Кто основал айкидо. Академия кендзюцу и айкидзюцу. Мифы об айкидо

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

Морихей Уэсиба — одна из наиболее примечательных личностей в истории боевых искусств XX века. Его мастерство считалось непревзойденным ещё при жизни, а после смерти вообще обросло многочисленными историями и легендами. Сейчас уже сложно сказать что-то наверняка о мастере, поскольку его учеников почти не осталось, фотографий и видеороликов сохранилось очень мало, а многочисленные биографии с завидным упорством переписываются одна с другой. Но объективно можно сказать одно, что человек, сумевший развить новое боевое искусство, получившее распространение во всем мире, должен был обладать завидной харизматичностью.

Морихей Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, префектура Вакаяма. Его мать — Юки Итокава принадлежала к одной из ветвей клана Такеда — знаменитого самурайского рода, где на протяжении нескольких столетий передавалось айки-дзюцу дайто-рю.

В детстве Уэсиба одно время изучал дзю-дзюцу под руководством сенсея Тозава Токусабуро, шинкаге-рю кен-дзюцу, кито-рю. Тем не менее, было бы преувеличением говорить, что он достиг в этих искусствах высочайшего мастерства, поскольку возможности заниматься регулярно у него не было.

Сержант Морихей Уэсиба во время
русско-японской войны

В 1903 году, когда ему было 19 лет, Уэсиба пытался добровольцем записаться в армию. Шла русско-японская война, и в стране была объявлена мобилизация. Однако, его рост был ниже требуемых 157 сантиметров на 1,5 см, поэтому для того, чтобы пройти медицинскую комиссию, он висел на ветках деревьев с привязанными к ногам грузом. Как бы то ни было, в армию он был в итоге принят и зачислен в пехоту. Известно, что в 1904 году он проходил службу в Манчжурии, где шли упорные бои с российскими войсками, оборонявшими подступы к Порт-Артуру. Чем конкретно занимался Уэсиба на войне неизвестно, однако, вряд ли это было шибко мирное и безобидное времяпровождение, поскольку за отличие ему было присвоено звание сержанта и он был рекомендован к поступлению в Национальную Военную Академию. От продолжения военной карьеры Морихей Уэсиба отказался, и после демобилизации в 1907 году вернулся в Танабэ, где и начал интенсивное изучение различных боевых искусств.

Первоначально Уэсиба изучал Кодокан дзюдо под руководством Такаги Киоши, который находился в то время в Танабэ. Уэсиба даже переделал часть дома специально под додзё, где тренировался вместе с местной молодежью. Кроме того, он ездил по Японии, посещая различные додзё и обучаясь у известных мастеров тех лет. Будучи состоятельным человеком, он мог полностью посвятить себя поиску понимания «будо» — пути воина.

В 1912 году он переехал в дикие земли Хоккайдо, вняв призыву японского правительства заселять необитаемые прежде территории, и основал там небольшое поселение Ширатаки. Именно в этот период Уэсиба познакомился с известным мастером Айки-дзюцу дайто-рю Сокаку Такеда у которого тренировался на протяжении 5 лет, и получил в итоге степень кёдзю дайри, дающую в перспективе право преподавать айки-дзюцу.

Уэсиба в Аябэ. 1921 год

В 1920 году Уэсиба покидает Хоккайдо и вместе с семьёй переезжает в Аябэ, где распологалась штаб-квартира нового религиозного учения — «омото-кё». Там он знакомится с её основателем — мастером Онисабуро Дэгути. Философия омото-кё оказала значительное влияние на Уэсибу, который на протяжении последующих 8 лет проживал неподалеку от Аябэ, продолжая изучать айки-дзюцу, а также духовные аспекты новой религии.

Надо сказать, что омото-кё часто считается сектой на основе синтоизма. Для неё характерны мягкость и ненавязчивость, неприятие насилия и исключительный пацифизм. Последователи омото-кё следуют принципу «через искусство к Богу», считая, что для достижения совершенства достаточно приобщиться к истинным культурным ценностям. Среди них всегда было много любителей каллиграфии, чайных церемоний, неспортивных видов единоборств. Много внимания в омото-кё уделяется медитации, как одному из эффективных средств достижения внутренней гармонии.

В 1924 году Уэсиба принял участие в забавной авантюре Дэгути — Монгольском походе. Основатель омото-кё внезапно решил, что он аватар Будды Майтрея, и призвал своих сторонников выдвинуться в Монголию на поиски Шамбалы. Что ему нужно было в священных землях — не понятно. Возможно, он хотел основать там целое новое государство, объединяющее все азиатские народы. В любом случае, Дэгути верхом на белом коне лично возглавил пешую группу добровольцев, куда входил и Уэсиба. Очевидно, вид такой процессии должен был произвести неизгладимое впечатление на жителей Шамбалы. Однако, священную землю они так и не нашли, но зато были арестованы китайской полицией, которая предсказуемо не особо поверила рассказу путешественников. Все они были обвинены в шпионаже в пользу Японии и приговорены к расстрелу. Избежать смерти и вернуться на родину им удалось только после своевременного вмешательства японских дипломатов.

1935 год. Видео демонстрации
техник айкидо Уэсибой

После завершения похода, Уэсиба вернулся в Аябэ , где продолжил изучение боевых искусств. При этом в наибольшей степени его интересовали со-дзюцу (работа с копьем), кен-дзюцу (работа с мечом), а также дзю-дзюцу. В 1930 году в Ушигоме началось сооружение собственного додзё Уэсибы «Кобукан», прозванного в последствие «дъявольским» за исключительную жесткость и интенсивность тренировок. Примечательно, что хотя физическая сила в айкидо и не важна, тем не менее, ученики Морихея Уэсибы, равно как и сам мастер, были людьми далеко не слабыми. Достаточно сказать, что сам основатель при росте всего лишь 155 сантиметров весил 88 килограммов! На видео 1935 года можно увидеть каким было айкидо в «Кобукане» до войны.

В период с 1930 по 1940 год Морихей Уэсиба много путешествует по Японии, пропагандируя новое боевое искусство. Кроме Кобукана, он преподает в армейской школе Тояма, военно-морской академии, академии военной полиции.

В 1941 году официальный союз японских боевых искусств официально признал новое боевое искусство под названием Уэсиба-рю айки-будо, а в 1942 году Уэсиба окончательно дал название своему направлению: «Айкидо».

В ходе второй мировой войны Уэсиба преподавал айкидо солдатам действующей армии, что по его собственному признанию вызывало у него легкое чувство когнитивного диссонанса, поскольку это несколько противоречило миролюбивой риторике омото-кё.

После окончания Второй мировой войны айкидо стало приобретать характерную мягкость и плавность перемещений, поскольку Уэсиба начал переосмысливать свой взгляд на боевые искусства. Много внимания стало уделяться философским и духовным концепциям. Кроме занятий айкидо Морихей Уэсиба много времени проводил в молитвах, медитациях, изучении религиозных текстов, занятиях каллиграфией. Довольно часто мастер проводил тренировки в форме лекций, где рассказывал ученикам о своём понимании айкидо и его связи с путём воина. Интересно, что Морихей Уэсиба утверждал, что в айкидо насчитывается около 3000 различных базовых техник, каждая из которых может выполняться в 16 вариантах, в зависимости от ситуации. Существует большое количество видео с участием мастера, где можно посмотреть, как изменилось айкидо в исполнении основателя после войны.

Забавный факт: преподавая айкидо, Уэсиба не брал денег за обучение. Когда его ученики приносили ему месячную плату, он говорил, что не нуждается в ней. Тем не менее, он просил преподнести эти деньги духам (ками). Когда же ему были необходимы деньги, он садился перед алтарем ками и после молитвы брал оттуда столько, сколько считал нужным.

Морихей Уэсиба умер 26 апреля 1969 года когда ему было 85 лет, и был похоронен в Танабэ. До последнего дня своей жизни он проводил тренировки в своём додзё. После его смерти главой айкидо стал сын основателя — Киссемару Уэсиба. Благодаря большому количеству талантливых учеников, искусство о-сенсея распространилось по всему миру. В настоящее время существуют десятки различных направлений айкидо и тысячи клубов во многих странах мира.

В современном мире существует множество боевых искусств. Большинство из них имеют древнюю историю, неразрывно связанную с традициями Востока. Одним из самых загадочных и интересных является айкидо. Это исконно японский В нашей статье мы рассмотрим принципы и суть данного единоборства. Постараемся дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Борьба айкидо - что это?»

Формулировка

Айкидо - это японское боевое искусство, объединившее в себе несколько видов древних техник борьбы и самообороны. Среди них айкиджитсу, искусство фехтования на копьях и мечах, айки-дзюцу, дзю-дзюцу и т.д.

Айкидо - это по нему не проводят соревнований и чемпионатов, поэтому человечество мало что знает о данном искусстве, гармонично объединившем в себе физические и духовные практики.

Для справки

Популярный на Западе, а также и у нас в стране киноактер Стивен Сигал является обладателем седьмого дана по айкидо. Это высший ранг в данном единоборстве, означающий, что Сигал владеет им в совершенстве. В свое время он долгие годы провел в Японии, где изучал данный и даже имел свою школу, которая находилась в Токио.

История создания айкидо

Айкидо - это относительно молодой вид единоборств. Его основатель Морихей Уешиба появился на свет в 1883 году. А годом рождения айкидо можно считать 1925-й. В детстве Морихей был болезненным и хилым. Это подвигло его заняться изучением боевых искусств. Парень настолько увлекся практическим освоением древних единоборств, что не заметил, как из слабого ребенка превратился в мужчину с железными мышцами, гибкостью, как у пантеры, и безграничной выносливостью.

Уешиба долго странствовал по Японии в стремлении отыскать самых лучших учителей и жадно перенимал их знания и опыт. Спустя 20 лет тренировок он обрел славу непобедимого. Никто из соперников не мог его одолеть. И хоть тело спортсмена находилось в идеальной форме, душа Морихея все никак не находила покоя. Тогда он еще глубже погрузился в философские и религиозные учения. Результатом этого стало открытие собственной школы под названием Айкикай в 1925 году, которая и стала началом развития айкидо.

Создатель боевого искусства очень осторожно обращался со своим детищем. Считая айкидо мощнейшим оружием, прятал его от глаз людских и обучал в своей школе лишь малую группу проверенных лиц. И только после окончания Второй мировой войны айкидо было «выпущено на волю». Япония тогда находилась в плачевном состоянии, и Уешиба решил, что новое боевое искусство сможет помочь растерянным и угнетенным землякам обрести веру в себя и свою страну.

Что такое айкидо: суть айкидо и его философия

Если попытаться коротко сформулировать суть айкидо, то можно сказать, что она заключается в гармонии движений и дыхания, тела и ума, а также в полном отказе от личных амбиций.

Движения естественны, просты и лишены агрессии. Они направлены не на атаку, а на защиту. Тело борца во время схватки должно быть максимально расслабленным, а ум - напряженным. Именно уму, сознанию, духу Уешиба отводил основную роль в своем учении. Если большинство единоборств базируются на грубой физической силе, то в данном случае весь упор делается на мягкую силу разума.

Айкидо - это боевое искусство, которое не ставит перед собой цель победить. Ведь победа - субстанция относительная. Она никому не приносит пользы, лишь только ласкает самолюбие. Сегодня победишь ты, а завтра - тебя. Айкидо считает, что в этом нет никакого смысла.

Приверженцы учения Морихея Уешибы не атакуют и не дают отпор, не отвечают агрессией. Они как бы «уговаривают» противника отказаться от своих злых намерений, перенаправив его силы в безопасное русло.

Но чтобы добиваться таких результатов, нужно обладать высочайшим уровнем развития. Поэтому главная цель борцов айкидо - завоевать себя. Взять верх над собственными слабостями, вознестись над миром материальным в мир духовных высот.

Вся история человечества пронизана войнами и конфликтами. По мнению Уешибы, это является результатом амбиций и желания победить любой ценой. Человека, зверя, природу… Кто-то опускает руки и проигрывает. Кто-то развивает боевые качества и побеждает. Но всегда найдется новый агрессор, который сделает сегодняшнего победителя проигравшим. На этом основана жизнь человека и базируется большинство боевых искусств.

Философия же айкидо иная. Она сводится к тому, чтобы равняться на природу, в которой нет конфликтов, а царят гармония и любовь. Создатель этого боевого искусства верил, что его детище сможет изменить человечество - сделает его счастливым.

Техника айкидо

В этом виде единоборств отсутствуют атакующие приемы. В техническом арсенале захваты, броски, маневрирование, уходы с линии атаки. Имеется также несколько видов ударов, но они носят, скорее, отвлекающий характер, чем атакующий. Мастер айкидо изучает движения противника и разгадывает, что он будет делать в следующий миг. Он использует энергию атакующего и ставит его в неудобное положение своими действиями. Таким образом атака противника разрушается, ему приходится придумывать что-то новое.

Как расшифровывается название?

Слово «айкидо» состоит из трех иероглифов, каждый из которых отражает частичку сути боевого искусства. Так, «ай» - это гармония и истинная любовь. «Ки» означает дух, внутреннюю энергию. А «до» переводится как путь. Получается, что айкидо - это духовный путь к гармонии.

Универсальность данного единоборства

В общепринятом понимании назвать этот вид единоборств спортом, наверное, нельзя. Кто-то может сказать по поводу айкидо: «Что это за спорт, если нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнований?» Все это действительно так. Но его приверженцы и не стремятся к мирскому признанию в виде титулов, кубков и грамот. У них совершенно иные приоритеты и задачи. Более того, если спортсменом может стать только человек определенного возраста и физического развития, то мастерство айкидо с его простыми и естественными движениями доступно абсолютно каждому. И ребенку, и женщине, и глубокому старику. Чтобы побеждать себя, нужно только одно - желание.

Принципы айкидо

Ответить на вопрос: «Борьба айкидо - что это такое?» - помогут принципы этого боевого искусства. Среди них выделяют такие:

  • Расслабленность и непрерывность движений.
  • Постоянный контроль мышц.
  • Правильная работа рук.
  • Концентрация воли.
  • Уверенность в себе.
  • Умение работать в группе.
  • Умение защитить себя.
  • Постепенность тренировок - от простого к сложному.
  • Занятия в хорошем расположении духа.

Айкидо Айкикай

Айкидо Айкикай - это Международная организация искусства айкидо, которую в 40-м году прошлого века официально признало японское правительство.

После кончины Морихея Уешиба ее возглавил сын Учителя Киссемару. И по сегодняшний день династия Уешиба руководит Айкидо Айкикай. Она старается сохранить учение в его первозданном виде. Айкикай - это классическая версия айкидо.

Штаб-квартира организации и основная методико-тренировочная база находятся в Токио. Центром всех мировых филиалов Айкидо Айкикай является одноименный фонд. Его глава и руководитель центра тренировок - Досю Моритэру Уешиба. Фонд Айкидо Айкикай осуществляет методическую поддержку различных организаций данного боевого искусства, экзаменует спортсменов и выдает сертификаты. Больше никто, кроме него, не имеет на это права.

В дословном переводе с японского «айкидо» означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и традиционно считается одним из видов «будо» (Путь боевых искусств). Тем не менее, в виде, в котором айкидо существует и практикуется в нынешнее время во всем мире, оно представляет собой целый комплекс физического, духовного и нравственного воспитания цельной личности. Отличие айкидо от иных японских и ставших международными боевых искусств в том, что в нем ярко выражен оборонительный характер, отсутствуют состязания и особая система тренинга, которая подходит для лиц любого возраста, пола и физических кондиций. А также серьезной философской базой, в основе которой лежит принцип общей гармонии, достижимой через овладение энергией Ки.

Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (в наше время — префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, был избран членом местного муниципалитета и являлся одним из уважаемых людей. Его активная деятельность вызывала зависть политических оппонентов, которые частенько пользовались услугами наемных бандитов, жестоко избивавших Ёроки. Наблюдаемое в раннем детстве насилие оставило серьезный след в сознании Морихэя и желание отомстить обидчикам отца стало основополагающим мотивом в его стремления к физическому совершенствованию.

В юношестве Уэсиба был хрупким и болезненным, и тем не менее, энергичность, умение добиваться поставленной цели и хорошие манеры выгодно отличали его от остальных детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определило его общение с буддийскими служителями Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро, которые были его наставниками. По велению отца он пробовал себя в плавании и сумо; в это самое время начинает проявляться его тяга к боевым искусствам.

Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба

Освоив грамоту в возрасте семи лет и благополучно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба устраивается на работу служащим в налоговом управлении, а потом, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он пробует себя в торговле, и даже открывает в квартале Асакуса свой магазин «Уэсиба Сокай». Его интерес к будо растет, и все свободное время он отдает обучению под руководством мастера Токусабуро Тодзава, а также в додзе Синкагэ-Рю. Но вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден вернуться в Танабэ, где через какое-то время женится на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, только отойдя от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, серьезно и постоянно увеличивая нагрузки. Его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетнего юбилея, Морихэй выглядит разительно иначе. Его тело очень мускулистое и, невзирая на свой маленьий рост (всего 152 см.), он гораздо сильнее многих. Однако, просто физическое совершенство не может дать ему удовлетворения и Уэсиба едет в Сакай к знаменитому мастеру Накаи Масакацу изучать ; полученные им на этих занятиях навыки органично вплелись потом в движения айкидо.

В этот период Уэсиба тратит массу сил для решения местных социально-экономических проблем, и его бурная деятельность в качестве политика приносит ему популярность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал железной волей. Его желание всегда быть впереди других видно во всем, в том числе и в деревенских соревнованиях по изготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь виртуозно и энергично управлялся с массивной кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял за спиной всех конкурентов.

В 1903 году отношения между Россией и Японией сильно осложнились, и Уэсиба идет добровольцем в находящийся в Вакаяма пехотный полк, который совсем скоро был переведен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и храбрость Уэсибы в период боевых действий были оценены командованием, и ему присваивается сержантский чин. Незадолго до демобилизации Уэсибе предлагают поступить в военную академию, но он решительно отказывается от продолжения карьеры военного.

Вернувшись в Танабэ. он полностью уходит в общественную жизнь округа, что, тем не менее, не мешает ему организовать для молодежи клуб , руководителем которого стал имевший тогда третий дан Киечи Макаги. В этом зале Уэсиба сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает заниматься в Ягю-Рю у Накаи, с которым он сохранил связь на протяжении всего срока армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.

В 1910 году японское руководство начинает осуществлять проект массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает возможность сменить обстановку и попробовать силы в освоении новой территории, и он становится главой группы энтузиастов, которая весной 1911 года приступает к возделыванию земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

Демонстрация техники Уэсибой

В течение первых двух лет труд колонистов не приносил видимых результатов, однако упорное трудолюбие, в конце концов, победили, и земля начала давать неплохой урожай. Уэсиба целиком уходит в дела колонии: по его инициативе появляется торговый центр, школа и больница; он вносит значимый вклад в расширение местного храма и организует компанию по строительству в регионе железнодорожных путей. Его радение о всеобщем благе, самоотверженность и сметка вызывали доверие и благодарность поселенцев, которые уважительно называли его «Король Cиротаки».

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба знакомится с известным мастером Сокаку Такэда , который дал согласие обучать его искусству и, через некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и полностью заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало специальной платы за обучение, которая составляла от трехсот до пятисот йен за каждый выученный прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (также, как и деньги) обучению и, прозанимавшись лично с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году ожидаемый диплом . Этот достаточно недолгий период его жизни самым значительным образом связан с созданием известного во всем мире айкидо.

В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о серьезной болезни отца и, оставив все свое состояние учителю Такэда, уезжает на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ проживает Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий громадным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы исцелить отца, Уэсиба решает нанести визит Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит настоящее потрясение на Уэсибу. Он возвращается на родину, но, приехав в Танабэ, к своей глубокой скорби узнает, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный уходом самого близкого в мире человека, ощущая свое бессилие перед не знающей жалости смертью, Уэсиба уходит в себя и проводит время в горячих молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, он в конце концов, решает стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжаете с семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, целиком отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в том числе изучению искусства владения копьем.

В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою давнишнюю мечту — создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких обличенных доверием адептов секты, сопровождает его в этом опасном путешествии по территории, на которой в то время бились друг с другом китайская и японская армии. Светлая миссия Дэгучи потерпела неудачу и ее участники, перенесшие много лишений и не один раз оказывавшиеся на пороге смерти, спаслись исключительно благодаря вмешательству правительства Японии.

Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба снова посвящает себя упорным тренировкам, стараясь проникнуть в сущность будо. Именно тогда ему нанес визит один морской офицер — мастер , беседа с которым внезапно переросла в ссору и закончилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно бросился на Уэсибу, однако, ни один из его ударов не попал в цель. Полностью обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что ощущал каждый удар еще до того, как он был нанесен в реальности. Эта способность предугадывать и видеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда старавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему удивлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он ощутил некий мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до действия в реальности.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба неожиданно испытал ранее неизвестное ему чувство. На него снизошло просветление, и ему открылась сущность будо. Он не мог тронуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебет птиц и почувствовал способность разгадать даже замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы победить противника используя силу, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, радостно принять все сущее и помочь его расцвету. Он осознал, что практика будо в любом случае должна приводить к возвышению нас самих и окружающего нас мира. Это озарение полностью изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало отличает все японские боевые искусства, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Взяв в основу философии нового будо определение Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба закончил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он затем назовет айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, популярность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ часто посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих почитателей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает преподавать искусство айкидо военной элите и представителям знати. Он периодически получает приглашения показать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, уже имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Одновременно, постоянного Додзе он в то время еще не имеет и вынужден арендовать залы в разных районах Токио.

Одним из наиболее памятных событий этого периода стал визит в школу Уэсибы основателя дзюдо профессора Дзигаро Кано , который, резюмируя свои впечатления, сказал: «Вот мой идеал будо»,- и вскоре прислал несколько лучших своих учеников в Айки Додзе.

Весной 1931 года строительство нового Додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо подошло к концу. Оно получило название Кобукан . В то время количество постоянно живших в школе Уэсибы учеников — учидэши — было не более нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали серьезными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи тяжело выдерживали тренировочные нагрузки и место их тренировок вскоре получило известность как «Адское Додзе» в Ушигомэ».

Эти годы можно с полным основанием назвать периодом наибольшего расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется огромным авторитетом в сфере будо, его искусство признается всеми, число занимающихся и филиалов постоянно растет.

С началом Второй Мировой войны большое количество талантливых учеников Уэсибы уходит в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому ненавистно мысль об использовании будо в военных целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится «Святыня Айки» и занимается будо и земледелием. Тренировки в токийском Центре проводит его сын Кисшомару — нынешний Дошу (Мастер Пути) и именно в это время название «айкидо» начинает использоваться в официальных документах.

Окончание войны и оккупация Японии породили запрет на занятия любыми видами боевых искусств, продлившийся примерно два года. В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновляет свою работу и получает признание на государственном уровне. Министерство просвещения Японии обозначает айкидо в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа).

Начинается период возрождения и бурного шествия айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс международного интереса к айкидо охватывает около тридцати стран. В 1976 году появляется Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Японии) свыше трех миллионов человек.

ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра истории

Реферат по истории айкидо

«Морихей Уэсиба как основатель айкидо»

Выполнил: Ларин С.Л.

Проверил:

Кравцова Л.В.

Курск, 2009


План

Введение

1. Биография

2. Становление мастера

3. Ученики М. Уэсибы

Заключение

Литература


Введение

Недавнее распространение Айкидо по всему миру не менее, чем феноменально. Общее число занимающихся Айкидо сегодня более миллиона, и Международная Федерация Айкидо стала сильнее, чем когда-либо. Причина этого в самом Айкидо, которое, как мне представляется, выражает как в теории, так и на практике высшее проявление боевого и духовного искусства, созданного традиционной Японской культурой. Айкидо выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в котором скрывается великая сила ki. Цель Айкидо – формирование идеальной человеческой личности за счет соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения динамичности как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его воплощения лежат в основе международной известности Айкидо. Усиленное развитие науки, техники и материальных компонентов цивилизации в современную эпоху сопровождается ожесточением человеческого духа, который привыкает к отсутствию отдыха, состоянию неуверенности и потере направления. В эту эпоху резкого обесчеловечивания Айкидо становится особенно притягательным. Особенно важен тот факт, что каждый человек, независимо от возраста, пола и физической подготовки может в процессе тренировок осуществить соединение основного созидательного принципа ki – компонента вселенной и индивидуальной ki, проявляющейся в энергии дыхания. Это соединение служит источником жизненной энергии, который не только заполняет духовную пустоту, но и наполняет повседневную жизнь реальным содержанием. В своей работе я хочу рассказать о жизни основоположника этого боевого искусства – Морихее Уэсибе.


1. Биография

Основатель айкидо Морихей Уэсиба родился в 1883 г. в г.Танабэ, префектура Вакаяма на острове Хонсю.

Морихею Уэсибе не было и семи лет, когда его отправили в Дзодеро, буддийский храм секты Сингон, изучать классические конфуцианские и буддийские тексты.

С 1902 года Морихей Уэсиба начинает изучать боевые искусства, занимается традиционным дзю-дзюцу и кен-дзюцу.

С 1903 года он становится солдатом.

В 1904 году он участвует в русско-японской войне. В этом же году он начинает изучать у мастера Накаи Масакацу технику древней школы Ягю-рю дзю-дзюцу.

В 1907 году Морихей Уэсиба демобилизуется и в этом же году начинает заниматься Кодокан дзю-до у мастера Киоси Такаги.

В 1912 году Морихей Уэсиба отправляется на остров Хоккайдо для освоения новых земель и там знакомится с Сокаку Такеда, известным мастером Дайто-рю дзю-дзюцу.

В конце 1919 года О"сэнcэй знакомится с Ванисабуро Дэгучи, главой секты Омотэ-кё.

В период с 1919 года по 1922 год Морихей Уэсиба все больше интересуется Кото Тама и продолжает разрабатывать свой собственный, неповторимый стиль.

В 1922 году этот стиль получил условное название «Айки-будзюцу», но стал известен как Уэсиба-рю Айки-будзюцу.

В 1924 году Уэсиба с Дэгучи отправляются в Маньчжурию, а затем в Монголию для распространения учения секты.

По возвращении домой Уэсиба преподает в додзё и занимается сельскохозяйственными работами. Начинает интересоваться со-дзюцу и продолжает занятия дзю-дзюцу, а также усиленно занимается кендо.

О"сэнсэй посвящает много времени тренировкам. К нему приходят заниматься видные чиновники, военачальники, а также мастера других стилей. Он открывает несколько додзё.

Весной 1925 года флотский офицер, учитель кендо, посетил Основателя, и они устроили поединок. Во время поединка офицер так и не смог коснуться О"сэнсэя своим деревянным мечом. Основатель рассказывал, что он чувствовал движения противника, прежде чем они действительно происходили.

Продолжая тренироваться, он выработал в себе своего рода «шестое чувство».

С 1922 года по 1931 год Морихей Уэсиба часто переезжает и строит залы. В апреле 1931 года закончено строительство додзё «Кобукан», который ученики впоследствии называли «Дьявольский додзё» (из-за частых травм на тренировках).

В октябре 1932 года родилась Ассоциация Развития Будо. Основатель стал ее президентом.

В сентябре 1939 года Морихея Уэсибу приглашают в Маньчжурию на показательные выступления. Там он вступает в бой с экс-чемпионом Сумо Тенрю и без труда его побеждает.

В 1940 году в программу полицейской академии введено айкибудо, как специальный предмет, где Морихей Уэсиба преподает.

В 1941 году айкибудо включают в Бутокукай (правительственную организацию, объединяющую все школы боевых искусств). Приблизительно в это время термин «айкидо» входит в употребление.

В 1944 году Морихей Уэсиба заканчивает строительство храма Айки и додзё при нём (Ибараки додзё) в префектуре Ибараки.

После войны, 22 ноября 1945 года в Токийском районе Маруноути состоялся совет, на котором организация получила название АЙКИКАЙ (Общество Айки).

Новое общество было признано 9 февраля 1949года как единственная социальная организация, занимающаяся развитием Айкидо.

В 1950 году Морихей Уэсиба много ездит по стране. Он охотно откликается на просьбы - научить, прочитать лекции, продемонстрировать свое мастерство.

В 1954 году штаб-квартира Айкидо снова переместилась в Токио. Токийский додзё получил официальное название Айкидо Хомбу додзё (Центральный клуб Айкидо).

В сентябре 1956 года АЙКИКАЙ проводит первые послевоенные показательные выступления.

С годами О"сэнсэй всё меньше участвует в управлении АЙКИКАЕМ. Делами Хомбу додзё он предоставляет заниматься сыну - Кисёмару Уэсибе.

В январе 1960 года по национальному телевидению впервые демонстрируется серия передач об Айкидо.

В этом же году Морихей Уэсиба и Йосабуро Умо (обладатель 10 дана кюдо) удостаиваются особой награды императора. Только трое мастеров боевых искусств награждались ею раньше.

В августе 1962 года в храме Айки в Ивама торжественно отметили шестидесятилетнюю годовщину деятельности Морихея Уэсибы на ниве боевых искусств.

В 1964 году Морихей Уэсиба получает награду от императора «За вклад в развитие боевых искусств».

В 1967 году начато и закончено строительство в Токио нового додзё Морихея Уэсибы.

В конце 1968 года Морихей Уэсиба в последний раз публично продемонстрировал приёмы Айкидо.

Морихей Уэсиба ничем не болел, но внезапно состояние его здоровья ухудшилось и 26 апреля 1969 года ровно в 5 часов он умер.

1 мая 1969 года в Хомбу додзё состоялась заупокойная служба и император посмертно наградил Основателя Айкидо почетным орденом, как человека, создавшего искусство, получившее распространение во многих странах мира.

Морихея Уэсибу похоронили на фамильном кладбище в Танабэ, пряди его волос передали на хранение в святилище Айки в Ивама, на фамильное кладбище в Аябэ и в Великую усыпальницу в Кумано.

В начале 1999 года преемником стал внук Моритэру Уэсиба.

2. Становление мастера

Он был старшим из четвертых детей в семье. Его отец был обыкновенным крестьянином, тогда как мать принадлежала к знатной семье Итокава.

В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность. В 1902 году он отправился в Токио и стал продавать письменные принадлежности и школьные товары в торговом районе Нихонбаси. В тоже время он начал заниматься дзю-дзюцу (柔術) и кэн-дзюцу (剣術).

В 1903 году он записался добровольцем в армию в Осаке и принимал участие в русско-японской войне. В 1907 году он покинул армию.

В 1912 году он переехал на остров Хоккайдо по призыву правительства на освоение незаселенных земель. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины, он вскоре становится её лидером и получает у поселенцев титул «Короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).

В 1915 на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такэде - мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники Айкидо. Последующие 5 лет он учится у этого мастера и получает степень Кёдзю Дайри . Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.

В 1920 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году переезжает в Аябэ, центр нового религиозного учения Омото-кё. Там он знакомиться с сосоздателем религии Омото-кё Онисабуро Дэгути. Морихэя Уэсибу покорило учениеОнисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряженные физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нем, как о мастере боевых искусств, быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.

В 1921 году рождается сын Киссёмару, который впоследствии станет вторым досю (хранителем пути ).

В 1922 на Аябэ приезжает учитель Уэсибы Сокаку Такэда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат.В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу «Айки-Будо» (合気武道).



 

Возможно, будет полезно почитать: