромным волнением она открывает магазин во французском курорте Биаррице, на самой границе с Испанией. С этой вехи бренд Chanel начинает покорение Европы.

И уже в 1915 модный европейский журнал пишет: «Женщину, не имеющую в гардеробе хотя бы одного платья от Chanel - можно считать безнадёжно отставшей от моды».

По прошествии века желанные модницами вещи от Chanel можно перечислять бесконечно: от классических пальто до элегантных брошей. Сегодня Дом «Шанель» - это 150 бутиков по всему миру и сотни тысяч наименований брендовой продукции.

По некоторым данным, ежегодный оборот компании составляет более миллиарда долларов. А логотип марки - один из самых узнаваемых и цитируемых в мире моды, как и имя её основательницы - великой Коко Шанель.

Кто она такая? Как сложилась жизнь этой женщины? Откуда родом Габриэль Шанель? Обо всем этом вы узнаете, прочитав статью.

«Коко»

«Моему отцу очень не нравилось имя Габриэль. Он боялся, что меня будут называть Габи. Поэтому он придумал ласковое прозвище Коко, что означало цыплёнок».

Эту красивую историю Габриэль придумала, чтобы заглушить боль сиротливого детства, в котором не было отцовской любви. Прозвище Габриэль Шанель получила много позднее от посетителей кабаре «Ротонда», где она выступала после смен в магазине. В нескольких песнях, которые она исполняла, постоянно звучало это слово.

Габриэль Шанель: биография, детство

Она появилась на свет девятнадцатого августа 1883 года в приюте для бедных французского городка Сомюр. досталось ей от санитарки-монахини в госпитале приюта. Ни мать - дочь обычного работяги, ни отец - бродячий торговец, не смогли придумать имя для новорождённой. Девочка стала второй из пяти детей в этой семье.

Когда ей исполнилось 12, умерла, измученная астмой, мать. Отца, имевшего страсть к дороге и выпивке, и след простыл. Двух сыновей, как брошенных, власти определили в чужую семью, которая получала на них пособие, а братья пахали, как проклятые. Три сестры ненадолго прижились у родных дяди и тёти, но вскоре оказались в монастырском сиротском приюте.

Позже Шанель говорила о тех событиях, как о невыносимых для детской души ударах, тогда ей пришлось глубоко прочувствовать, каково это - потерять всё. Эта боль породила в девочке безысходную неполноценность, которая до самых седин толкала её на отчаянно смелые поступки.

Бескомпромиссность, высокомерие, дерзость. Ненависть к праздному образу жизни богемы и жгучее желание зарабатывать своими силами, чтобы достичь всех благ этой жизни. Вот всё, что обрела в своём трудном детстве Коко. И это пригодилось ей для того, чтобы доказать ему, бросившему её равнодушному человеку с бездарной судьбой, что она есть и она достойна любви. С отцом, кстати, они больше не встретились.

Певица

Два года после родного монастыря Коко провела в другом пансионе, по окончании которого её определили на работу в магазин товаров для невест в городе Мулен.

Быстро получив доверие от клиентов магазина, она брала мелкие заказы на дом. Но мечта о карьере артистки привела на сцену кафе «Ротонда», где она исполняла популярные песни и снискала себе первую славу и внимание мужчин.

Молва о юной певице быстро разнеслась по небольшому солдатскому городу. И бойкую сиротку с треском выгнали с её приличной должности в магазине.

Париж

Встреча с Этьеном Байсаном открывала дверь в другой мир. Военный, аристократ по происхождению, он обладал огромным наследством и славным характером. Их отношения завязались в той самой "Ротонде".

Переехав в его загородный дом, юная провинциалка получила доступ к но так и не стала законной спутницей Этьена.

Когда Габриэль Шанель, фото в молодости которой представлено вашему вниманию в статье, задумала открыть ателье, Байсан отказал ей в кредите, но предоставил свою парижскую квартиру для этих целей.

Несмотря на тёплые отношения, Этьен никогда не признавался в любви и не горел желанием жениться. Его чувства воспылали, когда любовница ушла к другому. Другой был его ближайшим другом.

Бой

Артур Кейпел, в кругу друзей известный как «Бой», был сиротой, но сумел создать состояние и был принят в высшем свете. С ним Коко поняла, что необязательно родиться богатой - можно стать ею. Благодаря Бою она начала карьеру предпринимателя.

Он дал денег на мастерскую. Дал взаймы, ведь только с таким условием гордая модистка приняла их. Так, в 1910 году, в Париже появился первый бутик марки Chanel. Сначала там были шляпки, но позже он заполнился другими творениями начинающего кутюрье.

В 1913 на деньги Артура открылся второй магазин в курортном городе Довиль. С приходом немцев во Францию, в 1914 году, в Довиле оказалось много богатых беженцев. Габриэль смогла вернуть все долги Кейпелу и открыть ещё один бутик в Биаррице, откуда началось её шествие по Европе.

А Этьен и Артур тем временем целый год делили Коко. Она же в это время спокойно занималась делом. Кейпел понимал, что это по-настоящему независимая женщина, и даже не пытался сделать её своей женой.

Бой остался главной любовью её жизни. В 1919 году он погиб в автокатастрофе. Тот, кто дал ей всё, снова заставил пережить страшное чувство из детства - полную пустоту и одиночество.

Габриэль Шанель: личная жизнь

Жизнь продолжалась. В 1920 году Коко знакомится с Дмитрием Павловичем Романовым - великим князем и кузеном последнего российского царя. Он молод, хорош собой и не женат. Их недолгие отношения помогают ей забыть о горе.

Герцог Вестминстерский - самый богатый в те времена человек в Англии. Он устраивал ей показы в Лондоне, без которых на успех в Париже можно было не надеяться. Коко признавалась, что только с ним она чувствовала себя защищённой и слабой. Он смог заменить ей отца. Чтобы жениться на ней, Герцог разводился три года, но из-за невозможности иметь от Габриэль наследника они всё-таки расстались.

Поль Ириб - талантливейший художник и скульптор. Он был первым и последним мужчиной, с которым они действительно собирались пожениться. Скончался в больнице, после пережитого у неё на руках сердечного приступа. Случилось это во время теннисного матча, незадолго до назначенной свадьбы. После его смерти в 1935 году Шанель не могла спокойно спать на протяжении многих лет.

Осенью 1940 она начинает встречаться с немецким подданным Гансом Гюнтер фон Динклаге. Эту связь никто не одобрял. Конечно, Коко было наплевать на всех. Благодаря отношениям с Гансом её высылают из страны, он следует за ней. Но семья снова не сложилась, и на этом Шанель прекращает искать счастье в любви, полностью отдавшись работе.

Война

К 40-м Габриэль Шанель, фото которой вы видите в статье, имела пять магазинов на Рю Камбон в Париже. С фашистской оккупацией закрыла их все. Во время войны она вращалась в кругах нацистов, ведь только они тогда могли покупать её товар. Но, нужно заметить, что имея коммерческий интерес, она никогда не помышляла о политических переворотах.

К концу войны начались аресты коллаборационистов - попала на допрос и Коко. Говорят, что перед входом в участок она сказала: «Если меня долго не будет, позвоните Черчиллю». Её не арестовали, но за связь с нацистами настоятельно посоветовали покинуть Францию.

Этого Родине она простить не смогла никогда. Проведя 9 лет изгнания в Швейцарии, Шанель завещала похоронить себя там же.

Возвращение

В 1954 году, спустя 15 лет после закрытия Дома, она вернулась. Но сенсация закончилась провалом - публика не приняла коллекцию. Шанель рвала и метала. Не могла она уступить первенство Диору, нью-лук которого парижанки ценили за пышность, нарочитую декоративность и яркие краски. Коко всегда пропагандировала сдержанную роскошь и мечтала не о сезонном стиле, а о благородной классике.

С мрачным остервенением она принялась за создание второй коллекции и вышла победительницей. Она добилась признания, потеснив мужчин, царивших в то время на Олимпе моды.

Коко взошла, чтоб больше никогда не спускаться с подиумов. Она вернула в моду удобство, красоту и элегантность. Её стиль - это вечная классика, признак хорошего вкуса, гимн простоте и роскоши, свобода быть собой.

Уход

Одиннадцатого января 1971 года, собираясь на работу, она почувствовала себя плохо. Ампула с привычным препаратом не поддавалась, открыть её смогла только горничная. Но укол не помог. Она скончалась от сердечного приступа в заменившем ей дом номере отеля «Ритц» в Париже. Это был первый день в её жизни, когда она не вышла на работу.

Русский след в жизни Шанель

Какой "русский след" оставила известная Коко Шанель? Вот некоторые факты:

  • На основе русской мужской рубахи Коко придумала блузку, ставшую деловой классикой у француженок.
  • Нетленный аромат Chanel №5 - это разработка московского парфюмера Эрнеста Бо.
  • Флакон для придумала сама, взяв за основу подаренный Романовым штоф русской водки.
  • Первые «Русские сезоны» Дягилева в Европе оплачены Коко.
  • Когда у «Русского балета» не хватит денег оплатить похороны Дягилева в Венеции, она снова возьмёт всё на себя.
  • Её дом был пристанищем иммигрировавшей русской интеллигенции.

Малоизвестные факты

Интересные факты из жизни Коко Шанель:

  • Будучи близорукой, всю жизнь стеснялась очков и носила их в сумке.
  • Во время морского круиза Герцог Вестминстерский подарил ей редкий изумруд. Полюбовавшись камнем в дорогой оправе, она выбросила его в воду.
  • Только после её смерти мир узнал, что Шанель убавляла свой возраст на 10 лет.
  • С 1935 года, после смерти Поля Ириба, начала делать инъекции полулегального препарата «Седол» и делала их до конца жизни. Шанель уверяла, что пользуется этим лекарством всего 1 раз в сутки.
  • С «подачи» Романовых использовала в мастерских дешёвую рабочую силу - беженок из России.
  • Фирменный чёрный мысок на светлых туфлях - это её способ визуально укоротить сороковой размер ступни при росте 169 см.
  • Одна из первых предложила известным людям рекламировать свой бренд, предоставляя продвигаемые товары в дар.

Вот такая - Габриэль Кто-то ей позавидует, кто-то восхитится ею... В любом случае, тут есть, с кого брать пример...

Легендарная Габриэль Шанель

Жизнь Коко Шанель доказывает, что, несмотря на трудности, все можно пройти, многое перетерпеть, но достигнуть своего идеала, своей цели. Кто она – женщина-загадка? Даже зная о ней все, никогда не сможешь знать ее саму, ведь Мадмуазель Коко «решительно ни на кого не похожа».

Просто факты: Википедия о Габриэль Шанель

Первый модельер, вошедший в сотню наиболее значимых людей ХХ века по версии Time .

Именно Коко Шанель ввела в моду загар в 1921 году.

Еще при жизни великой француженки Кэтрин Хепберн исполнила ее роль в бродвейском мюзикле «Коко » в 1969 году.

После долгого перерыва в 15 лет смогла вернуться в мир моды в 71 год и 3 сезона выдержала неудачи перед стремительным взлетом.

Жила в номере «люкс» отеля «Риц », который находился напротив ее первого магазина и ателье на улице Камбон, 31 .

Умерла в этом же отеле, похоронена в Швейцарии, где, по ее словам, ей было спокойно в годы изгнания.

С 1978-го по 2011-й год было снято шесть фильмов о Коко Шанель.

Написано 18 книг, 16 из которых переведены либо написаны на русском языке.

После ее смерти в шкафу нашлось всего три, но, как бы сказала сама Шанель , «очень стильных наряда».

Биография загадочной Габриэль Шанель

«Коко» Шанель в детстве

Из всех созданных образов верхом совершенства является ее собственный образ – образ самой Шанель . Свою жизнь она кроила, как и платье, отрезала все лишнее, ненужное, на первый взгляд, делала проще, но с таким особым шармом и роскошью. То, что было у нее, то она и отдала миру моды. А были у нее вначале лишь бедность и скромность.

Родилась Габриэль Бонер Шанель в маленьком городке Сомюр в 1883 году, в семье очень бедной. Мать Габриэль ушла из жизни, когда девочке было всего 12 лет. Отец оставил детей на попечение монахинь из католического монастыря в Обусине . О детстве и юных годах Габриэль практически ничего не известно: она скрывала правду о себе, запутывала следы, нить истинных обстоятельств ее жизни практически невозможно распутать. Но известно, что уже в 12 лет маленькая Габриэль научилась выживать и, самое главное, шить.

После выхода из приюта Шанель поселилась в городе Мулен , где недолгое время работала в небольшой лавке по продаже белья. По вечерам пела в кафе для офицеров и мечтала уехать в Париж и стать великой певицей.

Первая ее мечта сбылась. После встречи с влиятельным офицером Этьеном Бальзаном Габриэль переезжает в Париж. В это же время она увлекается изготовлением шляпок, открывает небольшую мастерскую с помощью связей и средств Этьена . Но немолодой офицер не приветствовал начинания своей возлюбленной, и вскоре они расстались.

По-настоящему изменил ее жизнь Артур Бой Копель . Всячески поддерживая Коко , он помог открыть ей первый бутик на курорте Довиль в 1913 году, а в следующем году – в Биарицце .

Дух военного времени, желание женщин снять с себя неудобные корсеты и пышные юбки сделали необычно простую, практичную и в то же время элегантную одежду Коко Шанель очень популярной. В 1918 году Артур Бой погиб в автокатастрофе, и в коллекции Шанель появилось маленькое черное платье.

Каждый роман Коко знаменовался ее нововведениями в мире моды. После знакомства с российским композитором Игорем Стравинским в 1920 году был создан аромат №5 . Роман с герцогом Вестминстерским длился десятилетие. Много раз он предлагал Коко руку и сердце, но свободолюбивая Габриэль отвечала: «Вестминстерских герцогинь было несколько, а Шанель – одна ».

Во время Второй мировой войны модельер была вынуждена закрыть все свои бутики. Это было не время для моды, как она говорила позже. По данным историка Хэла Вогана, Шанель имела связь с атташе немецкого посольства Гансом Гюнтером фон Динклагом , даже числилась в немецкой разведке. Ее причастность к шпионажу не была доказана, но после войны Шанель была арестована по обвинению в коллаборационизме. Позже выпущена по наставлению У. Черчилля и отослана жить в Швейцарию.

Это был долгий перерыв в 15 лет. В 1954 году 71-летняя Коко Шанель нашла в себе силы выйти на мировой подиум. Но здесь уже правили совсем другие силы: все кутюрье в основном были мужчины. Добиваться успеха ей пришлось три года, но классика Шанель победила и стала символом статуса нового времени. В преклонном возрасте Коко работала для многих кинокартин, одевала таких звезд, как Лиз Тэйлор и Одри Хепберн .
Прожив долгую, насыщенную жизнь, Мадмуазель Коко умерла в возрасте 88 лет в номере своего любимого отеля «Ри ц» рядом с самым важным местом в ее жизни – магазином Chanel на рю Камбон, 31.

Почему Габриэль Шанель получила прозвище «Коко»

Юная «Коко» Шанель

Прозвище «Коко » Габриэль выдумала себе сама. Его истоки кроются то ли в детстве, то ли в певческой карьере француженки. Пение в кабаре городка Мулен было ее хобби. В ее небольшой репертуар входило две песни: «Qui qu a vu Coco? » и «Ko Ko Ri Ko ». Поэтому офицеры в шутку стали называть ее «Коко », что значит цыпленочек. Сама же Коко говорила, что это ее детское прозвище: так любил называть ее отец.

Фото лучших моделей (творений) Габриэль Шанель

Нововведения Шанель неисчислимы. Именно она ввела в моду женский деловой костюм в его привычном для нас понимании – пиджак с юбкой или брюками, на подкладке, сшитый из одной ткани .
Но, как призналась Шанель, самым большим ее достижением было создание практичного, элегантного, в духе минимализма маленького черного платья .

Классика всех времен: маленькое черное платье

Коко прочувствовала, как сложно деловой женщине менять костюмы от формального до вечернего в течение дня. Дресс-код утомляет, но женщине всегда нужно выглядеть презентабельно. Ведь то, как она выглядит, дарит женщине уверенность в себе, что очень важно. Маленькое черное платье дает женщинам такую уверенность. Оно спасает от многочисленных переодеваний, а с помощью аксессуаров, украшений и накидок актуально в любое время суток, как и в любом возрасте.

Когда Мадмуазель Шанель надоело носить ридикюль , который она постоянно теряла, ей пришлось дополнить женскую сумку ремешком из цепочки . Теперь ее удобно было носить на плече, а руки оставались свободными. Сумка получила название Chanel 2.55 соответственно дате появления модели (февраль 1955 года ). Изначально сумочка представлялась только в черном цвете, но уже через год была выполнена из кожи всех цветов, шелка, а также крокодиловой кожи.

Знаменитая сумочка Chanel 2.55

Особенности сумки Chanel 2.55:

Объемность изделию придает стеганый верх, что напоминает подушки в номере Коко Шанель в отеле «Риц ». Бордовая подкладка напоминает цвет одеяний монахинь из аббатства, где выросла Габриэль, а длинная ручка-цепь – их обыкновение носить ключи на цепочке. На задней стороне сумки, снаружи, размещен карман для денег. Известный замок в виде логотипа появился только в 80-х годах, первоначально же сумка закрывалась на «замок мадмуазель » – прямоугольную защелку.

Chanel №5 – революционный аромат с революционной подачей, создан парфюмером Эрнестом Бо в 1921 году. Он первый отважился работать с летучими альдегидами, благодаря которым создал стойкий парфюм с нежным шлейфом.

Духи Chanel №5

Несмотря на тенденцию к замысловатым флаконам, Шанель предложила простой прямоугольный флакон, делая акцент на ценность содержимого, а не упаковки. Такой флакон несколько напоминал мужской, но Шанель многое позаимствовала у мужчин. Ведь ее духи для современной женщины, как парфюмерный аналог черного платья, отражает стремление к минимализму, чистой форме и постоянной востребованности.

Стремление к простоте отразилось и на этикетке, которая сделана на контрасте чёрного и белого: белый прямоугольник с чёрными буквами Chanel . Круглая печать с нанесением эмблемы Дома Chanel – две переплетенные буквы С – привязана к пробке флакона.

Самым известным свидетельством о духах Шанель стал ответ Мэрилин Монро одному из журналов на вопрос, что на ней надето, когда она ложится спать: «Несколько капель Chanel №5 ». Это выражение стало слоганом компании на долгие годы.

Дом моды «Коко Шанель» – великое наследие Габриэль

Логотип дома моды Шанель

Дом моды как особое понятие также принадлежит Коко Шанель . Он включает одежду, украшения, аксессуары, духи и косметику. Сейчас компания Chanel принадлежит семье Алиана Вертеймера . Главным дизайнером Chanel является Карл Лагерфельд .

В Париже семь бутиков Chanel , два из которых продают только украшения. Классический стиль каждого из них был создан Питером Марино . Дизайнер спроектировал более 90 бутиков для люксового бренда и сделал все, чтобы каждый из них был уникальным. Стиль магазинов строится вокруг классической цветовой комбинации бренда – черно-белой. Весь дизайн следует минимализму, ведь в бутиках Chanel главными звездами являются сумки, обувь и одежда.

Главный магазин Chanel находится на улице рю Камбон, 31 в Париже, где он был основан еще самой Коко Шанель . Здесь представлен весь ассортимент: одежда и обувь, украшения, аксессуары, а также парфюмерия и часы. Доступны последние коллекции готовой одежды prêt-à-porter.

Бутик Chanel на улице Камбон в 1915 году

Недавно в Париже открылся бутик Chanel , где продается исключительно косметическая и парфюмерная продукция. Находится он на Rue Saint-Honoré, 362 , недалеко от оригинального магазина Chanel на Rue Cambon , который на данный момент закрыт на реставрацию до 2016 года.

Современный вид бутика Шанель

В бутике на Rue Saint-Honoré, 362 можно ознакомиться с последними коллекциями косметики бренда, с помощью косметологов подобрать нужный цвет бьюти-продуктов, а также заказать индивидуальный аромат.

Ценовая категория продукции Chanel относится к люксовому уровню. Туфли-лодочки со стеганой платформой и выполненные из кожи козы обойдутся от 1600 евро . Часы в среднем стоят 7-8 тысяч евро. Популярные классические сумки стоят от 2,5 до 7 тысяч евро , клатчи – 2 тысячи евро , эксклюзивная сумка из кожи питона, инкрустированная кристаллами Сваровски, – 12 тысяч евро . Цена на сумки от Chanel постоянно растет, что свидетельствует о неугасимом интересе к творению великой Шанель. Так, в 1955 году, когда сумка была только выпущена, она стоила 220 долларов – по тем временам немалые деньги. Как с тех пор менялась цена на знаменитый аксессуар, видно на графике.

Ценовой график на продукцию Шанель

Наряды от Chanel не имеют верхней планки цены. В бутике платье в среднем стоит 5 000 евро . На красной дорожке встречаются и очень дорогие экземпляры. Так, в этом гору Джессика Бил надела вечернее платье от Chanel , которое стоило 100 тысяч долларов .

Джессика Бил в платье Шанель

Наиболее часто на светских раутах и в повседневной жизни в платьях от Chanel появляется Кира Найтли. Роберт Паттинсон – звезда «Сумерек » – демонстрирует часы J12 Chromatic от Chanel . Также и политиков не обошла любовь к Chanel. Хилари Клинтон проводит предвыборную кампанию в брендовых часах.

Кира Найтли в образе от Chanel

Роберт Паттинсон демонстрирует часы J12 Chromatic от Chanel

Габриэль Бонер Шанель – секрет стиля

Ежедневно Шанель стремилась к одному – к простоте. До конца дней оставалась самой прекрасной моделью – худенькой, высокой, стройной – и создавала одежду прежде всего для себя. Дух ее стиля – это по-настоящему практичная одежда: такая удобная, что о ней можно забыть и сосредоточиться на окружающем. «Роскошь обязана быть удобной, иначе это уже не роскошь », – часто говорила Коко .

Шанель пользовалась простым методом – представляла себя в роли бизнес-леди. Старалась думать о нуждах каждой женщины, о том, как она хочет чувствовать себя в одежде, как желает выглядеть. Своей задачей считала создание красивых и удобных нарядов для женщин, которые много трудятся. Будучи очень трудолюбивой, всегда стремилась к идеалу: выбирала высокое качество материала, пошива, швов.

Стиль Шанель

Понятие «стиль Шанель » стало нарицательным, символизирующим простоту, удобство и элегантность. Любые созданные ею модели: немнущиеся юбки-плиссе, вязаные свитера и пуловеры, прямые юбки с карманами и эластичные жакеты – отличались безупречной посадкой и удобством в носке.

Женщина не должна чувствовать стеснения в карьере и в наряде. Средний каблук, удобная в носке сумка с длинным ремнем и, конечно, всегда уместное маленькое черное платье. Черный цвет – это верх элегантности от Шанель . При этом в тщательно подобранном одеянии должен быть легкий элемент небрежности, чтобы кропотливая работа женщины по созданию своего стиля была невидимой. Дополнением к любому образу, его невидимым аксессуаром являются духи.

«Шанель – это не мода, Шанель – это стиль»: простые цитаты о главном от Габриэль Шанель

Габриэль Бонер Шанель

Габриэль говорила, что именно бедность в детстве и юности дала ей желание достичь того, что многие считали невозможным и недостижимым. Она стремилась доказать, что сможет навсегда изменить женскую моду и создать настоящую сенсацию. Квинтэссенцией ее стиля стало равенство скромности и роскоши.

Ее основная цель: женщина никогда не должна выглядеть неуместно. Часто повторяла, что ваша внешность – в ваших руках. Пусть в двадцать лет лицо дано вам природой, но каким оно будет в 50, зависит только от вас. Преобладало ли для Коко внешнее над внутренним? Однозначно нет. Она говорила: «Ищите женщину внутри платья, без женщины нет и платья! ». Наряд – лишь маленький штрих, который дополняет тебя особенную, такую, какая ты есть на самом деле.

Ведь что такое истинная роскошь? Когда изнанка выглядит так же красиво, как и лицо. У этого высказывания «двойное дно». Шанель всегда стремилась к совершенству. В строчке на платье и в собственной душе. Она говорила: «Заботясь о внешней красоте, начните с сердца, а иначе самая лучшая косметика не поможет ». Прожив долгую жизнь, многого достигнув, Коко Шанель призналась: «Теперь я знаю, что такое слава: это одиночество »…


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

Шанель Габриель Бонёр, прозванная Коко Шанель, была ведущим французским кутюрье, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия. Шанель привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что её - единственную из мира моды - журнал «Тайм» внес в список ста самых влиятельных людей XX века.

Основательница самого известного и шикарного модного дома много десятилетий назад заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Вместо бесконечных новшеств Габриель Коко Шанель предложила обновленную классику юбки в складку, женские брюки и блейзеры. Пальто, и, конечно же, знаменитый костюм в стиле Шанель. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры, пришли на смену рюшкам и оборкам. Женщины с восторгом приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой. Мода от Шанель не устаревает. Все ее вещи - простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.

История успеха, Биография Коко Шанель

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре (Франция). Ее родители - Альберт Шанель (рыночный торговец) и Евгения Жанна Деволь (дочь сельского плотника), не состояли в браке. Мать Габриэль умерла от астмы, когда девочке было двенадцать лет. Через неделю после ее смерти отец оставил Габриэль и ее двух сестер в католический приют в Обазине. После этого Габриэль больше не увидит своего отца.

В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…

У сироты, выросшей в сиротском доме в то время, не было будущего. Тем не менее, мечты о прекрасном избавлении и ожидавшем ее блестящем будущем, возникли у Шанель уже в эти годы. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по-своему. В будущем она никогда не упомянет свои годы в сиротском доме. Более того, она сделает все возможное, чтобы стереть из памяти все несчастья и бедность, которые словно были уготовлены ей судьбой.

Покинув в 20 лет приют ей не пришлось искать работу , по рекомендации из монастыря юная Габриэль устроилась помощницей по продаже белья в трикотажном магазине города Мулен. Габриель быстро заслужила уважение новых хозяев и заказчиков - Шанель мастерски шила женскую и детскую одежду.

Свободное от работы время Шанель проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров - их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.

Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее - стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь - в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco». Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось. Правда, Мадемуазель Шанель не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой отец обожал меня и называл цыпленочком » (по-французски - коко)…

Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве и юности, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой буржуа Этьен Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она решила, что этот мужчина создан для нее.

Коко Шанель согласилась на его предложение быть вместе и поселилась с ним в аристократическом предместье Парижа - Виши. Коко пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели до полудня и читала дешевые романы. Хотя вначале новая жизнь в замке ей нравилась, она так и не смогла привыкнуть к роли любовницы (Бальсан не считал ее той женщиной, с которой следует связать жизнь).

Коко Шанель - модельер и предприниматель

Спустя три года Коко познакомилась с другом Бальсана - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет связана с ее именем.

После того, как она открыла свой бизнес и получила возможность применить свой вкус и свои способности, Коко Шанель превратилась в женщину-предпринимателя до конца своей жизни. Ничто не могло ее остановить: ни отсутствие опыта, ни Первая Мировая война, которая разразилась вскоре. До конца жизни она продолжала работать как дизайнер и как предприниматель, воплощая в жизнь свои идеи об искусстве быть элегантной. Ее бизнес превратился в феномен, до этого неизвестный в истории моды. До Шанель портные никогда не были частью высшего общества. Коко Шанель изменила общественное мнение о работе дизайнера. Она превратилась в магнетическую персону международного масштаба. Она была вхожа и приглашена везде, даже в самые аристократические круги. Тем не менее, ее саму это нисколько не удивляло. Она так комментировала свою славу - «Я вошла в общество не потому, что я должна была создавать одежду. Наоборот. Я создавала одежду, потому что жила в обществе, где я стала первой женщиной, живущей полной жизнью этого века

В 1913 году Коко открыла процветающий бутик шляпок в Довиле. Но она мечтала разработать свою линию женской одежды. Права изготавливать «настоящее» женское платье Шанель не имела: поскольку она не была профессиональной портнихой, ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию. Коко нашла выход: стала шить платья из джерси - ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, и сделала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее наряды-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их, а просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко стремительно вошла в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее немыслимый для женщин, - спортивные костюмы; она осмеливалась появляться на пляжах приморских курортов в «матроске» и обтягивающей юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную талию, платье-рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился стиль от Шанель - просто, практично и элегантно.

В 1919 г. Копел погиб в автокатастрофе. «…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур. Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет

«Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё », - признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно ».

Летом 1920 года, когда Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей у нее уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет).

Из депрессии в которой она прибывала после смерти «Боя», ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).

Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II.Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз - потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Дмитрий Павлович оказался во Франции без гроша в кармане, и жил, мягко говоря, не на широкую ногу. Тем не менее, он стал любовником Габриэль. Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание… С этого момента в творчестве дома Chanel начинается так называемый русский период. Выходит много моделей, которые используют в своей основе русские мотивы.

Именно Дмитрий Романов познакомил Коко Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. Отец Бо долгие годы работал при дворе его императорского величества. И это был отменный специалист, который унаследовал сполна талант своего предка. Тут стоит заметить, что до этого момента женские духи были достаточно однообразны. Никто не использовал в их производстве хотя бы несколько ароматов. Были, так называемые лавандовые духи, духи с запахом розы, жасмина. Но никто не использовал миксов из нескольких ароматов. После года напряженной работы Эрнест Бо представил Коко несколько вариантов духов, разработанных «для женщины, которые пахнут, как женщина». Шанель выбрала пятый вариант.

Так и появились известные ныне духи Chanel №5, которые обладали 80 ароматами, и не повторяли ни один из известных цветков. Для духов был изготовлен специальный прямоугольный флакон из хрусталя, который сегодня является по-настоящему культовым. На флаконе была небольшая этикетка «Chanel №5». С тех пор духи начали завоевывать мир. А сегодня являются и вовсе самыми продаваемыми на нашей планете. А это значит не мало!

Немногим позже дом мод Шанель представил еще один вид продукции – украшения. И здесь Коко превзошла саму себя. Она решила смешать натуральные камни и стразы. Результат превзошел все ожидания. К тому моменту Коко Шанель уже привыкла к этому. Она сама стала диктовать моду. Все, что выпускал ее Дом, было модно.

Уже будучи некоронованной королевой парижской моды, Шанель предложила своим клиенткам еще несколько революционных изменений: брюки-клет, короткую стрижку… В 1926 году Коко Шанель создала свое «маленькое черное платье» (в прошлом - униформу парижских продавщиц), ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле.

Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи и креативнность , Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Именно здесь она познакомилась с великим Пабло Пикассо, драматургом Жаном Кокто… Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее самой рассудительной женщиной на свете. Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Окружающим нравилась ее целеустремленность и уверенность в себе , она производила впечатление довольной собой и своими успехами женщиной.

В жизни этой женщины всегда было множество любовных романов, однако ни один так и не закончился чем-либо серьезным. По невидимым каналам любви бесперебойно она «перекачивала» в себя знания и умения своих мужчин. Каждый из них являл собой личность. А Коко до поры становилась калькой, копиркой, чеховской Душечкой. Верховой езде, смакованию устриц, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет научилась от них в совершенстве. Каждый ее мужчина привносил что-то свое и в женскую моду, и в другие ее начинания.

Следующее изменение коллекций Chanel опять было связано с любовными приключениями хозяйки дома. Коко влюбилась в Вестминстерского герцога. С этого момента начался английский период в истории дома Шанель. Роман Коко и герцога продлился целых 14 лет. Именно столько длился и соответствующий ему период в творчестве великой мадемуазель Шанель. Пожалуй, самым заметным его этапом стало то, что Коко привила моду на ношение драгоценностей поверх обычных свитеров. В Англии никто не практиковал подобное. До Шанель. Разлад между герцогом и Коко произошел тогда, когда стало ясно, что Шанель уже не может подарить ему наследников. Ей было 46 лет, и врачи констатировали этот прискорбный факт.

10 лет вне моды

Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже. В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной Морали Шанель была арестована. Причиной стала любовная связь Коко с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего «СС» Генриха Гиммлера. Через несколько часов после ареста она была освобождена. Вскоре после этого Шанель уехала в Швейцарию, где она прожила почти десять лет.

Возвращение Коко Шанель в мир моды

В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн » - так объяснила она свое возвращение.

Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. На критику Коко отвечала с достоинством, но очень колко - «Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм » или «Остерегайтесь оригинальности, в женской моде оригинальность может привести к маскараду ». Во всяком случае, не прошло и года, как новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки - копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли «элегантную простоту от Шанель», а в конце 50-х годов, модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Причтенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук - образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Не хватали лишь последнего, едва уловимого, но необходимого акцента - капли духов, которые бы подчеркнули этот имидж. Тогда Шанель создала парфюм, ставший самым известным в мире и признанный потомками произведением искусства. Свои духи Коко назвала «Шанель N 5». Если кто-то сегодня хочет купить настоящие французские духи, в первую очередь ему на ум приходит именно «Шанель N 5». Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.

В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

В послевоенные годы у Коко появился опасный конкурент - Кристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой «гиперженственностью»: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной ».

Мадемуазель Коко вообще была ревнива и прижимиста. Она всегда носила на шее ножницы, привязанные на тесемке. Был случай, когда Шанель, увидев костюм от Живанши на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.

Коко Шанель славилась высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей. «Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще » - часто говорила она.

До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать.

Работоспособность царицы моды была уникальна. Свою последнюю коллекцию она создала в возрасте 88 лет. Сама Шанель не сомневалась в том, что в основе ее силы лежит философия, раскрывающая отношение женщины к миру, в котором она живет. Шанель, одевшая прекрасную половину мира, говорила: «Главное в женщине - не одежда, а милые манеры, рассудительность и строгий режим дня. Женщина должна быть женственна и спортивна и никогда не дурманить себя пустыми разговорами. Она должна знать, зачем и куда ей надо идти, какова цель каждого жеста и взгляда. Надо сохранять собственную неповторимость: в движениях, мыслях, поступках. Уметь противостоять даже требованиям моды ».

Коко Шанель объясняла свое активное долголетие тем, что никогда не вела ночной богемной жизни - «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем ». Она говорила - «Нельзя позволять себе обжорство и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой ».

Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере люкс отеля «Ритц» в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Ее похоронили в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. Доходы ее империи составляли 160 млн. долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Королева Моды.

Шестьь секретов успеха Коко Шанель

За 88 лет жизни Великая Мадемуазель дала свое имя стилю одежды, костюму, Дому моды, духам. Неутомимая изобретательница, Шанель создала массу нового, но прежде всего… женщину, которую до нее никто не знал. Сиротка из приюта навсегда вошла в историю - шанелизировала весь мир. Как? У нее были свои способы.

  1. Каждое утро Коко Шанель начинала жить заново. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Детство и часть ее юности покрыты завесой тумана. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Габриэль выбросила за борт, как хлам, по меньшей мере 10 своих лет и, осознав это, как ни странно, почувствовала, что у нее появилось больше времени. Она стала меньше нуждаться во сне, плодотворнее размышлять. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру . Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.
  2. Любую преграду на пути Шанель рассматривала как указатель нового направления. В начале своей карьеры она не имела права изготавливать «настоящее» женское платье, так как ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию, ведь она не была профессиональной портнихой. Тогда Шанель стала делать платья из мужского джерси и создала на этом состояние. Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. Однажды у Коко загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Тогда новаторша отрезала косы и гордо вышла «в люди». Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. До Шанель дамы обязаны были быть длинноволосыми.
  3. Шанель не допускала в свою жизнь случайных людей, поэтому с ней почти не происходило случайных событий. Критерий был элементарен: она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них.
  4. Коко Шанель сделала парадокс образом своей жизни и движущей силой своего таланта. До нее черный цвет считался краской бедности и траура. Женщины без причины не смели носить черную одежду. Шанель провозгласила черный популярным и роскошным. В течение пяти лет она выпускала только черное, и ее «мрачные» платья продавались, как булочки, с начинкой - с маленьким белым воротничком и обшлагами. С Шанель начались белые женские пижамы. Вообще, она «обобрала» мужчин, ввела в женскую моду их жакеты, блузки с галстуками, их запонки и шляпы.
  5. Независимость была ее богом, аксиомой жизни. Еще с первым любовником Коко открыла свободу, какую дают деньги, если не ты служишь им, а они служат тебе. Друзья роскошно жили за ее счет, она покрывала их огромные долги. Это был ее принцип - платить, чтобы забыть, что за нее когда-то платили. С помощью денег она избавилась от своей застенчивости , ведь раньше в салонах она не раскрывала рта. Колоссальные прибыли даровали ей уверенность и способность говорить публично.
  6. Внещняя красота в женщине провозглашалась ею как часть успеха, иначе нельзя никого ни в чем убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее быть красивой. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин ». Сама Шанель была похожа на вечного лучезарного подростка. Она весила всю жизнь столько, сколько в 20 лет. И еще: она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, - «мордочку мятежной сиротки с грацией олененка». Два-три раза в столетие появляются нестандартные типы лиц, которые вдруг затмевают признанных красавиц и вводят другой канон красоты. Шанель была из таких!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



 

Возможно, будет полезно почитать: