Комплексы массажа и гимнастики для детей. Выкладывание на живот

Музыкальное сопровождение выбирайте по вкусу, ритм и темп - по силам.

Комплекс первый

1. Вы стоите прямо, с сомкнутыми коленями и стопами. Затем легко сгибаете колени, руки на затылок. Обращайте внимание на то, чтобы колени смыкались. Повторите 14 раз.

2. Вы стоите с широко расставленными ногами и широко разведенными в стороны руками, затем верхнюю часть туловища передвигаете то вправо, то влево, выдвигая плечо, при этом живот немного напрягается. Движение становится более интенсивным при легком сбивании коленей. В каждую сторону по 8 раз.

3. Стойте свободно, слегка расставив ноги. Наклоняйте голову влево и вправо. По 5 раз в каждую сторону.

4. Вы стоите прямо. Вытягивайте обе руки в стороны, при этом поднимайте то правое, то левое колено, как можно выше. Продолжайте то же упражнение, добавляя взмахи рук. Левое колено и правая рука вверх. По 8 раз каждой ноги, затем 8 раз - рука и нога.

5. Снова стойте прямо. Вытяните руки в стороны, после этого энергично поворачивайте верхнюю часть туловища вправо и влево; сильно напрягая при этом мышцы живота.

6. Присесть, упереться в пол руками и передвигать руки: 4 шага вперед, 4 назад. Всего по 20 шагов.

7. Сидя на полу с широко расставленными ногами, поворачивайте туловище вправо и влево. По 8 раз в каждую сторону.

8. Вы лежите на животе. Руками упритесь в пол и, опираясь на руки и колени, поднимайте туловище вверх. Затем садитесь на пятки. Раскачивайте туловище вперед и назад, пока снова не ляжете.

9. Вы лежите на спине. Поочередно поднимайте согнутые в колене ноги, подтягивая колено ближе к груди. По 8 раз каждой ноги.

10. В том же положении на спине поднять ноги вверх и развести их широко в стороны, а затем делать окрестные движения ногами. 20-22 раза.

11. В том же положении на спине делать движения ногами, как при езде на велосипеде.

12. Затем переходите в положение березки. Продолжая езду на велосипеде из положения березки, опускайте вниз то одну, то другую прямую ногу. 20-30 раз.

13. Вы стоите прямо, руки в стороны. Теперь подайте плечи и руки вперед, слегка сгибая колени, затем плечи и руки назад. Повторите по 8 раз вперед и назад.

14. Вы стоите прямо. Сделайте шаг вправо в сторону, при этом левая стопа выставлена, затем влево в сторону, выставлена правая стопа. При этом размахивайте руками, все увеличивая размахи. Когда руки совсем высоко - потянитесь. По 8-10 раз

в каждую сторону.

15. Закончите спокойными движениями вальса.

Затем отдохните и перейдите к водным процедурам.

Упражнения выполняются в среднем темпе, если трудно, то начинайте в медленном темпе, а через 2-3 недели убыстрите темп.

Примерные комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

2. И.п. - на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони ребенка. При этом ребенок открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.

3. И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони ребенка. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища (см. фото 1, 2).

4. И.п. - на спине. Слегка надавите большими пальцами на ступни ребенка у основания второго и третьего пальцев ног. Пальчики ребенка согнутся к подошве (см. фото 3)

5. И.п. - на животе. Подставьте под подошву ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия (совершать «ползательные» движения).

6. И.п. - на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку (см. фото 4).

7. И.п. - на спине и на животе.

8. И.п. - на спине. Дыхательные упражнения. Расположите свои руки по бокам грудной клетки ребенка и в такт его дыханию слегка надавливайте на грудную клетку ребенка.

ФОТО

2
ФОТО

3
ФОТО

4
ФОТО

5
ФОТО

6
ФОТО

7
ФОТО

8
ФОТО

9
ФОТО

10

ВТОРОЙ-ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

1. И.п. - на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом (см. фото 5).

2. И.п. - на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

3. И.п. - на спине. Разведите руки ребенка в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы обхватить ими его туловище (см. фото 6, 7).

4. И.п. - на спине. Возьмите ручки ребенка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения (см. фото 8).

5. И.п. - на руках взрослого. Ритмично надавливайте ладонью на спину ребенка, в такт его дыханию постепенно передвигая ладонь от шеи к пояснице (см. фото 9).

6. И.п. - на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите перед ребенком яркую игрушку. Малыш будет отталкиваться ножками от вашей руки - «ползти» (см. фото 10).

7. И.п. - на спине. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под спину, а другую подставьте ему под ножки. Отталкиваясь ножками от вашей руки, ребенок «поползет».

8. И.п. - на спине. Дыхательное упражнение. Ритмично надавливайте на переднюю и боковые поверхности грудной клетки ребенка, обходя грудинную кость (см. фото 11).

9. И.п. - на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку (см. фото 4).

10. И.п. - на спине. Своей левой рукой обхватите голени ребенка, а правой - его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Упражнение выполняйте попеременно - то вправо, то влево (см. фото 12, 13).

11. И.п. - на боку (поочередно на левом и правом). Ритмично надавливайте ладонью на боковую и заднюю поверхности грудной клетки ребенка

12. И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладошки ребенка. Он цепко захватит их и будет прочно удерживать. Слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если малыш сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение (см. фото 1, 2)

13. И.п. - на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую звучащую игрушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку то вправо-влево, то вверх-вниз - ребенок будет следить за движущимся объектом. Упражнение следует выполнять поочередно на спине и на животе (см. фото 14).

ФОТО

11
ФОТО

12
ФОТО

13
ФОТО

14
ФОТО

15
ФОТО

16
ФОТО

17
ФОТО

18
ФОТО

19

ЧЕТВЕРТЫЙ-ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

1. И.п. - на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами (см. фото 5).

Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами

2. И.п. - на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

3. И.п. - на спине. Дыхательное упражнение. Слегка развести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать плечи согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки, а предплечья - к передним отделам грудной клетки.

4. И.п. - на спине. Сгибайте и разгибайте ножки ребенка - вначале попеременно, затем одновременно (см. 15, 16).

5. И.п. - на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища - «присаживание». Затем опустите ребенка в исходное положение (см. фото 1, 2).

6. И.п. - на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью (см. фото 12, 13).

7. И.п. - на спине. Ритмично надавливайте ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, обходя грудинную кость (см. фото 11).

8. И.п. - на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе (см. фото 16, 17, 18, 19).

9. И.п. - на животе. Ползание за игрушкой. Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к игрушке, побуждайте его ползти и/или тянуться к ней руками. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не делайте цель недостижимой - после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите.

10. И.п. - на спине. Приподнимите лежащего на спине ребенка над столом на вытянутых руках. Это вызывает рефлекторное сгибание туловища вперед и выпрямление ног.

11. И.п. - на спине, на животе. Рассматривание ярких, звучащих, удобных для захвата игрушек из положения на спине, на животе. В этом возрасте ребенок активно приподнимает головку и плечевой пояс, поворачивается в сторону игрушки (см. фото 14).

Комплекс упражнений для детей 6-9 и 9-12 месяцев будет приведен в следующем номере журнала.

Желаем вам успеха в занятиях физкультурой с вашим малышом!

Надежда Полянская
Комплексы утренней гимнастики для детей 1 младшей группы

Комплексы утренней гимнастики

для детей 1 младшей группы .

Сентябрь

Комплекс №1 (без предметов)

«Птичка» .

1. «ПТИЧКИ МАШУТ КРЫЛЬЯМИ»

И. П.: основная стойка.

Выполнение

2. «ПТИЧКИ КЛЮЮТ ЗЕРНЫШКИ»

И. П.: основная стойка.

Выполнение : присесть, постучать несколько раз пальцами по коленям. Выпрямиться и поднять рыки вверх.

3. «ПТИЧКИ ТАНЦУЮТ»

И. П.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение : делать пружинку.

4. «ПТИЧКИ ЛЕТАЮТ»

Ходьба за воспитателем.

5. «ПТИЧКИ НЮХАЮТ ЦВЕТОЧКИ»

Комплекс №2

(с шишками)

1. «ПОКАЖИ ШИШКУ»

И. П.: о. с., руки с шишками внизу.

Выполнение : поднять руки вперед показать шишки и спрятать их за спину

2. «БЕЛОЧКА ИГРАЕТ С ШИШКАМИ»

И. П.: о. с., руки опущены.

Выполнение : присесть, положить шишки на пол, выпрямиться, затем присесть, взять шишки.

3. «ПОТЯНУШКИ»

И. П.: сидя, ноги свободно лежат на полу, руки на коленях.

Выполнение : поднять руки в стороны - вверх, потянуться, опустить руки.

4. «ДОСТАНЬ НОСОЧЕК»

И. П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднять руки и ноги вверх, коснуться шишками стоп ног и опустить на пол.

5. «БЕЛОЧКИ ВЕСЕЛЯТЬСЯ»

Поскоки на месте.

Ходьба за воспитателем.

Дозировка упражнений 4-6раз.

Комплекс №1

(с кубиками)

1. «ПОСТУЧИ»

И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Выполнение : соединить руки, не сгибая в локтях, ударить кубик о кубик, развести в стороны.

2. «ПОКАЖИ»

И. П.: лежа на животе, руки согнуты, кубики подтянуть к плечам.

Выполнение : выпрямить руки вперед «показали» , вернулись в и. п. «спрятали»

3. КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ»

И. П.: стоя, кубики опущены.

Выполнение : присесть, коснуться кубиками пола, выпрямиться, поднять руки вверх (делать полное приседание)

4. «ПОСКОЧИ»

Поскоки на двух ногах на месте.

Комплекс №2 (без предметов)

«В лесу» .

1. «МАЛЕНЬКАЯ ЕЛОЧКА»

Выполнение : присесть на корточки, показать руками какая елочка маленькая. Постепенно выпрямляясь, поднимают руки вверх. «Вот какая елочка выросла большая»

2. «ВЕТЕР В ЛЕСУ»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки (ветки) подняты вверх.

Выполнение : наклоны туловища в правую (левую) сторону.

3. «ПОСАДИ СЕМЯЧКО»

И. П.: сидя, ноги свободно лежат на полу, спина прямая, руки на коленях.

Выполнение : наклон вперед, как можно дальше.

4. «ПОСКОЧИ»

Поскоки на месте.

Ходьба на месте.

Упражнение на восстановление дыхания.

Дозировка упражнений 4-6раз.

Комплекс №1

(с погремушками)

1. «ПОКАЖИ»

И. П.: О. С.

Выполнение : присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, показать руки. Присесть, взять погремушку, показать «ВОТ» .

2. «ПОДНИМИ ВЫСОКО»

И. П.: сидя, ноги свободно на полу.

Выполнение : поднять погремушку вверх, потрясти и опустить.

3. «СПРЯЧЬ»

И. П.: лежа на животе, руки с погремушкой у подбородка.

Выполнение : вытянуть руки вперед, показать погремушку и спрятать ее у груди.

4. «ПОПЛЯШЕМ»

Выполнение : свободная пляска.

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Комплекс №2

(с мячами)

1. И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

Выполнение : поднять руки вверх потянуться, вернуться в и. п.

2. И. П.: сидя, ноги врозь мяч в руках.

Выполнение : наклониться вперед, положить мяч между ног, выпрямиться, показать прямые руки.

3. И. П.: лежа на спине, мяч над головой в руках.

Выполнение : поднять руки вверх, руки вперед, коснуться мячом стоп, вернуться в и. п.

4. «ПОПЛЯШЕМ»

Выполнение : свободная пляска.

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1

(с флажками)

1. «ПОКАЖИ ФЛАЖОК»

И. П.: ноги узкой дорожкой, флажок внизу.

Выполнение : флажок вперед, вернуться в и. п.

2. «ПОМАШИ ВНИЗУ»

И. П.: ноги широкой дорожкой, флажок за спиной.

Выполнение : наклон вперед, помахать флажком, вернуться в и. п.

3. «ПОИГРАЙ»

И. П.: сидя, флажки опущены.

Выполнение : согнуть ноги, флажок вверх, поиграть; опустить, выпрямить ноги.

4.«ПРУЖИНКА»

Выполнение :

2-3 пружинки с взмахом флажка;

6-8подпрыгиваний;

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Комплекс №2 (без предметов)

«Поезд»

1. «КОЛЕСА ПАРОВОЗА»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях на высоте пояса, пальцы сжаты в кулак.

Выполнение : выгибать руки вперед и назад. «ЧУ-ЧУ-ЧУ»

2.«ПРОВЕРКА КОЛЕС»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Выполнение : присесть на корточки, постучать по коленям. «ТУК-ТУК-ТУК»

3.«В ПУТЬ»

«Поезд» поехал, имитируя гудок. Сначала медленно, потом быстрее, затем опять замедляет ход.

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1 (без предметов)

«Бабочки»

1. «БАБОЧКИ МАШУТ КРЫЛЬЯМИ»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Выполнение : поднять руки в стороны и опустить.

2. «БАБОЧКИ СЕЛИ НА ЦВЕТОЧЕК»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Выполнение : присесть, опустить слегка голову вниз. Выпрямились и полетели на другой цветок.

3. «БАБОЧКИ ТАНЦИЮТ»

И. П.: основная стойка, руки в стороны.

Выполнение : делать пружинку

4.«БАБОЧКИ ЛЕТАЮТ»

Бег за воспитателем.

5.«БАБОЧКИ НЮХАЮТ ЦВЕТОЧКИ»

Упражнение на восстановление дыхания.

Комплекс №2 (без предметов)

«Прогулка за цветами» .

1. «СОБИРАЕМ ЦВЕТЫ»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

Выполнение : присесть, сорвать цветы.

2. «ОДУВАНЧИКИ»

Выполнение : присев на корточки, дуть на одуванчики.

3. «ПОЛЕТ ПУШИНОК»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны.

Выполнение : кружатся на месте в разные стороны.

4. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»

Ходьба за воспитателем.

Бег за воспитателем.

5. «ДЕТИ НЮХАЮТ ЦВЕТОЧКИ»

Упражнение на восстановление дыхания.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1

(без предметов)

1. «ПОГРЕЕМ РУКИ НА СОЛНЫШКЕ»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину.

Выполнение : руки вперед, поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «Горячо!» , спрятать за спину. 5-6раз

2. «КАЧЕЛИ»

И. П.: ноги слегка расставить, руки внизу.

Выполнение : Взмах рук вперед-назад, слегка пружиня ноги. 5-6раз

3. «КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ НОГИ»

И. П.: сидя, руки упор сбоку.

Выполнение : согнуть ноги, вернуться в исходное положение, сказать «Длинные!» 5-6раз

4. «МЯЧ»

И. П.: ноги слегка расставлены, руки вниз.

2-3 пружинки

8-10 подпрыгиваний

Комплекс №2 (без предметов)

«Петушки»

1. «ПЕТУШКИ МАШУТ КРЫЛЬЯМИ»

И. П.: ноги узкой дорожкой, руки опущены.

Выполнение : поднять руки в стороны и опустить.

2. «ПЕТУШКИ ПЬЮТ ВОДУ»

И. П.:ноги узкой дорожкой, руки опущены.

Выполнение : наклоны вперед, руки назад.

3. «ПЕТУШКИ ГРЕЮТ НОЖКИ»

И. П : сидя на полу, руки в упоре сзади.

Выполнение : согнуть ноги в коленях, выпрямить.

4. «ПЕТУШКИ ЛЕТАЮТ»

И. П.: ноги вместе, руки опущены.

Выполнение : прыжки на двух ногах, со взмахами в чередовании с ходьбой.

5. «ПЕТУШКИ НЮХАЮТ ЦВЕТОЧКИ»

Упражнение на восстановление дыхания.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1

(с мячами)

1. «К СЕБЕ И ВНИЗ»

И. П.: ноги узкой дорожкой, мяч перед грудью.

Выполнение : мяч к себе и вниз

(сказать «вниз» )

2. «ПОКАЖИ МЯЧ»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

Выполнение : наклон вперед, мяч вперед (сказать «вот» )

3. «КОСНУТЬСЯ ПОЛА»

И. П.: стоя на коленях, мяч перед грудью.

Выполнение : поворот вправо, коснуться пола мячом, вернуться в исходное положение.

4. «ОСТОРОЖНО»

И. П.: ноги узкой дорожкой, руки на пояс, мяч на полу.

Выполнение : поднять ногу, осторожно коснуться мяча, опустить ногу.

5. «ПРЫЖКИ»

«УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ»

Комплекс №2 (без предметов)

«Самолеты»

1. «НАЙДЕМ САМОЛЕТ»

И. П.: о. с., руки на пояс.

Выполнение : круговые движения головы.

2. «ПОМАШЕМ САМОЛЕТУ»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение : поднять руки вверх, помахать ими.

3. «САМОЛЕТ НА ПОСАДКЕ»

И. П.: ноги узкой дорожкой, руки вдоль туловища.

Выполнение : наклониться вперед, сгибая ноги, сказать «сели» .

4. «ПОКАЖИ ГДЕ САМОЛЕТ»

И. П.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе.

Выполнение : повернуться влево-назад,

отвести левую руку, помахать ею.

5. «САМОЛЕТЫ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛАСЕ»

И. П.: руки в стороны.

Выполнение : легкий бег.

ХОДЬБА С ВОССТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Дозировка упражнений 4-6 раз.

Комплекс №1

(с ленточками)

1. «ЛЕНТОЧКИ»

И. П.: о. с.

1-поднять руки в стороны, помахать лентами.

2. «ПОСМОТРИ»

И. П.: ноги на ширине плеч, ленточки внизу.

1-поворот вправо, помахать лентами,

3. «ПРИСЕДАНИЯ»

И. П.: ноги слегка расставить, руки опустить.

1-присесть, положить ленточки на пол.

4. «ПОКАЖИ ЛЕНТОЧКИ»

И. П.: сесть на пол, скрестив ноги, руки с лентами перед собой.

1-повернуться вправо, коснуться лентами пола сзади себя.

5. «ПРЫЖКИ»

На двух ногах в чередовании с ходьбой.

«УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ»

Дозировка упражнений 4-6 раз

Комплекс №2

(без предметов)

1. «СОЛНЫШКО»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль

Выполнение : поднять руки вверх, потянуться, опустить руки. Повторить : 4 раза.

2. «ТУК-ТУК»

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу

Выполнение : наклон вперед, постучать ладошками по коленям.

Повторить : 4-5 раз.

3. «ПРЯТКИ»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу

Выполнение : присесть на корточки кисти рук положить на колени.

«дети спрятались»

Повторить : 4-5 раз.

Ходьба в произвольном направлении, на месте

Комплекс №1

(без предметов)

Ходьба в произвольном направлении; на месте;

1. «ХЛОПКИ»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение : поднять руки вперед, хлопнуть, опустить.

Повторить : 4 раза.

2. «ПЕТРУШКИ»

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.

Выполнение : наклон вперед, руки развести в стороны, выпрямиться.

Повторить : 4-5 раз.

3. «ПРУЖИНКИ»

И. п.: произвольное.

Выполнение : мягкие пружинящие полуприседания на месте.

Повторить : 6-8 раз, чередуя с ходьбой.

Комплекс №2

(без предметов)

Ходьба в произвольном направлении; легкий бег; ходьба на месте; повернуться ко взрослому; подойти к стульчику.

1. «ЧАСИКИ»

И. п.: стоя около стульчика, ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение : раскачивание рук вперед-назад «тик-так»

Повторить : 4 раза.

2. «ОКОШКО»

И. п.: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.

Выполнение : наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево - «смотрим в окошко» ; выпрямиться.

Повторить : 4-5 раз.

3. «МЯЧИК»

И. п.: произвольное.

Выполнение : подскоки на месте.

Повторить : 6-8 раз, чередуя с ходьбой.

Новорожденный малыш проводит большую часть времени в состоянии сна, просыпаясь только в определенное время от чувства голода или дискомфорта. Между тем, ему необходимо развиваться физически с первого года жизни. Обязательным режимным пунктом должна стать гимнастика для новорожденных.

О пользе гимнастики

Хотя в пользе гимнастики не стоит никого убеждать, относительно грудничков она оказывает особое действие:

  1. Тактильный контакт с мамой благотворно влияет на психическое состояние. Малыш дольше и спокойнее спит.
  2. Малыш познает свое тело и привыкает к нему. У него развиваются необходимые рефлексы, мышцы и суставы, развивается координация движений.
  3. В процессе занятий улучшается обмен веществ, работа надпочечников, ускоряется кровообращение. Зарядка обеспечивает прочную сцепку мышц и костей.
Благодаря гимнастическим упражнениям малыш учится лучше чувствовать свое тело, совершенствуется также и работа нервной системы, отвечающей за передачу импульсов от мозга к мышцам

По словам педиатра Комаровского О.Е., от того, насколько правильно организовано развитие детей с грудничкового возраста, зависит состояние их здоровья в дальнейшем. Гимнастические упражнения должны соответствовать возрасту. В сочетании с массажем активные физические упражнения окажут благотворное влияние не только на физическое, но и на умственное развитие новорожденного.

Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома – раннее выкладывание карапуза на животик. Малыш поначалу инстинктивно будет поворачивать голову набок, потому что ему в этом положении легче дышать. Позже он начнет поднимать голову вверх и стараться удерживать ее в течение нескольких секунд.

Упражнение укрепляет мышцы шеи, спинки, плечей, позвоночник. Через несколько недель ребенок держит голову в приподнятом состоянии достаточно долго, затем начинает приподнимать плечи, в дальнейшем – опираться на локти и поднимать корпус.

Упражнением назвать сложно, но именно оно поможет крохе адаптироваться к окружающему миру после рождения. Конечно, время выкладывания необходимо регламентировать, чтобы ребенок не устал.

О принципах физических упражнений

У новорожденного строго регламентирован распорядок дня, поэтому на проведение физических упражнений рекомендуется подобрать специальное время. Лучше, если это будет первая половина дня. Если получится проводить зарядку в одно и то же время, то у него выработается рефлекс, в это время малыш не будет капризничать. Некоторые условия, которые необходимо соблюдать при проведении упражнений:

  • Маме перед началом гимнастики или массажа с новорожденным нужно тщательно помыть и согреть руки. Температура воздуха в комнате должна быть 20 градусов. Перед началом утренней гимнастики необходимо разогреть мышцы малыша легким массажем.
  • Зарядку необходимо проводить за час до кормления. Общая продолжительность упражнений – в пределах 15 минут.
  • Нужно разговаривать во время гимнастики с месячным новорожденным. Если ребенок начинает капризничать, зарядку следует прекратить.

Бывает так, что грудничку противопоказаны динамические упражнения. В этом случае можно ограничиться простым поглаживанием тела по всей поверхности.



Во время зарядки с ребенком необходимо разговаривать: так он будет с радостью заниматься и весь процесс пройдет без негативных эмоций и переживаний

Как развивать малыша физически?

В первые месяцы жизни особенно важно наблюдать за определенными особенностями поведения ребенка, его физическим состоянием. Как отмечает известный педиатр Комаровский О.Е., самое характерное для них в этот период – срыгивание, колики в животе, запор. От этих проявлений есть 2 способа защиты – правильное питание и достаточные физические нагрузки.

В то время, когда ребенку еще несколько недель от роду, необходимо запланировать ежедневные физические упражнения дозировано, наращивая интенсивность постепенно, сочетая их с массажем. В этом возрасте все мышцы малыша находятся в гипертонусе, поэтому упражнения должны быть направлены на расслабление (рекомендуем прочитать: ). Чередование действий, направленных на ослабление напряжения мышц, включает в себя массаж и специальные гимнастические упражнения:

  • Массаж – его можно проводить, не дожидаясь назначения врача. Стоит научиться приемам элементарного массажа для грудничков, проконсультировавшись с детским массажистом и приступить к его выполнению самостоятельно.
  • Гимнастика – представляет собой утренний комплекс упражнений для младенцев, направленных на развитие нескольких групп мышц. Все движения маленького должны быть приближены к естественным.

Для малыша собственное тело является игрушкой: он хватает себя за руки и за ноги, разглядывает их, играет с ними, изучая их, и тем самым получает о них определенную информацию. В гимнастических упражнениях нужно задействовать по возможности все части тела. Гимнастика для грудничков и массаж проводятся на ровной поверхности с подложкой из тонкого слоя поролона.

Классическая гимнастика от рождения до 2 месяцев

Ребенок в грудничковом возрасте недостаточно владеет телом, единственное, что он может – бессознательно размахивать руками и ногами, поэтому необходимо упорядочить его движения. Для этого вполне подойдет самая элементарная, но очень эффективная утренняя зарядка. В возрасте 2 месяцев можно проводить те же упражнения, но увеличить их продолжительность:

  1. Ползание – ребенка нужно перевернуть на живот, ноги при этом согнуты в коленях. Ладонью необходимо упереться в его ступни. Рефлекторно он оттолкнется от нее и продвинется вперед. Малыш может выполнить это действие несколько раз, но злоупотреблять его терпением не стоит.
  2. Эмбриончик – следует положить ребенка на спинку. Ручки складываем на груди, ножки подтягиваем к животу. Голову малыша нужно бережно направить к груди и придерживать так некоторое время.
  3. Ходьба – держа малыша под мышки, поставить его стопами на поверхность стола, слегка наклонить корпус вперед. Он инстинктивно начнет перебирать ногами, слегка упираясь в поверхность.
  4. Велосипед – традиционное классическое упражнение (рекомендуем прочитать: ). Дитя лежит на спине, ноги согнуты в коленях, их нужно поочередно подтягивать к животу, имитируя кручение педалей.
  5. Не нужно бояться осваивать мяч для фитнеса. Ребенка кладем животом на мяч с раздвинутыми в стороны руками и ногами. Мяч нужно покачивать с небольшим размахом, контролируя, чтобы кроха не соскользнул.


Упражнения на фитболе – отличный вариант для детишек с 1 месяца и старше. Единственный нюанс – маме придется быть очень осторожной, чтобы кроха не упал с мяча

Классическая гимнастика для новорожденных рекомендуется детишкам с 1 месяца, потом упражнения на физическое развитие можно переводить на более сложный уровень. Длительность зарядки – 10-15 минут.

Классическая гимнастика в возрасте 3 месяцев

К 3-хмесячному возрасту малыш уже достаточно натренирован, поэтому можно вносить в занятия новые элементы в комплекс утренних упражнений. Когда крошке исполнится 3 месяца, упражнения, уже освоенные в 2 месяца, можно дополнить следующими элементами:

  • Переворачивание на живот – мама берет ребенка за одну ручку. Второй рукой мама захватывает в области голени обе ножки. Поворот на бок начинается с ног, потом подтягиваем руку, пока он сам не перевернется.
  • Неполное присаживание – лежащему на спине малышу нужно подать большие пальцы, чтобы он их плотно сжал. Остальными пальцами захватываем ладошку и приподнимаем его, не доводя до положения сидя. В результате происходит тренировка мышц пресса, шеи, позвоночника.
  • Скользящие ступни – уложить малыша на спину, захватить ноги внизу, медленно выпрямить одну ногу, выполняя ею скользящее движение. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
  • Пловец – ребенок лежит на животе, мама подводит ладонь под его живот и грудь, второй рукой держи ноги. Его нужно поднять на несколько секунд на ладони, ноги должны быть чуть выше, чем голова. Это упражнение достаточно повторить 1 раз.


Упражнения с ножками и ступнями очень важны, поскольку там расположено огромное количество жизненно важных точек. Кроме того, именно мышцы ног отвечают за дальнейшую двигательную активность ребенка

Как проводятся занятия по динамической гимнастике?

Динамическая гимнастика считается одним из видов интенсивных развивающих упражнений. Они отличаются тем, что у упражнений повышается уровень сложности. Основные движения – вращение, качание ребенка вниз или вверх головой, чего не нужно пугаться родителям, так как при соответствующей подготовке и сопровождении инструктора это реально можно делать без ущерба для здоровья крохи.

Для тех родителей, которые хотят заниматься с малышом динамической гимнастикой, не стоит приступать к ней, не пройдя предварительную подготовку со специалистом. Как и у всяких тренировочных упражнений для детей, существуют определенные противопоказания для их раннего выполнения: повышенное мышечное напряжение, неправильное развитие тазобедренных суставов или увеличенная их подвижность.

Динамические упражнения

Динамическая гимнастика проводится в специально организованных группах под руководством инструкторов. Потом, набравшись опыта, можно проводить такие упражнения самостоятельно:

  1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
  2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
  3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

Эти упражнения считаются основными, с них можно постепенно практиковать занятия динамической гимнастикой. Существует масса упражнений в динамической гимнастике, которым можно научиться у инструктора, расписав для ребенка индивидуальную программу. Можно также посмотреть комплекс на видео, чтобы убедиться, что упражнения безопасны для ребенка, если проводить их правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, уместно проконсультироваться со специалистами. Родителям необходимо знать, что динамическая гимнастика может быть травмоопасна для детей. Необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка родителей и отсутствие противопоказаний у ребенка.

Те родители, которые не поддерживают приверженцев динамической гимнастики, аргументируют это тем, что она травмоопасна. Родители, которые применяют на практике динамическую гимнастику, считают, что упражнения укрепляют малыша, корректируют мышечный тонус, развивают вестибулярный аппарат, а также укрепляют психологический контакт с родителями.

Динамическая гимнастика для малышей может практиковаться интенсивно с 1 месяца или с полутора. К этому возрасту грудничок уже выходит постепенно из ранней аутической стадии развития и более активно реагирует на окружающих его людей. Если до этого он только и делал, что лежал в одном положении, то благодаря гимнастике он познакомится с окружающим миром.

1. Ходьба на месте или с передвижением с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы. Длительность 1 минута.

2. Стоя, ноги на ширине плеч. Левую руку через сторону вверх, правую за спину, прогнуться и потянуться, вдох; вернуться в исходное положение, выдох. Повторить, сменив положение рук. Темп средний.

3. Стоя подниматься на носки, руки поднять через стороны вверх, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - выдох.

4. Стоя, ноги врозь, левую руку вверх правую на пояс; пружинящий наклон вправо; повторить то же в другую сторону. Дыхание равномерное, темп средний.

5. Стоя, мах левой ногой назад, руки махом вперед, кисти расслаблены - вдох; исходное положение - выдох; повторить то же с правой ноги.

6. Стоя подняться на носки, руки в стороны - вдох; выпад правой ногой, наклон вперед, руками коснуться пола - выдох; исходное положение - вдох; то же с левой ноги. Темп средний.

7. Сидя на полу, руки к плечам. Три пружинящих наклона вперед, взявшись руками за голени - выдох; выпрямится, руки к плечам - вдох. Наклоны постепенно увеличивать. Ноги не сгибать. Поднимая туловище, расправьте плечи. Темп средний.

8. Исходное положение - упор сидя сзади. Прогибаясь перейти в упор лежа сзади, согнуть правую ногу вперед; повторить то же, сгибая левую ногу. Носки ног оттягивать. Дыхание произвольное.

9. Исходное положение - упор стоя на коленях. Наклоняя голову вперед и поднимая правое колено, выгнуть спину; исходное положение; выпрямить правую ногу назад и прогнуться; исходное положение. То же с другой ноги.

10. Исходное положение - стойка на коленях. Руки вперед, вверх, в стороны, прогнуться с поворотом туловища направо - вдох; поворачиваясь прямо и садясь на пятки, наклон вперед, руки назад - выдох; исходное положение. То же, делая поворот в другую сторону. Темп медленный.

11. Стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы переплетены. Поворот туловища влево - вдох; исходное положение - выдох; наклон назад, руки за голову - вдох; исходное положение - выдох. То же в другую сторону. Темп средний.

12. Стоя, руки на поясе. Прыжки поочередно на правой и левой ноге. Дыхание произвольное. Темп средний.

13. Бег на месте или с передвижением. Дыхание равномерное. Темп средний. Продолжительность 40 - 50 секунд. Переход на ходьбу с высоким подниманием бедра 20 с или более.

14. Стоя ноги врозь, руки на поясе, руки вперед. Поднимаясь на носки, локти назад, прогнуться - вдох; исходное положение - выдох.

Комплекс утренней гимнастики №2

1. Ходьба с размашистыми движениями рук в ускоряющемся темпе. Длительность 1 минута.

2. Стойка ноги врозь, пальцы рук переплетены. Поворачивая ладони наружу, руки вверх, подняться на носки - вдох; разъединяя кисти, руки через стороны вниз, вернуться в исходное положение - выдох.

3. Бег (15 - 20 с) с замедлением и переходом на ходьбу.

4. Стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот туловища влево, руки в стороны; 2 - 3 - пружинящий наклон назад; вдох; 4 - исходное положение; выдох; 5 - 8 - то же с поворотом вправо. Темп средний.

5. Лежа на спине, руки в стороны. Поднять правую ногу, опустить ногу вправо до касания пола; поднять ногу; исходное положение. То же левой ногой, опуская ее влево. Дыхание равномерное, темп медленный.

6. Исходное положение - стать на колени и затем сесть на пятки с наклоном вперед, ладони на полу. 1 - 3 - скользя грудью над полом, вначале сгибая, а затем выпрямляя руки, перейти в положение упора лежа на бедрах - вдох; 4 - сгибая ноги, быстро вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный.

7. Лежа на спине, руки в стороны. Ноги согнуть и, взявшись за середину голени, прижать колени к груди, голову наклонить к коленям - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. Темп медленный.

8. Сидя ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, правой рукой коснуться носка левой ноги, левую ногу назад - выдох; исходное положение - вдох; повторить то же - к правой ноге. Темп средний.

9. Исходное положение - упор стоя на коленях. Разгибая левую ногу и поднимая ее назад, согнуть руки и коснуться грудью пола - вдох; отжимаясь, вернуться в исходное положение - выдох; повторить то же, поднимая правую ногу. Руки в упоре на ширине плеч. Темп средний.

10. Исходное положение - упор присев. 1 - толчком ног, упор лежа; 2 - упор лежа, ноги врозь; 3 - упор лежа, ноги вместе; 4 - толчком ног, упор присев. Дыхание произвольное. Темп медленный.

11. Исходное положение - упор присев. Выпрямиться. мах левой ногой назад, руки в стороны - вдох; упор присев - выдох; то же махом правой ноги. Темп средний.

12. Бег на месте с переходом на ходьбу. Дыхание равномерное, темп средний.

13. Стоя, руки за спину. 1 - прыжком ноги врозь; 2 - прыжком вернуться в исходное положение; 3 - 4 - прыжки на двух ногах. Дыхание произвольное. Продолжительность от 20 с.

14. Стойка ноги врозь. Руки вверх, прогнуться - вдох; пружинящий наклон вперед, руки в стороны - выдох. Темп средний.

15. Ходьба на месте, темп средний, 30 - 40 секунд.



 

Возможно, будет полезно почитать: