Православие и спорт. Что сказано на тему спорта в Священном Писании? Церковный дневник

Есть поговорка "в здоровом теле здоровый дух".

Тренируй тело, береги душу!

В самом низу статья про спорт с христианской точки зрения.

На этой страницы мы будем размещать новости и события связанные с Православием и спортом.

Христианские авторы I-IV веков о спорте

Как христианин должен относиться к спорту? Где провести грань между физическим здоровьем и спортом как способом зарабатывания денег? Как относились к спортивным соревнованиям античности святые отцы первых веков христианства?

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело не богоугодное. Правда ли это?

Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, с

порт первых веков христианства и спорт современный — вещи всё-таки разные.

В первые века христианства Олимпийские игры были самыми известными γ νοι , что буквально переводится соревнования . Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об ихначале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis — зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis . В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего «хлеба и зрелищ», эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.

Идоложертвенное происхождение γ νοι и spectaculis , разумеется, противоречило основам христианской веры. Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на «совете нечестивых» сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач»…

Убийство — смертный грех. Участие в убийстве — грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не

должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: «<…> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства».

Осуждая языческую сущность γ νοι и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного.Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

Они осуждали идоложертвенное содержание γ νοι и spectaculis . Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов — победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду — венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

Тщеславие — главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание «быть великим» здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины — к допингу…

Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

Пономарев Филипп

Богослов.Ru

На фото: Артем Чернышев занимается на турнике около Никольского храма п. Добринка.

Фотограф Дмитрий Адоньев.

Тренируй тело, береги душу!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Мнения по поводу спорта бытуют в церковной среде совершенно разные. Кто-то убежден, что попечение о телесной крепости и красоте глубоко чуждо христианству, видит в спорте нечто уходящее корнями в античный, языческий мир и оттого однозначно греховное. Кто-то в принципе не задумывается о том, возможна, уместна ли христианская или нравственная оценка спортивных занятий. А есть горячие фанаты спорта, но чаще всего их деятельность заключается в просмотре соревнований на трибунах или на диване перед телевизором.

В Священном Писании на тему спорта ничего не сказано. Да и святые отцы, кажется, ничего о спорте не говорили, ведь он стал популярным только в последнее время. Истина находится, как это и бывает обычно, где-то посередине, между полярными оценками и суждениями. Церковь не может не замечать такого явления, как спорт. Более того, среди ее членов есть активно занимающиеся спортом и на профессиональной основе. Поэтому всегда интересно послушать и понаблюдать за людьми, которые в теме, объединяющей духовную сторону и спортивную, т. е. два в одном. Сегодня мы поговорим с известным спортсменом и православным церковным человеком Николаем Ткачуком.

Николай Ткачук – член национальной сборной Украины по гиревому спорту, многократный чемпион мира и Украины. Окончил Киевскую духовную семинарию, учится в Киевской духовной академии. Николай является пономарем Киевского храма в честь Иверской иконы Божией матери. В 2014 году за заслуги перед Церковью он был награжден орденом УПЦ святого великомученика Георгия Победоносца.

– Здравствуйте, Николай. Спасибо, что согласились дать интервью. Начнем с Вашего пути в гиревой спорт. Как начали заниматься гиревым спортом и почему выбрали именно его?

– Здравствуйте. Гиревым спортом занимаюсь около 10 лет. Начал увлекаться в подростковом возрасте, когда узнал о готовящемся соревновании по гиревому спорту, которое проводилось в нашем районе. Потренировался немного, поучаствовал в турнире и выиграл.

– Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»)…

– Ну, как-то так… После этого начались уже постоянные тренировки с гирями.

– Чем Вы увлекались в детстве? Какой вид спорта был любимым?

– С детства мечтал стать чемпионом мира. Отец изначально прививал мне любовь к спорту, и я сейчас благодарен ему за это. Так как я вырос в селе, то родители ежедневно давали много физической работы по дому, приходилось заниматься домашним хозяйством. Только после основной работы приступал уже к спортивным занятиям. Так что труд и спорт занимали основное время в моей юности. А занимался в основном силовыми видами спорта, начинал с бокса, пока не закрылась секция, затем продолжил тренировки на уличных гимнастических снарядах, делал упражнения на турниках, брусьях. Со временем смастерил самодельную штангу, гантели, гири.

– Еще в недавнем прошлом гирю можно было найти дома у многих. Но в наши дни этот спортивный снаряд незаслуженно потерял былую массовость. Это свидетельствует о современном уровне физической культуры в нашем обществе или гиря проигрывает конкуренцию?

– Я думаю, что это говорит о современном уровне физической культуры в нашей стране. Не только гири исчезают, но становится меньше детских площадок во дворах, спортивных секций. И это печально.

А на счет конкуренции гири с другими видами спорта скажу, что сегодня этот снаряд очень популярен в США, Европе, т. к. таким небольшим снарядом, как гиря, можно проработать все группы мышц, делать комплексы упражнений для функционального развития и развивать все физические качества.

– Расскажите о своих спортивных достижениях. Какие победы наиболее памятны?

– На сегодняшний день 3 раза выигрывал чемпионат мира среди взрослых и 5 раз среди юниоров. Многократно выигрывал кубки мира и Европы, разные международные турниры. Наиболее памятным для меня является чемпионат мира 2012 г. в Гамбурге, я тогда впервые стал чемпионом мира среди взрослых и выполнил норматив мастера спорта международного класса. Также навсегда останутся в памяти соревнования Arnold Classic, на которых я два года подряд становился абсолютным чемпионом.

– Каждый человек в свое время начинает задумываться о Боге, его тянет в церковь. Как это было у Вас?

– Я с детских лет верил в Бога. Бабушка научила меня и брата молитве «Отче наш», и каждый вечер мы ее читали, однако в храм ходили тогда редко. Когда начал ездить на соревнования, стал чаще заходить в православный храм и просил помощи Божией. После соревнований благодарил Бога и так постепенно начал чаще ходить в церковь, читать духовную литературу, общаться с верующими людьми и воцерковляться таким образом.

– Блаженнейший Митрополит Онуфрий является Вашим земляком, и, судя по прессе, Вы с ним общаетесь, берете у него благословение. Насколько близко вы знакомы друг с другом и что Вы можете сказать о встречах с Предстоятелем Украинской Православной Церкви?

– Мы познакомились не так давно, но такое ощущение, что знакомы всю жизнь. Очень жизнерадостный человек, излучает радость ко всем, после благословений Предстоятеля по-особенному чувствуется присутствие Божие.

– Рассматривая записи на Вашем ютьюб-канале я заметил, что перед выступлениями Вы осеняете себя крестным знамением. Наверное, для некоторых это необычно выглядит на спортивных состязаниях за рубежом. Это уже традиция?

– Да я с первых соревнований так делаю, может, и традиция, конечно, но я это делаю не из-за традиции, а для того, чтобы Господь благословил и укрепил, чтоб не получить травму, и чувствую себя так более увереннее. И еще это небольшая проповедь. Многие спортсмены, наблюдая, что я так делаю и еще кто-то, берут пример и не стесняются повторять. Иногда иностранные спортсмены подходят и спрашивают, что это я делаю и для чего, и таким образом интересуются и знакомятся с Православием.

– Насколько спорт совместим с верой? Как можно желать победить, если твой соперник при этом должен проиграть и огорчаться из-за поражений? Как совместить пост и тренировки?

– Вера в спорте дает терпение и уверенность, а спорт помогает в трудах веры. Благодаря принципам закаляется воля, что помогает заставить себя выполнять какие-то правильные действия, а благодаря физической закалке легче выстаивать длительные богослужения, делать поклоны и т. п.

Когда еду на соревнования, то для меня главная задача не победить, а показать свой максимальный результат. Ни один спортсмен не выигрывает все соревнования. И не на каждых соревнованиях, кстати, я побеждаю. Выиграл кто-либо или проиграл – это результат работы спортсмена, проделанной им перед соревнованиями, поэтому результат чаще всего является справедливым.

Пост и тренировки совмещаю с легкостью, причем замечал неоднократно, что во время поста показываю даже лучшие результаты, чем в другое время. Не вижу проблемы в этом.

– Спорт стал важным делом Вашей жизни. Чем помогает спорт человеку и действительно ли в здоровом теле здоровый дух?

– Спорт дисциплинирует человека и помогает в повседневных делах: в учебе, в работе, в духовном развитии. На соревнованиях, как и в жизни, всегда бывает непросто, но если человек верующий, то ему гораздо легче преодолевать всевозможные препятствия. В здоровом теле здоровый дух… Думаю, что не всегда, скорее наоборот, если здоров дух, то и телу от этого большой плюс и польза.

– С какими трудностями Вам пришлось столкнуться на соревнованиях? Насколько гиревой спорт травматичен? Что больше всего запомнилось?

– Самые большие трудности – это очень слабое финансирование спорта в нашей стране. На самих соревнованиях многое зависит от самого себя, а вот что касается подготовки спортсменов, их поддержки и помощи, то здесь большие проблемы. Это касается как детского, юношеского спорта, так и профессионального.

Гиревой спорт сам по себе не является особо травматичным видом спорта, так как в отличие от дисциплин с поднятием максимального веса, скажем штанги, здесь учитывается количество поднятий с определенным весом, но, как и в любом виде профессионального спорта, также невозможно обойтись без травм.

– На протяжении нескольких лет о Ваших успехах писали различные издания и были репортажи на телевидении. При этом всегда упоминалось Ваше обучение в духовной семинарии. Как Вы думаете, журналистов больше интересует такой необычный факт и Вы выделяетесь этим на фоне других спортсменов, в частности гиревиков?

– Трудно сказать со стороны, что именно интересует журналистов, но больше всего, думаю, их действительно увлекает факт сочетания профессионального спорта и обучения в духовном заведении.

– Как обстоят, к слову, дела со спортом у студентов Киевской духовной семинарии и академии, оказывает ли какое-либо влияние на них Ваш пример?

– Это лучше спросить у самих студентов, вдохновляет ли их мой спортивный путь и мои достижения. Говорят, что многие тренируются, а некоторые из них даже на соревнованиях по гиревому спорту выступали. В Киевской семинарии есть все условия для занятий спортом и поддержания своей физической формы.

– В семинарии и академии в процессе обучения преподаватели делают скидку Вам как знаменитости или Вы не чувствуете по отношению к себе какой-то поблажки?

– Если честно, то небольшие поблажки замечаю, но стараюсь учить все по программе. Если из-за соревнований не успел подготовить какой-то предмет, то потом обязательно догоняю пропущенное. Ведь учеба для себя, а не для галочки.

– Есть такое наблюдение, что Церковь и спорт дистанцированы, мол, спорт – нечто второстепенное и ненужное для верующих людей. Вы сталкивались с таким представлением в среде верующих и что думаете на этот счет?

– Не должно быть каких-то крайностей в этом вопросе. В любом случае спорт не является первостепенным занятием в Церкви, но не стоит и пренебрежительно относиться к физической культуре в среде верующих. Спорт особенно необходим для молодежи и развития молодого организма, физические упражнения приносят пользу здоровью любого человека. В этом я однозначно убежден.

– Насколько мне известно, Вы учитесь не только в духовной школе?

– Совершенно верно. Прохожу обучение в аспирантуре Национального университета физического воспитания и спорта Украины и в данный момент пишу диссертацию.

– Среди Ваших рекордов есть и рекорд Украины в толкании гири 24 кг – 1025 раз, посвященный 1025-летию Крещения Руси. Как появилась идея такого рекорда?

– Хотелось подчеркнуть сочетание спорта и Церкви таким образом. Это не стремление к символичной и красивой цифре, а своеобразная проповедь без слов через спорт. Кстати, в ближайшее время хочу поднять гирю 1030 раз и установить новый рекорд к дате церковных торжеств.

– В каких странах удалось побывать благодаря участию в спортивных соревнованиях и что больше запомнилось, где понравилось? На ютьюб-канале есть репортаж об Америке, Голливуде и игровых залах в Лас-Вегасе. Этот мир произвел впечатление?

– За время своей спортивной карьеры побывал в очень многих странах, и в Европе и в Азии. Относительно Америки: конечно, было интересно увидеть то, что когда-то видел по телевизору в голливудских фильмах, места, где живут знаменитости. Кроме достопримечательностей Лас-Вегаса (а этот город еще называют «город греха»), больше всего мне понравился православный храм. Вообще, здесь многие люди принимают православие, очень интересно проповедуют веру православную, в церкви много внимания уделяют общинной жизни. Часто приходят протестанты различных деноминаций, которые ищут истинную веру и принимают православие. Также в этом году был в Нью-Йорке, где меня православные очень хорошо встретили, познакомили с владыкой Илларионом, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. Посчастливилось увидеть жизнь православных христиан Америки, и благодаря такому опыту расширяются рамки сознания, чувствуется вселенскость нашей веры.

– Встречал такую информацию, где говорилось о том, что Вы хотели Шварценеггеру подарить икону святого Николая. Удалось ли Вам это сделать?

– Было такое дело. На знаменитый заокеанский спортивный форум я приехал по приглашению Арнольда Шварценеггера, учредителя крупного спортивного фестиваля. Почему взял именно икону Николая Чудотворца? Это мой небесный покровитель и угодник Божий, который помогает всем людям и которого почитают не только православные христиане, но и люди других конфессий. Во время показательных соревнований подарил ему икону Святителя, он даже ее взял в руки, мы сфотографировались, но потом, к сожалению, охрана забрала у него икону и отдала мне обратно. Каждый подарок по их правилам должен пройти сертификацию, проверку. Не всем спортсменам удалось даже пообщаться с ним, но мне повезло, и у нас произошел короткий разговор. Арнольд удивился тому факту, что я учусь в православной семинарии и уважительно покачал головой. Он поздравил меня со спортивными достижениями, пожелал успехов, а также дал наставление, чтобы я не останавливался на достигнутом и дальше занимался этим видом спорта, потому что наибольший успех приходит к тому, кто больше всех трудится.

– Есть ли у Вас кумир, или, правильнее сказать, авторитет в спорте?

– Я уважаю всех спортсменов-силачей, которые достигали больших результатов.

– Судя по результатам, Вас смело можно причислить к богатырям. Однажды Вы выступали на родине великого борца Ивана Поддубного, а ведь он тоже занимался гирями. Чувствуете ли какую-то особенную богатырскую связь с великими чемпионами?

– Всегда с интересом относился к богатырям, силачам, спортсменам. Иван Поддубный – символ украинской силы и казацкой доблести, благородства духа, великий борец. Человек-легенда, он десятки лет был непобедимым во всем мире. Его еще при жизни называли чемпион чемпионов, и такого звания не имел никто. На его родине во время Всеукраинского праздника богатырской силы в его честь мной был установлен один из рекордов Украины.

– В пещерах Киево-Печерской Лавры лежат мощи св. Ильи Муромца. Возможно, Вы как-то больше останавливались у раки этого святого, чем у других святых?

– Перед каждыми соревнованиями стараюсь приехать в Лавру и подойти к мощам Ильи Муромца, прошу его, чтобы он вымолил у Бога мне сил духовных и телесных.

– Есть ли у Вас какие-либо стремления или мечты, которые хотите осуществить вне спорта?

– У меня есть мечта стать священником после занятий профессиональным спортом.

– В сети есть страничка в «Википедии», где описаны Ваши спортивные достижения. Несомненно, что уже есть определенная известность. Вы хотите стать еще более известным или стать великим в какой-то области?

– Желания стать известным нет, но факт становления более известным и узнаваемым воспринимаю нормально. Хочу, чтобы это было проповедью и популяризацией здорового образа жизни.

– Бывает, что узнают на улице?

– Бывает, конечно. Если еду в общественном транспорте в Киеве, за день несколько человек узнают.

– Николай, с недавних пор Вы молодой отец. Ваш многолетний опыт спортсмена в тяжелом виде спорта исключает возможность научить дочку своему мастерству. Некоторые мужчины расстраиваются, когда рождается дочка, но, судя по Вашим семейным прекрасным фотографиям, у Вас нет даже намека на подобную печаль.

– Я безмерно рад, что у меня родилась дочь Надежда. Конечно, хочу и сына, но если Бог пошлет еще одну дочку, я буду очень счастлив. Желание передать спортивный опыт есть, возможно, будущему сыну, и не одному. А вообще, планирую тренировать юношей и у меня уже есть несколько учеников.

– Какие планы на этот год?

– В этом году хочу установить рекорд Украины – поднять гирю 1030 раз в честь юбилея 1030-летия Крещения Руси. Также, конечно, учеба и соревнования на самом различном уровне.

– Пасху в этом году отмечали в Киеве или на своей родине?

– После того как в нашей семье появился ребенок, мы начали уже создавать свои семейные традиции. И большие праздники, такие как Пасха, Рождество Христово, мы отмечаем в Киеве, ведь мы здесь живем и у нас отдельная семья. А вот на следующие выходные дни праздников мы обязательно едем в мой родной край к родителям и к родственникам.

– Николай, благодарю за беседу. Что можете пожелать или посоветовать читателям православного портала «Православная Жизнь»?

– Желаю всем помощи Божьей, терпения, сил духовных и телесных! Будьте верны Богу и вере нашей православной! Редакционному коллективу и журналистам популярного христианского портала желаю творческого вдохновения и физического здоровья!

Беседовал Андрей Герман

Здоровый образ жизни и занятия спортом становятся модным увлечением современных людей. Сидячая работа, малоподвижный образ жизни, вредная пища привели к тому, что даже молодые люди стали страдать от заболеваний, которые раньше встречались только у стариков.

Какая польза от спорта для христианина

Очень часто в православной среде, особенно среди недавно уверовавших людей, бытует мнение, что любые занятия спортом - это культ тела. Человек считает, что любое совершенствование свое тела является греховным, поскольку тело - это тлен, и заботиться надо только лишь о здравии своей души.

Занятия спортом

Это заблуждение основано на преувеличении: действительно, православному христианину не пристало стремиться во что бы то ни стало иметь идеальную фигуру, а все силы тратить на укрепление здоровья и продление жизни. Но, с другой стороны, тело - это сосуд души, и оно тоже нуждается в любви и заботе.,

О христианской жизни:

Важно! Совершенно неправильно полностью отсекать любую заботу о теле, нужно просто выстроить правильную иерархию ценностей и целей в жизни.

Конечно же, для любого православного христианина главная цель - спасение души. И крепкое здоровье (если не делать его главной заботой всей жизни) может очень помочь в этом деле. Физически крепкому и выносливому человеку легче стоять на долгих службах, легче совершать поклоны и молитвенные правила. Здоровый человек может позволить себе тратить много сил на помощь ближним, его активность можно использовать для миссионерской и просветительской деятельности.

Любое дело в жизни важно совершать с Господом в сердце, и спорт - не исключение. Если человек не ставит цель накачать красивые мышцы, чтоб потом соблазнять ими всех вокруг - спорт пойдет только на пользу.

Еще один огромный плюс занятий спортом - тренировка терпения и силы воли. Как невозможно без усилий добиться результатов физических упражнений, так невозможно и в духовной жизни чего-либо достичь без терпения и упорства. А эти качества личности как нельзя лучше взращиваются регулярными тренировками.

Система здорового образа жизни не только не противоречит православным канонам, но даже помогает их выполнять. Каноны в широком понимании направлены на искоренение основных грехов и страстей. С другой стороны, все грехи и страсти негативно сказываются на здоровье человека.

К примеру, чревоугодие вызывает массу проблем со здоровьем, но не меньше вредит и душе. Итак, любой грех, любая страсть действует и на духовном уровне, и на физическом. Очищая душу, человек облегчает и функционирование организма. Но есть и обратная закономерность - укрепление тела можно использовать как путь для укрепления духа.

С чего начать здоровый образ жизни

Каким спортом можно заниматься православному христианину

По словам апостола Павла, верующему человеку все позволительно, но не все полезно. Для того, чтобы занятия спортом принесли пользу, нужно сразу исключить направления, связанные с языческими или другими антихристианскими учениями . В первую очередь, это йога , различные виды восточных гимнастик, где тесно соединяются физические и духовные практики.

Важно! Занятия оккультными практиками, направленными на активизацию различных энергий в человеке, чревато серьезными духовными проблемами. Православный христианин должен избегать таких занятий, тем более что, не составит труда найти безопасный вид спорта.

Если человек не является профессиональным спортсменом, а хочет заниматься исключительно для собственного здоровья, отлично подойдут занятия лечебной физкультурой, групповые фитнес-тренинги, тренажерный зал.

Очень полезно приобщаться к физической культуре всей семьей - это не только объединяет, но и оздоравливает всех членов семьи. Если есть маленькие дети, отлично подойдут командные увлечения - лыжи, коньки или ролики, велосипед.

Семейные виды спорта

Выбор того или иного направления - дело очень индивидуальное, и нужно учитывать как физическую форму и подготовку, так и духовное состояние человека.

Практические советы по организации здорового образа жизни для православных

Здоровый образ жизни включает в себя не только физическую нагрузку. Это целый комплекс мероприятий по оздоровлению и поддержанию организма в хорошей форме. И первое, с чего надо начинать - это питание.

О вреде чревоугодия православие говорит очень много, поэтому духовных препятствий для выстраивания полезного рациона нет. Православный человек, соблюдающий посты, со временем привыкает ограничивать себя в пище и ему гораздо легче будет отказать себе в чем-либо запретном.

Многие верующие говорят, что для начала им было достаточно просто соблюдать все посты и постные дни , согласно уставу церкви, и они очень быстро начинали чувствовать улучшение своего здоровья.

Животная пища необходима человеку, как источник незаменимых питательных веществ, однако, ее избыток так же вреден, как и недостаток. Временное ограничение такой пищи очищает организм, помогает бороться с лишним весом. С духовной точки зрения, пост - необходимый инструмент духовного роста и борьбы со страстями.

Питание спортсменов в пост

Многие современные тренера говорят о вреде поста для тех, у кого повышены физические нагрузки. Это обусловлено тем, что для эффективной мышечной работы требуется большое количество аминокислот, которые содержатся в пище животного происхождения (в основном, в мясе). Поэтому не следует во время поста ставить себе какие-то серьезные спортивные цели. Лучше их перенести на дни мясоеда, а в пост давать щадящие нагрузки.

Кроме развития силы воли, пост помогает очистить рацион от вредной еды. Большинство колбас, кондитерских изделий, майонезов, полуфабрикатов является не только вредной, но и непостной пищей. Исключая на время пищу животного происхождения, человек автоматически оздоравливает свой рацион. Временный отказ от мяса не будет вреден для здорового человека, а вот польза от исключения вредных продуктов очевидна.

О питании во время поста:

  • Что можно готовить и есть в первую неделю Великого поста

Для того чтобы не впасть в крайность и не сделать здоровый образ жизни кумиром, нужно внимательно следить за своей внутренней духовной жизнью. Православный человек должен постоянно задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?». Если ответ уходит в плоскость тщеславия, гордыни, если личные достижения выставляются на всеобщее обозрение с целью получения похвалы - нужно пересмотреть подходы к ЗОЖ.

Практически, если человек ведет внимательную духовную жизнь и регулярно посещает храм , у него не должен сформироваться перекос в сторону заботы о своем теле. Духовная жизнь требует много усилий и времени, и верующий человек должен, прежде всего, удовлетворять духовные потребности.

В жизненной иерархии христианина Бог всегда должен быть на первом месте, поэтому, если стоит выбор, куда отправиться - в храм или на тренировку - христианин всегда выберет храм. Но при этом никто не запрещает ему так выстроить график занятий, чтобы они не попадали в одно время с церковными богослужениями.

Важно! Таким образом, занятия спортом и в целом организация здорового образа жизни не только не противоречит канонам православной церкви, но даже способствует их выполнению.

Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе. И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически.

Протоиерей Андрей Ткачёв о занятиях спортом

Сергей Павлович Лукашенко родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. После службы в армии был инженером, преподавал математику в Горном институте и учился заочно в семинарии. В 1983 году рукоположен в сан диакона, в том же году – во пресвитера, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. В 1986 году принял монашеский постриг. С 1994 года - настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в селе Сулость (Ростовский район Ярославской области). В 2003 году возведен в сан архимандрита. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра “Ярославский благовестник”, председатель епархиальной ставленнической комиссии.

Ещё в юности серьёзно занимался лёгкой атлетикой, боевыми единоборствами, был чемпионом Ленинграда по бегу на стометровку среди юношей, входил в юношескую сборную по спринту и по прыжкам в длину. Спортивную карьеру прервала травма.

Отец Сильвестр – обладатель черного пояса (5 дан) по тхэквондо ATF, сопредседатель Союза Национальных и неолимпийских видов спорта России, вице-президент союза боевых искусств по Ярославской области, духовный наставник Российского союза боевых искусств, духовник спецподразделения “Альфа” и других силовых структур. Был духовником сборной России по неолимпийским видам спорта и духовником российской олимпийской сборной на ХХХ Играх летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году.

На Олимпиаде в Сочи отец Сильвестр – в «духовном резерве».

«В этот раз пришла бумага из Патриархии, что Олимпиаду будет обслуживать Краснодарская епархия. Написали, что я должен быть готовым, если вдруг потребуюсь, с 3 по 23 февраля», – рассказал священник.

Говоря о духовной помощи спортсменам, отец Сильвестр называет своим главным оружием молитву:

«Молюсь за наших, благословляю их, разговариваю. Это могут быть исповеди и просто беседы. Среди наших спортсменов много искренне верующих людей. Говорю им, что там, где не удалось победить в этот раз, придёт победа в будущем. Ведь и поражение - дело временное. Оно даётся нам, чтобы потом победить».

Игумен Никон (Поляков): “Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей”

Наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Саратове. Родился 1973 году, окончил Московский государственный педагогический университет, Московскую духовную cеминарию.

В юности занимался борьбой, был кандидатом в мастера спорта и членом сборной Москвы по самбо. После нескольких лет тренировок перешел в дзюдо, где добился звания мастера спорта. Придя в Церковь, постепенно изменил свое отношение к спорту, закончил спортивную карьеру и принял монашеский постриг.

«Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей, – говорит игумен Никон. – Например, если ко мне, священнику, придет спортсмен и спросит, грешно ли желать чемпионства - мне придется подходить к вопросу индивидуально. Как он сопоставляет то, ради чего живет - спасение души - с той целью, которой хочет достигнуть в спорте? Если чемпионат для него - проходящий этап, если победа не требует отдачи всех духовных и душевных сил, то Бог ему в помощь. Но если он готов заложить за чемпионство душу дьяволу… Имеет ли смысл заниматься православному христианину спортом? Если он достиг определенного уровня, и дальше ему предлагают допинг, то нет. А если он честно трудится - спорт способен в каком-то смысле приблизить его к Богу».

Протоиерей Александр Новопашин: “Спорт – моя проповедь”

Настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, основатель Новосибирского Братства во имя святого Александра Невского, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. Генеральный директор Православного детского оздоровительного лагеря во имя преподобного Серафима Саровского, руководитель Мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. Сценарист и режиссер фильмов «Перелом», «Царь Болгарский» и «Меня это не касается», участник международных кинофестивалей.

Родился в 1962 году. Окончил Московскую духовную семинарию. Спортом начал заниматься еще в школе – бодибилдингом, затем русским стилем борьбы – стилем Кадочникова. Несколько лет священник занимается тяжелой атлетикой (жмет от груди 120 кг) и пауэрлифтингом. Серьезные занятия спортом начались после тяжелого заболевания в 2000 году.

«Меня вывезли из больницы, можно сказать, в инвалидном кресле: не мог ходить, да и говорить толком не получалось. Но я не хотел сдаваться, инвалидное кресло – не для меня. Вот тогда я плотно занялся спортом, и если бы не болезнь, таких спортивных достижений, которые есть у меня сейчас, я бы не имел, это точно. К решению серьезно заняться спортом меня подтолкнули наши ребята – реабилитанты, бывшие наркозависимые, которые живут и трудятся в наших православных общинах. Мы вместе приняли решение, что должно быть несколько составляющих реабилитационного процесса: молитва, труд и, чтобы заполнить досуг, занятия спортом», – рассказывает священник.

15 августа в Новосибирске прошёл чемпионат мира 2013 года по пауэрлифтингу, жиму штанги лёжа и становой тяге. Серебряным призером среди ветеранов на Кубке мира стал протоиерей Александр Новопашин. Бронзовую награду получил старший пономарь Александро-Невского храма, мастер спорта России по пауэрлифтингу Борис Левитан, внук знаменитого диктора.

«Все мои занятия: и спорт, и кино – это моя проповедь. Тренер мне как-то сказал, что в зале, после того, как я стал заниматься, ребята перестали ругаться. Очень много спортсменов подходит ко мне после занятий, да и во время них, просят ответить на наболевшие вопросы. У моих коллег-спортсменов исчезает страх перед священническим облачением. Печально, когда в общении мирянина со священником есть сдерживающий момент, человек не может переступить через свой страх, подойти и поговорить на больную для себя тему», – говорит отец Александр.

Священник Виктор Кочмарь: “Спорт не противоречит религии”

Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы села Червоноармейское Болградского района Одесской области

Тяжелой атлетикой о. Виктор начал заниматься в 1988 году, когда он еще не служил в церкви. Перед тем, как стать священником, Виктор Кочмарь успел поработать в милиции, откуда добровольно ушел в звании прапорщика в 2000 году. Священник женат, воспитывает двух сыновей.

«Спортом я занимаюсь давно, это для меня не в новинку. А в церковь ходил, сколько помню себя. Все мои бабушки, родные были люди глубоко верующие. Дома всегда были иконы, все праздники и посты чтили. Поэтому мое решение служить Богу вызрело не за один день», – говорит священник.

Нa прошедшeм в мае 2011 года в Измаиле турнире имени Петра Митаки отец Виктор Кочмарь установил мирoвой рeкорд по жиму штанги из пoложения лeжа по вeрсии WDFPF (Всемирной Бездопинговой Федерации Пауэрлифтинга). Бeз специальной экипировки священник выжал 245 кг. Прeжнее мирoвое достижение в этой версии - 212,5 кг - было зарегистрировано в Мoскве на чемпиoнате мира 2010-го года. Есть люди, которые пoднимали штангу с гораздо большим весом, нo иx достижения регистрировались на соревнованиях, регламент которых не прeдусматривает допинг-теста. Oтец же Виктoр является убежденным противником «химии». К сoжалению, рекорд священника не был зафиксирoван междунарoдной сyдейской кoллегией и oстается неoфициальным. Нo y священника и без того немало рeгалий. В чaстности, он - сeребряный призeр чeмпионата мира-2010 по пауэрлифтингу по вeрсии WDFPF (безэкипировочный вариант). «Золото» тогда нe удалось завоевать из-за травмы. А в апреле 2013 года, выжав штангу весом 220 кг, отец Виктор стал победителем в весовой категории «140+» на проходившем в Кривом Роге чемпионате Украины по пауэрлифтингу и жиму лежа.

«В сочетании религии и спорта никаких противоречий быть не может. Человек, который в спорте, который идет нелегкой дорогой профессионального спортсмена, прилагает титанические усилия. Это своего рода проповедь. Это проповедь нормальной жизни, а не той, которую выбирает молодежь, проводя все свое время в барах или возле компьютеров», - говорит отец Виктор.

Иерей Сергий Акимов: “Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить”

Штатный священник храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» города Нелидово, Тверской области (Ржевская епархия).

Родился в 1978 году. Окончил ПТУ в Нелидове, Смоленскую духовную семинарию. До принятия сана занимался боями без правил. Придя в Церковь, несколько лет отец Сергий занимался с детьми рукопашным боем, возил их на соревнования. Воспитанники священника занимали первые места, но сам он в боях не участвовал. Переломным стал 2007 год, когда священник принял участие в чемпионате Тверской области по боксу, выиграл его и получил разряд кандидата в мастера спорта. В 2009 году в Рязани стал мастером спорта.

Дебют отца Сергия в профессиональном боксе состоялся 1 мая 2012 года. За плечами у священника три десятка боев, пять из них он проиграл. Все гонорары за участие в боях идут на строительство храма в Нелидово.

«Перед боем я по-своему прошу Бога: главное, чтоб никого не покалечил и сам не покалечился. Многим священникам подобного рода занятия не разрешают, но мне владыка Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий, разрешил. Сказал, что это хорошее дело. Тут все зависит от того, кто и что видит в боксе. Одни в этом видят мордобой, а другие - искусство, силу духа», – рассказывает иерей Сергий Акимов.

Иерей Василий Диденко: “Спорт – мощное средство воспитания”

Настоятель Александро-Невского храма города Хабаровска, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, кандидат педагогических наук, руководитель Центра допризывной подготовки “Витязи» при Александро-Невском храме.

Отец Василий был тайно от родителей крещён в детстве, но сам об этом узнал лишь в зрелом возрасте. Закончил институт физкультуры. В 1974 году стал серебряным призером Спартакиады народов России по боксу. Мастер спорта СССР по боксу.

Более двадцати лет отец Василий тренирует детей и молодежь по собственной системе, в которой объединил личный опыт, методику рукопашного боя А.А. Кадочникова, принципы боевой акробатики и оздоровительный комплекс.

«Спорт – это мощное средство воспитания, он закаляет характер. Состояние духа спортсмена играет ключевую роль для победы. Сегодня появляется понимание того, что бездуховная жизнь приводит в такой тупик, выйти из которого практически невозможно», – говорит священник.

Священник Сергий Поперечный: “Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте”

Настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области.

Родился в 1973 году. Воцерковлен был с детства. С 11 лет самостоятельно выбрал спортивную секцию греко-римской борьбы. Окончил Московскую государственную академию физкультуры. Хиротонисан в 2000 году, а в 2006 окончил Коломенскую духовную семинарию.

Мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира.

«В спорте есть положительные и отрицательные моменты. Если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте», – говорит отец Сергий.

Священник Андрей Овчинников: “Занятия для тела не должны мешать духовной жизни”

Клирик храма Христа Спасителя города Москвы.

Спортом занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло. Окончил Государственный Центральный Ордена Ленина Институт физической культуры по специальности тренер-преподаватель по водному поло. После окончания института стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. Работал учителем физкультуры в православной гимназии. Закончил Московскую Духовную Семинарию, затем – Духовную Академию.

«В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души. Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни», – говорит отец Андрей.

Иерей Василий Лях: “Пытаюсь помочь ребятам”

Настоятель Введенского храма г. Болхова, самый молодой священник в Орловско-Ливенской епархии.

Под впечатлением от фильмов с Джеки Чаном увлекся паркуром – скоростным передвижением в условиях города с преодолением препятствий. Не оставил спорт и после принятия сана, став одним из создателей орловской команды уличного спорта «Аутстрит». Тренирует молодежь и подростков, дает уроки паркура, уличной акробатики и воркаута – гимнастических упражнений на турниках.

«Многие говорят, что работа священника не очень вяжется с паркуром. Вот и жена, к примеру, думала поначалу, что я после свадьбы паркур брошу, что все это детские игры. Когда этого не произошло, она некоторое время даже выражала недовольство – волновалась за меня, опасалась травм. Тем не менее мы смогли договориться. Она работала в воскресной школе, много внимания уделяла детям. Я объяснял, что то, чем занимаюсь я, это почти то же самое – пытаюсь помочь ребятам. Слава Богу, она это приняла, теперь к моим занятиям относится хорошо. Я встречался с тремя владыками, которые в последнее время занимали кафедру архипастырей Орловско-Ливенской епархии. Все они меня поддержали», – рассказывает священник.

По материалам Интернета.

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой



 

Возможно, будет полезно почитать: