Ники лауда vs джеймс хант: как плейбой победил ботаника. «Было так приятно, что я понял – я умираю». Лауда вспоминает аварию

Ники Лауда - легендарный автогонщик из Австрии. Чемпион Формулы-1. После окончания карьеры гонщика стал комментатором и директором гоночной команды.

Ранняя карьера

Австрийский гонщик родился 22 февраля 1949 года. С раннего детства увлёкся автомобильными гонками. Став совершеннолетним, гонщик купил место в команде March, которая считалась одной из самых успешных команд Формулы-2. Родителям не понравились намерения сына, они отказались оказывать ему финансовую помощь. Но выдающиеся результаты позволили молодому пилоту пробиться в Формулу-1.

Формула-1

В 1971 году он дебютировал в Формуле-1 в составе команды March. Однако их автомобили оказались недостаточно мощными для конкурентной борьбы в гонках. Ник отдал последние деньги на вступление в команду BRM. Он сумел показать себя, но и этого оказалось недостаточно. Гонщик погряз в долгах и даже думал о самоубийстве. Но его бывший напарник по команде порекомендован Ника команде Ferrari. В скором времени начальник Ferrari пригласил пилота в команду.

В первой же гонке австриец оправдал надежды и пришёл к финишу вторым. На четвёртой гонке он сумел завоевать свою первую победу, которая стала для команды большой неожиданностью. За первый сезон гонщик показал блестящие результаты и тем самым завоевал доверие среди команды. В 1975 году автогонщик выиграл множество гонок, несколько раз поднимался на подиум. Все эти победы сделали его чемпионом мира.

Авария

В следующем сезоне он продолжал побеждать, выиграл почти все гонки. Но вскоре, на очередном Гран При в Германии, пилота ждала неудача. Сразу после старта Ники потерял управление, автомобиль врезался в ограждение, а двигатель загорелся. Затем в него врезался ещё один участник, Ники оказался зажат в пылающей кабине. Его с трудом смогли вытащить оттуда, и немедленно отправили в госпиталь. Ожоги были настолько сильны, что австриец впал в кому.

Возвращение

Оправившись после жутких ожогов, он вернулся в Формулу. Но до прежних успехов ему было далеко. На Гран При Японии пилот прекратил участие в гонке из-за плохих погодных условий. Это окончательно испортило его репутацию в команде. В последнем сезоне он стал чемпионом, после чего перешёл в Brabham. В 1978 году он выиграл две гонки и по итогам чемпионата стал четвёртым. В следующем году из-за ненадёжности болида смог набрать всего лишь несколько очков. После чего решил сделать перерыв.

Около четырёх лет Ники занимался бизнесом. В конце 1982 года его пригласили на тесты команды McLaren. Он отлично показал себя и обеспечил себе место. Показывал неплохие результаты, а в 1985 году выиграл свой третий чемпионский кубок. На этой ноте пилот решил завершить свою гоночную карьеру.

Выиграл Чемпионатов мира – 3.

Участвовал в Гран-при – 173.

Выиграл Гран-при – 25.

Гран-при на подиуме — 54

Стартов с полу позиции – 24.

Установлено лучших кругов — 24

Набрано Очков в карьере — 420.5

Гражданство – Австрийское.

Он купил себе путь в Формулу 1 и с лихвой расплатился за это своим здоровьем, чуть не лишившись жизни. Оставленный всеми после ужаснейшей аварии, которая с ним приключилась, он вернулся к жизни, как говорит медицина, только с помощью силы воли. Его удивительное и неимоверно скорое возвращение в кабину машины стало самым храбрым возвращением в истории автоспорта. После победы в двух чемпионатах мира ему стало скучно, и он ушёл из Формулы 1. Ушёл для того, чтобы вернуться и опять стать победителем. Во время своей карьеры его называли «героем и злодеем в одном лице». Пострадавший во время аварии чемпион мира, бросивший вызов разногласиям, по сей день остаётся живой легендой в мире автоспорта. И более подробная его биография.

Андре́ас Никола́ус Ла́уда, более известный как Ники Лауда , родился 22 февраля 1949 года в Вене в семье известного австрийского бизнесмена из династии банкиров. Его отец нажил себе состояния на производстве бумаги, но Ники не собирался идти по стопам своего отца. С детства он любил всё, что связанно с автомобилями. Он уже в 12 лет с радостью парковал «Жук» своих родственников у дома и, естественно, никогда не был против прокатиться на нём пару кругов вокруг. Почти сразу после поступления в университет Лауда бросает обучение и поступает в школу гонщиков на выживание. Деньги на оплату обучения он занимает в австрийских банках, где члену семьи Лауда всегда рады.

Он стал заниматься автоспортом, что, по мнению окружения его родителей, было позорным занятием для такой известной фамилии. На это он совсем не обращал внимания. Свой путь он начал в 1968 году в Мини на машине «Купер». Его карьера пролегла через Формулу Ви, серии «Порше» и «Шеврон», Формулу 3. Но, к сожалению, значимых результатов в этих чемпионатах он добиться не смог, хотя его талант был очевиден. Тогда его не смог рассмотреть даже сам Колин Чепмен (самый талантливый менеджер в то время в автоспорте). Поэтому надо было кардинально менять план действий.

Карьера в «Марч».

Он решается взять огромный кредит для того, чтобы попасть в Формулу 2. И в 1971 году он становится пилотом команды «Марч», за которую дебютирует на Гран-при Австрии (эту гонку он закончил сходом с трассы). После успешных выступлений его замечает владелец команды Робин Херд и приглашает Ники на участие в сезоне 1972 года. Лауда соглашается, следующий год становится для него дебютным в Формуле 1 (в то время команда Марч выступала в двух Формулах одновременно). Он принимает участие в 12-ти гран-при, а лучший результат 7-е место на Гран-при ЮАР. Для Формулы 2 команда Марч была вполне конкурентоспособной, но сезон 72-го года для Ники явно не сложился, чему поспособствовало и качество шасси «Марч».

Карьера в «Брэбэм».

Он очень огорчён произошедшим, но без какой-либо квалификации Лауда нигде не нужен, и ему ничего не остается, как идти вперёд. Поэтому на следующий год он берёт очередной огромный кредит под залог своего страхового полиса и покупает место в команде BRM на сезон 1973 года. Этот сезон становится для Ники более успешным, и он зарабатывает свои первые очки. Но общая картина до сих пор остаётся печальной. Руководитель команды Брэбэм предлагает Ники контракт на ближайшие два года, взамен на это он обязуется оплатить все долги Лауды.

Карьера в «Феррари».

Конец 1973 года становится переломным для Ники и для Феррари. Энцо Феррари берёт на работу 26-летнего Луку Монтедземоло на пост главного менеджера гоночной команды. К этому моменту команда из Маранелло уже давно не завоёвывала титула (последним был Джон Сёртиз). Лука Монтедземоло, в свою очередь, приглашает в команду Клея Регаццони из Брэбэма, который соглашается. В диалоге со своим соотечественником Монтедземоло узнаёт, что некий австриец Лауда — хороший гонщик, и Ники тоже получает предложение для перехода в Феррари. На вырученные деньги Лауда откупается от контракта с Брэбэм и становится боевым пилотом Скудерии. Сезон 1974 года становится первым в истории Ники, в котором он зарабатывает достаточно много денег для того, чтобы расплатиться с долгами. Феррари терпит неудачи, начиная с 1970 года, в кульминации — полный провал сезона 1973 года. Поэтому Лука распускает предыдущий штат команды и формирует его практически заново. Здесь проявляется одна из ярких черт таланта Ники Лауды – краткость и чёткость в выражении своих мыслей. После первых тестов нового болида «1974 Феррари 312», Лауда заявляет: «Машина – кусок дерьма, но я выжму из неё все, на что она способна». Доверие, которым команда удостоила никому неизвестного Ники, вернулось с торицей. В первой же гонке на Гран-при Аргентины он занимает второе место, а до первой победы им пришлось подождать ещё три гонки, пока Ники не победил на Гран-при Испании. Этот молодой австриец привлек к себе внимание в сезоне 1974 года ещё и тем, что завоевал 8 поулов, шесть из которых подряд. В среде гонщиков у Ники Лауда была кличка: «крыса», «суперкрыса», «король крыс», такое прозвище он получил из-за неправильного прикуса. В СМИ его называли «компьютером» за четкость и отлаженность действий и решений. Однако даже этот компьютер всё ещё давал промашки и совершил несколько дорогостоящих ошибок. После этого Ники Лауда сказал: «Совершение ошибок и приобретение на них опыта было единственным самым быстрым способом улучшиться». К сожалению, несовершенство болида Феррари дало ему возможность повторно победить лишь на Гран-при Нидерландов. Но Лауда очень усердно работал над машиной на тестах, и этот факт не мог не подкупать всех, кто работал с ним в команде. Результатом для команды стал довольно успешный сезон. Клей потерял шанс на чемпионский титул лишь в последней гонке, а Ники занял четвёртое место в личном зачёте.

Год 1975 начался для Ники Лауды не очень удачно. В первых пяти этапах он не смог подняться выше 5-го места. Но после того, как пересел на новую« Феррари 312Т», он смог победить в последующих четырёх гонках из пяти: Монако, Бельгия, Швеция, Франция. И в заключении чемпионата на Гран-при США. Таким образом, Лауда впервые стал чемпионом мира. Он был прагматиком. По поводу своих трофеев он сказал: «Они захламляют мне дом, абсолютно бесполезные предметы». После этих слов он собрал их и отнёс хозяину соседней авто мойки в обмен на то, что будет бесплатно мыть у него свою машину.

Сквозь огненное пекло…

К середине лета 1976 года Ники Лауда выиграл пять гонок. И всем казалось, что история с чемпионством повторится. Но в ход предполагаемых событий вмешался дождь в Нюрнбургринге. Перед заездом Лауда собрал всех пилотов и предложил отменить гонку из-за плохих погодных условий. Но, проголосовав, гонщики все же решили провести соревнование. Лауда, как и Джеймс Хант, на тот момент единственный, кто мог ему что-либо противопоставить, стартовали на дождевой резине, но после первого круга стало ясно, что она не работает. Оба пилота заехали в боксы для её замены. Механики быстро обслужили Ханта, и он ушёл на трассу, а механики Феррари замешкались, и Лауда потерял несколько позиций. Он выскочил на трассу полный надежд и рвения опередить Макларен. Так быстро и безрассудно ездил только он и Фанхио в далёком 1957. На втором круге Лауда теряет управление (скорее всего это произошло из-за проблем с задней подвеской) и врезается в отбойник. Его машина вспыхивает и, отскочив от ограждения, вылетает на трассу. Идущий позади Брет Ланджер, врезается в горящий болид Ники. Но, несмотря на столкновение, он быстро выбирается из машины. К сожалению, Лауда не может сделать то же самое — он зажат в кокпите. Подъехавшие мгновением позже, Артуро Мерцарио и Гаю Эдвардсу вместе с Ланджером и одним из маршалов гонки пытаются вынуть из пылающего болида Ники. В конце концов им всё-таки удаётся достать обгоревшего австрийца из машины, но, к сожалению, не с первой попытки. Лауда в сознании и пытается встать на ноги. Его на вертолёте доставляют в госпиталь. У него обширные ожоги головы и запястий, сломано несколько рёбер, но самое ужасное это то, что ему пришлось вдыхать токсичные пары горения. Поэтому Ники Лауда обжог и отравил лёгкие. После приезда в больницу он впадает в кому. Проведя все возможные операции, врачи теряют надежду на его спасение. Возле обездвиженного тела Ники священник, он взывает к Богу. Но Лауда не собирался умирать вот так. Внезапно для всех он выходит из комы и прогоняет священника словами: «Пошёл прочь, я всё ещё жив!».

Авария Ники Лауды на Нюрбургринге 1976 года. Видео

После этого Лауда начинает усиленно поправляться и, пропустив всего две гонки, через шесть недель выходит на старт Гран-при Италии. «Благодаря лишь силе воли он смог победить в практически проигранной партии со смертью», — сказали врачи, которые следили за ходом его лечения. Надев шлем на сочащиеся кровью бинты, Ники садится в машину и начинает гонку. Несмотря на ещё не затянувшиеся раны и не самую лучшую форму, он финиширует четвёртым. Вообще Ники пренебрежительно относился к наследству, доставшемуся ему от аварии. Он сделал всего одну пластическую операцию на веках и то для того, чтобы лучше видеть, -обгоревшие части кожи мешали ему пилотировать болид. А по поводу уха он как-то сказал: «Теперь мне даже стало удобнее разговаривать по телефону…». В то время пока Лауда отсутствовал, Ханту удалось сократить разрыв. А после Италии он выиграл ещё две гонки в Канаде и США. Решающим этапом стала гонка в Японии. У подножия Фудзиямы в день гонок шёл проливной дождь. Ханту для победы над Лаудой надо было набрать три очка, и у него были все шансы для этого. Хант квалифицировался на позицию выше, чем Лауда, который должен был стартовать третьим. После двух кругов под проливным дождём Ники Лауда остановил свою машину в боксах, объяснив этот поступок тем, что продолжать слишком опасно. Но Джеймс Хант не остановился, всю гонку он шёл на достаточно высоких позициях. За несколько кругов до финиша он проколол шину, и ему пришлось заехать на пит-стоп, на трек Хант вернулся шестым. До финиша оставалось несколько кругов, Джеймсу удалось собраться и пройти трёх гонщиков. Таким образом, он финишировал третьим. Это означало, что в общем зачёте он опередил Ники Лауду всего на одно очко и стал Чемпионом Мира 1976 года. После гонки Джеймс Хант назвал поступок Ники подвигом. А в Италии некоторые назвали Ники трусом за то, что он совершил в Японии. Даже Энцо Феррари начал строить планы как бы заменить австрийца.

В следующем 1977 году у Ники не было громких побед, но выступал он очень стабильно. Испорченные отношения между руководством Феррари и Ники дали о себе знать. Он объявил о том, что покинет Феррари по окончании сезона. Тогда же команда Феррари выпустила на трассу Гран-при Канады никому неизвестного Жиля Вильнёва. После чего Лауда решил вообще не участвовать в двух заключительных гонках. Этот факт вывел из себя Энцо Феррари, но отнюдь не помешал Ники стать чемпионом мира во второй раз.

Возвращение в Брэбэм.

В 1978 году Ники перешёл в команду Брэбэм, которой тогда владел Берни Экклстоун. Энцо Феррари не оценил этого и назвал Лауду предателем. В сезоне 78-го года Ники выиграл две гонки и занял четвёртое место в общем зачёте. Одной из побед была победа на Гран-при Швеции. Она примечательна тем, что для этого Гран-при команда использовала новую машину Брэбэм ВТ46. Её существенное отличие заключалось в том, что сзади был приделан огромный вентилятор, который, якобы, охлаждал двигатель, но на самом деле он выкачивал воздух из-под днища автомобиля, создавая тем самым большую прижимную силу. Но помимо того, что он откачивал воздух из-под болида, он ещё поднимал и все мелкие частицы: песок, камушки и кусочки резины — и направлял их на позади идущий болид. Эту машину сразу же прозвали «машина-фен». Принеся победу, это приспособление было запрещено и сразу после гонки отправилось пылиться в музей. 1979 год стал абсолютно неудачным для Лауды. Связанно это было с техническими проблемами, преследовавшими Брэбэм. На Гран-при Канады после тренировочных заездов Ники объявил, что уходит из Формулы 1. «Мне надоело ездить по кругу, я хочу создать свою авиакомпанию», — сказал Ники Лауда и ушёл, даже не приняв участия в гонке.

Брэбэм ВТ46 «машина-фен».

Перерыв в карьере.

В 1980 году Ники Лауда основывает свою авиакомпанию Lauda Air. Он занимался чартерными рейсами в Австрии. Получив лицензию пилота, Ники стал управлять одним из своих самолётов. Его компания росла и в определённый момент для развития её были необходимы новые денежные вливания. К тому моменту Лауда решил, что ещё может выступать на высоком уровне в Формуле 1. Он стал искать место боевого пилота в одной из команд.

Карьера в Макларен.

Такое место он находит в команде Макларен. Подписав контракт, который впоследствии был назван одним из самых выгодных в истории Формулы 1, на 5 миллионов долларов, он сказал спонсорам команды: «Я взял себе как пилоту 1 доллар, остальные деньги вы заплатили за мою индивидуальность». Сезон — возвращение 82-го года
совпал с борьбой Международной Федерации Автомобильного Спорта (FISA) и Ассоциацией Конструкторов Формулы 1 (FOCA). Апогеем этой борьбы стала гонка в Сан-Марино, проведение которой члены Ассоциации Конструкторов блокировали. Ники был одним из действующих лиц в этой драме. Большое значение имели только Колин Чепмен и Фрэнк Уильямс. В результате им удалось договориться о более приемлемом распределении прибыли, гонка состоялась, проблемы были решены. В первой же гонке сезона Ники занял четвёртое место, а гонку Западного Гран-при США в Лонг-Бич выиграл. Перед гонкой в Южной Африке Лауда стал инициатором «забастовки водителей». Дело было в том, что это было время введения суперлицензии, которая жёстко ограничивала права пилотов и привязывала их к команде. Поэтому все водители, за исключением Тео Фаби, забаррикадировались в банкетном зале Sunnyside Park Hotel и находились там целый день. Этого хватило, чтобы победить в противостоянии с бюрократической машиной. Но дальше качество выступлений было перечёркнуто техническими проблемами и в последующих пяти гонках он не смог финишировать, а ещё в одной был дисквалифицирован. В итоге он набрал 30 очков и занял пятое место в чемпионате. В следующем году механические проблемы не собирались покидать команду Макларен. Лауда занял второе и третье место в первых двух гонках, после этого он смог только дважды добыть очки, а в остальных гонках ему не удавалось доехать до финиша. Итог — десятое место в общем зачёте.

Сезон 1984 года постоянно балансировал между положительными и отрицательными показателями. Так в первых восьми гонках Лауда выиграл дважды и один раз занял второе место, в остальных пяти этапах он сошёл с дистанции из-за неполадок с автомобилем. Но во второй половине сезона команда Макларен всё же смогла собраться и устранить недочёты. После чего выступления Лауды стали стабильнее: он выиграл дважды и три раза занял третье место. Вообще в этом сезоне Ники противостоял всего один пилот — его напарник по команде Ален Прост. В получении чемпионского титула Ники Лаудой большую роль сыграло Гран-при Монако. Тогда за победу давали девять очков, но гонка завершилась через час после начала, и Ален Прост вместо 9 очков, получил 4.5. В итоге сезона Лауда опередил Проста на 0.5 балла и стал Чемпионом Мира в третий раз.

Сезон 1985 года опять был полон техническими неисправностями автомобиля, и Ники смог выиграть лишь одно Гран-при Нидерландов. В общем итоге он занял десятое место и на этот раз окончательно объявил о своём уходе из Формулы 1 в качестве пилота.

Другая жизнь.

После того как Лауда ушёл из Формулы 1, он опять вернулся к управлению своей авиакомпанией. В промежуток с 1975 года по 1996 год Ники написал пять книг об автоспорте и о своей карьере: («Искусство и тонкости вождения на некоторых этапах Гран-при» (1975); «Мои годы с Феррари» (1978); «Новая Формула 1: Эра турбо» (1984); автобиография «В ад и обратно» (1986); «Третья жизнь» (1996). В редактировании ему помогал австрийский журналист Герберт Фолкер.

В 1993 году Ники Лауда был введён в Международный Зал Славы Автоспорта.

В 1999 году Лауда продал контрольный пакет акций самой большой австрийской авиакомпании Austrian Airlines. И практически отошёл от дел в управлении Lauda Air. В 2003 году он продаёт остаток акции Lauda Air и сразу же основывает другую авиакомпанию – «Niki».

В конце тысячелетия Лауда работает консультантом в Феррари. В 2001 году компания Форд пригласила его на должность спортивного директора в команду Ягуар Ф1. За время своей работы в Ягуар с 2001 по 2004 годы Лауда выжил из команды двух соруководителей, а результатов команда так и не принесла. Такое поведение Ники не радовало руководство Форд, ко всему прочему он занимался комментаторской деятельностью в RTL (с 1996 года), что тоже не устраивало его нанимателей. В итоге команда обанкротилась, и её купил концерн Ред Булл.

В 2005 году австрийская почта выпустила марку с изображением Ники Лауды. В 2008 году американский спортивный канал ESPN поставил Ники Лауда на 22-е место в ТОПе пилотов всех времён и народов.

19 июля 2008 года Ники Лауда (59 лет!) принимает участие в гонке BMW M1 Procar Series, в которой одерживает победу.

В 2009 году в интервью немецкой газете Die Ziet Ники Лауда признался, что рекламодатель платит ему 1.2 миллиона евро в год за место на его красной бейсболке.

С сентября 2012 года и по настоящее время Лауда является неисполнительным директором в совете директоров гоночной команды Мерседес Ф1 (Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team). Он принимал участие в переговорах о подписании трёхлетнего контракта с Льюисом Хэмильтоном.

Жена и дети Ники Лауды.

Ники Лауда был женат дважды. В первый раз он женился на Марлен в 1976 году. От этого брака у него двое сыновей Лукас и Матиас. Матиас автогонщик, а Лукас его менеджер.

Инициатором развода с Марлен был Ники. Однажды он сказал ей, что хочет расстаться. Марлен ответила: «Хорошо, но тебе придётся заботиться обо мне и содержать». Ники согласился. Он всегда положительно отзывался о своей первой жене, говоря: «Она добрый и душевный человек». После развода они остались добрыми друзьями, которые часто видятся. Марлен живёт на Ибице в доме, который ей купил Ники. Марлен находится в хороших отношениях с новой женой Ники Бирджит. По мнению Лауды, они добрые подруги.

У Лауды есть внебрачный сын Кристоф. Мать Кристофа хотела воспитывать своего сына сама, и Ники не стал этому противиться. Сейчас Кристофу 31 год. Видятся они крайне редко.

Вторая жена Ники Лауда — Биргит была стюардессой в авиакомпании Ники. Лауда имеет лицензию на управление самолётами, поэтому иногда сам их пилотирует. Там они и познакомились. В 1997 году у Ники Лауды начались проблемы с почками. Возможно, из-за аварии на Нюрнбургринге, а может быть и по другим причинам. Тогда его брат пожертвовал ему свою почку. Она проработала восемь лет, и в 2005 году ему пришлось искать нового донора. Его сын Лукас хотел отдать ему свою почку, но анализы показали, что почка не подошла бы, и Ники не согласился. В этот момент он был знаком с Биргит всего восемь месяцев, и она неожиданно предложила ему свою почку. Как сказал Ники: «Я чувствовал огромную ответственность перед ней. Мы были едва знакомы, а она предлагала мне свой орган. Сначала я отказался. Она настаивала и я согласился. На удивление её почка подошла мне даже лучше, чем почка моего сына. Я был ошеломлён её поступком и очень ей за это благодарен». В этом же году они поженились.

В 2009 году 30-летняя Биргит родила Ники, которому исполнилось 60, двойню. Произошло это событие в Вене — на родине Лауды. У пары Бирджит и Ники родились мальчик и девочка. Их назвали Макс и Миа. Дети родились здоровыми весом почти по 3.6 килограмма каждый.

Несколькими годами позже Ники спросили, хочет ли он, чтобы кто-то из его близнецов стал гонщиком? На что он ответил: «Не знаю. Пока что очень рано об этом судить и что-то говорить. Хотя Миа очень похожа на меня. Она такая же бесстрашная, как и я».

Шлем Ники Лауда.

Изначально шлем Ники Лауда был просто красный. По бокам было написано его имя, а на подбородке находился логотип Райффайзен Банка. После аварии на Гран-при Германии 1976 года он носил модифицированный шлем AVG, сделанный таким образом, чтобы его подкладка не усугубляла давление на обгоревшие участки кожи. После возвращения в Макларен в 1982 году его шлем всё ещё оставался красного цвета, только вместо имени по бокам была нанесена буква «L» белого цвета, как логотип Lauda Air. На вершине шлема был изображён логотип личного спонсора Parmalat. В сезонах 1983-85 годов белые и красные линии были убраны со шлема в дань уважения первому дизайну.

Красная кепка Ники Лауды.

Ники Лауда легко узнать по красной кепке, которую он начал носить после аварии 1976 года в Нюрнбургринге.
На ней он размещает рекламу от спонсоров. Долгое время на его бейсболке красовался логотип итальянской компании Parmalat, на смену ему пришла компания Viessmann. С 2007 года это место занял логотип компании Oerlikon. А в 2011 году Лауда начал рекламировать нового спонсора — инвестиционную компанию Aabar.

Фильм о Ники Лауда.

Осенью 2013 года на экраны вышел фильм «Гонка» Рона Ховарда. В этом фильме рассказывается о противостоянии Джеймса Ханта и Ники Лауда в сезоне 1976 года. Роль Ники исполнил Даниэль Брюль. Сам Лауда снялся в эпизодической роли в конце фильма.

Смотреть русскоязычный трейлер фильма «Гонка» Рона Ховарда.

Всегда Ваш В.Г.

В это воскресенье, 18 июня, знаменитому «Зелёному аду» исполняется 90 лет – в 1927 году на трассе Нюрбургринг прошла первая гонка. Мы собрали в одной публикации несколько видео и фактов, отражающих суть этой трассы в полной мере – гонки, рекорды круга и, конечно, аварии.

Ф ормула-1 пришла на Нюрбургринг уже во второй год своего существования – в 1951 году на трассе, проложенной в лесистых горах Эйфель возле Нюрбурга, прошло первое Гран-при Германии. Свою славу «Зелёного ада» (эпитет прилип к трассе с легкой руки Джеки Стюарта) Нюрбургринг получил в 1970-х, когда скорости возросли настолько, что перепады высот и кажущиеся совершенно непредсказуемыми радиусы некоторых поворотов 28,3-километрового кольца стали приводить к жесточайшим авариям, самая известная из которых – авария Ники Лауды 1 августа 1976 года.

Посмотрите видео – благодаря замедленным повторам на вираже Бергверк мы видим коварство Нюрбургринга во всей его красе – даже «пилот-компьютер» Лауда на смог «отловить» свою Ferrari после срыва задней оси. Самое удивительное, что Лауда, получивший страшнейшие ожоги, но вытащенный из болида другими пилотами, пропустил всего пару гонок и уже в сентябре того же года вернулся в кресло гоночного болида. А мог стать очередной жертвой «Зелёного ада», унёсшего к тому моменту жизни 131 пилота. Вот как был воссоздан этот эпизод в фильме Rush 2013 года, рассказывающий о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта.

Череда аварий в 1970-х привела к тому, что Гран-при Германии было перенесено на более современный и безопасный Хоккенхаймринг. Впрочем, в 1980-х Нюрбургринг прошёл модернизацию – и в 1985-м Королевские гонки вернулись в окрестности Нюрберга. Но не в леса Эйфеля, на так называемую Северную петлю (Nordschleife), составляющую большую часть трассы (22,8 из 28,3 км), а на маленькую Sudschleife, Южную петлю, где Гран-при долгие годы проводились, чередуясь год от года с гонкой в Хоккенхайме. А Нордшляйфе стала вотчиной автомобильных компаний, испытывающих дорожные автомобили, а также разнообразных гоночных серий, во время заездов которых «Зелёный ад», как и прежде, показывает свой характер.

В 2015 году этот Nissan GT-R Nismo GT3 в ходе гонки «VLN Endurance» улетел прямо в толпу зрителей, пострадало несколько человек, один погиб. После этого скорость в вираже Flugplatz была ограничена, а заезды на скорость круга приостановлены до 2016 года. Но аварии не прекратились: спустя год после инцидента с GT-R на гонке «24 Hours of Nurburgring» не повезло пилоту на Mercedes AMG GT3 – эта трасса не прощает даже мельчайших неполадок в работе тормозов или минимальных ошибок на торможении. Но в этот раз, к счастью, обошлось без жертв.

Несмотря на свою опасность, Нюрбургринг многие годы притягивает к себе гонщиков-любителей. Собственно, сейчас это не просто автодром, а целый туристический центр с обширнейшей инфраструктурой. Существует расписание трек-дней, в течение каждого из которых любой желающий, имеющий автомобиль и шлем, за сумму от 400-500 евро может «нарезать» по легендарной Нордшляйфе. Есть услуга прокатного автомобиля и инструктора. Юридически же эта трасса, петляющая по лесистым холмам и имеющая ряд коварных виражей и далеко не идеальный асфальт – всего лишь кусок автобана, где вы предоставлены сами себе. Вся ответственность – на вас. При этом каждый повреждённый метр ограждения обойдётся вам в сумму порядка 500 евро. Одним метром точно не обойдётся, но владелец этой BMW 1-Series по меркам Нюрбургринга отделался вполне бюджетно.

Ситуация показательна: «Зелёный ад» заманивает в свои объятья постепенно, дразня адреналином, раскручивая перед вами всё новые живописные петли полотна и даже давая обгонять чуть более осторожных соперников. Вот пилот белого Renault Megan RS удачнее впередиидущего преодолевает небольшой подъём и устремляется на обгон, но цепляет траву левыми колёсами и через секунду… Как и в предыдущем случае, пилот остался жив – лишь сломал руку и порезался стеклом.

Отметим, что коварность этой трассы не только в сложных виражах и протяжённости, затрудняющей запоминание, а и в самом покрытии: оно мало того, что изобилует кочками, так ещё и прорезинено несколькими поколениями пилотов – с «нуля» его не перестилали много лет! И вроде бы это благо, «держак» по сухому действительно хорош, но вот в дождь этот «резино-асфальт» превращается почти в лёд… Можно без труда найти видеокомпиляции, описывающие целый год (или даже несколько) из жизни «Зелёного ада» — например, в следующем видео мы можем посмотреть, как «убирались» на Нюрбургринге гонщики-любители в 2013-2015 годах.

Тут впору вспомнить, что вообще-то изначально Нюрбургринг был мотоциклетной трассой – та самая первая гонка, 90-летие которой отмечается 18 июня, проходила на мотоциклах, а автомобили гонялись здесь только на следующий год. Сказать, что для мотоциклетного гонщика, даже суперопытного, Нордшляйфе представляет собой проблему – не сказать ничего. Смотрите сами.

Ну а как следует познакомиться с трассой (помимо, конечно же, визита на неё) нам помогло бы одно из видео рекордных заездов – как известно, производители постоянно сражаются друг с другом за быстрейшее время на Нюрбургринге. Но мы считаем, что атмосферу автодрома куда полнее передаёт следующий ролик: пилот на Ariel Atom отлично знает трассу, совершает целые каскады обгонов, пару раз «закусывается» с 600-сильным Corvette Z06, а в конце остаётся с совершенно пустым баком – словом, жжёт на полную!

Сегодня Нюрбургринг переживает не лучшие времена – несмотря на бешеную популярность и совершенно культовый статус, финансовое положение автодрома долгие годы оставляло желать лучшего. В 2010-е годы трасса несколько раз перепродавалась, а в 2016 году снова покинула календарь Формулы-1 (впрочем, как и Хоккенхаймринг годом ранее). Причем очередным её покупателем мог бы стать Берни Экклстоун, босс Формулы-1 (ныне уже бывший), который мог бы вернуть её в Королевские автогонки, но этого не случилось – не сошлись в цене. Нынешние боссы Нюрбургринга заключать контракт с руководством F-1 не спешат.

Таким образом, формульная история трассы ныне в прошлом, но над ней по-прежнему слышен рёв моторов: трек-дни для любителей, гоночные серии, рекордные заезды для топовых автопроизводителей. Нынешние дорожные гиперкары выезжают на Нюрбургринге из семи минут (один из последних рекордов, поставленный на Lamborghini Huracan Performante, ), однако последний гоночный рекорд в 7:00,8 минуты, был поставлен тогда, когда Нордшляйфе была на пару миль длиннее, чем сейчас – в 1974 году, тем самым Ники Лаудой.

Удивительные истории постигли австрийских чемпионов мира. погиб за несколько гонок до оформления своего чемпионства и записал в историю ужасную строчку. Ники Лауда - второй и пока последний австриец, который стал чемпионом мира. К счастью, он оказался всего лишь очень близким к смерти и вернулся после ужасной аварии в гонки. И не просто вернулся, а вновь стал лучшим!

Когда финансы поют романсы

Николас Андреас Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене. Его семья была серьезным участником банковского рынка. Казалось, что судьба Ники будет связанна именно со словами "дебет", "транш" и даже "неустойка". Действительно, так сложилась жизнь австрийца, что он все-таки познакомился с этими словами, но в качестве клиента банковских услуг. Ники с самого детства выбрал путь автогонщика - с возраста 12 лет он не отказывался от возможности припарковать "Жук" родственников или даже прокатиться на нем вокруг дома. Тогда на эти забавки родители смотрели спокойно - мало ли, чем может увлекаться сын, помимо своей основной занятости. Но не успели они моргнуть, как в возрасте 19 лет он стартовал в гонках на Купере. Изменить его решения отец уже не мог и Ники пошел вверх по карьерной лестнице.

Путь к вершине у австрийца был, как по книжке - младшие серии Formula Vee и Формула-3, а в 1971 году Ники переходит в гонки Формула-2 и ему остается лишь один шаг к королевским гонкам. Весь этот путь Лауда вынужден спонсировать самостоятельно и на помощь приходит положение семьи. Таланту без проблем выдают необходимое количество денег в кредит, но с каждым годом размер ссуды растет. Для того, чтобы вложенные средства дали хотя бы результат, Лауде необходимо было в обязательном порядке попасть в Формулу-1. Поскольку на тот момент в нем не разглядел талант ни один из менеджеров (даже , который мог претендовать на премию в этой сфере), то Ники идет снова в банк.

На эти деньги он покупает место в команде March, среди основателей которой был Макс Мосли, и выступает за нее и в первой и второй Формуле. В королевском класе дебютным для него стает Гран-при Австрии 1971 года. Первую гонку он отмечает сходом, но это его не останавливает и проводит в следующем году уже полноценный сезон. "Успехом" в сезоне 1972 года можно было считать только участие в 12 Гран-при. Максимальный результат - 7 место на этапе в ЮАР. Удручающий результат, чему во многом способствовало качество шасси, не ломает Ники - ему нечего терять и он покупает место на следующий сезон в команде BRM. Результат имеет некоторое улучшение - Ники добывает свои первые очки.

Первая бригада Луки Монтедземоло

Но в конце 1973 года происходят для Ники историческое событие в команде Феррари. На пост главного менеджера нанимает 26-летнего Луку Монтедземоло. На тот момент в Маранелло уже заждались титула (последним был Сертиз) и необходимы были изменения. Лука приглашает сначала Клея Регаццони из команды BRM, а затем - после консультации с новобранцем - и его коллегу Ники Лауду. После первых тестов алой машины Ники проявляет основную черту своего характера - краткость и четкость изложения своих мыслей. Болид "1974 Феррари 312" был охарактеризован, как "кусок дерьма". Но вслед за этим Ники добавил, что сделает все, чтобы сделать конкурентноспособный болид.

В результате команда Феррари выдала удачный сезон: Клей потерял титул чемпиона лишь на последнем Гран-при, Лауда выиграл две гонки и финишировал четвертым в личном зачете. Но это было лишь начало. На следующий сезон команда предоставляет чудесное шасси Лауде и тот выигрывает чемпионат. Ники тогда долго запрягал и в первых пяти гонках высшим результатом для него стало пятое место. Но затем он блестяще провел середину сезона, выиграв четыре из пяти гонок, и по сути ему нужно было доехать в чемпионате. Так и случилось: Ники выиграл в последствии лишь одну гонку, но соперники были не стабильны и не смогли его хотя бы догнать.

В ад и обратно

Но на Гран-при Германии Лауда попадает в аварию, которая навсегда попала в историю Формулы-1. Перед стартом гонки резко изменилась погода и многие пилоты одели дождевые покрышки. Но уже на первом круге выяснилось, что такой ход был ошибочным - трасса быстро подсохла. Сразу же многие, в том числе и Лауда, заехали на пит-стоп для смены обуви. На втором круге Ники вылетел за пределы трассы, где он столкнулся с отбойником, а затем уже горящий болид выбросило на трассу. Трое пилотов, которые проезжали в этот момент остановились и в срочном порядке начали вытаскивать Лауду из кокпита. Эта помощь оказалась бесценной для австрийца и он отделался "лишь" ожогами и травмой головы. Сразу после аварии Ники был еще в сознании, но вскоре он впал в кому.

Его жизнь была на волоске, но через полтора месяца он принимает участие в Гран-при Италии. С повязкой на голове, через которую все еще просачивалась кровь, он финишировал на четвертом месте - выдающийся результат. Еще через один этап он добывает место на подиуме в США. Этот результат позволяет ему сохранить за собой первое место в личном зачете, но оставался еще один этап в Японии. Страна восходящего Солнца впервые принимала этап у подножия Фудзиямы и встретила пилотов ужасным проливным дождем. Именно погода и оказалась решающей в определении чемпиона.

На втором круге дистанции Лауда по собственной инициативе остановился в боксах и закончил гонку. "Жизнь дороже, чем титул",- объяснил после гонки Ники. Этим и воспользовался , которому хватило для завоевания чемпионства третьего места. После этой гонки австриец из героя Маранелло превратился в труса. Болельщики не скупились в остроте высказываний и такими мыслями немного проникся даже . Но как не понять пилота, который был на грани смерти? Не дай Бог каждому оказаться в такой ситуации. Хорошо, что на длинющей Нордшляйфе рядом оказались пилоты...

Фен в помощь

В сезоне 1977 года Ники Лауда вновь взял бразды правления в свои руки. Начало сезона ему равную конкуренцию составляли и , но затем у них возникли проблемы с техникой и Ники нарастил отрыв. За два этапа до конца чемпионата Лауда оформил чемпионство и объявил, что уходит из Феррари. Ники пропустил последние этапы и отдал свое место Жилю Вильневу.

Следующий контракт был подписан с Берни Экклстоуном и его Брэбхемом. Но за два года команда и Ники запомнились лишь одним - Гран-при Швеции 1978 . Тогда команда привезла на этап новое шасси BT46B. Именно оно и стало предметов всех разговоров - под задним антикрылом был расположен вентилятор (таким образом у машины появилась кличка "машина-фен"). Эффект от него был сравним с диффузорами 2009 года имени Роса . Из-за того, что вентилятор выганял воздух из-под машины, болид получал большую прижимную силу. Конечно же, был получен перевес в поворотах и Лауда легко выиграл Гран-при.

В последствии команды подали протест и для "машины-фен" этап в Швеции стал единственным в истории. На предпоследнем этапе 1979 года в Канаде после первой практики Лауда покидает гонки Формула-1. Он мотивирует это тем, что устал наматывать круги. Лауда дает начало своему бизнесу и создает авиакомпанию Lauda Air. Но через пару лет ее постигают финансовые проблемы, и австриец возвращается в гонки для того, чтобы заработать денег (какой же контраст с первым его пришествием). Он подписывает контракт с Макларен и анонсирует зарплату 5 млн. долларов!

Фотофиниш

Его повторный дебют в 1982 году совпадает с великой битвой между Международной ферерацией автомобильного спорта (FISA) и Ассоциацией конструкторов Формулы-1 (FOCA). Первые этапы проходят взаимных угрозах и кульминацией стает этап в Сан-Марино, где члены FOCA бойкотируют этап. Ники в то время был одним из главных действующих лиц, его затмевали лишь с Френки Уильямсом. В результате компромисс был найден и команды добились нормального распределения прибыли.

Первый сезон в Макларен принес австрийцу две победы и пятое место в личном зачете. Несмотря на провал в следующем сезоне, Лауда остается в команде и добывает титул в 1984 году. В том году у него в соперниках был лишь его коллега по команде Ален Прост и в итоге все решило 0,5 очка! В определении чемпиона сильно сыграл роль Гран-при Монако. Ален выиграл ту гонку, но она была прервана по истечению часа. Французу вместо 9 очков пошло в копилку всего 4,5 - можно ли переоценить потерю? А героем тогда в Монако стал , но об этом вы прочитаете подробнее через месяц.

За победоносным сезоном у Лауды последовало разочарование. В 1985 году Ники добыл всего одну победу в Нидерландах и на этот раз покинул Формулу-1 навсегда. Он вновь вернулся к авиационному бизнесу. В наши дни компания Lauda Air осуществляет рейсы между 33 городами мира. Приоритетное направление - курорты (Греция, Турция, Испания и т.д.). Также Лауда за это время успел поработать и консультантом Феррари, и управляющим в Ягуаре в начале тысячелетия. Сейчас с миром Формулы-1 его связывает комментирование гонок.

В следующем году великий автогонщик Ники Лауда будет отмечать свое 70-летие. Он запомнился миру не как трехкратный чемпион Формулы-1, а как пилот, переживший страшную аварию, чудом оставшийся в живых, и уже через 42 дня вернувшийся на гонки. Эта история отлично описана в фильме «Rush» (2013). В нем помимо аварии рассказывается история противостояния Ники Лауды и , еще одного прославленного гонщика.

О жизни Лауды можно снять гораздо больше фильмов – настолько она насыщена самыми разными событиями. Мы не будем становиться хронистами автогонщика и делать из статьи маркированный список его основных достижений. Расскажем о Ники как о живом человеке, с достоинствами и недостатками, непростым характером, титановым стержнем и запалом, вынесшими его на вершину славы.

Приход в Формулу-1

Ники Лауда родился в 1949 году в Вене в династии австрийских банкиров. Автогонками он увлекся очень рано, но родственники не поддерживали его интересы. На этой почве Ники поругался с богатой семьей, которая лишила его финансовой поддержки.

Лауда выступал в нескольких младших европейских гоночных сериях, но особого успеха не добился. Когда стало понятно, что потраченные на автогонки годы жизни не принесли внятных перспектив, Ники решился на отчаянный шаг. Он взял в банке большой кредит и купил себе место в Формуле-2 в команде March. Это позволило ему выступить в сезоне 1971 года, проявить себя и попасть в составе той же команды в Формулу-1. March тогда одновременно присутствовала в двух сериях.

Сезон 1972 года в Формуле-1 для Лауды оказался провальным. Он был в отчаянии, но не бросил «королевские автогонки». Ники взял еще один кредит, который потратил на место в BRM в сезоне 1973 года. Лауда в ее составе выступил неплохо, но сама команда попала в полосу неудач. Однако риск был ненапрасным – гонщика заметили и пригласили в , в составе которой и состоялись его основные победы.

Вверх и вниз

Лауда пришел в Ferrari в 1974 году и уже в 1975 году принес команде победу в Кубке конструкторов, а сам 5 раз в 14 гонках занял верхнюю ступень пьедестала. Контракт с «Феррари» помог гонщику наконец-то рассчитаться с долгами.
Следующий год Ники начал с уверенной заявки на первое место. После первых шести гонок у него было четыре победы и два вторых места. Именно тогда и случилась авария на Нюрбургринге. На втором круге машину Лауды вынесло с трассы (по предположениям – из-за неисправности в задней подвеске). Болид сильно ударился об ограждения и снова отлетел на асфальт, где в него на большой скорости въехал автомобиль соперника. Ferrari Ники сразу же загорелась, ситуацию усугубил почти полный бак горючего.

Другие гонщики начали останавливаться и помогать Лауде выбраться из машины, но сделать это удалось не сразу, так как его зажало обломками. В результате у Ники сильно обгорела голова, а также он надышался токсичными продуктами горения. Вынутый из болида, он оставался в сознании, но в больнице впал в кому, и доктора склонялись к тому, что гонщик умрет.

Однако это был Лауда, и он не только выжил, но и через 6 недель вернулся на трассу. В чемпионате 1976 года Ники из-за аварии пропустил лишь две гонки. Он сохранял все шансы набрать достаточное количество очков для повторного чемпионства. Все решилось на последнем этапе в Японии. Лауда был фаворитом турнирной таблицы, но гонка на трассе Фудзи началась при сильном дожде. Проехав два круга, Ники остановил машину и отказался продолжать заезд, потому что посчитал условия слишком опасными для себя. Именно тогда Хант обошел его всего на одно очко и стал чемпионом. Не удивительно, что столь напряженная история из Формулы-1 сезона 1976 года стала основой для отличного фильма.

В Ferrari решение добровольно уйти с трассы не поддержали, и отношения с Лаудой были испорчены. Это не помешало ему выиграть для команды чемпионат 1977 года, хотя еще до его завершения было известно, что Ники покидает «Конюшню Феррари».


Ники Лауда и Джеймс Хант

Между небом и землей

1978 и 1979 годы Лауда отъездил на болидах Brabham, но без особых успехов. Не дожидаясь окончания сезона 1979 года, Ники объявил о том, что завершает карьеру гонщика. Сразу же после этого он стал основателем авиакомпании Lauda Air, которая специализировалась на выполнении чартерных рейсов.

Новый бизнес требовал больших вложений, и Лауда решил вернуться туда, где действительно умел зарабатывать – в Формулу-1. На этот раз он пошел в команду McLaren, от которой потребовал 5 миллионов $ ежегодно. При этом Ники пояснил, что за пилотирование болида ему достаточно платить 1 $, а вся остальная сумма является взносом за его имя. Первые два сезона с McLaren были неудачными, но в 1984 году Лауда в третий раз стал чемпионом мира. В 1985 году болид Ники постоянно ломался, поэтому в большинстве гонок он даже не смог добраться до финиша. После этого Лауда второй раз заявил о завершении спортивной карьеры, теперь уже окончательно.

Непростой характер

Ники Лауда из-за особенностей поведения на гоночной трассе заслужил у журналистов прозвище «компьютер». Так его назвали за ясность ума и холодный расчет. Ники на первое место всегда ставил минимизацию рисков и только затем желание получить максимальный результат. Тот самый добровольный отказ от гонки в Японии, стоивший ему титула чемпиона, подтверждает эту черту наилучшим образом.

Кроме того, все знают о кристальной честности Лауды, хотя для многих она болезненна. Так, еще до старта сезона 1974 года гонщик в разговоре с Энцо Феррари назвал построенную его командой машину «куском дерьма», который он постарается довести до ума при дальнейшем тестировании.

Лауда и Ferrari

1 of 2


Ироничное отношение Лауды к вещам, которые многим кажутся главными ценностями в жизни, тоже способно удивить. Например, он не особо дорожит своими трофеями. После первого чемпионства в 1975 году он отдал все свои победные кубки Формулы-1 хозяину находящегося рядом с его домом сервиса в обмен на право бесплатно пользоваться услугами его автомойки.

Примерно так же Ники высказывается и о последствиях той страшной аварии. В результате нее он потерял половину ушной раковины. Однако Лауда отшутился и на этот счет, сказав как-то, что теперь ему значительно легче пользоваться телефоном. В процессе лечения он сделал ровно одну пластическую операцию – восстановил веки глаз. Насчет остальных повреждений гонщик особых переживаний не испытывает. Даже ставшую после получения ожогов его неизменным атрибутом красную кепку Лауда превратил в рабочий инструмент. На ней он размещает спонсорские логотипы.

Многие невзлюбили Ники за неуживчивость и чрезмерное самолюбие. Чего стоит только его авиакомпания Lauda Air, после продажи которой он основал еще одну под названием Niki. В 2001-2004 годах Ники руководил командой Jaguar Racing, участвовавшей в Формуле-1. Однако вместо спортивных достижений Лауда сконцентрировался на подковерной борьбе внутри руководства и комментаторской работе на стороне. В итоге команда «Ягуар» за все годы ни разу не вошла даже в пятерку лучших, но зато Ники смог выжить из компании двух соруководителей. Лауду в итоге признали несостоятельным управленцем, а Jaguar Racing развалилась и была продана Red Bull GmbH.

День сегодняшний

За многие годы Ники Лауда не растерял свой авторитет в автоспорте – его экспертные высказывания до сих пор широко цитируются профильной прессой. Продолжает он заниматься и предпринимательством, в первую очередь, авиаперевозками. С 25 марта должны начаться полеты новой авиакомпании Лауды, которую он традиционно для себя назвал Laudamotion. Это уже 4-я попытка Ники закрепиться на рынке воздушных перевозок. Laudamotion будет выполнять бюджетные перелеты внутри Европы.



 

Возможно, будет полезно почитать: