Лучший парафин для беговых лыж. И всё-таки - мазать или не мазать пластиковые лыжи парафином? Или кататься на голом пластике? Что нам понадобится помимо парафина для лыж

Парафин для лыж необходим для улучшения скользящего момента. На каких бы лыжах мы не катались – классических или для конькового хода – без дополнительного смазывания лыжи будут давать слишком хорошее сцепление со снегом. Но хорошее сцепление нужно только при движении колес по асфальту. Для того чтобы развивать скорость на снежном склоне, лучше иметь минимальное сцепление с поверхностью. В случае равнинного катания уменьшение трения способствует снижению усилий, прилагаемых человеком при движении.

Что такое парафины

Парафины – это углеводородные смеси, образуемые в качестве побочного продукта нефтяной переработки. Парафиновые составы имеют разную степень вязкости. Бывают:

  • мягкие (жидкие) парафины, которые плавятся при комнатной температуре;
  • твердые – плавятся при нагревании в пределах 70° C;
  • кристаллические – переходят в жидкое состояние при температуре выше 70° C.

Функционально парафины – это в большинстве случаев смазывающие водоотталкивающие вещества. Их добавляют в различные смеси для придания соответствующей консистенции и свойств. Например, на основе нефтяных углеводородов делается вазелин.

Парафины используются в технических смазках. Эти вещества нашли свое применение и в лыжном спорте как средства, улучшающие скольжение лыж и сноубордов.

Лыжные парафины

Лыжные парафины традиционно делятся на:

  • смазки для холодного катания при температуре снега ниже -12° C;
  • смазки для катания при температуре снега -12° C…-2° C;
  • теплые смазки для снега температурой выше -2° C.

Ключевым веществом, обеспечивающим лучшее скольжения при высоких температурах, является фтор. Чем меньше фтора, тем на более сильный мороз (и низкую влажность) рассчитан парафин. И наоборот, высокофтористые смазки рассчитаны на мягкую и влажную погоду.

Существуют универсальные смазки, состав которых обеспечивает хорошее скольжение на любом снеге. Например, спрей TOKO Irox Fluoro, хотя и является низкофтористым, рассчитан на использование в широком температурном режиме 0° C…-30° C. Помимо фтора в состав лыжных смазок входят: силикон, различные соли, окисленные металлы.

Использование парафинов на пластиковых лыжах

Казалось бы, пластик – хорошо скользящий материал и без смазок. В отличие, например, от традиционных деревянных лыж, которые за счет низкой плотности материала обеспечивали лучшее сцепление с поверхностью и, соответственно, хуже ехали.

Новые лыжи, действительно, отлично скользят. Но по мере катания на скользящей поверхности и кантах появляются микротрещинки. Частицы льда и снега портят пластик. И хотя человеческому глазу эти изменения не заметны, под микроскопом поверхность такой лыжи напоминает горный ландшафт. Скользящие свойства из-за такого ландшафта ухудшаются.

Для того чтобы все эти микроповреждения заполнить, восстановить идеально скользкую поверхность лыжи и используют углеводородные смазки.

Почему выбирают жидкие парафины

Сразу следует отметить, что парафины в жидкой форме по своей функциональности не имеют каких-либо преимуществ перед твердыми восками. Назначение всех парафиновых восков – пропитывание скользящей поверхности лыжи. Для обеспечения наиболее эффективного катания все воски, включая жидкие, требуют термической обработки после нанесения.

Жидкие парафины выпускаются в 2 видах:

  1. жидкая мазь;
  2. аэрозоль.

Парафин в форме крема-мази, в целом, с точки зрения пользователя не имеет каких-либо отличий от твердых видов.

Аэрозольная форма представляет дополнительное удобство в плане нанесения. Правда, часть средства разбрызгивается мимо, из-за чего расход парафинов-аэрозолей всегда больший.

Применение жидких парафинов

Для нанесения жидкого парафина лыжа должна быть чистой и сухой. Частицы грязи, воды, льда, которые забиваются в микропоры скользящего слоя, не позволят нанести парафин правильно.

С термообработкой

Парафинирование лыж с термообработкой, как правило, производится в периоды между катаниями в домашне-гаражных условиях. Это изначально предполагает, что лыжи очищены и высушены.

  1. Нагреваем утюг до 150° С.
  2. Распыляем жидкий парафин на скользящий слой лыжи. Имеем в виду, что разные виды лыж, предполагают различную модель нанесения смазки. У лыж для конькового хода смазывают всю скользящую поверхность. Классические лыжи парафинят, минуя центральную часть.
  3. Утюжим лыжу по направлению от носка к пятке.
  4. Даем лыже остыть и просохнуть при температуре не ниже 0° C не менее 10 мин.
  5. Проходим слой с нанесенной смазкой щеткой.

В результате этих манипуляций разогретый парафин проникает в поры пластика, заполняет их, микроскопический «ландшафт» скользящей поверхности выравнивается. Воск, оставшийся на поверхности – лишний. Его мы удаляем щеткой.

В идеале этот цикл нужно повторить до 10 раз. Дело в том, что вычищение щеткой, помимо удаления поверхностного слоя, извлекает и часть «полезного» парафин, который заполнил микротрещины. Когда мы повторяем парафинирование несколько раз подряд, мы лучше «утрамбовываем» парафином неровности лыжи, заполняем неровности и микротрещины более качественно.

Без термообработки

Часто мы не имеем возможности воспользоваться утюгом, ограничены во времени, а смазать лыжи надо, потому что скользят они плохо. Производители жидких парафинов предлагают теоретическую возможность использования их смазок без термообработки.

  1. Сушим лыжу.
  2. Чистим скользящий слой щеткой для устранения пыли и грязи из пор пластика.
  3. Протираем, даем немного просохнуть.
  4. Наносим НЕБОЛЬШОЙ слой смазки.
  5. Даем выстояться 3-5 мин.
  6. Растираем пробкой, подушечкой или тем, чем мы привыкли пользоваться.
  7. Даем выстояться 10 мин.

Если вы все же положили слишком много смазки, то следует воспользоваться щеткой и убрать лишний слой. Однако производители смазок предупреждают, что при холодном способе нанесения парафина зачистка щеткой на финальной стадии не имеет существенного значения.

А если и будет, то продержится он не более 5 минут. Для правильного холодного смазывания нужно около 1 часа времени. Желательно наличие солнца или какого-нибудь помещения для просушки.

Следует отдавать себе отчет в том, что, даже если соблюсти все вышеперечисленные условия, холодное парафинирование – это всегда экстренная мера, которая по своей эффективности никогда не сравнится с классическим вариантом термообработки.

Стоимость жидких парафинов

Парафины в форме мазей стоят около $5 за 25 г. Спреи, особенно высокофтористые, по стоимости могут доходить до $40 за баллон объемом 50 мл.

Виды лыж не оказывают влияние на выбор того или иного парафина. Однако следует помнить, что в отличие от конькового хода, скользящая поверхность классических лыж требует смазывания дополнительной держащей мазью. Так как традиционное катание предполагает необходимость отталкивания и, соответственно, требует лучшего сцепления лыжи со снегом в месте приложения силы, то держащая мазь наносится по центру лыжи.

Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.
    Структура скользящей поверхности.
    Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:
  • очень гладкая, блестящая, как бы полированная
  • оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
  • оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази
Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхность лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также разрывает поверхностное натяжение плёнок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основных группы:
  1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15°С и ниже;
  2. Средняя структура для промежуточного трения от -15°С до О°С;
  3. Крупная структура для мокрого трения при 0°С и теплее.Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемости снега и содержанием свободной воды в снеге.
Структура, нанесенная вручную.
Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами. Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка. Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0.25 мм, 0.5 мм, 0.75 мм. 1,0 мм. 2.0 мм и 3.0 мм). Инструмент проводится от носка к хвосту лыжи (либо наоборот, в зависимости от конструкции накатки) с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности грядок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом для скругления острых кромок бороздок.
Структура, нанесенная шлифовальной машиной.
Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперёк рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создаёт на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу прижимают к шлифовальому камню и скорость, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. Более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.
После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остаётся мало или не остаётся совсем. Для того, чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог сплавиться при шлифовке.

Снятие ворса
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истёртого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Фибертекс разработан специально для снятия ворса. Наилучшие результаты даёт фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния. Для снятия ворса движения фибертексовой губкой могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом пройдите поверхность бронзовой щёткой несколько раз. Можно даже пройти щёткой и фибертексом несколько раз от хвоста к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом, который содержит более мягкий абразив.
Другой очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок. Лёгкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Ожог поверхности (оксидированная скользящая поверхность)
Обычной неприятностью при катании по жёсткому снегу является так называемый "ожог поверхности". Он лучше всего виден на чёрных поверхностях. "Обожжённая" поверхность выглядит "сухой", но на самом деле то, что вы видите, это истёртые о жёсткий холодный снег, разлохмаченные полиэтиленовые волокна. В первой половине зимы, когда воздух и грунт холодные, а снега мало, шансы на повреждение поверхности в результате истирания наиболее высоки.
"Обожжённая" и оксидированная поверхности обрабатываются одинаково. Разумно снять истёртый слой бритвенным скребком или стальным скребком. Не забудьте заново нанести бороздки накаткой. Однако, если ожог или оксидирование "мягкое" (не сильное), возможно, будет достаточно только фибертекса. Насытьте поверхность горячим способом мягкой мазью. Чтобы снизить износ поверхности при этих условиях, в качестве верхнего слоя предпочтительнее использовать мази с синтетическими парафинами. Они могут быть использованы самостоятельно или в смеси с мазью, на одну ступень более тёплой.

Перед выходом на лыжню позаботьтесь о своих лыжах!

Прогресс не стоит на месте, и в наши дни каждый уважающий себя лыжник должен знать такие слова, как "парафин", "ускоритель" и "структура".
Необходимость смазки лыж определяется очевидным образом. Если они плохо скользят, к скользящей поверхности подлипает снег, а при движении создаётся впечатление, что вам кто-то наступает сзади на лыжи, то самое время задуматься о смазке.
Начнём с того, что по "правилам" лыжи необходимо готовить к каждому выходу на лыжню, хотя это и не обязательно. Но если вчера ваши лыжи скользили хорошо, а сегодня температура и влажность воздуха (и, соответственно, снега) изменились - это верный признак того, что стоит вспомнить, чем же мазали лыжи вчера, и внести коррективы. Если погода стоит болееменее ровная, снег хороший, а Вы - человек ленивый, то после обработки лыж хорошим парафином можно спокойно кататься 15-20 км, обычно столько держится парафин на скользящей поверхности лыж.
Иногда скользящая поверхность лыжи выглядит как будто бы "засохшей", покрытой каким-то белым "налётом". На самом деле это микроворсинки, торчащие из разлохмаченной кристаллами снега скользящей поверхности лыж. Такой "налёт" - отличный повод запарафинить лыжи, но старайтесь не допускать его появления, так во время окисления скользящая поверхность теряет драгоценный фтор, графит и другие примеси содержащиеся в ней. Кроме истирания, скользящая поверхность с нанесённым на неё парафином, подвержена ещё одному неприятному явлению - она отлично впитывает различную грязь, что хорошо видно, когда скользящая поверхность изначально имеет белый цвет, а потом начинает сереть (в настоящее время лыжи с белой скользящей поверхностью практически не выпускают, так как было уже замечено ранее в состав скользящей поверхности входят такие составляющие как фтор и графит придающие ей темный цвет). Дело в том, что полиэтилен, из которого изготовлена скользящая поверхность - материал пористый. Эти поры впитывают парафин, особенно при горячем нанесении, и помогают дольше его удерживать. Но в эти же поры проникает грязь. Поэтому перед нанесением свежего парафина следует почистить скользящую поверхность, удалив старый загрязнённый парафин. Кроме того, на подготовленную скользящую поверхность может наноситься так называемая структура - микроскопические продольные бороздки. При подготовке беговых лыж структуру можно нанести специальными накатками в домашних условиях, причём, шаг и глубина её бороздок определяется состоянием снега, а именно - размерами его кристаллов.
А теперь подробнее.

2. Подготовка классических лыж.

Как очистить классические лыжи от мази? Например, от жидкой мази?
  1. Закрываем зону лыж, покрытую мазью, туалетной бумагой или салфетками.
  2. Прогреваем утюгом до впитывания мази в бумагу.
  3. Используя пластмассовый цикл, удаляем эту пропитанную бумагу. В случае необходимости эту процедуру повторяем.
  4. Остатки грязи удаляем смывкой.
Готовим колодку для классических лыж.
Мазь ложиться ровнее, если наносится холодной, и если наносится несколькими тонкими слоями. Растирать мазь лучше (и правильнее) на профильном станке.
Растирание мази выполняется быстрыми движениями. Пробка растирает за счет тепла, создаваемого трением, однако если тепла будет слишком много мазь начнет тянуться, в результате появятся комки и просветы.
Помните, что при использовании жидких мазей колодка должна быть короче, поскольку коэффициент сцепления со снегом у жидких мазей намного выше по сравнению с твердыми. В среднем при применении жидкой мази колодка становится короче на 15 см. Многие лыжники при переходе на жидкие мази не только колодку делают короче, но часто вообще переходят на более жесткие лыжи. Кроме того, на длину колодки при переходе на жидкие мази большое влияние оказывает длина дистанции - чем она больше, тем больше спортсмен устает, тем более уверенное держание ему необходимо, а значит - и более длинная колодка. В этом случае колодка укорачивается по сравнению с твердыми мазями не на 20 см, а на 15 или всего 10 см.

Колодка для жидкой мази держания (клистера)

3. Подготовка коньковых лыж.

Поскольку парафины - это мази горячего нанесения, то для их использования понадобится утюг, затратьте немного денег на покупку хорошего смазочного утюга - он будет лучше работать и убережёт ваши лыжи от перегрева.

КАК ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УТЮГ
После достижения утюгом правильной температуры (которая обычно является температурой, при которой парафин начинает плавиться на поверхности утюга), утюг перемещают от носка лыжи к концу одним непрерывным проходом. Перенесите утюг и снова начните ту же самую процедуру с носка лыжи. Повторите процесс от 4 до 7 раз на лыжу. Этот процесс гарантирует правильное время, потраченное на прогрев лыжи и маленькую вероятность перегрева базы.
Температура комнаты обязательно должна быть не ниже 16°С. Большинство лыжников не понимает важности этой проблемы. При окружающей температуре ниже 16°С температура внутри лыжи также падает, и между молекулами полиэтилена остается слишком мало места для надлежащего поглощения парафина. Холод в комнате часто заканчивается нагревом базы до чрезмерных температур или плохим проникновением парафина.
Нанесение парафина - важнейший момент при правильной подготовке лыж.Простые факты:

  • Сухой окисленный полиэтилен может приводить к появлению "заставленной" базы.
  • Старые сухие базы плохо впитывают парафин, особенно фтористый.
  • Плохо обработанная база теряет нанесенную структуру быстрее.
  • Скорость вашего гоночного парафина сильно зависит от состояния лыж перед нанесением парафина.
  • В конечном счете, перегрев может снижать эффективность и производительность всех парафинов, особенно содержащих 100% фтора.

    ОБЩИЕ ОШИБКИ:
    Большинство лыжников использует неправильный утюг. Домашний утюг, который обычно используется большинством лыжников, не предназначен для расплавления фтористых и твердых синтетических парафинов. Точка плавления Swix Cera F - 100°С (212 F), а точка плавления Swix СН 4 - 95°С (203 F). Парафины, сделанные сегодня, меньше стираются, они более твердые по сравнению с традиционными парафинами, и поэтому требуют более горячей температуры утюга. Когда лыжники используют домашний утюг, они обычно устанавливают температуру где-нибудь в районе... "хлопок", "шелк" или "синтетика". Это ужасно!
    Не используйте бытовой утюг!

    Подготовка лыж для грунтовки
    Прежде чем приступить к подготовке новых лыж, необходимо определить - каким способом обработана скользящая поверхность. Лыжи, обработанные заводским способом шлифовки, требуют легкой ручной циклевки (острой металлической циклей), при которой удаляются только ворсинки, но не пластик (т.е. не стирая рисунка - штайншлифта на скользящей поверхности). Если не было заводской шлифовки, то необходимо проверить состояние скользящей поверхности, удаляя дефекты. Это делается путем снятия тонкого слоя поверхности металлической циклей, которое чередуется с пропиткой парафином (обильно пропитать парафином, затем сциклить - повторить эту процедуру несколько раз). Затем очищаем лыжи от остатков парафина при помощи латунной щетки и жесткого фибертекса.

    Грунтовка лыж
    После циклевки лыжи металлической циклей необходимо тщательно вычистить скользящую поверхность латунной или бронзовой щеткой и жестким фибертексом, а затем нанести грунтовочный парафин (специальный грунтовочный или любой более или менее мягкий с диапазоном применения - 3 -10 градусов. Обычно используют фиолетовый). При этом желательно применять парафин в избыточном количестве, прогревая лыжи два-три раза без промежуточной циклевки и добавляя парафин постольку, поскольку он впитывается в поверхность.
    Остудите лыжи. Через 20 - 30 минут удалить избыточный парафин пластмассовым скребком и обработать поверхность нейлоновой щеткой. Произвести такую обработку скользящей поверхности несколько раз с тщательной зачисткой нейлоновой щеткой после каждого слоя. Вышеуказанной грунтовкой лыж мы должны добиться создания на поверхности поблескивающего слоя.
    Если погодные условия требуют, чтобы на лыжах была структура, а лыжи не имеют заводского штайншлифта, необходимо вручную сделать соответствующую нарезку. Нанесение структуры всегда производится перед тем, как на лыжу наносится основной парафин. Правда, иногда в этот порядок работы вмешивается погода: например, в последний час перед стартом резко меняется температура, влажность. В этом случае нарезку приходится наносить после основного парафина.

    Грунтовка лыж под соответствующую погоду.
    При грунтовке скользящей поверхности под основной парафин следует помнить:

  • Температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит - тугоплавкий твердый парафин - и нет возможности в качестве грунтовочного использовать более твердый, грунтуем лыжи парафином, аналогичным по твердости основному парафину.
  • При очень старом, жестком, "агрессивном" снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз), да и просто для снятия с поверхности электростатического напряжения при грунтовке рекомендуется использовать парафин-"антистатик" (например, "START"-antistatic или "REX"-antistatic, и т.д.)при грунтовке лыж под соответствующую погоду под обычный парафин необходимо использовать простой, а под фторсодержащий - фтористый.
    Грунтовка производится обычным способом, при помощи утюга с нормальной для данного парафина температурой плавления (как правило, это температура 120 градусов). Нанести парафин на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина.

    НАБЛЮДЕНИЕ: – не всегда есть возможность (прежде всего финансовая) парафин на лыжу "лить рекой". Многие любители лыжного спорта используют следующий способ: коротким быстрым движением плитка парафина оплавляется на утюге и таким же быстрым движением этой плиткой (пока на ней есть расплавленный парафин) натирается участок лыжи. Процедура повторяется несколько раз до тех пор, пока вся лыжа не покроется парафином. Затем парафин плавится на лыже, как обычно, утюгом. Этот способ неплох и вполне имеет право на жизнь. Во всяком случае, вам удастся добиться значительной экономии парафина.
    Остудите лыжу в течение 20-30 мин. (до комнатной температуры), затем излишки парафина удалить пластмассовым скребком и тщательно обработать поверхность нейлоновой щеткой.

    СОВЕТ: – графитсодержащие скользящие поверхности лучше грунтовать графитовыми или фторграфитовыми парафинами

    Нанесение основного парафина (соответствующего погоде)
    Под соответствующую погоду отбираем наиболее подходящий парафин. После выбора подходящего парафина нанесите его на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина. Дают остыть и циклят при помощи пластмассового цикля. Далее нейлоновой щеткой удаляют остатки парафина. Затем нужно произвести шлифовку до блеска при помощи либо шлифовальной ткани, либо при помощи более мягкой щетки.
    При нанесении парафина необходимо знать следующее: если используется парафин на морозную погоду (более тугоплавкий парафин), то необходимо большую его часть снять пластмассовой циклей до его затвердевания, поскольку, если дать тугоплавкому парафину полностью остыть, он станет жестким и при циклевке будет скалываться с лыжи кусками, оставляя большие пространства лыжи без парафина. После окончательного остывания лыжи оставшийся парафин удаляют жесткой пластмассовой циклей и затем жесткой нейлоновой щеткой. Мягкие парафины обрабатываются аналогичным образом. Единственное отличие заключается в том, что мягкому парафину следует дать полностью остыть, а затем удалить с помощью пластмассовой цикли и нейлоновой щетки средней степени жесткости. В остальном процедура нанесения и снятия парафина идентична той, которая применяется при грунтовке лыж.

    Нанесение последнего слоя: обычного (сыпучего) порошка или спрессованного (ускорителя)
    Порошок посыпают тонким слоем на скользящую поверхность, а затем при помощи утюга расплавляют (о правильном расплавлении порошка свидетельствуют своеобразные "пляшущие" искорки или звездочки, появляющиеся в течение одной-двух секунд после прохождения утюга). При этом расплавлять порошок или ускоритель желательно одним движением, когда утюг медленно движется вдоль лыжи.
    После остывания скользящую поверхность лыжи очищают от излишек порошка при помощи натуральной щетки (из конского волоса) и шлифуют полировальной бумагой. Все! Ваши лыжи готовы к гонке.

    СОВЕТ: при очистке скользящей поверхности от остатков порошка не следует сильно нажимать на лыжу - совершайте мягкие движения с незначительным давлением на щетку.

    Порошки и ускорители можно растереть и в холодном виде, не используя утюг. Для этого порошок посыпают на скользящую поверхность лыжи (а ускорителем, соответственно, лыжу натирают) и растирают рукой, натуральной пробкой или специальной полировальной пробкой. Затем обрабатывают натуральной щеткой и шлифуют полировальной бумагой. Однако нанесенный таким образом порошок удерживается на лыже хуже, чем порошок, закрепленный на лыжах с помощью горячего утюга, и данный способ приготовления лыж рекомендуется лишь при участии в соревнованиях на короткие (5 -10 -15 км) дистанции.

  • …Катался в этом году в Битце по первому снегу. На одном из подъемов меня остановил человек, признавшийся, что он только что купил себе пластиковые лыжи.
    - Почему вы легко заезжаете на гору, а у меня лыжи что вперед, что назад – катятся одинаково?
    - А вы их чем мазали?
    - А что, их надо еще и мазать?!!

    Диалог этот, при всей его кажущейся неправдоподобности, тем не менее, весьма характерен. Надо ли мазать пластиковые лыжи, и чем мазать?

    Мастер спорта СССР по лыжным гонкам,
    главный редактор журнала «Лыжный спорт».

    I. Покупать ли лыжи с насечкой?

    Это вопрос, на который, увы, не существует однозначного ответа. Могу лишь сказать вам вполне определенно – именно лыжи с насечкой использует бОльшая половина стоящего на лыжах населения нашей планеты, и эта цифра, согласитесь, говорит о многом. Плюсы использования лыж с насечкой более чем очевидны – вам никогда не надо будет забивать себе голову вопросом о том, как намазать лыжи . Согласитесь, такая постановка вопроса подкупает – взял лыжи, встал и поехал.

    Минусы – столь же очевидны. Такие лыжи будут хорошо держать на мягком рыхлом снегу, и не будут держать на более-менее жёсткой лыжне. И, самое обидное, если лыжи с насечкой не держат – намазать их уже практически невозможно.


    Скажу сразу, я не поклонник использования этих лыж и своих детей с малолетства приучал лыжи именно мазать. Это более сложный вариант, гарантирующий, тем не менее, нормальное катание при любой погоде. Впрочем, окончательный выбор всё равно остается за вами, и нижеприведенная статья адресована как раз тем, кто сделал свой выбор в пользу «обычных» классических лыж, и стоит перед вопросом, как же их намазать на держание (чтобы они не отдавали, не скользили назад).

    II. Комплект для смазки лыж из двух, трёх, иногда четырёх баночек мази, пробки-растирки, скребка.

    Это самый минимальный комплект, который может вам понадобиться для смазки лыж. Чтобы кататься по лыжне классическим стилем, лыжи надо намазать под колодкой держащей мазью. Колодка – это средняя часть лыжи, начинающаяся от пятки ботинка и расположенная вверх от крепления на 15-25 см. Вот эту среднюю часть лыжи (колодку) и надо мазать держащей мазью для того, чтобы лыжи у вас не скользили при толчке ногой назад.


    Для первых шагов вам вполне подойдёт комплект недорогих отечественных или импортных держащих мазей – он, как правило, состоит из четырёх брикетиков, иногда баночек, сделанных из толстой металлической фольги или мягкого пластика. Также вам понадобится синтетическая пробка-растирка. Вполне достаточно купить комплект из 4 держащих мазей (например, отечественные Висти, «Уктус», «Фэста», Zet, Ray или импортные – «Swix», «Toko», «Briko», «Start», «Holmenkol» и т.д.) и мазать лыжи только под колодкой, растирая их пробкой.

    Итак, намазав лыжу под колодкой держащей мазью, её (мазь) следует растереть пробкой-растиркой. В идеале после растирания у вас должен получиться ровный, слегка блестящий слой.

    Если ровного слоя по каким-то причинам не получается, не заморачивайтесь на этом обстоятельстве, вполне достаточно мазь просто пригладить.

    Теперь ещё об одном нюансе. Если вы отправляетесь в лес кататься на лыжах, желательно всегда брать с собой более теплую и более холодную держащую мазь по сравнению с той, которой вы только что намазались, а также пробку и скребок. Рассмотрим два наиболее типичных случая непопадания в мазь.

    1. Лыжи не держат, или, как говорят лыжники, «отдают», то есть не позволяют вам уверенно толкнуться, при толчке ногой проскальзывают назад. В этом случае достаточно положить под колодку поверх старой более теплую мазь и растереть её пробкой, и ситуация окажется исправлена – вы можете снова получать удовольствие от катания. На исправление смазки у вас уйдёт всего лишь пара минут.

    2. Лыжи, как говорят лыжники, «тупят», то есть совершенно не едут, а иногда ещё и покрываются льдом или снегом под колодкой – в той средней части лыжи, где вы нанесли слишком тёплую мазь. Лыжники называют эту ситуацию «подлипом», если к мази прилипает снег, или обледенением, если на мази образуется лёд. Выход есть, вам понадобится лишь чуть большее количество времени.

    После этого интенсивно разотрите колодку лыжи сначала перчаткой, избавляя смазку от оставшегося снега и капелек влаги, а затем интенсивно пробкой, разогревая и как бы просушивая мазь. Усилие вам придётся прилагать значительно бОльшее по сравнению с растиранием в тёплой комнате. Теперь, когда мазь подсохла и разогрелась, на неудачную смазку вы можете положить сверху дополнительным слоем более холодную мазь. Как правило, в 99 процентах случаев этот приём исправляет ситуацию и позволяет продолжить прогулку по лесу.

    III. Рассмотрим конкретный пример: как намазать лыжи при минус пяти градусах?

    Например, на улице температура минус пять градусов. У вас есть комплект лыжных мазей «Висти», состоящий из пяти брикетиков. Наиболее логичным вариантом смазки лыж при минус пяти градусах мороза будет намазаться голубой мазью – 2 – 8. Однако помните про золотое правило: на лыжную прогулку всегда надо брать в карман или подсумок два брикета (банки) пограничных мазей. В данном случае это будут – 0 – 2 (фиолетовая мазь) и – 5 – 12 (светло-зеленая). Таким образом, и при потеплении, и при похолодании вы сможете внести коррективы в свою смазку и получить удовольствие от прогулки на лыжах.


    Вернувшись домой, снимите старую мазь с лыжи любым пластиковым скребком (обломком пластиковой линейки, старым футляром от аудиокассеты и пр.). После этого на остатки старой смазки можете смело наносить новую смазку. Если захотите почистить лыжи начисто (что, в общем-то, совершенно необязательно), это можно сделать кусочком ваты, смоченной в бензине или скипидаре. Если позволяют средства, купите нормальный пластиковый скребок и бутылочку фирменной смывки - она почти не пахнет, так что никого из домашних не "оскорбите" запахом бензина.


    IV. Комплект жидких мазей, смывка, скребок для катания на лыжах при плюсовой погоде.

    Как я уже сказал, четырёх недорогих банок мази, скребка и пробки-растирки вам хватит практически на все случаи жизни. Но бывают ситуации, когда снега ещё много, а температура воздуха уже устойчиво плюсовая. Воскресный день, солнце, капель гонят вас на улицу с лыжами, вы мажетесь самым тёплым из имеющихся у вас брикетиков мази (скажем, ВИСТИ 0-2 или Swix + 1 - 0), а лыжи… категорически не держат, «отдают». Обидно? Ещё как! И, тем не менее, выход из этой ситуации есть, и он достаточно прост – купить тюбик универсальной жидкой лыжной мази (лыжники иногда жидкие лыжные мази называют ещё клистерами) и обзавестись бутылочкой смывки (бензина, керосина, скипидара). Сразу хочу предупредить: покупка жидких лыжных мазей переведёт вас в разряд чуть более продвинутых лыжников, ибо обращение с ними потребует чуть большей возни и опыта. Но выигрыш в виде комфортного катания на лыжах по весенней лыжне окажется просто несопоставимым.



    Итак, вы вполне обойдётесь комплектом из двух тюбиков жидкой мази – красной (плюсовой) и фиолетовой (на ноль и небольшой минус). Красной мазью мы мажемся при любой плюсовой температуре воздуха, а фиолетовой – при ноле и небольшом минусе. Тут важно понимать, что весенний снег почти никогда не бывает мягким и пушистым, как зимой. Как правило, весной он состоит из жёстких крупных снежно-ледяных гранул. Лыжники называют такой снег фирном. Вот для такого ледянистого снега при минусовой погоде вам и понадобится фиолетовый клистер.

    Как намазать лыжи жидкой лыжной мазью? Делать это следует в тёплом помещении, равномерно выдавливая на колодку (среднюю часть) лыжи жирные капли лыжной мази и растирая затем эту мазь скребком.

    А теперь о том, почему с жидкими лыжными мазями приходится чуть больше возиться по сравнению с твёрдыми (баночками или брикетиками). Дело в том, что жидкие лыжные мази, по своей консистенции весьма напоминающие сгущенное молоко, имеют свойство пачкать руки, одежду, и для того, чтобы избежать этих печальных последствий, после тренировки лыжи следует сразу же почистить скребком, а потом и смывкой. Второй вариант – упаковать лыжи в чехол, донести до дома и почистить их уже там. И всё-таки большинство лыжников предпочитает чистить лыжи сразу после окончания тренировки – меньше перепачканной одежды и липких рук, да и лыжный чехол изнутри не пачкается. Обязательная необходимость чистить лыжи после прогулки – пожалуй, единственное неудобство использования жидких мазей. Зато неизменным спутников жидких мазей обычно бывает весеннее солнце, прекрасная лыжня и чудесное настроение. Так что, поверьте, игра стоит свеч.

    V. Эконом-комплекты мазей для смазки лыж.

    Как правило, все ведущие производители выпускают в продажу эконом-комплекты лыжных мазей, содержащие две-три банки твёрдой мази и пробку-растирку.

    Иногда в этот комплект входит и один-два тюбика жидкой мази, скребок. Случается, этот комплект оказывается упакован в недорогую поясную сумку (лыжники говорят «подсумок»), а иногда в него входит и баллончик со смывкой. Это очень хороший вариант для того, чтобы одним махом решить все свои проблемы со смазкой лыж на несколько ближайших лет, так что при возможности используйте его обязательно.

    VI. Мази скольжения, или, как их ещё называют в России, парафины для смазки лыж.

    Это область, в которую я вам настоятельно не рекомендую вторгаться. Поверьте мне, современные пластиковые лыжи прекрасно скользят по снегу без какой-то специальной обработки. Этого скольжения вам хватит за глаза для любых, даже самых протяжённых прогулок по лесу при любой погоде.


    Поэтому про концы лыж (то есть то, что расположено сверху и снизу относительно колодки – средней части лыжи) можете забыть и ничем их не обрабатывать.

    Другое дело, если ваши прогулки по лесу довели вас до такого состояния, что вам захотелось выйти на старт, скажем, 50-километровой «Московской лыжни» или, паче чаяния, испытать себя в очень тяжёлой классической Гонке МВТУ.


    В этом случае вам надо уже учиться парафинить лыжи, надо обзаводиться не только комплектом мазей скольжения (парафинов), но и утюгом, щёткой, жёсткой металлический циклей, станком для подготовки лыж и т.д. Но это приятные хлопоты. Значит, вы уже прочно «подсели на иглу» лыжных гонок, значит, лыжи для вас стали уже очень важной составной частью вашей жизни. Но обо всех тонкостях подготовки лыж мазями скольжения в этот раз мы говорить не будем – это выходит за рамки нашего сегодняшнего разговора.

    VII. Как улучшить скольжение лыж?

    Признаюсь вам, эта глава - вставная, я вынужден написать её через несколько лет после написания самой статьи. Вынужден потому, что вижу - у многих из вас, наших читателей, даже после прочтения этой статьи остаются вопросы, и мне приходится отвечать на них после получения ваших писем. То есть, похоже, какие-то важные, базовые вещи я всё-таки не сумел объяснить в этой статье. Например, очень много вопросов о том, как улучшить скольжение лыж . Поэтому в этой главе - обобщение всего уже сказанного в этой статье и в ответах на ваш вопросы (а также несказанного) о скольжении лыж.

    Итак, что влияет на скольжение лыж ?

    Развилка №1.

    Гладкие лыжи или лыжи с насечками? Помните, что лыжи с насечками всегда будут скользить существенно хуже лыж без насечек. Подробно об этом - в самой первой главе этой статьи и вот в этом моём ответе на одно из ваших писем:

    Развилка №2.

    Тип пластика скользящей поверхности . Снова вас адресую к моему ответу Наталье Синицыной Лыжи с насечками не едут - просто ужас! - я там довольно подробно рассказал о двух типах пластика скользящей поверхности - высокомолекулярном (дорогом и быстром) и низкомолекулярном (дешёвом и относительно медленном). Прочитайте, пожалуйста. Посмотрите на мою аналогию с автомобилями . Помните, что инвалидную мотоколяску можно каким-то образом улучшить и модернизировать, но заставить её ехать как Порше 911 или хотя бы даже как Форд Фокус - нереально.

    Развилка №3.

    Использовать ли смазки скольжения? Подчеркну, я писал эту статью в расчете на начинающих, только-только делающих свои первые шаги на лыжах людей. В рамках этой концепции я считаю, что пластиковые лыжи на скольжение готовить не нужно - современные пластики вполне прилично скользят по снегу. И тем не менее, поскольку вопрос этот звучит постоянно, отвечу. Первое, что вам нужно сделать - научиться различать смазки скольжения и смазки держания, чтобы не попасть в ситуацию, описанную вот в этом письме , когда наша читательница Татьяна Шалимова мазала лыжи по всей длине мазью держания и удивлялась, почему же у неё лыжи не едут.

    Итак, вы уже научились отличать мази держания ("пластилины") от мазей скольжения ("свечек", спреев, аппликаторов и пр.)? Тогда -

    Развилка №4.

    Мази скольжения быстрого нанесения ("ленивые") или профессиональные? Во-первых, вы должны иметь в виду, что в вашем распоряжении довольно большой ассортимент мазей скольжения быстрого нанесения (их ещё иногда называют "ленивыми" мазями). Для нанесения этих мазей на скользящую поверхность лыж не нужно иметь никаких приспособлений.

    И, наконец, вершина техники подготовки лыж на скольжение: использование так называемых парафинов, спреев, эмульсий, порошков, ускорителей и пр.. Вам понадобятся: крепкий, не шатающийся стол, лыжный станок, две струбцины, профессиональный лыжный утюг (ни в коем случае не бытовой!), щётки, скребки, фиберлен (специальные нетканые салфетки для обработки лыж), парафины, порошки, ускорители… Я не уверен, что в статье для начинающих целесообразно описывать этот довольно сложный и дорогостоящий процесс подготовки лыж. Впрочем, если я увижу, что в рамках даже этой статьи для начинающих какие щетки нужны для начинающего при подготовке скользящей поверхности беговых лыж?

    ВОПРОС-ОТВЕТ

    После опубликования этой статьи ко мне время от времени стали приходить письма с «наивными» вопросами, на которые читатели не смогли найти ответы в этом материале. Поначалу я отвечал на них частным порядком, пока вдруг мне не пришло в голову, что ответы эти, возможно, будут интересны и более широкому кругу наших читателей. Так что если вы не нашли ответ на свой вопрос в статье, пишите мне на мой почтовый ящик [email protected] , присылайте свои вопросы, я обязательно на них отвечу. А пока – первые вопросы и ответы на них.

    2. Алюминиевые лыжные палки гнутся. Что делать?

    3. Стоит ли мазать лыжи на держание в спортивном ориентировании?

    Профессионалы зимнего спорта, а также некоторые знают, что лыжи и сноуборд требуют особой подготовки перед их использованием. Для качественного скольжения и держания на снегу существует большое количество разнообразных видов и типов смазок: воски, мази, гели и спреи, парафины (в том числе таблетки-ускорители и т. п.). Их выбор зависит от цели использования, от вида местности, от погодных условий (температуры и влажности воздуха, консистенции снега). Немалую роль играет и сумма денег, которую вы желаете вложить в подготовку зимнего снаряжения и аксессуаров.

    Обработка лыж и сноуборда может осуществляться как в домашних условиях своими руками, так и при помощи участия специалистов.

    Перед тем как отправиться в магазин за покупкой специальных смазывающих средств, следует заранее продумать, что именно в результате вы хотите приобрести. Если вы планируете совершать обычные лыжные прогулки или же отдохнуть на горнолыжном курорте, то подготовка спортивного инвентаря не потребует больших усилий. Если же вы занимаетесь спортом профессионально, в таком случае вам потребуются определённые знания о том, как выбрать средства для качественного ухода за вашим зимним спортивным снаряжением.

    Классификация смазок и принципы их применения для лыжного катания и сноуборда

    Как упоминалось выше, смазки различают по таким параметрам:

    • по типу действия;
    • способу нанесения в зависимости от состава смазывающего вещества;
    • по принципам применения в различных температурных режимах;
    • по предназначению для определённого материала (дерево, пластик) зимнего снаряжения.

    Тип действия: смазки скольжения и сцепления (держания)

    По типу действия смазок различают: средства для скольжения и для сцепления (держания).

    Для лучшего скольжения поверхности лыж, используется смазка скольжения. Нелишним будет отметить, что лыжи для классики следует правильно мазать, распределяя смазку по поверхности двух участков лыжного материала, пятки и носка, а для конькового хода - необходимо мазать, захватывая всю область поверхности лыж.

    Основная функция смазки сцепления или держания – максимально уменьшить отдачу во время пробега классическим ходом. В этом случае лыжная мазь правильно наносится таким способом, чтобы в результате распределения вещества смазка находилась по центру (колодка) лыжной поверхности. При помощи такого взаимодействия средства держания и лыж можно сделать удачный толчок, вследствие чего в центральной области лыж появится определённое давление. Нередко она используется , замечательно обеспечивая безопасность проката лыжникам начального уровня подготовки. Такая смазка цепко связывает поверхность лыж и снега.

    Способы нанесения смазок в зависимости от их состава и температурных условий

    Смазки скольжения и сцепления также различаются по своему составу, от чего также зависит способ их нанесения на спортивное снаряжение.

    Под различными видами средств скольжения/сцепления подразумеваются разные составы и виды парафина (воска) с микрокристаллинами:

    • Смазки в твёрдом виде.

    Твёрдые смазки (воск, парафин) для скольжения наносятся при помощи плавки утюгом (специальным или общего пользования). Хлопотность этого процесса нередко относится к минусам подобных мазей, но с течением времени - это всего лишь дело привычки.

    Такая смазка (парафин) должна ложиться на предварительно очищенную поверхность лыж или сноуборда от предыдущего слоя парафина. Обычно очистку осуществляют при помощи специальных смывателей и сухой тряпочки. Затем, постепенно наращивая градусы включённого утюга, подносим и прижимаем парафин к его подошве в ожидании плавки. Стекающие капли такого воска сливаются на поверхность необходимого спортивного снаряжения, будь то сноуборд или же лыжи. После чего проводим утюгом по поверхности спортинвентаря, равномерно распределяя капли смазки, и даём остыть. Далее, следует удалить излишки парафина соскабливанием, с помощью цикли. В завершение мы полируем поверхность покрытия с помощью плотной тряпки. Более подробная инструкция нанесения прилагается к каждой упаковке купленной смазки-парафина.

    Твёрдая мазь для сцепления упакована в баночках или брикетах и обычно наносится более простым способом. Открыв любую ёмкость с подобным покрытием-смазкой, мы переворачиваем её и наносим (банкой или брикетом) методом растирания по поверхности зимнего спортивного снаряжения (колодка лыжи или доска сноуборда). Затем повторно растираем смазку с помощью специальной пробки-растирки до однородного гладкого слоя.

    • Смазки в жидком виде.

    Жидкие смазки для сцепления и скольжения бывают в тюбиках (клистеры с универсальной лыжной мазью) и в баночках (с аппликатором и растворителем, «ленивые» быстрые мази). Наносятся на поверхность и растираются с помощью специального скребка-шпателя или пробки-растирки. Особенность таких смазок в том, что следует строго учитывать температуру воздуха при их нанесении. Каждая градация температурного режима соответствует своему цвету упаковки со смазкой.

    1. 0… −2 (фиолетовая лыжная мазь);
    2. −2… −8 (голубая лыжная мазь);
    3. −5… −12 (светло-зелёная лыжная мазь);
    4. −10… −25 (тёмно-зелёная лыжная мазь);
    5. −15… −30 (чёрная лыжная мазь).

    Жидкие смазки можно наносить кросс-способом, смешивая два вещества. В таком случае их чередуют между собой (нанося каплю одного вида, через 2 см каплю другого и т. д.), далее растирают скользящую поверхность лыжи или сноуборда до однородного блестящего слоя.

    В период межсезонья профессиональные спортсмены советуют иметь при себе несколько видов смазки, на разный температурный график и на случай непредсказуемой смены погоды и консистенции снега.

    Как и в случае с твёрдыми смазками, перед нанесением жидких средств лыжи или доску также необходимо предварительно очистить от старого слоя парафина и лишь потом приступать к нанесению нового.

    Если вас беспокоит разнообразие цветов и количество баночек (или клистеров), вас порадуют универсальные («ленивые») жидкие смазки для беговых лыж, так как они отлично подходят как при +3, так и при −5 (к примеру, универсальная лыжная смазка от производителя Swix).

    • Спреи.

    Используются, как правило, в качестве своеобразного ускорителя. От прочих смазок отличаются высокой стоимостью и своим составом (фторсодержащий аэрозоль), а также простым способом нанесения (не нуждаются в скребке), отчего и получили своё название - «мази быстрого нанесения». Отличный выбор для беговых лыж.

    • Пасты, эмульсии, гели и т. д.

    Пасты также являются дорогостоящим средством. Созданные на основе новейших технологий и также относятся к мазям быстрого нанесения. Широкую популярность им принесли любители сноуборда и профессиональные лыжные гонщики. Неприхотливая альтернатива восковой твёрдой смазке. Сюда же относят и прочие виды смазок, таких как эмульсии или гели.

    Дерево или пластик - различия и особенности ухода за зимним спортивным снаряжением

    Что касается пластиковых спортивных изделий для катания, то уход и обработка смазками потребует финансовых вложений, времени и небольшой сноровки, что и было указано подробней в предыдущем описании типов классификаций смазывающего материала. Поэтому мы остановимся на втором пункте материала изготовления лыж или доски для сноуборда - «дерево».

    При всём современном разнообразии спортивного снаряжения для зимних прогулок деревянные лыжи и доски по-прежнему «в цене». И хоть «пластик» имеет ряд своих преимуществ, «дерево» заслуживает не меньше внимания, чем изделия из более современных материалов.

    Если говорить об уходе за таким инвентарём, то следует уточнить, что для деревянных лыж или борда вполне достаточно добротной и недорогой отечественной смазки для сцепления (держания).

    Конечно, времена «наканифоленных» лыж прошли и современные деревянные лыжи часто имеют пластиковую поверхность скольжения, а значит, и весомых различий в уходе не наблюдается. Но стоит помнить, если у вас в наличии деревянное покрытие старого образца, то прежде чем нанести смазку, заранее следует просмолить поверхность.

    Также учтите местонахождение колодки деревянных лыж, как правило, им является «прогиб» средней части лыжи. На поверхность этой срединной области профессиональные спортсмены наносят мазь для более тёплого температурного режима, в то время как остальную длину поверхности обрабатывают более низкотемпературной мазью.

    Такого покрытия для деревянных лыж хватает в среднем на 10–15 км пути. Если ваша дистанция больше, следует позаботиться о наличии смазки в дороге заранее.

    Особенности примесей парафинных смазок

    Среди большого ряда примесей и элементов восковых смазок самыми известными являются смазки, имеющие в своём составе элементы углеводорода или наличие фтора.

    Воски с углеводородом

    Углеводородные воски встречаются чаще остальных. У них замечательные свойства водоотталкивания, а также они достаточно незатейливы в использовании (горячий и сухой метод).

    Среди этого вида смазок существуют универсальные и ориентированные на температуру смазки.

    Универсальный тип такого воска - недорогой и привычный в применении вариант для любой категории любителей зимнего спорта. Эти смазки отлично справляются с длительными прогулками, но совершенно непригодны для катания во время соревнований.

    Смазки с углеводородом обладают отличными водоотталкивающими свойствами

    Обладают такими плюсами:

    • лёгкое скольжение за счёт замечательной водоотталкивающей способности;
    • предохранение от грязи.

    Стоит не забывать и о минусе - такое покрытие быстро стирается с поверхности снаряжения, а следовательно, его необходимо часто повторно наносить.

    Что касается восков, ориентированных на температуру, то они используются профессионалами в определённых температурных ситуациях. Такая смазка содержит специальные вещества, работающие при конкретных температурах и дающие хорошее скольжение.

    Существует следующая классификация таких веществ:

    • холодные. Надо мазать при температуре снега −12 и ниже;
    • средние. Надо мазать при температуре от −12 до −3;
    • тёплые. Надо мазать при температуре от −2 и выше.

    Воски со фторуглеродом

    Фторуглеродные воски имеют замечательные свойства водоотталкивания, что даёт наилучшее скольжение по снегу.

    Существует несколько видов таких восков:

    • низкофтористые- использование при уровне влажности снега менее 60%;
    • среднефтористые- от 60 до 80%;
    • высокофтористые- более 80%.

    Фторуглеродные вещества стоят дороже, чем воски, имеющие в своём составе основную часть из парафина. Подобная смазка считается более качественным выбором, её следует реже мазать и довольно легко равномерно распределять по поверхности снаряжения.

    Снятие воска с лыж или сноуборда

    Обновление воска требуется тогда, когда ваше зимнее снаряжение для катания начинает неудовлетворительно скользить. В таком случае нужно освободить его от старого слоя парафина.

    Установите лыжу или доску в специальном станке для крепления. Двигайтесь скребком от носа к пятке. Жёсткой щёткой очистите остатки. Также можно применить специальный растворитель для снятия старой смазки.

    Можно применить горячий способ, который способен очистить все слои смазки, а также грязь. Возьмите утюг, нанесите парафин и тут же скребком удалите получившуюся массу.

    Приобретение смазок для катания на лыжах и сноуборде

    Лыжная мазь, которая на равных счётах используется и для сноубордов, продаётся в спортивных магазинах. Цена вашего выбора будет зависеть от состава, объёма и производителя. Соответственно, стоимость варьируется в диапазоне от 100 и до 7000 рублей. Помните, что лучше пользоваться смазками, чем обходиться без них. Можно взять и базовый парафин для лыж. Такая смазка вполне подойдёт, если ваши средства ограничены, а цели невысоки. В любом случае на просторах современного маркетинга существует огромное разнообразие от наших и зарубежных производителей смазок для катания (Висти, Луч, Star, Swix, Rex и т. п.)

    Обратим ваше внимание на несколько средств компании Holmenkol. Эта марка предлагает универсальную спрей-смазку для лыж и сноуборда Wax Spray Ski & Board. Такую смазку даже не надо мазать, достаточно распылить, дать высохнуть и отполировать. Также представлена к выбору универсальная мазь-паста Wax Paste XXL Ski & Board. Она даёт хорошее скольжение, долгосрочное использование, хорошую экономию и удобна в эксплуатации. Подобная продукция помогает легко ухаживать за своими изделиями и наносить смазывающее покрытие без особого усердия в домашних условиях своими руками.

    Надеемся, наша статья помогла вам определиться, как правильно выбрать смазку для вашего зимнего спортивного инвентаря. Напомним, что в случае отсутствия специалиста смазывать лыжи и сноуборд допустимо и в домашних условиях своими руками, но если вы решили покорять зимние виды спорта и претендовать на высокие места пьедестала спортивных состязаний, то процесс бережного содержания и уход за инвентарём лучше предоставить специалистам.

    Лыжные смазки RAY «Луч»

    Лыжный спорт (гонки), или как называют в Европе - равнинные лыжи, подразумевает передвижение по снегу двумя способами: классическим и свободным (коньковым). В соответствии с этим производители инвентаря выпускают две основные разновидности лыж, классические (classic) и коньковые (skate), что привело к существованию двух основных типов смазок для лыж. Первый тип - смазки скольжения, второй - смазки держания.


    Основные характеристики смазок скольжения
    Ray «Луч»

    Смазки (мази) скольжения используются для улучшения скольжения лыжи по снегу в зависимости от погодных условий (в основном от температуры окружающей среды). На коньковые лыжи они наносятся по всей поверхности, контактирующей со снегом. На классические лыжи смазки скольжения наносятся только по концам, исключая серединную часть лыжи длиной 50 - 80 сантиметров, куда наносятся смазки держания. Смазки скольжения наносятся на лыжу с помощью натирания. Твердые смазки оплавляют смазочным утюгом, давая мази стечь на скользящую поверхность. Нанесенная на лыжу смазка еще раз оплавляется смазочным утюгом до полного разравнивания. Отличие специального смазочного утюга - толстая подошва и точный терморегулятор, позволяющий поддерживать заданную температуру без больших скачков. После остывания смазки до температуры окружающей среды она счищается пластиковым скребком и полируется щетками с разнообразными набивками (нейлон, натуральный волос, тонкая металлическая проволока). После катания по снегу остатки смазки удаляются специальными растворителями.

    Смазки (мази) скольжения «Ray» делятся на несколько серий. Какую серию применять зависит от влажности воздуха и наличия свободной воды в снеге.


    Серия - СН carbon

    Смазки этой серии не содержат фтордобавок. Они дешевле по цене и обладают хорошими рабочими характеристиками в своих диапазонах, особенно при низкой влажности воздуха. Предназначаются для детского и ветеранского спорта, туризма и обеспечения тренировочного процесса спортсменов высших разрядов.

    СН-1 +10−0*С желтая смазка скольжения для мокрой, водяной лыжни, сильной оттепели.

    СН-2 +3−3*С красная применяется для влажного снега любой структуры, в начале или конце оттепели при слабом морозе.

    СН-22 0−5*С оранжевая смазка скольжения для слабого мороза, средней влажности, мелкозернистого и нового снега. При высокой влажности комбинируется с 0 +10*С.

    СН-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры.

    СН-4 − 6−12*С голубая одна из самых универсальных мазей, хорошо работает в своем диапазоне при низкой и средней влажности воздуха на снегу любой структуры. Обладает отличной износоустойчивостью. Служит прекрасным «консервантом» при подготовке лыж для поездок, ввиду низкой температуры плавления, ширины температурного диапазона и своей универсальности.

    СН-5 −10−30*С зеленая высокотемпературный синтетический парафин (температура плавления 140*С), применяется при −10*С и ниже в условиях сухого порошкообразного или мелкозернистого перемерзшего снега. Снимается циклей после оплавки через 2-3 минуты слегка теплым. Зачищается грубой щеткой, полируется нетканым материалом (фиберленом). При высокой влажности воздуха (более 80%), на новом и падающем снегу комбинируется с порошком SHF-77,78. Для этого на теплый, оплавленный парафин наносится тонкий слой порошка (примерно третья часть от того количества, когда SHF идет окончательным слоем) и оплавляется вместе повторно. Дальнейшая обработка - традиционно. Этот вариант смазки можно использовать в диапазоне −2−18*С при высокой влажности воздуха.


    Серия - G graphite

    Вследствие своих антистатических свойств, смазки с добавлением графита часто проявляют себя с лучшей стороны либо в грязных условиях, либо при низкой влажности. Могут снижать накопление грязи на скользящей поверхности лыжи и при влажном снеге.

    GS(soft) +10−5*C мягкий антистатик - графит, базовая основа в диапазоне + 10−5*С.

    GH(hard) −5−30*С морозный антистатик - графит, может работать самостоятельно при −5*С и ниже в условиях низкой влажности воздуха (менее 70%). Тугоплавкий (температура плавления 100*С), снимается и обрабатывается аналогично смазке СН-5.

    LFGS(soft) +10−5*Cмягкая графитовая смазка с низким содержанием «фторорганики». Смешивается с составами «теплых» температурных рядов, предназначена для условий средней влажности: грязного снега при плюсовых температурах, нового и немного лежалого при температурах около нуля и небольшом минусе.

    LFGH(hard) −5−30*C морозный тугоплавкий «графит» с небольшим содержанием «фторорганики». Возможная основа под все диапазоны мазей серии LF и HF. Работает самостоятельно при t ниже −7*С, новом снегу и влажности воздуха менее 70%. Обрабатывается так же как GH.

    HFGS(soft) +10−5*C мягкий антистатик-графит с высоким содержанием «фтора», применяется как основа под высокофтористые парафины, порошки, ускорители, эмульсии.


    Серия - LF low fluor

    Смазки LF применяются в условиях повышенной влажности воздуха (более 65%) и снега. Введение в состав фторкомпонентов значительно улучшает скоростные характеристики и рабочую стабильность смазки. Вводимые фторкомпоненты имеют коэффициент поверхностного натяжения в 2-3 раза меньше, чем углеводородная основа.

    LF-1 +10+1*C желтая фторсиликоновая смазка - наилучшие условия применения: сырой,мокрый снег при +3*С и выше. При пользовании на дистанции более 15 км нужно провести насыщение порошками SHF, либо нанести их верхним слоем.

    LF-2 +3−3*С красная применяется для влажного снега любой структуры, в начале или в конце оттепели при слабом морозе. Служит хорошей основой для порошков SHF

    LF-22 +5−2*C серебристая .применяется для старого, перемерзшего, фирнообразного, грязного снега по обе стороны от нуля. Твердая, устойчивая к истиранию смазка, особенно в сочетании с порошком SHF-77.

    LF-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры. При высокой влажности (более 80%) воздуха можно применять на новом и мелкозернистом снегу до − 12*С. Базовой основой служит графит GH, LFGH.

    LF-4 −6−12*С голубая cмазка с большим содержанием синтетических компонентов, Универсальная, устойчива к истиранию, особенно «любит» новый, падающий снег средней влажности в диапазоне −6−10*С. Может служить базой для всех более «теплых» смазок серии HF.

    LF-5 −10−30*С зеленая тугоплавкий,синтетический,слабо фторированный парафин для нового мелкозернистого и перемерзшего снега средней и повышенной влажности воздуха(60-85%). Наносится и обрабатывается аналогично СН-5.

    LF-6 BASE мягкий сервисный грунт с малым содержанием фтора, t плавления 60*С, применяется для очистки (промывки), грунтовки новых лыж и лыж после циклевки. Отлично проникает в поры пластика, имеет великолепные скользящие характеристики, может работать самостоятельно в диапазоне −1−10*С и относительной влажности воздуха 65-85%. Предназначается для обработки как беговых так и горных лыж.


    Серия -
    HF high fluor

    Мази скольжения с высоким содержанием легкоплавкой фторорганической добавки. Уникальны своим превосходным скольжением, работают в широком диапазоне температур и стойки к истиранию и грязи.Мази HF отлично работают «в одиночку», а еще лучше в комбинации с SHF-77,78,100,200. Условия высокой влажности и мокрый снег идеальны для мазей скольжения HF.

    HF-1 +10+1*С желтая применяется при сыром, мокром, насыщенном водой снеге, дожде. На коротких дистанциях (до 20км) может работать без применения порошков SHF.

    HF-2 +3−3*С красная универсальная смазка скольжения на снегу любой структуры по обе стороны от 0*С. Особенно «любит» падающий и немного лежалый снег при влажности более 85%. Служит хорошей основой для порошков серии SHF.

    HF-22 +5−2*C серебристая применяется для крупнозернистого грязного весеннего снега, фирна, льда. Относительно HF-2 более твердая, устойчивая к истиранию смазка скольжения, обладающая высокими скоростными характеристиками в сочетании с SHF-77.

    HF-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры при высокой влажности (более 85%) воздуха. Базовой основой лучше использовать антистатик - графит LFGH. Применение завершающим слоем SHF-77 позволяет проехать более 50 км.(на подготовленной паре лыж) без ухудшения скоростных характеристик.

    HF-4 −6−12*С голубая большой процент твердых синтетических добавок придает смазке «стойкость» к агрессивному и уже достаточно холодному снегу любой структуры в условиях повышенной влажности (более 85%) воздуха. При новом, падающем снеге возможно применение завершающим слоем SHF-78, на мелкозернистом - SHF-77.

    HF-5 −5−25*C зеленая полностью синтетическая тугоплавкая смазка для холодного снега и влажного воздуха. На старом, а так же перемерзшем снегу во время потепления возможно применение до −2*С.


    Серия -
    SHF 100% fluorocarbon

    Порошкообразные (эмульсионные), фторуглеродистые, химически инертные смазки скольжения с очень низким коэффициентом трения. Обладают высокой стойкостью против грязи и замасливания, и стабильностью в работе на длинных дистанциях. Предназначены для спорта высших достижений.

    SHF-77 +10−10*С порошкообразная универсальная, для любой структуры снега в условиях повышенной влажности. Температура плавления 100*С.

    SHF-78 +5−5*С порошкообразная может использоваться на снегу любой структуры (кроме абразивной жесткой лыжни). Особенно «хороша» на новом снегу. Температура плавления 70*С, что говорит само за себя - нет проблем с перегревом лыж. Прекрасно сочетается с мягкими парафинами.

    SHF-100 +10+1*C эмульсионная фторированная смазка. Эффективна при наличии в снеге свободной воды (слякоть, все «плывет»).

    SHF-200 −2−15*C эмульсионная фторированная смазка. В своем температурном диапазоне дает прибавку в скольжении при любом типе снега даже при средней влажности воздуха. На лежалом, мелкокристаллическом снеге холоднее −8*С может быть гораздо эффективнее порошка SHF-77.

    Технология работы с SHF-100, 200: нанести тонким слоем на поверхность лыж, дать высохнуть, растереть «пробковой» пробкой, потом тчательно отполировать мягким фиберленовым полотном.

    Технология работы с порошками SHF аналогична работе с порошками этой серии зарубежных фирм. Смазки SHF обладают высокой степенью очистки, нетоксичны при нагревании до 300*С. Запрещается работа с открытым пламенем, курение в помещении, где ведется работа с фторуглеродными смазками.


    Способы нанесения смазок серии SHF

    Предварительная подготовка: перед нанесением порошковых смазок SHF лыжи должны быть промыты, должна быть нанесена структура, обработаны смазкой скольжения соответствующей погодным условиям, тщательно вычищены щетками и шлифовальной тканью.

    Горячий способ (оплавка): нанести тонкий,ровный слой порошка, тщательно распределив по всей скользящей поверхности лыжи. Утюг должен иметь температуру 120-130*С, только при этом можно за один проход оплавить порошок. Движение утюга должно быть равномерно-спокойным (образование мерцающих искорок и кристаллов служит признаком плавления и связи SHF с поверхностью лыжи). После охлаждения лыж следует обработка щетками: сначала из натурального конского волоса, затем мягкой нейлоновой. «Порошковые» щетки использовать только по назначению. Такой способ оплавки порошка необходим при подготовке лыж на дистанцию 30 км. и длиннее. Не допускайте остановки утюга на лыже при оплавке порошка! Не перегревайте лыжу при оплавке - это может привести к изменению структуры самого пластика!

    Сухое нанесение (втирание): используется на коротких дистанциях (10-15 км) при мягкой структуре снега на лыжне. Наносится тонкий слой порошка (можно островками, пятнами) и тщательно втирается чистой пробкой или специальным полировочным фетровым блоком до образования равномерной пленки. После этого следует обработка щеткой из конского волоса, мягкой «порошковой» щеткой, фиберленом. Если дистанция достаточно длинная (20-30 км.), а снег «истирающий», и вы сомневаетесь, что «фторорганики» хватит до конца гонки, используйте промежуточный между оплавкой и сухим втиранием порошка способ. Нанесите на лыжу порошка SHF чуть больше, чем при сухом способе, немного разотрите порошок пробковой растиркой и пройдитесь несколько раз утюгом, нагретым до 100*С, чтобы лыжа стала теплой. Затем уже тщательно, с усилием разотрите смазку по лыже. Дайте лыже остыть и обработайте ее как при горячем способе.

    Способ насыщения парафинов: на оплавленный парафин наносится тонкий слой порошка (в 2-3 раза меньше, чем при горячем способе) и тщательно, до появления мерцающих «звездочек», прогревается утюгом. После охлаждения лыжи обрабатываются традиционным способом. С тугоплавкими парафинами сочетается SHF-77, с мягкими SHF-78. Этот способ можно применять в диапазоне +10−15*С, что позволяет сэкономить порошок.


    Подготовка лыж и выбор смазки скольжения

    Новые лыжи : если на скользящую поверхность нанесен «штайнлифт» - микроструктура на определенный температурный диапазон и структуру снега, то нанесите сервис-грунт, оплавте, охладите. После этого проведите циклевку поверхности острым металлическим циклом (с легким нажимом). Циклевкой удаляйте только ворсинки, оставив рисунок микроструктуры. Нанесите второй слой (обильно) - прогрейте, охладите, снова прогрейте и после охлаждения проциклите пластиковой циклей. Зачистите (в одном направлении от носка к пятке) металлической (бронзовой, латунной) щеткой, потом отполируйте нейлоновой щеткой. После этого, в зависимости от погоды, можно нанести один из «графитов», и последним слоем основной скользящий парафин. Если скользящая поверхность новых лыж без «штайнлифта», то проциклите острой металлической циклей поверхность лыжи до полного снятия ворса, «запитайте» сервис-грунтом 2-3 раза и зачистите пластиковым скребком. После этого вручную нанесите тот или иной тип «накатки» - структуры в зависимости от погодных условий. Далее - смазка по погоде.

    Если лыжи не новые - «промойте» их сервис-грунтом (можно СН-22), чтобы удалить грязную и старую смазку; если скользящая поверхность «закатана» (лыжи долго использовались без обновления скользящего пластика, часто применялись «фтористые порошки») слегка проциклите их острой металлической циклей, далее - нанесение структуры вручную. Далее - смазка по погоде.

    структура снега, влажность снега и воздуха, температура снега и воздуха, наличие ветра и его скорость, альбедо поверхности снега.

    Основные характеристики смазок держания (сцепления) Ray «Луч»

    Смазки (мази) держания применяются на классических лыжах для предотвращения проскальзывания лыжи при отталкивании вперед. Зона нанесения смазки держания (колодка) начинается от пятки ботинка и продолжается на 50 - 80 сантиметров вперед к носку лыжи. Смазки держания так же зависят от погодных условий (в основном от температуры окружающей среды).

    В настоящее время для катания по снегу по всей территории России широко используются лыжи, имеющие деревянную скользящую поверхность. Такие лыжи считаются классическими, для передвижения на них применяются только смазки держания, которые наносятся как под колодку, так и по всей скользящей поверхности.

    Смазки держания имеют липкую консистенцию, натираются на лыжи несколькими слоями, каждый слой разравнивается специальной синтетической пробкой. Количество нанесенных слоев зависит от погодных условий. Снимается оставшаяся после катания смазка пластиковым или металлическим скребком и смывается специальным растворителем. Мази держания Ray делятся на две серии.


    Серия твердых синтетических мазей W

    Мази линии W - традиционные держащие мази для любого типа снега, предназначенные и для спортсменов, и для любителей. Сегодня в этой линии 9 наименований, от самой мягкой W-1 до наиболее твердой W-9. Небольшой шаг температурных диапазонов, особенно в районе 0*С позволяет более тщательно подобрать мазь в сложных погодных условиях. Несмотря на то, что эти мази не содержат фтористых добавок, они имеют достаточно широкий диапазон применения, просты в использовании, легко комбинируются между собой, с мазями других линий и производителей.

    W-1 +4+1*С желтая мягкая мазь, предназначена для оттепельной и мокрой, глянцующейся лыжни. Не терпит сухого снега.

    W-2 +2−0*С красная специальная мазь для оттепельной погоды. Лучше всего применима для лежалого мелкокристаллического снега при температуре чуть выше нуля.

    W-3 0*С фиолетовая немного тверже красной мази. Используется около 0*С на новом и мелкозернистом снеге, когда тот из холодного становится влажным.

    W-4 0−2*С светло-фиолетовая пригодна для применения при любом снеге и слабом морозе. При старом, зернистом снеге возможно использование до −6*С и в качестве основы под W-5.

    W-5 −1−4*С голубая универсальная, охватывающая широкий диапазон температур ниже 0*С, при использовании около 0*С требует нового снега и низкой влажности воздуха. На мелкозернистом снеге работает самостоятельно до −12*С. Износоустойчива. W-6 −3−9*С светло-голубая мазь для морозной погоды и всех типов снега.

    W-7 −6−13*С зеленая немного более твердая, чем W-6 мазь для нового и лежалого снега.

    W-8 −10−18*С светло-зеленая мазь для умеренного мороза. Пригодна для покрытия более мягких мазей (обязательно тонким слоем), особенно на сухом новом снегу для улучшения скольжения.

    W-9 −15−30*С бесцветная мазь для критической морозной погоды. Используется, в основном для покрытия более мягких мазей, чтобы улучшить скольжение лыж. Самостоятельно применяется тонкими слоями на новом порошкообразном снегу при температуре воздуха −20*С и холоднее.


    Грунтовая мазь

    Грунтовая мазь разработана специально, чтобы препятствовать истиранию твердых держащих мазей на грубом, абразивном снегу.

    G −1−25*C оранжевый практичный и пластичный грунт для всех мазей при температурах ниже −1*С. Рекомендуется использовать для старого (гранулированного) снега, когда мазь быстро стирается. Наносится под утюг и растирается пробкой. Охлаждается. Далее наносится мазь соответствующего температурного диапазона.


    Серия твердых смоляных мазей
    WG (terva)

    Мази линии WG (terva - смола) - гармонично дополняют линию мазей W. Мази этой группы отличаются по составу от традиционных мазей, что обеспечивает им повышенные сцепные свойства со снегом в аналогичных температурных диапазонах, содержат новые упрощенные формулы. Сегодня в этой линии 6 наименований, начиная от самой мягкой WG -1 до наиболее твердой WG-6. Добавка натуральной древесной смолы делает их особенно «катучими» без ухудшения держащих свойств на новом и чуть лежалом снегу при низкой и средней влажности воздуха.

    WG-1 +3−0*С желтая для нового сырого, падающего и лежалого снега, но при этом не глянцующейся лыжни. Чем теплее погода, тем более толстым слоем следует наносить мазь.

    WG-2 +1−1*C красная для нового и мелкозернистого снега. Диапазон применения может быть гораздо шире, от +2*С на новом и сухом, до −2*С на лежалом, но еще не сильно перекристализованном влажном снегу.

    WG-3 0−3*C фиолетовая универсальная держащая мазь для слабо морозной погоды. На лежалом снеге диапазон применения увеличивается до −6*С.

    WG-4 −2−8*C голубая используется для умеренно холодного снега любой структуры. На новом снегу дает уверенное держание уже при −2*С. На старом снегу со скругленными кристаллами и малой силой проникновения комбинируется с фиолетовой и красной мазью.

    WG-5 −5−12*C зеленая универсальная мазь для холодного снега. Диапазон применения на новом и сухом снеге начинается при −4*С, а заканчивается при старом и трансформированном на −18*С. Используется в качестве грунта под все более «теплые» мази этой серии.

    WG- 6 −10−25*C светло-зеленая самая холодная, твердая мазь линии. Для снега любой структуры в холодных, экстремальных условиях.


    Подготовка лыж и выбор смазок сцепления

    Перед началом смазки определите на лыже участок поверхности, на которую будет наноситься держащая мазь. Обычно он располагается от пятки ботинка в направлении носка лыжи на 50-90 см. вперед за крепление. Это расстояние можно четко определить уже при покупке лыж , так как держащая поверхность это та поверхность, под которой бумажка свободно двигается при равномерном распределении веса тела лыжника на обе лыжи. Зашершавте держащую поверхность наждачной бумагой 150-240 мк. Это улучшит сцепление мази и сделает ее работу особенно продолжительной. Первый слой можно положить под утюг, тем самым увеличивается контакт мази с поверхностью лыжи и делает работу смазки более продолжительной. Температура нагрева утюга около 100*С. На истирающий снег первым слоем используйте грунт G. Выбирайте держащую мазь в соответствии с погодой. Наносите несколько тонких слоев на охлажденные лыжи, тщательно растирая пробкой каждый слой.

    Основные факторы, влияющие на подбор смазки: структура снега, температура снега и воздуха, влажность снега и воздуха, наличие ветра и его скорость, альбедо поверхности снега.

    Использование смазок SHF вместе со смазками сцепления:

    Порошки серии SHF можно использовать при работе со смазками сцепления на «классических» дистанциях. Особенно успешно они сочетаются с полутвердыми, мягкими мазями. Лыжные мази сцепления, прикрытые порошками SHF, меньше подмерзают и обладают более высокими скоростными качествами.

    Обычно порошок SHF наносится верхним слоем на растертую смазку (не наносите толстый слой), разравнивается пальцами, раскатывается легким нажатием пробки. При использовании в комбинации с полутвердыми смазками порошок можно аккуратно приплавить одной проводкой утюга (пробкой после этого не растирать). Мази сцепления можно прикрывать так же на короткие дистанции эмульсиями SHF-100,200.



     

    Возможно, будет полезно почитать: