Прикладная кинезиология упражнения на расслабление таза. Кинезиологические упражнения. Занятия для включения мозга

Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых в теле. Слово «образование» происходит от латинского «educre», означающего «вытягивать». «Кинезиология», является дериватом от латинского корня «Kinesis». Это наука о движении человеческого тела.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Цели кинезиологических занятий:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие комиссур (межполушарных связей).
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие речи.
  • Развитие мышления.
  • Устранение дислексии и дисграфии.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных занятиях по кинезеологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

1. «Кнопки мозга». Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки». Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

3. «Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Сгибание пятки ». Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.

Исходное положение: сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь» . Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

6. «Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга».Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания.. Укрепляют наружные глазные мышцы,снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки» Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.

8. «Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

9. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5–8 раз.

10. «Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.

Экология здоровья: Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Поделюсь своим личным опытом применения простых кинезиологических упражнений

Кинезиологических упражнений разработано немало - я отобрала из них только те, которые удобно выполнять в положении сидя, в том числе во время работы на компьютере. А в том, что они действительно помогают, у меня нет ни капли сомнения, иначе бы я их давно забросила, а так уже на протяжении длительного времени прибегаю к ним ежедневно, благо они несложные и не требуют временных затрат.

Эти упражнения можно выполнять и взрослым и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове , помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память , а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических знаний из натуропатии, физиотерапии, акупунктуры, хиропрактики, восточной медицины, гомеопатии и т. д.

С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.

Упражнение"Крюки"

Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.

Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).

Посидеть в этой позе 1-5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.

Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга , который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.

Упражнение "Зеркальное рисование"

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши - левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.

Упражнение "Ухо - нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение "Кочерга"

Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.

Упражнение "Святоша"

Эта поза подойдет для расслабления после работы. Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1-2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.
Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы. Кинезиологи утверждают, что оно улучшает раздельную работу правого и левого полушарий головного мозга.

Упражнение "Лобно-затылочная коррекция"

При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую - на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.

Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти. Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется - и из организма улетучивается негатив. Упражнение дает желаемый результат.

Упражнение "Энергетизатор"

Положить скрещенные руки на стол перед собой. Прижать подбородок к груди. Ощутить растяжение мышц спины и расслабление плечевого пояса. С глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. Затем на выдохе снова расслабить спину и опустить подбородок к груди.

В результате этих действий расслабляются мышцы шеи и плечевого пояса, повышается уровень кислорода в крови, активизируется вестибулярный аппарат, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе.

К этому простому, но эффективному упражнению я в основном прибегаю во время работы за компьютером. Если выполнять его 5-10 минут, то уменьшается, а то и совсем проходит ощущение усталости, заметно лучше начинает «работать голова», повышается концентрация внимания.

Упражнение "Кнопки мозга"

Это мини-серия из трех упражнений, как бы включающих «электрическую систему» организма. В результате активизируется кровоснабжение головного мозга и работа обоих его полушарий, повышается концентрация внимания, улучшается восприятие сенсорной информации.

Упражнения снимают умственную усталость, помогают сосредоточиться на запоминании новой информации и даже улучшают координацию движений. Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым людям, как взрослым, так и детям).

Каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20-30 секунд.

    Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Ладонь другой руки в это время лежит на пупке. Одновременно с этим нужно переводить взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз и т.д. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.

    Указательный и средний пальцы одной руки поместить, чуть надавливая, под нижнюю губу. Пальцами другой руки в это же время массировать область копчика. Повторить упражнение, поменяв положение рук

    Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцами другой руки массировать область копчика. Через 20-30 секунд положение рук поменять.

Упражнение «Слон»

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания.

Итак, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3-5 раз каждой рукой.

Мне очень нравится это упражнение, и я делаю его довольно часто в течение дня. Особенно интригует утверждение специалистов, что «Слон» позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга. опубликовано

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев (В. Сухомлинский)

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. (И.Кант)

Данная методика разработана психологом Полом Дэннисоном еще в 60-х годах. Пол Дэннисон не просто психолог, а педагог по образованию. Отсюда и методика «Гимнастика мозга». Он очень много практиковал с детками, которым в обычных школах ставили диагноз «слабоумие». И практиковал успешно, доказав что любого ребенка можно «включить». Да, кто-то включится на полную мощь, а кто-то только учится осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга. Но! Никто не остается на месте. При всей своей простоте методика дает удивительные результаты.

Дети познают окружающий мир через личные ощущения и движения. Впрочем, и взрослые новые знания получают через органы восприятия. Мыслеформы, тело и чувства тесно связаны между собой. Всё движется эмоциями – работа мозга, внимание, фокусировка, память, восприятие, усердие, собранность и прочее. Поэтому и процесс обучения школьников подвластен эмоциям и движется по спирали.

Кинезиология, это наука, которая помогает восстановить баланс ребенку, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие. В условиях дисбаланса (стресса) приток крови к коре головного мозга либо блокируется, либо ухудшается, что приводит к плохой взаимосвязи между собой двух полушарий и к непроизвольному отключению некоторых органов чувств. В результате ребенку тяжело думать и действовать одновременно.

Для восстановления равновесия «мозг – тело» нужно разблокировать доступ к двум полушариям, высвободить застоявшуюся энергию, чтобы привести к восстановлению каналов взаимосвязи. Кинезиология – это учение о развитии умственных способностей и улучшению всего здоровья через физические упражнения. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.

На основе «Прикладной кинезиологии», была сформулирована «Образовательная кинезиология» и составлены упражнения «Гимнастики мозга». Эти упражнения помогают снизить стрессовый прессинг и улучшить процесс обучения. Образовательная кинезиология - современное направление психотерапии, при котором проводится энергетическая коррекция, используя движения и дыхание, с помощью которой устраняются проблемы в обучении и психоэмоциональном развитии школьников.

С помощью физических нагрузок в кинезиологии можно решить ряд проблем в школе, улучшить сообразительность, память и внимание, навыки письма, счета и чтения, раскрыть творческие способности и внутренний потенциал.

Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие - кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.

Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.

Правое полушарие отвечает за гуманитарные науки, образное мышление, творческий подход, координацию движений и пространственное восприятие.

Левое полушарие отвечает за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации, постановку целей и проработку четких программ.

Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя и не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.

Цель упражнений «Гимнастика мозга»:

· Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

· Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

· Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

· Устранение дислексии, стресса, апатии;

· Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

  1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог (лучше, если это будет опытный кинезиолог) должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.
  2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
  3. Заниматься ежедневно.
  4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
  5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
  6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
  7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Лучше, пусть ваш ребенок на 5-10 минут меньше посидит над выполнением задания, но выполнит эти движений. Поверьте, в будущем это принесет отличные плоды, и скоро ваше чадо будет тратить в два раза меньше времени на выполнение «домашки».

Итак, разберем несколько упражнений в системе «Гимнастика мозга».

Упражнение № 1. «Думательная шляпа»

Упражнение «включает» кратковременную память и активизирует работу мозга. Его очень полезно выполнить перед выходом к доске или сдачей экзамена.

Выполнение

Ребенок должен ухватиться за свои ушки таким образом, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные - спереди. Пусть помассируйте ушки сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.

Упражнение № 2. «Кнопки мозга»

Родители точно помнят, что у Электроника была кнопка, вернее так казалось злому Ури. А ведь была! Надо просто нажать на неё и вспомнить ответ на вопрос. Включиться, одним словом. А находится она под ключицами, слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром.

Выполнение

Ребенок должен просто помассировать эту область с одной стороны большим, а с другой - средним и указательным пальцем. Или же просто погладить всю область ладонью.

Упражнение № 3. Восьмерки и узоры

Знак восьмерки, это бесконечность, взаимосвязь и цикличность. Поэтому упражнение помогает развить творческий потенциал, заглянуть вглубь себя и открыть уникальные способности.

Выполнение

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение № 4 . Позитивные точки

Данное упражнение помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться, вспомнить нужный ответ, ослабить эмоциональную нагрузку и найти выход из запутанной ситуации.

Выполнение

Ребенок ставит средний и указательный палец двух рук на точки, которые находятся между бровями и волосами, т.е. посередине лба. Пальцы нужно держать до тех пор пока, ребенок по почувствует тепло.

Упражнение № 5. Перекрестные шаги

Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам.

Выполнение.

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение № 6. «Крюки Кука»

Упражнение снимает напряжение, убирает «хватку стресса» и помогает прийти к логическому мышлению и привести мысли в порядок.

Выполнение

Ребенок садится и укладывает правую стопу на левое колено. Затем правую руку на пятку, а левой рукой обхватывает правый голеностоп. Нужно посидеть пару минут, затем опустить ножку на пол и раздвинуть стопы. Далее следует разомкнуть ручки и соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом, по принципу «домика». И еще посидеть пару минут. Затем поменять локти и колени.

Упражнение № 7. «Крюк Деннисона»

Если ребенок не уверен в себе, застенчив, боится собственного голоса и взгляда класса, то это упражнение поможет ему раскрепоститься и поверить в себя.

Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться и блистательно ответить возле доски или прочесть выученный стих. Для гиперактивных детей, это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции.

Выполнение

Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижмает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.

Упражнение № 8. Растяжение

Упражнение улучшает память, помогает сконцентрироваться и развивает усидчивость.

Выполнение.

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.

Хотите, чтобы ваши детки стали вундеркиндами? Даже если нет, то научить их быстро воспринимать информацию, обрабатывать её и выдавать в нужное время – очень полезный навык для детей. А раскрытие потенциала, творческой жилки и лидерских качеств – безусловно, поможет вашему ребенку в будущем.

Будьте счастливы!

Виктория Штельмах

частенько спрашивают в Клубе, а я так и не вижу, чтобы кто-то их разместил...

Упражнения образовательной кинезиологии

Самой природой человек задуман как существо гармоничное. Гармония основана на трех началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства), тело. В идеале между ними должны быть прочные связи, и каждый элемент системы должен вносить свой равноценный вклад в решение любой жизненной ситуации. Но, к сожалению, болезни, стрессы и недостаточное понимание важности взаимодействия всех этих трех начал приводят к сложностям различного рода. Вспомним, как у детей любая неудача в школе или выполнение домашнего задания приводит к стрессу. Вследствие этого возникает следующая реакция - отказ от учебы, частые эмоциональные вспышки, желание убежать. Соответственно, связь между мышлением и эмоциями и мышлением и телом пропадает.

Эмоции в этот момент преобладают самые мрачные: стыд, злость на себя и окружающих, отчаяние.

То же самое наблюдается у человека, снижающего вес. Пройдя базовый тренинг нормализации пищевого поведения, получив определенные знания и первые навыки, он самостоятельно пытается продолжить путь к своей стройности. На этом пути могут встречаться «ступеньки», болезни, снижение мотивации, уныние. Умелое управление возможностями взаимодействия своего интеллекта, эмоций и тела при помощи комплекса упражнений образовательной кинезиологии (метод Пола Деннисона) поможет сделать процесс снижения веса КАЧЕСТВЕННО лучше.

Упражнения образовательной кинезиологии для быстрого формирования рефлекторного механизма, необходимого для достижения стройности, антистрессовой поддержки организма в процессе снижения веса.

Выполняя их утром, вы настраиваете свой организм на лучшее усвоение всех навыков формирования нового пищевого поведения, а также на защиту от хронических стрессов.

  • Комплекс упражнений:
  • "Вода".
  • "Кнопки мозга".
  • "Перекрестный шаг".
  • "Крюки".

Они выполняются именно в такой последовательности. Требуя небольших затрат времени на выполнение (от 3 минут), они способствуют совладанию с 4 основными негативными последствиями стресса.

Вода

Минерализованная вода - отличный проводник электричества. Известно, что около 70% тела человека состоит из воды. Скорость и качество электрохимических реакций, составляющих основу деятельности мозга и нервной системы в целом, зависят также от концентрации содержащихся в водном растворе клеток катионов натрия, калия и других ионов. Подобно тому, как дождь падает на землю, вода лучше всего "впитывается" телом, если попадает в него регулярно и небольшими порциями.

Воздействия стрессоров разного рода на организм снижают количество воды в организме и ведут, прежде всего, к обезвоживанию клеток нервной и лимфатической систем.

Вода необходима для правильного функционирования лимфатической системы, от которой зависит клеточное "питание" и выведение шлаков из организма.

Вода в жидкостях, которые поступают в организм во время еды (с супом, соками, молочными продуктами, компотами и др.), не может удовлетворить потребности нервной и лимфатической систем, т.к. направляется на переваривание пищи. Таким образом, питьевую воду следует принимать дополнительно, за 20 минут до еды и через час после еды.

Продукты, которые содержат естественную воду (фрукты, овощи) также помогают обеспечить организм водой. Их очищающее действие помогает абсорбции воды через стенки кишечника.

Термически обработанная пища, также как и кофе (против существующего убеждения о его "стимулирующем воздействии на мышление"), черный чай, лимонад и другие сладкие напитки, ведет к ускоренному обезвоживанию организма из-за наличия в своем химическом составе соответствующих стимуляторов.

Работа с электронной техникой (компьютер, телевизор) также усиливают дегидратацию организма. Традиционный путь обеспечения тела водой - это прием от 25 мл питьевой воды на килограмм веса тела каждый день вне зависимости от приема пищи, особенно при хроническом стрессе.

Человеку трудно "прописать дозу" воды, но при наличии соответствующей информации он сам может определить необходимое ему количество.

  • Вода активизирует мозг для :
  • электрохимически надежного функционирования всей нервной системы;
  • надежного накопления, "оживления" и воспроизведения информации.
  • Формирование любых навыков (в том числе, и нового пищевого поведения) улучшается с приемом воды;
  • воду необходимо принимать перед ответственной работой или во время возможных стрессов. Связь потребления воды с поведением и самочувствием позволяет :
  • улучшить концентрацию внимания, снижает умственное утомление;
  • повысить активность и двигательные способности;
  • улучшить умственную и физическую координацию, снимая многие трудности, которые относятся к нейрофизиологическому функционированию;
  • снизить негативные следствия стресса, улучшая качество коммуникации и других социальных навыков.

Поднести плачущему стакан воды для утешения - старый, как мир, прием.

Кнопки мозга

Выполняется стоя или сидя.

  • 1. Ноги стоят удобно, параллельно друг другу. Если вы стоите, то колени расслаблены. Одна рука кладется на пупок, а другой рукой нужно легко массировать кругообразными движениями по- и против часовой стрелки так называемые "Кнопки мозга" - углубления в зоне под ключицами ("подключичных впадинах"), слева и справа от грудины, таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний на другой. Рука на пупке просто спокойно лежит. Она позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.
  • 2. Меняем руки и повторяем упражнение.

    Внимание! Стимулируйте" Кнопки мозга" на протяжении 20-30 секунд или до тех пор, пока не исчезнет избыточное психологическое напряжение. Дышим в обычном темпе.

    "Кнопки мозга" в начале выполнения могут быть болезненными, через несколько дней или неделю это ощущение исчезает. Порой одно лишь прикосновение к этим точкам стимулирует их.

    Важно менять руки, чтобы активизировать оба полушария.

    Массируйте точки по левую и правую сторону от грудины, а к пупку лишь прикасайтесь. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации. А массаж точек под ключицей стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. При выполнении этого упражнения детям говорят, что "мозг просыпается".

    Варианты упражнения:

    Включите в процесс выполнения упражнения прослеживание глазами по горизонтали (например, проследите за горизонтальной линией пола или потолка).

    Это упражнение активизирует мозг для:
    • того, чтобы передавать информацию от правого полушария к левой половине тела и обратно;
    • получения большего объема кислорода за счет ускорения тока крови;
    • стимуляции каротидных артерий, чтобы увеличить поток крови к мозгу.
    Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:
    • письмо, работу с техникой, просмотр телевизора;
    • баланс левой и правой сторон тела;
    • уровень энергии в организме;
    • одновременной работы глаз (снижение визуального стресса);
    • расслабление плеч и мышц шеи.

История движения

"Кнопки мозга" расположены вблизи артерий, снабжающих кровью головной мозг. Стимуляция этих зон способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг. Мозг, хотя и составляет 1/50 часть веса тела, использует 1/5 часть всего кислорода, поступающего в тело. Когда человек кладет руку на пупок, он переформировывает связи, влияющие на центр гравитации тела, балансирует сигналы, идущие в полукружные каналы уха (центры равновесия в среднем ухе) и исходящие от них.

Учебные трудности, связанные с неправильным направлением информации, как известно из прикладной кинесиологии, могут иметь причиной зрительное невовлечение. "Кнопки Мозга" формируют кинестетическую базу для зрительных навыков и для развития способности человека пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.

Перекрестные шаги

Выполняется стоя или сидя.

Перекрестные шаги – это перекрестно – латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем поднимающегося навстречу левого колена, а затем наоборот, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий. Они способствуют сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Перекрестные Шаги выполняются медленно. В этом случае упражнение вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Это упражнение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли.

Это идеальное "разогревающее" упражнение для последующего развития всех навыков, требующих пересечения срединной латеральной линии тела.

Для активизации кинестетических ощущений важно поочередно дотрагиваться ладонями до противоположных колен, движущихся навстречу рукам.

Выполняя это упражнение, почувствуйте, как "работают" мышцы живота. Если этого ощущения нет, значит, упражнение выполняется неправильно: либо слишком низко наклоняете локоть, либо слишком высоко поднимаете колено. "Встреча" должна происходить посередине. Продолжительность выполнения – по ощущению.

Варианты упражнения:

Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.

Прикасайтесь руками к противоположным ногам в разных направлениях.

Прикасайтесь руками к ступням" противоположных" ног за спиной.

Делайте перекрестный шаг медленно - противоположные руку и ногу ведите навстречу друг другу до полного соединения.

Для улучшения навыков равновесия делайте перекрестные шаги с закрытыми глазами или представляя, что вы плаваете.

Выполнение этих упражнений активизирует мозг для:

  • улучшения пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;
  • улучшения движения глаз слева направо;
  • улучшения бинокулярного зрения. Упражнение улучшает следующие учебные навыки:
  • слушание и восприятие;
  • чтение и понимание;
  • творческие виды деятельности. Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:
  • координацию движений левой и правой сторон тела;
  • укрепляет дыхание и повышает жизненные силы;
  • развивает координацию и осознание пространства;
  • улучшает слух и зрение.

История движения

В процессе роста тела человека это движение естественно связывает работу его противоположных сторон во время ползания, ходьбы, бега. В течение последнего столетия ползание использовалось человеком как нейрологическая схема для максимального повышения возможностей учения. Эксперты пришли к выводу о том, что перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга.

Крюки

В упражнении" Крюки" как бы замыкается цепь энергетических процессов в теле и, таким образом, активизируется и концентрируется внимание, преодолевается дезорганизация и инфантильное состояние сознания - состояние "жертвы". Мозг и тело избавляются от избыточного напряжения, как только энергия начинает циркулировать через зоны, блокированные под влиянием чрезмерно сокращенных мышц.

В этом упражнении поза тела - "скрученные" руки и перекрещенные ноги, способствует свободному течению энергии по телу (часть 1). Прикосновение кончиков пальцев друг к другу балансирует и объединяет работу обоих полушарий, что создает прекрасные условия для осуществления планирования, целеполагания, процесса выбора и т.п. (часть 2).

Поза "Крюков" способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Часть 1:

Сядьте удобно, отбросив вес тела на спинку стула и положив левую лодыжку поверх правой. Кисти рук разверните ладонями в стороны (тыльной стороной друг к другу; "заведите" их в центре друг за друга, чтобы соприкоснулись ладони, переплетите пальцы в замок и удобно выверните его снизу вверх на уровне груди, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами при вдохе и расслабьте его при выдохе; глаза закатываются вверх. Дышите глубоко: вдох на 2 счета, выдох - на 4, пауза - на 2 счета. Можно закрыть глаза.

Посидите в этой позе в течение минуты, расслабившись и устанавливая определенный ритм дыхания.

Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестный Шаг. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Часть 2

Разомкните ноги, расплетите руки. Прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук друг к другу, "бросив" их вниз между ног. Продолжайте дышать глубоко на протяжении еще одной минуты, но измените ритм дыхания: вдох - на 4 счета, задержка - на 2 счета, выдох - на 2 счета. В это время оптимально думать о планах, ставить цель или совершать выбор.

Варианты упражнения:

"Крюки" можно делать стоя.

"Крюки Кука"

Часть 1:

Сядьте, положив левую лодыжку на правое колено, правой рукой обхватите левую лодыжку, а левой - середину левой стопы. Дышите глубоко. Посидите в этой позе в течение минуты, затем перейдите ко второй части упражнения, описанной выше.

В первой части упражнения можно обратиться к любому варианту, описанному выше, и выполнить его, положив правую лодыжку поверх левой или на левое колено.

Упражнение активизирует мозг для:

  • эмоциональной центрации;
  • повышения внимания (идет стимуляция ретикулярной формации);
  • свободного перераспределения энергии.

Упражнение улучшает следующие учебные и поведенческие навыки:

  • умение отвечать на вызовы судьбы;
  • работу с клавиатурой;
  • самоконтроль и ощущение границ тела;
  • баланс и координацию движений;
  • ощущение комфорта в окружающей среде (за счет снижения сверхчувствительности);
  • углубляет дыхание.

История движения

"Крюки" способствуют переносу электрической энергии из центров заднего отдела мозга, отвечающих за выживание, в причинно-обусловливающие центры среднего мозга и неокортекса. Это усиливает межполушарную интеграцию, улучшает координацию тонкой моторики и формальное причинно-следственное мышление.

Такой путь интеграции обычно устанавливается в младенчестве в процессе ползания и перекрестного движения. Прикосновение языка к твердому небу рта стимулирует лимбическую систему для обеспечения связи эмоциональных процессов с более точными, причинно-обусловливающими процессами, протекающими в лобных долях мозга.

Избыточная энергия, вследствие воздействия стрессора поступающая в перцептивный участок мозга (правое полушарие и задние отделы), может привести к депрессии, боли, утомлению или гиперактивности. Она перераспределяется в первой части упражнения в позе "восьмерки" в область левого полушария.

Доктор Пол Деннисон обнаружил, что эта поза также может быть использована для ослабления эмоционального стресса и преодоления учебных трудностей.

======================================

Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психических процессов - это кинезиология.

Чем занимается кинезиология?

Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели науки кинезиологии. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. После их продолжительного выполнения результат порадует любого родителя как дошкольника, так и ребенка, посещающего школу. Основная их польза заключается в том, что развивается головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.

Классификация упражнений этой науки

Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью могут их выполнять. Какие бывают виды развивающих действий, на что они направлены?

  1. В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц.
  2. Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему скажут, применяются дыхательные кинезиологические упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у детей, а также появлению чувства ритма.
  3. Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных действий. Они помогают снять у детей а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
  4. После активного развития следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации. Снимается напряжение мышц, и ребенок расслабляется.

Польза упорядоченного дыхания для мозга детей

Дыхание важно не только с точки зрения физиологии. Помимо предоставления кислорода каждой клеточке детского организма, оно также помогает развить произвольность действий и самоконтроль у ребенка. Дыхательные кинезиологические упражнения для школьников не трудные, но очень полезные.

"Задуть свечу"

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

"Качание головой"

Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

"Дыхание носом"

Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.

"Пловец"

Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.

Движение глазами и частями тела в кинезиологии

Ребенок с помощью этого комплекса упражнений может расширить поле зрения, улучшить процесс мышления, запоминания и речевого развития. Кинезиологические упражнения для детей в целом способствуют активизации обучения, в этом не последнее место занимают синхронизированные движения глаз и языка.

"Глаза и язык"

Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениями, в том числе и диагоналям.

Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание.

"Восьмерка"

Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.

"Шагание"

На фоне ритмичной музыки, выполнить следующие действия: шагать на месте с сопровождением каждого шага взмахом руки. Например, когда шаг делает левая нога, взмахивает и левая рука, с правой точно так же.

"Работа кисти рук"

Не все кинезиологические упражнения для дошкольников легкие. Некоторые задания дети не могут выполнить, поэтому работа с кистями рук приходит на помощь воспитателям, логопедам и психологам. К тому же, такие действия развивают мелкую моторику рук, значит, и больше образовывается нервных связей между разными отделами мозга.

Упражнение заключается в том, что ребенок должен положить на стол кулак, потом поставить ладонь ребром, затем положить ладонь на поверхность. Задание отрабатывается руками поочередно, потом одновременно.

"Лягушка"

Ладошки на столе выполняют движения: правая лежит (вниз ладонью), левая сжата в кулак, затем наоборот. При каждой смене положения рук язык движется вправо, влево.

Тонус и релаксация

Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения.

Нормализация тонуса: "Яблоки в саду"

Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда "рвет" яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе.

Кинезиологические упражнения для расслабления: "Кулачки"

Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз).

"Лед и огонь"

Ведущий командует: "Огонь!", дети активно выполняют различные движения. Во время команды "Лед!", ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.

Польза, которую приносят кинезиологические упражнения

Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.



 

Возможно, будет полезно почитать: