Конное ромашково. Породы лошадей которые разводят в нашем крае

Сейчас в мире около 250 пород лошадей. У нас в стране разводят более 50 пород.

Породы лошадей делятся на группы: верховые (спортивные), тяжеловозы, верхово-вьючные и пони. Мы расскажем о некоторых породах, которые разводят в нашей стране.

Орловская рысистая

Рысаки, как и многие породы лошадей, имеют четкую историю, известна и генеалогия лучших представителей породы. С орловскими рысаками еще проще - их история не уходит в далекую древность, она начинается с конца 18 века. Правда, самое начало ее несколько туманно.

Существует версия, что во время войны граф А.Г. Орлов захватил в плен турецкий корабль. Корабль русские оставили у себя, а пленных отправили на родину. Турецкий паша не остался в долгу и за своих приближенных прислал графу подарок - двенадцать лошадей, среди которых особенно выделялась одна - белая (есть и другая, более прозаическая версия - граф купил этого белого жеребца по кличке Сметанка в Турции за огромные деньги). Правда, в России этот жеребец жил недолго - один всего год, оставив после себя сыновей - Полкана I и Барса I, которых впоследствии скрещивали с арабскими, датскими и голландскими лошадьми - именно эти "внуки" и "правнуки" и положили начало знаменитой породе орловских рысаков.

Орловские рысаки характеризовались крупным ростом, хорошей резвостью на рыси, крепкой конституцией и правильным экстерьером. На протяжении ста лет эта порода преобладала на конных заводах России, давая основную массу упряжных лошадей.

В начале нашего столетия знаменитый орловский Рысак Крепыш был резвейшей лошадью Европы, неоднократно побеждая рысаков американского происхождения.

В советский период орловская рысистая порода была заметно усовершенствована, особенно в резвостных качествах. В настоящее время орловские рысаки широко используются в беговом спорте на ипподромах, представляют прекрасных упряжных лошадей для выездов и соревнований по драйвингу, а также используются для повышения работоспособности в скрещивании с рабочими лошадьми в сельском хозяйстве.

Орловские рысаки имеют средний рост 160 см, их рекордная резвость на дистанции 1600 м составляет 1 мин 57,2 с. В породе преобладают лошади серой масти.

Ведущими хозяйствами по разведению орловских рысаков являются конные заводы: Хреновский и Чесменский в Воронежской области, Московский, Пермский и Ново-Томниковский в Тамбовской области.

Русская рысистая

Появление на ипподромах Европы в конце прошлого века американского рысака, в массе более резвого, чем рысаки европейские, побудило российских коннозаводчиков начать скрещивание орловских рысистых кобыл с жеребцами американской рысистой породы.

В середине нашего столетия орлово-американские помеси были консолидированы и образовали самостоятельную породу, получившую название русской рысистой.

Русские рысаки, сохранив в большинстве случаев крупные размеры и сложение орловцев, стали заметно резвее их. Они достаточно успешно выступали не только на ипподромах России, но и в ряде европейских стран.

Эти лошади имели определенное значение в совершенствовании рабочих качеств лошадей в колхозах и совхозах. На сегодняшний день русский рысак сохранил свое значение исключительно как спортивная порода лошадей для ипподромных бегов. С целью дальнейшего повышения резвости проводится широкомасштабное скрещивание с рысаками американской стандартобредной породы.

Промеры русского рысака довольно сильно варьируются, в породе преобладает гнедая масть.

Лучшими хозяйствами по разведению русских рысаков являются конные заводы: Прилепский в Тульской области, Еланский в Саратовской, Чувашский и Лавровский в Тамбовской области, Злынский в Орловской и Локотской в Брянской области.

Русская тяжеловозная

Развитие в России в конце прошлого столетия сельскохозяйственного производства потребовало существенного повышения рабочих качеств лошадей. Улучшение этих лошадей рысаками уже не могло обеспечить заметного повышения силы тяги и сохранения спокойного темперамента. В качестве улучшателей стали использовать жеребцов европейских тяжелоупряжных пород, в числе которых особенно популярны были бельгийские ардены или бельгийские брабансоны (среди которых при стандартном среднем росте в 167 см были и такие рекордсмены как представитель породы с ростом в 198 см и весом в 1304 кг) - относительно некрупные, но мощные, выносливые и неприхотливые лошади. Уже в начале нового века в России сформировался большой массив лошадей, названных русским арденом, которые не уступали бельгийским прародителям по рабочим качествам, были крупнее их и отличались более правильным экстерьером. В 50-ых годах порода получила официальное признание и название русского тяжеловоза.

Русские тяжеловозы при некрупном размере (их высота в холке обычно составляет 150 см) обладают достаточной силой, подвижностью и выносливостью. Эти лошади способны пройти шагом дистанцию в 2000 м с силой тяги в 150 кгс, что соответствует массе воза в 1,5-2 тонны, за 17-18 минут. Для русских тяжеловозов характерна высокая плодовитость. Особенностью лошадей этой породы является гармоничность сложения и правильный экстерьер. Все русские тяжеловозы имеют рыжую или рыже - чалую масть.

Использование лошадей этой породы весьма разнообразно: они могут успешно выполнять транспортные и полевые работы средней тяжести, быть лошадьми для выезда, для пастьбы скота, улучшателями местных лошадей, а также молочными животными на кумысных фермах.

Основным хозяйством по разведению породы является Куединский конный завод Пермской области, разводятся они также в отделениях Вологодского, Пермского, Чесменского и других конных заводов.

Советская тяжеловозная

Советские тяжеловозы, пожалуй, самые "молодые" - порода официально утверждена лишь в 1952 году. Но несмотря на "молодость", именно эта порода дала непревзойденного пока рекордсмена мира Форса, который на расстоянии в 35 метров перевез груз весом в 22 тонны 991 килограмм.

Для получения особенно крупных и мощных лошадей, используемых в полевых работах на тяжелых почвах и при перевозке больших грузов, в скрещивании с лошадьми отечественных пород в начале столетия стали широко использоваться жеребцы бельгийской породы - брабансоны (по названию местности в Бельгии Брабант). Последующее разведение помесей с отбором по типу и работоспособности позволило в послевоенный период утвердить новую породу лошадей, получившую название советской тяжеловозной. Основными районами создания и разведения этих лошадей были нечерноземные области Центра России.

Это очень крупные (высота в холке обычно более 160 см), с мощной мускулатурой, костистые, с растянутым корпусом лошади. По живой массе и обхвату груди они самые крупные в нашей стране.

Советские тяжеловозы предназначены для наиболее тяжелых транспортных и полевых работ, для коренного улучшения силовых качеств местных лошадей. Отличные результаты получены от кобыл этой породы на кумсных фермах, где удой отдельных кобыл достигает 5-6 тысяч литров за лактацию. Большое значение имеют советские тяжеловозы и в промышленном скрещивании в мясном коневодстве, значительно повышая живой вес и скороспелость молодняка.

Лошади этой породы разводятся на Починковском конном заводе Нижегородской области и Мордовском, а также в отделениях некоторых заводов рысистого направления.

Чистокровная верховая

О происхождении этой лошади известно много, и в то же время трудно отделить легенды от истины.

Одни считают, что родоначальником английских лошадей был знаменитый Гольдфин Барб, о котором рассказывают особенно много легенд.

Доподлинно известно, что правитель Туниса подарил Людовику XY несколько лошадей (точная дата этой легенды спорна). Среди этих лошадей был один жеребец, никого не подпускавший к себе. А вот далее и начинается "путаница": по одной версии он был подарен какому-то маркизу, в свою очередь тот продал его еще кому-то, и вереница "перепродаж" тянулась до тех пор, пока он не попал в руки какому-то извозчику. А дальше все как в рождественской сказке - несчастную, голодную, худую лошадь увидел на улице какой-то лорд, сразу оценил ее, купил у извозчика, отвез в свое имение, и там лошадь возродилась - стала такой же прекрасной, как и была когда-то. От этого коня и пошли все английские чистокровные лошади.

По другой версии, этот арабский конь прибыл в Париж вместе со своим немым конюхом Агабой. Французы не оценили Шама (так звали эту легендарную лошадь) и очень быстренько избавились от него. Дальнейшие злоключения благородного животного развивались по той же схеме. Но опять таки счастливый случай помог лошади: о Шаме узнал крупный английский конезаводчик лорд Годольфин и купил его. Пройдя еще через много испытаний, лошадь эта в конце концов добилась признания (после которого она получила имя Гольдфина Барба): три ее сына показали удивительную резвость на состязаниях. В создании чистокровной верховой породы участвовали и другие арабские лошади. И среди ее родоначальников, кроме сыновей знаменитого Шама, был и сын Дарли, имя которого до сих пор не забыто - звали эту легендарную лошадь Эклипс - не было ни одного соревнования, где бы Эклипс не пришел к финишу первым.

Когда после смерти лошадь анатомировали (а произошло это в далеком 1789 году), то даже специалисты были поражены: сердца весило более шести килограммов (обычно у скаковых лошадей оно весит не более 5 кг).

В России чистокровные лошади стали разводиться уже с конца 18-го столетия, сыграв значительную роль в создании ряда отечественных пород. Современные чистокровные верховые лошади при достаточном росте (высота в холке порядка 162 см) имеют отлично развитые рычаги конечностей, плотную мускулатуру, сухую конституцию и высочайшую резвость. На дистанции 1000 м они способны скакать со скоростью до 68 км/ч.

Основное назначение лошадей чистокровной верховой породы - использование в гладких и барьерных скачках на ипподромах, а также в соревнованиях по стипль-чезам.

Чистокровное коннозаводство России имеет неплохой потенциал и может при определенных условиях конкурировать на международной арене. Лучшими хозяйствами по разведению этих лошадей у нас являются конные заводы: "Восход" и Лабинский в Краснодарском крае, Ставропольский, Кабардинский и Бесланский в Северной Осетии. Основными скаковыми ипподромами России являются Пятигорский и Ростовский.

Арабская порода

Трудно описать эту породу, можно лишь процитировать арабских поэтов, которые говорили, что "Лошадь, кроме человека, самое очаровательное создание на земле"... Арабская лошадь появилась в YII веке - захватив множество земель, арабы получили возможность отбирать лучших лошадей, имевшихся в Персии и в Египте. Из этих лучших они и стали формировать породу.

Арабские лошади, разводившиеся в суровых условиях засушливого континентального климата Аравийского полуострова, отличаются крепостью конституции и неприхотливостью. Существует три разновидности арабских лошадей - СИГЛАВИ - меньше других, светло-серой масти, как говорят специалисты, она легче в костяке. Другая разновидность - КОХЕЙЛАН - гнедой масти, повыше и покрепче сиглави, но не так идеально красива. И, наконец, самая сильная, крупная и выносливая из арабских лошадей - ХАДБАН. Эта лошадь рыжей масти. Арабские лошади бывают иногда и других мастей, но наиболее типичные были описаны нами ранее.

Именно на таких лошадях атаковали арабы неуклюжих рыцарей и именно за этими лошадьми стали "охотиться" европейцы. Однако заполучить арабского скакуна было очень трудно: вывозить этих лошадей из стран исламского мира категорически запрещалось. Но такое положение не могло продолжаться вечно и арабские скакуны в конце концов попали в Европу (начиная с 14-15 веков).

В Европе они прославились своей работоспособностью и крепостью, что обусловило их широкое использование в скрещивании при создании европейских верховых и упряжных пород.

Современная арабская лошадь некрупная, средний рост 150 см. Эта лошадь исключительно "компактна", гармоничная, часто нарядна и даже изыскана в своих формах. Арабские лошади имеют хорошо развитую мускулатуру и очень прочные конечности. По резвости арабские лошади уступают чистокровным верховым породам, однако обладают хорошей дистанционностью (вот один из примеров выносливости этой породы: английский ученый Фрейзер проехал на лошади этой породы 2650 километров всего за 18 дней).

В настоящее время лошади арабской породы разводятся во многих странах и имеют широкий диапазон использования - от декоративного назначения до спортивных выступлений, скачек на ипподромах и племенного использования в скрещивании с более крупными лошадьми для придания приплоду большей гармоничности и крепости.

В России сосредоточено поголовье арабских лошадей очень высокого класса, что позволяет разводить их для внутреннего потребления и экспорта. Ведущими хозяйствами по разведению этой породы являются Терский конный завод Ставропольского края и Хреновский конный завод Воронежской области.

Ахалтекинская порода

Древнейшая культурная порода лошадей мира, чья история насчитывает более двух тысяч лет.

Когда-то на Руси были знаменитые лошади - их воспевали в песнях и сказаниях. Назывались они "аргамаками". Сейчас мы называем их ахалтекинцами, потому что выведены они в оазисах Ахал-Теке, а создатели их - представители маленького племени теке, жившего не территории теперешней Туркмении.

Много веков создавали, совершенствовали текинцы своего коня, отбирали лучшие качества у персидских и египетских, ассирийских и варварийских лошадей. Из-за особых географических условий, туркмены-теке не могли держать большие табуны - они воспитывали каждую лошадь в отдельности, но как и арабских коней, такое воспитание не избаловало ахалтекинцев: они могут и голодать, и пятидесятиградусную жару перенести легко и без воды обходятся дольше, чем другие лошади. При этом они не уступают в резвости чистокровным арабским, а иногда и английским. Ахалтекинцы отличные прыгуны: рекордный прыжок (на сегодняшний день) - 8,72 метра в длину и 2,12 - в высоту.

Эту породу отличают как экстерьерные черты, так и особенности характера и темперамента. Они, как правило, имеют плотную сухую конституцию, длинные линии, малую оброслость. При среднем росте 160 см, они имеют облегченное сложение. Масти чрезвычайно разнообразны, часто встречаются лошади буланой и соловой мастей, нередко с золотистым или серебристым оттенком.

Темперамент этих лошадей - возбудимый, порой холерический, они всегда готовы к работе. Отличает их и привязанность к одному хозяину. Высокая резвость характерна для этих лошадей в скачках на короткие дистанции.

В классических видах конного спорта ахалтекинские лошади не раз демонстрировали свои высокие способности. Жеребец Абсент под Сергеем Филатовым стал в 1960 году чемпионом Олимпийских игр в соревнованиях по выездке.

В настоящее время эти лошади, обладая экзотической внешностью, пользуются популярностью во многих странах. В России в разведении этой породы используются выдающиеся представители этой породы, дающие потомство высокого класса. Ведущим хозяйством по разведению этих лошадей у нас является Ставропольский конный завод, неплохое поголовье имеется в Дагестане и в Калмыкии.

Русская верховая порода

Образовалась на базе двух верховых пород, созданных в России в начале 19 века - Орловской и Ростопчинской. После длительного периода упадка и она была воссоздана в последние два десятилетия на Старожиловском конном заводе Рязанской области при научно-методическом руководстве кафедры коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.

Лошади этой породы характеризуются крупным ростом (высота в холке 164 - 166 см), ярко выраженным верховым типом, нарядными формами экстерьера, вороной мастью и высокой спортивной работоспособностью. Селекция в работе с русской верховой породой ведется в направлении дальнейшего развития спортивных качеств, преимущественно для использования лошадей в соревнованиях по выездке. Лучшие представители породы уже завоевали признание и авторитет в российском спорте и на международной арене, не раз становясь победителями и призерами крупнейших соревнований, участвуя в составе российской команды в первенствах континента и в Олимпийских играх.

Основной базой разведения и совершенствования породы остается Старожиловский конный завод. Наряду с ним разведением этих лошадей занимаются хозяйства Самарской, Московской, Смоленской, Рязанской областей.

Терская порода

Созданная на конных заводах Украины в конце прошлого века стрелецкая порода лошадей англо-арабского происхождения в ходе гражданской войны подверглась почти полному уничтожению. Использование лошадей этой породы в скрещивании с донскими и кабардинскими кобылами и с прилитием крови арабской породы привело к созданию новой породы верховых лошадей, получившей название терской.

Унаследовав нарядные формы и живой темперамент стрелецких лошадей, крепкую конституцию и неприхотливость кабардинских и донских, терские лошади нашли применение во многих областях - стали отличными улучшателями мелких лошадей в горных районах, проявили спортивные способности и стали незаменимыми в цирковых труппах.

Современные терские лошади имеют ярко выраженные верховые формы, нарядный экстерьер, средние промеры (высота в холке обычно 155 -158 см), правильные, производительные движения, преимущественно серую масть. Они с успехом используются в конном спорте под детским седлом и под юношами, хороши для конных пробегов и туризма. Не утратили терские лошади и племенного значения как улучшатели в горных районах.

Центром разведения терских лошадей остается Ставропольский конный завод.

По материалам книги Ю. Дмитриева "Соседи по планете"

Русская Цивилизация

ЧИСТОКРОВНАЯ ВЕРХОВАЯ ПОРОДА лошадей, выведена в кон. 17 - 18 вв.
в Великобритании скрещиванием местных пород с восточными (
варварийской, турецкой, арабской, туркменской) и европейскими
(неаполитанской и испанской). Совершенствовалась только
чистопородным методом. Специализирована по резвости и
работоспособности в скачках на ипподромах. С 18 в. Чистокровную
верховую породу начали ввозить во многие страны, в том числе в Россию.
В СССР Чистокровная верховая порода была одной из основных улучшающих пород в верховом коневодстве.

Широко используется в конном спорте.
Масть рыжая, гнедая, вороная, караковая, серая. Высота в
холке 161-162 см, косая длина туловища 160-163 см, обхват пясти
19-20 см.

Чистокровная верховая порода - резвейшая
в мире

ДОНСКАЯ ПОРОДА
верхово-упряжных лошадей, выведена донским казачеством в степных районах
реки Дон и его притоков. Основой для выведения Донской породы послужили
местные южнорусские степные лошади, которых в 15-19 вв. скрещивали с
персидскими, карабахскими, арабскими и туркменскими лошадьми, приведёнными
казаками из походов. Впоследствии донских лошадей скрещивали с жеребцами
русских верховых пород (орлово-ростопчинской и стрелецкой) и английской
чистокровной.

Преобладающая часть лошадей Донской породы рыжая,
часто с золотистым оттенком. Высота в холке 160-163 см, косая длина
туловища 162-165 см, обхват груди 195-198 см, обхват пясти 20-21 см.
Донские лошади выносливы, неприхотливы к корму, приспособлены к
табунному содержанию в суровых климатических условиях. Используются
под седлом (в качестве разъездных и спортивных) и в упряжи (на
транспортных работах).

Основные районы разведения Донской породы -
Ростовская, Джамбулская, Алма-Атинская области. Кроме того, порода
используется для улучшения местных лошадей в районах табунного
коневодства на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Казахстане,
Киргизстане и др.

БУДЁННОВСКАЯ ПОРОДА
верховых лошадей, выведена в 1921-1948 гг. в конных заводах им. С.М.
Буденного и им. Первой Конной армии Ростовской области скрещиванием
донской, чистокровной верховой пород и частично черноморских лошадей.

Будённовские лошади крупные, гармонично сложенные,
рыжей, бурой и гнедой масти, частично с золотистым отливом. Высота в
холке 162-166 см, косая длина туловища 163-166 см, обхват груди
190-195 см, обхват пясти 20-21 см. Отличная спортивная лошадь.

Используются также в работе под седлом, в упряжке,
и на легких транспортных работах. Отличаются высокой выносливостью.
По резвости превосходят другие отечественные породы.

Ценные качества лошади Будённовской породы стойко
передают по наследству. Разводят
Будённовскую породу в Ростовской области, Казахстане, Калмыкии. Жеребцов
используют как улучщателей на многих коневодческих фермах.

РУССКАЯ РЫСИСТАЯ ПОРОДА легкоупряжных лошадей, выведена в СССР
воспроизводительным скрещиванием орловской рысистой породы с американским
рысаком. Последних завозили в Россию до 1914 г. и скрещивали с орловскими
рысаками для повышения их резвости. С 1914 г. работа по выведению Русской
рысистой породы велась на основе орловско-американских помесей, которых
разводили "в себе" и отбирали по резвости и желательному упряжному
типу.

Русский рысак, уступая орловскому по красоте форм,
отличается более крепкой конституцией и хорошо развитой мускулатурой.
Масти преимущественно гнедая, реже вороная, рыжая и серая. Высота в
холке 159-161 см, косая длина туловища 160-162 см, обхват груди
182-183 см, обхват пясти 20-20,5 см. По резвости Русские рысаки
несколько превосходят орловских.

Русская рысистая порода используется для улучшения
местных упряжных пород, а также в конно-спортивных соревнованиях.

ТРАКЕНЕНСКАЯ ПОРОДА
верховых лошадей, выведена в 18-19 вв. в Тракененском конном заводе (
ныне Калининградская обл.) скрещиванием английской чистокровной, арабской
и других верховых пород и их помесей с литовской местной лошадью.

Масть преимущественно рыжая, гнедая, караковская,
вороная. Высота в холке 162-166 см, косая длина туловища 166-168 см,
обхват груди 194-196 см, обхват пясти 20,5-21 см. Лошади сочетают большую
силу с лёгкими производительными движениями на шагу, рыси, галопе,
энергичный темперамент и хорошую работоспособность к выездке. Высоко
ценятся в конном спорте.

Разводят в России и странах СНГ, ФРГ, Польше и других странах Европы, а также в странах Азии и Америки.

Пользуются большим спросом на международном рынке.

РУССКАЯ ТЯЖЕЛОВОЗНАЯ ПОРОДА лошадей, выведена в России в
к. 19 -н. 20 вв. поглотительным скрещиванием местных упряжных лошадей
с арденами Бельгии и другими тяжеловозными породами.

Масти рыжая, рыже-чалая, реже гнедая, иногда серая
и вороная. Высота в холке 147-150 см, косая длина туловища 157-162 см,
обхват груди 184-200см, обхват пясти 21-22 см. Лошади скороспелы,
плодовиты, долговечны (используются до 25 лет), выносливы, перспективны
для мясного животноводства. Лучшие показатели работоспособности:
максимальное тяговое усилие 820 кг, что
соответствует массе воза около 20 т.

Разводят Русскую тяжеловозную породу на Северной и
Северо-Западной Европейской части России,
в Белоруси, на Урале, в
Сибири.

АРАБСКАЯ ПОРОДА
верховых лошадей, выведена народной селекцией в 1-м тысячелетии н.э.
на Аравийском полуострове.

Масть серая, гнедая и рыжая. Высота с холке 151-153 см,
косая длина туловища, 152-153 см, обхват груди, 177-179 см, обхват пясти
18,5-19,5 см. Лошади неприхотливы, выносливы в длинных переходах. Движения
упругие и красивые.

Породу используют для улучшения местных лошадей
горных и предгорных районов Карпат, Кавказа, Средней Азии, а также в
конном спорте и цирке. Арабская порода сыграла значительную роль в
создании ценных быстроаллюрных верховых (английская чистокровная
и др.) и рысистых (орловский рысак) пород.

Арабскую породу разводят также в Индии, Пакистане,
Египте, Турции, Великобритании, Франции, Испании, Нидерландах, ФРГ,
Бельгии, Польше, Венгрии, США, Канаде и др. странах.

АХАЛТЕКИНСКАЯ ПОРОДА,
одна из древнейших пород верховых лошадей. Выведена народной
селекцией в районах современного Туркменистана. Приспособлена к сухому
жаркому климату.

Ахалтекинцы славятся изяществом форм и нарядностью,
эластичными движениями. Масти: гнедая, серая, буланая, вороная, соловая,
рыжая, нередко с золотистым отливом. Высота в холке 156-158 см, косая
длина туловища 158-160 см, обхват груди 175-176 см, обхват пясти
18,5-19,5.

Разводят Ахалтекинскую породу в Туркменистане,
Казахстане, России, ФРГ, США.

Ахалтекинскую породу использовали при выведении
многих пород (арабской, чистокровной верховой,
тракененской и др.)

КАРАБАИРСКАЯ ПОРОДА,
местная порода верхово-вьючных лошадей. Выведена в Узбекистане
на основе стихийного скрещивания древних среднеазиатских аргамаков
с монгольскими, туркменскими и арабскими лошадьми.

Масть серая, гнедая, рыжая, редко вороная.

В породе различают 3 типа:

  • Густой, приближающийся к упряжному
  • Верховой
  • Верхово-вьючный

Карабаирская порода приспособлена к табунному
содержанию. Лошадей первого типа
разводят преимущественно в долинах районов поливного земледелия, второго
и третьего - в горных районах Узбекистана, Таджикистана, Каракалпакской
республики.

ОРЛОВСКАЯ РЫСИСТАЯ
ПОРОДА легкоупряжных лошадей, обладает наследственно
закреплённой способностью к резвой рыси. Выведена в к. 18 - н.
19 вв. на Хреновском (Воронежская губ.) конном заводе под руководством
его владельца А.Г. Орлова скрещиванием арабской, датской и др.
верховых пород с западноевропейскими
упряжными (голландской, мекленбургской и др. породами).

Орловский рысак -
крупная гармонично сложенная лошадь. Высота в холке 160-162 см,
косая длина туловища 163-165 см, обхват груди 185-187 см, обхват
пясти 20-21 см. Масть главным образом серая, гнедая, реже рыжая.

Орловская рысистая порода используется для улучшения
конского поголовья во многих областях России и бывшего СССР. Послужила
основой при выведении русской рысистой породы.

НОВОКИРГИЗСКАЯ
ПОРОДА верхово-упряжных лошадей, выведена в сер. 20 в. в
Киргизии скрещиванием местной киргизской лошади с донской и чистокровной
верховой породами.

В породе 3 типа:

  • Верхово-упряжной (основной)
  • Массивный
  • Верховой

Масти: рыжая, гнедая, вороная, редко серая.
Высота в холке 151-156 см, косая длина туловища 154-158 см, обхват
груди 181-185см, обхват пясти 19-20 см. Лошади выносливы, неприхотливы,
хорошо приспособлены к круглогодовому табунному содержанию.

Используются под седлом и в упряжи на
сельскохозяйственных и транспортных работах, а также для верховой езды, в
национальных видах конного спорта.

Новокиргизских лошадей используют и как мясных и
молочных (молочность кобыл в период лактации до 15 кг в сутки), а также
для улучшения местных лошадей в горных районах Киргизии.

СОВЕТСКАЯ ТЯЖЕЛОВОЗНАЯ ПОРОДА лошадей, выведена в середине
20 в. в СССР поглотительным скрещиванием местных упряжных лошадей,
улучшенных першеронами, суффолками и арденами, с бельгийскими
брабансонами.

Преобладают масти рыжая, рыже-чалая, реже
встречаются гнедая и гнедо-чалая. Высота в холке у жеребцов 161-162 см,
косая длина туловища 169-170 см, обхват груди 209-210 см, обхват
пясти 24-26 см; кобылы несколько мельче. Лошади отличаются
высокой работоспособностью. Рекордная сила тяги - 888 кг.
Кобылы высокомолочны, дают до 5 тыс. кг молока за подсосный
период.

Лошадей используют как рабочих и на племя
(для улучшения местных пород). Перспективны как мясные и молочные
для продуктивного коневодства.

Распространена Советская тяжеловозная порода в
бывшем СССР почти повсеместно, кроме горных районов, а также районов
северной и северо-восточной Азии.


Мы вряд ли ошибёмся, если скажем, что отношение человека к лошади всегда было особенным, не похожим на отношение к другим животным. Несмотря на то, что лошадь одомашнили сравнительно поздно – шестой по счёту среди других животных, – её роль и значение сложно переоценить. Большинство народов мира когда-то были кочевниками, пусть даже вынужденно и непродолжительное время, так что она быстро стала незаменимым спутником в их нелёгкой переселенческой жизни. Ею гордились, её холили и лелеяли, а туркмены даже вели устные родословные своих лошадей, которые передавались от отца к сыну.

Казалось бы, в XXI столетии по мере развития общества потребность в конях должна была исчезнуть. Но действительность полна парадоксов: достижения цивилизации до сих пор проникли далеко не во все уголки земного шара, да и в развитых странах до сих пор есть сферы деятельности (например, пастушество больших стад или гуртовщичество), в которых обойтись без лошади практически невозможно. Никуда не исчезла и индустрия развлечений – конный спорт, туризм и цирк популярны сегодня так же, как и раньше. Не меньшей популярностью пользуются и традиционные конные состязания как часть общей национальной культуры. Что же касается России с её проблемой транспортного сообщения, то даже в центральных областях, где социальная инфраструктура более развита в силу сложившихся исторических обстоятельств, есть местности, куда можно добраться только на старой доброй лошадке. Свою роль в её «воскрешении» в статусе значимого элемента в жизни человека играет и всемирный кризис – цены на топливо автоматически делают его не всегда доступным широким массам населения, а это, в свою очередь, заставляет вспомнить о давно забытых средствах передвижения.

Для городских же жителей увлечение лошадьми зачастую служит способом релакса, отвлечения от суеты мегаполиса и необходимости успеть везде, здесь и сейчас. Так что можно сказать, что современность поставила перед лошадью ещё одну задачу – психотерапевтическую. Известно, что общение с животными благотворно влияет на человека, и такой верный спутник, как лошадь – совсем не исключение.

По состоянию на 1993 год в России насчитывалось около 2 млн. голов лошадей. Много это или мало? Возможно, вопрос надо ставить в несколько иной плоскости: достаточно ли этого количества для обеспечения потребностей российского населения? И здесь стоит признать, что, учитывая неважное положение дел в российском коневодстве, этого количества может быть недостаточно. Традиционные породы всегда нужно поддерживать в чистоте, а в условиях быта это сделать просто невозможно. Если промышленное коневодство не будет востребовано, поддерживать производство в условиях современного рынка станет убыточным делом, а в убыток себе ни одно хозяйство, даже соблюдающее традиции и гордящееся ими, работать не станет. Подобная ситуация имеет весьма печальные перспективы.

Ряд местных пород – кузнецкая, нарымская, печорская, мезенская, обвинская, вятская – находится под угрозой исчезновения не только потому, что ими никто не занимается, но и потому, что в процессе многолетней селекции они оказались поглощены другими, более перспективными видами. Печальна статистика и по таким породам, представлявшим славу и гордость советского коневодства, как владимирский и советский тяжеловозы (каждый из этих видов насчитывает около двух сотен голов), терская, насчитывающая чуть более одной сотни лошадей, и кабардинская – полсотни. Даже знаменитая орловская рысистая порода, «отметившая» в 2011 году 230 лет, переживает сейчас не самые лучшие времена. Конечно, нельзя утверждать, что всё абсолютно плохо – несомненно, есть какие-то отдельные изменения в лучшую сторону, и за это следует благодарить настоящих энтузиастов своего дела, но на фоне общего упадка они почти незаметны. Порой остаётся лишь воспоминание о славных достижениях российского коневодства и вера в то, что рано или поздно всё изменится в лучшую сторону. Не последнюю роль в этом может сыграть информация – как память о том, что было, и ориентир для тех, кто хочет продолжить историю.

Культурные породы лошадей

По разным данным, в мире насчитывается от 250 до 500 конных пород. Некоторые агентства признают цифру в 427. Из этого количества в СССР по состоянию на 1983 год разводили сорок пять пород и породных групп, а в современной же России разводят около трёх десятков отечественных видов и несколько завезённых, причём для племенного развития используется всего лишь 18% лошадей от общего поголовья. Среди наиболее распространённых видов, которыми ещё занимаются конезаводы, можно назвать следующие:

  1. орловская рысистая.
  2. русская рысистая.
  3. русский тяжеловоз.
  4. советский тяжеловоз.
  5. чистокровная верховая.
  6. арабская порода.
  7. ахалтекинская (или аргамак).
  8. русская верховая.
  9. терская.
  10. буденновская.

Помимо этого, в немногочисленном количестве встречаются лошади таких пород, как ольденбургская, баварская, французская верховая, теннессийская, кватерхорс, андалузская, тракененская, ганноверская, американская рысистая, першеронская, шетландский пони. Из аборигенных лошадей можно выделить амурскую и якутскую.

Знаменитые рысаки

Любая из перечисленных пород может похвастаться не только внешними данными, всемирным признанием, достижениями на выставках и в области спорта и лучшими своими представителями, но и целым рядом легенд и действительно произошедших случаев, которые окружали её историю. Например, история орловского рысака неразрывно связана с именем графа Алексея Орлова (1737 — 1807).

Легенда гласит, что прародитель этой породы, жеребец молочно-белого окраса по кличке Сметанка, был подарен графу турецким пашой в числе двенадцати лошадей в знак благодарности за то, что Орлов отпустил на родину пленных турецких моряков, захваченных во время Чесменского морского сражения 1770 года. Действительно, по окончании этой славной битвы русским морякам удалось спасти от взрыва одно из крупнейших судов турецкого флота – 60-ти пушечный линейный корабль «Родос». Более «приземлённая» версия утверждает, что граф просто купил лошадь за сумасшедшие деньги в той же Турции.

Как бы там ни было, но честь появления породы в России принадлежит именно этому человеку. Сметанка прожил в России всего год, однако за это время оставил после себя двух жеребцов – Полкана Первого и Барса Первого. Их поселили на основанном в 1776 году в Воронежской губернии Хреновском конезаводе, и уже их потомки, родившиеся от селекции с арабскими, датскими и голландскими лошадьми, и стали первыми представителями новой породы, которой была суждена всемирная слава. В 1847 году была заведена всероссийская племенная книга, куда сразу же занесли орловских рысаков по данным сделанных заранее записей.

Этот вид разводили очень тщательно, путём отбора лучших представителей и выделения и развития отдельных линий, уделяя большое внимание кормлению и содержанию на пастбищах и приконюшенных дворах. Такой подход способствовал созданию действительно уникальной породы, которая смогла составить достойную конкуренцию лучшим рысакам Европы и Америки. В начале ХХ века орловский рысак по кличке Крепыш был признан самой резвой лошадью Европы, не раз победив в соревнованиях славившихся в те времена рысаков американского происхождения. А в 1974 году жеребец по кличке Пион, «родившийся» на Дубровском конезаводе (Полтавская область, ныне Украина), стал чемпионом породы, установив рекорд пробега дистанции 1600 метров за 2 мин.0,1 сек.

Помимо спорта, представителей этого вида использовали как улучшателей многих видов. На 1980 год в СССР насчитывалось 552 тыс. орловских рысаков, из них 40,7 тыс. являлись чистопородными экземплярами. Сегодня же, к сожалению, статистика не радует. Однако ценное поголовье не исчезло: его поддерживают и пытаются разводить на действующем Хреновском конезаводе, Чесменском Воронежской области, Московском, Пермском и Новотомниковском в Тамбовской области.

Не только орловская порода – гордость советского коневодства, перешедшая по наследству к российскому. Русская рысистая хоть и не имеет столь славную историю, но не менее популярна в кругах спортсменов. Своим появлением на свет она обязана американскому рысистому виду, практически завоевавшему Европу в конце XIX столетия. Русские конезаводчики быстро смекнули, что можно взять от заокеанского феномена, и начали скрещивать орловского рысака с американским, отбирая впоследствии полученное потомство. Результатом стала утверждённая в 1949 году новая порода рысаков, чей представитель, жеребец Властный, в том же 1974 году на дистанции 1600 метров показал результат в 1 мин. 58,7 сек.

По своему экстерьеру русский рысак напоминает орловского, но отличается большей резвостью, доставшейся ему от американского. Мастью он пошёл в своего соотечественника – в породе преобладают гнедые, серые, рыжие и бурые лошади. На 1980 год в СССР было учтено 692 тыс. голов, из них 50,5 тыс. чистопородных. Данными о состоянии породы на сегодняшний день мы, к сожалению, не располагаем, но учитывая вышеупомянутые тенденции, можно предположить, что они также не блестящи. Имеющееся поголовье рассредоточено в Тульской области (Прилепский конезавод), Саратовской (Еланский), Тамбовской (Чувашский и Лавровский), Орловской (Злынский) и Брянской (Локотский).

Незаметные, но так необходимые стране тяжеловозы

Однако не одними спортивными успехами могло похвастаться в своё время коневодство. Насущные потребности советской действительности требовали адекватной реакции, и конезаводы не остались к ним глухи. Именно целями облегчить жизнь глубинки и было продиктовано создание таких тяжелоупряжных пород,как русский, советский и владимирский тяжеловозы. Их история началась с появления в России во второй половины XIX столетия арденских лошадей, издавна разводимых в Бельгии. Поначалу их разводили в чистоте, а затем начали скрещивать с местными лошадьми упряжного типа. Углублённая селекционная работа привела к созданию вида, превосходившего бельгийских арденов и отличавшегося от всех тяжеловесных европейских видов. В 50-х годах ХХ столетия порода была официально зарегистрирована как «русская тяжеловесная».

Русский тяжеловоз не обладает лёгкостью, быстроногостью и изяществом рысаков, но этого от него никто и не требует. Он ценен другим: выносливостью, подвижностью и достаточной силой для выполнения повседневных тяжёлых работ. На испытаниях эти лошади доставляли максимально допустимый груз весом в 820 кг. на расстояние в два километра (стандартная дистанция для испытаний лошадей тяжеловесных пород) шагом за 14 мин. 21 сек., рысью – за 5 мин. 20,4 сек. Кроме того, они отличаются хорошей плодовитостью, прекрасными приспособительными к любым условиям качествами и зарекомендовали себя как отменные улучшатели даже сибирских аборигенных пород.

На 1980 год в СССР было зарегистрировано 128,8 тыс. голов русского тяжеловоза, из них чистопородных – 8,5 тыс. Стандартная масть породы рыжая, бурая и рыже-чалая. Исторически сложилось так, что во времена Советского Союза самое ценное поголовье было сосредоточено на четырёх конезаводах, два из которых находились в Российской Федерации, один – в Украине и один – в Белоруссии. В настоящее время русскими тяжеловозами занимаются Куединский конный завод Пермской области и некоторые отделения Вологодского, Пермского и Чесменского заводов.

Его «коллега» по категории советский тяжеловоз относительно молод, поскольку получил официальное признание в 1952 году. «Рождение» вида стало ответом на потребность сельского хозяйства в таких лошадях, которых можно было бы использовать в полевых работах на почвах Нечерноземья и при перевозке тяжёлых грузов. С этой целью в хозяйствах Владимирской, Горьковской, Ярославской областей и в Мордовии скрестили породы арден, битюг и першерон с бельгийским брабансоном. Подобные эксперименты начали проводиться ещё до революции, затем их забросили – было не до того, – но после войны возобновили в сочетании с отбором по типу и работоспособности. В итоге получилась очень крупная, с развитыми мускулами и костистыми ногами лошадь весом в 650 кг (жеребцы весят 780). На Всесоюзных соревнованиях советский тяжеловоз установил непревзойдённый пока рекорд для тяжеловесных пород, перевезя груз весом 851 кг. на расстояние два километра за 11 мин. 51,8 сек. шагом. Рысью же это расстояние ему удалось покрыть за 4 мин. 53 сек. Правда, есть сведения о более впечатляющем показателе, который установил жеребец по кличке Форс, перевезя на 35 метров груз весом в 22 тонны 991 кг., но история скромно умалчивает о том, какова его дальнейшая судьба.

Масть советского тяжеловоза рыжая и рыже-чалая. Интересно то, что они, несмотря на свои размеры и вес, обладают высокой молочностью. Также советских тяжеловозов используют для скрещивания в мясном коневодстве, чтобы улучшить скороспелость молодняка и повысить его вес.

На 1980 год в СССР числилось 109,9 тыс. лошадей, из которых чистопородными считались 6,8 тыс. Лучшее поголовье породы сосредоточено на Починковском конезаводе Нижегородской области, в Мордовии, а также на некоторых заводах, занимающихся разведением рысаков.

Было бы несправедливым, говоря о тяжёлых упряжных породах, не упомянуть о владимирском тяжеловозе. Он явился результатом скрещивания шотландских и английских тяжеловозов с аборигенными лошадьми Владимирской и Ивановской областей для тех же целей, что и советский тяжеловоз. В некотором роде они являются конкурентами между собой: именно владимирцу удалось на соревнованиях по перевозке груза рысью поставить рекорд в 4 мин. 34 сек. Четыре жеребца – Гомон, Магнит, Гордость и Курган – в разные годы получали титул «Абсолютный чемпион тяжеловесов Всесоюзных соревнований».

Владимирский тяжеловоз.

Несмотря на столь впечатляющие успехи, численность поголовья этой породы даже в благоприятные для коневодства советские времена составляла всего лишь 36,8 тыс. голов, из которых 2,3 тыс. числилось чистопородными. Возможно, причина в том, что владимирскую породу разводили только два конезавода – Юрьев-Польский (Владимирская область) и Гаврилово-Посадский (Ивановская). Но как бы там ни было, в постсоветской России владимирский тяжеловоз хоть и не исчез, но переживает далеко не лучшие времена.

Верховые породы

История чистокровной верховой породы окутана такой же тайной, как и история орловского рысака. Сначала он появилась в Англии, причём истории его появления одна невероятней другой, а с конца XVIII столетия – в России. В 1793 году была заведена племенная книга, первый том которой (студбук) закрыли сразу после издания, а в следующие тома стали вписывать только тех лошадей, чьи предки записаны в первом томе. Такая традиция сохранялась и в Советском Союзе, и уже по одному этому факту можно судить о том, какое значение придавалось сохранению чистоты данного вида.

Чистокровную верховую породу разводили для участия в скачках, олимпийских видах конного спорта и состязаниях по стипль-чезу (первоначально – скачкам по пересечённой местности до определённого объекта; сегодня так называют скачки на специально оборудованных ипподромах или по соответствующим местностям). И конезаводчики своей цели добились: по резвости лошади этой породы не имеют себе равных. В своё время в СССР были установлены следующие рекорды: двухлетки преодолевали дистанцию в 1200 метров за 1 мин. 11,1 сек., трёхлетки – 2400 метров за 2 мин.27,2 сек., четырёхлетки – 3200 метров за 3 мин. 22 сек. Советские спортсмены, выступая на чистокровных скакунах, неоднократно завоёвывали Кубок социалистических стран, а жеребцы Анилин и Аден, «рождённые» на конезаводе «Восход» (Краснодарский край), четыре раза одерживали победу в скачках на Приз Европы, проходившем в немецком городе Кёльн. Из этих четырёх побед три принадлежат Анилину. Отметилась порода и на XXII Олимпийских играх 1980 года, где советские спортсмены, выступая на лошадях Гепатит, Галзун и Гелиспонт, получили золотые медали в командном зачёте по преодолению препятствий и в троеборье.

Есть достижения у чистокровной верховой породы и в соревнованиях по Большому Пардубицкому стипль-чезу, по своей сложности и тяжести не уступающему самому престижному на планете Ливерпульскому. В 1957-1959 годах три года подряд скачки выигрывал жеребец по кличке Эпиграф (жокеи В. Федин и В. Прахов), в 1960 и 1961 – Грифель (И. Авдеев), в 1962 – Габой (Р. Макаров), а в 1967 – Дрезден (А. Соколов). Затем череда побед для лошадей верховой породы прекратилась, и лишь через двадцать лет, в 1987 году, советскому жокею Н. Хлуденёву удалось выиграть Пардубицкий стипль-чез на жеребце по кличке Эрот.

Помимо скачек, чистокровные верховые лошади принимали участие в совершенствовании и выведении других конских пород. Однако у породы, кроме несомненных достоинств, есть и несколько существенных недостатков – излишне возбудимая нервная система, требовательность к условиям кормления и содержания, – что осложняет её полноценное выращивание. Учитывая эти особенности, в СССР был выведен целый ряд полукровных видов, приспособленных к различным условиям и пригодных для разных целей. Интересно то, что эти породы, к которым относится, в частности, буденновская, невозможно поддерживать без периодического скрещивания с чистокровной верховой лошадью.

Сложность разведения вида косвенно отразилась в статистике: на 1980 год в Советском Союзе было учтено 6240 чистокровных верховых лошадей, что составляло лишь 1% от общего числа мирового поголовья, поэтому их совершенствование велось при постоянном завозе из-за границы племенных представителей. В настоящее время, кроме по-прежнему действующего краснодарского «Восхода», разведением этой породы занимаются Лабинский завод (Краснодарский край), Ставропольский, Кабардинский и Бесланский.

Будет нонсенсом, говоря о разводимых в России лошадях, не упомянуть о знаменитой арабской породе. Ей посвящено немало литературы – как научной, так и художественной, – её воспевали, начиная с раннего средневековья, и что-либо новое сказать о ней уже невозможно. Но эта лошадь настолько завораживает, что о ней ещё будут говорить долго и долго. Если же отвлечься от поэтических восхвалений, то арабская лошадь славится своей развитой мускулатурой, «компактностью», гармоничностью и изысканностью форм. Возможно, свою роль играют в этом некрупные размеры – её высота в холке всего лишь 150 см. Ещё одно ценное качество породы – хорошая дистанционность: в источниках зафиксирован переход арабской лошади под седоком на расстояние 2650 км. за 18 дней. Нетрудно подсчитать, что в среднем за день она проходила 145-146 километров.

В России арабская лошадь появилась давно, но широко её использовать начали лишь с XVIII столетия, при скрещивании с потомками жеребца Сметанки, о котором упоминалось чуть выше. Благодаря арабской породе были выведены такие виды, как ростопчинская, стрелецкая, орловская верховая. Шло разведение и самой арабской породы. В настоящее время её используют не только как породу-улучшитель, но и для частных владений, клубов верховой езды, участия в соревнованиях. Спрос на неё велик, но высокий статус и дороговизна делают её приобретение актом проявления роскоши, который может позволить себе не каждый человек. И даже несмотря на то, что её разводят в России, количество поголовья ограниченно. Ещё в СССР насчитывалось всего лишь 555 чистокровных арабских лошадей, из которых 437 находилось на Терском конном заводе (Ставропольский край). Можно только представить себе, сколько экземпляров осталось сейчас… Однако порода существует, и кроме Терского, ею занимается Хреновский конезавод, находящийся в Воронежской области.

Как примесь кровь арабского скакуна существует во многих видах и, в частности, в русской верховой породе. Она появилась на свет в начале XIX столетия при скрещивании орловского рысака и ростопчинской породы (в создании обеих, как известно, принимали участие арабские лошади), однако по каким-то причинам не получила такого широкого распространения, как её «родители», и постепенно пришла в упадок. Интерес к ней возродился в СССР, начиная с 50-х годов ХХ века, и в итоге её возродили на Старожиловском конном заводе Рязанской области. Интересно то, что консультировали процесс возрождения сотрудники кафедры коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.

Лошадь этой породы наиболее крупная среди всех подобных представительниц – её высота в холке от 164 до 166 см. Она характеризуется нарядным экстерьером – наследие благородной арабской крови, – вороной мастью и высокой спортивной работоспособностью. Последнюю характеристику советские коневоды активно разрабатывали вплоть до распада СССР, стремясь, чтобы спортивные достижения русской верховой породы не уступали достижениям «коллег» из других пород. Им удалось добиться много – русская верховая порода не раз была призёром и победителем крупнейших конных соревнований на первенство континента. Достойно представляла она советский спорт и на Олимпийских играх.

Нам, к сожалению, не удалось найти данных о числе зарегистрированных в СССР лошадей этой породы, однако можно констатировать, что она существует и поныне. Кроме Старожиловского завода, ею занимается ряд хозяйств Самарской, Московской, Смоленской и Рязанской областей.

Не менее достойна упоминания и ахалтекинская порода лошадей (или аргамак)– гордость и жемчужина туркменской нации. Именно ахалтекинцы во многом сформировали облик арабской лошади, столь лелеемой во всём мире. Их неповторимая особенность в том, что туркмены воспитывали каждую лошадь – в силу исторических и географических условий они не могли держать большие табуны, – и это привело к формированию таких породистых признаков, как крайняя неприхотливость и выносливость. Ахалтектнцы способны обходиться без воды дольше, чем лошади любых других пород, могут легко переносить голод и жару +50, при этом их резвость и скорость не уменьшаются. Они – своеобразные рекордсмены по прыжкам: на их счету – прыжок на 8, 72 метра в длину и 2,12 метра в высоту.

Эти характеристики в немалой степени сформированы экстерьером. Ахалтекинцы имеют плотную сухую конструкцию, малую оброслость, облегчённое телосложение при стандартном для лошади росте в 160 см., длинное туловище. Масть породы отличается цветовым богатством, однако часто встречаются лошади буланой или соловой масти с золотистым или серебристым оттенком. По своему темпераменту они напоминают чистокровных верховых лошадей – таких же холериков. Также для этой породы характерна привязанность к одному хозяину.

Их с огромным удовольствием использовали в различных дисциплинах конного спорта. В 1960 году жеребец Абсент (жокей С. Филатов) стал чемпионом XVII Олимпийских игр, проходивших в Риме, в соревнованиях по программе высшей школы верховой езды. На XVIII Играх, проходивших в Токио, он получил бронзовую медаль. Не менее знаменит и жеребец Полотли 1965 года рождения, дважды становившийся чемпионом ВДНХ в 1973 и 1977 гг. и не раз бравший почётные призы на скачках в Ашхабаде, Пятигорске и Баку.

На 1980 год численность породы составляла 2100 голов, с поместными же – 6650. Разводили её преимущественно в Казахстане, Туркмении и на Кавказе. В наше же время её разведением занимаются главным образом на Ставропольском конезаводе и в некоторых хозяйствах Калмыкии и Дагестана.

Терская порода лошадей – одна из тех, что находятся на грани исчезновения, поскольку цифра, едва превышающая сотню голов, – это критический показатель. Во многом такому упадку способствовало то, что один из её «родителей» – стрелецкая лошадь – была практически полностью уничтожена во время гражданской войны, и если терская порода всё же исчезнет, это будет непоправимым ударом для российского коневодства. А между тем она хоть и не блистает на спортивных соревнованиях мирового уровня (хотя жеребец Цхети получил золотую медаль за выступление в командном зачёте в соревнованиях по троеборью на Московских Олимпийских играх 1980 года), но является отличным улучшателем для пород в горах Азербайджана и Таджикистана и незаменимым членом цирковых трупп. Также часто их использовали в туризме и в детском и юношеском конном спорте.

С виду терские лошади напоминают арабских (эта порода и к ней успела приложить свою «руку»), по темпераменту же – лошадей старой стрелецкой породы. Масть терского вида серая. В 1980 году в СССР было учтено 2800 лошадей, из которых 830 было чистопородных. О количестве на сегодняшний день мы уже говорили. Сосредоточено поголовье только на Ставропольском конезаводе и в нескольких хозяйствах.

Наконец, замыкает наш обзор будённовская порода, выведенная на основе чистокровной верховой и утвержденная в 1949 году. Возбудимый и требовательно-капризный темперамент знаменитой родительницы разбавлялся уравновешенным характером донских и черноморских лошадей в конезаводах им. Будённого и им. Первой Конной армии (Ростовская область). В итоге получилась порода с широким спектром применения: её используют как улучшателя местных пород, как рабочую лошадь и как лошадь для экспорта и спорта. На последнем стоит остановиться чуть подробнее и снова вспомнить о Пардубицком стипль-чезе, где будённовская порода участвовала наравне с чистокровной верховой и не посрамила «чести мундира»: в 1964 году победителем скачек стал жеребец-«будённовец» Прибой (жокей В. Горелкин). В 80-х и 90-х годах ХХ столетия «будённовцы» также становились победителями Пардубицкого стипль-чеза, но под сёдлами чехов. Успешно показали себя лошади этого вида и на Московских Олимпийских играх, «привезя» «золото» за выступление в состязаниях по преодолению препятствий в командном зачёте (жеребец Рейс) и «бронзу» в личном первенстве (жеребец Пинцет).

В 1980 году было учтено 9, 9 тыс. чистопородных будённовских лошадей, а вместе с примесями – 49,3 тыс. Сведений о количестве этой породы в настоящее время, к сожалению, нет. Разводят её в южных регионах России – Ростовской области и Ставропольском и Краснодарском крае.

Аборигенные породы лошадей

Будет несправедливым не сказать хотя бы пару слов о сохранившихся русских аборигенных породах. К сожалению, из всего их многообразия, когда-то населявших громадные российские просторы, сейчас можно с уверенностью говорить лишь о двух – об амурской и якутской породах. Лишь они благодаря своей приспосабливаемости к тяжёлым климатическим условиям сохранились в достаточном количестве для того, чтобы говорить о существовании их как породы, а не как отдельных экземпляров. Обе отличаются выносливостью, неприхотливостью, морозостойкостью и имеют свои маленькие скромные достижения: например, амурская лошадь в своё время совершила тяжёлый переход из Сибири в Санкт-Петербург, преодолев более 8 тысяч вёрст, а якутская обладает удивительной способностью питаться травой даже зимой, разгребая копытами снег. Только при длительной непогоде ей нужен небольшой запас сена. Якутскую лошадь содержат для практических целей: убоя на мясо и различных работ в суровом климате северных российских областей. Племенных лошадей разводят в ряде совхозов и в опытном хозяйстве Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. В 80-х годах ХХ столетия численность якутской породы составила 137,9 тыс. голов, что убедительно свидетельствует о её роли в северном и сибирском быте. Примерно такое же значение имеет для населения Сибири и Дальнего Востока и амурская лошадь.

Заключение

К сожалению, очень многие породы остались за рамками данной статьи. Возможно, мы к ним ещё вернёмся – ведь любая порода лошадей достойна хотя бы пары тёплых слов в свой адрес. Даже если она уже не существует на земле.

В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами. Но мы вспомним те, что известны и сегодня.

Милостивые, сумные, поводные

На милостных лошадях ездили князья, их присылали в качестве дорогого подарка за верную службу своим подданным, и только высшие чины дружины князей имели право обладать такой лошадью. Сумных лошадей использовали для перевозки грузов – сум, вьюков, военных походов. Поводные лошади – товарные, отличались неповоротливостью, а потому годились лишь на то, чтобы их использовали исключительно в обозах. Лошадь на Руси ценилась невероятно высоко. Так, в XI столетии князь Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось виновному в убийстве чужой лошади уплатить в казну 12 гривен и еще 1 гривну пострадавшему. А что сегодня составляет основу отечественного коневодства?

Донская лошадь

Крупные, неприхотливые, пышущие здоровьем, как сами казаки, донские скакуны рождены для службы. Из них формируют полки кавалерии и конной полиции. Их предок – степная лошадь, которую донские казаки улучшали за счёт турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в 18-19-х веках в ходе русско-турецких войн. Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками. Один из французских генералов – участников войны 1812-го года писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела».

Орловский рысак

Создатель этой породы - граф Алексей Орлов-Чесменский. Он мечтал в одной лошади совместить красоту и грацию арабских скакунов с массивностью и мощью датской, голландской, норфольской и мекленбургской упряжных пород. Родоначальником породы стал арабский жеребец Сметанка, которого граф выкупил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Для сравнения: в те времена конюх получал 3 рубля в год, а общий доход государства от торговли лошадьми составлял около 5 тысяч рублей в год. Орловские рысаки широко распространились в России. Их использовали, в первую очередь, как коренников в русских тройках.

Русская верховая

Русскую верховую можно назвать родной сестрой орловского рысака. Её создатель – также граф Орлов-Чесменский, а родоначальники – араб Сметанка и ахалтекинский жеребец Султан. Их скрестили с английской чистокровной и арабской кобылами соответственно. Граф-коннозаводчик стремился создать лошадь, пригодную для войны и манежной езды. К концу XIX века русские верховые, тёмных мастей, грациозные, покладистые, были частыми призёрами не только российских, но и международных выставок. После революции и второй мировой войны порода практически исчезла, но в 80-е и 90-е годы была воссоздана.

Русский рысак

Если русская верховая – сестра орловского рысака, то русский рысак – его сын. Эта порода сложилась в начале ХХ века на основе орловской, скрещенной с американским рысаком и голландской фризской. Американские рысаки, хоть и уступали орловским в красоте и грациозности, но первенствовали в скорости. Поэтому российские коннозаводчики повально стали скрещивать кобыл орловской породы с быстрыми американцами. Их дети-метисы стали регулярно опережать орловских, но всё же оказывались медленнее американских рысаков. За последние двадцать лет из-за несистематических скрещиваний русской и американской рысистых пород, резвость лошадей увеличилась, но изменился также их экстерьер: порода перестала быть чисто русской. Тем не менее, русский рысак остаётся самой распространённой породой в нашей стране.

Русский тяжеловоз

Даром, что он мал ростом: лучше помощника, чем русский тяжеловоз, крестьянину не найти. Неприхотливый, плодовитый, скороспелый и в то же время энергичный, он способен тянуть груз весом до двадцати и даже до двадцати шести тонн. Он работоспособен, как небольшой трактор, но экономичнее его. Некоторые специалисты считают русского тяжеловоза идеальной лошадью тяжелоупряжного типа.

Современному человеку не совсем понятно, сколько и каких пород лошадей существуют в России и в мире, и для чего они нужны. И это вполне понятно – все работы и операции, которые раньше выполняли с помощью этих животных, сейчас, в основном, автоматизированы и механизированы. А резвых скакунов с успехом заменяют современные автомобили, с целым табуном «лошадиных сил» под капотом. В наше время коневодство, в основном, работает для спорта, прогулок или киносъемок.

На фото кадр из фильма «Тихий Дон»

Породы лошадей – это группы домашних животных, обладающие генетическими биологическими и морфологическими свойствами и признаками. Некоторые из пород обладают признаками, существенно отличающими их от других подвидов лошадей.

Каждая из существующих пород имеет свое предназначение. Так прогулочных лошадей разводят для развлечений и конных прогулок. Скаковых и рысистых – для соревнований на ипподромах. Спортивных – для туризма, верховой езды, участия в соревнованиях.

Классификация пород лошадей

В советском коневодстве действовала комплексная классификация пород лошадей, в которой был учтен тип хозяйственного использования, степень влияния естественного и искусственного отбора, и природно-климатические зоны, влияющие на формирование породы. Этот же принцип применяют в России и в настоящее время.

Классификация пород лошадей зависит от экстерьера, общей конституции и назначения животных. Специалисты различают лошадей:

  • упряжных (тяжеловозов, каретных, шорных, рабочих);
  • верховых;
  • рысистых;
  • скаковых;
  • вьючных.

По месту обитания и зонально-климатическому признаку лошадей классифицируют следующим образом:

  • степные;
  • северные;
  • горные;
  • лесные.

Классификация пород лошадей зависит и от назначения, они бывают:

  • верховыми;
  • верхово-упряжными;
  • легкоупряжными;
  • тяжелоупряжными;
  • верхово-вьючными;

По происхождению лошадей делят на:

  • культурных;
  • переходных.

аборигенных или местных — хорошо приспособленных к природным условиям, неприхотливых и нетребовательных, но не породистых, и менее работоспособных

По методу разведения на:

  • заводских, с преобладанием искусственного отбора, повышенным требованиям к условиям содержания и корму;
  • табунных;
  • культурно-табунных.

Породы лошадей, которых разводят в нашем крае

На фото серый в яблоках орловский рысак

В современной России насчитывается около трех десятков отечественных пород лошадей. Как правило, это местные, или аборигенные породы животных, которые сформировались путем естественного или искусственного отбора, под воздействием природно-климатических факторов. Рассмотрим их подробнее с описанием и фото.

Орловский рысак – пожалуй, самая известная русская порода легкоупряжных лошадей с отличной способностью к быстрой, резвой рыси, закрепленной на генетическом уровне. был выведен в Воронежской губернии на Хреновском конезаводе, владельцем которого был граф Алексей Орлов. Порода появилась за счет использования генетического материала арабской, голландской, датской, макленбургской и других пород в 18-19 веках.

Мощь, красота и выносливость позволяли использовать орловских рысаков в русских тройках в качестве коренных. Довольно привлекательным свойством лошадей этой породы является их способность красиво изгибать шею и эффектно держать голову в упряжке на бегу.

Орловские рысаки достаточно крупные по размерам. Высота холки может достигать 160-170 см, хотя в среднем рост жеребцов составляет 162 см, а кобыл – 161 см.

Чаще всего орловцы бывают серой, светло-серой, красно-серой, серой в яблоках и темно-серой масти. Иногда встречаются гнедая, вороная, рыжая или чалая масти. Очень редкие – соловые или буланые орловцы.

Современные представители породы – хорошо сложенные упряжные лошади с небольшой головой, длинной шеей с красивым изгибом, крепкой спиной и развитыми, длинными и сильными ногами.

Орловский рысак.

Орловские рысаки отличаются не только быстрым ходом, но и грациозными движениями, гордой осанкой, пышными гривой и хвостом, умеренным темпераментом и ровным, спокойным нравом. Разводят орловских рысаков по всей России, кроме местностей со сложным, нетипичным для России климатом.

Родоначальником орловской породы в России был арабский скакун необычной, белой масти Сметанка, купленный графом Орловым у турецкого султана. На фото Сметанка, нарисованный крепостным художником в конце 18 века. Картина хранится в Московском музее коневодства.

Донская порода – упряжно-верховая. Была выведена донскими казаками на основе ростовских степных лошадей, скрещенных с турецкими, туркменскими и персидскими особями в 18 веке. В основном, лошадей этой породы разводили для участия в войнах и военных походах, но в то же время, ее использовали и для сельскохозяйственных работ, а в наше время, еще и для обучения верховой езде, и катания в упряжках. Вместе с орловским рысаком, донская считается наиболее самобытной заводской породой России.

Лошади донской породы – прекрасное сочетание большого роста в 160-165 см, и легкого корпуса. Эти качества, вкупе с хорошим здоровьем, выносливостью, неприхотливостью делали ее незаменимым «транспортным средством» для кавалерии. В дончаках отлично проявляются и гены восточных пород — красоте, изящности и грациозности дончаков.

На фото яркий представитель донской породы

В словаре Боркгауза и Ефрона лошадь донской породы описывается так: «казачья лошадь с горбатой головой, длинной тонкой шеей; сильной, прямой спиной; сухими, длинными ногами, тощей конституцией тела и невысоким ростом. Донская лошадь чаще всего бывает караковой, рыжей, серой, бурой или гнедой масти».

Представители этой породы пригодны для троеборья и конкура, пробегов, любительского спорта, конной полиции и кавалерии. В СССР дончаки участвовали в гонках тачанок.

Русский тяжеловоз – порода лошадей, выведенная для перевозки тяжелых, габаритных грузов. Лошади этой породы отличаются невысоким ростом, сильной мускулатурой, крепкими и короткими ногами, обросшими шерстью, и толстой шеей. Высота в холке у жеребцов составляет 150 см.

Русские тяжеловозы энергичны, подвижны и покорны. Устойчивы к холоду и неприхотливы к кормам и условиям содержания. Приемы и методы коневодства позволили селекционерам вывести породу, способную быстро достигать физической зрелости. Порода появилась в результате скрещивания русских упряжных лошадей и бельгийского ардена, иногда их так и называют: русские ардены.

На фото русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз был создан специально для работы, и в наше время пользуется большим спросом и в России, и в других странах СНГ.

Якутская лошадь больше похожа на мохнатого пони, чем на коня. Необычный внешний вид ее сформировался под воздействием климата северных регионов России.

В среднем длина ее шерсти составляет 10-15 см, поэтому якутская лошадка неплохо чувствует себя даже при морозе минус 60 градусов Цельсия, который здесь не редкость.

Якутская лошадь бывает серой, гнедой, бурой, саврасовой или мышастой масти. Это невысокая, но выносливая лошадь высотой в холке 140 см, короткими мохнатыми ногами, плотным корпусом.

Разводят лошадей этой породы, в основном, для получения молока и мяса, иногда в транспортных целях, хотя коневодство на севере не выгодно экономически. В зимнее время лошадки сами себе добывают корм, разрывая снег крепкими копытами.

Алтайская лошадь – как следует из названия, обитает в Алтайском крае, где коневодство было популярным занятием еще во времена кочевников, развивается и в наше время.

Разведению коней способствует сама природа Алтайского края – в тайге на полянах, на горных лугах, и в долинах рек растет много травы, которой хватает животным на весь год. В основном, алтайские кони и зимой сами себе добывают корма из-под снега, и эта их особенность является и большим преимуществом перед лошадями других российских пород. Кроме того, алтайские лошади хорошо показывают себя в горных условиях, в упряжке и под седлом.

Алтайские лошади отличаются невысоким ростом, в холке высота составляет 145-150 см, широкой грудью, мощным корпусом, густой гривой и пышным хвостом, они не отличается внешней красотой, основное их преимущество в выносливости и стойкости.

Спина у алтайской породы прямая, ноги короткие, но крепкие, прочные копыта позволяют им перемещаться по каменистым горным тропам без подков.

Селекционеры скрещивают алтайских лошадей с особями других пород, получая совершенно новые, пригодные для работы и разведения в данной местности породы.



 

Возможно, будет полезно почитать: