Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему "рыбы". Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы» план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему Лексическая тема аквариумные рыб

в старшей группе

на тему: «Рыбы»

Составила воспитатель:

Слёзка Е. А

2017г.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Рыбы»

Цель: Закрепить представления детей о рыбах.

Задачи Образовательные: Продолжать учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах)

Совершенствовать навыки словообразования от слова рыба.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Развивающие: Развивать речь, внимание, мышление, ориентировку в пространстве.

У чить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитательные Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Оборудование: предметные картинки рыб.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, Плоскостные рыбки, цветные карандаши.
Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Ход занятия

Вос-ль: Ребята посмотрите, кого я вам принесла, показывает детям миску с рыбками. Кто это?
Воспитатель выясняет, что дети знают о рыбках: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Вос-ль:
Где водятся рыбы?
Дети:
В воде.
Вос-ль:
Чем покрыто тело рыб?
Дети:
Чешуей.
Вос-ль:
Чем дышат рыбы?
Дети:
Жабрами.
Вос-ль:
Что рыбы делают в воде?

Дети передают друг другу миску с рыбкой.
Дети:
Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Вос-ль:
Какие рыбы?
Дети:
Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Вос-ль:
Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!

Дети садятся на стулья.
Вос-ль:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Вос-ль:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:

Дети:
Рыбина.
Вос-ль:

Дети:

Вос-ль:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Вос-ль:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Вос-ль:

Дети:
Рыболовный.
Вос-ль:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Вос-ль:

Физминутка:

Рыбка плавает в водице, Д ети показывают туловищем и руками, как

Рыбке весело играть. плавают рыбки

Рыбка, рыбка, озорница Дети грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать Дети вытягивают руки и хлопают ладонями.

Рыбка спинку изогнула, Дети наклоняются вперед, спину выгибают.

Крошку хлебную взяла. «выныривают» за крошкой
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла
Дети садятся на стулья.

Игра «Путаница»

Детям предлагаются перепутанные картинки с изображением рыб.

Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются речные, озерные, пресноводные (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Рыбы, которые живут в морях, называются морские (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Закончи предложение и покажи:

Наш дом находится на берегу…(реки, озера)

Дети разводят руки в стороны и поворачиваются вокруг себя;

В реке водилось много…(рыб)

За рекой виднелся…(берег)

Дети проводят руками справа налево;

Мы часто с братом ловили…(рыбу)

Дети изображают плавающих рыб;

Разные рыбы водились в…(воде)

Дети изображают как плывут;

Наловим…(рыбу) и сварим…(уху)

Дети изображают, как едят.

Игра «Назови ласково».

Рыба - …

Икра - …

Сом - …

Река - …

Сельдь - …

Хвост - …

Вода - …

Окунь - …

Плавник-…

Щука-…

Карась-…

Сазан-…

Плотва-…

Игра «Поймай рыбку».

Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети считают рыбок на экране по желанию).

Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого.

1 ребенок. У меня две рыбки.

2 ребенок. У меня одна рыбка.

3 ребенок. У меня четыре рыбки.

4 ребенок. У меня пять рыбок.

5 ребенок. А у меня три рыбки.

Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

7. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, Сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбка

Два ерша дружили с ним. Плавные движения ладонями, расположенными параллельно.

Прилетали к ним три утки Ритмичные взмахи сложенными накрест ладонями.

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. Загибание пальцев, начиная с больших, на обеих руках.

Игра «Представь, что ты… »

Изобразите жадную старуху.

Вос-ль:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

компенсирующей направленности

на тему: «Рыбы»

Составила воспитатель:

Слёзка Е. А

2017г.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Вос-ль:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Вос-ль:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:
А как мы назовем большую рыбу?
Дети:
Рыбина.
Вос-ль:
Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети:
Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Вос-ль:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Вос-ль:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Вос-ль:
Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети:
Рыболовный.
Вос-ль:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Вос-ль:
Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Игра «Представь, что ты… »

Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

Изобразите жадную старуху.

А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

Индивидуальная работа за столами.

Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)


Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

Цели:

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
Учить детей считать до двух.
Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.
Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».
Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.
Картонные круги синего цвета. Камешки.
Таз с водой, таз с пшеном.
Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски.
Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин.
Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками. Карточка с изображением цифры «1».
Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок.
Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины. Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов).
Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка.
Обручи желтого, зеленого и красного цветов.
Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.
Рыбка привязанная на веревочку.
Подносы с манной крупой.
Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».

Игры и упражнения:

Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.

Найди рыбку. Где она спряталась?

Дидактическая игра «Рыбка в озере»

Вот перед вами круг. Круг синего цвета - синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду - положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.

Аппликация «Рыбка в аквариуме»

Рыбки могут жить и в доме - в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум - приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.


Лепка барельефная «Корм для рыбок»

А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина - корм для рыбок.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают)

Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»

Дети слушают музыку.

Пальчиковое рисование «Рыбка»

Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.

Дидактическая игра «Цветные рыбки»

Вот у нас аквариумы (обруча) - желтый, зеленый, синий и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки - в желтом аквариуме, а красные рыбки - в красном аквариуме, синие - в синем, зеленые - в зеленом.

Экспериментирование «Плавает или тонет»

В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

Чтение стихотворения и инсценировка

Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла.
Ткнулась в брюшко: - Догнала!
Эй, подружка! Как дела?

Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»

А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.

Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.

Рисование на крупе «Червячки для рыбки»

Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.

Дидактическая игра «Одна рыбка - много рыбок. Знакомство с цифрой «1»

Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?


Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.

Аппликация «Друзья для рыбки»

Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна.
Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.
- Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.

Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»

Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии - траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума - камни.
А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик - отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню
«Про рыбок»

Дети двигаются под музыку.

Упражнение «Одна или много рыбок?»

В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подойдем мы к ней, разбудим.
И посмотрим, что же будет.

Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.

Оксана Николаевна Помаз
Конспект НОД в старшей группе по теме «Рыбы»

Цель : формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

Задачи :

Образовательные :

1. Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные) .

2. Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы : местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения.

3. формировать представления детей о рыбах : строение, способ размножения, питание.

Развивающие :

1. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Ход занятия:

1) Орг. момент

Загадка :

Ребята, послушайте загадку и отгадайте

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.»

Как вы думаете, что это? (ГЛОБУС)

Верно, это глобус.

А что такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)

Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, зеленого, желтого и т. д.)

А что обозначается на глобусе коричневым цветом? (Суша)

Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого)

Что обозначено этим цветом? (Вода)

Посмотрите на глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой» ?

Давайте проверим, так ли это. Мы с вами проведем опыт :

У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части- это вода.

Так много или мало воды на Земле? (много)

Кто сделает вывод? («Большая часть планеты занята океанами и морями.)

2. Основная часть : Садятся за столы :

Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы ) .

А кто мне расскажет поподробнее, где живут рыбы ? Верно, рыбы живут в море , реках, озерах, а еще есть рыбки, которые живут в аквариумах. А как называются рыбы , которые обитают в море? Верно морские. А каких морских рыб вы знаете? (акула, кит, рыба-меч, дельфин) – вылаживаю.

А те, которые живут в реках? Речные (щука, окунь, ерш, карась, сом)

Как называются рыбы , которые живут в аквариуме? Да, аквариумные.

Недаром говорят : «Рыбы – дети воды » . Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество.

Зрительная гимнастика : - Ребята, а вы знаете, что у многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. а у нас есть веки, и глаза мы закрываем когда спим, А давай те сейчас глазками посмотрим вверх, вниз, вправо, влево, а теперь быстро быстро поморгаем. Молоды! вот как вы умеете, а рыбки так не умеют.

Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети : К живой.

Почему вы так решили?

Дети : Рыбы рождаются , растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель : Значит, к какой природе мы относим рыб? (К живой) .

Схема размножения рыб :

Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

1. Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш.

2. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют.

3. Потом из головастика вырастает малёк.

4. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель : Сейчас вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы . (Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб).

Предлагаю поиграть,побудем маленькими рыбками :

ФИЗМИНУТКА :

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на писке

И рыбка сказала «нырять здесь легко»

Вторая сказала, «ведь здесь глубока» ,

А третья сказала «мне хочется спать» ,

Четвертая стала чуть-чуть замерзать,

Пятая крикнула –«вон крокодил, плывите скорее, пока не проглотил» .

Молоды! садимся за столы.

Рассматривание картинок.

Характеристика рыб (строение, внешний вид) .

Схема (у рыб есть голова, рот, глаза, жабры, плавники, хвост, туловище покрыто чешуей.) Дети дорисовывают после каждой характеристики.

Ребята посмотрите на картинки (иллюстрации акулы, дельфина, карася, сома, щуки, и др.) это все рыбы их так много и они такие разные, разные по размеру, по форме, по цвету.

А давайте попробуем найти, сходства.

У всех рыб есть –

1) жабры, (схема жабр) ? Необходимы ли рыбам жабры? А для чего? Да, рыбы дышат жабрами . (дети рисуют рабам жабры)

2) плавники, (схема) А для чего рыбам плавники? Верно, рыбы плавают при помощи плавников. Шевелят плавниками и передвигаются. (дорисовывают у себя)

3) хвост, (схем) А при помощи хвоста, рыбы могут поворачивать вправо и влево. (дети дорисовывают)

4)чешуя (схема) а вы держали когда нибудь рыбку в руках? какая она на ощупь? (скользкая) Чешуя помогает рыбам плавать, обеспечивает рыбе большую скорость, а еще защищает от хищников).

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом.

Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

Чем дышат люди?

Чем же могут дышать рыбы , давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?

Опыт № 2. (Встают к столу)

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.

Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

Какие они?

Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

Но человек может помешать рыбам, как?

Что может загрязнить реки?

В емкость с водой капнуть масло растительное.

Что наблюдаем?

Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

Что происходит с живыми организмами (погибают) .

Ребята, посмотрите, речные и морские рыбке все перемешались, их необходимо срочно разделить по своим домам. Вы мне поможете?

(Разложить речных и морских рыб на картинки река и море) .

Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.

Никита, тебе какая рыбка попалась? а тебе Елисей?

На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

3. Итог занятия :

Ребята, какие виды рыб вы узнали? а что общего есть у всех рыб? как рыбы размножаются ? У меня для вас есть задание, дома с родителями узнать какие рыбки живут в аквариуме и как за ними ухаживать, а завтра мы с вами друг другу расскажем.

Публикации по теме:

Цель: - обобщать и закреплять знания детей о рыбах: строении, способах передвижения, среде обитания. Задачи занятия: 1. Образовательные.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 18.05 – 22.05) Группа: 1 младшая группа № 7 Тема: Рыбы. Водоемы. Цель: Познакомить.

Конспект интегрированной-непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рыбы» Цели: Образовательная область «Здоровье» Закреплять у детей навыки выполнения упражнений (действий) согласно тексту. Образовательная область.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе на тему: " Обитатели водоёмов: рыбы". Цель: закреплять и расширять знания о морских обитателях.

Тема: «Рыбки в аквариуме» (интеграция содержания образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Создание условий для формирования у детей чувства сопереживания и взаимопомощи посредством художественной деятельности.

Задачи:

  • создавать условия для познавательного развития
  • обеспечить условия для социально-коммуникативного развития
  • выражения детьми своего мнения
  • способствовать развитию навыков взаимодействия
  • обеспечить условия для создания детьми выразительного художественного образа.
  • создавать условия для речевого развития:
  • побуждать детей к речевой активности
  • диалогической речи.

Организация детских видов деятельности:

  • общение ребенка со взрослым;
  • общение ребенка со сверстниками;
  • лепка

Материалы и инструменты:

  • Дощечки для лепки; стеки; пластилин; банки с водой; пайетки для чешуи; аквариум с живой рыбкой; запись шума морского прибоя, фоновой музыки.

Игровая мотивация:

  • помочь рыбке найти друзей.

Ход занятия:

Обратить внимание детей на необычного гостя.

Ребята, кто это к нам приплыл? (золотая рыбка) .

Посмотрите какая она красивая, но грустная.

Ребята, а как вы думаете почему рыбка грустная.

Давайте послушаем, что нам скажет рыбка.

(Рыбка рассказывает, что она грустная, потому -что ей очень одиноко) .

Почему рыбке одиноко?

Как мы можем ей помочь?

Ребята посмотрите на картинки. Рыбка хотела бы подружиться со всеми кто на этих картинках. А как вы думаете все ли могут дружить с рыбкой.

Кто может быть другом у рыбки?

Д/игра «Найди рыбке друга»

Вспоминаем, какие части тела есть у рыб и для чего они им служат. (У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.)

Воспитатель предлагает детям подойти к своим рабочим местам и отмечает, что у них на столах пустые аквариумы и в них никто не живет.

В банке чистая вода
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать

Перед тем как начать работу, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Рыбки» .

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе

Лежало большое бревно на песке,

Руки разведены в стороны.

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко»

Ладони сомкнуты, чуть округленны. Выполняем ими ныряющее движение.

Вторая сказала:

«Ведь здесь глубоко» .

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .

А третья сказала:

«Мне хочется спать!»

Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит) .

Четвёртая стала чуть – чуть замерзать.

Быстро качаем ладонями (дрожь) .

А пятая крикнула здесь крокодил!

Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот) .

Плывите скорее, чтобы не проглотил!

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают) .

Ребята, я предлагаю вам сделать своих красивых рыб и поместим их в свой аквариум. Что еще можно слепить для нашего аквариума, чтобы он был красивым? (камушки, водоросли, чтобы рыбкам было где спрятаться)

Выполнение работы детьми под фоновую музыку.

Итог занятия: Давайте наших рыбок поставим поближе к аквариуму, чтобы рыбки могли подружиться. Рыбка благодарит детей и делает им подарок (морские камушки) .

Ребята, мы смогли помочь рыбке? Как вы думаете, что чувствовала рыбка, когда у неё не было друзей. А сейчас, что она чувствует?

Дроздова Ирина Сергеевна – воспитатель МБДОУ

Попова Елена Юрьевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления «Санаторный»

Тема: Пресноводные рыбы.

Цель :

  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Совершенствование умение петь легко, естественным голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.
  • Воспитание направленной воздушной струи.
  • Развитие общих речевых навыков.
  • Автоматизация произношения звука [р].
  • Расширять словарный запас по лексической теме: «Пресноводные рыбы».
  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.

Ход занятия:

1. Логопед приглашает детей в зал, в котором расставлены и развешены надувные игрушки – обитатели пресноводных водоемов. Слышны звуки воды.

─ Мы с вами оказались на берегу реки. Садитесь прямо на песок. Сегодня мы будем говорить об обитателях рек, прудов, озер.

Дети и логопед садятся на ковер.

─ Что мы слышим на берегу реки? (Шум воды, кваканье лягушек.)

Логопед выключает аудиозапись «Звуки воды».

2. Подвижное упражнение «На дне».

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Логопед приглашает детей в центр зала. Они встают в круг и делают знакомое упражнение.

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.)
Свои домики везут.
Рогами шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо.)
На рыбок глядят.
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками.)
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот, (Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот.)
А потом наоборот.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Рыбка плавает в водице, (Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сблизить ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова показать, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла, (Сделать хватательное движение
двумя руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова показать, как плывет рыбка.)
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова

4. Песня с движениями «Рыбка» М. Красева.

─ Каких только рыб не плавает в реке. Ребята, а каких рыб, живущих в реке вы знаете?

Дети перечисляют.

5. Упражнение «Веселые рыбки».

Логопед приглашает детей к большому столу, на котором стоит бассейн с водой. Рядом со столом в корзинке лежат бумажные рыбки.

─ Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Давайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте щеки. Не поднимайте плечи. Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Упражнение выполняется детьми 3-5 раз.

6. Пение песенки «Сом».

─ Давайте споем песенку про сома. Старайтесь петь красиво, правильно произносить все звуки.

Сом собрался на охоту,
Быть голодным неохота.
Выплыл сом со дна реки,
Берегитесь окуньки.

7. Подвижная игра «Сом и окуньки».

Участники игры занимают обручи, разложенные на расстоянии 1 метра друг от друга. Водящий проходит между играющими, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Сом спит». Так все играющие по очереди уходят со своих мест. Водящий уводит детей, взявшись за руки как можно дальше от обручей, незаметно для детей убирает один обруч. После слов водящего:

Выплыл сом со дна реки
Берегитесь окуньки.

все опускают руки и бегут занимать место в свободном обруче.

Игра повторяется 3-4 раза.

8. Пение песенки «Щука».

─ Давайте споем песенку про щуку. Старайтесь петь красиво, правильно произносить все звуки.

Щука – хищница речная.
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть,
Страшно щуке в пасть попасть.

9. Рассказывание потешки «Ерши».

─ А теперь, давайте расскажем потешку про ершей.

Посмотрим, кто сделает это лучше всех. Нужно говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки. Расскажем потешку все вместе.

На реке камыши,
Расплескались там ерши.
Круг постарше, круг – помладше,
Круг совсем малыши.

10. Танец — импровизация «На дне речном».

(спокойные импровизированные движения детей под музыку).

11. Релаксационное упражнение.

Логопед включает спокойную музыку и говорит:

«Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь на берегу реки. Слышен плеск воды, кваканье лягушек. Солнце ярко светит. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас хорошее настроение.»

Фишер Н.Г.,
учитель-логопед



 

Возможно, будет полезно почитать: