Липатов сергей. Серьезные дела делаются в тишине. Опыт консультационной деятельности

Фили́пп Андре́евич Маля́вин (11 октября - 23 декабря ) - живописец, график. Работал на стыке «модерн », импрессионизма , экспрессионизма. Автор Ленинианы. Помимо В. Ленина , писал с натуры А. Луначарского , Л. Троцкого . Член объединений «Мир искусства » и «Союз русских художников ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Филипп Малявин

    ✪ Малявин о тайцзицюань-02 02 2013

Субтитры

Биография

Филипп Малявин родился 11 (23) октября г. в Самарской губернии (ныне - Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян. Рисовать начал рано, с четырех-пяти лет. Копировал иконописные образа , писал портреты односельчан. В г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона , где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи». Прибывший в декабре 1891 г. на Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил тому поступать в Императорскую Академию художеств.

Осенью 1892 г. Филипп Малявин становится вольнослушателем Академии. В 1894 г. переходит в только что сформированную мастерскую И. Репина , где знакомится с И. Грабарем , Б. Кустодиевым , К. Сомовым , А. Остроумовой , А. Мурашко. По окончании Академии художеств в 1900 г. Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его картина «Смех», создававшаяся как выпускная, но отклоненная Советом профессоров Академии за бессодержательность. Между тем во Франции работа получила восторженный прием и была удостоена золотой медали. В 1901 г. полотно экспонируется в Венеции, откуда приобретено для Международной галереи современного искусства Ка"пезаро, Венеция.

С 1900 г. начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина, продлившийся без малого двадцать лет. После женитьбы на однокурснице по Академии, ученице Репина, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич, Малявин поселяется в усадьбе в сельце Денежникове. В браке родились дочери Зоя и младшая Галина, умершая от эпидемии сыпного тифа в начале 1920-х в Рязани [см. Сёмина М. Филипп Малявин. - М., 2014; Она же. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. - М., 2016. № 1(14)]. В 37 лет Филипп Андреевич Малявин получает звание Академика живописи. Очередная творческая поездка во Францию состоялась в 1907 г. (по другим данным - в 1906). По приезде в Париж остановился у Елизаветы Кругликовой, через которую познакомился с проживавшем в Медоне Ильей Мечниковым, портрет которого нарисовал. В 1908-10 гг. не экспонировался, работал в своей студии в Денежникове. В начале 1911 г. показывает художественному сообществу «Автопортрет с семьей». Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско, что, однако, не остановило художника, продолжившего выставочную деятельность с 1912 года.

В 1919 г. Рязанский губернский отдел Наркомата просвещения организует первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Благодаря охранной грамоте произведения Ф. Малявина не были национализированы, бо льшую часть которых ему удалось вывезти за границу. Осенью 1920 г. вместе с семьей художник переезжает в Москву, а в 1922 г., под предлогом организации передвижной выставки эмигрирует во Францию (через германо-итальянскую границу). В г. в парижской галерее Шарпентье проходит вторая персональная выставка мастера (к 55-летию). В конце 1920-х переселяется с семьей в Ниццу. 1930-е гг. отмечены всплеском творческой активности: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходят в городах Англии, Дании, Италии, Норвегии, Чехословакии, Франции, Швеции, Югославии. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, экспериментирует с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи. Упрочивает репутацию блестящего салонного портретиста, получая заказы на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей культуры русского зарубежья.

Осенью 1933 г. Ф. Малявин организует одну из крупнейших в своей творческой карьере персональных выставок. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя персональная выставка состоялась в апреле 1939 г. в мастерской в Ницце. Художник скончался 23 декабря 1940 г. и был похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.

Художественное наследие Ф. А. Малявина представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, провинциальных музеев России, ведущих европейских музеев, а также в музее принца Евгения в Стокгольме, в частных и музейных коллекциях США. Графика Малявина, рассеянная по различным российским и зарубежным собраниями, пользуется огромным спросом у коллекционеров. В августе 2016 года в городе Бузулуке был открыт памятник Малявину.

Произведения

  • Крестьянская девушка с чулком (1895)
  • За книгой (1895)
  • Портрет К. Сомова (1895)
  • Портрет И. Грабаря (1895)
  • Портрет Е. Мартыновой (1897)
  • Портрет молодого князя С. Оболенского (1899)
  • Смех (1899)
  • на Викискладе
    • Александрова Н. Ф. А. Малявин. Альбом. - М., 1966.
    • Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин. Жизнь и творчество. Монография. - М., 1967.
    • Каталог выставки «Филипп Малявин». Научно-исследовательский музей Академии художеств. - Л., 1969.
    • Никитин А.О. Ф.А. Малявин и основание Рязанского художественного училища // Рязанская старина. М., 2003. № 1.
    • Сёмина М. «Он пишет кондовую Русь». Новые материалы к биографии Филиппа Малявина // Русское искусство. - М., 2012. №1.
    • Ljunggren M. Филипп Малявин в Швеции // Toronto Slavic Quarterly. - Toronto, Fall 2012. No 42.
    • Kozicharow N. «Racy of the Soil»: Filipp Maliavin’s London Exhibition of 1935 // A People Passing Rude. British Responses to Russian Culture. - Cambridge, 2012.
    • Филипп Малявин. 1869–1940. Альманах. Вып. 385. - СПб., 2013.
    • Сёмина М. Филипп Малявин. Монография. - М., 2014.
    • Сёмина М. Усадьба художника Малявина // Золотая палитра. - М., 2015. № 1(12).
    • Сёмина М. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. - М., 2016. № 1(14).
    • Сёмина М.В. Художественное наследие Филиппа Малявина в музейных собраниях Европы и Америки // Научная конференция «Историк искусства, критик, куратор в пространстве художественной жизни XX–XXI вв. Памяти Андрея Владимировича Толстого» / Российская Академия художеств. - М., 21-22 декабря 2016.
    • Сёмина М.В. Памятник художнику Малявину на Оренбуржье // Петербургские искусствоведческие тетради. - СПб., 2017. № 43.


Филипп Андреевич Малявин (10 октября 1869 - 23 декабря 1940) - живописец, график. Работал на стыке стиля «модерн» и импрессионизма. Автор ленинианы. Помимо В. Ленина, писал с натуры А. Луначарского, Л. Троцкого. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

«Автопортрет». 1927

Филипп Малявин родился в Самарской губернии, Бузулукского уезда (ныне - Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян. Его отец, Андрей Иванович занимался хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал валянием валенок. Мать, Домна Климовна, вела хозяйство и трудилась на подённой работе. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву. Неплохо рисовали также брат и сестра Марфа, которая впоследствии обитала в монастыре, где работала на поприще иконописи. Были у Филиппа и ещё сестры.


«Портрет Андрея Ивановича, отца художника». «Портрет отца». 1898


«За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной». 1895


«Крестьянская девушка. Портрет сестры художника П.А. Москалевой». 1899

Рисовать начал рано, с четырёх-пяти лет. Копировал иконописные образа, писал портреты односельчан. Имея в качестве образцов только изображения святых и местной церкви да иконки, подросток мечтал стать иконописцем. В воспоминаниях Малявин писал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на её купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники». В 1885 г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона, где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи» в иконописной мастерской. Посетивший в 1891 г. Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил ему переехать в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.


Справа- Леон Бакст. «Портрет Филиппа Малявина».


«Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой». 1896
«Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря». 1895

В 1892 г. Филипп Малявин становится «вольнослушающим» Академии, где знакомится с И. Грабарем, Б. Кустодиевым, К. Сомовым, А. Остроумовой, А. Мурашко. Однокурсница Малявина – Анна Остроумова-Лебедева вспоминала, что художник говорил ей: «Не надо обращать внимания на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».


«Портрет художника Константина Андреевича Сомова». 1895

В 1894 году не соответствовавшая духу времени система подготовки живописцев в Академии художеств подверглась реформированию с учреждением «именных» мастерских. В Академии открылась мастерская И. Е. Репина. Малявин попал к Илье Репину, под руководством которого занимался ещё пять лет. Мастер выделял Малявина среди других своих питомцев, неизменно защищая право художника писать так, как он «видит». Написанные в 1894-1895 годах картины «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (две последние экспонировались на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств) приобрёл для своей коллекции П. Третьяков. Это послужило своеобразным «сигналом» для публики, тут же принявшейся внимательно приглядываться к работам молодого художника. В 1896 году Малявин ещё раз посетил Афон.


«Крестьянка, закрывающая свиткой рот». 1894


«Крестьянская девушка с чулком». 1895


«Монах». 1896 «Портрет г-жи Поповой». 1899

Из стен Академии он вышел в 1899 году уже знаменитым мастером. О нём как о несравненном певце современного крестьянства, писали газеты. Ему заказывали портреты представители самых «громких» российских фамилий. Его гонорарам завидовали коллеги. Нищета осталась позади.


«Портрет Елизаветы Мартыновой». 1897


«Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой». 1898

В 1900 г. Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его дипломная картина «Смех», отклоненная Советом профессоров Академии за «бессодержательность» и «декадентство» (оценка видного критика Вл. Стасова), вместе с тем восторженно принятая французами и удостоенная золотой медали (полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции). Из письма М.В. Нестерова - Е. А. Праховой:«Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, „Смеющиеся бабы", вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным „звания", лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое „звание" угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную - даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться-„на коленях".)».


«Группа смеющихся баб» (эскиз к конкурсной картине «Смех»). 1890-е гг.

1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в жёлтом», «Девка» (обе 1903), «Две девки» (1910) и др.


«Две девки». 1910


«Баба в жёлтом». 1903


«Девка». 1903

Как вспоминают современники, художник преобразился и даже несколько «забронзовел». Любопытно сравнить два свидетельства одного и того же человека, художницы Остроумовой, разделённые десятилетием. В 1892 году она встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, - он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. Прошло десять лет, и Остроумова увидела в Париже «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вёл при этом себя очень вызывающе. Приятель Малявина М. Фёдоров писал тогда же, что тот «ударился в свет, начал ходить по-другому и говорить по-другому».


«Автопортрет в шляпе».



Б.М. Кустодиев. «Портрет Ф.А. Малявина». В.А. Серов.«Портрет Ф.А. Малявина».

Впрочем, главной теме Малявин не изменил - он по-прежнему писал крестьян. С любовью писал и детей своих знакомых, и неизвестных крестьянских ребятишек. Одной из самых известных картин Малявина является, конечно же, портрет внучки П.М. Третьякова, которую дома ласково называли «Лисичка».


«Портрет А.С. Боткиной (Лисичка)». 1902 «Портрет мальчика». 1890


«Верка». 1913

С 1900 г. начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина (в Рязанской губернии художник вместе с семьёй проживал в течение двадцати лет). После женитьбы на бывшей однокурснице по Академии, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (в браке родились дочери Зоя и Галина), поселяется в усадьбе в сельце Денежникове, где ведёт практически уединённый образ жизни.


«Автопортрет с семьёй». 1910-е гг.


«Автопортрет с женой и дочерью». 1911


«Дочь художника». «Портрет дочери».

В 1902 году Малявин пишет картину «Три бабы» (1901-02), ярко изображая три народных характера. Это полотно оказалось тоже в зарубежном собрании, его приобрёл Люксембургский музей в Париже. В критических статьях выставки, на которой Малявин представил эту работу, художника даже назвали «Максимом Горьким живописи». Время от времени Малявина навещают коллеги по цеху и молодые поклонники его таланта (Игорь Грабарь, Павел Радимов, Василий Каменский).


«Три бабы». 1901-02


В 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной - она называлась «Вихрь».
Критик Сергей Глаголь, писал, что «Вихрь» производит впечатление «красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок». Однако была своя тайна и в самих красках, рецепт которых подсказал Малявину Игорь Грабарь. Художник, правда, добавил в связующее вещество слишком много терпентина, и краски практически не затвердевали. Те, кто приходил в Третьяковскую галерею летом, говорили, что порой кажется, что красочная масса вот-вот придёт в движение.


«Вихрь». 1906


«Автопортрет в меховой шапке». 1900-е г.

Академия художеств избрала его за «известность на художественном поприще» своим членом. Итак, тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, в 1906 году был избран академиком. В 1907 г. совершает творческую поездку в Париж. Картины Малявина неоднократно подвергались и критике. Писали, что это не стиль, а всего лишь «манера», поверхностная и показная, что, несмотря на «оргию красок», в картинах Малявина «всегда чувствовался ученик Репина», и что в картинах нет подлинной живописности и культуры колоризма. Особенно странным и противоречивым казалось искусствоведам, что художник соединял натуралистически написанные лица и нарочитое «буйство кисти» в трактовке одежд, которое искусствовед Я. Тугендхольд назвал «пёстрой драпированной неразберихи».


«Продавец платков». 1920–1930-е


«Танец».


«Автопортреты».

После октябрьского переворота 1917 года Малявин некоторое время пытался сотрудничать с новой властью - сначала в Рязани, куда он переехал в 1918 году и где занимался преподаванием. В 1919 г. губернский отдел Наркомпроса организует первую в карьере художника персональную выставку, которая открылась в Рязани и была приурочена к 50-летию со дня его рождения. Благодаря охранной грамоте произведения Ф. Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника (большую часть ему удалось вывезти за границу). В 1920 г. вместе с семьёй переезжает в Москву, а в 1922 г., под предлогом организации передвижной выставки, эмигрирует во Францию.


«Луначарский, Ленин, Троцкий». 1920


«Ленин» (наброски).


«Кремль, кабинет В. И. Ленина». начало 1920-х гг. «Портрет Льва Троцкого».

В 1924 г. в Париже прошла вторая персональная выставка Малявина. В конце 1920-х, из-за начавшегося мирового экономического кризиса, художник переселяется с семьей в Ниццу. Нельзя сказать, что эмигрантское бытие Малявина было беспросветным. Нет, он много работал, но, кажется, без особой радости. «Вне родины - нет искусства», - говаривал стареющий живописец. В воспоминаниях Фёдора Шаляпина читаем:
«Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»


Константин Долгашев. «Ностальгия Филиппа Малявина». 2008


«Автопортрет». «Автопортрет».


«Автопортрет». Начало 1920-х гг.


«Автопортрет». 1930-е

1930-е гг. отмечены всплеском творческой активности: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходят в городах Англии, Дании, Италии, Чехословакии, Франции, Швеции. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, начинает экспериментировать с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи. Приобретает репутацию салонного портретиста, получает заказы на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей литературных кругов русского Парижа.


«Автопортрет на фоне икон». 1930-е гг.

Осенью 1933 г. Ф. Малявин организовал крупнейшую в своей эмигрантской карьере персональную выставку. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя персональная выставка состоялась в 1939 г. в мастерской художника в Ницце.


«Автопортрет с внучкой».


«Автопортрет». 1940

В момент внезапного нападения Германии на Бельгию в 1940 году Малявин находился в Брюсселе, где писал заказной портрет. Он не знал языков, и фашисты, арестовавшие художника, заподозрили в нём шпиона. Отпустили Малявина благодаря счастливой случайности, поскольку отрядом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве. Но потрясение, испытанное при аресте, вскоре дало о себе знать. Из Брюсселя в Ниццу семидесятилетний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Он вернулся измученный, истощенный, ещё и жёлтый - у него разлилась желчь. Дома художник тут же слёг, его увезли в клинику, из которой уже не вернулся.

23 декабря 1940 года Малявина не стало. Н. Кожевникова упоминает тот факт, что «дочери Малявина для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга». Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.


Надгробие на могиле Филиппа Малявина на Русском кладбище в Ницце.

Художественное наследие Ф. А. Малявина представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в коллекциях ведущих европейских музеев и провинциальных музеев России. Графика Малявина пользуется неизменным спросом у коллекционеров.

1869 - 1940 г. Выдающийся русский художник. Биография и картины.

В картинах русского живописца Филиппа Малявина, сложно найти тень нищеты и лишений, в которых прошло детство художника, напротив, российская глубинка в его произведениях кажется яркой и беззаботной. «Крестьянская» тема «вытолкала» одаренного самородка к вершинам творческого Олимпа, но так и не «отпустила» из своих цепких объятий. Величавые крестьянки, запечатленные Малявиным в празднично-экспрессивной манере, мгновенно «заводили» зрителя, но вынужденно отказавшись от этой темы, художник остался заложником своих рязанских «мадонн».

Родился Филипп Андреевич Малявин 10 октября 1869 в с. Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии. Первыми «кистями» юному самородку служили древесные угли, с помощью которых он с поразительной точностью мог запечатлеть увиденное. Желание посвятить себя живописи привело юношу на Афон, где он послушником, на протяжении шести лет усердно занимался иконописью, пока его талант не заметил скульптор В. Беклемишев. Уже летом следующего года Филипп становится вольнослушателем Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1899 г., после окончания Академии, Малявин получил не только художественное образование, но и славу портретиста, кисть которого запечатлела образы самых именитых персон высшего света. Вместе с тем, живописец, уже забывший о бедности, не забывал о жителях сельской глубинки, хотя «его» крестьяне не «выказывали» озабоченности своей нелегкой судьбой.

В год окончания Академии, художник «выстрелил» картиной «Смех» – конкурсной работой, взбудоражившей академический совет. Споры разгорелись нешуточные, но последнее слово осталось за «старичками», поэтому диплом Малявину достался благодаря его успехам в портретной живописи. На следующий год, свою оценку произведению дала Всемирная выставка в Париже, присудившая картине золотую медаль, а в 1901 г. полотно стало приобретением венецианской Галереи современного искусства.

После возвращения на родину в 1900 г., Малявин пытался внешне походить на «европейца», вел себя нарочито вызывающе, хотя выглядело это довольно нелепо. Финансовое положение позволило ему обзавестись собственным имением неподалеку от Рязани – деревней Аксиньино. В плане творчества, все осталось по-прежнему: «крестьянская» тема была приоритетной.

В Аксиньино Малявин прожил почти двадцать лет, создавая свои лучшие картины, и редко покидая усадьбу. Здесь он проявил себя и как мастер психологического портрета, легко «читая» характер модели. Касается это и групповых портретов, которые он писал иногда «нахально»; ярко индивидуальны образы каждой героини в работе «Три бабы».

В 1906 г. Малявин в очередной раз явил публике шедевр на «народную тему» – картину «Вихрь», где энергия «души народа» достигла апогея, во весь голос заявив о своем диком необузданном нраве. Критики ошибались, пытаясь связать это произведение с революционными настроениями того времени, ведь художник оберегал свою живопись от идеологической составляющей.

Сложно четко определить художественное направление, в котором работал в этот период Малявин, но живя в эпоху модерна, можно полагать, что он использовал его как технику, хотя знакомство с модернистскими новациями, состоявшееся в Париже, нисколько не впечатлило его.

К 1908 г., в душе Малявина накопилась обида на упреки критики, считавшей, что художник эксплуатирует одну и ту же тему, оставаясь ее заложником. Собравшись достойно ответить «обидчикам», Малявин почти три года работает над полотном «Портрет автора с семьей». В произведении можно найти следы символизма Пюви де Шаванна, тем более, что после «Вихря» художник некоторое время жил в Париже, но, не смотря на старания как самого автора, так и Союза художников, сенсация состоялась, но не в пользу Малявина.

Творческая неудача не сказалась на работоспособности художника, но до 1916 г., на выставках демонстрировались, в основном, рисунки и эскизы. Регулярно поступали заказы на портреты. «Возвращением в строй», можно считать появление картины «Баба», где знакомая экспрессия «народного» образа, снова мощно заявила о себе.

Казалось бы, с изменением в России государственного строя в 1917 г., Малявин будет комфортно чувствовать себя в новых условиях; он вовлекается в культурно-просветительскую работу, создает портреты «вождя», ярко-индивидуальные крестьянки на его полотнах гротескно «радуются» жизни, продолжая петь и танцевать, но, наверное, не такой свободы ждал художник. Воспользовавшись моментом, в 1922 г. он вместе с семьей, фактически сбежал из России.

Выставки в Европе чередовались одна за другой, Малявин был востребован, его «русская» тема, иногда в гротескном обрамлении, пользовалась успехом, пейзажи и портреты получали высокие оценки, но после расставания с родиной, картины художника утратили непобедимую стихийную силу, мощно звучавшую в России.

В семидесятилетнем возрасте, не оправившись от потрясения, вызванного арестом в Брюсселе, 23 декабря 1940 Филипп Малявин умер в Ницце, где он жил с 1930-х годов. Чтобы попасть домой, художник пешком прошагал пол-Европы.

Малявин Филипп Андреевич - российский жи-во-пи-сец и гра-фик, член пе-тербургской Академии Художеств (1906 год).

Сын кре-сть-я-ни-на.

В 1885 году от-пра-вил-ся на Афон в Гре-цию, при-нял мо-на-ше-ст-во и до 1891 года ра-бо-тал в ико-но-пис-ной мас-тер-ской монастыря Святого Пан-те-леи-мо-на. По воз-вра-ще-нии в Рос-сию учил-ся в пе-тербургской АХ (1892-1899 годы) у П.П. Чис-тя-ко-ва, В.П. Ве-ре-ща-ги-на , К.Б. Ве-нига, И.Е. Ре-пи-на. Член Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (с 1903 года), уча-ст-во-вал во мно-гих вы-став-ках в Рос-сии и за ру-бе-жом (в том числе в Вы-став-ке русского искусства в Па-ри-же, 1906 год; в том же го-ду по-се-тил Па-риж).

Сле-дуя ма-не-ре Ре-пи-на, в 1890-е годах соз-дал ряд порт-ре-тов кре-сть-ян («Кре-сть-ян-ская де-вуш-ка с чул-ком», 1895 год, ГТГ) и со-уче-ни-ков (К.А. Со-мо-ва, И.Э. Гра-ба-ря, оба - 1895 года; Е.М. Мар-ты-но-вой, 1897 год; все - в ГРМ), от-ме-чен-ных сдер-жан-но-стью ко-ло-ри-та, точ-но-стью леп-ки объ-ё-мов и мет-ко-стью ха-рак-те-ри-стик. C конца 1890-х годов в твор-че-ст-ве Малявина про-яв-ля-ет-ся стрем-ле-ние к по-вы-шен-но-му де-ко-ра-ти-виз-му; не-ко-то-рые чер-ты сбли-жа-ют его со сти-лем мо-дерн . Ос-та-ва-ясь вер-ным кре-сть-ян-ской те-ма-ти-ке, Малявин ухо-дит от кон-крет-ных об-ра-зов ко всё бо-лее со-би-ра-тель-ным: пред-мет-ная оп-ре-де-лён-ность в его кар-ти-нах сме-ня-ет-ся сво-бод-ной, поч-ти са-мо-дов-лею-щей иг-рой пре-дель-но ин-тен-сив-ных кра-соч-ных пя-тен, ко-то-рые ор-га-ни-зо-ва-ны ли-ней-ным рит-мом в де-ко-ра-тив-но-пло-ско-ст-ное, ди-на-мич-ное це-лое, об-рам-ляю-щее скульп-тур-но мо-де-ли-ро-ван-ные ли-ца. В ра-бо-тах этих лет [«Смех», 1899 год, Ме-ж-ду-народная га-ле-рея современного искусства, Ве-не-ция (за неё по-лу-чил боль-шую зо-лотую ме-даль Все-мир-ной вы-став-ки 1900 года в Па-ри-же); «Дев-ка», 1903 год, «Вихрь», 1906 год, обе - в ГТГ] Малявин до-би-ва-ет-ся за-во-ра-жи-ваю-щей на-сы-щен-но-сти цве-та, при-зван-ной во-пло-тить сти-хий-ную мощь народных ти-пов, пе-ре-дать мно-го-об-раз-ную шка-лу чувств - от безу-держ-но-го ве-се-лья до мрач-ной со-сре-до-то-чен-но-сти. Ла-ко-низ-мом и мяг-кой пла-стич-но-стью от-ли-ча-ют-ся мно-го-численные ри-сун-ки Ма-ля-ви-на.

В 1918-1920 годы ра-бо-тал в Ря-зан-ском комитете про-све-ще-ния, уча-ст-во-вал в соз-да-нии городской КГ и сту-дии жи-во-пи-си, пре-по-да-вал в ГСХМ. В 1920-1922 годы жил в Мо-ск-ве; ис-пол-нил се-рию за-ри-со-вок с на-ту-ры В.И. Ле-ни-на и других партийных дея-те-лей (позд-нее пе-ре-ра-бо-тал их в ка-ри-ка-ту-ры).

Осе-нью 1922 года вы-ехал в Бер-лин, за-тем в Па-риж; позд-нее пе-ре-ехал в Ниц-цу. В эмиг-ра-ции Малявин варь-и-ру-ет из-люб-лен-ные мо-ти-вы и приё-мы, при-да-вая им ино-гда чер-ты са-лон-но-сти («Рус-ские кре-сть-ян-ки», 1925 год, Ху-дожественный му-зей Лат-вии, Ри-га, и другие); создаёт ряд порт-ре-тов (ба-ле-ри-ны А.М. Ба-ла-шо-вой, пе-ви-цы Н.В. Пле-виц-кой и других); уча-ст-ву-ет во мно-гих вы-став-ках. В 1940 году на-хо-дил-ся в Брюс-се-ле, был не-на-дол-го аре-сто-ван немецкими ок-ку-пационными вла-стя-ми; не-за-дол-го до смер-ти су-мел вер-нуть-ся в Ниц-цу.



 

Возможно, будет полезно почитать: