Консультация и презентация для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика · Мастер-класс для родителей · - презентация Консультация для родителей презентация артикуляционная гимнастика

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «Заборчик»,
  • «Окошечко»,
  • «Трубочка»,
  • «Чашечка»,
  • «Блинчик»,
  • «Иголочка»,
  • «Мостик»,
  • «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Лошадка»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Барабанщик»;
  • «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача –логопеда и специальный массаж.

И в конце своего выступления я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Учитель – логопед Тюрина Светлана Викторовна

Артикуляционная гимнастика необходима для: Подготовки артикуляционного аппарата к самостоятельному становлению звуков; Преодоления речевых нарушений; Тренировки мышц щек, губ, языка 2

3 Проведение артикуляционной гимнастики дома: Занятие ежедневно по 5 – 7 минут; П роведение занятия перед зеркалом; Игровая форма; Изучение упражнения в медленном темпе.

4 Артикуляционные упражнения СТАТИЧЕСКИЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ

5 Статические упражнения Умение удерживать определенную позу в течение 7 – 10 минут «Заборчик»

6 «Окошечко»

7 «Трубочка»

8 «Чашечка»

9 «Блинчик»

10 «Иголочка»

11 «Мостик»

12 «Парус»

13 Динамические упражнения Умение правильно производить движения мышцами щек, губ и языка «Часики»

14 «Качели»

15 «Лошадка»

16 «Чистим зубки»

17 «Вкусное варенье»

18 «Толстячки – Худышки»

19 Книги, на которые следует обратить внимание

20 Уважаемые родители! Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет вашему ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!







«ЁЖИК» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.














«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). опубликовано на














«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать им, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.


«КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.



Артикуляционная гимнастика для дошкольников Мастер-класс Подготовила: Учитель-логопед Арбекова Н.П.

МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Формирование артикуляционной моторики

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
  • а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий
  • б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

    в) с родителями дома.

    2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

    3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

    4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

    5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

    6. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Улыбочка»

«Трубочка» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. «ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». «ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. «КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. «ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). «МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. «ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. «КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. Спасибо за внимание!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Артикуляционная гимнастика Составитель: учитель-логопед Козырева Татьяна Дмитриевна МКДОУ детский сад «Сказка» г.Тайшет

Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день: а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно; в) с родителями дома. 2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. 3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. 4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений. 6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. 7. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Артикуляционные упражнения и методика их выполнения

«Толстяки и худышки» « Толстяк» - надуть обе щеки. «Худой» - втянуть щеки.

«Полоскаем зубки» Поочередно надуваем щеки.

Чередование «улыбочка» – «бублик» «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы видны. « Бублик (рупор)» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Лопатка» Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10. Методические указания: - Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения. - Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. - Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. - Боковые края языка должны касаться уголков рта. - Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Накажем непослушный язычок» Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук « пя - пя - пя ». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10. Методические указания: - Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Качели» Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении некоторых звуков с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз. Методические указания: - Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Часики» Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«Иголочка» Р от открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

«Змейка» Рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

«Конфетка» или «Футбол» Рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

«Трубочка» Высунуть язык, подворачивая боковые края языка губами сделать «Трубочку» и подуть в неё.

«Горка» Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Парус» Рот открыт, кончик языка упирается в верхние резцы, спинка языка опущена вниз.

«Чашечка» Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Методические указания: - Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. - Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. - При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Вкусное варенье» Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. Описание: слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: - Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. - Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. - Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Лошадка» Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Методические указания: - Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее. - Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

«Грибок» Рот открыт, язык присосать к нёбу.

«Маляр» Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад. Методические указания: - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. - Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

«Автомат» Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Р от открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Методические указания: Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха.

«Пароход гудит» Закусываем кончик языка резцами, губы в улыбке и длительно произносим звук Ы (потом Л).

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.


Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика»

Актуальность

На протяжении всей логопедической работы мы тренируем мышцы артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики. Дети с проблемами в речевом развитии быстро утомляются, им надоедает делать одни и те же упражнения. На помощь логопеду приходит ИГРА. Книг с веселыми картинками и стихами по артикуляционной гимнастике можно найти на полках книжного магазина, собрать картотеку картинок с упражнениями речевой гимнастики. Но детям 21 века нравятся гаджеты и от этого никуда не уйти. В своей работе я часто использую игры-презентации.

Пояснительная записка.

Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика» предназначена для индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения. В игре обучение происходит без принуждения, весело, радостно и наиболее эффективно. Благодаря красочному оформлению и анимации, презентация становится интересна ребенку, и ему хочется еще и еще раз поиграть в эту игру.

Цель артикуляционной гимнастики - развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

1 слайд: Заголовок

2 слайд: упражнение «Улыбка». Логопед читает стишок, затем нажимает 1 раз на мышку - солнышки начинают вращаться, ребенок удерживает губы в улыбке, пока вращаются солнышки.

3 слайд: упражнение «Заборчик». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, выстраивается заборчик около дома.

4 слайд: упражнение «Лопаточка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются лопатки около грядок.

5 слайд: упражнение «Трубочка». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку. Пока вращается трубач, ребенок удерживает язык трубочкой.

6 слайд: упражнение «Бублик». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, на столе появляются бублики.

7 слайд: упражнение «Почистим зубки». Читая стишок, логопед нажимает 1 раз на мышку, смайлик начинает двигаться.

8 слайд: упражнение «Часики». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку. Дети под маятник выполняют упражнение.

9 слайд: упражнение «Иголочка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются иголочки в клубке.

10 слайд: упражнение «Горка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, малыш 5 раз скатывается с горки.

11 слайд: упражнение «Качели». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, качели начинаются качаться, а ребенок выполняет упражнение.

12 слайд: упражнение «Чашечка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются на столе 5 чашек

13 слайд: упражнение «Лошадка». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, лошадка двигается, а ребенок выполняет упражнение

14 слайд: упражнение «Грибок». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, появляется 5 грибов, в это время ребенок удерживает язык вверху, не щелкая языком.

15 слайд: упражнение «Вкусное варенье». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, медвежонок начинает качаться, ребенок выполняет упражнение.

16 слайд: упражнение «Маляр». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, маляр начинает увеличиваться, ребенок выполняет упражнение.

17 слайд: упражнение «Индюк». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, индюк начинает ходить по дорожке, ребенок выполняет упражнение.

18 слайд: упражнение «Барабанщик». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, зайчик начинает двигаться по дорожке, ребенок выполняет упражнение.

19 слайд: МОЛОДЕЦ!

Во время проведения артикуляционной гимнастике при помощи презентации дети легче усваивают и закрепляют знания, так как обучение происходит в игровой форме, появляется мотивация в достижении цели.

Использование игры-презентации «Артикуляционная гимнастика» позволяет:

Направить интерес к гаджетам в нужное русло.

Повышать игровую активность.

Эффективно решать коррекционно-развивающие задачи.

Разнообразить виды деятельности детей на индивидуальных занятиях.

Повышать эмоциональный тонус.

Информационные ресурсы.

  1. 1. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии», Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999. 2. Абрамова Л. В "Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком". (ресурсы портала ИНФОУРОК)
    3. Картинки и фоны к презентации:


 

Возможно, будет полезно почитать: