Отношение насти к луке. «Во что веришь – то и есть. Высказывания Луки о людях — что он говорит каждому из обитателей ночлежки

Основная часть поэмы А. Ахматовой «Реквием» создавалась в 1935-1940 годах. Это произведение посвящено времени «большого террора», страданиям репрессированного народа. Слово «реквием» (лат.) значит «заупокойная месса» - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение.

Поэма состоит из десяти стихотворений, прозаического Предисловия, названного Ахматовой «Вместо предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного эпилога. Кроме того, поэме предпослан эпиграф из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…».

Сюжетный центр поэмы- 5 и 6 главы. Обе они посвящены сыну и движению Времени - времени его заключения. Этим двум центральным главам предшествуют четыре коротких, в которых звучат различные голоса. Первый - женщины из российской истории, может быть петровской эпохи; второй- женщины из русской (казачьей) народной песни; третий - женщины из трагедии, близкой по стилю к шекспировской; четвёртый- некий голос, обращающийся к Ахматовой десятых годов и к Ахматовой тридцатых годов 20 века.

Каждое из десяти стихотворений, составляющих поэму, лирическое. Почти каждой главке поэмы свойственна фрагментарность. Это может быть отрывок народно-исторического сюжета, песня, без начала и конца, фрагменты из Евангелия.

После обширного «Посвящения», раскрывающего адресатов поэмы, следует «Вступление». Оно, в отличие от «Посвящения», в котором речь идёт о женщинах, разлучённых с арестованными, обращено непосредственно к тем, кого они оплакивают, то есть к уходящим в лагеря или на расстрел.

И только после «Вступления» начинает звучать конкретная тема «Реквиема» - плач Матери по Сыну. А. Ахматова придаёт сцене прощания широкий смысл. Прощаясь с сыном, она имеет в виду не только себя, но и тех, с которыми вскоре сведёт её тюремная очередь. Говоря о «стрелецких жёнках», воющих под кремлёвскими башнями, она тем самым показывает кровавую дорогу, которая тянется из глубины времён в современность. Эта кровавая дорога никогда не прерывалась. А в то время она стала ещё более широкой.

Затем в «Реквиеме» неожиданно появляется мелодия, напоминающая колыбельную. Мотив колыбельной, связанный с Доном, подготавливает другой, ещё более страшный мотив – безумия, бреда, полной готовности к смерти или самоубийству:

Сама трагично возникающая в «Реквиеме» ситуация Матери и казнимого Сына неизбежно соотносилась в сознании А. Ахматовой с евангельским сюжетом. Она расширила рамки поэмы до вселенского, общечеловеческого масштаба. С этой точки зрения стихотворение «Распятие» можно считать философским центром произведения. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. Поэт слышит речь Иисуса (и своего сына), но не слышит голоса Матери. Нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. И если Иисусу - смерть, ей - страдания: старость, страх, молитва.

Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли как бы сближается с ней. Постепенно к «Эпилогу» голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать нераздельно.

Эпилог, состоящий из двух частей, сначала возвращает читателя к мелодии и общему смыслу «Посвящения» и «Предисловия». Здесь мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже обобщённый, символический:

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх.

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках.

Вторая, заключительная часть «Эпилога» развивает хорошо известную в русской литературе тему памятника. Но у А. А. Ахматовой она приобретает совершенно необычный, глубоко трагический облик. Никогда ещё в русской и мировой литературе не возникало столь необычного образа Памятника Поэту, стоящему по его желанию, у Тюремной Стены. Это памятник всем жертвам репрессий, замученным в страшные 30-е годы:

А здесь, где стояла я триста часов,

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь.

/ / / Своеобразие жанра и композиции поэмы Ахматовой «Реквием»

Поема Ахматовой отличается от всех ее предыдущих произведений. Следует сказать, что поэтесса жила во время репрессий, арестов, смертей и голода, и это не могло не отразится на ее творчестве. Для многих поэтов пребывание на Родине приравнивалось к духовной смерти, многие покинули нашу страну и подверглись серьезным гонениям. Но для Ахматовой Родина была ее вдохновением, именно поэтому она не могла покинуть ее.

Поэма «Реквием» имеет лиро-эпический жанр, поэтому в произведении сочетаются эпические и лирические элементы. Как известно, реквием – это траурное песнопение, которое используется католической церковью, им сопровождается погребение. Реквием передает чувства и переживания автора, а также в точности воссоздает хронологические события страшных лет. В лирический сюжет широко включены повествовательные элементы. Жанровое своеобразие поэмы заключается в том, что, несмотря на сильные страдания и переживания, которые являются в тексте лирическим, Ахматова передает точные эпические данные о той поре, понимая характер сталинских репрессий и указывая на основные причины того, что происходит.

«Реквием» состоит из таких основных частей: «Предисловие», «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Распятие» и «Эпилог». «Эпиграф» и «Вместо Предисловия» – композиционные единицы, которые имеют особое смысловое и музыкальное звучание. Эпиграф вводит в лирическое повествование о народной трагедии лирическую тему. Благодаря этим элементам мы понимаем, о чем пойдет речь в данном тексте.

Посвящение по сути продолжает тему, которая уже была заявлена, описываемые события достигают грандиозного размаха. Здесь автор характеризует пространство и время: это тюремные очереди и время “ежовщины”. В канву сюжета вплетаются музыкальные лейтмотивы. Поэма имеет свой звуковой мир: здесь и отдаленные удары, и плач детей, и громыхание черных марусь. Все это свидетельствует об особом музыкальном строении композиции текста.

В «Распятии» все сменяется трагической тишиной. Эта глава являет собой смысловой и эмоциональный центр произведения. В этой части произведения очень много библейских образов и мотивов. В сюжете о современном мы видим аллюзии к библейским образам Иисуса Христа и Марии-Магдалины.

Эпилог переносит нас в настоящее время, мы снова возвращаемся к тюремной очереди под “красною ослепшею стеной”. Вторая часть эпилога звучит как торжественный хорал, который сопровождается ударами погребального колокола. Благодаря этому мы понимаем, как дорога и важна жизнь каждого человека.

«Реквием» – поэма, которая написана для мертвых и живых. Лирическая тема завершается эпически. Анна Ахматова говорит о теме исторической памяти, о том, что если бы ей хотели воздвигнуть памятник, то она желала бы, чтобы его поставили там, где она простояла 300 часов в тюремной очереди. Это смогло бы увековечить память о всех страдалицах-матерях, которые вместе с ней прошли через все круги ада и прочувствовали гнет сталинской машины.

Сочинение


А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных

Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди

Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным

Творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали

Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником

Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого

Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так

Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России

Нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам".

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи

Появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем году

Вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была

Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а

Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока

Оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым

Значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии

Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от образов Блока

Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в

Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,

Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю

Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.

Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова

Сумела написать поражающие духом обновления строки:

"Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано -

Отчего же нам стало светло?"

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.

Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под

Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира

Продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,

Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя

В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым

Временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает

Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -

Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной

Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической

Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического

Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной

("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или

Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она

Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля".

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

"О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем".

Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в

Стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и других.

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын

Окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, "последней

Свободой". Муза не покинула поэта, и она написала великий "Реквием".

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество

Было ее жизнью.

Другие сочинения по этому произведению

И безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия народа - трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский) "Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

Поэма «Реквием» была написана Анной Ахматовой не за один год. Она имеет очень занимательную структуру. В чем же заключается особенность композиционного построения поэмы? Так, поэма «Реквием» состоит из разных стихотворений, отдельных частей, которые поэтесса написала в разное время, а потом собрала из них поэму.

Произведение «Реквием» состоит из отдельных стихотворений, которые были написаны Ахматовой в разные годы, но составляющих единую поэму.

Она имеет автобиографическую составляющую.

В «Реквиеме» есть пролог и эпилог. Первое четверостишье и последнее рассматривают тему материнской скорби и печали.

Первое стихотворение (завязка) – рассказ героини о ее трагедии, о том, что ее сына арестовали.

Кульминация поэмы – пятое и шестое стихотворения, которые описывают переживания матери о судьбе ее сына.

Седьмое стихотворение «Приговор» рассматривает тему одиночества и безысходности.

Восьмое рассматривает тему смерти, судьбы. Каждое стихотворение пронизано материнской любовью, которая способна творить чудеса. Мужеству Анны Ахматовой как матери и, конечно же, таким же как она миллионам женщин можно только позавидовать. Они как "жены декабристов" отстаивали очереди для того, чтобы встретиться с ребёнком. Они жертвовали своей жизнью ради жизни сыновей. Весь народ в те времена был погружен во вселенскую муку и отчаянье, но собрал волю в кулак и терпел. Матери всегда чувствуют остро боль своих детей. Поэма передает ярко переживания поэтессы за судьбу ее любимого сына. В этом и заключается автобиографическая направленность поэмы.

Несмотря на то, что стихотворения, из которых состоит поэма написаны в разное время они едины, их объединяет единая тема - тема всесильной материнской любви.

Обновлено: 2017-12-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

“Реквием” для меня - пример сюжетно-композиционной целостности и гармоничности, поэтому я попытаюсь проанализировать произведение с этой точки зрения, проследив, как раскрывается основной конфликт поэмы - противостояние народа и тоталитарной власти.

Этот конфликт обозначен уже в эпиграфе, где Ахматова с гордостью заявила о своей принадлежности к народу, живущему в атмосфере тоталитаризма:

...Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

А далее следует прозаическое “Вместо Предисловия”, повествующее о жизненной основе “Реквиема”. Казалось бы, чистая информация, но как точно здесь передано время “ежовщины”! Ахматову не узнали, а “опознали” в той страшной тюремной очереди, где все “говорили шепотом”, а губы у женщины, попросившей ее написать обо всем, голубые от голода и страдания.

Это помогает нам понять, почему Ахматова, которая никогда не откликалась на требования власти или лукавых друзей (вспомним знаменитое “Мне голос был...”), согласилась написать по- этому страшному и святому заказу.

Следующие далее “Посвящение” и “Вступление” расширяют трагедию народа во времена сталинской тирании до огромных масштабов. Создается страшный образ страны-тюрьмы: “крепки тюремные затворы”, за которыми “каторжные норы и смертельная тоска”.

Даже описывая горе, перед которым “гнутся горы”, Ахматова, остается верной своей любви к Пушкину: слова “каторжные норы” взяты из его знаменитого послания декабристам. Как и “смуглый отрок”, Анна Андреевна отвергала любое насилие над личностью, любую тиранию.

Здесь же возникает и образ города. Ленинград Ахматовой лишен пушкинского блеска. Я думаю, что он даже страшнее Петербурга Достоевского. Перед нами ахматовский город-призрак, “привесок” к огромной тюрьме:

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И только после этого эпического вступления начинает звучать личная тема - плач по сыну, находящемуся в тюрьме только за то, что он был ребенком двух великих поэтов.

Уже в первом стихотворении “Уводили тебя на рассвете...” этой теме придано широкое звучание. Лирическая героиня сравнивает себя со “стрелецкими женами”, воющими “под кремлевскими башнями”. Смысл этого сравнения понятен: пролитую кровь нельзя оправдать ничем.

Во втором стихотворении “Тихо льется тихий Дон...” вдруг возникает мотив колыбельной как напоминание о том, что речь идет о материнской любви и материнском горе.

Третье, четвертое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. Здесь есть точные временные детали (“семнадцать месяцев кричу”), ласковые обращения к сыну (“как тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели”), характеристика лирической героини поэмы (“царскосельской веселой грешницы”). Но за матерью и сыном встают тысячи таких же жертв сталинской тирании, поэтому мать-поэт стоит в очереди под Крестами “трехсотая”.

Седьмое стихотворение “Приговор” публиковалось и раньше, но расценивалось по-иному, как описание любовного расставания. Только в поэме оно получило свой истинный смысл. Для того чтобы выжить, мать должна стать каменной, научиться не чувствовать боли:

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Но вынести все это трудно, поэтому восьмое стихотворение названо “К смерти”. Лирическая героиня ожидает свою смерть, как когда-то ждала Музу:

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Но смерть не приходит, поэтому надо ее поторопить. В девятом стихотворении явственно звучит мотив предчувствия самоубийства:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином,

И манит в черную долину.

И лишь в десятом стихотворении “Распятие” трагедия тысяч матерей вырастает до вселенских масштабов. Звучит тема христианского очищения:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел.

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Эпилог поэмы состоит из двух частей. В первой части вновь возникает образ тюремной очереди, но уже обобщенный, наполненный образами-символами:

Сюжетно-композиционное своеобразие литературы XIX века “опадающие лица”, “серебряные локоны”. Восприятие художника здесь преобладает над восприятием жертвы. Вторая часть развивает темы русской классической поэзии, появляется образ поэта-пророка, чьим ртом “кричит стомильонный народ”. Здесь же Ахматова развивает тему Памятника, который у нее не похож ни на державинский, ни на пушкинский, так как он материален, зрим. Памятник Ахматовой должен стоять у той страшной тюремной стены, где “выла старуха, как раненый зверь”.

Так композиция поэмы помогает яснее выразить то, что хотела заявить Ахматова: свое право говорить о народном горе.



 

Возможно, будет полезно почитать: