Пятиборье в программе античных игр олимпиады называлось. Какие виды спорта входили в олимпийскую программу древней греции. «А судьи кто?»

Классификация религий :

По социальному охвату и масштабам распространения:

Родоплеменные

Народностно-национальные

Мировые

3.1. Родоплеменные религии

Родоплеменные религии - складывались в условиях первобытного общества, формировались на условиях жизни конкретного рода или племени.

К историческим первым религиозным верованиям относят:

АНИМИЗМ (душа) - вера в существование души и духов, которые населяют животных, растений, явления природы, они обладают сверхъестественными возможностями. Верование существует на территории данного племени.

ФЕТИШИЗМ (освящение, обожествление). Эта вера в сверхъестественные возможности неодушевленных предметов.

ТОТЕМИЗМ (тотем - «его род») Вера в кровнородственную связь с животными, которое является родоначальником и защитником данного рода, обладающими сверхъестественными возможностями.

МАГИЯ (колдовство) Вера в способность возможность сверхъестественным образом действовать через духов и богов на людей, животных, социальные и природные явления в тех или иных интересах.

По мере разложения родоплеменной организации и складывание этнических общностей родоплеменные религии вытесняли.

3.2. Народно-национальные и мировые

Однако родоплеменные религии существуют у народов Австралии и Океании, Африки, Азии, у индейцев северной и южной Америки.

Свойства н-н.

1. Детальная ритуализация повседневного поведения людей.

2. Специфический обряд, который затрудняет общение с иноверцами.

3. Строгая система предписаний и запретов

К этим религиям относятся: Индуизм, Джайнизм, Даосизм, Конфуцианство, Синтоизм, Иудаизм, Сикхизм, Парсизм.

По мере становления государств и попыток складывания мировых империй формируются мировые религии. Особенности становления мировых религий - буддизм, христианство, ислам.

1. Возникло в эпохе великих исторических переворотов.

2. Большая роль в их развитии, кот. смогли понять и адекватно выразить потребности масс в новой религии.

3. В мировой религии отражен образ жизни многих народов, которые находились на разных уровнях экономического развития и живущих в разных регионах.

4. В мировой религии проповедуется идея равенства людей, не существует обрядность прежних религий.

По особенностям объекта и веры, различают:

Политиистические и монотеистические типы религии.

От сюда - полидемонизм

Полидемонизм возникает в условиях позднеродового строя, когда безличные духи наделялись своими функциями, видами, дятельностью.

Постепенно формируется иерархия духов, выделяется главный дух - покровитель. В последствии появляется дух племени.

Сейчас политеотич. Религиями являются: буддизм, индуизм, синтоизм, парсизм.

По мере разделения труда и социальной дифференциации возникают религиозные формы политеизма переходные к монотеизму.

Переходные формы :

1. Супремотеизм - почитание многих богов при приоритете одного главного.

2. Генотеизм - признания существования множества богов, но почитание одного.

3. Монотеизм - представление о существовании одного единственного бога. Это христианство, ислам, сикхизм и иудаизм.

ИНДУИЗМ - в южной Азии, в Индии (~ 80% населения, в Непале). Сторонников ~ 800 млн . человек.

ИНДУИЗМ сформировался из древнеиндийской религии, брахманизм и стал религией в начале н.э.

ИНДУИЗМ унаследовал многие стороны брахманизма.

1. Священные тексты ВЕДЫ.

2. Учение о роли брахмана как посредника в общении с богом.

3. Признание социального неравенства людей в форме каст.

4. Основные понятия:

Дхарма - долг (совокупность религии и общественные обязательства)

Сансара - учение о перенесении душ

Карма - общественный закон, который состоит из 8 ступеней (нравственный закон воздаяния, который предполагает наказание (неотвратимое) за содеенное в данной жизни)

Нирвана - состояние прозрения, внутреннего равновесия и благостности.

Важнейшими Богами Индуизма является Брахма, Шива, Виншу.

Брахма - создатель и первооснова мира, но в культе его значение не велико.

В зависимости от почитания одного их 2-х других богов, в индуизме возникают 2 направления: ШИВАИЗМ и ВИНШУИЗМ .

ШИВАИЗМ :

Бог Шива - разрушитель, олицетворяет мужское животворящее начало. Это начало называется Лингам (символ мужского пола и объект поклонения бездетных женщин).

Супруга Шивы - КАЛИ. Она повелевает демонами, насылает болезни и несчастья.

ВИНШУИЗМ:

Бог - Вишну - хранитель мирового порядка. Он может появляться в воплощениях - АВАРАТЫ ((10)рыба, кабан и т.д.)

Он так же является (8-ая аватара) - КРИШНЫ - бог защитник, и (9-ая аватара) - РАМА - рыцарь-царевич, победитель демона.

ДЖАЙНИЗМ:

Сложился в 6 веке до н.э. на территории индийского штата Бихар.

Основатель - ВАРДХАМАНА, выходец из касты воинов за заслуги он получил титул - Джина - победитель МАХАВИРА - герой.

По титулу Джима пошло название - Джайны.

Сейчас Джайнов ~ 5 5 млн. человек.

Вероучения:

1. Используется индуистская концепция кармы и нирваны.

2. Непризнание существование бога-творца, так как мир изначален.

3. Душа - вечная инстанция, она выше материальной оболочки тела.

Совершенствование души через аскетизм ведет к нирване.

Освобождение души от материи и кармы (которая материальна) является главной целью - МОКША

Условиями достижения МОКШИ является 3 драгоценности.

· Вера в истинность джайдонистского учения

· Знание его сути

· Ведение праведной жизни в соответствии с 5-ю обетами:

1. не вредить живому

2. не красть

3. не стяжать

4. не прямодействовать

5. быть искренним и благочестивым

4. Признание всеобщей одушевленности природы, что является запретом на охоту, рыболовство, земледелие скотоводство, с другой стороны поощрение ремесла, торговли и растовщительства.

5. Особенности религиозного культа и действий:

Отрицание святости ВЕД, т.к. джайнизм противостоит индуизму.

Отвергание богов как главных объектов почитания

Отрицание кровавых жертвоприношений

Отвергание сословий и каст

Призывы щадить лучшую жизнь

Побуждение к отшельничеству

Допущение к монашеству женщин

предписание совершать ритуалы обнаженным

Возник на рубеже 15-16 вв. на северо-западе Индии в районе 5 великих притоков ИНДА в месте ПАНДЖАБ (сейчас это инд. штат). Имеет черты индуистской и исламской культур. Основатель ГУРУ НАНАК, ученики - СИККИ (пер.-ученик). Сикхизм признает единого бога, имя которого - ХАРИ - он не видим, вечен, всемогущ и т.д.

Мировые религии ВОСТОКА.

Буддизм - самая древняя из мировых религий. Возникла в 6 веке до н.э. в Индии. Корни религии в браманизме.. Основатель - принц Гаутамма, из рода Шакья. Основные положения буддийского вероучения.

1. существуют страдания, которая наполняет наша жизнь

2. самудая - Дукха имеет причину: страдания, вызываются алчностью людей, их стемлению к наслаждению

3. Ниродха - дукху, можно прекратить, т.е. люди смогут преодолеть эгоистические желания, если погасят и отрекуться от них

4. Мага - есть путь прекращения дукхи.

Правильные поведения достигают через 10 рецептов :

1. Избегать лживых речей

2. Не принимай алкоголь и наркотики

3. Не ешь в запретное время - после полудня

4. Не танцуй и не пой

5. Не живи в роскоши

6. Не пользуйся косметикой и украшениями

7. Не принимай золота и серебра (в значении денег)

8. Не владей и не обладай ничем

9. Не убивай, не вреди людям и животным

10. Не вступай в брак и не прелюбодействуй

Истина + Рецепты = арья - сатья

Правильное знание предполагает внутреннее самоуглубление и созерцание истины, т.е. медитацию

Стадии медитации :

1. Чистый и невозмутимый ум, сосредоточен на осмыслении истин

2. Усиленное невозмутимое размышление

3. Достижение совершенной невозмутимости и освобождение от ощущения ……..

4. Полное состояние совершенной невозмутимости, безразличия, невосприимчивости, при котором достигается прекращение страданий, т.е. нирвана.

Как и в индуизме основными понятиями Буддизма являются: Дхарма, Сансара, Карма, Нирвана .

Джарма - нематериальная частица.

При различных комбинациях и потоков дхарм соединяет бытие человека, животное, растение, камни.

Распад этих комбинаций - смерть, но дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию - т.е. происходит перерождение - САНСАРА.

САНСАРА - бесконечная цепь перерождения всего живого и неживого на Земле. Смерть в данной жизни - начало следующей жизни.

В сансаре имеется 6 видов существ, в которые происходит реникарнация:

1. Боги - каждый достигает нирваны, может переродиться в Будду (Будд - много)

2. Асуры - низвергнутые демоны, которые противостоит Богам

4. Животные

5. Преты - духи умерших

6. Обитатели Нараки, туда попадают за преступления, но по достижении вины происходит возврат в сансару.

Человек, который решил выйти из круга сансары и достичь состояния Будды, называется Ботхисатва.

Как и Будды, Ботхисатхвы являются объектом поклонения и обожествления.

КАРМА - воздаяние в последующей жизни в зависимости от поведения в нынешней жизни.

Эти поступки и представляют вид нового поведения.

Карма имеет роковой характер, т.е. чем не может избежать последствии своих поступков, но способен своей добродетельной жизнью разорвать сансара и достичь нирвану.

НИРВАНА - состояние умиротворенности, благостности слияние с Буддой. Здесь угасают дхармы, нет перерождения и возвращения в мирскую суету. По достижении нирваны - спасение.

В многобожном Буддизме не Бога - творца, мир существует сам по себе, развиваясь в вечном круговороте сансары.

1. ХИНАЯНА (узкий путь спасения). Спастись могут не многие и только через монашество. Идеалом праведника является АРХАТ - чел., свободный от всего мирского. Хинаяна преобладает в буддизме и распространяется в Тайланде, Бирме, Лаосе, Цейлоне, где ее приверженцы составляют 70-90% от числа верующих.

2. МАХАЯНА (большой путь спасения). Спастись многие могут - монахи и меряне, соблюдение монашеских ограничений не обязательно. Значимую роль играют молитвы, обряды. Это течение распространяется во Вьетнаме, Корее, Китае (национальный вариант называется: Чань-Буддизм), в Японии (Дзен-Буддизм).

3. ЛАМАИЗМ (от тебетского - лама - высший, авторитет в вероучении) - это синтез махаянь + ваджираяны (древние направление буддизма) + Доббудийского комппека верований народов при Гиламайского региона. Он сложился в 7-15 веке н.э. основное внимание уделяют обрядам, как способу прорыва из сансары. Центр жизни - ДАЦАН - …….. монастырь.

Направления Ламаизма :

1. Красношапочные (менее строгое)

2. Желтошапочные (более строгие - по-тибетски ГЕЛУКПА, глава гелукпы имеет титул - ДАПАЙЛАМЫ)

В России Буддизм распространен в форме монгольского варианта. На территории Калмыкии с 15-го века, Бурятии и Тувы с 18 века, ныне ~ 700 млн. человек.. Главная книга - ТИЛИТАКА (3 корзины)

ИСЛАМ. Самая молодая из мировых религий и 2-ая по численности. Численность - более 1 млрд. человек. Ислам возник в начале 7-го века н.э. в Западной Аравии.Основатель - МУХАМЕД. В 610 - началось учение., в 622 - бегство из Мекки в Медину, спасаясь от гонений. ОТ этого года началось мусульманское летоисчисление.

Мехамед был их племени КУРЕЙГИ, а дочь выдал замуж за АЛИ, из племени - АМИЯРДОВ.

КАРАН (чтение вслух, наизусть), он состоит из 114 глав, в порядке убывания длинны.

Главы называются - СУРА, самая длинная вторая, она называется КОРОВА, затем - СКОТ, затем - ЖЕНЩИНЫ, 114-ая - ЛЮДИ. Самая короткая первая - она вводная.

Второй источник вероучения СУННА, священное придание о жизни и деяниях пророка.

Основные понятия:

В широком смысле - весь мир, где действуют законы Карана. Он называется - Дар-аль - Ислам ему противостоит.

Дар-аль - харб - мир, где законы Карана не действуют.

Задача превращения Дар-аль-харб в Дар-аль-ислам с помощью священной войны - джехада.

В узком смысле - ислам принадлежит к мусульманской религиозной общине - УММЕ. Именно так человек называет себя верующим - МУСЛИМ. На западе и в Боснич верующие называются Муслимане.

В переводе - ВЕРА. Это догматика ислама.

Основным догматом является вера в одного единственного и единого бога - АЛЛАХА.

АЛЛАХ (божество) - он творец всего, всемогущ, не имеет ни детей, ни образа.

Очень важным является признание пророческой миссии Мухаммеда и др. 28 главных до него пророков.

3. ДИН (божественное установление). Это предписание Ислама, как жить и вести себя.

Ежедневная обязательная 5-ти кратная молитва в установленное время.

Ритуальное омовение

Выплата налогов в пользу нуждающихся - ЗАКАТ

Ежегодный пост - УРАЗА, в месяц РАМАДАН

Хадж (паломничество) в Мекку.

Обычаи и запреты Ислама .

1. Обязательное обрезание мальчиков

1. Сунииты - ~ 80 % мусульман. Они были в Ираке.

Они признают Каран и Сунну в полном объединении. Считают, инам-халиф должен быть из племени, как пророк Мухаммеда.

2. Шиизм (приверженность). Их ~ 10% от всех мусульман. Шииты в Сунне признают лишь те разделы, которые основаны на авторитете Али (т.к. он является зятем). Они считают, что иман-халиф должен быть из Алидов - потомков Али. Шниты приобладают в Иране.

3. Хариджизм (возмутившиеся) ~ около 5 %. Они признают равенство всех мусульман в общине - умше, и считают, что имамом может быть избранный любой член общины.

В исламе существует много систем.

С 18 века из Суннизма выделился - ВАХХАБИЗМ . Основатель - Ваххаб. Это исламское течение, выступающее за возврат к истокам ислама через чистоту и строгость. В настоящее время активизировался на территории северного Кавказа, и используется как духовная основа СЕПАРАТИЗМА.

ХРИСТИАНСТВО самая многочисленная и распространенная мировая религия ~ 2 млрд. человек.

Возникло в начале 1-го века в римской провинции Палестине .

Первый фактор возникновения - переход Рима от республиканской формы правления к монархическо-имперской, что сопровождалось усилением жестокости и деспотизма.

Второй фактор кризис иудаизма - как результат разложения древне-еврейского общества из-за его колонизации Римом.

Третий фактор - появление множества мистико-аскетических сект, живших коммунами, распространивших пророчество о конце света и ожидавших прихода Миссии как вершину справедливости.

Четвертый фактор - появление множества бродячих проповедников, которые выдавали себя за Миссию.

Подтверждением сложившихся ситуаций, служат найденные 0,5 века назад на берегу мертвого моря древние свитки.

Они принадлежали секте ЭССЕНОВ, которые содержали фрагменты библейских текстов, различные эсхатологические (лжеучения о конце света) и надежды на миссию из рода Давидо.

Сейчас идет дискуссия о реальности личности И. Христа. Одни считают что такой человек жил (это преимущественно, представители церкви), другие полагают, что это собирательный образ многих проповедников.

Иисус - это греческий, перевод с древне-еврийского из иврита (по ивриту получается Иешуга-Нацтра).

Прозвище Христос по древнееврейского - Моншах-Миссия - помазанник Божий.

Первые 3 столетия христиане преследовали, т.к. это учение появилось как религия ….. и угнетенных. Однако, за это время христианство распространилось и приобрело множество сторонников. Это связано с универсальным характером новой религии, которая:

Не признавала национальные границы

Не важно социальное положение человека, т.к. все считались равными перед Богом и всем в равной степени обещалось спасение души после смерти.

Однако, в 312 году император, Константин (римский), уровнял христианство с другими религиями, а в 325 году объявили государственной религией Рима.

Христианская вера основана на БИБЛИИ (книга - с греческого)

Первая честь Библии - Ветхий Завет , который содержит основы мироздания и праветвенности на фоне израильского народа (т.к. иудеи считали себя богоизбранным народом).

Новый Завет содержит описание жизни и учений Христа

БИБЛИЯ создавалась ~ с 6 века до н.э. - 6 в. Н.э. (до и после Рождества Христова) т.е. ~ 1000 лет.

Христианская догматика формировалась в 4-6 в. Н.э.

Большую роль в этом сыграли религии. В селянских соборов, церкви. Важнейшими из них считают%

1. Никейский - 325 г.

2. Константинопольский - 381 г.

3. Ефксский - 431 г.

4. Халкидонский - 451 г.

5. №2-Константинопольский - 553 и 681

6. Никейский - 787 г.

Основные догмы Христианства.

1. Бог - творец всего сущего

2. Три единства Бога: Бог - отец, Бог - сын, Бог - святой Дух.

3. Богвоплощение - Христос является Богом-человеком

4. Грехопадение

5. Искупительное распятие Христа и его воскрешение. Дни искупления греха человеческого Господь послал своего Сына. Воскрешение Христа символизирует надежду на спасение и воспоение с богом после смерти и очищение от грехов.

6. Вера в загробное существование души и в потусторонний мир (ад, рай). Рай - сад, Ад - место, лишенное света.

7. Страшный Суд - ему предшествует второе пришествие Христа.

Решение о судьбе Души принимается при оценке соотношения грехов и содеянных добрых дел. Эта оценка длится 40 дней после кончины. На 9-ый день Душа прощается и покидает тело.

Соблюдению и укреплению этих догматов способствуют христианские таинства - обряды :

1. Крещение

2. Мирропомазание

3. Причастие (евхаристии-греч.)

4. Покаяние

5. Брак (венчание)

6. Елеосвящение (елей-масло). Она осуществляется над больным или умирающим.

7. Рукополомение (священство) - относится только к священнослужителям и считается возведением в духовный сан.

Особенности католицизма, православия и протестантизма.

Будучи единым, христианство раскололось.

Первый раскол 3-4 в.н.э. с разделением Римской империи на западную и восточную. Окончательное оформление раскол получил в 1054г., когда официально закрепились католицизм и православие.

В середине 16 века в эпоху реформации, от католицизма откололся протестатизм - второй раскол.

Развиваясь порознь, западный и восточный варианты христианства (католицизм и православие) приобрели различия.

Различия Православия и Католицизма.(догмы)

Католицизм

Православие

1. 1. Признание, что Святой Дух произошел от Бога-Отца и Бога-Сына

1. Святой Дух произошел только от Бога - Отца

2. 2. Основа веры - священное писание и священное придание

2. Божественные откровения

3. 3. Наличия учения о сверх должных заслугах Христа и Святых, который явился сокровищницей церкви. Из нее она уделяет часть для искупления грехов людей. Отсюда возникла практика ИНДУЛЬГЕНЦИЙ - отпущение грехов за деньги.

3. Сверх должных заслуг нет, но Духовенство может отпускать грехи за земные заслуги перед церковью людей, например, роспись фресок монастыря, большое пожертвование.

4. Признается учение о чистилище с 1439г. На Флоритейском соборе, чистилище место куда попадают души для очищения от грехов, чем больше грехов, тем больше чистилища за деньги. Церковь может сократить срок пребывания в чистилище.

4. Чистилища нет, но незначительные грехи искупаются в верхних кругах ада, а потом душа в ад не попадает и блаженства не получает

5. Догмат в 1854г. О непорочном зачатии девы Марии в 1950г., о ее вознесении на небо

5. Догмата нет, но возвышенное почитание Богородицы

6. В 870г. Догмат о непогрешимости в делах веры и о божественном происхождении власти

6. Догмата нет, но власть считается данной от Бога.

7. Крещение через окропление водой

7. Крещение через погружение в купель

8. Миропомазание над 7-8 летними детьми и иногда над взрослыми

8. Миропомазание над младенцами

9. Причастие пресным хлебом - облатка или хлебом-вином

9. Только хлебом и вином

10. Крестное знамение всей ладонью сверху - вниз, слева - направо

10. Крестное знамение тремя пальцами сверху - вниз, справа - налево

11. Главный праздник - Рождество

11. Главный праздник - Пасха

12. Для поклонения используются иконы и скульптуры

12. Только иконы, мощи и святые источники

13. Богослужение ведется на латинском под органную музыку

13. Богослужение на старославянском, без музыки под хоровые или сольные пение

14. Целибат (безбрачие) для всего духовенства

14. Целибат (безбрачие) только для монашества (черное духовенство), а белое духовенство могут завести семью, но карьеры у них нет

15. Глава церкви считается - Папа Римский

15. Глава церкви считается - Иисус Христос, а патриарх - предстоятель

16. Признается влияние 21 вселенского собора

16. Признается только первых 7, т.к. остальные - они не участвовали

17. Институт кардиналов освобождает от всех обязанностей, а… в папстве

17. Иерархия - совмещают обязанности по руководству постовой и по управлению церковью

18. Признание - нерасторжимости брака

18. Допустим развод в отдельных случаях

19. Наличие единственного центра - Ватикан

19. Единого центра нет, а существуют 15 автокефальных церквей (независимых). Константинопольский, Иерусалимский и т.д.

20. Существуют монашеские ордена

20. Вместо орденов существуют монашеские братства и сестричества

Если католиков ~ 1 млрд. человек, то православных ~ 200-300 млн. человек, протестантов ~ 500-600 млн. человек.

Особенности протестантизма:

1. Признание возможности непосредственной связи с Богом без церкви..

2. Спасение человека возможно лишь через его личную веру в искупительную жертву Христа.

3. Миряне не отдельны от духовенства.

4. Верующие не подчиняются Папе Римскому.

5. Из таинств, признается Крещение и Причастие

6. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов

7. Не признаются культ Богородицы, чистилище, монашество, крестное знамение, иконы, священные облачения, мощи и молитва за умерших.

Протестантизм не однородный. Основные его направления является ЛЮТЕРАНСТВО, КАЛЬВИНИЗМ (Ж. Кальвин), АНГЛИКАНСТВО (в И. К.)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: “Журналистика”

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

“Кто знает одну религию – не знает ни одной.” (Макс Мюллер)

Типы и классификации религий

Введение 2

1. Первобытные верования 3

1.1. Тотемизм 3

1.2. Анимизм 4

1.3. Фетишизм 5

2. Национальные религии 6

2.1. Древние национальные религии 6

2.2. Индуизм 7

2.3. Даосизм 10

2.4. Конфуцианство 11

2.5. Синтоизм 12

2.6. Иудаизм 13

3. Мировые религии 15

3.1. Буддизм 15

3.2. Ислам 17

3.3. Христианство 19

3.3.1. Православие 19

3.3.2. Католицизм 21

3.3.3. Протестантизм 22

Заключение 24

Список использованной литературы и источников 26

Введение

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них – осуществление этого духовного, идеального начала.

Для большинства верований характерно многобожие, политеизм, но некоторые, особенно развитые религии, отличает монотеизм. Бог в них выступает как верховное, над миром возвышающееся существо, творец и управитель мироздания. Идея Бога (или божеств) составляет само средоточие верований.

В учениях великих мировых религий есть черты сходства. Особенно это относится к монотеистическим религиям – иудаизму, христианству, исламу. Едина их мировоззренческая основа и очень близки между собой формы cуществования. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах, изредка чудовищных и звероподобных, чаще человекоподобных.

Религия, которая считает себя саму единственным подленником, оказывается в тупике. Глубины каждой религии едины в истинном, так же, как все люди едины в Боге, но единство религий еще не означает их равенства, равенства всех течений. Во всякой мировой религии есть некое духовное ядро, есть труднодоступная глубина. Это глубинное ядро каждой религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой религии, чем к своей собственной переферии. И в каждой религии путь открывается только великому личному усилию.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества. Различные вероисповедания аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств. Поэтому люди должны признавать права на существование и равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, проявлять терпимость, уважать взгляды и позиции друг друга и, конечно, отказаться от любых видов силового давления и иных форм воздействия.

1. Первобытные верования

1.1. Тотемизм

Одной из самых ранних форм религии является тотемизм, который обычно определяют как веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом растений, животных или иных явлений природы. Источник тотемизма – вера в духовное единство человека и природы. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником. Члены группы, тотемом которой был, например, кенгуру, считали себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы. Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чужих».

Тотемизм – это вера в некую безымянную или безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению и живет после них и остается неизменной.

С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной, система специфических запретов – табу. Табу – религиозно-магический запрет, нарушение которого карается болезнью или смертью, насылаемыми либо абстрактной сверхъестественной силой, либо конкретными духами и богами. Объектами табу могли быть вещи, слова, действия, места, животные, люди и т. д. Многочисленны пищевые табу – от запрета есть тотемных животных до отработанной системы постов в мировых и ряде национальных религий. Запреты характерны для всех ранних и развитых форм религии. Нарушение их ассоциировалось с понятием греха и следующих за ним разных форм покаяния, искупления и т. п.

Выступая в тотемизме магия жизни и смерти проявляется в обряде повторного рождения, в инициационной реинкарнации (переселении души из одного тела в другое), совершаемой в тесной связи с вселяющимся, вечно живущим тотемом. Представление о реинкарнации, о возможном перевоплощении человека, в частности умершего предка, в его тотем и обратно привело к усилению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности.

1.2. Анимизм

В качестве другой ранней формы религиозных представлений и верований следует назвать анимизм – веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им разум и сверхъестественное могущество. Если тотемизм ориентирован на внутренние потребности данной родовой группы, на ее отличия от других, то анимистические представления имеют более широкий и всеобщий характер, понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи. Все они в представлении первобытных людей имели душу, разум, могли чувствовать и действовать, причинять пользу или вред. Следовательно, ко всем этим явлениям природы необходимо относиться с вниманием – приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые церемонии.

Анимизм выражал тот факт, что первобытный человек был способен к созданию абстрактных понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних людей появилось представление о существовании реального, земного мира и наряду с ним потустороннего мира. Люди стремились «привести в соответствие» эти два мира, средством такого привидения выступала магия.

Магия – это совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, а магические представления и действия возникали тогда, когда человек не был уверен в своих силах, когда он сталкивался с проблемами, решение которых зависило не столько от него самого, сколько от множества внешних факторов. Именно эта зависимость и заставляла человека полагаться на помощь таинственных сил и совершать символические действия.

Магия возникла параллельно с тотемизмом и анемизмом для того, чтобы с ее помощью можно было осуществить воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов. По мере развития магического мышления человеку стало казаться все более очевидным, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от окутанных магией внешних обстоятельств. В итоге это привело к тому, что многие конкретные предметы и явления начали восприниматься в качестве носителей магической силы. Возник первобытный фетишизм.

1.3. Фетишизм

Суть фетишизма состоит в том, что отдельным предметам приписывается магическая сила, способность влиять на ход событий и получение желаемого результата. Фетишизм проявлялся в создании амулетов, талисманов и идолов, в которых видели носителей того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов.

Фетиши, то есть священные предметы, сопровождают всю жизнь первобытного человека. Это может быть и камень, и зуб животного и даже череп родственника. В них обитают духи, и человек обладающий фетишем, заручается их поддержкой. Как и тотемизм, вера в фетиши не есть какая-то особая религия. Иногда какой-нибудь фетиш приобретает значение талисмана. Он противопоставляет силе – силу, вредоносному влиянию – свое, защитное. Вера в значение таких амулетов проходит через все века человеческой истории.

Классификация религий

В связи с многообразием религиозных направлений встает проблема их классификации. В этом вопросе выделяют несколько подходов, ни один из которых не является общепризнанным.

Нормативный подход- деление религий по принципу истинности на истинные (правоверные) и ложные. Уже к V в. в христианской литературе было выделены три основные религии: христианство - истинная религия и две ложные - иудаизм и язычество (под последним термином объединялись все остальные верования). С течением времени, по мере знакомства европейцев с традиционными формами религиозности Востока, список ложных религий стал пополняться - сначала к нему был добавлен ислам, потом буддизм.

В христианской традиции также существуют понятия еретические церкви - учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви (например, с точки зрения католиков, еретиками являются протестанты), и схизматические церкви - направления, образовавшиеся при расколе материнской церкви, но не отказавшиеся от главных ее догматов (например, с точки зрения католиков, схизматиками являются православные).

Подобный подход к классификации религий существует и в других религиях. Так, в индуизме все религии подразделяются на две категории: истинный и вечный закон Бога, т.е. собственно индуизм, и временные человеческие учения о Боге, не обладающие всей полнотой истины, - все остальные религии мира. В исламской литературе выделяются три группы религий: полностью истинная (ислам), частично истинные (так называемые религии книги: христианство, иудаизм и зороастризм), полностью ложные (все остальные религии, особенно политеистические).

Эволюционный подход.

С XIX в. бытует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Г. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем, какую роль они сыграли в самореализации Духа.

Недостатками гегелевской классификации является ее христиано- центричность, в ней также нет места исламу. Исходя из его классификации непонятно, как быть с последующим историческим развитием, так как в ней нет места появлению новых форм религии. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему. На основе идей Г. Гегеля было создано еще несколько видов классификаций религий.

Географический подход Учитываются реальные исторические и генетические связи между религиями.

Выделяют:

Религии ближнего Востока (иудаизм, христианство и мусульманство);

Религии Индии (индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм);

Религии Африки или племенные культы Черной Африки;

Религии Америки (верования индейцев);

Религии Океании (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);

Классические религии Древней Греции и Древнего Рима (эллинистические религии).

Но наличию общего ареала происхождения религии разделяются па западные (христианство, ислам, иудаизм) и восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).

Морфологический подход

Религии разделяются по составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм (однобожие, т.е. религии с иерархией и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний ИУДАИЗМ, сатанизм, саентология), супратеизм, или «надбожие» (монистческий индуизм Шанкары, эллинистический космизм).

Родоначальником морфологических классификаций религий является английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Таплор, выделивший последовательные ступени развития религии:

Генетический подход

Учитывает характер происхождения религий, при котором они подразделяются на естественные (народные) религии и религии откровения (личностные религии).

Под естественными религиями понимаются те из них, которые возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе. Эти религии появились не вследствие деятельности пророков, их учение не основывалось на каких-либо письменных источниках откровениях или священных писаниях. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. К естественным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм.

Совсем другой характер имеют религии откровения. Они связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателен. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что конкретный человек основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в данной группе верований и культа. Во всех религиях откровения можно выделить этапы, схожие между собой. Сначала появляется сам вдохновленный свыше будущий основоположник. Он, путешествуя, учит, и ничего не записывает. С течением времени он собирает вокруг себя группу учеников. Жизнь такой группы связана простыми отношениями и религиозными практиками.

Следующим этапом становится смерть учителя. Никто из учеников не в состоянии заменить умершего учителя. Происходит реорганизация группы, и умерший учитель становится объектом почитания. Этот момент является новой стадией, гpyппa перестает быть группой учеников, становится первой религиозной общиной. Развитие религиозной организации выдвигает на первый план харизматичность не персональную, а уже групповую. Объединительным элементом в этот период является скорее культ, нежели учение. С момента установления организационной дисциплины первая община переходит в новую формацию - церковь. Теперь главное внимание уделяется развитию вероучения, формулируются основные положения веры и культа, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, и с ним вырабатываются принципы правоверия, ереси, раскола. Этот процесс связан с различением священнослужителей и обычных верующих. Становление церковной организации не всегда происходит так гладко - часто процесс, довольно сложный, наталкивается на сопротивление и не лишен попыток возвращения к первичным формам.

Исторический подход

Тип религии увязан со стадией развития общества и этноса. Выделяют национальные, мировые (наднациональные), родоилеменные религии. Мировым религиям свойствен прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитичный характер. Мировые религии широко распространены по всему земному шару и не связаны с каким-либо конкретным этносом, в то время как национальные религии имеют особую этническую окраску. национальные религии возникли из родопдеменных в период формирования классового общества и отражали процесс формирования конкретных этносов. Родоплеменные религии в виде культа предков, примитивной магии, фетишизма и др. сохранились у некоторых народов Ллин, Африки, Америки и Океании..

Историческая классификация религий

Тип религий Основное направление Время появления Краткая характеристика
Родоплеменные Анимизм Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы
Тотемизм В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана
Фетишизм В эпоху верхнего палеолита XXXV- X тыс. до н.э. Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
Магия В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей
Национальные Индуизм, иудаизм, син­тоизм, конфу­цианство, зороастризм, даосизм и др. III-I тыс. до н.э. Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными
Мировые Буддизм: хинаяна, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм VI - V вв. до н.э. VI-V вв. до н.э. I в. н.э. VII в. н.э. VI в. н.э. Религия спасения, отрицающая мир
Христианство: католицизм, православие, протестантизм I-III вв. н.э. Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 г., образование протестантизма в XVI в. Положительная религия спасения
Ислам: суннизм, шиизм VII в. Религия нравственности
Синкретические Кибангизм, вуду, сантерия, палерия, каоданзм, (каодаи), растафари XIX - XXI вв. Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам

К середине XX в. ученые-религиоведы среди всех религий выделили три главные, получившие статус мировых: христианство, ислам и буддизм. Эти религии были выделены из-за большой численности их адептов, широкого распространения по всему миру, высокой степени изученности.

В наш век, век глобализации, многие ученые мира называют уже 12 мировых религий: христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм, сикхизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и бахаизм. Они выделены из множества религий мира по признакам:

Возраст не менее 100 лет;

Распространенность во многих странах мира;

Наличие центральной организации и (или) унифицированных писаний и культа;

Устойчивое название, с которым связана самоидентификация адептов;

Культовая, догматическая и организационная независимость от других религий;

Степень изученности и роль в истории человечества;

Число приверженцев этих 12 религий составляет более 95% всех верующих и около 80% населения Земли. Несмотря на ряд общих признаков, мировые религии сильно отличаются друг от друга. Так, самой древней из них, индуизму, более 5 тыс. лет, самой молодой, бахаизму, всего 150 лет. Самая многочисленная мировая религия, христианство, насчитывает около 2 млрд адептов, зороастрийцев - лишь 300 тыс. (имеются и другие данные).

Ни одна из мировых религий за время своего существования не смогла сохранить внутреннего единства. Они претерпевали многочисленные расколы и состоят из различных ветвей, имеющих единый исторически фундамент. Поэтому 12 мировых религий - это не единые монолитные универсальные организации, а скорее семейства церквей, связанных единством происхождения .

Необходимо понимать генетический и исторический подходы к классификации религий диалектически, так как одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная, и как мировая или родоплеменная.

Хронологический подход

Разделение религий на мертвые и живые (современные). Мертвые религии - это те, которые существовали в прошедшие исторические периоды. Судить о них мы можем по оставшимся святыням - архитектурным объектам, а также религиозной литературе, легендам, мифам и т.д. Живые религии - это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей. В последнее время среди современных религий выделяют новые религиозные, движения (НРД). Возникшие совсем недавно, они часто даже в названии содержат корень «нео»: неохристианство, необуддизм, неоиндуизм, неоориентализм.

Новые религиозные движения имеют ряд общих черт, которые позволяют объединять столь разнородные группы верований. Российские религиовед А.С. Тимощук выделяет особенности новых религиозных движений:

1. Особый социальный состав первого поколения верующих. Как правило, это молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять». Здесь же следует отметить и социально-экономический статус. И для западных стран и для России характерно, что этот уровень в целом не ниже среднего, а то и выше, т.е. костяк таких групп составляют обеспеченные люди, которые в жизни ищут чего-то большего, нежели материальный достаток.

2. Наличие харизматического лидера свойственно самому раннему этапу НРД. Если группа продолжает развиваться на принципах, установленных лидером, то это говорит о том, что группа перешла в разряд народных религий.

3. Большинство НРД объединяют своих адептов не только вокруг идеи индивидуального спасения, но и спасения коллективного. Спасение, о котором говорят в НРД, достигается за счет более интенсивного получения религиозного опыта. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше.

Социальный подход

Выражает отношение религии к миру, человеку. Религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение к миру, например гностическое (познавательное), мистическое (магия), или, наоборот, прагматическое (религии процветания, сайентология). Выделяют также религии спасения: христианство, иудаизм, ислам, зороастризм и др., т.е. религии, где сильно развита сотериология - учение о спасении и искуплении. Эти религии обещают спасение человека после смерти на определенных условиях, и земной мир для их адептов - лишь преддверие к вечной жизни.

Наиболее рапростроненной среди всех религий является христианство . По всему миру христианство исповедуют около 2,1 миллиарда человек. Название своё христианство получило в связи с тем, что в центре его вероучения стоит личность Иисуса Христа (хотя термин этот возник не раньше конца II в.) Согласно одной из догм христианства, богочеловек Иисус Христос сошёл на землю, чтобы принять мученическую смерть и ею искупить первородный грех людей. Вера в искупительную жертву Христа и всеобщую греховность людей – одно из основных положений христианского вероучения. Многие исследователи вообще отрицают историчность Христа, другие же считают, что Иисус существовал, но не как богочеловек, а как простой еврейский проповедник. Христианская религия провозглашает принцип единобожия. Вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог хотя и один, однако выступает в трёх ипостасях (лицах): Бога – отца, Бога – сына и Бога – духа святого.

Христиане считают, что именно Бог- сын в образе Иисуса Христа, рожденного девой Марией путём непорочного зачатия, является спасителем людей, погрязших в своих грехах. Идея о спасении людей также является одной из центральных в христианстве. Важным в христианском вероучении считается и положение о воскресении распятого Христа и вознесении его на небо. Многие из предписаний христианства отражают общечеловеческие моральные нормы, другие же очень специфичны. К таким особым нормам относятся требования терпения, покорности, всепрощения, уважение всякой власти.

Основные положения христианства изложены в «священном писании» - Библии. Библия делится на две части: Ветхий завет и Новый завет. Первая часть взята из иудаизма и тождественна Танаху. Вторая часть – Новый завет - специфична для христианства. Она состоит из 27 книг: четырёх книг Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), в которых повествуется о жизни Христа и излагаются основы его учения, книги «Деяния апостолов», сообщающей о проповеднической деятельности учеников Христа, 21-го послания апостолов, представляющих собой письма написанные Павлом и другими учениками Христа и адресованные ранним христианским общинам, и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис), в котором автор излагает сообщённое ему Богом пророчество о дальнейшей судьбе мира и человечества.

«Священное писание» дополняется священным преданием (писания «отцов церкви» и постановления христианских соборов), но оно признаётся не всеми направлениями христианства. Таких направлений в настоящее время насчитывается пять: православие, католицизм, протестанизм, несторианство и монориситство. Правда, два последних направления намного уступают по числу своих последователей трём первым.

Рассмотрим православие , и какие у него имеются общие черты с католицизмом, а какие свои специфические. Оба этих направления проводят довольно резкую границу между духовенством, с одной стороны, и мирянами – с другой. Для духовенства предусмотрены одни правила поведения, для мирян – другие. Спасение людей, согласно православию и католицизму, может быть достигнуто лишь при посредничестве духовенства. И православные, и католики принимают наряду с Библией, также и «священное предание». Оба направления признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Как православные, так и католики почитают богоматерь, ангелов, святых, у них развит культ мощей и священных реликвий, практикуется монашество.

Много в православии и отличных от католицизма черт. Один из основных догматических отличий между православием и католицизмом – это вопрос об исхождении святого духа. В православии Бог – святой дух исходит только от Бога отца.

Для православного вероучения характерна также идея об абсолютном равенстве всей «божественной» троицы. В православии допускается выход из духовного звания. Православные священники по каноническим правилам должны быть женаты (однако в случае смерти жены вторично жениться не могут). Безбрачие требуется лишь для чёрного духовенства (монашества). Православным мирянам разрешён развод. В православных храмах богослужения ведутся на родном языке верующих, единственным музыкальным сопровождением богослужения является хоровое пение. Важное место в Русской православной церкви занимает вопрос о форме креста. Православная церковь допускает использование четырёх-, шести -, или восьмиконечного крестов.

Большим распространением пользуется восьмиконечный крест, им увенчано большинство православных храмов. Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский», прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус – подножие. Наклонный брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) – нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад.

В России от православия отделился ряд религиозных групп и сект. Значительная часть этих групп объединяется под названием старообрядчества.

Происхождение старообрядчества связано с расколом в Русской церкви, который произошел в XVII в. и формально был вызван церковными реформами, проведёнными патриархом Никоном. Фактически же раскол был обусловлен глубокими социальными причинами и, прежде всего недовольством широких кругов населения страны политикой царского правительства.

Старообрядцы делятся на две группы: поповцы (сохранили священство), беспоповцы (отказались от священства). Последователи старообрядчества признают лишь восьмиконечный крест, как единственно правильный.

Начнём говорить о католицизме с одного из важнейших догматических отличий от православия – с вопроса об исхождении святого духа. Католики считают, что Дух Святой исходит не только от Бога – Отца, но и от Бога – сына. Католицизму присущ культ богородицы. А в 1854г. даже был провозглашен догмат, утверждающий, что богоматерь, как и её сын, родилась через непорочное зачатие. Наконец, в 1950 г. дополнительно принят ещё догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо.

Отличительной чертой католического вероучения является представление о том, что святые образуют перед Богом запас добрых дел, которыми священники могут отпускать грехи верующих или ранее практикуемый выкуп греха (продажа индульгенций).

Католики верят, что кроме рая и ада существует ещё и чистилище, где души верующих, очищаются перед тем, как попасть в рай. В отличие от православия, признающего 7 вселенских соборов, католицизм признает 21.

У католиков не допускается выход из духовного звания. Безбрачие должны соблюдать не только монахи, но и белое духовенство. Миряне в католицизме могут вторично вступать в брак лишь в случае смерти супруга (развод запрещён). Высшее католическое руководство неоднократно выражало своё враждебное отношение к абортам и даже к применению любых противозачаточных средств. Богослужения ведутся в католических храмах в большинстве случаев на латинском языке и сопровождаются как хоровым пением, так и органной музыкой. Религиозным символом у католиков служит четырёхконечный крест.

Во главе католической церкви стоит Римский Папа, почитаемый верующими как наместник Христа на земле и преемник апостола Петра. Власть Папы абсолютна. Римский Папа, в соответствии с Лютеранскими соглашениями, заключёнными в 1929 г. с фашистским диктатором Муссолини, имеет своё суверенное государство Ватикан, которое занимает небольшую часть территории города Рима. Со всех концов земного шара в Ватикан идут пожертвования и другие поступления от верующих (т.к. одна из католических заповедей говорит мирянам отдавать десятую часть дохода церкви). Не брезгует Ватикан заниматься банковскими и прочими коммерческими операциями. Вследствие этого Римская церковь обладает огромными богатствами, расходуемыми на пропаганду идей католицизма. Под опекой Ватикана находятся несколько униатских церквей. Это откосившиеся от некоторых восточных христианских церквей группы. Они заключили с Римской церковью унию, т.е. подчинились Папе, приняли католические догматы, но сохранили свою обрядность.

Ислам

Третья мировая религия. Важнейшим догматом мусульманской религии является вера в единого Бога. Также характерна вера в ангелов и чертей. Аллах, как именуют своего Бога мусульмане, прислал на Землю своего пророка Мухаммеда (именно его учение и лежит в основе Корана – «Священного писания» мусульман). Пророками признаются также Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус.

Мусульмане подобно христианам верят в бессмертие души, страшный суд, рай и ад. Ислам предписывает своим последователям ежедневно молиться, отдавать часть дохода бедноте (фактически духовенству), поститься в определённое время и если допускают здоровье и средства совершить паломничество к «святым местам» (Мекка и Медина, города, где проповедовал Мухаммед). Женщине у мусульман отведено подчинешее положение.


Коран - состоящий из сур (глав) – содержит этические предписания, основы мусульманского вероучения. Коран - плохо отредактированное произведение. В нём много повторений и противоречий. Существует ещё сунна – книга, записанная со слов родственников Мухаммеда и его сподвижников.

В современном исламе существуют три направления: суннизм, шиизм и хариджизм.

Суннизм , кроме Корана, признаёт также сунну. Сунниты верят в предопределение. Свобода воли ими не признаётся. Внутри Суннизма существует ещё несколько сект.

Одна из них секта Ваххабитов , возникшая в XVII в. Ваххабитов иногда называют протестантами ислама. Они провозгласили возврат к раннему исламу. Отвергли духовенство, культ пророка Мухаммеда и запретили поклонения Черному камню в мечети Кааба, посчитав это идолопоклонством. Ваххабиты противятся любому прогрессу. С лозунгом очищения ислама от инородных черт выступает секта Сенуситов. В догматических вопросах они не отличаются от ваххабитов.

А Суннитская секта – Ахмадия (основанная в 1880-х Гуламом Ахмедом) впитала в себя черты христианства и индуизма.

Шиизм , в отличие от суннитов, принимает не всю сунну, а лишь повествование родственников Мухаммеда. Духовным руководителем для шиитов может быть лишь кровный родственник Мухаммеда. Для шиизма характерны ожидание Миссии (но это будет не сам Бог, как Иисус Христос у христиан, а девятый потомок Мухаммеда, Али). Шииты верят в свободную волю человека. Также допускается свободное толкование Корана. Шиитам также разрешено иметь временных жён. Шиизм породил большое количество сект.

Зейдиты , обособившиеся в VIII в, не верят в Миссию, отрицают временные браки. У зейдитов нет культа святых. Для них также характерна веротерпимость.

Исмаилизм , основанный в VIIIв. Исмаилом, испытал влияние буддизма. Исмаилиты видят Бога, как разум, создавший мировую материю и душу. Пророки – это воплощение мирового разума.

Друзы отошли от ислама ещё раньше. Они не совершают обряда обрезания, употребляют в пищу свинину и пьют вино. У друзов развита идея о перенаселении душ и о периодическом воплощении Бога на Земле. Последователи ещё одной секты Алавиты считают Богом Али (того самого которого шииты ждут в образе Миссии). Алавиты поклоняются звёздам. Верят в переселение душ. Обрядность алавитов напоминает христианскую. С Алавитами иногда отождествляют ещё одну секту – Али-Илахи (которая по вероучению действительно напоминает Алавизм).

Секта Бехаизм , основанная в XIXв. Бехауллой, провозгласила посланниками Бога Авраама, Иисуса, Кришну и конечно, Бехауллу. Призывает к терпимости.

Секта Бекташи напоминает дорвишский орден. В вероучении имеется ряд элементов христианства. Секта требует от своих членов безбрачия.

Хариджизм осуждает роскошь, запрещает музыку, игры, курение табака. С самого начала в хариджизме духовным наставником (халифом) может быть любой мусульманин.

Однако современный вариант хариджизма – И бадизм – утратил свой прежний демократический дух.

Буддизм

Буддизм возник как противопоставление брахманизму. Если брахманизм следовал классовому строю, то буддизм категорически отверг кастовые различия. Все люди, согласно буддизму имеют одинаковые шансы к «спасению». Ортодоксальный буддизм не признаёт божеств, создавших мир и руководящих им. Высшее духовное начало, по представлениям буддистов, распылено по всему миру и находится в состоянии постоянного покоя, называемом Буддой в себе. Буддизм считает любую жизнь ценой страданий. Эти страдания, полагают буддисты, обусловлены желанием людей существовать. Необходимо подавить в себе желание к жизни – лишь тогда прекратятся жизнь и сопутствующие ей страдания. Однако подавление стремления к бытию достигается человеком с большим трудом. Оно произойдёт лишь в том случае, если человек будет неуклонно следовать путём, указанным Буддой. Таким образом, лишь живя в соответствии с этическими предписаниями буддизма, морально совершенствуясь, верующий может рассчитывать на полное прекращение страданий, погружение в нирвану (небытие). Иначе человека ожидает новая цепь перерождений (сансара) и связанных с продолжением жизни страданий. Представление о перерождении заимствовано буддизмом из брахманизма. В соответствии с принципом кармы (воздаяния), также заимствованным из брахманизма, душа человека появляется при новом рождении в той или другой телесной оболочке. Буддисты связывают новое рождение с выполнением человеком этических заповедей религии. Весьма своеобразен и буддийский взгляд на человеческую душу.

Буддисты не считают её единым целым. Душа человека (как и его тело) является комбинацией различных частиц духовного начала – дхарм. Со смертью человека эти дхармы распадаются, чтобы потом соединиться в новой комбинации в соответствии с кармой. Правоверный буддист должен следовать особым правилам. Очень важной моральной заповедью буддизма является запрещение убивать любое живое существо. Стремящиеся к достижению нирваны особо религиозные буддисты, как и джайны, тщательно процеживают воду перед её употреблением. Буддист должен быть весьма воздержан в пище, соблюдать целомудрие и ряд других ограничений, т.е. фактически вести монашескую жизнь. Весьма важной этической нормой буддизма является принцип непротивления злу. Со злом, несправедливостью, согласно буддийскому вероучению, нельзя бороться, так как любое насилие вызывает ответное насилие. Правоверный буддист должен спокойно взирать на совершаемое зло, не принимая никаких мер к его предотвращению. Буддийское «священное писание» называется Трипитака . Трипитака состоит из трёх частей. Первая из них Виная – питака сообщает о правилах, которые должны соблюдаться в буддийских общинах. Вторая часть – Сутта-питака рассказывает о беседах, которые вёл Будда со своими учениками. В третьей части - Абидарма – питаке даётся толкование основных догматов буддизма. Каноническими считаются также книги Сутта – Нипата (сборник поэм о Будде и его учении) и Джатаки (сборник повествований о перерождении Будды). Буддизм распадается на два основных направления: хинаяна и махаяна. Хинаяна , или тхеравада, сохраняет основные положения раннего буддизма и требует от своих приверженцев неукоснительного соблюдения устава. Буквальный перевод слова «хинаяна» - «малая колесница», (узкий путь спасения). Хинаянисты считают, что лишь монашеская жизнь может обеспечить нирвану. И Будда в хинаяне не рассматривается в качестве божества, а почитается как великий учитель. В хинаяне имеется ряд сект: дхаммают, маханикая, мальватта, азгирия и др. Махаяна , основанная буддийским богословом Нагарджизной, значительно отдалилась от классического буддизма. Само название «махаяна» означает «большая колесница» (широкий путь спасения). Согласно этому широкому пути, спастись может не только монах, но и мирянин.\

В отличие от хинаяны махаяна признаёт существование большого числа божеств. Будда рассматривается как Бог. Кроме того, легендарный основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама считают лишь одним из Будд – Буддой Сакьямуни. Существуют и сотни других Будд: Будда Амитаба (властитель рая), Адибудда (творец мира), Будда Майтрейя (Будда будущего) и т.д. Помимо Будд, в махаянистском пантеоне имеются ещё бодисатвы, которые рассматриваются как существа, добившиеся права погружения в нирвану, но решившие остаться некоторое время на Земле для спасения людей. За бодисатвами следует архаты – святые. Верят махаянисты также в злых духов и другие сверхесттественный существа. Для махаяны характерно также представление о рае и аде, неизвестные в хинаяне.

Индуизм

Самой крупной по числу последователей ограниченной религией классового общества является основная религия Индии – индуизм, предоставляющая реформированную форму брахмаизма. Впрочем, индуизм – это скорее не единая религия, а совокупность религиозных систем, связанных общим происхождением и обладающих рядом общих черт.

Для индуизма характерно также отсутствие каких-либо руководящих органов; это, если можно так выразится «нецерковная религия». Индуисты почитают большое количество божеств, среди которых особо выделяется Бог-хранитель Вину и Бог- разрушитель и созидатель Шива. Важное место в индуизме занимают положения о дхарме, карме и перерождении. Дхармой индуисты называют установленный для каждой касты порядок жизни (занятие, поведение в быту и т.д.). Карма – это воздаяние или невыполнение дхармы. После смерти человека ожидает перерождение. Его душа воплощается в ту или другую телесную оболочку в соответствии с принципом кармы или даже в тело небожителя. При невыполнении дхармы душе грозит воплощение в тело человека, занимающего более низкое сословно-кастовое положение или даже в тело животного или растение. Индуизм дал ряд сект, из которых мы рассмотрим две: кабир-пантхи и религиозное общество Арья самадж. Вашнуитская секта кабир-пантхи была основана на рубеже XV- XVI вв. известным индийским поэтом Кабиром. В вероучении секты много заимствований из мусульманской религии; Кабир как бы хотел примирить индуизм и мусульманство. Секта выступила против кастового строя, в ней был провозглашен принцип единобожия. Сектанты отказались от любых священных книг, обрядов, проповедовали религиозную терпимость. Религиозно-реформаторское общество Арья самадж было создано в 70-х годах XIX в. Даяпандой Сарасвати. Общество, со временем превратившиеся в особую секту, резко отрицательно относилось к английскому колониальному государству, а заодно проявляло враждебность ко всем христианам и мусульманам. Своей целью Арья самадж провозгласила возрождение древней ведической религии. Секта выступает против кастового строя, против весьма характерных для Индии браков в раннем возрасте. В Арья самадж принята идея монотеизма и ведётся решительная борьба идолопоклонством.

Индуистская религия играет весьма консервативную роль в общественной жизни Индии. Защищая все архаичное, противясь нововведениям и реформам, индуистские жрецы являются мощной силой, тормозящей прогрессивное развитие страны. Характерно, что индуистская религия становится знаменем для многих реакционных организаций.

Джайнизм

Индитская религия, вышедшая из недр брахмаизма, решительно отвергнула кастовый строй. Джайны не только отвергли политическую систему, но и отказались поставить на её место какое-нибудь единое божество, мировую душу. Они признают лишь индивидуальные души, которые считают бессмертными и в каждый конкретный момент находящимися в определенной телесной оболочке. Воплощение души умершего человека в ту или иную новую оболочку зависит, согласно джайнизму, от того, насколько праведной была предыдущая жизнь. Таким образом, джайнизм полностью заимствовал от брахманизма его положения о карме и перерождении. Не имея каких-либо божеств, джайны больше всего почитают своих легендарных пророков, последним 24-м по счету из которых они считают основателя религии – Вардхаману Махавиру, или Джинну. Именно от имени этого пророка и происходит название самой религии. Одним из важнейших положений джайнизма, кстати, заимствованным от него индуизмом, является представление об ахимсе – недозволенности любого насилия в отношении живого существа. Наиболее правоверные джайны, боясь убить что-нибудь живое, не только являются абсолютными вегетарианцами, но и дышат через вуаль, пьют только фильтрованную через ситечко воду, разметают землю перед собой веником. Джайны подразделяются на две основные секты. Первая из них - дигамбар («одетые воздухом»)- доводят свой аскетизм до отказа от ношения какой-либо одежды. Вторая, более многочисленная секта – шветамбар – получила своё название от носимой её членами белой одежды.

Сикхизм

Возник в конце XV – начале XVI в. как индуистическая секта, но позже сикхизм обособился настолько, что фактически сейчас является самостоятельной религией. Сикхизм провозглашает единобожие. Большим почитанием пользуются девять духовных наставников (гуру), в том числе и основатель сикхизма Нанак. Поклоняются же сикхи «священной» книге Адиграытх, в которой изложено их вероучение. Ни духовенства, ни публичных богослужений у сикхов нет. Религиозные обряды у них сильно упрощены. Сикхистская религия запрещает создавать какие-либо изображения божества. Не практикуются у сикхов и посты, паломничества. Сикхизм враждебно относится к жертвоприношениям, полностью отвергает кастовый строй.

Даосизм

Одна из религий современного Китая, возникла на основе даоситского философского учения, созданного Лао-Цзы. Согласно философскому даосизму, основой возникновения, изменения и конца всех вещей является Дао, что в переводе означает «путь». Одни из последователей Лао-Цзы видели в Дао естественный ход жизни, природу, другие давали ему метафизическое истолкование. Лао-Цзы учил о том, что всё в мире находится в постоянном изменении, все вещи и явления со временем переходят в свою противоположность. Однако, видя единство противоположностей, он не замечает их борьбы. В своём учении Лао-Цзы, осуждая угнетение, в тоже время лучшим способом достижения гармонии считает бездеятельность. Народные верования, превратили даосизм в типичную политическую религию. В современном даосском пантеоне старшей считается божественная троица: Паньгу, Юйхуан и сам Лао-Цзы. Кроме того, есть множество других божеств и святых. Даоссисты имеют многочисленное жречество. Старшим даосским жрецом считается Тяньши («даосский папа»).

Конфуцианство

Занимает особое своеобразное место среди других верований. Конфуцианство совершенно не знает перечества; кроме того, в этой религии наибольшее внимание уделяется этическим мотивам, а сюжеты мироздания развиты очень слабо. В связи с этим конфуцианство часто считают не религией, а философско-этическим учением. Но всё-таки конфуцианство, как и прочие верования, имеет характерную для любой религии черту – веру в сверхъестественное. Важнейшими книгами конфуцианцев являются сочинения, именуемые Пятикнижием (Уцзин) и Четверокнижием (Сышу). Следует отметить, что значительная часть содержания конфуцианских книг посвящена историческим событиям, поэтическим произведениям, описаниям церемоний и т.п. и прямого отношения к религии или философии не имеет. Одно из основных положений конфуцианства – требование безоговорочного подчинения вышестоящему старшему. Различия в общественном положении людей, согласно конфуцианству, предначертаны небом, и никто не должен сопротивляться этому. Каждый, кто посягнёт на более высокий статус, должен быть, в соответствии с конфуцианским принципом «чжэнмин» поставлен на своё место. Конфуцианство учит с большим уважением относиться к власти, так как, согласно его догмам, мудрый правитель выполняет на земле волю небес, связывает подчинённых ему людей с небом. При своей трансформации в одну из китайских местных религий конфуцианство впитало в себя китайские народные верования, в первую очередь культ предков и культ природы. Верховным божеством у конфуцианцев почитается небо, обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи. Конфуцианцы верят в загробную жизнь, для умилостивания душ умерших совершаются жертвоприношения.

Конфуцианство всегда представляло собой мощную консервативную силу, препятствовавшую подлинному прогрессу китайского общества. Воспитывая в народе преклонение перед любой властью, чинопочитание, оно способствовало прочному внедрению в китайский общественный быт бюрократической идеологии.

Синтоизм

Синтоизм – религия Японии, возникшая на базе японских родоплеменных верований, по-прежнему сохраняет многие элементы этих верований. Синтоизм политеистичен. Мир, по представлениям синтоистов, населён всевозможными божествами и духами. Во главе синтоистского пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Вплоть до окончания второй мировой войны синтоисты обожествляли и особу японского императора, который считался потомком Аматэрасу. После войны была объявлена свобода вероисповеданий, а японский парламент специальным актом отменил доктрину божественного происхождения императора. Однако, несмотря на официальную отмену культа императора, многие синтоисты продолжают читать умерших императоров богами. Весьма характерен для синтоизма и культ погибших на войне «героев».

Основные каноны синтоизма изложены в «священной» книге этой религии- Кодзики, написанной в VIII в. В этой книге в мифологической форме рассказывается о происхождении мира, страны и народа, описывается созидательная деятельность богов и героев. Основные синтоические обряды заключаются в молитвах и жертвоприношениях. Эти несложные по своему характеру ритуалы совершаются в храмах (дзиндзя). В этих храмах служат жрецы, подразделяющиеся на несколько рангов. Спецификой синтоизма является передача должности жреца по наследству.

Существуют два вида синтоизма: ортодоксальный (храмовый) и сектантский.

Сектантский синтоизм очень разнороден. Одна из сект близка древним японским верованиям («горные»), другие недалеко отошли от ортодоксального синтоизма, третьи впитали в себя многие элементы буддизма или конфуцианства, четвёртые весьма сильно отделились от ортодоксального синтоизма по вероучениям, имеют свой собственный пантеон и свои священные книги. К «горным» сектам относятся небольшие секты фусо и дзикко . Из сект, сильно отдалившихся от традиционного синтоизма, следует отметить довольно крупную секту тэнри. Эта секта имеет своё особое божество, разума.

Новосиитский характер имеют также секты конко и нуродзуми и группа сект омого . Значительно ближе к ортодоксальному синтоизму стоят секты синко тай, и дзумо оясиро, синри, синто сюсей, синто тайсей, митакэ, синею, лисоги.

Иудаизм

Современный иудаизм представляет собой монотеическую религию. Он провозглашает евреев богоизбранным народом. Согласно иудаизму, сотворивший мир всемогущий Бог Яхве заключил с евреями особые договоры – заветы. По этим договорам Яхве передал евреям власть над страной, за что те обязались не почитать других богов и выполнять заповеди Яхве.

Иудаисты верят в грядущий приход Мессии, который должен сотворить праведный суд. Верят они также в бессмертие души, посмертное воздаяние и загробную жизнь. Основным условием спасения считается непоколебимая вера в Бога Яхве. Основным «священным писанием» у иудаистов считается Танах (тождественный христианскому ветхому завету, состоящий из трёх групп книг: Пятикнижие (Тора), Пророки, Писания. Большое значение признается и составленному в III – V вв. Талмуду, предоставляющему собой толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических правовых и бытовых предписаний. Религиозной общиной иудаистов является синагога, возглавляемая раввином (учителем религиозного закона). Синагогой называется также иудаистический молитвенный дом. Храмов и жрецов в иудаизме нет. Эта религия строго запрещает работать в субботу, не разрешается в субботу также зажигать или гасить свет и т.д. Караимы , отделившиеся от иудаизма в VIII в. н.э. основывают своё вероучение только на Ветхом завете. Талмуд караимы не признают. Очень древнее происхождение имеет весьма малочисленная сегодня секта самаритян . Они отвергают не только Талмуд, но и часть книг Ветхого завета. Обязательными для них являются лишь Тора и книги Иисуса Навета. Значительно большее количество последователей имеет возникшее в первой половине XVIII в. течение иудаизма – хасидизм . Это течение отказалось от мелочного расписания каждого шага верующего. Основатель хасидизма Израиль Бешт говорил, что главное вовсе не в знании Библии и Талмуда, а в благочестии и молитве. Для хасидизма очень характерен крайний пшетицизм. Под знаменем этого течения расплодились святые – цадики, претендующие на посредничество между Богом и народом. Если раньше между ортодоксальными иудаистами и хасидами шла жестокая борьба, то теперь прежней враждебности почти не осталось.

Зороастризм

Ещё одна религия, возникшая в Передней Азии. Одним из основных положений этой религии является ярко выраженным представлением о противоборстве доброго и злого начал. «Священной» книгой зороастрийцев является Авеста . Древнейшая её часть приписывается легендарному Заратуштре, другие её части были написаны несколько веков спустя первой. Доброе начало в зороастризме олицетворяет Ахура -Мазда. Он предстаёт в роли творца. Олицетворение злого начала – Анхра-Майнью также наделён способностью творить, однако плоды его творчества вредны для людей. Зороастрийцы почитают огонь, имеющий по их взглядам очищающую силу. По этой причине их нередко называют огнепоклонниками. В отличие от других ранних религий классового общества, зороастризм осуждает кровавые жертвоприношения.

Весьма специфично также отношение зороастрийцев к человеческим трупам: они считают их чем-то нечистым. Зороастрийцы хоронят своих покойников в специальных «башнях молчания», где помещённые в ниши трупы оставляются на растерзание хищным птицам. Закапывание тела в землю, водяное погребение, кремацию последователи зороастризма считают недопустимыми, так как нечистый труп может осквернить землю, воду и огонь. Зороастрийцы верят в загробную жизнь: они полагают, что души праведных людей попадают в царство Ахура - мазды – рай, души же грешников отправляются в царство Аихра-Майнью – ад. Характерной чертой зороастризма являются представления о скором конце мира. В древнем зороастрийском гимне сказано «в час воскресение восстанут все, жившие на земле, и соберутся к престолу Ахура-Мазды выслушать оправдание и прощение». В одно и то же время изменяется и мир и его население. Поэтому день конца этого мира представляется зороастрийцам как новое рождение. Вселенский конец есть дверь в новую жизнь. Для прощённых будут созданы новая земля и новые небеса. После воскресения мёртвых в течение трёх дней и трёх ночей праведные будут отделены от грешников. На четвёртый день злобный Ахриман будет обращён в личину и всемогущий Ахура-Мазда воцарится повсюду. Зороастрийцы называют себя – «люди Апокалипсиса», одни из немногих, кто бестрепетно ожидает конца света .

Принципы классификации религий

Классификация религий включает:

    объединение исторически существовавших религиозных общин, имевших сходные элементы, и соответствующие группировки;

    объединение сходных религиозных феноменов в категории, позволяющее раскрыть структуру религиозного опыта человечества в целом.

Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. Никогда не существовало безрелигиозных народов, поэтому наша задача - найти принципы, которые помогли бы справиться с объемом информации, которая лежит перед нами и избежать путаницы.

Принципы классификации религий: нормативные , географические , этнографические и лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологические классификации.

Нормативные принципы

Являются наиболее распространенными принципами, делят религии на истинные и ложные. Продолжают существовать с существующими апологетическими методами.

Недостатки : Не имеют научной ценности, т.к. субъективны и предвзяты; не существует критериев, на основе которых они строятся.

Географические принципы

Основываются на географическом распределении религиозных общин. Состоит в том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного шара, группируются. Наиболее употребительными являются следующие категории:

  • религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.);
  • религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);
  • религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)
  • религии Африки или племенные культы Черной Африки;
  • религии Америки (верования индейцев);
  • океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);
  • классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.

Недостатки: Многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного региона (напр., ислам), или наибольшей распространенности достигают не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме того, один и тот же регион континента может быть место существования множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений.

Этнографические и лингвистические принципы

Примером может служить классификация немецкого филолога Варда .

Вард разработал "Этнографическо-историческую классификацию человеческих рас для облегчения изучения религий". Главные разделы классификации Варда:

  • океанические расы;
  • африканские расы;
  • американские расы;
  • монголоидные расы, включающие семитов и арийцев и являющиеся источником происхождения семитической, индо-арийской и европейской рас.

Продолжение читайте в следующем Выпуске рассылки.

Философские классификации

Примеры: классификация Гегеля и О. Пфлейдера

Гегелевская классификация

Изложена в "Лекциях по философии религии". История религии, по Гегелю, процесс, посредством которого Дух (= реальность истории) приходит к полному самосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа, которые направлены к достижению абсолютной цели истории. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем. Какую роль они сыграли в самореализации Духа. Все религии Гегель разделяет на три группы:

1. Природные религии (находятся на низшем уровне развития) - основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные (магические) религии, религии Китая и Индии (включая буддизм), древние религии Персии, Сирии и Египта.

2. Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая религия, древнеримская религия.

3. Абсолютная религия или религия абсолютной духов ности (находится на высшем уровне) - христианство.

Недостатки классификации Гегеля: нет места исламу; непонятно, как быть с последующим историческим развитием.

Морфологические классификации

Подразумевают, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики.Морфологические классификации также называют эволюционными.

Родоначальник морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура").

Классификация Тайлора имеет следующий вид:

    Культ предков , характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших.

    Фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами.

    Идолопоклонство - образ (идол) рассматривается как символ духа или божества.

    Тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями.

    Политеизм - исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют "специализированные" божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей.

    Монотеизм - вера в высшее и единое божество.

Феноменологические классификации

Пример : классификация голландского ученого Г. ван дер Леу ("Феноменология религии")

Классификация Г. ван дер Леу

  • объект религии - то, на что направлены религиозные чувства и действия;
  • субъект религии - душа, где объединены свещеннослужитель, священная община и священное в человеке;
  • субъект и объект в их взаимодействии;
  • мир, пути к миру и цели мира;
  • формы религии.

Классификация:

  • религии уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века);
  • религии борьбы (зороастризм);
  • (буддизм);
  • религия воли и послушания (иудаизм);

    религия величия и унижения (ислам);

    религия любви (христианство).

Не существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит пеерд собой религиоведение.

Самый плодотворный подход к предмету, вероятно, состоит в использовании множеств разнообразных классификаций одновременно.

Критерии к классификациям религий

Классификации не должны быть субъективными и предвзятыми; их предметами должны быть сущностные и типические черты религиозной жизни; должны представлять как общие черты, так и особенности и уникальности религиозных форм; должны отражать динамику религиозной жизни.

С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; "Феникс", 1996.
Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.



 

Возможно, будет полезно почитать: