Пульсометрия наименее информативна при реализации разделов. План-конспект на тему: Хронометрирование и пульсометрия учебно-тренировочного занятия. Методика измерения пульса с помощью пульсоксиметрии

Использование пульсометрии в тренировочном процессе.

(из опыта работы).

В организации тренировочного процесса в циклических видах спорта, какими являются и лыжные гонки и биатлон , есть необходимость:

Сегодня хотелось бы поговорить о методе «пульсометрии» и использовании кардиомониторов применительно к организации тренировочного процесса.

Бесспорно, что основным инструментом тренера остается секундомер и соответственно, критерии оценки тренировочной нагрузки это расстояние и время. Но, как же оценить степень напряжения функциональных систем организма спортсмена?

Методов контроля множество, но самым доступным, информативным является пульсометрия. Метод пульсометрии является самым удобным из применяемых в спортивной тренировке. При всей его доступности, внимание ему уделялось все же недостаточно. Его затмили более сложные в применении и не менее сложные в трактовании методики определения различных биохимических и физиологических показателей. Тем не менее, именно пульсометрия соответствует следующим требованиям:

· простота и надежность в получении данных;

· доступность и объективность;

· информативность и достоверность;

· возможность анализа, систематизации и хранения информации;

· возможность косвенного определения других показателей интенсивности.

Спортсмен, имея в распоряжении монитор сердечного ритма получает возможность постоянно следить за динамикой показателя ЧСС.

Инструментальные и математические методы" href="/text/category/instrumentalmznie_i_matematicheskie_metodi/" rel="bookmark">инструментальными методами .

Тренер так же имеет возможность контролировать и корректировать нагрузку по показаниям кардиомонитора спортсмена. Имеются телеметрические системы для контроля за ЧСС спортсмена (Polar, Suonto).

3. Оценка тренировочного эффекта выполненного задания.

Совокупный тренировочный эффект мы определяем по времени выполнения упражнения и среднедистанционному пульсу или напряженности (S) – процентному отношению ЧССср и ЧСС сор. В своей работе мы используем программу «Центурион», я назову несколько преимуществ ее в сравнении с «Polar»: - простота ведения записи

Наглядность полученной информации

Широкие аналитические возможности

В окне просмотра тренировки мы получаем следующую информацию:

Пройденное расстояние и время выполнения упражнения

Среднюю скорость

Величину среднедистанционного пульса (AHR)

Максимальное значение ЧСС

Расчетная величина соревновательного пульса (HR10)

Пульсовая стоимость (PS)

Напряженность (S)

Доза нагрузки (LD)

Первые три показателя используют все тренеры и спортсмены и без наличия компьютерных программ, показатели ЧСС и ее производных анализировать без специального оборудования сложно. Тем не менее 10 лет назад прогрессивные тренеры занимались аналитикой с помощью секундомера и калькулятора, мы так же начинали с заполнения таблиц в Excel и построения графиков.

Средняя ЧСС – величина показательная, но больше служит для оценки вариативности значений ЧСС в тренировке, разница ЧССmax и AHR, скорость восстановления значений ЧСС.

Расчетная величина HR10 имеет свой смысл только во время выполнения напряженных повторных и соревновательных нагрузок.

Напряженность S – средняя напряженность за тренировку – наиболее показательная характеристика качества выполненной работы , отражающая степень напряжения функциональных систем организма спортсмена. Напряженность в повторных и соревновательных нагрузках отражает степень готовности к гонке, в состоянии «спортивной формы» эта величина близка к 100%.

Пульсовая стоимость PS – показатель экономичности выполнения упражнения. Суть процесса тренировки и заключается в том чтобы на выполнение одинаковой работы затрачивать минимум энергии или имея ограниченные энергетические возможности выполнить больший объем работы или с более высокой напряженностью. В планировании тренировочного процесса необходимо учесть наличие стандартных тренировок (по одинаковым кругам) во всех средствах подготовки. Степень увеличения PS в стандартных тренировках в течении длительного периода будет говорить о положительном эффекте тренировок.

Доза нагрузок LD – показатель интегральный, учитывающий время и напряженность выполнения нагрузки, оценивает тренировку в баллах. Чем напряженнее и более продолжительна, тем больше баллов. До сегодняшнего дня я этот показатель пока еще не изучил, хотя статистика ведется.

Наряду с количественными показателями мы видим пульсограмму, на которой каждый показатель ЧСС имеет свою напряженность. По данному графику мы оцениваем динамику напряженности и пиковые значения. Так же мы получаем раскладку тренировочной нагрузки по зонам относительной мощности в процентном отношении к общему времени работы. Всю эту информацию возможно распечатать на бумаге и хранить на память. Программа «Центурион» позволяет не только сохранить, но и сравнить показатели тренировки между спортсменами, сравнить показатели в различные периоды и годы подготовки.

Очень интересны для изучения соревновательные пульсограммы, показатели которых возможно использовать как модельные и ориентироваться на них при планировании нагрузок.

4. Анализ динамики нагрузок, подготовка отчетов за период тренировок, анализ статистических данных.

Ежегодные отчеты тренеров по выполненной нагрузке, анализ причин не позволивших показать наивысшие результаты, как сложно бывает собрать все записи, результаты, провести анализ.

Программа «Центурион» позволяет получить отчеты за определенный тренировочный период, сравнить статистические данные. Отчеты и статистические данные служат модельными показателями и основой для планирования дальнейшей тренировочной программы и коррекции, позволят вести подготовку спортсменов высокого уровня по индивидуальным планам или же заложить основы программирования тренировочного процесса. «Под программированием будем подразумевать упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Постулатами программирования являются контроль за выполненной нагрузкой, ее учет и знание взаимосвязей множества факторов со спортивным результатом. Это позволяет планировать тренировочную нагрузку, основываясь на качестве выполнения первоначальных планов».

5. Оценить функциональное состояние.

Отслеживая показатели пульсометрии на тренировках, повторных тренировках, соревнованиях, мы можем достаточно корректно отследить динамику функционального состояния спортсмена и приближение его к состоянию «спортивной формы». Среднедистанционная ЧСС приближается к 100%, величина максимальной ЧСС в ускорениях приближается к максимальному значению ЧСС спортсмена. По возможности желательно проследить динамику значений пульсовой стоимости по кругам или в ускорениях.

1. Пульсометрия как метод обследования прост в использовании и объективно отражает качественную сторону тренировки.

2. Ни метод (пульсометрия) ни компьютерная программа не дают рекомендаций по планированию и содержанию тренировок, а являются инструментом в повышении качества работы тренера и спортсмена.

3. Необходимо периодически совмещать показания ЧСС с показаниями биохимического обследования, с величиной потребления кислорода и др.

4. Необходимо работать в направлении создания модельных тренировочных программ, основанных на физиологических показателях и ведение учета и коррекции тренировочной нагрузки

Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного из класса, за которым будет вестись наблюдение. для контроля выбираетс только основная медицинская. Затем в состоянии покоя(например сидя), проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. (Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).

Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:

♦ до начала выполнения упражнений;

♦ сразу после выполненных упражнений;

♦ во время отдыха после выполненных упражнений;

♦ во время прослушивания учащимися объяснений учителя;
Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока,

когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.

Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% - 70%.

В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% - 130%.

В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% - 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:

♦ учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;

  • предложенная учителем физическая нагрузка превышала возможности детского организма, т.е. учитель не учитывал реальный уровень физической подготовленности учащихся;
  • учитель игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма, что говорит о низком уровне его профессиональной подготовки и др.

При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления.

Экзаменационный билет № 16

1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:

1) экстенсивно-интервальный метод;

2) интенсивно-интервальный метод.

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода

1) с постепенным увеличением длительности работы;

2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;

3) с чередованием длительности работы в каждой серии.

По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнение упражнения можно выделить:

1) «жесткий» интервальный метод;

2) «облегченный» интервальный метод.

Два вида:

1. МЕДЛЕННАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в преодолении тренировочных отрезков спортсменом в пульсовом режиме более низком, чем его соревновательный пульс и короткими интервалами отдыха, которые должны обеспечить неполное восстановление. В качестве примера приведем тренировку бегуна, использующего медленный интервальный метод (бег 5 Х 800 м) в пульсовом режиме 181 – 190 уд./мин. длительность интервала отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) до пульсового режима 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного бегуна на основной дистанции (1500 м) равен 201 – 205 уд./мин.

Данный метод применяется для развития сердечно – сосудистой систем, что влияет больше на совершенствование общей выносливости спортсмена, чем специальной. Поэтому его не следует часто применять в подготовке бегунов, тренирующихся на дистанции 800 м, и вероятно, не надо использовать во время подготовки к основным соревнованиям на дистанции 1500 м.

2. БЫСТРАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в том, что она по сравнению с медленной интервальной тренировки допускает более высокий пульсовой режим преодоления на отрезках и более продолжительный отдых между тренировочными отрезками, а, следовательно, большую степень восстановления.

Тот же самый пример тренировки – бег 5 Х 800 м, используемый спортсменом через несколько дней был видоизменен и превратился в пример быстрой интервальной тренировки 5 Х 800 м в пульсовом режиме 191 – 195уд./мин. и длительностью интервала отдыха бегом трусцой до пульсового режима 120 уд. /мин.

Данный метод тренировки в первую очередь оказывает влияние на развитие скелетных мышц ног. Он направлен, в основном, на совершенствование специальной выносливости и скорости бегуна и тем самым повышает выносливость скелетных мышц и выносливость сердечно – сосудистой системы, их способность переносить накопление продуктов распада и работать в анаэробных условиях (без кислорода).

Медленный интервальный метод находит основное применение на начальных этапах подготовки, быстрый в соревновательных сезонах.

Однако, чтобы метод тренировки мог классифицирован как интервальный он должен:

1)состоять из серий повторений тренировочных отрезков, преодолеваемых в пульсовом режиме ниже, чем при повторном методе.

2) включать интервал отдыха небольшой продолжительности достаточной лишь частичного восстановления частоты сердечных сокращений после предшествующей «порции» работ.

Термин «интервальная тренировка» нередко еще используется ошибочно при описании любого тренировочного метода, включающего повторение отрезков в чередовании с интервалом отдыха. Термин этот по своему происхождению действительно связан со словосочетанием «интервал» отдыха. Но интервал отдыха далеко не главный компонент данного метода, но об этом речь пойдет ниже.

Если в интервальной тренировке, например, серия преодолеваемых отрезков прерывается более длинным интервалом отдыха во время которого ЧСС у спортсмена может снизиться почти до нормального уровня (т. е. ниже 90 – 100 уд./мин.), то такая тренировка превращается в повторную. Точная граница между тем, где заканчивается один метод тренировки и начинается другой, в большинстве случаев зависит от интерпретации тренера.

Повторная тренировка представляет собой преодоление спортсменом нескольких отрезков постоянной длины, которые могут либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Пульсовой режим преодоления приведенных выше отрезков при применении повторного метода надо планировать исходя из соревновательного пульса спортсмена, который он имеет на основной дистанции.

Для наглядности приведем пример повторной тренировки для средневика на длинных отрезках по пульсовому режиму: 1000 м Х 2 с интервалом отдыха почти до полного восстановления ЧСС. Соревновательный пульс у бегуна на основной дистанции (800 м) равен 191 – 195 уд./мин. Следовательно, пульсовой режим при использовании повторного метода у спортсмена должен быть несколько выше, чем при быстром интервальном методе, т. е. 186 – 190 уд./мин. За интервал отдыха (ходьбой или сидя) ЧСС у спортсмена должна достигать уровня ниже 90 – 100 уд./мин. И только после этого можно продолжить повторение следующего отрезка. Использующие в повторном методе интервалы отдыха должны обеспечить относительно полное восстановление организма спортсмена к началу выполнения очередной «порции» работы.

Воздействие повторного метода тренировки на организм спортсмена всегда носит острый характер, поэтому его следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество спринтерских отрезков (30 м Х 2 – 3; 60 – 2 – 3; 100 м 1- 3), выполняемых повторным методом можно включать почти в каждом основном тренировочном занятии. Однако объем бега на коротких отрезках (200, 300, 400 м) при использовании повторного метода за одно тренировочное занятие не должно быть больше (1000 – 2000 м) для средневиков и стайеров.

Правильно применяемый повторный метод тренировки повышает способность спортсмена поддерживать довольно высокий пульсовой режим бега в течение «среднего отрезка» времени. Повторная тренировка это не спринт и не бег в полную силу. Спортсмен бежит с заданной и контролируемой ЧСС, которая зависит от того, к какой дистанции и пульсовому режиму он должен подготовить свой организм. Этот тип тренировки является средством развития специальной выносливости и скорости, а может рассматриваться и как метод, направленный на выработку темпа. Поэтому этот метод тренировки находит основное применение в соревновательных сезонах.

При включении прерывистых методов тренировки (интервального, повторного, варианты серий тренировочных отрезков и др.) в тренировочную программу тренеру или спортсмену следует учитывать пять компонентов в этих методах:

1) Длина тренировочных отрезков;

2) Пульсовой режим преодоления отрезков (т. е. скорость бега);

3) Интервал отдыха между повторениями;

4) Количество повторений в тренировочной серии;

5) Форма отдыха

2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.

Понятие и виды планирования

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно- воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования:

· Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

· Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную четверть).

· Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

Требования к планированию

1. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели.

С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.)

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).

Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно- воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть, выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий, и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.

Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.

Основными документами планирования в физическом воспитании являются : учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы- конспекты занятий.

Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов - учебного плана и, программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются:

а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;

б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа - это документ планирования учебной работы, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе - курса физического воспитания, в ДЮСШ - спортивной тренировки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Технологическая карта – проект педагогического процесса в границах одной темы или урока. Технологическая карта занятия отражает проектировочную педагогическую технологию педагога.

Проектирующие признаки ТК:

Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит общепедагогическая позиция автора, которая может лежать в области традиционного, развивающего образования и т. д.

Важной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержание критериев и показателей измерения результатов деятельности занимающихся на уроке.

В педагогической технологии должна быть показана не только деятельность педагога, но и учебная деятельность самих учащихся

1. До тренировки подготовить секундомер, ведомость пульсометрии.

2. Выбрать учащегося для исследования, провести с ним инструктаж и измерить у него пульс в состоянии покоя.

3. В дальнейшем измерять пульс на лучевой артерии за 10 (или 15) секунд, стараться не мешать ходу тренировки. Пульс измерять: после интенсивных упражнений, после пауз отдыха, после каждой части, в среднем через 3-5 минут, всего за тренировку около 20 раз.

4. Данные заносить в ведомость, рассчитывая ИСС за 1 минуту.

5. В графе «Примечания» фиксируются данные о нестандартном поведении испытуемого, субъективные показатели нагрузки.

6. Построить график «Пульсовая кривая».

7. Сделать выводы:

1) о постепенности повышения нагрузки в подготовительной части тренировки, и понижения в заключительной части;

2) о соответствии величины пульса поставленным задачам тренировки;

3) о преобладающем физиологическом воздействии нагрузки на организм (оздоровительном, поддерживающем, развивающем, тренирующем);

4) о соответствии нагрузки возрасту школьников;

5) о соответствии частоты сердечных сокращений субъективным показателям нагрузки;

6) о длительности интервалов отдыха и их соответствии задачам тренировки;

7) об уровне восстановления в конце тренировки.

ГАОУ СПО НСО НУ(К)ОР

ВЕДОМОСТЬ

отчета данных пульсометрии тренировки, проведенной

студентом Ивановым Сергеем Ивановичем

в УТГ классе первого года обучения в ДЮСШ № 12 г. Новосибирска

Содержание деятельности ученика Время подсчета пульса Частота пульса
за 10 сек. за 1 мин.
До урока 12 уд.
Бег 3" 20 уд.
ОРУ в движении 6" 15 уд.
Прыжки 9" 22 уд.
Упражнения с набивными мячами 13" 18 уд.
Конец первой части урока 16" 17 уд.
Верхняя передача 20" 16 уд.
Верхняя передача в движении 24" 20 уд.
Верхняя передача в движении 28" 21 уд.
Нижняя передача 32" 28 уд.
Нижняя передача в движении 35" 22 уд.
Нижняя передача в движении 39" 21 уд.
Подача через сетку - приём 43" 23 уд.
Подача через сетку - приём 47" 20 уд.
Нападающий удар по нависному мячу 52" 25 уд.
Нападающий удар через сетку 57" 26 уд.
Игра в волейбол 63" 23 уд.
Игра в волейбол 69" 20 уд.
Игра в волейбол 75" 21 уд.
Конец второй части урока 80" 18 уд.
Упражнение на гибкость с партнером 85" 13 уд.
Подведение итогов 89" 13 уд.
Окончание тренировки 90" 13 уд.
Вывод:


ПУЛЬСОВАЯ КРИВАЯ И ДИАГРАММА ПЛОТНОСТИ

Тренировочного занятия по волейболу

ДНЕВНИКА ПРАКТИКАНТА

1. Дневник необходимо заполнять во все дни педагогической практики, в том числе и в методические дни.

3. Помните, что любое мероприятие в рамках урочных или внеурочных форм работы всегда имеет три задачи: обучающую, развивающую и воспитательную. Поэтому и анализ (разбор) данного мероприятия необходимо проводить с учетом положения: есть положительный результат в решении каждой из трех задач или нет.

4. Старайтесь определить главную причину того, что определенная задача была решена неполно.

5. В графе «Рекомендации по коррекции педагогической деятельности» напишите, какие педагогические действия, средства, методы или методические приемы могли бы в будущем предупредить возникновение ошибки, которая была вами допущена сегодня.

6. В описании содержания занятий методического дня напишите, в какой степени педагогам и вами лично в совокупности удалось решить задачи по вашему обучению, развитию и воспитанию.

7. Регулярно проводя анализ собственной педагогической деятельности, вы сформируете навыки собственного профессионального педагогического мышления. Эти навыки пригодятся вам и в обыденной жизни, повысят эффективность достижения целей, которые вы ставите перед собой.



Перечень документов к отчёту по производственной практике (тренерской)

В ДЮСШ и спортивных клубах.

1. Индивидуальный план работы практиканта.

2.Годовой план- график прохождения учебного материала.

3. Один из микроциклов втягивающего мезоцикла подготовительного периода

4. Дневник-отчёт практиканта.

5. Конспект учебно-тренировочного занятия.-16 конспектов

6. Педагогический анализ занятия-4 анализа.

7. Хронометраж деятельности учащегося на учебно-тренировочном занятии.

8. Пульсометрия учащегося на учебно-тренировочном занятии.

9.Положение о соревнованиях.

10. Отчёт о практике.

Пульсометрия является одним из способов контроля за нагрузкой на уроке физической культуры. На основании показателей пульса определяется реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этой реакции на протяжении всего урока.

Пульсометрия позволяет выяснить соответствие нагрузки возрасту и особенностям отдельных учащихся, содержанию и условиям проведения за­нятия.

Для проведения пулъсометрии необходимо:

    заранее подготовить часы с секундной стрелкой или механический (а лучше электронный) хрономегр типа «Электроника-50» или «Электроника ИТ - 01»;

    подготовить протокол для черновой записи показателей;

    заблаговременно выбрать объект наблюдения. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу данного класса. Он выбирается по рекомендации учителя физической куль­туры из числа наиболее дисциплинированных, активно и добросо­вестно выполняющих задания учителя.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заранее предупре­дить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры.

Подсчитывать пульс следует сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрирующий дол­жен своевременно подойти к ученику, чтобы не отвлекать его и избежать пау­зы после выполненной работы.

В среднем на уроке у наблюдаемого подсчитывается пульс 8-10 раз. Как правило, первая проба берется перед началом урока. Для этого необходимо убедиться, что ученик находится в спокойном состоянии, т.е. показатель пульса должен быть обычным для него. Измеряют пульс перед вводной ча­стью урока и после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются основные задачи урока, перед заключительной частью урока и после его окончания. В общем пробу пульса следует брать не реже, чем через 3-5 мин, хотя от этого требования возможны отступления, обусловленные содержанием проводимого урока.

Продолжительность каждой пробы 10 сек. В ходе обработки протокола количество ударов за 10 сек., умножают на 6 и определяют ЧСС в минуту.

После всех измерений составляют кривую нагрузки (желательно на миллиметровой бумаге). По горизонтальной линии от исходной точки откла­дывают время с указанием частей урока, а время измерения пульса отмечают точками; по вертикальной линии от той же исходной точки отмечают количе­ство ударов пульса, начиная от исходного показателя пульс (перед уроком).

Пользуясь расчетными цифрами из протокола учета пульсовых данных по временному показателю замера пульса и величине его за одну минуту, на­ходят координаты различных точек. Последовательно соединяя точки цвет­ными карандашами, вычерчивают кривую, которая отражает динамику на­грузки во время урока.

По этой же кривой можно судить об эффективности отдельных частей урока в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и вели­чины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроке физи­ческой культуры нередко достигают значительной силы. Поэтому относи­тельно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе в графе «Примечание» (см. табл.).

В заключении выполняется письменный анализ нагрузки, где дается оценка величины нагрузки, ее динамики, рекомендации проводящему занятие по организации двигательной деятельности занимающихся на уроке.

ПРОТОКОЛ измерения пульса

Дата _________________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________

Наблюдение проводилось за ____________________________________________________

(фамилия, имя ученика)

Урок провел__________________________________________________________________

(Ф.И.О. проводящего урок)

Задачи урока:

Пульс до занятий в покое_____________________________________________________________

Схема педагогического анализа урока физкультуры

Сложность полного наблюдения и анализа обусловлена необходимо­стью восприятия, одновременного осмысления и оценки всех сторон учебно-воспитательной деятельности, поведения педагога и учащихся, а также усло­вий и результативности педагогической деятельности.

Все это можно фиксировать либо в виде «сплошной» черновой записи воспринимаемого на уроке с последующим выделением, систематизацией и обобщением наиболее существенного, либо в виде избирательного разнесе­ния воспринимаемого по заранее составленным графам чернового протокола (например, задачи и предметное содержание урока, организация и применяе­мые методы обучения и воспитания, дозировка нагрузок, поведение педагога и учащихся, характер и результаты их действий и т.п.).

Для ориентировки в основных направлениях полного педагогического наблюдения и анализа урока предлагается схема:

1.Подготовка учителя к уроку

    Наличие плана-конспекта, тщательность его разработки (четкость формулировки задач, подбор средств соответственно программ­ным требованиям, разработанность организации и методики обу­чения и воспитания).

    Предварительная подготовка мест занятий и инвентаря.

3.Подготовка помощников из числа учащихся, их предварительное инструктирование (физоргов, дежурных, групповодов, судей и т.п.)

4. Внешний вид учителя (специальная одежа и обувь, их состояние). Внешний вид занимающихся.

зарина баймагамбетова
Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий . Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе . На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока , что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки» .Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока : за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока ; после подготовительной части урока , 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений) ; после заключительной части урока .

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц , как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания» .

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия :

– своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки) ;

– подготовить протокол для черновой записи показателей;

– заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания .

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс ) : девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая» .

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме . Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Публикации по теме:

Нестандартный урок физической культуры с элементами интеграции с историей Этот урок относится к нестандартным урокам. Мне хочется активизировать и заинтересовать всех учеников уроком физической культуры, создать.

Консультация «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» (печатался в Всероссийском научно – методическом журнале изда-тельской.

Консультация «Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» Тема: «Создание специальных образовательных Условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» (Публикация. Российский.

Возможности физической культуры в речевом развитии детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области Доклад.

Использование современных оздоровительных технологий на занятиях физической культуры Слайд 1. Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.



 

Возможно, будет полезно почитать: