Комплекс дыхательной гимнастики для детей. Упражнение с флажками. Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей

Уникальный оздоровительный метод - дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста - это эффективная техника избавления от различных недугов. «Зарядку» получится совмещать с прогулками, ведь ее главный принцип - совершать вдохи, будучи в движении. Это верный шаг малышей к профилактике заболеваний нервной и дыхательной системы, а также важный процесс в формировании правильной артикуляции.

Польза

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

  • создание оптимальных условий для поступления кислорода в клетки и ткани;
  • развитие дыхательных мышц;
  • коррекция различных патологий и лечение речевых расстройств;
  • укрепление голосовых связок и иммунитета ребенка в целом;
  • увеличение выносливости;
  • ускорение обменных процессов в организме.

Научите детей правильно дышать - и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

  • формируются навыки управления телом и эмоциями;
  • улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;
  • уменьшается частотность простудных заболеваний;
  • снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;
  • лечится заикание, сутулость, остеохондроз;
  • закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.


Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Для дошкольников их часто преподносят в виде игры, увлекательной зарядки. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки.

Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.

  • хронический гайморит, ринит, бронхит;
  • астма и туберкулез (кроме открытой формы);
  • заикание и другие расстройства речевого аппарата;
  • отек легких;
  • пневмония;
  • аритмия;
  • диабет;
  • эпилепсия.

Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.

Важно! Опасно совершать дыхательную гимнастику дошкольникам при глаукоме, сильной близорукости и стойкой гипертонии.

Основные правила

Механизм действия тренировок основан на вдохах с различной интенсивностью и частотой. Важно активно задействовать свою диафрагму во время занятий. Соблюдайте 4 правила:

  1. Разминка, как игра. По мнению Стрельниковой растянуто вдыхать воздух легкими - бесполезное действие для речевого аппарата. Вдох делается внезапным, сильным, эмоциональным. Пусть ребенок не боится странного звука, издаваемого при активном и энергичном дыхании. Для этого предложите ему выдумать, что он находится в лесу при пожаре, что кругом дым и гарь. А еще он должен принюхиваться к запахам, будто собака, напавшая на след. Для активного вдоха поможет полная концентрация и искусственно вызванное чувство тревоги.
  2. Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом. Это должна быть полноценная оздоровительная зарядка для легких. В случае, если ребенку нездоровится, упражнения все равно не стоит прекращать. Как раз в этот период они наиболее эффективны. Однако перерывы между подходами должны быть значительно дольше.
  3. Воздушный шар. Еще одно правило Стрельниковой гласит, что во время гимнастики, дышать важно по принципу «безучастный выдох – активный вдох». Ребенок воображает, что надувает воздушный шарик. Каждый вдох нужно совершать на счет 2, 4, 8, 16 и т.д. Придерживайтесь темпа до 8 вдохов в минуту с паузами по 5 секунд. Такая схема позволит воздуху выходить произвольно.
  4. Секрет - в движении. Упражняться детям рекомендовано во время движения. Выдох должен получаться произвольным, а вдох - контролируемым. Предложите малышам подышать по данной методике во время бега трусцой, прыжка, ходьбы или зарядки. Когда делается вдох, грудная клетка должна быть максимально сжата. При этом рот лучше немного приоткрыть для произвольных выдохов. Многие упражнения можно выполнять стоя, лежа или сидя.

Совет! Гимнастику Стрельниковой довольно часто сочетают с оздоровительным бегом, занятиями лыжным спортом, плаванием и т. д.

Александра Николаевна была убеждена, что ее авторская подборка упражнений - это верный путь к здоровому сну. Их необходимо выполнять как утром, в течение дня, так и за час перед сном.

В качестве лечения или профилактики детям дошкольного возраста необходимо тратить около 40-50 минут ежедневно, чтобы в скором времени побороть различные недуги: от заикания до устранения хронических заболеваний дыхательных путей.


Упражнения гимнастики

Курс дыхательной гимнастики для детей по Стрельниковой состоит из нескольких упражнений, перечисленных ниже.

«Ладошки»


В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрели в пол. Ладошки нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом, как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе с медленным разжиманием ладоней.

Для предотвращения сбоев в ритме дыхания выполнять упражнение необходимо под счет. Серия будет состоять из 16 подходов с паузами до 5 секунд. Такая тренировка эффективна при:

  • увеличенных аденоидах;
  • заболевании щитовидной железы;
  • гипертония;
  • головных болях.

«Накачка» или «Насос»


Исходное положение - ноги на ширине плеч. Ребенок должен немного сутулиться, а его руки свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как-будто поднимает с пола пакет, резиновый мячик или бумажку.

При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела будет подниматься. Наиболее эффективна такая тренировка окажется для детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48 «накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10-секундные паузы.

«Погончики»


Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне живота. Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу. На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плеч во время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и выдохов с 5-секундными паузами.

Эффективной такая зарядка окажется при сколиозе, остеохондрозе и эпилепсии.

Важно! Всем без исключения потребуется консультация врача перед началом занятий, ведь гимнастика считается нетрадиционным методом лечения.

«Объятия»


В положение стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох, необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное положение.

Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать через нос и столько же через рот. Эффективной такая тренировка станет для всех, кого мучает бронхит, астма.

«Кошечка»


Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох - это возвращение в начальную позицию. Подобное упражнение облегчит состояние пациента во время лечения ринита, увеличенных аденоидов, заболеваний сосудов.

Движения головой

Данный подход состоит из нескольких упражнений:

  • повороты головой во время шагания (на каждый поворот влево необходимо совершать резкий вдох, вправо - выдох);
  • наклоны головой в стороны (на вдохе кладем голову на левое плечо, на выдохе - на правое);
  • «малый маятник» с наклонами головы (на вдохе опускаем голову вниз на грудь, на выдохе - запрокидываем назад).

Вы можете посмотреть, как на практике соблюдаются правила дыхательных упражнений Стрельниковой в следующем видео:

Практика гимнастики Стрельниковой показывает, что дети также смогут избавиться от панического состояния, чувства необъяснимого страха. Один час в день такой тренировки с малышами - гарантия их отличного настроения и правильного физического, а также психоэмоционального развития.

Упражнения на развитие дыхания являются базовыми в любых видах физкультуры и спорта. Они позволяют увеличить объем легких и ускорить процессы оксигенации в организме. Если регулярно делать упражнения для дыхания для детей, то можно уменьшить частоту простудных заболеваний и улучшить состояние иммунитета. Все предложенные упражнения глубокого дыхания насыщают организм кислородом и значительно улучшают состояние головного мозга и сердечной мышцы. Выбирайте подходящие упражнения для правильного дыхания и выполняйте их с детьми регулярно, результата этого не заставит себя долго ждать. Также на странице можно посмотреть упражнения на дыхание на видео, которое иллюстрирует весь процесс их выполнения.

Как выполнять упражнения на технику дыхания для детей дошкольного возраста

Перед тем как выполнять упражнения на технику дыхания, следует ознакомиться с начальными анатомическими сведениями и инструкцией по технике безопасности. Мы дышим автоматически, не задумываясь над этим процессом. Нормальный обмен веществ в клетках организма ребенка является основой его здоровья и зависит в первую очередь от дыхания и состава газа, участвующего в акте дыхания.

Отмечена связь между дыханием и эмоциями ребенка. Мы говорим: «Дыши глубже», - и когда ребенок это делает, его возбуждение исчезает. И если приласкать возбужденного малыша, который прерывисто дышит, его дыхание становится спокойным.

В разных культурах дыхание является вратами духа и мостом между телом и душой. Есть много древних и современных дыхательных методик. Мы предлагаем простые упражнения на дыхание.

Эти упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста необходимы малышам, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления легких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Обычно малыши с удовольствием выполняют эти упражнения, поскольку они похожи на игру.

Для оздоровительного эффекта все упражнения повторяют 4 - 5 раз, но не позже чем за 1 час до сна. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружение, поэтому не стоит их выполнять более 5 - 10 минут.

Все звуки нужно выговаривать четко и громко, а шипение произносить на выдохе.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое) , развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма, способствует развитию речевого аппарата.

Какие упражнения на развитие дыхания для детей дошкольников

Какие упражнения дыхания можно выполнять с детками для профилактики простудных заболеваний и развития у них речевых навыков? Дале предложены упражнения на дыхание для дошкольников, позволяющие развивать речевой аппарат и осуществлять постановку глубокого полноценного дыхания. Эти упражнения на развитие дыхания для детей предложены в большом разнообразии – можно ежедневно менять развлекательную программу.

«Воздушный шарик»

Если ребенок взволнован или плачет, попробуйте предложить ему «надуть воздушный шарик». Пусть малыш представит, что у него в руках маленький воздушный шарик. Обратите внимание на то, какого цвета шарик, скажите, какого цвета ваш шарик. И предложите вместе надуть ваши шарики - у кого шар получится больше.

Не надо говорить ребенку: «Давай позанимаемся». Просто предложите поиграть, ведь в детстве основной вид деятельности - игра. Вы можете прокомментировать действия ребенка, выполняя упражнение вместе с ним:

Воздух мягко набираем -

Шарик смело надуваем.

Пусть летит он к облакам,

Помогу ему я сам.

«Воздушный шарик» - замечательное упражнение для маленьких детей. Его можно выполнять в любое время.

Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняемся им.

Попробуйте подышать с ребенком: глубокий вдох, закрываем одну ноздрю; выдох через другую. Затем наоборот.

«Пыхтелка»

Глубокий вдох, выдох. При выдохе громко произносим: «Пых-пых-пых».

«Бегемотик»

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

(Вдох и выдох - через нос.)

«Качели»

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

(Вдох и выдох - через нос.)

«Ныряльщики за жемчугом»

Ребенку говорят, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Дыхание»

Вам понадобится несколько картинок с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише, громче - как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки.)

«Воздушный футбол»

Необходимо подготовить «мячи» из ваты, кубики.

Из кусочков ваты нужно скатать шарик - «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

«Листопад»

Вырежьте листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.

«Снегопад»

Сделайте из ваты мелкие шарики - «снежинки», положите ребенку на ладонь и предложите «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

«Кораблик»

Предложите ребенку пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

«Лети, перышко!»

Положите ребенку на ладонь перышко и предложите подуть так, чтобы оно полетело.

«Курочка»

Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Разводит руки широко в стороны, как крылья, - вдох, наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «Тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох.

Комплекс упражнений и игры на развитие речевого дыхания

Предлагаемый комплекс упражнений на дыхание позволит увеличить жизненный объем легких и ускорит речевое развитие ребенка. Игры и упражнения на речевое дыхание ускоряют психическое созревание, повышают активность малыша. Выполнять игры и упражнения на развитие дыхание следует в спокойной, привычной для малыша обстановке.

«Жук»

Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, опустив голову; разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову - выдох:

Жжу, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.

Затем разводит руки в стороны, расправив плечи, голову держит прямо - вдох. Повторить упражнение 4 - 5 раз.

«Трубач»

Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, проговаривает: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

«Подуем на плечо»

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Подуем на плечо (поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо, голова прямо - вдох носом),

Подуем на другое (голову налево - выдох, губы трубочкой),

На солнце горячо (голова прямо - вдох носом)

Пекло дневной порою.

Подуем на живот (опускает голову, подбородком касаясь груди),

Как трубка станет рот (снова делает спокойный выдох),

Ну, а теперь на облака (голова прямо - вдох носом)

И остановимся пока (поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой).

Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.

Повторить 2 - 3 раза.

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем-длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух:

Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик.

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее.

«Хомячок»

Предложите малышу вдохнуть и задержать дыхание.

Пройти несколько шагов (10-15), надув щеки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.

«Ворона»

Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки, разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук (р).

«Булькание»

Малыш сидит, перед ним стакан (или бутылочка) с водой. Научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку для коктейля, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Вдох - носом, выдох - в трубочку: «Буль-буль-буль».

«Надуй шарик»

Ребенок сидит или стоит. Предложите малышу «надуть шарик» - ребенок широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух - ффф. «Шарик лопнул» - ребенок хлопает в ладоши, «из шарика выходит воздух» - произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. «Мой воздушный шарик»

Ребенок должен надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Взрослый сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

«Мыльные пузыри»

Эта забава известна всем, научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох - через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Упражнение с флажками

Исходное положение прежнее, в опущенных руках - флажки. Ребенок поднимает руки вверх через стороны - вдох, опускает через стороны - выдох через сложенные трубочкой губы.

Игра «Филин»

«День» - ребенок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево. «Ночь» - смотрит вперед и взмахивает руками - «крыльями», опуская их вниз, произносит «у...ффф».

Игры с воздушным шаром, вертушкой

Воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребенка. Предложите малышу сильно подуть на шар, так, чтобы он взлетел, на вертушку - чтобы она вертелась.

Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками

Подберите дудочку или свисток с мелодичным звуком и позвольте ребенку дудеть или свистеть столько, сколько он захочет. Это очень полезное занятие.

Методическая разработка «Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста».

Туркина Ирина Николаевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8» села Визинга, Сысольского района, Республики Коми.
Описание работы: В данной работе представлены дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста с использованием небольших авторских стихотворений, которые доступны и понятны в поэтапном описании. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений и, конечно же, родителям.
Цель: Научить детей управлять своим дыханием; подготовить дыхание детей к пению.
Задачи:
Учить детей делать выдохи и вдохи различной силы и долготы;
Развивать концентрацию внимания детей на дыхании;
Укреплять мышцы органов брюшной полости в подготовке к певческой деятельности.

Дыхательные упражнения.

1.Надуваем шар.

Надуваем шар с тобой,
Надуваем шар большой,
Он красивый – просто – Ах!
Ой, совсем надулся – Бах!

Описание упражнения.
Надуваем шар с тобой,
Руки сложены ладонь к ладони на уровне рта.

После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести в противоположные стороны примерно на 20 сантиметров.


Надуваем шар большой,
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом разводим ещё шире.


Он красивый – просто – Ах!
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести на всю ширину размаха рук.


Ой, совсем надулся – Бах!
Во время произнесения слова «Бах» ладони необходимо резко прижать друг к другу (чтобы получился хлопок).

2.Ветер-ветерок.

Чуть колышется трава
И слегка шумит листва –
Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,
Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.

Описание упражнения.
Чуть колышется трава
И слегка шумит листва –

Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,

Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Дети в полный голос произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и с силой выдыхают.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.

3. Водолазы.

Водолазы в любую погоду
Очень смело ныряют под воду.

Описание упражнения.
После произнесения этих слов необходимо сделать глубокий вдох, сомкнуть губы, зажать пальцами нос и задержать дыхание на несколько секунд, затем резко выдохнуть со звуком «пых».

4. Ладошкам холодно и жарко.

Описание упражнения.
Наши ладошки очень замёрзли, давайте их погреем.
Необходимо прикрыть рот ладонями и сделать несколько резких, сильных вдохов и выдохов, при этом вдохи и выдохи делать через рот.


Ладошки очень хорошо согрелись, теперь им стало жарко, давайте на них подуем.
Ладони отодвигаем от лица на расстояние примерно 20 см, делаем глубокий вдох через нос, складываем губы трубочкой и делаем долгий выдох.

5. Листочек на ветру.

Описание упражнения.
Дыхательное упражнение с предметом – это может быть осенний листочек, вырезанный из бумаги, а также цветочек, бабочка, снежинка, пушинка и всё, что угодно, на что хватит фантазии. Необходимо привязать отдельно к каждому предмету нитку.
Берём листочек за нитку, располагаем его на уровне лица примерно в 10 см от губ. Выполняем медленные вдохи и долгие, бесшумные выдохи, чередуя их с резкими, короткими, сильными вдохами и выдохами.


Благодарю за внимание!

«…Рождение ребенка является самым радостным моментом в жизни родителей. Но за маленькими детьми нужен постоянный и особенный уход. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком гимнастикой, тем более здоровым и развитым будет ваш малыш. Существуют целые комплексы упражнений, направленные на развитие ребенка. Однако, не стоит останавливаться только на развитии мышечной ткани ребенка. Особый акцент следует сделать на дыхательной системе малыша. Ведь маленькие дети очень часто болеют. И это связано со строением их дыхательных органов. В книге будет рассказано о том, какие дыхательные упражнения помогут вам укрепить здоровье малыша, излечить от ряда болезней. Также вы узнаете о различных приемах массажа, благодаря которому ваш малыш будет расти активным и здоровым ребенком…»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дыхательная гимнастика для детей (Е. В. Пантелеева, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 3. Упражнения для детей в возрасте 5–6 лет

Ходьба на свежем воздухе, во время которой должны сочетаться продолжительный вдох и выдох. Для лучшего эффекта можно при ходьбе поднимать колени вверх. Главное, чтобы вдох был глубокий и насыщал организм кислородом.

Ходьба на свежем воздухе с дыханием через нос. В ходе упражнения ребенок на первый шаг делает вдох, на второй и третий – выдох. Затем постепенно нужно увеличивать время вдоха до двух шагов, а выдоха – до трех или четырех.

Бег на месте. При этом ребенок дышит глубоко через нос.

Приседания на месте. Приседая, ребенок делает вдох через нос, вставая – выдох через нос. Он может помогать себе руками, вытягивая их вперед во время приседания.

Бег трусцой, в ходе которого ребенок делает вдох через нос на два-три шага, а выдох – на четыре шага. Выдох всегда должен быть длиннее, чем вдох.

Дыхание сначала одной ноздрей, потом другой. Сделав 3–4 вдоха и выдоха правой ноздрей, ребенок зажимает ее пальцем, отпустив левую ноздрю. Повторить упражнение.

Повороты корпуса вслед за движением рук. Вытянув руки вперед, ребенок поворачивается в левую сторону вместе с руками и делает плавный вдох. Возвратившись в исходное положение, он резко выдыхает. Повторить в обе стороны 5 раз.

Движение рук вверх-вниз вдоль туловища. Поднимая руки вверх, ребенок делает глубокий вдох через нос, опуская руки – выдох через рот.

Наклоны туловища в стороны. При наклоне ребенок делает глубокий вдох через нос, возвращаясь в исходное положение – выдох со звуками «м» и «н».

Глубокий вдох в положении стоя. Выдох с усилием, как будто выталкивая воздух из легких.


Развеселить ребенка помогут упражнения, которые напоминают игру. Приведем некоторые из них.

Пускаем пузыри

Ребенок садится за стол. Перед ним ставят стакан с водой и соломинкой для коктейля. По команде «начали» ребенок делает глубокий вдох через нос, берет в рот соломинку и дует в нее что есть сил. Затем снова делает вдох носом и дует в трубочку. Главное условие: щеки не должны быть надутыми, нельзя шевелить губами.

Клич индейцев

Ребенок встает прямо и подносит ладонь ко рту. Делает глубокий вдох через нос и выдыхает через рот, попеременно то открывая, то прикрывая рот рукой. При выдохе нужно издавать звук «а-а-а», постепенно увеличивая его громкость.

Мыльные пузыри

Для этого упражнения понадобится мыльный раствор и трубочка. Ребенок делает вдох через нос, а выдыхает ртом. Чтобы получился большой пузырь, следует дуть медленно и мягко, губы при этом сворачивать в трубочку.

Ночь и день

Ребенок встает прямо. По команде «день» он делает вдох и поворачивает голову вправо, выдох – возвращается в исходное положение, вдох – поворачивает голову влево, выдох – в исходное положение. По команде «ночь» ребенок поднимает руки вверх, как птица крылья, и делает вдох. Выдыхает и опускает руки со звуком «уф».

Сдуваем шарики

Несколько детей садятся за стол. Перед ними кладут ватные шарики. По команде «старт» они делают глубокий вдох и выдыхают на шарики. Цель упражнения – научиться сдувать шарики со стола.

Попасть в ворота

Ребенок садится за стол. Перед ним кладут ватный шарик, который он должен задуть в ворота, сделанные из двух кубиков. По команде «старт» ребенок делает вдох и с силой дует на шарик. Со временем он научится попадать в ворота, и можно будет играть в мини-футбол всей семьей.

Перышко

Ребенок встает прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Перед ним привязывают нитку с перышком на конце. По команде «начали» ребенок делает вдох через нос и с силой дует на перышко, поднимая его вверх. Дуть следует через губы, сложенные трубочкой.

Вращаем мельницу

Ребенок встает прямо, перед лицом держит игрушку-вертушку или мельницу-вертушку. Сделав глубокий вдох, он дует на игрушку, вращая ее как можно дольше.

Делаем снег

Положить на ладонь ребенку конфетти или бумажные снежинки. Ребенок делает вдох и с силой сдувает снежинки в воздух. Чем сильнее он будет дуть, тем красивее получится снег.

Листопад

Положить на ладонь ребенку вырезанные из цветной бумаги листочки и предложить ему подуть на них. В процессе упражнения можно рассказать ребенку о листопаде и о листьях разных деревьев.

Бабочки

Подвесить на нитках бумажных бабочек. Ребенок дует на них, стараясь, чтобы они взлетали как можно выше.

Делаем музыку

Для выполнения данного упражнения понадобятся любые духовые музыкальные инструменты: дудочки, губные гармошки и т. п., при этом инструмент необходимо подбирать с учетом развития ребенка. Не следует перенапрягать легкие во время упражнения.

Картинки на стекле

Ребенок делает глубокий вдох и дует на стекло (зеркало). Затем рисует себя или другие предметы.

Гусеница

Ребенок садится за стол, берет в руки карандаш и рисует гусеницу без ножек. Затем делает вдох и выдох. Пока выдыхает, рисует одну ножку. Чем длиннее выдох, тем длиннее ножки у гусеницы. Также можно рисовать ножки гусеницы дыханием на стекле.

Пловец

Ребенок садится на колени, спину держит прямо. По команде «марш» он начинает двигать руками, как будто плывет кролем. Делает вдох при повороте головы, выдох на три взмаха руками.

Ассоциации

Ребенок должен отвечать на вопросы, произнося слова на выдохе. Можно задать следующие вопросы: Как гудит машина? (би-би-би)

Как звонит колокол? (дон-дон-дон) Как звонит трамвай? (трынь-трынь-трынь) Как жужжит жук? (жу-жу-жу)

Можно придумывать разные вопросы и вместе угадывать ответы.

Самолетик

Самолетик – самолет (разводят руки в стороны ладонями вверх, поднимают голову, глубоко вдыхая через нос)

Отправляется в полет (задерживают дыхание).

Жу-жу-жу (поворот вправо),

Постою и отдохну (встают прямо, руки опущены и расслаблены).

Я налево полечу (поднимают голову, делая глубокий вдох через нос).

Жу-жу-жу (поворот влево),

Жу-жу-жу (выдох через рот, произнося звук «ж-ж-ж»).

Постою и отдохну (встают прямо и опускают руки вдоль тела).

Чтобы освоить упражнение, его следует повторить 2–3 раза.

Домики зверей

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие каждой строчке движения.

У мишки дом огромный (выпрямившись, встают на носки, поднимают руки вверх, тянутся, смотрят на руки, делают глубокий вдох через нос),

У мышки – очень маленький (приседают, обхватывают руками колени, опускают голову, выдыхают, произнося звук «ш-ш-ш»).

Мышка ходит в гости к мишке (ходят на носках),

Он же к ней не попадет.

Упражнение следует повторить 2–3 раза.

Ветер

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие каждой строчке движения.

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу – налево посвищу (поворачивают голову налево, губы трубочкой и дуют), могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох),

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох),

И в облака (опускают голову, подбородком коснувшись груди, спокойный выдох через рот),

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Упражнение повторить 3–4 раза.

Пчелка

Ребенок садится прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет действия.

Пчелка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимает грудную клетку и на выдохе произносит «ж-ж-ж», затем на вдохе через нос разводит руки в стороны, расправляет плечи и произносит «ж-ж-ж»).

Полечу и пожужжу, детям меда принесу (встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Упражнение повторить 5 раз.

Сенокос

Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены по швам. Взрослый читает стишок, а ребенок, произнося «зу-зу», машет руками. Взмах влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу, косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу, и налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу, вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

После выполнения упражнения ребенок может помахать расслабленными руками, как бы стряхивая с них усталость. Повторить упражнение 3–4 раза.

Дыхательная гимнастика для детей 3-4 лет.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би. Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу-жу -жу (делает поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево)Жу-жу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх,потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову,выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. « КУРОЧКИ».

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки- «крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. « ПЧЁЛКА».

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Зу-зу, зу-зу, косим мы траву. Зу-зу, зу-зу, и налево взмахну. Зу-зу, зу-зу, вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза

Часики.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».Повторить 5–6 раз.

Каша кипит.

Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик.

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике.

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи.

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Вырасти большой.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Гуси летят.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

 

Возможно, будет полезно почитать: